Существительное, прилагательное, глагол
Существительное, прилагательное, глагол — это самостоятельные части речи русского языка, имеющие характерные морфологические и синтаксические признаки.
Предложение и слова разных частей речи
Чтобы сообщить что-то или узнать о чём-то, мы пользуемся словами. В своей речи говорящий подбирает слова не беспорядочно, а в соответствии с востребованным значением сообщения, причём ставит их в определённую грамматическую форму, необходимую для оформления связного высказывания.
Из слов с определённым значением и в заданной грамматической форме складывается такая единица общения, как предложение.
Какие же слова выражают мысль? О ком говорится в предложении? О котёнке. Смысловым центром предложения является слово «котёнок», к которому зададим вопрос кто?
Рассмотрим другой пример.
В этом предложении говорящий сообщает нам о солнце. К этому слову поставим вопрос что?
Рассмотрим слова, составляющие эти предложения, как части речи русского языка, выяснив их грамматическое значение и морфологические признаки.
Имя существительное
Слова «котёнок» и «солнце» объединены общим значением. Оба слова называют предмет. Это общее грамматическое значение предметности характерно для многих слов русского языка, которые по этому важному признаку объединяются в один класс — самостоятельную часть речи имя существительное.
Итак, существительные, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос кто?
- (кто?) ученик;
- (кто?) девочка;
- (кто?) ёжик;
- (кто?) рыбка.
Существительные, которые называют неживые предметы, отвечают на вопрос что?
- (что?) солнце;
- (что?) дерево;
- (что?) город.
Слова этой части речи имеют свои характерные признаки. Каждое существительное обладает категорией рода:
- сильный ветер (муж. род);
- веселая музыка (жен. род);
- тонкое полотно (ср. род).
Если к имени существительному можно подобрать слова «он», «мой», значит оно находится в форме мужского рода.
Существительные изменяются по числам. Слова, обозначающие один предмет, имеют форму единственного числа. То же слово может обозначать несколько или много предметов, если его поставить в форму множественного числа, изменив в нём окончание.
Понаблюдаем:
- один карандаш — пять карандаш ей
- сосн а — сосн ы
- облак о — облак а .
Существительное изменяется по падежам, приобретая необходимую грамматическую форму для употребления его в предложении.
Лягушки громко квакают (к чему?) к дождю (д. п.).
Имя прилагательное
В предложении имя существительное поясняет зависимое от него слово, которое выражает признак предмета. От имени существительного поставим к нему вопрос:
- котёнок (какой?) пушистый;
- солнце (какое?) яркое.
Слова «пушистый», «яркое» имеют общее значение признака. В соответствии с этим значением они принадлежат к самостоятельной части речи, которая в грамматике русского языка называется именем прилагательным.
Имя прилагательное изменяется по родам и числам в зависимости от того, существительное какого рода и числа оно определяет:
- светл ый день (м. р.);
- светл ая полоса (ж. р.);
- светл ое платье (ср. р.);
- светл ые волосы (мн. ч.).
Слова этой части речи изменяются по падежам:
- и. п. смелый, смелая, смелое, смелые
- р. п. смелого, смелой, смелого, смелых
- д. п. смелому, смелой, смелому, смелым
- в. п. смелого, смелой, смелого, смелых
- т. п. смелым, смелой, смелым, смелыми
- п. п. о смелом, о смелой, о смелом, о смелых
Качественные прилагательные характеризуются тем, что имеют краткие формы (темный — тёмен) и степени сравнения, выражающие интенсивность проявления признака:
- тёмный — темнее, более тёмный, самый тёмный, темнее всех;
- сладкий — слаще, менее сладкий, самый сладкий, слаще всех.
Что такое глагол?
В каждом предложении обязательно есть слово, которое выражает, что происходит с предметом, что о нём говорится.
- котёнок (что делает?) мяукает;
- солнце (что делает?) светит.
Способность обозначать действие отличает эти слова от существительных и прилагательных. В русском языке такие слова называют глаголами.
Глагол имеет ряд характерных грамматических признаков: время, лицо, число, род.
Глаголы изменяются по временам. Они могут называть действие, которое совершается в момент речи о нём, то есть сейчас; действие произошло до момента речи (в прошлом) или произойдет после сообщения о нем (в будущем). В связи с периодами протекания действия у глаголов различают настоящее, прошедшее и будущее время:
- мальчик (что делает?) рисует (наст. время);
- мальчик (что делал?) рисовал (прош. время);
- мальчик (что будет делать?) будет рисовать (буд. время).
В формах настоящего и будущего времени глагол имеет категорию лица и числа:
- 1 лицо я пиш у — мы пиш ем
- 2 лицо ты пиш ешь — вы пиш ете
- 3 лицо он пиш ет — они пиш ут
В формах прошедшего времени у глаголов определяется род:
- он (что сделал?) сообщил (м. р.);
- она (что сделала?) сообщил а (ж. р.);
- радио (что сделало?) сообщил о (ср. р.).
Другие категории глагола (вид, возвратность, спряжение, наклонение) изучаются в старших классах.
Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»
Как найти прилагательные с именами существительными
Имя прилагательное как часть речи. Признаки
Имя прилагательное как часть речи
Раздел кодификатора ОГЭ: 4.1 Самостоятельные части речи.
Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? , что определяет зависимость его основных категорий (рода, числа и падежа) от рода, числа и падежа имени существительного.
Понятие признака охватывает множество самых разных значений: цвет (зелёный, синий), величину (большой, маленький), протяженность (длинный, короткий), пространственные и временные отношения (прибрежный, вечерний), материал (шерстяной, бронзовый), принадлежность (мамин, дядин), внутренние и внешние качества (умный, худой) и др.
Имя прилагательное как часть речи. Признаки
Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж единственного числа мужского рода.
Синтаксическая функция: определение или именная часть сказуемого (в краткой форме), реже — другие члены предложения.
Все конспекты уроков по теме «МОРФОЛОГИЯ: Имя прилагательное»:
Разряды имён прилагательных (краткий обзор)
Качественные прилагательные:
1. Имеют степени сравнения (светлее, светлейший).
2. Имеют краткую форму (светлая — светла).
3. Образуют наречия (светло).
4. Могут образовывать (путём повтора слова) сложные прилагательные (синий-синий).
5. Могут образовывать прилагательные с приставкой не-(недобрый).
6. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкатель-ным суффиксом (миленький).
7. К ним можно подобрать синонимы и антонимы (поразительный — удивительный, дивный, потрясающий; хороший — плохой, добрый — злой).
Относительные прилагательные обозначают признаки предмета, которые проявляются через отношение к другому предмету (шерстяной — из шерсти, приморский — около моря, осенний — относящийся к осени).
Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности предмета лицу (отцовский дом) или животному (кошкин дом) и отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
Переход прилагательных в существительные
(СУБСТАНТИВАЦИЯ)
1. Имена прилагательные могут переходить в существительные: военный парад (прил.) — красивый военный (сущ.). Такие существительные (субстантивированные имена прилагательные) называют:
Как связано имя прилагательное с именем существительным?
Как связано имя прилагательное с именем существительным?
Имя прилагательное с именем существительных связано числами.
Существительное связанно с прилагательным по вопросу.
К именам существительным подбери имена прилагательные, выдели у имён прилагательных окончание?
К именам существительным подбери имена прилагательные, выдели у имён прилагательных окончание.
Замини имена прилагательные однокореными именами существительными с предлогами из с для?
Замини имена прилагательные однокореными именами существительными с предлогами из с для.
Как связано имя прилагательное с именем существительным?
Как связано имя прилагательное с именем существительным?
Образовать от имени существительного «деревня» однокоренное имя прилагательное?
Образовать от имени существительного «деревня» однокоренное имя прилагательное.
Склоните имя прилагательное морской вместе с каждым именем существительным?
Склоните имя прилагательное морской вместе с каждым именем существительным.
По каким признакам можно узнать имена существительные имена прилагательные?
По каким признакам можно узнать имена существительные имена прилагательные?
Выпиши из предложения словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного.
Почөму имена прилагательные связаны именно с именами существительными?
Почөму имена прилагательные связаны именно с именами существительными.
Подобрать к имени существительному имя прилагательное?
Подобрать к имени существительному имя прилагательное.
Почему имя прилагательное связано с именем существительным?
Почему имя прилагательное связано с именем существительным.
Выпишите имена прилагательные с теми именами существительные , с которыми они связаны?
Выпишите имена прилагательные с теми именами существительные , с которыми они связаны.
На странице вопроса Как связано имя прилагательное с именем существительным? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 1 — 4 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
1)Часть речи слова Необыкновенная — имя прилагательное. 2)Морфологические признаки : Начальная форма : необыкновенный (именительный падеж единственного числа мужского рода) ; Постоянные признаки : качественное ; Непостоянные признаки : единственное ..
В тумане кружатся жёлтые листья. Я поднимаюиз колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезнойводой и слушаюрожок пастуха. Он слышится ещё далеко, у самой околицы. Я иду в пустуюбаню, кипячучай. На печке заводит свою ..
В туманЕ кружАтся жЁлтые листЬя. Я поднимаю из кОлодца ведро воды. Из ведра выскакиваЕт лЯгушка. Я облИваюсь кОлодезной водой и слушаю рожок пАстуха. Он слышИтся ещё дАлеко, у самой околицЫ. Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печкЕ..
Параллелипипед вроде вот так.
Вот так — параллелипипед.
Яркие звезды , огромные стада , могучие деревья.
Но тут же всё ясно написано.
Яркие звезды, огромные стада, могучие деревья.
Тут ведь слова все существительные. Крепость, вещь, ночь, мебель, полотенце, здоровье, дочь, лица, река, озеро, высота, ель, мышь, речь, дядя с окончанием. Остальнлные нулевые.
Недалекое 1. Н. ф. Недалекий 2. Пост. — качеств ; непост. — в Им. П. , ед. Ч. , ср. Р. Солнечных Н. Ф солнечный пост. Качеств. Не пост. В Им. П. мн. Ч. Изумрудными н. Ф. изумрудный.
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/suschestvitelnoe-prilagatelnoe-glagol.html
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6969833_kak-svazano-ima-prilagatelnoe-s-imenem/
- Главная
- 5-Класс
- Русский язык
- Видеоурок «Согласование имени прилагательного с именем существительным»
Видеоурок «Согласование имени прилагательного с именем существительным»
В разделе Русский язык 11 уроков
Содержание:
- § 1 Согласование имени прилагательного с именем существительным
- § 2 Как появилось имя прилагательное
- § 3 Примеры
- § 4 Написание безударных окончаний прилагательных
- § 5 Краткие итоги урока
§ 1 Согласование имени прилагательного с именем существительным
Начнём урок с наблюдения.
Из телепрограммы выпишем три названия телепередач, включающих прилагательные, а также вспомним и запишем три названия художественных произведений, включающих имена прилагательные.
Я нашла такие названия телепередач: «Местное время», «Дорожная азбука», «Чудеса Солнечной системы», вам предстоит найти и другие названия, соответствующие нашему заданию.
Из названий художественных произведений я предлагаю записать: «Безумная Евдокия» (автор повести Анатолий Алексин), название повести «Весенние перевёртыши» (В. Тендряков), название рассказа В.А. Бахревского «Собака на картофельном поле».
Определим род, число и падеж имен существительных, к которым относятся имена прилагательные, а также род, число и падеж имен прилагательных.
Занесём полученные данные в таблицу, состоящую из трех колонок, где
1 колонка это название художественных произведений и телепередач,
2-ая — род, число, падеж имени существительного,
3-я — род, число и падеж имени прилагательного.
Сравним результаты.
Название |
Род, число, падеж имени существительного |
Род, число и падеж имени прилагательного |
«Местное время» |
время — ср.р., ед.ч., И.п. |
Местное |
«Дорожная азбука» |
азбука – ж.р., ед.ч., И.п. |
Дорожная |
«Чудеса Солнечной системы» |
системы |
Солнечной |
«Безумная Евдокия» |
Евдокия — ж.р., ед.ч., в им. п. |
Безумная |
«Весенние перевёртыши» |
перевёртыши |
Весенние |
«Собака на картофельном поле» |
(на) поле |
картофельном |
Какой вывод можно сделать?
Называя признаки предметов, прилагательные поясняют существительные, поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему приспособиться к имени существительному.
Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, т.е. имеют тот же род, число и падеж, что и существительные. Если существительное женского рода, то и прилагательное принимает форму женского рода (дорожная азбука), если существительное употреблено в предложном падеже, то и прилагательное употребляется в том же падеже (на картофельном поле), если существительное в форме множественного числа, то и прилагательное принимает форму множественного числа: весенние перевёртыши.
Изменяются имена прилагательные по родам, числам и падежам. Даже в самых сложных случаях прилагательное сообщает нам о роде существительного.
Например,
ценная бандероль (прилагательное ценная в женском роде),
просторный вестибюль (прилагательное просторный в мужском роде).
А если существительное неизменяемое? Какаду, пальто, шимпанзе, пенальти. Опять же, на помощь приходит имя прилагательное, потому что по его форме можно определить род неизменяемого существительного:
решающий пенальти прилагательное в м.р.,
модное пальто прилагательное в ср.р.,
смешной какаду прилагательное в м.р.,
заботливая шимпанзе прилагательное в ж.р., здесь речь идёт о самке шимпанзе.
Во множественном числе род прилагательного не различается:весенние перевёртыши, весенние птицы, весенние деревья. Независимо от рода существительного в единственном числе (перевёртыш, птица, дерево), форма прилагательного одна и та же (весенние).
§ 2 Как появилось имя прилагательное
Прилагательное очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному. Об этом есть сказка Сергея Шумахера «Как появилось имя прилагательное».
В сказке рассказывается о том, что
Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа.
§ 3 Примеры
Раз имя прилагательное согласуется с именем существительным по таким грамматическим признакам, как род, число и падеж, то и определить данные признаки можно по роду, числу и падежу имени существительного.
Прилагательное + существительное. Нужно уметь находить такие словосочетания в тексте.
Потренируемся. Прочтём отрывок из текста Д. Зуева об июле:
Июль – макушка лета. Трепещет и дрожит жаркий полдень. Не шелохнутся в тени густые заросли трав и кустов. В золотистом мареве зелёный мираж июльского пейзажа.
Выпишем словосочетания, соответствующие схеме прилагательное + существительное:
1 предложение — говорится ( о чём?) об июле, прилагательных, которые поясняют существительное июль нет.
Во 2 предложении рассказывается (о чём?) о полдне. Полдень (какой?)жаркий.
Первое словосочетание жаркий полдень.
В 3 предложении повествуется о зарослях трав и кустов. Заросли (какие?)густые.Густые заросли – Второе словосочетание.
В 4 предложении говорится о мираже. Мираж(какой?)зелёный. Мираж(чего?)пейзажа.Пейзажа (какого?)июльского. Мираж(в чём? где?)в мареве. В мареве(каком?) золотистом. Выписываем словосочетания: зелёный мираж, июльского пейзажа, золотистом мареве.
Грамматические признаки и существительного, и прилагательного в каждом словосочетании совпадают. Имена прилагательные стоят в том числе, роде и падеже, что и имена существительные.
§ 4 Написание безударных окончаний прилагательных
Можем ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных:
весе́нн.. перевёртыши, на карто́фельн.. поле, со́лнечн.. системы, в золоти́ст.. мареве, ию́льск.. пейзажа.
Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, нужно:
1. выяснить, к какому существительному оно относится;
2. задать к прилагательному вопрос от этого существительного;
3. по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.
Первый шаг нами уже выполнен ранее: мы выясняли, к каким существительным относятся прилагательные:
весе́нние перевёртыши,
на карто́фельном поле,
со́лнечной системы,
в золоти́стом мареве,
ию́льскогопейзажа.
Переходим ко 2-му шагу: задаём вопрос от существительного к прилагательному:
§ 5 Краткие итоги урока
Итак, имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа. Во множественном числе род прилагательного не различается, род определяем только у прилагательных в форме единственного числа. Безударные окончания прилагательных определяем по вопросам от существительного к прилагательному.Окончания -ый, -ий не проверяются вопросами.
Список использованной литературы:
- Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 152 с.
- Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
- Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. — 2-е изд. — М.: Линка — Пресс, 1994.
- Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М., 1988. — 240 с.
- Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. — М.: 2010. — 192 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М. , 1992.
- Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
- Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы — составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. — М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
- Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. — М.: Просвещение ,1993. — 287 с.
- Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с. — ФГОС.
Подпишись и будь
в курсе новых событий и новостей!
Найти все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся.
(Казалось , что от нее , как от сказочного светильника, струился тихий свет.
Вы открыли страницу вопроса Найти все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 — 4 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
Цель: Дать знание о взаимосвязи имен
прилагательных с именами существительными.
Литература: С.И. Ожегов “Толковый
словарь”.
Тип занятий: урок изучения нового
материала.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку |
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку |
2 | Словарно-орфографическая работа | – Определите словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, и назовите его. |
– Это слово матрёшка. |
– Объясните лексическое значение этого слова: – Что такое матрёшка?
– Какая это игрушка? |
–Это игрушка. Она деревянная, красивая, состоит из нескольких маленьких кукол. |
||
– Обобщите всё сказанное. | – Матрёшка – это деревянная игрушка, состоит из нескольких кукол. |
||
– Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре даёт следующее определение: Матрёшка |
|||
– Что можно отметить в написании слова? |
-Безударная гласная а, парная согласная в корне слова ш. |
||
– Запишите слово с комментированием. |
– Слово матрёшка: три слога, ударение падает на второй слог, первая гласная а – безударная, непроверяемая, парная согласная ш, проверочное слово — матрёшечка. |
||
3 | Актуализация знаний | – Определите, какой частью речи является словарное слово. |
– Имя существительное. |
– Что такое имя существительное? |
– Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? |
||
– Назовите грамматические признаки имени существительного. |
– Имена существительные могут быть одушевлённые и неодушевлённые, бывают мужского, женского или среднего рода .Например:… |
||
– Как определить род имени существительного |
– К именам существительным м.р. можно подставить слова–- он, мой. Например,… Ж. р. — она, моя. Например, С.р. — оно, моё. Например,… |
||
– У каких существительных мы не можем определить род? |
– У существительных множественного числа. |
||
– О какой части речи говорится в этом стихотворении: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. |
– Об имени прилагательном. | ||
– Что такое имя прилагательное? | – Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Например, … |
||
– Назовите грамматические признаки имён прилагательных. |
– Изменяются по родам, числам. | ||
– Какую роль играют имена прилагательные в речи? |
Ответы детей. | ||
4 | Целеполагание и мотивация | – Я рассказала об истории русской матрёшки иностранному гостю, и после моей беседы он составил такие словосочетания матрёшка мастер знаменитая дело золотой (определите часть речи) |
1-й столбик — имена существительные, 2-й столбик — имена прилагательные. |
– Прочитайте слова парами. Что вы заметили? |
– Они не связаны. | ||
– Что не хватает именам существительному и прилагательному? |
– Связи между именем существительным и именем прилагательным. |
||
Запись на доске:
Имя |
|||
– Сформулируйте тему урока. | “Связь имени существительного с именем прилагательным”. |
||
– Сформулируйте цель урока. | 1) узнать, как связаны между собой имя существительное и имя прилагательное; 2) 3) закрепить полученные знания на практике. |
||
5 | Изучение нового материала | – Приступаем реализации 1-ой задачи: узнать, как связано имя прилагательное с |
|
– Какое слово главное в словосочетании? |
– Имя существительное. | ||
– Что мы определим у имени существительного? |
– Определяем род и число. | ||
Алгоритм действий:
1.
матрёшка |
– Имя существительное, женский род, единственное число. |
||
– Следующий шаг? | – Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. |
||
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Матрёшка |
|||
– Что нужно сделать в соответствии с вопросом? 3. Имя прилагательное
Матрёшка –ж .р. ед.ч.(какая?) деревянная (ж.р. |
– Изменить имя прилагательное. Поставить его в том же роде, числе, что и существительное. |
||
– Алгоритм действий составлен. Измените остальные словосочетания соответственно этому алгоритму. Мастер – м.р.
Дело – ср.р. ед.ч. (какое?) интересное ср.р.
Руки мн.ч. (какие?) золотые мн.ч. |
Дети объясняют. Учитель записывает на доске, дети в тетради. |
||
-Какая существует связь между именем существительным и именем прилагательным? – – Приведите примеры. – Дополните пословицу
………руки не знают скуки. |
– Имена прилагательные стоят в том же роде и числе, что и имена существительные. |
||
– Подберите имя прилагательное по составленному алгоритму. |
– Руки – сущ. мн.ч. (какие?) умелые, умные. | ||
6 | Физкультминутка | – Я сейчас буду называть словосочетания. Если имя прилагательное не согласовано с именем существительным в роде и числе – приседаете, если согласовано – делаете 2 хлопка. |
Декоративное искусство мягкий кисть картинная галерея быстрые набросок острый карандаш акварельное краски сказочный сюжет растительный узор |
7 | Закрепление | – От какого слова зависит род и число имени прилагательного? |
– От имени существительного, с которым оно связано? |
– Проверим свой вывод.
Откройте – Подберите имена прилагательные. |
Дети читают существительное, ставят вопрос и подбирают имя прилагательное. |
||
– Прочитайте упражнение.
– Чем |
– Нужно к именам прилагательным подобрать имена существительные. |
||
– Можно ли ставить вопрос к имени существительному? |
– Нельзя. | ||
– А как мы должны подобрать имя существительное? |
– По смыслу. Оно должно иметь тот же род и число, что и имя прилагательное. |
||
…(какой?) – чудесный м.р. ед.ч. …(какое?) – праздничное ср.р. ед.ч. …(какая?) – известная ж.р . ед.ч. …(какие?) – окрестные мн.ч. |
|||
– Что общего у имён прилагательных? Работа на карточке. [Приложение 1] – Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. |
– Имена прилагательные с одинаковой орфограммой. |
||
– Какое нужно дать задание в соответствии с темой урока? (задание для слабых (проверка после выполнения работы) |
– Записать предложения по порядку, опираясь на шифр. – Вставить пропущенные буквы. – Выделить орфограммы и окончания. – Определить род и число имени |
||
– Прочитайте полученный текст.
– – Кто верно выполнил задание? |
|||
8 | Итог | – О чём мы говорили сегодня на уроке? |
– О связи имени прилагательного с именем существительным. |
– В чём выражается связь прилагательного с существительным? |
– Имя прилагательное стоит в том же роде и числа, что и существительное, от которого оно зависит. |
||
– Кто понял тему урока?
– Как вы |
Дети поднимают карточки. | ||
9 | Домашнее задание | – Подобрать к карточкам
1 2 вариант – имена существительные(3–4) |
Из определения имени существительного мы знаем, что существительное называет предмет, явление и отвечает на вопрос кто? или что?. Имя прилагательное, в свою очередь, называет признак предмета, явления и отвечает на вопрос какой?
Очень часто сочетание прилагательное + существительное ( или наоброт, существительное + прилагательное ) составляют словосочетание, то есть они связаны между собой по смыслу.
В подобных словосочетаниях между словами ( прилагательным и существительным ) существует подчинительная связь согласование.
В словосочетании имя существительное является главным словом или определяемым ( от него можно задать вопрос к прилагательному ), а прилагательное — зависимым словом. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным в роде числе и падеже ( отсюда и название этого вида подчинительной связи ), это значит, что имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово словосочетания — существительное:
осенний сад — в осеннем саду,
теплый ветер — от теплого ветра,
разумный довод — вопреки разумным доводам.