Как найти имена существительные с предлогами

Что такое падежи существительных — правила, как определить

Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.

Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.

Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.

Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.

Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.

На какие вопросы отвечают падежи и их окончания

Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:

Падеж Вопросы Окончания имён существительных
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Именительный кто? что? девочка, книга -а, -я дорога, деревня нулевое окончание; стол, герой нулевое окончание; роскошь
Родительный кого? чего? девочки, книги -ы, -и дороги, деревни -а, -я стола, героя роскоши
Дательный кому? чему? девочке, книге дороге, деревне -у, -ю столу, герою роскоши
Винительный кого? что? девочку, книгу -у, -ю дорогу, деревню нулевое окончание
-я, -о (е)
стол, героя нулевое окончание роскошь
Творительный кем? чем? девочкой, книгой -ой, -ей дорогой, деревней -ом, -ем столом, героем роскошью
Предложный о ком? о чём? (о) девочке, (о) книге о дороге, о деревне о столе, о герое о роскоши

Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.

Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).

Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).

Предлоги падежей

При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.

Падеж Предлог Вопросы Пример
Именительный кто? что? страна, земля
Родительный вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до кого? чего? для страны, от земли
Дательный вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно кому? чему? по стране, по земле
Винительный спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь кого? что? за страну, про землю
Творительный в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с кем? чем? с страной, над землёй
Предложный о, при, по, об, в, на о ком? о чём? о стране, о земле

Именительный падеж

Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:

  • есть «кто?» – дедушка, повар, медведь, тётя, сова, лось;
  • есть «что?» – поверхность, стол, дневник, здоровье, стакан, озеро.

В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:

  • Моя сестра ходит на волейбольную секцию и бальные танцы.
  • Таня – моя лучшая подруга .

Все остальные падежи – косвенные.

Родительный падеж

Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:

  • нет «кого?»: брата, волка, Вани, племянника, родственника, петуха;
  • нет «чего?»: стула, картошки, пирога, счастья, кастрюли, оправдания.

В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.

Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:

  • стоять у озера;
  • приехать в течение минуты;
  • расстроиться из-за ерунды;
  • ходить около часа;
  • рассказать без стеснения;
  • убегать от собаки;
  • сделать ради семьи;
  • переживать из-за пустяка;
  • дотянуться до стола.

Дательный падеж

Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:

  • рад «кому?»: Коле, маме, дяде, учителю, следователю, спортсмену;
  • рад «чему?»: беззаботности, комнате, сапогу, холодильнику, телефону, уроку.

Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:

  • прикоснусь к лицу;
  • вопреки обстоятельствам;
  • благодаря жене;
  • согласно правилу;
  • едем к морю;
  • гулять по лесу;
  • кататься по парку;
  • наперекор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:

  • вижу «кого?»: банкира, студента, Елену, пехотинца, коллегу, балерину;
  • вижу «что?»: лес, жестокость, счастье, пылесос, поле, нору, пещеру.

Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).

В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:

  • приехать спустя месяц;
  • сделать несмотря на погоду;
  • наступить на пакет;
  • пронести сквозь года;
  • приклеить в тетрадь;
  • переступить через порог.

Творительный падеж

Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:

  • любуюсь «кем?»: Ириной, водителем, сыном, знакомым, собакой, попугаем;
  • любуюсь «чем?»: портфелем, картиной, успехом, счастьем, медалью, ручкой.

Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:

  • смеяться над одноклассником;
  • сидеть под диваном;
  • Олег вместе с другом;
  • выбирать между добром и злом;
  • сидеть за столом;
  • остановиться перед прохожим;
  • в связи с необходимостью.

Предложный падеж

Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:

  • думаю «о ком?»: о сестре, о Михаиле, о помощнике, о товарище, о кошке, о парне;
  • думаю «о чём?»: о благополучии, о деньгах, о конкурсе, о лесе, о море, о еде.

Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:

  • быть при должности;
  • стоять на ступеньках;
  • узнать об отпуске;
  • отдыхать в парке;
  • рассказать о прекрасном;
  • прыгать на батуте.

Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:

  • едет («где?») в метро – п. п.

Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:

  • поехала («куда?») в магазин – в. п.

Как определить падеж имен существительных

Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:

  1. Установить, к какому слову относится анализируемое существительное.
  2. Задать от этого слова вопрос к существительному.
  3. Посмотреть на падежный вопрос и окончание.
Примеры
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. глаза («кого?») матери – р. п.
Я не хочу обижать одноклассницу. обижать («кого?») одноклассницу – в. п.

В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:

  • коса у («кого?») девушки (р. п.);
  • прикоснуться к («чему?») лицу (в. п.);
  • висеть на («чём?») верёвке (п. п.) и т.д.

Как выучить падежи

Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.

Стишок

Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Иван рубил дрова, Варвара топила печь.

Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.

Чувственное восприятие

Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.

Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.

Визуал для изучения падежей

В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.

Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.

Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.

Образное и ассоциативное мышление

Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:

  • Именительный – имя;
  • Родительный – рождение;
  • Дательный – делиться;
  • Винительный – винить;
  • Творительный – творить;
  • Предложный – предлоги.

Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.

Все падежи русского языка

В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Таблица падежей

Вопросы падежей

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Как определить именительный падеж

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.

Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.

Употребление имен существительных в именительном падеже

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:

— Подлежащего (имеет номинативное значение).

Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.

— Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)

Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.

Обращения (имеет вокативное значение).

Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.

Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:

— Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).

Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.

— Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).

Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);

Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);

Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

Дополнением (Он устал от работы);

Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);

Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж

Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.

Как определить винительный падеж

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);

Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);

Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.

Как определить творительный падеж

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);

Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);

Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);

Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.

Склонение имен существительных в предложном падеже

Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.

Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.

Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).

Значение предложного падежа

В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:

Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);

Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);

Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один — именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном — «кого?», «чего?»; в дательном — «кому?», «чему?» и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Разница между родительным и винительным падежами

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

— на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);

— в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);

— в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

— на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);

— в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);

— в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Предлоги падежей

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Падежи прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Несклоняемые прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.

источники:

https://russkijyazyk.ru/padezhy

https://classroom24.ru/article/russkiy-yazyk/gramatika/sintaksis/Vse_padezhi_russkogo_yazyka_Teoriya/

Предлоги падежей существительных употребляются в русском языке для связи слов в словосочетании и предложении.

Укажем, какие предлоги участвуют в выражении грамматической формы определенного падежа имени существительного.

Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи. Слова этой части речи изменяются по числам и падежам.


Определение

Изменение слов по падежам называется склонением.


Со склонением имен существительных связана грамматическая категория падежа. Падеж — это непостоянный грамматический признак существительного. В современном русском языке различают шесть падежей, а в древнерусском языке их было пятнадцать.

Каждый падеж отвечает на определенный вопрос, по которому можно его определить в сочетании с окончанием существительного.

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Падежи существительных и предлоги

Грамматические формы падежей существительных могут употребляться как с предлогами, так и без них.

Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа. Это прямой падеж, который никогда не имеет предлога. Существительные в форме именительного падежа выполняют синтаксическую роль главного члена предложения — подлежащего.

Все остальные падежи называются косвенными. Существительные в формах косвенных падежей являются второстепенными членами предложения. Они часто употребляются с предлогами. Рассмотрим, какие предлоги характерны для каждого косвенного падежа существительного.

Таблица

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(доволен)
кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Родительный падеж и предлоги

В форме родительного падежа существительных используются непроизводные и производные предлоги:

  • без
  • вне, возле, впереди, вроде, вокруг, в продолжение, вследствие, в течение
  • до, для
  • из, из-за, из-под
  • кроме
  • между
  • от, около
  • после
  • ради
  • с
  • у

Форма родительного падежа имеет значение отсутствия предмета:

  • нет (чего?) дождя;
  • остаться без денег.

Многие падежные формы с предлогами обозначают место:

  • стоит (где?) у окна;
  • класть возле печки;
  • двигаться вокруг дома;
  • оказаться впереди колонны;
  • остаться среди поля;
  • выглянуть (откуда?) из-за угла;
  • достать из ящика;
  • падает с неба.

Производные и непроизводные предлоги в формах родительного падежа существительного участвуют в обозначении времени:

  • в течение часа;
  • в продолжение разговора;
  • от лета до зимы,
  • после обеда

Предлоги дательного падежа

Грамматическую форму дательного падежа существительных вместе с окончанием создают предлоги:

  • к
  • по
  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • навстречу
  • наперекор

Для обозначения предмета, к которому направлено действие, употребляется предлог «к»:

  • пойдем к бабушке;
  • дотронусь к руке;
  • идем к озеру;
  • приближаемся к городу

Предлог «по» в форме дательного падежа обозначает место, где происходит действие;

  • бродить (по чему? где?) по лесам и полям;
  • шарить (по чему? где?) по столу.

Производные предлоги «вопреки», «наперекор», «согласно» используем только в форме дательного падежа существительных:

  • согласно закону (а не закона);
  • вопреки настроению (а не настроения);
  • наперекор воле (а не воли).

Предлоги винительного падежа

Имя существительное в винительном падеже обозначает объект, на который направлено действие. В этой падежной форме используются следующие слова служебной части речи:

  • в, во (идем в лес, стоит во поле);
  • за (взять за руку);
  • на (класть на стол);
  • про (рассказать про орла);
  • сквозь (пройти сквозь огонь, воду и медные трубы);
  • через (прыгать через костер);
  • спустя (спустя год);
  • включая ( включая товарища);
  • несмотря на (несмотря на погоду).

Предлоги творительного падежа

В форме творительного падежа существительных употребляются предлоги:

  • за (спряталось за лесом);
  • между, меж (плутать между деревьями);
  • над (поднялся над крышей); 
  • под (оказался под водой);
  • перед (растет перед домом);
  • в связи с (в связи с указанием);
  • с  (с подругой, с ножом).

Предлоги предложного падежа

Предложный падеж, как говорит название, всегда образуется с помощью слов служебной части речи.

В форме предложного падежа используются предлоги:

  • в (скрылся в доме);
  • на (ехать на машине);
  • о, об (сообщить о новости, расспросить об армии);
  • при (огород при школе).

Предлоги нескольких падежей

Отметим, что ряд предлогов употребляются в формах нескольких падежей существительных. Предлоги «между», «меж» можно использовать в родительном и творительном падеже:

  • р.п. пройти между (меж) домов;
  • т.п. оказаться между (меж) домами.

Предлоги «за», «под» образуют формы винительного и творительного падежа:

  • в.п. уехать за море; упало под диван;
  • т.п. оказаться за морем, найти под диваном.

Предлоги «в», «во», «на», «о», «об» используются в двух падежах:

  • в.п. положить в сумку, прилечь на кровать, удариться об косяк двери;
  • п.п. искать в сумке, лежать на кровати, сообщить о друге.

В формах трех падежей существительных отметим предлоги «с», «со» и «по»:

  • р.п., в.п., т.п. сбросить со стола, высотой с дерево, встретиться с другом;
  • д.п., в.п., п.п. сплавлять по рекам, трава по щиколотку, по окончании.

Чтобы правильно определить падеж существительного с предлогом, найдем слово, от которого оно зависит в предложении, и поставим от него падежный вопрос. Также обратим внимание на падежное окончание существительного.

Примеры

Вскоре я вышел (на что?) на берег (в. п.) небольшой речонки.

Много лодок стояли (на чем?) на берегу (п. п.) реки.

Желтые листья падают (с чего?) с берёзы (р. п.).

Эта ёлочка уже ростом (со что?) с березу  (в. п.) под моим окном.

В русском фольклоре много песен связано (с чем?) с березой (т. п.).

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 75

Падежи имён существительных

  • Предлоги падежей в русском языке
  • Предлоги родительного падежа
  • Предлоги дательного падежа
  • Предлоги винительного падежа
  • Предлоги творительного падежа
  • Предлоги предложного падежа

Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам. Падеж — это форма слова, которая может указывать на связь данного слова с другими словами в словосочетаниях и предложениях.

В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:

Падежи Вопросы Вспомогательные слова
Именительный кто?  что? это
Родительный кого?  чего? нет
Дательный кому?  чему? дать
Винительный кого?  что? вижу
Творительный кем?  чем? горжусь
Предложный о ком?  о чём? думаю

Пример.

Им. п.  —  это  (что?)  стул
Род. п.  —  нет  (чего?)  стула
Дат. п.  —  дать  (чему?)  стулу
Вин. п.  —  вижу  (что?)  стул
Твор. п.  —  горжусь  (чем?)  стулом
Предл. п.  —  думаю  (о чём?)  о стуле

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Именительный падеж называется прямым. Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах — второстепенными членами.

Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

Предлоги падежей в русском языке

Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:

говорил о доме,  живёт в доме.

Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:

нет леса,  остановился у леса – родительный падеж,

подарить маме,  идти к маме – дательный падеж.

Именительный падеж всегда употребляется без предлогов.

Таблица падежей с вопросами и предлогами

Падеж Вопросы Предлоги
Именительный Кто?  Что? нет
Родительный Кого?  Чего?  от,  без,  у,  до,  возле,  для,  вокруг,  из,  около,  с,  из-за,  из-под,  вроде,  среди,  между,  кроме
Дательный Кому?  Чему?  по,  к
Винительный Кого?  Что?  на,  за,  через,  про,  в,  под
Творительный Кем?  Чем?  за,  под,  над,  перед,  с,  между
Предложный О ком?  О чём?  о (об),  на,  в (во),  при,  обо

Предлоги родительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:

у,  от,  до,  из,  с,  без,  около,  вокруг,  для.

Имя существительное в родительном падеже со словом  нет  обозначает отсутствие предмета:

нет  (чего?чая,

нет  (кого?слона.

Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами  у, от, из, для обозначения места, и отвечают на вопросы  где? откуда?:

(где?у озера,

(откуда?из шкафа.

Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:

праздник  (кого?сестры,

дверь  (чего?шкафа.

Предлоги дательного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже:

к,  по.

Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:

рассказал  (кому?другу,

вернул  (кому?маме.

Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом  к  для обозначения предмета, к которому направлено действие:

едет  (куда? или к чему?к морю.

Предлоги винительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:

в,  на,  за,  под,  через.

Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами  в  и  на  идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос  куда?  Например:

вошли  (куда?  во что?в класс,

пришли  (куда?  на что?на вечеринку.

Предлоги творительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:

за,  на,  под,  перед,  с.

Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами  над  и  под  для обозначения места и отвечают на вопрос  где?  Например:

летит  (где?над океаном,

висит  (где?под деревом.

Предлоги предложного падежа

Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:

о,  об,  в,  во,  на,  при.

Имя существительное в предложном падеже с предлогом  о  обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:

сказал  (о ком?о океаном,

рассказал  (о чём?о мечте.

Имя существительное с предлогом  на  или  в  стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос  где?  Если имя существительное с предлогом  на  или  в  обозначает место направления действия и отвечает на вопрос  куда? , то оно стоит в винительном падеже:

гуляет  (где?в парке – предложный падеж,

идёт  (куда?в парк – винительный падеж.

Имена существительные в предложном падеже без предлогов не употребляются.

Предлоги ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД всегда употребляются со всеми существительными 1, 2 и 3 лица, стоящими в родительном падеже: около колодца, из-за угла, из-под кровати. Такие имена существительные могут употребляться как в единственном, так и во множественном числе: Все солдаты выстроились около машин (мн.ч.) в ожидании дальнейших распоряжений. Около машины (ед.ч.) бегала собака. Аналогично и с остальными двумя предлогами. А вот предлог ПО употребляется с существительными 1, 2, и 3 лица единственного и множественного числа в дательном падеже. По телу (по чему?) пробежала дрожь. Этот скандал случился по (чему?)недоразумению. Особая форма употребления сложного предлога ПО-НАД. Тут два простых предлога слились в один сложный. В этом случае падежная принадлежность будет определяться по значения второго предлога в его составе: НАД (чем?) — творительный падеж. Следовательно, предлог ПО в составе сложного ПО-НАД будет относиться тоже к творительному падежу.Например: По-над речкой стелется туман. И существительные, употребляемые с ним, тоже будут относиться к творительному падежу.Этот предлог пришел в русский современный из произведений УНТ (устного народного творчества) и в поэзии. Например, у Есенина:

Не белы снега по-над Доном

Заметали степь синим звоном.

Под крутой горой, что ль под тыном,

Расставалась мать с верным сыном.

Что такое падежи имен существительных с предлогами в русском языке

Падежи имен существительных с предлогамиСвязь предлога с тем или иным падежом зависит от соответствия значений предлога и падежной формы. Так, предлоги, обозначающие удаление, отделение, исхождение, а следовательно, и происхождение и причину, источник (например: от, из, с), сочетаются с родительным (отложительным) падежом. Точно так же предлог лишения, отсутствия чего-нибудь без всецело связан с родительным падежом (ср.: кроме, мимо с род. п.).

В систему значений родительного падежа вовлекаются также предлоги, обозначающие приближение, достижение (до) и принадлежность, близость (у; ср.: возле, подле, около, близ и т. п.). Предлоги, обозначающие внутреннее «касательство», цель, назначение, предназначение — для и ради, также сливаются с сферой значений родительного падежа.

Большая часть предлогов наречного и отыменного типа также употребляется с родительным падежом. И это естественно. Таким образом, предложные конструкции с родительным падежом особенно разнообразны и многочисленны.

Предлоги, которые обозначают направленность к какому-нибудь предмету, поверхностное соприкосновение с ним, «намекая на объектное, но не прямое отношение предмета», на «участвующее присутствие» его (таковы предлоги к и по; ср.: вопреки, наперекор, назло, согласно, подобно, сообразно и т. п.), сочетаются с дательным падежом. Напротив, предлоги, обозначающие прямое отношение, прямое стремление к предмету, внедрение в него, распространенность чего-нибудь на весь предмет, охваченность всего предмета, непосредственное воздействие на него, сочетаются с винительным падежом. Таковы, например, в и связанный с ним предлог на, за (основное значение — закрытие всего предмета и, следовательно, защита и замена его), о (окружение, причинный охват, тесное соприкосновение), по (цель и предел), про, через, сквозь, под и т. п.

Предлоги, выражающие сопровождение, сосуществование, пространственное соотношение, вообще «намекающие на главное, самостоятельное положение предмета, при котором другой становится к нему в прикосновенное, союзное, но подчиненное, придаточное отношение (деятельное начало)», сочетаются с творительным падежом. Таковы: с, за, над, под, перед, пред, между. По словам Потебни, связь значений всех этих предлогов, кроме социативного с, с функциями творительного падежа основана на том, что этот падеж означает путь движения (в пространстве или во времени), «на неопределенном протяжении совпадающий с движением».

Наконец, предлоги, выражающие «местное спокойное положение предмета», «точку внутри крута» (Потебня), сочетаются с предложным падежом. Таковы в, на, при, по (во временном значении последования), о (основное значение: пребывание, заключение в собственных пределах, отвлеченное «круговое» обладание).

Эти абстрактные намеки определяют лишь фон, общую канву разнообразного употребления предлогов.

Система грамматических отношений, выражаемых предлогами

Сфера грамматических отношений, выражаемых предлогами, очень широка и разнообразна. Русская грамматика последних лет мало занималась изучением употребления и функций предлогов. Правда, в толковых словарях русского языка коллекционируются группы значений отдельных предлогов. Но все это лишь материал для грамматического исследования, требующий пересмотра. Грамматические отношения, обозначаемые предлогами, их семантическая сущность разъяснены недостаточно.

В этом направлении современная русская грамматика не очень далеко ушла от того (замечательного по своему времени) анализа, которому подверглись предлоги в работах А. X. Востокова, К. С. Аксакова и Н. П. Некрасова.

Лишь акад. А. А. Шахматов в черновых набросках к своему «Синтаксису» впервые сделал попытку определить и систематизировать те грамматические отношения, которые выражаются в русском языке предлогами. Но это только отрывочные заметки, не разъясненные примерами. Можно выделить в современном русском языке следующие основные виды отношений, означаемых предлогами:

1. Локальные, пространственные отношения (вокруг — с род. п.; до — с род.; между — с род. и тв.; мимо — с род.; из — с род., из-за — с род.; от — с род.; поперек — с род.; у — с род.; с — с род. и вин.; о — с вин. и предл.; в — с вин и предл.; за — с вин. и тв.; на — с вин. и предл.; через — с вин.; под — с вин. и тв.; к —с дат.; по — с дат., вин. и предл.; над — с тв., пред — — с тв.; при — с предл. и др.). Например: «При входе в бани сидел содержатель» (Пушкин, «Путешествие в Арзрум»); «С холма господский виден дом» (Пушкин); «С головы до пяток на всех московских есть особый отпер ток» (Грибоедов); «Народ, с Петей в середине, бросился к балкону» (Л. Толстой, «Война и мир»); «Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу» (Островский, «Гроза»); «За ширмами в одной из комнат посекретней был спрятан человек и щелкал соловьем» (Грибоедов, «Горе от ума»); «Надолго к нам? — Нет, завтра же думаю в Москву» (Чехов, «Чайка»).

Уже из одного перечня предлогов, выражающих пространственные отношения, видно, как разнообразны значения и оттенки внутри этой семантической сферы. В кругу употребления предлогов, выражающих пространственные отношения, широко развита синтаксическая синонимика. Она у нас почти совсем не изучена.

На основе переосмысления пространственных отношений складываются разнообразные обозначения внутренних отношений пребывания в каком-нибудь состоянии, в каких-нибудь условиях, социального положения, сопутствующего обстоятельства, внутренней близости и внутренней связи предметов и признаков, пределов качества, цели, причины и т. п.

2. Темпоральные, временные отношения (до — с род. п.; меж — с род., устар., например: «пора меж волка и собаки»; от — с род., после — с род.; с —с род.; к —с дат.; по — с дат., вин. и предл., в — с вин. и предл.; за — с вин. и тв.; на — с вин. и предл.; под — с вин.; через — с вин.; между — с тв.; пред — с тв.; о — с вин. и предл.; при — с предл. и др.). Легко заметить, что предлогов, выражающих значения времени, меньше, чем предлогов с пространственными значениями. Временные значения совмещаются с пространственными и развиваются на их основе. Временные отношения в русском языке не так тонко дифференцированы, как пространственные, но и здесь наблюдается разнообразная и сложная синонимика.

Примеры: «Во время классов, из которых каждый по два часа, монотонные ответы уроков учителю нагоняли непобедимый сон» (Помяловский, «Очерки бурсы»); «Она была очень хороша в это мгновение» (Тургенев, «Дворянское гнездо»); с самого детства и т.п.

3. Комитативные отношения, т. е. обозначающие сопровождение, совместность, соучастие (с — с тв. п.; при — с предл.; в просторечии промежду — с род. и тв.). Например: «Он нанимал эту каморку с обедом и прислугой» (Достоевский, «Преступление и наказание»).

Отношения сопровождения в русском литературном языке осложняются все более отвлеченными представлениями. На их основе развиваются значения внутреннего участия, органической связи, внутреннего обладания, средства, причинного соотношения, сопутствующего условия. Например:

И все с прекрасным поведеньем…

(Крылов) С душою, полной сожалений, И опершися на гранит. Стоял задумчиво Евгений.

(Пушкин) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Крылов)

«Я обомлела при такой неожиданности» (Достоевский).

4. Аблятивные (каритивные) отношения, т. е. выражающие лишение, удаление, отнятие, противопоставление (от — с род. п.; вместо — с род.; без — с род.; кроме — с род.; с (со) — с род.; сверх — с род.; против — с род.; вопреки — с дат.; в — с предл.; при — с предл. и некоторые другие). Ср.

также: вне — с род. п. Например: «Без чинов прошу садиться» (Гоголь, «Ревизор»); «Да куда же ты от чаю-то» (Л. Толстой, «Власть тьмы»).

5. Трансгрессивные отношения, т. е. обозначающие переход из одного состояния в другое, выход за пределы чего-нибудь (за — с вин.; из — с род. — из кулька в рогожу; в — с вин. — превратить в развалины; растерзать, разорвать в клочья и др.), например: «И разорвала письмо в мелкие кусочки» (Пушкин, «Пиковая дама»).

6. Инхоативно-финитивные (терминологические) отношения, т. е. определяющие степень, предел, исходную точку, начальный момент чего-нибудь, например: занят по горло; «Соседушка, я сыт по горло» (Крылов, «Демьянова уха») и т. п..

7. Квантитативные, количественно-определительные отношения (в — с вин.; на — с вин. и др.), например: «Для меня американские пожилые люди лет в пятнадцать отроду — просто противны» (Герцен).

8. Дистрибутивные, разделительные отношения (по — с дат.; по — с вин.; на — с вин. и др.), например: «Ел он раз в день по одному блюду» (Тургенев, «Дворянское гнездо»).

9. Лимитативные, ограничительные отношения (по — с дат.). Ср. современные выражения: инспектор по труду; специалист по машиностроению; «Оборудовать местные курорты, зачастую первоклассные по своим климатическим и лечебным данным» (из газет) и т. п.

10. Посессивные, притяжательные отношения, т. е. выражающие принадлежность  — с род.; с — с тв.; при — с предл.), например: «Ружье у него было одноствольное, с кремнем» (Тургенев, «Ермолай и мельничиха»).

11. Генетические, или генетивные, отношения (т. е. определяющие источник, состав, происхождение чего-нибудь); например: из — с род. (из дворян, из славного рода Суворовых и т.п.); от — с род.

12. Компаративные отношения, т. е. выражающие сравнение, сопоставление, иногда даже тождество: против (в прост, супротив) — с род.; наподобие—с род.; на — с вин., пред — с тв.; по — с дат.; с —с вин.; в —с вин.; под — с вин. Ср. также: вместо — с род. (в значении «за»). Например: «А рука-то в ведро величиной» (Гоголь); «Помилуйте, это дрянь против Ивана Кузьмича» (Гоголь, «Женитьба»).

13. Модальные отношения, т. е. отношения образа и способа (по — с дат.; в — с вин. и предл.; на — с вин. и предл.; сквозь — с род. (устар.) под — с тв.; с — с род. и тв.; при — с предл.; до — с род.; через — с вин. и др.). Например: «Нахохлившись и с разинутыми ртами сидели на кочках вороны» (Писемский, «Тысяча душ»); «Она немного с придурью, такова же была и мать ее» (Гоголь, «Ревизор»); «Предложил играть в деньги по одному грошу» (Пушкин, «Капитанская дочка»). Ср.: «Впрочем, вероятно, вам сказали в шутку, будто я великий стихотворец» (Пушкин, «Египетские ночи»); «Можно с тобой поговорить по душе, ты не разболтаешь?» (Островский, «Гроза»).

14. Финальные, целевые отношения (на — с вин.; в — с вин.; по — с вин.; к — с дат.; для — с род.; за — с тв.). Например: «Ему казалось, что он теперь только понимал, для чего стоит жить» (Тургенев, «Дворянское гнездо»); «Я ведь так говорю, к примеру» (Островский, «Бедность не порок»).

15. Каузальные, причинные отношения (за — с вин. и тв.; под — с тв.; по — с дат.; к —с дат.; с —с род.; благодаря — с дат.; ради — с род.; из — с род.; из-за — с род.; от — с род.; для — с род.; в —с вин. и предл.;

на — с вин. и предл.; ср.: в силу, по причине, вследствие, ввиду, благодаря и другие подобные). Например: «Таланты истинны за критику не злятся» (Крылов, «Цветы»); «Я люблю вас, но не могу от тоски сидеть дома» (Чехов, «Чайка»); «Я почти не сплю с досады, от злости, что так глупо проворонил время» (Чехов, «Дядя Ваня»).

По составу русских предлогов, выражающих каузальность, причинные ношения, можно заключить о том, как развивалось в русской грамматическом системе выражение причинных отношений. Часть простых, непроизводных предлогов (за, по, под, из, от, в, на) совмещает причинные значения с пространственными и временными. Таков и был один путь развития понятия причинной связи.

Другая часть предлогов, выражающих причинные отношения, совмещает причинные значения с значениями цели, назначения (для, по и др.). Известно, что причинные отношения тесно сплетались с целевыми и в области союзов (ср. историю союзов для того что, за тем что и др.).

Третья часть предлогов, выражающих причинные отношения, сочетает причинные значения с сравнительными (например: в, на, по и др.). Об этом писал А. А. Потебня, указывая на «то глубоко древнее состояние мысли, при коем отношения причины и следствия возникали (между прочим) из отношения сходства, так что следствие является лишь видоизмененным подобием причины».

16. Инструментальные отношения: начал осматривать в лорнет; хватить о камень; сидел за элегией; мне не до книг и др. Ср.: при помощи, при содействии, посредством, путем и т. п.

17. Делиберативные отношения, т. е. служащие для указания на содержание, повод суждения, на предмет мысли, речи, чувства (при глаголах и именах sentiendi et declarandi) (о — с предл.; в — с вин. и предл.; за — с вин.; к — с дат.; над — с тв.; про — с вин. и др.; на — с вин. и др.), например: «О чем пари? Можно узнать?» (Тургенев, «Вешние воды»); «Наше, брат, дело с тобой об околевание думать» (Чехов, «Иванов»), Ср.: «О ком ей снилось? что такое?» (Грибоедов, «Горе от ума»).

18. Отношения внутреннего содержания, как бы включенности, сопричастности (в — с предл. п.), например: «Молодые люди, расчетливые в ветреном своем тщеславии» (Пушкин); «Ответы острые и замечанья, столь едкие в их важности забавной» (Пушкин, «Пир во время чумы»).

19. Отношения заместительства, функционального пребывания в роли кого-нибудь (за — с вин. пад.), например: «Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор» (Гоголь, «Ревизор»); «По ее милости я прослыл за эгоиста» (Тургенев, «Дворянское гнездо»); «У него было положено за священнейшую обязанность в продолжение курса непременно пересечь всех, и прилежных и скромных» (Помяловский, «Очерки бурсы»).

20. Отношения внутренней зависимости, например: очередь за вами, дело за немногими и т. п.

21. Отношения приблизительной меры (с — с вин. п.), например: мальчик с пальчик и др.

Совершенно очевидно, что исчерпать синтаксические «отношения, даже выражаемые только простыми предлогами, в сухом протокольном перечне очень трудно.

В семантической системе предлогов открывается сложная область отвлеченных отношений, выражающих общественное понимание самых разнообразных связей между предметами, признаками, состояниями и действиями.

Необходимы углубленные работы по раскрытию внутренних закономерностей в смысловой системе предлогов. Для этого необходимо не только тщательное изучение всех видов связи между словами, выражаемых падежными формами и предлогами, но и выяснение смысловых соотношений между разными предлогами.

Сложная и богатая нюансами синонимика предлогов у нас еще не исследована. Например, в кругу причинных отношений наблюдаются тонкие смысловые и стилистические оттенки, связанные с употреблением разных предлогов. Так, для указания на внутреннюю причину служат предлоги от, с, из, из-за, вследствие, по причине с родительным падежом. Но выражения: от стыда, со стыда, из-за стыда, вследствие стыда — не лишены своеобразных, индивидуальных оттенков. Точно так же не вполне однородны синонимические сочетания: для меня — ради меня; с рассветом — на рассвете. Различна и степень их употребительности.

Синонимические различия в употреблении предлогов могут зависеть от тесной связи тех или иных предлогов с разными стилями книжной и разговорной речи.

Например, предлог по в отличие от после употребляется с значением времени лишь в выражениях книжно-делового, канцелярского и научного стиля: по окончании, по прибытии, по рассмотрении, по ознакомлении и т. п.

Про в отличие от о употребляется преимущественно в разговорной речи и выражает оттенок отношения, направленного не на сущность предмета (этот оттенок свойствен предлогу о), а на его поверхность, отношения, как бы лишь внешне захватывающего предмет, вращающегося около него. Ср.: рассказать о новых работах по физике и рассказать про новые работы по физике.

Через, чрез, в отличие от за, в причинном значении употребляется только в устной речи и имеет побочный оттенок посредствующего звена или внешнего средства. Например, у Грибоедова в «Горе от ума»: «Какими чудесами, через какое колдовство нелепость обо мне все в голос повторяют?» Ср. у Пушкина : «Так или иначе, чрез меч и огонь, или от рома и ябеды, или средствами более нравственными, но дикость должна исчезнуть». Ср. в просторечии употребление через в значении «из-за кого-нибудь, чего-нибудь». Ср. у Чехова в «Иванове»: «Не пью, а через такой случай выпью»; в «Отце»: «Не хотел пить, а через грибы выпью».

Между тем предлог за обозначает внутреннее основание, мотив какого-нибудь состояния, действия (в значении: в ответ на что-нибудь, в отплату, в вознаграждение за что-нибудь), например: «За правду одни дураки сердятся» (Тургенев, «Дворянское гнездо»); «Таланты истинны за критику не злятся» (Крылов).

Оттенки причинных отношений, выражаемые разными предлогами, особенно многообразны. Прежде всего бросается в глаза, что в русском языке для выражения причины употребляются по большей части предлоги, означающие в то же время движение откуда-нибудь, с какого-нибудь пункта, от какой-нибудь точки или из какого-нибудь источника, места, извлечение откуда-нибудь (ср. значения слов и выражений: вывод, извлечь вывод, вытекает, выходит и т. п.).

Предлог с (с род. п.) чаще всего обозначает внутреннюю, психическую или физическую причину, при этом употребление его ограничено узким кругом разговорных выражений: с тоски, с радости, с горя, с голоду, со стыда и т. п.

Предлог от (с род. п.) обозначает и внешнюю, и внутреннюю мотивировку качества или действия — обоснование чего-нибудь как следствия, ссылкой на какое-нибудь явление или действие, послужившее причиной, например: похудевший от бессонницы; от стыда не знал куда деваться.

Предлог из (с род. п.) обозначает внутренние психологические основания какого-нибудь действия или свойства как исходный момент их и употребляется преимущественно в книжном языке. Например: из принципа; из корыстных побуждений; из уважения к заслугам кого-нибудь; из любви к искусству; из желания помочь; из дипломатических соображений; из зависти. Гораздо более двойственны значения сложного предлога из-за. Он выражает как внутреннюю причину, так и предлог, прикрытие действия, но подчеркивает рассудочную, логическую сторону мотива: разошлись из-за пустяков; из-за шуму ничего не слышно (ср. от шума ничего не было слышно); из-за тебя все вышло. Этот предлог широко распространяется в книжной речи в просторечии (ср. у А. Блока в «Двенадцати»: «Али руки не в крови из-за Катькиной любви»).

Предлог по обозначает логически мотивированную причину действия, или заложенную в его субъекте, или принудительно надвигающуюся со стороны: по халатности, по гуманности, по недомыслию и т. п.

Понятно, что при более глубоком анализе предложных конструкций раскроются и другие семантические и стилистические оттенки, связи и соотношения в кругу тех или иных значений, выражаемых предлогами.

Статья на тему Падежи имен существительных с предлогами

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти больше свободного времени
  • Сенсорный выключатель сам включается как исправить
  • Верховный суд как найти номер дела
  • Как найти паблики в телеграм
  • Как найти период химического элемента