Как найти индивидуальный подход к детям

 «Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Выполнила: Титарева И.С.

Содержание

Введение

1. Понятие индивидуального подхода и его роль в воспитании детей дошкольного возраста.

1.1 Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания

1.2 Применение индивидуального подхода в обучении дошкольников.

1.3 Организация предметно-пространственной среды как основы  индивидуального подхода к ребенку.

1.4 Специфика организации индивидуального подхода в процессе игровой деятельности.

1.5 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье

Заключение

Список использованной литературы

Ведение

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения. Необходимость индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера, в частности учебной деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.

Таким образом, проблема индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в педагогической среде.

Вопросами индивидуального подхода уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Это известные ученые – Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и другие.

К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».  К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания. Развитие индивидуальности А.С. Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера.

В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А. Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…»  При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между членами.

Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание психологи Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.В. Суровцева, С.Л. Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия. Деятельность — важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность. В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 

  1. Понятие индивидуального подхода и его роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Индивидуальный подход предполагает построение всей системы воспитания с учетом физического и духовного своеобразия личности каждого ребенка, что обусловлено некоторыми врожденными различиями (тип высшей нервной деятельности и т. д.) или теми, которые возникают вследствие специфических условий жизни ребенка и особенностей его воспитания. Учет индивидуальных различий ребенка является одним из важных условий успеха в воспитании.

Воспитание в широком смысле этого понятия определяют как процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом смысле его можно разделить на обучение — процесс передачи и усвоения системы знаний, умений и навыков — и собственно воспитание — формирование физических, моральных, умственных, эстетических и трудовых качеств ребенка. Воспитание — это главный фактор в формировании личности ребенка, благодаря которому реализуется социальная программа его развития и развиваются природные задатки и способности.

Определим ведущие принципы индивидуального воспитания детей дошкольного возраста:

— принцип гуманизма, отношения к ребенку как к ценности, признание права на свободное развитие и реализацию своих природных способностей, уважение к уникальному своеобразию каждого ребенка и его семьи. Соблюдение этого принципа обеспечивает сохранение и поддержку тех особенностей индивидуальной и семейной культуры, носителями которой является ребенок. Реализация данного принципа заключается в безусловном принятии индивидуальности каждого ребенка и его родителей, их действенной поддержке и понимании, предоставлении возможности выбора посильной и интересной для ребенка деятельности, различных ролей, материалов, отказе от жесткой регламентации жизни, категорических оценок;

— принцип целостности, организации воспитания как системного педагогического процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие личности. Предполагает восприятие педагогом ребенка не как набора отдельных характеристик, а целостного образования; предполагает преемственность в реализации направлений и этапов воспитательной работы всех социальных институтов;

— принцип активности, развития в дошкольном возрасте самостоятельности, творческого отношения к жизни и различных видов деятельности, формирования у ребенка критичности, способности делать собственные выборы, принимать решения и отвечать за их последствия, саморазвития;

— принцип культуросообразности, органическое сочетание индивидуального развития с формированием у дошкольника базиса личностной культуры, его сбалансированность с национальной культурой русского народа, родным языком, традициями, обычаями, обеспечение преемственности и наследственности поколений;

— принцип вариативности программных задач, учебно-воспитательной среды, материальной среды, развивающего оборудования имеет очень большое значение не только для учета индивидуальных различий, но и для развития системообразующих свойств индивидуальности. Именно в процессе создания разнообразной среды, обогащения методического, дидактического арсенала у каждого педагога возникает возможность варьирования содержания воспитательной работы, поиска и использования методов и приемов работ, максимально эффективных для обучения и воспитания каждого ребенка;

— принцип технологизации, согласно которому и воспитательный процесс предусматривает научно обоснованные действия педагога и соответственно организованные им действия воспитанников, подчиненные достижению специально спроектированной системы воспитательных целей;

— принцип индивидуального подхода, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: содержание, формы и методы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему. Реализация этого принципа предполагает создание педагогом благоприятных условий для естественного и постепенного развития ребенка.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей каждого ребенка создает условия для успешного учета их в процессе воспитания и обучения. Эти положения подтверждают исследования психологов, которые занимались определенными аспектами индивидуализации воспитания детей старшего дошкольного возраста. По мнению А.А. Кирсанова, «… Учебно-воспитательная работа в детском саду -это прежде всего общая деятельность взрослого и ребенка, и задача воспитателя состоит в том, чтобы увидеть, понять, как дети воспринимают знания и их усваивают, как они общаются, сопереживают, проявляют эмоциональную чувствительность, он должен посочувствовать им при необходимости, помочь, поддержать»

  1.  Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания

Первый аспект – это уровень умственного развития.

Данный аспект является одним из наиболее принятых педагогической практикой. При осуществлении индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения в условиях детского сада, традиционно изучаются уровень умений и навыков ребенка, а также набор умственных операций, сформированных в процессе их приобретения. Если умственное развитие ребенка протекает в опережающем темпе, то это значит, что умственные операции, соответствующие его хронологическому возрасту, он быстрее воспринимает и осмысливает материал, быстрее его запоминает и воспроизводит, прочнее, больше удерживает в своей долговременной памяти, а полученные знания успешно использует при выполнении заданий. Познавательный интерес здесь весьма устойчив, он поддерживает деятельность ребенка в течение длительного времени. Индивидуальный подход при воспитании и обучении ребенка на основе уровня его умственного развития сегодня может быть построен только с учетом зоны ближайшего развития.

Второй аспект — Тип нервной системы.

Индивидуальные особенности детей могут также определяться свойствами нервной системы. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Это означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом взаимодействии. Среди основных свойств нервной системы выделяются следующие: сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы.

Третий аспект — Тип мышления.

Дети, как и все люди в целом, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным. В этом случае правомерно говорить об аналитическом, «мыслительном» складе ума. У других людей преобладает образное мышление или, иначе говоря, художественный тип мышления. У третьих — образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии (гармонический склад ума). Эти различия основываются на функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Специализации полушарий способствует активная умственная деятельность, она в свою очередь зависит от того, как организуется работа полушарий в процессе мышления.

Четвертый аспект — Ведущая модальность восприятия.

Наблюдая за поведением детей, можно убедиться, что способ познания окружающего мира ребенком оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и в дальнейшем, успехи в учебе. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется в дальнейшем при обучении в школе. Учитывая, что способ познания можно определить еще в младенчестве, можно сделать вывод, что он является врожденной особенностью человека.

Таким образом, можно выделить следующие типы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип — идет обучение ребенка посредством зрительного восприятия информации; аудиальный — посредством восприятия информации на слух; кинестетический — посредством восприятия собственной деятельности.

Пятый аспект — Состояние здоровья.

Необходимость индивидуального подхода к организации обучения и воспитания детей, имеющих физические дефекты, нарушения в соматическом развитии, сегодня не вызывает сомнения

Однако, далеко не всегда учитываются такие психологические особенности, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и другие. Недооценка данных индивидуально-психологических различий, психофизиологических характеристик детей наносит колоссальный вред как физическому, так и психическому развитию ребенка.

Воспитателю важно знать, что в этом случае речь идет о нарушениях психического здоровья, которые прежде всего связаны:

— с соматическими заболеваниями;

— с дефектами физического развития;

— с различными неблагоприятными факторами и стрессами, связанными с

социальными условиями.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.  И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной  деятельности выявил основные свойства нервных процессов 

 1. Силу возбуждения и неуравновешенность;

 2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

 3. Их подвижность.

 На  основе изучения протекания этих процессов  он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

  1.Сильный, неуравновешенный,характеризующийся  сильным возбуждением и менее  сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца.

 Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

 2. Сильный уравновешенный (процесс  возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий.

Особенности детей этого типа высшей нервной  деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад : они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

  3. Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах,

проверять и сопоставлять результаты своих  наблюдений с наблюдениями

коллег  и членами семьи ребенка.

   4.Слабый, характеризующийся слабостью  как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят.

В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство  нервной системы каждого человека не укладываются в какой- то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

1.2 Применение индивидуального подхода в обучении дошкольников.

Образовательная деятельность занимает небольшую часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На них уточняются, расширяются и углубляются представление детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети получают элементарные навыки логического мышления. В процессе обучения у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие. На занятиях все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила и ревностно их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их.  

Ведь обучение на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Этим подчеркивается необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявление инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались. Прежде всего, они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких детей нельзя вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей. Очень важен индивидуальный подход к медлительным детям. Следует проявлять терпение в работе с такими детьми, не торопить их, не прерывать, воспитывать уверенность, поощряя их ответы. Индивидуальными особенностями детей так же следует руководствоваться при рассаживании их на занятии. При этом следует учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения

На занятиях по развитию речи педагоги должны учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуального проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера отражающиеся в их поведение. Сразу можно выделить детей, активно участвующих на занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющей речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, нежелание думать, Обычно и речь у них плохо развита, Безусловно, у активных детей надо поддерживать и развивать интерес к занятиям, давать им дополнительные усложненные задания, предлагать исправлять речевые ошибки товарищей.

Пассивных детей чаще вызывать, заставлять, задумываться над своим ответом, приучать размышлять обращаться к личному опыту.

Очень важен индивидуальный подход и на занятиях по изобразительной деятельности. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании. Педагоги должны активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.

Для организации деятельности детей по повторению изученного, отработки навыков и умений следует использовать индивидуальные задания. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

Для осуществления индивидуального  подхода к детям в процессе воспитания педагог должен хорошо знать  не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества. Изучение  индивидуальных особенностей детей в деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам деятельности, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.  Знание  и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность  лучше организовать коллективную работу.

Таким образом,осуществлению индивидуального  подхода к  дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективной деятельности.

Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

1.3 Организация предметно-пространственной среды как основы  индивидуального подхода к ребенку.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний у социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.). но и является основой его самостоятельной деятельности, своеобразной формой его самообразования.

Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.

При проектировании предметно-пространственной среды образовательного учреждения следует исходить  из необходимости учета следующих факторов:

— индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

— особенностей его эмоционально-личностного развития;

— индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;

— любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей;

— возрастных  особенностей.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной, читальном зале организуются «тихие уголки» с мягкой мебелью, в которых каждый ребенок может побыть один, рассмотреть любимую книгу или нарисовать что-либо.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных «зон приватности» — специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, открытку, значки, украшения, подарки от друзей и т.д. Большое значение придается организации экспозиций фотографий детей и членов их семей, личных альбомов, разнообразных детских работ. Следует подчеркнуть, что систематические, периодические выставки продуктов детского творчества являются неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, когда в них представлены работы каждого ребенка, независимо от их качества. Все это создает чувство защищенности и психологической комфортности, способствует развитию у детей положительной самооценки, чувства уверенности в своих силах.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с детьми.

Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами. При этом используются разнообразные конструкторы, авторское оригинальное оборудование.

 Раскрытию творческой уникальности каждого ребенка способствуют и специальные помещения: бассейн, физкультурный и тренажерные залы, где дети могут проявить свои двигательные способности; зимний сад, в котором дошкольники испытывают радость экспериментирования, выращивая растения и проводя исследования живой природы; мастерские и изостудия, где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, творцом уникальной поделки.

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возраст детей. Так, в группе для детей 3-4 лет должен быть широко представлен центр сюжетно-ролевых игр, а для детей 5-6 лет -конструктивная зона и т.д.

В целях учета поло-ролевых особенностей детей предметно-пространственная среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Например, для мальчиков 5-6 лет в группе должны быть образцы изготовления разнообразной техники, а для девочек — образцы изготовления сумочек и т.д.

Таким образом, проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— организация «зон приватности»;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; многофункциональность использования помещений и оборудования;

— возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.

1.4 Специфика организации индивидуального подхода в процессе игровой деятельности.

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность .

Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д.

В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.

1.5 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье

 Необходимо  согласовывать требования к ребенку  со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном воспитании.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям;

• воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;

• семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Выражение «дети — это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога. Работа воспитателей с семьями — труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.

В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании возможности выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Формы работы могут быть самые разные, — это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конференции, совместные праздники, встречи с психологом, социальным работником и администрацией дошкольного учреждения. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

Таким образом, работу с родителями необходимо строить по следующим направлениям:

1. Работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.

3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.

4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.

5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.

6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

Заключение.

Осуществление индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения означает прежде всего выявление общей направленности личности детей, их склонностей и содержания интересов. Учет этого помогает воспитателю поддерживать и стимулировать развитие положительных сторон личности детей.

Необходимость индивидуального подхода обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы воспитательного воздействия каждый ребенок реагирует по-разному, в зависимости от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера, возникших раньше того, как складываются его отношения с окружающими детьми, с воспитателем на данном этапе. Все это вызывает существенные индивидуальные различия в отношении каждого воспитанника к самым воспитательных воздействий. Игнорирование этого факта снижает эффективность воздействий воспитателя на ребенка, а иногда дает нежелательные последствия.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

Список использованной литературы

  1. Гордеева И.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. – 2002. – №2.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
  3. Савельев А.М. //Индивидуальный подход в педагогическом процессе. Педагогика. – 2004.
  4. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.
  5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр.пед. соч. — М., 1977. — Т.2. Мир М. Культура и мир детства. — М., 1988.
  6. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. — М., 1995. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающими. — М. 1992.

Доклад

в
педагогическом семинаре, проводимом на Международном портале
«Солнечный
свет»

тема:

«Индивидуальный
подход к каждому ребенку»

Подготовила:

Педагог-психолог

ГУТО
СРЦН №2

Семенова
Л.В.

Белев,
2020

в процессе воспитания и обучения
необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная
точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.

А. С. Макаренко

Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить
положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем
веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание
должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность,
инициативу. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому
ребенку. Персональный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств
личности каждого ребенка В индивидуальном – неповторимом и особенном — подходе
нуждается каждый без исключения ребенок Индивидуальный подход нацелен, в первую
очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При
умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса
перевоспитания.

В чем же сущность индивидуального подхода?

 Индивидуальный подход является активным, формирующим,
развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики. Сама
проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют
основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: −
знание и понимание детей, − понимание актуальных потребностей каждого ребенка,
− основательный теоретический баланс, − способность педагога размышлять,
анализировать, рефлексировать и осознавать себя (в первую очередь – себя).
Важно помнить, что ребенок – это субъект собственного развития. Но дети всегда
должны чувствовать поддержку педагога. Безусловно, индивидуальный подход
требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях
поведения, способности увидеть потребность ребенка. Индивидуальный подход никак
не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только
воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид» есть общественное существо,
поэтому всякое проявление его жизни, — даже если оно и не выступает в непосредственной
форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни».
Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только
потому, что есть «мы». Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен
пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий
принцип воспитания. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию
обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка,
создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и
каждого ребенка в отдельности. Знание воспитателем возможностей каждого ребенка
поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого
воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого,
темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать
конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие. Одним из
главных факторов индивидуализации воспитательного процесса является учет
индивидуально-типологических качеств ребенка (например, темперамент). Тип
темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. И изменить его
невозможно, так же как и цвет глаз, например. И, как правило, он определяет
темп деятельности. Персональный подход к ребенку осуществляется как в процессе
организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы. При
организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели: − характер
переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или
вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного
отношения к изучаемому материалу), − уровень знаний и умений (осознанность,
действенность), − работоспособность (возможность действовать длительное время,
степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость), −
уровень самостоятельности и активности. − отношение к обучению, − характер
познавательных интересов, − уровень волевого развития.

Примеры индивидуального подхода:

• ребенка, который плохо слышит или видит, лучше
посадить ближе к столу воспитателя;

• подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от
основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные
задания;

 • ребенку, который медленно, неуверенно действует,
вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех
детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого
ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха
в умственном труде. В педагогике принцип индивидуального подхода должен
пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных
возрастов.

Библиографическое описание:

Матафонова, Т. Н. Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания / Т. Н. Матафонова, Е. А. Емельяненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16326/ (дата обращения: 27.05.2023).



Дети, в отличие от взрослых не устают поражать своим своеобразным поведением, индивидуальными способностями. Однотипных детей нет, все разные, но задачи обучения и воспитания остаются одинаковыми для всех.

Перед педагогом стоит вопрос, как найти подходящий подход к тому или иному ребенку, учесть индивидуальные особенности каждого для наилучшего результата формирования его личности. Любое воздействие на ребенка осуществляется путем индивидуального подхода, беря во внимание его личные особенности, способности и внутренние установки, без учета которых невозможен процесс воспитания и обучения.

Формирование личности не может проходить вне общества. Только в коллективе ребенок может показать свои способности, творческий потенциал, раскрыть особенности своего характера.

Некоторые дети отличаются от своих сверстников, имеют отклонения в поведении. Их поведение выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Они не желают учиться, нарушают дисциплину, плохо поддаются обучению. Такая категория детей нуждается в индивидуальном подходе, требует особого внимания и участия окружающих. Индивидуальный подход направлен на искоренение негативных свойств личности и укрепления положительных качеств, требующий от педагога много умений и большого терпения. Задачи воспитания, стоящие перед педагогом, работающим с группой детей, решаются им методом педагогического воздействия на каждого ребенка, учитывая его психологические особенности, знания, а также условия проживания. Своевременное выявление негативных взаимоотношений между детьми позволяет педагогу оказать позитивное влияние на его развитие.

Целью воспитания должно быть стремление сформировать гармонически развитую личность с творческим мышлением, желающую познавать что-то новое, прекрасное. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему обучения и воспитания. Это, прежде всего, дифференцированный подход к детям: знать, понимать, любить ребенка, умение педагога размышлять и анализировать.

Ребенок — это отдельный субъект собственного развития, имеющий свою самоцель. В процессе воспитания и обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности его личности. По мере взросления у индивида меняется характер деятельности, мышление, расширяется круг интересов, запросов. В нём постепенно формируется личность со своими взглядами и убеждениями. При этом в каждом возрасте существуют свои ограничения в развитии. Например, в детские и юношеские годы наиболее развиты мыслительные способности и память. Если же, в этот период, не развивать мышление и память, то в будущем будет иногда и невозможно наверстать упущенное.

В младшем школьном возрасте познавательная деятельность происходит преимущественно в процессе обучения. Дети познают что-то новое, постигают сферы общения, как с взрослыми, так и со сверстниками, а также отличаются своей неорганизованностью, неустойчивостью. Их внимание не произвольно, не достаточно устойчиво и ограниченно по объему. Произвольное внимание развивается постепенно, наряду с другими функциями, такими как: мотивация к учебной деятельности, чувством ответственности за успех в учении. Обучение должно быть построено так, чтобы ребенок смог показать индивидуальные возможности. Индивидуализация учения дает возможность педагогу увидеть особенности психофизиологического развития ребенка, его достоинства и недостатки, исходя из этого, строить образовательный процесс.

Средний школьный возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности. Его называют переходным возрастом, переходом от детства к юности. Для этого возраста характерна повышенная возбудимость, нервозность. Подросток более восприимчив к окружающей среде, поступки целенаправленны, организованы, а также присутствует некая специфическая избирательность. Мышление становится более последовательным, зрелым, систематическим. Заметна тенденция к правильному, логическому обоснованию чего-либо, доказательным рассуждениям. Часто ребенок в этом возрасте воспринимается как уже сформировавшаяся личность со своими индивидуальными особенностями характера. Во время учебной деятельности в них формируется склонность ориентироваться на наиболее успешных учеников, как на некий эталон. В случае напряженных ситуаций в школе, семье ученик концентрирует свое внимание на конфликте, а учебу переносит на второй план. Согласно возрастным особенностям волевые усилия подростка часто не соответствуют его желаниям и стремлениям. Стимуляция к обучению со стороны родителей и педагога является внешним мотивом побуждения к получению хорошей отметки и одобрения со стороны взрослых. Его внутренние мотивы направлены на общение со сверстниками, стремление занять определенное, значимое место в их кругу.

Когда проявляются нарушения в поведении, такие как неуспеваемость, по учебным предметам, невыполнение домашнего задания, пропуски в школе подросток считается трудным в воспитательном отношении. Он провоцирует конфликты с учителями, сверстниками, с семьей, отказывается выполнять требования старших. К факторам, побуждающим к такому поведению можно отнести природные особенности личности подростка, возрастные особенности, особенности семейных отношений, положение его в классном коллективе, социальные условия жизни.

Задача педагога — оказание индивидуальной помощи в решении проблем воспитанника, создание специальных условий для позитивного раскрытия, повышения статуса, стимулирования саморазвития личности, а так же приобретение знаний, удовлетворение потребностей и интересов.

Индивидуальная помощь — это осознанная попытка помочь человеку приобрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения потребностей и интересов других людей, в осознании и в необходимых случаях изменении человеком своих ценностей и установок, в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации, в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия, в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам, в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму, в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме [1, с. 192]

На практике используются три технологии индивидуальной помощи подросткам:

− технология профилактики, которая направлена на предупреждение, устранение различного рода социальных отклонений. Форма работы групповая или индивидуальные беседы.

− технология психолого-педагогического сопровождения, которая направлена на индивидуальную поддержку. Это сбор информации, психолого-педагогическая диагностика, разработка рекомендаций для педагогов, родителей.

− технология социально-педагогической реабилитации, которая направлена на проведение системы мероприятий. Мероприятия разрабатываются специалистом, которые организуют контроль воспитания и поведения подростка, их социальную поддержку.

Используя эти технологии, решаются задачи выявления педагогами и родителями причин отклоняющегося поведения, вырабатываются способы устранения девиаций.

В подростковом возрасте идет социальное и нравственное формирование личности. От того какой нравственный опыт приобретет подросток, будет складываться его личность в дальнейшем. Педагогам необходимо понимать особенности развития и поведения современных подростков, умение ставить себя на его место в противоречивые условия современной, реальной жизни.

В старшем школьном возрасте происходит выработка собственного мировоззрения. Старшеклассники имеют уже собственные убеждения, готовы к самоутверждению, самоопределению, к активному осмыслению своего будущего. Отношение к предметам становится избирательным. Мотивы поведения более сознательные. Дети старших классов оценивают учебный процесс с точки зрения своего будущего, иначе смотрят на школу. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Возникает потребность разобраться в самом себе и окружающем мире, найти смысл происходящего. В отличие от подростков они более самокритичны, что помогает объективно контролировать свое поведение.

Педагогу важно понимать, что отношения с воспитанниками должны строиться на основе диалога и доверительных отношениях. Дети нуждаются в постоянном общении друг с другом и с взрослыми. Посредством беседы педагог может вместе с детьми анализировать различные события их жизни, узнавать их точку зрения на происходящее. Доверительные отношения позволяют педагогу видеть ребят с различных сторон в разных ситуациях. В итоге для педагога появляется возможность для изучения внешних и внутренних процессов, происходящих в их среде.

Чтобы изучить индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности требуется немало времени и систематических наблюдений. Для этой цели педагогу необходимо вести индивидуальные дневники наблюдений на каждого воспитанника, в котором фиксируется особенности поведения ребенка, периодически обобщая результаты своих наблюдений. В дальнейшем, полагаясь на собранный материал, педагог выстраивает свою работу с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Все дети разные, у каждого ребенка свой уровень развития, свои психологические особенности, умственные способности и возможности. Педагог должен знать особенности каждого ребенка, для того чтобы правильно выстраивать работу с ним, способствовать всестороннему развитию его личности. Если деятельность педагога основана на глубоких знаниях возрастных этапов развития человека, умения видеть его внутренний мир, тогда он успешно выполняя задачи воспитания и обучения, взрастит полноценную личность для современного общества.

Важнейшей формой проявления жизни человека является деятельность, его отношение к окружающей действительности. Деятельность должна быть целенаправленной, осознанной. Только делая что-то человек, проявляет свою индивидуальность, способности, свое отношение к окружающим людям, свои интересы. Для формирования личности подрастающего поколения необходимы новые подходы, средства, технологии, соответствующие индивидуальным особенностям обучающегося, максимально реализующие их интересы, способности и склонности. Индивидуально-дифференцированному подходу к детям, в образовательном учреждении должно уделяться достаточно времени. Большое значение имеет составление методик о способах и подходах к детям с отставаниями в психическом и физическом развитии. Индивидуальная помощь должна заключаться в организации жизнедеятельности воспитанника, решения его возрастных задач при столкновениях с опасностями, характерными для того или иного возраста. Необходимо следовать всем правилам и параметрам при воспитании и обучении подрастающего поколения, чтобы дети были здоровы, успешны, подготовлены к различным жизненным ситуациям.

Литература:

  1. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.: под ред. М. А. Галагузовой, — 2-е изд., стереотип, — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 192 с.

Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.

Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».

1 Сначала отношения, а задачи потом

Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель». 

Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним. 

Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:

  • Построение взаимоотношений с ребенком изнутри

Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.

  • Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»

Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.

  • Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность

Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.

2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»

Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.

Установление контакта

Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.

Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.

Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу. 

Разведка

Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.

Как стоит поступить маме в такой ситуации

— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.

— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.

Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его. 

— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути. 

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: @smilefish_official

Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:

  1. «Что тебе больше всего нравится делать?»
  2. «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
  3. «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
  4. «С какими людьми тебе интересно общаться?»
  5. «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
  6. «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
  7. «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
  8. «Чему бы ты хотел научиться?»

Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.

Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.

Презентация

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@scoutthecity)

На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают. 

Есть 3 правила, которые запрещены:

  1. оценка («ты двоечник»),
  2. интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
  3. совет (пойди извинись), и так далее.

Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.

Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»

Как найти подход даже к самому сложному ребенку: инструкция по применению

Источник: Unsplash (@dslr_newb)

В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.

Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.

Возражения

Что нужно делать в этом случае

Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.

Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.

Сделка

В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.

Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.

Иван Сорокин

Автор

Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»

Как найти подход к ученику

Чтобы грамотно построить учебный процесс, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Найти подход к ребенку – значит подобрать «ключ» к его душе, суметь стать для него авторитетом, тем, кого он будет слушать и понимать.

Как найти подход к ученику

Дети не похожи друг на друга: их различает тип темперамента, уровень IQ, степень социальной адаптации и многое другое. Чтобы найти подход к ученику, необходимо изучить особенности его характера, уровень развития познавательных процессов, понять модель его поведения в школе, узнать об обстановке в семье ребенка.

Зачастую учителя не учитывают индивидуальных особенностей детей, не стремятся к тому, чтобы понять, чем живет тот или иной ученик. Требуя от каждого ребенка определенный набор знаний и действий, педагоги уравнивают всех детей, превращая их в некую безликую общую массу. Отсюда и проблемы с неуспеваемостью и плохим поведением.

Прежде всего, необходимо иметь желание изучить личность ребенка, его внутренние потребности и интересы. При этом важно попытаться стать для ученика страшим другом, вызвать доверие и уважение к себе, но никак не страх. Занимая авторитарную позицию в отношениях «учитель-ученик» вы вряд ли добьетесь чего-то существенного.

Проведите с учеником индивидуальную беседу, причем она должна быть неформальной и неофициальной. Начните с общих вопросов: кем мечтает стать ребенок, когда окончит школу? Какие предметы ему нравятся, а какие вызывают затруднения? Чем он занимается на досуге? Существуют ли в его семье какие-либо традиции, совместные дела и т.п.? Получив ответы на эти вопросы, вы будете лучше понимать вашего ученика и то, как именно с ним нужно взаимодействовать – чем мотивировать к учебе, как поощрять и т.д.

Вторым шагом после доверительной беседы может стать прохождение ребенком тестов на определение уровня развития познавательных процессов – памяти, мышления, воображения и т.п. Тестирование можно провести совместно со школьным психологом. Анализ результатов тестов может показать, к примеру, почему ребенок плохо запоминает учебный материал – возможно, у него плохо развита память или проблемы с концентрацией внимания.

Посетите семью ученика, побеседуйте с его родителями об их духовных ценностях, о том, каким они хотят видеть своего ребенка и что конкретно они для этого делают. Постарайтесь донести до родителей мысль о том, что детей важно не только «кормить-обувать», но и воспитывать – собственным примером, общими делами, правильным позитивным мировоззрением и т.п.

Следующий шаг – аккуратная проработка всех выявленных проблем. При этом не стоит посвящать ребенка во все сложности, связанные с его личностью и навешивать ярлыки, для него вы по-прежнему должны оставаться старшим и мудрым другом. Помните, что вы – учитель, и вашей работой является не только сухое изложение программного материала и контроль выдачи учеником нормативной базы знаний. Основная ваша задача – научить ребенка учиться, вооружить его «инструментами», которые помогут ему с интересом добывать новые знания, а также помочь избавиться от тех страхов, комплексов и реальных препятствий, которые мешают ему полноценно и продуктивно учиться.

Так, наиболее действенными и эффективными методами учебного взаимодействия с трудными детьми являются индивидуальные контрольные задания, составленные с учетом способностей каждого ребенка; дополнительные занятия в группах продленного дня с тщательной проработкой всех проблемных вопросов; индивидуальные домашние задания, подобранные в соответствии с уровнем возможностей ученика.

Если же ваш ученик не имеет проблем с успеваемостью, но не признает в вас авторитет учителя, не уважает вас, необходимо также разобраться в причинах такого неприятия. Возможно, поможет индивидуальная беседа с ребенком на равных. Прислушайтесь к высказываемым им обидам, возможно, вы в чем-то не правы и выбранная вами модель взаимодействия с данным учеником слишком авторитарна. Разберитесь в своем отношении к ребенку – если в вас слишком много агрессии или неприятия ученика, работайте над искоренением данных стереотипов, постарайтесь увидеть в ребенке личность, следуя вышеописанным советам и рекомендациям.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти музыкальный слух
  • Как найти что либо на сайте
  • Как найти общее количество атомов
  • Как найти склонение глагола
  • Как найти точку пересечения на диаграмме