Как найти информацию в интернете урок

Министерство
образования  и науки ЛНР

Государственное
бюджетное образовательное учреждение

среднего
профессионального образования

Луганской
Народной Республики

«Луганский
колледж моды,  парикмахерского искусства и  компьютерных

технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА

 

НА
ТЕМУ:

Поиск информации

Google PNG лого, логотип скачать бесплатноЯндекс.Браузер для iPad и смартфонов на Android

ПОДГОТОВИЛА:

Преподаватель   первой 
квалификационной  категории

Ф.И.О
преподавателя

Склярова
Ольга Степановна

ДИСЦИПЛИНА:

Основы информационных
технологий

Луганск
202
0

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ

ПЛАН УРОКА

ХОД УРОКА

СЦЕНАРИЙ УРОКА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка была
подготовлена для открытого урока в группе ІІ курса профессии  «Мастер по
обработке цифровой информации».

   
      Данная методическая разработка подготовлена по теме: «Поиск информации
».
В ходе практической работы обучающиеся знакомятся со способами поиска
информации в сети Интернет, а также с  правилами формирования запросов в
поисковой системе;  учатся применять полученные знания на практике.

С помощью практической  работы 
преподаватель побуждает обучающихся к активному восприятию материала, к
эффективному поиску и использованию информации, необходимой для выполнения
професиональнных задач, професиональнного и личностного развития, а также к более
глубокому осмыслению полученных знаний и их систематизации.  

Преподаватель использует различные
методы обучения:   наглядные (объяснение и беседа); репродуктивный
(вопрос-ответ); частично-поисковый (решение заданий, самостоятельная работа).
При решении поставленных задач обучающиеся развивают логическое и абстрактное
мышление, тренируют память и внимание.

  
       На уроке используется фронтальный, групповой, индивидуальный и
дифференцируемый режим работы.

Продолжительность урока — 45 минут

Методическая разработка может быть
использована, как методическое пособие в качестве реальной помощи преподавателю
при подготовке к уроку и его проведению.

В методической разработке урока
отображены следующие вопросы:

ü план
урока

ü ход
урока

ü сценарий
урока

ü приложения

ПЛАН УРОКА

Тема
рабочей программы: Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ

Тема
урока:
Поиск информации

Цель
урока:

Образовательная: ознакомить
со способами поиска информации в сети Интернет, а также с  правилами
формирования запросов в поисковой системе;  научить применять полученные знания
на практике;

Развивающая: воспитать
информационную компетентность, внимательность, дисциплинированность;
способствовать развитию кругозора учащихся и логического мышления; сформировать
навыки сотрудничества;

Воспитательная: воспитание
самостоятельности, ответственности, умения работать в команде, положительного
интереса к изучаемой дисциплине.

Вид
урока:
комбинированный урок.

Методы обучения: словесный,
наглядный, практический, частично-поисковый.

Материально-техническое
обеспечение:
персональные компьютеры с выходом в
Интернет, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.

Дидактическое обеспечение: опорные
конспекты, задания-карточки, аккаунты учащихся для прохождения тестирования.

Программное
обеспечение
: операционная система Windows,
браузеры, презентация: «Поиск информации», видео «Синтаксис запросов», онлайн
тест «Компьютерные сети» на образовательной платформе https://learningapps.org, 
тест на
Google платформе «Эффективный
поиск в Интернет».

Межпредметные связи: информатика,
английский язык, география, история, литература.

Литература:

1.    
Гришин, В.Н. Информационные технологии в
профессиональной деятельности: Учебник / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. — М.: ИД
«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. — 416 c.

2.    
Румянцева, Е.Л. Информационные технологии:
Учебное пособие /
Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь; Под ред. проф. Л.Г. Гагарина. — М.: ИД «ФОРУМ»:
ИНФРА-М, 2015. — 320 c.

3.    
Информатика. Мультимедийный электронный
учебник. Автор/создатель: Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://inf.e-alekseev.ru/text/toc.html свободный. – Загл.
с экрана. Дата обращения 28.08.2020 г.

ХОД УРОКА

1.
Организационная часть – 1 мин:

      проверка
явки обучающихся;

      проверка
готовности обучающихся к уроку.

2. Подведение к теме урока при
помощи загадок – 2 мин.

3. Сообщение темы
и
цели урока
– 1 мин
.

4.
Мотивация учебной деятельности – 1 мин.

5.
Актуализация знаний обучающихся – 3 мин:

Онлайн
тестирование (learningapps.org).

6.
Изложение нового материала (часть
І):
–5 мин.

Способы
поиска информации в Интернете.

7.
Первичное закрепление – 10 мин:

       Практическая
работа (Интернет-марафон. Работа в группах).

       Анализ
деятельности учащихся.

       Выявление
возможных проблемных ситуаций.

8.
Изложение нового материала (часть
ІІ):
–6 мин

      
Правила поиска информации в сети Интернет;

      
Понятие языка запросов, просмотр видео
«Синтаксис запросов».

9.
Первичное закрепление – 6 мин:

       Практическая
работа («Расширяем возможности поиска»)

       Анализ
деятельности учащихся.

10.
Систематизация и обобщение – 4 мин.

11.
Первичный контроль – 3 мин:

      
Тестирование
(
Google-формы).

12. 
Подведение итогов урока – 3 мин:      

      
самооценка;

      
сообщение и обоснование оценок обучающихся;

      
рефлексия
урока;

      
домашнее
задание.

Преподаватель
                                                                     Склярова
О.С.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

1.
Организационная часть – 10.00:

      проверка
явки обучающихся;

      проверка
готовности обучающихся к уроку.

2. Подведение к теме урока при
помощи загадок – 10.01 (Слайд 2).

ü Название этой
компании возникло от «
Yet ANother inDEX» («еще
один индексатор»)

ü Первая программа
этой компании была создана по Библии. Выбор объяснялся просто – никто не мог бы
предъявить авторские права (любой человек мог по
 слову или
сочетанию слов найти любое место из
 Священного
Писания)

ü Первый официальный
твит
 фирмы  означал
«Мне повезет», но записан был в двоичной системе, то есть состоял
только из нулей и единиц.

ü известен
своими периодическими “дудлами”. Это специальные рисунки, которые связаны с
какой-то темой, датой и каким-то образом присоединены к логотипу компании.

3. Сообщение темы
и
цели урока
– 10.03
.

     
Как вы считаете, какова сегодня тема нашего занятия? (Поиск
информации)

Тема урока: Поиск информации.

       Правильно,
и эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова
немецкого философа и социолога Георга
Зиммеля:
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он
не знает».                          

4.
Мотивация – 10.04
(Слайд 4).

Чем
бы вы ни занимались, где бы ни работали, вы тратите более 30 % своего времени
на поиск информации.

В глобальной
сети Интернет можно найти информацию по
 любой
интересующей теме. Но
 самое
трудное в
 работе с сетью
— найти нужную информацию. Т.
 к. Интернет
не
 имеет
четкой централизованной структуры, развивается хаотично, и
 в мире
появляются все новые и
 новые
серверы, вопросы поиска информации становятся очень актуальными. Квалифицированный
специалист любого профиля  должен уметь находить (извлекать), обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютеров и других вычислительных и
телекоммуникационных средств.

Тот
факт, что сегодня все больше работодателей обращают внимание на навыки
сотрудников по поиску информации в Интернете и даже прибегают к услугам
коммерческих служб поиска информации, говорит о том, что для эффективного
поиска нужны определенные навыки и опыт. Конечно, опыт со временем приходит,
однако сегодняшнее занятие поможет вам овладеть искусством поиска. Вы сможете
самостоятельно БЫСТРО и КАЧЕСТВЕННО искать необходимую вам информацию
средствами Интернет.

Навык
много и хорошо работать с качественной информацией помогает не только
сэкономить время, но и работать в 2,5 раза эффективнее. Здесь нужно обратить
внимание на три вещи:

·        
как мы ищем информацию;

·        
как ее обрабатываем;

·        
в каком виде представляем целевой
аудитории.

И
начнем мы с разговора о поиске.

5.
Актуализация знаний обучающихся – 10.05:

 Онлайн
тестирование (learningapps.org).

6.
Изложение новых знаний
(Слайд 5-14):

Способы
поиска информации в Интернете –10.08.

Поиск
информации относится к одному из самых важных и востребованных информационных
процессов, наряду с созданием, хранением, передачей и обработкой информации.

Существуют
три способа поиска информации в Интернете:

  1. Указание адреса
    страницы.
  2. Передвижение по
    гиперссылкам.
  3. Обращение к поисковой
    системе (поисковому серверу). (Записать в рабочие конспекты!!!)

Остановимся
на каждом из них:

  1. Указание
    адреса страницы
    ; (слайд)

Это
самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае,
если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

  1. Перемещение
    по гипертекстовым ссылкам
    ; (слайд).

Это
наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только
близкие по смыслу текущему документу.

Но
этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

Особенностью
Web – страниц является наличие гипертекстовых ссылок. Гиперссылка или просто
ссылка может быть фрагментом текста, который всегда отличается цветом от
остального текста и обычно подчеркивается или же значком или рисунком. Указывая
на ту или иную ссылку можно просмотреть связанный с нею текст, прослушать
аудиозапись, просмотреть какое–либо изображение, видеофрагмент, перейти к
другой Web – странице.

Пользуясь
гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в
информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но
если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них
нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

  1. Обращение
    к поисковой системе
    (слайд).

Адреса
поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее
время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс
(yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

Поисковая система 
программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий
возможность поиска информации в интернете.

По
принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и
поисковые индексы.

Поисковые
каталоги
служат для тематического поиска. Информация на этих
серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то
узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Поисковые
индексы
работают как алфавитные указатели. Пользователь
задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает
список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины. Поисковые индексы
автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы
Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Возможен
также расширенный поиск, который позволяет разыскивать документ на разных
языках и в различных форматах (
PDF, DOC, XLS и
т.д.), показывать страницы, измененные в течение определенного времени, и
учитывать ряд других параметров

7.
Первичное закрепление– 10.13
(Слайд 15-17):

Практическая работа обучающихся.

Практическая
часть 1 «Интернет-марафон» (командное выполнение).

Чтобы извлечь максимум пользы из сегодняшнего урока, давайте с
вами совместим полезное с очень полезным, т.е. поработаем в командах и найдём
ответы на вопросы в Интернете, используя возможные способа поиска информации.
Итак, каждая группа получает задание и намечает алгоритм решения этого задания
в группе.

Задания представляют из себя своеобразный перекресток с
вопросами из различных областей: география, история, литература. Ваша задача
найти засекреченное слово, которое должно получиться, если прочитать найденные
буквы сверху вниз. Это слово относится к термину сети Интернет. Его вы
вписываете в ваш отчет.  На выполнение этого задания отводится 8 мин.

Команда  1. ТРАНСЛИТ — термин, обозначающий
передачу текста с помощью чужого алфавита

Команда  2. ИНФОРМЕР — отображаемый
на других сайтах элемент с постоянно обновляемой информацией, исходящей из
единого источника

Команда  3. МЕССЕНДЖЕР — программа
для мгновенного обмена сообщениями

Команда  4. РЕДИРЕКТ — термин,
обозначающий перенаправление пользователя, обратившегося к Web-странице на
другую страницу. Зафиксируйте в отчете!

Анализ
поиска, подведение к проблеме поиска

   — анализ деятельности обучающихся;

Скажите, каким способом поиска информации
вы пользовались? Учащиеся: поисковые системы. Преподаватель: Т.е. мы с вами на
практике убедились в том, что самый популярный способ поиска информации – это
поисковые системы.

       — выявление возможных
проблемных ситуаций при поиске (особенности поиска информации). Как вы думаете,
какая проблема может возникнуть при поиске, с какими трудностями мы
сталкиваемся даже при использовании поисковых систем?

Дети: слишком много информации.

10.
Изложение новых знаний 10.23:


правила поиска информации в сети Интернет;

Чтобы
сделать работу с данными эффективнее, придерживайтесь правил поиска информации:

1. Четко
понимайте цель поиска. Какую информацию вы хотите найти? Если у вас есть
цель, вы не будете терять время, переходя по случайным ссылкам и беспорядочно
листая сайты.

2. Не
допускать орфографических ошибок.

3. Избегать
поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.

4. Исключать
из поиска ненужные слова.

5. Составьте
список сигнальных слов. Сигнальные слова — это термины, используемые в
функциональном жаргоне данной тематики. Составьте список таких слов и
используйте их в поисковых запросах. Это позволит вам избежать сайтов
непрофессионалов с неправильной информацией.

6. Ищите
сверху вниз. Работая со структурированными источниками, например с
Wikipedia, помните, что определения и базовые тезисы чаще всего располагаются в
начале статьи, и вам не обязательно листать дальше в случае их нерелевантности.

7. Сканируйте
содержимое. Читать каждый документ полностью на этапе вводного поиска необязательно.
Пробегитесь по тексту и выделите то, что может быть вам полезно, чтобы избежать
многочасового чтения.

8. Создайте
итоговый список. Проранжируйте источники, чтобы обозначить дальнейшую
стратегию работы с ними: какие из источников самые релевантные и требуют
детального изучения, а какие пригодятся как дополнительные материалы?

И,
конечно, не забывайте оптимизировать поиск с помощью определенных команд


понятие языка запросов, просмотр видео;

Первичное закрепление 10.29

Практическая
работа обучающихся.
Практическая часть  2 «Расширяем
возможности поиска».

11.
Систематизация и обобщение 10.35.

Слайд
23-25 презентации.

12.
Первичный контроль – 10.39:

      
Прохождение
он-лайн задания «Эффективный поиск в Интернете»

13. 
Подведение итогов урока – 10.42:      

      
самооценка;

      
сообщение и обоснование оценок обучающимся;

      
рефлексия
урока (Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

ü
сегодня
я узнал

ü
у
меня получилось

ü
у
меня возникли трудности

ü
я
выполнял задания

ü
я
научился

ü теперь
я могу.

14. Домашнее задание (слайд
26):

1.       С помощью известных Вам
способов поиска информации в Интернете:

              
Расскажите
о первой женщине-программисте, когда и где она родилась, чья она была дочь, кто
стал её учителем в области «вычислительной техники».

       
Расскажите,
как
Googol стал Google?

       
Термин
«баг» (от англ. bug – клоп, жук) – это программная ошибка, приводящая к
некорректной работе программы. Объясните происхождение этого термина.

       
Наберите
в браузере: ВИКИПЕДИЯ Что такое
ARPANET? и по гиперссылкам
подготовьте ответ на этот вопрос.

2.
   Заполните таблицу запросов для поисковой системы
Yandex.

3. 
Составьте кроссворд с ключевым словом, найденным Вами в задании 3 данной
практической работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опорный конспект

Поиск информации в ИнтернетеТема урока: «__________________________________________________»

1.    
Заполнить пропуски:

1)  

2)    Гиперссылка – это элемент
веб-страницы, при нажатии на который ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3)   Браузер – это программа для ____________________________________

_________________________________________________________________________________

Opera — Википедия

Google Chrome будет загружать страницы быстрее и эффективнее расходовать  заряд батареи - ITC.ua

Mozilla ускорила работу Firefox, чтобы на равных конкурировать с Chrome -  ITC.ua

Internet Explorer 8.0 для Windows XP - скачать бесплатно Internet Explorer  8.0 для Windows XP

4)   Основные службы Интернет: _________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.    
 Заполнить пропуски:

Существуют
три основных способа поиска информации в Интернет:

1.    
________________________________________________________________________________.

2.    
________________________________________________________________________________.

3.    
________________________________________________________________________________.

ОСНОВНЫЕ
ТИПЫ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ:

·       
________________________________________________________, работая
в автоматическом режиме обновления своей информации,  просматривают  в сети
Интернет содержимое серверов,  индексируют всю информацию, содержащуюся в них и
вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.

·       
_________________________________________________________поиска
содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего
пополняются вручную.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ:

3.    
Выполнить практическое задание «Интернет-марафон».
Вписать искомое слово:

4.    
Изучить теорию по «Синтаксису запросов в поисковых системах».
Заполнить таблицу:

Запрос

GOOGLE

YANDEX

Примеры

Для
поиска страниц, содержащих ВСЕ указанные слова

+ (AND)

информатика
+ математика

Исключение
термина или фразы

— (NOТ)

Волга
-автомобиль

Для
поиска страниц с указанными неразрывными словосочетаниями (цитата)

«   »

«фарфоровая
посуда»

Для
поиска страниц на конкретном сайте

site

site:
microsoft.com
алгоритм

Для
поиска страниц, содержащих либо одно, либо второе из разделенных этим
оператором слов и сочетаний

| (OR)

информатика
OR математика

Поиск
внутри числового диапазона

..

фотоаппарат
$50..$100

5.    
Выполнить практическое задание
«Расширяем возможности поиска».

1)   Составьте запрос на поиск информации по созданию сайтов. А затем
исключите из поиска слово «самостоятельно».

2)   Найти информацию, в которой будут встречаться слова «Сталинградская»
или «Битва»? А затем сайты, в которых будет встречаться и то слово, и то.

3)   Определить количество ссылок, которые выдают информацию о погоде
в Луганске, а затем выполнить тоже самое, только на сайте
mail.ru.

4)   Составьте запрос на поиск информации по покупке игрового
ноутбук. А затем уточните стоимость ноутбука от 200
$ до 300$.

6. Заполнить таблицу:

№ п/п

Запрос

Количество найденных источников

Надпись:   _______              баллов7. Моя оценка за сегодняшний урок            

8. Ответьте выборочно на 2-3 из
предложенных вопросов:

    • сегодня я узнал
      _____________________________________________________________
    • у меня получилось_________________________________________________________
    • у меня возникли
      трудности_____________________________________________
    • я выполнял задания______________________________________________________
    • я научился__________________________________________________________________
    • теперь я могу_______________________________________________________________

Иконка «Домашнее задание» — скачай бесплатно PNG и вектореДомашнее задание:

1. С помощью известных Вам способов поиска информации в
Интернете:

а.       
Расскажите о первой
женщине-программисте, когда и где она родилась, чья она была дочь, кто стал её учителем
в области «вычислительной техники».

б.       
Расскажите, как Googol стал Google?

в.       
Термин «баг» (от англ. bug – клоп,
жук) – это программная ошибка, приводящая к некорректной работе программы.
Объясните происхождение этого термина.

г.        
Наберите в браузере: ВИКИПЕДИЯ Что
такое
ARPANET? и по гиперссылкам подготовьте
ответ на этот вопрос.

2. Заполните таблицу запросов для поисковой системы Yandex.

3. Составьте кроссворд с ключевым словом, найденным Вами в
задании 3 данной практической работы.

Задания для команд

Команда  1

Отыщите прозвище для каждого правителя.
Буквы
на «правильных»
пересечениях образуют ключевое слово
.

Читать его надо будет сверху вниз.

Король умер.

Изображения Король артур | Бесплатные векторы, стоковые фото и PSDДа здравствует король!

З

а

в

о

е

в

а

т

е

л

ь

Б

а

р

б

а

р

о

с

с

а

К

р

а

с

и

в

ы

й

Л

ь

в

и

н

о

е

с

е

р

д

ц

е

Б

е

з

з

е

м

е

л

ь

н

ы

й

М

у

д

р

ы

й

Г

р

о

з

н

ы

й

Б

а

г

р

я

н

о

р

о

д

н

ы

й

ФРИДРИХ I

о

Т

л

н

р

д

к

б

КАРЛ V

в

а

о

л

и

Р

у

и

ВИЛЬГЕЛЬМ I

А

ы

к

л

с

ь

п

л

РИЧАРД I

в

ш

с

Н

д

и

й

и

ИВАН IV

м

з

а

е

н

м

С

к

КОНСТАНТИН VII

е

б

и

р

м

г

о

Л

ФИЛИПП IV

н

и

И

т

л

о

ж

ф

ИОАНН

р

е

о

а

Т

т

и

д

   ИСКОМОЕ СЛОВО: Термин, обозначающий
передачу текста с помощью чужого алфавита

Команда  2

Отыщите, в
каком городе находятся достопримечательности.
Буквы на «правильных» пересечениях образуют
ключевое слово.

Читать
это слово нужно будет сверху вниз.

Архитектура — это азбука гигантов…

Гилберт Честертон

Чудеса архитектуры со всего мира – 30 шедевров

Д

р

е

з

д

е

н

К

и

о

т

о

С

и

е

м

Р

е

а

п

Я

н

г

о

н

А

г

р

а

П

е

к

и

н

Г

р

а

н

а

д

а

Р

и

м

Альгамбра

ч

в

у

с

м

л

И

а

Золотой павильон

т

Н

с

н

г

о

т

и

Тадж-Махал

д

ш

л

о

Ф

б

ь

т

Цвингер

О

о

т

р

е

н

к

и

Храм Неба

к

о

в

б

а

Р

с

т

Колизей

э

ф

у

р

и

з

о

М

Золотая пагода

о

п

р

Е

в

н

и

л

Ангкор-Ват

с

у

Р

о

р

а

в

е

ИСКОМОЕ СЛОВО: Термин, отображаемый на других сайтах
элемент с постоянно обновляемой информацией, исходящей из единого источника.

Команда  3

Картинки по запросу флаги pngперекресток 4

Если вы
правильно определите, что изображено на
флаге каждой страны (в таблице есть и символы, и названия
стран), то буквы на «правильных» пересечениях
слов образу­
ют
ключевое слово
.

Читать
искомое слово
надо
будет сверху вниз.

Все флаги в гости

будут к нам…

А. С. Пушкин

А

л

б

а

н

и

я

К

а

н

а

д

а

К

и

п

р

Я

п

о

н

и

я

З

а

и

р

Ш

р

и-

Л

а

н

к

а

У

г

а

н

д

а

Б

у

т

а

н

И

з

р

а

и

л

ь

Л

и

в

а

н

ДРАКОН

ч

в

у

с

м

л

к

М

а

и

СОЛНЕЧНЫЙ ДИСК

а

в

с

Е

г

р

т

и

д

з

КЕДР

д

ш

л

о

ю

б

ь

т

п

С

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ

С

о

л

р

е

н

к

и

ы

б

ЛЕВ

к

о

в

б

а

Е

с

т

и

я

ЗВЕЗДА ДАВИДА

э

ф

у

р

и

з

о

в

Н

а

РУКА С ФАКЕЛОМ

о

п

р

в

Д

н

и

л

ь

с

ЖУРАВЛЬ

с

у

п

о

р

а

Ж

е

н

ь

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ

ь

Е

е

п

т

о

ф

м

л

с

ОЧЕРТАНИЯ СТРАНЫ

п

л

Р

н

о

ц

ы

р

л

и

ИСКОМОЕ
СЛОВО: программа для мгновенного обмена сообщениями

Команда 4

Если вы правильно определите, кто из великих где родился, то буквы на «правильных» пере­сечениях
слов сложатся в ключевое слово.

Слово нужно бу­дет читать сверху вниз.

Где родился — там и пригодился.

Все великие люди мира знали это - статья про секрет успехаРусская пословица

Т

а

г

а

н

р

о

г

Ф

е

о

д

о

с

и

я

К

р

а

с

н

о

я

р

с

к

О

р

е

л

Ч

у

г

у

е

в

М

о

с

к

в

а

С

а

р

а

т

о

в

П

е

т

е

р

б

у

р

г

НИКОЛАЙ
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

с

а

е

м

н

г

Р

и

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

б

ь

Е

т

а

у

о

т

АНТОН ЧЕХОВ

Д

н

с

е

у

б

л

д

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ

п

а

в

ы

у

И

е

н

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ

у

Р

ч

с

т

и

щ

г

АЛЕКСАНДР БЛОК

в

а

п

р

л

о

к

Е

ИЛЬЯ РЕПИН

ц

г

и

т

к

м

е

э

ИВАН ТУРГЕНЕВ

ж

б

м

Т

е

н

л

о

ИСКОМОЕ СЛОВО: термин,
обозначающий перенаправление пользователя, обратившегося к Web-странице на
другую страницу

Онлайн
тестирование на платформе learningapps.org
(https://learningapps.org/create?edit=peqkvyge520)

для
актуализации знаний

1.            
Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в
пользование другим компьютерам при совместной работе, называется…

2.            
Набор правил, позволяющий осуществлять
соединение и обмен данными между включенными в сеть компьютерами…

3.            
Адрес компьютера, записанный четырьмя
десятичными числами, разделенными точками…

4.            
Программа, с помощью которой
осуществляется просмотр web-страниц…

5.            
Сервис для хранения, поиска и извлечения
разнообразной взаимосвязанной информации, включающей в себя текстовые,
графические, видео-, аудио- и другие информационные ресурсы…

6.            
Протокол Интернета, обеспечивающий
передачу и отображение web-страниц…

7.            
Указатель, содержащий название протокола,
доменное имя сайта и адрес документа…

8.            
Сервис, обеспечивающий пересылку файлов
между компьютерами сети независимо от их типов, особенностей операционных
систем, файловых систем и форматов файлов…

9.            
Услуга, предназначенная для прямого
общения в Интернет в режиме реального времени…

10.       
Компьютерная сеть, охватывающая большие
территории (страны, континенты)…

Тест
на
Google платформе
«Эффективный поиск в Интернет»

на
этапе первичного контроля знаний

Учебник: Л.Л.Босова, А.Я.Босова «Информатика 9».

Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков.

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «поисковая система», «каталог ссылок», «поисковая машина» и показать практическое применение языка запросов, научить находить информацию в сети Интернет.

Задачи урока:

  • Образовательные: – познакомить учащихся с основными понятиями,научить создавать запросы для поиска в сети Интернет.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.

Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • персональные компьютеры учащихся с доступом в сеть Интернет

Электронные образовательные ресурсы

  • презентация

Дополнительные ресурсы:

  • раздаточный материал с практической работой «Поиск в сети Интернет» (приложение 1) и рефлексией урока (приложение 2)

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель проверяет усвоение по изученному на предыдущих уроках материалу.

Для этого он использует кроссворд с основными понятиями компьютерных сетей (слайд 2). Следующие задания по установке соответствий между логотипами популярных браузеров и их названиями (слайд 3), и названиями протоколов и их назначением соответственно (слайд 4).

3. Этап получения новых знаний

Объяснение нового материала (слайд 5 — 20)

Поисковая система – это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для осуществления функции поиска в интернете, и реагирующий на пользовательский запрос, который обычно задают в виде какой-либо текстовой фразы (или точнее поискового запроса), выдачей ссылочного списка на информационные источники, осуществляющейся по релевантности. 

Учащиеся называют поисковые системы, которые они знают.

Основные характеристики поисковых систем

  • Полнота. Полнота является одной из главнейших характеристик поиска, она представляет собой отношение цифры найденных по запросу информационных документов к их общему числу в интернете, относящихся к данному запросу. Чем полнее сам поиск, тем больше вероятность, что пользователь найдет именно тот документ, который ему необходим, конечно, если он вообще существует.
  • Точность. Точность определяет степень соответствия запросу пользователя найденных страниц в Сети. Чем поиск точнее, тем скорее пользователь найдет необходимую ему информацию, тем меньше разнообразного «мусора» будет встречаться среди результатов, тем меньше найденных документов будут не соответствовать смыслу запроса.
  • Актуальность. Актуальность характеризует время, проходящее с момента опубликования информации в интернете до занесения ее в индексную базу поисковика. К примеру, на следующий день после возникновения информации о выходе нового iPad, множество пользователей обратилась к поиску с соответствующими видами запросов. В большинстве случаев информация об этой новости уже доступна в поиске, хотя времени с момента ее появления прошло очень мало. Это происходит благодаря наличию у крупных поисковых систем «быстрой базы», которая обновляется несколько раз за день.
  • Скорость поиска. Такая функция как скорость поиска теснейшим образом связана с так называемой «устойчивостью к нагрузкам». Ежесекундно к поиску обращается огромное количество людей, подобная загруженность требует значительного сокращения времени для обработки одного запроса. Тут интересы, как поисковой системы, так и пользователя целиком совпадают: посетитель хочет получить результаты как можно быстрее, а поисковая система должна отработать его запрос тоже максимально быстро, чтобы не притормозить обработку последующих запросов.
  • Наглядность. Наглядное представление результатов является важнейшим элементом удобства поиска. По множеству запросов поисковая система находит тысячи, а в некоторых случаях и миллионы разных документов. Вследствие нечеткости составления ключевых фраз для поиска или его не точности, даже самые первые результаты запроса не всегда имеют только нужные сведения. Это значит, что человеку часто приходится осуществлять собственный поиск среди предоставленных результатов. Разнообразные компоненты страниц выдачи ПС помогают ориентироваться в поисковых результатах.

Каталог ссылок – это разбитый по темам список ссылок на сайты с их кратким описанием.

Группы ссылок в зависимости от широты тематики

  • общие 
  • специализированные (тематические)

Группы каталогов ссылок:

  • закрытые каталоги — добавление сайтов в данный каталог может проводить только одно ответственное лицо.
  • белые каталоги — НЕ требуют обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
  • серые каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
  • черные каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и НЕ ставят прямую ссылку.
  • каталоги сайтов с прямыми ссылками — при регистрации сайта в данном каталоге веб-мастер получает ответную прямую (без перенаправления) ссылку на свой сайт.
  • каталоги сайтов с ссылками — регистрация сайта в данном каталоге не даёт ссылки на регистрируемый сайт. Ссылки в таких каталогах даны через перенаправление (редирект).

Поисковая машина – это автоматическая система, которая хранит информацию об известных ей веб-страницах и выдает по запросу адреса тех из них, где встречаются введённые ключевые слова.

Ключевые слова – это набор слов и выражений, которые отражают требуемую информацию.

Самая основная задача каждой поисковой системы – доставить людям именно тот вид информации, который им нужен.

Именно поэтому специалисты-разработчики поисковиков делают принципы и алгоритмы их работы, которые бы давали пользователям находить интересующие их сведения. Это означает, что система, должна «думать» так же, как мыслит человек при поиске необходимой информации в Интернете. 

Для того чтобы получить правильные ответы на подобные вопросы, разработчики поиска постоянно улучшают принципы ранжирования и его алгоритмы, добавляют им новые возможности и функции и любыми средствами пытаются сделать быстрее работу системы.

Первой компьютерной программой для поиска в Интернете была программа Арчи (англ. archie — архив без буквы «в»). Она была создана в 1990 году Аланом Эмтэджем (Alan Emtage), Биллом Хиланом (Bill Heelan) и Дж. Питером Дойчем (J. Peter Deutsch), студентами, изучающими информатику в университете Макгилла в Монреале. Программа скачивала списки всех файлов со всех доступных анонимных FTP-серверов и строила базу данных, в которой можно было выполнять поиск по именам файлов. Однако, программа Арчи не индексировала содержимое этих файлов, так как объём данных был настолько мал, что всё можно было легко найти вручную.

Первым поисковым роботом, написанным на языке Perl, был «World Wide Web Wanderer» — бот Мэтью Грэя (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в июне 1993 года. Этот робот создавал поисковый индекс «Wandex». Цель робота Wanderer состояла в том, чтобы измерить размер всемирной паутины и найти все веб-страницы, содержащие слова из запроса.

Поисковая система «WebCrawler», запущенная в 1994 году — первая полнотекстовая система индексирующая ресурсы при помощи робота («craweler-based»).

Система позволяла пользователям искать по любым словам, расположенным на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом для большинства поисковых систем.

Поисковая система «WebCrawler» — первый поисковик, получивший широкое распространение.

В 1996 году реализован поиск с учётом русской морфологии на поисковой машине Altavista и запущены оригинальные российские поисковые машины Рамблер и Апорт. 23 сентября 1997 года была открыта поисковая машина Яндекс. 22 мая 2014 года компанией Ростелеком была открыта национальная поисковая машина Спутник. 22 апреля 2015 года был открыт новый сервис Спутник. Дети специально для детей с повышенной безопасностью.

Типы поисковых систем:

  • Системы, использующие поисковые роботы. Состоят из трёх частей: краулер («бот», «робот» или «паук»), индекс и программное обеспечение поисковой системы. Краулер нужен для обхода сети и создания списков веб-страниц. Индекс — большой архив копий веб-страниц. Цель программного обеспечения — оценивать результаты поиска. Благодаря тому, что поисковый робот в этом механизме постоянно исследует сеть, информация в большей степени актуальна. Большинство современных поисковых систем являются системами данного типа.
  • Системы, управляемые человеком (каталоги ресурсов). Эти поисковые системы получают списки веб-страниц. Каталог содержит адрес, заголовок и краткое описание сайта. Каталог ресурсов ищет результаты только из описаний страницы, представленных ему веб-мастерами. Достоинство каталогов в том, что все ресурсы проверяются вручную, следовательно, и качество контента будет лучше по сравнению с результатами, полученными системой первого типа автоматически. Но есть и недостаток — обновление данных каталогов выполняется вручную и может существенно отставать от реального положения дел.
  • Гибридные системы. Такие поисковые системы, как Yahoo, Google, MSN, сочетают в себе функции систем, использующие поисковых роботов, и систем, управляемых человеком.
  • Мета-системы. Метапоисковые системы объединяют и ранжируют результаты сразу нескольких поисковиков. Эти поисковые системы были полезны, когда у каждой поисковой системы был уникальный индекс, и поисковые системы были менее «умными». Поскольку сейчас поиск намного улучшился, потребность в них уменьшилась.

Многие поисковые системы, такие как Google и Bing, используют алгоритмы выборочного угадывания того, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его прошлых действиях в системе. В результате, веб-сайты показывают только ту информацию, которая согласуется с прошлыми интересами пользователя. Этот эффект получил название «пузырь фильтров». Всё это ведёт к тому, что пользователи получают намного меньше противоречащей своей точке зрения информации и становятся интеллектуально изолированными в своём собственном «информационном пузыре».

Учитель проводит опрос с целью выяснить самый популярный поисковик в классе и знакомит учащихся с рейтингом поисковых систем в России.

Язык запросов

! – запрет перебора всех словоформ.

+ — обязательное присутствие слов в найденных документах.

— — исключение слова из результатов поиска.

& — обязательное вхождение слов в одно предложение.

~ — требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

| — поиск любого из данных слов.

«» — поиск устойчивых словосочетаний.

$title – поиск информации по названиям заголовков.

$anchor – поиск информации по названию ссылок.

4. Динамическая пауза

(слайд 21-23) Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э.С.Аветисова.

5. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой

(слайд 24-25) Учитель проводит с учащимся практическую работу по поиску в сети Интернет.

Практическая работа.

Задание 1. Особенности поиска по группе слов.

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс.

Структура запроса 

Количество найденных страниц

Электронный адрес первой найденной ссылки

Скоростной! трамвай! 

 

Скоростной + трамвай

 

Скоростной — трамвай

 

«Скоростной трамвай» 

 

Сталинградская | битва

 

Сталинградская &битва

   

$title (река Волга)

   

$anchor (река Волга)

   

Задание 2. Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете.

1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?

2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.

3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото

4. Когда Волгоград переименовывается в «город-герой Сталинград» (точные даты)

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?

После выполнения работы, проводится проверка результатов работы, и ученики ставят себе оценку за урок.

Учитель контролирует ход выполнения работы учащихся, помогает учащимся, у которых не получается самостоятельно выполнить задание.

Учащиеся под руководством учителя проверяют результаты выполнения практической работы, анализируют полученные ответы, определяются с оценкой результатов работы.

Примерные ответы на практическую работу (слайд 26-31)

Оценивание практической работы

  • 5 – верно даны ответы на задание 1, задание 2 выполнено полностью с пояснениями и фотографиями.
  • 4 – в задании 1 допущены неточности в 1-2 ответах, на один или два из вопроса задания 2 дан неполный ответ.
  • 3 —  в задании 1 допущены неточности в 3-4 ответах, на три вопроса задания 2 даны не полные ответы или отсутствуют ответы на 2 вопроса

6. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания

Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.

Домашнее задание

  1. Выучить лекционный материал
  2. Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»
  3. Рабочая тетрадь Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

  • сегодня я узнал
  • у меня получилось
  • у меня возникли трудности
  • я выполнял задания
  • я научился
  • теперь я могу

Используемые ресурсы

  1. Л.Л.Босова, А.Я.Босова «Информатика 9».
  2. И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9».

Урок «Способы поиска информации в  сети Интернет»

Разработан учителем высшей категории Гавриловой Еленой Константиновной

9 класс

Цель:

Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.

уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.

Тип урока:

комбинированный урок.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер, интерактивная доска.
  • Презентация к уроку <Приложение 1>

Краткий план урока:

  1. Организационный момент,   – 3 мин.
  2. Устный опрос по теме «Компьютерные сети»-5 мин.
  3. Технологии поиска информации в сети Интернет –  10 мин.
  4. Сообщения от учащихся по теме урока и ответы на кроссворд –7  мин.
  5. Ответы на задания ПК-7 мин.
  6. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 10 мин.
  7. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковых системах, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте сформулируем все вместе понятие «Интернет» и ответим на несколько вопросов:

2. Устный опрос по теме «Компьютерные сети» .

Ученики устно по 1 слову формулируют понятие «Интернет»-Интернет -это всемирная (глобальная) компьютерная сеть ,объединяющая множество сетей всего мира.

  1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?
  2. Какие программы для выхода в Интернет вам известны?
  3.  Какое общее название у этих программ?
  4. Что такое глобальная сеть?
  5. Что такое доменная система имен?
  6. Какие услуги предоставляет глобальная сеть?
  7. Что может содержать Web-страница?
  8. Что такое Web-сайт?
  9. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы.

А теперь давайте  выделим сильные и слабые стороны Интернета.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

3. Изучение новой темы

Учитель: Для того чтобы  у нас была возможность использовать все эти достоинства мы должны уметь правильно использовать ресурсы Интернет. Очень важно уметь правильно осуществлять поиск информации в сети.

Видео:

http://www.youtube.com/watch?v=GZvMAB2TX_E

Запишем тему урока: Способы поиска информации в Интернете(Приложение 1, слайд2)

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Для поиска в сети Интернет можно пользоваться специализированными сервисными службами, которые позволяют  по ключевым словам найти тот или иной документ.  Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существуют метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.

Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»

Видео:

http://www.youtube.com/watch?v=B5SxA9rBlso 

-Скажите какие способы поиска информации вы знаете?

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд3):

  1. Указание адреса страницы.
  2. Передвижение по гиперссылкам.
  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд4): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(Приложение 1, слайд5): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

(Приложение 1, слайд6): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами).

Что же такое – поисковая система?

Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки.

(Приложение 1, слайд7):

Попробуем сформулировать критерии выбора поисковой системы используя слова: принцип ,удобство ,правильность, скорость.

 (Ученики выдвигают свои предположения)Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:

•        Принцип работы поисковой системы.

•        Удобство использования.

•        Правильность составления запросов.

•        Скорость работы.

(Приложение 1, слайд8): Существуют  2основных типа поисковых систем Интернет:

индексные и классификационные (каталоговые).

Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации,  просматривают  в сети Интернет содержимое серверов,  индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.

Поиск по ключевым словам.

Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запроса в поле поиска.

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

(Приложение 1, слайд9): Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.

Поиск в иерархической системе каталогов.

Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернета, сгруппированные по определенной тематике — наука, искусство, новости и т.д.

Классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.

Процесс поиска требует непосредственного участия пользователя, самостоятельно переходящего от ссылки к ссылке. Поисковый каталог List.ru

Поиск файлов.

Для поиска файлов существуют специализированные поисковые системы, которые ищут файлы на FTP-серверах по именам самих файлов и каталогов. FileSearch.ru

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую

приходится решать любому пользователю Интернета.

(Приложение 1, слайд10): А теперь давайте выведем правила поиска информации в сети Интернет:

1.        Учитывать особенности естественного языка.

2.        Не допускать орфографических ошибок.

3.        Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.

4.        Не писать большими буквами.

5.        Исключать из поиска не нужные слова.

(Приложение 1, слайд10): Понятие языка запросов.

Синтаксис языка

Значение

Пример

!

Запрет перебора всех словоформ

! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)

+

Обязательное присутствие слов в найденных документах

Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет)  но обязательное условие наличие слова «пятница»

&

Обязательное вхождение слов в одно предложение

Педагогическая & система

«»

Поиск устойчивых словосочетаний

«педагогическая система»  (учитывается строгая  последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд11):

– Назовите основные способы поиска информации?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

– Назовите в каком случае каким способом поиска информации удобнее воспользоваться. Рисунок 1

3.Итак садимся за компьютеры и выполняем тестовые задания ,10 вопросов -7 минут(максимально 10 баллов )  http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Informatics-9class-95/Default.aspx и  решение кроссворда http://school-collection.edu.ru/catalog  (10 баллов максимально) .

4. Практическая деятельность за ПК:

А теперь рассаживаемся за компьютеры и выполним практическую работу(Приложение -практическая интернет). Во время выполнения работы контролируется процесс поиска, так как необходимо не только найти нужную информацию, но и сравнить поисковые системы; помогаем исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.

После выполнения задания ученики сообщают результаты поиска информации.

В конце занятия подводится его итог, оценивается  работа учащихся.

Домашнее задание:

Найдите ответы на вопросы с помощью различных поисковых систем и поясните какими поисковыми системами вы воспользовались. Сравните результаты поиска  и прокомментируйте  их.

  1. Сколько стран  и какие входят в Евросоюз?
  2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на Красной площади?
  3. В каком году изобрели компьютерную мышь?
  4. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?
  5. Какова максимальная глубина Черного моря?

Урок окончен. Спасибо !

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет

Учебник: Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9» Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «поисковая система», «каталог ссылок», «поисковая машина» и показать практическое применение языка запросов, научить находить информацию в сети Интернет.

Задачи урока:

  • Образовательные: – познакомить учащихся с основными понятиями, научить создавать запросы для поиска в сети Интернет.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.
  • Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

    • персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
    • персональные компьютеры учащихся с доступом в сеть Интернет

Электронные образовательные ресурсы

    • презентация
      Презентация к уроку
      PPTX / 2.59 Мб

Дополнительные ресурсы:

раздаточный материал с практической работой «Поиск в сети Интернет»
Практическая работа
DOCX / 16.89 Кб
и рефлексией урокаРефлексия
DOCX / 15.5 Кб

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места

2. Актуализация опорных знаний

Учитель проверяет усвоение по изученному на предыдущих уроках материалу.

Для этого он использует кроссворд с основными понятиями компьютерных сетей (слайд 2). Следующие задания по установке соответствий между логотипами популярных браузеров и их названиями (слайд 3), и названиями протоколов и их назначением соответственно (слайд 4).

3. Этап получения новых знаний

Объяснение нового материала (слайд 5 — 20)

Поисковая система – это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для осуществления функции поиска в интернете, и реагирующий на пользовательский запрос, который обычно задают в виде какой-либо текстовой фразы (или точнее поискового запроса), выдачей ссылочного списка на информационные источники, осуществляющейся по релевантности. 

Учащиеся называют поисковые системы, которые они знают.

Основные характеристики поисковых систем

    • Полнота. Полнота является одной из главнейших характеристик поиска, она представляет собой отношение цифры найденных по запросу информационных документов к их общему числу в интернете, относящихся к данному запросу. Чем полнее сам поиск, тем больше вероятность, что пользователь найдет именно тот документ, который ему необходим, конечно, если он вообще существует.
    • Точность. Точность определяет степень соответствия запросу пользователя найденных страниц в Сети. Чем поиск точнее, тем скорее пользователь найдет необходимую ему информацию, тем меньше разнообразного «мусора» будет встречаться среди результатов, тем меньше найденных документов будут не соответствовать смыслу запроса.
    • Актуальность. Актуальность характеризует время, проходящее с момента опубликования информации в интернете до занесения ее в индексную базу поисковика. К примеру, на следующий день после возникновения информации о выходе нового iPad, множество пользователей обратилась к поиску с соответствующими видами запросов. В большинстве случаев информация об этой новости уже доступна в поиске, хотя времени с момента ее появления прошло очень мало. Это происходит благодаря наличию у крупных поисковых систем «быстрой базы», которая обновляется несколько раз за день.
    • Скорость поиска. Такая функция как скорость поиска теснейшим образом связана с так называемой «устойчивостью к нагрузкам». Ежесекундно к поиску обращается огромное количество людей, подобная загруженность требует значительного сокращения времени для обработки одного запроса. Тут интересы, как поисковой системы, так и пользователя целиком совпадают: посетитель хочет получить результаты как можно быстрее, а поисковая система должна отработать его запрос тоже максимально быстро, чтобы не притормозить обработку последующих запросов.
    • Наглядность. Наглядное представление результатов является важнейшим элементом удобства поиска. По множеству запросов поисковая система находит тысячи, а в некоторых случаях и миллионы разных документов. Вследствие нечеткости составления ключевых фраз для поиска или его не точности, даже самые первые результаты запроса не всегда имеют только нужные сведения. Это значит, что человеку часто приходится осуществлять собственный поиск среди предоставленных результатов. Разнообразные компоненты страниц выдачи ПС помогают ориентироваться в поисковых результатах.

Каталог ссылок – это разбитый по темам список ссылок на сайты с их кратким описанием.

Группы ссылок в зависимости от широты тематики

    • общие 
    • специализированные (тематические)

Группы каталогов ссылок:

    • закрытые каталоги — добавление сайтов в данный каталог может проводить только одно ответственное лицо.
    • белые каталоги — НЕ требуют обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
    • серые каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
    • черные каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и НЕ ставят прямую ссылку.
    • каталоги сайтов с прямыми ссылками — при регистрации сайта в данном каталоге веб-мастер получает ответную прямую (без перенаправления) ссылку на свой сайт.
    • каталоги сайтов с ссылками — регистрация сайта в данном каталоге не даёт ссылки на регистрируемый сайт. Ссылки в таких каталогах даны через перенаправление (редирект).

Поисковая машина – это автоматическая система, которая хранит информацию об известных ей веб-страницах и выдает по запросу адреса тех из них, где встречаются введённые ключевые слова.

Ключевые слова – это набор слов и выражений, которые отражают требуемую информацию.

Самая основная задача каждой поисковой системы – доставить людям именно тот вид информации, который им нужен.

Именно поэтому специалисты-разработчики поисковиков делают принципы и алгоритмы их работы, которые бы давали пользователям находить интересующие их сведения. Это означает, что система, должна «думать» так же, как мыслит человек при поиске необходимой информации в интернете. 

Для того чтобы получить правильные ответы на подобные вопросы, разработчики поиска постоянно улучшают принципы ранжирования и его алгоритмы, добавляют им новые возможности и функции и любыми средствами пытаются сделать быстрее работу системы.

Первой компьютерной программой для поиска в Интернете была программа Арчи (англ. archie — архив без буквы «в»). Она была создана в 1990 году Аланом Эмтэджем (Alan Emtage), Биллом Хиланом (Bill Heelan) и Дж. Питером Дойчем (J. Peter Deutsch), студентами, изучающими информатику в университете Макгилла в Монреале. Программа скачивала списки всех файлов со всех доступных анонимных FTP-серверов и строила базу данных, в которой можно было выполнять поиск по именам файлов. Однако, программа Арчи не индексировала содержимое этих файлов, так как объём данных был настолько мал, что всё можно было легко найти вручную.

Первым поисковым роботом, написанным на языке Perl, был «World Wide Web Wanderer» — бот Мэтью Грэя (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в июне 1993 года. Этот робот создавал поисковый индекс «Wandex». Цель робота Wanderer состояла в том, чтобы измерить размер всемирной паутины и найти все веб-страницы, содержащие слова из запроса.

Поисковая система «WebCrawler», запущенная в 1994 году — первая полнотекстовая система индексирующая ресурсы при помощи робота («craweler-based»).

Система позволяла пользователям искать по любым словам, расположенным на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом для большинства поисковых систем.

Поисковая система «WebCrawler» — первый поисковик, получивший широкое распространение.

В 1996 году реализован поиск с учётом русской морфологии на поисковой машине Altavista и запущены оригинальные российские поисковые машины Рамблер и Апорт. 23 сентября 1997 года была открыта поисковая машина Яндекс. 22 мая 2014 года компанией Ростелеком была открыта национальная поисковая машина Спутник. 22 апреля 2015 года был открыт новый сервис Спутник. Дети специально для детей с повышенной безопасностью.

Типы поисковых систем:

    • Системы, использующие поисковые роботы. Состоят из трёх частей: краулер («бот», «робот» или «паук»), индекс и программное обеспечение поисковой системы. Краулер нужен для обхода сети и создания списков веб-страниц. Индекс — большой архив копий веб-страниц. Цель программного обеспечения — оценивать результаты поиска. Благодаря тому, что поисковый робот в этом механизме постоянно исследует сеть, информация в большей степени актуальна. Большинство современных поисковых систем являются системами данного типа.
    • Системы, управляемые человеком (каталоги ресурсов).Эти поисковые системы получают списки веб-страниц. Каталог содержит адрес, заголовок и краткое описание сайта. Каталог ресурсов ищет результаты только из описаний страницы, представленных ему веб-мастерами. Достоинство каталогов в том, что все ресурсы проверяются вручную, следовательно, и качество контента будет лучше по сравнению с результатами, полученными системой первого типа автоматически. Но есть и недостаток — обновление данных каталогов выполняется вручную и может существенно отставать от реального положения дел.
    • Гибридные системы. Такие поисковые системы, как Yahoo, Google, MSN, сочетают в себе функции систем, использующие поисковых роботов, и систем, управляемых человеком.
    • Мета-системы. Метапоисковые системы объединяют и ранжируют результаты сразу нескольких поисковиков. Эти поисковые системы были полезны, когда у каждой поисковой системы был уникальный индекс, и поисковые системы были менее «умными». Поскольку сейчас поиск намного улучшился, потребность в них уменьшилась.

Многие поисковые системы, такие как Google и Bing, используют алгоритмы выборочного угадывания того, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его прошлых действиях в системе. В результате, веб-сайты показывают только ту информацию, которая согласуется с прошлыми интересами пользователя. Этот эффект получил название «пузырь фильтров». Всё это ведёт к тому, что пользователи получают намного меньше противоречащей своей точке зрения информации и становятся интеллектуально изолированными в своём собственном «информационном пузыре».

Учитель проводит опрос с целью выяснить самый популярный поисковик в классе и знакомит учащихся с рейтингом поисковых систем в России.

Язык запросов

! – запрет перебора всех словоформ.

+ — обязательное присутствие слов в найденных документах.

— — исключение слова из результатов поиска.

& — обязательное вхождение слов в одно предложение.

~ — требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

| — поиск любого из данных слов.

«» — поиск устойчивых словосочетаний.

$title – поиск информации по названиям заголовков.

$anchor – поиск информации по названию ссылок.

4. Динамическая пауза

(слайд 21-23) Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э. С. Аветисова.

5. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой.

(слайд 24-25) Учитель проводит с учащимся практическую работу по поиску в сети Интернет.

Практическая работа.

Задание 1.

Особенности поиска по группе слов.

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс.

Структура запроса 

Количество найденных страниц 

Электронный адрес первой найденной ссылки

Скоростной! трамвай! 

   

Скоростной + трамвай

   

Скоростной — трамвай

   

«Скоростной трамвай» 

   

Сталинградская битва

   

Сталинградская & битва

   

$title (река Волга)

   

$anchor (река Волга)

   

Задание 2.

Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете

1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?

2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.

3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото

4. Когда Волгоград переименовывается в «город-герой Сталинград» (точные даты)

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?

После выполнения работы, проводится проверка результатов работы, и ученики ставят себе оценку за урок.

Учитель контролирует ход выполнения работы учащихся, помогает учащимся, у которых не получается самостоятельно выполнить задание.

Учащиеся под руководством учителя проверяют результаты выполнения практической работы, анализируют полученные ответы, определяются с оценкой результатов работы.

Примерные ответы на практическую работу (слайд 26-31)

Оценивание практической работы

5 – верно даны ответы на задание 1, задание 2 выполнено полностью с пояснениями и фотографиями.

4 – в задании 1 допущены неточности в 1-2 ответах, на один или два из вопроса задания 2 дан неполный ответ.

3 — в задании 1 допущены неточности в 3-4 ответах, на три вопроса задания 2 даны не полные ответы или отсутствуют ответы на 2 вопроса

6. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания

Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.

Домашнее задание

Выучить лекционный материал

Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Рабочая тетрадь Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

    • сегодня я узнал
    • у меня получилось
    • у меня возникли трудности
    • я выполнял задания
    • я научился
    • теперь я могу

Используемые ресурсы:

Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9»

Открытый урок по
информатике
на тему: «Поиск информации в Интернете»

Разработка урока

План-конспект урока по информатике

      1. Тема: «Поиск информации в Интернете»

  1. Предмет: информатика и ИКТ

  2. Класс: 11а

Ключевые слова: информатика, открытый урок, конспект, презентация, поиск информации, Интернет, компьютерная сеть, поисковая система, поисковый сервер, язык запросов.

Цель урока:

  • формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие  навыков групповой работы, сотрудничества;

  • развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, медиапроектор.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Актуализация знаний (5 мин).

  3. Изложение нового материала (12 мин).

  4. Практическая работа (16 мин).

  5. Домашнее задание (1 мин).

  6. Итог урока (4 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.

  1. Актуализация знаний.

Тогда для повторения домашнего задания и изученного ранее разделимся сейчас на 2 команды. Эти определения пригодятся вам при изучении новой темы сегодня. Даю задание. Сейчас каждая команда будет отвечать на вопросы: один из команды будет задавать вопрос, а в команде напротив должны быстро найти ответ на данный вопрос и громко и чётко прочитать, не перебивая друг друга. Тот, кто прочитал ответ, имеет возможность задать вопрос команде напротив. Студенты задают по 5 вопросов из каждой части (приложение 1).

  1. Изложение нового материала.

Говорят, что в Интернете есть всё. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

Что включает в себя “Профессиональный поиск в Интернете”? – ответы на вопросы – Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).

Давайте начнем с простого: ГДЕ?

Реальными носителями информации о ресурсах, которыми располагает Сеть, являются поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги. Поисковые машины: (spiders, crawlers) постоянно исследуют Сеть с целью пополнения своих баз данных документов. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Примером может быть поисковая система Altavista.

Действие поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех узлов Интернет, доступных данной системе поиска, со всеми их связями и ответвлениями.

Каталоги: в отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo.

Конструкция страниц значения не имеет.

Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней.

Второй вопрос: ЧТО?

Процедура поиска – ещё один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.

Начинать обычно приходится со всестороннего лексического анализа информации, подлежащей поиску: подробного и грамотного описания исследуемого вопроса, максимально широкого набора ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, фамилий, тесно связанных c проблемой.

Третий, но не маловажный, вопрос: КАК?

Простой запрос из одного слова

Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой – оба варианта. К примеру, запрос в форме слова «Козлов» позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы – например, в начале предложения.

Простой запрос из множества слов

Яndex позволяет использовать в качестве запроса строку до 250 символов. Для введения простого запроса нужно набрать в строке запроса ключевые слова, разделённые пробелом. Простой запрос подразумевает, что слова связаны логическим оператором ИЛИ, т.е. машина ищет документы, в которых упоминается хотя бы одно из этих слов, и на выходе их ранжирует по количеству найденных слов, их весу, частотным характеристикам, близости в тексте и другим параметрам. Учитывается морфология всех терминов простого запроса.

Поиск без учёта морфологии

Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной её морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак «!».

Поиск с оператором И

В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединённые данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд – в пределах всего текста.

Можно разделить все информационно-поисковые системы на три вида:

1) поисковые каталоги;

2) рейтинговые системы;

3) поисковые указатели.

Поисковые каталоги: организованы по иерархическому принципу. Заполняются вручную специалистами, обслуживающими данную службу.

Поисковые указатели: использование индексных списков. Индексные списки создаются автоматически.

Рейтинговые системы организованы проще, чем поисковые каталоги. Принцип работы заключается в том, что на основной странице сервера выкладывается список наиболее важных тем, внутри каждой из которых организуется список тематических разделов.

У вас на столах лежат конверты. Откройте их и обсудите командами в течение 2 минут: какие из сайтов относятся к каждому из видов. Один представитель команды выходит к доске и вывешивает результаты обсуждения. Один человек от команды комментирует выбор. (После того, как 2 команды вывесили все результаты на доске, учитель демонстрирует слайды и комментирует решение учащихся).

Преподаватель: Отлично, сейчас мы с вами изучили виды поисковых систем, и чтобы закрепить наши навыки в поиске информации, я предлагаю следующие задания. (На доске демонстрируются условия задания и пример решения такого задания).

5. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.

  1. Всем ученикам предлагается попробовать найти недостающие слова из отрывков стихотворений. Применение простого поиска. Ученики получают индивидуальную карточку, в которой пропущено слово. Они вносят в поисковую систему текст и находят пропущенное слово. Вписывают в карточку и сдают обратно учителю (приложение 2). Учитель проверяет и выставляет баллы. За время выполнения задания сменяет на доске ответы учащихся.

  2. Ученикам предлагается сформулировать, какими видами поиска они занимались в первых двух играх. Повторяются определения, вывешенные на доске. Один человек от команды вносит изменения.

  3. Ученики в парах ищут ответы на перекрёстные темы. Разделив таблицу пополам, ученики находят ответы на поставленные задачи в виде ключевого слова, которое записывают на карточку и сдают учителю (приложение 2). На доске остаётся одно задание-пример, которое объяснял учитель.

  4. Подводим итог выполнения заданий, оглашая результаты и вспоминая ключевые понятия урока.

6. Подведение итогов урока.

Преподаватель показывает задание А15 из заданий НОК по профильной специальности, учащиеся самостоятельно находят решение и ответ на это задание.

Преподаватель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу группы в целом, так и работу отдельных учащихся. Объясняет домашнее задание. Дома учащиеся продолжат поиск. Учащиеся найдут пропущенные слова, меры измерения величин и напишут творческий ответ о происхождении названия географического объекта (приложение).

Учитывая, что необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися были созданы на уроке, учащимся предлагается придумать занимательные вопросы в качестве заданий для поиска своим одногруппникам и попытаться найти ответы на них в Интернете (если позволяют условия).

Преподаватель: Как вы оцениваете свои успехи в игре? Помог ли вам новый материал по теме? Что для вас самое трудное в процедуре поиска? Какие советы вы можете дать своим друзьям на своём опыте?

  1. Самоанализ урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

Это 2 по счету урок новой главы «Информация и ее свойства». Данная тема является своего рода переходной темой от поиска информации к системам базы данных. Изучение данной темы в дальнейшем способствует лучшему пониманию структуры базы данных и работы над базой данных. Специфика урока, на мой взгляд, заключается в том, что я не просто рассказал данную тему и мы вместе по решали задачи, а в том, что эти задачи были направлены на выработку у учащихся навыков по решению типовых заданий по ЕГЭ.

2. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании урока?

Прежде, всего это активность учащихся. В 93 классе очень активные дети. Они любознательные, им интересно получать новую порцию информации, очень общительные. Поэтому, чтобы им не было скучно, я разработал интересные задания, в том числе и в разных программных средах. При выполнении практических заданий, приходилось строго контролировать ход выполнения заданий, что говорит о их слабой организованности.

3. Какие конкретные дидактические задачи решаете на урока:

· общеобразовательные: дать понятия «Информационного запроса», «Поисковой системы», «Адресного поиска», «Семантического поиска», «Фактографического поиска»; научить учащихся поиску информации в глобальной сети Интернет.

· воспитательные: воспитать познавательной потребности, интереса к информатике; воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.

· развивающие: развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации; развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие познавательного интереса у учащихся.

· компетентностные: развитие умения у учеников грамотно и вежливо общаться с учителем.

Главными задачами, на мой взгляд, были общеобразовательными, так как на первом месте стоят знания, а потом уже воспитательные и развивающие цели.

4. Почему выбранная структура урока подходит для решения этих задач?

Структура урока, мне кажется, выбрана удачно. В начале урока была актуализация знаний, затем изложение новой темы, и в заключительная часть урока были решены задачи, которые способствовали закреплению ранее изученного на этом уроке учебного материала. Домашнее задание было подобрано специальным образом, чтобы ученики дома еще поработали над данной темой, а именно потренировались находить ту или иную информацию в интернете. Тем самым ученики в полной мере усвоили учебный материал.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему?

В началу урока перед учениками была четко поставлены цель и задачи урока. Главный акцент делает на обучение учащихся искать разную информацию в Интернете различными способами. Также акцент делается на отработку навыков решения типовых задач по данной теме в ЕГЭ.

6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия основного материала?

Для раскрытия основного учебного материала использовался объяснительно-иллюстративный метод с помощью презентации «Поиск информации в Интернете», сделанной в PowerPoint, использовался метод проблемного изложения материала при решении практических заданий. Также использовался фронтальный опрос, на этапе актуализации знаний. Что позволило выяснить уровень знаний по данной теме, так как поиск информации в Интернете не является новой темой, в том плане, что каждый ученик уже владеет некоторыми базовыми способами поиска информации в Интернете.

7. Какое сочетание организационных форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?

В начале урока использовалась фронтальная работа, методом опроса учащихся. Данная форма была выбрана с целью узнать начальный уровень знаний по новой теме и актуализацию ранее изученного учебного материала. Затем была выбрана форма выполнения практических задач со всем классом.

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков, формирования (развития) УУД, компетенций?

На протяжении выполнения практических заданий осуществлялся контроль учеников, как работающий у доски, так и работающих на местах. Благодаря хорошо подобранным задачам у учеников развивалось мышление, способность анализировать информацию.

9. Как использовался на занятии инструментарий кабинета информатики?

На протяжении, практического всего, урока активно использовалась компьютерная техника, такая как персональный компьютер, проектор. Этап объяснения нового материала сопровождался презентацией «Поиск информации в Интернете», сделанной в PowerPoint. Затем на этапе закрепления учебного материала, была осуществлена работа учащихся у доски. По времени это заняло от начала урока до конца.

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока?

Прежде всего, это разновидность учебной деятельности учащихся, а именно сначала была актуализация знаний, которая осуществлялась методом фронтального опроса. Затем, на этапе усвоения новых знаний учащиеся прослушали и зафиксировали себе в тетради конспект урока. Далее, было выполнение практических заданий, ученики, кто выходил к доске решать задачу, а кто сидя на своем рабочем месте, решал задания.

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера и в чем конкретно проявилась культура Вашего общения с классом?

На мой взгляд, на уроке поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера благодаря моей доброжелательности к учащимся и моей внимательностью к ним. Культура общения проявлялась в грамотной речи и умению слушать учащихся. Мне кажется у меня получилось найти подход к ученикам, и тем самым наладить дисциплинированность в классе.

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

Рациональное использование времени было обеспечено за счет хорошо проработанного хода урока по плану, его методическим и дидактическим содержанием. Избыточности информации, на мой взгляд, не было, все было в меру хорошо проработано.

13. Какие непредвиденные ситуации Вы можете прогнозировать?

К сожалению, на этом уроке действительно произошла непредвиденная ситуация: ученикам необходимо было по очереди фотографироваться на выпускной альбом. Но я не растерялся и нашел выход из данного положения: сначала по очереди (мальчики, девочки) усвоили новые знания, а затем все вмести решали практические задания. В результате, конечно, пришлось некоторые менее важные аспекты в изложении нового материала опустить и дать им на самостоятельное изучение, с последующей проверкой.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные дидактические задачи?

Все что было запланировано на урок было выполнено. И даже непредвиденные ситуации не смогли помешать твердому усвоению учащимися учебного материала.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как тебя найти аленький ты мой песня
  • Как найти соискателя по номеру телефона
  • У каждого человека есть двойник как найти
  • Пропал смартфон на андроиде как найти
  • Как найти водителей для таксопарка