Как найти интерес к знаниям

Занимайтесь в одно и то же время, разбивайте задачи на мелкие шаги и награждайте себя за проделанную работу.

14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Мотивируйте себя

1. Составьте список причин, по которым вы учитесь

Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.

Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.

2. Находите что‑то интересное во всём

Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.

Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.

3. Ставьте таймер

Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.

Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.

4. Регулярно поощряйте себя

После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.

5. Учитесь вместе с кем‑то

Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.

Составьте график занятий

1. Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой

Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.

2. Распланируйте подготовку к экзаменам

Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.

3. Разделите материал на части

Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.

4. Запланируйте время на отдых и расслабление

Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.

Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.

Устраните отвлекающие факторы

1. Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды

Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной‑двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.

2. Повысьте концентрацию с помощью физической активности

За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.

3. Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать

Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.

Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.

4. Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы

Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет. Например, Freedom, AppDetox. С их помощью можно на время заблокировать доступ к выбранным сайтам и приложениям.

5. Занимайтесь с музыкой

Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.

Человек любознателен: с самого рождения ребенок интересуется окружающим его миром, задает много вопросов и не перестает удивляться. А вот взрослые нередко теряют интерес практически ко всему. Что убивает любознательность? Нужно ли ее вообще развивать, или это качество дано не всем? Как на эффективность обучения влияют социальные установки? Разбираемся в том, как же пробудить жажду знаний, если все вокруг кажется скучным.

Почему любознательность исчезает

В ходе эволюции мы приобрели уникальную способность, некоторую форму любопытства — эпистемическую любознательность. Французский нейробиолог Станислас Деан определяет ее как «чистое стремление к знаниям во всех областях, включая самые абстрактные». Детей в возрасте от двух до пяти лет интересует буквально все. Они постоянно задаются вопросом «почему?» и не перестают удивляться собственным открытиям. Однако в школе уровень вовлеченности начинает снижаться, а у взрослых он и вовсе пропадает.

Почему так происходит? Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся» выделил несколько причин. Во-первых, пропадает когнитивная стимуляция. Знаний в определенной области становится больше, соответственно, пробелов — меньше. Это нормальный процесс, который является частью любого обучения. Во-вторых, мешают такие установки, как «Я не способен изучать этот предмет», «Мне не хватает таланта». Такие метакогнитивные установки демотивируют учащихся и не позволяют раскрыть их потенциал. В таком случае важна поддержка наставников, преподавателей, которые вернут уверенность. Третий фактор, который убивает любопытство, — это социальная передача знаний. Человеку свойственны два режима научения: активный, когда человек экспериментирует, подвергает сомнению собственные убеждения, и рецептивный, когда он просто принимает поступающую информацию. Эти способы познания дополняют друг друга, однако отсутствие первого как раз ведет к потере интереса. Например, если неудачная попытка сделать что-то новое считается ошибкой, за которую наказывают, активный режим выключается. Как следствие, возникают проблемы с концентрацией, человек, возможно, ощущает себя потерянным, испытывает скуку.

Теперь посмотрим на то, что происходит с заинтересованными людьми. Организм создает благоприятные условия для восприятия и обработки информации. Воспринимая нечто новое, мы находимся в ситуации «умеренного стресса». Он полезен и необходим для стимуляции когнитивных процессов. Также и тело реагирует: брови приподнимается, рот слегка приоткрывается, или же губы поджимаются, снижается частота сердечных сокращений, что способствует усилению внимания и более четкой обработке информации.

Интерес как педагогическая категория связан с мотивацией обучения. Но все же их не стоит считать взаимозаменяемыми: уровень мотивации зависит не только от личного интереса, но и от ряда других факторов (например, запросов рынка труда и так далее).

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Как пробудить интерес

Познавательный интерес может быть трех уровней: низкий (обучающийся находится в инертном состоянии, он не способен справиться с трудностями самостоятельно), средний (требуется постоянное стимулирование интереса со стороны педагога), высокий. В последнем случае учащийся самостоятельно стремится к получению знаний, это происходит в том случае, когда обучение соотносится с истинными желаниями и целями.

Любопытство может разжечь кто-то извне, однако развивать его придется все-таки вам. И ответственность лежит не только на преподавателях, менторах и наставниках, но и на самом учащемся. Как же это сделать?

Сомневаться

Один из способов практиковать любознательность — ставить под сомнение полученную информацию. В частности, это поможет избавиться от иллюзии «Я все знаю». Вы постепенно осознаете, что некоторые установки на самом деле ложные, а для конструирования новых стоит получать знания и развивать навыки. При получении любой информации, при принятии решений задавайте себе вопросы:

  • Что, если…?

  • Зачем?

  • Почему?

  • А как можно иначе?

  • Чего я не знаю/не умею?

Пробовать то, чего не делали ранее

Допустим, вы с детства убеждены в том, что математика — это не ваше. Хотя некоторые математические знания могут пригодиться вам в работе, например в процессе создания таблиц в Excel. Попробуйте решить несколько задач, даже если в самом начале они вам кажутся неинтересными.

Интерес возникает благодаря действиям. То, что казалось вам скучным в начале, может разжечь любопытство в процессе

То же самое и с другими активностями, не связанными с вашей работой, будь то рисование, катание на коньках или изучение астрономии. Плюс таких экспериментов в том, что по мере улучшения какого-то навыка, который ранее был на нуле, вы станете более уверенным в себе.

Думать над улучшениями

Почти всегда можно сделать лучше. Не стоит сразу изобретать что-то прорывное. Посмотрите на привычные для вас вещи и подумайте, что можно изменить. Начать можно с бытового уровня: что можно сделать со столом, за которым вы сидите? Как сделать его более функциональным? Далее можно задуматься о задачах, которые вы выполняете на работе. Но прежде чем придумать что-то новое, придется разобраться в устройстве той или иной системы на данный момент, что также требует усилий и любознательности.

Отмечать все, что вызывает интерес

Это может стать ежедневной практикой. Отметьте 5 вещей, который удивили вас за день, и объясните себе, что вас привлекло. Так вы сможете сформировать общую картину своих интересов и понять, в каком направлении стоит развиваться. Например, вы листали ленту в социальных сетях и остановились на посте, в котором посетитель делился отзывами о посещении выставки. В другой день вы зашли в книжный магазин, и ваш взгляд остановился на книге о художниках. Возможно, вам интересна тема изобразительного искусства и вы хотели бы в нее углубиться.

Фокусируйтесь на краткосрочных целях

Долгосрочные цели, безусловно, нужны. Но они часто кажутся чем-то далеким. В случае с краткосрочными целями желаемое вы получаете в разы быстрее. Например, вы хотите свободно говорить на немецком языке, но постоянно откладываете процесс его изучения, ведь та самая мечта реализуется не скоро. Зато при условии регулярных занятий обсудить с кем-то на немецком фильм станет возможным менее чем за полгода. И сам факт получения желаемого в ускоренном режиме пробуждает любопытство.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Иллюстрация: Rewat / Depositphotos.com

Почему важно? Развитие интереса к учебе у ребенка напрямую влияет на его успеваемость, скорость усваивания материала и вовлеченность в образовательный процесс. И чем лучше дети понимают предмет в начальных классах, тем легче им будет осваивать дисциплину в старшей школе и вузе.

Как способствовать? Мотивировать к обучению должны не только педагоги, но и родители. Существует множество игровых техник, а также простых советов и рекомендаций, которые помогут развивать интерес у детей разных возрастов.

Оглавление:

  1. Виды мотивации и признаки демотивации ребенка к учебе
  2. Развитие интереса к учебе у детей младшего школьного возраста
  3. Развитие интереса к учебе у детей среднего и старшего школьного возраста
  4. Что влияет на развитие интереса к учебе у ребенка
  5. Советы педагогу по развитию интереса к учебе у ребенка

Виды мотивации и признаки демотивации ребенка к учебе

Тяга к знаниям у детей школьного возраста зависит от наличия у них:

  • мотивации к получению новой информации – желания понять устройство этого мира, получить новые навыки и успешно их применять, освоить какую-либо профессию;
  • социальной мотивации, при которой стремление учиться исходит из потребности в общественном признании, похвале и одобрении сверстников, родителей и наставников.

Познавательные мотивы являются непосредственной частью учебной деятельности, а социальная мотивация – внешний фактор. Эти стороны, побуждающие развитие интереса к учебе у дошкольников, можно рассматривать как полярные.

С одной стороны, это внутренний интерес к получению новых знаний и навыков. Другая сторона, напротив, полностью зависит от того, что происходит вне личности. Это родительская любовь, уважение друзей и одноклассников, ведь почти все любят нравится другим и быть в центре внимания, а у подростков и школьников эти мотивы могут быть особенно выражены.

Виды мотивации

Педагог должен стремиться, чтобы у школьников в большей степени формировалась именно внутренняя мотивация, как наиболее устойчивая и эффективная.

Сама учебная деятельность, подкрепленная внутренним желанием, являет собой ценность и источник интереса для ребенка. Она приносит удовольствие и удовлетворение, чувство потока, увлеченности процессом.

Проводимые исследования наглядно показали, что внутренняя мотивация в связке с решением творческих задач и познавательной гибкостью – важнейший фактор эффективного планирования учебной деятельности, формирования настойчивости, действенных антистрессовых стратегий, а также академических успехов, моральной устойчивости и психологического комфорта.

Социальная мотивация эффективна для развития интереса к учебе в том случае, если внутренних побуждений явно недостаточно. Пример такой стимуляции – организовать игру непосредственно во время учебного процесса, в которой будут создаваться ситуации, связанные с общением или пообещать какую-либо награду за хорошие оценки в школе.

Демотивация у ребенка

Демотивация у ребенка всегда бросается в глаза. Можно даже перечислить «красные флаги» отсутствия мотивации к учебе, симптоматика следующая:

  • ребенок получает низкие оценки по одному или нескольким предметам на протяжении длительного срока, при условии, что ранее успеваемость была на более высоком уровне;
  • домашнее задание выполняется крайне неохотно и по несколько часов или не делается вовсе;
  • школьник открыто заявляет о нежелании посещать учебное заведение, опаздывает на уроки или прогуливает их;
  • уровень активности на уроках существенно снижается;
  • ребенок говорит, что ему не нужны и никогда не понадобятся знания, полученные в школе;
  • часто появляется грусть, расстройство и плохое настроение. Все эмоции, связанные со школой, носят негативный оттенок.

Развитие интереса к учебе у детей младшего школьного возраста

Принято считать, что готовность к школе определяется возрастом (обычно 7 лет), освоенным счетом, умением читать, сравнивать и другими навыками. Но физиологическая, психологическая, эмоциональная готовность важны не меньше, чем достижение определенного уровня интеллекта.

Ребенок должен уметь следовать определенным правилам и делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Для младших школьников такой навык гораздо полезнее для успешной учебы, чем комплекс имеющихся знаний.

Ученикам начальных классов обязательно нужно много времени проводить на открытом воздухе для насыщения мозга кислородом, правильно и сбалансированно питаться, придерживаться режима дня. Хороший эффект для развития навыков планирования и самоконтроля будет от нейропсихологических игр и упражнений. Они также тренируют память, внимание, концентрацию.

Как понять слабые стороны ребенка и своевременно их скорректировать? Обратите внимание на его обычные жалобы:

  • «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с запоминанием.
  • «Нечаянно пропустил, не заметил» — дефицит внимания.
  • «Не понял» — нужно поработать над скоростью восприятия и обработки информации.
  • «Не могу представить» — необходимо развивать воображение.

Развитие интереса к учебе у детей среднего и старшего школьного возраста

  • Подростки (10−14 лет): Знания — это сила!

Педагогу важно искать разнообразные и небанальные форматы изучения предметов. Хорошим дополнением к уроку истории станут интерактивные видео на различных хостингах или просмотр сериалов, математика станет увлекательнее с мобильными играми и приложениями. Нужно дать школьнику попробовать самые разные способы получения информации и выбрать наиболее подходящий и интересный. Хобби тоже может поспособствовать учебе, в том числе и игры на ПК.

Развитие интереса к учебе

  • Старшеклассники (15−17 лет): Путь к мечте — через уроки

Для детей этого возраста важно честно самому себе ответить на вопрос для чего им нужна учеба: где в их жизни найдут применение полученные знания, как помогут достичь желаемого и воплотить мечту, какие двери перед ними откроют и т.д. Подростки ценят, когда родители общаются с ними на равных и дают возможность принимать жизненно важные решения: куда пойти после школы, какую профессию выбрать.

Развитие таланта ребенка: советы и рекомендации

Если старшее поколение выберет верную линию поведения: не будет критиковать, даст необходимую поддержку, направит – мотивация к учебе появится сама собой.

Не лишними для родителей будут советы педагога. Например, о том, что важно с позитивом отзываться о школе и обучении в целом. Если ребенок будет слышать реплики наподобие: «Ну вот, завтра опять в школу, как уже надоело» или «Вот мне вообще ничего из школьной программы в жизни не пригодилось!», то весь этот негатив он будет считать правильной точкой зрения, ведь родители – это авторитет.

Развитие интереса к учебе

Нужно напротив, почаще говорить о пользе знаний для качественного улучшения жизни, самому стремиться узнавать что-то новое и получать от этого удовольствие. А еще налаживайте с ребенком тактильный контакт и почаще хвалите. Обязательно делайте акцент на том, что именно у него получилось сделать хорошо, вместо дежурного «ты молодец», так школьник научится ценить свои сильные стороны.

Что влияет на развитие интереса к учебе у ребенка

  1. Ребенок еще не готов к школе. Взрослые полагают, что если их чадо много знает для своих лет, то можно идти в школу. Но даже высокий интеллект не говорит о том, что психика созрела для нового жизненного этапа. Может случиться, что маленький ребенок просто не сможет следовать определенным правилам в силу возраста. К тому же малышам сложно длительное время оставаться без движения, как этого требуют уроки.
  2. Конфликты с учителями. Учитель может даже не подозревать, что такой конфликт имеет место быть. Могут обозначиться плохая успеваемость, изменения в поведении ребенка, хотя открытой ссоры как таковой не было. Воспитанник может обидеться на слова в свой адрес и скрывать это чувство, испытывая при этом страх, подавленность, неприязнь к педагогу. Чтобы избежать такой ситуации, учителю необходимо выстраивать доверительные отношения со своими подопечными.
  3. Конфликты с учениками. Если такая проблема имеет место быть, то придется приложить немало усилий всех сторон, чтобы сгладить ее без последствий для ребенка. Зачастую доходит даже до необходимости смены коллектива.
  4. Физические дефекты. Дефекты речи, нервные тики и прочее. Дети очень болезненно воспринимают свое отличие от большинства сверстников. Особенно негативно воспринимается эта ситуация, когда одноклассники начинают насмехаться над ребенком. Осознавая свою проблему, ученик может избегать школы, как источника негативных эмоций.
  5. Конфликты внутри семьи. Ссоры между родственниками заставляют ребенка замкнуться в себе, лишают интереса и мотивации не только к учебе, но и вообще ко всему.
  6. Давление со стороны старших родственников. Родитель часто ставят перед ребенком недостижимую планку, нанимая для него лучших репетиторов и отдавая на различные секции. И делается это часто даже не посоветовавшись со школьником. Взрослых очень возмущает, если их дитя не соответствует той идеальной картинке, которую они сами себе нарисовали в воображении. Важно вовремя остановиться и прекратить излишнее давление на ребенка.

Советы педагогу по развитию интереса к учебе у ребенка

  • Предоставьте свободу выбора там, где это допустимо.
  • Радость и интерес должны быть основными эмоциями, связанными с процессом обучения.
  • При планировании обучения обязательно учитывать индивидуальность и интересы детей.
  • Лучше всего стимулирует обучение чувство, что что-то удалось. Отсутствие такого переживания лишает учебу смысла. Важно научить ребенка разбираться со сложными темами, начиная с азов. Большую задачу можно разложить на отдельные пункты, доступные для освоения. Если ребенок научится делать что-то мастерски, то он будет с большим энтузиазмом относиться к дальнейшему получению знаний.
  • Внутренняя мотивация растет с ростом уверенности в себе и своих силах.
  • Всегда замечайте успехи ребенка. Когда достижения отмечены и высоко оценена, возникает желание учиться дальше. Создавайте список успехов, он поможет достичь новых вершин и повысит самостоятельность.
  • Не ругайте за неудачи, они и есть наказание. Чувство страха и неуверенности, порожденные ожиданием наказания, создают трудности в процессе обучения. Как следствие мотивация снижается.

развитие интереса к учебе

  • Для школьников важен образ и личность наставника (очень часто даже скучный предмет, который ведет любимый учитель, хорошо усваивается).
  • Преподносите информацию увлекательно и небанально.
  • Изучайте новые методики и приемы образовательной деятельности и применяйте их на практике.
  • Если есть возможность, находите индивидуальный подход и общайтесь с каждым из учеников во время урока. Всегда поощряйте обратную связь – это поможет вовремя заметить и объяснить не понятый материал.
  • При оценке ученика ставьте баллы не за один ответ, а за активность на уроке в целом. Используйте так называемый «поурочный балл».
  • Работайте над развитием познавательных способностей своих подопечных средствами своего предмета. Важно совершенствовать быстроту реакции, все виды памяти, внимание, фантазию. Главная задача школы не только вложить знания, но и научить думать и работать с информацией самостоятельно.
  • Применяйте интегративный подход в преподавании своего предмета, связывайте темы курса с родственными дисциплинами, это расширит кругозор учеников.
  • Делайте все, что в ваших силах, чтобы учебный процесс был интересным и увлекательным. Для этого будьте интересны как личность, используйте всевозможные методы донесения информации, сделайте свою дисциплину более творческой.

развитие интереса к учебе

  • Используйте игру – это мощный стимулятор интереса к происходящим событиям. В игры любят играть абсолютно все, это не исключительная прерогатива малышей. Теперь к практике, а она показывает, что игровая мотивация наиболее эффективна в среднем школьном возрасте.

    В начальной школе детьми легко управлять, а старшеклассники уже взрослые и целеустремленные. Те, что посередине как раз падки на азарт и вдохновение. Игровая деятельность разнится в зависимости от возраста, это зависит от формирования новых психических процессов по мере взросления.

    В младшем возрасте подойдут линейные игры, в среднем – командные и с акцентом на личные поступки.

    Старшеклассники оценят необходимость качественного отыгрыша и воссоздания новых образов, нестандартные модели реальности. Для каждого возраста в игре есть что-то особенное, и в целом этот процесс максимально эффективен для развития мышления и формирования личности.

  • Успех должен достигаться на базе выполнения задач, которые по плечу каждому из класса. Новый материал ложится на старые знания.
  • Положительная энергетика и эмоциональный фон достигаются при помощи дружественной атмосферы на уроке, яркой и немонотонной речи учителя.
  • Стимулируйте самопознание, путем оценки своей деятельности и деятельности окружающих. Полезно научить учеников задавать себе вопросы, подразумевающие множество вариантов ответа, такие как «почему я столкнулся с трудностями?», «что было интересного на уроке, что нового?».
  • Оживите урок необычным вступлением, музыкальными паузами, играми и соревнованиями, минутками юмора.
  • Поощряйте коллективную деятельность, работу в группах, командные соревнования, коллективное решение задач, взаимопомощь.
  • Преподносите материал в нестандартной и неожиданной форме.
  • Используйте такие приемы как дискуссия, эвристическая беседа, дедукция и индукция, классификация, обобщение, создание ситуативных моделей.
  • Стимулируйте деятельность через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
  • Выявляйте слабые стороны и причины отсутствия мотивации: неумение учиться или промахи в воспитании. Прорабатывайте проблемные моменты.
  • Поддерживайте контакт и доверительные отношения со всеми подопечными, будьте им другом и наставником.
  • Подпитывайте атмосферу энтузиазма, активности, оптимизма и уверенности в собственных силах у детей.
  • Используйте современные цифровые технологии.
  • Разнообразьте учебную деятельность при помощи приема ролевой игры.
  • Помните, каждый ребенок – это личность, имеющая свой особенный характер. Уважайте это.

Создание мотивации к обучению – процесс не одного дня, он требует полной самоотдачи и больших трудозатрат. Никогда не поздно начать сначала и исправить ошибки в работе с учениками. На любом этапе взаимодействия возможно выстроить отношения, основанные на уважении, доверии и взаимопонимании.

5 способов вернуть интерес к учебе

9 марта 2023

5-9 классы Все о школе

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети учились охотно и увлеченно. Как помочь ребенку преодолеть апатию и что делать, если интерес к учебе угасает?

Формируйте самооценку

Если у школьника есть внутреннее убеждение в том, что он умный и талантливый, то и желание учиться не пропадет. Родителям необходимо усиливать личностную позицию ребенка, взращивая и развивая его уверенность в собственных силах и способностях. Не упускайте возможность сказать ему, как вы им гордитесь, но помните, что похвала все же должна быть заслуженной и оправданной, иначе ее ценность очень быстро сойдет на нет.

Покажите свою включенность
  • Заведите дневник достижений ребенка и ведите его совместно: это может быть нарисованная от руки табличка с наклейками-бонусами даже за самые небольшие успехи или продвижение по карте к какой-то конкретной цели.
  • Пользуйтесь образовательными порталами, расширяющими кругозор, вовлекайте в просмотр ребенка, если контент соответствует его возрасту (путешествия, исторические события, мир растений и животных), делитесь с ним впечатлениями, побуждайте его рассуждать и делать самостоятельные выводы на основе увиденного и прочитанного.
  • Собирайте вместе со школьником аудио-, видеобиблиотеку по интересующей его теме, предмету. И обязательно показывайте свои коллекции, связанные с вашим любимым делом, хобби, работой.
  • Участвуйте в школьных мероприятиях, в проведении образовательных акций, в днях открытых дверей, встречах с авторами учебников, интересных книг. Этим вы также подтверждаете важность школьной жизни и школьных навыков и показываете свою заинтересованность в успехе ребенка.
Не скупитесь на сюрпризы

Не секрет, что рутина плохо сказывается на мотивации: даже взрослые периодически выгорают на любимой работе из-за бесконечной цикличности своих обязанностей. То же самое происходит и со школьником. Даже если ребенку нравится учиться, время от времени у него все же пропадает энтузиазм — особенно после продолжительных праздников и каникул. Попробуйте разнообразить свой арсенал поощрений. Например, припасите коробку с небольшими сюрпризами, которые можно получить за хорошую учебу, вытащив из коробки что-то наугад. Пополняйте ее, исходя из желаний ребенка и, конечно же, из собственных возможностей.

Ослабьте контроль

Чем старше ребенок, тем больше он нуждается в независимости, в уважительных отношениях к собственным границам. Родителям нужно найти золотую середину: с одной стороны, быть в курсе того, чем живут их дети, а с другой — постепенно ослаблять контроль там, где они вполне могут справится самостоятельно. Если речь идет об учебе, то чрезмерный контроль вполне может отбить всякое желание учиться. Вместо дежурного вопроса про оценки, спросите у ребенка, что нового он узнал, что его удивило, что показалось спорным — то есть проявите интерес не к отметкам, а к самому процессу обучения. Искренний интерес значимого взрослого к личности ребенка, его поддержка — очень мощный стимул для познания и новых открытий.

Свяжите интересы со школьными предметами

Порой школьники не настроены учиться, потому что считают, что эти знания им не пригодятся в будущем, а посему они попросту теряют время. Но это не так. Покажите ребенку, как школьные знания помогут им добиться успеха, упростить жизнь, стать интересным и разносторонним человеком. Если ребенок мечтает стать писателем — ему нужны углубленные знания из области русского языка и литературы; если хочет стать разработчиком игр или конструктором самолетов — ему не обойтись без математики и физики. Более того, до него просто необходимо донести, что обучение не ограничивается школой. Ведь учиться можно в течение всей жизни не потому что «надо», а потому что это действительно очень интересно!

Сергей Алексеев, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Лариса Назарова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Лилия Зверобоева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Теги

воспитание

Я уверена, что всех учителей постоянно тревожит
вопрос: как сделать так, чтобы развить и
сохранить у детей стремление к знаниям. Почему
бывает на уроке скучно, неинтересно? Думаю, что
это возникает тогда, когда учащийся не занят
делом. Внутренняя энергия, не находя себе
применения, превращается в отчуждение от
происходящего на уроке, в лучшем случае, в худшем
ученик начинает мешать окружающим.

Чтобы искоренить это, при организации учебной
деятельности учащихся необходимо создать
следующие условия:

  1. Для каждого ученика на уроке нужно организовать
    дело, основанное на деятельности самого ученика.
  2. Вызвать интерес ученика к уроку – этот интерес
    может быть тогда, когда он занят на уроке
    деятельностью.
  3. Внутренняя энергия каждого ребенка может найти
    положительное применение лишь тогда, когда он
    занят на уроке увлекающей его работой.

С психологической точки зрения можно сказать,
что деятельность это вид активной формы
преобразования того учебного материала, с чем
соприкасается мышление ребенка. Науке давно
известно, что ребенок развивает, воспитывает,
строит себя сам и достигает ровно того, на что
хватает его собственных сил и своевременной
помощи извне. Собственно в этой помощи и
заключается все дело образования и воспитания.
По мнению психологов, тем источником, который
должен помочь ребенку реализоваться, являются
потребности. Каковы же они?

Наиболее значимая в начальной школе
потребность, это конечно же быть защищенным.
Бесспорно, в любом возрасте, растущий человек
нуждается в атмосфере тепла, понимания,
сочувствия. Если ученик будет знать, что после
неудачного ответа его ожидают насмешки
товарищей или бестактное замечание учителя, он,
скорее всего не будет поднимать руку, не будет
отвечать, стараться быть первым. Его развитие
замедлится. Вспомним, как блестят глаза у
первоклассников, как тянут они руки, как хотят,
чтобы их спросили и как пассивны уже в 6-7-х
классах. Поэтому одна из задач – создание
особого микроклимата не только на уроке, но и в
школе в целом. Общий психологический климат
школы, самочувствие ребенка и учителя, стиль
отношений в ней – это условия для развития
личности, Ребята должны расти в атмосфере
доброжелательности, побуждая интерес к уроку,
учитель должен показать, что он верит в
способности своих учеников.

Вторая, наиболее важная потребность человека –
способность в самореализации. Это ярко
прослеживается в стандартах второго поколения. И
если педагогу удастся создать условия для
самореализации и самосовершенствования, то
многие проблемы сегодняшнего образования могут
быть решены. В частности, такую важную проблему,
как учение без внешнего принуждения. Для этого
необходимо создать определенные условия:

– осознание школьниками целей, задач и
возможностей своего развития;
– участие в самостоятельной творческой
деятельности;
– соответствующие задачам стиль и методы
внешних воздействий: условия обучения, методы и
формы работы учащихся.

Школьники должны усвоить теоретические основы
самосовершенствования, обрести практический
опыт в этом направлении. Учитель должен «научить
учиться» с помощью различных памяток,
алгоритмов, включая ребят в самостоятельную
творческую группу, коллективных творческих дел и
т.д.

Задача педагога – наблюдая за детьми, понять их
центры интереса, опираясь на эти центры, при
необходимости осторожно направляя, обучать
детей. В классе находятся дети с разным уровнем
развития. Необходимо объяснять детям, то все люди
разные. Сильные дети должны понимать, что в жизни
рядом с ними могут быть люди с проблемами, чтобы у
них сформировался навык учитывать особенности
таких людей и естественно им помогать. Чтобы
слабые не становились слабее и чувствовали себя
равными. Учащиеся начальной школы охотно
стремятся помогать отстающим детям.

Чтобы развивать познавательный интерес,
необходимо учитывать принципы доступности,
сознательности, активности, самостоятельности.
Необходимо учитывать особенности уровня учебной
подготовленности, специфику мышления,
запоминания. Однако не стоит забывать и то, что
интеллектуальные способности могут развиваться
только тогда, когда ребенок постоянно
напрягается. В педагогической технологии
известен принцип: чтобы ученик полностью
реализовал себя, свои способности, активизировал
свою деятельность время от времени ему
необходимо предлагать задания, несколько
превышающие уровень его развития. Пусть что-то не
получится – не беда. Главное, что он был
устремлен к достижению все новых и новых высот в
учебной деятельности. Важно не найти недостатки,
а увидеть крупицы успеха и определить
перспективу на будущее. Учитель должен спокойно
относится к ошибкам детей, как естественному
продукту учебной и мыслительной деятельности,
признавать за учеником право на собственную
точку зрения. Педагог, объективно оценивая и
эффективно корректируя свою деятельность,
способен решить поставленную задачу,
сформировать, развить и поддержать
познавательный интерес, стремление к познанию.

Ученики в ходе овладения знаниями используют
различные способы учебной работы. Одни легче
усваивают учебный материал зрительно, другие
вслух, в ходе манипулирования учебными
объектами, неоднороден их интерес к видам работы.
Одни любят работать с красочной наглядностью,
другим нужны условные обозначения. Учитель
должен учитывать индивидуальные особенности
детей и при проверке усвоения и изложения знаний,
оценивания не только результативную, но и
процессуальную сторону овладения знаниями. Для
этого необходимо иметь набор учебных заданий
отличающихся как уровнем сложности, так и формой
воспроизведения (знаковой, словесной,
графической).

Думаю, что это проблема не только сугубо
педагогическая, но и социально-экономическая, о
некоторых детях нельзя сказать, что они растут,
осознавая себя в этом мире нужными и желанными.
Такие дети изначально обречены на неудачу в
обучении, по причине заброшенности, отсутствия
воспитательного и образовательного воздействия
со стороны семьи. В таком случае учитель должен
сделать все от него зависящее, чтобы улучшить
жизнь детей, ставших волею судьбы жертвою
социальных условий.

Среди детей есть такие, которые изначально ко
всему относятся с большим интересом и наоборот.
Интерес у ребенка пропадает тогда, когда он не
может сам дойти сущности или же когда ему
объясняли, показывали, но он не смог уловить ход
объяснения или ход действия.

Таким образом, рассмотрев причины утраты и
возникновения интереса, можно ответить на
вопрос: каким образом можно вызвать интерес
учащихся к обучению? Первое, что нужно сделать –
установить точки утраты интереса и выявить
причины этого. После выяснения для себя этих
моментов можно приступить к восстановлению
интереса.

И, наконец, главное, поддержать в себе
внутренний контроль. Что означает
индивидуальную заботу и ответственность каждого
учителя, как за свои успехи, так и собственные
провалы и неудачи. Как можно чаще, задаваться
следующими вопросами: Что мы хотим? Какие уроки
мы извлекли? Какого успеха удалось добиться?
Забота о качестве предполагает период проб и
ошибок, поиска путей и все таки в результате мы
набираемся опыта.

Надо сказать, что профессиональный уровень
учителей, позволяет постоянно обновлять
дидактический материал, активно искать формы и
методы обучения, творчески применять элементы
новых технологий, позволяющих не только
разнообразить процесс усвоения знаний, а
развивать и поддерживать интерес к учению.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в excel по формуле найти среднее
  • Как исправить раскладку в word
  • Как можно найти товар по штрих коду
  • Тик ток заблокированные аккаунты как найти
  • Средний диаметр частиц как найти