Одно из ключевых понятий в музыке — это интонация. Данная статья поможет разобраться в сути этого явления.
Какие бывают интонации в музыке?
Этот термин можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. На данный момент существует три основных формулировки, отвечающие на вопрос «что такое интонация в музыке?». В широком смысле слова так называется единство фактуры произведения и тех оттенков смысла, которыми она наделена.
В этом значении данный термин впервые стал рассматриваться в учении советского музыковеда Бориса Асафьева. Для того чтобы наиболее доходчиво объяснить суть данного значения слова, следует обратиться к одноимённому явлению в области лингвистики. В разговоре именно по интонации человек может определить смысл и общее настроение речи говорящего, даже не разобрав конкретных слов или не понимая незнакомого или малознакомого иностранного языка. Подобное явление существует и в музыке. Например, интервал кварта чаще всего ассоциируется у людей с напряженным, призывным звучанием. А мотив, основанный на таких созвучиях, больше всего подходит для произведений в жанре марша или для гимнов.
Связь речи и музыки
Ещё отец Галилео Галилея, который был лютнистом, призывал своих коллег обращать внимание на связь мелодий с речевыми интонациями. На подобном сходстве основаны многие произведения русских классических композиторов. Они часто обращались к использованию этого приема, особенно в своём оперном творчестве. Среди мастеров, которым наиболее ярко удавалось использовать речевые интонации в ариях можно назвать таких, как Петр Чайковский и Модест Мусоргский.
В то время как композиторы итальянской оперы чаще всего пренебрегали данными приемами, уделяя больше внимания мелодичности музыки и виртуозности.
Отец Галилея был также участником Кружка подобного нашей «Могучей кучке». Члены этого объединения специализировались на написании опер, арии в которых основывались на особенностях разговорной речи.
Духовная музыка
Другое значение слова «интонация» связано с григорианской традицией пения. В средневековье в католической церкви при исполнении псалмов и других песнопений мелодия сначала исполнялась одним человеком, так называемым запевалой, после чего её подхватывал весь хор. Фрагмент, который исполнялся сольно, имел название «Интонация». В православной традиции существовала подобная система, которая носила название знаменного пения.
Изобразительные интонации в музыке
С помощью интонации можно передать не только характеристики речи и ее эмоциональный посыл. Еще она является универсальным средством для музыкальной изобразительности. Можно сказать, что с помощью интонации музыка общается со слушателями. Яркий пример использования различных ее видов для создания образов можно найти в сказке Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк». В этом произведении именно при помощи интонации композитор создает образ кошки с вкрадчивыми движениями и птицы, полет которой легок и стремителен. По-разному используется это средство и в каждом конкретном стиле. Так, интонации, характерные для эпохи барокко, отличаются от тех, которые часто употреблялись в романтической музыке и в классических симфониях. Рассматриваемое в этой статье понятие является комплексным. Оно основано на взаимосвязи таких явлений, как лад, ритм и тональность.
В чём разница?
Следует сказать несколько слов и о речевой интонации, которая так близка по своим характеристикам музыкальной. Если человеку приходится слышать разговор иностранцев, то он, несмотря на незнание их языка, всё же может уловить некоторые подробности их разговора. Например, можно сразу же понять отношение этих людей друг к другу: благосклонное или неблагосклонное, а также иногда возможно разобрать, являются ли отдельные фразы утверждениями или вопросами. Однако это сделать удастся не всегда, так как особенности речи в разных языках могут отличаться друг от друга. Например, в разговоре русских людей вопрос сопровождается постепенно повышающейся к концу фразы интонацией. В английском данная конструкция может звучать довольно ровно. Немцы же, наоборот, чаще всего понижают интонацию в вопросительных предложениях.
Здесь можно провести параллель с музыкой. Точно так же, как и речь, песни разных народов и инструментальные произведения отличаются по своему интонационному составу. Различаются между собой и композиции, созданные в разные эпохи. Музыка наших дней, безусловно, отличается от произведений в стиле барокко, созданных Иоганном Себастьяном Бахом. Существуют даже отдельные пособия, направленные на изучение современного подхода к этой проблеме. Особо тщательному анализу подвергается электронная музыка с ее интонационным составом.
Интонация в узком смысле слова
В предыдущих главах упоминалось, что существуют различные виды интонаций в музыке. Но до сих пор шла речь об этом термине в широком смысле слова. В более узком значении интонация в музыке — это фрагмент мелодии, состоящий порою из двух-трех нот.
Можно сказать, что эта единица подобна фонеме или лексеме в лингвистике. Так можно ответить, если просят дать краткое определение, что такое интонация в музыке. Однако ее графическая фиксация до сих пор не осуществлена, так как этого нельзя сделать с помощью традиционной нотной записи.
Теория Бориса Асафьева
Поэтому говорить о составлении словаря музыкальных интонаций или попевок, как их называл Борис Асафьев, в данный момент нельзя. К тому же границы их гораздо более размыты, чем границы лексемы или морфемы. Смысловое значение каждой такой единицы тоже не поддается четкому определению. Тем не менее Борис Асафьев советовал уделять большое внимание связи речевых и музыкальных интонаций при изучении сольфеджио. Он говорил, что гораздо легче усваивать на слух звучание отдельных интервалов и аккордов, если находить аналоги в речи.
Также этот учёный утверждал, что мелодия является главенствующей силой музыкальной интонации в широком ее смысле. В этом его учение совпадает с точкой зрения композиторов эпохи классицизма, которые называли мелодию королевой музыки. Борис Асафьев является автором целого ряда книг по теме «Интонация», которые до сих пор считаются главными трудами в этой области. В дальнейшем данная тема была разработана многими теоретиками, которые касались в своих трудах как интонационного языка в целом, так и затрагивали творчество отдельных композиторов. Ученые второй половины XX века обычно причисляли к главным составляющим этого феномена кроме мелодии ещё и тембр.
Другая интонация
Есть ещё и третий вариант ответа на вопрос «что такое интонация в музыке?». Определение будет представлено ниже.
Также этот термин употребляется в значении точности звуковысотной организации музыкальной ткани при исполнении произведения. Именно эту интонацию в музыке подразумевают, когда говорят о чистоте пения или игры на инструментах, а также о точности настройки. Здесь, в отличие от подобного явления в области языка, речь идёт об особых звуках — о музыкальных их видах. То есть о таких, которые имеют определённую высоту. Воспроизведение певцом музыкальных звуков называется интонированием. Здесь подразумевается сам процесс.
Когда медведь на ухо наступил
Интонация в музыке (чистая, фальшивая или «плавающая») — умение передавать мелодию с определённой четкостью. С данным термином часто встречаются ученики школ искусств и студенты высших и средне-профессиональных учебных заведений соответствующего профиля на занятиях по сольфеджио. Чаще всего именно интонацию проверяют при поступлении детей в музыкальную школу. Иногда человека, у которого недостаточно развит этот навык, ошибочно обвиняют в отсутствии слуха.
Если при поступлении в музыкальную школу ребёнок не может пропеть определенную мелодию, заданную преподавателем, то, возможно, у него не сформированы именно интонационные навыки, а не отсутствует слух. Поэтому такая проверка музыкальности у детей не совсем логична. Лучше всего тестировать ребенка на способности к данному виду занятий следующим образом. Нужно сыграть на фортепиано какую-либо несложную музыкальную фразу, а затем попросить его подобрать ее на инструменте. В данном случае будет проверяться именно слух будущего ученика, а не интонирование.
БОЛОТОВА Н.И.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В МУЗЫКЕ – ИНТОНАЦИЯ
Интонация – лат. intonare – громко произносить. Интонация в музыке – это мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение. Музыкальная речь аналогична словесной. Слушая актёра – чтеца, мы обращаем внимание не столько на ритм и пластику выражения, сколько, в первую очередь, на верность интонаций. Как часто у пианистов умильные интонации, переданные нежно-красивым звуком в лучшей легатной манере, вводят в заблуждение. Музыкальность – это с чувством проинтонированная мысль. Искусство интонации следует тренировать. Сам звук имеет суверенные возможности: энергию, окраску, свою власть, должен творить чудеса. Дирижёр Бруно Вальтер следовал заповеди – «сначала интонированная мысль». Всё у него было сынтонировано: речь, симфония Чайковского, походка, суждения и даже интервью». «Интонируйте свободно, я Вам доверяю» (Артисту).
Начиная с малых лет, в годы формирования навыков речи, важно, чтобы ребёнок слышал мелодии с ритмом и интонациями, соответствующими его родному языку, и начинал подражать им. Л.Баренбойм, известный музыкант XX-го века, говорит о ритмоинтонации. Для этой цели наиболее подходящий материал составляет народная традиция: попевки, детские песни, переходящие веками из уст в уста. Каталин Ферран – представительница венгерской школы музыки, указывала, насколько желательно воспитывать речевые и музыкальные интонации в единстве».
И.Рабинович – известный представитель советской школы, утверждал: «Одна из задач начального обучения музыке – ввести ребёнка в мир искусства звуков, привить ему любовь к музыкальной речи, научить его переживать выразительность музыкального языка. Первыми музыкальными интонациями, которые воспроизводятся ребёнком, должны быть интонации родной музыкальной речи, то есть интонации русской народной песни».
Следует заметить, что непосредственных указаний, как надо интонировать ту или иную мелодию, нет. Всё зависит от цели и средств в данном виде творчества.
Коснемся вскользь произведений Иоганна Себастьяна Баха, в исполнении которых интонирование мотивов играет, как известно, существенную роль. Интонацию следует искать, по выражению известного пианиста Евгения Либермана. Чтобы «найти» её более верно, нужно знать стиль, эпоху (отсюда нюансировка, приём игры, звукоизвлечение). Большое значение при создании произведения искусства имеет также вкус. Всякое музыкальное произведение возникает на основе вкуса; чувства меры, гармоничного и негармоничного. Известный музыковед Б. Яворский выдвинул идею интонирования как сущности музыки (её впоследствии фундаментально разработал Б. Асафьев – музыковед). Он понимал музыку как исторически и мировоззренчески обусловленный способ связи композитора и слушателя. Принципы интонирования практикуются им как одна из функций общественного сознания определённой эпохи». «В периоде веков некоторые принципы интонирования могут возрождаться и временно скрываться. Б. Асафьев даёт социально-психологическое обоснование интонационной природе музыки; музыка и речь – это «ветви одного звукового потока, обе они одной природы, а именно, являются непосредственными выразителями эмоциональных состояний человека. Интонация «родник музыки», «материал музыкального образа, её сущность». Вне интонации музыка – только комбинация звуков. «Интонация – деятельность человеческого интеллекта, особая форма его мышления».
Литература:
- Асафьев Б. «Музыкальная форма как процесс», Л., 1963 г.
- Асафьев Б. «Музыкальная форма как процесс», Изд. II, Л., 1971 г.
- Каган М.С. «Музыка в мире искусств», «Советская музыка». №1, 1987 г.
- Болотова Н.И. «Социальная обусловленность музыкального мышления», Диплом, Л., 1986 г.
Один из самых сложных, важных элементов мелодии и музыки в целом – такое бы определение я дал музыкальной интонации. Это кровь и плоть любой музыки, ее смысл и то, что отличает индивидуальность музыканта от простого копирования.
Самые популярные ошибки среди учеников, которые занимаются в тренингах по мелодии, аранжировке или созданию песен это непонимание и неумение работать с интонацией. И это неспроста, ведь освоение интонации это, по сути, ключ к открытию всех секретов мелодики, а также многих других элементов музыки.
Итак, в этой статье мы разберемся с вами, что же такое интонация, как она работает и с чего начать ее практическое освоение композитору, автору песен, аранжировщику или импровизатору. Как я уже писал выше, понятие музыкальной интонации одно из важнейших в музыке.
Правильное понимание интонации и умение с ней работать, необходимое условие для достижения профессионализма в любой сфере музыкальной деятельности. Композиторы учатся работать над развитием интонации, ее содержанием и индивидуальностью. Исполнители учатся передавать и интерпретировать заложенную в интонации мысль. В целом можно сказать, что основа интонация зарождается в мотиве (подробнее здесь ).
Однако вопреки распространенному мнению, что интонация должна быть элементом мелодии, интонация может проявляться на любом уровне музыкальной ткани. Во многом благодаря проникновению интонации в ритм, гармонию и форму появилась современная музыка и такие важные элементы, как ритмическая интонация, гармоническая интонация, колористическая и т.д.
Основой мелодической интонации является интервал.
Как правило, музыканты изучают интервалы в курсе теории музыки и больше не возвращаются к ним. При этом изучение происходит чаще всего на математическом уровне – запомнили названия, состав и звучание.
Если спросить у музыканта: – а зачем нужны интервалы, то в лучшем случае получим ответ: Из интервалов состоят аккорды.
Однако интервалы это не только часть гармонии, но и важная строительная часть интонации. Думаю понятно, что мелодическая интонация невозможна без интервала. Каждый интервал формирует определённое уникальное звучание, создающее необходимую интонацию. На формирование интервальной интонации (будем назвать так интонацию состоящую из двух звуков) влияют два фактора – ритмическое и мелодическое положение.
Ритмическое положение определяет то, какие доли такта используются для выявления характера интонации.
Что под этим подразумевается?
Каждый интервал имеет два типа тонов – легкий и тяжелый, который также называют опорным.
Например, в кварте опорный тон это верхняя нота, а в квинте нижняя. Чтобы было понятно, как определять опорный тон, просто сыграйте эти интервалы и обратите внимание, на то, какой звук доминирует в интервале это и будет опорный тон.
Если тяжелый тон интервала совпадает с тяжелой долей такта, то мы получаем завершённое или тяжелое, устойчивое звучание. Если же тяжелый тон попадает на легкие доли такта, то звучание получается неустойчивое и направленное на развитие.
По сути, это пошаговая схему создания интервальной интонации. Рассмотрим наиболее важные интервалы и их интонационные качества.
Малая секунда – острый диссонанс в гармоническом изложении.
В мелодике очень часто используется для создания трагичного звучания, интонации плача.
Многие Rock и Metal композиции построены на интонации малой секунды во фригийском ладу. Также малая секунда используется для создания интонации разрешения (VII – I ).
Большая секунда – по всей видимости, самый распространённый интервал в музыке. С него начинаются и мажорная и минорная гамма. Звучание универсальное, характеризуется певучестью и мягкостью.
Большая и малая терции – важные интервалы тональной музыки.
Звучат очень мелодично, певуче. Главная интонационная особенность терций это создание необходимой окраски (минорной или мажорной). Мажорная терция, как правило, придает музыке светлый характер, а минорная более мягкий, печальный. Естественно, что большую роль играет гармоническое сопровождение и наклонение лада.
Кварта – самая распространённая роль кварты это создание интонации гимна при использовании в затакте. Однако в современном джазе и fusion кварта используется для создания угловатых, ломаных мелодических линий очень часто создающих урбанистическое, космическое звучание. Длительная последовательность кварт имеет пентатоническое звучание.
Тритон – зловещий интервал, в средние века именовался дьявольским. В наше время распространён повсеместно. Особенно любим металлистами (90% риффов не обходятся без тритона). Используется также для создания тональных разрешении и гармонических замен.
Квинта – звучит пусто и используется в мелодике для создания атмосферы либо с той же целью, что и кварта. Последовательность квинт также образует пентатоническое звучание.
Очень распространена в современной музыке следующая интонация:
Секста малая и большая – являясь обращениями терции, имеют схожие свойства, однако за счет широкого звучания используются для создания скачков и усиления мелодического напряжения.
Септима малая – абсолютно не вокальный интервал тем не менее широко распространён, как часть доминант септаккорда. Используется для создания широких мягкодиссонантных линий. При использовании нескольких септим неизбежно возникает скрытое двухголосие и интонация распадается на две взаимозависимые линии.
Большая септима – острый диссонанс. Чаще всего слухом воспринимается,как два разных голоса. Однако при правильном использовании может создавать мрачное и острое звучание (особенно в атональной музыке).
Как уже упоминалось, кроме акустических особенностей очень сильно на интонацию влияет гармоническое сопровождение.
Октава – совершенный консонанс. За счет широкого движения октава редко воспринимается как интонация и чаще всего используется как технический прием ( для переходов,смены регистров и т.п.).
Например, сравните использование интервала большой терции в тональности C и Db мажор
В первом случае устойчивый интервал и устойчивая гармония. Во втором случае ноты C и E(fb) это уже хроматический интервал требующий промежуточного разрешения. Такая многомерность интервальной интонации позволяет использовать одинаковые интервалы для создания различных градаций напряжения. В следующий раз мы рассмотрим ритмические и гармонические типы интонаций.
БОЛЬШАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ИНТОНАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
■ — дни мероприятий
Д
683030
г. Петропавловск — Камчатский
ул. Труда, 16- А
Директор
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
8 4152 24-00-92
Заместитель директора по административно-хозяйственной части
8 4152 24-00-92
Интонация в музыке
Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Как она устроена? Подобно слову, интонация — единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи радикально отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова — строго ограниченный набор фонем. Можно сказать, что фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей полноте его свойств. Вместо нескольких десятков фонем здесь бесконечные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.
Интонация в музыке это:
- музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. Интонация, в самом широком смысле — это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с временной организацией — ритмом). Музыкальная интонация отличается от речевой, фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под интонацией понимают, также, манеру («склад», «строй») музыкального высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т. п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое (интонация песенная, ариозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность музыкальной интонации опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо-физиологические предпосылки. Интонация, в узком смысле — это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная интонация состоит из 2—3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда интонацию метафорически называют музыкальным словом. Однако, в отличие от слова, музыкальная интонация не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно говорить и об «интонациональном словаре» как совокупности интонаций, применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период («интонациональный словарь эпохи»).
- Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. Интонация воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, — так называемой зоны.
- В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) — ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.
Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых — речевая интонация. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать из нее? Оказывается, очень многое. Можно узнать о том, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, старик, как они друг к другу относятся. Можно узнать о характере и темпераменте участников разговора, об их физическом и эмоциональном состоянии — усталости или возбуждении, гневе или печали. О тоне говорящего: просит ли он, или же рассказывает о сокровенном. Почувствуем мы и атмосферу беседы, ее эмоциональный настрой.
Все эти разнообразные связи с речевым опытом использовали музыканты, иногда непроизвольно, но часто и вполне сознательно. Еще в 1581 г. лютнист Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома Галилео Галилея, настойчиво советовал композиторам прислушиваться к тому, как речевая интонация отражает характеры и чувства людей, социально-психологические отношения, а затем претворять услышанное в музыке. Совет не пропал даром: «Флорентийской камерате» — кружку музыкантов и поэтов, участником которого был Галилей, — человечество обязано рождением жанра оперы с ее новым, более жизненным типом интонирования. Впоследствии тем же путем вслушивания в музыку речи осознанно шли многие композиторы, среди них — А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский.
Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации — жесты, движения, «немые интонации тела», как их назвал выдающийся советский музыковед Б. В. Асафьев. Способность музыки точно воспроизводить самые разные движения — бурные, мощные, грандиозные, угловатые, раскованные — поразительна. Вот несколько примеров: вкрадчивые движения кошки, неуклюже переваливающаяся походка утки — в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк», неслышно плывущий шаг патера Лоренцо, спотыкающиеся движения смертельно раненного Меркуцио — в его же балете «Ромео и Джульетта».
Музыкальное искусство опирается и на свой собственный многовековой опыт интонационного выражения. Простейшие интонации типизировались в обобщенные интонации музыкальных жанров и стилей. Например, интонация скорби — в арии «ламенто», арии плача, характерной для ранней оперы эпохи барокко. Иная интонация — в музыкальной элегии сентиментализма: печаль ее легка и просветленна. Безошибочно различаются на слух интонации тревожно-напряженной баллады и безмятежной пасторали, эпической былины и лирически восторженной поэмы, торжественного гимна, возвышенного хорала и удалого гопака. У каждого композитора свой интонационный почерк. Один — у И. С. Баха, другой — у В. А. Моцарта, третий — у Прокофьева. И исторический стиль тоже обладает интонационной неповторимостью. Наполненная разочарованием, томящаяся по недостижимому идеалу интонация романтической музыки непохожа, например, на живую, общительную, склонную к игре и неожиданностям интонационную манеру музыки середины XVIII в.
От первых звуков колыбельной интонация ведет человека ко все более глубокому пониманию жизни, воплощенной в музыке.
Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, градации, возникающие в процессе исполнения.
From Wikipedia, the free encyclopedia
In music, intonation is the pitch accuracy of a musician or musical instrument. Intonation may be flat, sharp, or both, successively or simultaneously.
In vocal music, intonation also signifies the singing of an opening phrase.
Interval, melody, and harmony[edit]
The lower or upper pitch of an interval may be sharp or flat, or both pitches of an interval.
If the lower pitch is sharp or the upper pitch is flat, the interval may be said to be flat given that as a whole it is too narrow; while if the lower pitch is flat or the upper pitch is sharp, the interval may be said to be sharp given that as a whole it is too wide. Intervals are conventionally measured from the bottom, as such in an interval that is too wide the upper pitch is thus sharp. Intonation exists within the context of musical temperament, of which there are several types.
However, the interval itself may be in tune, in relation to itself (i.e. both notes of the interval are in tune in relation to each other), but flat or sharp as a whole and thus both notes of the interval are out of tune.
Notes within a melody can be either sharp or flat, or in tune, in relation to the other notes in the melody or other pitches sounding at the same time.
Strings[edit]
With fretless string instruments such as violins or cellos, intonation depends on the exact places the musician’s fingers press the strings against the instrument’s fingerboard, as well as any pull or push the musician exerts on the string, either along the string’s length or perpendicular to it.
The pleasantly «alive» sound of a large string section results from the amount by which each stringed instrument is slightly out of tune.
Fretted instrument intonation[edit]
Several factors affect fretted instrument intonation, including depth of the string slots in the nut, bridge saddle position, the position of the frets themselves, the bending stiffness of the string, and the technique of the musician.
On fretted string instruments, pushing a string against a fret—aside from raising the string’s pitch because its effective length is reduced—also causes a slight secondary raise in pitch because pushing the string increases its tension. If the instrument doesn’t compensate for this with a slight increase in the distance from the bridge saddle to the fret, the note sounds sharp. Playing technique has some effect on intonation but some amount of intonation variability may be uncontrollable.[1][2]
Most electric fretted string instruments have individually adjustable bridge saddles, adjustable with a screw driver or Allen wrench. Acoustic fretted instruments typically have either a floating bridge, held in place by string tension, or a fixed bridge, such as a pin bridge on an acoustic guitar. A luthier or technician adjusts a floating bridge simply by carefully changing its position until the intonation is correct. Adjusting intonation on a fixed bridge involves carefully shaping the bridge saddle with a file to alter the string’s contact point.[3]
Another cause of poor intonation on a fretted instrument is that the maker didn’t cut the string slots in the nut deep enough. If the string is higher than fret height at the nut, the string deflection-caused pitch increase is progressively greater closer to the nut.
Other instruments[edit]
Like unfretted string instruments, the trombone relies on the musician precisely positioning something, in this case the trombone’s slide. The slide’s pitch adjustment on a single partial is approximately the interval of a tritone on a slide length of over 80 centimeters. The trombonist may use his/her ear to minutely adjust pitch on sustained notes. By coincidence, the position of the bell on most trombones provides a reference for fourth position, but this is not accessible during fast passages and is massively unreliable as intonation varies by instrument make and model. Articulation is also an important consideration when playing trombone: imprecise articulation may add unwanted glissandi to a note not requiring it. Imprecise articulation often ends up as poor intonation and tone.
Woodwinds are manufactured with holes that must be covered or uncovered to shorten or lengthen the bore to change pitch, and (except for flute) require register keys to change octaves. Most woodwind instruments comply to a regular harmonic series of pitches and require one register key to change octaves. The exception is the clarinet, which sounds only every other pitch of the harmonic series. This means that the clarinet, rather than having an octave key, has a «register key» that raises the pitch by a 12th.
Brass instruments with valves have an inherent intonation defect in that valve combinations tend to be sharp. This is because the open horn is in a pitch of (for example) B♭, so depressing the first valve lowers the pitch to A♭. Depressing the second valve in isolation lowers the pitch to A natural. But together, these two valves produce a sharp G natural, because the second valve slide, which is long enough to lengthen a B♭ horn to A natural, is slightly too short to lower the longer A♭ horn to G. Combinations using all three valves have even worse intonation, so instruments need some means to compensate. Trumpets and flugelhorns commonly have saddles or triggers on the first and/or third valve slides to allow lengthening of the valve slides, while on larger instruments like the euphonium and tuba, such devices are impractical. Instead, better-quality tubas and euphoniums are provided a fourth valve, which takes the place of the 1-3 valve combination and allows use of 2-4 in place of 1-2-3. Better manufacturers of three-valve instruments such as Sousaphones often make the third valve slide long enough to partially address this deficiency. Also, many tuba models place the first valve slide in a position where it may be manipulated by the musician with the left hand during playing, which allows tuning for the always-flat 5th partial harmonic at the C below middle C.
Another solution for euphonium or tuba is called a compensating system, and these have been made in both three- and four-valve versions. In a compensating system, the tubing from the final valve is routed back to the first valve, and each of the valves before the final one is fitted with a short valve slide in addition to the normal ones. When the third or fourth valve, as applicable, is depressed in combination with any of the other valves, the additional tubing brings the pitch into tune. This has the primary effect of making the lowest octave playable including B natural (unplayable on non-compensating horns), and a secondary effect of putting low B natural and C natural into tune. Compensating systems add weight and «stuffiness» to a horn, so they are not commonly fitted to tubas. They find principal use in euphoniums, in which virtually all professional models are compensating. Some French horns have an altogether different system: they have a complete set of slides on each valve in B♭, parallel to the F slides. Pressing a separate trigger routes the air through the B♭ slides vice the F slides, and via shorter tubing to the bell. Intonation is less of a problem in French horn, because it usually plays using higher harmonics where use of the 1-3 and 1-2-3 valve combinations is not needed.
Singing of an opening phrase[edit]
In vocal music, intonation can signify the singing of an opening phrase. For example, compositions of sacred vocal music, or sections thereof, often only start after the first phrase, meaning that that first phrase has to be intoned according to a traditional (usually Gregorian) melody. Where that tradition was not upheld, an intonation had to be composed afterwards for a performance of the complete work. Johann Sebastian Bach composed such inserts for church music by other composers, for example the Credo intonation in F major, BWV 1081, for the Credo of one of the Masses in Giovanni Battista Bassani’s Acroama missale.[4]
[edit]
Intonation sensitivity[edit]
Intonation sensitivity is «determined by how the preference for a chord varies with the tuning, or mistuning, of the center note,» and may be used to assess and evaluate a known or new chord and its perceptibility as the harmonic basis for a scale.[5] For example, the chord formed by pitches in the ratios 3:5:7 has a very similar pattern of intonation sensitivity to the just major chord, formed by 4:5:6—more similar than does the minor chord. The major or minor triad may be used to form the diatonic scale and the 3:5:7 triad may be used to form the Bohlen–Pierce scale.
Semiotic concept[edit]
The semiotic concept came to musicology from linguistics. In Soviet musicology, it refers to Boris Asafiev’s concept of intonation in music. This concept looks at intonation as a basis of musical expression, and relates it to the peculiarities of different national or personal styles. The basis of the intonation doctrine was laid by Russian musicologist Boleslav Yavorsky (1877–1942) and later developed by Asafiev.
See also[edit]
- Musical tuning
Sources[edit]
- ^ Mottola, RM (January 18, 2018). «Same-Fretted-Note Intonation Variability of the Steel String Acoustic Guitar». Open Science Framework. doi:10.17605/OSF.IO/45MTC.
- ^ Mottola, RM (November 7, 2019). «Quantifying Player-Induced Intonation Errors of the Steel String Acoustic Guitar». Open Science Framework. doi:10.31219/osf.io/r32p8.
- ^ «Adjust Electric Guitar Action».
- ^ Bach Digital Work 01267; D-B Mus. ms. 1160 at Bach Digital website
- ^ Max V. Mathews and John R. Pierce (1989). «The Bohlen-Pierce Scale», pp.165-66. Current Directions in Computer Music Research, Max V. Mathews and John R. Pierce, eds. MIT Press.
External links[edit]
- Byers, Gregory: Classical Guitar Intonation with Nut compensation from Pro Guitar
- Schwingenstein, Konrad: Intonation of stringed instruments with straight frets.
- Brown, Malcolm H.: The soviet Russian concepts of «intonazia» and «musical imagery».
- Pegley, Karen: Censored Musical Messages.
- Mahoney, N.: Intonation on the Classical Guitar. Archived 2020-06-13 at the Wayback Machine
- Guitar Intonation — article about intonation information and how to set guitar intonation on the Guitar Repair Bench Website.
- How to Intonate Your Electric Guitar from the zZounds Music Blog