Как найти инверсию в русском языке

Инверсия – что это такое понятным языком, как ее найти в предложении и для чего она нужна

Непрямой порядок слов. Когда сказуемое перед подлежащим, а определение после определяемого слова.

3 363

Инверсия – что это такое понятным языком

Инверсия – это заумное название непрямого порядка слов. Прямой – это такой, когда сначала идет подлежащее, а уже после него – сказуемое, сначала определение, а потом – то слово, которое оно определяет. Например: «Я вакцинируюсь», «Широкая река».

Непрямой порядок, или инверсионный – это когда «наоборот». То есть сначала сказуемое, а за ним уже подлежащее, сначала определяемое слово, а потом только – его определение: «Вакцинируюсь я», «Река широкая».

Как легко запомнить инверсионный порядок слов

С подлежащим и сказуемым проблем нет. Когда перед нами сначала сказуемое, а потом подлежащее, мы сразу «чувствуем», что в предложении что-то немного не так: «Мечтает юноша о любви», «Летят журавли по небу».

Сложнее с определением. Я почему-то долго не мог запомнить, что прямой порядок – это определение + существительное/местоимение. Но вообще, это так, даже звучит как-то привычнее: синее море, холодный ветер, северное сияние.

А если мы сделаем инверсию и поставим определение после определяемого слова, получится как-то странно: «море синее», «ветер холодный», «сияние северное».

Чтобы запомнить было проще, придумайте себе какие-то примеры. Для меня образцом инверсионной речи был и остается магистр Йода из «Звездных войн». Например, он говорит Оби Вану: «Подумать об этом должен я» – сначала ставит сказуемое, а потом подлежащее. Или вот его диалог с Люком Скайуокером, когда Люк не мог поднять свой летательный аппарат силой мысли, а Йода это легко сделал:

– Я не могу поверить…
– Отсюда и неудачи твои.

В прямом порядке было бы так: «Отсюда твои неудачи» – сначала определение «твои», а потом существительное «неудачи». Но Йода использует инверсию: «неудачи твои».

Инверсия дополнений и обстоятельств

Этот тип непрямого порядка слов встречается реже и не выносится на экзамены, но давайте его рассмотрим.

Обстоятельство образа действия, по идее, всегда должно стоять перед сказуемым. Например: «Я медленно шел в гору», «Мы быстро поужинали и легли спать», «Горец смело сражался в бою». Обстоятельства «медленно», «быстро», «смело» стоят перед сказуемыми «шел», «поужинали и легли спать», «сражался».

Но бывает так, что это обстоятельство ставится после сказуемого или «отрываются» от него: «Медленно, тяжело дыша, я шел в гору», «Я шел в гору медленно, тяжело дыша», «Мы поужинали быстро», «Горец сражался смело».

Дополнения при прямом порядке слов должны находиться после сказуемых:

  1. Ученик пишет ручкой.
  2. Я помогаю брату.
  3. Сосед доит корову.

А если мы их поставим перед сказуемым или вообще вынесем в начало предложения – будет звучать уже как-то странно, инверсионно:

  1. Ручкой пишет ученик.
  2. Брату помогаю я.
  3. Корову доит сосед.

Зачем нужна инверсия

Чтобы сделать акцент на каком-то слове. Например:

– Ты что там делаешь?
– Корову дою!

Чтобы сделать текст более выразительным, художественным. Это особенно касается стихотворений: «Волны крутые, штормы седые // – Доля такая у кораблей» (из песни про крейсер Аврора).

Инверсия иногда нужна для того, чтобы связывать предложения в тексте. Например: «Книги откроют вам дорогу в новый мир. С книгами вы никогда не будете чувствовать себя одинокими и непонятыми». Дополнение «С книгами», которое я поставил перед сказуемым, помогает мне и связывать два предложения, и еще раз делать акцент на книгах.

Шпаргалка вам в помощь

Итак, давайте обобщим. Прямой порядок слов:

  1. Подлежащее + сказуемое: «Я должен подумать».
  2. Определение + определяемое слово: «Твои неудачи».
  3. Обстоятельство образа действия + сказуемое: «Медленно дышать».
  4. Сказуемое + дополнение: «Дою корову».

Обратный:

  1. Сказуемое + подлежащее: «Подумать об этом должен я».
  2. Определяемое слово + определение: «Неудачи твои».
  3. Сказуемое + обстоятельство образа действия: «Дышать медленно».
  4. Дополнение + сказуемое: «Корову дою».

Функции инверсии:

  1. Делать акцент на каком-то слове.
  2. Связывать предложения.
  3. Делать текст более выразительным.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я планирую выписать весь материал по русскому языку, чтобы детям (и их родителям) было легче его учить.

Посмотрите вот эти мои статьи по средствам выразительности. Я стараюсь там все подробно разжевывать и объяснять простыми словами:

  1. Что такое эпитеты.
  2. Метафора.
  3. Метонимия.

Если западает синтаксис – читайте статьи по синтаксису:

  1. Словосочетание.
  2. Сложное предложение.
  3. Второстепенные члены предложения.
  4. Однородные члены предложения.

Там внутри еще много ссылок на другие статьи.

Посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я сам подбирал для них материал, там есть ссылки на очень хорошие курсы для всех классов и полезные электронные пособия для скачивания.

На этом, пожалуй, все. Напишите, пожалуйста, понравилась ли вам статья, легко ли было ее читать, достаточно ли я дал примеров. Можете критиковать мой материал смело, я обязательно учту ваши замечания и постараюсь доработать текст.

Спасибо.

( 4 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Инверсия — это красивое коверканье русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим».

Например, во французском или английском предложения строятся только по определенной форме – сначала идет подлежащее, потом сказуемое, а после них уже все остальное. И ни в коем случае нельзя поменять порядок слов, это будет считаться ошибкой.

Чтение книг

А вот русский язык дает больше свободы. Предложение можно строить практически любым образом. И от перестановки слов местами может меняться общий посыл фразы, его интонационное ударение. И этот прием называется инверсией.

Инверсия — это изменение привычного порядка слов

Инверсия – одно из средств выразительности речи, которое заключается в расположении слов, нарушающих привычный порядок. Сам термин произошел от латинского слова «inversio», что означает «переворачивание, перестановка».

Для начала давайте сразу определимся, что такое привычный порядок слов. Как мы уже сказали, жестких правил при построении предложения в русском языке нет. Но при этом в разговорной речи мы массово пользуемся следующими структурами:

  1. За подлежащим идет сказуемое. ПАПА КУПИЛ новую куртку.
  2. Определение ставится перед существительным. В НОВОЙ КУРТКЕ папа был очень красив.
  3. Несогласованное определение стоит после существительного. Папа купил КУРТКУ В ПОЛОСКУ.
  4. Дополнение ставят после слова, от которого оно зависит. Папа ВЕШАЕТ куртку в ШКАФ.

Именно так мы почти всегда расставляем слова в разговорной речи.

Мастер Йода

Разве что Мастер Йода в легендарных «Звездных войнах» говорил иначе. Он-то как раз постоянно коверкал предложения, и зрителям казалось это забавным.

А на самом деле он осознанно использовал инверсию, делая ударение на тех словах, которые нужно выделить именно в тот или иной момент. Точно таким же приемом в своих произведениях пользуются писатели и поэты.

Инверсия это..

Изменение смысла при помощи инверсии

Чтобы лучше было понятно, как инверсия влияет на эмоциональное содержание, возьмем для примера известную строчку из стихотворения Агнии Барто.

«Наша Таня громко ПЛАЧЕТ».

Таня громко плачет

Тут слова расставлены в привычном порядке. И смысловое ударение идет на то, что девочка плачет. А вот что будет, если слова поменять местами:

  1. «Плачет наша Таня ГРОМКО» — упор именно на то, что Таня очень расстроена.
  2. «Громко плачет наша ТАНЯ» — констатация того, что, когда Таня плачет, она делает это очень громко.
  3. «Таня НАША плачет громко» — указание, что именно конкретная Таня плачет громче, чем все остальные.

Таким образом, инверсия нужна для того, чтобы до читателя лучше дошла главная мысль автора.

Примеры использования инверсии в поэзии

Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста. А вторая – подбор рифмы.

Возьмем для примера самое известное стихотворение Михаила Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Тут Лермонтов осознанно использует инверсию, выдвигая на первое место глаголы, а эмоциональное ударение уходит на определения – «парус ОДИНОКИЙ», «море ГОЛУБОЕ», «страна ДАЛЕКАЯ», «край РОДНОЙ». Благодаря этому, читатель более явственно представляет себе картину безысходности, в которую попал человек на лодке.

Белеет парус одинокий

А вот у Александра Сергеевича Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строчки:

В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

Тут поэт использовал сразу несколько инверсий, чтобы усилить эмоциональную подоплеку ситуации. Во-первых, более красочно описывается место действия – «поле ЧИСТОЕ», «свет СЕРЕБРИСТЫЙ». А во-вторых, наглядно показано состояние Татьяны – «в мечты ПОГРУЖЕНА».

И наконец, у Анны Ахматовой есть замечательные строчки о том, каково это — быть поэтессой:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Ахматова осознанно поместила главное слово «СТИХИ» не в самое начало. А прежде акцентировала внимание на том, что настоящим поэтам не нужно специально стараться, чтобы что-то написать. У истинных талантов стихи рождаются сами собой.

Инверсия в прозаической литературе

Многие писатели используют этот прием. С помощью инверсии они показывают свое авторское отношение к персонажу или ситуации, а параллельно концентрируют на нем внимание читателей.

Например:

  1. Сегодня у берега нашего бросил якорь свой доселе неизвестный нам корабль. (Гумилев)
  2. На него она имела влияние сильное. (Тургенев)
  3. Любовь и участие непритворные были отражены на лице Анны. (Толстой)
  4. Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. (Бродский)
  5. Сколь прискорбно мне ваш покой мирный тревожить. (Багрицкий)

Еще один яркий пример можно найти у Достоевского. В романе «Преступление и наказание» титулярный советник Мармеладов так общается с Раскольниковым:

«А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо, хотя вы и не в значительном виде, опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного».

В этом отрывке Достоевский хотел особенно подчеркнуть витиеватость речи Мармеладова. С помощью инверсий «разговор ПРИЛИЧНЫЙ», «опытность МОЯ», «человека ОБРАЗОВАННОГО» и «к напитку НЕПРИВЫЧНОГО» автор показывает, что советник специально заискивает перед Раскольниковым, говоря ему комплименты и выделяя собственные достоинства, чтобы в конечном счете расположить к себе собеседника.

Раскольников

А иногда на инверсии строятся целые произведения. То есть они начинаются с конца и движутся в начало, чтобы читатель узнал, как до этого развивались события.

Примерами таких произведений могут служить «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста или «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова. Называется это «сюжетной инверсией».

А есть еще и «временная инверсия», когда в одном произведении переплетаются события из разных эпох. Тут примером может служить роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Не только в литературе

Обязательно надо упомянуть, что термин «инверсия» используется не только в литературе.

  1. Например, в геометрии – это преобразование евклидовой плоскости.
  2. В информатике – операция, превращающая 0 в 1 и наоборот.
  3. В физике – преобразование пространства в квантовой механике.
  4. В химии – это процесс расщепления вещества.
  5. В биологии – изменение структуры хромосом.
  6. В геологии – это изменение направления магнитного поля Земли.
  7. И наконец, в метеорологии – это аномальное изменение температуры в зависимости от высоты.

Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.

Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание».

Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур в художественной литературе. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок:

  • подлежащее располагается после сказуемого;
  • определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову;
  • отрыв эпитета от определяемого слова;
  • дополнение выносится вперед сказуемого.

Определение

Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.

Инверсия

Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

А. Ахматова

Примеры инверсии в художественной литературе

Пришла она, желанная, пришла благоуханная,
Из света дня сотканная волшебница-весна.

К. Феофонов

Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль (Н. Гумилёв).

Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк (В. Высоцкий).

Постпозитивное расположение определений характерны для стиля творчества писателей XIX века. При такой инверсии усиливается смысловая нагрузка на определение, так как зачастую его атрибутивное значение осложняется оттенком предикативности, как у М. Лермонтова:

Со всех сторон горы неприступные.

Понаблюдаем, как многие  писатели используют инверсию в своем творчестве:

На меня она имела влияние сильное (И.С. Тургенев).

Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Н. Толстой).

Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (И.С. Тургенев).

В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой (А. С. Пушкин).

Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (И. Бродский).

Сидит на камне между ними лезгинец дряхлый и седой (М. Лермонтов).

Сильным средством смыслового выделения определения является его «отрыв» от определяемого слова, причем оно может находиться как в начале, так и в конце предложения. Этот прием инверсии мастерски использовал известный русский писатель И.С. Тургенев:

Удивительное со мной произошло приключение.

Книгу для вас приобрёл интереснейшую.

Обеды задавал он отличные.

Кипя враждой нетерпеливой, ответа дома ждёт поэт (А. С. Пушкин).

Где глаз людей обрывается куцый… (В. Маяковский)

Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины (А. Коптяева).

Расположение дополнения перед сказуемым носит инверсионный характер, например, у поэта С. Есенина:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосёт.

Отметим также, что в стихотворных текстах инверсия выполняет ритмообразующую функцию.

В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

А. С. Пушкин

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 36

Цель урока.

Углубить знания учащихся о смысловой и
грамматической сочетаемости слов; познакомить с
новыми выразительными средствами языка;
обобщить и систематизировать знания учащихся о
том, что языковые средства выбираются в
зависимости от стиля, от конкретной речевой
ситуации.

Язык неистощим в соединеньи слов…
А. С. Пушкин

Порядок слов – главная сокровищница
русского языка.
А. М. Пешковский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке
присутствует много гостей. Они пришли посмотреть
на то, как мы умеем работать.

Сегодня мы продолжаем разговор о
средствах художественной изобразительности
русского языка.

Тема нашего урока — Порядок слов в
предложении. Инверсия. Мы должны познакомиться с
новыми выразительными средствами языка,
углубить знания о сочетаемости слов в
предложении, обобщить знания о том, что слова в
языке выбираются в зависимости от ситуации.

2. Проверка домашнего задания.

Но сначала проверим домашнее задание
– ваши письменные работы, в которых вы учились
использовать в тексте гиперболы и синекдоху.

— Что такое гипербола?

— Гипербола – это художественное
преувеличение.

— Что такое синекдоха?

— Синекдоха – это употребление слова в
переносном значении на основе количественной
связи между явлениями.

Прочитайте свои миниатюры, написанные
дома, в которых вы употребили синекдоху и
гиперболу.

3. Погружение в тему.


  • Беседа.

Мы с вами знаем теперь, какие
выразительные средства может использовать автор
в своем произведении, но мы не обращали внимание
на синтаксис, на то, как построено предложение.

Как вы думаете, что значат слова А. С.
Пушкина, взятые эпиграфом к нашему уроку: “Язык
неистощим в соединеньи слов…”.

Учитель делает вывод.

— Для выражения своей мысли человек
использует различные слова.

— В зависимости от цели высказывания
выбираются форма речи и средства связи слов.

— Разные речевые ситуации требуют
своих правил.

4. Объяснение нового материала.

Давайте посмотрим, какие же существуют
правила построения предложений в тексте.

Обратимся за информацией к учебнику.

§16, стр.75.

Прочитаем эти правила.

  • не повторять одни и те же слова, не строить
    одинаково стоящие рядом предложения;
  • использовать синтаксис в соответствии с
    требованиями стиля;
  • использовать порядок слов для передачи смысла
    высказывания.

Но в русском языке, несмотря на все
правила, есть и другие разнообразные
возможности, которые позволяют сделать речь
более выразительной. Это, прежде всего, порядок
слов в предложении. Александр Матвеевич
Пешковский (известный ученый-руссист) отметил,
что “порядок слов – главная сокровищница
русского языка”.

Обратимся к отрывку из рассказа Л. Н.
Толстого “Кавказский пленник”.

Упр.78, стр.76.

Обратите внимание на то, как
проявляются здесь три названных нами правила.

Прочитаем текст.

Была раз гроза сильная, и дождь час
целый как из ведра лил. И помутились все речки;
где брод был, там на три аршина вода пошла, камни
ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам.

Вот как прошла гроза, везде по деревне ручьи
бегут. Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал
валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух
концах кукол приделал.

Найдите языковые средства, которые
вы уже знаете.

Лил как из ведра – синекдоха.

Что такое синекдоха?

— Синекдоха – это… .

Вода пошла, ворочает, гул стоит, гроза
прошла, ручьи бегут – олицетворения.

Что такое олицетворение?

— Олицетворение – это изображение
неодушевленных предметов и животных в виде живых
существ, способных мыслить, действовать,
чувствовать.

Как проявляются в данном отрывке
названные правила?

Как построены предложения?

— Все предложения начинаются с разных
членов предложения (1 — глагол-сказуемое, 2 – союз,
3 – наречие-обстоятельство, 4 – указательное
местоимение-обстоятельство, 5 –
существительное-подлежащее).

— Все предложения построены по-разному
(1 – сложносочиненное, 2- сложное с разными видами
связи, 3- сложное бессоюзное, 4 –
сложноподчиненное, 5 – простое с однородными
сказуемыми).

Что еще необычного в построении
предложений вы заметили?

— Слова стоят в необычном порядке.

— Обратите внимание, что сказуемое
стоит перед подлежащим, определение после
определяемого слова. Это нехарактерно для
русского языка.

Найдите такие примеры в тексте
примеры.

Была гроза, помутились речки, прошла
гроза, гроза сильная.

Как же называется это явление?

Посмотрим определение в учебнике и
откроем ещё одну неизвестную строчку в нашей
таблице.

§17, стр.77.

Инверсия – необычный порядок слов. Это
одно из изобразительных средств языка.
Инверсия помогает выделить самое важное слово, а
также стилистическую и эмоциональную окраску
речи.

5. Закрепление нового материала.

Очень часто поэты и писатели в своих
произведениях используют инверсии.

Мы видели, как владел этим мастерством
Л. Н. Толстой в прозаическом тексте.

Обратимся к лирике.

Упр.81, стр78.

Прочитаем отрывки из стихотворения М.
Ю. Лермонтова “Три пальмы”.

Родник между ними из почвы
бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Ещё не склонялся под кущей зеленой…
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселой раскинулся стан…
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

Мы с вами научились находить
инверсии в тексте.

Усложним работу.

  • Задание 1.

У вас на столах лежат карточки с
текстом.

Прочитаем его.

Лес роняет багряный свой убор,
Мороз сребрит увянувшее поле,
День проглянет, как будто поневоле,
И за край скроется окружных гор.

Поменяйте местами подлежащее и
сказуемое, чтобы получился авторский текст.

На эту работу вам отводится 2 минуты.
Время определяют песочные часы.

Работа проводится в парах.

Прочитаем то, что у вас получилось.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.

У кого получился такой же вариант
стихотворения, встаньте.

(Если есть неправильные ответы, то их
нужно проработать).

Для чего автор использовал
инверсию?

— Чтобы читатель обратил внимание на
главные слова.

— Инверсия помогает выделить самое
важное в тексте.

Теперь вы знаете, что такое
инверсия, для чего она нужна автору. Выполняя
следующую работу, мы увидим, кто из вас уже может
правильно находить и использовать порядок слов в
предложении.

  • Задание 2.

Используя инверсию, переделайте
предложение так, чтобы получился отрывок из
стихотворения А. С. Пушкина. На эту работу
отводится 2 минуты. Время определяют песочные
часы. Те, кто из вас сделают раньше времени, могут
встать. Выполняем это задание в группах по 4
человека.

По зимней, скучной дороге
Борзая тройка бежит,
Однозвучный колокольчик
Гремит утомительно.

Прочитаем, что у вас получилось.
Поднимите руки те, у кого получился иной вариант
ответа.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

6. Подведение итогов урока.

— Сегодня на уроке вы познакомились с
новым выразительным средством.

— Каким?

— Инверсией.

— Что это такое?

— Это необычный порядок слов в
предложении.

— Вы научились находить инверсию в
тексте, выяснили, для чего она нужна.

— Для чего же используется инверсия в
художественных произведениях?

— Помогает выделить значимые слова.

— Помогает создать стилистическую и
эмоциональную окраску текста.

7. Домашнее задание.

§§ 16,17, упр.80, 83.

**********

Творческая мастерская.

— А теперь примените свои знания на
практике. Используя инверсию, напишите несколько
предложений или связный текст (по выбору).

На столах лежат разноцветные карточки,
в которых указаны темы мини-сочинений, а также
опорные слова и словосочетания. Они помогут вам в
работе. Ребята, которые чувствуют себе силы
написать сочинение-миниатюру, выбирают зеленые,
которые сомневаются – желтые.

На это задание вам дается 7 минут.

Время будут отсчитывать настенные
часы и музыка.

Задание 3.

Зеленая карточка

Темы сочинений:

1. “Люблю я пышное природы увяданье”.
А. Пушкин

2. “В багрец и золото одетые леса”.
А. Пушкин

3. “Здравствуйте, дни голубые,
осенние”
В. Брюсов

4. “Шумит золотой дождь”.
Н. Сладков

Желтая карточка

Опорные слова и словосочетания.

Осенний, сонные березки, блеск
холодный солнца, воздух желтоват, лес золотой,
пожухла листва; листья, когда-то зеленевшие; лучи
последние, слетают листы, лес поредевший, аромат
опавшей листвы; листва огненная, сухая.

Список литературы:

  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к
    словесности: Учеб. для 6кл. общеобразоват.
    учреждений.
  2. Горшков А. И. Русская словесность: Учеб. для
    10-11кл. общеобразоват. учреждений.
  3. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к
    учебнику “Русская словесность. От слова к
    словесности. 6 класс”.

Инверсия – что это такое понятным языком, как ее найти в предложении и для чего она нужна

Непрямой порядок слов. Когда сказуемое перед подлежащим, а определение после определяемого слова.

Инверсия – это заумное название непрямого порядка слов. Прямой – это такой, когда сначала идет подлежащее, а уже после него – сказуемое, сначала определение, а потом – то слово, которое оно определяет. Например: «Я вакцинируюсь», «Широкая река».

Непрямой порядок, или инверсионный – это когда «наоборот». То есть сначала сказуемое, а за ним уже подлежащее, сначала определяемое слово, а потом только – его определение: «Вакцинируюсь я», «Река широкая».

Как легко запомнить инверсионный порядок слов

С подлежащим и сказуемым проблем нет. Когда перед нами сначала сказуемое, а потом подлежащее, мы сразу «чувствуем», что в предложении что-то немного не так: «Мечтает юноша о любви», «Летят журавли по небу».

Сложнее с определением. Я почему-то долго не мог запомнить, что прямой порядок – это определение + существительное/местоимение. Но вообще, это так, даже звучит как-то привычнее: синее море, холодный ветер, северное сияние.

А если мы сделаем инверсию и поставим определение после определяемого слова, получится как-то странно: «море синее», «ветер холодный», «сияние северное».

Чтобы запомнить было проще, придумайте себе какие-то примеры. Для меня образцом инверсионной речи был и остается магистр Йода из «Звездных войн». Например, он говорит Оби Вану: «Подумать об этом должен я» – сначала ставит сказуемое, а потом подлежащее. Или вот его диалог с Люком Скайуокером, когда Люк не мог поднять свой летательный аппарат силой мысли, а Йода это легко сделал:

– Я не могу поверить…
– Отсюда и неудачи твои.

В прямом порядке было бы так: «Отсюда твои неудачи» – сначала определение «твои», а потом существительное «неудачи». Но Йода использует инверсию: «неудачи твои».

Инверсия дополнений и обстоятельств

Этот тип непрямого порядка слов встречается реже и не выносится на экзамены, но давайте его рассмотрим.

Обстоятельство образа действия, по идее, всегда должно стоять перед сказуемым. Например: «Я медленно шел в гору», «Мы быстро поужинали и легли спать», «Горец смело сражался в бою». Обстоятельства «медленно», «быстро», «смело» стоят перед сказуемыми «шел», «поужинали и легли спать», «сражался».

Но бывает так, что это обстоятельство ставится после сказуемого или «отрываются» от него: «Медленно, тяжело дыша, я шел в гору», «Я шел в гору медленно, тяжело дыша», «Мы поужинали быстро», «Горец сражался смело».

Дополнения при прямом порядке слов должны находиться после сказуемых:

  1. Ученик пишет ручкой.
  2. Я помогаю брату.
  3. Сосед доит корову.

А если мы их поставим перед сказуемым или вообще вынесем в начало предложения – будет звучать уже как-то странно, инверсионно:

  1. Ручкой пишет ученик.
  2. Брату помогаю я.
  3. Корову доит сосед.

Зачем нужна инверсия

Чтобы сделать акцент на каком-то слове. Например:

– Ты что там делаешь?
– Корову дою!

Чтобы сделать текст более выразительным, художественным. Это особенно касается стихотворений: «Волны крутые, штормы седые // – Доля такая у кораблей» (из песни про крейсер Аврора).

Инверсия иногда нужна для того, чтобы связывать предложения в тексте. Например: «Книги откроют вам дорогу в новый мир. С книгами вы никогда не будете чувствовать себя одинокими и непонятыми». Дополнение «С книгами», которое я поставил перед сказуемым, помогает мне и связывать два предложения, и еще раз делать акцент на книгах.

Шпаргалка вам в помощь

Итак, давайте обобщим. Прямой порядок слов:

  1. Подлежащее + сказуемое: «Я должен подумать».
  2. Определение + определяемое слово: «Твои неудачи».
  3. Обстоятельство образа действия + сказуемое: «Медленно дышать».
  4. Сказуемое + дополнение: «Дою корову».
  1. Сказуемое + подлежащее: «Подумать об этом должен я».
  2. Определяемое слово + определение: «Неудачи твои».
  3. Сказуемое + обстоятельство образа действия: «Дышать медленно».
  4. Дополнение + сказуемое: «Корову дою».
  1. Делать акцент на каком-то слове.
  2. Связывать предложения.
  3. Делать текст более выразительным.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я планирую выписать весь материал по русскому языку, чтобы детям (и их родителям) было легче его учить.

Посмотрите вот эти мои статьи по средствам выразительности. Я стараюсь там все подробно разжевывать и объяснять простыми словами:

Если западает синтаксис – читайте статьи по синтаксису:

Там внутри еще много ссылок на другие статьи.

Посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я сам подбирал для них материал, там есть ссылки на очень хорошие курсы для всех классов и полезные электронные пособия для скачивания.

На этом, пожалуй, все. Напишите, пожалуйста, понравилась ли вам статья, легко ли было ее читать, достаточно ли я дал примеров. Можете критиковать мой материал смело, я обязательно учту ваши замечания и постараюсь доработать текст.

Что такое инверсия? Примеры инверсии в художественной литературе

Одним из средств выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигу­ра — инвер­сия, суть кото­рой состо­ит в рас­по­ло­же­нии слов в обрат­ном порядке.

Латинское сло­во «inversio» зна­чит «пере­ста­нов­ка, пере­во­ра­чи­ва­ние».

Инверсия — одна из самых рас­про­стра­нен­ных сти­ли­сти­че­ских фигур. Этот обо­рот поэ­ти­че­ской речи заклю­ча­ет­ся в свое­об­раз­ной рас­ста­нов­ке слов, нару­ша­ю­щей обыч­ный порядок:

  • под­ле­жа­щее рас­по­ла­га­ет­ся после сказуемого;
  • опре­де­ле­ние нахо­дит­ся в пост­по­зи­ции по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му слову;
  • отрыв эпи­те­та от опре­де­ля­е­мо­го слова;
  • допол­не­ние выно­сит­ся впе­ред сказуемого.

Перестановка слов выде­ля­ет, под­чёр­ки­ва­ет их, при­да­ет худо­же­ствен­ной речи боль­шую выра­зи­тель­ность. С помо­щью инвер­сии писа­те­ли акцен­ти­ру­ют вни­ма­ние на том сло­ве, кото­рое несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в выска­зы­ва­нии, чем доби­ва­ют­ся наи­боль­ше­го воз­дей­ствия на читателя.

Когда б вы зна­ли, из како­го сора
Растут сти­хи, не ведая стыда,
Как жёл­тый оду­ван­чик у забора,
Как лопу­хи и лебеда.

Примеры инверсии в художественной литературе

Пришла она, желан­ная, при­шла благоуханная,
Из све­та дня соткан­ная волшебница-весна .

Сегодня у бере­га наше­го бро­сил свой якорь досель неиз­вест­ный корабль . Н. Гумилёв

Скоро полу­чишь ответ ты — весточ­ку в несколь­ко строк. В.Высоцкий

Постпозитивное рас­по­ло­же­ние опре­де­ле­ний харак­тер­ны для сти­ля твор­че­ства писа­те­лей XIX века. При такой инвер­сии уси­ли­ва­ет­ся смыс­ло­вая нагруз­ка на опре­де­ле­ние, так как зача­стую его атри­бу­тив­ное зна­че­ние ослож­ня­ет­ся оттен­ком пре­ди­ка­тив­но­сти, как у М.Лермонтова:

Со всех сто­рон горы непри­ступ­ные .

На меня она име­ла вли­я­ние силь­ное . И.С. Тургенев

Участие и любовь непри­твор­ные вид­ны были на лице Анны. Л.Н. Толстой

Аркадий Павлович гово­рил голо­сом мяг­ким и при­ят­ным . И.С. Тургенев

В поле чистом сереб­рит­ся снег вол­ни­стый и рябой . А.С. Пушкин

Я хочу изве­дать тай­ны жиз­ни муд­рой и про­стой . И. Бродский

Сидит на камне меж­ду ними лез­ги­нец дрях­лый и седой . А.С. Пушкин

Сильным сред­ством смыс­ло­во­го выде­ле­ния опре­де­ле­ния явля­ет­ся его «отрыв» от опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, при­чем оно может нахо­дит­ся как в нача­ле, так и в кон­це пред­ло­же­ния. Этот при­ем инвер­сии мастер­ски исполь­зо­вал И.С. Тургенев:

Удивительное со мной про­изо­шло при­клю­че­ние .

Книгу для вас при­об­рёл инте­рес­ней­шую .

Где глаз людей обры­ва­ет­ся куцый … В. Маяковский

Красные , голу­бые , жёл­тые под­ни­ма­ют­ся к небу ска­ли­стые вер­ши­ны . А. Коптяева.

Расположение допол­не­ния перед ска­зу­е­мым носит инвер­си­он­ный харак­тер, напри­мер, у С.Есенина:

Там, где капуст­ные гряд­ки
Красной водой поли­ва­ет восход,
Клененочек малень­кий матке
Зеленое вымя сосёт.

Отметим так­же, что в сти­хо­твор­ных текстах инвер­сия выпол­ня­ет рит­мо­об­ра­зу­ю­щую функцию.

В поле чистом,
Луны при све­те серебристом,
В свои меч­ты погружена,
Татьяна дол­го шла одна.

Видеоурок

Урок русского языка 11 класс «Порядок слов в предложении. Инверсия». (Подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Цель и задачи урока:

— обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;

-развить навык логического чтения; развить умения связно излагать мысли, развить умение использовать знания по синтаксису для выполнения заданий ЕГЭ;

– воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи.

Тип урока: обобщение, повторение и систематизация изученного

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_11_klass.docx 29.57 КБ
poryadok_slov_v_predlozhenii.pptx 93.72 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: Порядок слов в предложении. Инверсия.

(Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи урока:

— обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;

-развить навык логического чтения; развить умения связно излагать мысли, развить умение использовать знания по синтаксису для выполнения заданий ЕГЭ;

– воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи.

Тип урока: обобщение, повторение и систематизация изученного

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, доска.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке обратимся к разделу языкознания, изучающему строение и значение словосочетаний и предложений, поскольку эта тема входит в одно из заданий Единого Государственного Экзамена. При анализе результатов пробного ЕГЭ, который вы сдавали в октябре месяце, оказалось , что этой темой вы не владеете в полной мере, что не дает вам возможности успешно выполнять предлагаемые на ЕГЭ в части А задания.

Не, посадил, старика, на, осла, он.

– Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы.

Например, Можно : «Он не осла посадил на старика» (изменен только порядок слов). «Он не посадил старика на осла». Нельзя: «Он старика посадил на осла не» (в русском языке отрицательная частица не может быть последним словом в предложении). Нельзя : «Он не посадит осла на старика» (изменена форма глагола).

3. Актуализация знаний

  1. Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? (В русском предложении порядок слов считается свободным.)
  2. Какие изменения влечет перестановка членов предложения? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания.)
  3. Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов? (Синтаксическую и стилистическую. Порядок слов зависит от цели высказывания.)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

  1. Вспомните, какие ошибки можно допустить при построении предложений?

Классификация ошибок (Презентация )

  1. Ошибки в предложениях с однородными членами

Примеры с ошибками

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины

По улице шли солдаты

Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами

Демонстранты шли с плакатами

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов

Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а

также учащиеся девятых классов

Хорошо отвечали на экзамене как

одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах

Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном

Во время войны народ надеялся и верил в победу

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?)

на победу и верил ( в кого? во что?) в неё

Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять

Мы любим футбол и стрельбу

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.

Примеры с ошибками

Разрыв причастного оборота с

Приготовленные оладьи мамой были

Оладьи, приготовленные мамой, были

Приготовленные мамой оладьи были

Нарушение согласования причастия с

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем

Замена страдательных причастий

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Примеры с ошибками

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с

трудом взбирались по горной тропе

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе

Нарушение грамматической формы

союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми

служили в армии

Весной вернулись в село юноши, которые

служили в армии

4.Ошибки в употреблении предлогов

Примеры с ошибками

Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки

Благодаря доктора больной поправился.

Поезд прибыл согласно расписания.

Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п.

Ошибки в употреблении предлога «по»

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

5.Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

6. Деепричастные обороты : А) Получив игрушку, ребенок успокоился. Б) Ребенок, получив игрушку, успокоился. В) Ребенок успокоился, получив игрушку. – Сильнее всего причина выражена в 1-м примере, слабее – в последнем.

Примеры с ошибками

Глаза его прикрывали стёкла очков

Стёкла очков прикрывали его глаза

8 . Прямой порядок слов:

1) подлежащее предшествует сказуемому ( Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом ( холодный дождь )

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова ( листья дуба )

4) дополнение стоит после управляющего слова ( вымочил листья )

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым ( сильно льёт )

9. Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

4.Совершенствование и формирование умений и навыков.

  1. Назовите сферу употребления предложений с прямым и обратным порядком слов. (Прямой порядок характерен для речи научной и публицистической, обратный чаще используется в речи разговорной и в произведениях художественной литературы.)

Обратимся к предложениям (предложения взяты из сборника ЕГЭ по русскому языку) и постараемся выполнить к ним задания.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните главные члены предложения.

1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины.

2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит.

3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах.

4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться.

5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей.

6. Перед нами пример людей того времени высшего света.

7. Атлантида – давно погибшая цивилизация из-за гордыни.

Упражнение (устно). Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

  1. Постарайтесь выбрать такую интонацию при чтении, которая соответствовала бы содержанию, ритму и форме стихотворения.
  2. Отчего зависит выбор интонации?
  3. Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении
  4. С какой целью использует автор в описании осенней природы инверсию?

В качестве тренировочного упражнения воспользуемся тестовым заданием, которое поможет определить уровень подготовки к ЕГЭ по теме «Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение»

Тест по теме: «Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение»

1. В каком предложении нарушен порядок слов?

А) Облака надвигались друг на друга.

Б) Он очень выразительно читает стихи.

В) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.

Г) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

2. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?

А) По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу.

Б) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках.

В) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России.

Г) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта.

3. Найдите предложения с инверсией определения.

А) За далекими буграми волчица перешла на шаг и поползла.

Б) Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.

В) Но дождик в этот раз меня не послушался.

Г) Глинистая почва только кое-где покрыта сизоватой полынкой.

4. Найдите предложения с инверсией сказуемого.

А) Все последние дни мама волновалась.

Б) Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля.

В) Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев.

Г) Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.

5. Найдите предложения с инверсией сказуемого и определения.

А) Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Б) Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку.

В) Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом.

Г) Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

КЛЮЧ: 1. — Г) 2. — Б) 3. — Б) 4. — В) 5. – Б,Г)

6.Подведение итогов урока. Оценки.

  1. Какую роль выполняет порядок слов в предложении?
  2. Какую стилистическую функцию выполняет обратный порядок слов?

7. Домашнее задание : задания А6 из сборника ЕГЭ (варианты 1-5)

Этот урок помог (не помог) мне …

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Порядок слов в предложении. Инверсия. Урок русского языка в 11 классе (подготовка к ЕГЭ) Выполнил учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ с.Лебедевка Краснокутского района Саратовской области Бакирова Людмила Михайловна

Синтаксическая разминка Не, посадил, старика, на, осла , он. Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы.

Например, Можно : «Он не осла посадил на старика» (изменен только порядок слов). «Он не посадил старика на осла ». Нельзя: «Он старика посадил на осла не» (в русском языке отрицательная частица не может быть последним словом в предложении). Нельзя : «Он не посадит осла на старика» (изменена форма глагола).

Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов?

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений. Инверсия (от лат. inversion — перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Ошибки в предложениях с однородными членами Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий По улице шли солдаты, мужчины и женщины По улице шли солдаты Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами Демонстранты шли с плакатами Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники , а также учащиеся девятых классов Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники , так и учащиеся девятых классов Пропуск предлога Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном зависимом слове Во время войны народ надеялся и верил в победу Во время войны народ надеялся (на кого? на что ?)на победу и верил ( в кого? во что?) в неё Нарушение однородности понятий Мы любим футбол и стрелять Мы любим футбол и стрельбу Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Разрыв причастного оборота с определяемым словом Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны Нарушение согласования причастия с определяемым словом Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем Замена страдательных причастий действительными Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений Нарушение однородности синтаксических элементов предложения Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии

Ошибки в употреблении предлогов Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки Благодаря доктора больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п. Ошибки в употреблении предлога «по» По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п. Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п. Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

Имена собственные в предложении Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах». Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае . Деепричастные обороты : А ) Получив игрушку, ребенок успокоился. Б) Ребенок, получив игрушку, успокоился. В) Ребенок успокоился, получив игрушку. – Сильнее всего причина выражена в 1-м примере, слабее – в последнем.

Неоправданная инверсия Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Неоправданная инверсия Глаза его прикрывали стёкла очков Стёкла очков прикрывали его глаза

Прямой порядок слов: 1) подлежащее предшествует сказуемому ( Дождь идёт) 2) согласованное определение стоит перед определяемым словом ( холодный дождь ) 3) несогласованное определение стоит после определяемого слова ( листья дуба ) 4) дополнение стоит после управляющего слова ( вымочил листья ) 5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым ( сильно льёт ) Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Например, Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните главные члены предложения. 1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины. 2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит. 3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах. 4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться. 5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей. 6. Перед нами пример людей того времени высшего света. 7. Атлантида – давно погибшая цивилизация из-за гордыни.

Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст? Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

источники:

http://russkiiyazyk.ru/leksika/inversiya.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/19/urok-russkogo-yazyka-11-klass-poryadok-slov-v-predlozhenii-1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти корень 1500
  • Steam must be running to play this game как это исправить
  • Как найти своих друзей в бравл старс
  • Как найти запись эфира нашего радио
  • Как найти аналог автомобиля