24 Декабрь 2022
Все компании и частные предприниматели, которые ведут ВЭД, во время поставок взаимодействуют не только с зарубежными партнерами, но и с уполномоченными лицами, которые контролируют пересечение товаров через границу РФ. Таможенные органы, банки – два основных ведомства, которые регулируют импортные и экспортные поставки на законодательном уровне. Поэтому собрать необходимый пакет документов, который соответствует законодательству – прямая задача всех участников ВЭД.
Разнообразие видов перевозок, различие в номенклатурных группах и многие другие факторы становятся причиной сбора уникального пакета документа для каждого из участников. Как оформить все документы, не наделать в них ошибок? В статье рассмотрим ключевые факторы, которые помогут избежать неприятностей с таможней или валютным контролем.
Полный перечень документов при импорте товаров
Все участники ВЭД при ввозе товара обязаны предоставлять в таможенные органы необходимый пакет документов. Данную обязанность регулирует как ТК ЕАЭС статья 80, так и Федеральный закон РФ, хотя единого утвержденного на законодательном уровне списка нет. Документы подаются в таможню как в электронном, так и в оригинальном виде – в зависимости от характеристики ввозимого товара. На комплект документов, который необходимо собрать импортеру влияют ряд факторов:
-
номенклатурный код ввозимого товара;
-
режим, который действует в отношении товара;
-
специфика коммерческой деятельности импортера;
-
цель импорта товара;
-
таможенный режим, который был выбран при подаче декларации и т.д.
Но существует минимальный перечень документов, который нужен для всех импортеров:
-
Контракт с иностранным поставщиком – основной документ ВЭД. Понадобятся все приложения, доп соглашения и спецификации к нему.
-
Инвойс – платежный документ, который подтвердит стоимость импортируемой продукции. Он является аналогом российского счета или счет-фактуры.
-
Упаковочный лист – документ, который содержит информацию о количестве мест, весе, габаритах товара, характере упаковки.
-
Уставные документы импортера (при первой подаче документов).
-
Транспортные документы: международная автотранспортная накладная (CMR), авианакладная, железнодорожная накладная, коносамент или морская накладная.
-
Платежные поручения об оплате товара, если это оговорено в договоре.
-
Платежные документы, которые подтверждают уплату таможенных платежей (ввозная пошлина, сбор, НДС).
-
Уникальный номер контракта (вместо паспорта сделки) – номер, который будет присвоен контракту с зарубежным поставщиком после постановки на учет в банке (необходим, если сумма по контракту превышает 3 млн рублей).
-
Договор на перевозку с транспортной компанией.
-
Счет за транспортные услуги.
-
Разрешительные документы (в зависимости от кода ТН ВЭД) – сертификаты, лицензии, разрешения ведомственных органов и т.д.
-
Техническое описание груза – наименование, основные характеристики, назначение, состав и т.д.
-
TIR либо транзитная декларация (при автоперевозке).
Дополнительно таможенные органы могут запросить:
-
Экспортную декларацию.
-
Бухгалтерскую документацию (например, карточки счета и оборотно сальдовую ведомость, которые отражают принятие к учету ввозимого товара).
-
Документы, подтверждающие страхование грузов.
-
Договоры с третьими лицами, которые связаны со сделкой.
-
Заказы на поставку товаров.
-
Прайс-листы, прейскуранты цен организации изготовителя.
-
Лицензионное или авторское соглашение.
-
Сертификат происхождения товаров.
Пакет запрашиваемых документов может отличаться в зависимости от того, в какую таможню обращается декларант. Чтобы избежать сюрпризов лучше заранее выяснить, какая документация потребуется.
Внешнеторговый контракт
Контракт по импортной поставке – это основополагающий документ и юридическая база международной поставки. По нему стороны берут на себя определенные обязательства: сторона-экспортер – поставить конкретный товар за определенный срок, а сторона-импортер – принять и оплатить за товар сумму по договору.
Кроме сторон, которые заключают контракт на поставку товаров, документ будет рассмотрен еще банком, таможенными органами, а возможно и налоговой.
Банку контракт попадет при переводе денежных средств за рубеж. Так как финансово-кредитный орган отвечает за валютный контроль, деньги не будут отправлены до тех пор, пока контракт не будет соответствовать всем требованиям банка.
Таможня не выпустит товар, если заметит расхождение между фактическими данными груза и информацией о нём в контракте (приложениях к нему). Кроме этого таможенные органы посчитают подозрительным «шаблонный контракт».
При составлении контракта стороны придерживаются правил заключения международных договоров. Например, такие, как:
-
Венскую Конвенцию «О международных договорах купли-продажи» (от 1986 г);
-
«Инкотермс» – международные правила толкования определений при заключении внешнеторговых контрактов.
Обязательные реквизиты контракта представлены в письме Центрального банка «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактах» (Письмо от 15.06.1996 №300).
Как оформить внешнеторговый контракт
Контракт заключается в письменной форме.
Каждая компания «наполняет» содержание договора «под себя». Но обычно придерживаются следующей структуры:
1. Наименование контракта, его регистрационный номер, место заключения.
2. Преамбула – указываются наименования сторон, страны, подписанты и статус партнеров (поставщик, заказчик).
Важно! Наименование зарубежного поставщика должно быть на языке его страны. Дополнительно лучше тут же указать его идентификатор (например, для Китая – номер его бизнес лицензии).
3. Предмет контракта – описание товара или услуги. Если приобретается сложное оборудование, в этом пункте достаточно краткое описание и количество. Дополнительную техническую характеристику лучше вынести в отдельную графу «Технические условия».
Важно! Российское наименование необходимо прописывать с учетом кода ТН ВЭД. В дальнейшем это поможет избежать переплаты пошлины при растаможке.
4. Условия поставки и приемки – указываются условия Инкотермс с описанием года выпуска, сроки поставки и оплаты. Прописываются пункты о необходимых требованиях по качеству товара. Описывается процедура приемки и фиксации нарушений требований по качеству.
Важно! Желательно сразу указать в каких целях ввозится товар. Например, использование оборудования или запчастей для собственных нужд, оградит от дополнительного оформления сертификата безопасности.
В этом же пункте можно указать список необходимых документов, кроме подписанного контракта от поставщика: инвойсы, упаковочные листы, спецификации, сертификат происхождения, экспортную декларацию, если она входит в обязанность поставщика по договору и т. д.
При морской перевозке необходимо прописать процесс оформления и передачи оригиналов коносамента.
Здесь же указываются максимально возможный срок поставки, последствия невыполнения этих обязательств (например, штрафные санкции за каждый день просрочки). В контракте также указывается возможность досрочной поставки.
Важно! Срок поставки необходим и для валютного контроля. Если задержка отправки согласована сторонами, то придется заключать дополнительное соглашение о продлении срока поставки.
Необходимо четко указать момент поставки и момент перехода права собственности на груз. Последнее важно для бухгалтера, который будет принимать товар или услугу к учету.
5. Цена и порядок расчета – один из основных пунктов, в котором указывается: цена товара, его количество. Необходимо указать валюту, в которой будут происходить расчеты, порядок и сроки оплаты: предоплата, частичная предоплата или рассрочка платежа. Дата и сроки должны быть максимально конкретными (№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Важно! Чтобы не нарушить требования валютного контроля необходимо знать итоговую сумму по контракту. Контракт по импорту на сумму свыше 3 млн. руб. должен регистрироваться в банке. Там ему будет присвоен УНК (уникальный номер контракта) Срок предоставления контракта в банк — 15 рабочих дней.
Необходимо прописать условия о возврате предоплаты, если по каким-то причинам поставка сорвется (требование №173-ФЗ).
6. Упаковка и маркировка – указывается вид тары, ее описание, требования к маркировке. Упаковка должна соответствовать стандартам (техническим условиям) и защищать груз от повреждений во время транспортировки. Маркировка содержит:
-
место отправления и получения;
-
наименование и адрес отправителя и получателя;
-
вес брутто и нетто.
Если грузу необходимо специальное обращение (груз хрупкий, ломкий, опасный и т.д.), оговаривается дополнительная упаковка и маркировка.
7. Страхование товара (не обязательный пункт) – указывается, какая сторона обязана застраховать груз, какой страховой компанией. В этом разделе перечисляются риски, указывается процент покрытия убытков т.д.
8. Гарантийное обслуживание (не для всех договоров) – прописывается срок гарантийного обслуживания. Описывается порядок действий заказчика и поставщика в случае, если товар пришел с браком или утратил свои качества в период гарантийного обслуживания.
9. Ответственность сторон – фиксируются действия сторон при нарушении условий контракта: поставка прошла не качественно, груз поступил с недокомплектацией, недостачей. Также сюда входят нарушение срока поставок, срока оплаты, ненадлежащее качество выполненных услуг. В контракте фиксируется – кто и в каком размере несет ответственность за возможные убытки.
Важно! Любой участник ВЭД должен помнить, что каждый доллар или юань, отправленный за рубеж должен быть закрыт поставкой или возвращен на счет.
Необходимо прописать возможные пути решения нарушений (переговоры, судебный иск и т.д).
10. Форс-мажор – перечисляются обстоятельства, из-за которых стороны освобождаются от ответственности при нарушении условий контракта (стихийные бедствия, забастовки, военные перевороты, пандемия и др.). Важно указать, что сертификат о наступлении форс-мажорных обстоятельств должен быть выдан Торгово-промышленной палатой (Приложение к Постановлению правления ТПП РФ 173-14 от 23.12.2015г).
11. Арбитраж – указывается, каким образом будут урегулированы разногласия. Фиксируется, в каких конкретно судебных инстанциях будут рассмотрены споры и где именно: в стране продавца, покупателя или третьей стране. В России внешнеторговые споры рассматривает Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ. В Китае – это CIETAC (China International Economic and Trade Arbitration Commission) – крупнейшее арбитражное учреждение КНР.
12. Язык контракта. Несмотря на то, что контракт составляется на двух языках, нужно указать, какой язык будет иметь предпочтение в случае споров в разночтении. Прописывается на каком языке будет вестись переписка в рамках выполнения обязательств.
13. Прочие условия – прописываются все остальные условия, которые не вошли в предыдущие пункты контракта:
-
порядок внесения правок в контракт;
-
срок действия контракта и возможность пролонгации;
-
требования к конфиденциальности и возможность участия в договоре третьих лиц;
-
возможность обмена копиями документов и признание их юридической силы;
-
используемые адреса электронной почты и т.д.
14. Реквизиты и адреса сторон – фиксируются полные наименования сторон, их юридические и почтовые адреса, телефоны, банковские реквизиты.
15. Подписи сторон – прописываются должности уполномоченных лиц, проставляются подписи с расшифровкой и печати.
Важно внимательно и тщательно проработать все пункты контракта, какая бы срочная поставка не была – это убережет компанию от возможных убытков, ненадежного поставщика, а также обезопасит от проблем с таможней или валютным контролем.
Образец внешнеторгового контракта можно скачать тут.
Инвойс
Инвойс (commercial invoice / CI) – основной документ при внешнеторговых сделках, без которого не пройти таможенную очистку груза. От того, как точно и без ошибок заполнены все необходимые реквизиты зависит не только судьба груза на границе, но и как быстро банк примет документ в качестве подтверждения поставки.
Существуют два вида инвойса:
-
проформа-инвойс;
-
коммерческий инвойс.
Проформа-инвойс – промежуточный вариант инвойса. Его выписывают тогда, когда сумма оплаты и условия поставки еще не согласованы. Например, при отгрузке сыпучих грузов продавец не знает окончательного веса и суммы. Поэтому предварительно выписывается проформа-инвойс.
Коммерческий инвойс – аналог российского счет-фактуры, окончательный вариант счета, который содержит необходимые реквизиты и описание товара или услуги.
Как проверить верно ли составлен инвойс?
Инвойс заполняет продавец или поставщик. Так как обычно инвойс составляется на английском языке, для таможенной очистки потребуется его перевод на русский язык. Хотя утвержденной формы для инвойса нет, существует ряд необходимых реквизитов, которые он должен содержать:
-
Дата и номер инвойса.
-
Наименование отправителя и получателя. Их адреса и реквизиты.
-
Номер и дата контракта.
-
Полное наименование груза.
-
Количество и стоимость товаров.
-
Условия поставки (Инкотермс).
-
Сроки и порядок оплаты.
-
Страна происхождения (не указывается, если отправитель предоставил Сертификат происхождения).
-
Подпись и штамп отправителя (печать ставить не обязательно).
Важно! Перед отправкой груза важно тщательно проверить инвойс принимающей стороне. Нередки случаи арифметических ошибок при вычислении итоговой суммы или веса, случается неверное округление (особенно этим грешат китайские поставщики). При расхождении суммы на один цент или грамм, таможня не примет документ.
Дополнительная информация, которая может быть указана в инвойсе:
-
код товара ТН ВЭД (или HS код);
-
торговая марка товара;
-
номер автомобиля или контейнера;
-
контактное лицо получателя и отправителя;
-
номер заказа покупателя.
Важно! Чем сложнее и дороже товар, тем подробнее должно быть его описание. Необходимо избегать общих фраз. Лучше прописать: марку или модель товара, размер, цвет, характеристики. Это важно как для таможни, так и валютного контроля в банке.
Таможня РФ не потребует оригинал инвойса. Поэтому зарубежный поставщик может направить скан-копию документа. Инвойс заполняется от руки или в печатном виде, на фирменном бланке компании.
Документ заполняется в шести экземплярах (1 оригинал и 5 копий):
-
первый – помещается внутрь посылки,
-
второй – отгрузочный (вместе с транспортной накладной),
-
третий – перенаправляется получателю,
-
четвертый – остается у отправителя,
-
пятый и шестой – у перевозчика.
Важно! Условия поставки, прописанные в инвойсе не должны расходиться с условиями прописанными в контракте.
Скачать форму инвойса можно тут.
Упаковочный лист
Упаковочный лист (Packing list) – товаросопроводительный документ, в котором отражен список перевозимых товаров, их количество, вес, габариты, упаковка и другие параметры.
Когда импортируется большое количество разной номенклатуры или товар с индивидуальными размером, весом, упаковочный лист является необходимым дополнением к коммерческому инвойсу. Они имеют почти одинаковое содержание. Отличие лишь одно – в упаковочном листе не прописывается цена и сумма за товар.
Задача упаковочного листа – оповестить все стороны, которые принимают участие в доставке о содержании груза. Он необходим:
Таможенным органам – для идентификации принадлежности груза к партии. Помогает установить, соответствует ли груз локальным законам и требованиям безопасности.
Перевозчику – позволяет оптимизировать время на сортировке и логистике. Дает возможность быстро определить пункт назначения транспортировки товара. Оберегает от потери грузового места на каком-либо из отрезков перевозки. Также он необходим для формирования коносамента.
Получателю – позволяет сверить факт целостности товара, проверить его комплектность после прибытия товара.
Если в процессе транспортировки груз будет поврежден и дело дойдет до судебного иска, то к заявлению будет приложен упаковочный лист.
Что должно быть в упаковочном листе при импорте:
-
Номер и дата документа (когда груз был упакован).
-
Название организаций отправителя и получателя.
-
Номер контракта, спецификации или заказа, которые обуславливают эту поставку.
-
Перечень поставляемого товара с описанием. Если есть артикул – указать и его.
-
Вид и габариты упаковки: коробка, паллет, деревянный ящик и т.д.
-
Количество товара – в отличие от инвойса здесь указывается не только общее количество товара, но и количество в каждой упаковочном месте.
-
Вес нетто и брутто каждого товарного места и общий.
-
Количество товарных мест. Номера упаковок (мест).
-
Итоговые объем и вес поставки.
-
Подпись ответственного лица.
-
Важно! В упаковочном листе должна быть отражена вся продукция, даже если это бесплатная доставка. Например, когда «едут» рекламные буклеты, календари и проч. Если этого не сделать, таможня может изъять не указанный товар.
Документ прикрепляется к каждому грузовому месту. Для таможни и банка потребуется перевод упаковочного на русский язык.
Упаковочный лист можно оформить в печатном или рукописном виде, на листе формата А4, как минимум в 3-х экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя. Если в процессе оформления в данных допущена ошибка, то лист лучше сделать новый, ведь с момента приема товара к перевозке до сдачи его заказчику ответственность за целостность товара несет перевозчик.
CMR
CMR (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом) – это международная товарно-транспортная накладная для перевозки и пересечения границ других государств. Документ отличается от российского ТТН тем, что кроме стандартной информации о продавце, покупателе и грузе, содержит блоки с дополнительной информацией. В них указаны: место таможенного оформления, сроки, условия поставки.
CMR гарантирует выполнение всеми участниками перевозки требований конвенции от 19 мая 1956 г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)».
На 01.01.22 Конвенция действует на территории 58 государств, в т.ч. почти во всех европейских странах. Форма документа для всех стран-участниц КДПГ одинакова. Но практически каждое государство выпускает свои нормативные правила для заполнения CMR.
В РФ правила заполнения регулируются письмом ФТС от 2 мая 2012 года № 04-30/22006. В Приложении к данному письму можно скачать типовой бланк CMR.
CMR необходим в следующих случаях:
-
Перевозка проходит с пересечением государственных границ.
-
Хотя бы одна из сторон договора является резидентом страны, входящей в КДПГ.
-
Груз перевозит автомобильный транспорт.
-
Транспортировка груза платная.
CMR не оформляется при:
-
Транспортировке умерших тел.
-
Доставке почтовых отправлений (регулируется другими международными договоренностями).
-
Перевозке груза при переезде (мебель, личные вещи и проч.)
Приоритетность оформления регулируется в следующем порядке:
-
конвенцией КДПГ;
-
нормативным документом, который действует на территории страны;
-
условиями договора.
Названия граф в российском документе указаны на русском и немецком языках. Заполняют документ обычно на языке отправителя. Особых требований к заполнению CMR нет (цвет авторучки, определенный шрифт).
Какие ошибки при заполнении CMR встречаются чаще всего:
-
Ошибки в адресе. В CMR указываются адреса отправителя, получателя, места загрузки и выгрузки. Часто бывает, что это 4 разных места. Чтобы фура не привезла товар к офису, необходимо внимательно прописывать все адреса локации.
-
Не верный код товара ТН ВЭД. Эта ошибка приводит к задержке таможенного оформления. Чтобы этого избежать – попросите поставщика до отгрузки прислать CMR на проверку. Код импортируемого товара полезно устанавливать до отгрузки.
-
Ошибка в адресе СВХ. Груз будет размещен именно на том складе временного хранения, который указан в CMR. Ошибка чревата опозданием груза. Например, получатель спешит поставить запчасти на АВТОВАЗ (Тольятти), и надеется, что таможить груз он будет в Тольятти. А отправитель скопировал предыдущую форму CMR в РФ, где указана Алтайская таможня. А это перепробег автомобиля более, чем 5 тыс. км в обе стороны – потеря времени и денег.
-
Ошибка в номере или марке автомобиля. Часто документы создаются заранее, а автомобиль или прицеп меняют в последний момент. Это самая «легкая» из ошибок. Водителю разрешено саморучно изменить номер авто и поставить штамп транспортной компании.
Сколько листов CMR следует оформить
В случае, если получатель груза один – необходимо передать водителю 6 листов CMR-накладной:
1 лист – получателю груза;
2 листа –перевозчику;
3 листа – для таможенного оформления.
Что в CMR заполняет грузоотправитель?
Грузоотправитель ответственен за графы 1-15 и 20-22.
1-2 – указываются данные об отправителе и получателе, наименование компаний, их юридические адреса.
3-4 – записывают страны загрузки и выгрузки, точные адреса, а также дата убытия груза от грузоотправителя.
5 – вставляют сопровождающие поставку документы: номера инвойсов, пакинг листов, сертификатов происхождения и т. д.
6 – графа оформляется только в случае перевозки опасного груза. Необходимо указать класс опасности согласно ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
7 – проставляется количество товарных мест (например, 33 европаллеты).
8 – указывается тип упаковки (картонная коробка, деревянный ящик, полиэтиленовый мешок и т.д.).
9 – вписывается краткое наименование товара.
Важно! Наименование товара должно быть в соответствии с остальными товаросопроводительными документами.
10 – добавляется код товара ТН ВЭД. Код должен соответствовать номенклатуре, принятой Таможенным союзом. Вносятся для каждой группы товаров.
11 – фиксируется вес брутто в килограммах. Данные вносятся по каждому товару отдельно.
12 – записывается объем товара в куб.м. (обычно требуется для сборных грузов).
13 – включается информация о таможенном органе, который будет осуществлять выпуск импорта. Указывается адрес СВХ, регистрационный номер и точный адрес.
14 – указывается государственный номер полуприцепа, контейнера, если их на время планируется вывезти за рубеж.
15 – графа описывает условие оплаты согласно правилам Инкотермс (FCA, DAP и т.д.).
20 – графа для необходимых оговорок перевозчику: правила разгрузки, требование о страховании груза и т.д. (необязательный пункт).
21 – проставляется место, где заполнялся CMR, дата (город, регион).
22 – фиксируется дата и время прибытия транспортного средства под погрузку, а также время и дата убытия. В этой графе необходима подпись ответственного лица и печать.
Что в CMR заполняет перевозчик или экспедитор?
Грузоотправитель ответственен за графы:
16 – предоставляются данные о перевозчике: адрес, контакты.
17 – указывается информация о дополнительном перевозчике (если планируется его замена в пути следования).
18 –графа для примечаний со стороны перевозчика — состояние груза, целостность упаковки и т.д. (не обязательна для заполнения).
Важно! В случае нарушения целостности упаковки, внешнем повреждении груза, если перевозчик не сделает соответствующей отметки в CMR, позже он не сможет ссылаться на вину отправителя.
23 – прописывается дата и номер путевого листа. Здесь экспедитор или водитель ставят свои подписи с расшифровкой, печать перевозчика.
25-26 – фиксируется гос номер, марка, модель тягача и полуприцепа.
19 – указывается тариф за перевозку, проставляется после окончательной разгрузки.
27, 28, 29 – в эти графы информация заносится по необходимости отделом расчетов перевозчика. Здесь указываются дополнительные услуги транспортной компании: погрузка, разгрузка, упаковка и т.д.
Что в CMR заполняет грузополучатель?
Грузополучатель заполняет лишь графу 24 в 3-4 экземплярах CMR. Здесь проставляется дата и время прибытия на разгрузку транспортного средства. Доверенное лицо грузополучателя расписывается, указывает расшифровку подписи и ставить печать организации. Один экземпляр документа оставляет себе, а два других – передает перевозчику.
Пустой бланк CMR можно скачать тут, образец заполнения – тут.
Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с данными, содержащимися в CMR, вызовет проблемы у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства. Поэтому на практике за верным оформлением CMR следят как отправитель, так и перевозчик (или экспедитора). Если растаможка происходит силами получателя (например при условии FCA) – то и грузополучателю требуется тщательно проверить документы перед загрузкой машины.
Коносамент
Коносамент (B/L или «bill of lading») – основной товаросопроводительный и товарораспорядительный документ при международных морских перевозках.
Он выполняет 3 функции:
-
Подтверждает заключение договора на морскую перевозку.
-
Является распиской о принятии груза.
-
Подтверждает право на выдачу груза в порту назначения.
В некоторых случаях коносамент может быть обеспечением кредита.
Международным документом, который регулирует статус коносаментов на территории РФ, является Конвенция ООН о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г.
У этого документа нет единой формы. Перевозчик может выписать его на фирменном бланке или на листе А4. На оригинальном образце коносамента ставят надпись «Original», а на копии — «Copy».
Важно! Груз выдается лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L).
Копии документа могут понадобиться для таможенной очистки, учета груза на складе получателя или других юридических действий с товаром. Лишь при получении груза понадобится оригинал.
Оформляют три оригинальных документа: грузоотправителю, перевозчику и получателю товара.
Какие обязательные реквизиты для заполнения в коносаменте?
-
Номер документа B/L №*** – по нему можно узнавать информацию о местонахождении груза на сайте морской линии.
-
Номер букинга, заказа на перевозку (Booking №) – по нему также можно идентифицировать актуальный статус груза.
-
Грузоотправитель и его адрес (Shipper).
-
Грузополучатель и его адрес (Consignee).
-
Организация, которую необходимо уведомить о прибытии груза (Notify party). Обычно это грузополучатель, или его агент, а при аккредитивных сделках – банк-эмитент.
-
Название судна (Vessel №) – графа важна при аккредитивных сделках: ошибка в названии судна может привести к отказу от принятия груза банком или грузополучателем.
-
Номер рейса (Voyage №).
-
Место получения груза (Place of Receipt) – заполняется если морской перевозчик делает еще и сухопутную доставку до порта от грузоотправителя.
-
Порт погрузки (Port of Loading).
-
Порт разгрузки (Port of Discharge).
-
Место доставки груза (Place of Delivery) – заполняется если морской перевозчик доставляет по земле груз из порта до грузополучателя.
-
Блок «Сведения отправителя» (Pf FURNISHED BY THE SHIPPER) – данные в этом блоке заполняются на основании информации от отправителя. Перевозчик не несет ответственность за достоверность этих данных.
-
Сведения о грузе: описание, упаковка, маркировка, номер контейнера и пломбы (Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №).
-
Вес и объем груза (Weight/Measurement).
-
Фрахт и надбавки (Freight & Charges) – указываются данные о стоимости перевозки. Если фрахт уже оплачен, указано – freight prepaid. В случае, если фрахт предстоит оплачивать, ставится пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).
-
Место выпуска коносамента (Place of issue of B/L) – от места выпуска коносамента зависит применение таких инструментов как Гаагские, Гаага-Висбийские и Гамбургские Правила.
-
Число выпущенных оригиналов коносамента и его порядковый номер (Number & Sequence of Original B(s)/L) – как правило, три оригинала.
-
Дата выпуска коносамента (Date of Issue of B/L).
-
Объявленная стоимость груза (Declared Value) – данный пункт влияет на стоимость фрахта, но и увеличивает ответственность морской линии за доставку.
-
Дата погрузки на борт судна (Shipped on Board Date (Local Time).
На оборотной стороне документа указывают информацию об условиях и правилах транспортировки. Грузоотправителю важно прочитать все требования и условия, так как зачастую они направлены на ограничение прав грузовладельцев и дают широкие возможности морскому перевозчику.
Например, могут включить пункт: «Неуведомление о прибытии груза не будет налагать на Перевозчика какую-либо ответственность или освобождать торгующие стороны от какого-либо обязательства по данному документу». Т.е. если морской перевозчик не информировал грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель забыл о нем и груз простоял в порту месяц – покупателю придется заплатить за простой.
Важно! При заполнении коносамента ошибаться нельзя – любое исправление нужно согласовывать с отправителем. Поправки после отгрузки – долгий и трудоемкий процесс.
Если коносаменты были утеряны (уничтожены), грузоотправителю и грузополучателю придется обратиться с официальным запросом к перевозчику. Необходимо описать ситуацию и подтвердить право на груз без взаимных претензий. Придется заплатить за перевыпуск документов.
Чем грозят ошибки при заполнении коносамента?
Неверно заполненный документ может привести к следующим последствиям:
-
Задержка или отказ в растаможке груза в порту отгрузки.
-
Порча или поломка товара вследствие неверного описания груза.
-
Плата повышенного денежного возмещения (демереджа) судоходной линии.
-
Увеличенные временные и финансовые затраты на корректировку документов.
Какие виды коносаментов бывают?
В зависимости от того, кто будет получать груз коносаменты бывают:
-
Именные – составляется на имя определенного получателя без права передачи груза.
-
Ордерные – составляется с отметкой о праве получения груза третьим лицом. Отметка проставляется грузоотправителем или получателем. На документе обязательно есть индоссамент – отметка о передаче.
-
Предъявительские – составляется без указания получателя. Груз выдадут любому, кто предъявит оригинал коносамента.
В зависимости от вида доставки груза документ бывает:
-
Линейным (рейсовым) – судно следует по определенному маршруту и расписанию.
-
Фрахтовым (чартерным) – судно с нерегулярными рейсами. Доставка может осуществляться в несколько рейсов.
-
Сквозной – груз доставляется несколькими видами транспорта.
-
Прямой – груз доставляется одним судном.
В зависимости от срока погрузки товара на судно:
Бортовой – составляется после погрузки товара на судно.
Порядок работы с коносаментом
-
Оформление погрузочного ордера грузоотправителем. В нем указывается информация: номенклатура, марка товара, вес, вид упаковки, порты отправления и получения, наименование судна, данные о себе и грузополучателе.
-
Погрузка товара на борт судна. Размещенный на судне товар подтверждается штурманской распиской (mate’s receipt).
-
Оформление и передача коносамента грузоотправителю взамен на штурманскую расписку. Оригиналы коносамента отправляются грузополучателю.
-
Сдача оригиналов грузополучателем в порту в обмен на груз.
На практике обычно все сложнее. Грузополучатель может затянуть с оплатой груза, соответственно грузоотправитель тянет с отправкой коносамента. Груз прибывает в порт, но у покупателя нет документа для его получения, даже если он уже оплатил груз. В этом случае спасет телекс релиз.
Что такое телекс релиз и когда он может заменить коносамент?
Телекс релиз – это официальное уведомление по внутренним каналам контейнерной линии, которое подтверждает право получение груза без предъявления оригиналов коносамента.
Для отправки телекс-релиза необходимо:
-
Грузоотправителю сдать все или один оригинал коносамента транспортной компании, которая их выпустила. Заплатить сбор за оформление телекса (примерно 30-50 долларов).
-
Судоходной линии – отправить агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены и релиз может быть выдан грузополучателю при условии получения линией всех платежей.
-
Грузополучателю получить груз без предоставления оригиналов Bill of lading.
Важно! Телекс-релиз выдадут только на именной коносамент, но он никогда будет выдан на ордерный коносамент.
Часто задаваемые вопросы
Как подать документы в таможню в 2022 году?
В 99% случаев документы в таможню подаются электронно через специальные программы для таможенного оформления:
1. Через личный кабинет ФТС. Сервис работает через браузер, используя соответствующий плагин для КриптоПРО.
Плюсы: бесплатно.
Минусы: нет техподдержки, необходимость в стабильном интернет подключении, возможные технический работы на сервере ФТС.
2. Через локальные программы: ВЭД-Декларант, Альта-ГТД, АСПТД «Декларант» и другие.
Плюсы:
-
интерфейс максимально похож на бланк таможенной декларации;
-
заполнение деклараций в большей части автоматизировано;
-
справочники и классификаторы встроены и обновляются;
-
тех поддержка оперативно отвечает на запросы.
Минусы: программы платные.
3. Через облачные программы: Контур.Декларант
Плюсы:
-
функционирует в онлайн режиме – декларацию можно подать из любой точки земли – нет привязки к месту;
-
работает на разных операционных системах (не только в Windows).
Минусы:
-
навязчивая реклама и продвижение. Новичку ВЭД вовсе не просто разобраться в тонкостях программы, как утверждают менеджеры, продающие программу;
-
сложности с пакетной обработкой нескольких записей;
-
платная.
Чтобы подавать декларацию или другие документы электронно, директору компании необходимо оформить электронную цифровую подпись. Если же с ФТС будет работать сотрудник, то потребуется доверенность и электронная подпись на него.
В чем отличие коносамента от морской накладной?
Коносамент дает больше прав и возможностей по распоряжению грузов, чем морская накладная по следующим причинам:
-
Дает возможность отправителю распоряжаться грузом, даже тогда, когда груз уже размещен на борту или находится в пути. Груз можно – вернуть, продать другому покупателю. Главное условие – предъявление оригинала коносамента.
-
Подтверждает, что договор перевозки существует.
-
Имеет силу только оригинал документа.
Т.е. морская накладная не наделяет правом собственности на груз.
Некоторые перевозчики просят не оформлять коносамент из-за сложностей передачи оригинала в случае, если выполнены следующие условия:
-
груз полностью оплачен получателем до перевозки;
-
получатель не намерен продавать свой груз в пути.
Можно ли использовать морскую накладную вместо коносамента?
Можно. Статья 143 Кодекса торгового мореплавания РФ допускает использование морской накладной или иного документа, который подтверждает получение товара грузоперевозчиком взамен коносамента.
Что будет если инвойс заполнен с ошибками?
Ошибки могут стать причиной:
-
Задержки выпуска товара таможней.
-
Штраф до 100% от стоимости сделки при валютном контроле.
Количество показов: 9167
Теги данной публикации: #Отдел ВЭДВЭД
Как отследить SWIFT-перевод
Система SWIFT считается простым и надежным способом отправить деньги в другое государство. Ей пользуются как частные лица, так и компании. Для перевода достаточно знать данные получателя и SWIFT-код его банка. Рассказываем, можно ли отследить SWIFT-перевод, и что делать, если платеж потерялся.
Как устроена система SWIFT
SWIFT – не платежная система в привычном понимании и не проводит транзакции самостоятельно. Сервис создан для быстрой коммуникации между банками. Все сообщения в нем стандартизированы и обрабатываются в нескольких операционных центрах. К SWIFT подключены множество финансовых организаций в разных государствах, поэтому деньги можно отправить практически куда угодно.
Система SWIFT позволяет переводить деньги между банками, которые никак не связаны между собой. Это возможно благодаря цепочке, по которой передаются средства. Клиент обращается в банк-отправитель, который подключен к системе. Дальше деньги направляются в банк-корреспондент, затем – в следующий. Количество таких звеньев в цепочке не ограничено, а конечной точкой становится банк-получатель.
Как узнать SWIFT-код банков
Для идентификации каждому банку присваивается уникальный SWIFT/BIC код. Это условный адрес, по которому деньги отправляются между участниками системы. Код состоит из 8-11 символов, в которых зашифрована основная информация об организации:
- 4 символа – буквы, обозначающие название банка;
- 2 символа – буквенный код страны;
- 2 символа – буквы или цифры, указывающие на город головного офиса;
- 3 цифры – необязательные, присваиваются, если нужно отметить конкретный филиал организации.
Такой код есть у каждого банка, подключенного к системе SWIFT. Отправители указывают этот идентификатор при совершении платежа. Верные данные – ключевой момент, от которого зависит скорость обработки информации.
Узнать SWIFT-код можно в банке получателя, в той стране, куда будут отправлены деньги. Это открытая информация, которая обычно указана на сайте организации. Также данные можно запросить у службы поддержки пользователей. В интернете есть справочники, которые содержат коды всех участников системы. Но для надежности лучше уточнять актуальную информацию непосредственно в банке.
Можно ли отследить перевод
У SWIFT есть официальная система трекинга платежей − SWIFT GPI Tracker. Она не публичная и создана для банков, работающих в сервисе. Тем не менее, некоторые финансовые организации предлагают своим клиентом воспользоваться услугой отслеживания. Если у банка есть такая функция, она будет доступна в личном кабинете пользователя.
SWIFT GPI Tracker позволяет отследить статус валютного платежа в реальном времени. Пользователь видит всех банки-корреспонденты, между которыми происходит взаимодействие. Сервис показывает актуальный статус транзакции и помогает понять, на каком этапе возникли проблемы или задержки.
Кроме личного кабинета у банка-отправителя, отследить платеж можно также на сайтах иностранных банков. Крупнейшие корреспонденты предлагают публичные сервисы для поиска платежей, проходящих через них. Например, такую услугу можно найти на порталах Deutsche Bank, JP Morgan и Citi Bank. Они участвуют во многих международных транзакциях, поэтому есть большая вероятность, что деньги проходят через один из этих банков.
За информацией для отслеживания нужно обращаться в банк-отправитель. Даже если он не даст внутренний номер SWIFT GPI Tracker, специалисты поддержки могут сообщить, в какой именно банк-корреспондент ушли деньги. Дальнейшую информацию о статусе перевода придется запрашивать в следующей точке приема платежа.
Почему перевод может задержаться
Переводы в системе SWIFT автоматизированы и стандартизированы, поэтому при нормальном течении процесса деньги приходят быстро и без задержек. Но на любом из этапов обработки платежа сроки могут увеличиваться. Службы валютного контроля и финансового мониторинга имеют право вмешиваться в процесс при возникновении подозрений и задерживать его до получения более детальной информации.
Вот основные причины, по которым перевод может задержаться:
- Ошибка в реквизитах. Если указать SWIFT-код неправильно, платеж не дойдет до получателя.
- Ручная проверка. Например, она может подключиться, когда отправлен перевод на крупную сумму. Если платеж задержали для валютного контроля, нужно постараться выяснить, какой из банков в цепочке это сделал. Затем – связаться с ним и уточнить, какая информация требуется для обработки платежа.
- Блокировка отправления. Может произойти из-за различных ограничений в работе платежных систем.
Чтобы перевод дошел быстро и без проблем, нужно указывать всю информацию максимально полно и точно. Важно вводить реквизиты правильно, сверившись с данными от банка: латинскими символами, без пробелов и знаков препинания. При переводе крупных сумм в назначении платежа лучше указывать его основание. Если это оплата лечения, обучения или платеж по договору, имеет смысл указать эти данные. Все банки проверяют переводы на признаки финансирования терроризма и другие противозаконные действия, поэтому точные данные помогут ускорить эту процедуру.
Что делать, если перевод потерялся
Стандартно перевод в системе SWIFT занимает от одного дня до недели. Но из-за действующих сейчас ограничений сроки могут увеличиться на любом этапе. В цепочке, по которой отправлены деньги, много звеньев, и задержка возможна на любом из них. Просто исчезнуть средства не могут – банковская система жестко регламентирована, и каждое действие в ней документально зафиксировано. Если платеж не поступил в ожидаемый срок, стоит попытаться разыскать его, чтобы определить причину задержки.
Первое, что стоит сделать для розыска платежа – обратиться в банк-отправитель. Только у него есть точная информация о том, куда ушли деньги. Регламент работы в организациях отличается, поэтому банки могут предоставить разную информацию на запрос. Одни только называют наименование банка-корреспондента, другие выдают GPI-трекинг платежа или форму МТ103 (так называемую «свифтовку»).
Удобнее всего работать с SWIFT GPI Tracker. Зная этот идентификатор, можно отследить движение перевода с помощью доступных сервисов.
Банк-отправитель не всегда знает, на каком именно этапе задержался перевод. Каждая организация в цепочке имеет ограниченные данные и может только сообщить, были ли получены или отправлены деньги. Если известен банк-корреспондент, можно сделать запрос о статусе платежа. Не всегда такую информацию дают частным лицам, но это также зависит от правил работы конкретной организации.
В условиях современных ограничений задержка платежей обычно связана с увеличившейся цепочкой банков-корреспондентов. Но если деньги не поступили получателю в течение месяца, и причина неизвестна, можно подать заявление на розыск или отозвать платеж. В обоих случаях обращаться надо в банк-отправитель. При этом услуга по розыску перевода может быть платной, а за возврат иногда списывают комиссию при поступлении средств на счет. Актуальные условия нужно уточнять у банка-отправителя.
В Райффайзен Банке лимит переводов по Системе быстрых платежей увеличен до 300 тыс ₽ в день. А до 30 июня можно и вовсе переводить по номеру телефона по СБП без комиссии
Закажите дебетовую Кэшбэк-карту прямо сейчас
1,5%
Кэшбэк на все рублями
0₽
Бесплатное снятие в банкоматах
Загружается форма. Пожалуйста, подождите…
Эта страница полезна?
96
% клиентов считают страницу полезной
Следите за нами в соцсетях и в блоге
- Become a Supplier
- Get to Know P&G
- Understand Supply Chain
- Send your Profile
- Tools & Services
- Getting Started with P&G
- Setup and Update Profile
- View Purchase Orders
- Create Invoices
- Track Invoice & Payments
- Supplier Citizenship
- Citizenship Focused Areas
- Responsible Sourcing
- Supplier Diversity
- Guidelines
- Global Sourcing Principles
- P&G Guidelines/Expectations for Suppliers
- General
- Supplier Citizenship
- Anti-Bribery / Anti-Corruption(ABAC)
- Privacy
- Info Sec
- IT
- Regional
- Report a concern
- News
- Support
- For invoice queries, please log-in to P&G Supplier Portal
-
For additional information (self-service guides, job aids), check Tools & Services
Find Vendor Code
Need help finding your vendor code?
- P&G Vendor codes are typically 8 digits long.
- P&G Vendor codes typically start with 10, 15, or 20.
- P&G Vendor codes can always be found on P&G order documents.
Still can’t find your vendor code? Please ask your P&G contact.
Если работаете с иностранными контрагентами, рано или поздно столкнетесь с инвойсом. В статье расскажем, что это за документ и как с ним работать.
Что такое инвойс (сommercial invoice)
Инвойс используют только в международных сделках. В российской практике у него нет прямого аналога. По-нашему, это счет на оплату, в котором прописаны условия сделки. Иногда инвойс заменяет собой договор и акт.
С услугами достаточно прописать такое условие: «Полной или частичной оплатой счета-договора заказчик подтверждает, что все перечисленные ниже условия договора выполнены в полном объеме, в надлежащие сроки и с надлежащим качеством». Оплата будет означать, что заказчик принял работу, поэтому обмениваться актами не нужно.
Андрей программирует для зарубежных фирм. Он договорился с заказчиком, сделал сайт и отправил иностранной фирме инвойс. Иностранцы получили документ и перевели Андрею деньги. После этого сделка считается завершенной. Подпись заказчика не требуется.
Если продаете товары, скорее всего, одного инвойса не хватит и понадобятся другие документы. Это зависит от способа доставки. Уточните этот момент в транспортной компании или в поддержке банка.
Зачем нужен инвойс
- Для таможенного контроля. По инвойсу таможня рассчитывает налоги и пошлины на товары.
- Для валютного контроля.
Инвойс подойдет для небольших разовых сделок, но даже в этом случае для валютного контроля одного инвойса может оказаться недостаточно. Лучше позвонить в банк и уточнить, понадобятся ли другие документы.
Валютный контроль — это требование Центробанка. Вот как это работает: на ваш счет поступают деньги от иностранного контрагента, банк замораживает валюту на транзитном счете и запрашивает документы по сделке, в том числе инвойс. Чтобы получить доступ к деньгам, нужно предоставить документы в течение 15 рабочих дней.
Если сумма сделки меньше 200 тысяч рублей по курсу Центробанка, действуют упрощенные правила: достаточно заполнить специальную электронную форму банка, отправлять скан договора не потребуется.
Крупная сделка — когда вы платите больше трех миллионов или вам переводят больше шести миллионов рублей. В этом случае понадобится взять справку о подтверждающих документах и поставить контракт на учет.
Что такое проформа-инвойс (proforma invoice)
Проформа-инвойс — предварительный документ, который отправляют, если еще не согласованы сумма оплаты и условия поставки. Поэтому в нем могут быть не указаны окончательные цифры и сроки. Проформа не содержит требования об уплате. Такой документ понадобится, когда товар перемещают через границу без оплаты или когда покупатель вносит предоплату, а не платит всю сумму сразу. В остальном коммерческий инвойс и проформа совпадают.
Как заполнять инвойс
Инвойс заполняет тот, кто оказывает услуги или продает товар. Документ оформляют на языке заказчика, как правило, это английский. Для таможни понадобится экземпляр на русском. Можно составить сразу на английском и на русском.
Для услуг достаточно двух экземпляров. Для товаров рекомендуют отправлять 1 оригинал и 5 копий.
Хорошие инструкции по заполнению инвойса для товаров предлагают транспортные компании, например, TNT. На сайте DHL есть конструктор, который поможет составить инвойс по всем правилам.
Установленной формы у инвойса нет. Можно разработать свою и распечатать на фирменном бланке или на стандартном листе формата A4. Главное, чтобы в ней были обязательные поля:
- Дата и номер инвойса. Дата обязательна, номер можно поставить любой или вообще не указывать.
- Информация об исполнителе (экспортере) и заказчике (импортере): страна, название компании, правовая форма, адрес, ФИО.
- Предмет инвойса — за что заказчик получает деньги, товар или услуга, количество товаров или количество часов, затраченных на выполнение работы.
- Подробное описание каждой позиции.
- Цена и общая сумма сделки с указанием валюты заказчика (импортера).
- Срок и условия поставки согласно правилам Инкотермс 2010. Самые распространенные: DAP — пошлину оплачивает получатель, DDP — пошлину оплачивает отправитель.
- Номер авиатранспортной накладной, если продаете товары.
- Реквизиты банковского счета исполнителя (экспортера) и срок оплаты.
- Штамп или печать компании, если есть.
- Подпись того, кто выставляет инвойс (экспортера)
Как описывать услуги и товар в инвойсе
Пишите подробно и без сокращений. Не используйте в описании общие фразы. Для услуг укажите цену элемента услуги, как выглядит результат.
Пример: подготовка макетов для сайта www.hellburg.io, для разделов «Чем заняться», «Новости», «Места», «Карты», «Календарь» в формате.psd. Стоимость часа работы — 20$. Общее количество часов — 80.
Если продаете товар, напишите названия модели, цвет, размер и характеристики. Чем дороже и сложнее товар, тем подробнее должно быть описание. Это важно для таможни и валютного контроля банка.
Полировальная машина «Снежинка» для обработки металлических материалов; модель S002, производство RU (Россия), серийный номер S/N PM-S002-F146896, 1 единица.
Вот на что стоит обратить внимание при описании товара:
- название;
- номера экспортных документов (внешнеэкономический договор или заказ, если есть), даты их составления;
- область применения;
- серийный номер;
- номер из списка ТН ВЭД (если известен);
- материал, из которого сделан товар;
- вид упаковки;
- масса (унции, кг, фунты);
- цена за единицу;
В чём разница между инвойсом и счет-фактурой
Это совсем разные документы. Инвойс содержит требование об оплате и условия сделки. Счет-фактура нужен, чтобы отчитаться по НДС перед государством.
Важный момент: при импорте НДС платят все. Даже те, кто работает на УСН и патенте. Но дело там не в счет-фактуре, а в таможенной декларации. Подробнее об этом мы написали в статье «Закупка товара за границей: НДС и таможенное оформление».
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Чем чреваты ошибки в инвойсе
Ошибки в заполнении могут привести к задержки товара на таможне. Если затянуть валютный контроль, можно получить штраф до 100% от суммы сделки.
Экспорт на УСН и патенте
Как платить налоги при расчётах в валюте
Статья актуальна на
27.01.2022
- Что такое инвойс?
- Основные виды инвойса
- Как правильно заполнить инвойс
- Правила описания товаров
- Образцы инвойсов на русском и английском
- 5 правил проверки инвойса
- Что такое Инкотермс-2020?
Чтобы получить оплату за товар или услуги по международному договору, одного выставления счёта будет недостаточно. Согласно международным стандартам должен быть оформлен инвойс на услуги или продукцию. В этой статье мы разберём, что такое инвойс в таможне, рассмотрим пример инвойса, расскажем, как оплатить инвойс и познакомим с международными торговыми правилами Инкотермс.
Что такое инвойс?
Если организация не использует услуги таможенного представителя, то скорее всего, в её штате есть сотрудник с таможенным образованием, который может объяснить, что такое инвойс простыми словами.
Invoice это международный стандарт обозначения счёту на оплату. Этот документ продавец выставляет покупателю, обозначая свои требования по платежу. В счёт входят услуги, товары, их характеристики, условия контракта, сведения об его участниках.
Если продавец передал товар покупателю и выполнил все условия, то у последнего возникают обязанности оплаты по инвойсу. В Российской Федерации нет аналогов инвойс спецификации. Иногда документ похож на счёт-фактуру, но они сильно отличаются по назначению. Инвойс нужен для валютного контроля, а счёт-фактура для налогового.
После того, как разобрались, что такое инвойс, нужно разобраться с его основными видами.
Нужно запомнить, что invoice такой международный счёт на оплату. Его выставляет продавец, когда исполняет все свои обязанности перед покупателем.
Оформление транспортной документации
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Основные виды инвойса
Международная коммерческая практика определяет два вида документа.
Коммерческий инвойс — это сопроводительный документ, служащий основанием для оплаты услуг продавца покупателем. Такой инвойс для таможни необходим, чтобы подтвердить, что деньги за границей получены легально. ЦБ РФ говорит, что commercial invoice это обязательное условие для законности сделки. Когда на счёт продавца поступают деньги от иностранной компании, то они блокируются банком на транзитном счёте до тех пор, пока сделка будет не подтверждена.
Каждый банк устанавливает свой список документов, который также зависит от суммы контракта. Если сумма сделки меньше 200000 рублей, то её можно подтвердить по упрощённым правилам. Продавец заполняет форму-отчёт в электронном виде и предоставляет инвойс. Если сделка выше 3 млн рублей, то нужно ещё предъявить договор, который ставится банком на учёт и получает уникальный номер. Таким образом финансовая организация будет контролировать эту сделку.
Иногда можно не составлять и не пересылать акты выполненных работ иностранному партнёру. В этом случае в инвойсе должен быть пункт, где заказчик подтверждает исполнение условий договора исполнителем. Оплачивая услуги по счёт инвойс, заказчик принимает работу и не выставляет претензий.
Начинающие сотрудники отделов по внешнеторговым сделкам часто спрашивают, что такое проформа инвойс. Объясним, что Proforma invoice это инвойс на предоплату. Он выписывается продавцом тогда, когда между ним и покупателем не согласованы условия и сумма сделки. Его нужно оформлять в случае, когда исполнитель оказывает услугу до утверждения условий, или заказчик вносит предоплату.
В чём отличие проформы и инвойса коммерческого типа? В первой нет чётких условий. Там не всегда указывают конечные сроки и окончательные цифры договора. Проформа инвойс — это такой документ, где нет требований об оплате, реквизитов. Только когда исполнитель и заказчик согласуют все условия сделки, первый выставит коммерческий счёт.
Чтобы не запутаться, что такое счёт проформа и коммерческий инвойс, следует помнить — у первого вида нет конкретных условий, он нужен для предоплаты, бронирования услуг/товаров исполнителя. Второй — сопроводительный документ, по которому сторона отчитывается перед валютным контролем.
Как правильно заполнить инвойс
Чтобы банк принял документ, перевёл с транзитного счёта деньги на счёт исполнителя, последний должен знать, как заполнять инвойс. Если проигнорировать его, либо отправить позже установленного срока, то государство может составить штраф, равный сумме международного контракта.
Чётких правил, как сделать инвойс, нет. Можно использовать любой образец инвойса. При заполнении важно указать следующие данные:
- ФИО, страну, компанию, её правовую форму, юридический и почтовый адреса.
- Дату составления и номер инвойса.
- Его предмет и услуги.
- Точная информация по всем позициям.
- Банковский счёт исполнителя, срок платежа.
- Цену и валюту.
- Способ передачи предмета договора.
- Подпись человека, выставляющего договор.
- Печать организации, если есть.
Инвойс может заполнить ЮЛ, ФЛ, ИП. Самый частый язык оформления — английский. Документ составляется в двух экземплярах, по одному на продавца и покупателя. Но рекомендуется сделать пять копий, которые могут затребовать разные службы.
Чтобы банк принял инвойс и провёл оплату за услуги, нужно правильно составить документ. Единого образца нет, важно учесть перечисленные пункты.
Правила описания товаров
Описывая услугу, не нужно сокращать слова и использовать общие фразы. В документе всё должно быть детально описано. Желательно, чтобы такой инвойс, выставленный продавцом, совпадал по описанию с договором. Международный счёт должен содержать количество услуг и стоимость каждого товара/час работы. Из-за ошибок оплата может затянуться, а банк «заморозит» деньги до выяснения обстоятельств.
Если отечественная компания предоставляет обучение сотрудников иностранной фирмы русскому языку, то в документе указывается:
- в названии — обучение русскому языку/ teaching Russian;
- в описании — обучение русскому языку для совершения внешнеэкономических сделок с российскими компаниями/Russian language training for foreign economic transactions with Russian companies;
- в стоимости часа работы — 80 USD;
- в общем количестве часов — 500.
Характер услуги, стоимость, количество часов лучше списывать с текста договора. Нельхя сокращать и указывать общую информацию. Всё должно быть детально расписано, чтобы у проверяющих органов было меньше вопросов.
Образцы инвойсов на русском и английском
На нашем сайте вы можете посмотреть, как выглядит инвойс. Здесь можно скачать invoice образцы на русском и английском языках.
- Бланк заполнения инвойса на русском и английском языках
- Бланк заполнения инвойса на английском языке
- Заполненный образец
5 правил проверки инвойса
Следует помнить, что офф инвойс — это обязательный документ, который нужен для сделок. Чтобы транзакция прошла успешно, а валютный контроль не задавал лишних вопросов, нужно тщательно проверить международный счёт на:
- наличие оригинала и пяти копий;
- полноту описания товара. Если отсутствуют нужные данные, то доработать инвойс;
- стоимость товара. Она должна быть выражена в валюте определённого государства;
- пункт с объявленной ценностью. В документе должна быть её разбивка и общее значение;
- факт наличия подписи продавца. Этот пункт проверяется покупателем.
Оформление транспортной документации
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что такое Инкотермс-2020?
В Инкотермс 2020 входят унифицированные правила, применяемые в мировой торговле. Они фиксируют права и обязанности каждой стороны договора. Правила являются аббревиатурами внешнеторговых терминов, которые отражают мировую коммерческую практику.
Само слово переводится с английского, как «международные коммерческие правила». Их история начинается с 1936 года, когда опубликовали первую редакцию. До 1980 года правила несколько раз редактировались. Но с этого момента страны договорились редактировать и обновлять Инкотермс каждые 10 лет. Последний раз он менялся в 2020 году.
Этими правилами нельзя заменить внешнеторговый контракт. С их помощью таможенные представители могут сократить или упростить его. В этих условиях не прописаны переход права собственности, стоимость товара и оплата. Задача Инкотермса — фиксировать распределение обязательств и финансовых расходов между участниками внешнеэкономического договора. Сюда входит оплата перевозки, страховка, работа с таможней, разные платежи и другие условия, которые должны согласовать между собой стороны.
В последней версии не произошло почти никаких изменений, поэтому декларантам будет ориентироваться во внешнеторговых сделках. Правила делятся на несколько групп: отгрузку, доставку, основные перевозки, оплаченные продавцом или покупателем.
Рассмотрим подробнее каждое из 11 правил:
- EXW — Ex Works («Франко завод»). Правило означает исполнение обязательств продавцом в тот момент, когда он фактически передаёт покупателю свой товар. Передача может происходить на складе, торговой площадке и напоминает самовывоз. Продавец должен помочь с осуществлением таможенного оформления, но других действий делать не обязан. Все риски ложатся на покупателя. Ограничений по виду транспорта нет. Цена означает стоимость по инвойсу, включающую в себя конечную стоимость груза без доставки и таможенного оформления.
- FCA — FreeCarrier («Свободный перевозчик»). Согласно статистике, почти половина всех товаров отгружается на этих условиях. По этому правилу продавец исполнил свои обязательства, если передал покупателю товар, загруженный на определённый транспорт в указанном месте и выпущенный таможенным органом в рамках экспорта. Все затраты несёт продавец, покупатель занимается только импортным оформлением. Можно выбрать любой транспорт. Продавец должен выставить инвойс, в цену которого входит стоимость груза вместе с экспортным оформлением и уплаченными пошлинами, но без доставки.
- CPT — Carriage Paid To («Перевозка оплачена до»). Работа продавца считается выполненной в тот момент, когда он передаёт перевозчику товару, которую выпустила таможня в рамках экспорта. Все расходы до пункта назначения оплачивает продавец, и разгрузку и таможенную процедуру импорта — покупатель. Стороны могут выбрать любой вид транспорта. Цена CPT включает все затраты на продукцию, её полную стоимость, кроме расходов на разгрузку.
- CIP — Carriage and Insurance Paid to («Перевозка со страховкой оплачены до»). Процедура похожа на предыдущую CPT, но в обязанности продавца входит ещё страховка продукции. Для данной процедуры подходит любой транспорт. Цена включает в себя все расходы, включая страховку. Но в стоимость не входит разгрузка.
- DPU — Delivered Named Place Unloaded («Поставка до места разгрузки»). Обязательства продавца по контракту прекращаются тогда, когда он доставляет товар до назначенного места, проводит экспортную таможенную процедуру, уплачивает необходимые пошлины и сборы. Покупатель только отвечает за импортное оформление. Правило появилось вместо DAT в последней версии Инкотермса. Раньше местом доставки был только терминал, а сейчас может быть любая локация. Ограничений по виду транспорта нет. В цену такой счёт фактуры инвойса входит стоимость товара, таможенное оформление, ввозные пошлины, доставка. Это единственное правило, где продавец сам осуществляет разгрузку.
- DAP — Delivered At Point («Поставка в пункте»). Обязательства продавца по международному контракту будут выполнены в том случае, если он передаст покупателю товары, которые к выгрузке в определённом месте. Груз должен быть выпущен таможней. В расходы покупателя входят только разгрузка и импортное оформление. Грузы можно перемещать любым транспортом. Цена по этому условию включает окончательную стоимость товара вместе с экспортным оформлением, уплаченными пошлинами, доставкой.
- DDP — Delivered Duty Paid («Поставка с оплаченной пошлиной»). Продавец должен передать груз, готовый к выгрузке и прошедший ввозные и вывозные процедуры в таможне, покупателю. Все затраты, кроме разгрузки, ложатся на плечи продавца. Товары можно перевозить любым транспортом. В цену входят окончательная цена товара, таможенная очистка, пошлины и налоги, доставка.
- FAS — Free Alongside Ship («Свободно вдоль борта судна»). Обязанности продавца исполнены, когда он передал груз покупателю, разместив его вдоль судового борта и пропустив его через процедуру экспорта. Покупателю придётся загружать груз, транспортировать его, оплачивать импортные пошлины. Используется только в речных и морских перевозках и является одним из старейших правил. Цена on invoice состоит из конечной стоимости груза, экспортного оформления и транспортировки до порта отгрузки, а также разгрузка на причале.
- FOB — Free On Board («Свободно на борту»). Обязанности продавца считаются выполненными, когда он передаст покупателю товары, размещённые на судне и выпущенные таможенным органом. Условия применимы для морских и речных перевозок. Груз должен полностью находиться на судне. Покупателю остаётся разгрузить, доставить товар и заплатить импортные пошлины. Цена условия включает в себя полную стоимость продукции, транспортировку до порта отгрузки и экспортное оформление.
- CFR — Cost And Freight («Цена и фрахт»). Продавец обязан передать покупателю груз, который размещён на корабле и выпущен таможней. Обязанности по фрахту остаются на продавце, а покупатель оплачивает импортные пошлины и разгрузку при прибытии. В оплату инвойса входят конечная цена продукции, экспортное оформление, ввозные пошлины, доставка до порта назначения.
- CIF — Cost Insurance And Freight («Фрахт вместо со стоимостью и страхованием»). Термин похож на CFR, но в обязанность продавца входит также страховка продукции. Она добавляется к общей цене CIF.
Для того, чтобы партнёрам внешнеэкономических сделок было легче разделять обязанности по отгрузке, разгрузке, страховке, доставке и т.п., в 1936 году разработали свод правил. С 1980 года они меняются раз в 10 лет. Согласно последней редакции Инкотермс от 2020 года их 11 штук.