Как найти искомое число 5 класс

Математика

5 класс

Урок № 50

Нахождение целого по его части

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • обыкновенная дробь;
  • числитель, знаменатель обыкновенной дроби;
  • сократимая, несократимая дробь;
  • задачи на дроби.

Тезаурус

Дробь в математике – это число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы.

Правильные дроби – это дроби, в которых числитель меньше знаменателя.

Неправильные дроби – это дроби, в которых числитель равен или больше знаменателя.

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / ФГОС // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 272 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике», – однажды сказал древнеримский философ Марк Туллий Цицерон. И трудно с ним не согласиться, ведь дроби в нашей жизни встречаются очень часто.

Убедимся в этом, решая задачи на нахождение целого по его части.

В окружающем нас мире очень часто приходится находить не только часть от чего-либо, но и, наоборот, целое по его части. Например, мы можем услышать в прогнозе погоды такую фразу «Сегодня выпало 20 миллиметров осадков, что составляет половину месячной нормы». А сколько тогда составляет месячная норма? Если половина нормы это 20 миллиметров, тогда норма в два раза больше, т. е. 40 миллиметров.

А теперь немного изменим условие задачи. Найдём всю месячную норму, если известно, что за день выпало 20 миллиметров, что составляет месячной нормы.

Для решения этой задачи воспользуемся следующими рассуждениями.

Будем считать, что месячная норма это . По условию, её равны 20 миллиметрам. Сначала найдём нормы, а потом и .

20 : 2 = 10 мм – одна треть нормы. 10 мм · 3 = 30 мм – три трети нормы.

Ответ: месячная норма равна 30 мм.

Итак, сформулируем правило нахождения целого по его части: если часть искомого целого выражена дробью, то чтобы найти целое, можно эту часть разделить на числитель дроби, а результат умножить на её знаменатель.

Решим задачу.

Два путешественника отправились в поход, который длился несколько дней. В первый день они преодолели от всего маршрута. Во второй день они прошли от того, что прошли в первый день.

Какой путь должны преодолеть путешественники, если во второй день они прошли 20 км?

Решение.

Составим схему, на основе которой будем выполнять решение этой задачи.

Нам известно, что 20 километров это четыре пятых маршрута, пройденного в первый день. Соответственно, найдём длину маршрута в первый день.

20 : 4 · 5 = 25 км – расстояние, пройденное за 1 день.

Теперь, зная, что 25 = от всего маршрута, найдём весь пройденный путешественниками путь: 25 : 5 · 13 = 65 км.

Ответ: весь путь равен 65 км.

Решим задачу. Младшей сестре исполнилось 9 лет, что составляет   от возраста её старшей сестры. А возраст старшей сестры составляет от возраста их матери. Сколько лет старшей сестре и матери?

Решение: для решения этой задачи составим следующую схему.

По известному возрасту младшей сестры найдём возраст старшей.

9 : 3 · 5 =15 (лет) – возраст старшей из дочерей.

Теперь найдём возраст матери.

15 : 5 · 12 = 36 (лет) – возраст матери.

Ответ: 15 лет; 36 лет.

Тренировочные задания

№ 1. За один день бригада заасфальтировала 5 км дороги, что составило всей работы. Сколько километров должна заасфальтировать бригада?

Решение: для решения этой задачи нужно использовать правило нахождения части от целого: чтобы найти целое по части, нужно эту часть разделить на числитель дроби, а результат умножить на её знаменатель.

Т. е. 5 : 5 · 7 = 7 км

Ответ: 7 км.

№ 2. Первая сторона треугольника равна 12 см, что составляет от его периметра, другая составляет от первой стороны. Чему равна третья сторона треугольника?

Решение: для решения этой задачи сначала нужно вспомнить, что периметр – это сумма длин всех сторон треугольника, т. е. сумма длин трёх сторон.

Теперь найдём периметр, исходя из условия задачи.

1) 12 : 3 · 10 = 60 см – периметр.

12 : 2 · 3 = 18 см – вторая сторона.

Теперь от периметра отнимем сумму длин двух сторон и получим третью сторону.

40 — (18 + 12) = 10 см – третья сторона. Ответ: 10 см.

Если число 72 занимает 8 частей из девяти от нужного числа, то первым действием мы находим, сколько будет составлять одна часть.

Для этого мы делим 72 на 8.

72:8=9.

А вторым действием находим искомое число. Это девять раз по 9.

9*9=81.

Можно, конечно, поизвращаться и решить эту же простую задачку через уравнения.

Например, пусть х — это одна часть искомого числа, тогда 9х будет искомое число:

8х=72

х=72:8=9

тогда 9х=9*9=81.

Ну или через дроби.

Пусть х — искомое число, тогда

8/9х=72 отсюда

х=(72*9)/8=81

Но, думаю, решать таким образом смысла нет. Первый способ короче, проще и понятней, а ответ один и тот же.

Содержание:

  • § 1  Что такое нахождение числа или величины по заданному проценту?
  • § 2  Задачи на нахождение числа или величины по заданному проценту

§ 1  Что такое нахождение числа или величины по заданному проценту?

В этом уроке Вы познакомитесь с нахождением числа или величины по заданному проценту, научитесь находить процентное отношение чисел и рассмотрите различные виды задач на применение этих навыков.

Для начала выясним, что такое нахождение числа или величины по заданному проценту. Это значит, что сама величина не известна, но известен процент от нее.

Например, 5 % от числа равны 15, нужно найти само число. Переведем, для начала 5 % в десятичную дробь, для этого 5 разделим на 100, будет 0,05. Т.е. 15 составляет 0,05 от искомого числа.

Значит, чтобы найти само число по его части, необходимо 15 разделить на 0,05, будет 300. Другой способ решения этой же задачи: 15 разделим на 5, получится 3, и теперь 3 умножим на 100, получим 300.

Существует правило для нахождения числа или величины по заданному проценту:

Если а % числа х равны b, то для нахождения числа х необходимо число b разделить на а и умножить на 100.

Например, если 11 % от числа составляет 55, то для нахождения самого числа, необходимо 55 разделить на 11, будет 5 и затем 5 умножить на 100, получаем 500.

§ 2  Задачи на нахождение числа или величины по заданному проценту

Решим задачу:

В классе 8 мальчиков, что составляет 40 % от учащихся всего класса. Сколько человек учится в этом классе?

Нам известно, что 40 % от числа составляют 8, значит надо 8 разделить на 40 и умножить на 100, получится 20.

Ответ: в классе 20 учеников.

Теперь рассмотрим еще один способ решения этой задачи. Сначала переведем 40 % в десятичную дробь, для этого отбросим знак процента и разделим 40 на 100, будет 0,4. Т.е. 0,4 класса составляют 8 мальчиков. Значит, для нахождения общего количества учеников в классе необходимо 8 разделить на 0,4 получится 20.

Теперь рассмотрим другой тип задач, когда необходимо найти процентное отношение двух чисел.

Например, сколько процентов составляет число 3 от числа 15. Можно решить эту задачу таким способом: 3 от 15 составляет 3/15 или одну пятую часть, а Вы уже знаете, что 1/5 часть — это есть 20 %, значит 3 составляет 20 процентов от числа 15.

Существует следующее правило для нахождения процентного нахождения чисел.

Чтобы найти процентное отношение чисел а и b , надо отношение этих чисел умножить на 100%

(а/ b) ·100%

Теперь давайте решим эту же задачу применив правило: для того чтобы найти сколько процентов составляет число 3 от 15, надо 3 разделить на 15 и умножить на 100, получим 20.

Следующая задача:

При покупке в магазине костюма стоимостью 3 200 рублей, скидка на него по дисконтной карте составила 96 рублей. Сколько процентов составляет размер скидки по дисконтной карте?

Решение: сначала разделим 96 на 3200, получим 0,03, теперь 0,03 умножим на 100%, будет 3%.

Ответ: размер скидки по дисконтной карте составляет 3 процента.

Таким образом на этом уроке Вы узнали, как находить величину по заданному проценту, рассмотрели различные задачи на эту тему и кроме того научились находить процентное отношение двух чисел.

Список использованной литературы:

  1. Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. — М: 2013.
  2. Дидактические материалы по математике 5 класс. Автор — Попов М.А. — 2013 год
  3. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор — Минаева С.С. — 2014 год
  4. Дидактические материалы по математике 5 класс. Авторы: Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. — 2010 год
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс. Авторы — Попов М.А. — 2012 год
  6. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. — 9-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2009

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Повторение.1) Выберете из предложенных чисел и прочитайте обыкновенные дроби:...

    1 слайд

    Повторение.
    1) Выберете из предложенных чисел и прочитайте обыкновенные дроби:
    1, 1 2 , 0, 5 6 , 13, 7 12
    2) Назовите числители и знаменатели данных дробей?
    3) Что показывает числитель дроби?
    4) Что показывает знаменатель дроби?

  • Назовите дробь, соответствующую каждому рисунку1234

    2 слайд

    Назовите дробь, соответствующую каждому рисунку
    1
    2
    3
    4

  • Назовите дробь, соответствующую каждому рисунку1234

    3 слайд

    Назовите дробь, соответствующую каждому рисунку
    1
    2
    3
    4

  • ¼  от  8 
½ от  4 
1/3  от  9 
1/4  от 12 
2/3  от 6 
2/5  от  1022.04.20144Н...

    4 слайд

    ¼ от 8
    ½ от 4
    1/3 от 9
    1/4 от 12
    2/3 от 6
    2/5 от 10
    22.04.2014
    4
    Найдите дробь от числа.

  • Нахождение числа по заданному значению его дроби

    7 слайд

    Нахождение числа по заданному значению его дроби

  • «Прежде чем решить задачу, прочитай условие»

    8 слайд

    «Прежде чем решить задачу, прочитай условие»

  • 1. В хоре 80 учащихся,      из них—мальчики. Сколько мальчиков в хоре?
 2. В...

    9 слайд

    1. В хоре 80 учащихся, из них—мальчики. Сколько мальчиков в хоре?
    2. В хоре 10 мальчиков, что составляет всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?

    22.04.2014
    9
    Решить задачи

  • Если часть искомого целого выражена дробью, то, чтобы найти это целое, можно...

    10 слайд

    Если часть искомого целого выражена дробью, то, чтобы найти это целое, можно данную часть разделить на числитель дроби и результат умножить на её знаменатель
    18.11.2021
    10
    ПРАВИЛО

  • Как найти всё число по его дроби (части)? 

    12 слайд

    Как найти всё число по его дроби (части)?

  • Если часть искомого целого выражена дробью, то, чтобы найти это целое, можно...

    13 слайд

    Если часть искомого целого выражена дробью, то, чтобы найти это целое, можно данную часть разделить на числитель дроби и результат умножить на её знаменатель
    18.11.2021
    13
    ПРАВИЛО

  • П 4.3 выучить правило нахождения числа по его дроби на стр.174,  
№ 781б, 782...

    14 слайд

    П 4.3 выучить правило нахождения числа по его дроби на стр.174,
    № 781б, 782б, 783б стр.175

    Домашнее задание

Если известно сколько составляет часть от целого, то по известной части можно «восстановить»
целое.

Для этого пользуемся правилом нахождения целого (числа)
по его дроби (части).

Запомните!
!

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно данное число
разделить на дробь.

Пример. Рассмотрим задачу.

Поезд прошёл 240 км, что составило
всего пути.
Какой путь должен пройти поезд?

Решение. 240 км — часть всего пути. Эти же километры
выражены дробью 15/23
от всего пути. Знаменатель дроби говорит о том, что весь путь разделён на 23 части,
и 15 таких частей составляют 240 км
(числитель дроби равен 15).
Значит, можно найти, сколько составляет

часть пути.

240 : 15 = 16 (км)

Весь путь (целое) всегда обозначаем за единицу, которую можно выразить дробью

.

Значит, чтобы найти весь путь (23 части, каждая из которых по
16 км) нужно:

16 · 23 = 368 (км)

Кратко запись решения такой задачи можно сделать следующим образом.

нахождение целого по известной части

Ответ: поезд должен пройти 368 км.

Сложные задачи на нахождение числа по его части

Часто задачи данного типа сложнее, чем рассмотренная задача выше, и более сложные задачи приходиться решать в
несколько действий.

Рассмотрим задачу.

При подготовке к диктанту по английскому языку Оля
выучила четверть всех слов, заданных учителем.
Если бы она выучила ещё 4 слова, то была
бы выучена треть всех слов.
Сколько всего слов надо было выучить Оле?

Решение. Как обычно подчеркнём в условии задачи все важные данные.

Как видно из условия, четыре невыученных слова — это часть от всех слов, которую можно найти в виде
разности дробей.

решение задачи на дроби

Такую часть всех слов составляют 4 слова.

Итак, 4 слова — это

от всех слов (целого). Теперь по правилу нахождения
числа по его части
данное числовое значение разделим на соответствующую ему дробь

.
решения задач на нахождение целого по известной части

Ответ: всего 48 слов надо было выучить к диктанту.


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти желтуху в сталкрафте
  • Как найти ссылку на элемент справочника
  • Video driver crashed and was reset days gone как исправить
  • Как найти площадь цветника квадратной формы
  • Как найти дисплей в настройках на телефоне