Отсутствие искры на свечах зажигания – одна из двух базовых неисправностей, чаще всего встречающихся на автомобилях (вторая – нет подачи топлива в двигатель).
Исчезновение искры или слабая искра на свечах зажигания свидетельствуют о проблемах в системе зажигания. Либо в цепи высокого напряжения, либо низкого.
При этом двигатель автомобиля не запустится вовсе (как холодный, так и горячий), или будет запускаться и глохнуть (если искра есть, но слабая). Рассмотрим основные причины пропажи искры на карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 с контактной и бесконтактной системами зажигания.
Перед поиском неисправности необходимо более конкретно определить виновника пропажи искры и провести визуальный осмотр высоковольтных проводов, катушки зажигания и трамблера. Банально соскочивший центральный бронепровод с крышки трамблера, неплотно посаженный разъем или окислившаяся (отвалившаяся) клемма на катушке зажигания приведут к исчезновению искры.
После чего снимаем центральный высоковольтный провод, вставляем в его наконечник исправную свечу и кладем ее на двигатель (чтобы был контакт с «массой»). Пока помощник крутит двигатель стартером нужно визуально убедиться в отсутствии, либо наличии искры на свече зажигания. Искра появилась – неисправны сами свечи, высоковольтные провода или распределитель зажигания в трамблере. Искры как не было, так и нет – проблемы с коммутатором, датчиком Холла, катушкой зажигания.
Пропала искра, причины для бесконтактной системы зажигания
1. Отказала катушка зажигания.
Проверяем катушку зажигания. У катушки зажигания обычно проверяют сопротивление обмоток и сопротивление изоляции при помощи тестера. Для маслонаполненных катушек (27.3705) и сухих (3122.3707) сопротивление несколько различается. Подробнее: «Проверка катушки зажигания». При отсутствии специального прибора для проверки применяем метод замены — своей катушки, на другую, заведомо исправную.
2. Неисправен коммутатор.
Проверяется осциллографом. Так как не у каждого он есть, применяем метод замены – вместо своего коммутатора устанавливаем заведомо исправный. Весьма приблизительно можно оценить работоспособность коммутатора по показаниям вольтметра после включения зажигания (см. «Проверка коммутатора»).
3. Неисправен датчик Холла.
Проверяется вольтметром по специальной схеме подключения (см. «Проверка датчика Холла»). Если вольтметра нет, применяем метод замены.
4. Обрыв в цепи низкого напряжения.
По схеме просматриваем провода входящие в систему зажигания, при необходимости «прозваниваем» на предмет обнаружения «обрыва». См. «Схема бесконтактной системы зажигания».
В контактной системе зажигания список неисправностей приводящих к исчезновению искры следующий
5. Неисправен механический прерыватель в трамблере.
Окислились, разрушились или пригорели его контакты. Нет зазора между контактами прерывателя.
6. «Обрыв» в цепи низкого напряжения.
См. «Схема контактной системы зажигания».
Примечания и дополнения
— Чтобы быстро найти причину исчезновения искры на свечах зажигания нужно знать принцип действия как контактной, так и бесконтактной систем зажигания (подробнее см. «Принцип действия системы зажигания»). Смыл работы системы зажигания заключается в формировании в нужный момент тока высокого напряжения и подачи его на свечи зажигания. Исполняется это за счет прерывания тока низкого напряжения в цепи первичной обмотки катушки зажигания. В бесконтактной системе прерывает ток коммутатор по сигналу с датчика Холла, в контактной механический прерыватель с контактами, с приводом от четырехгранника на валу трамблера.
Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ
— Мокрые свечи зажигания
— Неисправности контактной системы зажигания карбюраторного двигателя
— Проверка и установка зазора между электродами свечей зажигания
— Почему в четвертом (4-м) цилиндре двигателя свеча черная?
— Установка момента (угла опережения зажигания) на карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Сильная и слабая искра на свечах, причины
Подписывайтесь на нас!
Скрутили свечи, смыли нагар, стали проверять искру. НЕТУ её родимой…
Грешили на стартер, мол не крутит а щёлкает, значит трамблёр не прокручивает. Починили стартер, искра так и не пришла. Стали думать на катушку зажигания. Поставили рабочую катушку от 2108, искры всё нет. Прозвонили все провода от трамблёра и катушки, всё «звонит», контакты зачистили. Теперь после прочтения статьи тут на драйве про ВВ провода, думаю TESLA виновата.
————————————————————————-
При подключении гены от 05 был отключён и заизолирован серый провод идущий от РР на генератор.
Может рыжий провод от РР просто вывести на Б+ катушки зажигания?
Дык, между катушкой и свечами только провода и трамблер. Больше ничего искре не мешает. Смотрите утечки по крышке трамблера (может быть мокрой внутри), исправность бегунка, контакта центрального провода, проводов, свечей. система выбрала этот ответ лучшим ALEX1904 7 лет назад Для начала исключаем помехогасящий резистор из бегунка,заменив его куском проволоки. Нет-меняем крышку(смотрим наличие уголька-бывает выпадает)и сам бегунок. Как правило при внимательном осмотре бегунка и крышки при их повреждении будут видны следы «пробоя». Но не всегда. ВВ провода даже при далеко неидеальном состоянии не могут быть причиной полного отсутствия искры на свечах. [пользователь заблокирован] 7 лет назад Замена бегунка. замена всех проводов . замена крышки трамблера. цел ли проводочек плюсовой . сбоку на трамблере, гаечкой на 5 прикручивается .Что то из этого, должно быть в 2 экземплярах всё. а бегунков и в 3, кстати вместо сопротивления в бегунок вставляю проволоку , медную или алюминиевую, толстую. если не пробьёт внутрь(а и такое может быть) практически вечный. Знаете ответ? |
Система зажигания ВАЗ 2101 является неотъемлемой частью автомобиля, поскольку она напрямую влияет на запуск мотора и его работоспособность. Проверке и регулировке этой системы периодически нужно уделять внимание, что обусловлено эксплуатацией её элементов при постоянных механических, температурных и других воздействиях.
Система зажигания ВАЗ 2101
Классические модели «Жигулей» с карбюраторными моторами оснащаются системой зажигания, которая требует периодической регулировки. От правильности установки момента зажигания и бесперебойной работы этой системы зависит экономичность и стабильное функционирование силового агрегата. Поскольку регулировка зажигания относится к наиболее важным мероприятиям по наладке двигателя, на этом процессе, а также на составляющих элементах системы зажигания стоит остановиться более детально.
Что это такое
Система зажигания — совокупность нескольких устройств и приборов, которые обеспечивают искрообразование и дальнейшее возгорание горючей смеси в цилиндрах мотора в нужный момент времени. На эту систему возлагается несколько функций:
- Образование искры в момент сжатия поршня, согласно порядку работы цилиндров.
- Обеспечение своевременного момента зажигания согласно оптимальному углу опережения.
- Создание такой искры, которая необходима для возгорания топливно-воздушной смеси.
- Непрерывное искрообразование.
Принцип образования искры
В момент включения зажигания на контакты прерывателя трамблёра начинает поступать ток. Во время запуска двигателя одновременно с коленвалом проворачивается вал распределителя зажигания, который своим кулачком замыкает и размыкает цепь низкого напряжения. Импульсы подаются на катушку зажигания, где напряжение преобразовывается в высоковольтное, после чего подаётся на центральный контакт трамблёра. Затем напряжение посредством бегунка распределяется по контактам крышки и поступает на свечи по ВВ проводам. Таким образом формируется и распределяется искра.
Схема системы зажигания ВАЗ 2101: 1 — генератор; 2 — выключатель зажигания; 3 — распределитель зажигания; 4 — кулачок прерывателя; 5 — свечи зажигания; 6 — катушка зажигания; 7 — аккумуляторная батарея
Для чего нужна регулировка
При неправильно выставленном зажигании появляется много проблем:
- теряется мощность;
- мотор троит;
- повышается расход топлива;
- появляются хлопки и выстрелы в глушитель;
- неустойчивая работа на холостом ходу и пр.
Чтобы избежать всех перечисленных трудностей, зажигание нуждается в регулировке. В противном случае нормальная эксплуатация автомобиля будет невозможна.
ВВ провода
Высоковольтные провода, или, как их ещё называют, свечные, отличаются от всех остальных, установленных в автомобиле. Назначение этих проводов — передавать и выдерживать проходящее по ним напряжение к свечам зажигания и защищать от электрического заряда другие элементы транспортного средства.
Свечные провода обеспечивают соединение катушки зажигания, трамблёра и свечей
Неисправности
Появление проблем с ВВ проводами сопровождается следующими характерными признаками:
- проблемный запуск мотора из-за недостаточного напряжения на свечах;
- выстрелы при пуске и вибрации во время дальнейшей работы мотора;
- нестабильная работа на холостых оборотах;
- периодическое троение двигателя;
- появление помех при работе магнитолы, которые меняются при изменении оборотов мотора;
- запах озона в подкапотном пространстве.
Основными причинами, которые приводят к появлению проблем с проводами, являются износ и старение изоляции. Расположение проводов вблизи двигателя приводит к температурным перепадам, особенно в зимнее время, в результате чего изоляция постепенно трескается, внутрь попадает влага, масло, пыль и пр. При достижении трещин токопроводящей жилы, ВВ провод может быть пробит на массу, а искра на свечу попросту не дойдёт. Кроме этого, провода часто выходят из строя в местах соединения центрального проводника и контактных разъёмов на свечах либо катушке зажигания. Чтобы избежать механических повреждений, провода должны быть правильно уложены и закреплены специальными хомутами.
Одной из неисправностей высоковольтных проводов является обрыв
Как проверить
Для начала следует визуально осмотреть кабели на предмет повреждений изоляционного слоя (трещины, сколы, оплавления). Внимание следует также уделить контактным элементам: на них не должно быть следов окисления или нагара. Проверку центральной жилы ВВ проводов можно выполнить с помощью обычного цифрового мультиметра. При диагностике выявляют обрыв проводника и измеряют сопротивление. Процедура состоит из следующих действий:
- Снимаем свечные провода.
Стягиваем со свечей резиновые колпачки с проводами
- Выставляем на мультиметре предел измерения сопротивлений 3–10 кОм и прозваниваем последовательно провода. При обрыве токоведущей жилы сопротивление будет отсутствовать. Исправный кабель должен показать около 5 кОм.
Исправные свечные провода должны иметь сопротивление около 5 кОм
Сопротивление проводов из комплекта не должно отличаться более чем на 2–3 кОм.
Я проверяю провода на повреждение и пробой искры следующим образом: в тёмное время суток завожу мотор и открываю капот. Если искра пробивает на массу, то это будет отчётливо видно, особенно во влажную погоду — будет проскакивать искра. После этого без труда определяется повреждённый провод. Кроме того, однажды я столкнулся с ситуацией, когда двигатель начал троить. Я начал проверку со свечей, поскольку провода были заменены недавно, но дальнейшая диагностика привела к неисправности именно в кабеле — на одном из них не было контакта с самой клеммой, соединяющей проводник со свечой. После восстановления контакта двигатель заработал ровно.
Видео: проверка ВВ проводов
Какие поставить
При выборе и покупке высоковольтных проводов следует обращать внимание на их маркировку. Производителей рассматриваемых элементов существует немало, но предпочтение лучше отдавать следующим:
- BERU;
- NGK;
- PARTS-MALL;
- AMD;
- Bremi;
- Tesla Technics.
Сегодня предлагается большой выбор свечных проводов, но предпочтение лучше отдавать известным производителям
В последнее время всё больше автовладельцев предпочитают приобретать силиконовые ВВ провода, которые отличаются более высокой прочностью и защитой внутренних слоёв от воздействия высоких температур, истирания, агрессивных химических веществ.
Свечи
Основное назначение свечей зажигания в бензиновом моторе — воспламенение рабочей смеси в камере сгорания. Та часть свечи, которая находится внутри цилиндра, постоянно подвергается высоким температурным, электрическим, химическим и механическим воздействиям. Несмотря на то что эти элементы изготавливаются из специальных материалов, со временем они всё же выходят из строя. Поскольку от работоспособности и состояния свечей зависит как мощность, расход топлива, так и беспроблемный запуск мотора, проверке их состояния периодически следует уделять внимание.
Свечи зажигания необходимы для образования искры и воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя
Способы проверки
Существуют разные методы проверки свечей, но гарантий их работоспособности на двигателе не даёт ни один.
Визуальный осмотр
При обычном осмотре можно, например, определить, что с двигателем возникли проблемы по причине мокрой свечи, поскольку не происходит воспламенение топлива в камере сгорания. Кроме этого, осмотр позволяет выявить состояние электрода, образование сажи и шлаков, целостность керамического корпуса. По цвету нагара на свече можно определить общее состояние двигателя и правильность его работы:
- коричневая — нормальная рабочая свеча;
- в саже — указывает на слишком богатую смесь или позднее зажигание;
- в масле — явный признак того, что масло попадает в цилиндр через втулки клапанов или через поршневые кольца;
- оплавленные контакты — происходит такое при слишком раннем зажигании;
- пепел на свече — использование бензина либо масла с присадками, которое попадает в цилиндры;
- потрескавшийся изолятор — использование некачественного бензина и неверная регулировка системы зажигания.
Нормальный цвет электродов — все оттенки коричневого при минимальной толщине налёта
Как минимум два раза в год я выкручиваю свечи, осматриваю их, аккуратно очищаю от нагара щёткой по металлу, а также проверяю и если нужно регулирую зазор между центральным электродом. При таком обслуживании за последние несколько лет проблем со свечами у меня не возникало.
На работающем моторе
Диагностика на включённом двигателе довольно проста:
- Запускают мотор.
- Со свечей поочерёдно снимают ВВ провода.
- Если при отключении одного из кабелей работа силового агрегата осталась неизменной, значит, свеча или сам провод, который отключён в данный момент, неисправен.
Видео: диагностика свечей на запущенном двигателе
Проверка на искру
Определить искру на свече можно следующим образом:
- Отсоединяем один из ВВ проводов.
- Выворачиваем проверяемую свечу и надеваем на неё кабель.
- Прислоняем металлическую часть свечного элемента к двигателю.
Резьбовую часть свечи соединяем с двигателем или массой
- Включаем зажигание и совершаем несколько оборотов стартером.
- На исправной свече образуется искра. Её отсутствие укажет на непригодность детали к эксплуатации.
Если включить зажигание и прислонить на массу выкрученную свечу, на ней при проворачивании стартером должна проскакивать искра
Видео: проверка искры у свечи на примере инжекторного мотора
Прежде чем выкрутить свечу из головки блока, необходимо очистить поверхность вокруг, чтобы грязь не попала внутрь цилиндра.
Мультиметром
Нужно понимать, что при помощи цифрового мультиметра свечу проверить можно только на предмет короткого замыкания, для чего на приборе устанавливают режим измерения сопротивления и прикладывают щупы к центральному электроду и резьбе. Если сопротивление оказалось меньшим, чем 10–40 МОм, в изоляторе есть утечка, что говорит о неисправности свечи.
Как подобрать свечи
Выбирая свечи зажигания для «копейки» или любой другой «классики», нужно обращать внимание на маркировку в виде числового значения, которая обозначает калильное число. Этот параметр указывает на способность свечи отводить тепло и самостоятельно очищаться от нагара во время работы. Согласно российской классификации рассматриваемые элементы отличаются по калильному числу и делятся на следующие группы:
- от 11 до 16 — «горячие» свечи. Их используют в моторах с низкой степенью сжатия и малой мощностью;
- от 17 до 19 — наиболее распространённые свечи, которые также используются на «классике»;
- от 20 до 26 — «холодные» свечи, применяемые на мощных моторах с высокой степенью сжатия.
Для классических «Жигулей» следует применять свечи с калильным числом от 17 до 19
Установка на ВАЗ 2101 «холодных» или «горячих» свечных элементов приведёт к тому, что силовая установка не сможет функционировать с высоким КПД. Поскольку классификация российских и зарубежных свечей зажигания отличается и у каждой фирмы она своя, при подборе деталей следует придерживаться табличных значений.
Таблица: производители свечей зажигания и их обозначение для разных систем питания и зажигания
Тип системы питания и зажигания | По российской классификации | NGK, Япония |
Bosch, Германия |
Beru, Германия |
Brisk, Чехия |
Карбюратор, механические контакты | А17ДВ, А17ДВМ | BP6E | W7D | W7D | L15Y |
Карбюратор, электронное | А17ДВ-10, А17ДВР | BP6E, BP6ES, BPR6E | W7D, WR7DC, WR7DP | 14–7D, 14–7DU, 14R-7DU | L15Y,L15YC, LR15Y |
Инжектор, электронное | А17ДВРМ | BPR6ES | WR7DC | 14R7DU | LR15Y |
Зазор контактов свечей
Зазор в свечах является важным параметром. Если между боковым и центральным электродом расстояние будет выставлено неправильно, то это приведёт к следующему:
- проблемному запуску двигателя;
- снижению динамических показателей из-за неправильного воспламенения смеси;
- повышению расхода топлива.
Поскольку «Жигули» первой модели используются как с контактными, так и с бесконтактными системами зажигания, то и зазоры устанавливают согласно применяемой системе:
- для контактного устройства зазор нужно выдерживать в пределах 0,5–0,6 мм;
- для бесконтактного — 0,7–0,8 мм.
Зазор между контактами свечей должен составлять 0,5–0,6 мм для контактного зажигания и 0,7–0,8 мм — для бесконтактного
Для регулировки понадобится свечной ключ и набор щупов. Процедура состоит из следующих шагов:
- Выкручиваем свечу.
Снимаем провод и выкручиваем свечу
- Согласно системе, установленной на авто, подбираем необходимый по толщине щуп и вставляем его в зазор между центральным и боковым контактом. Входить инструмент должен с небольшим усилием. Если это не так, то подгибаем или, наоборот, отгибаем центральный контакт.
Зазор между контактами свечей проверяем при помощи щупа
- Аналогичную процедуру повторяем с остальными свечами, после чего устанавливаем их на свои места.
Контактный трамблёр
Стабильная работа двигателя невозможна без своевременного сгорания рабочей смеси. Одним из основных узлов в системе зажигания является трамблёр, или распределитель зажигания, на который возлагаются следующие функции:
- посредством разъединения контактов в устройстве задаётся начало искрообразования;
- распределяется сформированное в катушке зажигания высокое напряжение на нужную свечу;
- изменяется начало момента образования искры;
- обеспечивается накопление и разряд энергии в катушке.
Трамблёр ВАЗ 2101 состоит из следующих элементов: 1 — пружинный держатель крышки; 2 — вакуумный регулятор опережения зажигания; 3 — грузик; 4 — штуцер подвода разрежения; 5 — пружина; 6 — ротор (бегунок); 7 — крышка трамблёра; 8 — центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания; 9 — боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 10 — центральный контакт ротора (бегунка); 11 — резистор; 12 — наружный контакт ротора; 13 — опорная пластина регулятора опережения зажигания; 14 — провод, соединяющий распределитель зажигания с выводом первичной обмотки катушки зажигания; 15 — контактная группа прерывателя; 16 — корпус трамблёра; 17 — конденсатор; 18 — валик трамблёра
Трамблёр называется контактным потому, что в таком устройстве цепь низкого напряжения, которое подаётся на катушку зажигания, разрывается посредством контактной группы. Вал распределителя приводится в движение от соответствующих механизмов мотора, в результате чего искра подаётся на нужную свечу в определённый момент времени.
Проверка
Чтобы работа силовой установки была стабильной, периодическая проверка трамблёра является необходимостью. Основными элементами узла, которые подлежат диагностике, являются крышка, бегунок и контакты. Определить состояние этих деталей можно при визуальном осмотре. На бегунке не должно быть следов подгорания, а резистор должен иметь сопротивление в пределах 4–6 кОм, что можно определить мультиметром.
Бегунок трамблёра не должен быть подгоревшим, а резистор должен иметь сопротивление 4–6 кОм
Крышка распределителя подлежит очистке и осмотру на предмет выявления трещин. Подгоревшие контакты крышки зачищают, а при обнаружении трещин деталь меняют на целую.
Крышка распределителя не должна иметь трещин и сильно подгоревших контактов
Контакты трамблёра также осматривают, зачищают мелкой наждачкой от подгорания и регулируют зазор. При сильном износе их также заменяют. В зависимости от сложившейся ситуации может потребоваться более детальная диагностика, в ходе которой могут быть выявлены иные неполадки.
При сильном износе контактов прерывателя их нужно заменить
Регулировка зазора контактов
Расстояние между контактами на стандартном трамблёре ВАЗ 2101 должно быть 0,35–0,45 мм. При отклонениях система зажигания начинает сбоить, что отражается на неправильной работе мотора:
- мощность не развивается;
- машина дёргается;
- потребление топлива увеличивается.
Неполадки с прерывателем происходят из-за того, что контакты работают постоянно. Поэтому регулировку приходится делать довольно часто, примерно раз в месяц. Процедура проводится плоской отвёрткой и ключом на 38 в следующем порядке:
- На заглушённом моторе снимаем с трамблёра крышку.
- Вращаем коленвал специальным ключом и устанавливаем кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты.
- Оцениваем зазор между контактами щупом. Если он не соответствует необходимому значению, то ослабляем соответствующие крепёжные винты.
Зазор между контактами проверяем щупом
- Вставляем плоскую отвёртку в паз «б» и поворачиваем стойку прерывателя на нужную величину.
Вид на трамблёр сверху: 1 — подшипник подвижной пластины прерывателя; 2 — корпус маслёнки; 3 — винты крепления стойки с контактами прерывателя; 4 — винт клеммового зажима; 5- стопорная пластина подшипника; б — паз для перемещения стойки с контактами
- По окончании регулировки заворачиваем крепёжные и регулировочный винт.
После регулировки и проверки зазора необходимо затянуть регулировочный и крепёжные винты
Бесконтактный трамблёр
Распределитель зажигания ВАЗ 2101 бесконтактного типа практически ничем не отличается от контактного за исключением того, что вместо механического прерывателя используется датчик Холла. Такой механизм является современным и более надёжным, поскольку нет необходимости постоянно регулировать расстояние между контактами. Конструктивно датчик расположен на валу распределителя и выполнен в виде постоянного магнита с экраном и прорезями в нём. При вращении вала отверстия экрана проходят через паз магнита, что приводит к изменениям в его поле. Посредством датчика считываются обороты вала трамблёра, после чего информация поступает на коммутатор, преобразующий сигнал в ток.
Бесконтактный трамблёр считается более современным и надёжным устройством
Диагностика
Бесконтактный распределитель зажигания проверяется таким же образом, как и контактный, за исключением самих контактов. Вместо них внимание уделяют датчику Холла. Если с ним возникают неполадки, мотор начинает работать нестабильно, что проявляется в виде плавающих холостых оборотов, проблематичного запуска, а также подёргивании при разгоне. Если датчик полностью выйдет из строя, то двигатель запустить не удастся. В то же время проблемы с этим элементом возникают нечасто. Явным признаком поломки датчика Холла является отсутствие искры на центральном контакте катушки зажигания, поэтому ни одна свеча работать не будет.
Датчик Холла выходит из строя не очень часто, а если это произошло, то выявить неисправность можно по отсутствию искры
Проверить деталь можно путём её замены на заведомо исправную либо посредством подключения вольтметра на выход элемента. Если он оказался рабочим, то мультиметр покажет 0,4–11 В.
Проверить датчик Холла можно мультиметром, подсоединив прибор на выход устройства
Много лет назад я установил на своё авто бесконтактный распределитель, после чего практически забыл, что такое трамблёр и проблемы с зажиганием, поскольку отпала необходимость в периодической зачистке контактов от подгорания и регулировке зазора. Настраивать зажигание приходится только в том случае, если проводятся какие-либо ремонтные работы с двигателем, что случается довольно редко. Что касается датчика Холла, то за всё время эксплуатации бесконтактного устройства (около 10 лет) он не менялся ни разу.
Установка угла опережения
После проведения ремонтных работ либо замены распределителя зажигания на «копейке» необходимо выставить правильный угол опережения зажигания. Поскольку сделать это можно разными методами, рассмотрим наиболее распространённые из них, при этом важно знать, в каком порядке работают цилиндры: 1–3-4–2, начиная от шкива коленчатого вала.
По лампочке
Этот способ подойдёт, если под рукой нет специальных приспособлений. Понадобится всего лишь лампа на 12 В, например, от поворотников или габаритов с припаянными к ней двумя проводками с зачищенными концами и ключ на 38 и 13. Регулировка выполняется следующим образом:
- Выкручиваем свечной элемент первого цилиндра.
- Проворачиваем коленвал ключом на 38 до того момента, когда начнётся такт сжатия в первом цилиндре. Чтобы это определить, отверстие под свечу можно прикрыть пальцем, а при возникновении усилия начнётся сжатие.
- Устанавливаем метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода ГРМ друг напротив друга. Если авто эксплуатируется на 92-м бензине, то следует выбирать среднюю метку.
Перед регулировкой зажигания необходимо совместить метки на шкиве коленчатого вала и передней крышке двигателя
- Демонтируем крышку распределителя зажигания. Бегунок должен смотреть в сторону первого цилиндра на крышке.
Положение бегунка трамблёра: 1 — винт трамблёра; 2 — положение бегунка на первый цилиндр; а — место расположения контакта первого цилиндра в крышке
- Ослабляем гайку, удерживающую механизм.
Перед регулировкой зажигания необходимо ослабить гайку крепления трамблёра
- Подсоединяем провода от лампочки на массу и контакт трамблёра.
- Включаем зажигание.
- Проворачиваем распределитель до того момента, пока лампа не загорится.
- Зажимаем крепление трамблёра, ставим на место крышку и свечу.
Независимо от способа установки зажигания в завершение процесса я проверяю работу мотора в движении. Для этого разгоняю авто до 40 км/ч и резко нажимаю на газ, при этом двигатель должен быть прогрет. При правильно выставленном зажигании должна появиться детонация и буквально сразу же исчезнуть. Если зажигание раннее, детонация не пропадёт, поэтому трамблёр нужно слегка повернуть влево (сделать позже). При отсутствии детонации распределитель следует повернуть вправо (сделать раньше). Таким образом, можно точно отрегулировать зажигание по поведению двигателя в зависимости от применяемого топлива и его качества.
Видео: выставление зажигания на ВАЗ по лампочке
По стробоскопу
Стробоскопом зажигание можно выставить точно, при этом не потребуется снимать крышку на самом трамблёре. Если вы приобрели или позаимствовали этот прибор, то настройку выполняют в следующем порядке:
- Ослабляем крепление распределителя.
- Минус стробоскопа подключаем на массу, плюсовой провод на низковольтную часть катушки зажигания, а зажим на ВВ кабель первого цилиндра.
- Запускаем мотор и включаем прибор, направляя его на шкив коленвала, при этом отобразится метка, соответствующая моменту зажигания.
- Прокручиваем корпус регулируемого устройства, добиваясь совпадения рисок на шкиве коленвала и на передней крышке мотора.
- Обороты двигателя должны быть около 800–900 об/мин. Если нужно, регулируем их соответствующими винтами на карбюраторе, но поскольку на ВАЗ 2101 тахометр отсутствует, выставляем минимально устойчивые обороты.
- Зажимаем крепление распределителя.
Видео: настройка зажигания по стробоскопу
На слух
Если возникла необходимость настроить зажигание, но лампочки либо специального прибора под рукой не оказалось, регулировку можно выполнить на слух. Работа проводится на прогретом моторе в такой последовательности:
- Слегка отворачиваем крепление распределителя и потихоньку вращаем его вправо или влево.
При регулировке трамблёр вращают вправо или влево
- При больших углах мотор будет глохнуть, при малых — набирать обороты.
- В ходе вращения добиваемся стабильных оборотов в пределах 800 об/мин.
- Крепим трамблёр.
Видео: регулировка зажигания на «классике» на слух
Несмотря на кажущуюся сложность системы зажигания, определить неполадку, а также отрегулировать образование и распределение искры в нужный момент можно своими руками. Для этого необходимо ознакомиться с пошаговыми инструкциями и следовать им в процессе поиска проблем, их устранения, а также проведения регулировочных работ.
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(8 голосов, среднее: 3.8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Нет искры с катушки!
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Нет искры с катушки!
Ситуация такая, ездил на авто, приехал домой и машина заглохла. В ходе проверки выяснил что нет искры ни на свечах ни на катушке. Отсоединил центральный провод ВВ от трамблера и проверил искру на катушке, ее нет.
Достал из багажника и поставил:
— новую катушку
— провода ВВ
— комутатор
Эффекту ноль! Проверял если напряжение на катушке тестером, есть!
Что может быть подскажите, должна ли быть искра на катушке независимо от трамблера?
-
Bagrov
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 134
- Зарегистрирован: Сб фев 05, 2011 14:49:49
- Модель авто: Ва3 2107 карбюратор Солекс 073, БСЗ, распредвал от нивы, редуктор 01, кпп 5 ступка.
- Откуда: Оренбург
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
Bagrov » Ср май 11, 2011 11:31:07
должна быть т.к. функция трамблера распределять искру. проверь центральный ВП
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 11:37:40
Bagrov писал(а):должна быть т.к. функция трамблера распределять искру. проверь центральный ВП
Что же может быть? Напряжение при включенном зажигании подается на катушку, провод проверял центральный, он рабочий. Искры нет. (((
Может напутал что с подсоединением катушку? На новой катушке BAT и RUB напротив контактов, BAT это «+», как я понимаю? А RUB соответственно «-«?!
-
Антон80
- Модератор
- Сообщения: 47515
- Зарегистрирован: Сб окт 09, 2010 15:16:45
- Модель авто: Chevrolet AVEO 2005, 1.5
- Тип двигателя: Инжекторный
- Откуда: Украина, Кременчуг
- Благодарил (а): 1436 раз
- Поблагодарили: 3643 раза
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
Антон80 » Ср май 11, 2011 11:44:50
demonm писал(а):Напряжение при включенном зажигании подается на катушку
То есть на катушке постоянно 12 вольт?!
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 11:47:01
Антон80 писал(а):
demonm писал(а):Напряжение при включенном зажигании подается на катушку
То есть на катушке постоянно 12 вольт?!
При включенном зажигании — Да.
-
гость
- Прописан на semerka.info
- Сообщения: 33880
- Зарегистрирован: Ср июн 23, 2010 14:17:24
- Модель авто: сьомака з Британських Віргінських островів
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: нынешняя столица UA, а родом — из первой
- Благодарил (а): 2189 раз
- Поблагодарили: 2286 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
гость » Ср май 11, 2011 11:52:04
demonm
а стартером крутил во время проверки искры?
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 11:54:00
гость писал(а):demonm
а стартером крутил во время проверки искры?
Да.
-
Антон80
- Модератор
- Сообщения: 47515
- Зарегистрирован: Сб окт 09, 2010 15:16:45
- Модель авто: Chevrolet AVEO 2005, 1.5
- Тип двигателя: Инжекторный
- Откуда: Украина, Кременчуг
- Благодарил (а): 1436 раз
- Поблагодарили: 3643 раза
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
Антон80 » Ср май 11, 2011 12:00:40
Насколько я понимаю, процесс искрообразования работает так: 1 проворот распредвала= один импульс с коммутатора на катушку. Но чтобы постоянно присутствовало 12 вольт… Катушка греется, если долго зажигание держать включенным?
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 12:03:47
Антон80 писал(а):Насколько я понимаю, процесс искрообразования работает так: 1 проворот распредвала= один импульс с коммутатора на катушку. Но чтобы постоянно присутствовало 12 вольт… Катушка греется, если долго зажигание держать включенным?
Предыдущая которая стояла, после которой машина и перестала заводиться была очень горячей, эта не знаю, так немного круч стартером.
По поводу 12 вольт, делал как в книге написано:
«Включите на автомобиле ваз зажигание. Проверьте, подается ли ток в систему зажигания. Присоедините один провод тестера или контрольной лампы к клемме «+Б» катушки зажигания, а другой к «массе».»
-
Zayec
- Вечная Память!
- Сообщения: 5754
- Зарегистрирован: Пт окт 30, 2009 20:26:27
- Модель авто: ВАЗ-21074, 2002 г.в., ПТФ, БСЗ, парктроник, Си-Би (ALAN 78+, антенна LEMM)
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: Рязань
- Благодарил (а): 77 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
Zayec » Ср май 11, 2011 12:26:29
demonm писал(а):Включите на автомобиле ваз зажигание. Проверьте, подается ли ток в систему зажигания.
Кто автор книги? Явно не электрик.
-
гость
- Прописан на semerka.info
- Сообщения: 33880
- Зарегистрирован: Ср июн 23, 2010 14:17:24
- Модель авто: сьомака з Британських Віргінських островів
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: нынешняя столица UA, а родом — из первой
- Благодарил (а): 2189 раз
- Поблагодарили: 2286 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
гость » Ср май 11, 2011 12:27:33
demonm писал(а):… «Включите на автомобиле ваз зажигание. Проверьте, подается ли ток в систему зажигания. Присоедините один провод тестера или контрольной лампы к клемме «+Б» катушки зажигания, а другой к «массе».»
Все правильно написано: при включении зажигания на клемму «+Б» подаётся +12 В с контактов реле зажигания. И присутствует постоянно, пока не выключишь зажигание.
-
гость
- Прописан на semerka.info
- Сообщения: 33880
- Зарегистрирован: Ср июн 23, 2010 14:17:24
- Модель авто: сьомака з Британських Віргінських островів
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: нынешняя столица UA, а родом — из первой
- Благодарил (а): 2189 раз
- Поблагодарили: 2286 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
гость » Ср май 11, 2011 12:29:44
Zayec писал(а):Кто автор книги? Явно не электрик.
Автор передрал откуда-то, а чтобы не обвинили в плагиате, «чуточку» изменил текст
-
гость
- Прописан на semerka.info
- Сообщения: 33880
- Зарегистрирован: Ср июн 23, 2010 14:17:24
- Модель авто: сьомака з Британських Віргінських островів
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: нынешняя столица UA, а родом — из первой
- Благодарил (а): 2189 раз
- Поблагодарили: 2286 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
гость » Ср май 11, 2011 14:28:55
К сожалению, это не единственный баг в этой книге.
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 14:51:45
Что не так может быть с зажиганием? Подскажите.
-
гость
- Прописан на semerka.info
- Сообщения: 33880
- Зарегистрирован: Ср июн 23, 2010 14:17:24
- Модель авто: сьомака з Британських Віргінських островів
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: нынешняя столица UA, а родом — из первой
- Благодарил (а): 2189 раз
- Поблагодарили: 2286 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
гость » Ср май 11, 2011 14:59:44
Антон80 писал(а):… Катушка греется, если долго зажигание держать включенным?
Наверное, ТС считает, что это спросили от нечего делать
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 15:21:25
гость писал(а):
Антон80 писал(а):… Катушка греется, если долго зажигание держать включенным?
Наверное, ТС считает, что это спросили от нечего делать
Я уже отвечал на вопрос этот выше
-
vsv-ivanovo
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 158
- Зарегистрирован: Ср мар 16, 2011 15:26:18
- Модель авто: ВАЗ 21074, 2002 г.в., цвет: сине-зеленый, карб
- Откуда: Иваново
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
vsv-ivanovo » Ср май 11, 2011 15:24:39
Пару дней назад была такая проблема, видимо это вирус, смотри на бегунке трамблера есть сопротивление, его можно прозвонить, мб оно перегорело, впрочем после замены у меня появилась искра но крайне слабая и смесь просто не поджигалась, а взрывалась в выхлопной, контакты в трамблере можно поменять попробовать или почистить их, состояние контактов в крышке рамблера, конденсатор, если после всех этих действ ничего не изменится, готовьте ~750р на трамблер
ПыСы все написал для контактного зажигания
-
vsv-ivanovo
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 158
- Зарегистрирован: Ср мар 16, 2011 15:26:18
- Модель авто: ВАЗ 21074, 2002 г.в., цвет: сине-зеленый, карб
- Откуда: Иваново
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
vsv-ivanovo » Ср май 11, 2011 15:27:54
Кстати по поводу долгого держания катушки под напругой, яб не советовал, это трансформатор, залитый трансформаторным маслом, под действием больших температур масло разлагается на несколько составляющих в том числе и на водород, который в свою очередь смешиваясь с кислородом может вызвать неприятные последствия, такие как взрыв катушки и разнос содержимого подкапотного пространства
-
гость
- Прописан на semerka.info
- Сообщения: 33880
- Зарегистрирован: Ср июн 23, 2010 14:17:24
- Модель авто: сьомака з Британських Віргінських островів
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: нынешняя столица UA, а родом — из первой
- Благодарил (а): 2189 раз
- Поблагодарили: 2286 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
гость » Ср май 11, 2011 15:29:38
demonm писал(а):Я уже отвечал на вопрос этот выше
demonm, это тебе только кажется, поверь мне.
-
гость
- Прописан на semerka.info
- Сообщения: 33880
- Зарегистрирован: Ср июн 23, 2010 14:17:24
- Модель авто: сьомака з Британських Віргінських островів
- Тип двигателя: Карбюраторный
- Откуда: нынешняя столица UA, а родом — из первой
- Благодарил (а): 2189 раз
- Поблагодарили: 2286 раз
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
гость » Ср май 11, 2011 15:33:08
vsv-ivanovo писал(а):Кстати по поводу долгого держания катушки под напругой, яб не советовал …
Но этого никто и не советовал.
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 15:56:52
vsv-ivanovo писал(а):Пару дней назад была такая проблема, видимо это вирус, смотри на бегунке трамблера есть сопротивление, его можно прозвонить, мб оно перегорело, впрочем после замены у меня появилась искра но крайне слабая и смесь просто не поджигалась, а взрывалась в выхлопной, контакты в трамблере можно поменять попробовать или почистить их, состояние контактов в крышке рамблера, конденсатор, если после всех этих действ ничего не изменится, готовьте ~750р на трамблер
ПыСы все написал для контактного зажигания
У меня БСЗ. А при чем тут может трамблер? Когда с катушки искры нет.
-
Антон80
- Модератор
- Сообщения: 47515
- Зарегистрирован: Сб окт 09, 2010 15:16:45
- Модель авто: Chevrolet AVEO 2005, 1.5
- Тип двигателя: Инжекторный
- Откуда: Украина, Кременчуг
- Благодарил (а): 1436 раз
- Поблагодарили: 3643 раза
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
Антон80 » Ср май 11, 2011 16:13:41
vsv-ivanovo писал(а):Пару дней назад была такая проблема, видимо это вирус, смотри на бегунке трамблера есть сопротивление, его можно прозвонить, мб оно перегорело, впрочем после замены у меня появилась искра но крайне слабая и смесь просто не поджигалась, а взрывалась в выхлопной, контакты в трамблере можно поменять попробовать или почистить их, состояние контактов в крышке рамблера, конденсатор, если после всех этих действ ничего не изменится, готовьте ~750р на трамблер
ПыСы все написал для контактного зажигания
Вот что главное — для контактного. Там действительно + должен присутствовать на катушке постоянно.(При включенном зажигании). А если есть в схеме коммутатор, то на катушке минус постоянно.
Если в бесконтактной системе на катушке присутствует + постоянно, в голову приходит только пробитый ключ в коммутаторе.(Транзистор, или что там еще)
В бесконтактной системе зажигание можно долго не выключать, и ничего не будет страшного
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 16:27:52
Антон80 писал(а):
vsv-ivanovo писал(а):Пару дней назад была такая проблема, видимо это вирус, смотри на бегунке трамблера есть сопротивление, его можно прозвонить, мб оно перегорело, впрочем после замены у меня появилась искра но крайне слабая и смесь просто не поджигалась, а взрывалась в выхлопной, контакты в трамблере можно поменять попробовать или почистить их, состояние контактов в крышке рамблера, конденсатор, если после всех этих действ ничего не изменится, готовьте ~750р на трамблер
ПыСы все написал для контактного зажигания
Вот что главное — для контактного. Там действительно + должен присутствовать на катушке постоянно.(При включенном зажигании). А если есть в схеме коммутатор, то на катушке минус постоянно.
Если в бесконтактной системе на катушке присутствует + постоянно, в голову приходит только пробитый ключ в коммутаторе.(Транзистор, или что там еще)
В бесконтактной системе зажигание можно долго не выключать, и ничего не будет страшного
Запутался окончательно Как понять что присутствует? Хм… коммутатор заменил на запасной.
-
demonm
- Начинающий классиковод
- Сообщения: 174
- Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 17:16:36
- Модель авто: 21053 ’83
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 2 раза
- Контактная информация:
Re: Нет искры с катушки!
Непрочитанное сообщение
demonm » Ср май 11, 2011 16:30:30
гость писал(а):
demonm писал(а):Я уже отвечал на вопрос этот выше
demonm, это тебе только кажется, поверь мне.
Попробую тогда покрутить стартером и посмотреть, но думаю за пару секунд сложно понять греться она или нет.