Как найти исправленную высоту

а)
Пересчет приборной высоты до 12000 м

Задача
решается по формуле (7).

Порядок
решения

(шкалы 7,
8
и 9):

— передвигая
движок, установить индекс
против значения суммы температур воздуха
у земли и на высоте полета t0
+ tН
(рис.
29);

Примечания:
1.

Значение температуры воздуха на высоте
полета, снятое с термометра, при всех
расчетах высоты и скорости необходимо
исправлять по шкале 16
на
нагрев чувствительного элемента
термометра и вычислять по формуле,
помещенной справа шкалы 16

tИСПР.=tпр
– Δt

где
tиспр
— исправленное значение температуры;

tпр

значение температуры, снятое с термометра;

Δt
— поправка в показание термометра,
определенная по шкале 16.

2.
В условии задач для определения высоты
и скорости дано исправленное значение
температуры. Кроме того, значения
показаний приборов даны с учетом
инструментальных и аэродинамических
поправок приборов.

— установить
визирку по шкале 9
на деление, соответствующее значению
высоты по прибору Нпр;

— отсчитать
по визирке на шкале 8
искомое значение исправленной высоты
полета Ниспр.

Пример.
Дано:
Нпр
= 7800 м;
t0
=
+22°; tnp
= —30°. Находим: t0
+
tH=
+
22° — 30° = — 8°; Hиспр
= 8000 м.

Примечание.
Отсчет высоты по барометрическому
высотомеру необходимо снимать при
установке на высотомере давления,
равного давлению у земли.

б)
Пересчет
приборной высоты больше 12000
м

Задача
пересчета решается по формуле (9). Порядок
решения (шкалы 10,
14
и 15):

—передвигая
движок, установить деление шкалы 10,
соответствующее значению температуры
на высоте, против индекса
(рис. 30);

— установить
визирку на деление шкалы 15,
соответствующее значению высоты по
прибору Нпр
(использовать внешнюю оцифровку шкалы
12,
13
и
т. д., которая соответствует высоте в
тысячах метров);

— отсчитать по
визирке искомую исправленную высоту
Нпр.

Пример.
Дано: Нпр
= 15 500 м;
tН

= —70°;
t0

= —10°.

Находим:
Н’испр = 15 220 м;

Ниспр
= Н’испр + ΔН = 15220 — 850 = 14370 м.

Примечания:
1.
Отсчет показаний барометрического
высотомера снимается при установке
давления, равного 760 мм
рт.
ст.

2.
Для более точного пересчета высоты
больше 12000м рекомендуется к исправленному
значению высоты, снятому со шкалы 14,
прибавить со своим знаком поправку,
которая определяется либо по формуле:

ΔН =
900 + 20 (t0
+tН),

либо
(более точное значение этой поправки)
по линейке на шкалах 7,
8,
9,
как показано на рис. 31, и по формуле

ΔН =
Ниспр — 11 000.

Для
условий приведенного выше примера эта
поправка, определенная по формуле, равна
ΔН
=
900 + 20(—10 —70)= —700 м,
а
определенная по линейке равна ΔН = 10150
— 11000 = —850 м.

7. Расчет исправленной воздушной скорости по показанию указателя скорости.

а) Пересчет
показаний аэродинамических указателей
скорости типа УС-700 и УС-800

Задача
пересчета для высоты полета меньше
12000 м
решается
по формуле (11). Порядок решения (шкалы
11,
12,
14
и 15):

— установить
визирку по шкале 12
на деление, соответствующее высоте
полета Нпр
в км
(рис.
32);

— передвигая
движок, подвести под визирку деление
шкалы 11,
соответствующее температуре воздуха
на высоте tН;

*
Высотомер
при этом для большей точности расчета
должен быть установлен на начальное
давление 760
мм
рт.
ст.

— установить
визирку по шкале 15
на деление, соответствующее показанию
указателя скорости Vпр;

— отсчитать
по визирке на шкале 14
искомую
исправленную воздушную скорость Vиспр.

Пример:
Дано:
Нпр
= 2700 м;
tН
25°;
Vnp
= 240 км/час.

Находим:
Vиспр
= 262 км/час.

Примечания:
1.
Пересчет скорости на указанных шкалах
производится без учета сжимаемости
воздуха. При скоростях полета больше
350—400 км/час
по
прибору и на высоте полёта больше
4000—5000 м
в
приборную скорость необходимо вводить
поправку на сжимаемость воздуха, которая
определяется по графику (рис. 33).

2.
Порядок пересчета в этом случае остается
тем же, за исключением того, что отсчет
исправленной скорости на шкале 14
производится по визирке, установленной
по шкале 14
на деление, соответствующее показанию
указателя скорости с учетом поправки
на сжимаемость воздуха.

Пример.
Дано:
Нпр
=
9
км;
tН
= —
50°;
Vnp
= = 420 км/
час.

Находим:
по графику: ΔVсж
= 13 км/час;
Vцр
— ΔVсж
= 407 км/час;
по
линейке: Vиспр.
= 650 км/час.

б) Пересчет
показаний комбинированных указателей
скорости типа КУС-1200

Задача
пересчета скорости решается по формуле
(13). Порядок решения (шкалы 11,
13,
14
и 15):

— установить
визирку по шкале 13
(рис.
34) на деление, соответствующее высоте
полета Нпр
в км
(при
высоте более 11 000 м
визирку
устанавливать на значение высоты, равное
11 000 м;
для
более точного расчета скорости высотомер
должен быть установлен на начальное
давление 760 мм
рт.
ст.);

— передвигая
движок, подвести под визирку деление
шкалы 11,
соответствующее температуре воздуха
на высоте tН‘,

— установить
визирку на деление шкалы 15,
соответствующее показанию указателя
скорости V*кус.;

— отсчитать
по визирке на шкале 14
искомую исправленную воздушную скорость
Vиспр.

Примеры:
1) Дано: Нпр
= 7500 м;
tН
= — 15°;
VKУС
=
700
км/час.

Находим:
1/ИСПр
= 728 км/час.

2) Дано:
Нпр
=14000 м;
Vкус
= 1420 км/час;
tН
= —70°.

Находим:
Vиспр.
= 1370 км/чac
.

§ 28. ДАВЛЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Атмосферный воздух всем своим весом оказывает давление на землю. Атмосферное давление можно измерять простейшим прибором — стеклянной трубкой, наполненной ртутью. Эта трубка представляет собой V-образную форму с запаянным сверху длинным коленом и открытым коротким коленом (рис. 81). Внутри запаянного колена нет воздуха (Торичеллиева пустота).

Рис. 81. Измерение величины атмосферного давления высотой ртутного столба

На рис. 81 показано, что тяжелая ртуть не выливается из трубки. Какая-то сила давит на ртуть в открытом колене трубки и удерживает высокий столб ртути. Эта сила называется атмосферным давлением. Чем больше атмосферное давление, тем выше поднимается ртуть в трубке, и наоборот, с уменьшением атмосферного давления уровень ртути в высоком колене будет понижаться.

За меру атмосферного давления принимают высоту столба ртути в миллиметрах. Нормальным атмосферным давлением условно принято считать давление в 760 мм рт. ст. Давление воздуха, уравновешиваемое столбом ртути в 760 мм при температуре +15 °C и плотности воздуха, равной 1,225 кг/м3, будет составлять 1033 г/см2. Это давление называется еще давлением в 1 физическую атмосферу нормального дня (стандартной атмосферой).

§ 29. ИЗМЕНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ ПО ВЫСОТАМ

По мере увеличения высоты давление и плотность атмосферы уменьшаются. Давление с высотой понижается неравномерно. На высотах до 4000 м подъем на каждые 100 м высоты соответствует уменьшению давления на 7–9 мм рт. ст. В практике принято считать, что при изменении высоты на каждые 100 м давление изменяется на 10 мм рт. ст. У земли давление атмосферы приблизительно равно 760 мм рт. ст., на высоте 11 км, у нижней границы стратосферы, оно будет около 170 мм рт. ст. На высоте 3000 м давление атмосферы равно 526 мм рт. ст. (рис. 82). Давление атмосферы зависит не только от высоты, но и от температуры воздуха. В холодном воздухе убывание давления с высотой будет проходить быстрее, чем в теплом.

Рис. 82. Вертикальный разрез атмосферы до высоты 60 км

§ 30. ТЕМПЕРАТУРА И ПЛОТНОСТЬ АТМОСФЕРЫ

Температура является очень важной характеристикой атмосферы. От температуры в значительной степени зависит плотность воздуха. По давлению и температуре воздуха в данном месте можно всегда определить и плотность.

С увеличением температуры воздух расширяется, становится более легким и поднимается вверх, плотность его уменьшается; при понижении температуры плотность воздуха увеличивается. Температура в атмосфере распределяется неравномерно из-за того, что земля неравномерно нагревается солнцем. Воздух, находящийся над более нагретыми участками земли, окажется более нагретым и более легким.

Температура в атмосфере не одинакова, претерпевает часто быстрые изменения, поэтому атмосфера находится всегда в движении.

Существует определенная закономерность понижения температуры воздуха с высотой. В теплое время года летом в насыщенном воздухе содержится больше пара, чем зимой. При охлаждении пара происходит более обильная конденсация и выделяется большое количество тепла. В результате поднимающийся воздух охлаждается не так сильно, как зимой. По этой причине в теплое время года вертикальный температурный градиент равен 0,6° на 100 м, а в холодное время — около 0,4° на 100 м. Эти цифры обычно и берутся для приближенных расчетов при определении температуры на высотах. На высоте около 11 км падение температуры прекращается и она (зимой и летом) равна 55–60 °C ниже нуля.

Плотность атмосферы является очень важным фактором для полета самолета. От нее зависят скорость самолета и мощность двигателя.

Плотность атмосферы зависит от давления и от температуры. При сохранении давления постоянным плотность атмосферы все же будет изменяться, если изменяется температура атмосферы.

При полетах на большие расстояния определяют режим полета по плотности атмосферы, а также наивыгоднейшую высоту полета по специальным графикам.

§ 31. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫСОТ

Для правильного пилотирования и для решения ряда задач самолетовождения необходимо знать высоту полета самолета. Так, например, чтобы избежать при полете возможного столкновения с различными естественными и искусственными препятствиями на земной поверхности или правильно произвести посадку самолета на аэродром, нужно в каждый данный момент знать высоту полета и высоту препятствий в районе полета.

Из сказанного следует, что самолет должен быть оборудован прибором, с помощью которого можно в любое время определить расстояние между самолетом и земной поверхностью по вертикали, т. е. высоту полета.

В зависимости от точки, относительно которой производится измерение, различают:

— абсолютную высоту — высоту относительно уровня моря; эта высота не зависит от рельефа местности, над которой пролетает самолет;

— относительную высоту — высоту относительно аэродрома взлета;

— истинную высоту — высоту над пролетаемой местностью; эта высота зависит от рельефа местности, над которой совершают полет (рис. 83).

Основным средством определения высоты полета является барометрический высотомер, основанный на измерении атмосферного давления, которое, как известно, не остается постоянным, а убывает по определенному закону.

Рис. 83. Абсолютная, истинная и относительная высоты полета

§ 32. ПРИНЦИП РАБОТЫ БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫСОТОМЕРА

Барометрические высотомеры построены на принципе измерения статического давления (давление воздуха, окружающего самолет). Метод барометрического измерения высоты основан на законе падения давления воздуха с увеличением высоты.

Чувствительным упругим элементом высотомера, реагирующим на изменения статического давления воздуха, являются металлические мембраны — анероидные коробки (рис. 84). Они представляют собой герметичное соединение обычно двух мембран в коробке.

Рис. 84. Гофрированная мембрана

Для уменьшения влияния изменения температуры на точность работы упругого элемента из внутренней полости коробки воздух откачан.

Остаточное давление воздуха в коробках обычно доводится до 0,1–0,3 мм рт. ст., что вполне обеспечивает необходимую точность работы высотомера.

Чувствительным упругим элементом высотомера, реагирующим на изменения статического давления воздуха, является батарея из двух анероидных коробок, соединенных последователь- но (рис. 85).

Рис. 85. Батарея из двух анероидных коробок

На анероидную коробку действуют две силы: сила атмосферного давления, стремящаяся сжать коробку, и сила упругости мембраны коробки, препятствующая этому сжатию (рис. 86).

Рис. 86. Силы, действующие на анероидную коробку

На поверхности земли, где атмосферное давление имеет наибольшую величину, анероидная коробка сжата, или, иными словами, имеет максимальный прогиб. При поднятии такой коробки над поверхностью земли по мере уменьшения атмосферного давления под действием упругих сил мембран коробка будет расширяться. Расширение коробки будет пропорционально уменьшению давления: чем меньше давление, тем больше будет расширяться коробка и тем меньше будет прогиб мембран.

Расширение коробки прекратится тогда, когда прекратится изменение давления. Обычно прогиб мембран бывает невелик (2–3 мм).

С помощью специального передающего механизма фиксируется малейшее изменение прогиба мембран. Кроме того, поступательное движение центра коробки превращается во вращательное движение, которое передается на стрелку, указывающую высоту полета по циферблату.

Простейшая принципиальная схема барометрического высотомера состоит из четырех основных узлов: чувствительного элемента, передающего механизма, фиксирующего механизма и корпуса прибора (рис. 87). Из этой схемы видно, что при поступательном движении жесткого центра коробки 1 тяга 2 будет поворачивать стрелку 3.

Рис. 87. Принципиальная схема барометрического высотомера:

— анероидная коробка; 2 — тяга; 3 — стрелка; 4 — шкала; 5 — корпус; 6 — штуцер

§ 33. УСТРОЙСТВО ДВУСТРЕЛОЧНОГО ВЫСОТОМЕРА

Двустрелочный высотомер представляет собой прибор, состоящий из корпуса и шкалы высот. Шкала высот рассчитана на 10 000 м. Цена деления шкалы высот для большой стрелки — 10 м, а для малой — 100 ж (рис. 88).

Рис. 88. Двустрелочный высотомер

На шкале имеются две подвижные стрелки — большая и малая: первая делает один оборот за 1000 м высоты, вторая — один оборот за 10 000 м. В нижней части шкалы имеется вырез, через который читают давление атмосферы. В нижней части корпуса имеется кремальера, с помощью которой устанавливается давление атмосферы на аэродроме взлета или аэродроме посадки. С помощью кремальеры можно также переводить стрелку высотомера, не передвигая шкалы давления атмосферы.

В качестве чувствительного элемента поставлена двойная анероидная коробка.

Механизм прибора (рис. 89) состоит из шарнирной передачи, сектора с трибкой, пары цилиндрических шестерен и перебора из четырех цилиндрических шестерен.

Рис. 89. Кинематическая схема двустрелочного высотомера:

1 — анероидные коробки; 2 — вилка с биметаллической пластинкой; 3 — тяга; 4 — биметаллическая пластинка; 5 — валик; 6 — сектор; 7 — трибка; 8 — большая шестерня; 9 — малая шестерня; 10 — ось; 11 — пружинный противовес; 12 — кремальера; 13 — основание; 14 — шкала барометрического давления

При уменьшении внешнего давления (с подъемом на высоту) анероидная коробка 1 расширяется и посредством тяги 3 поворачивает валик 5 с сектором 6. Сектор вращает трибку 7 с большой шестерней 8, сцепленной с малой шестерней 9. На оси малой шестерни 9 укреплена большая стрелка. Малая стрелка укреплена на полой оси 10, связанной с осью большой стрелки через прибор с передаточным числом 1:10. Механизм снабжен температурными компенсациями.

Для устранения ошибок, связанных с влиянием наклонов и вибраций, служит пружинный противовес 11, уравновешивающий анероидную коробку 1.

Для перевода стрелок служит кремальера 12, поворачивающая основание 13. Одновременно поворачивается шкала барометрического давления 14.

На шкале барометрического давления нанесены деления в диапазоне от 630 до 790 мм рт. ст.; цена деления равна 1 мм рт. ст.

Корпус высотомера делается герметичным, т. е. непроницаемым для воздуха. В задней части корпуса имеется штуцер, который при помощи трубопровода соединяется со статической камерой приемника воздушных давлений. Этим обеспечивается давление в корпусе, соответствующее атмосферному давлению на высоте полета.

Отсчет показаний высотомера. Точность отсчета показаний высотомера зависит от натренированности летчика в отсчетах высоты по прибору. Следует помнить, что отсчет производится вначале по большой стрелке в том случае, если малая стрелка не дошла по шкале от 0 до 1 (рис. 90). Отсчет показания по большой стрелке надо начинать с сотен метров и переходить на десятки метров. Одно большое деление при отсчете по большой стрелке равно 100 м, а малое деление 10 м.

Рис. 90. Отсчет высоты по большой стрелке

Пример. Между 0 и 1 десять малых делений, острый конец большой стрелки находится (от 0) на девятом делении, значит высотомер показывает высоту 90 м. Если малая стрелка находится между делениями 2 и 3, это значит, что высота полета больше 2000 м и меньше 3000 м. По длинной стрелке отсчитывают высоту до 1000 м. В данном примере длинная стрелка показывает высоту 600 м. Таким образом, высота полета, показываемая высотомером, равна 2600 м (рис. 91). Отсчет барометрического давления производится против индекса на шкале. В данном примере барометрическое давление равно 760 мм рт. ст.

Рис. 91. Отсчет высоты по малой и большой стрелкам

§ 34. ПЕРЕВОД СТРЕЛОК ВЫСОТОМЕРА И УСТАНОВКА БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ НА ВЫСОТОМЕРЕ

Для того чтобы обеспечить безопасный выход на аэродром посадки и выполнение посадки, необходимо на высотомере устанавливать давление, равное давлению на аэродроме взлета (посадки).

Во время предполетного осмотра пилотажно-навигационного оборудования летчик обязан поставить обе стрелки высотомера (длинную и короткую) на «0» шкалы высотомера; при этом давление высотомера должно быть равно давлению атмосферы аэродрома взлета.

Установка стрелок высотомера в нулевое положение достигается поворотом кремальеры в соответствующую сторону до совпадения стрелок с «0» шкалы (рис. 92).

Рис. 92. Установка стрелок высотомера на «0» шкалы

После того как стрелки высотомера будут установлены на «0» шкалы, давление на шкале высотомера не должно расходиться с давлением аэродрома больше чем на 3 мм рт. ст.

Если давление высотомера больше или меньше на 3 мм давления аэродрома, то следует повернуть стопорную гайку кремальеры на несколько оборотов влево и освободить ее от стопорения продольного перемещения кремальеры (рис. 93).

Рис. 93. Установка давления на шкале высотомера

При оттягивании кремальеры на себя шестерни кремальеры расцепляются с промежуточной шестерней, что дает возможность вращаться одной шкале давления. Давление устанавливается против индекса на шкале, равное давлению аэродрома взлета.

После этого завертывают вправо до упора стопорную гайку кремальеры.

§ 35. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ БАРОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫСОТОМЕРОВ

Методических ошибок у барометрических высотомеров насчитывается три:

— ошибка от изменения атмосферного давления;

— температурная методическая ошибка высотомера;

— ошибка, возникающая вследствие изменения рельефа местности.

Ошибка, возникающая вследствие изменения атмосферного давления, заключается в том, что чувствительный элемент высотомера реагирует на изменение атмосферного давления. Атмосферное давление у поверхности земли не всегда одинаково и меняется в среднем в пределах 730–790 мм рт. ст. В один и тот же момент времени в различных точках земного шара наблюдается различное атмосферное давление. Это обстоятельство имеет серьезное значение при полетах на большие расстояния.

Предположим, что перед летчиком поставлена задача совершить перелет из точки А в точку В на высоте 1000 м. В момент вылета давление у земли в точке А (аэродром взлета) было 760 мм рт. ст., а в точке В, находящейся от А на расстоянии нескольких сот километров, — 730 мм рт. ст. (рис. 94).

Рис. 94. Ошибка барометрического высотомера, возникающая при изменении давления у земли

Перед вылетом стрелку высотомера летчик установил на нуль, затем взлетел и набрал высоту 1000 м; атмосферное давление на этой высоте над аэродромом (точка А) равно 674,1 мм рт. ст. Заданную высоту 1000 м летчик выдерживает по высотомеру. Вследствие того, что давление атмосферы над пролетаемой местностью меньше давления аэродрома вылета, самолет фактически будет лететь не по горизонтальной линии, а с непрерывным постепенным снижением, т. е. по линии равного давления (674,1 мм рт. ст.).

Таким образом, при полете от высокого атмосферного давления на поверхности земли к низкому высотомер будет показывать высоту с завышенным показанием на величину барометрической поправки (ΔНбар). При полете от низкого давления в сторону высокого прибор будет показывать высоту больше действительной на величину ΔНбар, т. е. самолет будет лететь с набором высоты.

Величина ошибки Hбар будет тем больше, чем больше разница в температуре воздуха над пролетаемой местностью и в пункте вылета.

Во избежание ошибок летчик должен знать атмосферное давление над пролетаемой местностью и устанавливать его на высотомере. Это давление определяется по синоптическим картам или же запрашивается летчиком в полете по радио. Без учета возможных ошибок высотомера от понижения давления атмосферы в условиях плохой видимости может произойти столкновение самолета с землей.

Температурная методическая ошибка высотомера заключается в том, что температура по земной поверхности распространяется не равномерно: в один и тот же момент времени в различных точках на земле температура различна. Предположим, что летчику предстоит выполнить перелет из точки А в точку Б.

На рис. 95 видно, что температура над пролетаемой местностью не одинакова: в районе аэродрома взлета температура в точке А равна +15°, а в точке Б +30°.

Рис. 95. Температурная ошибка высотомера

Допустим, что в этих точках давление равно 760 мм рт. ст. Если самолет из точки А (аэродром вылета) перемещается в точку Б и летчик выдерживает заданную высоту по прибору 1000 м, то самолет будет лететь по наклонной линии с набором высоты.

Таким образом, если по маршруту полета температура воздуха у земли будет повышаться, самолет будет перемещаться по наклонной линии, все время набирая высоту. Если же по маршруту полета температура воздуха у земли будет понижаться, самолет будет перемещаться по наклонной линии, все время приближаясь к земле. Учет температурной методической ошибки производится с помощью навигационной линейки.

Ошибка, возникающая вследствие изменения рельефа местности. При полете над земной поверхностью, как известно, барометрический высотомер не учитывает рельефа местности. Высотомер всегда будет показывать одну и ту же высоту независимо от того, летит ли самолет над ровной местностью или над гористой.

Например, летчик, выполняя полет по маршруту из точки А (аэродром взлета), выдерживает заданную высоту полета 1000 м, но истинная высота самолета меняется. Когда самолет пролетает над местностью ниже уровня аэродрома взлета, истинная высота больше показания высотомера, и наоборот, когда самолет пролетает над местностью, превышающей уровень аэродрома взлета, истинная высота меньше показания высотомера (рис. 96).

Рис. 96. Ошибка показания высотомера при изменении рельефа местности

Отсюда становится очевидным, что для избежания столкновения самолета с землей при полете над гористой местностью необходимо учитывать высоту гор. Эта высота определяется по топографическим картам маршрута. Определенная по карте высота местности (ΔHР) должна вычитаться из показаний высотомера (Hпр — ΔHР).

Если самолет пролетает над местностью, расположенной ниже точки взлета, то для определения истинной высоты величину впадин ΔHР надо прибавлять к показанию высотомера (Hпр + ΔHР).

Инструментальные ошибки барометрических высотомеров. Кроме методических ошибок, высотомер имеет инструментальные, которые вызываются недостатками конструкции измерительного прибора и неточностью его изготовления из-за несовершенства технологического процесса. Инструментальные ошибки для соответствующих показаний высотомера определяются и заносятся в график поправок показаний высотомера.

Для определения величины инструментальных ошибок прибор периодически (через три месяца) проверяют на специальных установках. Величину инструментальных ошибок записывают, заносят в специальные графики и укрепляют их в кабине самолета.

Проверка высотомеров может быть лабораторная, когда высотомер снимают с самолета и проверяют на специальном приспособлении, или самолетной переносной установкой.

При помощи самолетного приспособления создается равное давление в герметическом корпусе проверяемого и эталонного высотомеров. Разность отсчетов показаний самолетного высотомера с эталонным позволяет определить инструментальную поправку проверяемого высотомера (рис. 97). Эти поправки и заносятся в график, который крепится на борту самолета.

Рис. 97. Схема приспособления для проверки высотомера на самолете:

1 — проверяемый высотомер; 2 — эталонный высотомер; 3 — форвакуумный баллон; 4 — ручной насос; 5 — клапаны; 6 — тройники; 7 — резиновые шланги; 8, 9 — зажимы

Пользование графиком поправок высотомера в полете. Если высотомер показывает высоту полета без учета инструментальной ошибки, то такую высоту принято называть приборной высотой полета — Hпр. Для того чтобы исправить высоту на инструментальную ошибку прибора ΔHпр, необходимо к показанию высотомера алгебраически прибавить инструментальную поправку, взятую из графика (рис. 98).

Например, высотомер показывает 1500 м, инструментальную ошибку находим в графике против высоты 1500 м, которая отсчитывается по внешней вертикальной колонке (вверх — с плюсом, вниз — с минусом). Ошибка прибора летчика для этой высоты равна плюс 90 м. Следовательно, исправленная высота на инструментальную поправку равна 1500 + 90 = 1590 м.

Рис. 98. График поправок высотомера

§ 36. НАВИГАЦИОННАЯ СЧЕТНАЯ ЛИНЕЙКА

Навигационная счетная линейка НЛ-8 представляет собой логарифмическую линейку, на которой нанесены шкалы для решения основных штурманских задач (рис. 99).

Рис. 99. Счетная навигационная линейка:

А — лицевая сторона; Б — обратная сторона; 1, 2, 3 и т. д. — шкалы линейки

Линейка обеспечивает решение следующих задач:

— расчет путевой скорости по пройденному расстоянию и времени полета;

— расчет пройденного расстояния по путевой скорости и времени полета;

— расчет времени полета по расстоянию и путевой скорости;

— расчет поправки в курс по пройденному и оставшемуся расстоянию и боковому уклонению;

— расчет исправленной высоты полета по показанию высотомера;

— расчет исправленной воздушной скорости по показанию указателя воздушной скорости;

— расчет угла сноса и путевой скорости по воздушной скорости, скорости ветра и углу ветра;

— умножение и деление чисел на синус и тангенс;

— определение значений синуса и тангенса заданного угла;

— умножение и деление чисел;

— период скоростей, выраженных в км/час, в м/сек и обратно.

§ 37. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИННОЙ И ПРИБОРНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА

Для определения истинной высоты полета прежде всего надо исправить показание высотомера на инструментальную поправку прибора (ΔHпр).

Hбар = Нпр + (±ΔHпр)

По температуре воздуха на высоте полета определить на линейке относительную (исправленную) высоту полета по ключу (рис. 100). Затем прибавить поправку на топографический рельеф, если пролетаемая местность ниже аэродрома взлета, или вычесть, если местность выше.

Рис. 100. Ключ расчета относительной высоты на НЛ-8

Пример 1. Показание высотомера 1000 м, инструментальная поправка высотомера ΔHпр — 30 м. Показание термометра на высоте +10°. Местность ниже аэродрома вылета на 200 м. Определить истинную высоту полета на НЛ-8.

Решения: 1. Показание высотомера исправляем на инструментальную поправку, получаем H’ = 1000 + (—30) = 970 м.

2. На шкале линейки «Для H» против высоты в км устанавливаем температуру на высоте + 10°.

Против исправленной на инструментальную поправку высоты Hбар на шкале «Высота и скорость по прибору» читаем относительную (исправленную) высоту: Hотн = 1000 м.

3. Полученную высоту исправляем на топографический рельеф, получаем истинную высоту полета. Hист = 1000 + 200 = 1200 м.

Пример 2Hпр = 2000 м, tн = +15°, ΔHпр находим в графике инструментальных поправок высотомера: +80 м.

Местность выше аэродрома на 450 м. Определить истинную высоту полета.

Решения: 1. Показание высотомера исправляем на инструментальную поправку, получим H’ = 2000 + (+80) = 2080 м.

2. На НЛ-8 определяем относительную (исправленную) высоту, читаем на шкале: Hотн = 2190 м.

3. Полученную высоту исправляем на топографический рельеф, получаем истинную высоту полета: Нист = 2 190–450 м = 1740 м.

Определение показания высотомера для полета на заданной (истинной) высоте полета производится в следующем порядке.

Прибавить поправку на топографический рельеф к заданной (истинной) высоте, если местность выше аэродрома, или вычесть поправку, если местность ниже аэродрома. Определить температуру воздуха на высоте полета, если она неизвестна, по вертикальному температурному градиенту (для лета 6°, а для зимы 4° на 1000 м высоты).

Определить высоту по прибору счетной линейкой. Учесть инструментальную поправку с обратным знаком.

Пример 1. Заданная истинная высота полета Нист = 1000 м. Местность выше аэродрома взлета на 300 м. Температура воздуха на высоте tн = —10.

Инструментальная поправка высотомерa +80 м.

Определить показание высотомера для полета на заданной (истинной) высоте по НЛ-8 (рис. 101).

Рис. 101. Ключ расчета высоты по прибору по заданной (истинной) высоте на НЛ-8

Решения: 1. К заданной высоте прибавляем поправку на топографический рельеф, получаем: 1000 + 300 = 1300 м.

2. На шкале линейки «Температура на высоте для Н» находим деление, соответствующее температуре воздуха —10°, и совмещаем его с делением 1 на шкале «Высота в км для Н» (1 = 11000 м).

3. На шкале «Исправленная высота и скорость» находим деление 130, соответствующее высоте 1300 м, и против него на шкале «Высота и скорость по прибору» получаем высоту 1395 м.

4. Прибавляем инструментальную поправку высотомера с обратным знаком, получаем высоту по прибору.

Hпр = 1395 — (+ 80) = 1315 м.

Пример 2Нист = 2000 м, местность ниже аэродрома на 100 м, tн = —30°. Инструментальную поправку высотомера находим по графику для Н = 2000 м + 80 м.

Определить показание высотомера для полета на заданной высоте.

Решения: 1. К Нист алгебраически прибавляем поправку на рельеф, получаем: 2000 — 100 = 1900 м.

2. По НЛ-8 определяем высоту против Нист = 2000 м, ставим tн = —30° и против высоты 1900 м читаем высоту 2150 м.

3. Прибавляем ΔHпр с обратным знаком, получим высоту по прибору ΔHпр = 2150 — (+ 80) = 2070 м.

§ 38. БЕЗОПАСНАЯ ВЫСОТА ПОЛЕТА

Безопасной высотой полета принято считать такое расстояние от самолета до земли, которое исключает всякую возможность столкновения самолета с землей или водной поверхностью и с препятствиями на ней при ограниченной видимости. Для этого рассчитывается безопасная высота полета.

Например, при полете по маршруту из пункта А (аэродром взлета) требуется определить безопасную высоту при соответствующих условиях полета (рис. 102).

Рис. 102. Заданная безопасная высота полета

Безопасная высота полета рассчитывается по формуле

Hбез = Hист. без + ΔHр + ΔHпреп + ΔHбар.

где Hбез — безопасная высота полета (истинная);

ΔHр — поправка на топографический рельеф относительно аэродрома;

ΔHпреп — высота искусственных препятствий, т. е. местных предметов в районе полета (башни, вышки, трубы и т. д.);

ΔHбар — поправка на изменение барометрического давления; она равна на 1 мм рт. ст. 10 м высоты.

Если давление ниже, чем на аэродроме вылета, поправка имеет знак +, если выше — знак —;

Hист. без — заданная истинная высота полета по маршруту.

Пример. Местность по маршруту выше аэродрома взлета ΔHр = 250 м, высота препятствий в районе полета ΔHпреп = 50 м.

Барометрическое давление относительно аэродрома взлета ΔHбар ниже на 10 мм. Заданная безопасная истинная высота полета 300 м, tи = +50°. Инструментальная поправка высотомера ΔHпр = 50 м. Определить безопасную высоту полета по приведенной выше формуле.

Решения: 1. Hбез = 250 + 50 + 100 + 300 = 700 м.

2. Определяем показание высотомера на навигационной линейке, получаем 670 м.

3. Прибавляем инструментальную поправку с обратным знаком, получаем безопасную высоту показания высотомера:

ΔHпр. без = 670 + 50 = 720 м.

Округляем в большую сторону. Таким образом, безопасную высоту полета по прибору летчик обязан держать не меньше 800 м.

§ 39. ОСМОТР ВЫСОТОМЕРА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ

Перед полетом высотомер осматривается с целью определения годности и безотказности его эксплуатации в полете. В результате осмотра высотомера летчик должен убедиться в надежности крепления прибора к приборной доске, во внешней исправности высотомера, целости стекла, наличии стрелок и безотказности работы механизма кремальеры. Для этого следует поворотом кремальеры установить стрелки высотомера на нуль шкалы прибора, а если она стоит на нуле, то, вращая в любую сторону кремальеру, проследить за вращением стрелок и шкалы барометрического давления.

Шкала барометрического давления должна быть установлена на давление, равное давлению атмосферы аэродрома; при этом стрелки высотомера должны находиться в нулевом положении шкалы. Если стрелки не совпадут с нулем шкалы, то следует поступать, как было сказано выше.

§ 40. БОРТОВОЙ ТЕРМОМЕТР НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Бортовой термометр наружного воздуха позволяет измерять температуру для целей расчета истинной воздушной скорости и высоты полета и контроля режима работы винтомоторной группы.

Принцип действия прибора основан на закручивании или раскручивании биметаллической ленты при изменении температуры воздуха (рис. 103).

Рис. 103. Биметаллический термометр наружного воздуха ТНВ-45:

1 — биметаллическая цилиндрическая спираль; 2 — ось указательной стрелки; 3 — стрелка; 4 — неподвижная втулка, к которой приварен неподвижный конец биметаллической спирали; 5 — корпус теплочувствительного элемента; 6 — втулка, предохраняющая ось 2 от прогиба; 7 — циферблат (может быть повернут вокруг втулки 8 для установки шкалы на нуль); 8 — втулка; 9 — пружинящее кольцо крепления циферблата; 10 — стекло

Угол поворота биметаллической ленты передается стрелке прибора, которая указывает температуру в градусах Цельсия. Шкала прибора оцифрована от +50° до —60 °C. При скорости самолета свыше 300 км/’час требуется вводить поправку (вычитать) к показанию термометра, так как приемник воздушного термометра помещен в воздушном потоке, вследствие чего происходят сжатие воздуха перед приемником и повышение температуры за счет сжатия.

Нагреванию приемника способствует также трение воздуха о поверхность приемника. Практически при скоростях 300–500 км/час поправка равна —4°.

Показание температуры наружного воздуха на высоте полета летчику важно знать для того, чтобы предотвратить обледенение самолета, которое бывает наиболее опасным при температуре воздуха от 0 до —6°.

Расчет предусматривает учет погрешностей барометрического высотомера путем ввода поправок в показание прибора для получе­ния действительного значения измеряемой величины. Он выпол­няется либо для определения показания прибора, обеспечивающе­го выполнение полета на заданной истинной высоте, либо для оп­ределения истинной высоты полета по показанию прибора. Ука­занные расчеты выполняются для уровня давления, который будет
установлен на высотомере: аэродрома взлета, минимального при­веденного по маршруту или 760 мм рт. ст.

Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета на заданной истинной высоте производится при выпол­нении полетов по маршруту на вертолетах без выхода из района аэродрома с посадкой на аэродроме взлета. Расчет выполняется по формуле

#пр. аэр = #„ст + Д#рел + Д#бар — Д^темп. (3.11)

Пример. Истинная высота стрельбы неуправляемыми ракетами 100 м по цели (Ярел —840 м). Вылет с аэродрома (ЯаЭр=220 м), ририв< аэр = = 761 мм рт. ст., Рприв. цели = 758 мм рт. ст., температура воздуха у земли /0=—15° С, на высоте tH = — 20° С, учет ДЯСуМ согласно таблице поправок (табл. 3.1). Определить показание высотомера.

Решение. 1. Находим поправку на изменение рельефа: ДЯрвл = 840— —220=+620 м.

2. Определяем значение высоты относительно аэродрома: Я0тн=ЯИст+

+д#Рел = 100+620=720 м.

3. Находим ошибку за счет наклона изобарической поверхности в районе цели по формуле (3.8): ДЯбар = П (761—758) =+33 м.

4. Определяем значение высоты с учетом наклона изобарической поверх — НОСТИ: Яиспр^Яотн — f-ДЯбар720-j“33=753 м.

5. Находим сумму температур: ^о+^н=—15—20=—35° С.

6. Определяем показание точного прибора, учитывая методическую тем­пературную поправку на НЛ-10М (рис. 3.14): Ят. пр=840 м.

7.

Подпись: Нцспр~753М Рис. 3.14. Определение Ят. пр на НЛ-10М

Находим показание высотомера, учитывая суммарную поправку прибора по табл. 3.1: ЯПр = 860 м.

Выдерживание расчетного значения высоты по прибору обеспе­чивает выход в точку пуска ракет на заданной истинной высоте.

При выполнении полетов в районе аэродрома по кругу, в зону и при заходе на посадку поправка за изменение рельефа учиты­вается назначением приборных высот, гарантирующих от столк­новения с земной поверхностью. Барическая погрешность при нез­начительной продолжительности полета мала и не учитывается. Температурная погрешность не учитывается, так как она бу­дет иметь одинаковое значение на приборах всех воздушных су­дов, выполняющих полет на одной высоте в данном районе. С уменьшением высоты она уменьшается и в момент приземления равна нулю. В таких условиях летчик в полете учитывает только суммарную поправку высотомера согласно таблице поправок (табл. 3.1)’. Так заданной высоте 600 м соответствует показание прибора #пр=610 м.

Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета на заданном эшелоне выполняется в том случае, ког­
да высота выдерживается от уровня аэродрома взлета, а полет выполняется на эшелоне, что имеет место при наличии на верто­лете одного высотомера. Расчет выполняется по формуле

Япр. аэр = #эш— П (760—Раэр)- (3.12)

Пример. Задано пересечь воздушную трассу на эшелоне Яэш=1800 м с вы­держиванием высоты от уровня аэродрома /?аэр = 740 мм рт. ст.

Решение. 1. Находим показание точного прибора для полета на эшело­не: Япр. аэР = 1800—11 (760—740) = 1800—220 = 1580 м.

2. Входим по значению высоты (эшелона) точного прибора в графу 1 таб­лицы поправок (табл. 3.1), затем в графе 3 отсчитываем показание высото­мера: ЯПр = 1595 м.

Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета по маршруту на высоте ниже нижнего эшелона выполняет­ся, как правило, в случае, когда маршрут не выходит за пределы района аэродрома (аэроузла). Расчет выполняется по формуле:

Подпись: (3.13)Япр. аэр—Ямарш~Ь 1 1 (Рприв. аэр Рприв. мин)»

где Ямарш—заданная высота полета по маршруту ниже ниж­него эшелона,

Рприв. аэр — давление на аэродроме, приведенное к уровню моря, Рприв. мин—минимальное атмосферное давление в районе аэро* дрома (аэроузла) или на участке маршрута, приве­денное к уровню моря и времени полета с учетом ба­рометрической тенденции.

Пример. Выполнить полет по маршруту с выдерживанием высоты от уров­ня аэродрома. Заданная высота полета Ямарш=300 м, абсолютная высота аэродрома Яаэр=П0 м, давление на аэродроме, устанавливаемое на шкале барометрического высотомера раЭр = 748 мм рт. ст., по прогнозу дежурного синоптика минимальное атмосферное давление в районе аэродрома (по марш­руту), приведенное к уровню моря /Рприв. мин = 755 мм рт. ст. Рассчитать ЯПр. аэр»

Решение. 1. Находим значение давления на аэродроме, приведенного к уровню моря:

Рприв. аэр = Разр-р^азр/11 = 748—|— 110/11 =758 ММ рт. СТ.

2. Находим показание точного барометрического высотомера:

Ят, Пр. аэр = Ямарш“Ь 1 1 (Рприв. аэр—Рприв. мин) = 300 + 1 1 (758—755) =333 М.

3. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) показание высотомера:

Япр. аэр =:310 м.

Расчет истинной высоты полета по показанию прибора выпол­няется по формуле:

Яист = ЯПр. аэр “Г АЯтемп АЯбар АЯрЄд. (3.14)

Пример. Определить истинную высоту пролета вертолета над точкой релье­фа, абсолютная высота которой Ярел = 500 м, высота уровня аэродрома Я аэр = 270 м, если показание высотомера Япр. аэр = 920 м по давлению аэрод­рома рприв. аэр = 755, /Рприв. мин = 750 мм рт. СТ., to = —25° С.

Решение. 1. Находим показание точного прибора по табл. 3.1:

Япр. аэр = 900 M.

ДЯтемп = [(—25—15)/300] 900=—120 м.

3. Подпись:Находим высоту, исправленную на температурную поправку:

ЯИСпр = 900+ (—120) =780 м.

4. Определяем барическую поправку высотомера по формуле (3.8):

ДЯбаР= И (755—750) =+55 м.

5. Находим относительную высоту:

Яотн = Яиспр—(itДЯбар) ^780—55=725 м.

6. Определяем поправку на изменение рельефа местности по формуле <3.10): ДЯрел =500—270=+230 м.

7. Находим истинную высоту полета:

Яист=Яотн—(±ДЯрСЛ) =725—230=495 м.

Определение показания высотомера относительно минималь­ного приведенного давления выполняется, как правило, в случае перелета ниже нижнего эшелона на большую дальность. Установ­кой минимального приведенного давления устраняется баричес­кая погрешность высотомера, повышается безопасность от столк­новения с земной поверхностью. Расчет выполняется по формуле

где Язад— заданная истинная высота.

Пример. Выполнить перелет на высоте Язад = 200 м, t0=—25° С.

Решение. 1. Находим на полетной карте в установленной полосе марш­рута с помощью горизонталей наибольшую абсолютную высоту рельефа

(#Рел=260 м).

2. Определяем относительную высоту, обеспечивающую полет по маршруту на высоте не менее заданной:

Яотн = Язад+Ярел =200+260 = 460 м.

3. Находим температурную поправку высотомера по формуле (3.9):

Подпись:ДЯтеМп = [ (—25—15)/300] 460=—61 м.

4. Определяем высоту, исправленную на ДЯТемП:

Япр. приd = 460— (—61) = 521 м.

5. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) показание высотомера: #Пр=530 м.

При встрече с искусственными препятствиями, превышающими высоту полета, их обход осуществляется не ближе 500 м (как пра­вило, отворотом вправо).

Для расчета истинной высоты полета обратная задача реша­ется по формуле:

Расчет высоты полета(3.16)

Определение показания высотомера относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст. (для полета на эшелоне) ЯПр выпол­няется учетом суммарной поправки высотомера с помощью таб­лицы поправок.

Пример. Определить показание высотомера для полета на эшелоне #эш=1800 м.

Решение. Находим по таблице поправок (табл. 3.1), что эшелону 1800 м соответствует показание прибора Япр = 1820 м.

Методические (температурная и барическая) погрешности бу­дут иметь место, но у всех воздушных судов в данном районе они одинаковые и не нарушат эшелонирование, поэтому их не учи­тывают. Погрешность на изменение рельефа местности учитыва­ется назначением такого эшелона, который гарантирует пролет над наивысшей точкой земной поверхности в полосе маршрута на высоте не менее заданной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти меньшую сторону подобного треугольника
  • Как найти скорость в термехе
  • Как исправить ошибку проверьте соединение
  • Как найти сборку в стиме
  • Terrafirmacraft графит как найти