Как найти истину обществознание

Истина есть отражение объекта в сознании так, как он существует на самом деле, независимо от познавательных качеств субъекта.

Истина – это эталон, идеал всякого познания; однако на деле любые знания, которыми обладает человек, обусловлены влиянием различных внешних и внутренних факторов, средой, в которой проходит познавательный процесс.

Абсолютная и относительная истина – ЕГЭ по обществознанию

Отсюда в обществознании принято выделять абсолютную истину (точное знание, не подлежащее дальнейшему пересмотру) и относительную истину (знание, которое признано верным на определенном этапе развития человечества, однако в дальнейшем может устареть и утратить силу, зависит от определённых условий получения данного знания).

Пример относительной истины

Земля стоит на трёх китах и одной черепахи, Колумб считал, что приплыл в Индию) и абсолютной истин (вода мокрая)

  1. Земля – единственная обитаемая планета в Солнечной системе. Это относительная истина, т.к. она является таковой, пока мы находимся на данном уровне знаний и располагаем определённой аппаратурой для исследования космоса. Как только у нас появится больше возможностей исследовать космос, наши знания о нём по данному вопросу, с большей долей вероятности, изменятся.
  2. Если срезать с верёвки металлический шар, то он упадёт под действием силы тяжести. Это абсолютная истина, т.к. данное знание подтверждается и доказывается на протяжении уже многих столетий, несмотря на научный прогресс.
  3. Грипп является смертельным заболеванием. Применительно к прошедшим столетиям данное знание является относительной истиной, т.к. оно изменилось с развитием медицины.
  4. На всю жидкость на планете Земля действует её гравитационное поле и гравитационное поле Луны как ближайшего спутника. Это абсолютное знание, т.к. оно подтверждено неоднократными исследованиями с использованием технологий различного уровня.

Считается, что абсолютная истина принципиально не достижима, поскольку наше знание непрерывно совершенствуется – объем информации, которым располагает человечество, на современном этапе растет в геометрической прогрессии. К идеалу абсолютной истины, возможно, близки научные положения – поскольку, как уже было сказано, научное знание отличается объективностью, тогда как в целом человеческому знанию присуща субъективная форма выражения (например, одни и те же события зачастую многие свидетели описывают по-разному), что, однако, не умаляет его относительной истинности.

Критерии истины в ЕГЭ

Логический критерий

Знание должно быть непротиворечивым (законы логики Аристотеля, рационализм Р. Декарта).

Эмпирический критерий

Личный опыт служит подтверждением полученных знаний (английский эмпиризм – Ф. Бэкон, Дж Локк).

Практический критерий

Любое знание должно быть проверено практикой общественной жизни (К. Маркс).

Критерий фальсифицируемости

Истинное знание должно быть потенциально опровержимо, иначе оно не может считаться научным (принцип верификации К. Поппера).

Познание истина в ЕГЭ: задания по теме

Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений;
  2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту;
  3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью;
  4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени;
  5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • знание, выраженное в доступной форме;
  • знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом;
  • знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека;
  • знание, соответствующее интересам субъекта;
  • знание, имеющее широкие возможности для распространения;
  • знание, которое разделяет большинство людей.

Ответы

  • 2,3,4;
  • 2,3.

8 бит
8 бит

8 бит
8 бит

Бесплатный курс ЕГЭ и ОГЭ по математике 2023

Получи бесплатное видео в телеге

Получи бесплатный курс по математике

8 бит
8 бит

Тема урока: Истина и ее критерии

Цель:
объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина»,
«абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»;

Задачи:

·        
ознакомить с
основными подходами к пониманию истины и ее критериев;

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Как
вы думаете человек ошибается?  (да)

Почему
человек ошибается? ( Не имеет правильных знаний и опыта)

Как
думаете, как можно определить на сколько правильные те или иные знания? (
относительно того, на сколько больше они приносят пользы)

С точки зрения восприятия человеком
реальности можно привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными
людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10
градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода

Приведу еще один пример из жизни: Молодой
человек  решил быстро «разбогатеть»,для этого он придумал угнать дорогую
машину. Он подкараулил ,когда хозяин машины будет выезжать с стоянки, остановил
его и попытался выкинуть из машины. Хозяин оказал сопротивление, между ними
завязалась драка и нападавший пырнул ножом хозяина машины и угнал атомобиль.
Преступника поймали и дали срок. Хозяин машины оказался сотрудник полиции и он
умер на месте преступления. На зоне парню, совершившему нападение стали мстить
и домой он вернулся в цинковом гробу.

Теперь подумайте какая «истина» была у
матерей обоих погибших?

Мать хозяина машины оплакивала сына и
желела мети преступнику. Мать преступника.оплакивала сына и желала мести
работникам зоны….

Таких ситуаций в жизни не мало!

Как найти истину?

Послушайте притчу:

Шесть седовласых мудрецов сошлись из
разных стран.
К несчастью, каждый был незряч, зато умом блистал.
Они исследовать слона явились в Индостан.

Один погладил бок слона… Довольный
тем с полна.
Сказал он: «Истина теперь как божий день видна.
Предмет, что мы зовем слоном — отвесная стена»!

Другой, наткнувшися рукой на бивня
остриё,
Сказал: «Коль интересно вам, вот мнение моё:
ни что иное этот слон, как острое копьё»!

А третий хобот в руки взял и
закричал: «Друзья!
Гораздо проще наш вопрос, уверен в этом я!
Сей слон — живое существо, а именно – змея»!

Мудрец четвёртый обхватил одну из ног
слона
и важно молвил: «Это ствол. Картина мне ясна!
Слон — дерево, что зацветёт, когда придёт весна»!

Однако пятый мудрый муж был, как
гора, высок
и потому достать рукой слоновье ухо смог.
«Слон, без сомненья – веер», — он медленно изрёк.

Тем временем шестой из них добрался
до хвоста.
И рассмеялся от того, как истина проста.
«Ваш слон — верёвка. Если ж нет — зашейте мне уста»!

А как известно, мудрецам присущ
упрямый нрав.
Спор, развязав, они дошли едва ль не до расправ.
Но правды ни один не знал, хотя был в чём-то прав.

Когда религиозный спор заходит
где-нибудь,
как верит каждый, что лишь он на правильный стал путь,
И слишком от гордыни слеп, чтобы увидеть суть.

II. Новый материал

Тема урока: «Истина и ее критерии

 Проблема истины — вопрос о том,
адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в
заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное
отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных
особенностей познающего субъекта.

Заблуждение — неадекватное отражение
действительности.

Рассмотрим характерные черты
философского понятия «истины».

1. Свойства истины.

hello_html_6a783780.jpg

2. Критерии истины

Проблема
того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это
понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию
практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или
эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией
истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому
периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается

3. Виды истины

— Какие ассоциации возникают у вас
при словах «абсолютная истина»?

— Достижимо ли такое знание?

— Прокомментируйте следующую притчу.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

— В мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил:

— А эта истина абсолютна?

— Конечно же, нет, — улыбнулся
Мастер.

Поэтому большинство философов
рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше
знание.

На пути к этой цели мы получаем
относительные истины.

Сравните два понятия: «абсолютная
истина» и «относительная истина».

— Что их объединяет?

— Какие различия вы видите?

— Попробуйте самостоятельно
сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.

Великое
правило! : Абсолюты не достижимы , как и идеалы! Нет ни чего идеально белого,
так же ,как идеально черного!

4. Истина и заблуждение.

В
одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные
бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и
«спектрометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод.
«Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея
растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.


Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса
веры в чудеса?

Если
мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания — мозгом,
понимаем, что такое «истина», стремимся к истинным знаниям, то почему в жизни
сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

III. Итог урока

По одной восточной легенде боги, создавая
вселенную, сначала сотворили звёзды, солнце, луну, моря, горы, цветы и облака.
Затем — человека. И, наконец, они создали ИСТИНУ, которую решили спрятать так,
чтобы человеку пришлось её поискать.
«Давайте спрячем её на горной вершине» — сказал один. 
«А может быть на самой далёкой звезеде?» — спросил другой. 
«Лучше спрячем её во мраке морских глубин» — произнёс третий. 
«Или скроем на обратной стороне луны» — предложил четвёртый. 
И тут самый маленький бог сказал:
«Нет, мы поместим её в сердце человека. И он будет искать её повсюду, не
подозревая, что носит истину в себе.»

-Что
сегодня на уроке вы узнали?

-Как
вы можете применять эти знания?

s16

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:  объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в  соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания
  • Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

На этой странице вы узнаете

  • Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
  • Чем отличается заблуждение от лжи?
  • Как мы можем доказать истинность знания?

«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья. 

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?

Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. 

Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Виды истины

Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.  

Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д. 

Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно. 

Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д. 

Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.

Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались

Чем отличается заблуждение от лжи? 

Ложь это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. 

Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?

Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? 

Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Фактчек

  • Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
  • Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания. 
  • Практика — важнейший критерий истины
  • Истина бывает относительной и абсолютной.
  • Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.

Проверь себя

Задание 1.
Что не является характеристикой истины?

  1. объективность
  2. конкретность
  3. субъективность

Задание 2.
Чем не может выступать практика?

  1. критерием истины
  2. целью познания
  3. основой познания
  4. критерием стратификации

Задание 3.
Противоположностью истины выступает:

  1. полуложь
  2. обман
  3. заблуждение
  4. искажение информации

Задание 4.
Какого критерия истины не существует? 

  1. соответствие законам логики
  2. соответствие внутренним убеждениям ученого
  3. практика
  4. соответствие ранее открытым научным законам

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2. 

Что такое истина?

Из предыдущего урока вы узнали, что знания об окружающем мире можно получить с помощью органов чувств и абстрактного мышления путём познания. Согласитесь, человеку важна достоверная информация обо всём, что его интересует. Истина является одной из общечеловеческих ценностей. Что же такое истина, каковы её виды и как отличить истину от лжи разберём на данном уроке. Итак, запомните основной термин урока:

Истина – это знание, соответствующее объективной действительности и не зависящее от предпочтений или оценок субъектов познания.

Из определения становится ясно, что истина всегда объективна.

Истина абсолютная и относительная

Истина подразделяется на абсолютную и относительную.

Виды

Характеристика

Пример

Абсолютная истина

  • Это полное, исчерпывающее знание о предмете или явлении
  • Земля вращается вокруг своей оси
  • 2+2=4 
  • В полночь темнее, чем в полдень

Относительная истина

  • Это неполное, ограниченно верное знание о предмете или явлении, которое впоследствии может измениться и восполнится другими научными знаниями
  • При t +12оС бывает холодно

Каждый ученый стремится максимально приблизиться к абсолютной истине. Однако зачастую в связи с недостаточностью научной техники и технологий, ученому удается установить лишь относительную истину. Которая с развитием науки подтверждается и становится абсолютной, либо опровергается и превращается в заблуждение. Например, знание средневековья о том, что Земля плоская с развитием науки было опровергнуто и стало считаться заблуждением.

Абсолютных истин очень мало, гораздо больше относительных. Почему? Потому что мир изменчив. Например, биолог изучает численность отряда животных, занесенных в Красную Книгу. Пока он проводит это исследование, численность изменяется. Поэтому подсчитать точное число будет очень сложно. 

!!! Ошибочно говорить, что абсолютная и объективная истина одно и то же. Это не так. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина, при условии, что субъект познания не подогнал результаты исследования под свои личные убеждения.

Критерии истины

Как отличить истину от заблуждения? Для этого существуют специальные средства проверки знаний, которые называются критериями истины. Рассмотрим их:

  • Самый главный критерий – практика. Истинным считается только практически полезное знание. К примеру, на основе определенных знаний правительство проводит экономические реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания истинны. На основе знаний врач лечит больного, если он исцелится, знания истинны.

  • Соответствие законам логики. Полученное путем доказывания знание не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной.

  • Соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законом. Многие из которых вы изучали в школе. Это такие, как Закон всемирного тяготения, Закон сохранения энергии, Периодический закон Менделеева Д.И., Закон спроса и предложения и другие. К примеру, знание о том, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует Закону всемирного тяготения И. Ньютона. Другой пример, если цена на ткань из льна повышается, то спрос на эту ткань падает, что соответствует Закону спроса и предложения.

  • Соответствие ранее открытым законам. Пример: Первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г.Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон в отличие от Галилея рассмотрел движение более глубоко, со всех точек. 

Для наибольшей надежности проверки знаний на истинность лучше всего пользоваться несколькими критериями. Утверждения, не соответствующие критериям истины, являются заблуждением или ложью. Чем они отличаются друг от друга? Заблуждением являются знания, которые на самом деле не соответствуют действительности, но субъект познания до определенного момента не знает об этом и принимает их за истину. А ложь – это сознательное и намеренное искажение знаний, когда субъект познания хочет кого-либо обмануть.

Задание: Напишите в комментариях свои примеры истины: абсолютной и относительной. Чем больше примеров вы приведёте, тем большую помощь окажете выпускникам! Ведь именно нехватка конкретных примеров затрудняет правильное и полное решение заданий второй части КИМ.


© Абулова Б.Т. 

  • Преподаватель обществознания и права с 2006 года
  • Автор Школы обществознания — полюбившего в России уникального курса подготовки к ЕГЭ на 90+ баллов
  • Почётный работник сферы образования Российской Федерации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сервисы google play жрет батарею как исправить
  • Как найти коэффициент оборачиваемости оборотных активов
  • Как исправить брагу если она не бродит
  • Как найти объем прямоугольника в литрах
  • Как найти стороны трапеции по ее координатам