Как найти источник света на рисунке

В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.

Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.

Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.

01. Разделяйте свет и тень

Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.

Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.

02. Используйте шкалу значений

Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.

03. Рассматривайте относительные значения

Какой квадрат кажется темнее?

Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?

Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.

04. Изучайте эффекты освещения

  • Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от источника света.
  • Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
  • Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
  • Пенумбра или полутень (penumbra)  – мягкий контур вокруг падающей тени.
  • Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
  • Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются друг к другу.
  • Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
  • Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
  • Основной свет (form light) – часть, которая получает прямой свет.
  • Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на световозращающих материалах.
  • Центральный свет (centre light) – область, которая расположена непосрественно перед источником.

05. Не забывайте об отраженном свете

Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.

Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.

06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения

Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.

07. Проведите исследование значений

Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.

08. Проверьте свое понимание

Эксперимент с созданием тени по памяти на новых объектах.

Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?

На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.

09. Попробуйте ограниченный диапазон

Контраст, который встречается в натурном рисунке, очень трудно передать в искусстве.

Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.

Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.

Еще больше советов по рисованию:

Ошибки начинающих художников: как рисовать правдоподобно

Полезные уроки по живописи от Игоря Сахарова

Советы для художников: как использовать фотореференсы

Источник

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

  • На поверхности каждого освещенного предмета есть: 
  1. свет с бликом 
  2. полутон 
  3. тень 
  4. рефлекс (участки, освещенные отраженным светом)

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

  • Границы между этими участками ( светом и тенью и.т.д.) проходят по поверхности предмета, а значит, должны соответствовать ее форме. Например, на шаре граница между светом и собственной тенью не может иметь углов, а на боковой поверхности Цилиндра- не может быть дугообразной. Если предмет сложной формы, границы меняют направление вместе с изменением формы поверхности. Рисуя шар, обратите внимание, что границы на нем — эллипсы или линии.

  • Свет находится на поверхности предмета обращенной к источнику света, собственная и падающая тень находятся с противоположной стороны.
  • Рефлекс всегда темнее полутона.
  • Выявляя светотень мы пользуемся штрихом по форме, то есть штрихи должны повторять форму поверхности, например, на шаре они дугообразные, а на кубе — прямые.

  • Тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

  • Падающая тень по очертаниям напоминает предмет. Но ее границы менее четкие.
  • Детали тщательно прорабатываются либо на светах, либо в тенях.Чаще на светах. Если мы выявляем фактуру и детали в светах, нормально и правильно, что тени сливаются и деталей в них не видно

  • Мы не изображаем предметы в вакууме, пространство вокруг предмета так же заполнено другими поверхностями, имеющими тон и освещенными тем же источником света. Даже если фон в постановке белый, мы не воспринимаем и не изображаем его как белый. Исключение — некоторые типы набросков и зарисовок.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

  • Прямые солнечные лучи.

  • Рассеянный свет (когда не четко видны границы между светом и тенью)

  • Тусклый свет, полумрак.

  • Направленный свет лампы. Поэкспериментируйте с направлением света и расстоянием до натуры. Попробуйте снять против света, с источником света совсем близко к натуре и т. д.

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

  • Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
  • Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.

  • Строим на просвет
  • Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
  • Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
  • Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
  • Разбираем по тону тени
  • Разбираем света. Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

Основы построения падающих теней в перспективе. 

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света. 

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Очень часто для рисования учебников рассматривают свет как дополнение к картине, как создателя атмосферы. Мы можем легко получить впечатление, что объект имеет универсальную форму, а затем при правильном освещении мы можем изменить настроение картины. Правда без света нечем было бы рисовать! Пока вы этого не осознаете, вы рисуете вслепую.

В первом учебнике этой короткой серии я познакомлю вас с искусством видеть свет, тени, отражения и края.

Как мы можем видеть?

Как художник, вы когда-нибудь пытались ответить на этот вопрос? Если нет, то это большая ошибка. Все, что вы рисуете, является представлением видения, так же, как законы физики являются представлением реальных процессов. Даже больше, то что мы рисуем, это не реальность или объективный образ реальности. Это изображение, созданное вашим мозгом, интерпретация сигналов, попадающих вам в глаза. Поэтому мир, как мы его видим, является лишь интерпретацией действительности, одной из многих, а не истинной или самой совершенной из них. Всего лишь достаточно хорошая для нашего вида, чтобы выжить.

Почему я говорю об этом в учебнике рисования? Сама живопись — это искусство потемнения, осветления и расцветки определенных частей бумаги (или экрана), чтобы создать иллюзию того, что вы смотрите на что-то реальное. Другими словами, художник пытается воссоздать изображение, которое может быть создано нашим мозгом (это облегчает нам задачу, поскольку мы думаем шаблонами — мы склонны искать знакомые формы в абстрактных картинах).

Если картина похожа на то, что мы видим в наших умах, мы говорим, что это реально. Это может быть реалистичным, несмотря на отсутствие каких-либо узнаваемых форм или очертаний — все, что вам нужно, это несколько пятен цвета, света и тени, чтобы у вас в уме появилась похожая на это картинка. Вот хороший пример этого эффекта:

Зима в лесу от Петра Олеха

Чтобы создать убедительную картину, подобную той, что была создана мозгом, сначала вам нужно знать, как мозг делает это. При чтении этой статьи вы обнаружите, что большинство процессов достаточно очевидны, но вы можете быть удивлены тем, насколько тесно наука может быть связана с живописью. Мы склонны рассматривать оптику как часть физики, а живопись — часть метафизического искусства, но это ошибка. Искусство — это отражение реальности, видимой нашими глазами. Чтобы подражать реальности, сначала вам нужно знать, что наши умы считают реальным.

Итак, как мы видит?

Вернемся к основам оптики. Луч света бьет по объекту и отражается на ваш глаз. Затем сигнал обрабатывается вашим мозгом, и создается изображение. Это довольно хорошо известно, да? Но осознаете ли вы все последствия этого процесса?

Здесь мы получаем первое, самое важное правило живописи: свет — это единственное, что мы можем видеть. Это не объект, не цвет, не перспектива, не форма. Мы можем видеть только световые лучи, отражающиеся от поверхности, нарушенные свойствами поверхности и наших глаз. Окончательный образ в нашей голове, один кадр бесконечного видео, представляет собой совокупность всех лучей, поражающих нашу сетчатку в этот момент. Это изображение может быть нарушено различиями между свойствами каждого луча — каждый из них исходит из другого направления, расстояния, и они, возможно, отразились от множества объектов, прежде чем попасть в ваш глаз.

Это именно то, что мы делаем при рисовании — мы имитируем лучи, попадающие на разные поверхности (цвет, консистенция, блеск), расстояние между ними (количество диффузного цвета, контрастность, края, перспектива), и, вещи, которые не отражают и не излучают что-либо на наших глазах. Если вы «добавите свет» после того, как картина почти готова, вы все сделаете неправильно — все на вашей картине будет светлым.

Что такое тень?

Проще говоря, тень — это область, не затронутая прямым светом. Когда вы находитесь в тени, вы не можете видеть источник света. Это очевидно, правда?

Длину тени можно легко вычислить, рисуя лучи:

Рисование теней может быть немного сложно. Давайте посмотрим на эту ситуацию. У нас есть объект и большой источник света. Интуитивно, это как мы рисуем тень:

Но подождите, эта тень фактически брошена только одной точкой на источнике света! Что, если мы выберем какую-нибудь другую точку?

Как мы можем видеть, только точечный свет создает четкую, легко определяемую тень. Когда источник света становится больше (более рассеянным), тень приобретает размытое, градиентное ребро.

Феномен, который я только что объяснил, несет ответственность за предположительно множество теней, идущих от одного источника света. Такая тень более естественна — поэтому снимки, сделанные с помощью вспышки, выглядят настолько резкими и странными.

Хорошо, но это был просто гипотетический пример. Давайте посмотрим на этот процесс на практике. Вот моя стойка для планшетов, сфотографированная в солнечный день. Вы видите странную двойную тень? Давайте ознакомимся  поближе.

Итак примерно, свет поступает из левого нижнего угла. Проблема в том, что это не точечный свет, поэтому у нас нет красивой, резкой тени, которая является самой легкой и интуитивно понятной. Рисование таких лучей не помогает!

Давайте попробуем что-то другое. Согласно тому, что мы только что узнали, большой рассеянный источник света сделан из множества точечных источников света. Когда мы рисуем это так, это имеет больше смысла:

Чтобы объяснить это более ясно, давайте затеним некоторые из лучей. Видите? Если бы не эти рассеянные лучи, у нас была бы нормальная тень!

Без видимого света

Но подождите, если свет не коснется области, как мы можем увидеть что-то, что находится в тени? Как мы можем видеть что-либо в пасмурный день, когда все находится в тени облаков? Это результат рассеянного света. В этом уроке мы поговорим о рассеянном свете.

Учебники рисования обычно рассматривают прямой свет и отраженный свет как нечто совершенно иное. Они могут сказать вам, что есть прямой свет, который делает поверхность яркой и что может появиться отраженный свет, давая немного света в область тени. Возможно, вы видели диаграммы, подобные приведенным ниже:

Однако это не совсем так. В основном все, что вы видите, отражает свет. Если вы что-то видите, это главным образом потому, что свет отразился от него. Вы можете видеть прямой свет, только если смотрите прямо на источник света. Поэтому диаграмма должна выглядеть примерно так:

Но чтобы сделать это еще более правильным, нам нужно привести несколько определений. Световой луч, попавший на поверхность, может вести себя несколькими способами, в зависимости от вида поверхности.

  • Когда луч полностью отражается поверхностью под тем же углом, это называется зеркальным отражением.
  • Если часть света проникает на поверхность, она может отразиться на его микроструктуре, создавая нарушенный угол, приводящий к нечеткому изображению. Это называется диффузным отражением.
  • Часть света может поглощаться объектом.
  • Если поглощенный луч может выбраться наружу, он называется проходящим светом.

Пока же давайте сосредоточимся только на диффузном и зеркальном отражении, так как они очень важны для живописи.

Если поверхность полируется и имеет правильную, светоблокирующую микроструктуру, луч, попавший в нее, будет отражен под одним и тем же углом. Зеркальное отражение создает зеркальный эффект — не только прямой свет отражается идеально, то же происходит с «косвенными» лучами (двигаясь от источника света, отражаясь от объекта и ударяясь по поверхности). Идеальная поверхность для зеркального отражения — это, конечно же, зеркало, но некоторые другие материалы тоже дают хороший эффект (примером могут служить металл и вода).

В то время как зеркальное отражение создает идеальное изображение отраженного объекта благодаря правильному углу, диффузное отражение гораздо интереснее. Оно отвечает за цвет (мы поговорим об этом более подробно в следующей части этой серии), и освещает объект более мягким способом. Таким образом, в основном, это делает объект видимым, не сжигая глаз.

Разные материалы имеют различные факторы отражения. Большинство из них будут рассеивать (и поглощать) огромную часть света, отражая лишь небольшую часть как зеркальную. Как вы, наверное, уже догадались, на глянцевых поверхностях есть более высокий коэффициент зеркального отражения, чем на матовых. Если мы еще раз посмотрим на предыдущую иллюстрацию, видно что мы сможем создать для нее более правильную диаграмму:

Когда вы смотрите на это изображение, у вас может сложиться впечатление, что на глянцевой поверхности есть только одна точка, где происходит зеркальное отражение. Это не совсем так. Это происходит везде, где свет попадает на поверхность, но есть только один зеркальный луч, попадающий в ваши глаза за один раз.

Вот простой эксперимент, который вы можете сделать. Создайте источник света (используйте свой телефон или лампу) и поместите его так, чтобы он освещал блестящую поверхность сверху и создавал отражение. Это не должно быть очень сильным или ярким отражением, просто убедитесь, что вы его видите. Теперь сделайте шаг назад, глядя на отражение все время. Вы видите, как оно двигался? Чем ближе к источнику света, тем острее угол. Видеть отражение непосредственно под источником света невозможно, если только вы не являетесь источником света.

Какое это имеет отношение к живописи? Хорошо, здесь идет правило номер два. Положение наблюдателя влияет на затенение. Источник света может быть зафиксирован, объект может быть зафиксирован, но каждый наблюдатель увидит его немного по-другому. Это очевидно, когда мы думаем о перспективе, но мы редко думаем о таком освещении. Честно говоря, вы когда-нибудь думали о наблюдателе при установке освещения?

Ради любопытствы: вы когда-нибудь задумывались, почему мы склонны рисовать белую сетку на глянцевом объекте? Теперь вы сами должны ответить на этот вопрос. Кроме того, теперь вы знаете, как работает блеск!

Значение — количество увиденного

Значение — это количество информации, передаваемой с помощью света. Мы еще не говорим о цвете — на данный момент наши лучи могут быть только темнее или светлее. Значение 0% (яркость) не является информацией. Это не означает, что объект черный, мы просто ничего не знаем об этом и воспринимаем его как черный. Значение 100% — это максимальное количество информации, которое мы можем получить за один раз. Некоторые объекты отражают много информации для нас, и они кажутся яркими для нас, в то время как другие поглощают большую часть света, поражающего их, и не отражают слишком много — они кажутся темными. А как объекты выглядят без света? Подсказка: они этого не делают.

Эта интерпретация поможет нам понять контраст. Контрастность определяется как разница между точками — чем больше расстояние между ними на шкале значений, тем сильнее контраст. Хорошо, но откуда берутся разные значения?

Цвета серого: контраст

Взгляните на иллюстрацию ниже. Наблюдатель получает x информации от A, а y от B. Как вы можете видеть, x намного длиннее y (x = 3y). Чем больше расстояние, тем больше потеря информации, поэтому в первой ситуации мы можем видеть B как правильно освещенную, а A немного скучнее.

Иная ситуация может быть другой. Здесь x и y выглядят примерно одинаково (x = 1.3y), Поэтому они собираются принести аналогичный (небольшой) объем информации.

Результат с точки зрения наблюдателя будет выглядеть так:

Но подождите, почему близкие объекты темнее, а дальние — светлые? Чем светлее, тем больше информации, не так ли? И мы только что сказали, что информация теряется по мере увеличения расстояния.

Нам нужно объяснить эту потерю. Почему свет самых отдаленных звезд может достичь вашего глаза без больших перебоев, но здания, находящиеся на расстоянии нескольких миль, теряют детали и контраст? Все дело в атмосфере. Вы видите более тонкий слой воздуха, когда смотрите на него, а не смотрите вперед, а воздух полон частиц. Лучи, летящие к вашим глазам на большом расстоянии, поражают эти частицы и теряют немного информации. В то же время эти частицы могут отражать что-то еще в ваших глазах — в основном голубое небо. В конце концов, вы увидите остатки исходного сигнала, смешанного с примесями, — он выглядит ярким, но он приносит немного оригинальной информации и много шума.

Вернемся к нашей иллюстрации. Если мы нарисуем потерю информации с градиентом, это прекрасно покажет, почему закрытым объектам позволено выглядеть темными. Также объясняется разница видимых значений между близкими объектами и сходство значений удаленных объектов. Теперь понятно, почему объекты теряют контраст с расстоянием!

Тут даже больше. Наш мозг воспринимает глубину, вычисляя разницу между изображениями, видимыми каждым глазом, и с расстоянием эта разница становится все менее и менее значимой. В конце концов, отдаленные объекты кажутся плоскими, а близкие — более 3D.

Края (линии) являются побочным эффектом надлежащего освещения на изображении. Если ваша картина выглядит плоской и вам нужно нарисовать контуры, чтобы привлечь внимание к фигурам, вы делаете это неправильно. Линии должны отображаться отдельно как границы между двумя разными значениями, поэтому они полностью основаны на контрасте.

Если вы используете одно и то же значение для двух объектов, вы заставите их выглядеть слитыми.

Искусство затенения

После всего этого теоретического материала вы должны обладать хорошими знаниями о том, что происходит на самом деле, когда вы рисуете. Давайте поговорим сейчас о практике.

3D-иллюзия

Самая большая проблема с затенением заключается в том, что речь идет о создании 3D-эффекта на плоском листе бумаги. Тем не менее, это ничем не отличается от рисования в 3D! Художник может зайти довольно далеко, избегая этой проблемы, сосредоточившись на полностью мультяшном стиле, но в конечном итоге, если они хотят прогрессировать, им придется столкнуться со своим врагом: перспективой.

Какое отношение имеет перспектива к затенению? Гораздо большее, чем кто-либо мог подумать. Перспектива — это инструмент для рисования 3D-объектов в 2D, не делая их плоскими. Поскольку они 3D, свет поражает их различными способами, создавая блики и тени.

Проведем небольшой эксперимент. Попробуйте закрасить объект ниже, используя данный источник света:

Он будет выглядеть примерно так:

Это выглядит довольно плоско, не так ли? Больше похоже на простой градиент, нанесенный на 2D-поверхность.

Теперь попробуйте заштриховать это:

Вот как должен выглядеть ваш рисунок:

Вот это уже другая история! Объект выглядит 3D несмотря на простые, плоские оттенки, которые мы добавили. Как это работает? На первом объекте видна одна стена, поэтому для наблюдателя это фактически одна плоская стена, и ничего больше. Другой объект имеет три стены, и мы знаем, что 2D-объекты никогда не имеют трех стен. Сам эскиз выглядел 3D для нас, поэтому было очень легко представить части, которых свет может или не может коснуться.

Поэтому в следующий раз, когда вы готовите эскиз для своей картины, не рисуйте его как lineart. Нам не нужны линии, нам нужны 3D-фигуры! Создавайте объекты с использованием фигур в перспективе —  создавайте фигуры. Если вы правильно определите фигуры, ваш объект будет выглядеть не только 3D, но вы обнаружите, что сделать затенение оказывается неожиданно просто.

Как только основное, плоское затенение сделано, вы можете его доработать, но не добавляйте никаких деталей до этого момента! Основное затенение определяет освещение и позволяет вам сохранять целостность.

Терминология

Давайте посмотрим на правильную терминологию при обсуждении света и тени.

  • Полный свет — это область перед источником света.
  • Выделение — это место, где зеркальное отражение находит свой путь к вашим глазам. Это самая яркая точка фигуры.
  • Половинный свет — это полный свет, постепенно потемневший к терминатору.
  • Терминатор — это виртуальная линия между светом и тенью. Оно может быть острой и четкой, или мягкой и размытой.
  • Ядро тени — это область, которая обращена от источника света и поэтому не освещена им.
  • Отраженный свет — это диффузное отражение, поражающее ядро тени. Он никогда не будет ярче, чем полный свет.
  • Отбрасываемая тень — это область, заблокированная от источника света объектом.

Хотя это может показаться очевидным, главный урок, который вам нужно извлечь из этого: чем сильнее свет, тем острее терминатор. Поэтому резкий терминатор — это индикатор какого-то искусственного источника света. Чтобы избежать этого, всегда размывайте область между светом и тенью.

Трехточечное освещение

Когда вы поняли, что на самом деле происходит, фотография кажется не столь отличной от живописи. Фотографы знают, что это свет делает картину, и они могут использовать его, чтобы изменить то, что они хотят показать. Говорят, что в наши дни фотографии слишком «фотошопированы», но правда в том  что фотограф редко фотографирует что-то как есть. Они знают, как работает свет, и используют его для создания более привлекательной картины, и именно поэтому дорогая камера автоматически не делает фотографа профессиональным фотографом.

При настройке освещения для вашей картины вы можете использовать два разных подхода:

  • Подражайте природе, создавая свет, как это обычно это происходит.
  • «Работайте со светом», создавая благоприятный свет, чтобы показать что-то как можно привлекательнее.

Первый подход поможет вам создать реалистичный эффект, в то время как другой — способ улучшения природы. Это похоже на воина в старой помятой броне с кинжалом в руке и красивой девочкой-эльфийкой в блестящих непрактичных доспехах с магическим оружием. Легко сказать, что реально, но который будет выглядеть привлекательнее? Это решение следует принимать вам, но не забудьте всегда принимать его перед покраской, а не во время или только потому, что что-то пошло не так.

Чтобы пояснить, речь идет о стиле освещения, а не о предмете. Вы можете использовать реалистичное освещение для единорога или дракона, и вы также можете облагородить утомленного воина. Работа со светом заключается в том, чтобы разместить источники света точно там, где они должны быть, чтобы подчеркнуть контуры мышц или блеск брони. В природе это редко срабатывает таким образом, и обычно все объекты сцены выглядят как единое целое. Поэтому я бы предложил естественный метод для ландшафтов и метод улучшения символов, но, смешивая оба метода, вы можете создавать еще лучшие эффекты.

Реалистичное затенение можно узнать только на природе. Не используйте картины других или даже фотографии, потому что они могут использовать «обман», которого вы даже не заметите. Просто осмотритесь, имея в виду, что все, что вы видите, — это свет. Найдите зеркальное и рассеянное отражение, понаблюдайте за тенями и создайте свои собственные правила. Однако вам нужно иметь в виду, что люди больше внимания уделяют деталям фотографии или живописи, чем к общему миру вокруг них. Изображения легче «впитывать», поскольку они имеют только один смысл и могут быть сфокусированы. В результате ваши фотографии будут сравниваться с другими неподвижными изображениями, а не с реальностью.

Если вы выберете другой подход, есть трюк, который я могу вам показать. Фотографы называют это трехточечным освещением, хотя вы также можете использовать двухточечный метод для более естественного эффекта.

Начнем с простого объекта. Этот плюшевый медведь был помещен в пространство с дальним слабым светом.

Давайте положим сильный источник света, направленный прямо в сторону медведя. Используйте его, чтобы добавить первичный свет и тени, затем смешайте оттенки. Этот сильный, прямой источник света известен как ключевой свет.

Чтобы вытащить плюшевого мишку из темноты, давайте положим его на бесконечную землю. На землю воздействует источник света, и появляется отбрасываемая тень. Так как лучи, попадающие в землю, рассеиваются, они отражаются и на плюшевого мишку. Кроме того, под медведем есть тонкий слой черноты — это называется тень расщелины, и это происходит каждый раз, когда объект не сливается с землей.

Давайте положим плюшевого мишку в угол комнаты. На этот раз световые лучи тоже попали в стены, и у нас повсеместно рассеянное отражение. Поэтому самые темные области плюшевого медведя получают немного освещения (хотя и не так ярко, как от прямого света), и контраст сбалансирован.

Что, если мы удалим стены и добавим немного толстой атмосферы? Свет будет рассеян, и у нас все еще будет много диффузного отражения. Мягкий свет или диффузное отражение, идущее слева или справа от ключевого света, называется заполняющим светом и используется для заполнения слишком темных теней. Если вы остановитесь здесь, вы создали двухточечное освещение, которое часто происходит в природе, где солнце играет роль ключевого света, а диффузное отражение с неба создает заполняющий свет.

Мы можем добавить к нему третью «точку», свет оправы. Это задний свет, обычно размещаемый так, чтобы объект блокировал большую часть света от попадания в глаза зрителя. Лучи, избегающие этого объекта, создают четкое ребро, выделяя объект из его фона.

Свет оправы не обязательно создает тонкую «оправу». Его функция заключается только в том, чтобы вывести обод, так что вы можете использовать любое направление и резкость, которые вам нужны.

Еще один совет: даже если вы не рисуете фон, нарисуйте объект так, как если бы у него была какая-то среда. При цифровой живописи вы даже можете создать своего рода фон-манекен на другом слое с грязными пятнами света и тени, которые помогут вам рассчитать, что должно повлиять на объект.

Заключение

Свет формирует все, что мы видим. Он постоянно отражается в наших глазах, принося информацию об окружающей среде. Это основной источник каждого изображения, и его следует рассматривать как единственное, что мы можем рисовать. Если вы хотите рисовать реалистично, забудьте о линиях, о известных фигурах — рассматривайте их как нечто невидимое, затененное светом. Перестаньте отделять искусство и науку — без оптики мы бы ничего не увидели, и мы бы ничего не рисовали. Пока это может выглядеть как куча теории, но посмотрите вокруг, и вы поймете, что это окружает нас повсюду. Начните использовать это!

Эта статья была посвящена значениям, но это только часть всего удивительного, что свет делает для наших глаз. Оставайтесь с нами во второй части, все о цвете в живописи!

В любых набросках и эскизах есть валеры. Это тоновый оттенок, показывающий в диапазоне одного цвета соотношение света и тени. Чем лучше художник передает оттенки тона, тем интереснее выглядит рисунок. Неважно, что вы рисуете – портрет, пейзаж или натюрморт – правила валеры не меняются.

Свет и тень в рисунке основные правила построения

Основа всякого изображения – это светотень. Не зря на первых занятиях по рисованию объясняют именно этот аспект. Эта статься будет посвящена десяти правилам построения светотени.

  1. Границы между светом и тенью.

Это основная база работы. Сначала определите границы «семейства тени» и «семейства света». Любая область, куда падает свет – это семейство света. Проверить себя можно, встав у объекта со стороны света и посмотреть, куда «ложится» свет на объекте.

И, соответственно, область, куда свет не падает – это семейство теней. К ним также относятся области, где есть отражающий свет, — рефлекс.

  1. Пользуйтесь шкалой значений.

Шкала поможет вам различать различные тона. Если в ней есть 9 тонов – это удобнее всего, т.к. тут есть середина, с которой проще начинать. Вы сами можете ее сделать. Первый прямоугольник заштрихуйте максимально, а девятый последний оставьте чистым. Затем заштрихуйте 5 образец, делая среднее значение, между 1 и 9. Потом штрихуете 3 и 7 образец, увеличивая и уменьшая штриховку, соответственно. Последними штрихуете 2 и 7 прямоугольники, подбирая цвет по соседним образцам.

  1. Наблюдайте за окружающими значениями

Как правило, окружение предмета влияет на яркость в нашем восприятии. Если положить предмет одного и того же цвета на черный и на белый фон, то предмет на белом фоне будет казаться темнее, чем на черном фоне. Это стоит учитывать при переносе светотени на бумагу.

  1. Эффекты освещения

Не забудьте изучить различные эффекты освещения и как они отображаются на бумаге. Где находится главная тень, а где внутренняя тень. Чем отличается ведущий свет от центрального. Куда падает отраженный свет. Все это необходимо изучить.

  1. Отраженный свет

Ощущение объема нам дает верная передача отраженного света. Понимание, что влияет на интенсивность отраженного света, помогает нам изобразить близкое к реальности чувство света. Прежде всего, нужно определить основную яркость предмета, не учитывая сторонние световые эффекты. Сильнее свет отражают светлые материалы, темные хуже. Далее, проверьте расстояние: хуже влияет на предмет тот отраженный свет, который находится дальше всего.

  1. Не делайте самых частых ошибок, затеняя предмет

Слишком слабый рефлекс как ошибка встречается у учеников чаще всего. Из-за этого тяжело понять границы полутонов и отраженного света, и смотрящему тяжело правильно воспринимать картинку. Не нужно зарисовывать светлые места слишком темными, может появиться ощущение грязного предмета. И многие ошибаются, делая темные оттенки сделав слишком светлыми, что не дает правильно воспринимать форму предмета.

  1. Сделайте исследование оттенков

Если не получается правильно определить тени и тон рисунка, изобразите небольшой эскиз рисунка, и там разбейте набросок на несколько тонов. Посмотрите, где самые светлые и темные места, определите тона, которые используются чаще остальных.

  1. Проверяйте свою память

Не забывайте экспериментировать. Пробуйте работать с разным освещением, будь то солнечный свет или падающий свет лампы, ищите различия. Исследуйте разные поверхности и предметы. Старайтесь держать в памяти правила и избегать ошибок, которые были написаны выше.

  1. Поставьте рамки в диапазон оттенков

Спектр значений оттенков показывает, насколько широк он между светлыми и темными участками. Например, в природе его не ограничить: существует и полная темнота, и яркий солнечный свет. При работе с рисунком это бывает очень сложно изобразить.  Поэтому, в это случае рекомендуют сделать контраст меньше с обеих сторон диапазона.

  1. Образец света

Чтобы понять построение светотени на рисунке, также рекомендуют рисовать рядом небольшую сферу, лучше в виде яйца. На ней отобразите направление света, его отражение, тень, падающую тень. Таким образом вам будет проще передать оттенки света и тень на свой рисунок.

Светотень: ключ к пониманию объема

Светотень — это ключ к пониманию объема и созданию реалистичных объектов. И в этом кратком уроке рассмотрим как моделируется светотень на простых и сложных объектах.

У нас всегда есть источник света и направление его лучей. При этом освещение предметов может быть концентрированным либо рассеянным.

Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. А свет, проходящий через среду, рассеивающую его лучи (например, солнечный свет через облака), создает рассеянное освещение.

Как работать со светотенью

Светотень — это наблюдаемое на поверхности объекта распределение света, создающее шкалу яркостей. Важное средство изображения объёма предметов и их положения в пространстве.

Элементы светотени:

Далее пройдемся вкратце по всем элементам, которые составляют в своей совокупности светотень. Для удобства я приготовила изображения, иллюстрирующие каждый такой элемент.

Элементы светотени

  • Блик
    Блик — самое яркое место на объекте, располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности и отражаются. Интенсивность яркости зависит от материала объекта.
  • Зона света
    Это зона, находящаяся вокруг блика и принимающая большую часть освещения.
  • Полутень
    Это промежуточное состояние между светом и тенью.
    На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной.
    На предметах с четкими прямоугольными формами эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами.
    Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.
  • Собственная тень
    Самое темная часть объекта, куда не попадает свет.
  • Рефлекс
    Отраженный свет в теневой части предмета.
    Отражается свет от всего, что окружает предмет. Рефлекс светлее тени и темнее света.
    На краю формы всегда будет такая зона.
    Рефлекс есть и на стороне объекта, повернутой к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным.
  • Падающая тень
    Это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает (плоскость стола).
    Тень неоднородна и внутри имеет множество градаций. Чем ближе к объекту, тем она темнее, чем дальше – тем светлее. Самое темное место будет местом касания объекта и поверхности, на которую отбрасывается тень.
    Границы тени немного затемненные. Каким-бы жестким не было освещение из-за наличия атмосферы границы тени будут мягкими, растушеванными. Только в вакууме (например, космосе) границы будут резким контуром.

Элементы светотени

Изучив светотень на простых формах можно переходить к более сложным.

В рисунке головы или тела человека надо научиться различать светотень на всем объекте в целом и на каждом отдельном его участке (например на носу, губах, подбородке и т.д.)

Светотень на сложных формах

Светотень на лице


Похожие материалы:

Как рисовать животных. Сборник советов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти количество вещества спирта
  • Как найти спорткар в гта 5
  • Как исправить плечо самим
  • Как найти скрытых друзей в вк онлайн
  • Багровые порталы thaumcraft 6 как найти