Как найти историю для фильма

Авторы документального кино рассказывают реальные истории, которые порой сложно выдумать. Где найти героев для фильма? Как понять, что сюжет будет действительно интересен и его стоит развивать? Можно ли вмешиваться в жизнь своего героя? Т&Р поговорили с режиссером документальных и художественных фильмов Анной Колчиной о том, с чего начать съемки и какие упражнения нужно выполнить, если вы никогда не работали с камерой.

Анна Колчина

Режиссер документальных и художественных фильмов, сценарист, ведет курс «Документальное кино: портрет и наблюдение» в НИУ ВШЭ. Автор фильмов «Африка подскажет», «Одиссея Петра», «Легкий способ бросить курить», «Ищу козла»

Где и как искать героев

Документальное кино учит внимательности: приглядываться к окружающему миру и находить в нем реальных героев и их истории. Зачастую они оказываются интереснее, чем выдуманные. Нужно внимательно смотреть вокруг себя, останавливаться, замечать детали. Часто в художественных фильмах мы видим комментарий: «Основано на реальных событиях». Жизнь иногда дарит нам истории, которые просто невозможно выдумать.

Документалист — это человек, который умеет наблюдать и видеть то, что не видят другие

Прежде чем приступить к любым съемкам, задайте себе вопросы. Какую историю вы собираетесь рассказать зрителям? Как и с помощью каких художественных средств необходимо это сделать? Уже в последний момент стоит думать о техническом обеспечении. Не могу сказать, что техника абсолютно неважна, это неправда, но точно не первостепенна.

Иногда в авторском документальном кино у режиссера не то чтобы нет возможности арендовать какую-то дорогостоящую технику — это просто не соответствует замыслу и может мешать общению с героем. Ему сложнее раскрепоститься, если между героем и автором есть еще целая съемочная группа. Все зависит от поставленной художественной задачи.

Иногда истории находят вас сами. Некоторые начинающие авторы думают, что героем обязательно должна быть известная личность, только так будет интересно. Но лучше на это не ориентироваться. Бывает, что некоторые темы волнуют самого автора и он ищет средства, чтобы их раскрыть. Порой документальное кино используется в журналистской деятельности и в ходе его ведется расследование.

Документалисту нужно искать такие темы и героев, о которых невозможно не рассказать

Кадр из фильма «Африка подскажет»

Кадр из фильма «Африка подскажет»

Когда мы снимали «Африка подскажет», ездили в Гану, у нас был фантастический сюжет. Девушка из России узнает, что ее родная тетя станет вождем региона в Гане, и летит на инаугурацию, чтобы стать принцессой и впервые встретить своих родственников. Такие истории подбрасывает жизнь, и их нельзя упустить.

В телевизионном документальном фильме, безусловно, должен быть сценарий, но он невозможен в случае авторского кино. Документалист не может предсказать, какой конфликт возникнет, когда случится кульминация, что будет с героем завтра. По сути, документальная история создает себя сама. Вы можете попытаться распланировать локации, предположить, что будут какие-то разговоры, эпизоды, но все непредсказуемо. Вы фактически начинаете жить жизнью героя.

Нельзя сравнивать, например, фильмы учеников Марины Разбежкиной (которые стремятся к «невмешательству») с фильмами режиссера и журналиста Мумина Шакирова. Если вспомнить его картину «Холокост — клей для обоев?», внимательный зритель поймет, что автор вмешивается в происходящее, помещая героев в те или иные обстоятельства. Это не хорошо и не плохо.

Любой хороший автор находится в непрерывном поиске историй. Найдите такую, о которой вы не можете молчать. И тогда снимайте кино.

Два тренинга для начинающих документалистов:

Сделайте раскадровку вручную

Это дает понимание того, как рассказана история: с чего начинается и как развивается. Вы начинаете внимательно смотреть кино и понимаете, как оно смонтировано. Возьмите хотя бы 10–15 минут любого документального фильма и нарисуйте его схематично по кадрам. Распишите планы, крупности, ракурсы, обращайте внимание на то, как записаны синхроны героев, когда использованы общие планы и крупные, как движется камера. Этот тренинг особенно важен для тех, кто никогда не снимал и не понимает принципов монтажа.

Снимите историю одним кадром

Для этого вам достаточно телефона и внимания к окружающему миру. Постойте на улице, в метро, кафе, музее (где угодно) и попробуйте найти историю. Она обязательно появится, если уметь наблюдать: ребенок, который хочет на карусель, бабушка, продающая цветы, врач скорой помощи, выбегающий из машины. Монтаж тут может быть только внутрикадровым. Даже за 20 секунд можно рассказать историю.

Для начинающих документалистов, безусловно, важна насмотренность, поэтому лучше смотреть как можно больше картин. Попробуйте анализировать смыслы, содержание, форму и структуру повествования.

Документальные фильмы, которые рекомендует Анна Колчина:

Виктор Косаковский. «Беловы»

Виктор Косаковский «Беловы»

Виктор Косаковский «Беловы»

Рассказ о жизни крестьянской семьи в российской глубинке. Пожилые брат и сестра живут в одном доме и исповедует противоположные ценности. Фильм удостоен первой премии «Золотой сестерций» на XXV Международном фестивале документальных фильмов в Ньоне (Швейцария).

Виталий Манский. «В лучах солнца»

Виталий Манский «В лучах солнца»

Виталий Манский «В лучах солнца»

Документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Зин Ми в Пхеньяне, столице КНДР. Режиссер в одном своем интервью рассказывал о процессе съемок: «Часть съемок „В лучах солнца“ мы проводили скрытно и делали все, чтобы отснятый материал не увидели наши сопровождающие, а часть, наоборот, снимали открыто и давали на проверку».

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожд...

Документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР»

Сериал рассказывает о 20 героях, которые родились в 1983 году в Советском Союзе. Их приглашали на съемки, чтобы проследить их жизнь на фоне социальных и политических перемен в стране. Режиссер показал, как эти события повлияли на судьбы людей.

Эрик Гандини «Видеократия»

Эрик Гандини «Видеократия»

Эрик Гандини «Видеократия»

Итальянец, живущий в Швеции, рассказывает о том, во что превратилось итальянское телевидение в эпоху Берлускони — одного из самых ярких и влиятельных политиков в истории Италии. В течение 30 лет Сильвио Берлускони контролировал коммерческое телевидение.

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»

Фильм Бэнкси про уличных художников и самого Бэнкси. Номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».

26 октября в 20:00 состоится открытый показ короткометражных фильмов The Uncertain Kingdom («Изменчивое королевство») в рамках фестиваля Different Ever After, организованного Посольством Великобритании в Москве. Different Ever After — это история о переменах, которые коснулись жизни каждого, и история о людях, которые не побоялись смело посмотреть им прямо в лицо. Программа фестиваля объединяет лучшие современные британские практики в области науки, инновации, устойчивого развития, искусства и культуры, которые уже ведут к важным изменениям в обществе. Стать частью фестиваля и зарегистрироваться на открытый показ вы можете по ссылке.

Так, как производство хлеба начинается с зернышка, так и съемка фильма всегда с хорошей идеи. Если ты знаешь, о чем будет рассказывать твой будущий фильм, спокойно продумай тему и запиши свои мысли.

Как ты и сам знаешь, в интернете есть очень много различных видео. Поэтому хорошенько продумай, чем будет отличаться от них твоя история и снятый по ней фильм, и как ты сможешь привлечь зрителей.

Как же посеять эти «съемочные зерна» так, чтобы урожай был достойным?

Если есть идея для фильма, то сначала необходимо написать сценарий. В нем ты должен расписать, что и как будут делать в фильме. Если ты распишешь свой фильм как можно более подробно, то впоследствии тебе будет проще планировать съемку и при необходимости вносить в сценарий исправления. Более понятным сценарий поможет сделать storyboard или раскадровка.

Производители кино знают, что сценарий показывает, насколько длинным будет фильм, т.е. одна страница сценария равняется одной-двум минутам фильма. В случае боевика сценарии являются часто короткими, а действий на экране происходит много.

Вдохновения для своего фильма ты сможешь найти в старых историях или сказках. Ты можешь проиллюстрировать любые темы, например, как готовят хлеб или работает твой мозг.

Продумай и объясни зрителям в начале фильма, где (например, в городе или сельской местности) и когда (в будущем или прошлом, зимой или летом, ночью или днем) происходит действие.

Представь своих героев зрителю (например, они хорошие или плохие, веселые или грустные).

В случае хорошей истории зрители должны знать, о чем рассказывает фильм, в чем заключается движущий конфликт. У людей очень хорошая фантазия и они ждут в фильме неожиданных поворотов (например, принц, который мчится спасать принцессу, дает дракону взамен букет цветов).

Неплохо показать в начале всё, что будет происходит в течение всего фильма, это побудит зрителей к размышлению.

Ну и как же рождается хорошая история? А благодаря тому, что можно выбрать из большего количества идей.

Для этого собери друзей и проведи с ними мозговой штурм (brainstorm). Найдите часок свободного времени, расскажи им о своем плане найти хорошую идею для снятия короткометражного фильма и попроси поделиться своими мыслями. Затем договоритесь о правилах, например, не критиковать идеи друг друга и поставить мобильные телефоны на беззвучный режим. Теперь каждый по очереди может озвучивать приходящие в голову идеи, по одной за раз и так по кругу. Идеи могут быть какие угодно, любая небольшая мысль может в конечном итоге привести к самой лучшей идеи. Все сумасшедшие и безумные идеи – это то, что нужно, их всегда можно развить дальше.

Важно, чтобы идей было много. Всегда помните о том, что вы не критикуете идеи друг друга во время мозгового штурма. Вместо этого, пусть один из вас записывает все идеи, а потом обсудите, какие из них лучше других, и о чем будет повествовать ваш фильм.

Автор: Вамбо Пшеница

#

2022, Россия, Беларусь, 1:14′
арт-видео
реж. Дарья Сермяжко

#

2020, Россия, Франция, Швейцария , ‘
игровой фильм
реж. Кирилл Серебренников

#

2012, Россия, 45′
документальный фильм
реж. Валерий Спирин

#

2018, Россия, Эстония, Франция, 90′
игровой фильм
реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов

#

2018, Россия, 10′
игровой сериал
реж. Ирина Вилкова

#

2019, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Клим Шипенко

#

2019, Россия, 49′
игровой сериал
реж. Константин Богомолов

#

2020, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 122′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 15′
игровой сериал
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 08′
игровой сериал
реж. Кирилл Алехин

#

2021, Россия, 105′
игровой фильм
реж. Пётр Буслов

#

2021, Россия, Армения, 97:42′
игровой фильм
реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов

#

2021, Россия, 110′
игровой фильм
реж. Александр Домогаров мл.

#

2021, Россия, Беларусь, 87′
игровой фильм
реж. Владимир Алеников

#

2021, Россия, 45′
документальный фильм
реж. Валерий Спирин

#

2021, Россия, ‘
субтитры к 35 фильмам
реж.

#

2022, Россия, 95′
игровой фильм
реж. Юлия Трофимова

#

2006, Россия, 136′
игровой фильм
реж. Николай Лебедев

#

2007, Россия, 103′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2015, Беларусь, 14:59′
игровой фильм
реж. Митрий Семёнов-Алейников

#

2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51′
игровой фильм
реж. Лика Алексеева

#

2015, Россия, 88:43’’
игровой фильм
реж. Александр Котт

#

2016, Мексика, ‘
анимация
реж.

#

2016, Россия, 22:24′
игровой фильм
реж. Кирилл Васильев

#

2016, Россия, 97′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2016, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Павел Руминов

#

2016, Россия, субтитры к 55 фильмам’
анимация
реж.

#

2016, Россия, 26′
игровой сериал
реж. Артур Богатов

#

2017, Россия, 92:26′
игровой фильм
реж. Лера Суркова

#

2017, Россия, субтитры к 23 фильмам’
анимация
реж.

#

2017, Россия, 25:01′
игровой фильм
реж. Евгений Никитин

#

2017, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Федотов

#

2017, Россия, 83′
игровой фильм
реж. Роман Волобуев

#

2017, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Иван Шурховецкий

#

2018, Эстония, Россия, 18:46′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2018, Россия, 96′
игровой фильм
реж. Марюс Вайсберг

#

2018, США, Россия, 10:38′
игровой фильм
реж. Юлия Трофимова

#

2018, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Маслов

#

2018, Россия, 18:09′
игровой фильм
реж. Даша Чаруша

#

2018, Россия, 52′
игровой сериал
реж. Андрей Джунковский

#

2018, Россия, 100′
игровой фильм
реж. Мария Агранович

#

2018, Россия, 14:45′
игровой фильм
реж. Максим Елагин

#

2018, Россия, 08:07′
игровой фильм
реж. Иван Плечев

#

2019, Россия, ‘
субтитры к 33 фильмам
реж.

#

2019, Россия, 14:59′
игровой фильм
реж. Василиса Кузьмина

#

2019, Россия, 26′
игровой фильм
реж. Олеся Яковлева

#

2019, Россия, 13:10′
игровой фильм
реж. Владимир Копцев,Елена Копцева

#

2019, Россия, Грузия, 80′
игровой фильм
реж. Петр Левченко

#

2019, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Маслов

#

2020, Россия, 93:43′
игровой фильм
реж. Даша Чаруша

#

2021, Россия, 20:50′
игровой фильм
реж. Александр Котт

#

2021, Эстония, Россия, ‘
игровой фильм
реж. Борис Гуц

#

, , ‘

реж.

#

1999, Россия, 210′
игровой фильм
реж. Юрий Александров

#

2008, Россия, 100′
игровой фильм
реж. Александр Прошкин

#

2008, Россия, 127′
игровой фильм
реж. Владимир Бортко

#

2010, Китай, 50 серий по 40 мин’
сериал
реж. Шаохун Ли

#

2012, Россия, 73′
игровой фильм
реж. Арсений Гончуков

#

2013, Россия, 30′
документальный фильм
реж. Вениамин Тронин

#

2013, Россия, 18:15′
игровой фильм
реж. Виталий Курапов

#

2013, Россия, 12:30′
анимационный фильм
реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна

#

2013, Россия, 28:32′
игровой фильм
реж. Сергей Соловьёв

#

2013, Россия, 29:10′
документальный фильм
реж. Дмитрий Завильгельский

#

2013, Россия, 1:10′
арт-видео
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 13:52′
игровой фильм
реж. Ксения Гришина

#

2014, Россия, 08:20′
игровой фильм
реж. Юлия Сапонова

#

2014, Армения, 22′
игровой фильм
реж. Вагенак Балаян

#

2014, Россия, 27′
документальный фильм
реж. Людмила Бычкова

#

2014, Россия, 85′
документальный фильм
реж. Никита Тихонов-Рау

#

2014, Россия, 27′
документальный фильм
реж. Людмила Бычкова

#

2014, Россия, 130:24′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2014, США, 8′
игровой фильм
реж. Иван Петухов

#

2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19′
игровой фильм
реж. Жанна Карабалаева

#

2014, Сингапур, Россия, 09:26′
игровой фильм
реж. Максим Дашкин

#

2014, Россия, 35′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 60′
документальный фильм
реж. Мумин Шакиров

#

2014, Россия, 18:07′
игровой фильм
реж. Анастасия Полухина

#

2014, Россия, 19′
игровой фильм
реж. Никита Шулешко

#

2014, Россия, 4:54′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 42:52′
документальный фильм
реж. Ольга Арлаускас

#

2014, Россия, 26:03′
игровой фильм
реж. Игорь Каграманов

#

2014, Россия, 5:45′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Арсений Гончуков

#

2014, Россия, 28:30’’
игровой фильм
реж. Виктор Сидоров

#

2014, США, 100′
игровой фильм
реж. Грен Уэллс

#

2014, Россия, ‘
документальный фильм
реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау

#

2014, Россия, 16:07′
игровой фильм
реж. Юрий Суходольский

#

2014, Россия, 26:25′
игровой фильм
реж. Руслан Магомадов

#

2014, Россия, 7×5′
анимационный сериал
реж. Станислав Метельский

#

2014, Россия, 4 серии по 60 минут’
игровой сериал
реж. Владимир Хотиненко

#

2014, Россия, 24:26′
игровой фильм
реж. Марина Мигунова

#

2014, Россия, 10 серий по 43 минуты’
игровой сериал
реж. Андрес Пуустусмаа

#

2014, Россия, 19′
игровой фильм
реж. Валерий Полиенко

#

2014, Россия, 44:10′
документальный фильм
реж. Сергей Циханович

#

2014, Россия, 7′
игровой фильм
реж. Наташа Новик

#

2015, Россия, 95′
игровой фильм
реж. Султан Хажироко

#

2015, Россия, 11:25′
игровой фильм
реж. Ефграф Сорокин

#

2015, Россия, 24:42′
игровой фильм
реж. Никита Ордынский

#

2015, Россия, 11:45′
анимационный фильм
реж. Игорь Писаренко

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист


17 декабря 2020

Книги

Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист

В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».


Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.

А между тем без них никак не обойтись.

Откуда берутся идеи

Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.

Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.

Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.

Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.

По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.

Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.

Идеи для сюжета

Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.

У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.

Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.

Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.

Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.

Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.

На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.

На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».

Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.

Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.

  • Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
  • Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
  • Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
  • Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
  • Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
  • Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
  • Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
  • Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.

Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».

Талант не главное

В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.

Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.

В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.

С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.

Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.

Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.

Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.

Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.

Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.

Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.

Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.

Купить книгу

Какие истории могут превратиться в фильмы, а каким это не светит? По просьбе КиноПоиска продюсеры Александр Роднянский и Сергей Сельянов, режиссеры Павел Костомаров и Максим Пежемский вместе с руководителями стримингов и другими профессионалами индустрии оценили сюжеты, предложенные для экранизаций людьми, которые не работают в кино.

Несмотря на очевидный бум отечественного кино на международных фестивалях и на платформах, его темы и фабулы будто ходят по кругу. В нем показывают ментов и врачей, свадьбы и разводы, 20-летних и 30-летних. Герои пребывают в кризисе — личностном или возрастном — и только учатся говорить о реальных проблемах. В отличие от американских, российские фильмы редко основаны на статьях журналистов или документальных книгах, а понятие «автор сюжета» пока еще редко встречается в титрах.

При этом умение выдумывать задевающие истории перестало быть прерогативой исключительно тех, кто работает со словом. Кроме писателей и авторов расследований, сегодня сторителлинг в работе используют представители разных профессий, включая юристов, художников и авторов подкастов.

К ним КиноПоиск обратился с просьбой придумать сюжеты, которых не хватает в русских фильмах и сериалах. В ответ мы получили психоделические мультфильмы, супергеройскую психодраму и боевик, в котором «Эпидемия» скрестилась со светской жизнью. Оценить потенциал этих историй в какой-либо форме и возможный охват аудитории мы попросили шоураннеров и руководителей стриминг-платформ.


Эпос об ином мире Жизнь одного дома Настоящие ужасы Супергеройская драма о погребении

Светско-конспирологический боевик Детектив без развязки


Шура Буртин

журналист, лауреат премии «Редколлегия»

«Ясон и волки»

Вдумчивый эпос об устройстве иного мира

Ясон Бадридзе — этолог, живший в стае волков. У него была эпическая история про то, как он приехал в заповедник, стал искать следы, потом оставлять на тропах вещи со своим запахом, а волки за ним следили. Потом они столкнулись на тропе, вожак подошел к нему очень близко, посмотрел в глаза и не стал нападать. И Ясон начать за ними ходить: узнал, как живет стая, что там есть старик, который уже не охотится, но о котором все заботятся; смотрел, как ищут логово для детенышей, как рождаются щенки. Он стал бегать с ними на охоту, а она требует большой слаженности — непонятно, как волки договариваются. Потом обнаружил, что понимает, что делать, хотя никто ему ничего не говорил.

Ясон видел, как волки учат волчат охотиться, понял, как устроены отношения между стаями. Он подружился с одним из молодых волков, потом повредил ногу — его друг стал приносить ему мясо. Потом он столкнулся с медведем, волки тогда спасли ему жизнь. В стае был злой, нервный волк, который со всеми ссорился. В какой-то момент его изгнали, он был вынужден уйти на нейтральную территорию и стал воровать овец в деревне (стая Ясона этим не занималась, хотя многие другие волки живут этим). Тут началась интрига с людьми. У Ясона были терки с егерями, которые отстреливали волков. Ясон — чувак очень спортивный, и под угрозой мордобоя он запретил им это делать. Они послушались, но были злы.

Ясон всегда ходил без оружия, зная, что человеку с оружием волки доверять не будут, даже если оно спрятано. Он потом много лет работал с волками. В других стаях бывало, что волки пытались его убить — пришлось задушить троих. А однажды в него влюбилась волчица. Сначала он ничего не понимал, она просто ластилась. Потом Ясон вернулся из города, волчица стала пытаться его убить. Дело было в том, что Ясон развелся с женой, у него появилась другая девушка и новый, непривычный женский запах.

Но главное, что Ясон с помощью волков заглянул за кулисы человеческого сознания, в бытие, описываемое в сказках, о котором мы знаем и не знаем. Через два года Ясон покинул первую стаю, уехал в Тбилиси. Когда вернулся, оказалось, что егеря всех волков убили.

Рассказчиком этой истории я бы сделал волка, который знакомится с этим странным существом — одним из врагов, который, как они чувствуют, пришел за чем-то другим. Возможно ли было избежать очеловечинания волков — не знаю. Задача обратная: не сказать, что они такие же, как мы, а показать нечто за пределами нашего сознания. Но как это сделать — не знаю. На ум приходит Миядзаки (и графический роман «Прибытие» Шона Тэна).

Сэм Клебанов

сооснователь и генеральный директор стриминг-платформы Cinezen

Сложно найти адекватный язык и технические решения, чтобы рассказать эту историю. Вряд ли можно выдрессировать волков, чтобы они «правильно» сыграли. Если использовать графику в сочетании с актерами и реальными животными, то она должна быть на очень высоком уровне. Может получиться яркий и необычный сериал с мировым потенциалом. Тема абсолютно универсальна и может быть востребована международными стриминг-платформами.

Мощный текст и очень интересная история. Правда, перспективы туманны: нужно придумать стилистику и форму для рассказа такой истории языком кино. Мне, как и автору, никто, кроме Миядзаки, в голову не приходит. Если снять так же талантливо и глубоко, как прожита и написана история, будет шедевр! Мне замысел очень интересен.

Очень интересная история. И одновременно с этим сложно реализуемая, потому что как раз в ней интересно и сложно не рассказать от лица волка, а влезть в волчью шкуру. Но я бы такое кино с удовольствием посмотрел. Возможно, получилась бы некая медитативная история в духе «Жизни Пи» Энга Ли.


«Дом XX века»

Жизнь одного дома на протяжении 100 лет

На заре века еще не очень старый чиновник решает возвести арендное здание, чтобы в старости не знать нужды. На архитекторе экономит, перебирает журнальные идейки, но в итоге за пару сезонов поднимается мощное кирпичное здание.

Первые арендаторы — отставной генерал-майор, который постоянно вспоминает последнюю турецкую кампанию, обложившись газетами; несколько студентов-технарей, сочувствующих революционному движению; семейная пара во главе с мастеровым, недавно перебравшаяся из деревни. Студенты водят в квартиру девок из городских низов, живут впроголодь, поэтому частенько занимают деньги у генерала. Тот читает нотации, но не больше — видит в студентах своих молодых сыновей. Дворник, повелитель дома, старается замять скандалы с полицией, следит за порядком, носит дрова и ставит самовар.

Наступают 1917 год и Гражданская война. Старик-военный умирает в первую же голодную зиму, студенты выросли и работают инженерами, живут на пшенке и селедке. Семья рабочего тоже существует впроголодь. Почти седой дворник бесконечно чинит выходящее из строя отопление.

1930-е. Дворник тепло прощается со всеми и уезжает в родную Казань. Дом становится коммунальным. Из старых жильцов — только старик-мастеровой. Бывших студентов-технарей обвиняют во вредительстве и приговаривают к разным срокам. В квартиры заселят вчерашних крестьян, новоявленных рабочих кожевенного завода. Дом обрастает общим бытом, появляются дворовые горести и радости.

Проносятся война, оттепель, конфликты отцов и детей, застой и перестройка. В 1990-е и 2000-е годы в доме располагается общежитие работников ЖКХ. Главная лестница пришла в упадок, половина окон заколочена, дом собираются сносить.

Но тут находится бизнесмен, который благодаря архивным изысканиям узнает, что первый владелец дома — его прямой предок. Предприниматель реставрирует здание, превращая его в гостиницу. В лобби и общих помещениях он развешивает портреты людей, когда-то здесь живших, любивших и пострадавших.

Анна Гудкова

креативный продюсер телеканала ТВ-3 и кинокомпании 1-2-3 Production

Суперчастая ситуация, когда люди путают сеттинг (место действия) с сюжетом. Автор предполагает, что дом — это и есть герой, и с ним происходят некоторые события. Но таким образом история не складывается. Набор статичных картинок сам по себе не образует повествование. Конфликт попросту не придуман. Есть сменяющие друг друга наплывами персонажи.

Пока это не история, а только бэкграунд, на фоне которого может происходить еще не придуманный сюжет. Может, он будет камерным или более театральным — тут поможет жанр, к примеру мюзикл. Я бы не пошел на этот фильм в кино; даже при наличии истории тут нет ничего, чтобы меня заинтересовало. На мой взгляд, и зритель бы не пошел: учебники истории надоели со школы.

Иван Филиппов

креативный продюсер кинокомпании «Нон-Стоп-Продакшн»

Это жанр, который мне наиболее близок, — эпос про жизнь многих поколений людей, рассказанную через предметный мир, который их окружает. Увлекательная концепция, которую я могу, пусть и с натяжкой, представить в виде сериала. Правда, монументальный проект, разворачивающийся на протяжении нескольких сезонов, из такой заявки вряд ли выйдет.


Мари Давтян

адвокат, руководительница Центра защиты пострадавших от домашнего насилия

«Обыденность зла»

Самые настоящие ужасы

Как адвокат, я сталкивалась с самыми невероятными сюжетами, которые и придумывать не надо. Эта история, как никакая другая, достойна экранизации. Елена, девушка родом из небольшого подмосковного города, вышла замуж за Сергея в 18 лет. Муж был на 10 лет старше, вскоре у них родился сын Никита. Елена активно пыталась реализовывать себя, работая на нескольких работах. Сергей продолжал работать в полиции и, по словам Анны, матери Елены, заниматься чем-то еще не хотел. При этом часто говорил про финансовые трудности, упрекая жену в ненужных тратах. Между супругами начались ссоры, которые перерастали в скандалы. Сергей ревновал жену, жаловался, что она недостаточно его любит.

Летом во время загородного отдыха он предложил Елене пойти в лес за грибами. Там он напал на нее с ножом в руках, угрожал. Елена вырвалась, но повредила колено. Она обратилась в травмпункт. Спустя некоторое время ее вызвал к себе участковый, объяснил, что делу лучше не давать ход, потому что муж работает в органах, у него могут быть проблемы, а семью поставят на учет в органах опеки. Елена твердо решила развестись.

Сергей не уходил из квартиры, говорил, что ему негде жить. Когда Елена поднимала вопрос о разводе, Сергей под разными предлогами оттягивал решение. Параллельно с этим пытался контролировать Елену: выяснял, где она была, с кем переписывается, почему ездит отдыхать без него. На все претензии Елена отвечала, что между ними больше нет супружеских отношений и вот-вот она подаст на развод. Но сделать это она не успела: Сергей жестоко убил ее.

В тот злополучный вечер между Сергеем и Еленой произошло несколько ссор. Все началось со сцены ревности: Сергей видел, как его супругу подвозил на машине неизвестный мужчина. После ссоры они разошлись по разным комнатам. Ближе к 4 часам утра скандал разразился с новой силой. Ругаясь в коридоре, они переместились в комнату Елены, где она легла на кровать. Сергей достал нож, Елена просила его успокоиться. Но в ответ он начал наносить ей удары ножом, позднее зафиксировали 57 ран на теле Елены. Чтобы она не кричала, Сергей закрыл ей рот рукой. Потом пытался избавиться от следов содеянного: сжег одежду, в которой совершил преступление, выкинул ее телефон и нож.

Когда на место убийства приехала полиция, кровь была повсюду: на обоях, на дверцах шкафа, на полу. Простыни, наволочки и пододеяльник были пропитаны кровью. Кровавые следы остались на кнопках и двери лифта. При судебно-химическом исследовании в крови Елены не были обнаружены ни алкоголь, ни наркотики, хотя убийца в показаниях утверждал, что жена пришла домой подвыпившая. Эксперты выявили, что ссадины на лице Елены и в области плечевого сустава образовались «не менее чем от четырех ударных воздействий тупого твердого предмета с ограниченной контактирующей поверхностью». Вероятно, до убийства Сергей избил жену, хотя в показаниях утверждал, что этого не делал.

Никита, сын Сергея и Елены, не хочет видеть отца после его освобождения из тюрьмы и хочет, чтобы того лишили родительских прав. Бабушка Никиты, Анна, рассказала, что, несмотря на занятия с психологом, мальчик боится отца, хочет сменить фамилию и спрашивает: «Где мы будем прятаться, когда он выйдет?»

Сэм Клебанов

сооснователь и генеральный директор стриминг-платформы Cinezen

Домашнее насилие — важная, политически воспаленная и поляризующая тема, которая при этом недостаточно отрефлексирована российским кинематографом. Эта история может быть востребована широкой аудиторией. По формату это, скорее, сериал, который позволит более полно раскрыть характеры и динамику событий, а также даст больше творческой свободы. Но драматургия требует доработки, чтобы история работала, а не была переложением событий. Плюс не нужно заканчивать убийством: развязка должна быть сфокусирована на последовавших за этим событиях и взаимоотношениях отца и сына.

История выстраданная и гиперреалистичная. Она рассказывает про обыденность и простоту возникновения насилия и катастрофичность этой обыденности. Такой сюжет можно представить в жизни любой современной семьи. Как кино, на мой взгляд, эта история вряд ли бы могла сложиться. Скорее, это репортаж, блог или ролик, который привлекает внимание к этой проблеме и дальше стимулирует людей помогать фондам, заботящимся о жертвах насилия. Кино о насилии и боли, на мой взгляд, предполагает катарсисный выход, рамку, в которой зрителям даются надежда, путь и решение. Протокольная фиксация ужаса, скорее, будет сложной для просмотра кинозрителями.

Считаю очень важным делать сегодня проекты, которые помогали бы людям — намеренно не выделяю гендер — противостоять абьюзу. Эта история совершенно чудовищная, и я не стала бы брать ее за основу, слишком она безысходная. В подобной проблематике лучше использовать подход, сходный проектам «Большая маленькая ложь» и «С меня хватит».


Андрей Коняев

преподаватель мехмата МГУ, ведущий KuJi Podcast, сооснователь компании «Пикчер»

«Переверните, пожалуйста, табуретку»

Супергеройская иллюстрация поговорки «Где родился, там и пригодился»

В Тамбове собирается компания старых друзей, которые не виделись со школьной скамьи. Они живут в разных городах и странах, но повод для собрания довольно грустный — гибель их общего друга Толика. Главная героиня — Влада, девушка одного из друзей, из Москвы, из хорошей семьи — впервые сталкивается с реальностью похорон в провинции: отпевания, плакальщицы и прочие обряды, характерные для средней полосы. Параллельно Влада замечает за своим парнем и друзьями странности.

Выясняется, что дома у них у всех просыпаются сверхспособности: кто-то может вызывать пламя, кто-то может морозить. Так, например, Толик был телекинетиком, и машина его сбила только потому, что в момент инцидента он был пьян. Штука в том, что все эти сверхспособности работают только на территории родного города и, по мнению самих друзей, скорее мешают, чем помогают. Именно поэтому они выбрали другую жизнь — отказаться от способности призывать молнии, зато устроиться на хорошую работу в Германии.

На самом деле, под слоем психологической драмы с супергеройским привкусом скрывается почти документальное кино о погребальных традициях средней полосы России. Например, название отсылает к традиции переворачивать табуретки, на которых стоял гроб, сразу после того, как покойника выносят из дома. Это делается, чтобы показать, что ему, мертвому, нет здесь места и ему не стоит возвращаться.

Не до конца понятно, зачем такое мощное магическое допущение, как сверхспособности, если задача — рассказать о погребальных традициях средней полосы. Есть ощущение, что средства несоразмерны цели. Возможно, чище смотрелась бы история без супергеройских вводных: девушка Влада приезжает с молодым человеком в его родной город и сталкивается с необычным, пугающим и в то же время притягательным миром погребальных традиций обитателей этого города.

Иван Филиппов

креативный продюсер кинокомпании «Нон-Стоп-Продакшн»

Прекрасно придуманная история. Здесь привлекает сама концепция людей со способностями в российской провинции, особенно на фоне обилия супергеройских фильмов сегодня. Однако не хватает ставок, нет условного тезиса «если герои не сделают X, произойдет Y», который предполагается в супергероике.

В попытке совместить супергеройский пародийный комикс и черную комедию обрядов можно иногда потерять главное — суть. Надо или придумать ход, объединяющий эти миры, или отказаться от одного из них. Но сама идея посмотреть с юмором на наши своеобразные погребальные ритуалы отличная.


«Смертельная граница»

Светско-конспирологический зомби-боевик

2020 год. Дальний Восток, военный гарнизон, расположенный в таежном городке на границе с Китаем. В основе сюжета — линия отношений молодого офицера Саши (Александр Молочников), Кристины (Кристина Асмус) и ее мужа Евгения (Евгений Цыганов).

Саша просыпается в госпитале после случайного ранения на учениях. Вокруг царит переполох. Поднята тревога, раздается стрельба. У входа в лазарет Саша видит, как на руках Кристины умирает Сергей Ильич, командир гарнизона (Алексей Серебряков). Командир укушен в шею каким-то существом, его трясет, он просит его убить («Я не человек уже, не хочу быть как они»). Кристина и Саша видят, как из леса выходят «они» — зомби-китайцы, жертвы вырвавшейся из лаборатории в Ухане заразы. В следующие минуты героям приходится убить обернувшегося зомби командира и бежать в лес. Все растеряны и не понимают, что произошло. В двух сезонах по 12 серий героям предстоит столкнуться с людьми, которые бежали из пораженных вирусом городов и стали вести образ жизни крестьян XIX века, а также харизматичным игуменом-еретиком (Кирилл Серебренников) и маньяком, который, пользуясь ужасами пандемии, поймал и запер в подвале двух девушек (Константин Богомолов). А также герои объединятся с другими выжившими, среди которых майор Иван (Гарик Харламов) и его жена Рената (Наталья Максимова). Рената никогда не любила Ивана, используя его ради денег и связей, а Иван был в последнее время тайно влюблен в Кристину (в одной из сцен он тайно наблюдает за близостью Кристины и ее молодого любовника). Но их союзу не суждено быть: в одной из сцен, оставленный циничной и жестокой Ренатой и раздавленный происходящими вокруг ужасами, он жертвует собой, чтобы спасти Кристину и Сашу от гибели.

По пятам идет муж Кристины в исполнении Цыганова. Оказавшись рядом с Кристиной, он понимает, что та считала его погибшим и начала встречаться с лейтенантом. Он хочет быть добрым и спасает старлея Сергея Захарова (Никита Ефремов), который напивается и уходит глубоко в лес, чтобы повеситься (он думает, что укушен).

В финале сериала наши герои оказываются на острове Даманском, где располагаются гигантские вышки, которые излучают сигналы, убивающие зомби на расстоянии тысячи миль вокруг. Выжившие вакцинируются чипами, которые отгоняют зомби, и узнают тайну пандемии.

«Граница. Таежный роман» встречается с «Поездом в Пусан». Историю можно рассказать множеством способов, но самые адекватные два — либо гротескная пародия на зомби-апокалипсис в стиле короткометражки «Z» Сигарева, либо костюмированный эпик в стиле корейского сериала «Королевство зомби». В целом это лютый ржач с зомбаками, мешающими амурным приключениям героев. Уверен, что можно найти отличные приемы, которые заинтересуют зрителя, особенно если уйти в жанр безумной комедии. Но это не мой любимый жанр, хотя посмотрел бы в качестве комедии.

Мне кажется, это бессмысленный и скучный проект. Вряд ли он будет иметь какую-либо коммерческую историю успеха. Это вторичная графомания.

Очень перспективная идея. Это, безусловно, сериал. В некотором роде «Граница. Таежный роман» встречается с «Ходячими мертвецами». Кажется, что все откровенно заимствовано из разнообразных референсных фильмов и сериалов, но сочетание этих элементов звучит необычно и, что важно, вполне осуществимо. Впрочем, не очень ясно, насколько идея пересекается со вторым сезоном «Эпидемии». К тому же меня смущают откровенный шейминг китайцев и привнесенные из светской хроники контексты и предлагаемые исполнители. Но сам жанр работает. Еще и на нашем материале, что здорово.


Алексей Никонов

поэт, музыкант, создатель группы «Последние танки в Париже»

«Розовое шибари»

Мистический детектив без развязки (буквально)

Был у меня один друг. Вполне обычный и заурядный. Приличная работа, семья, ребенок, дача. Когда он пригласил меня на 10-летие свадьбы, я долго думал, что же ему подарить. Хотелось что-то необычное, чего он сам себе никогда бы не купил. Я зашел в секс-шоп и купил красивое розовое японское шибари из хлопка.

Когда я его достал, он даже не понял, что это, и крепко задумался, когда я ему сообщил. Прошло почти полгода, и я уже забыл об этом. Каково же было мое удивление, когда вдруг меня вызывают в милицию и сообщают, что он зарезал жену и дочь, а потом повесился на этом розовом шибари.

Меня вызывают на очную ставку. И что же я вижу? Сидит этот хмырь в кабинете следователя, трясется весь, слезы льет, но только вот когда меня увидел, то сразу начал голосить: «Арестуйте его! Это он шибари принес!» Я, конечно, слегка удивился, но вида не показал. Сажусь, значит, в кресло. Следак меня спрашивает: «Вы ему веревку эту подарили?» Я говорю: «И что?» — «Да вот, мол, всю семью на ней повесил и говорит, что ни при чем, во всем виновато шибари это или как его там?» — «Ну ******* [здорово], то есть вы мне дело получается шьете или что?» — говорю я ему.

Ну, следак вроде вменяемый, говорит мне: «Ты дай показания, где купил, почему подарил, да отваливай». А этот тип, значит, все голосит: «Арестуйте его! Он меня гипнотизировал!» Вот это я влип, думаю, но все же спрашиваю следака: «Ты хоть расскажи, что случилось вообще и с чего?» Выясняется, что как только он это шибари принес домой…

Это неопределенный жанр. Кому-то это покажется минусом, но для меня это плюс. Здесь много свободы, можно двигаться в ту или иную сторону — к детективу, фарсу, комедии или трагедии. История универсальна, она может происходить в любом месте и в любой стране. Однозначно здесь есть легкость и, если угодно, фан.

Остроумно, но здесь только завязка и всё. История не дописана и, вероятно, не додумана. Я читаю тысячи таких завязок.

Иван Филиппов

креативный продюсер кинокомпании «Нон-Стоп-Продакшн»

Увы, в таком виде заявка выглядит сырой и недопридуманной, впечатления не производит. Мне очень нравится смелость замысла, но кажется, что история нуждается в доработке.


Опросы и координация: Тимур Алиев
Иллюстрации: Анастасия Пожидаева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить титульный лист отчета
  • Как составить должностную инструкцию юриста предприятия
  • Как составить отзыв репетитору
  • Как найти магазин на алиэкспресс по номеру
  • Как найти частное значение производной функции