Как найти ивс в песне

Изобразительно-выразительные средства языка – что это такое, как в них разобраться и зачем они вообще нужны

Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.

15 732

Изобразительно-выразительные средства – что это

Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Олицетворение

Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.

Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».

«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.

Сравнение

Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.

Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.

Эпитет

Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?

«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?

А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.

У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.

Метонимия

Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.

Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.

Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.

«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.

Подробнее – в моей статье про метонимию.

Гипербола

Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.

Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Ирония

Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.

Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.

Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.

Аллегория

Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.

Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.

И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.

Оксюморон

Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».

Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»

Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.

У Юрия Бондарева есть книга «Горячий снег». Как снег может быть горячим? Никак. Но Юрий Васильевич описывает там битву за Сталинград, рев орудий, взрывы, раны и смерть. Поэтому снег «горячий».

Перифраза

Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.

А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.

Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.

Антитеза, или контраст

Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.

Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.

У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.

Анафора

Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.

Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.

Градация

Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.

Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.

Инверсия

Она наблюдается в двух случаях:

  1. Когда сказуемое перед подлежащим. Из старинного-старинного романса: «Окрасился месяц багрянцем». Должно было быть так: «Месяц окрасился багрянцем», но автор сделал наоборот.
  2. Когда определение после существительного (или местоимения). У Есенина: «Отговорила роща золотая». Должно быть: «Отговорила золотая роща», но он сделал инверсию.

Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.

Подробнее читайте в статье про инверсию.

Параллелизм

Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).

Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.

Парцелляция

Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».

Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.

Риторический вопрос

Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.

Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.

Риторическое обращение

Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».

Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.

Умолчание

Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.

Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.

Функции изобразительно-выразительных средств

Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».

ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
  2. Архаизмы и историзмы.
  3. Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
  4. Паронимы.
  5. Синонимы и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Заключение

Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.

Спасибо.

( 15 оценок, среднее 4.53 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

***

Статья

***

N.B. Мне показалась эта статья Алексея Морозова настолько полезной, что я ее полность воспроизвел здесь с небольшими оформительскими дополнениями. Кроме этого, мне показалось важным заполнить пустоты в статье, свящанные с отсутствием некоторых очень важных топиков, таких как, «Сатира«, «Юмор«,  «Сарказм«, «Эпиграмма«, ну и еще кое-что, по мелочи, которые я добавил, по своему разумению. Ссылка на оригинал в конце статьи. Большинство понятий мне известно было еще еще со школы. Мне везло на учитилей (В конце статьи ссылка на соответствующие блоги и статьи). И тем не менее, несколько новых вещей я тоже открыл для себя.

Спасибо автору. 

***

Изобразительно-выразительные средства языка – что это такое, как в них разобраться и зачем они вообще нужны

Автор: Алексей Морозов

14 февраля 2021

Содержание

1 Метафора
2 Олицетворение
3 Сравнение
4 Эпитет
5 Метонимия
6 Гипербола
7 Литота
8 Ирония

8а Сатира (дополнение Xpath)

8б Юмор (дополнение Xpath)

8в Сарказм (дополнение Xpath)

8г Эпиграмма (дополнение Xpath)
9 Аллегория

10 Оксюморон
11 Перифраза
12 Антитеза, или контраст
13 Анафора
14 Градация
15 Инверсия
16 Параллелизм
17 Парцелляция
18 Риторический вопрос
19 Риторическое обращение
20 Умолчание
21 Функции изобразительно-выразительных средств
22 Полезные материалы по теме
23 Заключение

***

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

«Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.»

***

Олицетворение

Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.

Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».

«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.

***

Сравнение

Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.

Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.

Эпитет

Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?

«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?

А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.

У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.

***

Метонимия

Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.

Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.

Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.

«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.

«Подробнее – в моей статье про метонимию.»

          (Алексей Морозов)

***

Гипербола

N.B. Это пока что вся визуальная иллюстрация определений автора статьи, которую я смог найти. LOL

          (Xpath)

Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.

***

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

***

Ирония

Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.

Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.

Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.

***

N.B.  Это мое дополнение, поскольку я считаю, что «Сарказм» довольно сильно отличается от «Иронии» по крайней мере по степени доброжелательности.

В комментах на сайте АТ разгораются такие баталии, что хорошо бы знать как пользоваться и чем отличаются друг от друга такие вещи, как:

Сатира, Юмор, Ирония, Сарказм.

          (Xpath)

***

Сатира   (дополнение Xpath)

Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других. Значительных успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.

Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.

Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.

Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».

Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.

В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.

В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:

«Недоросль», «Бригадир» Д.Фонвизина;

повести из цикла «Миргород» Н.В.Гоголя;

«Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского;

«Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина;

«Клоп» и «Баня» В.Маяковского,

«Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А.Булгакова;

«Школа дураков» С.Соколова.

Список можно продолжать бесконечно.

***

N.B.  Афоризмы Маши не всегда соответствуют тематике субтопика. :)

Юмор (дополнение Xpath)

Ю́мор (от англ. humour — комизм, причуда, нрав) — один из видов комического влитературе наряду с иронией, сарказмом и сатирой; добродушная насмешка, которая не предполагает обличения пороков и их высмеивания.

Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.

С помощью юмора происходит добродушное высмеивание слабых сторон человека.

Отличительным признаком юмора является доброе начало.

Юмор помогает серьезные вещи скрыть под маской смешного. В этом случае смех не задевает чувства, является незлобивым и добрым.

Цель юмора заключается в стремлении через смех показать слезы.

Смех в литературе используется для акцентирования внимания на безобидных явлениях, которые не высмеиваются, а подвергаются легкой шутке.

В литературе юмор используется не для жестокого обличения пороков, а для мягкого указания на человеческие недостатки. Человек, который подвергся юмору, как правило, не обижается на шутку.

Примеры употребления юмора

Применение юмора в литературе встречается сплошь и рядом

— Гоголь и его Чичиков, Коробочка, Плюшкин

— жители города Глупова Салтыкова -Щедрина

— Дон-Кихот Сервантеса

— “чудики” Шукшина

— “Посмертные записки Пикквикского клуба”

— “Мастер и Маргарита” Булгакова

— “Попрыгунья” Чехова

— “Гаргантюа и Пантагрюэль” Рабле и др.

Вот кстати, что сказал о юморе немецкий философ Иммануил Кант  (1724 — 1804) :

«Юмор — талант произвольно приходить в хорошее расположение духа.»

***

Сарказм(дополнение Xpath)

Мы часто используем в своей речи такие литературные приемы, как сарказм или ирония, порой даже не замечая этого. Данные понятия в чем-то схожи, но все же разница между ними есть.

В чем же разница между сарказмом и иронией? Наиболее «доброжелательной» формой критики является юмор, за ним следует ирония, скрывающая насмешку за видимой серьезностью сказанного, похожая на намек, а не на открытое обличение. И уж затем на сцену выходит сарказм, который высмеивает достаточно жестко, бескомпромиссно и язвительно.

Таким образом, в ироническом высказывании больше доброжелательности, дружеского подтрунивания. Сарказм же является достаточно злым и беспощадным средством выражения своих эмоций.

Ниже приведены примеры сарказма, найденные на необъятных просторах инета.

— Я зеваю – значит, мне интересно то, что вы говорите.

— Вы не припомните, когда меня интересовало ваше мнение? Вот и я нет.

— Наконец-то мой комплекс неполноценности исчез. Этому способствовало общение с вами.

— Если я соглашусь с вашим мнением, неправы окажемся и я, и вы.

— Как жаль, что вы не захватили с собой свой интеллект.

— Я вам не по нраву? Ну, не всем же обладать хорошим вкусом.

— Ваша фамилия Яндекс? Тогда почему вы создаете видимость обладания неограниченными познаниями?

— Вас обидела моя фраза о вашей тупости? Но я думал, что вы уже в курсе.

— Ваш рассказ настолько интересен, что мне понадобилось всего семь чашек кофе.

— Я женюсь в субботу. Правда, еще не знаю, в какую именно.

— Благодарю, вы мне очень помогли своим отказом помочь.

— Ваши титанические усилия увенчались успехом – так можно сказать тому, кто не сделал ровным счетом ничего.

* Мое будущее связано с цирком. Зачем мне школа?

— В случае какого-то промаха: Ах, это было прекрасно!

— Умеете вы преподнести сюрприз – если вам говорят что-то неприятное.

— Я обладаю удивительным свойством ночами спать.

— А Господь обладает хорошим чувством юмора. Вам достаточно посмотреть на себя в зеркало, чтобы убедиться в этом.

— Замечательно, что я уже вырос из того возраста, в котором ты всем должен.

— Не у всех представителей серой массы есть мозг, вы согласны?

— Если смех считать лекарством, то своим лицом вы способны вылечить целый мир.

— Я просто счастлив, что у меня столько поручений. Всегда мечтал о том, чтобы ночевать на работе.

— Я вас разочаровал? Очень сожалею, что мне это безразлично.

— Глядя на вас, я понимаю верность утверждения о том, что под макияжем понимают попытку изобразить красоту поверх ужаса.

Признаки и цели сарказма.

Для того чтобы определить, как ответить на сарказм и отличить его от обычной шутки нужно учитывать, с какой целью он используется. Основные цели сарказма:

— осмеивание определенной ситуации и поведения человека в этой ситуации;

— осуждение – осуждаться может как непосредственно оппонент, так и его поведение, внешность или привычки;

— унижение – оппонента и его интеллектуальных способностей;

— демонстрация своего превосходства или более высокого статуса по отношению к окружающим;

— демонстрация осуждения или неприемлемости взглядов, ценностей и вкусовых предпочтений собеседника;

— доказательство своей непоколебимой правоты и уверенности в собственной точке зрения.

В повседневной жизни сарказм часто используется в тех случаях, когда оппонент вызывает острое отвращение, неприязнь или даже ненависть. Острая цитата помогает без мата и дешевых оскорблений объяснить человеку все, что вы о нем думаете, задеть и унизить, высмеять, не переходя на банальное хамство и личности.

Сарказм – это насмешка над человеком, предметом или явлением

Сарказм носит всегда негативный характер.

***

Эпигра́мма

Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см. эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм: сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных.

Так известна эпиграмма Бернса на некоего плохого поэта. Вот она в переводе Маршака:

О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашел.
Ты слышишь крик поэта Марциала:
«Разбой! Грабеж! Меня он перевел!»

В русской поэзии
Эпиграммы писали уже Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.

Когда любовь без ног? Как надобно идти
От друга милого, сказав ему: «Прости!»

Н. М. Карамзин. Ноги.

В XIX веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий XIX века — А. С. Пушкин, С. А. Соболевский, Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский. А. С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина, А. Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

А. С. Пушкин. На М. С. Воронцова.

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж… есть.

А. С. Пушкин

А это некоторые эпиграммы 

Валентина Гафта:

И. Алферовой 

Не будет у тебя успеха, 

Ведь ты, красавица, не Пьеха. 

В постели делай свой успех — На сцене это делать — грех!

И средь интимнейших утех Ирина лучше б…. й всех. 

Кончай хождение по мукам, Сыграй с искусством ты разлуку.

Л. Ахеджаковой 

Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова Великолепно! 

В самом деле Всегда играет на пределе.

Н. Белохвостиковой 

Вы в «Тегеране-43» Одна блистали, Натали. 

Что там разведчики, шпионы, Премьеры, президенты и вожди. Парили Вы! — хоть без короны И без таланта, Натали.

Т. Беляевой 

Какой пассаж! Какая прелесть! Перед комиссией разделась! Актрисой стали Вы теперь, Мой ласковый, рациональный зверь!

Ю. Богатыреву 

Богатырь ты, Юра, с виду 

И актер душой. 

Мы на сцену вместе выйдем Ты махнешь рукой. 

Сколько горьких слез украдкой По тебе прольют, Об актерской жизни сладкой Песенку споют. 

Ты играй, моя голубка, 

В матушке — Москве, 

Если выгонят — завклубом Будешь на селе.

М. Боярскому 

Зачем ты, Миша, так орешь, Давно огрбленный еврей? Ты Д’Артаньяна не тревожь, Он дворянин, а ты — плебей.

Л. Броневому 

От славы одуревший Теперь на все горазд, Он сам себе завидует И сам себя продаст.

Э. Быстрицкой 

Тебя мы помним по кино, Нет, не напрасно ты артисткой стала. Триумф твой прошумел казалось бы давно, Но вновь таланта искра заблистала.

Е. Васильевой 

Когда поддашь — и будет маловато, Ты не сестру играй, а брата.Г. Волчек В ней — толковой совместилось емко Любовь к искусству и комиссионкам.

З. Высоковскому 

А для таких, как ты — пути открыты, Растет, растет толпа антисемитов.

В. Высоцкому 

Ты так велик и так правдив — Какие мне найти слова? Мечте своей не изменив Твоя склонилась голова. Не может быть двух разных мнений: — Ты просто наш Советский гений!

Н. Гундаревой 

Она играет на пределе, Все сексуальности в кино. А весь успех — в роскошном теле Доступном всем давным давно.

Л. Гурченко 

Ей повезло, все знать все мочь, Хоть водку глушит из стакана. А карнавальная та ночь Звездой мигает нам с экрана. Но всех пока одно тревожит: Без мата Гурченко не может.

О. Далю 

Уходит Даль куда-то в даль, Не затерятся б вдали, Не маловажная деталь: Вы все же Даль, а не Дали!

Т. Дорониной 

Клубника в сметане — Доронина Таня. Другого ты в ней не ищи. Ляжет в постель иль на сцене как встанет, Как будто «Шанели» накапали в щи.

А. Джигарханян 

Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

О. Ефремову 

Олег! Не век — полвека прожито! Ты посмотри на рожу-то!

М. Казакову 

Неполноценность Мишу гложет, Он хочет то, чего не может, И только после грамм двухсот Он полноценный идиот. Все знают Мишу Казакова, Всегда отца, всегда вдовца. Начала много в нем мужского, Но нет мужского в нем конца.

А. Каневскому 

Хоть Леня дорог самому Эфросу Размер таланта уступает носу. Но если Ленин нос рассматривать отдельно, Поймем мы, что артист талантлив беспредельно.

И. Кваша 

Артист великий, многогранный Чего-то взгляд у Вас стеклянный Быть может это фото-брак? Но почему хорош пиджак?

С. Коркошко 

Мордашка мила у Светланы Коркошко Таланта немножко у той же Коркошко.

К. Лаврову 

Твоя фамилия — Лавров. Я лавры дать тебе готов, За то, что ты живешь на сцене И на экране как актер. Продолжу старый разговор: Нельзя опять остановиться, С триумфом ждет тебя столица.

В. Лановому 

Не может ведь ни «бе» ни «ме», Хотя читаешь Мериме. Зато в кино на «Офицеры» Народ валит, как на премьеру. А что твориться, боже мой! В кино играет Лановой — Он голубой герой-любовник То лейтенант, майор, полковник, Минут десяток поиграл И вот он полный генерал.

Е. Леонову 

Иду по школьному двору И слышу за спиной: Леоновское — «Пасть порву»! Гляжу — кричит другой. Давным давно, с тех самых пор Вошли слова твои в фольклор.

А. Мягкову 

Не будь «иронии» в судьбе, Мы б и не узнали о тебе.

А. Миронову, М. Державину, А. Ширвиндту 

А зря, собаку не считали, Вам всем бы брать с нее пример. Вы, чудаки, не замечали, Что рядом умный фокстерьер. Нет, братцы, вы не англичане, Скажу об этом прямо вам. Джером, как это ни печально, Лишь фокстерьеру по зубам.

N.B. Таких эпиграмм у В. Гафта много было. Можно отдельный пост делать. :)

***

Аллегория

Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.

Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.

И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.

Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».

Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»

Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.

У Юрия Бондарева есть книга «Горячий снег». Как снег может быть горячим? Никак. Но Юрий Васильевич описывает там битву за Сталинград, рев орудий, взрывы, раны и смерть. Поэтому снег «горячий».

***

Перифраза

Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.

А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.

Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.

***

Антитеза, или контраст

Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.

Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.

У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.

Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.

Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.

Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.

Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.

***

Инверсия

Она наблюдается в двух случаях:

Когда сказуемое перед подлежащим. Из старинного-старинного романса: «Окрасился месяц багрянцем». Должно было быть так: «Месяц окрасился багрянцем», но автор сделал наоборот.
Когда определение после существительного (или местоимения). У Есенина: «Отговорила роща золотая». Должно быть: «Отговорила золотая роща», но он сделал инверсию.
Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.

«Подробнее читайте в статье про инверсию.»

          (Алексей Морозов)

***

Параллелизм

Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).

Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.

***

Парцелляция

Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».

Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.

Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.

Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.

***

Риторическое обращение

Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».

Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.

***

Умолчание

Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.

Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.

***

Функции изобразительно-выразительных средств (ИВС)

Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».

ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.

***

Полезные материалы по теме

«Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике.»

          (Алексей Морозов)

Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

«Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
Архаизмы и историзмы.
Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
Паронимы.
Синонимы и антонимы.
И саму статью про лексику прочитайте тоже.»

          (Алексей Морозов)

«Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.»

          (Алексей Морозов)

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?

«Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.
Спасибо.»

          (Алексей Морозов)

***

N.B. Друзья прислали в догонку:

В. Бирюк добавил

«Отлично. Очень полезно и доброжелательно. Среди нынешнего как-то даже… удивительно. Добром повеяло.

К эпиграммам (Пушкин):

«Нет ни в чём вам благодати.

С счастием у вас разлад

И прекрасны вы некстати

И умны вы невпопад».

Говорят ( ), что А.С. написал эти строки в альбом Полетики (дама такая). А она в ответ устроила ту сплетню. которая и привела к дуэли с Дантесом.»



***

Ссылки на статьи прилегающие к теме:

Мои учителя.

В Прекрасное Далеко Мы начинаем Путь

Том: https://author.today/work/160793

Блог: https://author.today/post/227084

***

Наши книги

В Прекрасное Далеко продолжен долгий Путь

Том: https://author.today/work/164282

Блог: https://author.today/post/227244

***

Как воспитать детей в любви к квантовой механике?

В Прекрасное Далеко Мы начинаем Путь

Том: https://author.today/work/160793

Блог: https://author.today/post/227024

***

***

P.P.S. Ссылки на все книги серии находятся в каталоге «Прекрасное Далеко, Хронология, Тематики, Индекс» на сайте «Author Today»:
Том: https://author.today/work/174567

Термин

Определение

Примеры

Аллегория (иносказание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегория характерна для басен, сказок, где животные, предметы, явления природы выступают носителями свойств людей.

Например, хитрость воплощается в образе лисы, волк символизирует жадность и злобу, змея — коварство и т.д.

Анафора (единоначатие)

Повторение начального слова, словосочетания в начале предложений, стихотворных строк.

Стонет он по полям, по дорогам.

Стонет он по тюрьмам, по острогам.

Н.Некрасов

Антитеза

Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств.

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт.

А.Пушкин

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

А.Пушкин

Гипофора

Вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.

Детектив? Это — «Игроки». Водевиль? Это — «Женитьба». Эссе? Это «Выбранные места из переписки с друзьями».

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения чего-либо.

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)

В сто сорок солнц закат пылал.

В.Маяковский

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабляющееся) значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. (Н.Гоголь)

Инверсия

Намеренное нарушение прямого порядка слов.

Он из Германии туманной привез учености плоды.

А.Пушкин

Ирония

(скрытая

насмешка)

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан обширному контексту или целому произведению.

Посмотрите, каков Самсон!

Литота

Художественное преуменьшение.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, а сам с ноготок.

Н.Некрасов

Метафора

Скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент сравнения (то, с чем сравнивают).

Ель рукавом мне тропинку завесила (А.Фет).

В саду горит костер рябины красной (С.Есенин).

Метонимия

Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого.

Я три тарелки съел (И.Крылов).

А в двери — бушлаты, шинели, тулупы

(В.Маяковский).

Многосоюзие

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы.

А.Пушкин

Олицетворение

Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).

Улыбнулись сонные березки (С.Есенин).

Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость…

А.С.Пушкин

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления.

Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).

Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.

М.Ю. Лермонтов

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений; одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

М.Лермонтов

Анализ изобразительно-выразительных средств (ИВС) лирического произведения
Схема анализа 1:
1. Выделить основные образы стихотворения.

2. Выписать слова, с помощью которых создаются эти образы.

3. Определить, какие изобразительно-выразительные средства использованы для создания образов.

4. Охарактеризовать образ и отношение к нему лирического героя на основе интерпретации ИВС.
Схема анализа 2:
1. Выписать из стихотворения все слова, которые являются изобразительно-выразительными средствами, определить стилистические фигуры.

2. Распределить выделенные ИВС по группам, соответствующим образам в стихотворении.

3. Охарактеризовать образ и отношение к нему лирического героя на основе интерпретации ИВС.
Пример:

Текст
Мороз и солнце; день чудесный! эпитет

Еще ты дремлешь, друг прелестный — эпитет

Пора, красавица, проснись: эпитет

Открой сомкнуты негой взоры метафора, архаизм

Навстречу северной Авроры, символ (Аврора = заря)

Звездою севера явись! сравнение
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, разг. слово, олицетворение

На мутном небе мгла носилась; эпитет, олицетворение

Луна, как бледное пятно, сравнение

Сквозь тучи мрачные желтела, эпитет

И ты печальная сидела — эпитет

А нынче... погляди в окно: разг. слово
Под голубыми небесами книжн. слово

Великолепными коврами, эпитет, сравнение

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет, эпитет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском метафорический эпитет

Озарена. Веселым треском метафорический эпитет

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, метафора

Друг милый, предадимся бегу эпитет, метафора

Нетерпеливого коня эпитет

И навестим поля пустые, эпитет

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня. метафора
В стихотворении «Зимнее утро» с помощью эпитетов и сравнений создается образ зимнего утра. Этот образ раскрывается в пейзаже в третьей строфе и противопоставлен описанию вечерней вьюги (2 строфа).

^ .

Зимний пейзаж в третьей строфе сменяется описанием внутреннего убранства комнаты, которое наполнено душевным покоем (четвертая строфа). Но лирический герой стремится к движению, к выражению восторженного настроения через активное действие, поэтому в пятой строфе возникает образ движения. Это не только катание в санях, но и движение мысли лирического героя, его воспоминания, а любовь к девушке расширяется до любви ко всему, что его окружает, к Родине в целом.

^ .

Часто встречается и антитеза: противопоставления на уровне слов (антонимы «вечор»-«нынче», «печальная» — «веселым», «мутное» (небо) – «блестя, блестит»), на уровне композиции (вторая строфа: противопоставлены первый и последний стихи, вторая строфа противопоставлена первой и третьей; четвертая строфа (покой) противопоставлена пятой строфе (движение)).

В целом стихотворение наполнено чувством любви: к женщине, к родной природе, к Родине вообще. Лирический герой в картине зимнего утра видит не только красоту русской зимы, но и ее величие, красоту России.

ИВС в поэме Лермонтова «Песня про.

Купца Калашникова» Название средства Пример 1.

Эпитеты 2.

Постоянные эпитеты 3.

Сравнения 4.

Отрицательные сравнения 5.

Гипербола 6.

Олицетворение 7.

Метафоры 8.

Риторическое восклицание 9.

Обращения 10.

Прием параллелизма.

Вопрос ИВС в поэме Лермонтова «Песня про?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Литература и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить ошибку в play market ошибка при получении данных с сервера
  • Как найти файл который много весит
  • Потеряли телефон как можно найти по номеру
  • Майнкрафт как найти дом с ловушками
  • Как найти массу через объем без плотности