Как найти изменение импульса через силу

I. Механика

Тестирование онлайн

Импульс тела

Пуля 22-го калибра имеет массу всего 2 г. Если кому-нибудь бросить такую пулю, то он легко сможет поймать ее даже без перчаток. Если же попытаться поймать такую пулю, вылетевшую из дула со скоростью 300 м/с, то даже перчатки тут не помогут.

Если на тебя катится игрушечная тележка, ты сможешь остановить ее носком ноги. Если на тебя катится грузовик, следует уносить ноги с его пути.

Импульс это векторная величина, которая определяется по формуле

Импульс служит мерой того, насколько велика должна быть сила, действующая в течение определенного времени, чтобы остановить или разогнать его с места до данной скорости.

Направление вектора импульса всегда совпадает с направлением вектора скорости.

Если тело покоится, импульс равен нулю. Ненулевым импульсом обладает любое, движущееся тело. Например, когда мяч покоится, его импульс равен нулю. После удара он приобретает импульс. Импульс тела изменяется, так как изменяется скорость.

Импульс силы

Это векторная величина, которая определяется по формуле


Изменение импульса тела равно импульсу равнодействующей всех сил, действующих на тело. Это иная формулировка второго закона Ньютона

Рассмотрим задачу, которая демонстрирует связь импульса силы и изменения импульса тела.

Пример. Масса мяча равна 400 г, скорость, которую приобрел мяч после удара — 30 м/с. Сила, с которой нога действовала на мяч — 1500 Н, а время удара 8 мс. Найти импульс силы и изменение импульса тела для мяча.

Изменение импульса тела

Как определить изменение импульса тела? Необходимо найти численное значение импульса в один момент времени, затем импульс через промежуток времени. От второй найденной величины отнять первую. Внимание! Вычитать надо вектора, а не числа. То есть из второго вектора импульса отнять первый вектор. Смотрите вычитание векторов.

Пример. Оценить среднюю силу со стороны пола, действующую на мяч во время удара.

1) Во время удара на мяч действуют две силы: сила реакции опоры, сила тяжести.

Сила реакции изменяется в течение времени удара, поэтому возможно найти среднюю силу реакции пола.

2) Изменение импульса тела изображено на рисунке

3) Из второго закона Ньютона

Главное запомнить

1) Формулы импульса тела, импульса силы;
2) Направление вектора импульса;
3) Находить изменение импульса тела

Вывод второго закона Ньютона в общем виде

График F(t). Переменная сила


Download Article

Learn the change in momentum formulas, plus when and how to use them


Download Article

  • Change in Momentum Formulas
  • |

  • How to Calculate Change in Momentum
  • |

  • Example Problems
  • |

  • Tips

Studying for a physics test? Or just trying to wrap your brain around change in momentum? You’re definitely not alone. Momentum is a pretty weird concept in science. Think of it as a measurement of “mass in motion.”[1]
The more massive something is, or the faster it moves, the more momentum it has. Change the speed or apply a force, and the momentum changes too. But if you want to calculate that change, you’ll need to know which formula to use. To make this easier, we’ve prepared a guide to finding the change in momentum. Keep reading for a crystal-clear breakdown, plus some example problems to help you ace that next test.

Things You Should Know

  • The change in momentum can be calculated using two possible formulas: Δp = m(Δv) and Δp = F(Δt).[2]
  • The formula Δp = m(Δv) tells us that the change in momentum (Δp) is equal to mass (m) multiplied by change in velocity (Δv).[3]
  • The formula Δp = F(Δt) tells us that the change in momentum (Δp) is equal to the force applied to an object (F) multiplied by the total time the force was applied (Δt).[4]
  • Use Δp = m(Δv) when you’re given mass (in kg) and velocities (in m/s). Use Δp = F(Δt) when you’re given a force (in Newtons, or “N”) and time (in seconds).
  1. Image titled Find Change in Momentum Step 1

    1

    Formula #1: Δp = m(Δv) The change in momentum (Δp) is equal to mass (m) multiplied by change in velocity (Δv). Use this formula when you know the mass of an object, as well as the velocity it gained or lost.[5]

    • The change in momentum (Δp) is expressed in kg m/s (kilogram meters per second).
    • The mass is expressed in kg.
    • The change in velocity is expressed in m/s (meters per second).
    • Δv can also be expressed as vf — vi where vf = the object’s final velocity and vi = the object’s initial (or starting) velocity. Therefore, you might see the equation Δp = m(Δv) represented as Δp = m(vf — vi).
  2. Image titled Find Change in Momentum Step 2

    2

    Formula #2: Δp = F(Δt) The change in momentum (Δp) is equal to the force applied to an object (F) multiplied by the total time the force was applied (Δt). Use this formula when you know the force applied to an object, as well as how long the force was applied.[6]

    • The change in momentum (Δp) is expressed in kg m/s (kilogram meters per second).
    • The force (F) is expressed in Newtons. In most cases, Newtons are abbreviated as “N”.
    • The amount of time the force was applied (Δt) is expressed in seconds.
    • Δt is also called the “time interval.”
  3. Advertisement

  1. Image titled Find Change in Momentum Step 3

    1

    Using Δp = m(Δv) Let’s say a 10 kg object accelerates from 10 m/s to 30 m/s. We know the mass (m) = 10 kg. To find the change in velocity (Δv), we subtract the final speed from the starting speed. Since 30 m/s — 10 m/s = 20 m/s, we know that Δv = 20 m/s. This means that Δp = 10 kg * 20 m/s. Therefore, Δp = 200 kg m/s.

    • We knew to use the formula Δp =m(Δv) because we were provided with mass (in kg) and velocities (in m/s).
    • Remember that the change in momentum (Δp) is always expressed in kg m/s.
  2. Image titled Find Change in Momentum Step 4

    2

    Using Δp = F(Δt) Let’s say that a force of 12 Newtons is applied to an object for 45 seconds. We know that F = 12 N, and Δt = 45 s. This means that Δp = 12 N * 45 s. Therefore, Δp = 540 kg m/s.

    • We knew to use the formula Δp = F(Δt) because we were provided with the Force (in N) and time (in seconds).
    • The change in momentum (Δp) is always expressed in kg m/s, regardless of which formula you use.
  3. Advertisement

  1. Image titled Find Change in Momentum Step 5

    1

    Example 1: A stationary 55 kg sled is pushed down a hill until it reaches 11 m/s. What is the change in the sled’s momentum? Which formula should you use to calculate it?

    • Since we were provided with mass and velocity, we should use the formula Δp = m(Δv).
    • We know that m = 55kg.
    • Because the sled was stationary when it began moving, we know that it accelerated from 0 m/s to 11 m/s. This means that Δv = 11 m/s — 0 m/s. Therefore, Δv = 11 m/s.
    • We can now plug in the values for m and Δv into the formula: Δp = 55 kg * 11 m/s, which equals 605 kg m/s.
    • Therefore, the sled’s change in momentum is 605 kg m/s.
  2. Image titled Find Change in Momentum Step 6

    2

    Example 2: A rocket engine ignites and burns for 45 s, applying a force of 3 million N to a spacecraft. What’s the change in the rocket’s momentum? Which formula should you use?

    • Since we’re provided with a force and a time, we should use the formula Δp = F(Δt).
    • We know the force was 3,000,000 N.
    • Because the rocket engine only applies a force while it’s burning, we know that the force was applied to the spacecraft for a total of 45 of seconds.
    • We can now plug in the values for F and Δt into the formula: Δp = 3,000,000 N * 45 s, which equals 135,000,000 kg m/s.
    • Therefore, the change in the rocket’s momentum is 135,000,000 kg m/s (or 1.35*10^8 kg m/s).
  3. Image titled Find Change in Momentum Step 7

    3

    Example 3: A 14,000 kg aircraft accelerates from 200 m/s to 550 m/s. What’s the aircraft’s change in momentum?

    • Because we have mass and velocity, we should use Δp =m(Δv).
    • We know the mass is 14,000 kg.
    • Because the plane accelerated from 200 m/s to 550 m/s, we know that Δv = 550 m/s — 200 m/s. Therefore, Δv = 350 m/s. In other words, the aircraft’s change in velocity is 350 m/s.
    • Plugging in these values gives us Δp = 14,000 kg * 350 m/s, which equals 4,900,000 kg m/s.
    • Therefore, the aircraft’s change in momentum is 4,900,000 kg m/s.
  4. Image titled Find Change in Momentum Step 8

    4

    Example 4: A scientist observes a boat sitting in a lake. After 25 seconds, the boat’s engine begins applying a force of 400 N, accelerating the boat. When the engine stops, the scientist notes that they had observed the boat for a total of 60 seconds. What is the boat’s change in momentum?

    • Because we’re provided with a force and a time, we should use the formula Δp = F(Δt).
    • We know F = 400 N.
    • We know that the scientist observed the boat for a total of 60 s. However, the boat’s engine did not begin applying a force until 25 s had passed. Therefore, to find the time that the force was actually applied (Δt), we need to find the difference between 60 s and 25 s. Δt = 60 s — 25 s. Therefore, Δt = 35 s. In other words, the force was applied to the boat for a total of 35 seconds.
    • Plugging in the values for F and Δt into our formula, Δp = F(Δt), we know that Δp = 400 N * 35 s, which equals 14,000 kg m/s.
    • Therefore, the boat’s change in momentum is 14,000 kg m/s.
  5. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • When learning about momentum, you might encounter the concept of “Impulse,» defined as Force applied over time, represented by the value J. J = Δp. Because J and Δp have the same value, J can also be calculated using J = m(Δv) or Δp = F(Δt). Impulse and change in momentum have the same value and are both expressed in kg m/s (kilogram meters per second). You’ll encounter impulse again in future physics courses, where its distinction from change in momentum will be explained in greater detail.[7]

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 7,095 times.

Did this article help you?

Импульс

  • Второй закон Ньютона в импульсной форме

  • Пример вычисления силы

  • Импульс системы тел

  • Закон сохранения импульса

  • Закон сохранения проекции импульса

Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: импульс тела, импульс системы тел, закон сохранения импульса.

Импульс тела — это векторная величина, равная произведению массы тела на его скорость:

vec{p} = mvec{upsilon } .

Специальных единиц измерения импульса нет. Размерность импульса — это просто произведение размерности массы на размерность скорости:

[p]=[m]cdot [upsilon ]= frac{displaystyle kgcdot m}{displaystyle c}.

Почему понятие импульса является интересным? Оказывается, с его помощью можно придать второму закону Ньютона несколько иную, также чрезвычайно полезную форму.

к оглавлению ▴

Второй закон Ньютона в импульсной форме

Пусть vec{F} — равнодействующая сил, приложенных к телу массы m. Начинаем с обычной записи второго закона Ньютона:

mvec{a} =vec{F} .

С учётом того, что ускорение тела vec{a} равно производной вектора скорости, второй закон Ньютона переписывается следующим образом:

mfrac{displaystyle dvec{upsilon } }displaystyle {dt}=vec{F} .

Вносим константу m под знак производной:

frac{displaystyle d(mvec{upsilon } )}{displaystyle dt}= vec{F} .

Как видим, в левой части получилась производная импульса:

frac{displaystyle dvec{displaystyle p} }{displaystyle dt}= vec{F} . ( 1)

Соотношение ( 1) и есть новая форма записи второго закона Ньютона.

Второй закон Ньютона в импульсной форме. Производная импульса тела есть равнодействующая приложенных к телу сил.

Можно сказать и так: результирующая сила, действующая на тело, равна скорости изменения импульса тела.

Производную в формуле ( 1) можно заменить на отношение конечных приращений:

frac{displaystyle Delta vec{displaystyle p} }{Delta displaystyle t}= vec{displaystyle F} . ( 2)

В этом случае vec{F} есть средняя сила, действующая на тело в течение интервала времени Delta t. Чем меньше величина Delta t, тем ближе отношение Delta vec{p} /Delta t к производной dvec{p} /dt, и тем ближе средняя сила vec{F} к своему мгновенному значению в данный момент времени.

В задачах, как правило, интервал времени Delta t достаточно мал. Например, это может быть время соударения мяча со стенкой, и тогда vec{F} — средняя сила, действующая на мяч со стороны стенки во время удара.

Вектор Delta vec{p} в левой части соотношения ( 2) называется изменением импульса за время Delta t. Изменение импульса — это разность конечного и начального векторов импульса. А именно, если vec{p} _{0} — импульс тела в некоторый начальный момент времени, vec{p} — импульс тела спустя промежуток времени Delta t, то изменение импульса есть разность:

Delta vec{p} = vec{p} -vec{p} _{0}.

Подчеркнём ещё раз, что изменение импульса — это разность векторов (рис. 1):

Рис. 1. Изменение импульса

Пусть, например, мяч летит перпендикулярно стенке (импульс перед ударом равен vec{p} _{0} ) и отскакивает назад без потери скорости (импульс после удара равен vec{p}= -vec{p} _{0}). Несмотря на то, что импульс по модулю не изменился (p= p _{0}), изменение импульса имеется:

Delta vec{p} = vec{p} -vec{p} _{0}= -vec{p} _{0}-vec{p} _{0}= -2vec{p} _{0}.

Геометрически эта ситуация показана на рис. 2:

Рис. 2. Изменение импульса при отскоке назад

Модуль изменения импульса, как видим, равен удвоенному модулю начального импульса мяча: Delta p= 2p_{0}.

Перепишем формулу ( 2) следующим образом:

Delta vec{p} =vec{F} Delta t, ( 3)

или, расписывая изменение импульса, как и выше:

vec{p} -vec{p} _{0}=vec{F} Delta t.

Величина vec{F} Delta t называется импульсом силы. Специальной единицы измерения для импульса силы нет; размерность импульса силы равна просто произведению размерностей силы и времени:

[FDelta t]= [F]cdot [t]= Hcdot c.

(Обратите внимание, что Hcdot c оказывается ещё одной возможной единицей измерения импульса тела.)

Словесная формулировка равенства ( 3) такова: изменение импульса тела равно импульсу действующей на тело силы за данный промежуток времени. Это, разумеется, снова есть второй закон Ньютона в импульсной форме.

к оглавлению ▴

Пример вычисления силы

В качестве примера применения второго закона Ньютона в импульсной форме давайте рассмотрим следующую задачу.

Задача. Шарик массы m= 100 г, летящий горизонтально со скоростью upsilon = 6 м/с, ударяется о гладкую вертикальную стену и отскакивает от неё без потери скорости. Угол падения шарика (то есть угол между направлением движения шарика и перпендикуляром к стене) равен alpha = 60^{circ}. Удар длится Delta t= 0,01 с. Найти среднюю силу,
действующую на шарик во время удара.

Решение. Покажем прежде всего, что угол отражения равен углу падения, то есть шарик отскочит от стены под тем же углом alpha (рис. 3).

Рис. 3. К задаче (вид сверху)

Тут всё дело в том, что стена — гладкая. Это значит, что трения между шариком и стеной нет. Следовательно, со стороны стены на шарик действует единственная сила vec{N} — сила упругости, направленная перпендикулярно стене (рис. 4).

Рис. 4. К задаче

Согласно ( 3) имеем: Delta vec{p} = vec{N} Delta t. Отсюда следует, что вектор изменения импульса сонаправлен с вектором vec{N} , то есть направлен перпендикулярно стене в сторону отскока шарика (рис. 5).

Рис. 5. К задаче

Векторы vec{p} _{0} и
vec{p} равны по модулю
(так как скорость шарика не изменилась). Поэтому треугольник, составленный из векторов vec{p} _{0}, vec{p} и Delta vec{p} , является равнобедренным. Значит, угол между векторами vec{p} и Delta vec{p} равен alpha , то есть угол отражения действительно равен углу падения.

Теперь заметим вдобавок, что в нашем равнобедренном треугольнике есть угол 60^{circ} (это угол падения); стало быть, данный треугольник — равносторонний. Отсюда:

Delta p= p_{0}= mupsilon = 0,1cdot 6= 0,6~Hcdot c.

И тогда искомая средняя сила, действующая на шарик:

N= frac{displaystyle Delta p}{displaystyle Delta t}= frac{displaystyle 0,6}{displaystyle 0,01}= 60~H.

к оглавлению ▴

Импульс системы тел

Начнём с простой ситуации системы двух тел. А именно, пусть имеются тело 1 и тело 2 с импульсами vec{p} _{1} и vec{p} _{2} соответственно. Импульс vec{p} системы данных тел — это векторная сумма импульсов каждого тела:

vec{p} = vec{p} _{1}+vec{p} _{2}.

Оказывается, для импульса системы тел имеется формула, аналогичная второму закону Ньютона в виде ( 1). Давайте выведем эту формулу.

Все остальные объекты, с которыми взаимодействуют рассматриваемые нами тела 1 и 2, мы будем называть внешними телами. Силы, с которыми внешние тела действуют на тела 1 и 2, называем внешними силами. Пусть vec{F} _{1} — результирующая внешняя сила, действующая на тело 1. Аналогично vec{F} _{2} — результирующая внешняя сила, действующая на тело 2 (рис. 6).

Рис. 6. Система двух тел

Кроме того, тела 1 и 2 могут взаимодействовать друг с другом. Пусть тело 2 действует на тело 1 с силой vec{T} . Тогда тело 1 действует на тело 2 с силой {vec{T} }. По третьему закону Ньютона силы vec{T} и {vec{T} } равны по модулю и противоположны по направлению: {vec{T} }. Силы vec{T} и {vec{T} } — это внутренние силы, действующие в системе.

Запишем для каждого тела 1 и 2 второй закон Ньютона в форме ( 1):

frac{displaystyle dvec{displaystyle p} _ {displaystyle 1}}{displaystyle dt}=vec{F} _{1}+vec{T} , ( 4)

frac{displaystyle dvec{displaystyle p} _{displaystyle 2}}{displaystyle dt}=vec{F} _{2}+{vec{T}}. ( 5)

Сложим равенства ( 4) и ( 5):

frac{displaystyle dvec{displaystyle p} _{displaystyle 1}}{displaystyle dt}+frac{displaystyle dvec{displaystyle p} _{displaystyle 2}}{displaystyle dt}= vec{F} _{1}+vec{F} _{2}+vec{T} +{vec{T}}.

В левой части полученного равенства стоит сумма производных, равная производной суммы векторов vec{p} _{1} и vec{p} _{2}. В правой части имеем vec{T} +{vec{T}} в силу третьего закона Ньютона:

frac{displaystyle d(vec{displaystyle p} _{displaystyle 1}+vec{displaystyle p} _{displaystyle 2})}{displaystyle dt}= vec{F} _{1}+vec{F} _{2}.

Но vec{p} _{1}+vec{p} _{2}= vec{p} — это импульс системы тел 1 и 2. Обозначим также vec{F} _{1}+vec{F} _{2}= vec{F} _{external} — это результирующая внешних сил, действующих на систему. Получаем:

frac{dvec{displaystyle p} }{displaystyle dt}= vec{F} _{external}. ( 6)

Таким образом, скорость изменения импульса системы тел есть равнодействующая внешних сил, приложенных к системе. Равенство ( 6), играющее роль второго закона Ньютона для системы тел, мы и хотели получить.

Формула ( 6) была выведена для случая двух тел. Теперь обобщим наши рассуждения на случай произвольного количества тел в системе.

Импульсом системы тел тел называется векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему. Если система состоит из N тел, то импульс этой системы равен:

vec{p} = vec{p} _{1}+vec{p} _{2}+...+vec{p} _{N}.

Дальше всё делается совершенно так же, как и выше (только технически это выглядит несколько сложнее). Если для каждого тела записать равенства, аналогичные ( 4) и ( 5), а затем все эти равенства сложить, то в левой части мы снова получим производную импульса системы, а в правой части останется лишь сумма внешних сил (внутренние силы, попарно складываясь, дадут нуль ввиду третьего закона Ньютона). Поэтому равенство ( 6) останется справедливым и в общем случае.

к оглавлению ▴

Закон сохранения импульса

Система тел называется замкнутой, если действия внешних тел на тела данной системы или пренебрежимо малы, или компенсируют друг друга. Таким образом, в случае замкнутой системы тел существенно лишь взаимодействие этих тел друг с другом, но не с какими-либо другими телами.

Равнодействующая внешних сил, приложенных к замкнутой системе, равна нулю: vec{F} _{external}= vec{0} . В этом случае из ( 6) получаем:

frac{displaystyle dvec{displaystyle p} }{displaystyle dt}= vec{0} .

Но если производная вектора обращается в нуль (скорость изменения вектора равна нулю), то сам вектор не меняется со временем:

vec{p} = const.

Закон сохранения импульса. Импульс замкнутой системы тел остаётся постоянным с течением времени при любых взаимодействиях тел внутри данной системы.

Простейшие задачи на закон сохранения импульса решаются по стандартной схеме, которую мы сейчас покажем.

Задача. Тело массы m_{1}= 800 г движется со скоростью upsilon _{1}= 3 м/с по гладкой горизонтальной поверхности. Навстречу ему движется тело массы m_{2}= 200 г со скоростью upsilon _{2}= 13 м/с. Происходит абсолютно неупругий удар (тела слипаются). Найти скорость тел после удара.

Решение. Ситуация изображена на рис. 7. Ось X направим в сторону движения первого тела.

Рис. 7. К задаче

Поскольку поверхность гладкая, трения нет. Поскольку поверхность горизонтальная, а движение происходит вдоль неё, сила тяжести и реакция опоры уравновешивают друг друга:

m_{1}vec{g} +vec{N} _{1}= vec{0} ,
m_{2}vec{g} +vec{N} _{2}= vec{0} .

Таким образом, векторная сумма сил, приложенных к системе данных тел, равна нулю. Это значит, что система тел замкнута. Стало быть, для неё выполняется закон сохранения импульса:

vec{p} _{before~hitting}= vec{p} _{after~hitting}. ( 7)

Импульс системы до удара — это сумма импульсов тел:

vec{p} _{before~hitting}= m_{1}vec{upsilon _{1}} +m_{2}vec{upsilon _{2}} .

После неупругого удара получилось одно тело массы m_{1}+m_{2}, которое движется с искомой скоростью vec{upsilon } :

vec{p} _{after~hitting}= (m_{1}+m_{2})vec{upsilon } .

Из закона сохранения импульса ( 7) имеем:

m_{1}vec{upsilon _{1}} +m_{2}vec{upsilon _{2}} = (m_{1}+m_{2})vec{upsilon } .

Отсюда находим скорость тела, образовавшегося после удара:

vec{upsilon} = frac{displaystyle m_{displaystyle 1}vec{displaystyle upsilon _{displaystyle 1}} +displaystyle m_{displaystyle 2}vec{displaystyle upsilon _{displaystyle 2}} }{displaystyle m_{displaystyle 1}+displaystyle m_{displaystyle 2}}.

Переходим к проекциям на ось X:

upsilon _{x}= frac{displaystyle m_{displaystyle 1}displaystyle upsilon _{displaystyle 1x}+displaystyle m_{displaystyle 2}upsilon _{displaystyle 2x}}{displaystyle m_{displaystyle 1}+displaystyle m_{displaystyle 2}}.

По условию имеем: upsilon _{1x}= 3 м/с, upsilon _{2x}= -13 м/с, так что

upsilon _{x}= frac{displaystyle 0,8cdot 3-0,2cdot 13}{displaystyle 0,8+0,2}= -0,2frac{m}{c}.

Знак минус указывает на то, что слипшиеся тела двигаются в сторону, противоположную оси X. Искомая скорость: upsilon = 0,2 м/с.

к оглавлению ▴

Закон сохранения проекции импульса

Часто в задачах встречается следующая ситуация. Система тел не является замкнутой (векторная сумма внешних сил, действующих на систему, не равна нулю), но существует такая ось X, сумма проекций внешних сил на ось X равна нулю в любой момент времени. Тогда можно сказать, что вдоль данной оси наша система тел ведёт себя как замкнутая, и проекция импульса системы на ось X сохраняется.

Покажем это более строго. Спроектируем равенство ( 6) на ось X:

frac{displaystyle dp_{displaystyle x}}{displaystyle dt}= F_{external,x}.

Если проекция равнодействующей внешних сил обращается в нуль, F_{external,x}= 0, то

frac{displaystyle dp_{displaystyle x}}{displaystyle dt}= 0.

Следовательно, проекция p_{x} есть константа:

p_{x}= const.

Закон сохранения проекции импульса. Если проекция на ось X суммы внешних сил, действующих на систему, равна нулю, то проекция p_{x} импульса системы не меняется с течением времени.

Давайте посмотрим на примере конкретной задачи, как работает закон сохранения проекции импульса.

Задача. Мальчик массы M, стоящий на коньках на гладком льду, бросает камень массы m со скоростью upsilon под углом alpha к горизонту. Найти скорость u, с которой мальчик откатывается назад после броска.

Решение. Ситуация схематически показана на рис. 8. Мальчик изображён прямогольником.

Рис. 8. К задаче

Импульс системы «мальчик + камень» не сохраняется. Это видно хотя бы из того, что после броска появляется вертикальная составляющая импульса системы (а именно, вертикальная составляющая импульса камня), которой до броска не было.

Стало быть, система, которую образуют мальчик и камень, не замкнута. Почему? Дело в том, что векторная сумма внешних сил Mvec{g} +mvec{g} +vec{N} не равна нулю во время броска. Величина N больше, чем сумма Mg+mg, и за счёт этого превышения как раз и появляется вертикальная компонента импульса системы.

Однако внешние силы действуют только по вертикали (трения нет). Стало быть, сохраняется проекция импульса на горизонтальную ось X. До броска эта проекция была равна нулю. Направляя ось X в сторону броска (так что мальчик поехал в направлении отрицательной полуоси), получим:

-Mu+mupsilon _{0}cos alpha = 0,

откуда

u=frac{mupsilon _{0}cos alpha }{M}.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Импульс» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
07.05.2023

Определение

Импульс тела — векторная физическая величина, обозначаемая как p и равная произведению массы тела на его скорость:

p = mv

Единица измерения импульса — килограмм на метр в секунду (кг∙м/с).

Направление импульса всегда совпадает с направлением скорости (p↑↓v), так как масса — всегда положительная величина (m > 0).

Пример №1. Определить импульс пули массой 10 г, вылетевшей со скоростью 300 м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Импульс пули есть произведение массы на ускорение. Прежде чем выполнить вычисления, нужно перевести единицы измерения в СИ:

10 г = 0,01 кг

Импульс равен:

p = mv = 0,01∙300 = 3 (кг∙м/с)

Относительный импульс

Определение

Относительный импульс — векторная физическая величина, равная произведению массы тела на относительную скорость:

p1отн2 = m1v1отн2 = m1(v1v2)

p1отн2 — импульс первого тела относительно второго, m1 — масса первого тела, v1отн2 — скорость первого тела относительно второго, v1 и v2 — скорости первого и второго тела соответственно в одной и той же системе отсчета.

Пример №2. Два автомобиля одинаковой массы (15 т) едут друг за другом по одной прямой. Первый — со скоростью 20 м/с, второй — со скоростью 15 м/с относительно Земли. Вычислите импульс первого автомобиля в системе отсчета, связанной со вторым автомобилем.

Сначала переведем единицы измерения в СИ:

15 т = 15000 кг

p1отн2 = m1(v1 – v2) = 15000(20 – 15) = 75000 (кг∙м/с) = 75∙103 (кг∙м/с)

Изменение импульса тела

ОпределениеИзменение импульса тела — векторная разность между конечным и начальным импульсом тела:

p = pp0 = p + (– p0)

p — изменение импульса тела, p — конечный импульс тела, p0 — начальный импульс тела

Частные случаи определения изменения импульса тела

Абсолютно неупругий удар

Конечная скорость после удара:

v = 0.

Конечный импульс тела:

p = 0.

Модуль изменения импульса тела равен модулю его начального импульса:

∆p = p0.

Абсолютно упругий удар

Модули конечной и начальной скоростей равны:

v = v0.

Модули конечного и начального импульсов равны:

p = p0.

Модуль изменения импульса тела равен удвоенному модулю начального (конечного) импульса:

∆p = 2p0 = 2p.

Пуля пробила стенку

Модуль изменения импульса тела равен разности модулей начального и конечного импульсов:

∆p = p0 – p = m(v0 – v)

Радиус-вектор тела повернул на 180 градусов

Модуль изменения импульса тела равен удвоенному модулю начального (конечного) импульса:

∆p = 2p0 = 2p = 2mv0

Абсолютно упругое отражение от горизонтальной поверхности под углом α к нормали

Модули конечной и начальной скоростей равны:

v = v0.

Модули конечного и начального импульсов равны:

p = p0.

Угол падения равен углу отражения:

α = α’

Модуль изменения импульса в этом случае определяется формулой:

Пример №3. Шайба абсолютно упруго ударилась о неподвижную стену. При этом направление движения шайбы изменилось на 90 градусов. Импульс шайбы перед ударом равен 1 кг∙м/с. Чему равен модуль изменения импульса шайбы в результате удара? Ответ округлите до десятых.

В данном случае 90 градусов и есть 2α (угол между векторами начального и конечного импульсов), в то время как α — это угол между вектором импульса и нормалью. Учтем, что при абсолютно упругом отражении модули конечного и начального импульсов равны.

Вычисляем:

Второй закон Ньютона в импульсном виде

Второй закон Ньютона говорит о том, что ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на него. Записывается он так:

Но ускорение определяется отношением разности конечной и начальной скоростей ко времени, в течение которого менялась скорость:

Подставим это выражение во второй закон Ньютона и получим:

Или:

F∆t — импульс силы, ∆p — изменение импульса тела

Пример №4. Тело движется по прямой в одном направлении. Под действием постоянной силы за 3 с импульс тела изменился на 6 кг∙м/с. Каков модуль силы?

Из формулы импульса силы выразим модуль силы:

Реактивное движение

Определение

Реактивное движение — это движение, которое происходит за счет отделения от тела с некоторой скоростью какой-либо его части. В отличие от других видов движения реактивное движение позволяет телу двигаться и тормозить в безвоздушном пространстве, достигать первой космической скорости.

Ракета представляет собой систему двух тел: оболочки массой M и топлива массой m. v — скорость выброса раскаленных газов. ∆m/∆t — расход реактивного топлива, V — скорость ракеты.

Второй закон Ньютона в импульсном виде:

Реактивная сила:

Второй закон Ньютона для ракеты:

Пример №5. Космический корабль массой 3000 кг начал разгон в межпланетном пространстве, включив реактивный двигатель. Из сопла двигателя каждую секунду выбрасывается 3 кг горючего газа со скоростью 600 м/с. Какой будет скорость корабля через 20 секунд после разгона? Изменением массы корабля во время разгона пренебречь. Принять, что поле тяготения, в котором движется корабль, пренебрежимо мало.

Корабль начинает движение из состояния покоя. Поэтому скорость будет равна:

V = a∆t

Выразим ускорение из второго закона Ньютона для ракеты:

Изменение импульса определяется произведением суммарной массы выброшенного горючего на скорость его выброса. Так как мы знаем, сколько выбрасывалось горючего каждую секунду, формула примет вид:

Отсюда ускорение равно:

Выразим формулу для скорости и сделаем вычисления:

Суммарный импульс системы тел

Определение

Суммарный импульс системы тел называется полным импульсом системы. Он равен векторной сумме импульсов всех тел, которые входят в эту систему:

Пример №6. Найти импульс системы, состоящей из двух тел. Векторы импульсов этих тел указаны на рисунке.

Между векторами прямой угол (его косинус равен нулю). Модуль первого вектора равен 4 кг∙м/с (т.к. занимает 2 клетки), а второго — 6 кг∙м/с (т.к. занимает 3 клетки). Отсюда:

Закон сохранения импульса

Закон сохранения импульсаПолный импульс замкнутой системы сохраняется:

Левая часть выражения показывает векторную сумму импульсов системы, состоящей из двух тел, до их взаимодействия. Правая часть выражения показывает векторную сумму этой системы после взаимодействия тел, которые в нее входят.

Закон сохранения импульса в проекции на горизонтальную ось

Если до и после столкновения скорости тел направлены вдоль горизонтальной оси, то закон сохранения импульса следует записывать в проекциях на ось ОХ. Нельзя забывать, что знак проекции вектора:

  • положителен, если его направление совпадает с направлением оси ОХ;
  • отрицателен, если он направлен противоположно направлению оси ОХ.

Важно!

При неупругом столкновении двух тел, движущихся навстречу друг другу, скорость совместного движения будет направлена в ту сторону, куда до столкновения двигалось тело с большим импульсом.

Частные случаи закона сохранения импульса (в проекциях на горизонтальную ось)

Неупругое столкновение с неподвижным телом m1v1 = (m1 + m2)v
Неупругое столкновение движущихся тел ± m1v1 ± m2v2 = ±(m1 + m2)v
В начальный момент система тел неподвижна 0 = m1v’1 – m2v’2
До взаимодействия тела двигались с одинаковой скоростью (m1 + m2)v = ± m1v’1 ± m2v’2

Сохранение  проекции импульса

В незамкнутых системах закон сохранения импульса выполняется частично. Например, если из пушки под некоторым углом α к горизонту вылетает снаряд, то влияние силы реакции опоры не позволит орудию «уйти под землю». В момент отдачи оно будет откатываться от поверхности земли.

Пример №7. На полу лежит шар массой 2 кг. С ним сталкивается шарик массой 1 кг со скоростью 2 м/с. Определить скорость первого шара при условии, что столкновение было неупругим.

Если столкновение было неупругим, скорости первого и второго тел после столкновения будут одинаковыми, так как они продолжат двигаться совместно. Используем для вычислений следующую формулу:

m2v2 = (m1 + m2)v

Отсюда скорость равна:

Задание EF17556

Импульс частицы до столкновения равен p1, а после столкновения равен p2, причём p1 = p, p2 = 2p, p1p2. Изменение импульса частицы при столкновении Δp равняется по модулю:

а) p

б) p√3

в) 3p

г) p√5


Алгоритм решения

1.Записать исходные данные.

2.Построить чертеж, обозначить векторы начального и конечного импульсов, а также вектор изменения импульса. Для отображения вектора изменения импульса использовать правило сложения векторов методом параллелограмма.

3.Записать геометрическую формулу для вычисления длины вектора изменения импульса.

4.Подставить известные значения и вычислить.

Решение

Запишем исходные данные:

 Модуль импульса частицы до столкновения равен: p1 = p.

 Модуль импульса частицы после столкновения равен: p2 = 2p.

 Угол между вектором начального и вектором конечного импульса: α = 90о.

Построим чертеж:

Так как угол α = 90о, вектор изменения импульса представляет собой гипотенузу треугольника, катами которого являются вектора начального и конечного импульсов. Поэтому изменение импульса можно вычислить по теореме Пифагора:

Δp=p21+p22

Подставим известные данные:

Δp=p2+(2p)2=5p2=p5

Ответ: г

pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор

Задание EF17695

На рисунке приведён график зависимости проекции импульса на ось Ox тела, движущегося по прямой, от времени. Как двигалось тело в интервалах времени 0–1 и 1–2?

а) в интервале 0–1 не двигалось, а в интервале 1–2 двигалось равномерно

б) в интервале 0–1 двигалось равномерно, а в интервале 1–2 двигалось равноускорено

в) в интервалах 0–1 и 1–2 двигалось равномерно

г) в интервалах 0–1 и 1–2 двигалось равноускорено


Алгоритм решения

1.Записать формулу, связывающую импульс тема с его кинематическими характеристиками движения.

2.Сделать вывод о том, как зависит характер движения от импульса.

3.На основании вывода и анализа графика установить характер движения тела на интервалах.

Решение

Импульс тела есть произведение массы тела на его скорость:

p = mv

Следовательно, импульс и скорость тела — прямо пропорциональные величины. Если импульс с течением времени не меняется, то скорость тоже. Значит, движение равномерное. Если импульс растет линейно, то и скорость увеличивается линейно. В таком случае движение будет равноускоренным.

На участке 0–1 импульс тела не менялся. Следовательно, на этом участке тело двигалось равномерно. На участке 1–2 импульс тела увеличивался по линейной функции, следовательно, на этом участке тело двигалось равноускорено.

Верный ответ: б.

Ответ: б

pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор

Задание EF22730

Камень массой 3 кг падает под углом α = 60° к горизонту в тележку с песком общей массой 15 кг, покоящуюся на горизонтальных рельсах, и застревает в песке (см. рисунок). После падения кинетическая энергия тележки с камнем равна 2,25 Дж. Определите скорость камня перед падением в тележку.


Алгоритм решения

1.Записать исходные данные.

2.Записать закон сохранения импульса применительно к задаче.

3.Записать формулу кинетической энергии тела.

4.Выполнить общее решение.

5.Подставить известные данные и вычислить искомую величину.

Решение

Запишем исходные данные:

 Масса камня: m1 = 3 кг.

 Масса тележки с песком: m2 = 15 кг.

 Кинетическая энергия тележки с камнем: Ek = 2,25 Дж.

Так как это абсолютно неупругий удар, закон сохранения импульса принимает вид:

m1v1+m2v2=(m1+m2)v

Учтем, что скорость тележки изначально была равна нулю, а к ее движению после столкновения привела только горизонтальная составляющая начальной скорости камня:

m1v1cosα=(m1+m2)v

Выразить конечную скорость системы тел после столкновения мы можем через ее кинетическую энергию:

Ek=(m1+m2)v22

Отсюда скорость равна:

v=2Ekm1+m2

Выразим скорость камня до столкновения через закон сохранения импульса и подставим в формулу найденную скорость:

v1=(m1+m2)vm1cosα=(m1+m2)m1cosα·2Ekm1+m2

Подставим известные данные и произведем вычисления:

v1=(3+15)3cos60o·2·2,253+15=12·0,25=12·0,5=6 (мс)

Ответ: 6

pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор

Задание EF22520

Снаряд, имеющий в точке О траектории импульсp0, разорвался на два осколка. Один из осколков имеет импульс p1
. Импульс второго осколка изображается вектором:

а) AB

б) BC

в) CO

г) OD


Алгоритм решения

1.Сформулировать закон сохранения импульса и записать его в векторной форме.

2.Применить закон сохранения импульса к задаче.

3.Выразить из закона импульс второго осколка и найти на рисунке соответствующий ему вектор.

Решение

Согласно закону сохранения импульса, импульс замкнутой системы тел сохраняется. Записать его можно так:

p1+p2=p′
1
+p2

Можем условно считать осколки замкнутой системой, так как они не взаимодействуют с другими телами. Применяя к ним закон сохранения импульса, получим:

p0=p1+p2

Отсюда импульс второго осколка равен векторной разности импульса снаряда и импульса первого осколка:

p2=p0p1

Известно, что разностью двух векторов является вектор, начало которого соответствует вычитаемому вектору, а конец — вектору уменьшаемому. В нашем случае вычитаемый вектор — вектор импульса первого осколка. Следовательно, начало вектора импульса второго осколка лежит в точке А. Уменьшаемый вектор — вектор импульса снаряда. Следовательно, конец вектора лежит в точке В. Следовательно, искомый вектор — AB.

Ответ: а

pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор

Задание EF18122

Летящая горизонтально со скоростью 20 м/с пластилиновая пуля массой 9 г попадает в груз неподвижно висящий на нити длиной 40 см, в результате чего груз с прилипшей к нему пулей начинает совершать колебания. Максимальный угол отклонения нити от вертикали при этом равен α = 60°. Какова масса груза?

Ответ:

а) 27 г

б) 64 г

в) 81 г

г) 100 г


Алгоритм решения

1.Записать исходные данные и перевести единицы измерения величин в СИ.

2.Сделать чертеж, отобразив начальное, промежуточное и конечное положение тел.

3.Записать закон сохранения импульса для момента столкновения и закон сохранения механической энергии для момента максимального отклонения нити от положения равновесия.

4.Выполнить решение задачи в общем виде.

5.Подставить известные данные и вычислить искомую величину.

Решение

Запишем исходные данные:

 Масса пластилиновой пули: m = 9 г.

 Скорость пластилиновой пули: v = 20 м/с.

 Максимальный угол отклонения нити: α = 60°.

Переведем единицы измерения величин в СИ:

Сделаем чертеж:

Нулевой уровень — точка А.

После неупругого столкновения пули с грузом они начинают двигаться вместе. Поэтому закон сохранения импульса для точки А выглядит так:

mv=(m+M)V

После столкновения система тел начинается двигаться по окружности. Точка В соответствует верхней точке траектории. В этот момент скорость системы на мгновение принимает нулевое значение, а потенциальная энергия — максимальное.

Закон сохранения энергии для точки В:

(m+M)V22=(m+M)gh

V22=gh

Высоту h можно определить как произведение длины нити на косинус угла максимального отклонения. Поэтому:

V=2glcosα

Подставим это выражение в закон сохранения импульса для точки А и получим:

Выразим массу груза:

Ответ: в

pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор

Алиса Никитина | Просмотров: 20.2k

Предположим, что нам дан график зависимости равнодействующей силы, приложенной к какому-то объекту, от времени.

Допустим, что этот график описывает изменение равнодействующей силы, приводящей в движение маленький кораблик на радиоуправлении массой 2.5 килограмма, который мы запустили плавать в спокойную речку.

В задаче требуется найти скорость тела через 7 секунд после начала движения (в самом начале оно покоилось).

Как же мы будем работать? Во-первых, мы найдем изменение импульса на трех ключевых участках, хорошо видных на рисунке.

Потом через импульс мы узнаем скорость кораблика в интересующий нас момент времени (мы сможем это сделать, так как знаем массу тела и его начальную скорость, которая равна нулю):

varDelta{vec{p}}=vec{p}-vec{p}_0

varDelta{vec{p}}=mvec{v}-mvec{v}_0

varDelta{vec{p}}=mvec{v}

vec{v}=dfrac{varDelta{vec{p}}}{m}

Начнем с того, что найдем изменение импульса в промежутке от 0 до 3 секунд. Для этого нам достаточно найти площадь прямоугольника, находящегося под графиком на этом участке. Почему так? Изменение импульса равно произведению суммы приложенных к телу сил и времени, в течение которого они действовали:

varDelta{vec{p}}=varSigma{vec{F}}varDelta{t}

Если теперь взглянуть на график, можно заметить, что модуль этого произведения совпадает с площадью нашего прямоугольника.

Итак, модуль изменения импульса на первом участке равен:

varDelta{p}=S_Box=ab=4thickspaceН×3thickspaceс=12thickspaceН⋅с

Равнодействующая сила действовала в положительном направлении, поэтому и изменение импульса будет положительно:

varDelta{vec{p}}_1=12thickspaceН⋅с

Используя графический способ нахождения модуля изменения импульса, найдем его и на двух других участках:

varDelta{p}_2=dfrac{1}{2}×4thickspaceН×2thickspaceс=4thickspaceН⋅с

varDelta{p}_3=dfrac{1}{2}×2thickspaceН×1thickspaceс=1thickspaceН⋅с

Добавим направления:

varDelta{vec{p}}_2=4thickspaceН⋅с

varDelta{vec{p}}_3=-,1thickspaceН⋅с

Найдем суммарное изменение импульса:

varDelta{vec{p}}=varDelta{vec{p}}_1+varDelta{vec{p}}_2+varDelta{vec{p}}_3

varDelta{vec{p}}=12thickspaceН⋅с+4thickspaceН⋅с-1thickspaceН⋅с

varDelta{vec{p}}=15thickspaceН⋅с

Осталось узнать скорость кораблика через 7 секунд после начала движения:

vec{v}=dfrac{varDelta{vec{p}}}{m}=dfrac{15thickspaceН⋅с}{2.5thickspaceкг}=6thickspaceм/с

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти канал кинопремьера на своем тв
  • Вмятина на капоте от камня как исправить
  • Как составить акт по дератизации
  • Как правильно составить тренировочный план в тренажерном зале
  • Как найти значение конуса