Как найти какому промежутку принадлежит корень уравнения

Метод интервалов, решение неравенств

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение квадратного неравенства

Неравенство — алгебраическое выражение, в котором используются знаки ≠, , ≤, ≥.

Числовое неравенство — это такое неравенство, в записи которого по обе стороны от знака находятся числа или числовые выражения.

Решение — значение переменной, при котором неравенство становится верным.

Решить неравенство значит найти множество, для которых оно выполняется.

Квадратное неравенство выглядит так:

где x — переменная,

Квадратное неравенство можно решить двумя способами:

  • графический метод;
  • метод интервалов.

Решение неравенства графическим методом

При решении квадратного неравенства необходимо найти корни соответствующего квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0. Чтобы найти корни, нужно найти дискриминант данного уравнения.

Как дискриминант влияет на корни уравнения:

  1. D = 0. Если дискриминант равен нулю, тогда у квадратного уравнения есть один корень;
  2. D > 0. Если дискриминант больше нуля, тогда у квадратного уравнения есть два различных корня;
  3. D 2 + bx + c.

Если требуется найти числовой промежуток, на котором квадратный трехчлен ax 2 + bx + c больше нуля, то этот числовой промежуток находится там, где парабола лежит выше оси ОХ.

Если нужно найти числовой промежуток, на котором квадратный трехчлен ax 2 + bx + c меньше нуля — это числовой промежуток, где парабола лежит ниже оси ОХ.

Если квадратное неравенство нестрогое, то корни входят в числовой промежуток. А если строгое — не входят.

Обучение на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart сделает сложные темы понятными, а высокий балл на экзаменах — достижимым!

Решение неравенства методом интервалов

Метод интервалов — это специальный алгоритм, который предназначен для решения рациональных неравенств.

Рациональное неравенство имеет вид f(x) ≤ 0, где f(x) — рациональная функция. При этом знак может быть любым: >, 2 + bx + c из левой части квадратного неравенства.

Изобразить координатную прямую и при наличии корней отметить их на ней.

Если неравенство строгое, нужно отметить корни пустыми (выколотыми) точками. Если нестрогое — обычными точками. Именно эти точки разбивают координатную ось на промежутки.

  • Определить, какие знаки имеют значения трехчлена на каждом промежутке (если на первом шаге нашли нули) или на всей числовой прямой (если нулей нет). И проставить над этими промежутками + или − в соответствии с определенными знаками.
  • Если квадратное неравенство со знаком > или ≥ — наносим штриховку над промежутками со знаками +.

    Если неравенство со знаком 2 + 4x — 5, его корнями являются числа -5 и 1, они разбивают числовую ось на три промежутка: (-∞, -5), (-5, 1) и (1, +∞).

    Определим знак трехчлена x 2 + 4x — 5 на промежутке (1, +∞). Для этого вычислим значение данного трехчлена при некотором значении x из этого промежутка. Можно брать любое значение переменной, главное — чтобы вычисления были простыми. В нашем случае, возьмем x = 2. Подставим его в трехчлен вместо переменной x:

    • 2 2 + 4 * 2 — 5 = 4 + 8 — 5 = 7.

    7 — положительное число. Это значит, что любое значение квадратного трехчлена на интервале (1, +∞) будет положительным. Так мы определили знак плюс.

    Определим знаки на оставшихся двух промежутках. Начнем с интервала (-5, 1). Из этого интервала можем взять x = 0 и вычислить значение квадратного трехчлена при этом значении переменной:

    • 0 2 + 4 * 0 — 5 = 0 + 0 — 5 = -5.

    Так как -5 — отрицательное число, то на этом интервале все значения трехчлена будут отрицательными. Так мы определили знак минус.

    Осталось определиться со знаком на промежутке (-∞, -5). Возьмем x = -6, подставляем:

    • (-6) 2 + 4 * (-6) — 5 = 36 — 24 — 5 = 7.

    Следовательно, искомый знак — плюс.

    Можно расставить знаки быстрее, если запомнить эти факты:

    Плюс или минус: как определить знаки

    Можно сделать вывод о знаках по значению старшего коэффициента a:

    если a > 0, последовательность знаков: +, −, +,

    если a 0, последовательность знаков: +, +,

    если a 2 — 7 не имеет корней и на промежутке (−∞, +∞) его значения отрицательны, так как коэффициент при x 2 есть отрицательное число -4, и свободный член -7 тоже отрицателен.

    • Когда квадратный трехчлен при D > 0 имеет два корня, то знаки его значений на промежутках чередуются. Это значит, что достаточно определить знак на одном из трех промежутков и расставить знаки над оставшимися промежутками, чередуя их. В результате возможна одна из двух последовательностей: +, −, + или −, +, −.
    • Если квадратный трехчлен при D = 0 имеет один корень, то этот корень разбивает числовую ось на два промежутка, а знаки над ними будут одинаковыми. Это значит, что достаточно определить знак над одним из них и над другим поставить такой же. При этом получится, либо +, +, либо −, −.
    • Когда квадратный трехчлен корней не имеет (D

    Теперь мы знаем пошаговый алгоритм. Чтобы закрепить материал потренируемся на примерах и научимся использовать метод интервалов для квадратных неравенств.

    Пример 1. Решить неравенство методом интервалов: x^2 — 5x + 6 ≥ 0.

      Разложим квадратный трехчлен на множители.

    Неравенство примет вид:

    Проанализируем два сомножителя:

    Первый: х — 3. Этот сомножитель может поменять знак при х = 3, значит при х 0 принимает положительные значения: х — 3 > 0.

    Второй: х — 2. Для этого сомножителя такая «знаковая» точка: х = 2.

    Вывод: знак произведения (х — 3) * (х — 2) меняется только при переходе переменной через значения х = 3 и х = 2.

    В этом весь смысл метода интервалов: определить интервалы значений переменной, на которых ситуация не меняется и рассматривать их как единое целое.

  • Построим чертеж.
  • Рассмотрим интервалы в том же порядке, как пишем и читаем: слева направо.

    Отобразим эти данные на чертеже:

    2 3 — на этом интервале ситуация не изменяется. Значит нужно взять любое значение из этого интервала и подставить его в произведение. Например: х = 25.

    • (25 — 3) (25 — 2) = 22*23 = 506 > 0

    Вывод: при х > 3 верно неравенство (х — 3) * (х — 2) > 0. Внесем эти данные в чертеж.


    Исходное неравенство: (х — 3) * (х — 2) ≥ 0.

    Если (х — 3) * (х — 2) > 0:

    Если (х — 3) (х — 2) = 0 — при х1 = 3, х2 = 2.

    Удовлетворяющие неравенству точки закрасим, а не удовлетворяющие — оставим пустыми.

    Ответ: х ≤ 0, х ≥ 3.

    Пример 2. Применить метод интервалов для решения неравенства х2+4х+3

    Отбор корней в тригонометрическом уравнение

    В этой статье и постараюсь объяснить 2 способа отбора корней в тригонометрическом уравнение: с помощью неравенств и с помощью тригонометрической окружности. Перейдем сразу к наглядному примеру и походу дела будем разбираться.

    а) Решить уравнение sqrt(2)cos^2x=sin(Pi/2+x)
    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-7Pi/2; -2Pi]

    Решим пункт а.

    Воспользуемся формулой приведения для синуса sin(Pi/2+x) = cos(x)

    sqrt(2)cos^2x — cosx = 0

    cosx(sqrt(2)cosx — 1) = 0

    x1 = Pi/2 + Pin, n ∈ Z

    sqrt(2)cosx — 1 = 0

    x2 = arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z
    x3 = -arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z

    x2 = Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z
    x3 = -Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z

    Решим пункт б.

    1) Отбор корней с помощью неравенств

    Здесь все делается просто, полученные корни подставляем в заданный нам промежуток [-7Pi/2; -2Pi], находим целые значения для n.

    -7Pi/2 меньше или равно Pi/2 + Pin меньше или равно -2Pi

    Сразу делим все на Pi

    -7/2 меньше или равно 1/2 + n меньше или равно -2

    -7/2 — 1/2 меньше или равно n меньше или равно -2 — 1/2

    -4 меньше или равно n меньше или равно -5/2

    Целые n в этом промежутку это -4 и -3. Значит корни принадлежащие этому промежутку буду Pi/2 + Pi(-4) = -7Pi/2, Pi/2 + Pi(-3) = -5Pi/2

    Аналогично делаем еще два неравенства

    -7Pi/2 меньше или равно Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
    -15/8 меньше или равно n меньше или равно -9/8

    Целых n в этом промежутке нет

    -7Pi/2 меньше или равно -Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
    -13/8 меньше или равно n меньше или равно -7/8

    Одно целое n в этом промежутку это -1. Значит отобранный корень на этом промежутку -Pi/4 + 2Pi*(-1) = -9Pi/4.

    Значит ответ в пункте б: -7Pi/2, -5Pi/2, -9Pi/4

    2) Отбор корней с помощью тригонометрической окружности

    Чтобы пользоваться этим способом надо понимать как работает эта окружность. Постараюсь простым языком объяснить как это понимаю я. Думаю в школах на уроках алгебры эта тема объяснялась много раз умными словами учителя, в учебниках сложные формулировки. Лично я понимаю это как окружность, которую можно обходить бесконечное число раз, объясняется это тем, что функции синус и косинус периодичны.

    Обойдем раз против часовой стрелки

    Обойдем 2 раза против часовой стрелки

    Обойдем 1 раз по часовой стрелки (значения будут отрицательные)

    Вернемся к нашем вопросу, нам надо отобрать корни на промежутке [-7Pi/2; -2Pi]

    Чтобы попасть к числам -7Pi/2 и -2Pi надо обойти окружность против часовой стрелки два раза. Для того, чтобы найти корни уравнения на этом промежутке надо прикидывать и подставлять.

    Рассмотри x = Pi/2 + Pin. Какой приблизительно должен быть n, чтобы значение x было где-то в этом промежутке? Подставляем, допустим -2, получаем Pi/2 — 2Pi = -3Pi/2, очевидно это не входит в наш промежуток, значит берем меньше -3, Pi/2 — 3Pi = -5Pi/2, это подходит, попробуем еще -4, Pi/2 — 4Pi = -7Pi/2, также подходит.

    Рассуждая аналогично для Pi/4 + 2Pin и -Pi/4 + 2Pin, находим еще один корень -9Pi/4.

    Сравнение двух методов.

    Первый способ (с помощью неравенств) гораздо надежнее и намного проще для пониманию, но если действительно серьезно разобраться с тригонометрической окружностью и со вторым методом отбора, то отбор корней будет гораздо быстрее, можно сэкономить около 15 минут на экзамене.

    источники:

    http://reshimvse.com/article.php?id=100

  • Отбор корней в тригонометрическом уравнение

    В этой статье и постараюсь объяснить 2 способа отбора корней в тригонометрическом уравнение: с помощью неравенств и с помощью тригонометрической окружности. Перейдем сразу к наглядному примеру и походу дела будем разбираться.

    а) Решить уравнение sqrt(2)cos^2x=sin(Pi/2+x)
    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-7Pi/2; -2Pi]

    Решим пункт а.

    Воспользуемся формулой приведения для синуса sin(Pi/2+x) = cos(x)

    sqrt(2)cos^2x — cosx = 0

    cosx(sqrt(2)cosx — 1) = 0

    x1 = Pi/2 + Pin, n ∈ Z

    sqrt(2)cosx — 1 = 0

    x2 = arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z
    x3 = -arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z

    x2 = Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z
    x3 = -Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z

    Решим пункт б.

    1) Отбор корней с помощью неравенств

    Здесь все делается просто, полученные корни подставляем в заданный нам промежуток [-7Pi/2; -2Pi], находим целые значения для n.

    -7Pi/2 меньше или равно Pi/2 + Pin меньше или равно -2Pi

    Сразу делим все на Pi

    -7/2 меньше или равно 1/2 + n меньше или равно -2

    -7/2 — 1/2 меньше или равно n меньше или равно -2 — 1/2

    -4 меньше или равно n меньше или равно -5/2

    Целые n в этом промежутку это -4 и -3. Значит корни принадлежащие этому промежутку буду Pi/2 + Pi(-4) = -7Pi/2, Pi/2 + Pi(-3) = -5Pi/2

    Аналогично делаем еще два неравенства

    -7Pi/2 меньше или равно Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
    -15/8 меньше или равно n меньше или равно -9/8

    Целых n в этом промежутке нет

    -7Pi/2 меньше или равно -Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
    -13/8 меньше или равно n меньше или равно -7/8

    Одно целое n в этом промежутку это -1. Значит отобранный корень на этом промежутку -Pi/4 + 2Pi*(-1) = -9Pi/4.

    Значит ответ в пункте б: -7Pi/2, -5Pi/2, -9Pi/4

    2) Отбор корней с помощью тригонометрической окружности

    Чтобы пользоваться этим способом надо понимать как работает эта окружность. Постараюсь простым языком объяснить как это понимаю я. Думаю в школах на уроках алгебры эта тема объяснялась много раз умными словами учителя, в учебниках сложные формулировки. Лично я понимаю это как окружность, которую можно обходить бесконечное число раз, объясняется это тем, что функции синус и косинус периодичны.

    Обойдем раз против часовой стрелки

    Обойдем 2 раза против часовой стрелки

    Обойдем 1 раз по часовой стрелки (значения будут отрицательные)

    Вернемся к нашем вопросу, нам надо отобрать корни на промежутке [-7Pi/2; -2Pi]

    Чтобы попасть к числам -7Pi/2 и -2Pi надо обойти окружность против часовой стрелки два раза. Для того, чтобы найти корни уравнения на этом промежутке надо прикидывать и подставлять.

    Рассмотри x = Pi/2 + Pin. Какой приблизительно должен быть n, чтобы значение x было где-то в этом промежутке? Подставляем, допустим -2, получаем Pi/2 — 2Pi = -3Pi/2, очевидно это не входит в наш промежуток, значит берем меньше -3, Pi/2 — 3Pi = -5Pi/2, это подходит, попробуем еще -4, Pi/2 — 4Pi = -7Pi/2, также подходит.

    Рассуждая аналогично для Pi/4 + 2Pin и -Pi/4 + 2Pin, находим еще один корень -9Pi/4.

    Сравнение двух методов.

    Первый способ (с помощью неравенств) гораздо надежнее и намного проще для пониманию, но если действительно серьезно разобраться с тригонометрической окружностью и со вторым методом отбора, то отбор корней будет гораздо быстрее, можно сэкономить около 15 минут на экзамене.

    Задание №12. Уравнения — профильный ЕГЭ по математике

    Задание 12 Профильного ЕГЭ по математике – это решение уравнений. Чаще всего, конечно, это тригонометрические уравнения. Но встречаются и другие типы – показательные, логарифмические, комбинированные.

    Сейчас задание 12 Профильного ЕГЭ на решение уравнения состоят из двух пунктов: собственно решения и отбора корней на определенном отрезке.

    Что нужно знать, чтобы справиться с этой задачей на ЕГЭ? Вот необходимые темы для повторения.

    Что необходимо помнить при решении уравнений?

    1) Помним про область допустимых значений уравнения! Если в уравнении есть дроби, корни, логарифмы или арксинусы с арккосинусами — сразу записываем ОДЗ. А найдя корни, проверяем, входят они в эту область или нет. Есть в уравнении есть — помним, что он существует, только если

    2) Стараемся записывать решение в виде цепочки равносильных переходов.

    3) Если есть возможность сделать замену переменной — делаем замену переменной! Уравнение сразу станет проще.

    4) Если еще не выучили формулы тригонометрии — пора это сделать! Много формул не нужно. Самое главное — тригонометрический круг, формулы синусов и косинусов двойных углов, синусов и косинусов суммы (разности), понижения степени. Формулы приведения не надо зубрить наизусть! Надо знать, как они получаются.

    5) Как отбирать решения с помощью тригонометрического круга? Вспомним, что крайняя правая точка тригонометрического круга соответствует числам Дальше всё просто. Смотрим, какая из точек этого типа попадает в указанный в условии промежуток. И к ней прибавляем (или вычитаем) нужные значения.

    Например, вы нашли серию решений , где — целое, а найти надо корни на отрезке На указанном промежутке лежит точка . От нее и будем отсчитывать. Получим:

    6) Получив ответ, проверьте его правильность. Просто подставьте найденные решения в исходное уравнение!

    а) Решите уравнение

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

    Упростим левую часть по формуле приведения.

    Вынесем за скобки. Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю.

    б) Отметим на тригонометрическом круге найденные серии решений и отрезок

    Видим, что указанному отрезку принадлежат решения

    Как отбирать решения с помощью тригонометрического круга? Вспомним, что крайняя правая точка тригонометрического круга соответствует числам Дальше всё просто. Смотрим, какая из точек этого типа попадает в указанный в условии промежуток. И к ней прибавляем (или вычитаем) нужные значения.

    Например, вы нашли серию решений , где — целое, а найти надо корни на отрезке На указанном промежутке лежит точка От нее и отсчитываем.

    2. а) Решите уравнение

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

    Это уравнение — комбинированное. Кроме тригонометрии, применяем свойства степеней.

    Степени равны, их основания равны. Значит, равны и показатели.

    Это ответ в пункте (а).

    б) Отберем корни, принадлежащие отрезку

    Отметим на тригонометрическом круге отрезок и найденные серии решений.

    Видим, что указанному отрезку принадлежат точки и из серии

    Точки серии не входят в указанный отрезок.

    А из серии в указанный отрезок входит точка

    Ответ в пункте (б):

    3. а) Решите уравнение

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

    Применим формулу косинуса двойного угла:

    Перенесем всё в левую часть уравнения и разложим по формуле разности квадратов.

    Обратите внимание: мы отметили серии решений на тригонометрическом круге. Это помогло нам увидеть, как их записать одной формулой.

    б) Для разнообразия отберем корни на отрезке с помощью двойного неравенства.

    Какой способ отбора корней лучше — с помощью тригонометрического круга или с помощью двойного неравенства? У каждого из них есть «плюсы» и «минусы».

    Пользуясь тригонометрическим кругом, вы не ошибетесь. Вы видите и интервал, и сами серии решений. Это наглядный способ.

    Зато, если интервал больше, чем один круг, удобнее отбирать корни с помощью двойного неравенства. Например, надо найти корни из серии на отрезке Это больше 10 кругов! Конечно, в таком случае лучше решить двойное неравенство.

    4. а) Решите уравнение

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

    Самое сложное здесь — область допустимых значений (ОДЗ). Условие заметно сразу. А условие появляется, поскольку в уравнении есть

    Уравнение равносильно системе:

    Отберем решения с помощью тригонометрического круга. Нам нужны те серии решений, для которых , то есть те, что соответствуют точкам справа от оси .

    Ответ в пункте а)

    б) Отметим на тригонометрическом круге найденные серии решений и отрезок

    Как обычно, ориентируемся на начало круга. Видим, что указанному промежутку принадлежат точки

    5. а) Решите уравнение

    б) Найдите корни, принадлежащие отрезку

    Выражение под корнем должно быть неотрицательно, а произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю.

    Это значит, что уравнение равносильно системе:

    Решим эту систему с помощью тригонометрического круга. Отметим на нем углы, для которых или . Заметим, что среди них находятся и углы, для которых

    Числа серии не могут быть корнями исходного уравнения, т.к. для этих чисел не выполнено условие . Остальные серии решений нас устраивают.

    Тогда в ответ в пункте (а) войдут серии решений:

    б) Отберем корни, принадлежащие отрезку любым способом — с помощью тригонометрического круга или с помощью двойного неравенства.

    Уравнение и его корни

    Время чтения: 11 минут

    Основные понятия уравнения

    Уравнением называют равенство, в котором одна из переменных неизвестна, и её нужно найти. Значение этой неизвестной должно быть таким, чтобы равенство было верным.

    К примеру: 3+4=7 это числовое равенство, при вычислении которого с левой стороны получается 7=7.

    Уравнением же будет называться следующее равенство: 3+х=7, поскольку есть неизвестная переменная х, её значение можно найти.

    Из этого уравнения следует, что переменная х=4, только при таком его значении равенство 3+х=7, будет верным.

    Неизвестные переменные принято писать в виде маленьких латинских букв, можно любыми, но чаще используют x,y,z.

    Получается, чтобы равенство сделать уравнением необходимо, чтобы в нем была буква, значение которой неизвестно.

    Как мы понимаем существует множество примеров уравнений с разными арифметическими действиями.

    Пример: х + 5 = 1= 9; z — 2 = 7; 9 * y = 18, 6 : f = 2

    Помимо этого существуют уравнения со скобками. К таким уравнениям относится 8 : (х — 4) = 2 * (8 — х), неизвестных может быть несколько, они могут быть, как слева уравнения, так и справа или в обеих частях.

    Помимо таких простых уравнений они могут быть с корнями, логарифмами, степенями и тд.

    Уравнение может содержать несколько переменными, тогда их принято называть, соответственно уравнениями с двумя, тремя и более переменными.

    3 * а = 15 : х — уравнение с двумя переменными:

    8 — а = 5 * х — z — уравнение с тремя переменными.

    Корень уравнения

    Мы часто слышим фразу на уроках математики, «найдите корень уравнения», давайте разберёмся, что же это значит.

    В примере 3+х=7, можно представить вместо буквы число, и уравнение тогда станет равенством, оно может быть либо верным, либо неверным, если поставить х=3, то первичное равенство примет вид 3+3 = 7 и станет неверным, а если х= 4 то равенство 3+4=7 будет верным, а значит х = 4 будет называться корнем или по другому решением уравнения 3+х=7.

    Определение.

    Отсюда можно выделить следующее определение: корень уравнения — это такое значение неизвестной переменной, при котором числовое равенство будет верным.

    Стоит отметить, что корней может быть несколько или не быть вовсе.

    Рассмотрим подробнее пример который не будет иметь корней. Таким примером станет 0 * х = 7, сколько бы чисел мы сюда не подставляли равенство не будет верным, так как умножая на ноль будет ноль, а не 7.

    Но существуют и уравнения с множественным числом корней, к примеру, х — 3 = 6, в таком уравнении только один корень 9, а в уравнении квадратного вида х2 = 16, два корня 4 и -4, можно привести пример и с тремя корнями х * (х — 1) * (х — 2) = 0, в данном случае три решения ноль, два и один.

    Для того чтобы верно записать результат уравнения мы пишем так:

    • Если корня нет, пишем уравнение корней не имеет;
    • Если есть и их несколько, они либо прописываются через запятые, либо в фигурных скобках, например, так: <-2, 3, 5>;
    • Еще одним вариантом написания корней, считается запись в виде простого равенства, к примеру неизвестная х а корни 3,5 тогда результат прописывается так: х=3, х=5.
    • или прибавляя индекс снизух1 =3 , х2 = 5. данным способом указывается номер корня;
    • Если решений уравнения бесконечное множество, то запись будет либо в виде числового промежутка от и до, или общепринятыми обозначениями. множество натуральных чисел N, целых – Z, действительных — R.

    Стоит отметить, что если уравнение имеет два и более корней, то чаще употребляется понятие решение уравнения. Рассмотрим определение уравнения с несколькими переменными.

    Решение уравнения с двумя и более переменными, означает, что эти несколько значений превращают уравнение в верное равенство.

    Представим, что мы имеем следующее уравнение х + а = 5, такое уравнение имеет две переменные. Если мы поставим вместо них числа 3 и 6 то равенство не будет верным, соответственно и данные числа не являются решением для данного примера. А если взять числа 2 и 3 то равенство превратится в верное, а числа 2 и 3 будут решением уравнения. Представленные уравнения с несколькими переменными, тоже могут или не иметь корня вообще или наоборот иметь множество решений.

    Правила нахождения корней

    Таких правил существует несколько рассмотрим их ниже.

    Пример 1

    Допустим мы имеем уравнение 4 + х = 10, чтобы найти корень уравнения или значение х в данном случае необходимо найти неизвестное слагаемое, для этого есть следующее правило или формула. Для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное значение.

    Решение:

    Чтобы проверить является ли 6 решением, мы ставим его на место неизвестной переменной х в исходное уравнение, получаем следующее равенство 4 + 6 = 10, такое равенство является верным, что означает число корня уравнения, равно 6.

    Пример 2

    Возьмём уравнение вида х — 5 = 3, в данном примере х это неизвестное уменьшаемое, для того чтобы его найти необходимо следовать следующему правилу:

    Для нахождения уменьшаемого необходимо сложить разность и вычитаемое.

    Решение:

    Проверяем правильность нахождения корня уравнения, подставляем, вместо переменной неизвестной, найденное число 8, получаем равенство 8 — 5 = 3, так как оно верное, то и корень уравнения найден правильно.

    Пример 3

    Берём уравнение, в котором неизвестное х будет вычитаемое к примеру: 8 — х = 4. для того чтобы найти х необходимо воспользоваться правилом:

    Для нахождения вычитаемого, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

    Решение:

    Проверяем правильность нахождения корня уравнения, для этого полученное значение ставим вместо неизвестного вычитаемого в исходный пример, и получаем следующее равенство 8 — 4 = 4, равенство верно, значит и корень найден правильно.

    источники:

    http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/zadanie-12-profilnogo-ege-po-matematike-uravneniya/

    http://www.napishem.ru/spravochnik/matematika/uravnenie-i-ego-korni.html

    Сообщения без ответов | Активные темы

    Автор Сообщение

    Заголовок сообщения: Корень уравнения принадлежит промежутку

    СообщениеДобавлено: 07 авг 2016, 09:21 

    Не в сети
    Начинающий


    Зарегистрирован:
    30 июн 2016, 10:18
    Сообщений: 20
    Откуда: Красноярск
    Cпасибо сказано: 7
    Спасибо получено:
    0 раз в 0 сообщении
    Очков репутации: 1

    Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

    Даны промежутки:
    1. (-4;-3) 2. (-3;-2) 3. (-1;0) 4. (0;1)
    Найти какому промежутку принадлежит корень уравнения:
    [math]sqrt{(3x + 1) times (x — 6)}= 3x + 1[/math]

    Вернуться к началу

    Профиль  

    Cпасибо сказано 

    sibiryk

    Заголовок сообщения: Re: Корень уравнения принадлежит промежутку

    СообщениеДобавлено: 07 авг 2016, 09:25 

    Мое решение:

    [math]begin{gathered}(3x + 1) times (x — 6) = (3x + 1) times (3x + 1) hfill \ x — 6 = 3x + 1 hfill \ — 2x = 7 hfill \ x = — 3,5 hfill \ end{gathered}[/math]

    Соответственно верный ответ: 1.
    Правильно ли я решил задачу?

    Вернуться к началу

    Профиль  

    Cпасибо сказано 

     Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
    Указать интервал которому принадлежит корень уравнения

    в форуме Исследование операций и Задачи оптимизации

    faunasie

    1

    366

    27 ноя 2018, 14:34

    Корень уравнения

    в форуме MathCad

    Genya_111

    1

    195

    19 дек 2021, 16:30

    Найти корень уравнения

    в форуме Алгебра

    VICTORQQQQ

    2

    364

    28 фев 2017, 19:32

    Найти корень уравнения

    в форуме Тригонометрия

    vitgon

    5

    427

    13 ноя 2015, 12:14

    Странный корень уравнения

    в форуме Линейная и Абстрактная алгебра

    AlexSam

    4

    588

    08 мар 2015, 10:54

    Найдите корень уравнения

    в форуме Начала анализа и Другие разделы школьной математики

    VICTORQQQQ

    2

    337

    28 фев 2017, 16:36

    Найти корень уравнения

    в форуме Алгебра

    Blamere

    6

    566

    27 ноя 2013, 15:37

    Лишний корень уравнения

    в форуме Начала анализа и Другие разделы школьной математики

    Zhihar

    4

    935

    09 сен 2015, 15:56

    Найти корень уравнения

    в форуме Алгебра

    demeopami

    5

    211

    20 май 2020, 16:37

    Найти корень логарифмического уравнения

    в форуме Алгебра

    SMOTRA

    2

    417

    30 май 2013, 13:05

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

    Вы не можете начинать темы
    Вы не можете отвечать на сообщения
    Вы не можете редактировать свои сообщения
    Вы не можете удалять свои сообщения
    Вы не можете добавлять вложения

    Пример:

    а) реши уравнение  

    sinx=cos2x

    .

    б) Найди все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

    2π;7π2

    .

    a) Уравнение прежде всего иррациональное, поэтому решается возведением обеих частей в квадрат. С учётом области определения получаем:

    sinx=cos2x;sinx≥0,cos2x≥0.

    Стоит заметить, что рассматривать оба неравенства в системе нам не нужно, так как мы будем решать уравнение. Поэтому можно оставить только одно — более простое неравенство:

    sinx=cos2x;(1)sinx≥0.

    Решим уравнение системы ((1)). Прежде всего избавимся от двойного угла в уравнении:

    sinx=cos2x;sinx−cos2x=0;sinx−(cos2x−sin2x)=0;sinx−(1−sin2x−sin2x)=0;sinx−(1−2sin2x)=0;2sin2x+sinx−1=0;sinx=−1,sinx=12.

    (sin x= -1) исключаем, так как это значение не входит в область определения, а решения второго уравнения обозначим на тригонометрической окружности.

    4.png

    Рис. (1). Решения уравнения на единичной окружности

    Эти решения можно записать в виде:

    x=π6+2πn,n∈ℤ,x=5π6+2πm,m∈ℤ.

    б) Рассмотрим три способа отбора корней, попадающих в отрезок

    2π;7π2

    .

    (1) способ:

    вернёмся к единичной окружности. Отметим на ней дугу, соответствующую указанному промежутку, подпишем начало и конец, отметим точки окружности, представляющие серии решений и принадлежащие дуге, укажем их значения, принадлежащие промежутку.

    2π+π6=13π6,2π+5π6=17π6.

    окр3.png

    Рис.  (2). Отбор корней с помощью единичной окружности

    Обрати внимание!

    Нельзя отмечать и подписывать посторонние точки на окружности!

    (2) способ:

    указанный отрезок соответствует неравенству

    2π≤x≤7π2

    . Подставим в него полученные корни:

    2π≤π6+2πn≤7π2,n∈ℤ:π;2≤16+2n≤72,n∈ℤ−16;2−16≤2n≤72−16,n∈ℤ;116≤2n≤206,n∈ℤ:2;1112≤n≤2012,n∈ℤ;1112≤n≤1812,n∈ℤ;n=1;π6+2π⋅1=13π6 2π≤5π6+2πm≤7π2,m∈ℤ:π;2≤56+2m≤72,m∈ℤ−56;2−56≤2m≤72−56,m∈ℤ;76≤2m≤166,m∈ℤ:2;712≤m≤1612,m∈ℤ;712≤m≤1412,m∈ℤ;m=1;5π6+2π⋅1=17π6

    Обрати внимание!

    Обязательно выдели целые части дробей для оценки значений (n) и (m)!

    (3) способ:

    разместим корни уравнения на числовой прямой. Сначала отметим корни, подставив вместо (n) и (m) (0), а потом добавим к каждому корню периоды. На числовой прямой должен быть выделен заданный отрезок, обозначены его концы, отмечены все последовательные значения серий корней, начиная с точек, расположенных левее промежутка, и заканчивая точками, расположенными правее промежутка.

    j2.png

    Рис.  (3). Отбор корней с помощью координатной прямой

    Нам останется только выбрать корни, которые попали в нужный нам отрезок.

    Ответ: а)

    π6+2πn,n∈ℤ;5π6+2πm,m∈ℤ

    ; б)

    13π6,17π6.

    Рекомендуем при решении тригонометрических уравнений использовать несколько разных способов отбора. Это поможет тебе убедиться в правильности отбора корней и выработать навык выбора наиболее удобного способа.

    Источники:

    Рис. 1. Решения уравнения на единичной окружности. © ЯКласс.

    Рис. 2. Отбор корней с помощью единичной окружности. © ЯКласс.

    Рис. 3. Отбор корней с помощью координатной прямой. © ЯКласс.

    В этой статье и постараюсь объяснить 2 способа отбора корней в тригонометрическом уравнение: с помощью неравенств и с помощью тригонометрической окружности. Перейдем сразу к наглядному примеру и походу дела будем разбираться.

    а) Решить уравнение sqrt(2)cos^2x=sin(Pi/2+x)
    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-7Pi/2; -2Pi]

    Решим пункт а.

    Воспользуемся формулой приведения для синуса sin(Pi/2+x) = cos(x)

    sqrt(2)cos^2x = cosx

    sqrt(2)cos^2x — cosx = 0

    cosx(sqrt(2)cosx — 1) = 0

    cosx = 0

    x1 = Pi/2 + Pin, n ∈ Z

    sqrt(2)cosx — 1 = 0

    cosx = 1/sqrt(2)

    cosx = sqrt(2)/2

    x2 = arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z
    x3 = -arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z

    x2 = Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z
    x3 = -Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z

    Решим пункт б.

    1) Отбор корней с помощью неравенств

    Здесь все делается просто, полученные корни подставляем в заданный нам промежуток [-7Pi/2; -2Pi], находим целые значения для n.

    -7Pi/2 меньше или равно Pi/2 + Pin меньше или равно -2Pi

    Сразу делим все на Pi

    -7/2 меньше или равно 1/2 + n меньше или равно -2

    -7/2 — 1/2 меньше или равно n меньше или равно -2 — 1/2

    -4 меньше или равно n меньше или равно -5/2

    Целые n в этом промежутку это -4 и -3. Значит корни принадлежащие этому промежутку буду Pi/2 + Pi(-4) = -7Pi/2, Pi/2 + Pi(-3) = -5Pi/2

    Аналогично делаем еще два неравенства

    -7Pi/2 меньше или равно Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
    -15/8 меньше или равно n меньше или равно -9/8

    Целых n в этом промежутке нет

    -7Pi/2 меньше или равно -Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
    -13/8 меньше или равно n меньше или равно -7/8

    Одно целое n в этом промежутку это -1. Значит отобранный корень на этом промежутку -Pi/4 + 2Pi*(-1) = -9Pi/4.

    Значит ответ в пункте б: -7Pi/2, -5Pi/2, -9Pi/4

    2) Отбор корней с помощью тригонометрической окружности

    Чтобы пользоваться этим способом надо понимать как работает эта окружность. Постараюсь простым языком объяснить как это понимаю я. Думаю в школах на уроках алгебры эта тема объяснялась много раз умными словами учителя, в учебниках сложные формулировки. Лично я понимаю это как окружность, которую можно обходить бесконечное число раз, объясняется это тем, что функции синус и косинус периодичны.

    Обойдем раз против часовой стрелки

    Обойдем 2 раза против часовой стрелки

    Обойдем 1 раз по часовой стрелки (значения будут отрицательные)

    Вернемся к нашем вопросу, нам надо отобрать корни на промежутке [-7Pi/2; -2Pi]

    Чтобы попасть к числам -7Pi/2 и -2Pi надо обойти окружность против часовой стрелки два раза. Для того, чтобы найти корни уравнения на этом промежутке надо прикидывать и подставлять.

    Рассмотри x = Pi/2 + Pin. Какой приблизительно должен быть n, чтобы значение x было где-то в этом промежутке? Подставляем, допустим -2, получаем Pi/2 — 2Pi = -3Pi/2, очевидно это не входит в наш промежуток, значит берем меньше -3, Pi/2 — 3Pi = -5Pi/2, это подходит, попробуем еще -4, Pi/2 — 4Pi = -7Pi/2, также подходит.

    Рассуждая аналогично для Pi/4 + 2Pin и -Pi/4 + 2Pin, находим еще один корень -9Pi/4.

    Сравнение двух методов.

    Первый способ (с помощью неравенств) гораздо надежнее и намного проще для пониманию, но если действительно серьезно разобраться с тригонометрической окружностью и со вторым методом отбора, то отбор корней будет гораздо быстрее, можно сэкономить около 15 минут на экзамене.

    Просмотры: 158987 |
    Статью добавил: slava191 |
    Категория: математика

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фото авто по вин номеру
  • Японское телешоу как найти мужа
  • Как найти неизвестную сторону треугольника решение
  • Холодильник самсунг ошибка rd что это как исправить
  • True cost афимолл сити как найти