Как найти картинную плоскость

Без знания законов линейной перспективы невозможно реалистично изобразить ни один объемный предмет, будь то человек или табуретка.

Но пугаться не стоит. Несмотря на громкое название, основных законов всего два и запомнить их очень просто.

Все вы когда-нибудь ездили на электричке и переходя железнодорожные пути, смотрели не идет ли поезд. Что вы видели в этот момент? 

Сходящие на линии горизонта рельсы, очевидно, параллельные друг другу.

И одинаковой высоты столбы линии электропередач, ближний из которых кажется значительно больше дальнего.

Собственно, это и есть два основных закона линейной перспективы:

  1. Параллельные прямые, удаляющиеся от нас мы видим сходящимися в одной точке. Эта точка называется точкой схода. Она, или ее проекция находится на линии горизонта
  2. Предметы одинаковой величины кажутся тем меньше, чем дальше от нас они расположены.

Основные понятия перспективы.

Перед тем, как мы начнем применять эти законы на практике, я дам вам несколько определений. Это упростит объяснения и поможет вам легче понимать специальную литературу.

Горизонт ( линия горизонта) — плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и ВСЕГДА видимая в виде прямой горизонтальной линии.

Условно можно считать, что перспективный горизонт и горизонт географический в нашем зрении совпадают.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу.

 Важно запомнить, что линия горизонта всегда находится на уровне ваших глаз. Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается.

Точка зрения – условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Картинная плоскость — условная плоскость, на которую проецируется изображение. Она всегда вертикальна. Независимо от того, как расположен ваш лист. 

Сокращения. Если поверхность находится под углом к картинной плоскости, она нам кажется более узкой, чем когда она параллельна картинной плоскости. Этот эффект называется — сокращения. Чем ближе угол между плоскостями к 90 градусам, тем больше сокращения. Если угол равен 90 градусам, мы видим поверхность, как линию.

Основные понятия. Тест.

Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам пройти небольшой тест. Ответы присылайте, пожалуйста, мне в личном сообщении.

  1. Где находится линия горизонта на картине.
    1. А
    2. Б
    3. В
    4. В натюрморте ее нет, горизонт виден только в пейзаже.
  2. Картинная плоскость…
    1. … всегда совпадает с плоскостью листа, на котором вы работаете.
    2. … может совпадать, если лист расположен вертикально и прямо перед вами.
    3. … никогда не совпадает.
  3. Геометрические тела в натюрморте находятся …
    1. … на линии горизонта.
    2. … выше линии горизонта.
    3. … ниже линии горизонта.
    4. … и выше и ниже.

Перспектива с одной точкой схода.

Один из двух наиболее распространенных типов перспективных построений. Мы ее используем, когда рисуем объект с прямыми углами, передняя сторона которого параллельна картинной плоскости. Этот тип построений часто используется для изображений интерьеров и архитектуры.

Saint Jerome in His Study Albrecht Dürer 1514

Разберем построения перспективы с одной точкой схода на примере построения куба.

  • Нарисуем на нашем листе линию горизонта. Местоположение выбираем произвольно, лучше в середине или верхней трети листаю
  • Нарисуем переднюю сторону куба, ниже линии горизонта.Она будет видна нам без искажений, то есть как квадрат.

  • Зададим точку схода (Т.С.) на линии горизонта. Когда мы рисуем по воображению, мы ее задаем произвольно. При натурном рисовании, она зависит от нашей точки зрения и определяется по параллельным прямым в изображаемом объекте.
  • Уходящие от нас ребра куба параллельны друг другу, а значит сходятся на линии горизонта в точке схода. Проведем прямые из углов передней стороны куба в точку схода.

  • Определим на глаз длину уходящих  от нас ребер куба. Мы видим их в сокращении. Справа от рисунка показаны ошибка при определении длины.

  • Достраиваем дальнюю сторону куба. Обратите внимание, что она тоже видна нам без искажений, то есть, как квадрат.

Постройте кубы на линии горизонта и выше нее.

Дополнительное упражнение 1.

Распечатайте работы, восстановите построение и найдите, где проходит линия горизонта.

Дополнительное упражнение 2.

Постройте недостающие ножки у стола. 

Перспектива с двумя точками схода.

Это более распространенный тип перспективных построений. Мы им пользуемся тогда, когда изображаем объекты, стороны которых расположены под прямым углом друг к другу. Сами эти объекты могут  находиться под произвольными углом к картинной плоскости.

Обратите внимание, что несмотря на название типа построения, на одной работе точек схода может быть бесконечно много. Потому что для каждой группы параллельных прямых точка схода своя. Если у вас на работе несколько предметов, расположенных под разным углом к картинной плоскости, групп параллельных прямых тоже будет несколько.

View of Warsaw from the Terrace of the Royal Castle
Bernardo Bellotto1773

В одной работе могут совмещаться построение перспективы с одной и с двумя точками схода.

В системах построения с одной и с двумя точками схода мы условно считаем все вертикали строго вертикальны. Мы не учитываем, что вы смотрите на объект сверху или снизу и, соответственно, один из его краев ближе к вам, а вертикальные грани являются параллельными прямыми, удаляющимся от вас и должны иметь точку схода. Если вы хотите учитывать этот фактор, вам нужно использовать систему построения с тремя точками схода. Но о ней и о других системах построения объемных изображений мы будем говорить в следующем курсе.

Разберем построения перспективы с двумя точками схода на примере куба.

  • Проводим линию горизонта по центру листа или чуть выше.
  • Произвольно задаем длину переднего вертикального ребра куба.

  • Задаем направления горизонтальных, уходящих от нас, ребер куба. Углы выбираем произвольно, но стараемся, чтобы визуально угол между ребрами читался как прямой. (Он  не будет прямым в геометрическом смысле, так как он находится не в плоскости, параллельной картинной, и мы видели его с перспективными искажениями)

  • Продлеваем горизонтальные ребра до линии горизонта. На пересечении получаем две точки схода (Т.С1 и Т.С.2).

  • От верхнего края переднего ребра проводим линии в точки схода.

  • На глаз определяем ширину боковых сторон куба. Обратите внимание, что их ширина будет меньше высоты, так как мы видим ее в сокращении, а высоту- нет. Чем на вашем рисунке меньше угол между горизонтальным и вертикальным ребром, тем уже соответствующая сторона.

  • От дальних углов боковых поверхностей проводим линии в точки схода.

  • На пересечении получаем верх и низ дальнего вертикального ребра. Соединяем их — строем ребро.

Упражнение 2.

Постройте кубы на и выше линии горизонта с теми же точками схода.

Задание. Воображаемый интерьер.

То, что окружает человека иногда говорит о нем больше, чем его внешность. Мне бы хотелось, чтобы вы придумали интерьер «с характером»: пространство, глядя на которое понимаешь, кто там обитает или что там произошло. Хотя ни обитателей ни событий мы не видим.

Как примеры тем предлагаю: 

» комната, где прячется преступник»

«комната одинокого человека»

«комната, где находят ответы на вопросы»

Если вы боитесь не справиться с интерьером, можно взять упрощённый вариант задания — предмет мебели, по которому можно узнать владельца, Например: » любимое кресло старого профессора». Можно пофантазировать на тему любимых предметов мебели литературных героев.

Дополнительное упражнение 3.

Даже мастера путались в построениях.

Распечатайте картины, восстановите линии построения и найдите, где ошиблись художники.

Дополнительное задание.

Композиция из геометрических тел. Линейный рисунок без тона. Основные элементы строим напросвет( так, как будто они из стекла) Стараемся пока использовать только кубы или прямоугольные параллелепипеды.

Кубы построены напросвет

Предлагаю вам вообразить себя архитектором или скульптором-абстракционистом и придумать интересную и эстетичную конструкцию из геометрических тел. Вы можете создать просто гармоничную структуру или попробовать изобразить абстрактное понятие, например, тяжесть или легкость, величие, власть или угрозу. Любые, даже самые необычные варианты, приветствуются.

Содержание:

Перспективной проекцией (перспективой) называется центральная проекция пространственного объекта на специально выбранную поверхность. Само слово «перспектива» происходит от латинского глагола «рег-spicere» — «видеть насквозь».

Перспектива является одним из методов построения наглядных изображений пространственных предметов.

В зависимости от того, на какой поверхности строят перспективу, различают следующие ее виды

  1. линейная перспектива — изображение на плоскости;
  2. панорамная перспектива — изображение на цилиндрической поверхности;
  3. купольная перспектива — изображение на сферической поверхности.

В данной лекции рассматривается линейная перспектива.

Получение перспективного изображения можно представить следующим образом Если пучок лучей, идущих от глаза наблюдателя по направлению к предмету, пересечь плоскостью, то полученное сечение будет перспективным изображением предмета. Перспектива подчиняется законам и правилам, по которым можно изображать предметы так, как они представляются нашему глазу в пространстве.

Система проецирования для построения перспективного изображения включает в себя следующие элементы (рис. 15.1):

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Картинная и нейтральная плоскости делят все пространство на три части:

  • — предметное пространство, которое находится за картинной плоскостью, в котором располагаются проецируемые предметы;
  • — промежуточное пространство — между картинной и нейтральной плоскостями;
  • — мнимое пространство, расположено по другую сторону от нейтральной плоскости.

Горизонтальные проекции точек на предметную плоскость Перспектива в начертательной геометрии с примерами называются основаниями этих точек н обозначаются так же, как горизонтальные проекции точек в ортогональных проекциях: Перспектива в начертательной геометрии с примерами — основание точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами расположенной в предметном пространстве.

Перспектива точки

Для того чтобы построить перспективу точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами расположенной в предметном пространстве (см рис. 15.1), необходимо из точки зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами провести луч через точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами Точка пересечения этого проецирующего луча Перспектива в начертательной геометрии с примерами с картинной плоскостью Перспектива в начертательной геометрии с примерами определит перспективу точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами т.е. точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами Аналогично можно найти и перспективу основания точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами — перспективу Перспектива в начертательной геометрии с примерами Точка пересечения луча Перспектива в начертательной геометрии с примерами с картинной плоскостью определит перспективу точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами т.е. точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами Точка Перспектива в начертательной геометрии с примерами называется перспективой основания точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами или вторичной перспективной проекцией точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами (первичной проекцией считается ортогональная проекция этой точки — Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Для того чтобы обеспечить взаимно-однозначное соответствие между точками пространства и их перспективными проекциями, строят на картинной плоскости перспективную проекцию точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами и ее вторичную проекцию Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Таким образом, положение точки в пространстве может быть определено, если на изображении заданы перспективы точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами и ее основания Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Перспектива прямой

Перспективой прямой линии является прямая. Для построения перспективы заданного прямолинейного отрезка необходимо построить перспективы двух его точек. Представим бесконечную прямую, заданную отрезком Перспектива в начертательной геометрии с примерами (рис. 15.2). В перспективном изображении прямая имеет две характерные точки — начальную и конечную. Начальная точка Перспектива в начертательной геометрии с примерами является следом прямой на картинной плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами Для того чтобы найти конечную точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами построим изображение в перспективе промежуточных точек прямой.

Возьмем на заданной прямой несколько точек — Перспектива в начертательной геометрии с примерами и т. д. Проведя лучи от точки зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами к каждой точке прямой, видим, что чем дальше точка прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами от картины, тем острее угол, образуемый лучом с этой линией. Постепенно лучи будут приближаться к положению, параллельному данной прямой.

Луч. проведенный в точку на прямой, удаленную на бесконечно большое расстояние от картины, пройдет параллельно самой прямой и пересечет картину в точке Перспектива в начертательной геометрии с примерами расположенной на линии горизонта. Прямая Перспектива в начертательной геометрии с примерами будет полной перспективой рассматриваемой прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами параллельной предметной плоскости. Точка Перспектива в начертательной геометрии с примерами на линии горизонта называется точкой схода. Лучи Перспектива в начертательной геометрии с примерами ограничивают на полной перспективе прямой перспективное изображение Перспектива в начертательной геометрии с примерами отрезка Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Можно для получения перспективного изображения отрезка Перспектива в начертательной геометрии с примерами воспользоваться горизонтальными проекциями лучей Перспектива в начертательной геометрии с примерами которые в пересечении с основанием картины дадут точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами (картинные следы). Проведя перпендикуляры к основанию картины через эти точки, найдем на пересечении с полной перспективой прямой точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами Для того чтобы перспективное изображение прямой было однозначно обратимым, необходимо перспективу Перспектива в начертательной геометрии с примерами прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами дополнить перспективой Перспектива в начертательной геометрии с примерами ее горизонтальной проекции Перспектива в начертательной геометрии с примерами называется вторичной проекцией.

На рис. 15.3 построена полная перспектива прямой, параллельной плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами заданной отрезком Перспектива в начертательной геометрии с примерами на ортогональном чертеже. Горизонтальный след Перспектива в начертательной геометрии с примерами картины намечаем между горизонтальной проекцией отрезка Перспектива в начертательной геометрии с примерами и точкой стояния Перспектива в начертательной геометрии с примерами Проводим линию горизонта Перспектива в начертательной геометрии с примерами и переносим на неё точку зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами и главную точку картины Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Создав таким образом систему проецирования, строим перспективу прямой Начальную точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами находим, продолжая прямую в сторону картинной плоскости. Конечную точку или точку схода Перспектива в начертательной геометрии с примерами получим, проведя луч Перспектива в начертательной геометрии с примерамипараллельно Перспектива в начертательной геометрии с примерами до пересечения с картинной плоскостью в точке Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Чтобы получить перспективу Перспектива в начертательной геометрии с примерами отрезка Перспектива в начертательной геометрии с примерами необходимо провести проецирующие лучи Перспектива в начертательной геометрии с примерами и найти точки их пересечения с картиной. Построение вторичной проекции Перспектива в начертательной геометрии с примерами показано на чертеже (см. рис. 15.3).

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Приведем некоторые свойства прямых в перспективе:

  • —    линии, параллельные между собой в пространстве, имеют в перспективе общую точку схода;
  • —    линии, принадлежащие картинной плоскости, сохраняют в перспективе натуральную величину;
  • —    горизонтальные прямые, не параллельные картинной плоскости, имеют точки схода на линии горизонта;
  • —    горизонтальные прямые, расположенные под углом Перспектива в начертательной геометрии с примерами к картине, имеют точку схода, лежащую на линии горизонта и удаленную от главной точки картины Перспектива в начертательной геометрии с примерами на величину главного расстояния Перспектива в начертательной геометрии с примерами
  • —    точкой схода горизонтальных прямых, перпендикулярных картине, является главная точка картины Перспектива в начертательной геометрии с примерами
  • —    перспективы прямых, принадлежащих предметной плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами и проходящих через основание точки зрения, перпендикулярны основанию картины Перспектива в начертательной геометрии с примерами и линии горизонта Перспектива в начертательной геометрии с примерами
  • —    перспективы прямых, параллельных картине, параллельны самим прямым. Отсюда следует, что вертикальные прямые изображаются в перспективе вертикальными прямыми.

Перспектива плоских фигур

Построим перспективу фигуры Перспектива в начертательной геометрии с примерами принадлежащей плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерамиПоложение картинной плоскости определено ее основанием Перспектива в начертательной геометрии с примерами положение точки зрения — точкой Перспектива в начертательной геометрии с примерами и высотой горизонта Перспектива в начертательной геометрии с примерами Проведем линию горизонта и основание картины на заданном расстоянии Перспектива в начертательной геометрии с примерами (рис. 15.4), определим положение точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами в плане (рис. 15.5) и отметим ее в перспективе.

Фигура Перспектива в начертательной геометрии с примерами ограничена, в основном, двумя группами параллельных линий. Одно из доминирующих направлений определяется прямыми Перспектива в начертательной геометрии с примерами другое — прямыми Перспектива в начертательной геометрии с примерами Определим для них точки схода Перспектива в начертательной геометрии с примерами Построим в перспективе на линии горизонта точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами и Перспектива в начертательной геометрии с примерами на соответствующих расстояниях от точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Начнем построение перспективы с точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами Продолжим прямые Перспектива в начертательной геометрии с примерами и Перспектива в начертательной геометрии с примерами до основания картины и отметим точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами Перспектива прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами проходит через точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами прямой  Перспектива в начертательной геометрии с примерами — через точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами На пересечении этих прямых расположена перспектива точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами Точка Перспектива в начертательной геометрии с примерами лежит на прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерамиперспектива которой уже построена. Поэтому проведем через точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами еще одну прямую, например, перпендикулярную основанию картины. Она пересекается с основанием картины в точке Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Построим перспективу Перспектива в начертательной геометрии с примерами прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами Точка Перспектива в начертательной геометрии с примерами лежит на пересечении прямых Перспектива в начертательной геометрии с примерами Для построения ее перспективы нужно построить только перспективу прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами так как перспектива прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами уже найдена. Отметив точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами проведем через эту точку и Перспектива в начертательной геометрии с примерами перспективу прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Найдем перспективу точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами Воспользуемся, например, прямой, проходящей через эту точку и точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами Перспектива такой прямой идет через точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами вертикально. В ее пересечении с перспективой Перспектива в начертательной геометрии с примерами отметим Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Перспектива точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами построена с помощью горизонтальных прямых Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Проводим перспективы прямых Перспектива в начертательной геометрии с примерами соответственно через точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами и получаем перспективу точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Перспектива точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами построена с помощью прямой Перспектива в начертательной геометрии с примерами и прямой, проходящей через точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами и точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Выбор прямых, с помощью которых строятся перспективы точек фигуры, зависит от конкретных условий задачи. В данном примере были использованы три типа горизонтальных прямых: 1) проходящих через точку Перспектива в начертательной геометрии с примерами 2) перпендикулярных основанию картины, 3) наклоненных к основанию картины

Рассмотрим построение перспективы окружности (рис. 15.6, а, б). В перспективе изображение окружности строят чаще всего, вписывая ее в квадрат (в перспективное изображение квадрата). Расположим картинную плоскость фронтально. Тогда перспективы прямых Перспектива в начертательной геометрии с примерами будут иметь точкой схода главную точку картины Перспектива в начертательной геометрии с примерами так как Перспектива в начертательной геометрии с примерами перпендикулярны картине. Перспективу окружности, вписанной в квадрат, можно построить по восьми точкам. В четырех точках она касается сторон квадрата, а другие ее четыре точки располагаются на его диагоналях. В связи с тем, что диагонали располагаются под углом Перспектива в начертательной геометрии с примерами к плоскости картины, точками их схода будут являться точки дальности Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Способы построения перспективных изображений

Построение перспектив в строительном черчении и начертательной геометрии производится по прямоугольным проекциям. В качестве таких проекций здания выбирают его горизонтальную и фронтальную проекции, которые называют планом и фасадом.

Существует несколько способов построения перспектив геометрических тел и зданий по заданному чертежу в прямоугольных проекциях. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее широкое практическое применение.

Способ перспективных координат, разработанный Н.Л. Русскевичем, в литературе называют «способом ортогонального эпюра».

Суть способа состоит в использовании прямоугольных проекций предмета для графического определения двух координат перспективы точки. Он отличается простотой и компактностью построения за счет отказа от использования точек схода.

Этот способ заключается в том, что на картинной плоскости выбирается новая система координат Перспектива в начертательной геометрии с примерами За ось Перспектива в начертательной геометрии с примерами принимается основание картины Перспектива в начертательной геометрии с примерами начало координат Перспектива в начертательной геометрии с примерами выбирается в произвольной точке (рис. 16.1, а). Перспектива точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами на ортогональном эпюре определяется как след луча, т.е. как точка пересечения луча Перспектива в начертательной геометрии с примерами с плоскостью Перспектива в начертательной геометрии с примерами (точка Перспектива в начертательной геометрии с примерами ее проекции Перспектива в начертательной геометрии с примерами В новой системе координат Перспектива в начертательной геометрии с примерами на плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами определяются координаты точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами координата Перспектива в начертательной геометрии с примерами и координата Перспектива в начертательной геометрии с примерами Эти координаты в выбранном масштабе откладываются на картине Перспектива в начертательной геометрии с примерами и определяют положение перспективы точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами (см. рис. 16.1, б и в).

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

На рис. 16.2 показано построение перспективы сооружения способом перспективных координат (перспективное изображение увеличено в два раза по сравнению с ортогональными проекциями).
Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Способ архитекторов. В основу этого способа положено свойство параллельных прямых сходиться в перспективе в одной точке (точке схода Перспектива в начертательной геометрии с примерами Этот способ применяется при построении перспективных изображений различных сооружений, которые в плане имеют два доминирующих направления линий.

Рассмотрим последовательность построения перспективы здания способом архитекторов. Для получения более выразительной перспективы след картинной плоскости проводим через одни из углов здания и располагаем под углом Перспектива в начертательной геометрии с примерами к направлению главного фасада. Точку зрения выбираем так, чтобы угол зрения, определяемый крайними лучами зрения, был равен Перспектива в начертательной геометрии с примерами и чтобы она лежала на перпендикуляре, восстановленном в средней третьей части ширины картины (рис. 16.3).

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Точки схода для основных направлений плана найдутся, если провести прямые из точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами параллельно сторонам объекта до пересечения с основанием картины в точках Перспектива в начертательной геометрии с примерами

После установки точки зрения, картинной плоскости и нахождения точек схода проводятся лучи зрения из всех точек объекта и на следе картинной плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами фиксируются все точки пересечения: Перспектива в начертательной геометрии с примерами и т.д.

Для построения самой перспективы переносим след картинной плоскости со всеми нанесенными на нем точками, линию горизонта, главную точку картины и точки схода Перспектива в начертательной геометрии с примерами на то пространство, где будем строить перспективу (рис. 16.4). Линию горизонта проводим параллельно основанию картинной плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами на заданной высоте и на нее переносим точки схода с основания картинной плоскости.

Так как картинная плоскость проведена через ребро 1, то оно в перспективе изобразится в натуральную величину. Из точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами восстанавливаем перпендикуляр к следу картинной плоскости н на нем откладываем высоту ребра 1, взятую с фронтальной проекции ортогонального чертежа. Нижнюю и верхнюю точки ребра 1 соединяем с точками схода Перспектива в начертательной геометрии с примерами получая направление сторон здания Восстановив перпендикуляры из точек Перспектива в начертательной геометрии с примерами до пересечения с лучами, идущими в точки схода, получим стороны здания 1-2 и 1-3. Таким же образом находим все ребра и стороны объекта в перспективе.

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Для получения точек 8, 9, 10 и 11 в перспективе продолжим линию конька 11-10 до пересечения с картинной плоскостью Перспектива в начертательной геометрии с примерами в точке Перспектива в начертательной геометрии с примерами а линию 8-9  до пересечения в точке Перспектива в начертательной геометрии с примерами и переносим эти точки в перспективу. Из полученных точек восстанавливаем перпендикуляры, на которых откладываем высоты от земли до соответствующего конька. Соединяем точки Перспектива в начертательной геометрии с примерами точками схода и, пересекая полученные линии перпендикулярными прямыми, восстановленными из точек Перспектива в начертательной геометрии с примерами получим перспективное изображение прямых 11-10 и 8-9, принадлежащих конькам кровли. Найденные точки соединяем с соответствующими точками, согласно ортогональному чертежу, и получаем перспективное изображение кровли.

Выбор рационального положения картины и точки зрения при построении перспективы

Наглядность перспективных изображений зависит от правильности выбора положения картины и точки зрения

Основание картинной плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами должно составлять с одной из сторон плана сооружения (чаще всего с главным фасадом) угол Перспектива в начертательной геометрии с примерами (рис. 16.5). Картинную плоскость обычно совмещают с одним из вертикальных ребер изображаемого объекта.

Точка зрения должна быть расположена так, чтобы соблюдались следующие условия:

  1. Угол зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами должен быть в пределах Перспектива в начертательной геометрии с примерами (наиболее наглядное перспективное изображение получается при угле зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами
  2. Главная точка картины Перспектива в начертательной геометрии с примерами должна находиться в средней трети ширины изображаемого объекта (т.е. в средней трети отрезка Перспектива в начертательной геометрии с примерами

Вид перспективного изображения зависит от высоты горизонта.

Перспектива, полученная с точки зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами (рис. 16.6), расположенной на высоте человеческого роста (1,5… 1,7 м), называется перспективой с нормального горизонта (см. рис. 16.6, а).

Если точка зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами (см рис. 16.5) находится выше человеческого роста, в пределах средней трети высоты сооружения, то перспективу называют перспективой с повышенного горизонта (см. рис. 16.6, б).

Если точка зрения Перспектива в начертательной геометрии с примерами (см. рис. 16.5) располагается выше изображаемого объекта, на высоте 100 метров и выше, тогда перспективу называют перспективой с птичьего полета (см. рис. 16.6, в).

Перспективой с нулевого горизонта (см рис. 16.6, г) называется перспективное изображение при расположении точки зрения на предметной плоскости Перспектива в начертательной геометрии с примерами (точка Перспектива в начертательной геометрии с примерами на рис. 16.5).

Перспектива в начертательной геометрии с примерами

  • Построение окружности
  • Цилиндрическая винтовая линия
  • Определение и задание поверхностей на чертеже
  • Классификация поверхностей
  • Чертежи плоскости
  • Взаимное положение двух плоскостей, прямой линии и плоскости
  • Решение задач на тему: перпендикулярности прямой и плоскости
  • Проекции с числовыми отметками

Академический рисунок: Основы перспективы

December 3, 2020

Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.

«Перспектива» (от латинского «perspicere») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертаний видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертаний можно обвести жировым карандашом, тушью или другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.

Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.

Рис. 5

Рис. 5

Архитектор Филиппа Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например, Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно». Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видения натуры на основе перспективы А.Г.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.

Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры, так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективы и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера. Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомером, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова: «Сила художника в знании. Творчество без знания — тля.»

Рис. 6

Рис. 6

Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис. 5-8). Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а также ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).

Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.

Рис. 7

Рис. 7

Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис.9, слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении. Чтобы избежать подобных нарушений, попробуем разобраться, как мы воспринимаем предметы в пространстве. Речь пойдет о элементах наблюдательной перспективы. Рассмотрим основные правила этого зрительного явления.

Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9

Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла — тупыми и два — острыми. По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).

Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее (рис.10).

Рис. 10

Рис. 10

Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.

Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения — увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце — сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.

Рис. 11

Рис. 11

Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.

Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как линия горизонта, линия схода, точка схода, картинная плоскость. На рис 11 наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.

Основы перспективы

Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.

Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу — больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.

Необходимо отметить одно важное правило: горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения — горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.

Рис. 12

Рис. 12

Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. — всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.

Перспективный горизонт — это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.

Рис. 13

Рис. 13

Перед нами изображаемый предмет — куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба (см.рис.11).

Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие — к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.

Рис. 14

Рис. 14

Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.

На рис.12 изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стены ~ к другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию — ось стены, которая делит стену пополам. Обратим внимание (рис.13) на дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу). Следующий дом (рис.14) просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.

На рис.15 изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.

Рис. 15

Рис. 15

На другом рисунке интерьера (рис.16) видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.

Рис. 16

Рис. 16

Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.

Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30°-35°. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода. Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективного сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть: для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких — на уровне глаз стоящего человека.

Рис. 17

Рис. 17

На рис.17 показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.

При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.

018-sm.jpg

018-2-sm.jpg

Рис.18. Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта

Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема (рис.18). В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.

019-sm.jpg

Рис.19. Упражнение по развитию объемно-пространственных представлений и навыков перспективного изображения предметов на плоскости.

Картинная плоскость

  • Картинная плоскость — воображаемая плоскость, расположенная перпендикулярно лучу зрения (направлению взгляда на объект). Находится либо в плоскости объекта, либо между наблюдателем и объектом. Картинная плоскость определяется опорной точкой (в роли которой, как правило, выступает наблюдаемый объект), нормалью с началом в опорной точке, расстоянием до картинной плоскости. Термин используется в живописи, фотографии, астрономии.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Полюс эклиптики — это точка на небесной сфере, находящаяся на пересечении с перпендикуляром к плоскости эклиптики. Является полюсом эклиптической системы небесных координат.

Параболическая траектория — в астродинамике и небесной механике кеплерова орбита, эксцентриситет которой равен 1. Если тело удаляется от притягивающего центра, такая орбита называется орбитой ухода, если приближается — орбитой захвата. Иногда подобную орбиту называют орбитой C3 = 0 (см. Характеристическая энергия).

Гномоническая проекция — один из видов картографических проекций. Получается проектированием точек сферы из центра сферы на плоскость. Название этой проекции связано с гномоном — вертикальным столбиком простейших солнечных часов.

Фазовый угол (англ. Phase angle) — угол между падающим на наблюдаемый объект светом и отражённым от объекта светом, получаемым наблюдателем. В рамках астрономических наблюдений обычно является углом в системе Солнце-объект-наблюдатель.

Геодези́ческая преце́ссия (эффект де Ситтера, прецессия де Ситтера, прецессия Фоккера) — эффект изменения направления оси вращающегося тела, движущегося в искривлённом пространстве-времени, предсказанный общей теорией относительности (ОТО). Схожая модель коррекции движения системы Земля — Луна была предложена Виллемом де Ситтером в 1916 году.

Упоминания в литературе

Правильное положение картинной плоскости помогает лучше скомпоновать на ней рисунок, избежать пустот на работе. В процессе расположения рисунка между краями работы и рисунком образуется расстояние – своеобразная рама в виде полей. Надо всякий раз размеры рисунка согласовывать с форматом и размером работы. В этой зоне рекомендуется располагать главный элемент композиции, а второстепенные – рядом.

Связанные понятия (продолжение)

Альт-азимутальная монтировка (азимутальная монтировка) — монтировка телескопа, имеющая вертикальную и горизонтальную оси вращения, позволяющие поворачивать телескоп по высоте («альт» от англ. altitude) и азимуту и направлять его в нужную точку небесной сферы.

Противосияние — слабое размытое светлое пятно на ночном небе. Как правило, имеет форму диффузного светлого пятна диаметром ~10° в плоскости эклиптики, наблюдаемого с противоположной стороны от Солнца (элонгация в 180°).

Анале́мма (греч. ανάλημμα, «основа, фундамент») — кривая, соединяющая ряд последовательных положений центральной звезды планетной системы (в нашем случае — Солнца) на небосводе одной из планет этой системы в одно и то же время суток в течение года.

Дифференциальное вращение (от лат. differentia – разность, различие) — тип вращения, при котором разные части объекта вращаются вокруг общей оси вращения с различной угловой скоростью. Как правило, наличие дифференциального вращения говорит либо о жидком или газообразном агрегатном состоянии физического тела, либо о «составной» природе объекта или механизма, части которого связаны только посредством оси вращения.

Щель Кассини (другое название — деление Кассини) — промежуток между внешними кольцами Сатурна (кольцами A и B). Ширина щели составляет около 5000 км. Открыта Жаном-Домиником Кассини (итал. Giovanni Domenico Cassini, фр. Jean-Dominique Cassini; 1625—1712), итальянским и французским астрономом, в 1675 г.

В небесной механике механизмом, эффектом или резонансом Лидова или Лидова—Козаи называется периодическое изменение соотношения эксцентриситета и наклонения орбиты под воздействием массивного тела или тел. Либрации (колебанию около постоянного значения) подвержен аргумент перицентра.

Подробнее: Резонанс Лидова — Козаи

То́чечный исто́чник све́та — источник, излучающий свет по всем направлениям равномерно и размерами которого по сравнению с расстоянием, на котором оценивается его действие, можно пренебречь.

Фазами Венеры называются различные изменения освещения, наблюдаемые на поверхности планеты, аналогично фазам Луны. Первые записи о наблюдениях фаз Венеры были сделаны Галилео Галилеем в 1610 году. Венеру много раз наблюдали невооружённым взглядом, но до изобретения телескопа не было бесспорных исторических свидетельств о наблюдении её фаз.

Перспектива в геометрии — способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования.

Синхро́нная орби́та — такая орбита, на которой период обращения спутника равен периоду осевого вращения центрального тела.

Лимб (лат. limbus — рубеж, край, предел) — видимый край диска Луны, Солнца или планеты в проекции на небесную сферу.

Блинк-компара́тор (от англ. blink — мигать, мерцать и «компаратор»), блинк-микроскоп — астрономический прибор для поиска на фотографиях звёздного неба изменяющихся объектов: переменных звёзд, малых планет, звёзд с большими собственными движениями и т. д.

Квадрату́ра — в астрономии такая конфигурация Луны или верхней планеты (то есть планеты, более удалённой от Солнца, чем Земля) относительно Земли и Солнца, когда угол планета-Земля-Солнце равен 90°. Если светило при этом находится к востоку от Солнца, конфигурация называется восточной квадратурой, к западу — западной квадратурой. В восточной квадратуре разность эклиптических долгот Солнца и светила составляет −90°, в западной — +90°.

Нереи́да (др.-греч. Νηρεΐς) — спутник Нептуна, открытый 1 мая 1949 года Джерардом Койпером. Спутник назван в честь нереид — морских нимф из греческой мифологии. Диаметр Нереиды 340 км, это третий по величине спутник Нептуна. Её орбита имеет один из самых больших эксцентриситетов среди спутников Солнечной системы (0,75), её расстояние до Нептуна колеблется от 1,4 млн км до 9,6 млн км (в среднем 5,5 млн километров). Высокий эксцентриситет орбиты говорит о том, что спутник, возможно, является астероидом…

Планемо (сокращение от англ. planetary mass object, объект планетарной массы) — астрономические объекты с массой, подходящей под определение «планета» (то есть больше астероида, но меньше ядерно-активного коричневого карлика или другой звезды). Термин был введён для обозначения тел, не соответствующих обычным представлениям о планетах.

Ланиаке́я (также Ланиакеа, англ. Laniakea, по-гавайски — «необъятные небеса») — сверхскопление галактик, в котором, в частности, содержатся Сверхскопление Девы (составной частью которого является Местная группа, содержащая галактику Млечный Путь с Солнечной системой) и Великий аттрактор, в котором расположен центр тяжести Ланиакеи.

Параметр неопределённости U (англ. uncertainty parameter) — параметр, введённый Центром малых планет для количественного описания неопределённости вычисленной возмущённой орбиты для малой планеты. Параметр представляет собой значение в логарифмической шкале от 0 до 9, соответствующее дуге неопределённости средней аномалии малой планеты после 10 лет обращения по орбите. Параметр неопределённости также называют condition code на сайте JPL Small-Body Database Browser. Значение U не следует использовать…

Зона избегания (англ. Zone of Avoidance) — область на небе, закрываемая галактикой Млечный Путь.

Косми́ческие ско́рости (первая v1, вторая v2, третья v3 и четвёртая v4) — характерные критические скорости движения космических объектов в гравитационных полях небесных тел и их систем. Космические скорости используются для характеристики типа движения космического аппарата в сфере действия небесных тел: Солнца, Земли и Луны, других планет и их естественных спутников, а также астероидов и комет.

Подробнее: Космическая скорость

Незаходящая звезда — звезда, которая на данной широте не опускается ниже горизонта.

Планета с кратной орбитой — экзопланета, которая обращается не вокруг одиночной звезды (как, например, Земля вокруг Солнца), а вокруг двойной или (очень редко) — большего числа звёзд. Путь планеты в таком случае формируется в зависимости от орбиты вокруг всех звёзд. По состоянию на 23 января 2012 года известно двенадцать подтверждённых случев кратно-орбитальных планет у звёзд PSR B1620−26, HW Девы, Kepler-16, Kepler-34, Kepler-35, Ross 458, NY Девы, UZ Печи, RR Резца, HU Водолея, DP Льва, NN Змеи…

Местное межзвёздное облако (ММО) (англ. Local Interstellar Cloud, LIC)) является межзвёздным облаком (размером примерно в 30 световых лет), через которое в настоящее время движется Солнечная система.

Вершина ветви красных гигантов (англ. Tip of the red-giant branch, TRGB) — индикатор расстояния, связанный со светимостью ярчайших звёзд ветви красных гигантов галактики. Он использовался совместно с наблюдениями на телескопе «Хаббл» для определения относительных движений в Местной группе галактик в пределах Местного сверхскопления.

Великая стена Сло́уна (англ. Sloan Great Wall) — комплекс сверхскоплений галактик, простирающийся более чем на миллиард световых лет. Представляет собой плоскую структуру из галактик и пустот, третью по размеру из известных подобных структур во Вселенной (была первой до обнаружения в 2013 году Великой стены Геркулес — Северная Корона).

Катало́г основны́х гала́ктик (англ. Principal Galaxies Catalogue, The Catalogue of Principal Galaxies, или PGC) является астрономическим каталогом, опубликованным в 1989 году, с экваториальными координатами на эпохи B.1950 и J2000.0 и идентификацией 73 197 галактик. 40 932 объектов имеют стандартные отклонения координат в пределах 10″. Всего 131 601 названий из 38 наиболее распространенных источников.

Бозонная звезда — гипотетический астрономический объект, состоящий из бозонов (в отличие от обычных звёзд, состоящих преимущественно из фермионов). Для того, чтобы подобный тип звёзд мог существовать, должны существовать стабильные бозоны, обладающие малой массой (масса должна быть в промежутке от 10−27 до 10−24 ГэВ). По состоянию на 2002 год нет никаких веских оснований предполагать, что подобные звёзды существуют, а единственным известным стабильным бозоном является фотон — безмассовая частица…

Полуте́нь — слабо освещенное пространство между областями полной тени и полного света. В оптике рассматривается тот случай, когда полутень образуется за непрозрачным телом при освещении его источником света, размеры которого сравнимы как с размерами тела, так и с расстоянием между источником и телом. Полутень представляет собой периферию (внешнюю часть) затемненной области. В области полутени видна только часть источника света. Этим она отличается как от полной тени, в которой источник совсем не…

Гѐоцентри́ческая орби́та — траектория движения небесного тела по эллиптической траектории вокруг Земли.

Гипотеза о пятом газовом гиганте — попытка объяснить явные несоответствия в современной теории образования Солнечной системы посредством введения в модель её формирования пятого газового гиганта. Развитие модели Ниццы.

Тума́нность Оме́га (также известная как туманность Лебедь, Подкова, Лобстер, M 17 и NGC 6618) является областью H II в созвездии Стрелец.

Пе́рвая че́тверть (лат. Luna crescens dimidiata) — фаза Луны, при которой освещена ровно половина видимой её части, причём, в отличие от последней четверти, доля освещённой части в этот момент увеличивается (то есть Луна движется от новолуния к полнолунию). В этой фазе Луна находится в восточной квадратуре, то есть угловое расстояние Луны от Солнца равно 90°. При этом Луна находится к востоку от Солнца, и освещена западная часть видимой стороны Луны.

Движения Солнца и планет по небесной сфере отображают лишь их видимые, то есть кажущиеся земному наблюдателю движения. При этом любые движения светил по небесной сфере не являются связанными с суточным вращением Земли, поскольку последнее воспроизводится вращением самой небесной сферы.

Катало́г Цви́кки — опубликованный в 1961—1968 годах в издательстве Калифорнийского технологического института «Каталог галактик и скоплений галактик» (Catalogue of galaxies and of clusters of galaxies — CGCG) (см. библиографическое описание ниже), основанный на анализе фотографических снимков, сделанных в Паломарской обсерватории. Содержит 31 350 галактик и 9134 скопления галактик.

Коллапса́р (англ. collapsar, от англ. collapsed star — сколлапсировавшая звезда) — термин, ранее использовавшийся в астрофизике для обозначения космического объекта, возникающего в результате гравитационного коллапса массивных тел и обладающего сверхмощным гравитационным полем. Свойства таких объектов описываются, согласно современным научным представлениям, общей теорией относительности.

Общий каталог галактик Уппсала (англ. The Uppsala General Catalogue of Galaxies или UGC) представляет собой каталог 12 921 галактик на небе северного полушария. Работа над каталогом проходила в Уппсальской астрономической обсерватории.

Эклиптическая система координат, или эклиптикальные координаты:49 — это система небесных координат, в которой основной плоскостью является плоскость эклиптики, а полюсом — полюс эклиптики. Она применяется при наблюдениях за движением небесных тел Солнечной системы, плоскости орбит многих из которых, как известно, близки к плоскости эклиптики, а также при наблюдениях за видимым перемещением Солнца по небу за год:30.

Дисно́мия — спутник карликовой планеты (136199) Эрида, первоначально названный S/2005 (2003 UB313) 1. Открыт 10 сентября 2005 года Майком Брауном и сотрудниками в Обсерватории имени Кека, Гавайи.

Земное время, Terrestrial Time (ТТ) — современный астрономический стандарт, разработанный Международным астрономическим союзом для определения времени астрономических наблюдений, сделанных с поверхности Земли. Земное время является наследником динамического времени и эфемеридного времени.

Барстер (англ. burster — бёрстер, от англ. burst — вспышка) — вспыхивающие галактические рентгеновские источники, представляющие собой аккрецирующие нейтронные звёзды с орбитальными периодами от нескольких часов до нескольких дней. Вспышки барстеров были открыты при помощи наблюдений спутника ANS. Возможно, что аналогичные вспышки были открыты ранее на спутнике Космос-428, однако из-за спорных результатов этого спутника (в том числе из-за того, что формально утверждалось, что вспышки на Космосе…

Аксонометри́ческая прое́кция (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — способ изображения геометрических предметов на чертеже при помощи параллельных проекций.

Диффузное отражение (от лат. diffusio «распространение, растекание, рассеивание; взаимодействие») — это отражение светового потока, падающего на поверхность, при котором отражение происходит под углом, отличающимся от падающего. Диффузным отражение становится в том случае, если неровности поверхности имеют порядок длины волны (или превышают её) и расположены беспорядочно. Одна и та же поверхность может быть матовой, диффузно-отражающей для видимого или ультрафиолетового излучения, но гладкой и зеркально-отражающей…

Межгалактическое пространство — часть космоса, расположенная между галактиками. В межгалактическом пространстве практически нет материи, и по своему составу оно очень близко к абсолютному вакууму.

Туманность Лагу́на (англ. Messier 8, NGC 6523, M 8, рус. Мессье 8) — гигантское межзвёздное облако и область H II в созвездии Стрельца.

Приливной хвост — тонкая, вытянутая область из звёзд и межзвёздного газа, которая простирается из галактики в окружающее пространство. Приливные хвосты возникают в результате галактических приливов, действующих между взаимодействующими галактиками. Примерами галактик с приливными хвостами являются галактика Головастик и галактика Мышки. Приливные силы могут извлечь значительное количество галактического газа в хвост; в галактике Антенны, например, почти половина из наблюдаемого газообразного вещества…

Интерферо́метр интенси́вности (также корреляционный интерферометр) — устройство, измеряющее коэффициент корреляции интенсивности излучения двумя пространственно разнесёнными приёмниками. Используется обычно для определения угловых размеров астрономических объектов.

Перспектива (от лат. perspicere
смотреть сквозь) – наука об изображении
пространственных предметов на плоскости
или какой-либо поверхности в соответствии
с теми кажущимися сокращениями их
размеров, изменениями очертаний формы
и светотеневых отношений, которые
наблюдаются в натуре.

Перспективой можно назвать учение
о методах изображений, соответствующих
зрительному восприятию.

Воздушная перспектива – изменение
тоновых отношений под влиянием воздушной
среды и освещения.

Линейная перспектива – построения
перспективных изображений на вертикальной
и наклонной плоскости.

Метод проекций – способ построения
пространственных фигур на плоскости
путем проецирования. Сущность метода
заключается в следующем: проекцией
всякой точки пространства является
точка пересечения проецирующего луча,
проведенного через проецируемую точку
в некотором направлении, с плоскостью
проекций.

Метод центрального проецирования –
построение изображений пространственных
фигур на плоскости или какой-либо
поверхности с помощью прямых (проецирующих
лучей), проведенных из одной точки,
называемой центром проекций.

Метод параллельного проецирования
построение изображений
пространственных фигур на плоскости
или какой-либо поверхности с помощью
прямых (проецирующих лучей), проведенных
параллельно друг другу.

Основной закон линейной перспективы
заключается в том, что предметы, имеющие
одинаковые размеры и удаленные от
зрителя на разное расстояние изображаются
на картине неодинаково: чем дальше
находится предмет, тем меньше будет на
картине его изображение.

2. Проецирующий аппарат и его элементы.

Предметная плоскость, П – горизонтальная
плоскость, на которой помещается
изображаемый предмет, зритель и картинная
плоскость.

Картинная плоскость, или картина, К
– вертикальная плоскость на которой
получают перспективное изображение.
Картина располагается перпендикулярно
к предметной плоскости.

Основание картины, kk
– линия пересечения картинной плоскости
с предметной.

Точка зрения (центр проекций), S
– точка, указывающая место, где помещается
глаз рисующего относительно картины.
Через точку зрения проводят проецирующие
лучи к предмету и картине.

Точка стояния, s
– основание перпендикуляра, проведенного
из точки зрения на предметную плоскость.
Точка стояния является вторичной или
горизонтальной проекцией точки S
на предметную плоскость.

Высота точки зрения, Ss
– расстояние от точки зрения до предметной
плоскости.

Главный луч зрения, SP
– перпендикуляр, проведенный из точки
зрения на картину. Главный луч зрения
определяет расстояние зрителя до
картины.

Главная точка картины, Р – точка
пересечения главного луча зрения с
картиной.

Плоскость горизонта, Н – плоскость,
параллельная предметной плоскости и
проходящая через главный луч зрения.

Линия горизонта, hh
– линия пересечения плоскости горизонта
с плоскостью картины.

Дистанционные точки, D1
и
D2
точки, расположенные на линии горизонта
по обе стороны от точки Р на расстоянии,
равном длине главного луча зрения.

Главная линия картины (линия главного
вертикала) Рр
0
– прямая линия, образованная от
пересечения плоскости главного луча с
картиной. Главная линия делит картину
на правую и левую стороны.

Плоскость главного луча зрения sSPp0
– плоскость, проходящая через главный
луч зрения и расположенная перпендикулярная
к картине и предметной плоскости.

Нейтральная плоскость, N
– плоскость, проведенная через точку
зрения параллельно картинной плоскости.

Предметное пространство
пространство, находящееся за картинной
плоскостью. В предметном пространстве
располагаются предметы для построения
их перспективы.

Промежуточное пространство
пространство, заключенное между картиной
и нейтральной плоскостью.

Мнимое пространство – безграничное
пространство, расположенное от нейтральной
плоскости за зрителем

Правило. Для построения
перспективных изображений задают
основные элементы картины: форму и
размеры рамки с ее основанием,
kk,
исходя из композиционного замысла;
линию горизонта,
hh,
определяющую высоту точки зрения
относительно предметной плоскости;
главную точку, Р, показывающую место,
перед которым находится зритель;
дистанционные точки,
D1и
D2,
расположенные на линии горизонта по
обе стороны от главной точки в соответствии
с расстоянием зрителя до картины.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить договор дарения на квартиру самостоятельно образец заполнения заявления в мфц
  • Как найти диагонали параллелограмма без углов
  • Формулы как найти площадь равностороннего треугольника
  • Как найти количество теплоты зная кпд
  • Как найти клиентов для покраски автомобиля