Как найти каталог в еис

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Каталог КТРУ на 2023 год размещен в Единой информационной системе. В нем приводятся наименования и стандартные характеристики товаров, работ и услуг. Информация из КТРУ обязательна к применению, а за нарушение правил описания объекта грозит штраф в размере до 50 000 рублей.

Как найти каталог товаров, работ, услуг в ЕИС

Если хотите найти КТРУ 2023 года с расшифровкой с поиском по наименованию, то зайдите на главную страницу Единой информационной системы и найдите вкладку «Каталог». В п. 2 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017, указана расшифровка, что такое КТРУ в госзакупках, — систематизированный перечень товаров, работ, услуг, которые приобретаются для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот каталог формируется на основе общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и включает закрытый перечень информации для описания объекта закупки. Или перейдите по прямой ссылке. Она ведет напрямую в ЕИС. Там оцените весь функционал реестра товаров, работ, услуг.

КТРУ

Что содержит каталог

Каждый товар, работа или услуга в каталоге имеет конкретную запись, некоторые из них объединяют по общим признакам и составляют ассортиментный набор. Отдельная строка справочника КТРУ в 2023 году состоит из следующих частей:

  1. Код каталога.
  2. Наименование ТРУ (не торговое) объекта закупки, товара, работы или услуги, указанное без отсылки к производителю и месту изготовления.
  3. Единица измерения. Минфин в Письме № 24-01-08/7999 от 07.02.2020 указал, что, если в каталоге нет такой информации, используйте единицы измерения, которые указаны в документах национальной системы стандартизации.
  4. Описание характеристик ТРУ в соответствии со ст. 33 44-ФЗ. Когда описываете объект закупки, вправе указать товарный знак, сопроводив эту информацию словами «или эквивалент» в рамках п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Минфин в Письме № 24-06-08/82228 от 18.09.2020 подтвердил, что использование каталога не исключает возможности указывать товарный знак.
  5. Идентификаторы общероссийских и международных классификаций и данные о типовых контрактах и их условиях.
  6. Дата внесения записи в перечень и момент ее вступления в силу и окончания действия.

В п. 5 Письма Минфина № 24-06-05/74463 от 25.08.2020 указано, что если нет позиции в КТРУ или запись каталога не содержит описания товара, работы, услуги, то необходимо самостоятельно установить характеристики объекта закупки. Описание составляют с учетом требований ст. 33 44-ФЗ. С 01.10.2023 при проведении электронных и закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ указываются с использованием ЕИС при формировании извещений и приглашений (ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 44-ФЗ).

Когда информация для описания объекта заказа согласована между Минэкономразвития, Минфином и ФАС, то конкретная запись в перечне ТРУ включает требования ст. 33 ФЗ-44 в части:

  • потребительских, технико-эксплуатационных, качественных свойств товаров, работ, услуг;
  • данных о государственных (национальных) стандартах и технических регламентах;
  • изображения — планы, чертежи, фотографии (по мере необходимости);
  • дополнительных сведений о конкретных ТРУ.

Как применять на стадии планирования

Если план-график утвердили до даты, когда обязательно применяются параметры из каталога, то в процессе закупки не учитывайте информацию из каталога. Но если для закупки придется изменить план-график, то характеристики из каталога обязательно принимайте в работу по п. 7, 9 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017.

Из каталога берите наименование объекта закупки и код каталога при формировании плана закупок. Первые цифры кода позиции каталога в плане закупок совпадают с первыми цифрами кода ОКПД2 и включаются в состав идентификационного кода закупки (ИКЗ). Когда составляете план-график, используйте единицы измерения и описание объекта закупки из КТРУ.

По ходу проведения закупки используйте эту же информацию в извещении, закупочной документации и данных о госконтракте.

Как работать с КТРУ в 2023 году

Каталог активно пополняется, в нем представлены сведения о более чем 70 000 записей. Если товар, который закупаете, уже есть в реестре, то на всех этапах закупочного процесса указывайте наименование, характеристики и другую информацию.

При необходимости дополняйте перечень параметров из каталога, но не забудьте, что такие действия требуют обоснования, и обратите внимание на позиции, характеристики которых менять или дополнять запрещено. Подробнее: обосновываем дополнительные характеристики КТРУ.

У всех записей в каталоге есть дата, с которой всем заказчикам обязательно придется применять сведения. Это правило закреплено в п. 10 постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 о правилах формирования КТРУ.

В п. 3 постановления Правительства РФ № 145 указано, что если день обязательного применения еще впереди, то используйте сведения из каталога по желанию.

Позиции в КТРУ

Код позиции КТРУ: что это

Для всех заказчиков код позиции КТРУ — это цифровой код, который состоит из 17 разрядов. Первые 9 разрядов — персонифицированные данные товара (работы, услуги) на основе кода ОКПД2; оставшиеся 8 — последовательный номер позиции, присвоенный в порядке возрастания.

Рассмотрим код 01.11.71.110-00000004.

1.11.71.110 — это ОКПД2 для зерна фасоли.

Код КТРУ — это цифровое обозначение позиции каталога

Как найти позицию

Чтобы найти нужную запись в каталоге, используйте 2 способа поиска по КТРУ: код ОКПД2 или наименование товара, работы, услуги по коду, так называемый контекстный поиск.

Вот инструкция, как найти КТРУ по названию товара в 2023 году:

  1. Зайдите в каталог.
  2. Пропишите наименование в адресной строке.
  3. Выберите нужную позицию.

Поиск по КТРУ

Чтобы найти позицию по ОКПД2, перейдите в «Классификацию».

Классификация в КТРУ

В списке выберите классификатор ОКПД2.

Классификатор ОКПД2 в КТРУ

Затем выберите нужный ОКПД2 из дерева классификатора.

Выбор классификатора в КТРУ

Как найти позицию в личном кабинете заказчика

Пошаговая инструкция, как определить КТРУ по ОКПД 2 в закрытой части ЕИС:

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.

Шаг 2. Используйте для поиска позиций и шаблонов по кодам и наименованиям товаров, работ, услуг, по кодам ОКПД2, по классификаторам и значениям классификаторов блок быстрого поиска на главной странице раздела КТРУ.

КТРУ в личном кабинете заказчика

Шаг 3. Если введете три и более символа, то в строке быстрого поиска появится контекстный поиск. В итоге отобразятся 10 записей (сначала шаблоны, затем бесшаблонные позиции). В поле «Рубрикатор» ищите по наименованию рубрики (при вводе 3 и более символов отображаются результаты контекстного поиска). Выбирайте рубрику или подрубрику (при наличии) из справочника, нажав на пиктограмму с изображением книжки.

Рубрикатор КТРУ стр.1

Рубрикатор КТРУ (стр. 2)

Шаг 4. Ищите нужный код классификатора КТРУ, используя коды ОКПД2, которые указаны в общих сведениях позиции и справочной информации позиции. В результатах поиска показывается список позиций, которые содержат ОКПД2.

Шаг 5. Укажите полностью или часть кода, или наименования товара, работы, услуги и нажмите на пиктограмму поиска в виде лупы для поиска позиции в КТРУ в строке быстрого поиска.

Быстрый поиск в КТРУ

Или нажмите на клавишу Enter на клавиатуре. Система осуществляет поиск позиций по этому значению.

Если сбрасываете параметры, которые установили, то нажмите на пиктограмму крестика.

Сброс параметров в КТРУ

Шаг 6. В блоке поиска «Классификация» отображаются общероссийские и международные классификаторы в виде гиперссылок.

Классификация в КТРУ

Шаг 7. Если нажмете на гиперссылку «Отобразить все классификаторы», то в блоке поиска в виде гиперссылок в алфавитном порядке появятся все классификаторы.

Классификаторы в КТРУ

Шаг 8. Если ищете позиции с большей детализацией параметров, то используйте расширенный поиск позиций КТРУ. Для этого на главной странице раздела КТРУ кликните на гиперссылку «Расширенный поиск». Отобразится форма расширенного поиска позиций каталога.

Расширенный поиск в КТРУ

Еще по теме:

  • что это такое и где искать ККН;
  • что это такое и как пользоваться классификатором предмета госзаказа;
  • обосновываем дополнительные характеристики КТРУ.

Видео: как искать товары с помощью КТРУ

Каталог товаров, работ, услуг   это систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя определенную информацию (далее – Каталог)[1] 

Система НПА

  • Статья 23 Закона 44-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – ПП 145).

Коды КТРУ попадают под действия постановлений, устанавливающих требования нац. режима и преференций по закупке. В самих нормативных актах указываются коды ОКПД2, а не коды КТРУ, однако в карточке КТРУ есть связанный код ОКПД2, по которому и идет проверка на постановления. В Эконом-Эксперт проводится моментальная проверка кодов КТРУ на 17 нормативных актов, а также есть проверка совместимости кодов в одной закупке.

Кто формирует и ведет каталог

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – Минфин России[2].

Минфин России вправе привлекать юридическое лицо, являющееся оператором каталога[3].

Каталог формируется и ведется в электронной форме[4].

Содержание каталога[5]

Информация

Пояснение

Обязательность применения

Код позиции каталога

Формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2[6].

Коды в описании объекта закупки в строке “Наименование товара, работы, услуги по КТРУ” в информации о контракте автоматически передаются из аналогичной строки описания объекта закупки в извещении без возможности редактирования.

Наименование товара, работы, услуги (далее – ТРУ)

Включаемое в позицию каталога наименование соответствующего ТРУ, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара.

Строка объекта закупки “Наименование товара, работы, услуги” в информации о контракте доступна для уточнения (т.е. ее можно редактировать) в соответствии с условиями контракта[7].

Обязательно*

Единицы измерения

Согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ). 

При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения – такая единица измерения считается временным значением до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ.

Обязательно*

Информация, содержащая описание товара, работы, услуги[8] (информация включается  после согласования с ФАС)

Потребительские свойства и иные характеристики ТРУ, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости):

Обязательно*

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку:

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки:

  • конкретное значение, или 
  • исчерпывающий перечень конкретных значений, или 
  • диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или 
  • неизменяемые значения
  • исчерпывающий перечень соответствующих свойств ТРУ

Информация о распространяющихся на ТРУ технических регламентах, ГОСТ, ТУ (при наличии)

Спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (при необходимости)

Справочная информация (при наличии)

  • коды, соответствующие ТРУ согласно российским и международным системам классификации, каталогизации;
  • информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов

Не обязательно 

Дата включения в каталог позиции

Обязательно*

Дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога

Не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога[9].

Обязательно*

Дата окончания применения позиции каталога 

Обязательно*

Дополнительная информация (основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются по согласованию с ФАС)

  • характеристики товара,
  • производитель товара,
  • торговые наименования, 
  • наименования мест происхождения товаров, 
  • цены за единицу,
  • условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Не обязательно 

* Если в позиции каталога в отношении характеристики установлено, что она «не является обязательной», то ее можно не применять.

В каталог не включаются сведения, составляющие государственную тайну[10]

Что делать, если в состав одного лота включены  несколько товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции

Заказчик может объединять такие ТРУ в один лот (одну закупку).

Заказчик применяет КТРУ только к тем позициям, на которые в каталоге имеются характеристики[11].

ТРУ, по которым в КТРУ нет позиции – заказчик делает описание объекта закупки самостоятельно, используя ст.33 Закона 44-ФЗ.

Кто применяет каталог

Все участники контрактной системы в сфере закупок[12] – заказчики, уполномоченные органы (уполномоченные учреждения), контрольные органы и пр.

Заказчики используют Каталог в целях[13]:

  • обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах в извещении об осуществлении закупки (приглашении для закрытых способов), документации о закупке, контракте, реестре контрактов,
  • описания объектов закупки.

Иные участники контрактной системы – в целях обеспечения единообразного указания информации о товарах, работах, услугах[14].

Является ли применение каталога обязательным[15]

С даты включения позиции в каталог до даты начала обязательного применения

Заказчик ВПРАВЕ применять информацию из каталога. 

В этом случае описание товара, работы, услуги заказчик осуществляет самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ

С даты начала обязательного применения позиции каталога

Заказчик ОБЯЗАН применять информацию из каталога 

Что делать, если в каталоге нет товара, работы, услуги[16]

Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ.

В качестве кода каталога указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.

Может ли заказчик использовать дополнительную информацию, не указанную в каталоге[17]

Вид закупки

Возможность использования дополнительной информации, отсутствующей в каталоге

Для закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N 878

(ВАЖНО! Изменения действуют с 27 ноября 2020 г.)

  • Если заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878
  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.
  • Если заказчиком не установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878 (товар попадает под исключения)
  • Можно указывать дополнительную информацию 

Для отдельных видов объектов закупок, в отношении которых установлены особенности описания (ч.5 ст.33 Закона 44-ФЗ)

Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 “Об особенностях описания лекарственных препаратов …”

  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанное в каталоге.
  • Дополнительную информацию можно указывать только, если это разрешено особенностями описания в соответствующем правовом акте.
  • Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации

Для закупок иных товаров, работ, услуг

  • Можно использовать дополнительную информацию.

При закупках любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика по ст.93 Закона 44-ФЗ

  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.

ВАЖНО!

Если заказчик использует дополнительную информацию, которой нет в позиции каталога, то ОБЯЗАТЕЛЬНО в техническое задание надо включить обоснование необходимости использования такой информации.

Административная ответственность за нарушения при использовании каталога

№ п/п

Состав административного правонарушения

Административный штраф, руб.

Статья КоАП РФ

1

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Например, отсутствие в техническом задании обоснования использования дополнительных характеристик, или неприменение при описании объекта закупки каталога ТРУ

3 000

Ст.7.30 ч.4.2

ПРИМЕР:

Закупка автомобиля легкового включена в Каталог – реестровая запись № 29.10.20.000-00000001, код по ОКПД 2 – 29.10.2: Автомобили легковые. 

Единица измерения – штука.

Дата включения позиции в каталог – 05.09.2018 г.

Дата начала обязательного применения позиции каталога – 22.10.2018 г.

Дата окончания  применения позиции каталога – бессрочно.

Согласно данной позиции КТРУ установлены только четыре характеристики товара, которые может указать заказчик: количество посадочных мест, тип двигателя, тип коробки передач, тип привода.

Наименование характеристики

Значение

При формировании ТЗ

Количество посадочных мест 

(характеристика является обязательной для применения)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

  • заказчик должен указать в ТЗ все 4 характеристики,
  • в каждой характеристике указать соответствующее значение,
  • при включении любых дополнительных характеристик (цвет, габариты, количество дверей, дорожный просвет, объем и мощность двигателя, размер шин, комплектация и пр.) ОБЯЗАТЕЛЬНО включить обоснование каждой из таких характеристик.

Тип двигателя

(характеристика является обязательной для применения)

Бензин, гибрид, дизель, электрический

Тип коробки передач

(характеристика является обязательной для применения)

Автомат, механика

Тип привода

(характеристика является обязательной для применения)

Моноприводный, полноприводный

[1] П.2 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145 

[2] П.4 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[3] П.5 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[4] П.9 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[5] П.10 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[6] П.12 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145  

[7] Информация Федерального казначейства от 24.11.2017

[8] П.13 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[9] П.18 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[10] П.7 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[11] П.8 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[12] П.1 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[13] П.2 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[14] П.12 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[15] П.3, 4, 9 Правил использования каталога, утв. ПП 145, письмо Минфина России от 21.06.2019 N 24-06-08/45412

[16] П.7 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[17] П.5 и 6 Правил использования каталога, утв. ПП 145 (в ред. постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961, действует с 01.07.2020 г.)


Просмотры: 1 733

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

КТРУ ( ПРАКТИКА ЗАКУПОК И ПРАКТИКА ФАС ) 

Обоснование дополнительных характеристик в описании объекта закупки можно указать в техническом задании ( Каталог товаров работ услуг )
Решение Омского УФАС от 06.08.2018 № 03-10.1/247-2018 (извещение № 0852500000118001381)

Вывод комиссии: помимо характеристик и описания объекта закупки, содержащихся в позиции КТРУ  ( каталог товаров работ услуг) с реестровой записью 32.50.13.110-00031, в соответствии с пунктом 5 Правил в описание объекта закупки включена дополнительная информация, обоснование необходимости использования которой представлено в графе 8 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации.

Не нашел своего подтверждения довод жалобы заявителя о том, что «Заказчик при описании объекта закупки не использовал описание предусмотренное позиция КТРУ для данного вида медицинских изделий».

Решение Омского УФАС от 13.08.2018 № 03-10.1/253-2018 (извещение № 0852500000118001405)

Решение Омского УФАС от 13.08.2018 № 03-10.1/254-2018 (извещение № 0852500000118001542)

Вывод комиссии: помимо характеристик и описания объекта закупки, содержащихся в позиции КТРУ с реестровой записью 32.50.13.190-01445, в соответствии с пунктом 5 Правил в описание объекта закупки включена дополнительная информация, обоснование необходимости использования которой представлено в графе 8 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации.

Не нашел своего подтверждения довод заявителя о том, что «Заказчик установил описание объект закупки Стент для коронарных артерий металлический непокрытый и вводит описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ 32.50.13.190-01445, однако описание объекта закупки в извещение не соответствует требованиям КТРУ».

Выбор кода КТРУ (кода ОКПД2) несоответствующий объекту закупки – нарушение ч.2 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 ( Каталог товаров работ услуг)

Решение УФАС по Ивановской области от 31.07.2018 № 07-15/2018-183 (извещение №0133300028918000026)

Довод жалобы: Заказчик в документации о закупке указал несоответствующий предмету закупки код ОКПД2 31.09.14.190 «Мебель из прочих материалов, включая тростник, лозу или бамбук», так как в описание объекта закупки не установлено требование об использовании тростника, лозы или бамбука. Данный код не подпадает по действие ПП РФ от 05.09.2017 №1072. Следовательно, требование ст. 14 Закона о контрактной системе не применяется.

Вывод комиссии: объектом закупки являются театральные кресла для зрительного зала. В соответствии с планом-графиком Заказчиком планировалось проведение закупки на поставку театральных кресел для зрительного зала МБУ «Дворец культуры городского округа Кохма» с ИКЗ 183371101244037320100100030013109000. В извещении о проведении закупки указан код ОКПД2: 31.09.14.190.

В разделе III «Спецификация» документации о закупке не указано, что требуемый к поставке товар изготовлен из пластмасс или прочих материалов (тростника, лозы или бамбука). группировка ОКВЭД2 31.09 не содержит описанный в документации о закупке объект закупки. В разделе III «Спецификация» документации о закупке содержится указание на то, что поставляемые кресла имеют металлический каркас.

ОКВЭД2 31.01 «Производство мебели для офисов и предприятий торговли», включающий в себя, в том числе производство стульев и сидений для театров, кинотеатров и прочих зрелищных заведений и ОКПД2 31.01.11.150 «Мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом» в большей мере описывают объект закупки.

Заказчиком был выбран ОКПД2, несоответствующий объекту закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика Комиссией Ивановского УФАС России установлено нарушение ч. 2 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Выбор кода КТРУ (кода ОКПД2) несоответствующий объекту закупки – нарушение ч.4 ст.23 ( Каталог товаров работ услуг )

Решение УФАС по Амурской области от 10.07.2018 по делу № ЖФ-82/2018 (извещение № 0123100006618000060)

Предметом закупки является: выполнение работ по строительству объекта «Многоквартирный жилой дом». Согласно извещению наименование товара, работы, услуги по КТРУ заказчиком установлено как: 52.23.19.114: Работы строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

В соответствии с ОКПД 2 код 52.23.19.114 — Работы строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные входят в вид с кодом 52.23.19 — Услуги вспомогательные прочие, связанные с воздушным транспортом, который в свою очередь входит в группу 52.23 — Услуги вспомогательные, связанные с воздушным и космическим транспортом.

Предметом закупки не является выполнение работ строительных, каким-либо образом связанных с воздушным и космическим транспортом.

Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства фактически относящегося к коду ОКПД 2, входящему в группу 41.20 — Здания и работы по возведению зданий.

В связи с чем, в нарушение требований ч.4 ст.23 Закона о контрактной системе заказчиком неверно указан код КТРУ в отношении наименования объекта закупки.

Заказчик обязан указывать достоверную информацию о закупаемом товаре в соответствии с ОКПД2 

Код ОКПД2 заказчик определяет самостоятельно

Решение УФАС по Кемеровской области от 10.07.2018 № 493/З-2018 (извещение № № 0139200000118003425)

Наименование объекта  закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, порядок  формирования  и  ведения  которого установлен ПП РФ от 08.02.2017  N  145 (ч.4  ст.23  ФЗ  №44-ФЗ)

Пунктом 2 указанного Постановления определено, что под  каталогом товаров, работ, услуг понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Заказчик обязан указывать достоверную информацию о закупаемом товаре в соответствии с ОКПД2

В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации указаны коды ОКПД2 32.50.13.110, 32.50.13.190.

Заявитель указывает, что заказчиком в Техническом задании установлен ряд позиций, не включенных в Перечень №1, утвержденный Постановлением № 102, а именно:

П. 2 «Зажим пупочный» в количестве 100 шт.

П.  7 «Зонд аспирационный» в количестве 100 шт.

П.  9 «Пинцет  полимерный одноразовый»  в  количестве  100  шт.

П.  10 «Шпатель терапевтический» в  количестве  10000шт.

Исходя из пояснений заказчика, «Зажим пупочный» был отнесен к коду 32.50.13.190 «инструменты многоповерхностного воздействия», «Зонд аспирационный» отнесен к коду 32.50.13.190 «инструменты зондирующие, бужирующие», «Пинцет полимерный одноразовый» отнесен к коду 32.50.13.190 «пинцеты микрохирургические»,

«Шпатель терапевтический» отнесен к коду 32.50.13.190 «инструменты оттесняющие», данные коды включены в Перечень №1 Постановления.

Доказательств того, что вышеуказанные товары относятся к другим кодам, не включенным в Перечень № 1, утвержденный Постановлением N 102, не представлено.

Постановление по делу об административном правонарушении № А60-7.30/18 от 03.05.2018 9 (УФАС по Республике Тыва)

В извещении о проведении электронного аукциона № 0512600003618000003 в разделе «Объект закупки» представлена таблица,  в столбце «Код позиции КТРУ», указан код ОКПД2 — 19.20.21.325 «Топливо дизельное зимнее экологического класса К5» в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

В аукционной документации «Описание объекта закупки» установлен код  — 23.20.15.240, который  отсутствует в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

В действиях заказчика нарушение части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе, в части установления в извещении и документации аукциона противоречивой информации относительно наименования объекта закупки в соответствии с кодом ОКПД2.

Заказчик вправе использовать дополнительные характеристики.

Обоснование дополнительных характеристик

Решение УФАС по Ульяновской области от 05.07.2018 № 15 010/03-2018 (извещение № 0168200002418002378)

Довод жалобы: Описание объекта по позициям с 1 по 9 составлено таким образом, что требованиям заказчика соответствует несколько иностранных производителей – Biomime компании Meril Lifesciences(Индиня) и ndolimus компании Sahajanand (Индия) и не подходит ни одно медицинское изделие российских производителей (по таким показателям как укорочение стента, рекойл, срок высвобождения лекарственного вещества, период деградации полимера, толщина балки стента).

Характеристикам товара, установленным в позиции 10 соответствуют два медицинских изделия одного производителя – Boston, а именно стент коронарный выделяющий лекарственное вещество эверолимус на платформе платинум-хром с требуемой длиной стента – стенты Promus и Synergy.

Вывод комиссии:  согласно пунктам 5 и 6 ПП РФ от 08.02.2017 заказчик вправе указать в документации о закупке иную дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, характеристики товара, в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, с включением обоснования использования таких характеристик.

Дополнительные характеристики на закупаемый товар введены заказчиком с учетом требований ГУЗ УОКБ, национальных рекомендаций по эндоваскулярной хирургии, а также рандомизированных исследований с конечной точки. Технические характеристики объекта закупки были разработаны заказчиком путем усреднения показателей нескольких производителей. При формировании технического задания заказчик исходит из собственных нужд, практики применения товара и руководствуется приоритетом жизни и здоровья граждан.

Указание излишних требований к закупаемому товару без обоснования необходимости использования этих характеристик —нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 4-6 Правил использования КТРУ.

Решение УФАС по Магаданской области от 29.05.2018 №04-30/79-2018 (извещение № 0547600001018000002)

Предмет: дизельное топливо «зимнее» должно иметь описание согласно Каталогу товаров, работ, услуг — код позиции КТРУ 19.20.21.321-00001Топливо дизельное зимнее вне классов (оптовая реализация).

Ряд характеристик товара, установленных Заказчиком в техническом задании, не соответствуют характеристикам, которые предусмотрены КТРУ. Излишние требования установлены по следующим характеристикам:

Наименование показателя
Значение
Метод испытания

Плотность при 15 °С, кг/м
800,0-855,0
По ГОСТ Р 51069, ГОСТ Р ИСО 3675, стандартам

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более
8,0
По ГОСТ Р ЕН 12916,

стандарту

Массовая доля серы, мг/кг, не более:

К3
350,0
По ГОСТ Р 51947,

ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203,
ГОСТ Р 52660, стандарту

К4
50,0
По ГОСТ Р 52660,
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846, ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203, стандарту

К5
10,0
По ГОСТ Р 52660,
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846,  ГОСТ Р ЕН ИСО 20847, ГОСТ Р 53203,

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
30
По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719, ГОСТ 6356, ГОСТ Р 54279

Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % масс., не более
0,30
По ГОСТ 19932, стандартам

Зольность, % масс., не более
0,01
По ГОСТ 1461, стандартам

Массовая доля воды, мг/кг, не более
200
По стандарту

Общее загрязнение, мг/кг, не более
24
По стандарту

Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале
Класс 1
По стандартам

Окислительная стабильность:
общее количество осадка, г/м , не более
25
По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205, стандарту

Смазывающая способность:
скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более
460
По ГОСТ Р ИСО 12156-1, стандарту

Кинематическая вязкость при 40 °С, мм/с
1,200-4,500
По ГОСТ 33, ГОСТ Р 53708

Фракционный состав:

По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405,

ГОСТ 2177 (метод А), стандарту

перегоняется до температуры 180 °С, % об., не более
10

95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше
360

Для топлива экологических классов К3 и К4 содержание полициклических

ароматических углеводородов должно быть не более 11%, для топлива экологического класса К5 — не более 8%.  Значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок.

Исходя из вышеуказанной таблицы, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что заказчиком указаны излишние требования к закупаемому товару. При этом обоснование необходимости использования установленных в техническом задании характеристик не приведено.

Кроме того, ссылки заказчика на ГОСТы для каждого показателя (в том числе ссылка на неустановленный ГОСТ 33 для показателя «кинематическая вязкость»), а также «стандарты», в соответствии с которыми заказчик устанавливает некоторые показатели (например: массовая доля воды, общее загрязнение и другие) для определения метода испытания товара противоречат действующему законодательству о контрактной системе, позиции ФАС России. Закон не обязывает участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, а, следовательно, заказчик не может устанавливать в аукционной документации химические показатели, значения которых становятся известными при испытании товара.

Таким образом, в действиях заказчика содержатся признаки нарушений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 4-6 Правил использования КТРУ.

Формирование плана-графика в части описания объекта закупки без применения каталога товаров, работ, услуг – нарушение по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ

Решение УФАС по Ульяновской области от 22.06.2018 № 14 980/03-2018 (извещение № 0168200002418002238)

Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения (по 39 позициям).   Извещение, сформированное с помощью средств ЕИС, содержит указание на код ОКПД 2  32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки». Каталог содержит позиции «стент мочеточниковый полимерный» (реестровая запись № 32.50.22.190-0003), «контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования» (реестровая запись № 32.50.13.190-00009), «тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, нестерильный» (реестровая запись № 32.50.13.190-00005), «фильтр для инфузионной системы внутривенных вливаний» (реестровая запись № 32.50.13.190-01522).

В ходе анализа позиции плана-графика № 2018036820001960020001, соответствующей закупке № 0168200002418002238, извещения и аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что наименование части товаров, поставка которых является объектом закупки (стент мочеточниковый, дыхательный контур реанимационный для назального СРАР, дыхательный контур реанимационный для новорожденных, бактериовирусный фильтр, фильтр инфузионный), указано не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг. Заказчик документальное подтверждение невозможности выбора технических характеристик товара в соответствии с КТРУ, и, соответственно, выбора локального каталога в соответствии с выбранными техническими характеристиками, не представил.

Учитывая, что в соответствии с ч.2 ст. 21 Закона о контрактной системе формирование плана-графика осуществляется заказчиком, а также то, что согласно пункту  3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование объекта закупки, описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика, следовательно, нарушение части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе в части формирования объекта закупки без применения каталога товаров, работ, услуг допущено содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ

Заказчик вправе изменить наименование объекта при обязательном обосновании такого изменения

Указание наименования и характеристик отличных от КТРУ – нарушение по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ

Решение Мордовского УФАС России от 27.06.2018 № 414 по делу № 356 (извещение № 0809500000318001240)

Довод жалобы: указанное Заказчиком наименование товара «оксигенератор для взрослых» в техническом задании документации Аукциона не соответствует наименованию в каталоге «оксигенератор мембранный экстракорпоральный». В описание товара Заказчиком включены дополнительные характеристики без обоснования необходимости включения данных требований, описание объекта закупки сформировано Заказчиком без учета КТРУ.

Вывод комиссии: с 27.11.2017  в КТРУ включена позиция с наименованием «оксигенератор мембранный экстракорпоральный» Код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00075 , код по ОКПД 2 32.50.13.190 обязателен к применению с 01.01.2018.

В описании объекта закупки Заказчиком указаны отличные от КТРУ наименование и характеристики требуемого к поставке товара, без обоснования Заказчиком необходимости включения данных требований.

Наименование закупаемого товара и его характеристики указаны Заказчиком без учета КТРУ, что в свою очередь нарушает ч. 4 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Обоснование дополнительных характеристик

Решение Ульяновского УФАС России от 13.06 2018 года по делу №14 943/03-2018 (извещение № 0168200002418001700)

Довод жалобы: заказчик в нарушение части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включил множество дополнительных технических и функциональных характеристик (например, возможность использования при бифуркационных поражениях – с помощью киссинг-дилатации (два баллона могут быть проведены через проводниковый катетер 6Fr), давление разрыва баллона, профиль прохождения (кроссинг профиль)) по сравнению с предусмотренными каталогом товаров, работ, услуг.

Вывод комиссии: ГУЗ УОКБ формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, учитывая требования действующего законодательства. Действующее законодательство не устанавливает запрет на использование укрупненного кода каталога товаров, работ, услуг при описании объекта закупки, в связи с чем заказчиком был использован КТРУ 32.50.13.110-00031.

Возможность использования при бифуркационных поражениях связано с особенностями оказания медицинской помощи в лечебном учреждении, поскольку, учитывая преобладание больных с острым коронарным синдромом, высокой частотой бифуркационных поражений по данным статистики учреждения здравоохранения, использование баллонов с помощью киссинг-дилятации без использования бифуркационных баллонов значительно экономит бюджетные средства.

Давление разрыва баллона, профиль прохождения (кроссинг профиль) – указанные показатели были установлены в аукционной документации путем усреднения сведений нескольких производителей, осуществляющих производство инновационных медицинских изделий.

Руководствуясь принципом приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, учитывая, что закупаемые катетеры используются в учреждении для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, заказчик установил требование о преставлении при поставке товара сертификата соответствия и/или декларации о соответствии.

Описание объекта закупки, содержащееся в приложении № 1 к аукционной документации № 0168200002418001700, сформировано заказчиком исходя из потребностей медицинского процесса учреждения, содержит, в том числе, обоснование включения показателей «возможность использования при бифуркационных поражениях», «давление разрыва баллона», «профиль прохождения (кроссинг профиль)» в описание объекта закупки, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145.

При отсутствии в каталоге требуемых позиций заказчик осуществляет описание товара в соответствии с требованиями ст.33 Закона

Решение Ульяновского УФАС России от 06.06.2018 года по делу № 14 940/03-2018 (извещение № 0168200002418001778)

Довод жалобы: заказчик должен был применить размещенную в ЕИС группу позиций каталога ТРУ 32.50.21.121-00077 «Протез сердечного аортального клапана двустворчатый (протез аорты из биологического полимера)». Однако указанный КТРУ не может быть применен ГУЗ УОКБ, поскольку в рамках проведения закупки № 0168200002418001778 предполагается к поставке иной вид протеза – протез клапана сердца механический.

Вывод комиссии: Позиция КТРУ 32.50.21.121-00077 «Протез сердечного аортального клапана двустворчатый (протез аорты из биологического полимера)» содержит описание: стерильный искусственный заменитель натурального аортального сердечного клапана,содержащий отрезок кровеносного сосуда из биологического полимера (сосудистый протез), предназначенный для имплантации во время операции на открытом сердце для одновременной замены дисфункционального аортального клапана и восстановления/замены поврежденного или пораженного участка восходящей аорты (например, в случае аневризмы, расслоения или дилатации). Компонент клапана состоит из двух полукруглых, покрытых пиролитическим углеродом или полимерных листков, которые вращаются вокруг стоек, прикрепленных к корпусу клапана с помощью шарниров; синтетический полимерный кровеносный сосуд разработан в соответствии с анатомией корня аорты и пропитан рассасывающимся желатином животного происхождения.

При этом ГУЗ УОКБ требуется простой механический протез клапана сердца, не содержащий отрезок кровеносного сосуда из биологического полимера (сосудистый протез), то есть товар, в отношении которого в каталоге товаров, работ, услуг отсутствуют соответствующие позиции.

На стадии проведения закупки у заказчика отсутствуют сведения относительно физиологических особенностей конкретного пациента, для оказания медицинской помощи которому будет использован протез клапана, в связи с чем в документации параметры «форма манжет, позиция протеза и посадочный диаметр» установлены с условием «по согласованию с заказчиком».

Позиция плана-графика № 2018036820001350030001800001, соответствующая закупке № 0168200002418001778, содержит указание на наименование объекта закупки «Расходный материал для кардиохирургии» и код ОКПД2 32.50.13.190.

Объектом закупки является поставка расходного материала для кардиохирургии.

В пункте 2 приложения № 1 «Описание объекта закупки и количество» к документации в виде таблицы содержится указание на наименование товаров «Интракоронарный шунт», «Протез клапана сердца», код по ОКПД 2, наименование показателей товара, требования к значению показателя, требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки, обоснование включения показателя в описание объекта закупки, единицу измерения и количество.

Заказчик осуществляет закупки протеза клапана сердца исходя из собственных потребностей с характеристиками иными, чем предусмотрены позицией КТРУ 32.50.21.121-00077 «Протез сердечного аортального клапана двустворчатый (протез аорты из биологического полимера)», в связи с чем указанные в каталоге характеристики не могут быть включены в описание объекта закупки.

Учитывая, что в отношении товаров, являющихся объектом закупки в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществил описание расходного материала для кардиохирургии в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.

Решение Рязанского УФАС от 27.03.2018 № 132-03-2/2018 (извещение № 0859200001118001081)

Каждая позиция КТРУ содержит две даты: дата внесения позиции в КТРУ и дата начала ее обязательного применения. Заказчики могут пользоваться сведениями из каталога с того момента, как позиция появилась в нем, но обязательным это становится только с указанной даты начала обязательного применения данной позиции.

Согласно пункту 7 Правил в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Объектом спорной закупки являются «Коронарные баллонные катетеры для предилатации». КТРУ в настоящее время не содержит позиции с требуемыми к поставке катетерами, а именно катетер баллонный для предилатации.

В данном конкретном случае, предмет закупки сформирован исходя из потребности учреждений и требуемый к поставке товар необходим Заказчикам для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности учреждения.

Заказчик осуществили описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, что прямо предусмотрено Правилами использования КТРУ.

Решение Рязанского УФАС от 26.03.2018 № 132 134-03-2/2018 (извещение № 0859200001118001086)

Объектом спорной закупки являются коронарные стенты с лекарственным покрытием. КТРУ содержит позиции с описанием вышеуказанных стентов, а именно стент для коронарных артерий, выделяющей лекарственное средство. Однако, датой начала обязательного применения данных позиций, согласно КТРУ, является 13.03.2018. Извещение размещено в ЕИС 27.02.2018.

У Заказчиков не возникло обязанности использовать информацию, содержащуюся в каталоге. Заказчик осуществили описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, что прямо предусмотрено Правилами использования КТРУ.

Наименование товара необходимо указывать, используя КТРУ

Решение Новгородского УФАС России от 24.05.2018 № 2056/03 (извещение № 0150200003918000295)

Согласно Извещению, Документации, а также плану-графику закупок ГОБУЗ «НОКБ» на 2018 год № 2018035020001240020001 (порядковый номер позиции 37) объект рассматриваемой закупки соответствует коду позиции КТРУ 32.50.13.190 с наименованием товара «Коронарный баллонный катетер».

Вместе с тем, код 32.50.13.190 представляет собой не какую-либо конкретную позицию КТРУ, размещенную на официальном сайте, а лишь общую категорию товаров, включенную в ОКПД2 под наименованием «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки».

При этом среди размещенных конкретных позиций КТРУ, сформированных на основе категории ОКПД2 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки» (коды позиций каталога 32.50.13.190-01054, 32.50.13.190-01053, 32.50.13.190-01052 и т.д.), отсутствует такое наименование товара как «Коронарный баллонный катетер».

Коронарные катетеры относятся к категории ОКПД2 32.50.13.110 «Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты», на основании которой сформировано множество позиций КТРУ, размещенных на официальном сайте (32.50.13.110-00519, 32.50.13.110-00733, 32.50.13.110-00499 и т.д.) и объединенных общим наименованием товара «Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный». При этом указанные позиции отмечены в КТРУ как обязательные для применения с 01.01.2018.

То обстоятельство, что наименование объекта рассматриваемой закупки должно было быть указано согласно КТРУ именно как «Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный», а не «Коронарный баллонный катетер», подтверждается также фактом установления заказчиком в Документации (раздел 8) на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2017 № 1469.

Использованное заказчиком – ГОБУЗ «НОКБ» при планировании (план-график № 2018035020001240020001) и осуществлении (Извещение, Документация) рассматриваемого аукциона наименование объекта закупки является ненадлежащим, поскольку противоречит содержанию КТРУ, включающего в себя обязательные для применения позиции соответствующие необходимым заказчику товарам.

Позиции КТРУ с наименованием товара «Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный» устанавливают единое описание объекта закупки, содержащее следующие характеристики товара:

— диаметр баллона; — длина баллона; — тип баллона (система  доставки).

Однако в плане-графике № 2018035020001240020001 (порядковый номер позиции 37) соответствующее описание объекта рассматриваемой закупки, предусмотренное КТРУ, отсутствует.

В Техническом задании по всем трем товарным позициям помимо вышеуказанных характеристик товара (диаметр, длина и тип баллона (система  доставки)), заказчиком установлены также дополнительные показатели товаров, не предусмотренные КТРУ (длины катетера, диаметр шафта в проксимальной части, наличие платино-иридиевых интегрированных рентгенконтрастных маркеров, номинальное давление, расчетное давление разрыва и пр.).

Обоснования необходимости использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных описанием объекта закупки согласно КТРУ, Документация не содержит.

Таким образом, в действиях заказчика содержатся нарушения частей 4, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении требований об использовании КТРУ при указании наименования объекта закупки и его описании в плане-графике закупок, извещении и документации об  электронном аукционе.

Использование позиций КТРУ с даты начала обязательного применения

Решение Ульяновского УФАС России от 27.04.2018 № 14 863/03-2018 (извещение № 0168200002418000955)

Извещение содержит указание на код ОКПД 2 — 32.50.13.190 «Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки».

При этом наименование товара  «стент для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство» под указанным в документации кодом ОКПД 2 — 32.50.13.190 было включено в КТРУ с датой начала обязательного применения позиции каталога с 13.03.2018 г.

Правилами использования каталога товаров, работ, услуг установлена обязанность применения информации, включенной в позицию КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения, в рассматриваемом случае с 13.03.2018.

При этом при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе осуществлять описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Электронный аукцион был размещен на основании позиции плана-графика №2018036820001350030001010002 в  редакции от 23.03.2018 г. после даты начала обязательного применения (с 13.03.2018 г.).

Извещение и документация о проведении закупки, размещенные в ЕИС 04.04.2018 г. были сформированы без учета информации, включенной в позицию КТРУ о наименовании требуемого к поставке товара, а также о его описании, что является нарушением ч.4 ст.23, п.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Решение Ульяновского УФАС России от 27.04.2018 № 14 862/03-2018 (извещение № 0168200002418001093)

В извещении и аукционной документации установлено наименование объекта закупки – «Катетеры баллонные». Извещение о проведении электронного аукциона содержит указание на код ОКПД 2 — 32.50.13.110 «Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты». При этом наименование товара  «катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный» под указанным в документации кодом ОКПД 2 — 32.50.13.110 было включено в КТРУ с датой начала обязательного применения позиции каталога с 01.01.2018 г.

Вместе с тем, извещение и документация о проведении электронного аукциона, размещенные в ЕИС 11.04.2018 были сформированы без учета информации, включенной в позицию КТРУ о наименовании требуемого к поставке товара, а также о его описании, что является нарушением части 4 статьи 23, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Ссылка на п.5 Правил ведения КТРУ является недостаточным обоснованием

Решение УФАС России по Краснодарскому краю от 10.04.2018 по делу № ЭА -491/2018 (извещение № 0318300272518000094)

Без обоснования необходимости установления каких-либо дополнительных требований к товару, не предусмотренных КТРУ, не допускается.

Также в Разделе 2 «Описание объекта закупки» заказчиком установлено:

Обоснование необходимости использования дополнительной информации
* В соответствии с п. 5  Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  Постановления Правительства РФ № 145 от 08 февраля 2017 г. заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупок, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не  предусмотрены в позиции каталога.
Указанное положение «Описания объекта закупки» лишь указывает право Заказчика указать дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, и не является обоснованием необходимости включения в Описание объекта закупки указанных выше излишних требований, что предусмотрено п.6 Правил использования КТРУ.

Казначейство планирует организовать закупки из Каталога товаров, работ, услуг в 2020-2022 годах

Федеральное казначейство планирует реализовать в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок новую процедуру — закупку из Каталога товаров, работ, услуг, заявил заместитель начальника отдела информационно-технологического обеспечения контрактной системы Дмитрий Васильев в ходе конференции «Публичные закупки: проблемы правоприменения». 

Казначейство рассчитывает запустить закупки из Каталога в 2020-2022 годах. При этом в планах ведомства стоит интеграция Каталога с крупными игроками рынка электронной торговли. Параллельно Каталог должен пополняться информацией о товарах и ценах на них. 

Помимо этого, в ближайшие два-три года Казначейство планирует развивать Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). По замыслу ведомства, этот реестр должен стать не только точкой регистрации участников закупок, но и реестром всех документов об участнике закупок. То есть, при реализации этих планов Казначейства участникам закупок не придется включать в заявки на участие в закупочных процедурах какие-либо документы — все они должны будут автоматически подтягиваться из ЕРУЗа. 

Как сообщалось, ранее заместитель главы Казначейства Анна Катамадзе заявляла о необходимости развивать госзакупки в сторону закупок из каталога (закупки в электронных магазинах, на агрегаторах торговли — ИФ). 

«Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, — говорила Катамадзе. — Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и т.п.), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли». 

В свою очередь заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал, что вопрос регулирования закупок в электронных магазинах может быть затронут в законопроекте с масштабными поправками к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), который планируется подготовить осенью текущего года. Впрочем, по его словам, вводить такое регулирование можно будет только после подведения первых результатов эксперимента, в качестве которого выступает Единый агрегатор торговли «Березка». 

В прошлом году руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин оценивал объем малых закупок госзаказчиками в 800 млрд рублей в год. Объем закупок малого объема госкомпаний, при сохранении пропорций между объемом госзакупок и объемом закупок госкомпаний, оценивался приблизительно в 2,4 трлн рублей. 

В этом году в ходе весенней сессии Госдума приняла закон, вносящий ряд поправок в 44-ФЗ, направленных на упрощение закупочных процедур при госзакупках. Одна из принятых поправок предусматривает повышение порога цены для закупок малого объема со 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей. 

Тогда же эксперты отмечали, что такое увеличение порога для закупок малого объема не приведет к увеличению общего объема этого сегмента. 

В настоящее время электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные правительством РФ, имеют собственные электронные магазины для проведения закупок малого объема, а также предоставляют услуги по созданию таких магазинов для различных заказчиков. 

Помимо этого действует Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка», использование которого при проведении закупок малого объема с весны текущего года стало обязательным для федеральных заказчиков. При этом регуляторы заявляют, что рассматривают ЕАТ как эксперимент по электронизации малых закупок.

КТРУ: применяем без ошибок

22.04.2022

КТРУ: применяем без ошибокНаступило время обновить полностью наш взгляд на вопросы применения заказчиками, работающими по Закону № 44-ФЗ, каталога товаров, работ, услуг (далее — КТРУ). Особенно принимая во внимание тот факт, что постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, устанавливающее Правила применения КТРУ, с 31.08.2021 претерпело существенные изменения. В данном материале эксперты Центра закупок и продаж «Закон.гуру» поделятся своими наработками и случаями, связанными с применением КТРУ, с которыми пришлось столкнуться в ходе осуществления деятельности по консультированию заказчиков и поставщиков. Рекомендуем ознакомиться с указанным материалом полностью, даже если вы давно работаете в сфере закупок. Очень вероятно, что из материала вы откроете для себя что-то новое. Если же вы относитесь к категории начинающих специалистов, то данный материал просто обязателен к прочтению и изучению.


Правила применения КТРУ

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены непониманием заказчиками правил его использования (далее — Правила), которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Для лучшего понимания установленных норм мы цветом выделили те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Пункт 4 Правил:

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:

Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования 


КТРУ и планирование

Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.

Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.

Данное правило справедливо для случаев, когда иное не предусмотрено иными информационными системами, в том числе региональными. В отдельных субъектах Российской Федерации существуют «свои» КТРУ, которыми заказчики обязаны по факту руководствоваться несмотря на то, что в Законе № 44-ФЗ отсутствует возможность региональных властей на утверждение и ведение таких КТРУ.


Наименование закупки в извещении

С 1 января 2022 года из Закона № 44-ФЗ исключена ч. 10 ст. 16, предусматривающая полное соответствие информации, указываемой заказчиком в извещении, с информацией, указанной им в плане-графике, в том числе по объекту закупки. На сегодняшний день предмет закупки (извещения) может не соответствовать предмету, указанному в плане графике. Это нормально.

Наименование объекта закупки в извещении также может не соответствовать наименованию из КТРУ. Правила не требуют перечисление в объекте закупки всех наименований, предусмотренных КТРУ. При этом, безусловно, такие наименования должны быть отражены заказчиком в описании объекта. Если закупается перечень продукции в рамках одного лота, то наименование в соответствии с КТРУ по конкретной продукции указывается именно в этом перечне.


Единица измерения количества (объема)

Правила предусматривают (см. выше), что если закупаемая заказчиком продукция попала под действие КТРУ, то не только наименование такой продукции должно быть указано в соответствии с КТРУ, но и единица измерения количества (объема). Данное правило действует даже в том случае, если представленная в КТРУ единица изменения не удобна заказчику. Приведем пример:

Если единица измерения представлена так, как указано на картинке выше, то заказчик вправе определить конкретный вариант единицы измерения из предложенных в КТРУ. Следует отметить, что в указанной единице измерения объем будет определяться не только при размещении заказчиком извещения в ЕИС, но и при регистрации сведений в реестре контрактов.

Документ о приемке уже будет подписан в той единице измерения, которая необходима заказчику и поставщику.


Описание объекта закупки по КТРУ

Правила предусматривают, что описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии с КТРУ. При этом в Правилах отсутствует указание на то, что характеристики, используемые в описании, могут быть обязательными и необязательными. Однако, КТРУ предусматривает характеристики, которые не являются обязательными для применения заказчиком.

Нужно запомнить следующие правила:

1) Заказчик обязан использовать обязательные для применения характеристики при описании объекта закупки. В этом случае наименование такой характеристики, а также значение по ней (прим.: в случае, если КТРУ предусматривает несколько значений по одной характеристике, то заказчик вправе выбрать только ОДНО из предусмотренных значений. Выбор заказчиком двух или более значений в рамках одной характеристики, даже если все из них предусмотрены в КТРУ, не допускается) переносится в описание объекта закупки;

2) Применение необязательных характеристик, указанных в КТРУ, является правом заказчика, а не обязанностью. Если заказчик использует необязательную характеристику, содержащуюся в КТРУ, то обосновывать ее применение не нужно;

3) Если заказчик планирует выбрать несколько предусмотренных значений по одной характеристике из КТРУ или установить требования к продукции, не предусмотренные КТРУ, то в этом случае требуется составлять обоснование необходимости установления таких значений и характеристик (прим.: в тех случаях, когда заказчик вправе указывать дополнительные требования к закупаемой продукции);

4) Заказчик не вправе изменять и корректировать наименование предусмотренных КТРУ характеристик и значения по ним даже при наличии обоснования.


Когда указание дополнительных характеристик запрещено? 

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к закупаемой продукции, которые не предусмотрены КТРУ (прим.: даже при наличии соответствующего обоснования), в следующих случаях:

1) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) — 25(7) перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренного таким постановлением);

2) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств);

3) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Рассмотрим каждый из указанных случаев подробно.

Случай 1. На день опубликования настоящего материала на сайте Центра закупок и продаж «Закон.гуру» перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не содержит пункты 25(1) – 25(7). С 15 декабря 2021 года в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 были внесены изменения, в том числе и в части утвержденного им перечня. Продукция, которая ранее числилась под пунктами 25(1) – 25(7), теперь представлена в перечне под пунктами 22-27, 29.

Формально получается, что заказчик, осуществляя закупки такой продукции, не ограничен запретом, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, и может установить дополнительные требования даже в случае применения им запрета по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Вместе с тем, специалисты Центра не рекомендуют заказчикам пользоваться указанной «лазейкой». Мы понимаем, что рано или поздно данное несоответствие будет устранено.

Случай 2. Если закупаемая заказчиком продукция включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, то указание дополнительных требований строго запрещено. При этом с 01.01.2022 постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не предусматривает случаев, при которых оно может не применяться. Если заказчику крайне необходимо установить дополнительные требования в указанном случае, то выходом из сложившейся ситуации может стать решение о неприменении заказчиком КТРУ. В этом случае не требуется составлять какое-либо обоснование. Сама же закупка проводится по соответствующему коду ОКПД2. Однако, нужно понимать, что органы контроля, вероятнее всего, не согласятся с заказчиком и обяжут его описывать продукцию в строгом соответствии с КТРУ.

Случай 3. На день подготовки настоящей статьи к публикации особенности описания установлены только для закупок лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380). Мы их подробно разобрали в отдельной статье. В частности, при осуществлении закупок лекарственных средств постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 установлено требованием о том, что заказчиком должны указываться эквивалентные лекарственные формы и дозировки. Раньше указание эквивалентных лекарственных форм и дозировок должно было обосновываться со ссылкой на данное постановление, т.к. они не были указаны в соответствующей позиции КТРУ. Теперь этот недочет исправлен.


Где найти КТРУ?

Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Каталог».

Где найти КТРУ в ЕИС

КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему. При формировании технического задания используются только обычные позиции.

Укрупненные и обычные позиции КТРУ

Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.

Аналогичные лекарственные препараты по КТРУ 1

Аналогичные лекарственные препараты по КТРУ 2

Ответ следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.

Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее, скорее всего, нет в КТРУ. Однако, при осуществлении поиска заказчик должен использовать все возможные синонимы (а лучше всего — код ОКПД2, в том числе недействующий), которые могли бы использоваться для определения предмета контракта. Также следует помнить, что КТРУ постоянно обновляется. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при осуществлении соответствующей закупки.

КТРУ и ОКПД2

КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.

Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.

Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).

Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».

КТРУ мониторы для подключения к компьютеру

При этом заказчику нужен монитор не меньше 45 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе может получит монитор диагональю 42 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.

КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)

КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.

Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.

ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)

На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых «используются» товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ:  Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары «поставляются» при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.

Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).

Отсутствуют характеристики в КТРУ

Ответ: Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.

Ситуация 3. Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?

Ответ: Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не формирует извещение (например, при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 000), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.

Если же закупка у единственного поставщика требует формирование извещения (например, при осуществлении закупки на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 3 000 000 рублей посредством электронной площадки), то КТРУ должен применяться.

Ситуация 4. Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?

КТРУ стенд коронарный

Ответ: Данное описание не должно переносится в техническое задание, т.к.  является справочной информацией, которая не содержится непосредственно в разделе «Описание товара, работы, услуги».

Обоснование заказчика

Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».

Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.

Удачных закупок!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как нашли тело в сирии
  • Как найти процент от числа способы
  • Храм глубин как найти лоскутика
  • Config cfg как найти
  • Найти фотографии как занимаются сексом