Как найти клеймо на кирпиче

Клейма на старинных кирпичах

Кирпичные клейма –это отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий.
Многие клеймёные кирпичи воспринимаются образцом технической эстетики тех лет.
К настоящему времени собирательство клеймёных кирпичей стало достаточно распространённым явлением. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название – брикофилия., от английского brick – кирпич. Название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию.
В России клейма на кирпичах появились к середине XVII века. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке.

старинный кирпич

Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для кирпичных клейм до 1690-х годов.
В дальнейшем кирпичи стали метить буквами русского алфавита, используя вначале только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву Д. В начале следующего столетия появляются метки буквами П и Н.
Считается, что однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х гг. По форме они напоминали квадрат. Но этот вывод был сделан на основе изучения кирпичных кладок Москвы. В Петербурге клеймение кирпичей одной буквой, обозначающей фамилию владельца кирпичного завода, продолжалось намного дольше. Например, клеймо с буквой С, связывают с кирпичами завода, основанного Фёдором Никифоровичем Слепушкиным (1763 – 1848), более известным как поэт-самоучка. При этом клеймо на его изделиях имеет не квадратную, а вытянутую форму.
С развитием кирпичного дела однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Иногда фамилия приводится полностью. Зачастую заместо инициалов клеймо состоит из названия завода, например: Мойка, Ижора, Нева, или Елизаветино, Колпино, или аббревиатура компании-производителя, например, Т.О.С.М. -. Товарищество обработки строительных материалов.
Анималистические изображения – двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов – времён Николая I в прямоугольной рамке, Александра I — в круге, Александра III – в овальной обводке.

кирпич с подковой

Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода «Подкова» Е.П.Спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца – завод «Звезда», Ф.А.Полякова-Кофтунова.
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях..
Клеймение кирпичей сформировалось в особую разновидность прикладного искусства. Особую  привлекательность кирпичи получили с 40-х годов XIX века при переходе на их машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами Механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку-штамп с клеймом хозяина завода. В XVIII веке клеймение кирпичей было одним из требований Архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей. При Петре I кирпичи должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5,5 дюйма, толщину 3 дюйма, т.е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году , правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина1,5 вершка, т.е. 26,5 х 13,3 х 6,7 см.
Клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно-реставрационных работ, перестроек и пристроек. Клейма на тычковой и ложковой гранях использовались, как элементы декора в кладке стен, или сводов. Тычковые клейма имели выпуклый, а ложковые вогнутый рельеф. Они должны были отчётливо восприниматься не только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов.

тычковое клеймо

В конце XIX — начале XX века данные клейма утратили всякую художественность, воспринимаются малозаметными граффити Подобные клейма присутствуют на некоторых зданиях и в г. Луге. Тычковые клейма с надписью СПБ А О ва (С-Петербургское Акционерное Общество) заметны в кладке лицевого фасада дома по адресу ул. Тоси Петровой,16 Ложковые клейма с заглавными прописными буквами АР находятся на фасадах здания лужского Военкомата (пр. Урицкого, 59/ 15).На некоторых гранях буквы размещаются поперёк, на других наклонно, на третьих вдоль плоскостей граней. Одна грань сплошь испещрена контурами этих букв с их наслоением друг на друга. Совершенно необъяснимый случай!

старинный кирпич с надписями

Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т.н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.


 

Некоторые клейма на кирпичах Тверской губернии

клейма на старинных кирпичах

клейма на кирпиче

 

надписи на старых кирпичах

буквы на кирпиче

клейма на кирпичах тверской губернии

клейма на старинных кирпичах тверская губерния ржев
буквы на кирпичах

старинные кирпичи с надписями в ржеве
Старинный кирпич клейма

клейма надписи на кирпичах тверской области

клейма на царских кирпичах

царские кирпичи

ВБЗ МБЗ кирпич

клейма старинных кирпичей тверской области ПНП

Огромная коллекция клейм разных губерний и иностранных есть на сайте В. Смирнова, целиком посвященном кирпичным клейма (откуда и взяты фото выше)
http://www.v-smirnov.ru/coll.htm

Значки, таблички и логотипы разнообразных производителей, обнаруженные в Москве и ее окрестностях.

Грузовые весы 1965 года выпуска с логотипом Кокчетавского приборостроительного завода, найденные на бывшем Пресненском лакокрасочном заводе. Завод выпускал измерительные приборы, в том числе микроэлектронные, и циферблаты для них. Целинный совнархоз был упразднен в декабре 1965 года. Его центром был город Целиноград, бывший Акмолинск, затем Астана — пережившая несколько переименований столица Казахстана. Подножная плашка московского завода «Подъемник» 1950 года с указанием подчинения Главному управлению подъёмно-транспортного машиностроения (ГУПТмаш) Министерства тяжелого машиностроения. Такую можно увидеть возле входа в лифты в некоторых сталинских высотках, если удастся туда попасть, или в здании МГУ на Воробьевых горах. До революции это был завод «А.Гутман и Ко», а в 1958 году на базе завода «Подъемник» был создан Московский завод автоматических линий и специальных станков («МоЗАЛ»). Огрызок опоры старого светофора на платформе Коломенское, изготовленного, судя по всему, в 1951 году днепропетровским заводом «Светофор» — главным предприятием СССР по выпуску железнодорожной сигнализации. Основан в 1929 году на базе мастерских службы движения в Нижнеднепровске. Через восемь лет на Международной выставке 1937 года в Париже изделия завода «Светофор» были удостоены диплома «Гран-при» и золотой медали за достижения в освоении тонкостенного литья. Их клеймо все еще можно встретить на старых железных дорогах или в метро — на корпусах светофорных устройств и сигнальных ящиков (муфт). Старый светофор на переезде на территории полигона ВНИИЖТ в Щербинке. Выпущен заводом «Светофор» в 1961 году. Хорошо видно, как в те времена располагались крепления, и как открывалась задняя крышка. Клеймо в виде надписи использовалось как минимум до 1966 года. А светофоры со следующим логотипом применялись с 1965 года, и уже без даты. Световая сигнализация на одном из переездов ЭК ВНИИЖТ в Щербинке. На крышке корпуса присутствует логотип «ДЭЗ», относительно которого мнения разнятся: один источник в сети уверенно говорит, что он принадлежал Днепродзержинскому электротехническому заводу, но нет доказательств, что такое предприятие вообще когда-либо существовало. По другой версии, логотип принадлежал тому же Днепропетровскому заводу, сменив старую подпись «Светофор» в середине 1960-х годов (оба логотипа нетрудно найти на светофорах в московском метро, в зависимости от года постройки станции) и использовался до начала 80-х годов. Клеймо завода «Светофор», зарегистрированное в 1978 году, которое использовалось во все последующие годы вплоть до разрушения и закрытия завода уже при независимой Украине. Его тоже несложно найти на железной дороге — например, этот карликовый светофор работает в начале станции Старопролетарская в Кузьминках. А сами корпуса стали уже чаще пластиковыми, чем чугунными. Армавирский электромеханический завод (филиал АО «Элтеза») — главнейший производитель железнодорожной сигнализации в наше время — после того, как украинский завод «Светофор» внезапно оказался в соседнем государстве. Его логотип можно увидеть практически везде — кроме самых новых светофоров, представляющих собой просто голые коробки. Фото изнанки этого карликового светофора сделано на станции Львовская городского округа Подольск. Клеймо Армавирского завода на устройстве звуковой сигнализации переезда в Щербинке. Звонок железнодорожный постоянного тока с напряжением 12 В (ЗПТ-12М), тип УХЛ1 (для умеренного и холодного климата), выпущен в 2006 году. Фото с выставки транспорта в Филях. Стильный отечественный спидометр с логотипом завода «Автоприбор», расположенного в городе Владимире — крупнейшего в стране производителя электрооборудования и приборов для транспорта. Кстати, лампочка слева хоть и крохотная, но с гордостью сообщает, что сделана в СССР. Манометр ОБМ1-160 в кабине одного из тепловозов-экспонатов музея на Рижском вокзале. Произведен в 1982 году по ГОСТ 2405-72 «Манометры, вакуумметры и мановакуумметры показывающие», изготовитель — Томский манометровый завод (ТМЗ), который был создан осенью 1941 года, а с 1992 года называется АО «Манотомь». Табличка-шильдик в музее на Рижском вокзале: «Общество Брянского завода, Бежица, 1903 г.» Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода было учреждено в 1873 году. Завод производил железо и сталь, но более известен выпуском паровозов (позже тепловозов) и грузовых вагонов. Вокруг него образовался поселок Бежица, с 1925 года город, с 1936 по 1943 год он назывался Орджоникидзеград (это название до сих пор носит железнодорожная станция), а в 1956 году Бежица была включена в состав Брянска, и предприятие стало называться Брянским машиностроительным заводом. Акционерное общество Брянского завода, 1903 год, №1836. Восстановленная табличка на тендере паровоза Ов-841 с парораспределением системы Вальсхарта (предыдущая была на корпусе самого паровоза). Паровоз был реставрирован в 1993-2004 годах в локомотивных депо Рославль и Подмосковная и является первым экспонатом музея на Рижском вокзале.
См. объявление Акционерного общества Брянского завода за 1899 год из книги «Вся Россия» и за 1900 год из справочника «Вся Москва». Шильдик «Общество Путиловских заводов» на раме грузового двухосного вагона с тормозной площадкой. Вагоны строились с 1900 года, использовались для перевозки всех видов грузов, животных и людей («теплушки»). Во время Первой Мировой войны этот выпущенный в 1910 году вагон уехал в Германию, после ВОВ был возвращен в СССР как трофей.
См. объявления Путиловского завода за 1896 и 1915 годы (ныне это Кировский завод). Американский паровоз Еа-2450 построен в 1944 году на заводе Baldwin Locomotive Works в Филадельфии. Работал на Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах. Поступил в музей из локомотивного депо Ружино Дальневосточной железной дороги. Завод Baldwin был основан в 1834 году (см. объявление) и прекратил производство в 1956 году, не сумев полноценно перестроиться на тепловозы. Завод имени т. Егорова до революции принадлежал саксонскому поданному Федору Ретшке, а затем Товариществу Санкт-Петербургского вагоностроительного завода. В 1922 году получил имя большевика И.Е.Егорова (см. объявление). С 1969 года выпускал вагоны для метро. В 2013 году обанкрочен и закрыт, территория наполовину снесена под застройку, а название ООО «Вагонмаш» перешло к другим предприятиям (совместное производство Кировского завода и Škoda, также используется для ремонта метро-вагонов). «Торецкий госзавод имени Ворошилова, Дружковка». Предприятие было создано в 1920 году в украинском городе Дружковка на базе заводов бывших Донецкого и Торецкого обществ. В 1928 году назывался «Дружковский сталелитейный завод» Артемовского округа, изготавливал оборудование для шахт и железных дорог, вагонетки, стрелки. С конца 1930-х годов переименован в Торецкий машиностроительный завод имени К.Е.Ворошилова и полностью перешел на выпуск горного оборудования. Сейчас — Дружковский машзавод. «Вагоностроительный завод ВОВАТ г.Калинин, 1937 г.» Тверской вагоностроительный завод основан в 1898 году (с 1931 года Тверь переименована в Калинин). Выпускал пассажирские вагоны всех классов, спальные и служебные вагоны. Экспонат переоборудован из классного деревянного пригородного пассажирского вагона, построенного на Калининском заводе Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов (ВОВАТ) в 1937 году. В музей он поступил в 2008 году из пассажирского вагонного депо Смоленск. Коломенский завод — одно из старейших и наиболее успешных в стране предприятий ж.-д. машиностроения. Он был основан в 1863 году инженером А.Струве как мастерская для изготовления металлических ферм для строящейся Московско-Саратовской железной дороги, в 1866 году перестроен для создания паровозов и деталей к ним. С 1871 года перешел к Акционерному обществу Коломенского машиностроительного завода. Шильдик принадлежит паровозу П-0001 «Победа», который построен Коломенским заводом в октябре 1945 года. До начала Великой Отечественной войны Коломенский завод выпускал паровозы, тепловозы, электровозы, дизели, подводные лодки, проходческие щиты и тюбинги для метро. С 1956 года завод серийно выпускал тепловозы. В 1935 году ему было присвоено имя В.В.Куйбышева. На Коломенском заводе были построены первый русский трёхосный паровоз серии Т (1870 год), первое в мире судно с дизельной установкой (1907 г.) и первый в мире серийный тепловоз.
См. рекламное объявление за 1894 год из справочника «Вся Москва». Коломенский тепловозостроительный завод имени Куйбышева, 1984 год. Табличка на тепловозе серии ТЭП60 («Тепловоз с электропередачей пассажирский»), которые строились с 1960 по 1985 год. Всего выпущено 1240 экземпляров. Современный шильдик продукции Коломенского завода. В настоящее время они продолжают выпускать пассажирские и грузовые тепловозы, дизельные двигатели и генераторы. «Ворошиловградский завод ОР, 1940 г.». До революции это был паровозостроительный завод «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске», основанный Густавом Гартманом 3 мая 1896 года. В 1922 году заводу было присвоено название «имени Октябрьской революции», а в 1935 году Луганск был (первый раз) переименован в Ворошиловград. Шильдик Ворошиловградского завода на раме паровоза-памятника Л-3348, установленного возле кольца ВНИИЖТ в Щербинке в 2012 году. Модель «Л» разработана Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С.Лебедянского, в честь которого названа, и массово выпускалась с 1945 по 1955 год на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском заводах. Этот паровоз выпущен в 1954 году. Ворошиловградский завод имени Октябрьской Революции Минтрансмаша СССР, 1956 год. Шильдик на грузовом паровозе ЛВ-0441 («Лебедянский Ворошиловградский») — высшем достижении советского паровозостроения, последней и самой надежной из разработанных моделей паровоза. Они строились в 1952-1956 годах, всего выпущено 522 штуки. Подготовлен к экспозиции локомотивным депо Рославль в 2003 году. Луганску не повезло с постоянными переименованиями — он четыре раза менял название. В 1958 году товарищ Ворошилов впал в немилость, и его имя убрали. Шильдики начала 1960-х годов отражают подчинение завода, уже тепловозостроительного, Луганскому совнархозу. Этот совнархоз включал в себя 325 предприятий и существовал с 1957 по 1963 год. В 1963 году Луганский СНХ был включен в состав укрупненного Донецкого совнархоза, которому подчинялся Луганский завод (ЛТЗ) в следующие два года. С 1965 года совнархозы были ликвидированы. Шильдик находится на двухсекционном грузовом тепловозе ТЭ3-5151, всего было с 1953 по 1973 год выпущено 6809 экземпляров данной модели. В 1970-е годы они были самыми распространенными тепловозами в СССР. Шильдик «ВЗОР» 1976 года. С 1970 года город Луганск опять был вынужден носить имя Ворошилова, который скончался годом ранее, и только в 1990 году вернул себе историческое название. Шильдик установлен на двухсекционном грузовом тепловозе серии 2ТЭ10Л (двухсекционный ТЭ10 луганской модификации), которые выпускались с 1961 по 1977 год. Шильдик «ВЗОР» 1984 года, снятый на грузовом тепловозе на станции Павшино. Типовая плашка прямоугольной формы, которая использовалась после включения предприятия в одноименное производственное объединение (с 1990 года — ПО «Лугансктепловоз»). Луганские тепловозы до сих пор активно используются, таская товарные поезда на жел. дорогах России. Еще один гигант советской индустрии — Харьковский завод тяжелого машиностроения имени В.А.Малышева, на котором начиналось производство многих ранних моделей локомотивов. Он был основан в 1895 году как Харьковский паровозостроительный з-д. Выпускал в основном танки, тепловозы серий ТЭ1 — ТЭ10 производились до 1969 года. На Рижском вокзале стоит в виде памятника выпущенный им тепловоз ТЭП10-186 «Стрела». Накладка Харьковского ЗТМ на поезде «Стрела» ТЭП10-186 в экспозиции на Рижском вокзале. В начале 2000-х он был приписан к депо Муром, водил пригородные поезда, а в 2006 году после ремонта передан в музей. Новочеркасский электровозостроительный завод, 1958 год. Строительство завода по выпуску паровозов на окраине Новочеркасска началось с нуля в 1932 году. В ноябре 1945 года завод был передан Наркомату (министерству) электротехнической промышленности СССР для организации серийного производства электровозов, первым из которых стала в 1947 году модель ВЛ22м (шестиосный электровоз постоянного тока, выпускавшийся до 1958 года). Шильдик Новочеркасского электровозостроительного завода на боку грузового электровоза ВЛ23-131, построенного в 1961 году. Электровозы серии ВЛ23 («Владимир Ленин» с осевой нагрузкой 23 тонны) строились с 1956 по 1961 год и считались одними из самих надежных в СССР. Эксплуатировались на железных дорогах до середины 1990-х годов. Шильдик-накладка «НЭВЗ», 1961 год, на том же электровозе ВЛ23-131, но с другого борта. Ростовский совнархоз, которому временно подчинялся завод, существовал с 1957 по 1965 год. Современный шильдик-накладка НЭВЗ, снятый на станции Кисловодск — на электровозе ЭП1М-050, который в то время был приписан к депо Минеральные воды и таскал пассажирский поезд «Санкт-Петербург — Кисловодск». Бортовая накладка Тбилисского электровозостроительного завода. Двухсекционные грузовые электровозы серии ВЛ8 («Владимир Ленин», восьмиосный) строились с 1956 по 1967 год на Новочеркасском и Тбилисском заводах. Всего выпущено 1724 электровоза. Экспонат работал на Северо-Кавказской железной дороге в депо Туапсе. Подготовлен к экспозиции в 2005 году. Шильдик «РВЗ» 1958 года. Рижский вагоностроительный завод (RVR, Rīgas Vagonbūves Rūpnīca) был основан в 1895 году под названием «Феникс». В советские времена был крупнейшим производителем электропоездов и дизель-поездов, выпускал также трамваи. Знаменитые зеленые электрички Рижского завода стали символом пригородного сообщения в СССР. Шильдик «РВЗ» на тележке моторвагонной секции СрЗ — фактически, одной из ранних моделей электрички. Трехвагонные секции этой серии включали один моторный и два прицепных вагона, строились на Рижском заводе с 1952 года по 1958 год. Всего выпущено 648 полных экземпляров. Первая обкатка новой секции состоялась на участке Москва-Струнино Ярославской железной дороги 17 апреля 1947 года. Совместный шильдик «КВЗ» и «РВЗ» на корпусе электропоезда ЭР-22 выпуска 1968 года. Рижский завод изготавливал моторные вагоны поезда, а Калининский вагоностроительный завод (КВЗ) — прицепные вагоны. В музее находится секция ЭР22-38, которая работала на Московской ж.-д. в депо Нахабино и Новомосковск. Подготовлена к экспозиции в 2004 году в локомотивном депо Железнодорожная. Накладка «RVR» (Рижского завода) на головном вагоне поезда. После отделения независимой Латвии завод постепенно прекратил свою работу, распался на кусочки, частично заброшен и застроен. В 2017 году начался процесс о признании погрязшего в долгах завода банкротом. Табличка «Тихвин, завод Трансмаш» на тележке первого в стране высокоскоростного поезда «Сокол», единственный опытный образец которого был выпущен на этом заводе в 1999 году. Но дальнейшего развития проект не получил. В 2012 году было решено разделить поезд и установить обе части в музеях Москвы и Петербурга.
Тихвинский завод (первоначально — завод литья и металлоконструкций) был основан в 1962 г. Табличка ЗАО «ТСЗ» — Тихвинский сборочный завод «Титран-Экспресс». Завод расположен на промышленной площадке Тихвинского вагоностроительного завода и АО «Тихвинхиммаш», изготавливает тележки для грузовых вагонов и колесные пары для ж-д. техники. Табличка «Завод «Трансмаш», г.Энгельс, 2004 г.» на борту снегоочистителя на полигоне ВНИИЖТ в Щербинке. Завод транспортного машиностроения был основан в 1893 году как паровозоремонтные мастерские Рязано-Уральской железной дороги, тогда еще в Покровской слободе, позже ставшей городом Покровском (с 1931 года — Энгельс). Табличка «Калугапутьмаш», 2016 г. Бывший Калужский машиностроительный завод — одно из старейших предприятий отрасли. Основан в 1874 году как Главные железнодорожные мастерские Ряжско-Вяземской железной дороги. Сейчас выпускает промышленные машины для сварки, подбивки, выправки путей, и агрегаты для железной дороги. Табличка «Уральские локомотивы». Это совместное предприятие группы «Синара» и Siemens AG в Верхней Пышме основано в 2010 году на базе бывшего Верхнепышминского завода сварных машиностроительных конструкций ПО «Уралмаш». Известно выпуском скоростных поездов «Ласточка» и электровозов, один из которых был представлен на выставке в Щербинке. Табличка «КВЗ-ЦНИИ тип I». Тележка для вагонов, разработанная Калининским вагоностроительным заводом и Институтом Пути — ЦНИИ МПС. В 1961 году КВЗ на базе технического задания, представленного ЦНИИ, построил первые 29 вагонов на опытных тележках типа КВЗ-ЦНИИ. На табличке изображен логотип Калининского завода конца 1970-х — начала 80-х годов. Табличка «КВЗ-ЦНИИ тип II». Вторая версия тележки, которая имеет такую же конструкцию, как и предыдущая, но оснащена четырьмя гасителями колебаний вместо двух. Присутствует более раннее клеймо Калининского вагонзавода из 60-х годов. Клеймо Тверского вагоностроительного завода на корпусе «Иволги» — электрички, курсирующей по МЦД. Завод был основан в 1898 году и выпускал в основном пассажирские и грузовые вагоны, трамваи, а в 2014 году на нем был построен первый поезд модели ЭГ2Тв, более известный как «Иволга». Круглое клеймо 1980 года на тележке грузового вагона. Вероятно, этот логотип принадлежит Днепродзержинскому вагоностроительному заводу (ПО «Днепровагонмаш»). Шильдик «Крюковский вагонзавод» 1980 года. Снято на станции Павшино, на тележке цистерны. Завод находится в городе Кременчуге Полтавской области на Украине, основан в 1869 году как мастерские Харьковско-Николаевской железной дороги. Выпускает пассажирские, специальные грузовые вагоны, тележки, до начала известных событий успел даже произвести несколько эскалаторов для Московского метро. Шильдик «Linke-Hofmann-Werke» — немецкой компании, основанной в 1834 году во Вроцлаве (Бреслау), производившей трамваи и подвижной состав. Указанное название носила с 1912 г. после объединения с «Hofmann & Co» и до 1923 года, а сейчас после многочисленных слияний и переименований называется Alstom. Двухосная платформа с откидными бортами поступила в СССР в качестве трофея после Великой Отечественной войны. В музей передана воинской частью со станции Бородино, подготовлена к экспозиции в 2006 году вагонным депо Вязьма. См. объявление за 1919 год из болгарской адресной книги и за 1924 г. из справочника Бреслау. Шильдик «Gustav Talbot & Cie.m.b.H, Aachen 1935» на раме двухосной цистерны для перевозки бензина с тормозной площадкой. Вагоностроительный завод Talbot в городе Ахен был основан в 1838 году. В 1995 году Waggonfabrik Talbot был приобретен компанией Bombardier, которая закрыла завод в 2012 году. См. объявления за 1951 и 1953 годы из адресных книг города Ахен. Шильдик «CKD Praha» на борту знаменитого маневрового тепловоза ЧМЭ2 (чехословацкий маневровый с электрической передачей). Их выпуск проходил с 1957 по 1965 год по заказу СССР. Сама же компания ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk) была основана в 1927 году и в послевоенный период состояла из множества (вплоть до 18) подразделений, в большом количестве производила локомотивы и трамваи (модели «Татра»). Шильдик «Škoda» — народное предприятие «Заводы имени Ленина», 1961 год. Установлен на пассажирском электровозе серии ЧС3, которых было всего выпущено 87 штук. Сама фабрика основана в 1859 году в городе Пльзень (Plzeň), в 1869 году ее владельцем стал инженер Эмиль Шкода (Emil Škoda), отсюда и пошло название. В 1945 г. была национализирована и разделена по отраслям на разные предприятия (в том числе всем известный автомобильный завод). Шильдик «Шкода» 1966 года. В 1953-1965 годах производство носило название «заводы имени В.И.Ленина» (хотя марка «Skoda» оставалась общей для всех), но имя Ленина повредило зарубежным продажам, название пришлось снова поменять на «Шкоду». Пассажирские электровозы серии ЧС4 строились по заказу СССР в 1964-1972 годах на заводе в г.Пльзень. Всего выпущено 230 штук. Нынешний экспонат ЧС4-025 работал на Юго-восточной ж.-д. Одна из тележек серии КВЗ-ЦНИИ тип 1, массово выпускавшаяся ремонтным заводом «Эрнст Тельман» в городе Галле, ГДР (RAW «Ernst Thälmann» Halle) и предназначенная для вагонов, строившихся на заводах в Аммендорфе и Гёрлице и далее отправляемых в СССР. Тележка пассажирского вагона типа КВЗ-ЦНИИ выпускалась до 1985 года. Шильдик «Waggonbau Görlitz», 1959 год. Завод в Гёрлице (самом восточном городе Германии) выпускает вагоны с 1849 года. Известен выпуском двухэтажных вагонов, также ремонтировал трамваи. В 1998 году завод поглощен компанией Bombardier, и часть его площадок закрыта. Табличка, установленная в Москве на Садовнической улице — «Вагонное общество Глостер, Англия, 1868 год». Возраст весьма почтенный. Этот шильдик принадлежал пассажирскому вагону на 45 человек, выпущенному по заказу Российских казенных железных дорог. Один такой вагон находится в жел-дор. музее в Ростове-на-Дону и считается самым старым из сохранившихся пассажирских вагонов. Компания-производитель — Gloucester Railway Carriage and Wagon Company, была основана в 1860 году, а закрыта в 1986 году. Легендарный машиностроительный и паровозостроительный завод «МАВАГ» в Будапеште. MÁVAG означает «Magyar Királyi Állami Vas-, Acél- és Gépgyárak» — Венгерские Королевские Государственные металлургические, сталелитейные и машиностроительные заводы. Дата основания — 1 августа 1870 года. В 1959 году компания объединилась с производителем тепловозов Ganz и была переименована в «Ганц-МАВАГ» (Ganz-MÁVAG). В 1988 разделена на несколько компаний, и слово «MÁVAG» было удалено из названия. Оба шильдика — с паровоза Эр 766-11 в экспозиции музея на Рижском вокзале. Серия грузовых паровозов Эр строилась с 1946 по 1957 год для СССР на заводах Польши, Венгрии, Румынии и Чехословакии. Всего выпущено 2716 паровозов, они работали на некоторых линиях до 1985 года. Для советских железных дорог «МАВАГ» выпускал также пассажирские дизель-поезда ДП-0, маневровый тепловоз ВМЭ1, пассажирские дизель-поезда Д (3 вагона) и Д1 (4 вагона). Шильдик «Ganz Mavag» и памятная табличка на пассажирском дизельном поезде 1971 года в естественной среде обитания — на вокзале Будапешта. Тележка цистерны, сделанная заводом «Азовмаш» (логотип слева) в гордой маленькой независимой Украине. Этот крупнейший машиностроительный завод Украины был основан в городе Мариуполе (тогда Жданов) в 1958 году как Ждановский завод тяжелого машиностроения, с 1976 года — головное предприятие ПО «Ждановтяжмаш», на имя которого изначально и зарегистрирован товарный знак. Теперь это уже не Украина. Клеймо «SKF» на буксе (чугунной коробке с подшипником скольжения) пассажирского вагона, произведенного в начале XX века. Компания SKF (Svenska Kullagerfabriken), основанная в 1907 году, была и остается ведущим шведским производителем подшипников. В России у них было торговое отделение, и в 1916 году открылся завод на Шаболовке в Москве (после изъятия большевиками — 2-й подшипниковый завод). В качестве концессии фирма просуществовала в СССР до начала 1930-х годов, ее объявления можно найти в советских и европейских адресных книгах. Клеймо «ВПЗ» на подшипниковой коробке (буксе) паровоза — Ворошилоградский паровозостроительный завод (который выпустил и сам паровоз). Клеймо «ДПВРЗ» на буксе паровоза. Вполне возможно, что это Днепропетровский вагоноремонтный завод, основанный в 1898 году (как Екатеринославские вагоноремонтные мастерские, ныне «Днепровагонремстрой»). Трофейная немецкая коробка (Achslager) с надписью Wittmann Hagen-Haspe 1944. Литейный завод Gußstahlwerke Wittmann AG работал в 1871-1973 годах в городе Хаген (в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия), точнее, в его пригороде Хаспе, вошедшем в состав города в 1929 году (отсюда двойное название). Во время войны завод работал на снабжение Третьего рейха, поставляя направляющие и колеса для танков «Тигр». Кусок рельса, вкопанного в землю прямо возле храма Всех Святых на Кулишках. Видны только буквы «L 9М 1876». Очевидно, последний набор цифр указывает год производства, как и на более новых рельсах: если так, то артефакт весьма почтенного возраста. Паровозная рама в музее на Рижском вокзале с немецким клеймом «Marthahütte W P 235». Металлургический завод «Марта» (Marthahütte) был основан в 1852 году и находился в городе Каттовиц (Kattowitz), который в 1921 году перешел к Польше и теперь называется Катовице. Завод был переименован в Huta Martha и закрыт в 1928 году. Клеймо на старом здании в Подольске: «К.З. КН БЕЛОСЕЛЬСКАГО II МЦА 1892 ГОДА». Катавские заводы князя Белосельского — рельсы с 1879 года выпускались на Катав-Ивановском заводе, принадлежавшем до революции Константину Эсперовичу Белосельскому-Белозерскому. Клеймо «Азовсталь» на раме паровоза-памятника в Щербинке. Крупнейший металлургический комбинат в городе Мариуполе был заложен в 1930 году и запущен через три года. Завод выплавлял чугун и сталь, был одним из производителей рельсов в поздние советские годы, когда он назывался Ждановским ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени металлургическим заводом «Азовсталь» им. Серго Орджоникидзе, заодно выпускал бытовые мелочи вроде утюгов и печных дверок. Клеймо «КМЗ им СТАЛИНА 1947» на куске рельса, вкопанном в землю возле станции Усово. Кузнецкий металлургический завод имени Сталина, ставший всесоюзной стройкой, вступил в строй в 1932 году. Был крупнейшим предприятием страны по выплавке стали и рельсов. После десталинизации получил имя Ленина, а город Сталинск стал Новокузнецком. Современное клеймо на рельсе в Щербинке: «К Х 86 Р65». Указываются по порядку: буква завода-производителя (К — Кузнецкий комбинат, чаще всего именно он и попадается), месяц и год выпуска (октябрь 1986 г.) и тип рельса (Р-65, стандартный рельс весом 65 кг на 1 метр). Швеллер-контрфорс в одном из корпусов бывшей золотоканительной фабрики Алексеевых на улице Станиславского. Клеймо «Д.З. 18» — Днепровский завод Южно-Русского Днепровского металлургического общества. Клеймо Нижне-Тагильских заводов Демидова на рельсе-подпорке линии электропередач в Самаре. Строительство Нижне-Тагильского завода началось в 1720 году, это одно из старейших металлургических предприятий в России. Заводы тагильского округа были оснащены по последнему слову техники и выпускали лучшую в стране сталь. В 1957 году старый Нижне-Тагильский завод (имени Куйбышева) вошел в состав Нижнетагильского металлургического комбината, старые цеха постепенно были закрыты, и на их месте создан завод-музей. Клеймо Надеждинского завода, 1926 год. Закладка завода с рабочим поселком в Богословском горном округе была произведена в 1893 году. В 1896 году Надеждинский металлургический завод выпустил первую партию стали и рельсового проката. После революции поселок превратился в город Надеждинск, который с 1939 года носит название Серов в честь военного летчика А.К.Серова. Вместе с городом был переименован и завод, но к 120-летию он вернул себе историческое название. Клеймо «МПС КЛМЗ 1948» на старой коробке в районе станции Москва-Павелецкая-Товарная. Имеется в виду один из литейно-механических заводов, принадлежавших Министерству путей сообщения — возможно, Коршуновский ЛМЗ. Межотраслевое производственное объединение «Мосгортранс» (ранее «Главмосгортранс») и подчиненный ему троллейбусный ремонтный завод (МТРЗ) — одна из табличек 1993 года, найденная в ходе выставки московского транспорта. Вот откуда растут ноги современного столичного оператора. Жаль, но завод МТРЗ они продули в последние годы, что неудивительно в свете поспешного уничтожения московского троллейбуса как вида транспорта в 2020 году. Печатный станок в экспозиции музея киностудии «Мосфильм», с клеймом Maschinenfabrik A.Hogenforst Leipzig. Некогда крупная и известная компания, производившая большой ассортимент режущих станков и оборудования для печатной и деревообрабатывающей индустрии. Один из адресов — Friedrich List Strasse, 6. Работала до середины XX века. Клеймо Московского опытного завода «Кинап» 1959 года на приборе (киносъемочный аппарат ТКС-3) в экспозиции «Мосфильма». Завод был основан в 1924 году как 1-я Государственная фотокинотехническая фабрика «Маёвка», далее — Московский опытный завод киноаппаратуры, входивший в объединение «Москинап», и на закате лет в НПО «Экран». В 2019 году начался снос его корпусов под чрезвычайно необходимое москвичам жилье. Табличка на ВДНХ — в 1970-х годах возле павильона «Электрификация» были установлены в качестве достижений советской науки опора ВЛ 750кВ и нечто странное, подписанное как «трансформатор тока типа ТРН-1200» — подобного названия нет в советской номенклатуре, и клеймо завода имени Владимира Ильича (ЗВИ) отличается от стандартного. При реконструкции территории в 2018 году все это было (варварски) распилено: спасибо Собянину за сохранение культурного наследия. Табличка-шильдик Московского судостроительного и судоремонтного завода (МССЗ) 1956 года — с теплохода, работавшего в Икшинском водохранилище. Завод начал работу в 1936 году, специализировался на строительстве и ремонте пассажирских прогулочных речных судов, 20% составляла доля грузовых судов. Всего на нём было построено более 1800 судов. Но завод умер, и в 2014 году началась застройка его территории жильем. Шильдик ленинградского машиностроительного завода имени И.Е.Котлякова у подножия эскалатора модели ЛТ-3 на станции метро Сухаревская (построен в 1971 г.). Завод происходит от литейно-механической мастерской Н.Г.Петрова, основанной в 1882 году. Несколько раз менял специализацию. С конца 50-х годов стал основным производителем эскалаторов для метрополитенов (серии ЛТ), было создано СКБ. С 1977 года — в составе ПО «Эскалатор». Клеймо «Эс-сервис» на новых эскалаторах Московского метро. Эта компания из Петербурга — осколок бывшего ЛПО имени Котлякова (ПО «Эскалатор»), крупнейшего, а затем единственного производителя эскалаторов в СССР. Первый завод Kleemann был построен одноименной немецкой компанией в Греции в 1983 г. Прошло время, в 2002 году они вышли на российский рынок, а в 2012 году было основано подразделение Kleemann Russia. Эскалаторы с логотипом фирмы Kleemann нетрудно увидеть примерно на половине станций МЦК, например, на Площади Гагарина (на остальных установлены эскалаторы Otis). Один из крупнейших современных производителей лифтов и эскалаторов: швейцарская компания Schindler, основанная Робертом Шиндлером в 1874 году. В Россию впервые пришла в 1912 году, заново с 2002 года. Первые эскалаторы серии 9700AE были установлены в 2016 году на станции метро Румянцево, затем в 2018 году на Большой кольцевой линии, также их можно найти во многих бизнес-центрах и небоскребах. Американская компания Otis Elevator Company, основанная в 1853 году Элишей Отисом, не требует особого представления — ее название прямо связано с изобретением безопасного лифта. Эскалаторы и лифты Otis сейчас являются самыми распространенными в мире. В Москве они (китайского производства, разумеется, а не американского) установлены на некоторых станциях МЦК и во многих городских лифтах. Клеймо Thyssen на эскалаторе в галерее Андреевского моста, открытого для пешеходов в 1999 году. В том же самом году немецкая компания Thyssen, производитель стали, эскалаторов и лифтов, объединилась с семейной фирмой Friedrich Krupp AG, известной главным образом производством оружия, с образованием концерна ThyssenKrupp. Клеймо компании ThyssenKrupp, объединившее в себе старые логотипы двух фирм. Они выпустили несколько эскалаторов для Московского метрополитена, в том числе на станции Петровский парк и на Некрасовской линии. Клеймо компании Doppler S.A. на траволаторе в одном из торговых центров Москвы. Греческая компания — производитель подъемного оборудования, основана в 2000 году. Эскалаторы на станции МЦД «Славянский бульвар» выпущены фирмой Shanghai Mitsubishi Elevator Co. Ltd., которая основана в 1987 году. Клеймо KONE в торговом центре на Ярцевской улице. Финская компания KONE была основана в Хельсинки в 1910 году. Производила лифты, краны и грузовое оборудование, в том числе поставлявшееся в СССР. Клеймо на дверце фонарного столба: «ЦРМЗ 1983». Центральный ремонтно-механический завод Мосэнерго, выполнявший работы для комплекса энергетического хозяйства столицы, включая производство люков теплосети. И очевидно, фонарных столбов. Клеймо, найденное на железнодорожной станции Стрешнево — Вяземский завод железобетонных шпал, город Вязьма Смоленской области. Первая очередь завода мощностью 100 тысяч шпал в год введена в эксплуатацию в 1968 году. В 1974 году пущена вторая очередь. С 2001 года завод принадлежит РЖД, в настоящее время — через их дочернее ОАО «БЭТ» («Бетонные элементы транспорта»). После организации АО «БЭТ» девять заводов по производству шпал стали его филиалами, и на шпалах стали указывать общий буквенный товарный знак. Шпалы на этом фото (на станции Подольск) выпущены двумя филиалами — Вяземским и Лискинским. Завод «Спецжелезобетон» в городе Лиски (в 1965-1991 назывался Георгиу-Деж) введен в строй в 1980 году. Клеймо Ярославского шинного завода на памятнике-пушке возле мемориала в Люберцах (улица Власова). Основанный в 1932 году как резино-асбестовый комбинат, сейчас это одно из крупнейших предприятий отрасли, принадлежащее АО «Кордиант». Футбольный клуб «Шинник» происходит как раз от этого завода. Клеймо (перевернутое) Московского шинного завода на одном из экспонатов музея ПВО в поселке Заря. Завод был основан в 1940 году и достроен в ноябре 1945 года. Оборудование закупили в США. В 1990 год МШЗ вышел на мощность до 2740 тысяч шин в год, но не прошло и десятка лет, как завод выгнали с территории на Дубровке и устроили там торговый центр. Клеймо Кировского шинного завода на одном из экспонатов выставки военной техники на улице Федора Полетаева. Строительство завода было начато летом 1942 года, и через год выпущены первые покрышки. Предприятие специализировалось на выпуске грузовых шин. Клеймо Красноярского шинного завода на улице Федора Полетаева. Решение о строительстве завода было принято в 1946 году, началось оно в 1952 году, а первая покрышка была изготовлена в начале 1960 года. В лучшие времена завод производил до 2.1 млн шин в год. В 2009 году Красноярский шинный завод был объявлен банкротом. Клеймо Барнаульского шинного завода на улице Федора Полетаева. В 1956 году в Барнауле началось строительство шинного завода, запущенного в 1969 году. Производил в основном авиационные шины (на фото — колесо самолета МиГ). Сейчас продолжает работать под названием «Алтайский шинный комбинат». Клеймо Волжского шинного завода на памятнике милицейской машине улице Юности. Завод строился в 1959-1964 годы. В 1967 году вышел на проектную мощность 3 млн. шин в год. Сейчас — АО «Волтайр-Пром». Клеймо Омского шинного завода на улице Юности. Строительство завода в Омске началось в 1938 году, завершилось во время войны. Первая покрышка была выпущена 24 февраля 1942 года. Завод был головным предприятием в ПО «Омскшина», под этим же названием существует до сих пор. Резиновый настил на пешеходном переходе через железную дорогу в Лобне. В середине товарный знак Ярославского шинного завода, который ранее был замечен на колесах музейной техники. Хотя завод и скуплен иностранцами (а скорее, благодаря этому), он существует до сих пор и даже сохранил старое советское клеймо. Еще один настил через подъездной путь, на котором мы можем увидеть клеймо казанской компании под названием «Камско-Волжское АО резинотехники «КВАРТ». Однако товарный знак был зарегистрирован еще в 1984 году и принадлежал производственному объединению «Казаньрезинотехника» (что видно по буквам «крт» в изображении). Этикетка на старой катушке ниток: Глуховский хлопчатобумажный комбинат имени В.И.Ленина, прядильно-ниточная фабрика №1. До революции — бумаго-прядильная фабрика компании Богородско-Глуховской мануфактуры З.С.Морозова (1847 год), затем Арсения Морозова. Она же «Красный двор». В советские годы в состав Глуховского комбината в Ногинске входили 2 прядильные, 3 ткацкие, ниточная, 2 отделочные фабрики и литейно-механический завод. Сейчас, конечно, все текстильное производство закрыто. Катушка сделана по ГОСТ 6309-73 («Нитки хлопчатобумажные швейные»). Цена 1 руб. 12 коп. Старые этикетки с именами двух крупнейших советских производителей ниток. Прядильно-ниточный комбинат имени С.М.Кирова ведет историю с 1833 г., от Невской бумагопрядильной мануфактуры. После революции она вошла в трест «Петротекстиль», а в 1938 году объединена с ниточной фабрикой в комбинат, который назвали именем Кирова.
Прядильно-ниточный комбинат «Советская звезда» основан в 1873 году как Чернореченская бумагопрядильная мануфактура Л.Е.Кенига. В 1907 году была продана Товариществу Невской ниточной мануфактуры, в составе которого стала ниточной фабрикой №2. В 1922 г. получила название «Советская Звезда», и с 1939 года стала комбинатом. Клеймо и надпись на дне пластиковой советской банки из-под новогодних подарков: «Главное управление общественного питания Мосгорисполкома». Надежная баночка — не современная одноразовая картонка — вполне достойна продолжить службу в качестве контейнера для пуговиц или прочих мелочей. Сверху — клеймо Экспериментального завода Мосгорисполкома (Сторожевая ул., 4), известного также выпуском кубиков Рубика в оранжевой упаковке и большого ассортимента пластмассовых изделий. Для советского гражданина одной из возможностей прикоснуться к жизни прибалтийских республик бывшего СССР было заполучить коробочку скрепок или кнопок, произведенных Рижским опытным заводом металлоизделий «Мангали» Минместпрома Латвийской ССР. Завод по производству пишущих и канцелярских товаров был основан в 1965 году, с тех же времен использовал товарный знак с изображением кнопки. РСТ Лат. ССР 971-89 — местный аналог ГОСТа. Ассоциация «Латвияс прецес» — в переводе «Латвийские товары» — это объединение кооперативов, фактически намек на надвигающийся распад Союза. Табличка производителя может встречаться даже на такой массивной продукции, как мост — в данном случае мост Мариенбрюкке, созданный литейным заводом Klett & Co из Нюрнберга. Основанный в 1841 году, он производил паровые двигатели, затем вагоны и мосты, а позже стал одним из предшественников компании MAN. На второй табличке указан номер моста — №146, дата — 21 октября 1866 года и фамилия Готтфрида Гербера — инженера, автора систем строительства мостов. Этот шильдик — экспонат не менее занимательный, чем сам мост. Надпись на водоразборной колонке: «Haut Marnaise S-te Metallurgique Joinville 52 France». Заводы Верхне-Марнского металлургического общества в коммуне Жуанвиль (Joinville) департамента Верхняя Марна (Haute Marne), во Франции. Сама колонка находится в городе Подольске, в рабочем состоянии. Интересно, какими дорогами этот замечательный экспонат попал в обычный подмосковный город. Шильдик немецкой компании Langmatz GmbH на лючке возле памятника князю Владимиру на Боровицкой площади. Компанию основал Ганс Лангмац в 1963 году. Она занимается устройством пластиковых каналов для подземных кабелей и электротехнических систем. Отечественное строительство и русский князь опять собраны из заграничных запчастей. Шильдик, снятый на выставке тракторов, которая проводилась в октябре 2019 года на площади Революции. Motoren-fabrik J.Warchalowski — австрийский производитель, находившийся в Вене, как и указано на табличке. Основателем компании в 1858 году был Якоб Варшаловски. Они производили двигатели внутреннего сгорания до 1980-х годов. Клеймо «Austro Diesel» — производственной марки тракторов и комбайнов компании Warchalowski. Еще один заграничный трактор датирован 1955 годом и произведен немецкой фирмой Allgaier Werke из города Уинген, основанной в 1906 году. Производили запчасти для техники и сельского хозяйства, после Второй Мировой — тракторы. Шильдик с названием также находится на вентиляционной решетке. Greaves Cotton Ltd. — индийская машиностроительная компания, которая сохраняет свое название от времен английской оккупации. Она была основана в 1859 году Джеймсом Гривсом и Джорджем Коттоном. В 1947 году компания перешла к индийскому руководству из Thapar Group. Здесь они отметились двигателем для трактора. Отечественное производство 1961 года: КАТЭК — Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов. Завод был построен в 1934 году. Выпущено по ГОСТ 3941-54 «Магнето автотракторные для двигателей внутреннего сгорания». Гидронасос НШ-32 выпущен по ГОСТ 8753-58 на заводе имени Буденного в Москве. До революции это был завод Акционерного общества «Шестерня-Цитроэн», а затем преобразован в Московский завод гидроагрегатов. В 50-е годы это было единственное предприятие по выпуску шестеренных гидронасосов для тракторов. Советская карболитовая банка с крышкой на резьбе, для сыпучих продуктов. Цена 36 копеек. Клеймо Орехово-Зуевского завода «Карболит» — первенца отечественной индустрии полимерных материалов. Завод выпустил первую продукцию в 1916 году. В советское время, кроме широкого ассортимента полимерных смол и емкостей, был известен «наркомовскими» лампами. Редкая емкость для сыпучих пищевых продуктов емкостью 2 литра, произведенная оборонным предприятием — НПО «Энергомаш» им. академика В.П.Глушко в подмосковных Химках. Качество соответствующее, банка удобная и служит до сих пор. Цена 1 р. 20 копеек. Рядовому потребителю этот завод был более знаком по производству снегокатов «Аргамак». Оборонная давилка для чеснока — на официальном языке «пресс кухонный универсальный», калужский артикул «КГ 107-01-3667», цена 2.20. Обычная для советской кухни штуковина, хотя при использовании половина чеснока остается внутри. Клеймо принадлежит приборному заводу «Сигнал» в городе Обнинске, он также выпускал тиски и приборы сигнализации. «Крышки многократного пользования» для банок в СССР выпускались если не из металла, то обычно из капрона или полиэтилена. Многие большие заводы выпускали их как мелкий ширпотреб, но в данном случае это скорее по специальности — видно клеймо Любучанского завода пластмасс из Подмосковья. «Перед закрыванием крышку подержать в кипящей воде не более 15 сек». Еще одна капроновая крышка, в отличие от предыдущей стоит всего 5 копеек. Место производства определить не получится — логотип в центре принадлежит НПО «Химавтоматика» — объединению всесоюзного размаха с филиалами-КБ автоматики во многих городах СССР. Отделение в Воронеже, например, выпускало катушки для ленты, в Дзержинске — вешалки и кухонные наборы, в Туле — мыльницы. Московский опытный завод НИИ автоматики и приборостроения им. Пилюгина старался делать не просто утилитарные банки, а стильную продукцию из темно-красного пластика с притертой крышкой. Слово «набор» говорит о том, что было несколько банок разного объема. Хотя ручка на крышке не слишком удобная, эти банки считались одними из лучших по сравнению с аналогами в СССР. Клеймо «Заря» на зеленой поверхности старой кастрюли. До начала 1970-х годов эмалированная посуда была преимущественно зеленой или коричневой в крапинку, примерно до того же времени использовалось и это клеймо, принадлежащее Дзержинскому заводу химического оборудования «Заря». Затем, после долгих окриков и пинков сверху, заводы наконец-то начали осваивать яркие цвета эмали. Блюдо Коростенского фарфорового завода на овальном блюде. Завод был основан в 1909 году в городе Коростень Житомирской области Украины, сейчас ликвидирован. Старое клеймо «Вербилки» на дне небольшой вазы (до 1976 года). Слово известно даже тем, кто никогда не слышал о подмосковном поселке Вербилки — Дмитровский фарфоровый завод входил в первую пятерку фарфоровых предприятий в нашей стране. Основан в 1766 году и остается пока одним из очень немногих действующих заводов, однако балансирует на грани банкротства. Лаконичное клеймо на эмалированном кухонном лотке. Цена рубль. Два дельфина принадлежат ленинградскому оборонному предприятию — НПО «Аврора», созданному в 1970 году на базе одноименного завода. По понятным причинам название они писали на продукции редко, чаще простой адрес «а/я 54», но опытный завод НПО выпускал много интересного — кухонные банки, посуду, венчики, сита, игрушки-пистолеты, значки. Кухонный нож из нержавейки стоимостью 57 копеек, со знаком качества. Кошка — клеймо Псковского машиностроительного завода, заявленное в 1969 году и перешедшее по наследству ПО «Псковмаш». Советский обыватель мог также встретить электровафельницы и ручные инструменты их производства. Шкаф советский металлический модели «2 ШМО-4». Сделан согласно РСТ РСФСР 328-78 (Республиканский стандарт «Шкафы канцелярские металлические» 1978 года). Производитель — Брянское производственное объединение (БПО) «Металлист», город Брянск, ул. Ромашина, 60. В 2010 году завод «Металлист» признан банкротом, после чего снесен. Типовой советский звонок громкого боя МЗ-1 (220В, 50 Гц) с клеймом, которое принадлежит опытному заводу «Тамбоваппарат» концерна «Созвездие», адрес — бульвар Энтузиастов, 1. Завод был основан в 1961 году для производства оборудования дальней связи, радиосистем и систем управления, выпускал и мелкую гражданскую продукцию. Типовой звонок громкого боя МЗ-1 с гораздо более распространенным клеймом Нальчикского завода «Севкавэлектроприбор» — некогда крупного предприятия, основанного в 1952 году и выпускавшего множество приборов, даже телевизоры и стиральные машины. Наряду с тысячами других заводов уничтожен уже в «спокойные» путинские годы. Советская кнопка дверного звонка в одном из подъездов Москвы. В оригинале была черного цвета. Похожее на курицу клеймо принадлежит Витебскому учебно-производственному предприятию Белорусского общества слепых, где производилась мелкая электромеханическая аппаратура (заявлено в 1973 году). Клеймо компании AEG на корпусе импортного немецкого двигателя в здании обсерватории МГУ (Нововаганьковский переулок). Сейчас осталось одно название — а когда-то это была крупная немецкая фирма с представительствами в России, чье полное название «Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft» в объявлениях переводилось как «Всеобщая компания электричества». Основана в 1887 году, закрыта в 1996-м. Клеймо (перевернутое) Московского машиностроительного завода имени 1 Мая на литых дверцах гидранта на территории Даниловской мануфактуры. В советское время завод находился в ведении Минлегпищемаша, был известен выпуском мясорубок и гантель. А находился он здесь же, на Варшавском шоссе, под боком у Даниловской мануфактуры, которая тогда называлась хлопчатобумажной фабрикой имени Фрунзе. Древняя задвижка, обнаруженная в приговоренном к сносу московском поселке Узкое, имеет на себе клеймо «ТЗ» — старый знак ленинградского завода «Знамя Труда», зарегистрированный в 1929 году и использовавшийся до 1950-х годов. Похоже, что задвижка была установлена еще при постройке жилых домов в 1956-1958 годах. Клеймо «ГЗ» на территории бывшего Хлебозавода №9. Это Гусевский механический завод «Красный Профинтерн», основанный в 1929 г. на базе мастерских в городе Гусь-Хрустальном. После войны стал арматурным, в 90-е годы переименован в АО «Армагус» и по внешним признакам продолжает производить задвижки и клапаны. Клеймо «ДЗГО» на запорном клапане на бывшем заводе имени Ухтомского в Люберцах. Сделано в СССР! Днепропетровский завод горно-шахтного оборудования — производитель крупных механизмов, лебедок, вагонеток, конвейеров, тюбингов для шахт и метро, а также и арматуры. Сейчас он называется ООО «Техномаш». Клеймо «БСЗ» на крупноразмерной газовой задвижке в Подольске. Бежицкий сталелитейный завод — один из крупнейших поставщиков литья для вагоностроения, выпускающий также запорную арматуру и множество других мелочей. Основан в 1935 году в городе Бежица, ставшем частью Брянска в 1956 году. Задвижка на территории Калужской больницы скорой медицинской помощи имени К.Шевченко. Типовое клеймо системы исправительных учреждений, в данном случае принадлежит, скорее всего, Свияжскому арматурному заводу при ИК-5. Тем более, что рядом есть клеймо соседнего Казанского арматурного завода. Еще одна задвижка на территории Калужской больницы. Клеймо «ЗИЛ» уже встречалось на люках в Минеральных водах: Георгиевский арматурный завод имени Ленина («АрЗИЛ»), в советские годы считавшийся одним из лучших в своей области. Основан в 1907 году. Задвижка, найденная в Александрове, с современным клеймом Ракитянского арматурного завода (пос. Ракитное Белгородской области). Клеймо на огромной задвижке в Музее воды, выпущенной заводом «Пензтяжпромарматура» — в советское время это было Производственное объединение тяжелого арматуростроения, в которое входили несколько заводов, а головным предприятием стал завод тяжёлой промышленной арматуры, основанный в 1951 году. Клеймо на водоразборной колонке (см. фото) на Песочной улице в Красногорске, сделанной Воронежским заводом «Водмашоборудование» — одним из крупнейших производителей такого рода оборудования, а также люков.

Замок с клеймом Алексинского завода «Тяжпромарматура» — довольно обычный в советское время. Бывший Мышегский завод, основанный в 1728 году, он является одним из старейших предприятий страны и продолжает работать по сей день. Клеймо на замке — вероятно, самое распространенное из всех, особенно в девяностые годы. Его сделал настоящий гигант отечественного замкостроения: Чебоксарский агрегатный завод, выпускающий запчасти для техники (в свободное время от замков). Строительство завода было начато в 1953 году.

В данной галерее представлены кирпичи советсткого периода (возможно будут и уже постсоветского периода). Конечно, эти клейма зачастую не такие интересные, как дореволюционные, они скорее технического характера. Идентифицировать их бывает ещё сложнее, чем «царские». С географией производства, само собой, вопросов не меньше, чем по общей идентификации.

►   «Государственный кирпичный завод № 1».

Производство государственного кирпичного завода № 1.

Выдавленная трёхстрочная надпись в глубокой прямоугольной рамке с  закруглёнными внутрь углами «1-й    ГОС.КИРП.ЗАВОД    ВЛАДИВОСТОК» на фоне дополнительной тонкопрорисованной прямоугольной рамки с закруглёнными краями и засечками в углах.

Встречается на острове Русский (б.Жданко).

Другой вид клейма. Рамка двойная, более компактная, менее глубокая, с 4 засечками по углам рамки

►   «Государственный кирпичный завод № 5».

Предположительно Кирпичный завод № 5 строительной комиссии Морского ведомства.

Выдавленная надпись в прямоугольной рамке в две строки «Владивосток   Завод № 5».

Встречается во Владивостоке.

Образцы клейма из личных коллекций и экспозиций музеев Им. В.К.Арсеньева и «Владивостокская крепость»:

По всей видимости, кирпичи этого же завода, но уже чуть позднее. Клеймо аналогично клейму «1-го гос.кирп. завода».

Выдавленная трёхстрочная надпись «5-й    ГОС.КИРП.ЗАВОД   ВЛАДИВОСТОК» в достаточно глубокой выдавленной прямоугольной рамке. 

►   Клеймо с аббревиатурой ТОФ (Тихоокеанский флот). 

Встречается местами во Владивостоке и на острове Русский (преимущественно в местах базирования флотских частей).

►   Нестандартный кирпич с маркировкой «ИТКП-8«. Светлый огнеупорный кирпич имеет удлинённый размер и, соответственно, больший вес. 

Не исключено, что это кирпичное производство какой-либо из исправительно-трудовой колонии.

Локализация — остров Елена.

►   Клеймо с выдавленной маркировкой «ПУ-ЭД-2» и круглыми насечками по краям светлого огнеупорного кирпича.

Локализация — остров Русский.

Второй вариант «ПУ-Д-23» 

►   Производство Уктусского кирпичного завода. Огнеупорный (шамотный) кирпич.

► Производство Кирпичного завода  № 104 в селе Шкотово (см. описание завода на сайте). 

Клеймо в виде надписи «К-З  104» на тычковой грани кирпича.

Найден во Владивостоке, на п-ове Назимова —

Фото с ресурса «Одноклассники» (группа «Исторический клуб. Шкотовцы»). Образец из с.Шкотово —

► Производство кирпичного завода № 8 Буреинского лагерного пункта. Тычковое клеймо. Образец найден в Уссурийске и находится в фондах Уссурийского краеведческого музея —

 

► Серия кирпичных клейм, где заглавным символьным знаком является стилизованное изображение строительного мастерка (кельмы). Оформлено в выдавленную квадратную рамку и обрамлено точками. Имеет различные вариации исполнения, отличающиеся второстепенными элементами. Иногда встречаются и вспомогательные литеры или цифры.

Локализация — Владивосток.

Серия с этим же символом, но менее глубоко и точно прорисованная —

Термокислотоупорная плитка с одной ребристой постелью, ГОСТ 961-84 —

Ещё одна схожая плитка того же ГОСТа —

► Выпуклое клеймо с четырьмя сходящимися вместе кольцами со стрелками и надписью «К / УП» в большом выдавленном уплощённом ромбе. Имеет внутренние и внешние засечки.

Из экспозиции музея им. В.К.Арсеньева.

► Выпуклое клеймо «К З К» в слабооформленном круге на фоне ребристой глазурированной постельной грани.

Из экспозиции музея «Владивостокская крепость» —

Выпуклые буквы «К З К» в выдавленной малой рамке со скруглёнными боковыми краями.

Владивосток (ул.Пушкинская) —

► Выпуклое клеймо «Г З К» в неглубокой компактной выдавленной рамке.

Владивосток —

 

► Выпуклое клеймо «А К С М« в неглубокой компактной выдавленной рамке с угловыми краями.

Владивосток —

► Пропечатаное выпуклое широкое кольцо в центре постельной грани. Надписей не видно.

Владивосток —

►   Клейма с цифровыми и бувенными маркировками.

Найдены на острове Русский (район  КЭТ, Шигино)

Плохоразбираемое цифро-буквенное клеймо на скошенной грани кирпича. С золоотвала ВТЭЦ-2 —

Серия клейм на огнеупорных кирпичах с литерой «Б». В выдавленном кружке или сегменте как правило проставлена ещё цифра —

► ГОСТ 961-57 из числа кислотоупорных и термокислотоупорных керамических плиток. С глазировкой, одна постель ребристая 

►   Образцы клейма на ложковой грани

Обнаружены в кладке пристройки одного из цехов бывшего «178-го СРЗ» (Светланская-72) —

Найден в районе ж/д-станции Спутник —

Клеймо «6 К» —

Район Шаморы

Клеймо в виде точек с полосой. Район Щитовой  

Остров Русский (п.Шигино) —

Спасск-Дальний —

Прочие ложковые:

►   Клейма с маркировкой на тычковой грани кирпича:

«В 1» —

«ВК«,»ВК I«, «ВК  II» —

Маркировка «В К З»  —

Маркировка «ЗСК» с треугольником —

Цифровые обозначения на тычковых гранях кирпича — «101», «102», «103». Локализация — Владивосток, ул.Пушкинская-10, здание ДВГТУ (корпус, ближний к кирхе) —

Клейма с простыми цифровыми маркировками на тычковой грани кирпича —

►   Широкая линейка кирпичей с маркировкой из букв «СЛ«. Разнятся по фактуре, исполнению клейма, номеру при буквенной маркировке, дополнительным элементам вокруг основной маркировки. 

В экспозиции музея «Владивостокская крепость» образцы с подобными клеймами идентифицированы как кирпичи производства:

Кирпичный завод в Славянке —

 Славянкинский завод КВЖД


 

Но представленные на фото кирпичи являюся шамотными кирпичами производства огнеупорного завода в местечке Сухой Лог (Свердловская область), который был основан в 1940-е годы. Кирпичный завод в Сухом Логе существует до сих пор.

«СЛ-7728» —

Комбинированный со следующим типом клейма —

►   Широкий пласт советских огнеупорных кирпичей со сходными маркировками.

Шамотный кирпич предназначен для кладки печей и каминов жилых домов, дымоходов и футеровки металлургических печей, изолированных от расплавленного металла. Он отлично переносит резкие перемены температуры, поэтому часто используется в строительстве. Его название говорит о том, что в его состав входит большее количества огнеупорной глины, чем в других видах кирпичей.

Маркировка шамотного кирпича.

Буква «Ш» в маркировке означает слово «шамотный», а цифры – размеры. К примеру, ША-8 – 250 х 124 х 65 мм, ША-6 – 230 х 114 х 40 мм, ША-5 – 230 х 114 х 65 мм. 

Дополнительные буквенные индексы после «Ш» характеризуют температурные пределы кирпича:

Шамотный кирпич ША – с огнеупорностью не ниже 1730 градусов,
Шамотный кирпич ШБ – с огнеупорностью не ниже 1670 градусов,
Шамотный кирпич ШВ – с огнеупорностью не ниже 1580 градусов.

Район форта № 6 —

Образец с Камчатки — 

Из экспозиции музея им. В.К.Арсеньева —

Район форта № 5 —

Остров Русский —

► Огнеупорный кирпич с маркировкой, похожей на  «Г Б» (или «С Б»).  Локализация  о.Аскольд 

 

Из экспозиции музея им. В.К.  Арсеньева 

►  Кирпичи кислотоупорные (ГОСТ 474-67):

Различные образцы шамотных кирпичей (распространие довольно широкое, поэтому без местоуказаний):

Подкова на счастье. Петербуржец составил каталог старинных кирпичных клейм


В одном из недавних выпусков «Наследия» (от 8 октября) мы рассказывали о технологии производства кирпичей в петровское время. Тема заинтересовала читателей. Более того, в нашем городе не так уж мало тех, кто уже давно коллекционирует старинные кирпичи. Один из них, Владимир СМИРНОВ, собирает также все, что с ними связано, например металлические матрицы для изготовления клейм. По образованию он физик, в свое время даже защитил кандидатскую диссертацию. Теперь – предприниматель. Старинные кирпичи – хобби, ставшее едва ли не делом жизни. Вместе с историком Денисом Ёлшиным он составил каталог кирпичных клейм Санкт-Петербургской губернии середины XIX – начала XX века.

Подкова на счастье. Петербуржец составил каталог старинных кирпичных клейм | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Владимир, с чего началось ваше увлечение?

– Полтора десятка лет назад, гуляя в окрестностях своей дачи на Карельском перешейке, на развалинах разрушенного дореволюционного дома я нашел кирпич с клеймом «Г. Л.». Заинтересовался. Выяснил, что такие кирпичи производил граф Левашов в своем имении в Дибунах. Удивительно: образ графа как-то не вязался у меня с таким видом промышленного производства!..

Потом я стал обращать внимание на кирпичи с клеймами в Петербурге и понял, что в литературе очень мало информации об их производителях, сроках и месте работы предприятий. Это и стало предметом исследования, которому я посвящаю все свободное время. Стал изучать литературу, нашел единомышленников, завел с ними переписку.

Оказалось, что таких людей немало – в Петербурге, Москве, Владивостоке, Калининграде, Самаре, Казани… Мы обмениваемся предметами из своих коллекций, встречаемся, делаем доклады по истории производства. Поддерживаю постоянное общение с коллекционерами с Украины, из Белоруссии, Эстонии, Венгрии, Англии, Шотландии, США.

Сколько всего кирпичей в вашей коллекции?

– Около трех с половиной тысяч из 70 губерний Российской империи и 25 стран. Как я их храню? Слава богу, место позволяет. Вокруг своего загородного дома я сделал специальные полочки с навесами. Если на кирпичи не попадает влага, то они могут прекрасно храниться. Посмотрите на кирпич, который сделан 150 лет назад, – он остается монолитным и прочным и сегодня!..

Но вообще дело не в количестве. Мне интересно узнать как можно больше о времени производства, об истории заводов, а за этим иногда стоят такие интересные сюжеты и жизненные коллизии…

Предмет моей особой гордости – кирпич 1654 года с клеймом в виде стилизованного изображения двуглавого орла из одного из строений Московского Кремля. Есть в моей коллекции достаточно редкий шотландский огнеупорный кирпич, который я нашел у нас в городе и который был неизвестен даже британским коллекционерам. Вероятно, вся партия была отправлена в Россию. Ну и, конечно, кирпич с клеймом «Смирновъ» из Клина.

А когда в России ввели обязательное клеймение кирпичей?

– Первые попытки сделали еще при Анне Иоанновне, но официальным документом, устанавливающим обязательное нанесение клейма на каждый кирпич, являлся указ от 24 января 1847 года «Правила для единообразной и прочной выделки кирпича». С этого момента весь кирпич, если он предназначался на продажу, должен был быть с клеймом заводчика.

Сперва их наносили ручным способом небольшими штемпелями, закрепленными на молоточке, затем отдельные буквы стали крепить к дну формовочного ящика по отдельности. А уже к концу 1850-х годов начали появляться цельные металлические матрицы на дне ящика, которые дают углубленный отпечаток, чаще всего прямоугольной формы, расположенный по центру и ориентированный по продольной оси. Примерно в это время на некоторых клеймах стали появляться цифры – номера рабочих, ответственных за выпуск данной партии.

Вообще процесс идентификации клейм иногда сродни скрупулезному детективному расследованию: из множества первоначальных версий на основании большого количества факторов выбирается одна наиболее логически обоснованная интерпретация. К сожалению, до нас дошло лишь несколько документов, где против названия завода и его местоположения рукой фабричного инспектора написаны буквы клейма. Поэтому при всей возможной фантазии очень трудно было догадаться, что «ПАВ» должно расшифровываться как «полковницы Авдотьи Воробьевой». Хотя определенные правила атрибуции клейм уже вполне сформировались в нашем сообществе.

На клейме ставили только инициалы или фамилию заводчика?

– Необязательно. Иногда указывали название места расположения завода («Нева», «Мойка», «Ижора», «Щеглово»). Казенные заводы использовали герб Российской империи. А заводу потомственного генерал-майора от кавалерии Спечинского в качестве исключения и признания заслуг разрешили ставить клеймо в виде подковы, которая изображена к тому же на родовом гербе этого польского рода. Представляете, как выгодно можно продвигать свой товар, когда дом сложен из кирпича с символом удачи и счастья!..

Если считать всевозможные разновидности, то всего кирпичные заводы в Петербурге до 1917 года использовали свыше тысячи клейм. Самих предприятий было гораздо меньше, просто многие из них переходили по наследству, их продавали и покупали, они закрывались и открывались. Поэтому и клейма менялись достаточно часто. Кроме того, крупные заводы на протяжении своей работы использовали несколько видов клейм.

После революции клейма исчезли?

– Во время нэпа некоторые артели и частные предприниматели продолжали их использовать, но затем на государственных заводах после их объединения в тресты остались в основном только безликие «КЗ» («кирпичный завод») с номером предприятия.

А можно ли еще сегодня найти клеймо, которое будет неизвестно специалистам?

– В городе встретить что-то новое практически нереально, разве что какую-то неизвестную разновидность ранее обнаруженного. А вот в области, я уверен, еще возможны открытия.

Кстати, любопытная деталь: мне встречались случаи подделки старых кирпичей. Например, в прежние времена некоторые популярные «бренды» английских кирпичей имитировались на местном российском уровне заменой одной буквы в клейме, надписью другим шрифтом… Что касается современных подделок, то известны случаи изготовления кирпичей из современных материалов с клеймом, скопированным со старинного. Покупатель, не знакомый с фактурой старинного кирпича и не владеющий знаниями по способам нанесения клейма, вполне может принять такие подделки за подлинники.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7036) от 22.10.2021 под заголовком «Подкова на счастье».

Материалы рубрики

Комментарии

June 8 2016, 15:58

Category:

  • Производство
  • Cancel

О клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов.

Всегда мучался вопросом, какими законами в Российской Империи регулировался вопрос о клеймении кирпича. «Справочная книга для фабрикантов, заводчиков и владельцев промышленных заведений» в «Расписании изделий и наставлении о порядке их клеймения и присылке образцов клейм» говорит где и как надо ставить клейма на стальных изделиях, проволоке, шоколаде, зеркалах и прочая, а вот о кирпиче молчит…

Фото кликабельно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Молитва как найти ребенка
  • Как найти кислотность желудочного сока
  • Как найти площадь в задачах на давление
  • Как найти музей дали
  • Как надо мелодию найти