Как найти клиентов на таможенное оформление

Таможенный брокер – посредник, который помогает компаниям, работающим в сфере внешнеэкономической деятельности, правильно оформлять экспортируемые и импортируемые грузы, чтобы у них не возникло проблем с таможенной очисткой, уплатой обязательных налогов и сборов. Такой деятельностью занимаются целые компании и отдельные лица, которые разбираются в действующем законодательстве, таможенной статистике.

Опытный таможенный представитель никогда не останется без клиента, потому что импорт и экспорт постоянно развиваются, на рынке появляются новые участники. Но как таможенному брокеру находить новых партнеров? Осуществлять поиск можно несколькими способами.

Методы поиска клиентов для таможенного представителя

Существует несколько эффективных методов поиска и подбора новых постоянных клиентов:

  • изучение актуального реестра участников ВЭД;
  • прямая реклама;
  • распространение информации о своей деятельности через таможенные, фискальные органы власти.

Вы можете ждать, пока клиенты сами вас найдут, или же действовать самостоятельно, отправлять коммерческие предложения о сотрудничестве потенциальным деловым партнерам. Можно использовать все предложенные методы подбора клиентов в комплексе. У таможенных представителей есть наработанные деловые связи в органах власти. Некоторые начинающие экспортеры, импортеры поначалу наивно полагают, что смогут справиться со всеми формальностями самостоятельно. Но уже после первого опыта декларирования грузов, таможенной очистки они понимают, что без помощи профессионалов не обойтись. Предприниматели ищут информацию о посредниках на специализированных сайтах, среди знакомых в таможенных и налоговых органах власти.

Но если вы сами заявите о себе, отправите предложение о сотрудничестве выбранным импортерам или экспортерам, то шансы на успех существенно увеличатся.

Логотип кнопка

Возникла проблема? Напишите нам:

ved@rosperevozki.ru

Подбор деловых партнеров в базах ВЭД

Вы можете получить доступ к подробному списку компаний-импортеров, воспользовавшись услугами компании «ВЭД-Стат». Аналитическая группа ведет активную деятельности на территории Российской Федерации, предоставляет своим клиентам доступ к обширной статистике ВЭД.

Получая доступ к каталогу импортеров, вы можете проанализировать, в каком сегменте рынка работает конкретная компания, чем она занимается, с какими странами сотрудничает, каков объем реализации продукции за прошедшие периоды, как давно компания работает на рынке. Такая информация поможет принять решение о том, подходит ли вам выбранная фирма для сотрудничества.

Каталог участников ВЭД насчитывает почти 90 тысяч компаний

Преимущество обширной таможенной базы в том, что вы можете сузить поиск, используя определенные фильтры. Таможенного брокера, который работает в Москве, мало интересуют импортеры, ведущие основную деятельность в Архангельской области. Поэтому всегда есть возможность получить аналитическую информацию по конкретному региону.

Можно сегментировать БД экспортеров или импортеров по конкретным кодам ТНВЭД, если брокер работает строго с определенной группой товаров. Вместе со списком экспортеров вы получаете контакты для связи с ними. Остается только составить коммерческое предложение о сотрудничестве и отправить представителям конкретной фирмы.

Необходимость анализа статистической информации для таможенного брокера

Опытный таможенный брокер обязательно изучает статистическую информацию за текущий период, чтобы понимать, как меняются объемы экспорта, импорта, доли ввозимых или вывозимых товаров, определенных категорий. Если вы будете оставаться в курсе всех внешнеэкономических трендов, то сможете гибко реагировать на любые изменения, связанные с основной деятельностью. Такую информацию тоже можно получить, используя возможности специализированных онлайн-ресурсов.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Международные грузоперевозки».

Руководство по выбору таможенного представителя участников ВЭД. Как выбрать опытного и надежного таможенного брокера, который упростит и ускорит процесс таможенного оформления товаров, а также убережет от финансовых потерь и споров с таможенными органами.

При прохождении грузов через таможню многие компании и частные предприниматели, как правило, сталкиваются с проблемой их растаможки. А бывает, что процедура таможенного оформления может затянуться во времени или же таможенники могут блокировать прохождение некоторых грузов. Чаще всего причиной всему этому могут служить неправильно оформленные документы. Проблемы затаможки и растаможки затрагивают все компании и структуры, которые в основу своей деятельности ставят внешнеэкономические торговые отношения. Но только часть из них считают необходимым для себя содержать в своем штате постоянных специалистов по такому направлению их деятельности как поставки товаров. В основном эти вопросы самостоятельно решают менеджеры по поставкам от таких компаний, для которых ВЭД считается основной деятельностью.

Большая часть участников ВЭД, все же, делает ставку на услуги специальных компаний, которые занимаются такой сферой. Поэтому, чтобы ускорить процесс растаможки и исключить все риски, воспользуйтесь услугой таможенного брокера.

Как правильно выбрать таможенного представителя

Ссылаясь на неформальную практику, которая затрагивает дифференциацию официального таможенного действия, помимо такой функции и способа таможки, как прохождение через таможню товара и оформление его с использованием собственной печати компании, которая является участников ВЭД, а также «белая» растаможка, что предусматривает оформление груза специальным таможенным представителем, на практике существуют и другие правила. Это так называемые цветные схемы, то есть с некоторыми нарушениями существующих правил, а то и даже с игнорированием их.

Оформление пакета документов, используя печать лица перемещающего груз (декларанта)

Такой способ на официальном уровне разрешен Таможенным Кодексом таможенного союза. Участник ВЭД со статусом декларанта и наличие собственной печати, может осуществлять все процедуры на таможне и при этом брать на себя все риски, которые возможны при таможенном оформлении. Такой способ оформления грузов в основном используют компании, у которых есть в штате свой таможенный менеджер с большим опытом работы и связями в этой сфере. Такие компании, когда в них есть лучший таможенный брокер в своем штате и тесными связями с таможней, могут успешно решать свои задачи, которые подчинены интересам компании. У тех и других хорошо налажено взаимодействие между собой, и все их действия отточены до мелочей.

Поэтому сбои в их работе минимальны и все международные контракты строго выполняются по времени. Также крупные монополии, такие как энергетические компании, транспортные и большие промышленно-хозяйственные производственные комплексы имеют при себе собственные таможенные посты. В случае возникновения каких-либо не увязок все можно решить «за чашкой чая» или же позвонить курирующему чиновнику. Сбои в работе могут возникнуть только в случае поступившей команды сверху, когда происходит смена влияния политических групп или же в случае экономических разногласий между собственниками.

Оформление таможенной декларации при помощи брокера

Данный способ оформления декларации у брокеров за печатью представителя, организации экономически выгодно в случае разовых экспортно-импортных операций (от одной до двух в месяц).

При данных обстоятельствах компания отдает временно свои полномочия, что относятся к оформлению на таможне декларации, независимой организации, которую представляет таможенный представитель. Данное лицо обязуется провести все операции за определенное вознаграждение и при этом все риски берет на себя, которые оговорены заранее в договоре с декларантом, где указан размер страховых сумм определенных законодательством таможенного союза. Кроме этого, такой представитель гарантирует уплату таможенных пошлин и всех налогов, сумма которых будет эквивалентна одному миллиону евро и не меньше.

Для участников ВЭД не иметь проблем и рисков с таможней, которые может избежать хороший брокер, воспользоваться его услугами выгодно. Так они ограждают себя от возможного общения с бюрократической машиной сотрудников таможни. Но такие услуги стоят не дешево. Так, например стоимость средняя одной декларации, которая зависит от региона, будет в пределах от 6000 до 45000 рублей.

Экспортно-импортные операции и их оформление через «серых» представителей

Такие экспортные и импортные операции во время их оформления на таможне, осуществляют «серые» брокеры с необходимой квалификацией от некой компании или частного лица. Они оказывают помощь в таможенном оформлении, но не имеют при этом необходимой лицензии.

«Серый» брокер за качество предоставляемых услуг и таможенный платеж не несет ответственности, поэтому у него есть возможность расценками на таможенное оформление демпинговать. В данном случае он выступает в роли таможенного консультанта и реализует свои права имея печать своего клиента. В случае предоставления недостоверной декларации отвечать за это будет участник ВЭД.

«Серый» брокер, это специалист с хорошими таможенными знаниями и его законодательства и также имеет с таможней хорошие доверительные отношения. Такой брокер работает в тесном контакте с инспекторами таможни и чаще бывает, что это его бывшие коллеги, которым он приносит дополнительный доход, а своему клиенту удешевляет оформление грузов. Но за свои услуги он при этом включает дополнительную сумму за риски.

Среди ряда услуг «серых» брокеров их деятельность также заключается в оказании помощи «под контракт брокера». Это означает, что компания, которая заказала услуги такого брокера, все свои внешнеторговые проблемы перекладывает на его плечи. Он же на свой страх и риск должен выполнить все формальности и после чего на склад заказчика обязуется доставить товар.

Также «серому» таможенному представителю, компания-заказчик при заключении ею договора-намерения с иностранной фирмой на определенное наименование товаров, передает свой заказ, который имеет внешнеторговый долгосрочный рамочный контракт с оффшорной фирмой. В эту фирму и вносится номенклатурный перечень товаров, которые необходимы компании-заказчику.

Дальше процедура происходит следующим образом:

Товар закупает оффшорная компания у зарубежной фирмы и после чего переправляет его «серому» брокеру. Теперь все зависит от профессионализма таможенного представителя и поэтому правильный выбор таможенного брокера играет здесь важную роль. От его мастерства будет зависеть успех такой операции. Он решает, как лучше оформить товар либо в «белую», либо в другую цветовую палитру, не исключение и «черную». При таких вариантах товар просто исчезает, следуя по пути от границы. После чего «серый» брокер оформляет все необходимые документы, которые включают товарную накладную, сертификаты соответствия и счета-фактуры и вручает компании-заказчику товар. Сделка такая трудно предсказуемая и поэтому последствия до конца не ясны. Здесь все зависит от фискальных и таможенных органов, а так же от их расторопности. Как свидетельствует практика для компании-заказчика такие сделки, как правило, приводят со временем к отрицательным последствиям.

Что касается «серых» брокеров, то в таких ситуациях они ни чем не рискуют, так как их деятельность осуществляется в течение небольшого промежутка времени, и они зарегистрированы по подложным документам, как это ни странно.

Как сделать правильный выбор таможенного брокера

  1. Следует узнать, включена ли такая фирма  в реестр таможенных представителей оказывающих брокерские услуги
  2. Следует узнать, есть ли в штате компании не менее двух работников, у которых есть необходимые документы, подтверждающие их профессиональные навыки и соответствие установленным требованиям
  3. У компании должен быть оформлен страховой договор риска гражданской ответственности. Этот договор предусматривает ответственность брокера перед лицами за нанесенный им имущественный вред и нарушения заключенного договора.
  4. Компания должна иметь учредительные документы, а также поинтересоваться составом учредителей и наличие генерального директора
  5. В случае если вы не являетесь крупным клиентом и получаете грузы редко, при таком варианте подбирайте не крупного брокера, который работает с большими компаниями, так как вы просто затеряетесь среди его клиентов, и ваш товар будет проходить оформление в свободное время от основной работы
  6. Во время разговора с брокером узнайте, с кем он еще работает. Иногда такой информации при разговоре будет достаточно, чтобы определиться со своим выбором.
  7.  Переговоры важный фактор, который позволяет узнать много информации о клиенте или компании, а также в ходе переговоров обязательно обратите внимание при разговоре, чтобы брокер не предлагал вам поставить свою печать на декларацию. Это означает, что такая компания не очень надежная.
  8. Наведите справки в таможне о такой компании и их отношение к данной компании. Брокер с плохой репутацией будет тормозить процесс оформления товара, в результате возникают задержки при оформлении документов на таможне, а это приведет к лишним расходам.

Подытожив все вышесказанное можно сделать вывод, что идеальный вариант выбора услуг брокера, это компания с хорошей логистикой и наличием лицензии на право брокерской деятельности. Только она может вашу сделку провести от ее начала и до завершения на высшем уровне и с наименьшими затратами. Компания “Тайсу-ТБ” успешно зарекомендовала себя как отличного таможенного брокера.

19 июня 2020 г.

Вы решили минимизировать риск задержки груза на таможне и обратиться к таможенному брокеру. Как выбрать, кому доверить работу с таможней? Может, просто обратиться к тому, кто даст самую низкую цену? Кто такие «серые» брокеры? Что проверить ещё на этапе отбора?

И, наконец, точно ли нужен брокер? Давайте разберёмся.

Этап 1: составим лонг-лист

Государственный реестр таможенных представителей – первейший инструмент отбора компаний для включения в тендер. Если брокер не числится в реестре – значит, у него нет лицензии на проведение таможенного оформления, и все его обещания находятся за границами закона.

Проще говоря, «серый» брокер – всего лишь таможенный консультант с нулевой ответственностью за результат. Такие компании демпингуют, потому что не тратятся на обеспечение гарантий.

Лицензированный таможенный представитель отвечает юридически и финансово за достоверность документов и сведений, а также за правильность расчета таможенных платежей. Более того, согласно законодательству РФ эта ответственность застрахована в пользу заказчика. Поэтому услуги таможенного брокера не могут стоить мало, так как он берёт на себя риски и дает финансовую гарантию результата.

В Госреестре числится чуть менее 7000 организаций. Как сузить выбор? Без стеснения просите рекомендаций. Опросите партнёров и друзей. Обратитесь за советом напрямую на таможню: инспектора знают, кто грамотно оформляет документы и не усложняет им жизнь.

Сформировав таким образом первичный список, воспользуйтесь чек-листом, чтобы убрать тех, кто точно не подойдёт:

  • Компания работает минимум 5 лет;
  • Компания работала с транспортным направлением, которое вас интересует;
  • Компания работала с вашей товарной категорией.

Проще говоря, нет универсальных брокеров, которые «таможат» любой груз одинаково качественно и быстро. Выбирайте тех, кто уже познал специфику работы с вашим грузом и направлением.

Представим, что вам нужно вывести дорогостоящее оборудование на ремонт, а затем ввезти его обратно уже исправным. Это называется «временный вывоз», оформление которого требует подготовки специфических документов. Если брокер занимается преимущественно импортом продуктов питания, для него вся процедура будет в новинку и займёт куда больше времени, чем у того брокера, который уже давно работает с заводами.

Этап 2: сократим перечень до шорт-листа

Вы составили список из десятка компаний, но как выбрать одну? Предложите каждому брокеру выполнить два задания на расчёт: одно – приближенное к условиям планируемой поставки, второе – заведомо проблемное или даже невозможное.

Результаты первого задания дадут возможность сравнить тарифы, оценить степень внимания к деталям и честность брокера. Все ли обязательные статьи расходов учтены или какие-то вынесены за пределы красивой цифры в коммерческом предложении?

Ответ на второе задание выявит профессионалов своего дела, которые не боятся откровенно обозначить проблемы и аргументированно отказаться от предложенной сделки. Такой добросовестный подход ещё на этапе тендера вселяет уверенность, что брокер не будет зря рисковать вашими деньгами и временем.

В качестве «проверочного» задания можно предложить брокеру оформить ввоз из Европы объекта культурной ценности для физического лица. Теоретически – это приобретение для частной коллекции, что позволяет ввезти предмет беспошлинно.

На практике таможенный инспектор назначит массу проверок и экспертиз. Например, попросят доказать подлинность груза, подтвердить объявленную ценность, удостовериться в законности процедуры покупки. Срок и исход таких проверок непредсказуем. Добросовестный брокер предупредит о грядущих сложностях, хотя и не будет нести ответственности за эти процедуры.

Этап 3: побеседуем лично

Беседа поможет спрогнозировать, насколько комфортно будет работать дальше. Расспросите брокера об особенностях таможенного оформления в конкретном регионе, о гарантиях соблюдения сроков и сохранности груза. Уверенные и исчерпывающие ответы – вот, что вам нужно.

И обратите внимание, в каком режиме брокер готов давать информацию о ходе таможенного оформления. Если персональный менеджер доступен, скажем, только с 9.00 до 21.00, то для работы со скоропортящимся грузом это может оказаться фатальным, ведь счёт идёт на часы. Отдавайте предпочтение тем, кто готов быть на связи круглосуточно и без выходных.

Назначим «испытательный срок»

Главные показатели надёжности таможенного брокера – систематическое соблюдение сроков и работа в рамках утверждённой сметы с разумным колебанием цифр. Если спустя несколько месяцев вы по-прежнему не можете четко прогнозировать сроки и стоимость регулярных поставок, значит, таможенный брокер не справляется со своей работой.

Зачем мне таможенный брокер, напомните?

  • Я не хочу нарваться на штраф, неверно подобрав код ТН ВЭД
  • Я не хочу попасть на увеличение таможенной пошлины, когда инспектор посчитает указанную в декларации цену заниженной
  • Я не хочу, чтобы груз застрял на таможне на 2 месяца из-за неверно составленных документов
  • Я не хочу вдруг выяснить о необходимости сертификации, которая увеличит себестоимость товара в разы, когда груз уже будет идти ко мне с другого конца света
  • Я не хочу в течение трёх лет после поставки жить с мыслью, что ко мне придут контрольно-надзорные органы, начнут проверять правильность таможенного оформления груза и что-нибудь обнаружат
  • Я хочу быть уверен, что в случае фатальных затруднений с таможенным оформлением получу полную компенсацию понесенных затрат
  • Я в ужасе от списка документов, которые придется подготовить, я всего лишь хочу привезти три станка из Китая и всё!

Привлечение таможенных брокеров к оформлению грузов

Таможня

От скорости прохождения грузов на таможне, величины платежей, слаженности работы с таможенными органами во многом зависит процветание бизнеса. Самостоятельное сопровождение таможенных процедур для предпринимателей не всегда возможно по целому ряду причин:

  • отсутствие времени;
  • малая компетентность в юридических или финансовых вопросах;
  • отсутствие опыта (может привести к большим финансовым издержкам).

РАЗМЕСТИТЬ ЗАЯВКУ НА ПЕРЕВОЗКУ И ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

В целях увеличения скорости таможенного оформления товара лучшим решением будет нанять таможенного брокера. Хороший таможенный брокер нанять которого стремятся многочисленные представители бизнеса – это обязательно специалист с опытом и прекрасной репутацией. Таможенные брокеры могут работать как в одиночку, так и в составе грузовых компаний или брокерских контор.

Хороший таможенный брокер всегда имеет налаженные деловые связи в органах таможенного контроля, что позволяет ему минимизировать время таможенного оформления (очистки) товара. Брокер заполняет таможенные декларации, собирает все разрешительные документы, самостоятельно подбирает код ВЭД для продукции, рассчитывает сумму таможенных платежей, после чего отслеживает передвижение средств. Вдобавок к этому, таможенный брокер может быть представителем клиента и способен полностью «вести» процедуру оформления.

Типичные ошибки проведения таможенного оформления самостоятельно

Перед тем, как нанять брокера, многие предприниматели пытаются осуществлять сопровождение таможенной очистки самостоятельно. При этом обычно совершается целый ряд типичных ошибок:

  • Неправильное определение кодов ТН ВЭД (при этом обязательно возникнут проблемы с таможенным оформлением).
  • Сильное (заметное) занижение реальной стоимости груза. В погоне за удешевлением процедуры растаможивания и уменьшением суммы выплачиваемого налога можно перешагнуть определённый рубеж, что наверняка вызовет обоснованные подозрения у работников таможни.
  • Просчёты при уплате таможенных пошлин. Самостоятельное определение суммы таможенных пошлин чревато ошибками.

Нарушения, допущенные в процессе оформления товара, могут повлечь за собой юридическую ответственность. В зависимости от тяжести допущенных нарушений, можно отделаться штрафом, партию товара могут конфисковать. Можно даже оказаться в тюрьме на срок до 12 лет.

Понравилась статья? Поделитесь:

ТРАНСПОРТНЫМ КОМПАНИЯМ И ПЕРЕВОЗЧИКАМ

Если Вы заинтересованы в получении заявок на грузоперевозки по определенному направлению, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте info@cargox.ru.

Регистрация в базе транспортных компаний бесплатна.

По вопросу размещения рекламы, пожалуйста, также свяжитесь с нами по вышеуказанной электронной почте.

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

В этой статье я расскажу про импорт непродовольственных товаров народного потребления: курток, кроссовок, рюкзаков, чехлов для телефонов, наушников, ремней, очков, головных уборов, брелоков, канцтоваров. Я не буду касаться вопросов ввоза продуктов питания, потому что при их импорте очень сложная и дорогостоящая процедура сертификации.

Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае не сложнее, чем в соседнем городе.

Одно из препятствий для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.

Как импортировать в 2022 году

В 2022 году импортировать товары в Россию стало труднее.

Санкции стран Европы, Америки и Австралии. Страны Европейского союза, Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония и другие наложили санкции на Россию. Санкции принимались в несколько этапов и включают в себя разные меры. В Россию запрещено ввозить высокотехнологичную продукцию, промышленное оборудование, полупроводники, самолеты и запчасти к ним, семена и удобрения, предметы роскоши. Страны принимали санкции отдельными решениями, поэтому для каждой страны и каждого вида товара надо уточнять, можно ли его импортировать оттуда или нет.

Банки. Под блокирующие санкции попали 5 российских банков: ВТБ, «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк» и «Новикомбанк». Совершить платеж зарубежному поставщику или перевозчику со счета такого банка не получится.

Еще не получится заплатить со счета в «Сбербанке» поставщику из США — корреспондентские счета «Сбербанка» в США закрыты, все транзакции с его участием в США отклоняются.

Санкции компаний. Компании из стран, наложивших санкции, продающие товары, разрешенные к ввозу в Россию, не обязаны прерывать свой бизнес с Россией, но многие делают это по собственной инициативе.

Также многие компании из стран, не наложивших санкции, отказываются работать с российскими покупателями из-за риска самим попасть под санкции Европы и США.

Перевозка. Европейские и американские логистические компании, в том числе крупнейшая компания Maersk, отказались от деятельности на территории России, а это значит, что они не только не будут перевозить грузы в Россию, но и откажутся сдавать в аренду свои морские контейнеры. Отказаться перевозить могут и китайские перевозчики — также из-за риска попасть под американские и европейские санкции.

Самолеты большинства стран мира больше не выполняют рейсы в Россию — это результат взаимных санкций. Сначала Европа, США и другие страны ввели запрет на рейсы для авиакомпаний из России, а в ответ Минтранс России запретил авиакомпаниям из этих стран летать в Россию и над ее территорией.

Антисанкции. Еще в России ввели собственные ограничения на импорт. Например, в 2015 году появились продуктовые «антисанкции»: стало запрещено ввозить некоторые продукты питания — мясо, рыбу, молочную продукцию, фрукты и овощи — из стран Европы и США. Антисанкции продолжают действовать.

В итоге, чтобы ввезти товар в Россию в 2022 году, должны совпадать пять пунктов:

  1. Страна происхождения товара разрешает ввозить его в Россию.
  2. В самой России не запрещен ввоз этого товара.
  3. Продавец согласен продать товар российской компании.
  4. Перевозчик согласен перевезти груз в Россию.
  5. Российский покупатель ведет расчеты через банк, не попавший под блокирующие санкции, и не через «Сбербанк».

Еще стоит учитывать возможные изменения курсов валют. Импортные контракты обычно заключаются в иностранной валюте, а от стоимости и количества товара зависит таможенная пошлина. Если курс валюты резко поднимется, предпринимателю придется заплатить на таможне значительно больше, чем он рассчитывал изначально.

Несмотря на все сложности, импорт из стран, не присоединившихся к санкциям, по-прежнему возможен. Это азиатские, африканские и латиноамериканские страны.

Импортные товары нужны в России, поэтому на часть товаров отменены ввозные пошлины. В частности, нет пошлин на компоненты для электронной продукции, строительные материалы, ткани и пряжу, удобрения, упаковочные материалы, бумагу и картон. Решение временное — пока пошлины отменяются для товаров, задекларированных на таможне с 17 марта 2022 года по 30 сентября 2022 года.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум таможенных документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.

Документы понадобятся в банке, чтобы оплатить поставку, и в таможне, чтобы составить декларацию на товар. Список не окончательный: таможенные органы или банк могут затребовать и иные документы, например экспортные декларации, платежные поручения, спецификации к контракту, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.

Как вести бизнес без штрафов

Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Документ для импорта

Контракт между российской компанией — импортером и зарубежным партнером

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

  1. Предмет контракта — какие товары вы покупаете.
  2. Цена единицы товара и всего контракта.
  3. Сроки оплаты.
  4. Условия поставки по Инкотермс — ниже расскажу, что это такое.
  5. Сроки, в которые продавец должен подтвердить получение платежа.
  6. Валюта платежа.
  7. Подробное описание товара с техническими характеристиками.
  8. Перечень документов, которые продавец должен приложить к товару.
  9. Сроки, в которые продавец обязуется уведомить об отгрузке товара.
  10. Сроки и способы разрешения споров по контракту.
  11. Действия сторон при форс-мажоре.

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете какие-то товары в Нью-Дели. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Нью-Дели и оплатить все процедуры по прохождению индийской таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Нью-Дели. А вот транспортировка из Индии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA New Delhi, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, New Delhi — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Инкотермс 2020 содержит 11 базисов поставки. Каждый базис по-своему распределяет обязанности и риски между продавцом и покупателем. Например, самый удобный базис для продавца — EXW, когда покупатель забирает товар прямо со склада и все последующие проблемы решает самостоятельно. Источник: «Анвей»

Документ для импорта

Инвойс

Это счет на оплату, где указаны:

  1. Наименование покупателя и продавца.
  2. Количество товаров.
  3. Цена за единицу товара.
  4. Общая стоимость поставки.
  5. Базис Инкотермс, по которому будет производиться поставка.
  6. Банковские реквизиты сторон сделки.

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Это счет на поставку пластиковой тары из Китая на 103 022 $. Обратите внимание на строчку EXW Guanzhou — это условие поставки, по которому покупатель сам забирает товар со склада продавца в китайском городе Гуанчжоу

Документ для импорта

Упаковочный лист

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

В этом упаковочном листе отражены ключевые сведения о грузе: количество и тип грузовых мест, вес нетто, вес брутто и объем. Эту информацию у вас обязательно запросит перевозчик или логист, чтобы рассчитать стоимость доставки

Документ для импорта

Транспортный документ

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставки Название транспортного документа
Автодорожным транспортом Международная товарно-транспортная накладная, CMR
Самолетом Грузовая авианакладная, AWB
Поездом Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS
Кораблем Коносамент, он же Bill of landing

Способ доставки

Название транспортного документа

Автодорожным транспортом

Международная товарно-транспортная накладная, CMR

Самолетом

Грузовая авианакладная, AWB

Поездом

Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS

Кораблем

Коносамент, он же Bill of landing

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.

Чтобы перечислить деньги продавцу, нужно открыть валютный счет в банке и пройти валютный контроль. Чем выше стоимость сделки, тем сильнее контроль. Например, если стоимость контракта не превышает 200 000 Р, представлять документы необязательно, нужно только указать код вида операции. Если же сумма больше, то банк запросит документы, их список можно уточнить в отделе валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.

Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.

Обычно в каждом городе есть несколько таможенных представителей — контор, которые за деньги декларируют чужие грузы в таможне. Стоимость их услуг может варьироваться в зависимости от сложности оформления документов. Например, весной 2020 года в Москве оформление таможенной декларации на импорт товаров стоило от 15 000 до 25 000 Р.

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Istanbul — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Стамбула. Таможенная стоимость определяется так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Стамбула до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.

Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

  • 2010 — таможенная пошлина;
  • 5010 — ввозной НДС;
  • 1010 — таможенный сбор.

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Размер этого сбора зависит от стоимости товаров: чем она выше, тем больше предстоит отдать таможне. Например, если вы привезли товары на сумму до 200 000 Р включительно, то заплатите всего 775 Р. А вот для партии товаров стоимостью более 10 000 000 Р сбор составит 30 000 Р. Таможенные сборы постоянно растут — эти значения актуальны в марте 2022 года.

Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.

Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.

Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

  • Профессиональный калькулятор на портале Customs Online
  • Таможенный калькулятор Avrora Logistic

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на март 2022 года.

Допустим, вы хотите привезти из Китая 1000 мужских пуховиков. Вес партии — 1,2 тонны, стоимость партии по инвойсу — 25 000 $. По договоренности с продавцом выбран базис поставки FCA — то есть доставку из Китая в Россию вы организуете самостоятельно.

Одна транспортная компания предложила перевезти пуховики поездом за 900 $, срок доставки — 22 календарных дня. А другая компания предложила доставить груз по морю за 2900 $, зато быстрее — в течение семи рабочих дней.

Допустим, до зимы далеко, спешить некуда, поэтому вы выбрали доставку по железной дороге за 900 $. Эта сумма будет включена в таможенную стоимость товара.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 20 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз составит:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 114,40 Р/€ = 356 928 Р

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость составит:

25 000 $ + 900 $ = 25 900 $

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

25 900 $ × 103,95 Р/$ = 2 692 305 Р

Шаг 4. Считаем таможенный сбор. Для этого нужно открыть документ с актуальными тарифами и сопоставить таможенную стоимость с приведенными значениями. В случае с пуховиками за 2 692 305 Р сбор составит 8530 Р.

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:

(2 692 305 Р + 356 928 Р + 8530 Р) × 20% = 611 522,6 Р

Мне не приходится рыться в нормативных документах, чтобы узнать, сколько платить. Я пользуюсь платной программой, которая по коду ТН ВЭД определяет ставки и платежи. Обратите внимание на блок «Среднестатистические цены». В нем видно, что минимально допустимая таможенная стоимость для таких пуховиков — 4,27 $ за штуку. В нашем примере мы проходим по этому критерию, поэтому можем не опасаться вопросов таможни

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

В Москве за свои услуги они просят от 18 000 до 50 000 Р. Если груз проблемный, например требуется дополнительное исследование продукции на содержание спирта или наноматериалов, то цена может быть выше.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.

Программа подсказывает, что пуховики, которые я собираюсь привезти, должны соответствовать требованиям двух технических регламентов

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Статья расходов В долларах В рублях
Закупка товаров 25 000 $ 1 805 750 Р
Совокупный таможенный платеж 702 292 Р
Доставка 900 $ 93 555 Р
Оформление декларации соответствия и вознаграждение агенту 20 000 Р
Вознаграждение таможенному представителю 18 000 Р
Хранение на СВХ 16 000 Р
Затраты на одну куртку 3723 Р
Итого затраты по сделке 3 723 285,6 Р

Совокупный таможенный платеж

Оформление декларации соответствия и вознаграждение агенту

Вознаграждение таможенному представителю

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

Так выглядит знак обязательной маркировки. ЕАС расшифровывается как Eurasian Conformity — евразийское соответствие
Обязательно проследите, чтобы продавец промаркировал не только документы, но и упаковки с товарами

За что могут оштрафовать импортера

Т—Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Рибок» или «Найк».

Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.

За повреждение, изменение, уничтожение или подделку маркировки импортера оштрафуют на сумму от 5000 до 20 000 Р.

Как избежать: китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений. Бывает, что импортер привез товар, разместил его на складе временного хранения, а денег не растаможку пока не нашел. Если товар пролежит на СВХ более четырех месяцев, а импортер так и не подаст декларацию, то его оштрафуют на сумму до 300 000 Р. Причем уплата штрафа не освобождает от необходимости представить документы.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

За такое нарушение импортера оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 Р.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Отсутствие маркировки ЕАС. Если на упаковке товаров и в сопроводительных документах должен стоять знак ЕАС, а таможенный инспектор его не найдет, то импортеру грозит штраф от 50 000 до 300 000 Р.

Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.

Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.

Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Как малому бизнесу заниматься импортом

  1. Не пытайтесь все сделать самостоятельно. Если чего-то не знаете, найдите профессионала, который поможет. Лучше заплатить 20 000 Р таможенному представителю, чем миллионный штраф с конфискацией за недостоверное декларирование.
  2. Не пытайтесь обмануть таможню. Таможенные инспекторы умеют выявлять недостоверное декларирование и знают все схемы по уклонению от уплаты пошлин и оформлению левых разрешительных документов.
  3. Прежде чем заключать контракт, рассчитайте бюджет. В расчет заложите расходы на таможенные платежи, услуги агентов и представителей. Возможно, окажется, что выгоднее купить товар в России, а не везти из-за границы.
  4. При расчете таможенных платежей и определении мер нетарифного регулирования важно правильно определить код ТН ВЭД для товаров. Ошибка в коде вызовет череду дальнейших ошибок и, как следствие, штраф.
  5. Держите при себе договоры, которые подписали с продавцом, перевозчиком, таможенным представителем, складом временного хранения и агентом по сертификации.
  6. При выборе контрагентов не стесняйтесь торговаться, при организации доставки — учитывайте сезонность и местные праздники.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти вариант впр по тексту
  • Как найти периметр в треугольнике абц
  • Как найти центр окружности на круге
  • Как найти свой еирц по адресу
  • Как составить карту сети предприятия