Как найти коэффициент энгеля

Транспорт,
как объект экономико-географического

изучения

Контрольные
вопросы

1. Факторы, оказывающие
влияние на уровень транспортной
обеспеченности территории.

2. Основные задачи
и направления географического изучения
транспорта.

3. Показатели,
характеризующие уровень развития
транспортной системы региона.

4. Изучение географии
дорожной сети.

5. Методика
качественной характеристики транспорта.

Методические
пояснения:

Степень обеспеченности
отдельных стран или регионов путями
сообщения можно охарактеризовать с
помощью показателей густоты транспортной
сети. Чаще
всего применяют два показателя: густоту
сети относительно территории (длина
путей сообщения в километрах на 1000
км2 территории) и населения (длина путей
сообщения в километрах на
10 тыс. жителей).

Густота
транспортной сети

рассчитывается как отношение протяженности
каждого вида дорог к площади региона.

Наряду с этим
простым показателем применяются
комплексные: например, коэффициент
Энгеля
. Этот показатель позволяет
получить более верную характеристику
уровня развития транспортной сети при
сравнении обеспеченности путями
сообщения разных стран и районов, а
также в известной мере соответствие
существующей сети потребностям в путях
сообщения. Потребность в
путях сообщения зависит от территории,
численности населения и уровня
экономического развития. Поэтому
обычный показатель густоты транспортной
сети относительно площади дает искаженное
представление об обеспеченности
путями сообщения при сравнении стран
с резко различной плотностью населения.

Коэффициент Энгеля
определяется как отношение плотности
дорог определенного вида транспорта к
корню квадратному от плотности населения.
В результате процедуры упрощения данная
формула выглядит следующим образом:

Кэ = L/
S*N,

Где L
– протяженность путей определенного
вида транспорта,

S — площадь
территории (тысяч квадратных километров),

N-
среднегодовая численность населения
данной территории ( тыс.чел.).

Важнейшими
показателями, характеризующими работу
транспортной системы, являются грузооборот
и пассажирооборот.

Грузооборот
измеряется в тонно-километрах и
рассчитывается как произведение
перевозимого груза в тоннах на расстояние
перевозки в километрах.

Пассажирооборот
характеризует объем работ по перевозке
пассажиров с учетом расстояний, на
которые были перевезены пассажиры,
измеряется в пассажиро-километрах.
Рассчитывается как произведение числа
пассажиров на расстояние перевозок в
километрах

Групповые
задания

1.Рассчитать
густоту железнодорожной сети и
автомобильных дорог Беларуси по данным
1990, 2000 и 2009гг. (табл.1.), расчеты представить
в виде таблицы, провести сравнение.

2.
Определить долю электрифицированных
железных дорог, автомобильных дорог с
твердым покрытием, проанализировать
динамику показателей, результаты
расчетов представить графически.

3.
По данным табл. 4 провести сравнительный
анализ обеспеченности транспортными
путями регионов Беларуси на основе
расчета коэффициента Энгеля:

3.1
Рассчитать для каждой области значение
коэффициента Энгеля для автомобильных
дорог, провести сравнительный анализ
обеспеченности регионов, проанализировать
динамику показателей. Результаты
расчетов представить в виде таблицы.

3.2
Рассчитать для каждой области значение
коэффициента Энгеля для железных дорог,
провести сравнительный анализ
обеспеченности регионов, проанализировать
динамику показателей. Результаты
расчетов представить в виде таблицы.

4.
На основе данных о средней дальности
перевозок и объемах перевезенных грузов
рассчитать показатели грузооборота
автомобильного и железнодорожного
транспорта за период 1985-2009 гг. (табл. 1)
, построить графики, отражающие динамику
показателей, сделать выводы.

5.
Рассчитать структуру

5.1
— грузооборота Республики Беларусь
по видам транспорта в 1990, 2000 и 2009 гг
(табл. 2), построить круговые диаграммы.

5.2
-пассажирооборота Республики Беларусь
по видам транспорта в 1990, 2000 и 2009 гг.
(табл. 3), построить круговые диаграммы.

Проанализировать
результаты и выявить факторы, влияющие
на динамику и структурные особенности
работы транспортной системы Республики
Беларусь.

Таблица
1

Основные
показатели функционирования транспортной
системы РБ [11]

Год

1985

1990

1995

2000

2005

2009

Железнодорожные
пути, км

В
том числе:

Электрифицированные,
км.

5541

826

5569

890

5564

894

5533

894

5518

897

5511

898

Автомобильные
дороги, тыс.км

В
том числе:

С твердым покрытием

40,5

38,4

48,9

46,3

51,6

50,8

74,4

66,2

83,0

72,2

86,3

74,5

Перевезено
грузов транспортом общего пользования,
млн.т

1036,0

1251,8

424,6

316,4

418,3

486,8

В
том числе:

Автомобильным

786,9

987,6

350,0

226,7

290,2

134,9

Железнодорожным

235,8

245,8

73,4

88,0

125,1

141,0

Средн. дальность
перевозок 1 т груза, км, в том числе:

Автомобильным
Железнодорожным

22,5

645,9

22,6

620,8

27,3

541,6

42,9

357,1

48,6

387,9

53,3

391,3

Таблица2

Грузооборот
по видам транспорта общего пользования

(млн т/км)

Год

Все виды

транспорта

В том числе

железнодорожный

автомобильный1)

Внутренний водный

Воздушный

1990

99634

75430

22361

1805

38

2000

41214

31425

9745

26

18

2009

56418

42742

13543

83

50

1) По
всем отраслям экономики

Примечание. Знак
«-» – нет данных.

Таблица
3

Пассажирооборот
по видам транспорта общего пользования

(млн. пасс.*км)

Виды транспорта

1990

2000

2009

Все
виды транспорта

В том числе:

42618

32449

19824

Железнодорожный

16852

17722

7401

Автобусный

19787

9235

7247

Внутренний водный

30

2

3

Воздушный

5510

513

1284

Троллейбусный

2655

1832

Трамвайный

553

298

Метрополитенный

1678

1703

Таксомоторный

439

91

56

Таблица 4

Протяженность
транспортных путей Республики Беларусь

Регионы

Площадь, тыс. км²

Численность

населения, тыс.
чел.

Длина автодорог,
тыс. км

Длина железнодорожных
путей, км

1995

2009

1995

2009

1995

2009

Республика
Беларусь

207,6

10177,3

9480,2

51,6

86,3

5564

5511

Брестская обл.

32,8

1494,3

1398,7

6,7

10,7

1073

1062

Витебская обл.

40,0

1415,8

1228,6

8,8

17,6

1223

1203

Гомельская обл.

40,4

1566,3

1438,3

8,1

12,4

903

910

Гродненская обл.

25,1

1204,1

1069,6

6,7

12,9

664

649

Минская обл.

40,2

3258,6

3253,1

13,5

19,4

883

877

Могилевская обл.

29,1

1238,2

1091,9

7,8

13,3

818

810

Соседние файлы в папке методы эк геогр исслед

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Объяснение:

Смотри.

Коэффициент Энгеля — это один из параметров т.н. закона Энгеля, базовый коэффициент, показывает долю затрат конкретно на товары продовольствия —

закон Энгеля гласит, что чем выше доход человека/семьи, тем ниже доля этого дохода, уходящая на продовольственные нужды.

Грубо: если доход семьи, скажем, 50тыс.руб., то на продукты уйдет, допустим, 30тыс.

Но если доход семьи 500тыс. — то на продукты потратится не 300тыс (как если бы пропорционально), а «всего» 100тыс.

Коэффициент Энг. у тебя будет. отношением значения в строке «продукты» к значению в строке «ИТОГО».

Теперь к задаче.

1. Вычисляем значение ИТОГО.

Это будет команда «СУММ(Nx:Ny)» где вместо (Nx:Ny) нужно выделить столбец, соответствующий сначала первой группе. Получаем значение Итого для группы 1

Потом команда «СУММ» и выделить столбец, соответствующий второй группе. Получаем значение Итого для группы 2

и т.д.

2. Вычисляем значение «Коэффициент Энгеля».

Это нужно будет для каждой выделенной группы разделить ячейку «продуктов» на ячейку «Итого».

{= знач. в строке «Продукты» / знач. в строке «Итого»}

3. Построение графика по коэффициенту Энгеля.

График строится так: по оси Ох будет нумерация групп (Группа 1, группа 2, и т.д.), а по оси Оу будет вычисленное значение коэффициента Энгеля для конкретной группы.

4. Построение коррелирующей кривой : вот тут и применяй функцию «Коррел» к точкам графика.

Всё.

Закон Энгеля был введен немецким экономистом и статистиком Эрнстом Энгелем в 1857 году. В нем говорится, что когда доход домохозяйства увеличивается, процент дохода, расходуемого на продукты питания, снижается, а дискреционные расходы на другие товары и услуги возрастают.

Несмотря на то, что закону Энгеля более 150 лет, он актуален и сегодня. Закон Энгеля используется для измерения экономического благосостояния страны и уровня жизни населения. Узнайте больше о том, как закон Энгеля применим к современной экономике и как его можно увидеть в семейном бюджете.

Определение и пример закона Энгеля

Закон Энгеля гласит, что как семейный доход повышается, процент доходов, расходуемых на питание, снижается. Таким образом, домохозяйства с самым низким уровнем дохода тратят больше своих доходов на продукты питания для поддержания жизни, чем более богатые домохозяйства.

Хотя качество продуктов питания и количество денег, потраченных на продукты питания, возрастают с увеличением вашего дохода, общая доля

Ваш бюджет траты на еду становятся меньше. В то же время, когда у вас более высокий доход, вы можете тратить больше денег на продукты, кроме еды. По мере роста вашего дохода ваши расходы на вторичные покупки (например, видеоигры, путешествия или одежду) также растут.

«Чтобы выжить, не нужна обувь, но нужно есть», — сказал The Balance по телефону Шон Снайт, директор Института экономического прогнозирования Университета Центральной Флориды.

«При самом низком уровне дохода доход должен тратиться на то, что поддерживает жизнь. Если у вас очень маленький доход, большая часть его будет потрачена на еду », — сказал он. «По мере роста доходов вы можете позволить себе другие необходимые вам вещи».

Например, если ваш ежемесячный доход составляет 1500 долларов США, вы можете потратить треть этой суммы (500 долларов США) на еду. Но если ваш ежемесячный доход составляет 6000 долларов, вы не потратите и треть (2000 долларов) на еду. Вы можете потратить 1000 долларов, или примерно шестую часть вашего дохода. Остальные 1000 долларов — это деньги, которые вы можете потратить на другие предметы первой необходимости или на дополнительные товары и услуги.

Как работает закон Энгеля

Энгель разработал свою экономическую теорию, проанализировав различные семейные бюджеты европейских семей — с акцентом на бельгийские домохозяйства — в середине XIX века. Он заметил прямую зависимость между доходом и потреблением пищи.

В переводе с немецкого он сообщил, что чем беднее семья, «тем больше… доля общих расходов, которая должна быть использована на еду… Доля отходов, используемых на пищу, при прочих равных, является лучшим показателем количества материала. уровень жизни населения ».

Сегодняшние данные о еде и расходах домашних хозяйств показывают, что наблюдение Энгеля остается верным более 150 лет спустя.

По данным обследования потребительских расходов 2020 года, проведенного Бюро статистики труда США, домохозяйства с доходом в 200000 долларов и более тратили 9,7% своего дохода на продукты питания. Но для домохозяйств с доходом 15 000 долларов или меньше еда составляла 15% их бюджета.

Примечательное отличие закона Энгеля заключается в том, что расходы домохозяйства на продукты питания не растут такими же темпами, как и доход. Если доход вашей семьи увеличится вдвое, маловероятно, что ваши расходы на продукты питания также увеличатся вдвое.

Например, предположим, что ваш семейный доход составляет 4000 долларов в месяц, и вы тратите половину этой суммы (2000 долларов) на еду. Если ваш доход удвоится до 8000 долларов в месяц, вам, скорее всего, не нужно будет есть вдвое больше, чем раньше. Таким образом, вы все равно не будете тратить половину своего дохода (4000 долларов) на еду.

Вы можете потратить больше денег на покупку более качественной еды или больше поесть вне дома. Но для этого не нужно удваивать свои расходы. Скорее всего, сумма денег, которую вы тратите на еду, увеличится, но не такими темпами, как ваш доход.

«Вы можете только есть или пить столько, — сказал Снайт. «В неделю всего семь ужинов».

Он объяснил, что даже когда потребители тратят больше, покупая товары более высокого качества, например, молоко травяного откорма, а не сухое молоко или говядину вместо болонской — они не тратят на еду такой же процент денег, как при более низких доходах. уровни.

Закон Энгеля сегодня

Более века закон Энгеля использовался для многих различных видов экономического анализа того, как потребление продуктов питания связано с богатством и благополучием. С годами она подвергалась переоценке и совершенствованию. Сегодня им по-прежнему пользуются многие экономисты.

Среди современных исследований экономисты обнаружили, что потребление продуктов питания дома и вдали от дома соответствует закону Энгеля. Например, среднее домохозяйство в США тратит почти половину всех расходов на питание на еда, потребляемая вдали от дома. Такой тип покупки продуктов питания обычно бывает более дорогим, а это означает, что он составит большую часть бюджета малообеспеченной семьи.

Другие исследования показали, что закон Энгеля может указывать на то, что малообеспеченные семьи с большей вероятностью потратят деньги на более дешевые и более крахмалистые продукты, такие как рис, картофель и хлеб. В результате с ростом доходов растет и спрос на более качественные продукты питания. Применяя закон Энгеля, исследователи также обнаружили, что семьи и страны с низкими доходами чувствуют влияние изменения цен на продукты питания больше, чем богатые семьи или страны.

Современные производные от закона Энгеля включают кривые Энгеля и коэффициент Энгеля.

Кривые Энгеля помогают описать, как расходы домохозяйств на определенные товары и услуги связаны с доходом. Они используются в экономическом анализе для измерения структурных изменений, роста, международной торговли и инфляции.

Коэффициент Энгеля используется для определения уровня жизни в стране и определения национальной черты бедности. В ООН (ООН) использует его для измерения и сокращения бедности во всем мире.

Ключевые выводы

  • Эрнст Энгель разработал экономическую теорию закона Энгеля в 1857 году.
  • Закон Энгеля гласит, что домохозяйства с низкими доходами тратят на продукты питания большую часть своего бюджета, чем более состоятельные.
  • По мере роста доходов расходы на питание составляют меньшую часть бюджета, а расходы на другие товары и услуги увеличиваются.
  • Сумма, которую семья тратит на еду, не увеличивается в той же степени, что и их доход.
  • Закон Энгеля используется для оценки уровня жизни страны и установления национальной черты бедности.

Согласно закону Энгеля, доля доходов, расходуемая на питание, уменьшается, даже если общие расходы на питание растут.

Закон Энгеля — это экономическое соотношение, предложенное статистиком Эрнстом Энгелем в 1857 году. Несмотря на то, что закон Энгеля был предложен примерно 160 лет назад, он актуален сегодня в контексте бедности, особенно сокращения бедности. Например, черты и уровни национальной бедности часто определяются долей расходов домохозяйств на продукты питания.

Одно из определений закона Энгеля из словаря Мерриама-Вебстера выглядит следующим образом: «Обобщение в экономике: например, семейный доход увеличивается, процент, потраченный на еду, уменьшается, расходы на одежду, аренду, отопление и свет остаются прежними, в то время как расходы на образование, здоровье и отдых увеличиваются «

Цитата самого Энгеля из 1932 года показывает ту же взаимосвязь между доходом и процентом дохода, потраченного на питание, но также указывает на применение закона Энгеля при измерении уровня жизни: «Чем беднее семья, тем больше доля от общего дохода. outgo [семейные расходы], которые должны использоваться на еду … Доля затрат, используемых на еду, при прочих равных условиях является наилучшей мерой материального уровня жизни населения «.

Понимание закона Энгеля

Закон Энгеля гласит, что увеличение дохода семьи уменьшает долю дохода, расходуемую на питание, даже если общая сумма расходов на питание увеличивается. Другими словами, эластичность спроса на продукты питания по доходу составляет от 0 до 1. Например, семья с ежемесячным доходом в 5000 долларов тратит на еду 2000 долларов, что составляет 40%. Скажем, доход этой семьи увеличится на 40% — до 7000 долларов. В этом случае они потратят на еду около 2500 долларов. Таким образом, хотя абсолютные расходы на питание увеличатся на 25%, относительная доля уменьшится на 35,7%. Этот пример ясно демонстрирует идею, поддерживаемую законом Энгеля, согласно которой домохозяйства с более низким доходом будут тратить большую часть своего дохода на продукты питания, чем домохозяйства со средним или более высоким уровнем дохода. Для бедной семьи бюджетные расходы составляют большую часть их общего бюджета, в то время как богатые, как правило, тратят больше своих денег на такие предметы, как развлечения и предметы роскоши. Чтобы быть ясным, закон Энгеля не подразумевает, что расходы на питание остаются неизменными по мере увеличения дохода; вместо этого он предполагает, что потребители увеличивают свои расходы на продукты питания в процентном отношении меньше, чем рост их доходов. Взаимодействие между законом Энгеля, техническим прогрессом и процессом структурных изменений имеет решающее значение для объяснения долгосрочного экономического роста, как предполагали Леон и Пазинетти .

Кривая Энгеля

Понятие, основанное на законе Энгеля, — кривая Энгеля . Эта кривая показывает, как расходы на определенный товар варьируются в зависимости от доли или абсолютной суммы в долларах. Форма кривой зависит от таких факторов, как возраст, пол, уровень образования и тип товара, который она визуализирует. При движении по кривой предполагается, что эти факторы остаются постоянными при прочих равных условиях , в то время как изменяется только доход. Логично, что при изменении демографических факторов кривая Энгеля соответственно сдвигается. Более того, Поуп (2012) отмечает, что в больших семьях будет больше продуктов питания, а также что потребительские расходы меняются на протяжении жизненного цикла, даже при сохранении дохода и других демографических переменных неизменными. Доля бюджета, потраченная на питание, увеличивается, а затем уменьшается в течение жизни, образуя перевернутую параболу, указывающую на то, что расходы на питание, а также общие расходы достигают пика в среднем возрасте.

С уровнем дохода на оси абсцисс и расходах на оси ординат кривые Энгеля показывают восходящие наклоны для обычных товаров , которые имеют положительную эластичность спроса по доходу. Товары низкого качества с отрицательной эластичностью по доходу предполагают отрицательные наклоны их кривых Энгеля. В случае еды кривая Энгеля вогнута вниз с положительным, но уменьшающимся наклоном. Энгель утверждает, что еда — это нормальный товар, однако доля бюджета домохозяйства, расходуемая на продукты питания, падает по мере увеличения дохода, что делает пищу необходимостью .

Еще один пример закона Энгеля

История закона Энгеля

В 1857 году, используя данные из нескольких домохозяйств, Энгель нашел , что бытовые расходы на питание и доходы домашних хозяйств являются соотнесением . Взаимосвязь между долей на питание в расходах домохозяйства и доходом домохозяйства также была очень стабильной. Эластичность расходов на питание по доходу была неэластичной, ниже 1 (около 0,86) для каждого набора собранных данных, что означает, что она нечувствительна к изменениям цен.

К 1875 году закон Энгеля распространился через Атлантику в Европу. Там он привлек внимание и был использован Кэрроллом Д. Райтом , который не только утверждал, что расходы на питание были единственной вещью, которая зависит от дохода, но и что на самом деле одежда, жилье и всякие всякие вещи (то есть расходы, которые нечасто производятся, например, дома предметы улучшения) также варьировались в зависимости от дохода в соответствии с законом Энгеля.

В 1932 году Циммерман заявил, что закон Энгеля использовался для других факторов, кроме расходов на питание, что не должно быть практикой. Он заявляет: «Очевидно, что закон Энгеля в жесткой интерпретации неверен для определенных семей, для определенного времени и при определенных обстоятельствах» и «Уровень жизни« Энгельский »применим не более чем к половине населения страны. Глобус.» Циммерман утверждает, что причиной этого, помимо прочего, являются личные вкусы, размер семьи и культурные предпочтения.

В обзоре, проведенном Houthakker в 1957 году, были дополнительно исследованы доходы и эластичность домашних хозяйств по продуктам питания, одежде и разным предметам, в результате чего было рассмотрено 40 домашних хозяйств из 30 стран. Было обнаружено, что эластичности подобны закону Энгеля, но не равны. Основываясь на этом исследовании, Хаутхаккер утверждает, что «если вообще нет данных о структуре расходов в стране, можно не сильно ошибиться, установив частичную эластичность на уровне 0,6 по отношению к продуктам питания».

С тех пор исследования моделей расходов на питание в основном стали эмпирическими с использованием сложных статистических моделей. Частично это стало возможным благодаря постоянно растущему объему доступных данных. Сегодня стало обычным делом одновременно анализировать, как меняются различные типы расходов вместе с доходом домохозяйства или общими расходами. В XXI веке было проведено относительно мало международных исследований того, в какой степени закон Энгеля остается актуальным. Тем не менее, исследование Ричарда Анкера в 2011 году показало «убедительные доказательства […] того, что закон Энгеля по-прежнему актуален сегодня во всех странах, а также среди домашних хозяйств внутри стран », но он также делает вывод, что сегодня закон Энгеля достаточно сильный, чтобы предсказать различия в долях продуктов питания в странах, которые имеют достаточно большие различия, когда речь идет о доходе на душу населения . Важно отметить, что в настоящее время исследователи предполагают, что эластичность продуктов питания по доходу составляет менее 1,0 (но более 0,0), что также означает, что доля расходов домохозяйств на продукты питания уменьшается с ростом доходов. Следовательно, закон Энгеля — общепринятая экономическая взаимосвязь, о которой часто упоминается во вводных разделах научных статей.

Последствия сегодня

Закон Энгеля можно использовать в качестве индикатора при рассмотрении уровня жизни в разных странах. Для этой цели используется показатель, называемый коэффициентом Энгеля , который представляет собой просто долю бюджета на питание в определенный момент времени. В бедной стране с более низким уровнем жизни коэффициент Энгеля будет высоким , а в стране с более высоким уровнем жизни коэффициент Энгеля будет ниже. Коэффициент Энгеля используется для этой цели Организацией Объединенных Наций (ООН) , где коэффициент выше 59-го процентиля представляет бедность , 50-59% представляет состояние, в котором повседневные потребности практически не удовлетворяются, 40-50% — стандарт умеренного благополучия. жизни, 30-40% — хороший уровень жизни и ниже 30% — обеспеченная жизнь.

Вывод благосостояния из доли бюджета на еду. Основываясь на эмпирических выводах Энгеля о том, что доля бюджета, расходуемого на продукты питания, падает с ростом доходов, можно предположить, что экономический рост (а вместе с ним и рост доходов населения) является решением проблемы недоедания. Используя коэффициент Энгеля, страны могут установить национальную черту бедности, где наиболее распространенной мерой является деление стоимости полноценного питания на коэффициент Энгеля. В своей статье Поуп (2012) показывает, что конвергенция долей продовольственного бюджета между сельскими и городскими регионами использовалась для отражения уровня жизни.

Доля бюджета на продукты питания как индикатор изменения реальных доходов. Гамильтон (2001) интерпретирует закон Энгеля и предполагает, что изменение процентной доли бюджета, расходуемой на питание, может служить индикатором изменений реального дохода. В своей работе Гамильтон (2001) измеряет несоответствие реального дохода, полученного в результате изменений долей продовольственного бюджета, с реальным доходом, измеренным напрямую, и приступает к оценке смещения ИПЦ. Продовольствие служит хорошим индикатором инфляции, поскольку его эластичность по доходу существенно отличается от 1,0; пища недолговечна, что означает, что расходы на питание практически равны потреблению; Еда легко отделить от других товаров в потребительских функциях полезности, и, наконец, еда — это товар, который легко определить.

Сельскохозяйственный сектор сокращается как процент от общей экономической активности по мере роста страны. Закон Энгеля подразумевает, что по мере роста страны сельскохозяйственный сектор будет составлять меньший процент экономической активности страны. Это связано с тем, что доля дохода, расходуемая на питание, уменьшается по мере увеличения самого дохода (от экономического роста). Попер (2012) показывает на примере США, что доля работников в сельскохозяйственном секторе упала с 41% в 1900 году до менее 2% в 2000 году. сельскохозяйственный сектор.

Повышение цен на сельскохозяйственную продукцию непропорционально сильно сказывается на бедных. Из закона Энгеля очевидно, что продукты питания составляют значительную часть бюджета бедных, и поэтому изменения соответствующих цен оказывают большее влияние на бедных, чем на богатых. Политика повышения цен на сельскохозяйственную продукцию снизит реальные доходы бедных в большей степени, чем доходы богатых.

Смотрите также

  • Кривая Энгеля

использованная литература

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Дабиев Д.Ф.

1

Дабиева У.М.

2


1 ФГБУН «Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов» Сибирского отделения РАН

2 ГБНОУ «Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований»

Показано, что для развития транспортной инфраструктуры территории используются различные коэффициенты, наиболее распространенными из которых являются коэффициенты Энгеля, Гольца, Успенского, Василевского. Расчитанные коэффициенты Энгеля и Гольца показывают, что транспортная инфраструктура более развита в Европейской части России, Азиатская часть России, в которых расположены большая часть природных ресурсов, значительно уступает по уровню транспортной инфраструктуры.

коэффициенты

транспортная

инфраструктура

энегель

Гольц

федеральный

округ

оценка

1. Горчаков Я.Л. Оценка транспортной сети Восточно-Сибирского экономического района.// Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2002. – №4. – С.34-43.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 990 с.

3. Транспорт в России. 2009: Стат.сб./ Росстат. – Т65 М., 2009. – 215 с.

Для оценки уровня развития транспортной инфраструктуры территории используются различные коэффициенты. Наиболее распространенными из них являются коэффициенты Энгеля, Гольца, Успенского, Василевского.

Коэффициент Энгеля рассчитывается по следующей формуле [1]:

dabie1.wmf,

где L – общая длина транспортных путей; S – площадь территории; H – численность населения.

Коэффициент Гольца рассчитывается как [1]

dabie2.wmf,

где П – число населенных пунктов.

Коэффициент Гольца по сути является модификацией коэффициента Энгеля, так как коэффициент Энгеля может несколько исказить картину уровня транспортного развития территорий, учитывая, что численность населения разных районов, регионов и стран могут значительно различаться, а коэффициент Гольца выводит более выверенную картину уровня транспортного развития, учитывая, что порой одни и те же транспортные пути соединяют населенные пункты с различной численностью.

Коэффициент Успенского рассчитывается как [1]:

dabie3.wmf,

где t – общий вес отправляемых на территории грузов.

Коэффициент Успенского является также модификацией коэффициента Энгеля с учетом веса отправляемых на территории грузов.

Коэффициент Василевского рассчитывается как [1]:

dabie4.wmf,

где Q – общий вес произведенной продукции.

Коэффициент Василевского является модификацией коэффициента Успенского с учетом общего веса произведенной продукции.

Таблица 1

Показатели транспортной сети федеральных округов России [2,3] (без учета воздушных и морских судоходных путей)

Протяженность транспортной сети

автодорог

железнодорожных дорог

внутренних судоходных путей

всех видов транспорта

Российская Федерация

754143

85554

101613

941310

Центральный Федеральный округ

153585

16973

5402

175960

Северо-Западный Федеральный округ

87801

13089

17245

118135

Южный Федеральный округ

112633

8582

4474

125689

Приволжский Федеральный округ

175618

14691

9541

199850

Уральский Федеральный округ

58220

8536

13007

79763

Дальневосточный Федеральный округ

42257

8073

23760

74090

Сибирский Федеральный округ

124029

14566

28046

166641

Таблица 2

Статистические показатели и коэффициенты федеральных округов России

 

Площадь территории, кв. км. [2]

Население, тыс. чел. [2]

Число населенных пунктов [2]

Коэффициент (Расчеты автора)

Энгеля

Гольца

Российская Федерация

17098200

141904

24161

0,60

1,46

Центральный Федеральный округ

650200

37122

5406

1,13

2,97

Северо-Западный Федеральный округ

1687000

13462

1888

0,78

2,09

Южный Федеральный округ

591300

22901

3178

1,08

2,90

Приволжский Федеральный округ

1037000

30158

6744

1,13

2,39

Уральский Федеральный округ

1818500

12255

8765

0,53

0,63

Дальневосточный Федеральный округ

6169300

6460

1406

0,37

0,80

Сибирский Федеральный округ

5145000

19545,5

4188

0,53

1,14

Рассчитанные коэффициенты Энгеля по федеральным округам показывают, что наиболее высокий уровень транспортной инфраструктуры характерен для Центрального и Приволжского федеральных округов (табл. 2). Наиболее низкие значения коэффициента Энгеля наблюдаются для Дальневосточного федерального округа. Низкий уровень транспортной инфраструктуры характерен для Уральского и Сибирского федеральных округов.

Рассчитанные коэффициенты Гольца показывают, что наибольшее значение получает Центральный федеральный округ. За ним идет Южный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. Наиболее низкие значения получают Дальневосточный и Уральский федеральные округа. Уровень транспортной инфраструктуры Сибирского федерального округа значительно ниже, чем в среднем по федеральным округам.

Таким образом, можно сделать вывод, что транспортная инфраструктура более развита в Европейской части России, Азиатская часть России, в которых расположены большая часть природных ресурсов, значительно уступает по уровню транспортной инфраструктуры. С другой стороны, развитие Сибири и Дальнего Востока имеет под собой серьезный экономический базис, учитывая, что они географически близки к одному из главных центров мировой экономики – странам АТР.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-46-04125.


Библиографическая ссылка

Дабиев Д.Ф., Дабиева У.М. ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАКРОРЕГИОНОВ РОССИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-2.
– С. 283-284;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7726 (дата обращения: 27.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти массу тела если известна энергия
  • Как найти площу круга формула
  • Как найти умерших родственников в украине
  • Как найти угол параллелограмма если известен один
  • Как найти попутчиков для автопутешествия