Как найти коэффициент системы линейных уравнений

Как решать систему уравнений

О чем эта статья:

8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные понятия

Алгебра в 8 и 9 классе становится сложнее. Но если изучать темы последовательно и регулярно практиковаться в тетрадке и онлайн — ходить на уроки математики будет не так страшно.

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в исходное уравнение получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем 3 + 4 = 7. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 7 = 7.

Уравнением можно назвать, например, равенство 3 + x = 7 с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Система уравнений — это несколько уравнений, для которых надо найти значения неизвестных, каждое из которых соответствует данным уравнениям.

Так как существует множество уравнений, составленных с их использованием систем уравнений также много. Поэтому для удобства изучения существуют отдельные группы по схожим характеристикам. Рассмотрим способы решения систем уравнений.

Линейное уравнение с двумя переменными

Уравнение вида ax + by + c = 0 называется линейным уравнением с двумя переменными x и y, где a, b, c — числа.

Решением этого уравнения называют любую пару чисел (x; y), которая соответствует этому уравнению и обращает его в верное числовое равенство.

Теорема, которую нужно запомнить: если в линейном уравнение есть хотя бы один не нулевой коэффициент при переменной — его графиком будет прямая линия.

Вот алгоритм построения графика ax + by + c = 0, где a ≠ 0, b ≠ 0:

Дать переменной 𝑥 конкретное значение x = x₁, и найти значение y = y₁ при ax₁ + by + c = 0.

Дать x другое значение x = x₂, и найти соответствующее значение y = y₂ при ax₂ + by + c = 0.

Построить на координатной плоскости xy точки: (x₁; y₁); (x₂; y₂).

Провести прямую через эти две точки и вуаля — график готов.

Нужно быстро привести знания в порядок перед экзаменом? Записывайтесь на курсы ЕГЭ по математике в Skysmart!

Система двух линейных уравнений с двумя переменными

Для ax + by + c = 0 можно сколько угодно раз брать произвольные значение для x и находить значения для y. Решений в таком случае может быть бесчисленное множество.

Система линейных уравнений (ЛУ) с двумя переменными образуется в случае, когда x и y связаны не одним, а двумя уравнениями. Такая система может иметь одно решение или не иметь решений совсем. Выглядит это вот так:

Из первого линейного уравнения a₁x + b₁y + c₁ = 0 можно получить линейную функцию, при условии если b₁ ≠ 0: y = k₁x + m₁. График — прямая линия.

Из второго ЛУ a₂x + b₂y + c₂ = 0 можно получить линейную функцию, если b₂ ≠ 0: y = k₂x + m₂. Графиком снова будет прямая линия.

Можно записать систему иначе:

Множеством решений первого ЛУ является множество точек, лежащих на определенной прямой, аналогично и для второго ЛУ. Если эти прямые пересекаются — у системы есть единственное решение. Это возможно при условии, если k₁ ≠ k₂.

Две прямые могут быть параллельны, а значит, они никогда не пересекутся и система не будет иметь решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ ≠ m₂.

Две прямые могут совпасть, и тогда каждая точка будет решением, а у системы будет бесчисленное множество решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ = m₂.

Метод подстановки

Разберем решение систем уравнений методом подстановки. Вот алгоритм при переменных x и y:

Выразить одну переменную через другую из более простого уравнения системы.

Подставить то, что получилось на место этой переменной в другое уравнение системы.

Решить полученное уравнение, найти одну из переменных.

Подставить поочередно каждый из найденных корней в уравнение, которое получили на первом шаге, и найти второе неизвестное значение.

Записать ответ. Ответ принято записывать в виде пар значений (x; y).

Потренируемся решать системы линейных уравнений методом подстановки.

Пример 1

Решите систему уравнений:

x − y = 4
x + 2y = 10

Выразим x из первого уравнения:

x − y = 4
x = 4 + y

Подставим получившееся выражение во второе уравнение вместо x:

x + 2y = 10
4 + y + 2y = 10

Решим второе уравнение относительно переменной y:

4 + y + 2y = 10
4 + 3y = 10
3y = 10 − 4
3y = 6
y = 6 : 3
y = 2

Полученное значение подставим в первое уравнение вместо y и решим уравнение:

x − y = 4
x − 2 = 4
x = 4 + 2
x = 6

Ответ: (6; 2).

Пример 2

Решите систему линейных уравнений:

x + 5y = 7
3x = 4 + 2y

Сначала выразим переменную x из первого уравнения:

x + 5y = 7
x = 7 − 5y

Выражение 7 − 5y подставим вместо переменной x во второе уравнение:

3x = 4 + 2y
3 (7 − 5y) = 4 + 2y

Решим второе линейное уравнение в системе:

3 (7 − 5y) = 4 + 2y
21 − 15y = 4 + 2y
21 − 15y − 2y = 4
21 − 17y = 4
17y = 21 − 4
17y = 17
y = 17 : 17
y = 1

Подставим значение y в первое уравнение и найдем значение x:

x + 5y = 7
x + 5 = 7
x = 7 − 5
x = 2

Ответ: (2; 1).

Пример 3

Решите систему линейных уравнений:

x − 2y = 3
5x + y = 4

Из первого уравнения выразим x:

x − 2y = 3
x = 3 + 2y

Подставим 3 + 2y во второе уравнение системы и решим его:

5x + y = 4
5 (3 + 2y) + y = 4
15 + 10y + y = 4
15 + 11y = 4
11y = 4 − 15
11y = −11
y = −11 : 11
y = −1

Подставим получившееся значение в первое уравнение и решим его:

x − 2y = 3
x − 2 (−1) = 3
x + 2 = 3
x = 3 − 2
x = 1

Ответ: (1; −1).

Метод сложения

Теперь решим систему уравнений способом сложения. Алгоритм с переменными x и y:

При необходимости умножаем почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами.

Складываем почленно левые и правые части уравнений системы.

Решаем получившееся уравнение с одной переменной.

Находим соответствующие значения второй переменной.

Запишем ответ в в виде пар значений (x; y).

Система линейных уравнений с тремя переменными

Системы ЛУ с тремя переменными решают так же, как и с двумя. В них присутствуют три неизвестных с коэффициентами и свободный член. Выглядит так:

Решений в таком случае может быть бесчисленное множество. Придавая двум переменным различные значения, можно найти третье значение. Ответ принято записывать в виде тройки значений (x; y; z).

Если x, y, z связаны между собой тремя уравнениями, то образуется система трех ЛУ с тремя переменными. Для решения такой системы можно применять метод подстановки и метод сложения.

Решение задач

Разберем примеры решения систем уравнений.

Задание 1. Как привести уравнение к к стандартному виду ах + by + c = 0?

5x − 8y = 4x − 9y + 3

5x − 8y = 4x − 9y + 3

5x − 8y − 4x + 9y = 3

Задание 2. Как решать систему уравнений способом подстановки

Выразить у из первого уравнения:

Подставить полученное выражение во второе уравнение:

Найти соответствующие значения у:

Задание 3. Как решать систему уравнений методом сложения

  1. Решение систем линейных уравнений начинается с внимательного просмотра задачи. Заметим, что можно исключить у. Для этого умножим первое уравнение на минус два и сложим со вторым:
  1. Решаем полученное квадратное уравнение любым способом. Находим его корни:
  1. Найти у, подставив найденное значение в любое уравнение:
  1. Ответ: (1; 1), (1; -1).

Задание 4. Решить систему уравнений

Решим второе уравнение и найдем х = 2, х = 5. Подставим значение переменной х в первое уравнение и найдем соответствующее значение у.

Задание 5. Как решить систему уравнений с двумя неизвестными

При у = -2 первое уравнение не имеет решений, при у = 2 получается:

Математика

58. Способ сложения и вычитания или способ уравнения коэффициентов . Решим совместно следующие 2 уравнения:

7x + 5y = 47 и 7x – 5y = 9 (1)

Мы видим, что в левой части одного уравнения входит член +5y, а в левой части другого — член –5y. Если бы пришлось эти части сложить между собою, то эти члены уничтожились бы. И этого достигнуть легко: из данных двух уравнений составим вытекающее из них новое, для чего сложим и левые части обоих уравнений между собою, и правые части между собою – результаты этих сложений, очевидно, должны быть равны между собою, т. е. получим:

(члены +5y и –5y взаимно уничтожились). Отсюда получим x = 4. Умножим затем обе части второго уравнения на –1; получим:

7x + 5y = 47
–7x + 5y = –9

и теперь опять сложим левые части между собою и правые между собою (говорят: сложим эти 2 уравнения по частям). Получим, так как члены +7x и –7x взаимно уничтожаются:

10y = 38, откуда y = 3,8

Мы могли бы взамен этого сделать и так: вернемся к уравнениям (1) и вычтем по частям (т. е. из левой части левую часть и из правой части правую часть) из первого уравнения второе. Тогда надо у всех членов 2-го уравнения переменить знаки — результат получится тот же самый.

В разобранном примере абсолютные величины коэффициентов при каждом неизвестном в каждом уравнении были равны; рассмотрим теперь пример, когда абсолютные величины этих коэффициентов неравны.

3x + 4y = 23 и 9x + 10y = 65.

Рассматривая эти уравнения, мы видим, что коэффициенты при x не равны, но что их легко сделать равными, если обе части первого уравнения умножим на 3. Сделав это, получим:

9x + 12y = 69
9x + 10y = 65

Теперь вычтем по частям из первого уравнения второе (надо у всех членов 2-го уравнения переменить знаки). Получим:

2y = 4, откуда y = 2.

Рассматривая данные уравнения, мы теперь приходим к возможности уравнять коэффициенты при y, для чего можно поступить по разному: 1) обе части 1-го уравнения умножить на 2 ½ — тогда получим:

7 ½ x + 10y = 57 ½
9x + 10y = 65

Вычтем теперь из 2-го уравнения по частям 1-е, для чего переменим знаки у всех членов 1-го уравнения (мы вычитаем из 2-го первое, а не наоборот, только для того, чтобы в левой части коэффициент при x получился положительный), получим:

1 ½ x = 7 ½, откуда x = 7 ½ : 1 ½ = 5.

2) Обе части 2-го уравнения умножим на 2/5, — получим:
3x + 4y = 23 (первое оставляем без изменения).

Вычитая по частям из 2-го уравнения первое, получим:

3/5 x = 3, откуда x = 3 : 3/5 = 5.

3) Если не желаем иметь дело с дробными коэффициентами, то найдем общее наименьшее кратное для коэффициентов при y, т. е. для чисел 4 и 10 – оно есть 20 и, умножением обеих частей 1-го уравнения и обеих частей 2-го, сведем дело к тому, чтобы в каждом уравнении коэффициентом при y служило это общее наименьшее кратное. В нашем примере для этого умножим обе части 1-го уравнения на 5 и обе части 2-го уравнения на 2. Получим:

15x + 20y = 115
18x + 20y = 130.

Опять вычтем по частям из 2-го уравнения первое, — получим:

3x = 15, откуда x = 5.

Заметим еще, что когда одно неизвестное определено, можно подстановкою получить другое. Так, мы сначала нашли y = 2. Подставим это значение в 1-ое уравнение:

3x = 23 – 8 = 15, откуда x = 5.

Коротко выполним еще один пример:

6x – 15y = 32 | · 3 | · 2
4x + 9y = 34 | · 5 | · 3

Сбоку мы отметили, что надо обе части 1-го уравнения умножить на 3 и обе части 2-го на 5 — мы имеем в виду уравнять абсолютные величины коэффициентов при y. Получим:

18x – 45y = 96.
20x + 45y = 170.

Сложим эти уравнения по частям, получим:

38x = 266 и x = 7.

Теперь умножим обе части 1-го уравнения на 2 и обе части второго на 3 (отмечено сбоку). Получим:

12x – 30y = 64
12x + 27y = 102.

Вычтем по частям из 2-го уравнения первое; получим:

57y = 38 и y = 38/57 = 2/3.

Примем этот способ к решению двух уравнений с двумя неизвестными в общем виде:

ax + by = m | · d | · c
cx + dy = n | · b | · a

Сначала умножим, как отмечено, обе части 1-го уравнения на d и обе части 2-го на b. Получим:

adx + bdy = md
cbx + =bdy = nb.

Вычтем по частям из 1-го уравнения второе, получим:

adx – cbx = md – nb.

Вынесем в левой части x за скобки, получим:

(ad – cb)x = md – nb,

x = (md – nb) / (ad – cb).

Уравняем теперь коэффициенты при x, для чего обе части 1-го уравнения умножим на c и обе части второго на a. Получим:

Вычтем по частям из 2-го уравнения первое, получим:

ady – bcy = na – mc,

(ad – bc) y = na – mc

y = (na – mc) / (ad – bc).

Мы вычитали здесь из 2-го уравнения первое, а не наоборот, с целью получить тот же знаменатель ad – bc, какой получился при определении x – a.

Системы уравнений

Система уравнений — это группа уравнений, в которых одни и те же неизвестные обозначают одни те же числа. Чтобы показать, что уравнения рассматриваются как система, слева от них ставится фигурная скобка:

x — 4y = 2
3x — 2y = 16

Решить систему уравнений — это значит, найти общие решения для всех уравнений системы или убедиться, что решения нет.

Чтобы решить систему уравнений, нужно исключить одно неизвестное, то есть из двух уравнений с двумя неизвестными составить одно уравнение с одним неизвестным. Исключить одно из неизвестных можно тремя способами: подстановкой, сравнением, сложением или вычитанием.

Способ подстановки

Чтобы решить систему уравнений способом подстановки, нужно в одном из уравнений выразить одно неизвестное через другое и результат подставить в другое уравнение, которое после этого будет содержать только одно неизвестное. Затем находим значение этого неизвестного и подставляем его в первое уравнение, после этого находим значение второго неизвестного.

Рассмотрим решение системы уравнений:

x — 4y = 2
3x — 2y = 16

Сначала найдём, чему равен x в первом уравнении. Для этого перенесём все члены уравнения, не содержащие неизвестное x, в правую часть:

Так как x, на основании определения системы уравнений, имеет такое же значение и во втором уравнении, то подставляем его значение во второе уравнение и получаем уравнение с одним неизвестным:

3x — 2y = 16;
3( 2 + 4y ) — 2y = 16.

Решаем полученное уравнение, чтобы найти, чему равен y. Как решать уравнения с одним неизвестным, вы можете посмотреть в соответствующей теме.

3(2 + 4y) — 2y = 16;
6 + 12y — 2y = 16;
6 + 10y = 16;
10y = 16 — 6;
10y = 10;
y = 10 : 10;
y = 1.

Мы определили что y = 1. Теперь, для нахождения численного значения x, подставим значение y в преобразованное первое уравнение, где мы ранее нашли, какому выражению равен x:

x = 2 + 4y = 2 + 4 · 1 = 2 + 4 = 6.

Способ сравнения

Способ сравнения — это частный случай подстановки. Чтобы решить систему уравнений способом сравнения, нужно в обоих уравнениях найти, какому выражению будет равно одно и то же неизвестное и приравнять полученные выражения друг к другу. Получившееся в результате уравнение позволяет узнать значение одного неизвестного. С помощью этого значения затем вычисляется значение второго неизвестного.

Например, для решение системы:

x — 4y = 2
3x — 2y = 16

найдём в обоих уравнениях, чему равен y (можно сделать и наоборот — найти, чему равен x):

x — 4y = 2 3x — 2y = 16
-4y = 2 — x -2y = 16 — 3x
y = (2 — x) : — 4 y = (16 — 3x) : -2

Составляем из полученных выражений уравнение:

Решаем уравнение, чтобы узнать значение x:

2 — x · (-4) = 16 — 3x · (-4)
-4 -2
2 — x = 32 — 6x
x + 6x = 32 — 2
5x = 30
x = 30 : 5
x = 6

Теперь подставляем значение x в первое или второе уравнение системы и находим значение y:

x — 4y = 2 3x — 2y = 16
6 — 4y = 2 3 · 6 — 2y = 16
-4y = 2 — 6 -2y = 16 — 18
-4y = -4 -2y = -2
y = 1 y = 1

Способ сложения или вычитания

Чтобы решить систему уравнений способом сложения, нужно составить из двух уравнений одно, сложив левые и правые части, при этом одно из неизвестных должно быть исключено из полученного уравнения. Неизвестное можно исключить, уравняв при нём коэффициенты в обоих уравнениях.

x — 4y = 2
3x — 2y = 16

Уравняем коэффициенты при неизвестном y, умножив все члены второго уравнения на -2:

x — 4y = 2
-6x + 4y = -32

Теперь сложим по частям оба уравнения, чтобы получить уравнение с одним неизвестным:

+ x — 4y = 2
-6x + 4y = -32
-5x = -30

Находим значение x (x = 6). Теперь, подставив значение x в любое уравнение системы, найдём y = 1.

Если уравнять коэффициенты у x, то, для исключения этого неизвестного, нужно было бы вычесть одно уравнение из другого.

Уравняем коэффициенты при неизвестном x, умножив все члены первого уравнения на 3:

(x — 4y) · 3 = 2 · 3

3x — 12y = 6
3x — 2y = 16

Теперь вычтем по частям второе уравнение из первого, чтобы получить уравнение с одним неизвестным:

3x — 12y = 6
3x — 2y = 16
-10y = -10

Находим значение y (y = 1). Теперь, подставив значение y в любое уравнение системы, найдём x = 6:

3x — 2y = 16
3x — 2 · 1 = 16
3x — 2 = 16
3x = 16 + 2
3x = 18
x = 18 : 3
x = 6

Для решения системы уравнений, рассмотренной выше, был использован способ сложения, который основан на следующем свойстве:

Любое уравнение системы можно заменить на уравнение, получаемое путём сложения (или вычитания) уравнений, входящих в систему. При этом получается система уравнений, имеющая те же решения, что и исходная.

источники:

http://maths-public.ru/algebra1/two-equations2

http://izamorfix.ru/matematika/algebra/sistema_uravn.html

Содержание:

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ)

Метод Крамера

Определение: Системой линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) называется выражение Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Определение: Определитель, составленный из коэффициентов при неизвестных, называется главным определителем системы Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Крамер предложил следующий метод решения СЛАУ: умножим главный определитель на Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами для этого умножим все элементы первого столбца на эту неизвестную: Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Второй столбец умножим на Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами третий столбец — на Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами-ый столбец — на Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами и все эти произведения прибавим к первому столбцу, при этом произведение Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерамине изменится:

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Согласно записи СЛАУ первый столбец получившегося определителя представляет собой столбец свободных коэффициентов, т.е. Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Определение: Определитель Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами называется первым вспомогательным определителем СЛАУ.

Поступая аналогично тому, как описано выше, найдем все вспомогательные определители СЛАУ: Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

31. Для того чтобы найти вспомогательный определитель i, надо в главном определителе СЛАУ заменить столбец i на столбец свободных коэффициентов.

Определение: Полученные выше соотношения называются формулами Крамера. Используя формулы Крамера, находят неизвестные величины Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Проанализируем полученные формулы:

Пример:

Решить СЛАУ методом Крамера Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Решение:

Прежде всего, обращаем внимание на то, что в последнем уравнении переменные записаны в неправильном порядке, в этом случае говорят, что СЛАУ записана в ненормализованном виде. Нормализуем СЛАУ, для чего запишем неизвестные в последнем уравнении системы в правильном порядке, чтобы одноименные неизвестные были записаны друг под другом

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Найдем главный определитель СЛАУ (раскрываем по первой строке) Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Так как главный определитель системы отличен от нуля, то СЛАУ имеет единственное решение. Найдем три вспомогательных определителя Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Воспользуемся формулами Крамера

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Замечание: После нахождения решения СЛАУ надо обязательно провести проверку, для чего найденные числовые значения неизвестных подставляется в нормализованную систему линейных алгебраических уравнений.

Выполним проверку Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Отсюда видно, что СЛАУ решена верно.

  • Заказать решение задач по высшей математике

Матричный способ решения СЛАУ

Для решения СЛАУ матричным способом введем в рассмотрение матрицу, составленную из коэффициентов при неизвестных Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами матpицы-столбцы неизвестных Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами и свободных коэффициентов Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Тогда СЛАУ можно записать в матричном виде Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Матричный способ решения СЛАУ состоит в следующем: умножим слева матричное уравнение на обратную матрицу Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами к матрице А, получим Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами в силу того, что произведение Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами найдем Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Таким образом, для нахождения неизвестных матричным способом, надо найти обратную к А матрицу Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами после чего надо умножить эту матрицу на матрицу-столбец свободных коэффициентов.

Пример:

Решить СЛАУ матричным способом Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Решение:

Введем в рассмотрение следующие матрицы Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Найдем матрицу Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами (см. Лекцию № 2): найдем детерминант матрицы А.

Пример:

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Решение:

Найдем алгебраические дополнения всех элементов Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Запишем обратную матрицу Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами (в правильности нахождения обратной матрицы убедиться самостоятельно). Подействуем пай денной матрицей на матрицу-столбец свободных коэффициентов В:Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Отсюда находим, что х = 1; y = l; z = l.

Метод Гаусса

Метод Гаусса или метод исключения неизвестных состоит в том, чтобы за счет элементарных преобразований привести СЛАУ к треугольному виду. Покажем использование расширенной матрицы, составленной из коэффициентов при неизвестных и расширенной за счет столбца свободных коэффициентов, для приведения СЛАУ к треугольному виду на примере системы, рассматриваемой в этой лекции. Расширенная матрица для СЛАУ имеет вид: Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Замечание: В методе Гаусса желательно, чтобы первая строка расширенной матрицы начиналась с единицы.

Обменяем в расширенной матрице первую и вторую строки местами, получим Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Приведем матрицу к треугольному виду, выполнив следующие преобразования: умножим элементы первой строки на (-2) и прибавим к соответствующим элементам второй строки Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Разделим все элементы второй строки на (-5), получим эквивалентную матрицу Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Умножим элементы первой строки на (—1) и прибавим к соответствующим элементам третьей строки Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Разделим все элементы третьей строки на (-3), получим Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Таким образом, эквивалентная СЛАУ имеет вид (напомним, что первый столбец это коэффициенты при неизвестной х, второй — при неизвестной у, третий — при неизвестной z, а за вертикальной чертой находится столбец свободных коэффициентов):

Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Из первого уравнения находим, что х = 1.

Вывод: Из вышеизложенного материала следует, что вне зависимости от

способа решения СЛАУ всегда должен получаться один и тот же ответ.

Замечание: После нахождения решения СЛАУ надо обязательно выполнить проверку, то есть подставить полученные значения неизвестных в заданную СЛАУ и убедиться в тождественности левой части всех равенств системы соответствующим правым частям. Отметим, что задание СЛАУ всегда верно, то есть, если проверка показывает нарушение оговоренной тождественности, то надо искать ошибку в проведенных вычислениях.

Ранг матрицы. Теорема Кронекера-Капелли

Определение: Рангом матрицы Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами называется наивысший порядок отличного от нуля минора этой матрицы.

Если Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами то среди всевозможных миноров этой матрицы есть хотя бы один минор порядка r, который отличен от нулю, а все миноры порядков больших, чем r, равны нулю.

При вычислении ранга необходимо начинать вычислять миноры 2 порядка, затем миноры 3 порядка и так далее, пока не будут найдены миноры, обращающиеся в нуль. Если все миноры порядка p равны нулю, то и все миноры, порядок которых больше p, равны нулю.

Пример:

Найти ранг матрицы Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами

Решение:

Очевидно, что среди миноров второго порядка есть миноры отличные от нуля, например, Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами среди миноров третьего порядка также есть миноры, которые не равны нулю, например, Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами Очевидно, что определитель четвертого порядка равен нулю, так как он будет содержать строку, состоящую из одних нулей (см. свойство Методы решения систем линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с примерами для определителей). Следовательно, ранг матрицы А равен 3.

Теорема Кронекера-Капелли (критерий совместности СЛАУ). Для совместности системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) необходимо и достаточно, чтобы ранг расширенной матрицы совпадал с рангом основной матрицы, составленной из коэффициентов при неизвестных величинах.

Следствия из теоремы Кронекера — Капелли

Следствие: Если ранг матрицы совместной системы равен числу неизвестных, то система имеет единственное решение (то есть она определенная).

Следствие: Если ранг матрицы совместной системы меньше числа неизвестных, то система имеет бесчисленное множество решений (т.е. она неопределенная).

В случае неопределенной системы решения ищут следующим образом: выбираются главные неизвестные, число которых равно рангу, а остальные неизвестные считаются свободными; далее главные неизвестные выражаются через свободные и получают множество решений, зависящих от свободных неизвестных. Это множество решений называется общим решением системы. Придавая свободным неизвестным различные произвольные значения, получим бесчисленное множество решений, каждое из которых называется частным решением системы.

  • Скалярное произведение и его свойства
  • Векторное и смешанное произведения векторов
  • Преобразования декартовой системы координат
  • Бесконечно малые и бесконечно большие функции
  • Критерий совместности Кронекера-Капелли
  • Формулы Крамера
  • Матричный метод
  • Экстремум функции

Системы
линейных уравнений. Лекция 6.

Системы
линейных уравнений.

Основные
понятия.

Система
видa

называется
системой

линейных уравнений с

неизвестными
.

Числа


,

,

называются коэффициентами
системы
.

Числа
,


называются свободными
членами системы
,

переменными
системы
.
Матрица

называется
основной
матрицей системы
,
а матрица


расширенной
матрицей системы
.
Матрицы — столбцы


и


— соответственно матрицами
свободных членов и неизвестных системы
.
Тогда в матричной форме систему уравнений
можно записать в виде
.
Решением
системы

называется

значений переменных
,
при подстановке которых, все уравнения
системы обращаются в верные числовые
равенства. Всякое решение системы можно
представить в виде матрицы — столбца
.
Тогда справедливо матричное равенство
.

Система
уравнений называется совместной
если она имеет хотя бы одно решение и
несовместной
если не имеет ни одного решения.

Решить
систему линейных уравнений это значит
выяснить совместна ли она и в случае
совместности найти её общее решение.

Система
называется однородной
если все её свободные члены равны нулю.
Однородная система всегда совместна,
так как имеет решение

.

Теорема
Кронекера – Копелли.

Ответ
на вопрос существования решений линейных
систем и их единственности позволяет
получить следующий результат, который
можно сформулировать в виде следующих
утверждений относительно системы

линейных уравнений с

неизвестными


(1)

Теорема
2
.
Система линейных уравнений (1) совместна
тогда и только тогда когда ранг основной
матрицы равен рангу расширенной (.

Теорема
3
.
Если ранг основной матрицы совместной
системы линейных уравнений равен числу
неизвестных, то система имеет единственное
решение.

Теорема
4
.
Если ранг основной матрицы совместной
системы меньше числа неизвестных, то
система имеет бесконечное множество
решений.

Правила
решения систем.

  1. Находят
    ранги основной и расширенной матрицы
    и если

    то система не совместна.

  2. Если
    ,
    то система совместна, в этом случае
    находят какой-нибудь базисный минор

    — того порядка и берут соответствующие
    ему

    — уравнений системы, отбрасывая остальные.
    Те переменные, коэффициенты которых
    входят в базисный минор, называются
    главными, остальные

    переменных называют свободными.
    Выражения со свободными переменными
    переносят в правую часть.

3.
Находят выражение главных переменных
через свободные и получают общее решение
системы.

4.
Придавая свободным переменным произвольные
значения получают все значения главных
переменных.

Методы
решения систем линейных уравнений.

Метод
обратной матрицы.

Пусть
дана система

линейных уравнений с

неизвестными

причем

,
т. е. система имеет единственное решение.
Запишем систему в матричном виде

,

где
,
,
.

Умножим
обе части матричного уравнения слева
на матрицу

.

Так
как
,
то получаем
,
откуда получаем равенство для нахождения
неизвестных

.

Пример
27.
Методом
обратной матрицы решить систему линейных
уравнений

Решение.
Обозначим через

основную матрицу системы

.

Пусть
,
тогда решение найдем по формуле
.

Вычислим
.

Так
как
,
то

и система имеет единственное решение.
Найдем все алгебраические дополнения

,
,

,
,

,
,

,
,

Таким
образом

.

Сделаем
проверку

.

Обратная
матрица найдена верно. Отсюда по формуле
,
найдем матрицу переменных
.

.

Сравнивая
значения матриц, получим ответ:
.

Метод
Крамера.

Пусть
дана система

линейных уравнений с

неизвестными

причем

,
т. е. система имеет единственное решение.
Запишем решение системы в матричном
виде

или

Отсюда

Обозначим

.
. . . . . . . . . . .
. . ,

Таким
образом, получаем формулы для нахождения
значений неизвестных, которые называются
формулами
Крамера
.

Пример
28.
Решить
методом Крамера следующую систему
линейных уравнений
.

Решение.
Найдем определитель основной матрицы
системы

.

Так
как
,
то
,
система имеет единственное решение.

Найдем
остальные определители для формул
Крамера

,

,

.

По
формулам Крамера находим значения
переменных

Ответ:

Метод
Гаусса.

Метод
заключается в последовательном исключении
переменных.

Пусть
дана система

линейных уравнений с

неизвестными.

Процесс
решения по методу Гаусса состоит из
двух этапов:

На
первом этапе расширенная матрица системы

приводится с помощью элементарных
преобразований к ступенчатому виду

,

где
,
которой соответствует система

После
этого переменные

считаются свободными и в каждом уравнении
переносятся в правую часть.

На
втором этапе из последнего уравнения
выражается переменная
,
полученное значение подставляется в


уравнение. Из этого уравнения

выражается
переменная
.
Этот процесс продолжается до первого
уравнения. В результате получается
выражение главных переменных
через
свободные переменные
.

Пример
29.

Решить методом Гаусса следующую систему

Решение.
Выпишем расширенную матрицу системы и
приведем ее к ступенчатому виду

.

Так
как

больше числа неизвестных, то система
совместна и имеет бесконечное множество
решений. Запишем систему для ступенчатой
матрицы

Определитель
расширенной матрицы этой системы,
составленный из трех первых столбцов
не равен нулю, поэтому его считаем
базисным. Переменные


,
будут базисными а переменная

– свободной. Перенесем ее во всех
уравнениях в левую часть

Из
последнего уравнения выражаем

Подставив
это значение в предпоследнее второе
уравнение, получим

откуда
.
Подставив значения переменных

и

в первое уравнение, найдем
.
Ответ запишем в следующем виде

Ответ:

32

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти танки музыки
  • Как найти длину диаметра описанной окружности
  • Как найти войти в почту gmail
  • Как найти мсп в реестре по названию
  • Как найти корзину вацапе