Как найти количество фирм в отрасли

Известно, что рынок бензина в стране X находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением:

Qd = 200 — 20P

Средние издержки типичной бензоколонки равны:

АС = 5 + (Q — 5)2

Какое число бензоколонок должно действовать в отрасли в долгосрочной перспективе?

Решение:

Запишем функцию средних издержек в более удобном виде:

АС = 5 + (Q — 5)= Q2 — 10Q + 30

В долгосрочном периоде в положении равновесия цена равна предельным издержкам и равна минимуму средних общих издержек:

P = MC = min ATC.

Найдём минимум средних общих издержек. Приравняем к нулю производную средних общих издержек:

АТС’ = (Q2 — 10Q + 30)’ = 2Q — 10

2Q — 10 = 0

Q = 5 — это уровень производства одной фирмы при минимуме средних затрат.

Рассчитаем минимум средних затрат при Q = 5:

АС (5) = 52 — 10*5 + 30 = 5

Так как цена предложения каждой фирмы в условиях равновесия равна минимуму средних затрат, то есть равна 5, можно подставить это значение цены в функцию спроса и найти равновесный объём в отрасли. Рыночный спрос будет равен:

Qd = 200 — 20*5 = 100

Значит и рыночное предложение равно 100 единицам.

Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли

Соответственно, если каждое предприятие производит 5 единиц продукции, а все предприятия в отрасли — 100 единиц, их количество определяется делением рыночного предложения на выпуск одного из них:

n = Qотр / Q = 100 / 5 = 20

Сколько фирм в отрасли?

Задача

В подборках

4.2 Фирмы на совершенно конкурентном рынке

Темы

микроэкономика

производитель и рынки

совершенная конкуренция

Сложность

4.5

Средняя: 4.5 (4 оценок)


21.01.2010, 02:00 (Алексей Суздальцев)

24.06.2015, 00:08

5

(1)

  • Андрей Андреенко

Версия для печати

Только условие

Условие с решением и ответом

Только решение и ответ

Задана функция общих затрат каждой из фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции: $TC(Q)=0,5Q^2+40Q+5600$. Функция спроса на продукцию отрасли имеет вид $Q_d=9000-60P$. Определите, сколько фирм в отрасли, если известно, что сложившаяся равновесная цена равна 90.

Комментарии

Сурен Аванян

21.01.2010 15:19     ссылка

Здесь основное, что N=Qрын/Qфирмы . Qр=3600 ( Qd(90) ) , Qф=50 ( через равенство MC=P) , отсюда N=72.

Дмитрий Носов

21.01.2010 22:32     ссылка

Решил так же. Правильно?

Сурен Аванян ↑

21.01.2010 23:12     ссылка

Конечно.

Дарина Баликоева

24.06.2015 15:23     ссылка

1

Картинки

Дарья Криницина ↑

24.06.2015 22:22     ссылка

Ответ верный

Другие задачи из этой же подборки

Задача Баллы
Значение максимальной получаемой прибыли равно 70
Отраслевая функция предложения
Производство смеха
Рынок совершенной конкуренции
Сколько фирм в отрасли?
Хитрые издержки 13
Целочисленный объем производства

11-й класс

Задача Баллы
максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Функция предложения

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Сущность и факторы рыночной концентрации

Замечание 1

Концентрация рынка – это показатель, отражающий относительное количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке в определенный временной период.

Концентрация рынка тесно связана с концентрацией производства или его сосредоточением по видам хозяйствующих субъектов и направлений деятельности.

Концентрация рынка может рассматриваться с разных позиций:

  • как распределение фирм в отрасли по их размерам и объемам деятельности. В этом случае концентрация определяет долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме производства в стране или в рамках конкретного рынка;
  • как территориальное распределение фирм в масштабах отдельных регионов или всего государства. В этом случае концентрация выступает отражением сосредоточения промышленности в конкретном районе.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

По сути, концентрация рынка является отражением степени преобладания на рынке одной или нескольких фирм. С ростом степени концентрации происходит постепенное приближение рынка к монополии и олигополии. Коэффициент концентрации в олигополии равен 60 %.

Факторами, оказывающими воздействие на концентрацию рынка и, определяющими степень этой концентрации являются:

  • технологии и издержки производства фирмы;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • уровень стратегического взаимодействия;
  • количество продавцов на рынке: чем большее количество продавцов функционирует на рынке, тем меньше степень его концентрации. Если в рамках рынка имеется большое количество продавцов однородной продукции, то степень концентрации тем выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей;
  • исключительность деятельности – формирование естественных монополий.

Концентрация рынка определяет его специфику и особенности несения затрат. Как правило, концентрированные отрасли тратят большие деньги на поддержание своего престижа и продвижение на рынке. Это предполагает несение колоссальных затрат на рекламу.

«Концентрация рынка: коэффициент концентрации и олигополистическая взаимосвязь» 👇

Для отнесения отрасли к концентрированному рынку, требуется соблюдение одного значимого условия: на долю четырех крупнейших компаний отрасли должно приходится не менее 60 % всего отраслевого выпуска продукции. Это отражает высокий уровень отраслевой концентрации и формирование олигопольной рыночной власти, при которой на рынке занимают лидирующие позиции несколько крупных фирм, которые оказывают влияние на ценообразование и создают барьеры для иных хозяйствующих субъектов, желающих вступить в отрасль.

Если степень концентрации невысокая – не превышает 25 %, то такой рынок является совершенной или монополистической конкуренцией.

Определение уровня концентрации предполагает расчет специальных индексов концентрации. Наиболее простым и часто применимым является расчет обратной величины к числу фирм в отрасли. Также, используется расчет суммы рыночных долей крупнейших фирм, функционирующих на рынке.

Полноту представлений о степени концентрации на рынке можно получить посредством расчете индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI).

По результатам его расчетов делается вывод о степени концентрации рынка и определении параметров слияния:

  • если индекс более 1000, то рынок является неконцентрированным. Это исключает необходимость активизации антимонопольной деятельности и функционирование рынка продолжается в прежнем режиме;
  • если индекс находится в диапазоне от 1000 до 1800, то на рынке наблюдается умеренный уровень концентрации. Слияние не является серьезной угрозой свободной конкуренции;
  • если индекс превышает 1800, то рынок считается высококонцентрированным. Требуется введение мер противодействия дальнейшему слиянию фирм.

Таким образом, высокая степень рыночной концентрации является угрозой и предполагает противодействие ее дальнейшему развитию. Чем же опасно формирование олигополий и что они из себя представляют рассмотрим далее.

Олигополия как итог высокой степени рыночной концентрации

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся занятием лидирующих позиций на рынке несколькими крупными компаниями.

Как правило, количество хозяйствующих субъектов в условиях олигополии является немногочисленным. Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.

Олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Имеются кардинальные отличия между олигополией и монополией. Прежде всего, они проявляются в соединении координации и конкуренции.

Характерными чертами олигопольной рыночной власти являются:

  • малое количество фирм в отрасли;
  • чем меньше количество фирм, входящих в отрасль, тем более крупной является каждая из них. Это обусловлено тем, что только крупные корпорации способны обеспечить полноценный охват рынка и сосредоточить свою власть на нем;
  • наличие возможностей установления максимально высоких цен компаниями и получения максимальных прибылей;
  • эластичность потребительского спроса в рамках данного рынка, причем, чем меньше фирм, реализует свою деятельность на данном рынке, тем менее эластичным является спрос;
  • вариативность количества субъектов олигополии;
  • верхний предел количества фирм, входящих в состав олигопольного рынка, равен двадцати четырем.

Следует отметить, что олигопольная рыночная власть может иметь жесткий характер, отражая господство на рынке или в отрасли двух-трех крупных корпораций и расплывчатой, когда лидирующие позиции занимают шесть-семь компаний.

В зависимости от концентрации компаний на рынке олигополии, она может быть:

  1. Плотной или особенно концентрированной, характеризуясь наличием не более восьми компаний и возможностью согласованного поведения компаний в силу их незначительного числа;
  2. Разреженной, характеризующейся наличием восьми и более фирм-лидеров и невозможностью полноценной и четкой организации договоренности между ними о ценах, рынках сбыта и т. д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти интервал выборки в excel
  • Как правильно составить прайс лист на продукцию
  • Как найти 1 от числа 2000
  • Как набрать найти человека
  • Как найти объем в термохимических уравнениях