Известно, что рынок бензина в стране X находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением:
Qd = 200 — 20P
Средние издержки типичной бензоколонки равны:
АС = 5 + (Q — 5)2
Какое число бензоколонок должно действовать в отрасли в долгосрочной перспективе?
Решение:
Запишем функцию средних издержек в более удобном виде:
АС = 5 + (Q — 5)2 = Q2 — 10Q + 30
В долгосрочном периоде в положении равновесия цена равна предельным издержкам и равна минимуму средних общих издержек:
P = MC = min ATC.
Найдём минимум средних общих издержек. Приравняем к нулю производную средних общих издержек:
АТС’ = (Q2 — 10Q + 30)’ = 2Q — 10
2Q — 10 = 0
Q = 5 — это уровень производства одной фирмы при минимуме средних затрат.
Рассчитаем минимум средних затрат при Q = 5:
АС (5) = 52 — 10*5 + 30 = 5
Так как цена предложения каждой фирмы в условиях равновесия равна минимуму средних затрат, то есть равна 5, можно подставить это значение цены в функцию спроса и найти равновесный объём в отрасли. Рыночный спрос будет равен:
Qd = 200 — 20*5 = 100
Значит и рыночное предложение равно 100 единицам.
Соответственно, если каждое предприятие производит 5 единиц продукции, а все предприятия в отрасли — 100 единиц, их количество определяется делением рыночного предложения на выпуск одного из них:
n = Qотр / Q = 100 / 5 = 20
Сколько фирм в отрасли?
Задача
В подборках
4.2 Фирмы на совершенно конкурентном рынке
Темы
микроэкономика
производитель и рынки
совершенная конкуренция
Сложность
4.5
Средняя: 4.5 (4 оценок)
21.01.2010, 02:00 (Алексей Суздальцев)
24.06.2015, 00:08
5
(1)
-
Андрей Андреенко
Версия для печати
Только условие
Условие с решением и ответом
Только решение и ответ
Задана функция общих затрат каждой из фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции: $TC(Q)=0,5Q^2+40Q+5600$. Функция спроса на продукцию отрасли имеет вид $Q_d=9000-60P$. Определите, сколько фирм в отрасли, если известно, что сложившаяся равновесная цена равна 90.
Комментарии
Сурен Аванян
21.01.2010 15:19 ссылка
Здесь основное, что N=Qрын/Qфирмы . Qр=3600 ( Qd(90) ) , Qф=50 ( через равенство MC=P) , отсюда N=72.
Дмитрий Носов
21.01.2010 22:32 ссылка
Решил так же. Правильно?
Сурен Аванян ↑
21.01.2010 23:12 ссылка
Конечно.
Дарина Баликоева
24.06.2015 15:23 ссылка
1
Картинки
Дарья Криницина ↑
24.06.2015 22:22 ссылка
Ответ верный
Другие задачи из этой же подборки
Задача | Баллы |
---|---|
Значение максимальной получаемой прибыли равно 70 | |
Отраслевая функция предложения | |
Производство смеха | |
Рынок совершенной конкуренции | |
Сколько фирм в отрасли? | |
Хитрые издержки | 13 |
Целочисленный объем производства |
11-й класс
Задача | Баллы |
---|---|
максимизация прибыли в краткосрочном периоде | |
Функция предложения |
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Сущность и факторы рыночной концентрации
Замечание 1
Концентрация рынка – это показатель, отражающий относительное количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке в определенный временной период.
Концентрация рынка тесно связана с концентрацией производства или его сосредоточением по видам хозяйствующих субъектов и направлений деятельности.
Концентрация рынка может рассматриваться с разных позиций:
- как распределение фирм в отрасли по их размерам и объемам деятельности. В этом случае концентрация определяет долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме производства в стране или в рамках конкретного рынка;
- как территориальное распределение фирм в масштабах отдельных регионов или всего государства. В этом случае концентрация выступает отражением сосредоточения промышленности в конкретном районе.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
По сути, концентрация рынка является отражением степени преобладания на рынке одной или нескольких фирм. С ростом степени концентрации происходит постепенное приближение рынка к монополии и олигополии. Коэффициент концентрации в олигополии равен 60 %.
Факторами, оказывающими воздействие на концентрацию рынка и, определяющими степень этой концентрации являются:
- технологии и издержки производства фирмы;
- наличие барьеров для входа в отрасль;
- уровень стратегического взаимодействия;
- количество продавцов на рынке: чем большее количество продавцов функционирует на рынке, тем меньше степень его концентрации. Если в рамках рынка имеется большое количество продавцов однородной продукции, то степень концентрации тем выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей;
- исключительность деятельности – формирование естественных монополий.
Концентрация рынка определяет его специфику и особенности несения затрат. Как правило, концентрированные отрасли тратят большие деньги на поддержание своего престижа и продвижение на рынке. Это предполагает несение колоссальных затрат на рекламу.
«Концентрация рынка: коэффициент концентрации и олигополистическая взаимосвязь» 👇
Для отнесения отрасли к концентрированному рынку, требуется соблюдение одного значимого условия: на долю четырех крупнейших компаний отрасли должно приходится не менее 60 % всего отраслевого выпуска продукции. Это отражает высокий уровень отраслевой концентрации и формирование олигопольной рыночной власти, при которой на рынке занимают лидирующие позиции несколько крупных фирм, которые оказывают влияние на ценообразование и создают барьеры для иных хозяйствующих субъектов, желающих вступить в отрасль.
Если степень концентрации невысокая – не превышает 25 %, то такой рынок является совершенной или монополистической конкуренцией.
Определение уровня концентрации предполагает расчет специальных индексов концентрации. Наиболее простым и часто применимым является расчет обратной величины к числу фирм в отрасли. Также, используется расчет суммы рыночных долей крупнейших фирм, функционирующих на рынке.
Полноту представлений о степени концентрации на рынке можно получить посредством расчете индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
По результатам его расчетов делается вывод о степени концентрации рынка и определении параметров слияния:
- если индекс более 1000, то рынок является неконцентрированным. Это исключает необходимость активизации антимонопольной деятельности и функционирование рынка продолжается в прежнем режиме;
- если индекс находится в диапазоне от 1000 до 1800, то на рынке наблюдается умеренный уровень концентрации. Слияние не является серьезной угрозой свободной конкуренции;
- если индекс превышает 1800, то рынок считается высококонцентрированным. Требуется введение мер противодействия дальнейшему слиянию фирм.
Таким образом, высокая степень рыночной концентрации является угрозой и предполагает противодействие ее дальнейшему развитию. Чем же опасно формирование олигополий и что они из себя представляют рассмотрим далее.
Олигополия как итог высокой степени рыночной концентрации
Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся занятием лидирующих позиций на рынке несколькими крупными компаниями.
Как правило, количество хозяйствующих субъектов в условиях олигополии является немногочисленным. Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Рисунок 1. Олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Имеются кардинальные отличия между олигополией и монополией. Прежде всего, они проявляются в соединении координации и конкуренции.
Характерными чертами олигопольной рыночной власти являются:
- малое количество фирм в отрасли;
- чем меньше количество фирм, входящих в отрасль, тем более крупной является каждая из них. Это обусловлено тем, что только крупные корпорации способны обеспечить полноценный охват рынка и сосредоточить свою власть на нем;
- наличие возможностей установления максимально высоких цен компаниями и получения максимальных прибылей;
- эластичность потребительского спроса в рамках данного рынка, причем, чем меньше фирм, реализует свою деятельность на данном рынке, тем менее эластичным является спрос;
- вариативность количества субъектов олигополии;
- верхний предел количества фирм, входящих в состав олигопольного рынка, равен двадцати четырем.
Следует отметить, что олигопольная рыночная власть может иметь жесткий характер, отражая господство на рынке или в отрасли двух-трех крупных корпораций и расплывчатой, когда лидирующие позиции занимают шесть-семь компаний.
В зависимости от концентрации компаний на рынке олигополии, она может быть:
- Плотной или особенно концентрированной, характеризуясь наличием не более восьми компаний и возможностью согласованного поведения компаний в силу их незначительного числа;
- Разреженной, характеризующейся наличием восьми и более фирм-лидеров и невозможностью полноценной и четкой организации договоренности между ними о ценах, рынках сбыта и т. д.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме