Как найти количество решений уравнения по графику

Графики в задачах с параметрами

Покажем, как задачи с параметрами можно решать графически.

Найдём количество решений уравнения

$$ sqrt{5+4left|xright|-{x}^{2}}=a$$

в зависимости от $$ a$$.

Искомое количество решений совпадает с числом точек пересечения графиков функций

$$ {f}_{1}left(xright)=sqrt{5+4left|xright|-{x}^{2}}$$ и $$ {f}_{2}left(xright)=a$$.

График первой функции получается из графика функции, который был построен в предыдущем примере. Для этого нужно воспользоваться преобразованием вида ПР1 то есть график $$ y={f}_{1}left(xright)$$ имеет такой вид, как показано на рис. 43 $$ fleft(0right)=sqrt{5}$$.

Графиком функции $$ y=a$$ будет прямая, параллельная оси $$ Ox$$ (рис. 43). При этом она пересекает ось ординат в точке $$ (0,a)$$. Легко видеть, что при $$a < 0$$ и $$a > 3$$ прямая $$ y=a$$ не имеет пересечений с графиком $$ y={f}_{1}left(xright)$$, при $$ a=3$$ и $$ ain [0;sqrt{5})$$ есть две точки пересечения, а при $$ ain [sqrt{5};3)$$ – четыре общие точки и при $$ a=sqrt{5}$$ – три общие точки. Остаётся лишь сформулировать ответ.

При $$ ain (-infty ;0)bigcup (3;+infty )$$ решений нет, при $$ ain [0;sqrt{5})bigcup left{3right}$$ – два решения, при $$ ain left{sqrt{5}right}$$ – три решения, при $$ ain (sqrt{5};3)$$ – четыре решения.

Найдём количество решений уравнения в зависимости от $$ a$$:

$$ |x+5|+|x-3|=a$$.

Методом интервалов нетрудно построить график функции

$$ fleft(xright)=|x+5|+|x-3|$$.

Количество решений уравнения совпадает с числом точек пересечения этого графика с прямой $$ fleft(xright)=a$$ (рис. 44).

Проанализировав график, несложно выписать ответ.

При $$ ain (8;+infty )$$ уравнение имеет 2 решения, при $$ a=8$$ уравнение имеет бесконечно много решений, при $$ ain (-infty ;8)$$ решений нет.

Рассмотрим ещё один пример задач с параметром, где используется построение множеств, задаваемых уравнениями с модулем. Напомним, что графиком уравнения называют линию на плоскости, на которой лежат те и только те точки, координаты которых удовлетворяют этому уравнению.

Найдём количество решений системы уравнений

$$ left{begin{array}{l}left|xright|+left|yright|=4;\ {x}^{2}+{y}^{2}={a}^{2}end{array}right.$$

в зависимости от $$ a$$.

Для решения необходимо построить график уравнения $$ left|xright|+left|yright|=4$$. Это можно сделать, последовательно выполнив построения таких графиков:

График второго уравнения – окружность с центром в точке $$ O(0;0)$$ и радиусом $$ left|aright|$$. Изобразим оба этих графика на координатной плоскости $$ xOy$$.

Как видим, при $$|a| < 2sqrt{2}$$ и $$|a| > 4$$ графики не пересекаются. При $$ left|aright|=2sqrt{2}$$ или $$ left|aright|=4$$ есть 4 точки пересечения. При остальных $$ a$$ есть 8 точек пересечения. Таким образом, можно сформулировать ответ.

При $$ ain (-infty ;-4)cup (-2sqrt{2};2sqrt{2})cup (4;+infty )$$ система не имеет решений;

при $$ ain {-4;-2sqrt{2};2sqrt{2};4}$$ система имеет 4 решения;

при $$ ain (-4;-2sqrt{2})cup (2sqrt{2};4)$$ система имеет 8 решений.

В следующей задаче нам потребуется понятие локального экстремума функции. Говорят, что функция $$ y=fleft(xright)$$ имеет локальный максимум в точке $$ {x}_{0}$$, если для некоторого числа $$ε > 0$$ при $$|x − x_0| < ε$$ (т. е. числа $$ x$$ и $$ {x}_{0}$$ достаточно близки) верно неравенство $$ fleft(xright)le fleft({x}_{0}right)$$. Если же для некоторого числа $$ε > 0$$ при $$|x − x_0| < ε$$ верно $$ fleft(xright)ge fleft({x}_{0}right)$$, то говорят, что функция $$ y=fleft(xright)$$ имеет локальный минимум в точке $$ {x}_{0}$$. Точки локального максимума или минимума называют точками локального экстремума функции. В случае выполнения неравенств $$ fleft(xright)le fleft({x}_{0}right)$$ или $$ fleft(xright)ge fleft({x}_{0}right)$$ для произвольного $$ x$$ точку $$ {x}_{0}$$ называют точкой глобального экстремума функции. Ясно, что всякий глобальный экстремум будет локальным. Примером такой точки для квадратичной функции будет точка, соответствующая вершине параболы.

При каких $$ a$$ функция $$ fleft(xright)={x}^{2}-3|x-{a}^{2}|-5x$$ имеет более двух точек локального экстремума?

$$left|x-{a}^{2}right|=left{begin{array}{l}x-{a}^{2}, mathrm{если} xge {a}^{2},\ {a}^{2}-x, mathrm{если} x<{a}^{2}.end{array}right.$$

$$fleft(xright)=left{begin{array}{l}{x}^{2}-8x+3{a}^{2}, mathrm{если} xge {a}^{2},\ {x}^{2}-2x-3{a}^{2}, mathrm{если} x<{a}^{2}.end{array}right.$$

При $$ xge {a}^{2}$$ график функции $$ fleft(xright)$$ есть часть параболы $$ y={x}^{2}-8x+3{a}^{2}$$, лежащая справа от $$ x={a}^{2}$$, а при $$x < a^2$$ $$ fleft(xright)={x}^{2}-2x-3{a}^{2}$$ и графиком функции будет часть параболы $$ y={x}^{2}-2x-3{a}^{2}$$ в полуплоскости слева от прямой $$ x={a}^{2}$$. Наибольшее возможное количество точек экстремума этой функции равно `3` (две вершины парабол и точка их пересечения, см. рис. 45).

Это возможно при условии $$1 < a^2 < 4$$, то есть $$ ain (-2;-1)bigcup (1;2)$$. 

$$ ain (-2;-1)bigcup (1;2)$$.

Найдём все значения $$ a$$, при которых уравнение

$$ sqrt{x-9}=ax+7a-3$$

имеет единственное решение.

Полагая $$ x+7=t$$, получим уравнение $$ sqrt{t-16}=at-3$$. (1)

Требуется найти все значения $$ a$$, при которых графики функций $$ y=sqrt{t-16}$$ и $$ y=at-3$$ имеют единственную общую точку. Заметим, что все прямые, задаваемые уравнением $$ y=at-3$$ проходят через $$ (0;-3)$$ (рис. 46).

Ясно, что если $$ ale 0$$, то прямая $$ y=at-3$$ не имеет общих точек с параболой $$ y=sqrt{t-16}$$. Угловой коэффициент прямой $$ y=at-3$$ равен $$ a$$. Найдем угловые коэффициенты $$ {a}_{1}$$ и $$ {a}_{2}$$ прямых $$ {l}_{1}$$ и $$ {l}_{2}$$ (см. рис. 46) (обе задаются уравнением вида $$ y=at-3$$), первая из которых проходит через точку $$ (16;0)$$, а вторая имеет ровно одну общую точку (касается) с параболой  $$ y=sqrt{t-16}$$. Подставляя в уравнение прямой значения $$ t=16$$, $$ y=0$$, находим $$ {a}_{1}={displaystyle frac{3}{16}}$$. И при `0<a<3/16` уравнение (1) имеет единственное решение. Число `a_2` является ещё одним значением `a`, при котором уравнение (1) имеет единственный корень `t_1>16`. Возводя обе части (1) в квадрат, получаем уравнение $$ {a}^{2}{t}^{2}-(6a+1)t+25=0$$, дискриминант которого $$ D=(6a+1{)}^{2}-(10a{)}^{2}$$. При $$ D=0$$ и $$a > 0$$ график $$ y=at-3$$ касается линии $$ y=sqrt{t-16}$$ (cм. рис. 46). Уравнение $$ D=0$$ имеет единственный положительный корень `a=1/4`. Следовательно, `a_2=1/4`. Если $$dfrac3{16}leq a<dfrac14$$, то прямая $$ y=at-3$$ и парабола $$ y=sqrt{t-16}$$ имеют две общих точки, а при `a > 1/4` они не имеют общих точек. 

`0<a<3/16`, `a=1/4`.

В следующем примере нам необходимо будет изобразить точки на координатной плоскости, координаты которых удовлетворяют некоторому неравенству $$ f(x,y)le {a}_{0}$$ для заданной функции двух переменных $$ f$$ и некоторого фиксированного числа $$ {a}_{0}$$. Для этого нужно сначала выяснить вид множества точек $$ f(x,y)=a$$ при различных значениях $$ a$$ и заштриховать все точки координатной плоскости, принадлежащие линиям $$ f(x,y)=a$$ при $$ ale {a}_{0}$$. Часто это бывает область на плоскости внутри, либо вне некоторой фигуры, которая задаётся равенством $$ f(x,y)=a$$. Например, неравенство $$ f(x,y)=(x-1{)}^{2}+(y+1{)}^{2}le 1$$ задаёт круг радиуса $$ 1$$ с центром в точке $$ А(1,–1)$$.

Рассмотрим пример использования этого правила в задаче.

Найдём все значения параметра $$ a$$, при которых система

$$ left{begin{array}{l}{x}^{2}+{y}^{2}+31le 8left(right|x|+|yleft|right),\ {x}^{2}+{y}^{2}-2y={a}^{2}-1end{array}right.$$

имеет хотя бы одно решение.

Неравенство системы после выделения полных квадратов можно записать в виде $$ {x}^{2}-8left|xright|+16+{y}^{2}-8left|yright|+16le 1$$ или $$ left(right|x|-4{)}^{2}+(left|yright|-4{)}^{2}le 1$$. Множество $$ E$$ решений этого неравенства – объединение кругов $$ {K}_{1}$$, $$ {K}_{2}$$, $$ {K}_{3}$$, $$ {K}_{4}$$ (вместе с их границами) радиуса $$ 1$$ (см. рис. 47) с центрами $$ {O}_{1}(4;4)$$, $$ {O}_{2}(4;-4)$$, $$ {O}_{3}(-4;-4)$$, $$ {O}_{4}(-4;4)$$. Запишем уравнение системы в виде

$$ {x}^{2}+(y-1{)}^{2}={a}^{2}$$.

Это уравнение задаёт окружность $$ L$$ радиуса $$ left|aright|$$ с центром в точке $$ M(0;1)$$, или точку $$ (0;1)$$ при $$ a=0$$. Исходная система имеет хотя бы одно решение при тех значениях $$ a$$, при которых окружность $$ L$$ имеет общие точки с множеством $$ E$$. При этом ввиду симметричного расположения соответствующих пар кругов относительно оси ординат достаточно выяснить, при каких значениях $$ a$$ окружность $$ L$$ имеет общие точки с кругами, центрами которых являются точки $$ {O}_{1}$$ и $$ {O}_{2}$$. Проведём из точки $$ M$$ лучи $$ {l}_{1}$$ и $$ {l}_{2}$$ в направлении точек $$ {O}_{1}$$ и $$ {O}_{2}$$. Пусть $$ {A}_{1}$$ и $$ {B}_{1}$$ – точки пересечения $$ {l}_{1}$$ и окружности с центром $$ {O}_{1}$$, $$ {A}_{2}$$ и $$ {B}_{2}$$ – точки пересечения $$ {l}_{2}$$ и окружности с центром $$ {O}_{2}$$. Тогда из геометрических соображений имеем:

$$ M{O}_{1}=5$$, $$ M{O}_{2}=sqrt{25+16}=sqrt{41}$$,

$$ M{A}_{1}=4$$, $$ M{B}_{1}=6$$, $$ M{A}_{2}=sqrt{41}-1$$, $$ M{B}_{2}=sqrt{41}+1$$.

При $$ 4le left|aright|le 6$$ окружность с центром $$ M$$ имеет общие точки с кругом $$ {omega }_{1}$$ , а при $$ sqrt{41}-1le left|aright|le sqrt{41}+1$$ – с кругом $$ {omega }_{2}$$.

Так как $$4 < sqrt{41} − 1 < 6$$, то объединение отрезков $$ [4;6]$$ и $$ [sqrt{41}-1;sqrt{41}+1]$$ есть отрезок $$ [4;sqrt{41}+1]$$, а искомое множество значений $$ a$$ определяется неравенством $$ 4le left|aright|le sqrt{41}+1$$.

$$ 4le left|aright|le sqrt{41}+1$$.

Найдём все значения параметра $$ b$$, при которых система уравнений

$$ left{begin{array}{l}y=|b-{x}^{2}|,\ y=a(x-b)end{array}right.$$

имеет решение при любом значении параметра $$ a$$.

Рассмотрим три возможных случая: $$b < 0$$, $$ b=0$$,а также $$b > 0$$.

а) Если $$b < 0$$, то запишем систему в виде $$ left{begin{array}{l}y={x}^{2}+d,\ y=a(x+d),end{array}right.$$ где $$d = −b > 0$$. Эта система не имеет решений при $$ a=0$$ и поэтому $$b < 0$$ не подходит.

б) Если $$ b=0$$, то система примет вид $$ left{begin{array}{l}y={x}^{2},\ y=ax.end{array}right.$$

Легко видеть, что она имеет решение $$ (0;0)$$ при любом $$ a$$, т.е. значение $$ b=0$$ подходит.

в) Пусть $$b > 0$$. Теперь мы прибегнем к графическому методу. Рассмотрим два случая: $$0 < b ≤ 1$$ и $$b > 1$$. Если $$b > 1$$, то $$sqrt{b} < b$$. Пусть $$ a=1$$, тогда система примет вид $$ left{begin{array}{l}y=|{x}^{2}-b|,\ y=x-b.end{array}right.$$

Эта система не имеет решений, так как прямая $$ y=x-b$$ не пересекает график функции $$ y=|{x}^{2}-b|$$ (см. рис. 48). Если $$0 < b ≤ 1$$, то $$ sqrt{b}ge b$$. В этом случае прямая $$ y=a(x-b)$$ пересекает график функции $$ y=|{x}^{2}-b|$$ при любом $$ a$$ (на рис. 49) представлен случай $$a > 0$$).

$$ 0le ble 1$$.

В завершении разберём несколько задач с параметрами, которые удобно решать методом областей на координатной плоскости.

Найдём все значения `a`, при каждом из которых уравнение

`a|x-3|=5/(x+2)`

на промежутке  `{0;+oo)` имеет ровно два корня.

Рассмотрим функции `f(x)-a|x-3|` и `g(x)=5/(x+2)`.

Если построить график функции `f(x)` для разных `a` (рис. 50) и график функции `g(x)` (рис. 51), то можно без проблем исследовать на промежутке `[0;+oo)` уравнение `f(x)=g(x)`.

При `a<=0` все значения функции `f(x)` на промежутке `[0;+oo)` неположительны, а все значения функции `g(x)` – положительны, поэтому при `a<=0` уравнение `f(x)=g(x)` не имеет решений на промежутке `[0;+oo)`. При `a>0` функция `f(x)` возрастает на промежутке `(3;+oo)`. Функция `g(x)` убывает на этом промежутке, поэтому уравнение `f(x)=g(x)` всегда имеет ровно одно решение на промежутке `(3;+oo)`, поскольку `f(3)<g(3)` и `f(3+1/a)>g(3+1/a)`. На промежутке `[0;3]` уравнение `f(x)=g(x)` принимает вид `3a-ax=5/(x+2)`. Это уравнение сводится к уравнению `ax^2-ax+(5-6a)=0`. Будем  считать, что `a>0`, поскольку случай `a<=0` был рассмотрен ранее. Дискриминант квадратного уравнения `D=a^2-4a(5-6a)=25a^2-20a`, поэтому при `0<a<4/5` это уравнение не имеет корней; при `a=4/5` уравнение имеет единственный корень, равный `1/2`; при `a>4/5` уравнение имеет два корня.

Пусть уравнение имеет два корня, то есть `a>4/5`. Тогда оба корня меньше `3`, поскольку при `x>=3` значения функции `3a-ax` неположительны, а значения функции `5/(x+2)` положительны. По теореме Виета сумма корней равна `1`, а произведение равно `5/6-6`. Значит, больший корень всегда принадлежит промежутку `[0;3]`, а меньший принадлежит этому промежутку тогда и только тогда, когда `5/a-6>=0`, то есть `a<=5/6`.

Таким образом, уравнение `a|x-3|=5/(x+2)` имеет следующее количество корней на промежутке `[0;+oo):

– нет корней при `a<=0`;

– один корень при `0<a<4/5`;

– два корня при `a=4/5` и `a>5/6`;

– три корня при `4/5<a<=5/6`.

`a=4/5`,  `a>5/6`.

В завершении разберём несколько задач с параметрами, которые удобно решать методом областей на координатной плоскости. В следующем примере будем использовать известный подход к задачам, содержащим некоторые переменные в квадрате. Суть этого подхода — рассмотрение выражения как квадратичной функции относительно какой-нибудь переменной (остальные переменные при этом считаются параметрами) с последующим использованием известных свойств квадратичной функции.

Найдём все значения параметра $$ a$$, при каждом из которых система уравнений

$$ left{begin{array}{l}left(right|y+9|+|x+2|-2)({x}^{2}+{y}^{2}-3)=0,\ (x+2{)}^{2}+(y+4{)}^{2}=aend{array}right.$$

имеет ровно три решения.

Первое уравнение данной системы равносильно совокупности двух уравнений $$ |y+9|+|x+2|=2$$ и $$ {x}^{2}+{y}^{2}=3$$. Первое из них задаёт квадрат $$ G$$ с центром $$ (-2;-9)$$, диагонали которого равны $$ 4$$ и параллельны осям координат. Второе задаёт окружность $$ S$$ с центром $$ (0;0)$$ радиуса $$ sqrt{3}$$ (см. рис. 52).

Второе уравнение исходной системы при $$a > 0$$ задаёт окружность $$ Omega $$ с центром $$ (-2;-4)$$ радиуса $$ R=sqrt{a}$$.

Отметим, что при $$a < 0$$ второе уравнение задаёт пустое множество, при $$ a=0$$ одну точку $$ (-2;-4)$$. Поэтому при $$ ale 0$$ трёх решений быть не может.

Рассмотрев случаи внешнего и внутреннего касания окружностей $$ Omega $$ и $$ S$$, можно заключить, что они имеют ровно `1` общую точку при $$ R=sqrt{20}pm sqrt{3}$$, ровно `2` общие точки при $$ Rin (sqrt{20}-sqrt{3};sqrt{20}+sqrt{3})$$ и ни одной общей точки при остальных $$ R$$. Поскольку центры окружности $$ Omega $$ и квадрата $$ G$$ лежат на прямой $$ x=-2$$, то $$ Omega $$ и $$ G$$ имеют ровно `1` общую точку при $$ R=3$$ или $$ R=7$$, ровно `2` общие точки при $$ Rin (3;7)$$ и ни одной общей точки при остальных значениях $$ R$$. Для того чтобы у системы было 3 решения, необходимо и достаточно, чтобы окружность $$ Omega $$ имела `2` общие точки с квадратом $$ G$$ и `1` общую точку с окружностью $$ S$$ или наоборот. Рассмотрим значения $$ R$$, при которых окружность $$ Omega $$ имеет с квадратом $$ G$$ или окружностью $$ S$$ ровно `1` общую точку.

1) $$ R=sqrt{20}+sqrt{3}$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с окружностью $$ S$$, и ровно `2` общие точки с квадратом $$ G$$ (т. к. $$3<sqrt{20}+sqrt3<7$$), т. е. у системы 3 решения.

2) $$ R=sqrt{20}-sqrt{3}$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с окружностью $$ S$$ и нет общих точек с квадратом $$ G$$ (т. к. $$sqrt{20}-sqrt3<3$$), т. е. у системы 1 решение.

3) $$ R=3$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с квадратом $$ G$$ и ровно `2` общие точки с окружностью $$ S$$ (т. к. $$sqrt{20} − sqrt{3} < 3 < sqrt{20} + sqrt{3}$$), т. е. у системы 3 решения.

4) $$ R=7$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с квадратом $$ G$$ и нет общих точек с окружностью $$ S$$ (т. к. $$7 > sqrt{20} + sqrt{3}$$), т. е. у системы 1 решение.

Итак, подходят $$ R=3$$ и $$ R=sqrt{20}+sqrt{3}$$. Тогда искомые значения параметра $$ a={3}^{2}=9$$ и $$ a=(sqrt{20}+sqrt{3}{)}^{2}=23+4sqrt{15}$$.

$$ a=9$$, $$ a=23+4sqrt{15}$$.

В зависимости от значений параметра а найдём количество решений уравнения

`a+[x]=sqrt(2x-x^2)`.

Количество решений соответствует количеству общих точек графиков `y=a+[x]` и `y=sqrt(2x-x^2)`.

$$ y=sqrt{2x-{x}^{2}}iff left{begin{array}{l}yge 0,\ {left(x-1right)}^{2}+{y}^{2}=1.end{array}right.$$ (Рис. 53)

График функции `y=a+[x]` представлен на рисунке ниже (Рис. 54).

  

Общие точки возможны лишь при `x in [0;2]`. Рассмотрим несколько случаев расположения графиков.

1) Если `0<=x<1`, то `y=a+[x]=a`. В этом случае возможна одна общая точка с полуокружностью `y=sqrt(2x-x^2)` при `0<=a<1`.

2) Если `1<=x<2`, то `y=a+[x]=a+1`. Теперь одна общая точка возможна при `0<a+1<=1`, то есть `-1<a<=0`.

3) Если `x=2`, то `y=a+[x]=a+2`. Точка `(2;a+2)` лежит на графике `y=sqrt(2x-x^2) iff a=-2`.

При `a in (-oo;-2)uu(-2;-1]uu[1;+oo)` нет решений;

при `a in {-2}uu(-1;0)uu(0;1)` одно решение;

при `a=0` два решения.

Графический метод решения системы линейных уравнений

  1. Расположение графиков и количество решений системы линейных уравнений
  2. Алгоритм графического метода решения системы линейных уравнений
  3. Примеры

Расположение графиков и количество решений системы линейных уравнений

Рассмотрим систему двух уравнений: $ {left{ begin{array}{c} 3x-y = 5 \ 3x+2y = 8end{array} right.}$

Построим график каждого из уравнений и найдём точку пересечения.

Расположение графиков и количество решений системы линейных уравнений

Подставим координаты точки пересечения в уравнение:

$ {left{ begin{array}{c}3 cdot 2-1 ≡ 5\ 3cdot2+2cdot1 ≡ 8end{array} right.} Rightarrow$ (2;1) — решение системы

Таким образом, точка пересечения графиков уравнений является решением системы.

Графики двух уравнений системы могут пересекаться, быть параллельными и совпадать. Получаем разное количество решений системы в зависимости от соотношения коэффициентов уравнений:

$ frac{a_1}{a_2} neq frac{b_1}{b_2} $

$ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} neq frac{c_1}{c_2} $

$ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} = frac{c_1}{c_2} $

Прямые пересекаются

Прямые пересекаются

Прямые параллельны

Прямые параллельны

Прямые совпадают

Прямые совпадают

Одно решение

Нет решений

Бесконечное множество решений

Алгоритм графического метода решения системы линейных уравнений

1. Построить графики уравнений системы в одной координатной плоскости.

2а. Если $ frac{a_1}{a_2} neq frac{b_1}{b_2} $ найти точку пересечения – единственное решение системы.

2б. Если $ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} neq frac{c_1}{c_2} $ прямые параллельны и решений нет.

2в. Если $ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} = frac{c_1}{c_2} $ прямые совпадают, решений бесконечное множество.

Примеры

Пример 1. Решите графически систему уравнений. Сколько решений вы получили в зависимости от соотношения коэффициентов?

а)$ {left{ begin{array}{c} 5x+2y = 3 \ x-y = 4end{array} right.}$

Точка пересечения (1;-1)

Одно решение: $ frac{5}{1} neq frac{2}{-1}$

Пример 1.a

б) $ {left{ begin{array}{c}2x+y = 3 \ 4x+2y = 1end{array} right.}$

Прямые параллельны, решений нет:

$ frac{2}{4} = frac{1}{2} neq frac{3}{1}$

Пример 1.в

в) $ {left{ begin{array}{c}4x-y = 2 \ x+y = 3end{array} right.}$

Точка пересечения (1;2)

Одно решение: $ frac{4}{1} neq frac{-1}{1}$

Пример 1.в

г) $ {left{ begin{array}{c}2x-3y = 5 \ 4x-6y = 10end{array} right.}$

Прямые совпадают, бесконечное множество решений:

$ frac{2}{4} = frac{-3}{-6} = frac{5}{10} $

Пример 1.г

Пример 2*. Решите графически систему уравнений:

а)$ {left{ begin{array}{c} |x|-y = 0 \ x+3y = 4end{array} right.}$

В первом уравнении y всегда положительный: $y ge 0,∀x$

$ {left{ begin{array}{c}y(x) = |x| = {left{ begin{array}{c} x, x ge 0 \ -x, x lt 0 end{array} right.} \ x+3y = 4 end{array} right.} $

Два решения: (-2;2) и (1;1)

Пример 2.a

б)$ {left{ begin{array}{c} x-|y| = 0 \ 3x+y = 4end{array} right.}$

В первом уравнении x всегда положительный: $x ge 0,∀x$

$ {left{ begin{array}{c}y(x) = |y| = {left{ begin{array}{c} y, y ge 0 \ -y, y lt 0 end{array} right.} \ 3x+y = 4 end{array} right.} $

Два решения: (2;-2) и (1;1)

Пример 2.б

в)$ {left{ begin{array}{c} x^2-4y^2 = 0 \ 3|x|-2y = 8end{array} right.}$

$ {left{ begin{array}{c} (x-2y)(x+2y) = 0 \ y = 1,5|x|-4end{array} right.}$

$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y = frac{1}{2} x \ y = -frac{1}{2} x end{array} right. \ y = {left{ begin{array}{c} 1,5x-4,x ge 0 \ -1,5x-4,x lt 0 end{array} right.} end{array} right.} $

Из первого уравнения получаем две прямых, из второго – ломаную.

Четыре решения:

(-4;2);(-2;-1);(2;-1);(4;2)

Пример 2.в

г)$ {left{ begin{array}{c}|y-x| = 4 \ |x+y| = 2end{array} right.}$

$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y-x = 4 \ y-x = -4 end{array} right. \ left[ begin{array}{cc} x+y = 2 \ x+y = -2 end{array} right. end{array} right.}$

$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y = x+4 \ y = x-4 end{array} right. \ left[ begin{array}{cc} y = -x+2 \ y = -x-2 end{array} right. end{array} right.}$

Из первого уравнения получаем одну пару параллельных прямых, из второго уравнения – вторую пару параллельных прямых.

Четыре решения:

(-3;1);(-1;3);(3;-1);(1;-3)

Пример 2.в

Рейтинг пользователей

    Урок 1 Геометрический смысл производной
    Задание 1 Справочный материал: геометрический смысл производной
    Задание 2 Прямая y = 7x — 5 параллельна касательной к графику функции. Найти абсциссу точки касания  — Предварительный просмотр
    Задание 3 Прямая ?=−4?−11 является касательной к графику квадратичной функции. Найти абсциссу точки касания
    Задание 4 Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней.
    Задание 5 На рисунке изображен график производной функции . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = — 2x – 11 или совпадает с ней.
    Задание 6 Как найти значение производной в данной точке, если к графику функции проведена касательная
    Задание 7 Найдите значение производной функции в точке ?_0=8.
    Задание 8 На рисунке изображен график производной функции f(x)
    Урок 2 Признаки возрастания и убывания функции. Точки экстремума.
    Задание 1 Справочный материал: признаки возрастания и убывания функции, точки экстремума
    Задание 2 В какой точке отрезка функция принимает наибольшее значение
    Задание 3 В какой точке отрезка функция принимает наименьшее значение
    Задание 4 Найдите сумму точек экстремума
    Задание 5 Найти количество точек максимума функции по графику производной
    Задание 6 Найти сумму целых целых точек на промежутках возрастания функции по графику производной
    Задание 7 Найти длину наибольшего промежутка возрастания функции
    Задание 8 Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
    Задание 9 Определите количество целых точек, в которых производная функции f(x) отрицательна.
    Задание 10 Найти количество точек минимума функции по графику производной
    Задание 11 Найти количество точек максимума функции по графику производной
    Задание 12 По графику производной найти точку экстремума функции
    Задание 13 По графику производной найти количество точек экстремума
    Задание 14 В скольких точках производная функции отрицательна?
    Задание 15 В скольких точках производная функции положительна?
    Задание 16 По графику производной определить, в скольких точках функция возрастает
    Задание 17 По графику производной определить, в скольких точках функция убывает
    Задание 18 Определить по графику функции, в какой точке значение производной наибольшее
    Задание 19 Определить по графику функции, в какой точке значение производной наименьшее
    Урок 3 Физический смысл производной
    Задание 1 Физический смысл производной
    Задание 2 По уравнению координаты найти скорость точки
    Задание 3 По уравнению координаты найти время движения точки
    Задание 4 Сколько раз скорость точки обращалась в ноль
    Урок 4 Первообразная
    Задание 1 По графику y=F(x) найти количество решений уравнения f(x)=0
    Задание 2 Пользуясь рисунком, вычислите F(8)-F(2)
    Задание 3 По графику функции найти площадь закрашенной фигуры.

    Решение уравнений с помощью графиков

    Решение линейных уравнений

    Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.

    Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.

    Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.

    Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)

    Как его решить?

    Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:

    ( displaystyle 2x=2+10)

    ( displaystyle 2x=12)

    Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.

    Иными словами, у нас будет:

    ( displaystyle {{y}_{1}}=2x)

    ( displaystyle {{y}_{2}}=12)

    А теперь строим. Что у тебя получилось?

    Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:

    Наш ответ: ( displaystyle x=6)

    Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!

    Вариант 1. Напрямую

    Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)

    Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:

    ( displaystyle x=-frac{b}{2a})

    ( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})

    Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

    Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!

    Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:

    ( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)

    ( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)

    Точно такой же ответ? Молодец!

    И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).

    Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:

    Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:

    Возвращаемся к нашей параболе.

    Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?

    Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).

    При ( displaystyle x=0):

    ( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)

    При ( displaystyle x=2):

    ( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)

    Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:

    Как ты думаешь, что является решением уравнения?

    Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).

    И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).

    Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!

    Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.

    Что у тебя получилось? То же самое?

    Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!

    Решение смешанных неравенств

    Теперь перейдем к более сложным неравенствам!

    Как тебе такое:

    ( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?

    Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!

    Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:

    ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)

    ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})

    Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).

    Расписал? Теперь строй два графика.

    Сравним наши рисунки?

    У тебя так же? Отлично!

    Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).

    Смотри, что получилось в итоге:

    А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!

    На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).

    Это и есть ответ!

    Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!


    Пройти тестирование по этим заданиям
    Вернуться к каталогу заданий

    Версия для печати и копирования в MS Word

    1

    На рисунке изображён график функции y  =  F(x)  — одной из первообразных функции f(x), определённой на интервале (−3; 5). Найдите количество решений уравнения f(x)  =  0 на отрезке [−2; 4].


    2

    На рисунке изображён график некоторой функции y=f левая круглая скобка x правая круглая скобка (два луча с общей начальной точкой). Пользуясь рисунком, вычислите F(8) − F(2), где F(x)  — одна из первообразных функции f(x).


    3

    На рисунке изображён график функции y = f(x). Функция F левая круглая скобка x правая круглая скобка =x в кубе плюс 30x в квадрате плюс 302x минус дробь: числитель: 15, знаменатель: 8 конец дроби   — одна из первообразных функции y = f(x). Найдите площадь закрашенной фигуры.


    4

    На рисунке изображён график некоторой функции y = f(x). Функция F левая круглая скобка x правая круглая скобка = минус x в кубе минус 27x в квадрате минус 240x минус 8  — одна из первообразных функции f(x). Найдите площадь закрашенной фигуры.


    Пройти тестирование по этим заданиям

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти влияние структурных сдвигов
  • Как найти диск на почте гугл
  • Как найти дешевые запчасти для авто
  • Как найти нос самолета the forest
  • Как узнать в майле найти