Как найти компасный пеленг формула

Направления, определяемые по картушке магнитного компаса относительно компасного меридиана, называются компасными направлениями. Положение компасного меридиана указывает диаметр картушки 0—180°, причем деление 0° картушки показывает на Nk.

Считая, что плоскость картушки компаса совпадает с плоскостью истинного горизонта, можно дать следующие определения.

Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от северной части компасного меридиана по часовой стрелке до линии курса, называется компасным курсом (КК).

Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от северной части компасного меридиана по часовой стрелке до направления на предмет, называется компасным пеленгом (КП).

Компасные курсы и пеленги бывают от 0 до 360°. Угол, отличающийся от компасного пеленга на 180°, называется обратным компасным пеленгом (ОКП).

Следует иметь в виду, что пеленгатор, установленный на котелке магнитного компаса, позволяет замечать лишь ОКП.  ОКП = КП ± 180° или КП = ОКП ± 180°.

Имея компасное направление и зная девиацию магнитного компаса, можно определить магнитное направление. Из рис. видна следующая зависимость между компасными и магнитными направлениями,

МК=КК + ?,   МП = КП +?,  ОМЛ=ОКП+?,   КК=МК—?, КП = МП —?, ОКП = ОМП — ?

?– МК — КК = МП — КП = ОМП — ОКП

Если известен компасный курс и курсовой угол предмета, то КП = КК + КУ пр/б, КП = КК — КУ л/б,

КП = КК+ (± КУ).

При круговом счете курсовых углов КП=КК+КУ.

Компасный пеленг траверза предмета можно определить по формуле КП=КК± 90°. где знак «плюс», если предмет находится с правого борта, и «минус» если с левого.

11

Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса δ = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:

М K = KK + δ) = 80 + (+20°)= 100°.

Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать. Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.

Рис. 43. Получение магнитного курса Рис. 44. Исправление и перевод румбов

После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне. Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.

Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги. Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги. Поправкой компаса ∆ МК называется угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана N И и нордовой частью компасного меридиана N K . Поправка компаса ∆ МК равна алгебраической сумме девиации δ и склонения d , т.

е.:

∆ МК = (±δ) + (± d ).

Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:

12

ИК = КК + (± ∆ МК)

КК = ИК — (± ∆ МК).

На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.

На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:

КК (Компасный Курс) — угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.

КП (Компасный Пеленг) — угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.

МК (Магнитный Курс) — угол между магнитным меридианом N М и линией курса.

МП (Магнитный Пеленг) — угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.

ИК (Истинный Курс) — угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.

ИП (Истинный Пеленг) — угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.

Девиация δ — угол между линией компасного меридиана N K и линией магнитного меридиана N M .

Склонение d — угол между линией магнитного меридиана N M и линией истинного меридиана N И .

Поправка компаса ∆ МК — угол между линией истинного меридиана N И и линией компасного меридиана N K .

Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений. Для выполнения этого правила необходимо запомнить последовательность:

И K — d — MK — δ КК.

Если из ИК алгебраически вычесть склонение d, то получим рядом стоящую вправо от ИК величину МК; если из МК вычтем алгебраически девиацию δ, то получим рядом стоящую вправо от МК величину КК. Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d — склонение и δ — девиацию, то получим КК. При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК. Если к магнитному курсу алгебраически прибавить склонение d, стоящее слева от магнитного курса, то получим истинный курс ИК, и, наконец, если к компасному курсу алгебраически прибавить девиацию δ и склонение d, представляющие не что иное, как поправку компаса ∆ МК , то получим истинный курс

ИК.

13

Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам. Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов.

§ 20. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА КАРТЕ

Задача 1. Снять с карты широту и долготу заданной точки.

Решение. Поставить ножку циркуля в заданную точку и, растворив циркуль, другой ножкой провести касательную к ближайшей параллели. Осторожно, чтобы не сбить раствор ножек циркуля, перенести его на боковую (широтную) рамку карты. Поставить одну ножку циркуля на ту же параллель, а другую на рамку в сторону заданной точки и снять значение широты данной точки в градусах и минутах. Точно так же снять долготу этой точки, перенеся раствор циркуля на нижнюю (долготную) рамку карты, касаясь одной ножкой меридиана, близко расположенного к этой точке. Результаты записываются.

Задача 2. По заданным координатам точки (широте и долготе) нанести ее на карту.

Решение. Эта задача — обратная первой задаче и решается в обратном порядке. На боковой рамке от ближайшей к точке параллели снимают раствором циркуля заданную широту. Переносят раствор циркуля в предполагаемое место точки и на двух меридианах справа и слева от точки делают наколы свободной ножкой (другая ножка находится на ближайшей параллели). Обе отметки при помощи параллельной линейки соединяют прямой линией. На этой прямой линии откладывают снятую циркулем на долготной рамке долготу данной точки. Полученная точка является точкой с заданными координатами.

Обе эти задачи можно решить и по-другому, при помощи одной только параллельной линейки. В первой задаче параллельную линейку прикладывают к ближайшей параллели и осторожно, попеременно прижимая обе половины линейки плотно к карте, подвигают верхний срез линейки к заданной точке. Затем делают отметку по боковой рамке и снимают значение широты точки. Так же определяют долготу точки, только линейку прикладывают к ближайшему меридиану, подводят срез линейки к точке и на нижней (или верхней) рамке делают карандашом отметку. Полученное значение в градусах и минутах будет искомой долготой точки. Так же при помощи одной параллельной линейки, только в обратном порядке, решается вторая задача.

Первый способ дает более быстрое и точное решение задач, чем второй.

Задача 3. Измерить расстояние между двумя точками.

Решение. Для измерения расстояния между двумя точками на карте берут циркуль и ставят одну ножку его в начальную точку, а вторую — в конечную. Не сбивая раствор циркуля, переносят его на вертикальную боковую рамку навигационной карты и обязательно на широте данных точек замеряют по вертикальной рамке карты расстояние в морских милях. Если расстояние между двумя точками настолько велико; что не помещается в нормальный раствор циркуля, то это расстояние измеряют в несколько приемов по частям. Измерение каждого участка прямой необходимо производить на вертикальной рамке в той же широте, в которой находится измеряемый отрезок. Если измеряется расстояние по параллели, то ножки циркуля на рамке ставят так, чтобы они были одинаково удалены к северу и к югу от средней параллели измеряемого отрезка.

14

Задача 4. Проложить на карте от данной точки курс или пеленг.

Решение. Транспортир накладывают около данной точки на карту так, чтобы его риска проходила через ближайший к точке меридиан. Затем осторожно подводят заданное число градусов курса или пеленга по шкале транспортира к этому меридиану. Добившись совмещения центральной риски транспортира и нужного деления градусов на одном меридиане, подводят под нижнюю кромку транспортира параллельную линейку. Затем осторожно отнимают транспортир и передвигают линейку, не сбивая ее, к заданной точке, от которой в направлении курса или пеленга карандашом проводят прямую линию. Эта линия и будет заданным курсом или пеленгом.

Задача 5. Определить направление заданной линии.

Решение. Эта задача обратна предыдущей. Параллельную линейку прикладывают к заданной линии так, чтобы она захватывала близлежащий меридиан. Приложить к ней транспортир и передвигать его до тех пор, пока его центральная риска не совместится с ближайшим меридианом. Затем по шкале транспортира снять значение градусов, находящихся строго под меридианом. Из двух значений шкалы выбирают то, которое согласуется с направлением заданной линии.

Задача 6. Перенести заданную точку с одной карты на другую.

Решение. Указанными выше способами снимают широту и долготу точки с первой карты

ина другой карте решают обратную задачу. Следует помнить, что масштабы карт могут быть разные. Во избежание ошибки координаты, снятые по первой карте, нужно записать

ивзять заново по сетке второй карты. Второй способ заключается в том, что от данной точки проводят на карте пеленг до какого-либо пункта или маяка и замеряют до него расстояние. На второй карте проводят от этого пункта или маяка такой же пеленг и по нему в масштабе второй карты откладывают то же расстояние. Полученная точка будет искомой. Второй способ на практике применяется чаще, так как он требует меньше времени и дает большую точность, чем первый. Нужно только быть внимательным и не спутать ориентиры.

§21. СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ СУДНА

1. Простое счисление

Основным условием безопасности плавания является непрерывное и тщательное нанесение на карту пути судна с возможно большей точностью. Маломерные суда, плавающие, как правило, вблизи берегов, ведут графическую прокладку пути судна. Прокладкой называются графическое изображение на карте пути судна и все графические построения, необходимые для определения места судна в море в любой момент.

При плавании вблизи берегов судоводитель-любитель должен особо учитывать наличие малых глубин, надводных и подводных опасностей, пренебрежение которыми может привести к аварии или даже гибели судна. Непрерывное ведение прокладки позволяет приближенно знать место судна в море на любой заданный момент (счислимое место). Счислимое место обозначается короткой поперечной черточкой на линии пути судна, около которой ставится время в числителе и отсчет лага (пройденное расстояние) в знаменателе. При выходе из базы на чистую воду нужно определить свое место одним из навигационных способов и нанести его на карту. Это место называется обсервованным и обозначается небольшим кружком с точкой посередине. От этой точки начинают вести непрерывную прокладку до окончания перехода. Прокладываем из начальной точки линию заданного истинного курса и отмечаем на нем пройденное расстояние до поворота

15

на следующий курс. Точки поворотов обозначают поперечной черточкой на линии курса и около нее записывают время поворота и отсчет лага. Пройденное расстояние

рассчитывается или по времени следования по данному курсу и скорости, или по разности показаний лага.

2.Учет течения

Внеподвижной воде при отсутствии течения судно перемещается относительно береговых предметов с действительной, истинной скоростью. Если в данном районе есть течение, то оно непременно сносит судно с намеченного курса в сторону или вдоль курса.

Вэтом случае прокладку ведут с учетом течения. Предположим, что судно идет со скоростью V T из точки А в точку В в районе с постоянным течением по истинному курсу АВ (рис. 45). Пока судно идет в точку В, течение снесет его в сторону и оно в

действительности окажется в точке С. Угол между северной частью истинного меридиана и линией движения судна называют путевым углом ПУ, Разность между путевым углом

ПУ и истинным курсом судна И К называется углом сноса и обозначается β .

Угол сноса берется со знаком плюс, если течение слева, и со знаком минус, если течение справа. Очевидно, что

ПУ = ИK ± β

Рис. 45. Плавание судна с учетом течения

Судоводителю-любителю при плавании на течении приходится решать графически две задачи.

Задача 1. Известны ИК и β, требуется найти ПУ.

Решение. От начальной точки А прокладываем линию курса и в масштабе карты откладываем по ней расстояние АВ, проходимое судном за определенный промежуток времени (например, за час). Из полученной точки В в направлении течения откладываем снос течением ВС за тот же промежуток времени. Соединив точки Л и С, найдем ПУ судна.

16

Истинный путь, или расстояние АС, пройденное за выбранный промежуток времени, снимаем с карты. Как правило, истинный путь АС и истинная скорость судна при плавании на течении будут отличаться от пути по курсу АВ и от скорости относительно воды скорость по лагу»).

Задача 2. Известны ПУ и AD (путь течения за час), требуется найти ИК и угол сноса β .

Решение. От линии N И отложим ПУ, затем из точки А в направлении течения отложим путь течения за час AD = Vт , далее радиусом, численно равным лаговой скорости V K из точки D засекаем линию ПУ и получаем точку С. Соединив точки С и D , получим линию ИК, которую с помощью штурманской линейки перенесем в точку А и найдем ИК и β.

Этим курсом ИК по направлению АВ должно идти судно, чтобы попасть из точки А в точку С.

Морские течения бывают различных типов: постоянные, переменные, дрейфовые. Данные о течениях выбираются из руководств по мореплаванию. Плавание на течении является сложным плаванием и требует от судоводителя-любителя систематически и возможно чаще определять место судна в море.

3. Учет дрейфа

Ветер, так же как и течение, оказывает влияние на судно, изменяя направление его движения и скорость. Угол отклонения пути судна от курса под действием ветра называется дрейфом и обозначается а (рис. 46). Величина дрейфа зависит от скорости и даже для килевых судов может превышать 10°. У плоскодонных маломерных судов при сильном ветре и малой скорости движения дрейф может быть очень большим. Поэтому дрейф обязательно должен учитываться при судовождении.

Пусть судно идет по направлению АВ, т. е. истинным курсом ИК. Ветер дует слева. Под действием ветра судно будет смещаться вправо и двигаться по линии АП. Путевой угол ПУ истинного пути ИП при дрейфе равен:

ПУ = ИК ± α

где знак плюс — для дрейфа при ветре слева (дрейф левого галса), знак минус — при ветре справа (дрейф правого галса).

Учет ветра в плавании затруднен тем, что, помимо ветра, на судно действует волна, на которой судно начинает рыскать.

17

Обычно величина дрейфа определяется для каждого судна опытным путем. Многолетние наблюдения сводят в таблицу, которой и пользуются.

В практическом плавании судоводителю придется учитывать одновременно и дрейф от ветра, и снос от течения, при этом общий снос судна С будет равен алгебраической

сумме угла сноса β и дрейфа α a , т.е.

С = α ± β

На ходу судоводитель-любитель может определить общий снос судна следующими способами:

1)Если судно идет по створу, то его суммарный снос определится непосредственным смещением судна вправо или влево от линии створа. Чтобы определить угол сноса, нужно лечь на такой курс ИК, при котором судно будет двигаться точно по створу. Угол между направлением створа и ИК даст угол сноса С.

2)Если судно идет курсом, совпадающим с пеленгом на отдаленный предмет, то изменение пеленга укажет на снос судна. Если при этом пеленг меняется вправо, то судно уходит влево и наоборот. Общий снос в обоих случаях определится как разница между путем и истинным курсом судна. Рядом последовательных подгонок курса добиваются постоянства пеленга. Угол между курсом и пеленгом будет равен суммарному углу сноса С.

3)На быстроходных маломерных судах при небольшом волнении и отсутствии течения угол дрейфа приближенно можно определить по кильватерной струе как угол между диаметральной плоскостью и направлением кильватерной струи.

18

§ 22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА СУДНА ПО БЕРЕГОВЫМ ПРЕДМЕТАМ

Судоводителю-любителю чаще всего приходится плавать вблизи берегов и пользоваться береговыми ориентирами для определения места судна. Систематическое определение своего места исключит ошибки навигационных приборов и случайных отклонений судна с курса. Основное правило судовождения — не потерять своего места. Причина почти всех без исключения навигационных аварий — незнание места судна или ошибка при его определении.

1. По пеленгу и приближенному расстоянию

Рис. 47. Определение места судна по пеленгу предмета и расстоянию до него

Этот способ (рис. 47) дает приближенное определение места судна в море и применяется на малых судах, не имеющих полного комплекта навигационных приборов. Для определения места судна действуют в такой последовательности:

а) по компасу берут пеленг на известный предмет, нанесенный на карту;

б) на глаз или при помощи бинокля с сеткой определяют расстояние до предмета;

в) компасный пеленг КП исправляют поправкой компаса D К и находят истинный пеленг ИП;

г) линию истинного пеленга прокладывают на карте от опознанного предмета и на ней откладывают циркулем измеренное расстояние AM . Пересечение ножки циркуля с пеленгом и даст приближенное местонахождение судна (точку М на рис. 47). На карте рядом с полученным местом записывают момент времени определения по часам.

2. По двум пеленгам одного предмета (крюйспеленг)

Этот способ (рис. 48) позволяет определить место по одному предмету, пеленгуя его на постоянном курсе дважды в разное время и рассчитывая пройденное судном расстояние за время между пеленгами. Место, полученное этим способом, называется счислимообсервованным. Порядок работы следующий:

19

а) берут по компасу первый пеленг на предмет КП 1, замечая момент времени по часам и отсчет лага;

б) спустя некоторое время, достаточное для изменения пеленга на угол, больший 30°, берут второй пеленг этого же предмета КП 2, замечая момент времени по часам и отсчет лага;

в) исправляют первый и второй компасные пеленги поправкой компаса D К , находят истинные пеленги ИП 1 и ИП 2. Истинные пеленги прокладывают на карте от изображения берегового предмета до пересечения с линией курса судна КК 1;

г) определяют в милях пройденное судном расстояние за время между первым и вторым пеленгами по лагу, а если лага нет, то по скорости хода и времени;

д) полученный путь судна за время между пеленгами откладывают по курсу судна КК 1 от точки В. Предположим, что этот путь равен отрезку ВС;

е) из точки С проводят линию, параллельную первому пеленгу Р 1А, до пересечения со вторым пеленгом. Получим точку М, которая и будет искомым счислимо-обсервованным местом судна в момент взятия второго пеленга;

ж) около точки М наносят небольшой треугольник, которым принято обозначать счислимо-обсервованное место, ставят момент по часам, отсчет лага и прокладывают исправленный курс судна МК 2 уже из полученной точки.

Рис. 48. Определение места судна способом крюйс-пеленга

Имеется несколько частных случаев крюйс-пеленга, из которых опишем один. Идя заданным курсом, пеленгуют предмет, когда он придет на курсовой угол 45°. Замечают время и лаг. Второй раз замечают время и лаг, когда предмет пройдет на траверз (КУ=90°). Так как курс и два пеленга образуют прямоугольный равнобедренный треугольник (оба угла у гипотенузы равны 45°), то расстояние до предмета в момент траверза равно расстоянию, пройденному судном между пеленгами. Проложив линию второго пеленга перпендикулярно линии курса и отложив по ней пройденное расстояние, получают место судна без излишних графических построений.

20

3. По пеленгам двух предметов

Рис. 49. Определение места судна по пеленгам двух предметов

При этом способе (рис. 49) определение места производят по двум береговым предметам А и В, направления на которые составляют углы не менее 30 и не более 120°. Для большей точности определения своего места надо вторым пеленговать предмет, расположенный ближе к траверзу (предмет В), т. е. к плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна. Это необходимо потому, что при движении судна медленнее изменяется пеленг, находящийся по носу или корме, а траверзные пеленги изменяются быстро. Время по часам и отсчет лага необходимо записывать в момент взятия второго пеленга. Этот способ определения места судна наиболее распростра нен, сравнительно легко осуществим и дает вполне удовлетворительные результаты.

После того как произведено пеленгование, которое надо проводить быстро, чтобы по возможности не было разрыва во времени между первым и вторым пеленгованием, необходимо компасные пеленги исправить поправкой компаса D К и полученные истинные пеленги проложить на карте. Точка пересечения пеленгов дает местоположение судна в момент пеленгования и называется обсервованной точкой, обозначаемой на карте точкой в кружочке. На нашем рисунке такой точкой является точка М, от которой и продолжается ведение прокладки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема 1.2. Определение направлений в море.

План лекции № 2-3

1. Системы счета направлений. Истинные направления.

2. Приборы для выработки и измерения направлений в море.

3. Магнитное поле Земли. Магнитные направления.

4. Магнитные компасы.

5. Магнитное поле судна. Девиация магнитного компаса. Компасные направления по МК.

6. Компасные направления по ГК.

7. Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол.

8. Определение поправок курсоуказателей.

Цель занятия:

Знать:

— определение направлений на картах;

— земной магнетизм и его влияние на магнитные компасы;

— приборы для выработки и измерения направлений в море.

Уметь:

решать задачи на перевод и исправление курсов и пеленгов;

— определять поправки магнитного компаса;

— приводить магнитное склонение к году плавания;

  1. Системы счета направлений. Истинные направления.

Основным условием безопасности плавания корабля является безошибочное определение направления движения судна относительно заданной линии пути и направлений на навигационные опасности.

Основой для определения направлений движения судна и на окружающие судно объекты являются главные направления: N, S, Е,W. Любое из этих главных направлений может быть принято за начало счета направлений.

В судовождении традиционно за начало счета направлений принимают или северную или южную часть линии истинного меридиана (полуденной линии). Определение направлений относительно полуденной линии производится по различным системам счета в зависимости от характера решаемых навигационных задач с точностью до 0,1′.

Для определения направления в плоскости истинного горизонта используются три системы деления горизонта: круговая, полукруговая и четвертная.

Круговая система счета направлений

В круговой системе за начало счета направлений принята северная (нордовая) часть линии истинного меридиана. В этой системе вся плоскость истинного горизонта разделена на 360°. Счет направлений ведется от северной части истинного меридиана по часовой стрелке от 0° до 360°. Отрицательных значений система не предусматривает.

Форма записи: 37,4°.

В навигации круговая система счета направлений является основной и применяется для определения направления движения судна, а также направлений на видимые с судна предметы.

В соответствии с этой системой на суднах разбиты шкалы всех курсоуказателей и приборов, служащих для определения направлений в море.

Полукруговая система счета направлений

В полукруговой системе плоскость истинного горизонта линией NS разделена на две части по 180° каждая. За начало счета направлений (0°) принимают как северную (N) часть, так и южную (S) часть линии истинного меридиана. Во всех случаях счет ведут к осту (Е) или весту (W) от 0° до 180°.

Четвертная система счета направлений

В четвертной системе плоскость истинного горизонта линиями NS и EW делится на четыре четверти: NE, SE, SW и NW.

За начало счета направлений (0°) принимают северную (N) или южную (S) часть истинного меридиана. Счет ведут от N или S в сторону Е или W от 0° до 90° в каждой четверти:

– в NE четверти от N к Е (по часовой стрелке) от 0° до 90°;

– в SE четверти от S к Е (против часовой стрелки) от 0° до 90°;

– в SW четверти от S к W (по часовой стрелке) от 0° до 90°;

– в NW четверти от N к W (против часовой стрелки) от 0° до 90°.

Для исключения многозначности при записи четвертных направлений указывают наименование четверти, в которой это направление расположено.

Например: NE70,1°; SW38,3°; NW76,9°; SE70,0°.

  1. Приборы для выработки и измерения направлений в море.

Магнитный компас предназначен для определения направлений. По компасу назначается и удерживается курс судна, берутся пеленги на маяки и другие предметы, определяются курсовые углы, направление ветра и течения. Компас используется при плавании в море, крупных озерах и водохранилищах. Без компаса невозможно удерживать правильное направление движения судна во время плохой видимости (туман, снегопад и т.п.) и при потере видимости береговых ориентиров.

Любой магнитный компас действует на свойстве намагниченной стрелки, которая располагается осью в плоскости магнитного меридиана, причем один конец стрелки (нордовый) всегда обращен в сторону северного полюса.

Компас состоит из: котелка с картушкой; нактоуза (подставки под котелок); пеленгатора; средств для уничтожения девиации.

Гироскопический компас (гирокомпас) — компас, указывающий направления в море и работающий независимо от сил земного магнетизма и магнитного поля на судне. 
Принцип действия гирокомпаса основан на использовании следующих свойств быстро вращающегося тела гироскопа: 
1) ось быстро вращающегося ротора гироскопа сохраняет неизменным заданное в начальный момент направление; 
2) под действием внешней силы, приложенной к гироскопу (подвешивается груз), главная ось поворачивается перпендикулярно к направлению действия силы, что и используется для превращения гироскопа в гирокомпас. 
На работу гирокомпаса оказывают влияние скорость судна, маневрирование, качка, широта места и т.д. Часть этих погрешностей устраняется при помощи специальных устройств, часть учитывается поправкой гирокомпаса (ЛГК). 
Работа (показания) гирокомпаса постоянно (особенно при каждом изменении курса) контролируется путем сличения курсов с магнитным компасом. В комплект гирокомпаса входят: основной компас; приборы управления, контроля и питания; приборы курсоуказания .

Гирокомпас имеет ряд преимуществ перед магнитным компасом:  большая устойчивость на меридиане;  отсутствие влияния на компас магнитного склонения ( d) и судовой девиации (8); возможность использовать в различных помещениях судна Дублирующих показания компаса приборов — репитеров; возможность вести непрерывную автоматическую запись курса судна во время плавания с помощью курсографа и использовать специальный прибор — авторулевой, который обеспечивает автоматическое управление ру­левым приводом, удерживая судно на заданном курсе без участия рулевого. 
Недостатки: сложность конструкции и потребность в электрическом токе. 

3. Магнитное поле Земли. Магнитные направления.

Магнитное поле Земли характеризует вектор напряженности Т (полная сила земного магнетизма), который направлен по касательной к магнитным силовым линиям (рис. 1). В общем случае этот вектор составляет некоторый угол I с плоскостью истинного горизонта и не лежит в плоскости истинного меридиана.

Рис.1. Элементы земного магнетизма

Вертикальная плоскость, проходящая через вектор напряженности магнитного поля Земли в данной точке, называется плоскостью магнитного меридиана. В этой плоскости устанавливается ось свободно подвешенной магнитной стрелки. След от пересечения плоскости магнитного меридиана плоскостью истинного горизонта называется магнитным меридианом.

Угол в плоскости истинного горизонта между истинным меридианом (полуденной линией N — S)и магнитным меридианом называется магнитным склонением (d). Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к Е или W от 0 до 180°. Восточному (Е) склонению приписывают знак (+), а западному (W) — знак ( — ).

Угол между плоскостью истинного горизонта И вектором полной силы земного магнетизма называется магнитным наклонением (/). На магнитных полюсах наклонение максимально и равно 90°, а по мере удаления от полюсов уменьшается до нулю. Кривая на земной поверхности, образованная точками, в которых магнитное наклонение равно нулю, называется магнитным экватором.

Вектор напряженности магнитного поля Земли можно разложить на горизонтальную (Н) и вертикальную (Z) составляющие (см. рис. 9). Величины Т, Н, Z и I связаны соотношениями

Горизонтальная составляющая Н направлена по магнитному меридиану и удерживает в нем чувствительный элемент (стрелку, картушку) магнитного компаса. Как видно из формулы, максимальное значение Н принимает при I —0, т.е. на магнитном экваторе, и становится равным нулю на магнитных полюсах. Поэтому в близкополярных районах показания магнитного компаса не надежны, а на магнитных полюсах компас вообще не работает.

Величины d, I, H, Z называются элементами земного магнетизма. Из всех элементов наибольшее значение для судовождения имеет магнитное склонение. Распределение магнетизма на земной поверхности показывают на специальных картах элементов земного магнетизма. Кривыми линиями на карте соединены точки с одинаковыми значениями того или иного элемента. Линия, соединяющая точки с одинаковым значением склонения, называется изогоной. Изолиния нулевого склонения — агона разделяет районы с восточным и западным склонением. Величина магнитного склонения приводится также на морских навигационных картах.

Все элементы земного магнетизма подвержены изменениям по времени — вариациям. Вариации склоненияразличают вековые, суточные и апериодические.

Вековое изменение — это изменение среднегодовой величины склонения из года в год. Годовое изменение склонения (годовое увеличение или уменьшение) не превышает 15′ и показывается на морских картах. Суточныеили солнечносуточныевариации склонения имеют период, равный солнечным суткам, по величине незначительны и в судовождении не учитываются. Апериодические изменения или магнитные возмущенияпроисходят без определенного периода.

Магнитные возмущения большой интенсивности, когда в течение нескольких часов все элементы земного магнетизма резко изменяются, называются магнитными бурями. Возникновение магнитных бурь связано с солнечной активностью и наблюдается по всей земной поверхности. Показания компаса во время магнитных бурь ненадежны — склонение может изменяться на несколько десятков градусов.

Магнитные полюсы Земли располагаются сравнительно недалеко от географических, но с ними не совпадают. Кроме того, они постепенно изменяют свое положение.

Вертикальная плоскость, проходящая через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся под действием только сил земного магнетизма, называется плоскостью магнитного меридиана, а линия от пересечения этой плоскости с плоскостью истинного горизонта – магнитным меридианом.

Горизонтальный угол, на который в данной точке Земли плоскость магнитного меридиана отклоняется от плоскости истинного меридиана, называется магнитным склонением d.

Оно отсчитывается от северной части истинного меридиана Nи к Е или к W от 0 до 180°. Если северная часть магнитного меридиана Nм отклонена от Nи к востоку, то склонение имеет наименование Е (восточное) и ему приписывается знак плюс (+), если к западу, то W (западное) со знаком «минус» (–).

В отдельных точках Земли магнитное склонение отличается как по значению, так и по наименованию. В большей части судоходных районов склонение не превышает 25°Е или W. Исключением являются высокие широты, где склонение может достигнуть десятков градусов, а между одноименными магнитными и географическими полюсами даже 180°.

Чтобы правильно использовать магнитный компас, необходимо знать значение магнитного склонения в районе плавания. С этой целью на навигационные карты наносят значение и наименование склонения. Однако наблюдениями установлено, что значение склонения не остается постоянным даже в одном и том же месте. В отдельных районах за год склонение может изменяться до 0,2–0,3°. Поэтому на навигационных картах указывают также год, к которому отнесено склонение, и значение его годового изменения.

Магнитным курсом (МК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна.

Магнитным пеленгом (МП) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.

Угол, отличающийся от МП на 180°, называется обратным магнитным пеленгом (ОМП): ОМП = МП ± 180° или МП = ОМП ± 180°.

Магнитные курсы и пеленги могут лежать в пределах от 0 до 360°.

Зная магнитное склонение в данном месте Земли, можно по известным магнитным направлениям получить истинные, а также решить обратную задачу.

Зависимость между магнитными и истинными направлениями выражается формулами:

ИК = МК + d; ИП = МП + d; ОИП = ОМП + d;

МК = ИК – d; МП = ИП – d; ОМП = ОИП – d.

4. Магнитные компасы.

Морские магнитные компасы — основные навигационные, приборы (несмотря на наличие гирокомпасов), которые служат для определения курса судна и направлений на береговые предметы и небесные светила. По компасу можно также определить приближенное направление ветра и дрейфа судна. Магнитные компасы просты по устройству и в то же время безотказны в работе. Они не связаны ни с источниками энергии, ни с какими-либо другими приборами, и к тому же их стоимость относительно небольшая. Все морские суда снабжаются магнитными компасами, независимо от наличия на них гирокомпасов.

Магнитный компас работает на основе свойства намагниченной стрелки располагаться своей осью вдоль магнитных силовых линий магнитного поля Земли; следовательно, стрелка компаса должна показывать направление магнитного меридиана в данной точке на поверхности Земли. В связи с тем что на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, действуют магнитные поля Земли и судового железа, ось магнитной стрелки или линия NS картушки магнитного компаса располагается в плоскости компасного меридиана.

По назначению морские магнитные компасы делятся на главные и путевые.

Главный магнитный компас, как об этом говорит само название, является наиболее важным навигационным прибором, который обычно устанавливают на верхнем мостике в диаметральной плоскости судна в возможной удаленности от влияния судового железа, что обеспечивает наиболее оптимальные условия работы компаса. По главному компасу судоводитель назначает заданный курс, проверяет показания путевого компаса и гирокомпаса, пеленгует береговые объекты для определения места.

Путевой магнитный компас служит как указатель курса и, как правило, устанавливается в рулевой рубке перед рулевым.

В настоящее время все отечественные суда снабжаются 127-миллиметровым морским магнитным компасом. Он обладает достаточной точностью и надежностью показаний, прост в использовании, обслуживании и ремонте.. п.

5. Магнитное поле судна. Девиация магнитного компаса. Компасные направления по МК.

Линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось магнитной стрелки, находящейся под действием силы земного магнетизма и магнитных сил судового железа, называется компасным меридианом.

Находящиеся в магнитном поле Земли детали набора и другие стальные и железные части судна постепенно намагничиваются и приобретают свойства магнита. В результате этого в окружающем судно пространстве возникает собственное магнитное поле, действие которого складывается с магнитным полем Земли. Магнитная стрелка судового компаса устанавливается по равнодействующей сил обоих полей, вследствие чего отклоняется от направления магнитного меридиана.

Горизонтальный угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана, называется девиацией магнитного компаса .

Девиация отсчитывается от северной части магнитного меридиана Nм к Е (со знаком «+») или W (со знаком «–») от 0 до 180°.

На каждом курсе девиация у судовых компасов различна. Это объясняется тем, что при изменении курса меняется положение судового железа относительно магнитных стрелок компаса. Кроме того, после поворота судна судовое железо частично перемагничивается, что также приводит к изменению магнитного поля судна.

Компасным курсом (КК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна.

Компасным пеленгом (КП) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.

Угол, отличающийся от КП на 180°, называется обратным компасным пеленгом ОКП: ОКП = КП ± 180° или КП = ОКП ± 180° Компасные курсы и пеленги могут быть в пределах от 0 до 360°.

Зависимость между компасными и магнитными направлениями:

МК = КК +  ; МП = КП + ; ОМП = ОКП + 

КК = МК – ; КП = МП – ; ОКП = ОМП – .

Между КК, КП и КУ ориентиров при круговом счете сохраняется следующая зависимость:

КП = КК + КУ;

КК = КП – КУ;

КУ = КП – КК.

ПОПРАВКА МАГНИТНОГО КОМПАСА.

Алгебраическая сумма девиации и магнитного склонения, на величину которой компасные направления отличаются от истинных, называется поправкой магнитного компаса:

ΔК = d + 

Девиацию и склонение берут со своими знаками, а именно:

Если северный конец магнитной стрелки отклонен от истинного меридиана вправо (к востоку), то склонение и девиация называются восточными и считаются положительными, т.е. в формулы подставляются со знаком «+».

Если же северный конец магнитной стрелки отклонен от истинного меридиана влево (к западу), то склонение и девиация называются западными и считаются отрицательными, т.е. в формулы подставляются со знаком «–».

Задачи, связанные с переходом от компасных курсов и пеленгов к истинным, называются исправлением румбов, а задачи, связанные с переходом от снятых с карты истинных кусов и пеленгов к компасным — переводом румбов.

Формулы исправления румбов:

ИК = КК + d +  или ИК = КК + ΔК

ИП = КП + d +  или ИП = КП + ΔК

ОИП = ОКП + d +  или ОИП = ОКП + ΔК

Формулы перевода румбов:

КК = ИК – d –  или КК = ИК – ΔК

КП = ИП – d –  или КП = ИП – ΔК

ОКП = ОИП –  – d или ОКП = ОИП – ΔК

Условные обозначения, используемые в навигационных задачах

Nи – Истиный меридиан – линия пересечения вертикальной плоскости, проходящей через географические полюсы Земли и место наблюдателя, с поверхностью Земли.

Nм – Магнитный меридиан – линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся под действием только силы земного магнетизма.

Nк – Компасный меридиан – линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось магнитной стрелки, находящейся под действием силы земного магнетизма и магнитных сил судового железа.

КК – Компасный курс – угол между линией компасного меридиана Nк и линией курса.

КП – Компасный пеленг – угол между линией компасного меридиана Nк и линией пеленга.

МК – Магнитный курс – угол между магнитным меридианом Nм и линией курса.

МП – Магнитный пеленг – угол между линией магнитного меридиана Nм и линией пеленга.

ИК – Истинный курс – угол между линией истинного меридиана Nи и линией курса.

ИП – Истинный пеленг – угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.

d – Девиация – угол между линией компасного меридиана Nк и линией магнитного меридиана Nм.

– Склонение – угол между линией магнитного меридиана Nм и линией истинного меридиана Nи.

ΔК – Поправка компаса – угол между линией истинного меридиана Nи и линией компасного меридиана Nк.

ПУ – Путевой угол – угол между линией истинного меридиана и линией, совпадающей с направлением курса судна

6. Компасные направления по ГК.

Главная ось работающего гирокомпаса всегда устанавливается в плоскости так называемого гироскопического или компасного меридиана. Угол между истинным и гироскопическим (или просто компасным) меридианами носит название поправки гироскопического компаса. 

В случаях, когда нордовая часть гироскопического меридиана отклонена от истинного меридиана к востоку, поправке гирокомпаса приписывается знак плюс, и наоборот, когда нордовая часть компасного меридиана отклонена от истинного к западу, поправка гирокомпаса имеет знак минус. 
Рассмотрение рисунка позволяет при использовании гирокомпаса установить связь между истинными и компасными направлениями, выражающуюся формулами:

ИК = ККгк + ΔГК 
ИП = КПгк + ΔГК

Поправка гироскопического компаса и ее знак определяются по формулам: 

ΔГК = ИК — ККгк 
ΔГК = ИП — КПгк

Поправка гирокомпаса, вообще говоря, состоит из двух составляющих — постоянной и переменной. Однако здесь мы не будем рассматривать ее составляющие и причины, порождающие их. Это изучается в теории гирокомпасов. Мы будем рассматривать лишь результат — отклонение оси гирокомпаса от плоскости истинного меридиана и считать этот угол поправкой гирокомпаса ΔГК, которой следует исправлять все измеренные направления, если нужно получить истинные. 

7. Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол.

Для обеспечения безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относительно заданного пути, а также направления на навигационные опасности и видимые с судна ориентиры.

Направления в море определяются относительно истинного меридиана (Nи) и называются истинными направлениями. Зная положение истинного меридиана любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.

Направление движения судна определяется истинным курсом.

Истинным курсом (ИК) называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки.

Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образует линию курса судна. Таким образом, истинным курсом ИК является угол между северной частью истинного меридиана и линией курса. Отсчитывается истинный курс в круговой системе счета.

Направлением из точки наблюдения на объект называется линией пеленга.

Направление с судна на естественные и искусственные объекты определяется истинным пеленгом.

Истинным пеленгом (ИП) называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке.

Вертикальная плоскость, проходящая через место наблюдателя и место наблюдаемого объект, называется визирной плоскостью.

Пересечение визирной плоскости с плоскостью истинного горизонта образует линию пеленга, которая и является направлением на объект. Таким образом, истинным пеленгом (ИП) является угол между северной частью истинного меридиана и линией пеленга. Отсчитывается истинный пеленг в круговой системе счета.

При решении отдельных задач используется направление, противоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом (ОИП):

ОИП = ИП + 180°, если ИП

ОИП = ИП – 180°, если ИП 180°.

При решении задач, для которых особое значение имеет взаимное расположение курса судна и наблюдаемого объекта, измеряют курсовой угол (КУ) – горизонтальный угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на наблюдаемый объект, т.е. угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и линией пеленга. Курсовой угол измеряется в круговой или полукруговой системе счета направлений.

В основном курсовые углы измеряют в полукруговой системе и для исключения многозначности им придают наименования, указывающие в сторону какого борта судна (правого или левого) вели счет.

Например: КУ= 15° л/б, КУ= 78° п/б.

При решении задач курсовые углы правого борта считают положительными, а курсовые углы левого борта считают отрицательными.

При решении некоторых задач требуется, чтобы курсовой угол был измерен в круговом счете. Счет при этом ведут от носовой части диаметральной плоскости судна вправо от 0° до 360°. Курсовой угол, измеренный в круговом счете, получил название отсчета курсового угла (ОКУ).

Связь между отсчетом курсового угла и курсовыми углами определяется выражениями:

ОКУ = КУ п/б;

ОКУ = 360° – КУ л/б

Некоторым значениям курсовых углов традиционно присвоены наименования. Например, КУ = 90° – направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля – называют траверзом.

Математическая зависимость между истинными направлениями:

ИП = ИК + КУ;

ИК = ИП – КУ;

КУ = ИП – ИК.

При расчетах по этим формулам следует помнить о необходимости учитывать знак курсового угла. Другая особенность заключается в том, что истинный курс и истинный пеленг не могут иметь отрицательных значений. Если все же при решении задач будет получено отрицательное значение ИК или ИП, то его следует вычесть из 360°, а полученный результат считать положительным.

Двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и вертикальной плоскостью, совпадающей с линией перемещения судна называется путевым углом (ПУ).

8. Определение поправок курсоуказателей.

Определение поправки компаса по пеленгу ориентира, место которого нанесено на карту. Сущность этого способа состоит в сравнении истинного пеленга на отдаленный предмет с измеренным на него компасным пеленгом. Для этого необходимо, чтобы места корабля и наблюдаемого объекта (т. е. их координаты) в момент наблюдений были известны. Истинный пеленг с корабля на маяк может быть рассчитан (при известных координатах того и другого) аналитически или снят непосредственно с карты крупного масштаба, компасный пеленг измеряется с помощью компаса. Тогда определяемая поправка компаса найдется по формулам 

Δ МК = ОИП — ОКПмк— для магнитного компаса 
и 
Δ ГК = ИП — КПгк —для гироскопического компаса. 

Вследствие того что место наблюдаемого ориентира, как правило, бывает известно с высокой точностью, ошибка в определяемой поправке компаса зависит главным образом от того, насколько точно известно мести корабля, т. е. его координаты. Поэтому рассматриваемый способ определения поправки компаса применяется чаще всего при стоянке корабля в гавани или на рейде, когда место корабля может быть определено высокой точностью. На ходу этот способ может быть применен лишь в том случае, когда имеется реальная возможность определить свое место с ошибкой, не превышающей 25 — 50 метров. 

Выбор достаточно удаленного ориентира, когда определение поправки компаса осуществляется с якорного места, должен производиться с таким расчетом, чтобы изменение пеленга за счет разворачивания корабля на якорной цепи не превышало допустимой ошибки в определяемой поправке компаса. Принимая допустимую ошибку определения пеленга mп = ± 0,2° и радиус окружности разворота корабля на якорной цепи r = 50 м, найдем минимальное расстояние Дmin от корабля до наблюдаемого ориентира, при котором возможно применять этот способ определения Δ К: 

Dmin = r * ctg mп = r / tg mп = r / mп *arc 1° = 50 * 57,3° / 0,2° = 8 миль. 

Следовательно, чтобы определить с ошибкой, не превышающей mп = ±0,2° поправку компаса с якорной позиции по отдаленному ориентиру, нужно последний выбирать на расстоянии не менее 8 миль от места корабля. 
Если почему-либо компасный пеленг измерить не представляется возможным, но может быть измерен КУ на него, то искомый КП может быть рассчитан по формуле 

КП = КК + КУ

В этом случае одновременно с измерением курсового угла на ориентир необходимо заметить компасный курс. 

Определение поправки компаса по сличению показаний двух курсоуказателей. Поправка компаса может быть определена путем сличения его показаний с показаниями другого компаса, поправка которого известна. Сущность способа состоит в том, что в один и тот же момент по сигналу замечаются курсы по обоим компасам. После наблюдений показания второго компаса исправляются его поправкой и из сравнения рассчитанного истинного курса с наблюденным компасным курсом исследуемого компаса находится искомая поправка 

ККгк + ΔГК = ИК; 
ИК — ККмк = ΔМК 
Δ МК = (ККгк — ККмк) + Δ ГК 

Разность одновременно замеченных показаний курсов двух компасов (ККгк — ККмк)называется сличением. 
Таким образом, определяемая поправка компаса равна сличению плюс поправка компаса, с которым производится сличение. В примере приведен порядок определения Δ МК по сличению с ГК, хотя в принципе сличать можно показания любых курсоуказателей. Важно лишь, чтобы поправка одного из них была известна. Чаще этим способом определяется поправка магнитного компаса. 

Определение поправки компаса по пеленгу небесного светила. Сущность способа состоит в том, что поправка компаса находится как разность рассчитанного истинного пеленга на небесное светило (Солнце, Луну, планету, звезду) и наблюденного на него компасного пеленга. Расчет истинного пеленга светила на момент наблюдения компасного пеленга производится по формулам сферической тригонометрии с применением специальных таблиц.. Вывод формул и порядок вычислений по ним подробно излагаются в мореходной астрономии (мы постараемся учебник по мореходной астрономии на сайте разместить в ближайшее время) и поэтому здесь не приводятся. Результаты вычислений истинного пеленга (ИП) на светило и наблюдений его с помощью компаса (КП) реализуются для получения искомой поправки компаса по формулам . 

Контрольные вопросы:

1. Системы деления горизонта?

2. Компасный кур — ……….

3. Склонение — ………..

4. Поправка магнитного компаса?

5. Классификация магнитных компасов?

6. Курсовой угол (КУ)?

7. Истинный пеленг — ……

.

Судовой магнитный компасПринято считать, что магнитные силовые линии выходят из южного магнитного полюса и сходятся в северном образуя замкнутые кривые. Вертикальная плоскость, проходящая через такую магнитную стрелку, называется плоскостью магнитного меридиана.

Угол, на который магнитный меридиан отклонен от истинного меридиана, называется магнитным склонением, или склонением компаса.

Магнитное склонение, расчет на год плавания. МП, МК, ОМП.

Магнитное склонение — W,E изминение умножаем на разность лет с учетом знака.

Магнитный курс – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна;

Магнитный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.

Обратный магнитный пеленг – угол, отличающийся от МП на 180.

Судовой магнетизм и его влияние на показания магнитного компаса. Компасный меридиан Девиация магнитного компаса. Компасный меридиан. Девиация магнитного компаса. Таблица девиации. КК, КП, ОКП. Связь между компасным и магнитным курсом.

Стальной набор судна, его обшивка приобретают магнитные свойства с момента постройки и сохраняется годами. На компас оказывают влияние магнитные силы твердого и мягкого в магнитном отношении железа, причем действие их различно. Кроме того на компас влияют силы, возникающие от магнитного поля, работающих судовых агрегатов.

Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между магнитным и компасными меридианами называют девиацией магнитного компаса, этот угол отсчитывается от нордовой част и магнитного меридиана к Оst или к W от 0 до 180. По характеру возникновения различают полукруговую, четвертную и креновую девиации.
Полукруговая – создается твердым в магнитном отношении железом, четвертная – мягким, креновая возникает во время качки. Компасный меридиан – воображаемая линия пересечения плоскости истинного горизонта наблюдателя с плоскостью компасного меридиан, проходящей через данную точку на судне.

Компасный курс – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360. Компасный пеленг – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления на предмет от 0 до 360.
Обратный компасный пеленг – угол отличающийся от КП на 180. Для обеспечения надежной работы компаса, производят уничтожение девиации. Принцип уничтожения – в компенсации магнитного поля судна вблизи компаса (вблизи компаса устанавливают магниты – уничтожители и бруски мягкого железа). Уничтожить ее полностью невозможно, поэтому после проведения работ определяют остаточную девиацию и составляют таблицу ее значений.

Связь между ИК и КК. Поправка магнитного компаса и ее установление

Теоретически поправка МК представляет собой угол, на который плоскость компасного меридиана отклонена от плоскости истинного меридиана. Вертикальная плоскость, проходящая через ось картушки ГК называется плоскостью гирокомпасного меридиана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хорошая девушка как можно найти
  • Как исправить кадастровую ошибку по координатам
  • Норма выработки как найти пример
  • Как погадать найду ли я работу
  • Как найти груз для транспортировки