Как найти комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста


Комплексный анализ текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 593.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 593.

Изучая язык, мы работаем не только с отдельными словами, но и с текстами, то есть последовательностью предложений, объединенной общей темой и основной мыслью. Одной из форм работы является комплексный анализ текста. Как его выполнить, разберем в этой статье.

Основные сведения о тексте

В первую очередь надо обратить внимание на автора. Хорошо, если он нам известен и мы можем сделать вывод, типична ли для него такая тематика или система образов.

Затем необходимо определить жанр.

Кроме обычных жанров (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведения художественной литературы; если известен полный текст, можно рассматривать отрывок с опорой на него, но на самом деле это не требуется.

Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы? Каков его тип (повествование, описание, рассуждение)? Только ответив на эти формальные вопросы, стоит переходить к дальнейшему анализу.

Необходимо не просто сказать или написать жанр, стиль и тип текста, но и в нескольких словах аргументировать свое мнение (например, как в этом образце: “В отрывке мы встречаем несколько терминов, а содержит он подробное и точное описание внешнего вида кенгуру, что позволяет определить стиль как научный, а тип – описание”).

Тема текста

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснить его смысл; если нет, попытаться его придумать.

Форма текста

Переходим к формальной характеристике. Уже в 7 классе русский язык изучен достаточно, чтобы делать простой анализ.

Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?

Обычно, конечно, в тексте, который предлагают школьникам, они совпадают. Но не всегда. Уж тем более редко они совпадают в обычном художественном тексте.

Как связаны между собой абзацы? Предложения?

Связь может быть цепная (повтор слов, синонимы, местоимения и т.д.) и параллельная (по смыслу).

Композиция текста

В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается?

Если это повествование, где его кульминация? Если рассуждение, указать его части: тезис, аргументы, вывод.

Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.

Изобразительные средства языка

Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.

Лексические средства – это

  • тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и проч.);
  • экспрессивно и стилистически окрашенные слова;
  • обычные и контекстуальные синонимы и антонимы;
  • фразеологизмы и т.д.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.

Морфологические средства: преобладание определенных частей речи.

Синтаксические средства: синтаксический параллелизм, парцелляция, многосоюзие, односоставные предложения и так далее.

Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства языка не просто “чтоб были”, а с целью подчеркнуть какую-то мысль или произвести какое-то впечатление на читателя. Желательно хотя бы в половине случаев разгадать и раскрыть цель автора (например, “чтобы подчеркнуть свою мысль, автор использует повтор”, “используя аллитерацию, поэт стремится передать шум ветра в ветвях” и т.п.)

Содержание текста

Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, а через них приходим к основной мысли. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?

И, наконец, собственное мнение. Какое впечатление произвел на анализирующего этот текст? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если повествование или описание, сообщить, какие чувства вызвал текст, над чем заставил задуматься.

Заключение

Что мы узнали?

Анализируя текст, надо упомянуть о его жанровых и стилистических особенностях, теме, композиции, изобразительных средствах, основной мысли и рассказать о своем восприятии текста. Можно менять последовательность, но лучше двигаться от формы к содержанию, а не наоборот. И крайне нежелательно все мешать без разбора в одну кучу. Цель автора – что-то сказать нам, и по анализу должно быть ясно, что мы это поняли.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лидия Топоркова

    10/10

  • Максим Чистов

    8/10

  • Анастасия Савичева

    9/10

  • Денис Фольц

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 593.


А какая ваша оценка?

План
комплексного анализа текста

Подготовила:
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской
области, ЯНАО  Фиалковская Вероника Петровна

1.     
Прочитайте
текст

Текст

это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

2.     
Вспомните,
что вы знаете о его авторе.

3.     
К
какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой,
публицистический, научный, разговорный.

(научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное
представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); 

официально-деловой — официальная переписка,
правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые
отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); 

публицистический — характерны отвлеченные слова
с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность,
гласность, миролюбивый); 

разговорный — отличается большой смысловой
емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; 

художественный — используется в художественной
литературе). 

4.      Какого
типа речи данный текст?
Описание, повествование, рассуждение.

Описание — это изображение какого-либо явления действительности,
предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например,
описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет
волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие
его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон
и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо
или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность
проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет
описания, представил его в своем сознании.     Описание
может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика
предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается
только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и
художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только
прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения,
различные переносные употребления слов       Повествование
— это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной
последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о
следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим
является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка).
Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование.
Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением
я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени
совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с
ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного
вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность;
глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими
на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как
прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность,
неожиданность того или иного действия.     
     Повествование как тип речи очень распространен в таких
жанрах, как воспоминания, письма.          
 

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо
мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть —
тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или
опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства,
аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    

Тезис должен быть четко доказуемым, четко
сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы
подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между
отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для
грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные
слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В
тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя,
несмотря на то что, потому что.

5.
Определите жанр текста.
Эпизод художественного произведения,
очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6.
Определите тему текста.
О чем это произведение; о чём или о ком в
нём говорится

7.
Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему
именно такое название дал ему автор.

8.
Разделите текст на смысловые части (микротемы) и   составьте план для
себя.

9.
Как связаны части текста?
Обратите внимание на лексические и
синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели
ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные
средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений:
порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная
связь

предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и
грамматически связаны с первым.

Цепная
связь

предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по
цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут 
сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10.
Как соотносятся начало и конец текста?

11.
На каком приёме/   приёмах построен текст?
Сопоставление,
противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли,
быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12.
Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание
на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов,
историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные 
или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

—        
выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание
на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; 

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Эпитет – слово,
определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества,
признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи ( красная девица,
добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора
переносное значение слова, когда одно явление  уподобляется другому, причём
может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка
двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид
метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу
(воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение
определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим
(луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

14. Понаблюдайте
над фонетическими средствами языка.

Чего достигает
автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков –
ассонанс)

15. Какими
морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и
деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо
изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или
пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных,
подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и
т. д.)

16.Понаблюдайте 
над синтаксисом текста.

Употребление
предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление
инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой
речи, диалога и т. д.

17.
Сформулируйте  идею текста (основную мысль)

Это
то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть
выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и
сформулировать.

18. Каково
ваше впечатления от  текста?

Схематичная
таблица  «Комплексный анализ текста».

Основные вопросы

1.
Прочитайте текст

2. Вспомните,
что вы знаете о его авторе.

3. К
какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный,

публицистический,
научный

4.
Какого типа речи данный текст?

Описание,
повествование, рассуждение.

5.
Определите жанр текста.

Эпизод
художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда,
стихотворение в прозе и т.д.

6.
Определите тему текста:

его
основную мысль

О чем
это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Это то,
к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть
выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти
и сформулировать.

7. Если
текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно
такое название дал ему автор.

8.
Разделите текст на смысловые части (микротемы) и   составьте план
для себя.

9. Как
связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические
средства связи.

Повторяющиеся
слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических
конструкций и интонации.

10 Как
соотносятся начало и конец текста?

11. на
каком приёме/   приёмах построен текст?

Сопоставление,
противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли,
быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12.
Отметьте основные образы в тексте

Не
забудьте об образе автора.

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите
внимание на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
выделите фразеологизмы

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором;

Употребление
архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на
просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они
употреблены автором )

Зачем
они  употреблены;

Эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения.

14.
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего
достигает автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков –
ассонанс)

15.
Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие
глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания
чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании
предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных,
усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих
удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте 
над синтаксисом текста.

Употребление
предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление
инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой
речи, диалога и т. д.

17.
Сформулируйте  идею текста

18.
Каково ваше впечатления от  текста

13.
Понаблюдайте над лексикой текста:

—        
найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите
внимание на правописание этих слов;

—        
найдите опорные слова в каждой части текста;

—        
найдите в тексте контекстуальные синонимы или  антонимы;

—        
найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

—        
обратите на стилевую принадлежность лексики;

—        
выделите фразеологизмы

—        
обратите внимание на средства художественной выразительности, если они
употребляются автором;

Употребление
архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на
просторечные  или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они
употреблены автором )

Зачем они 
употреблены;

Эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения.

14.
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего
достигает автор их употреблением.

Повторение
определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)

15.
Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие
глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания
чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании
предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных,
усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих
удивление, восхищение и т. д.)

VIIрайонная  конференция    

учебно-исследовательских  и  проектных  работ

«Я —  исследователь»

Направление  «Русский  язык»

«Комплексный  анализ   текста»

Работу  выполнила

Клементьева Марина Геннадьевна,

обучающаяся 6  класса

МБОУ  «Устьпаденьгская  ООШ»

Руководитель –

Черныш  Наталья  Валентиновна,

учитель  русского языка и литературы

МБОУ  «Устьпаденьгская  ООШ»

Усть-Паденьга

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение…………………………………………………………………………………………………3                                        

II. Основная часть                                         

Глава 1.Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности……………………4

Глава 2. Художественный  текст — основа  для  комплексного  анализа.

2.1.Ф.А.Абрамов – мастер  короткого  рассказа……………………………………………6

2.2.Практическая  работа………………………………………………………………………………7                                                                

III. Заключение…………………………………………………………………………………………11                                        

IV. Библиографический список………………………………………………………………………12                        

Введение

В  5  и  в  6 классе  на  уроках  русского   языка мы  часто  выполняем  комплексный  анализ  текста.    Анализ текста обязательно  нужен  при  подготовке  к изложению, так  как  он  помогает понять  особенности  текста и  грамотно  пересказать  его  письменно,  сохраняя  авторский  стиль. В  комплексном  анализе мы  повторяем много  орфограмм и  пунктограмм,  выполняем  различные  разборы, вспоминаем изобразительные  средства языка,  делаем  творческие  задания. Также мы уже  знаем,  что  анализ  текста — обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля  этого  года  исполняется 95  лет  со  дня  рождения Ф.А.Абрамова – нашего  замечательного северного писателя. На  уроках  русского  языка  нам  часто предлагают  карточки с  короткими  рассказами Ф.А.Абрамова с  различными  заданиями  по  теме  урока. Также  для  участияв районном конкурсе «Живая  классика»  я  готовлю выступление по  рассказам  Федора Александровича. И  у  нас  с  учителем  русского  языка  родилась идея  для  исследовательской  работы.

  • Гипотеза исследования: рассказ  Ф.А.Абрамова может стать  основой  для  комплексного  анализа текста  на  уроке  русского  языка.
  • Объект исследования: рассказы Ф.А.Абрамова.
  • Предмет исследования: организация работы с текстом на уроках русского языка.
  • Методы исследования:
  • Изучение методической литературы;
  • Анализ,  систематизация  полученной информации;
  • Анкетирование;
  • Описание, обобщение полученной информации.
  • Цель исследования: представление практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на  основе рассказа Ф.А.Абрамова.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка.
  2. Систематизировать типичные для  комплексного  анализа  текста задания.
  3. Выбрать рассказ  Ф.А.Абрамова для  комплексного  анализа,  подобрать к  нему задания.
  4. Провести апробацию  текста.

Глава 1.Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.

   Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.

  Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники- овладение практической(орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.

Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.[3, стр. 5]

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. [4] Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Комплексный языковой  анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. Приступая к работе с текстом, учащиеся должны усвоить три группы понятий:

  1. Стили речи:разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой.
  2. Типы текста:  описание, повествование, рассуждение.
  3. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), способы и средства связи предложений в тексте, членение текста на абзацы.

Комплексный   анализ текста  включает в себя  три содержательные линии заданий: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Чаще всего комплексный   анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:

1). Речеведческий (текстоведческий) анализ включает задания:

А) Определить тему текста.

Б) Определить идею текста.

В) Доказать, что это текст.

2).Аспектно — лингвистический (фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический)

А) Произвести фонетический разбор

Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор

В) Произвести синтаксический разбор предложения.

3) Проверка правописной грамотности (орфографической и пунктуационной)

А) Объяснить орфограммы

Б) Объяснить пунктограммы.

В  комплексном  анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Учащиеся учатся находить художественные средства, чтобы в дальнейшем уметь пользоваться ими при воспроизведении и создании собственных текстов.

Вопросы и задания к  тексту должны  помогать ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, совершенствоватьих орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставлять учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности. [5]    

Таким  образом,  можно сделать  вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в  единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их   системное повторение.  

    Правильно организованная работа по комплексному анализу текста  способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Глава 2. Художественный  текст — основа  для  комплексного  анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер  короткого  рассказа.

Исходя  из  гипотезы нашего  исследования, напрактическом  этапе  нашего  исследования нам  необходимо  было  выбрать  текст  для комплексного  анализа из произведений  Ф.А.Абрамова.  Для  выбора  текста мы взяли книгу Ф.А.Абрамова «Трава-мурава».[1]

«Трава-мурава» — это  цикл  коротких рассказов,  над  которыми Федор Абрамов  работал около 30  лет.  Короткие рассказы,  включенные  в  книгу,   знакомят  читателя  с яркими характерами,  народной  жизнью – в  их трагическом  звучании, в  смешении героического  и  будничного,  прекрасного  и преступного,  доброго  и  злого» —  говорится  в  аннотации  к  книге.

Название  книги  связано с одной  из  самых  любимых народных  песен Федора Абрамова: «Хожу я  по  травке,  хожу  по  муравке.  Мне  по  этой  травке  ходить  не находиться,  гулять  не  нагуляться».

Более  четверти  века  ушло  на  создание   этого  небольшого  цикла:  1955-1983  годы.  Около двухсот  крохотных  рассказов  размером в  страничку, чаще  в  полстранички,  а  то  и  в  четверть,  треть,  даже  в  несколько  строк.  А  в  них  русская  народная  жизнь за  последние  пятьдесят  лет.  А  впервые  «Трава-мурава»  появилась в  печати  1981 году (журнал  «Север»,  №1).

Вот  что  пишет  в  предисловии к  книге Л.В. Крутикова-Абрамова, жена  Ф.А.Абрамова: «Сотни  человеческих  судеб, характеров,  поступков  проходят перед  нами  в  «Траве-мураве». Есть в  цикле  и  просто колоритные  сценки,  зарисовки, притчи,  любование  метким  народным  словом,  юмором,  скоморошиной. «Трава-мурава»  составляет как  бы  «малую энциклопедию»  народной  жизни  в  её  многоцветном  разнообразии. Здесь  все  перемешано  —  радостное  и  горькое,  смешное  и  трагическое, небывалое  и  привычное, яркое  и  неброское. О  себе  рассказывает  сам  народ:  то печалится, то  смеется  и  радуется, то  негодует  и  возмущается.  Быль  то  возвышается  до  сказки,  то  становится  поучительной  притчей,  то  оборачивается скоморошиной,  столь  распространенной на  русском  Севере». [1, стр.4]

Большинство  героев  этого  цикла – люди  рядовые,  простые,   незаметные, как  травка-муравка.  Но  все  они  одарены самым  высоким  талантом —  человечностью,  добротой,  любовью  к  земле,  к  своему  делу,  состраданием,  верностью слову. Это  люди, много  поработавшие на  своем  веку,  много претерпевшие.

Вот  один  из  отзывов о «Траве-мураве»:  «Любовь,  стойкость, мужество,  бодрость,  трудовая  доблесть  Ваших  северян —  свидетельства о глубине и о неугасимой  человеческой  совести.  Как  важно  знать в  наше  сложное  время,  что  это  есть!  Плохого  так  много,  увидеть  его  легче, чем  хорошее,  но  Вы  умеете  видеть  хорошее – зорко,  глазами  и  сердцем, и мы,  читатели,  благодарны  Вам  за  это», — писал Абрамову сразу  после  получения  журнала  «Север»  профессор Ленинградского  университета Д.Е.Максимов.[1, стр.5]

Для  своего  исследования из этой книги я  выбрала  рассказ «Вкус Победы».[1, стр.14]  Главная  героиня  рассказа — девочка, наша  ровесница, она  рассказывает  о  своем  послевоенном  детстве, то есть рассказ должен быть  понятен  моим одноклассникам. Также в  нем  я  заметила много  орфограмм и пунктограмм,  которые  мы  изучали  в 5 и 6  классе.

2.2.Практическая  работа.

На  втором  этапе исследования я  проанализировала задания для  комплексного анализа  текста из рабочей  тетради «Комплексный  анализ текста»[2], которой мы  пользуемся на  уроках  русского  языка.Для  этого  я  выписала  все  задания  к  текстам (их  оказалось 33) и ставила  знак «+», если  данное  задание присутствовало в анализе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Так  я  проанализировала 20 текстов и  составила  следующую сводную таблицу:

Задания

Общее  кол-во

  1. Озаглавьте текст.

19

  1. Тема текста.

16

  1. Основная мысль текста.

16

  1. Стиль  текста.

19

  1. Тип текста.

20

  1. Составьте план текста

3

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

20

  1. Найдите в тексте  недостающие знаки препинания.

15

  1. Произведите фонетический разбор слова.

13

  1. Определите лексическое значение слов.

9

  1. Докажите,  что слова многозначные.

1

  1. Разберите по составу следующие слова.

10

  1. Произведите морфологический разбор слова.

18

  1. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения

7

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

5

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

5

  1. Творческое задание.

6

  1. Найдите в тексте и выпишите  из текста синонимы.

4

  1. Как вы понимаете выражение.

2

  1. Выпишите из текста слова с безударным  проверяемым гласным в корне слова , подберите к ним проверочные слова.

3

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

3

  1. Какую роль играют имена прилагательные в тексте.

2

  1. Докажите, что это текст.

9

  1. Образуйте новые слова от следующих слов.

4

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

1

  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова , подберите к ним проверочные слова.

4

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

1

  1.  Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.

3

  1. Найдите в тексте существительные и определите их склонение.

1

  1. Найдите в тексте прилагательное, обозначьте их разряд.

1

  1.  Выпишите из текста  метафоры.

1

  1. Подберите антонимы к словам.

1

  1. Найдите в тексте имена числительные,.

3

В  среднем к каждому тексту предлагается  12-14 заданий. Из  таблицы я  выбрала 12  самых распространенных  заданий (выделены  цветом). Совместно с  руководителем  работы  мы  подобрали слова и  предложения  из  текста  к  этим  заданиям. Также  мы  включили  в анализ  текста  менее  распространенное задание,  связанное с фразеологизмами.  У  нас  получились  следующие  задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста  
  3. Основная мысль текста.
  4. Стиль текста        
  5. Тип текста            
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Произведите фонетический разбор слова резать:
  8. Определите лексическое значение слова БУХАНКА:
  9. Найдите в тексте предложения  с прямой речью, составьте  схему  этих  предложений.
  10. Разберите по составу слова:

Картошки,      выглядит,           здоровается

  1.  Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
  1. (Из)  соседнего (дома)  – _______________________________
  2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. _____________________________________________________
  1.  Найдите в тексте предложение  с  фразеологическим  оборотом, объясните значение фразеологизма.
  2. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

А  Санкостарш..й  бра..Маньки,  м…ей  подру..ки  из  с…седнего  дома.

Далее  я далее  я перепечатала  текст,  выделив орфограммы, и удалила  знаки  препинания на изученные  правила.  

Текст 1

— А  я  долго,  до  вос…ми лет,  хле..   п..бедой   (на) зывала.

Как  сейчас  помню.  Бега…м   …гра..м  с  д..вочешками  возле  наше…  дома,  и вдруг: «Санко,  Санкопр..ехал!»  А  Санкостарш..й  бра..Маньки,  м…ей  подру..ки  из  с…седне…  дома. Вот мы  и  чесанули  к Маньке.

С..лдат.  М…дали  во  всю  груд…  С  каждой  за  руку  зд..ровает…ся  у  каждой  спрашива…т  как  звать каждую  по  г..ло..ке  гладит. А  потом и  г…ворит   Я,  говорит,   Победу   вам  девки пр..вез.

А мы, мал..росия,  что  понима…м?  Вылупили  на  него  глаза   как  баран  на  новые  в..рота.  Нам  бы Победу-то  в  брюхо  запихать,  вот  тогда  до  нас  бы  и  д..шло.

Ну  дог..далсяСанко что  у  нас  на  уме.  Достает из  солдатско…  мешка  буханку  хлеба. «Вот,  говорит  девки  так  Победа-то  выглядит». Да  даваймя…кую  буханку  на  всех резать.

Долго  я  после  того  капризила.  За  стол  с..димся,  мама  даст  кусок,  скатанный   из  моха  да  к..ртошки  а  я  в  слезы   Победы  х..чу…

Затем  текст  и задания я  оформила по образцу комплексных  анализов,  данных  в  нашей  печатной  тетради. Получилась  карточка  с  комплексным   анализом  текста, которую  мы  предложили  моим  одноклассникам на  одном  из  уроков  русского  языка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  Работу выполняли 7 человек.

После работы по  анализу  текста мы также предложили   ребятам  заполнить анкету,  чтобы выяснить  их  отношение к  проделанной  работе.  ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Анкетирование  показало  следующие  результаты  апробации  нашего   текста:

  1. Нравится ли  вам  выполнять  комплексный  анализ текста?

Да – 2 чел.               Нет – 2 чел.                  Затрудняюсь  ответить – 3 чел.

  1. Оцените сегодняшний  комплексный  анализ текста (подчеркните несколько суждений)

— сам  текст интересный и  познавательный – 5 чел.

— текст непонятный, неинтересный – 2 чел.

— задания легкие, не  вызвали  затруднения – 0 чел.

— некоторые  задания вызвали затруднения – 6 чел.

— я  думаю, что  получу  за  работу  хорошую оценку – 3 чел.

— я  недоволен проделанной  работой – 1 чел.

  1. Смогли  бы  вы  сами  найти  текст и задания для  комплексного  анализа.

Да  — 3 чел.                 Нет – 3 чел.Затрудняюсь  ответить -1 чел.

Так как мы часто на  уроках анализируем  тексты Ф.А.Абрамова, в анкете  было 2  вопроса на  эту  тему:

  1. Я  сам  догадался,  что  это  рассказ  Ф.А. Абрамова

Да  — 4 чел.         Нет – 3 чел.

  1. Особенности  Абрамовских  рассказов  в  сегодняшнем  тексте:

Много северных (абрамовских) слов, есть деревенские разговорные  слова, много эпитетов, случай  из жизни, описание  жизненной ситуации,  послевоенные  годы в  жизни детей.

2 человека не  нашли  особенностей  лексики  Абрамова.

И в  самом  большом задании анкеты предлагалось отметить трудные  и  легкие задания комплексного  анализа  текста (из исследования и встречавшихся  раньше). Вот результаты:

  1. Отметь галочкой трудные  для  тебя задания при анализе  текста,  а  знаком «+» —  более легкие.

Задания

  1. Озаглавьте текст.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Тема текста.

«˅» -3, «+» — 4

  1. Основная мысль текста.

«˅» — 3, «+» — 4

  1. Стиль  текста.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Тип текста.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Составьте план текста

«˅» — 4, «+» -3

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

«˅» — 0, «+» — 7

  1. Найдите в тексте  недостающие знаки препинания.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Произведите фонетический разбор слова.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Определите лексическое значение слов.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Разберите по составу следующие слова.

«˅» — 2, «+» — 5

  1. Произведите морфологический разбор слова.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.

«˅» -0, «+» — 7

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

«˅» — 2, «+» — 5

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

«˅» — 1, «+» — 6

  1. Творческое задание.

«˅» — 6, «+» -1

  1. Найдите в тексте и выпишите  из текста синонимы.

«˅» — 3, «+» — 4

  1. Как вы понимаете выражение.

«˅» — 2, «+» — 5

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

«˅» — 5, «+» — 2

  1. Докажите, что это текст.

«˅» — 0, «+» — 7

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

«˅» — 3, «+» — 4

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

«˅» — 4, «+» -3

  1.  Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.

«˅» — 4, «+» — 3

  1.  Выпишите из текста  метафоры.

«˅» — 5, «+» -2

  1. Подберите антонимы к словам.

«˅» — 2, «+» -5

Задания нашего  текста выделены  в  таблице маркером. В  речеведческом  плане ребята  оценили  свои  силы очень точно. Правильно озаглавили  текст,  определили его  стиль и тип 6 человек, не справился 1 ученик. А вот в определении темы и основной мысли  текста, действительно ошиблись  3  человека.  В аспектно-лингвистической  части ребята тоже  чувствуют  себя  уверенно,   большинство считают  эти  задания  легкими. В  работе допущены единичные  ошибки  в  разборах, 1 учащийся  не  приступил к морфологическому и синтаксическому  разбору. Все ученики воспользовались Толковым  словарем для  правильного выполнения 10 задания, 1 человек  воспользовался  Школьным  словарем  фразеологизмов. Вопрос о фразеологизмах в анкете  вызывает затруднения  у  4 человек, и   в  практической  работе  только  2  ученика нашли и объяснили  значение  фразеологизма, еще 1 человек нашел его, но не  объяснил, остальные с этим заданием  не  справились. Это задание оказалось самым  трудным. Третий аспект – правописание (задание 7 и 8). Здесь  ребята достаточно высоко  оценили  свои  возможности: орфограммы не  вызывают ни у кого затруднений, 1 человек сомневается в пунктуации. Действительно, ученики хорошо  вставляют орфограммы – всего 2  человека допустили ошибки, но  в  пунктуации мы  свои  силы  переоценили – безошибочных  работ не было. Все 7 человек не  выделили  одно обращение, только 1 человек увидел оба  предложения с прямой  речью, 3  человека обозначили прямую речь в  одном предложении, 3  человека не  заметили этих  предложений. Многие не заметили однородных  сказуемых.

Таковы  результаты  апробации моего текста.

  1. Заключение.

Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в  единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их   системное повторение.    Правильно организованная работа по комплексному анализу текста  способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Мы считаем, что гипотеза исследования — рассказ  Ф.А.Абрамова может стать  основой  для  комплексного  анализа текста  на  уроке  русского  языка – полностью  подтвердилась. В  книге Федора  Абрамова мы  нашли  текст, заинтересовавший  большинство ребят, с  достаточным  количеством орфограмм и  пунктограмм, в  нем нашлись  слова и предложения для  всех  видов разборов. Задания  соответствовали  уровню  6  класса. Большинство  моих  одноклассников  получили положительные оценки при  апробации  текста.

Цель моего исследования  также  достигнута:представлена  практика по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на  основе рассказа Ф.А.Абрамова – составленный  нами  комплексный  анализ текста Федора Абрамова «Вкус  Победы» успешно использовался  на уроке русского языка и  может стать дополнением к  нашей рабочей  тетради  «Комплексный  анализ текста» при  изучении темы  «Имя  прилагательное».

В ходе  своей  исследовательской  работы я  научилась  составлять таблицы  по  систематизированию и  обобщению заданий, подведению результатов  анкетирования, совершенствовала  навыки работы в Word, PowerPoint, углубляла свои  знания  по  русскому  языку. Трудно мне  было выделить главное в  теоретическом  материале, здесь мне  помогал руководитель.

Думаю, что наш текст будет  использоваться в работе учителей  русского  языка и  литературы  нашей  школы.

  1. Библиография.
  1. Абрамов Ф. А. Трава- Мурава/ Ф.А.Абрамов – С.-Пб.:Издательский  Дом «ГАМАС», 2008.-160с.:ил.
  2. Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста»/ А.Б.Малюшкин – М.: «Творческий центр», 2008.-
  3. Степанова Л.С. «Система работы с текстом»/Л.С.Степанова —  М.: «Вербум», 2005.-97с.

Интернет – ресурсы:

  1. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Режим доступа: http://59209s022.edusite.ru…kompleksnyiyanalizteksta.doc
  2. Работа с комплексным анализом текстакак средство формированиякоммуникативной компетенции  учащихся 5-7 классов. Режим доступа:http://ppt4web.ru…kompleksnyjj-analiz-teksta0.html

Задания

1 текст

2 текст

3 текст

4 текст

5 текст

6 текст

7 текст

8 текст

9 текст

10 текст

  1. Озаглавьте текст.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тема текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Основная мысль текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Стиль текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тип текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Составьте  план текста.

+

+

  1. Вставьте пропущенные буквы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Вставьте недостающие знаки препинания.

+

+

_

+

+

+

+

  1. Произведите фонетический разбор

+

+

+

+

+

+

+

  1. Определите лексическое значение слов.

+

+

+

+

  1. Докажите, что слова многозначные.

+

  1. Разберите  по составу слова.

+

+

+

+

+

  1. Произведите морфологический

разбор слова.

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Выпишите из текста  предложение и сделайте его синтаксический разбор.

+

  1. Выпишите из текста  эпитеты.

+

+

+

  1. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

+

+

+

  1. Творческое задание.

+

+

+

+

  1. Выпишите из текста синонимы.

+

+

+

  1. Как вы понимаете выражения.

+

  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова .

+

+

+

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

+

+

+

  1. Какую роль играют имена прилагательные в этом тексте.

+

  1. Докажите, что текст .

+

+

+

  1. Образуйте новые слова от следующих слов.

+

  1. Выпишите из текста  примеры олицетворения.

+

  1. Выпишите из текста слова с проверяемыми согласными в корне слова.

+

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1.

Задания

11 текст

12 текст

13 текст

14 текст

15 текст

16 текст

17 текст

18 текст

19 текст

20 текст

  1. Озаглавьте текст.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тема текста.

+

+

+

+

+

+

+

  1. Основная мысль текста.

+

+

+

+

+

+

+

  1. Стиль  текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тип текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Составьте план текста

_

+

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Найдите в тексте  недостающие знаки препинания.

+

+

+

+

+

  1. Произведите фонетический разбор слова.

+

+

+

+

+

_

+

  1. Определите лексическое значение слов.

+

+

+

+

+

  1. Докажите,  что слова многозначные.

  1. Разберите по составу следующие слова.

+

+

+

+

+

  1. Произведите морфологический разбор слова.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Сделайте  синтаксический разбор.

+

+

+

+

+

+

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

+

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

+

+

  1. Творческое задание.

+

+

  1. Найдите в тексте и выпишите  из текста синонимы.

+

  —

 —

 —

  1. Как вы понимаете выражение.

  —

  —

  —

+

  1. Выпишите из текста слова с безударным  проверяемым гласным в корне слова

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

 —

  1. Какую роль играют имена прилагательные в тексте.

+

  1. Докажите, что это текст.

  —

+

+

+

+

+

  —

+

  1. Образуйте новые слова от следующих слов.

+

+

+

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова.

+

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

  1.  Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторения

+

+

  1. Найдите в тексте существительные и определите их склонение.

+

  1. Найдите в тексте прилагательное, обозначьте их разряд.

+

  1.  Выпишите из текста  метафоры.

+

  1. Подберите антонимы к словам.

+

  1. Найдите в тексте имена числительные,.

+

+

+

Таблица 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Текст 1

__________________

— А  я  долго,  до  вос…ми лет,  хле..п..бедой(на) зывала.

Как  сейчас  помню.  Бега…м   …гра..м  с  д..вочешками  возле  наше… дома,  и вдруг: «Санко,  Санкопр..ехал!»  А  Санкостарш..й  бра..Маньки,  м…ей  подру..ки  из  с…седне…  дома. Вот мы  и  чесанули  к Маньке.

С..лдат.  М…дали  во  всю  груд…  С  каждой  за  руку  зд..ровает…ся  у  каждой  спрашива…т  как  звать каждую  по  г..ло..ке  гладит.А  потом и  г…ворит   Я,  говорит,   Победу   вам  девки пр..вез.

А мы, мал..росия,  что  понима…м?  Вылупили  на  него  глаза   как  баран  нановыев..рота.  Нам  бы Победу-то  в  брюхо  запихать,  вот  тогда  до  нас  бы  и  д..шло.

Ну  дог..далсяСанко что  у  нас  на  уме.  Достает из  солдатско…  мешка  буханку  хлеба. «Вот,  говорит  девки  так  Победа-то  выглядит». Да  даваймя…кую  буханку  на  всех резать.

Долго  я  после  того  капризила.  За  стол  с..димся,  мама  даст  кусок,  скатанный   из  моха  да  к..ртошки  а  я  в  слезы   Победы  х..чу…

( Ф. Абрамов)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста  ______________________________________________

____________________________________________________________

  1. Основная мысль текста. __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Стиль текста         _________________________________________
  3. Тип текста             ________________________________________
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Произведите фонетический разбор слова резать:

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. Определите лексическое значение слова БУХАНКА:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Найдите в тексте предложения  с прямой речью, составьте  схему  этих  предложений.

__________________________________________________________

  1. Разберите по составу слова:

К..рто…ки,   выгл…дит,           зд…ровается

  1.  Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
  1. (Из)  соседнего (дома)  – _______________________________
  2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. _____________________________________________________
  1.  Найдите в тексте предложение  с  фразеологическим  оборотом, объясните значение фразеологизма.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

АНКЕТА.

  1. Нравится ли  вам  выполнять  комплексный  анализ текста?

Да                     Нет                  Затрудняюсь  ответить.

  1. Отметь галочкой  трудные  для  тебя задания при анализе  текста,  а  знаком «+» —  более легкие.

Задания

  1. Озаглавьте текст.
  1. Тема текста.
  1. Основная мысль текста.
  1. Стиль  текста.
  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста
  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Найдите в тексте  недостающие знаки препинания.
  1. Произведите фонетический разбор слова.
  1. Определите лексическое значение слов.
  1. Разберите по составу следующие слова.
  1. Произведите морфологический разбор слова.
  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.
  1. Творческое задание.
  1. Найдите в тексте и выпишите  из текста синонимы.
  1. Как вы понимаете выражение.
  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.
  1. Докажите, что это текст.
  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.
  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.
  1.  Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.
  1.  Выпишите из текста  метафоры.
  1. Подберите антонимы к словам.
  1. Оцените сегодняшний  комплексный  анализ текста (подчеркните несколько суждений)

— сам  текст интересный и  познавательный

— текст непонятный, неинтересный

— задания легкие, не  вызвали  затруднения

— некоторые  задания вызвали затруднения

— я  думаю, что  получу  за  работу  хорошую оценку

— я  недоволен проделанной  работой

  1. Смогли  бы  вы  сами  найти  текст и задания для  комплексного  анализа.

Да                     Нет                  Затрудняюсь  ответить.

  1. Я  сам  догадался,  что  это  рассказ  Ф.А. Абрамова

Да           Нет

  1. Особенности  Абрамовских  рассказов  в  сегодняшнем  тексте:

Комплексный анализ текста

Под этим понятием подразумевается набор лексем и предложений, связанных между собой единой мыслью и целью создания.

Важным моментом для школьника становится умение проводить по плану комплексный анализ текста.

Сведения о тексте

В первую очередь следует сделать обзор деятельности автора. Если о нём имеется информация, то можно порассуждать, насколько привычна для него подобная позиция.

Далее необходимо установить жанр. Сложности могут возникнуть, если предоставлен только фрагмент. Можно обратиться к полной форме, хотя это необязательно. Основные разновидности:

  • рассказ;
  • очерк;
  • эссе;
  • притча.

Далее определяется стиль (публицистический, официально-деловой, художественный) и тип (рассуждение, описание, повествование). Важно обосновать свою позицию, объяснить отношение фрагмента к конкретной категории. Постоянное повторение научит чётко излагать свои мысли.

Комплексный анализ текста 5 класс

Чтобы определиться с темой, важно задуматься, о чём этот текст. Тогда станет понятно, о каких проблемах пытается рассуждать автор.

Также следует проанализировать название, объяснить его значение. При отсутствии наименования ученику следует сочинить его самостоятельно.

Определение формы

Урок литературы

Уровень знания русского языка при работе с текстом в 7 классе достаточно высок, чтобы проводить несложный формальный анализ. Для уточнения формы фрагмента на уроке ученик должен сравнить количество микротем и абзацев. Нередко они совпадают в заданиях, которые предлагается выполнить на уроке.

Но иногда этого не происходит. Любой школьник должен быть к этому готовым. Ещё нужно определить, как связаны абзацы, а также как строится синтаксис. Связь может быть как цепной, так и параллельной.

Композиция фрагмента

Семиклассник должен установить, с помощью чего между собой связаны части предложенного отрывка. Для этого необходимо помнить, на какие разновидности может подразделяться написанное, учитывая построение. Вот примеры основных категорий:

  1. Повествование. В этом случае при анализе текста ученик 7 класса находит вступление, основную часть и заключение (кульминацию).
  2. Описание. Здесь школьник должен обнаружить приёмы, которые использовал автор (сравнение, гипербола).
  3. Рассуждение. Необходимо выделить тезис, два аргумента и выводы.

Также при работе с текстом можно определить линейную, ступенчатую, кольцевую или параллельную композицию.

Изобразительные средства

Главным моментом этой части анализа должно стать понимание, зачем автор использовал тот или иной приём. Чаще всего это необходимо, чтобы усилить эмоциональный отклик читателя или заставить обратить внимание на определённую деталь. Основные разновидности изобразительных средств:

  • лексические (фразеологизмы, сравнения, экспрессивные слова);
  • синтаксические (многосоюзие, односоставные предложения);
  • морфологические (приоритет одной части речи).

Главной задачей ученика в любом задании по анализу прозаического текста считается умение распознать, с какой целью автор применил изобразительное средство в конкретном случае.

Раскрытие содержания

Учитель литературы

В этой части анализа текста по русскому языку в 7 классе следует обратить внимание на художественные образы, которые использовал автор. Ученик пытается получить ответы на вопросы о том, каково содержание текста, что хотел писатель с его помощью донести до читателя.

К этому добавляется мнение самого́ семиклассника. Какие чувства у него вызвал прочитанный фрагмент? Если предварительно он был определён как рассуждение, то школьник может согласиться или нет, аргументировав свою позицию. В случае с описанием ученику следует выразить свои эмоции после прочтения, указав, о чём написанное заставляет задуматься.

Таким образом, комплексный анализ текста в 7 классе становится неотъемлемым навыком для учеников, ведь образцы подобных заданий могут оказаться частью экзаменационной подготовки. Кроме того, целостный анализ текста по плану помогает школьникам продуктивнее исследовать русский язык и проводить разбор литературных произведений, которые включены в образовательную программу.

Главное, стараться начинать делать анализ с определения формы и постепенно переходить к содержанию.

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

Как делать анализ текста по литературе

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

Как делается анализ текста

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать
на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Значение произведения и отличие его от других

В заключении следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

В конце расскажите какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного. Так же следует рассказать об общественном значении произведения. Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

Как сделать анализ текста по литературе

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Принципы и элементы композиции

В этом пункте следует отобразить какой ведущий принцип композиции присутствует в произведении:

  • многоплановая композиция
  • линейная композиция
  • кольцевая композиция
  • хронологическая композиция
  • нехронологическая композиция

Необходимо так же сказать о дополнительных средствах композиции:

  • лирические отступления
  • вводные эпизоды
  • художественные предварения и обрамления

Следует упомянуть и о композиционных приемах, например, внутренние монологи, дневники.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

Как правильно анализировать текст по литературе

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

Как правильно делать анализ текста

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

Исторический аспект

В общеобразовательной школе на уроке литературы школьники достаточно часто получают задание выполнить анализ художественного произведения, например, романа, поэмы, повести и так далее.
Приступая к анализу, следует подробно познакомиться с историческим контекстом произведения. Для нас является важным в каком году было написано произведение, какие исторические события могли повлиять на его идею и проблематику. Немаловажным будет указать, как долго автор находился в процессе написания этого произведения, и в какой период своей жизни он его сотворил.

Замечание 1

Здесь стоит отметить, что существует значительная разница межу исторической обстановкой и исторически-литературной обстановкой. Под исторически-литературной обстановкой обычно понимают типичные литературные направления, которые доминировали в момент написания произведения, место произведения среди произведений других писателей, написанных в это время, критику произведения, его оценку современниками.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению: Время (место) написания, история создания; Жанровое своеобразие; Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); — Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: Композиционные решения; Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения (схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); — определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная); — определить организацию (композицию) лирического произведения; — определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие, книжно — литературная лексика…); — определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение); — определить звуковой рисунок; — определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов.

ЭПИТЕТ — художественное определение; СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ — скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА — художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

— риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; — повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; — антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — Аллитерация – повторение согласных звуков; — Ассонанс – повторение гласных звуков; — Анафора — единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция: — основной конфликт, этапы его развития; — характер развязки /комический, трагический, драматический

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах: — внешность героя, — поведение, — речевая характеристика — содержание речи /о чем?/ — манера /как?/ — стиль, словарь — само характеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; — роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ри действие и «подводные» течения. 2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы. 3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности. 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.) 9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) . 10. Проблема интерпретаций и сценическая история

Анализ стихотворения «Море» Жуковского

Для того чтобы закрепить материал и запомнить, как делают анализ произведения, напишем анализ стихотворения Жуковского по плану, приведенному выше.

  1. Данное стихотворение было написано Жуковским в 1822 году. Стихотворение «Море» было впервые напечатано в сборнике под названием «Северные цветы на 1829 год».
  2. Стихотворение написано в духе раннего романтизма. Стоит отметить, что многие произведения Василия Жуковского были выдержаны в этом духе. Сам автор считал, что это направление является наиболее привлекательным и волнующим. Произведение относится к лирике. Данное нам стихотворение относится к жанру элегии.
  3. В данном стихотворении Василия Жуковского описывается не только лишь море, а создан самый настоящий пейзаж души, яркий и инртригующий. Но важность стихотворения состоит не только в том, что писатель создал настоящий психологический пейзаж и выразил чувства и ощущения человека при описании моря. Настоящая особенность стихотворения – это то, что море становится для человека, для читателя живой душой и настоящим героем произведения.
  4. Произведение состоит из 3-х частей. Первая часть является вводной, самой большой по объему и информативной. Ее можно назвать «Безмолвное море», потому что сам Жуковский так называет море в этой части стихотворения. Затем следует вторая часть, которая характерна бурными эмоциями и называется она «Буря». Третья часть едва начинается, как стихотворение завершается – это «Покой».
  5. Художественное своеобразие стихотворения проявляется в большом количестве эпитетов (светлое небо, темные тучи, враждебная мгла и др.)
  6. Данное стихотворение не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за этим автором и другие поэты начали рисовать в своих стихах картину моря.

Анализ стихотворения Жуковского по плану

Анализ стихотворения «Море» по плану данного анализа поможет легко и быстро разобрать художественное произведение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти все файлы фотошоп на компьютере
  • Как найти свою нишу в работе
  • Как найти лист в файле excel
  • Как найти рентабельность продаж формула по балансу
  • Как найти страну эльфов