Как найти конфликт произведения

Конфликт в литературном произведении

Литературное художественное произведение, не суть важно прозаическое или лирическое, может обойтись без многих традиционных признаков художественности. Казалось бы, в основе произведения всегда лежит сюжет, но посмотрите на экспериментальную литературу модернизма — достаточно смелый и уверенный в своих, именно как художника слова, силах автор отбрасывает сюжет не задумываясь или сводит его к минимуму.

Примером того могут послужить тексты Вирджинии Вулф или Джеймса Джойса. Описывать одну секунду 40 страниц? Запросто. Значит о сюжете, как о основополагающей силе художественного литературного произведения, говорить нельзя. Может тогда в основе лежит литературный язык, тот инструмент, с помощью которого автор доносит до своего читателя ту или иную мысль? Но тогда как объяснить, что огромной популярностью пользуются произведения, которые написаны очень просто или даже откровенно плохим слогом?

На самом деле ответ прост. В основе любого литературного произведения лежит конфликт.

Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или «глас автора», то есть те суждения всевидящего автора-рассказчика, которые лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.

Есть конфликты и более сложные, например конфликт личности автора с реальным внешним миром, который его так или иначе не устраивает. Такие произведения нельзя рассматривать вне этого конфликта, потому что они попросту утратят смысл. Примером может послужить творчество дадаистов — поэтов самого экспериментаторского склада. Они писали бессмысленные наборы слов и звуков, символизируя безумие мира, захваченного войной. Если лишить произведения дадаистов этого общего для них конфликта — конфликта человеческой души, нуждающейся в упорядоченности мира, и безумной планеты, захваченной кровопролитием, то набор слов и звуков, воплощающих идею, завязанную на антагонизме этих понятий, станет бессмысленным набором слов и звуков.

Конфликт произведению необходим, как оправдание самого существования этого произведения, его идейное ядро.

Виды конфликтов в литературе

Виды конфликтов

Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства, фатум и т.д».

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в литературном произведении — это конфликт по оппозиции «аспект личности — другой аспект личности». Довольно популярный конфликт в русской литературной классике. Примером может послужить роман-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». На протяжении всего повествования заглавный герой мечется между нежеланием участвовать в революционных движениях конца 19 — начала 20 века по той причине, что идеологии этих времен антииндивидуалистичны (а он крайний индивидуалист) и между желанием вызывать уважение и восхищение, чего легко добиться, приняв участие в восстании. Он испытывает одновременно отторжение происходящего и болезненный интерес. Более известный пример — это Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». Там в конфликт вступает интеллектуальное положение, выдвинутое героем, заявляющее исключительные права сильной личности (право на убийство) и его моральное чувство — чувство вины.

Межличностный конфликт

Его также называют конфликтом личностным. Это вид конфликта по оппозиции «личность — личность». В противостояние вступают реальные люди и группы людей. Типичнейшим примером межличностного конфликта в литературе является знакомый всем конфликт Чацкого, «нового человека» со свежими идеями и реформаторским настроем и «фамусовского общества», ретроградного и замкнутого на себе. Если говорить о конфликте между двумя героями, то это конфликт Онегина и Ленского — дуэль из чисто личных мотивов. Отдельно среди межличностных конфликтов стоит конфликт «отцов и детей». Противостояние поколений, культурный и идеологический разрыв между которыми непомерно велик. Такие конфликты возникают в эпохи больших социальных потрясений, когда течение жизни меняется слишком быстро и радикально. Помимо одноименного конфликту романа Тургенева, примером такого противоречия является роман Достоевского «Подросток», в котором главный герой мечтает о большом богатстве, поскольку деньги — это власть, а отец мечется между крайней религиозностью и дворянским альтруизмом. Естественно люди таких разных мировоззрений не находят точек соприкосновения и конфликтуют.

Внеличностный конфликт

Этот вид конфликта самый неопределенный и многозначный. Герой здесь не противоречит кому-то конкретному или самому себе. Он вступает в конфронтацию с судьбой, жизненными обстоятельствами, системой, возможно, с божественными силами. Примером такого конфликта можно считать пьесу Максима Горького «На дне». Герои произведения находятся в постоянном противоборстве со своим низким социальным положением и неизбежно проигрывают в этой схватке. Такие конфликты лежат в основе сказок. Помимо того, что у сказочного героя есть реальные враги (Кощей, людоед, дракон — не суть важно), есть еще понятие ряда испытаний, некого пути, который необходимо пройти. Путь сказочного героя, на котором встречаются различные реальные враги или просто препятствия вроде непроходимого леса — это тоже литературный конфликт.

В одном произведении может встречаться не один вид конфликта. Даже более того, в хорошем произведении, способном удержать внимание читателя, видов конфликтов обычно несколько. Рассмотрим на примере «Евгения Онегина». Межличностный конфликт, используемый для развития сюжетной линии — это, как говорилось выше, дуэль заглавного героя и поэта Ленского, с последующим убийством последнего. Внутренний конфликт, обычно используемый для раскрытия внутреннего мира героя, — это чувства Евгения к Татьяне. Герой сам толком не понимает, что творится в его сердце. Внеличностный конфликт — это Евгений как продукт среды. Он денди, прожигатель жизни, аристократ. Он ничего не может поделать с этими характеристиками своего существования, хоть ему и безмерно скучно так жить.

Помимо видов конфликта в традиционном литературоведении выделяют типологию литературных конфликтов. Типов значительно больше, чем видов и по ним значительно сложнее классифицировать произведения.

Тип конфликта в литературном произведении

Если говорить максимально просто, то тип конфликта — это та почва, на которой он возник, сфера существования противоречия. Выделяют следующие типы литературных конфликтов: психологический, социально-бытовой, любовный, символический, философский и идеологический, их может быть больше, в зависимости от классификации.

Психологический конфликт — это почти наверняка также и внутренний конфликт. Этот тип конфликта часто используется в литературе романтизма и в современном интеллектуальном романе. Например, двойная жизнь консьержки из романа Барбери Мюриэль «Элегантность ежика». Женщина обладает развитым умом и тонким художественным вкусом, но считает себя обязанной соответствовать простому и грубому образу недалекой женщины, поскольку в 12 лет бросила школу и всю жизнь проработала низкоквалифицированным рабочим.

Социально-бытовой конфликт — это конфликт общественных отношений. Для примера можно взять раннее произведение Достоевского «Бедные люди». Бедность Макара Девушкина сталкивается с его желанием помочь такому же обделенному существу — Варваре. В результате вгоняет себя в еще более бедственное состояние, а помочь девушке не в состоянии. Его добрые намерения разбиваются о социальную несправедливость.

Любовный конфликт — это проблемы взаимодействия между двумя любящими друг друга персонажами или противостояние любящие — весь остальной мир. Это, естественно, «Ромео и Джульетта».

Символический конфликт — это конфликт образа и реального мира. Как пример можно взять пьесу Гийома Аполлинера «Груди Терезия». В конфликт вступает реальный мир, где Тереза — девушка и мир сюрреалистический, где она выпускает грудь — воздушные шары в небо и становится мужчиной — Терезием.

Философский конфликт — конфликт мировоззрений. Примером послужат мировосприятия братьев Карамазовых из одноименного произведения Достоевского. Они спорят о политике, боге и человеческой сущности при любом удобном случае, так как их взгляды радикально расходятся.

Идейный конфликт близок к философскому, но направлен скорее не на постижение сути вещей, а на отнесение себя к группе. Особенно популярен в литературе переломных эпох. Так, русские прозаики конца 19 — начала 20 века часто прибегали к идейному конфликту, чтобы описать предреволюционные годы. Максим Горький в рассказе «Песнь о соколе» аллегорически противопоставляет революционера (сокола) и мещанина (ужа). Им никогда не понять друг друга, так как стихия одного — это свобода, а другого — прозябание в земле и прахе.

Как и видов, типов конфликтов в одном произведении может быть несколько. Но тут надо чувствовать тонкую грань между насыщенным разносторонним произведением, затрагивающим различные темы, и поверхностным чтивом, которое получается, когда автор пытается задействовать совершенно все известные ему литературные ресурсы, не считаясь с целесообразностью. В писательском деле очень важны вкус и мера.

Конфликт в литературных произведениях

Конфликт в литературе – это достаточно широкое понятие. В классическом понимании под этим термином подразумевают идейное противоборство возвышенного и низкого, добра и зла.

Что такое конфликт

В общих чертах конфликт в литературном произведении – борьба противодействующих сил:

  • центрального персонажа произведения и природы;

Борьба противоположностей обеспечивает нужное воздействие на читателя. Такое противоборство будоражит воображение возможностью разных вариантов развязки истории (как позитивного, так и негативного исхода событий).

Для чего нужен конфликт в литературе — влияние на сюжет

Столкновение противоположных взглядов можно наблюдать в разных по объёму и стилистическим особенностям произведениях:

пьесах для драматического театра.

Конфликт нужен, прежде всего, для того, чтобы задать идейную направленностью сюжету. Он обеспечивает взаимосвязь противоположных образов, гармоничное выстраивание композиции.

Типы конфликтов

От выяснения того, для чего нужен конфликт в литературе, перейдём к описанию его основных типов. Борьбу противоборствующих сил можно разбить на 2 основные категории:

  • внутренние. В таком случае главный персонаж истории старается преодолеть собственную слабость, пытается принять трудное решение;

  • внешние. Герой ведёт борьбу с внешними обстоятельствами (природной стихией, другими персонажами, обществом).

Внешний

Подобные конфликты в произведениях литературы встречаются довольно часто. Они предусматривают наличие противоречий, причины возникновения которых чаще всего не зависят от действий героя книги. Хотя порой случается и так, что этот персонаж сам ставит себя в более чем затруднительное положение (к примеру, залезает в долги и оказывается не в силах их оплачивать).

Внутренний

Внутренний конфликт имеет и другое название – «герой против самого себя». Он подразделяется на следующие виды:

борьба мотивов. Если в основе литературного произведения лежит конфликт такого типа, герой книги оказывается во власти разнонаправленных влечений и потребностей. Они побуждают человека к противоречивым поступкам. Один из ярких примеров борьбы мотивов – душевные терзания Анны Карениной. Эта женщина пожертвовала своим семейным благополучием ради любви. И этот внутриличностный конфликт стал причиной самоубийства героини;

столкновение персонажей с собственной совестью. Оно происходит при совершении человеком поступка, который противоречит его нравственным убеждениям. Главному герою приходится сделать сложный выбор, оказывавший сильное влияние на его дальнейшую жизнь. Оценить всю глубину подобного конфликта помогут разнообразные примеры из художественной литературы (яркое воплощение борьбы с собственными нравственными убеждениями – образ Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»);

глубокое переживание измены. Любовный конфликт прослеживается во многих литературных произведениях (в том числе и шекспировской драме «Отелло»);

внутренний кризис героя из-за низкой самооценки. Такой персонаж испытывает душевные переживания из-за то, что не соответствует каким-либо критериям (выработанных самим же героем). Подобный внутренний кризис характерен для многих произведений жанра Young Adult;

экзистенциальный кризис. Причины возникновения конфликтов такого рода разнообразны: поиск своего места в мире, непонимание смысла жизни и т.д. Экзистенциальный кризис был особенно популярен среди авторов Серебряного века.

Стоит отметить, что предпочтения читателей литературных произведений неуклонно меняются. В наши дни настало время энергичных, активных личностей. Читательские симпатии находятся на стороне сильных героев. Поэтому современный Обломов мало у кого вызовет искренний интерес. Времена популярных в литературе 19 века рефлексирующий героев давно канули в Лету.

Межличностные

Это довольно распространённый вид конфронтации. Он встречается и в исторических книгах, и в произведениях детективного жанра, и в фэнтези, и в любовных романах.

Ярким примером межличностного конфликта в литературе служит несовпадение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Оно возникает на идеологической почве.

Социальные

Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.

К противостоянию «человек-общество» нередко обращаются авторы, работающие в направлении Young Adult. Наглядное тому подтверждение – произведение «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера.

Человек против природы

Такой конфликт в полной мере удовлетворяет интересам многих писателей. Он даёт автору большой простор для:

  • демонстрации характеров героев книги.

Основой для развития сюжета становится проблема выживания человека в экстремальных условиях (после природных или техногенных катастроф, нападения диких животных и т. д.). Отражению конфликтных ситуаций такого рода посвящены произведения «Марсианин», «Робинзон Крузо», «Выживший».

Человек против судьбы

Это одно из самых трудных противоборств: как в литературе, так и в жизни. Основной причиной конфликта является нежелание человека мириться с тем, что было предначертано ему судьбой. Только неординарной личности под силу пытаться изменить свой жизненный путь. К слову, такое противоборство далеко не всегда заканчивается победой человека. Например, Мастер из известного романа М. Булгакова вышел проигравшим из сражения с собственной судьбой.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Виды сюжетного конфликта

Чем острее конфликт, тем замысловатее окажется закручен сюжет. Следовательно, читатель будет с большим интересом следить за его развитием. Стоит отметить, что многие авторы предпочитают использовать локальный преходящий сюжет (об истории возникновения этого понятия упоминается ниже) при написании своих произведений.

Локальный преходящий сюжет

Локальный преходящий сюжет предусматривает, что конфликт имеет своё начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.

Начало исследованию этого понятия положил В. Я. Пропп (в своей работе «Морфология (волшебной) сказки». Это произошло в 20-х годах минувшего века.

По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки:

в первой из них происходит обнаружение «недостачи». Под ней Пропп понимал стремление героя обрести то, без чего он не сможет жить полной жизнью (то же желание купеческой дочки заполучить аленький цветочек);

во второй части сказки имеет место противоборство её главного персонажа с противником, долгожданная победа (к примеру, Ивану-царевичу удалось показать своё превосходство в схватке с Кощеем Бессмертным);

в заключительной части произведения главный герой обретает желаемое –
то, к чему он стремился изначально.

Устойчивое конфликтное положение

Так называют вид конфликта, не имеющий разрешения в рамках конкретного сюжета. Устойчивое конфликтное состояние (положение) получило широкое распространение в конце 19 века. Оно присуще преимущественно сюжетам произведений писателей-реалистов.

Примеры конфликтов в литературе

Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь чёткую, ясную цель, которая остаётся неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.

Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу – придание сюжету остроты и оригинальности.

Русская литература

В раннем произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» имеет место социально-бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой Макар Девушкин пытается помочь Варваре – такому же обделённому жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в ещё более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения – столкновение добрых намерений Макара с социальной несправедливостью.

В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждёт незавидная судьба. Калашникова казнят за победу над Кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.

Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного текста Ф. М. Достоевского – романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников чётко обозначил для себя роли людей в обществе (разделив их «право имеющих» и «тварей дрожащих»). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи-процентщицы Раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя «право имеющим» Родион испытывает душевное смятение.

Определение конфликта предусматривает и противостояние мировоззрений. Роман «Братья Карамазовы» — произведение с подобной проблематикой. Герои книги оказываются вовлечёнными в философский конфликт. Они ведут споры о человеческой сущности, боге, политике. При этом особенности мировосприятия персонажей кардинально отличаются.

Идейный конфликт близок к философскому. К нему активно прибегали русские прозаики конца XIX – начала XX века (для более полного описания предреволюционных годов). В рассказе «Песнь о соколе» М. Горький аллегорически противопоставляет революционера и мещанина. Этим героям не суждено понять друг друга. Ведь стихия одного из них – свобода, неведомая другому.

Зарубежная литература

Психологический конфликт часто использовался в литературе романтизма. Он востребован и современном интеллектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «Элегантность ёжика» Барбери Мюриэль ведёт двойную жизнь. У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалёкой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалицированным трудом).

В одном произведении может быть несколько типов конфликтов. Вместе с тем в писательском деле очень важно чувство меры, соответствие ожиданиям читателей. Поэтому начинающему автору стоит воспользоваться услугой литературного редактирования. Она доступна и на платформе «ЛитРес. Самиздат». Помощь опытного профессионального редактора увеличивает шансы на успех произведения у широкого круга читателей.

Другие статьи в нашем блоге:

Конфликт в литературе: виды и примеры в художественных произведениях

В произведениях художественной литературы конфликт движет сюжет вперед и позволяет читателям сопереживать персонажам. Чтобы писать по-настоящему захватывающие, бьющие в сердца истории, автору нужно овладеть этим мастерством — правдоподобно, интересно описывать противостояние и строить на нем сюжет.

Что такое конфликт в литературе и зачем он нужен

Конфликт — это любое столкновение противоборствующих сторон, их взглядов и интересов.

Он может быть очень разным. Например, в «Илиаде» Гомера это смертоубийственное противостояние двух войск, а в гоголевской повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче — мелкая склока. У Джека Лондона герой может бороться со стихией и собственной слабостью, у Джерома Сэлинджера — с ограниченностью окружающих людей. Но всё это конфликт.

Зачем он нужен? Перечислим три основные причины.

Он вызывает эмоции. Персонаж, который интересен читателю и преодолевает препятствия, в противостоянии с кем-то или чем-то, заставляет за ним следить. Читатель сопереживает такому персонажу: испытывает с ним горечь поражений, радуется его победам. Интрига борьбы, когда неясно, чем закончится противостояние, приковывает внимание к перипетиям сюжета.

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Он раскрывает персонажей. Роберт Макки, сценарист и теоретик писательского мастерства, в книге «История на миллион» (в оригинале просто Story) обосновал принцип антагонизма. Он формулируется так: степень привлекательности и убедительности героя определяется тем, насколько серьезны противостоящие ему силы. Масштаб борьбы определяет масштаб героя. Отметим, что это работает даже с конфликтом, который протекает без накала: драматизм «Трех сестер» А.П. Чехова определяют не действия героев, а их бездействие перед лицом глобальных противников — мещанства, обыденности, пошлости.

Он влияет на структуру и изложение сюжета. Персонажи, их цели и связанные с этим конфликты определяют сюжет. В случае с «Тремя сестрами», если мы знаем действующих лиц, мы можем предположить, что нас ждет мучительный нарратив о череде событий, на которые главные герои почти не влияют. Если мы знаем о Джеймсе Бонде, то, открывая Яна Флеминга, мы будем ждать повествование о схватках, погонях, перестрелках, а в конце, наверняка, борьбу с главным противником.

С развитием центрального конфликта оказываются связаны и главные сюжетные элементы.

  1. Экспозиция. Конфликт отсутствует.
  2. Завязка. Автор впервые демонстрирует противостояние.
  3. Развитие действия (перипетии). Накал растет, персонажи пытаются достичь своих целей.
  4. Кульминация. Напряжение в противостоянии достигает пика.
  5. Развязка. Конфликтная ситуация разрешается — или писатель показывает, что это противостояние принципиально не может завершиться.

В литературной мастерской

«Как написать роман»

одно из домашних заданий звучит так: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета.

Каким бывает конфликт: разбираем на примерах

По степени важности конфликт в литературном произведении бывает:

  • Центральным

    Так, главная борьба во «Властелине колец» Дж.Р.Р. Толкина — противостояние положительных персонажей Саурону, а в центре «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского — внутренняя борьба Родиона Раскольникова.

  • Побочным

    Во «Властелине колец» это противостояние персонажей с мелкими антагонистами: Саруманом, Шелоб и так далее. В «Преступлении и наказании», в первую очередь, это соперничество Раскольникова и следователя Порфирия Петровича. Но побочным конфликтом можно назвать даже напряженный разговор Раскольникова с матерью и сестрой.

По ограниченности во времени также выделяют два вида:

  • Локальный преходящий сюжет

    Это конфликт, разрешаемый в рамках конкретного художественного произведения. На нем строится классический нарратив, структура которого во многом повторяет структуру еще народных сказок.

  • Устойчивое конфликтное положение

    Оно остается неизменным после окончания произведения — как, в нашем примере выше, в пьесе «Три сестры». К слову, эта вторая разновидность в полной мере входит в литературу на рубеже XIX–XX веков благодаря течению «Новой драмы», связанном с именами А.П. Чехова, Генриха Ибсена, Бернарда Шоу и других.

И наконец — по характеру противоборствующих сторон выделяют внутренний, межличностный и внеличностный конфликт. Разберем каждый из них подробнее.

Внутренний

Внутренний конфликт в литературе — это борьба персонажа с самим собой, столкновение двух аспектов личности друг с другом.

Иногда эта борьба становится главной в произведении, как в «Преступлении и наказании» — но есть много и других примеров из русской классической литературы. Так, у И.С. Тургенева в «Отцах и детях» Евгений Базаров влюбляется, и внутри него начинают бороться циник и романтик. У И.А. Гончарова в «Обломове» главный герой также через любовь стремится изменить образ жизни и преодолеть лень — как мы знаем, безуспешно.

Из мировой классики можно упомянуть «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса. Благодаря путешествиям во времени у Эбенизера Скруджа просыпается совесть, которая вступает в противоречие с его эгоистичной и жадной натурой.

Особый драматизм произведению придает ситуация выбора, которая не имеет однозначного морального решения. Например, главный герой «Крестного отца» Марио Пьюзо, Майкл Корлеоне, мучится из-за криминальной жизни своей семьи, но вынужден встать на ее сторону и сам стать мафиозным доном.

Внутренняя борьба задает личностную динамику — а она важна даже в литературных текстах, построенных на борьбе с внешним врагом.

Фродо из «Властелина колец» разрывается между долгом и жаждой власти, которую раздувает в нем кольцо. Джон Сноу из «Игры Престолов» Джорджа Мартина мечется между клятвой, принесенной Ночному дозору, и любовью к семье. Пол Атрейдес из «Дюны» Фрэнка Герберта сомневается в том, что ему нужно принять свою судьбу — Квисатца Хадераха, избранного.

Межличностный

Такой конфликт в литературе разыгрывается между сторонами, которые персонифицированы — обычно это люди, хотя в фантастической и сказочной литературе они могут быть другими разумными существами.

Иногда расстановка сил прозрачна: есть явный протагонист и один явный антагонист. В «Полете над гнездом кукушки» Кена Кизи это Макмёрфи и сестра Рэтчед, в «Старикам тут не место» Кормака Маккарти — Ллевелин Мосс и Антон Чигур.

Но антагонист может быть скрыт из повествования: это показывает вся история классического детектива, где главный герой борется в первую очередь с загадкой, с распутыванием дела, чем с самим антагонистом.

Также протагонистов и противников может быть несколько — вся «Илиада», например, построена на сражении двух войск.

Кроме того, в ходе повествования расстановка сил может меняться или оказываться не такой однозначной. Джон Труби, сценарист и преподаватель сценарного мастерства, в «Анатомии истории» вводит также понятия «ложный союзник» и «мнимый противник». Первым можно считать, например, известного предателя Андрея из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя или Боромира из «Властелина колец». Вторым — Ганнибала Лектера в «Красном драконе» Томаса Харриса, который помогает следствию.

Что еще почитать по этой теме:

Внеличностный

Это противостояние человека с безличной силой.

Например, персонажу могут противостоять:

природа («Любовь к жизни» Джека Лондона, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя);
общество («Бойцовский клуб» Чака Паланика, «Выше стропила, плотники» Джерома Сэлинджера, все антиутопии);
технологии («Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика»).

Как можно заметить даже по приведенным примерам, иногда конфликт сложно классифицировать и отнести к сугубо межличностному или внеличностному. Тема противостояния современному обществу, например, часто выражается в борьбе с конкретными антагонистами — как сестра Милдред в «Пролетая над гнездом кукушки», которая воплотила в себе идею тоталитарного контроля. Обывательство, мещанство, против которого Чехов и Сэлинджер помещают своих героев, выражаются тоже в конкретных персонажах.

Иногда оказывается тонкой грань между внутренним и внеличностным противостоянием: так, герой в упомянутом рассказе Джека Лондона сражается не только с внешними обстоятельствами, но и собственной слабостью от голода, с желанием сдаться.

В основе любого конфликта — столкновение ценностей?

Противостояние внутри персонажа — это борьба не просто между двумя желаниями, частями его личности или социальными ролями. Это разные ценности, которые начинают противоречить друг другу.

То же с межличностным конфликтом. Дело не только в том, что Шерлок Холмс — детектив, а профессор Мориарти — преступник, и они должны противостоять друг другу. У них одинаково выдающийся интеллект, но разные ценности: у первого — справедливость и равенство перед законом, у второго — эгоистическое наслаждение богатством и жестокостью.

Герой, противостоящий обществу, выступает именно против его ценностей или в защиту своих, и преодолевая себя в борьбе с природой — утверждает собственные идеалы: воли, силы, любви к жизни.

Хотя нельзя сказать, что «внутри каждого конфликта есть противостояние ценностей» — бесспорный закон, который можно распространить на все произведения, этот подход имеет практическое значение.

Например, Джон Труби в «Анатомии истории» рекомендует вводить в сюжет четырех персонажей (или групп персонажей), противостоящих друг другу: например, протагонист, главный антагонист и два антагониста побочных. При этом Труби советует, чтобы ценности каждой из четырех сторон противоречили ценностям остальных.

Как сделать конфликт интересным

Вот несколько основных положений, которые стоит иметь в виду:

  • Нужно вызывать у читателя сопереживание

    Для этого в борьбу должны вступать персонажи, которые интересны читателю, в основе столкновения лежать ценности, которые читатель может разделить или которым будет противостоять сам.

  • Важна принципиальность позиций

    Борьба должна идти за цель, которую персонаж страстно желает достичь, а защищаемые ценности должны быть жизненно важны героям. Это залог того, что конфронтация может вызвать интерес читателей.

  • Основной конфликт должен развиваться сообразно структуре сюжета, напряжение — планомерно нарастать

    В завязке противостояние обозначается, к кульминации — достигает своего пика, в развязке — разрешается. Снять это напряжение задолго до окончания произведения, например, будет нелогичным решением.

  • Центральное противостояние нужно дополнять побочными

    При этом побочные могут также служить раскрытию основной темы произведения и поддерживать динамику развития главного противостояния.

Узнать больше о конфликте в литературе на живых примерах и научиться грамотно раскрывать его в произведении вы сможете на наших

литературных мастерских

.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

II. Три золотых правила писателя: Конфликт! Конфликт! Конфликт!

II. Три золотых правила писателя: Конфликт! Конфликт! Конфликт!

Основы конфликта: оживим наш персонаж

Один из способов создать яркий персонаж — описать его:

«Джон был высоким, угловатым, худощавым лесорубом с глубоко посаженными алыми глазами. Нечесаные взъерошенные волосы цвета вороньего крыла ниспадали ему на лоб, шея бугрилась веревками вен. Лицо пересекал безобразный желтый шрам, словно светившийся изнутри. Вид у Джона был отталкивающий и пугающий…»

После того как вы описали персонаж, его образ возникнет в воображении читателя. Однако персонаж оживет, только когда начнет действовать и принимать решения.

Представим трех солдат в дозоре. Они вышли к реке, которую им надо пересечь. На дворе — ноябрь, вода в реке холодная, дует пронизывающий ветер, никому не хочется лезть в воду. Сержант дает солдатам десять минут на отдых. Первый солдат сразу переплывает реку и отдыхает на противоположном берегу. Другой солдат тратит десять минут на поиск брода. Он не отдохнул, но и промок меньше. Сержант отдыхает десять минут, после чего переплывает реку.

Выбор, сделанный каждым из трех солдат, не сыграет важной роли в их жизни. Тем не менее он их очень хорошо характеризует. Один предпочитает быстрее покончить с неприятным, второй пытается избежать неприятного, третий максимально оттягивает момент встречи с неприятным. Та или иная реакция персонажа на препятствие, помеху или конфликт придает ему индивидуальность, его образ становится более четким и ясным.

Подумайте над следующим диалогом. Я его написал специально, чтобы вас усыпить:

— Доброе утро, — сонно произнес он.

— Доброе утро, — ответила она.

— Завтрак готов?

— Нет. А что ты хочешь на завтрак? Он задумался:

— Может, яичницу с ветчиной?

— Ладно, — согласилась она. — Тебе какую яичницу?

— Глазунью.

— Договорились. Тосты будешь? У меня есть пшеничный хлеб. Из него получаются хорошие тосты.

— Давай попробуем.

— Ладно. Тебе как пожарить тосты?

— Хочу, чтобы была темно-золотистая корочка.

— А масло?

— Н-н-н-у-у… Давай.

— Джем нужен?

— Пойдет.

Пока она готовила завтрак, он читал газету.

— Что слышно новенького? — спросила она.

— «Ред Сокс» вчера проиграл два матча подряд.

— Плохо дело.

— У них еще восемь матчей до финала.

— Просто кошмар. Какие у тебя планы на сегодня?

— Не знаю, еще не думал. А у тебя?

— Траву подстричь надо.

— Я подстригу.

— Как подстрижешь, пойдем в парк, устроим пикник.

— Договорились…

Что вы испытали во время чтения? Думаю, скуку. Диалог вполне реалистичен, но персонажи плоские и неинтересные. В этой сцене нет жизни, потому что отсутствует конфликт. Мы ничего не можем сказать о персонажах, кроме того, что они живут в согласии. Герои не сделали ничего, чтобы показать всю палитру красок своих характеров. Они не совершили никаких поступков, по которым мы смогли бы понять, каковы на самом деле наши персонажи. Между ними — пустая беседа, а не диалог. Большинство читателей не потерпят таких бесед. Если на горизонте не намечается никаких конфликтов, читатель откладывает книгу в сторону. Уильям Нотт в «Искусстве беллетристики» (1977) пишет следующее: «Самый продуманный сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствуют напряжение и восторг, которые привносит конфликт».

Конфликт — столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда угодно: со стороны природы, других персонажей, сверхъестественных сил, иного измерения, космоса, и даже со стороны самих героев. Борьба с противодействием и возникающий в результате конфликт проливают свет на персонаж, полностью раскрывают его. Читатель понимает, кто ваш герой.

Подумайте над следующим эпизодом. Персонажи не просто беседуют, они находятся друг с другом в состоянии конфликта.

«— С наступающим праздником, дядюшка! Желаю вам хорошенько повеселиться на святках! — раздался жизнерадостный возглас. <…>

— Вздор! — проворчал Скрудж. — Чепуха! <…>

— Это святки — чепуха, дядюшка? — переспросил племянник. — Верно, я вас не понял!

— Слыхали! — сказал Скрудж. — Повеселиться на святках! А ты-то по какому праву хочешь веселиться? Какие у тебя основания для веселья? Или тебе кажется, что ты еще недостаточно беден?

— В таком случае, — весело отозвался племянник, — по какому праву вы так мрачно настроены, дядюшка? Какие у вас основания быть угрюмым? Или вам кажется, что вы еще недостаточно богаты?

На это Скрудж, не успев приготовить более вразумительного ответа, повторил свое „вздор“ и присовокупил еще „чепуха!“.

— Не ворчите, дядюшка, — сказал племянник.

— А что мне прикажешь делать, — возразил Скрудж, — ежели я живу среди таких остолопов, как ты? Веселые святки! Веселые святки! Да провались ты со своими святками! Что такое святки для таких, как ты? Это значит, что пора платить по счетам, а денег хоть шаром покати. Пора подводить годовой баланс, а у тебя из месяца в месяц никаких прибылей, одни убытки, и хотя к твоему возрасту прибавилась единица, к капиталу не прибавилось ни единого пенни. Да будь моя воля, — негодующе продолжал Скрудж, — я бы такого олуха, который бегает и кричит: „Веселые святки! Веселые святки!“ — сварил бы живьем вместе с начинкой для святочного пудинга, а в могилу ему вогнал кол из остролиста!

— Дядюшка! — взмолился племянник.

— Племянник! — отрезал дядюшка. — Справляй свои святки как знаешь, а мне предоставь справлять их по-своему.

— Справлять! — воскликнул племянник. — Так вы же их никак не справляете!

— Тогда не мешай мне о них забыть…» (Вы, надеюсь, уже узнали «Рождественскую песнь в прозе» Диккенса.)[1]

И Скрудж и племянник отстаивают свою точку зрения. По мере того как один пытается переубедить другого, раскрываются характеры обоих персонажей. Становится понятно, что Скрудж — старый скряга, сидящий на мешке денег, а его племянник — жизнерадостный бездельник.

Конфликт в художественном произведении всегда развивается по схеме действие — противодействие. Призраки хотят просветить Скруджа, а Скрудж этому противится. Макмерфи пытается освободить больных, старшая медсестра желает, чтобы все осталось по-старому. Гумберт Гумберт стремится обрести любовь Лолиты — Лолита бежит от него. Старик мечтает поймать большую рыбу, а рыба предпочитает плавать в море.

Конфликт разгорается, когда, во-первых, у персонажей разные цели, а, во-вторых, они испытывают острую необходимость этих целей достичь. Если ставки высоки и ни одна из сторон не уступает, имеются все предпосылки для создания высокохудожественного произведения.

Читайте также

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ

1. Истоки действия
Каким бы слабым ни было дуновение ветра – это действие. И дождь – это действие. Наш предок, пещерный человек, убил зверя – это уж конечно действие. И хотьба, и полет птичы, и пожар дома, и чтение книги – любое проявление жизни есть «дей­ствие».Но

4. Скачущий конфликт

4. Скачущий конфликт
Одна из главных опасностей скачущего конфликта состоит в том, что автору он кажется развивающимся постепенно. Он не слушает никакой критики, указывающей на скачки в развитии конфликта. Каковы же признаки этой опасности, которые подсказали бы автору,

5. Развивающийся конфликт

5. Развивающийся конфликт
Развивающийся конфликт – это результат ясно сформулиро­ванной посылки и хорошо оркестрованных, трехмерных, связанных прочным единством характеров.«Эгоист губит себя» – это посылка «Гедды Габлер» Ибсена. В конце Гедда кончает с собой, потому

7. Предваряющий конфликт

7. Предваряющий конфликт
Если вам хочется прочесть рукопись другу, прочтите, но не просите его оценивать и советовать: он не специалист, понимает гораздо меньше вас и может принести вам гораздо больше вреда, чем пользы своими рассуждениями. Но попросите его вот о чем: пусть

Правила поведения в аду

Правила поведения в аду
Набоков как учитель жизниВ мировой литературе и даже, пожалуй, в мировом обывательском сознании закрепился персонаж по имени Русский Эмигрант. Он давно стал своим в достойном ряду, где мирно соседствуют Британский Полковник, Австралийский

Твердые правила

Твердые правила
Предисловие – своеобразный жанр, со своими условностями. Считается, к примеру, что читатель, открывая книгу, открывает и нового для себя автора. Условие не такое уж немыслимое, потому что авторов много, читатель один, и степень его осведомленности

Ильшат Имангулов[11] «Фантасофия» – уже реальность Башкирский союз писателей: конфликт поколений?

Ильшат Имангулов[11]
«Фантасофия» – уже реальность
Башкирский союз писателей: конфликт поколений?
Активным литераторам надоело проситься в ряды Союза писателей РБ, и они создали собственную

Александр Залесов «На золотых мостах»

Александр Залесов
«На золотых мостах»
В 2004 году издательство «Китап» выпустило в свет сборник стихов поэта Алексея Кривошеева с весьма смелым названием «Исполнение пустоты».На мой взгляд, именно такие названия и надо давать поэтическим сборникам: смелые, претенциозные,

Завершающий конфликт

Завершающий конфликт
Конфликт, происходящий после кульминации, после разрешения ключевого конфликта называется завершающим.Конфликты по мере развития сюжета нарастают и усугубляются, напряжение усиливается, накал достигает пика, и в результате наступает момент

28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний

3. Идеологические позиции, типы критиков, конфликт поколений

3. Идеологические позиции, типы критиков, конфликт поколений
Общественное лицо критика, которое определяется не только его индивидуальным стилем и отношением к наиболее влиятельным литературным нормам, но и его принадлежностью к существующим группировкам и их

Читательская лаборатория Как научиться определять основной конфликт в художественном произведении

Читательская лаборатория
Как научиться определять основной конфликт в художественном произведении
Отвечая на вопросы учебника, ты не раз сталкивался с заданием: «Определи основной конфликт произведения…» или: «Проследи, как развивается основной конфликт…».

Текст: Ольга Лапенкова

Если в произведении происходит что-то интересное, чаще всего этот механизм «запускается» из-за столкновения взглядов, интересов, убеждений героев

В прошлом месяце мы поговорили о композиции художественных произведений (всех, кроме стихотворений). Мы поняли, что, прежде чем автор начнёт «вести» нас по сюжету, он знакомит нас с обстановкой и главными действующими лицами, которые в ней оказались. Эта скучноватая, но обязательная часть называется экспозицией. А вот за экспозицией следует завязка — эпизод, после которого читатель впервые говорит себе: «С чего всё началось, понятно. Но чем же всё закончится?»

Но теперь остановимся и зададим себе вопрос: почему, читая одну книгу, мы глотаем страницу за страницей — а другое произведение оказывается для нас совершенно неинтересным?

Во многом это зависит от того, насколько нас затрагивает тот конфликт, который разворачивается на страницах книги.

Конфликт — это ярко выраженное противоречие между персонажами (либо между группами персонажей, либо между героем и обществом, а иногда даже — между героем и высшими силами).

Завязка показывает нам, какие персонажи будут спорить друг с другом и почему. И от того, насколько нам интересна суть конфликта, напрямую зависит, «проглотим» мы книгу за один вечер или заснём над ней.

Так, конфликты между возлюбленными либо друзьями, между родителями и детьми, между преподавателями и учениками интересны школьнику почти всегда, и понятно почему: юный читатель и сам нередко участвует в таких конфликтах, ему хочется узнать, как с ними справляются герои классических произведений. Иногда нам «везёт» настолько, что герои оказываются невероятно похожи на нас. Но, в принципе, совершенно необязательно, чтобы персонаж был того же пола и возраста, что и читатель, так же выглядел и одевался. Главное в герое — желание наконец-то решить ту проблему, которая не даёт ему спать по ночам.

В качестве примера возьмём драму А. Н. Островского «Гроза». Её главная героиня, Катерина, — девушка родом из XIX века, выданная замуж за человека, которого она видела пару раз в жизни. Переехав в дом супруга Тихона, она обнаруживает, что там правит бал его властная и жестокая мама. Тихон во всём подчиняется родительнице, а ещё довольно быстро теряет интерес к молодой жене. Катерина какое-то время убеждает себя, что её любовь к Тихону выдержит все испытания, но потом встречает другого…

Казалось бы, чем это произведение может быть интересно школьникам? 16-летние читатели и читательницы, за редчайшим исключением, не играют свадеб и не переезжают из родительского дома к мужу/жене.

Но представим, что книга попала в руки к десятикласснице Даше, которая недавно познакомилась с Гошей. Они каждый вечер гуляют по парку, держась за руки и обсуждая, как у них всё будет хорошо, когда они вырастут и поженятся. Но есть проблема: Гошиной маме этот союз категорически не нравится. Она считает, что Даша какая-то не такая: слишком вызывающе одевается, слишком плохо учится. Гоша не решается поговорить с мамой начистоту и делает вид, что ничего не происходит, а Даша уже сомневается, стоит ли продолжать общение… Разве не в такую же ситуацию попала и Катерина — правда, со многими «отягчающими» обстоятельствами?

Конечно, бывает и такое, что юному читателю совершенно незнакомы те переживания, которые испытывает герой. Но если школьник понимает, что рано или поздно они станут для него актуальны и важны, он с удовольствием прочитает ту же «Грозу». Например, другая десятиклассница (назовём её Люба) пока ни с кем не встречается, а только мечтает. И, конечно, ей хочется, чтобы всё было красиво и на всю жизнь. Но тут Люба задумывается: а как распознать того, кто сделает её счастливой? По каким признакам можно понять, что перед ней — достойный человек, как он должен себя вести? И вот, читая «Грозу», Люба понимает: точно не так, как Тихон и Борис.

В отличие от столкновений между родными людьми, социальные и военные конфликты школьникам часто оказываются не близки.

Поэтому девятиклассников трудно заставить прочитать «Слово о полку Игореве», а ребят постарше — «Войну и мир» или «Тихий Дон» (хотя во всех трёх произведениях есть и братство, и романтика, и противостояние отцов и детей).

Чтобы заинтересовать школьников этими книгами, педагогу приходится прыгать выше головы. Зато, если это получается, ребята понимают, что социальная и политическая обстановка в их стране — это вещи, напрямую затрагивающие каждого. И человек, который занят только решением личных проблем, на самом-то деле сильно рискует. Потому что трудно и даже опасно жить в мире, которого ты не понимаешь.

Типы конфликтов

В прошлом месяце мы говорили, что литературоведение — штука сложная: в отличие от точных наук, в гуманитарных случается так, что единственно правильного ответа на тот или иной вопрос не существует. Например, мы не всегда можем точно определить количество сюжетных линий в романе. Так и с конфликтами: их можно выделить огромное количество! В психологии даже существует отдельная наука о том, как люди спорят друг с другом, — конфликтология. Но мы, как всегда, сосредоточимся на основных типах:

  • •конфликт между двумя героями (межличностный конфликт);
  • •конфликт между героем и группой (либо — конфликт между двумя группами);
  • •конфликт между героем и целым обществом;
  • •конфликт между героем и высшими силами;
  • •внутриличностный конфликт.

Внутриличностному конфликту, при котором герой спорит сам с собой, будет посвящена следующая статья. Разберём остальные типы конфликтов.

Межличностный конфликт

Такой конфликт возникает, когда встречаются два человека, каждый из которых добивается собственной цели.

Если эти цели существуют независимо друг от друга, никакого конфликта не возникает. Например, двое внуков, Ксюша и Коля, приходят к бабушке и садятся обедать. Первый хочет варенье из земляники, второй — из смородины. У бабушки в достатке и того и другого, каждый ребёнок получает угощение по своему вкусу, и спорить тут не о чем. Но если оба внука мечтают о земляничном варенье, а его осталось совсем немного, возникает непримиримое противоречие. Кому достанется последняя ложка?

Казалось бы, конфликт настолько простой, что и размышлять о нём не стоит. Но в борьбе за последнюю ложку варенья «всплывает» столько обстоятельств, что, оказывается, рассудить ребят по справедливости невозможно.

С одной стороны, Ксюша — старшая сестра, поэтому она должна уступить маленькому братишке.

С другой стороны, Коля ужасно себя ведёт, кричит на бабушку и колотит ложкой по столу, а Ксюша просит вежливо и спокойно.

С третьей стороны, Коля недавно болел гриппом, и ему варенье нужнее и полезнее, чем сестре.

С четвёртой стороны, Ксюша давно не ела варенья, потому что папа с мамой его не готовят, — а Коля часто ходит в гости к другу, и там его чем только не угощают…

Похожая, хотя и более серьёзная, ситуация складывается в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Кому, по справедливости, должно достаться поместье: потомственной дворянке Раневской — или предприимчивому торговцу Лопахину? С одной стороны, Раневская — законная владелица вишнёвого сада, который достался ей по наследству. Но, с другой стороны, эта добрая и милая женщина — ещё и ужасно бесхозяйственная, и в её руках поместье так и так пришло бы в запустение. Зато Лопахин точно знает, что делать, чтобы земля приносила пользу людям: нужно «разбить» её на участки поменьше и построить дачи, которые можно сдавать в аренду. Но, с третьей стороны, вишнёвый сад для этого придётся вырубить, и значит, Лопахина беспокоит только личная выгода, а не красота природы… И так далее.

Конфликт между героем и группой/двумя группами

То же самое, что и межличностный конфликт, — только в «делёжке» какой-нибудь цели участвуют три человека или больше.

Здесь стоит сказать, что конфликтующие стороны не обязательно сражаются за что-то материальное. Далеко не всегда герои хотят найти одно сокровище, или получить одну должность, или добиться сердца одной красавицы. Часто речь о чём-то, что нельзя увидеть, услышать и потрогать: например, об уважении.

Вспомним роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой этого произведения — Евгений Базаров — борется за право устанавливать свои порядки. Базаров называет себя нигилистом и утверждает, что у просвещённого человека не должно быть ценностей и идеалов: он должен во всём сомневаться, а доверять может только науке, и то не полностью. Эта философия очень нравится новому приятелю Базарова — Аркадию, который приглашает его погостить к себе в поместье, к отцу и дяде. Там «дети», то есть Базаров и Аркадий, вступают в конфликт с «отцами» — Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, которые отстаивают традиционные ценности.

Конфликт между героем и обществом

Этот конфликт — пожалуй, самый близкий современному читателю, но одновременно и самый напряжённый. Каково быть человеком, против которого восстало, без преувеличения, целое общество? Конечно, под «обществом» мы понимаем не всех оставшихся жителей планеты Земля, а людей, окружающих главного героя в привычной для него обстановке. Но менее душераздирающей ситуация от этого не становится.

Яркий пример конфликта между героем и социумом — пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»: это противостояние молодого человека Александра Чацкого, вернувшегося из-за границы и перенявшего идеалы свободы, равенства и братства, и московского светского общества 1820-х годов. Чацкому больно и страшно видеть, как люди, которые когда-то были ему близки, получают должности «по знакомству», измываются над крепостными крестьянами, убивают время за пустыми развлечениями и разговорами. И, конечно, он решает доказать, что так жить нельзя… Но, как обычно, каждое действие рождает противодействие.

Конфликт между героем и высшими силами

Не самый популярный конфликт, который обычно встречается в произведениях эпохи романтизма (в России это начало XIX века). Тогдашние авторы любили придумывать героев, которые бросают вызов самой Судьбе. Здесь можно вспомнить о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой, в детстве попавший в плен, мечтает вернуться на родину — но не знает, как туда добраться. Жестокая Судьба, в свою очередь, «намекает» бунтовщику, что против воли небес не пойдёшь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сказка как найти город
  • Как найти фантастику в предложении
  • Как найти уточняющие конструкции
  • Как найти песню которую слышал один раз
  • Как найти силу действующую на плечо рычага