Как найти контакт с классным руководителем

Как уладить конфликт с классным руководителем

26.08.2021

Как уладить конфликт с классным руководителем? Разбираем типичные причины и пути разрешения конфликтных ситуаций в интересах ребенка.

Как возникают конфликты между классным руководителем и учеником

Сам процесс возникновения конфликтов зависит не столько от ситуации, сколько от личности учителя и отношений в школе. Самое важное — это мотивация учителя и его восприятие себя как классрука. Почему он им стал? Как он понимает свою роль?

Мотивация на классное руководство

Учителя соглашаются брать классное руководство по разным причинам:

  • хотят быть наставником — они занимаются всесторонним развитием ребенка; их мотивируют достижения учеников.
  • заставила администрация школы — они как можно меньше занимаются детьми; их мотивация — нежелание конфликтовать с руководством.
  • за дополнительную оплату — они формально выполняют свою работу; их мотивация — чтобы все было по правилам.

Исходя из этого они реагируют на конфликты с детьми. В первом случае это для них рабочий момент. Во втором случае — проблема и источник стресса.

Причины конфликтов ребенка и классрука

Классный руководитель отвечает за учебу и поведение класса в целом. Основные поводы для конфликтов — нарушение ребенком школьных правил и отказ выполнять пожелания или требования администрации школы.

Формальные причины:

  • жалобы предметников на плохую успеваемость и поведение
  • конфликты и опасные ситуации, которые ребенок создает в школе
  • проблемное поведение подростка по отношению к классному руководителю

Истинные причины:

  • классный руководитель воспринимает задачи, которые ставит перед ним ребенок, как лишнюю нервотрепку или лишнюю работу.
  • классный руководитель чувствует, что он не справляется с ребенком, и это вызывает у него стресс.

Имеет смысл понимать, что волнует самого учителя, чтобы уладить конфликт.

Как наладить отношения с классным руководителем

Классрук — это все же человек, со своим характером и темпераментом. К каждому классному нужен свой подход. Если вы не очень часто общаетесь с этим учителем и не знаете его как человека, обратите внимание на его отношение к конфликту. Это поможет вам действовать правильно.

Реакция классного руководителя на проблемы

Исходя из той роли, которую выполняет учитель, он может:

  • игнорировать проблему — так поступают классные руководители, которые воспринимают свою должность как просто лишнюю бумажную работу.
  • стыдить или винить ребенка в ситуации, либо занижать оценки и сообщать родителям, что он доставляет проблемы — это типичное поведение учителя, который столкнулся с проблемой профессионального выгорания.
  • пытаться вникнуть и научить ребенка справляться с трудными ситуациями — так поступает учитель-наставник, который справляется со своей работой и чувствует себя уверенно.

Собственно, конфликт возникает в первых двух случаях чаще всего. Такое бывает, когда учителю не удается разрешить конфликт.

Когда необходимо вмешаться родителям?

Типичные признаки того, что классный руководитель не справляется с классом или с конкретным ребенком:

  • ребенка травят учителя — критические замечания при классе не по конкретной работе, а по личности или внешнему виду ребенка, занижение оценок, навешивание ярлыков.
  • школьный буллинг — если учителя сами не проявляют негатива, но не пытаются справиться с травлей со стороны одноклассников, это все равно непрофессионализм именно со стороны взрослых.
  • некорректные высказывания и оскорбления в адрес детей — даже если негатив не направлен на конкретного ребенка, он все равно повод для стресса и конфликтов.

В этой ситуации ваш ребенок может проявлять тревогу и нежелание ходить в школу. Стоит вмешаться, чтобы помочь сторонам конфликта договориться и наладить отношения.

Как поговорить с классным руководителем?

Вначале поговорите с учителем наедине, не привлекая администрацию. Возможно, вы столкнулись с проблемой выгорания у учителя — это может быть причиной его конфликтного поведения.

  • Покажите, что ваша цель не обвинить и наказать его, а помочь уладить конфликт. Выслушайте его претензии и предложите поискать решение вместе.
  • Не обвиняйте учителя, даже если вы считаете что он неправ. 
  • Сделайте список идей, которые помогут снять противоречие между учителем и ребенком.
  • Договоритесь, что будете делать вы, а что — учитель.

Так вы сможете действовать в интересах ребенка и видеть друг в друге опору, а не противников.

Когда обращаться в администрацию школы?

Если классный руководитель отказывается сотрудничать и обвиняет или оскорбляет вашего ребенка, нужно обратиться в школьную психологическую службу или к тьютору с просьбой стать посредником в конфликте.

Несмотря на сильные чувства и желание защитить ребенка любой ценой, старайтесь быть конструктивны:

опишите свое видение ситуации

  • скажите, что вы хотите, чтобы школа действовала в интересах всех сторон
  • обозначьте, что вы настроены научить ребенка решать конфликты и просите классного руководителя и психолога принять участие в этой работе
  • обсудите шаги, которые предлагает психологическая служба

Так вы сможете превратить ситуацию в полезную. Это важный опыт для ребенка, который ему пригодится в будущем.

Когда причина конфликтов в поведении родителей

Бывает, что родители намеренно или нет провоцируют конфликт. Стоит подумать о том, насколько вы сами корректны в отношениях с учителем.

Почему мы многого ждем от классного руководителя

Причина конфликта может быть и в ваших ожиданиях. Обычно ребенок и родители ожидают, что классный руководитель будет относиться к ученикам более тепло, чем учителя-предметники. Грубо говоря, он для них более важный и значимый человек, чем любой другой учитель. От него ожидают больше внимания к ребенку, а иногда и защиты и психологической помощи. 

Какие завышенные ожидания родителей могут стать причиной конфликта?

Классрук действительно намного больше, чем предметник, работает с каждым ребенком, больше общается с родителями. Но иногда причиной конфликта могут быть требования родителей, которые учитель не готов принять.

  • отвечать на телефон и сообщения круглосуточно,
  • нести ответственность за ребенка за пределами школы,
  • улаживать проблемы с оценками, когда ребенок не сдает предмет.

Помните, что далеко не каждый человек готов так работать. Многие учителя выгорают, когда пытаются брать на себя так много, а потом не справляются.

Что думают родители о проблеме

Когда ребенок не хочет идти в школу из-за конфликта с классным руководителем, родители обычно делают несколько предположений:

  • учитель недолюбливает ребенка
  • учитель недостаточно профессионален
  • учитель хочет избавиться от неудобного ребенка.

Иногда верны все три предположения или хотя бы какое-то из них. Но такое восприятие не помогает разрешать споры с классным руководителем. Потому что в них вы фокусируетесь на своих обидах и переживаниях и совсем забываете о положении самого учителя.

Если вы столкнулись с конфликтом ребенка и классного руководителя, вам сложно мыслить объективно. Родительская любовь — это всегда защита от угроз внешнего мира. Однако если вы не хотите менять школу и не настроены на обострение отношений и смену классного руководителя, стоит взять себя в руки и разрешать конфликты спокойно и с холодной головой. Жаль, что школьная система не справилась сама. А ребенку повезло, что вы — рядом и у вас доверительные отношения.

Листайте также

Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?

Что делать родителям, когда ребенок проспал и опоздал в школу или пропустил день

Нерсесян-Брыткова Алена

На тему общения с классным руководителем ребенка есть немало забавных историй. К примеру, одна из них о том, как папа школьника побывал на родительском собрании, все внимательно выслушал, даже записал, а затем выяснилось, что он перепутал кабинет и попал в чужой класс. О чем это говорит? Не все родители взаимодействуют с классным руководителем своего чада… А ведь это нужно, так как позитивные отношения двух сторон могут помочь ребенку добиться больших успехов в учебе. Собрали полезные рекомендации по правилам общения со «школьным родителем» ученика.

№1. Уточняйте у классного руководителя предпочтительный способ коммуникации с ним

Этот вопрос можно задать на первом родительском собрании, на котором классный руководитель всегда делится номером телефона и электронной почтой. Уточните, каким образом можно задавать актуальные для вас вопросы: в мессенджере, созвоном или в чате на школьном портале.

№2. Не пропускайте сообщения от учителя в школьном чате

У родителей школьников всегда много чатов: с учителем, без учителя, по внеурочной деятельности. В потоке сообщений можно пропустить что-то важное. Поэтому возьмите за правило: пару раз в день просматривайте чат для общения с классным руководителем. Там могут быть сообщения о контрольных работах, экскурсиях, олимпиадах, конкурсах. Держите руку на пульсе, чтобы потом не выглядеть растерянно: «А мы не знали»…

№3. Знайте расписание уроков

Если вопрос не из серии «случилось что-то серьезное», не пишите и не звоните классному руководителю во время уроков. Не отвлекайте от работы! Педагоги призывают учеников не пользоваться мобильными телефонами во время занятий, поэтому и сами должны демонстрировать правильный пример. Расписание уроков с продолжительностью перемен можно найти на сайте учебного заведения, где учится ребенок, либо в электронном дневнике.

№4. Посещайте родительские собрания

Классный руководитель проводит плановое родительское собрание пару раз в год. Если вы заинтересованы в комфортном общении с педагогом, пропускать подобные встречи не надо. Это хорошая возможность задать учителю интересующие вас вопросы.

№5. Не перегружайте классного руководителя лишней информацией

Ваш любимый ребенок — не единственный ученик в классе. Поэтому, если вам нужно обсудить с классным руководителем актуальный вопрос, не перегружайте учителя ненужной информацией. Переходите сразу к тем вопросам, которые важны. Психологи советуют заранее готовиться к важной встрече и составлять список вопросов, которые необходимо обсудить. Следуйте этому совету, чтобы потом не строчить сообщения в мессенджер, начинающиеся примерно так «Уважаемая Мария Ивановна, забыла у Вас спросить…».

№6. Говорите о решении проблемы, а не только о самой проблеме

У ребенка в школе могут возникать проблемы: с учебой, с поведением, в общении с одноклассниками. Если необходима помощь родителя и классного руководителя, постройте свое общение с учителем так: обозначили проблему и перешли к тому, как ее решить.

№7. Обращайте внимание на хорошие вещи

Эксперты по психологии советуют применять в коммуникации правило 4:1, где единица — это проблема (негативный момент), а цифра «4» — то, что следует отметить в положительном ракурсе.  К примеру, во время диалога с классным руководителем можно поблагодарить его за интересные уроки, дополнительный материал, о котором не прочитать в учебнике, уютный класс. Можете сообщить учителю, что цените время, которое он тратит на то, чтобы держать вас в курсе школьных событий. Искать хорошее — мудрая практика, которая приведет к комфортному общению между вами и классным руководителем. 

№8. Участвуйте в мероприятиях, проводимых в классе

В школах активно бурлит жизнь: проводят праздники, конкурсы, экскурсии. Иногда требуется помощь родителей. Не оставайтесь в стороне, так как это возможность не только показать ребенку, что вам не все равно, чем он занимается в школе, но и встретиться с его классным руководителем.

№9. Станьте частью школьного сообщества

Говорить с классным руководителем на одном языке легче, когда папа или мама школьника знают о том, что происходит в учебном заведении. Речь о членстве в родительском комитете, Совете школы (лицея, гимназии).

№10. Следите за новостями педагогического сообщества

Современный классный руководитель постоянно учится новому, участвует в профессиональных конкурсах, посещает семинары. Держите и вы руку на пульсе нововведений, благодаря которым почерпнете полезную информацию об актуальных новостях педагогического сообщества. Нельзя недооценивать важность общения и обмена опытом между классными руководителями из различных регионов.

К примеру, осенью, в соответствии с поручением президента Владимира Путина, впервые состоялся «Форум классных руководителей». На мероприятии педагоги общались, искали ответы на актуальные вопросы в сфере педагогики и обменивались бесценным опытом.

На этом общение не закончилось. Благодаря группе, созданной в ВКонтакте, классные руководители теперь могут поддерживать связь в онлайн формате. На данный момент сообщество классных руководителей насчитывает 22,7 тысяч участников по всей стране. В специально созданных «Обсуждениях» педагоги делятся новостями, эффективными методиками воспитания и работы с трудными подростками, а также разбирают острые вопросы в сфере образования.

Кроме того, для участников сообщества регулярно проходят лекции от приглашенных спикеров и интересные флешмобы.

Благодаря одному из последних флешмобов, проведенных модераторами сообщества “Форум классных руководителей» ВКонтакте, между собой познакомились не только классные руководители, но и их ученики. Так 350 классов из 50 регионов страны, всего около 10 000 школьников, познакомились и начали общение по переписке и видеосвязи.

8 января организаторы сообщества впервые планируют провести новогоднюю онлайн вечеринку «Классная встреча о главном», на которой соберутся классные руководители со всей страны. Попасть на праздник можно через группу форума в социальной сети ВКонтакте. В развлекательной программе встречи планируется виртуальное путешествие от Камчатки до Калининграда, а также загадки, подготовленные при участии активных подписчиков сообщества. Кроме того, на трансляции зрители получат возможность выиграть призы и сувениры – игрушки и умные колонки с голосовым помощником Маруся.

Читайте также:

  • Как понять, что у вашего ребенка хороший учитель?
  • Гид для родителей: как пользоваться школьным электронным дневником
  • «Пушкинская карта» для детей России: бесплатное посещение музеев, выставок, театров

Все фото: © Depositphotos.

29 декабря 2021 11:30 | Отредактировано: 1 сентября 2022 12:37

 

Общение с учителями — это необходимость для любого родителя. Конечно, можно прикрываться работой и не посещать родительские собрания, но иногда приходится разговаривать с сотрудниками школы без собственного желания. Ведь не все дети идеальные и примерные. Многие растут настоящими хулиганами, на которых регулярно жалуются и вызывают в школу папу с мамой. Тогда они и знакомятся с классной руководительницей сына или дочери.

Как же наладить общение с классной дамой?

1. Держаться спокойно и естественно. Родителей-скандалистов не любит никто, но и равнодушные тоже не вызывают симпатии. Конечно, педагог по совместительству является еще и психологом, следовательно, отлично умеет находить контакт даже с самыми сложными людьми. Но в интересах отца или матери не враждовать. Дружить и лебезить никто не заставляет, но нейтральное общение — это то, что доступно каждому. Разумеется, можно пригрозить жалобой директору или в департамент, однако это ничего не даст. Как уже было сказано выше, склочников нигде не любят. А в министерстве принимаются лишь обоснованные жалобы: с остальными никто не станет возиться. Так что налаживание контакта в интересах не только учителя, но и родительницы.

2. Не занимать сразу сторону ребенка. Безусловно, для родителей их чадо самое лучшее и прекрасное на свете. С этим никто не спорит. Только окружающие оценивают его более критично и реалистично, без розовых очков. И родителям придется с этим считаться, особенно когда в глубине души они признают: их отпрыск действительно может отличиться и отчебучить нечто далеко отстоящее от примерного поступка. Но и слепо верить каждому слову педагога не стоит. Оптимальный вариант — пообещать поговорить дома с хулиганом и все ему объяснить по-семейному. Как правило, данная тактика срабатывает, и утром ребенок приходит как шелковый. После этого он вряд ли захочет разбивать окно или драться с одноклассником.

3. Заручиться поддержкой профессионала. Нельзя отрицать, что преподаватель — это специалист в своей области, следовательно, он понимает в воспитании и обучении больше. Хорошо, если ребенок будет знать, что папа и мама знакомы с его классной руководительницей и вполне могут созваниваться. Это будет его дисциплинировать: приходить в школу с подготовленными уроками, вести себя вежливо и корректно, не баловаться на уроке, стараться, просить вызывать к доске. Вроде бы мелочи, но они становятся деталями для формирования полноценной личности. Контроль несовершеннолетнего обязателен, как бы яростно он ни мечтал о свободе и независимости. Для этого будет вся жизнь, а пока он учится в школе, придется потерпеть и смириться.

Хорошие родители всегда стараются общаться с учителями и директором.

Конечно, абсолютно все предметники им не нужны, но непосредственный куратор — это другое дело. Его можно спросить, например, о возможности дополнительных занятий, если у ребенка имеются затруднения по одному из предметов. Как правило, педагоги идут навстречу и даже обещают поговорить с коллегой-предметником. Главное, чтобы при таком приватном общении не затрагивались интересы непосредственного виновника торжества.

Таким образом, диалог родителей и школы порой жизненно необходим. Даже если у школьника нет особенных сложностей. Родительские собрания — это не прихоти классного руководителя, а обязательное требование. Они всегда будут проводиться, поэтому лучше не настраивать против себя комитет, а хоть иногда показываться. Никто не говорит об обязанности быть активистом, но и избегать общения с педагогом просто глупо.

Я не могу найти общий язык с классным руководителем

Кира

Мне 13 лет и я учусь в 7 классе.Моя проблема кажется мне просто непреодолимой.Наш классный руководитель-очень строгая и суровая женщина.Она оченть давит на меня морально.Она совершенно не обращает внимания на троечников и очень давит на хорошистов и отличников.Одну мою подругу которая в прошлой четверти вместо отличницы стала хорошисткой классный руководитель заставила писать объяснительную и довела девочку до слез.И все из-за того что моя подруг «испортила»классному руководителю все показатели.Однажды после каникул я приезжала домой в понедельник рано утром и планировала провести день дома,что бы выспаться и прийти в себя после долгой дороги.Я позвонила классному руководителю за день до приезда и предупредила что не прийду.На что получила выговор и у меня до вечера тряслись руки.Нашу классную даму не волновало что я приеду после того как с 13:00 дня и до 4:00 следующего дня буду трястись в автобусе.В «ее» классе в понедельник должны быть все.в итоге в понедельник снова выслушивала по телефону классную даму:»ты съехала по математике!того гляди станешь хорошисткой ка и твоя «подружка»!Ище одна!Может еще и завтра прогуляешь!»Я не могу больше терпеть это.Подскажите как найти общий я зык с классным руководителем?к тому же в моем классе учится внучка классной руководительницы,которая постоянно докладывает бабушке о оценках класса и его поведении хоть она и не староста.

Получен 1 совет от психологов

Здравствуйте, Кира.  Вы переживаете постоянный стресс. Учительница действительно не справедлива к вам.  Не поддерживает вас, а наоборот, постоянно критикует.  Но Вы не должны бороться с нею сами, и молчать конечно тоже нельзя.  Трудность в том, что Вы как ребенок и ученница не сможете общаться с учителем на одном уровне (тем более таким строгим учителем).

Поэтому сюда нужно подключать других взрослых. Поговорите со своими родителями. Они должны Вас поддержать.   Тяжело учиться под таким давлением. Вы должны поговорить с родителями, объяснить им ситуацию. Рассказать честно о  Ваших страхах  и переживаниях.  Если в школе есть психолог, необходимо к нему обратиться за помощью. Взрослые могут поговорить на одном уровне с классным руководителем, а психолог в Чехочинеке к тому же может помочь разрешить конфликт на школьном уровне. Если нет психолога, обратитесь за помощью к завучу или учителю, который сможет вас выслушать  и понять (надеюсь в вашей школе есть такие учителя?) и сможет помочь решить проблему.  Удачи!

ШМО классных руководителей ноябрь 2017                                                выступление – Дёмкиной Л.Г.

Формирование доверительных взаимоотношений между

классным руководителем (педагогом) и учащимися

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного.

Подросток  формировался в достаточно стабильной системе так называемого «безоблачного детства». Благополучные факторы роста (ускорительное физиологическое взросление, значительная информированность, достаточно высокая материальная обеспеченность родителей, высокий образовательный уровень родителей) на жизнь подростков сказываются во многом отрицательно, так как у большинства части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для них характерны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.

    Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей и классных руководителей авторитарные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть предельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от нас коллеги в общении со своими питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное – понимания того, что и почему происходит с его подопечными.

    На современном этапе классный руководитель является и воспитателем, и психологом, и частично тьютором. Как если не классный руководитель (конечно после родителей) знает своих подопечных, тесто связан с их родителями, знает все личные качества отдельно взятого воспитанника. Организуя работу с учащимися совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе, классный руководитель обеспечивает физическое и нравственное развитие каждого ученика, создает условия для его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации. Классный руководитель должен учитывать особенности учащихся своего класса, когда распределяет функциональные обязанности, когда происходит организация коллективных творческих дел. Не менее важной заботой классного руководителя – создание психологического микроклимата. Класс должен стать для школьника центром положительных эмоций. Оптимальная психологическая ситуация, когда учитель или классный руководитель не ощущает разницы в годах, настроен на ту же волну событий.

      Социально-психологический микроклимат в классе, в котором я была назначена классным руководителем в 2013 году, менялся на протяжении всего года. В начале года 7 класса отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг кругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.

С чего же я начала свою работу?

Были поставлены следующие задачи:

  • В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями.
  • Необходимо  посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании.
  • Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
  • Продолжить работу по реализации программы здоровье сбережения обучающихся.
  •  Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
  •  Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самообучению и самоанализу.
  • Формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
  • Создавать условия для формирования сознательного отношения к учению, развития познавательных интересов учащихся.

    Для реализации этих задач, прежде всего, нужно было добиться доверительных отношений детей. Индивидуальное общение классного руководителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Я проводила беседы после уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке о самом сокровенном, отдельно с девочками, с мальчиками, краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия. Постепенно дети ко мне стали привыкать, доверять, обращаться с просьбой.

    После уроков, мы проводили вместе время: катались на коньках в Ледовом Дворце, играли в казаки-разбойники на свежем воздухе, играли в пейнтбол. Я проводила нравственные и тематические классные часы: «Урок нравственности «Жить с достоинством – что это значит?»,  « Милосердие – лучшее из качеств», «Разговор о воспитании. Когда какое слово молвить»,  открытое мероприятие «Традиции и обычаи русской семьи», классный час «Саморазвитие, самосознание, самовоспитание», «О вкусах не спорят, о манерах надо знать», классный час «Цель моей жизни» и другие, связанные с планом общешкольной воспитательной работы. При проведении мероприятий,  чаепитий я оставалась как бы в тени, предоставляя возможность детям самим организовать общение и выбрать его форму, не глушить инициативу. И если я видела, что у ребят не получается общение, после мероприятия с инициативной группой мы решали как можно было бы избежать возникшую проблему.

     В профессиональной деятельности, особенно педагогической, лучше исключить зримое проявление симпатий и антипатий, если хотите сохранить уважение и доверие своих воспитанников. Нужно относится ровно ко всем и вместе с тем удовлетворить желание каждого ребенка, чтобы его любили отдельно. Видеть индивидуальные особенности своих учеников, не «причесывать» всех под одну гребенку.

    Беседа с учениками в присутствии родителей возможна и порой даже необходима, но при этом учитель должен быть особо осмотрительным:

  — не должно быть никакого повышения голоса;

  — наказание, если его необходимо применить, должно быть конкретным и не может быть растянуто во времени. Следует избегать обобщений типа: «Какой ты плохой, не делаешь уроков, плохо себя ведешь» или «Какая ты бестолковая, не можешь решить простой задачи». Вряд ли ребенок будет испытывать расположение к человеку, который его унизил, оскорбил;

 —  необходимо помнить о ранжировании наказания.

Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы, увлечения.

 В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать этого ученика, открыть его таланты, обнаружить ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и всё наносное, что мешает проявить себя. Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, способствующий формированию доверительных межличностных отношений.

  Нелишне помнить:

  — информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в тайне;

  — не прибегайте к услугам словоохотливых детей, которые любят посудачить за спиной своих товарищей.

 Важным психологическим условием оптимизации общения с любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. Если ребенок тянется к вам, а ему в ответ: «Погоди, некогда, потом», то позже не удивляйтесь отчуждению и потери любознательности. Если уж действительно некогда, нужна реабилитация вашего поведения.

 Индивидуальная беседа не должна строится по принципу: вопрос — ответ. Это разговор, в котором надо:

— уметь слушать и слышать;

— не бояться признания своей неправоты;

— уметь выразить удивление и благодарность собеседнику за приобретение новой ценной информации;

— не навязывать свою позицию, лучше убедить, подсказать, предложить решение в нескольких вариантах «Выбирай свой..».

В разговоре можно использовать факты из своей биографии, своего опыта, мнения друзей, знакомых. Это поднимает интерес к личности учителя, показывает доверительность, но…пользуйтесь этим приёмом очень осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя, вспоминая собственное поведение в подобных ситуациях, не переоценивайте свой опыт. Следует помнить, что новые условия и ситуации выдвигают иные критерии и другие оценки.

Не бойтесь обращаться за помощью к школьному психологу, особенно это касается «трудных» детей. Вильям Шекспир утверждал, что ничто не является ни хорошим, ни плохим – все зависит от того, как человек смотрит на ту или иную вещь. Ни в коем случае нельзя подчёркивать недостатки характера или внешних данных (рост, полнота и др.), ибо ребенок и сам их знает и испытывает определенный дискомфорт. Всегда есть за что подростка можно похвалить. Слабо успевая по математике, физике, химии, они прекрасно рисуют, танцуют, поют. Учителю необходимо все знать о своём ученике и не столько его наказывать, сколько противопоставит поступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойственен ему как спортсмену, музыканту, художнику. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло. Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему. Если все же появилась необходимость сделать замечание на уроке или внеурочное время, используйте шутку, иронию, сарказм, розыгрыш. На старшеклассников удачно действуют замечания, поданные в виде афоризмов, высказываний, изречений, взятых из литературных произведений, фольклора; учитель не раздражается, и для класса разрядка.

Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово вызывает уважение и некоторую «боязнь»- кому хочется попасть на язык остроумному учителю? Однако учитель должен иметь большой запас афоризмов, крылатый фраз, чтобы не повторяться.

   И теперь, когда дети вам доверяют, уважают необходимо найти способы мотивации школьников, их стимулирование к активной познавательной деятельности. Разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то –предоставленной свободой. А самый действенный способ мотивировать учеников — использовать такие методики, которые дадут ребятам возможность самостоятельной, успешной деятельности, что поддерживает длительный интерес. Позвольте мне дать несколько советов, возможно, они вам пригодятся и как педагогам:

  • Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки.
  • Соотнесите успех ученика с его усилиями и возможностями так, чтобы он обрёл уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, — это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».

Тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации. Наказание – модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Кроме того, наказывающий учитель вызывает неприятные эмоции, ученики начинают ненавидеть и бояться учителя, обманывают и хитрят (особенно если наказание сурово и кажется им несправедливым).

Советы:

Будьте последовательны в применении наказания.

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
  • Не преувеличивайте последствия проступка. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.
  • Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников. Наказывайте наедине.
  • Наказание должно следовать сразу же за проступком.

Делайте предупреждение в спокойной манере.

  • Говорите спокойно, но твёрдо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.
  • Постарайтесь остановить негативное поведение, а не выражайте неприязнь к ученику в целом.

Используйте наказание к конкретному нарушению.

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителю.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если школьник ведёт себя демонстративно, желая привлечь к себе внимание, удалите его на время из класса (при этом дверь должна быть открыта, а ученик находится в поле вашего зрения).

Наиболее действенным будет подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение: «Мне нравится, что вы работаете так спокойно». Он также устанавливает понятные правила и продолжает игнорировать нарушения. Эффект может быть позитивным. Только гибкое использование всех способов воздействия с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты. Важно найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе.

И последнее — задавайте такое домашнее задание, которое ребенок сможет выполнить. Во-первых, он должен понимать, как выполнить домашнее задание, а во-вторых, по времени ему необходимо потратить не более 35 минут на каждый предмет.

Это не более трети от сделанного на уроке.

Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:

1-й класс – домашнего задания нет;

2–3-й классы – 1,5 часа в день;

4–5-й классы – 2 часа в день;

6–8-й классы – 2,5 часа в день;

9–11-й классы – 3,5 часа в день.

С 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!    

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти иностранного мужа
  • Как найти вейп у ребенка
  • Как найти человека по участку земли
  • Как найти человека на баду по телефону
  • Как найти фазный ток зная линейный ток