Как найти контакт с классом

Молодым учителям приходится нелегко: они только окончили университет и отправились на работу. Помимо привыкания к восьмичасовому рабочему дню и нагрузке, приходится налаживать контакт с коллективом. А завоевать доверие опытных коллег не так просто.

Но самое сложное — добиться уважения у учеников, особенно у старшеклассников. Учитель всего на 4-5 лет старше, подростки редко воспринимают его всерьез.

Разберемся, какие ситуации могут произойти между молодым учителем и учеником  и как себя вести, чтобы уроки не превратились в балаган.

А что такого особенного может произойти?

Когда дело касается подростков, то произойти может что угодно. Парни нередко заглядываются на учительниц, впадают в ступор и краснеют, когда их вызывают к доске. А может случиться и наоборот: проявляют дерзость, высказывают неуместные шутки и красуются перед сверстниками. То же может произойти с девушками, если в класс пришел молодой учитель.

А что такого особенного может произойти

Источник: bravedefender.ru

Поскольку старшеклассники редко воспринимают преподавателя всерьез («он всего на пару лет старше!»), на уроках нет дисциплины, а все попытки утихомирить школьников ни к чему не приводят. Постепенно их успеваемость снижается.

Вами могут манипулировать: давить на жалость, чувство вины, наседать. Психологически трудно противостоять группе бушующих подростков, особенно если со школой у вас связаны неприятные воспоминания.

Главное в работе со старшеклассниками — никогда не применять образ жертвы, иначе вас могут буквально съесть. В классе будут царить правила школьников, а не ваши.

Что же делать, чтобы к вам проявляли уважение?

Будьте классным

Хоть вы и учитель, не нужно включать чрезмерную серьезность, тем более, вы в самом деле ненамного старше учеников. Вспомните себя в 10-11 классе: на уроках каких преподавателей было хорошо? У тех, кто регулярно шутил, рассказывал интересные истории, а не сверлил взглядом весь класс.

Школьники не ждут от учителя доброты, им не нужен мягкий характер. Они жаждут развлечений, чего-то увлекательного. Если сможете превратить скучный урок в интересный, ученики будут молчать и внимательно слушать. И им вряд ли захочется расстраивать учителя, на занятия к которому ходят с таким воодушевлением.

Будьте классным

Источник: thoughtco.com

Не играйте в любимчиков

Во-первых, родители и учебный коллектив могут понять это неправильно. Взгляните на ситуацию со стороны: молодой учитель выделил из всего класса одну девочку, которой помогает с учебой и слегка завышает оценки. Во-вторых, остальным ученикам это точно не понравится: начнутся возмущения, а любимчика подвергнут унижениям.

Предоставьте всем школьникам одинаковые права и возможности. Сообщите, что вы всегда открыты к обсуждению проблем, готовы помочь разобраться в сложных вопросах. Не демонстрируйте открытое недовольство одними учениками и снисходительность к другим: будьте одинаково вежливым со всеми. Если видите в ком-то большой потенциал, но ребенка нужно слегка подтолкнуть к успеху — обсудите это с родителями отдельно.

Сохраняйте спокойствие

Крики не помогут утихомирить бушующих подростков. Чем больше кричите и взрываетесь, тем меньше вас воспринимают всерьез: взрослый должен уметь совладать с собой.

Если в классе начинается балаган и просьбы утихомириться не работают, используйте волшебную палочку каждого учителя — «К доске!». Звучит банально, но это действительно работает, однако только если вы при этом будете сохранять спокойствие и хладнокровность. Не занижайте отметки: поведение и уровень знаний учеников не связаны.

Тренируйте уверенность в себе

Если будете боязливо ходить, говорить тихо и невнятно, даже коллеги не станут с вами считаться, не говоря уже о школьниках. Учитель — как вожак стаи, должен быть сильным и уверенным.

Тренируйте речь, мимику и язык тела, заходите в класс с высоко поднятой головой и ровной осанкой. Подростки моментально считывают страх в глазах собеседника, поэтому демонстрировать волнение не стоит. Чтобы повысить самооценку, воспользуйтесь нашими советами.

Одевайтесь скромно

Речь не о том, чтобы занашивать костюмы до дыр. Как раз наоборот: следите, чтобы вещи были свежими и стильными, но с последним — без фанатизма. Деловой костюм (строгий или в стиле кэжуал), неброская повседневная одежда вполне подойдут. Рубашку можно расстегнуть только на 2 верхние пуговицы, юбка — по колено или чуточку короче.

Одевайтесь скромно

Источник: mia-donna.ru

Помните, что обучаете старшеклассников, у которых сейчас бушуют гормоны, а в голове творится беспредел. Не провоцируйте неловкие ситуации своим внешним видом.

Ведите электронный журнал

Глупо надеяться, что современные дети не вырывают листы из дневников. Самые смелые могут пойти на отчаянный шаг — исправить отметку в журнале. Учитывая это будет разумным вести еще и электронный журнал. Вносите туда все оценки, замечания и прочие пометки, тогда на родительском собрании сможете представить реальную картину успеваемости класса.

Еще не рекомендуем отдавать контрольные и самостоятельные работы школьникам на руки, чаще всего они вырывают листы из тетрадей. Чтобы у родителей не возникло мыслей, что вы необъективно оцениваете знания детей, покажите им работы учеников.

Если при всем старании у вас не получается наладить контакт с классом, наберитесь терпения. Возможно, школьники еще не привыкли к вам, воспринимают как нечто чужеродное и необычное. Продолжайте тренировать уверенность в себе и корректируйте план занятий, чтобы они были максимально увлекательными. А если предстоит вести уроки у нового класса, на первом же занятии проинструктируйте учеников о своих требованиях и характере, а также о последствиях неуважительного поведения по отношению к вам.

Если ситуация доводит до нервного срыва, можете обратиться к директору и попросить перевести в другой класс. Вполне возможно, он поможет исправить ситуацию.

Как
наладить дисциплину в классе и правильно установить

отношения
с учениками?

Рекомендации педагога-психолога  для учителей

        Дисциплина в
классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить,
когда учитель – «молодой специалист»,  а преподаёт он  в среднем школьном звене.
Ученики, находясь в переходном возрасте, сложно поддаются общим методикам
воспитания:

 -они  стремятся к
самовыражению;

— быстро теряют интерес к
занятиям;

— склонны высказывать своё
мнение;

— демонстрировать личную
позицию, и свою «взрослость».

         При этом, 
установить правильные отношения с учениками очень важно, ведь только так можно
проводить обучение достаточно эффективно.

·       
Учителю, необходимо знать разные способы
налаживания контакта с учениками, прежде всего – уметь поддерживать здоровую
обстановку на уроках.

·       
Учитель должен быть для своих учеников
авторитетом, пользоваться их уважением и доверием.  Для этого следует избегать
авторитарного  стиля  преподавания,  которому присуще – подавление, оценка
личности,
пренебрежительный тон, отрицательные
комментарии в адрес учеников и др.
 

·       
 Учителю следует держать детей на необходимой
дистанции и создавать нужную  иерархию  отношений. Стоит предполагать
товарищеский тон и корректность, но одновременно и строгость.

·       
Так же, следует помнить, что в
общении с учениками, по отношению к их поведению необходимо использовать  технику
«Я – высказыание.  Это позволяет выразить эмоции и чувства в настоящий момент,
объективно описывать события. Описать свою эмоциональную реакцию следует, используя
такие выражения как: « Я огорчаюсь,  я не знаю, как реагировать, я раздражаюсь,
мне страшно от того, что… и т.п.»

Например:  «Лена,
когда ты шепчешься с соседкой по парте во время опроса, я чувствую сильное
раздражение, поэтому я теряю мысль, просьба к тебе –   «пошептаться» после
урока ».     Тем самым, передается  предпочитаемый  исход событий – «Я
чувствую, мне хотелось бы», не затрагивая личность ученика…

Есть
немало способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия.

1.     «Охватывать» на уроке всех учеников.

2.     Использовать  различные средства и методы обучения на уроках

3.      Постараться  сделать  уроки  увлекательными, захватывающими.   (Если 
урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо
легче).                                                 

o             
можно использовать иллюстрации,
музыкальные фрагменты;

o             
создавать  презентации;

o             
выводить  учеников на
экскурсию, связанную с темой урока;

o             
проводить  уроки в
нестандартном формате:  урок-диспут,                

                урок-семинар,
урок-конференция, урок-путешествие;

o             
проводить мини-соревнования
между учениками и др.

4. Очень важно следить  за своим
психологическим состоянием, тщательно его контролировать, не позволять  эмоциям
брать верх. 

5. К проведению уроков необходимо настроиться   позитивно.  Очень
важно, действительно любить  свою работу и детей.

     Временные  сложности бывают у 
многих, но преодолеть их быстро и результативно поможет  правильный  внутренний
 настрой
( раздражаться, расстраиваться, паниковать – не следует,
необходимо сохранять самообладание).
6. Уважайте в учениках личность.                                                                                На
детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость.

Почувствовав  негативный
посыл, ученики моментально ответят тем же.

(Необходимо проявить
сдержанность, деликатность, корректность, настойчивость, уравновешанность). Так
как, агрессия вызывает агрессию!

   Приемы
педагогического воздействия при нарушении дисциплины:

         Если
ученики нарушают дисциплину,  не  стоит терять  контроль над собой.  Необходимо 
вести  себя спокойно, не нервничать.                           При  нестихаемом
 шуме, лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу,  успокоиться,  а
затем (если ученики не замечают вашего молчания), привлечь их внимание –
сделать
неожиданности, например:

включить или
выключить свет,

изменить темп 
речи;

 — легкий стук  по столу
ручкой,  указкой и т.п.

 ( при всем этом, важно
продемонстрировать уверенность и твёрдость).

Следующий возможный прием:

—   подойти к доске
или  к двери  (эти действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей);

— ещё один вариант –
определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти
к ним. Наверняка, другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий  и
ожидая наших дальнейших  действий.        После этого, достаточно строго
напомнить ученикам о том,  что идёт урок  и  есть ещё незаконченная работа,
которую предстоит вместе с ними провести.

·       
Стоит учесть то, что  нужно
не отделиться от детей, а объединить себя с ними –
мы трудимся вместе  на уроках.  

Но иногда бывают обстоятельства  настолько
серьёзные, где необходимы  только экстренные  меры  и  без вмешательства
администрации школы, родителей –  не обойтись.  Следует помнить, что   вместе –
 гораздо легче  справиться  с любой  ситуацией.

                      Педагог-психолог 
РСПЦ,  Мендаева Дания Джавитовна


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Необходимость сменить школу бывает очень неприятной. Все по-новому, и вы даже не знаете, где будут проходить занятия. К тому же, не так легко подружиться с новыми ребятами, потому что у большинства учеников уже сложились свои компании. Но не отчаивайтесь: вполне возможно с легкостью вписаться в новый коллектив! Вам будет легче найти друзей, если вы обретете уверенность в себе, станете более открытым человеком и начнете участвовать во всех мероприятиях.

  1. Изображение с названием Deal With Finding out You Have Teachers You Hate Step 1

    1

    Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Не переживайте. Помните, что не вы один хотите найти новых друзей. Может быть так, что в вашей новой школе уже будут сформированы компании, но всегда есть несколько людей, которые тоже хотят подружиться с кем-то. Не давите на себя.[1]

    • Может быть, в новой школе у вас будет не так много друзей, как в прошлой – это вполне нормально. С течением времени ваша популярность в школе будет претерпевать и взлеты, и падения – в этом нет вашей вины.
  2. Изображение с названием Act Normal Around Your Crush Step 13

    2

    Будьте собой. Не пытайтесь казаться тем, кем вы не являетесь, чтобы вписаться в коллектив. Если ваши друзья не принимают вас таким, какой вы есть, вряд ли их можно назвать друзьями. В большинстве случаев компании складываются из-за того, что у каждого члена компании своя уникальная личность, но их интересы совпадают.

    • Например, от природы спортивный человек в старшей школе может найти себе компанию любителей спорта. А человек с творческой натурой отлично впишется в компанию таких же любителей творчества.
  3. Изображение с названием Be Cool at School Step 4

    3

    Носите любимую одежду. Одежда – важная часть имиджа, она создает уверенность в себе. Вместо того, чтобы носить одежду, которая должна произвести эффект на людей, попробуйте надеть то, что вам нравится. Внешний вид даст людям представление о вашей личности, к тому же, что более важно, вы почувствуете себя более комфортно и уверенно.[2]

    • Если в вашей школе принято носить школьную форму, примерьте ее и подумайте, есть ли какие-то способы «подогнать» ее под свой стиль. Во многих школах есть выбор школьной формы. Либо можно надеть какие-то аксессуары, которые выразят ваш стиль.
  4. Изображение с названием Overcome Self Doubt Step 7

    4

    Визуализируйте. Когда вы работаете над тем, чтобы стать более уверенным в себе, важно влиять на свое мышление. Не беспокойтесь о том, что вы не сможете найти новых друзей. Лучше попробуйте представить, как вы преуспеваете в школе, заводите новые знакомства. Вспомните даже самые маленькие успехи на пути к этой цели, например, разговор с новым знакомым, а также то, как вы себя тогда чувствовали.[3]

  5. Изображение с названием Be Interesting in Front of Your Crush (for Girls) Step 1

    5

    Не пожалейте времени, подумайте о своих качествах. Вам будет гораздо легче найти новых друзей, если вы поймете, насколько хороши в дружбе. Запишите свои достоинства, этот список всегда должен быть у вас под рукой, чтобы вы в любое время, когда чувствуете себя не очень уверенно, могли на него взглянуть.

    • Интересный трюк, который поможет вам вести себя более уверенно: подумайте о своих любимых знаменитостях, подумайте, что у вас общего, какие у вас общие качества. Это поможет почувствовать себя более уверенно.[4]

    Реклама

  1. Изображение с названием Act Normal Around Your Crush Step 7

    1

    Улыбнитесь. Это отличный способ показаться более открытым человеком. Когда вы идете по школьным коридорам, не опускайте взгляд и не смотрите в книжку. Держите голову прямо и встречайтесь взглядом с другими людьми. Если вы увидите знакомых, поздоровайтесь или улыбнитесь.[5]

  2. Изображение с названием Avoid Laughing During Health Classes Involving Sex Step 4

    2

    Задайте вопрос. Очевидно, вам захочется познакомиться и немного рассказать людям о себе. Однако, если вы расспросите людей о них самих, они почувствуют, что интересны вам, а это начало дружбы.

    • Чтобы начать разговор, можно задать вопрос. Например: «В этой столовой хорошо кормят?» или «Ты здесь давно учишься?»
    • С помощью вопросов можно сделать человеку комплимент, когда вы только начали разговор. Например: «Мне так нравятся твои туфли, где ты их купила?»[6]
  3. Изображение с названием Act Normal Around Your Crush Step 6

    3

    Сделайте кому-нибудь приятное. Займите новому знакомому место. Поздоровайтесь с ним в коридоре. Поздравьте с хорошей оценкой. Сделайте комплимент: «Мне так нравится твоя обувь/сумка». Эти простые шаги творят чудеса!

  4. Изображение с названием Avoid Laughing During Health Classes Involving Sex Step 7

    4

    Не заставляйте. Даже если вы приложите все усилия, будете добрым и открытым человеком, не каждый знакомый захочет подружиться с вами. У всех на это свои причины. Это может быть что-то совершенно простое, например, отсутствие общих интересов. Если вы чувствуете, что человек не хочет дружить с вами (или он говорит вам об этом напрямую), не преследуйте его. Вы не можете заставить людей дружить с вами.[7]

    Реклама

  1. Изображение с названием Change From Private to Public High School Step 11

    1

    Сделайте первый шаг. В любом месте (например, в раздевалке или во дворе) можно найти человека, с которым у вас есть много общего. Нужно лишь знать, как познакомиться. Для этого заведите разговор, улыбнитесь, сделайте человеку комплимент, представьтесь и расскажите, откуда вы пришли. Никогда не знаешь, где можете встретить отличного друга.

    • Поскольку вы новенький в классе, скорее всего, остальные ученики проявят к вам любопытство, к тому же, они будут более открыты для общения с вами. Воспользуйтесь этой возможностью![8]
  2. Изображение с названием Act Normal Around Your Crush Step 17

    2

    Участвуйте во внешкольных мероприятиях. Не так важно, что это будет: театральная группа, клуб по интересам или спортивная игра. Это даст возможность познакомиться с новыми людьми, с которыми вы будете регулярно видеться – два необходимых для любой дружбы аспекта. Кроме того, участие в разных мероприятиях дает возможность встретиться с людьми, которые любят то же, что и вы.

    • Переход в новую школу даст вам возможность попробовать что-то новое, что, возможно, вы не смогли попробовать в прошлой школе. Новая школа – это шанс заново обрести себя, поэтому не бойтесь перемен![9]
  3. Изображение с названием Be Cool at School Step 6

    3

    Попробуйте найти других новичков. Скорее всего, вы не единственный новенький. По крайней мере, у вас точно будет кое-что общее: вы оба оказались в незнакомой среде. Поскольку вы оба новенькие, вам не составит труда познакомиться и подружиться. Расскажите о своей прошлой школе, о новой школе, о своих успехах, о своем мнении по поводу каких-то предметов. Вы обязательно найдете что-то общее!

  4. Изображение с названием Become a Book Editor Step 10

    4

    Выбирая себе место, старайтесь сидеть в центре класса. Так намного больше шансов, что вас заметят (нежели если вы сядете спереди или сзади). К тому же, у вас будет возможность пообщаться с людьми. Скорее всего, вас объединят с кем-нибудь для подготовки школьного проекта.

  5. Изображение с названием Be Grown Up Step 9

    5

    Это займет некоторое время. Не расстраивайтесь, если не заведете друзей в первый же день в новой школе – это вполне нормально. Построение дружеских отношений требует много времени, к тому же, важно найти подходящих вам людей. Не сдавайтесь, со временем вы найдете людей, которые станут вашими друзьями.[10]

    Реклама

Советы

  • Не стоит сразу же пытаться «влиться» в новый класс, постепенно знакомьтесь и общайтесь с людьми. Надеемся, новый коллектив быстро примет вас.
  • Вспомнив при встрече имя человека, с которым вы недавно познакомились, вы покажете, что этот человек вам интересен. Не переживайте, если забудете об этом. Просто аккуратно переспросите его имя и постарайтесь его запомнить, чтобы в следующий раз назвать этого человека по имени.
  • Не осуждайте и не грубите другим, даже если они грубо к вам относятся.
  • Как только вы с кем-нибудь подружитесь, постарайтесь познакомиться с друзьями нового приятеля.
  • Не слушайте слухи и сплетни о других людях. Познакомьтесь с ними лично и сами узнайте, кто они на самом деле. Не слушайте, что говорят о них окружающие.
  • Юмор – это прекрасно. Расскажите новым знакомым анекдот или шутку, но она должна быть безобидной. Обидная шутка точно не поможет вам подружиться с человеком.
  • Если у вас не хватает смелости пригласить кого-то провести вместе время на выходных, запишитесь на баскетбол или футбол, там вы сможете пообщаться с другими ребятами. Как только ребята поймут, что с вами весело и интересно, скорее всего, они пригласят вас сходить куда-нибудь.
  • Если над кем-то смеются или издеваются, заступитесь! Таким образом, другие ребята поймут, что вам можно доверять. Возможно, в следующий раз они заступятся за вас.
  • Будьте добры к людям, даже если на первый взгляд человек вам не очень понравился.
  • Если у вас действительно проблемы с новым коллективом, если вы чувствуете себя подавленным, обратитесь за помощью. Консультация с психологом поможет почувствовать себя в десять раз лучше, а также вернет вашу уверенность в себе и умение общаться с другими людьми.
  • Психолог или преподаватель будет рад познакомить вас с другими учениками вашего класса.

Реклама

Предупреждения

  • Как только вы подружитесь с кем-то, не направляйте разговор лишь в одну сторону. Если человек показывает, что не хочет обсуждать какую-то тему, уважайте его решение.
  • Старайтесь быть близки с родными и со старыми друзьями. Возможно, вам будет полезно завести друзей вне школы, чтобы было с кем пообщаться.
  • Когда у вас появятся новые друзья, не пытайтесь командовать и капризничать, потому что никому не понравится, если ему начнут говорить, что делать.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 83 577 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или коллективе. Стресс при смене школы

31.08.2021

Когда подросток меняет школу и попадает в новый класс, его волнуют отношения. Сможет ли он подружиться с классом, получится ли наладить контакт с классным руководителем и учителями. Если ребенку сложно быстро влиться в новый коллектив, ему помогут простые советы на первое время.

Родители не меньше ребенка переживают, когда он меняет школу. Обычно такое решение не принимают на ровном месте.

  • Возможно, ребенку нужна более сильная школа.
  • Может, в старой его травили или же просто не сложились отношения с одноклассниками и учителями.
  • Или же семья просто переехала в другой район или другой город.

В любом случае, ребенок и родители тревожатся о том, что адаптироваться к новому коллективу может быть непросто. Вот несколько простых советов, которые помогут ребенку почувствовать себя увереннее и начать общение с новыми одноклассниками. Часть из них — для родителей, которые готовы включиться в процесс и помочь.

Мероприятия для класса

Здорово, если в школе принято делать какие-то классные мероприятия в начале учебного года. Например, турслет, пикник, квест и т.п. Новенькие тогда вступают в общение с другими детьми по условиям игры в неформальной атмосфере, и это облегчает им жизнь.

Если школа сама такого не придумала, вы — родитель — можете выступить с полезной инициативой. Например, в выходные вместе с классным руководителем организовать полезную и интересную активность для детей.

Куда можно сходить с классом

Вот варианты активностей, которые можно сделать.

  • Пойти на бесплатное городское мероприятие. В крупных городах в начале учебного года проходит много интересного в парках. Поищите в интернете квесты и игры. Часто группы берут на бесплатные мероприятия по предварительной записи.
  • Организуйте мероприятие для класса сами. Если вы или ваши знакомые умеют делать квесты, это можно реализовать хоть и в близлежащем парке. Наберите в поисковике “приложение для квестов” и вы обнаружите, что от вас потребуется немного прикольных вопросов, два часа времени, призы и разметка на местности. А технический вопрос практически решен.
  • Устройте классу тимбилдинг со специальными играми на знакомство. Конечно, лучше, чтобы игры вел профессионал, который умеет решать возможные сложные ситуации. Но можно сделать и самому — в интернете есть куча таких игр. Главное — проверьте на реальных подростках, чтобы не выбрать те, которые очень популярны в летних лагерях. Дети не любят повторов.

Если в классе собрались дети обеспеченных родителей, можно заказать квест у профессионалов, посоветовавшись с классным руководителем и другими родителями. Сейчас все радуются оффлайн мероприятиям, особенно если они помогут детям взбодриться и втянуться в учебу.

Как войти в новый класс

Хороший классный руководитель заранее познакомится с вами и ребенком, узнает о нем побольше, представит его классу с наилучшей стороны, поможет завязать разговор и включиться в жизнь класса.

Если это не ваш случай, просто обратите внимание ребенка на следующие моменты.

Как одеться для школы

В новом коллективе не стоит резко выделяться, если ребенок не хочет особо пристального внимания к себе или не умеет конвертировать его в социальный капитал.

  • Стоит одеваться так, как нравится ребенку, но в рамках того, что считают нормальным в школе или классе. Скажем, если на фото с сайта школы видно, что дети не ходят в форме, но носят формальную одежду — пусть оденется так же. А если детям можно ходить в чем угодно, пусть оденется неформально. Как ни крути, а встречают по одежке.
  • Вполне нормально не проявлять инициативу в общении в первые дни, если ты не супер-экстраверт. Но можно и нужно задавать людям обычные нейтральные вопросы из серии где тут что и как.
  • Не нужно в первое время задавать вопросов, которые требуют от людей их оценки. Типа кто тут самый строгий учитель или самая красивая девочка. Это неуместно при знакомстве.

Впрочем, если ребенок тот еще артист, умеет производить яркое впечатление и за счет него становиться популярным, — почему и нет. Главное, чтобы он здраво оценил свои силы и имел опыт такой игры на контрасте.

Как представитьcя одноклассникам

Имеет смысл заранее подготовить информацию о себе, которая позволит выглядеть нормальным и создать первое впечатление. Выглядит, вроде, глупо, но будет здорово проговорить с ребенком типичные вопросы, чтобы он был уверен в себе и начал создавать позитивный имидж.

Вот инструкция для подростка, который идет в новый класс.

  • Почему ты ушел из старой школы? Не нужно рассказывать, что тебя травили дети или учителя. Не надо вообще никакого негатива о прошлом — этим можно поделиться с теми, с кем подружишься близко. Просто скажи, что, например, учителя менялись слишком часто, а в школе вообще было скучно. Если же вы переехали — так и скажи.
  • Чем ты увлекаешься? Тут, конечно, стоит говорить только правду, но ту ее часть, которая будет понятна и близка одноклассникам. Переходишь в профильный класс — стоит сказать о том, что ходишь на такой-то профильный кружок. Всегда можно говорить о спорте. Мальчикам, разумеется, стоит заявить о компьютерных играх, в которые они играют хорошо.
  • Какую музыку слушаешь? Тут врать не стоит, но если тебе часто говорили, что твой выбор музыки странный, можно сказать, что ты как-то ни на что особенно не залипаешь, не фанатеешь, а просто под настроение.
  • Как тебе у нас (в смысле в этой новой школе)? Тут уместно сказать, что вроде все ок, люди симпатичные, не хуже, чем в старой.

В остальном, ход разговора будет зависеть от того, что за класс и что за классный руководитель тебе попался.

Чем помочь, когда ребенок пошел в новую школу

Задача родителей в этой ситуации поддерживать самооценку ребенку, излучать уверенность и решать технические затруднения.

Разговаривайте с ребенком о школе

Общайтесь с ребенком по поводу его нового опыта в школе, но не наседайте слишком сильно, если он переваривает. Начните с нейтральных вопросов и реагируйте грамотно, если услышите негатив. Ребенок может быть не в восторге от первых дней не потому, что школа или класс плохие — он просто испытывает адаптационный стресс.

  • Пересказывайте негативные слова ребенка об одноклассниках в позитивном ключе. Например, если он говорит, что в классе все какие-то скучные, вы можете пересказать так: “То есть ребята не очень общительные в первый день?”
  • Делайте то же самое с его словами о его чувствах. Например, если он говорит, что не хочет идти в школу, можно сказать так: “То есть, ты пока не нашел плюсов в новой школе?”

Так ребенок поймет, что вы его слышите, и сможет совладать с негативными эмоциями.

Помогите ребенку освоить школьные правила

Ребенку будет проще найти ресурс на доброжелательное общение с одноклассниками, если он будет тратить меньше сил на бытовые проблемы. Дайте ему чек-лист того, что нужно выяснить, чтобы чувствовать себя уверенней в целом.

  • Где находятся места общего пользования.
  • Какие в классе есть общие вещи, а какие нужно брать с собой. 
  • Какие правила по питанию, его оплате, возможности разогревать свою еду, есть в классе или в рекреации.
  • Где и как получить учебники и в какие сроки.
  • Как зовут учителей по предметам — это лучше записать.
  • Какие правила хранения личных вещей в школе и классе. Можно ли кружку свою и чай оставить в классе, например. Где можно хранить форму и сменку, как их упаковывать. Можно ли брать с собой и держать в школе в течение дня личные вещи, которые нужны после школы, типа скейта, музыкального инструмента.
  • Какие правила относительно смартфонов.

Добавьте какие-либо пункты, которые считаете нужным, например, если у ребенка есть особые потребности по состоянию здоровья или другим причинам.

Человеку проще ориентироваться в новом месте, когда он понимает, что ему нужно узнать и отмечает то, что уже сделал.

Сохраняйте спокойствие и поддерживайте ребенка

Дети, даже довольно большие, очень зависят от наших эмоций. Ваше спокойствие, к счастью, передается им так же, как и тревожность.

Себя успокоить еще сложнее, чем ребенка, но вот что можно сделать.

  • Запишите на бумаге все, из-за чего вы переживаете. Например: “Новый класс его не примет”. Потом переделайте это утверждение в вопрос со словом “как”: “Как сделать так, чтобы новый класс его принял?” 
  • Поговорите об этом с ребенком как партнеры. Выслушайте его идеи, выскажите свои. Это помогает снять напряжение по поводу новой школы во всей семье.

Что делать, если отношения с одноклассниками не сложились сразу

Часто в ситуации стресса ребенок драматизирует какой-нибудь небольшой провал в коммуникации при первой встрече. Например, сказал не то, оделся не так, задал дурацкий вопрос.

Если такое произошло с вашим ребенком, скажите себе и ему, что люди очень быстро забывают первое впечатление, когда есть повод изменить мнение о человеке. Вспомните вместе, когда человек вам или ребенку не понравился вначале, а потом оказался очень симпатичным. Это опора на опыт, который поддержит в данный момент.

Если ребенок обидел кого-то, научите его, как начинать с чистого листа. Придумайте нейтральный вопрос, который он может задать человеку. Вполне возможно, что человек вовсе не обиделся и забыл о том, что показалось вашему ребенку катастрофой. В этом случае он ответит доброжелательно.

Научите ребенка реагировать на реакции людей, которые выглядят недружелюбно, типа “отстань”.

  • Сделай вдох и выдох и не отвечай сразу.
  • Спроси: “Мы можем поговорить об этом позже?”
  • Скажи: “Если что, подходи, я бы поговорил (сделал и т.п.) с тобой”.

Поясните, что мы не видим полной картины происходящего, когда нам отвечают недружелюбно. Часто дело не в нас, а в том, что у человека свои проблемы или тревоги. Важно дать ему шанс вступить в контакт, когда он захочет и будет готов.

Как себя вести в новом классе: советы школьникам

Основная проблема многих детей, идущих в новый класс — незнание, как вести себя в незнакомом коллективе. Даже для взрослого человека это может быть стрессово. Ребенку же, имеющему не очень обширный опыт социальных взаимодействий, знакомства даются еще тяжелее, особенно если были проблемы со сверстниками в старой школе. Чтобы облегчить первые дни в новом классе, можно дать советы, как себя вести.

  1. Быть приветливым, следить за осанкой. Дружелюбная улыбка, спокойный голос, расправленные плечи — все это демонстрирует уверенность и располагает к себе.
  2. Выглядеть аккуратно, содержать в порядке рабочее место. Можно объяснить ребенку, что одноклассникам может быть неприятно подходить к товарищу, если он сидит за грязной партой, а на нем самой помятая одежда.
  3. Выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса. Это поможет быстрее сориентироваться в новой обстановке и лучше к ней приспособиться.
  4. Дать классу время привыкнуть к новенькому. Важно дать понять ребенку: ничего страшного, если в первый-второй день он не заведет близких знакомств. На установление контакта, как правило, нужно время.
  5. Не подхалимничать. Конечно, на какое-то время привлечь к себе внимание с помощью подарков или грубой лести подростку, может быть, и удастся, однако одноклассники потеряют к нему интерес, как только у него закончится этот ресурс.
  6. Не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе. Одноклассники, как и, впрочем, педагоги, могут принять это близко к сердцу и решить, что подросток считает их недостаточно хорошими для себя.
  7. Не рассказывать, как было плохо в прежней школе. Даже если причина перехода в другую школу заключалась в травле, новым одноклассникам лучше об этом не знать, так как подобная информация приоткрывает уязвимые стороны подростка.

Как упростить адаптацию, советы родителям

Родитель может помогать ребенку не только советом. В значительной степени именно от него зависит, будет ли процесс привыкания к новой обстановке быстрым и легким или же наоборот — болезненным. Вот что может сделать родитель для успешной адаптации ребенка.

  1. Найдите плюсы перевода. Может быть, новая школа ближе к дому и теперь ребенок имеет возможность время, раньше проводимое в дороге, уделить друзьям.
  2. Первое время помогайте с подготовкой уроков. В новой школе программа может отличаться, в таком случае подростку, чтобы привыкнуть к нагрузке, необходима помощь родителей. Важно: помощь может заключаться в обсуждении какого-то вопроса, подсказке источника информации, но никак не в выполнении домашнего задания за подростка.
  3. На время адаптации освободите ребёнка от выполнения домашних обязанностей. Первые дни в новом месте обучения ребенок может особенно уставать. Можно разрешить ему на это время лишний час поспать вместо, например, уборки квартиры.
  4. Не обсуждайте и не осуждайте при нём старую школу, педагогов, одноклассников, даже если школьнику стало сложнее учиться. Подобные разговоры могут спровоцировать острую тоску и осложнить процесс привыкания.
  5. Не ругайте новых учителей и одноклассников. На данный момент сам подросток может относиться к новому коллективу предвзято, поэтому негативные отзывы о нем могут привести к конфликтам.
  6. Не запрещайте общаться с бывшими одноклассниками и друзьями со старой школы. Дайте понять ребенку: то, что он сменил место учебы, не означает, что прежний круг общения для него теперь недоступен.
  7. Не отчаивайтесь, если ребенку не сразу удается найти общий язык со сверстниками. Как уже было сказано выше, на установление дружеских взаимоотношений нужно время.

Стресс при смене школы

Конечно, привыкание к новому коллективу — всегда непростой для ребенка процесс, поэтому даже при более или менее благоприятном стечении обстоятельств он может столкнуться с трудностями психологического характера.

  1. Страх быть отвергнутым. Ребята, имевшие успех среди одноклассников в старой школе, могут переживать, что в новой школе они будут менее популярны. Подростки же, столкнувшиеся с трудностями в общении со сверстниками или даже пережившие травлю, будут бояться повторения ситуации. Родитель может воспользоваться советами, как вести себя в новом классе, чтобы облегчить налаживание новых отношений.
  2. Конфликты с новыми педагогами. В этой ситуации стоит сначала выяснить, что послужило причиной: неуспеваемость, плохое поведение, предвзятое отношение учителя или иное недопонимание. В зависимости от этого родитель может помочь ребенку наладить успеваемость по предмету, объяснить значимость дисциплины на уроках или, возможно, пообщаться с самим педагогом, чтобы совместными усилиями решить проблему.
  3. Тоска по друзьям из старой школы. Здесь важно разделить чувства ребенка, показать, что вы понимаете, какое значение имела для него прежняя школа, и что он может общаться с друзьями по телефону, а вскоре вы, возможно, сможете пригласить их в гости или навестите сами.
  4. Ощущение собственной незначимости. С такой проблемой могут столкнуться активные подростки, участвующие в жизни старой школы. Им может показаться, что теперь на них не обращают внимания. Родителям стоит приободрить ребенка, посоветовать присмотреться к активностям в новой школе и решить, в чем бы ему хотелось себя попробовать.
  5. Трудности с освоением новой программы. Подобная ситуация может возникнуть, если подросток перешел в школу с углубленным изучением какого-то предмета, имеющейся базы ему недостаточно и это подрывает его самооценку. Как уже говорилось выше, первое время можно помогать ребенку с учебой. Потом он привыкнет к нагрузке и начнет справляться сам.

В целом, в новый коллектив проще вливаться, когда ребенок в целом уверен в себе. Как повысить самооценку ребенку, — об этом говорим в специальной статье.

Листайте также

Как мотивировать ребенка: 7 советов психолога

Сериалы про подростковую любовь, отношения с миром и школу

Консультант по педагогическим приемам


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Когда учитель приходит в новый класс, перед ним возникает задача расположить к себе детей. Ведь настороженное отношение, недоверие сказывается на учебе: ученики менее активны, игнорируют требования учителя, задают меньше вопросов. Педагог-консультант Маргарита Крылова рассказывает о приемах, которые помогут преподавателю расположить к себе школьников разных возрастов. 

  1. Узнайте о ребенке до встречи

В начале работы с новым классом учитель всегда тратит какое-то время на то, чтобы узнать детей, их индивидуальные особенности. Эту работу можно ускорить, если заранее опросить родителей. Они сообщат о своих детях то, что сам педагог может и не увидеть. Для этого Марвин Маршалл, автор книги «Дисциплина без стресса», советует написать родителям такое письмо:

«Уважаемые родители! В этом году я имею удовольствие быть учителем вашего ребенка. С нетерпением жду его в классе.

Пожалуйста, помогите мне и представьте своего ребенка в письме. Это позволит мне лучше понять его интересы, увидеть, на что вы особенно хотите обратить мое внимание.

Будет очень хорошо, если это письмо вы напишете вместе с ребенком.

Спасибо!».

  1. Поддержите шалости ребенка 

Детям не нравятся жесткие запреты. Чтобы заручиться расположением ребенка, попробуйте поддержать какую-нибудь забавную выходку вашего ученика. Конечно, в том случае, если она безобидная. Тот же Марвин Маршал вспоминает пример из собственного детства: :

«Одним тихим утром я нарисовал картинку и захотел немедленно показать ее другу на другой стороне класса. Ходить по классу нельзя, так что я сложил из рисунка самолетик и, выбрав подходящий момент, пустил его. Увидев это, учительница сказала строго:

— Эрик, немедленно подойди сюда и возьми с собой этот листок бумаги. 

Я испуганно подошел к ее огромному столу.

— Дай сюда, — велела она, глядя мне в глаза.

Несколько секунд она рассматривала мой самолетик.

— Хммм… — протянула она все тем же строгим голосом. — Очень хороший самолетик. Теперь выйди на середину класса и расскажи всем, как складывать такие самолеты. А после мы выйдем на улицу и посмотрим, чей улетит дальше. Она раздала всему классу по листку бумаги, а я объяснял, как делать самолетики.

Я был в восторге. До сих пор меня только наказывали за нарушения дисциплины. Но эта учительница не отругала меня, а превратила мою проделку в образовательную возможность».

  1. Дайте ученику возможность высказаться

У подростков в школе зачастую нет возможности коллективно обсудить волнующие их проблемы. А это иногда просто необходимо. 

Адам Дреер в книге «Преподавание в средней школе в США» приводит пример такой: учитель вошел в класс и увидел, что ребята увлеченно обсуждают какую-то важную для них тему. Он долго пытался настроить их на работу, но дело не шло. Тогда учитель предложил закончить урок пораньше и в конце поговорить на ту тему, которая их волнует. Педагог отметил, что уже после нескольких таких дискуссий атмосфера в классе изменилась, дети стали больше его уважать.

  1. Покажите, что у вас с детьми есть что-то общее 

И это совсем не обязательно должно быть какое-то достоинство. С недостатками этот прием работает даже лучше. Вот какой (экстремальный, по его собственному выражению) пример приводит писатель Дмитрий Быков (внесен в список физлиз-иноагентов):

  1. Примите помощь от ребенка

Тут важно, чтобы этот был «низкостатусный» ребенок, т. е. тот, который меньше других проявляет себя в классе. Например, попросите у детей ручку, но возьмите ее именно у наименее популярного ученика. Это возвысит его в глазах других детей, а он почувствует свою значимость.

  1. Отбросьте негативный опыт 

Этим принципом пользовался Антон Макаренко, когда работал с детьми с криминальным прошлым. Кстати, у  детей тоже может быть негативный опыт отношений с учителем, который плохо сказывается на учебе.

Адам Дреер рассказывает о случае ученицы по имени Энн. Учитель видел, что девочка  —  сообразительная ученица, которая может учиться блестяще, но не проявляет себя должным образом. Он пригласил Энн на беседу, и девочка сказала, что до этого все учителя называли ее «воображалой» и болтушкой, так что теперь она предпочитает отмалчиваться. Учитель предложил ей попробовать все с начала и пообещал, что на его уроках все будет иначе. На следующих занятиях ребенок стал показывать себя активнее.

  1. Покажите свою компетентность в деле

Иногда ученики не верят, что учитель действительно хорошо разбирается в своем предмете. В этом случае переубедить подростков проще всего не словом, а делом. Михаил Станкин в книге «Если мы хотим сотрудничать. Книга для преподавателя и воспитателя» приводит такой пример:

Ученики скептически относились к женщине-педагогу, которая вела у них курс по автоэлектрике; не слушали, мешали вести урок. Тогда преподаватель обратилась к своему коллеге: он пришел к ней на урок и попросил помочь ему завести автомобиль. Учительница попросила детей подождать 10 минут и вышла с коллегой во двор (вся группа выбежала за ними). На глазах у детей преподаватель быстро устранила неисправность и завела машину, а коллега рассыпался в благодарностях. После этого случая отношение к педагогу резко изменилось. 

Когда учитель демонстрирует, что он может решить реальную, практическую задачу, это повышает его значимость в глазах учеников. 


Материалы по теме:

  • Как учитель ЕГЭ сдавал
  • Небольшая разница: мне 22, ученикам — 18. История завоевания авторитета
  • «Привет» и на «ты»? Допустимо ли неформальное общение педагогов с учениками

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти на ком зарегистрирован номер телефона
  • Семейное древо как найти свои корни
  • Как найти количество теплоты выделится в резисторе
  • Абсолютная высота холма как найти
  • Моя биография по английски как составить