Как найти контрасты в тексте

Приём контраста в литературе

Контраст – это важный художественный приём, который основан на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, характеров героев книги. Он часто используется авторами при формировании сложной системы образов в литературных произведениях. Художественный приём, основанный на противопоставлении образов, событий, явлений, характеров – один из способов восприятия писателем действительности.

Что такое прием контраста в литературе

Многие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед.

Контрастность в литературе стала предметом изучения многих специалистов. К примеру, В. А. Ларин чётко подметил роль контрастной смены тональности отдельных эпизодов «Судьбы человека» – рассказа М. А. Шолохова. В.В. Одинцов подробно рассматривал значение подобного художественного приёма в построении сцены «Ночь в Отрадном» (это композиционно важная сцена произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Виды контраста

Контраст в литературе – многогранное определение.Существуют перечисленные ниже виды этого стилистического приёма:

контраст (противопоставление) характеров. Он чаще всего используется в произведениях крупной формы. Контраст в литературе предусматривает примеры совершенно разнообразные. Довольно часто встречается противопоставление антагониста протагонисту (профессор Мориарти – Шерлок Холмс, Волан-де Морт – Гарри Поттер). Антигерою может противопоставляться носитель истины. Так происходит в произведении «Преступление и наказание». В романе Ф. М. Достоевского совершавшему убийство старухи-процентщицы противопоставлен Порфирий Петрович, умный и проницательный следователь. Автор может преследовать цель противопоставить характер одного персонажа личным качествам другого и в тех произведениях, где центральное место отводится любовной коллизии. Яркий тому пример – книга «Любовник леди Чаттерлей». В этом произведении характеры главной героини и её супруга представляют собой резкую противоположность;

контраст (противопоставление) внешнего и внутреннего, формы и содержания. В большинстве случаев он проявляется в противопоставлении внешности литературного персонажа его складу характера, желаниям. Такой прием контраст оказался довольно популярным у писателей. В частности, главный герой романа О. Уайльда «Дориан Грей» замечательно хорош внешне. Но за красотой этого персонажа скрывается уродливая душа страшного старика;

контраст в названии произведений. В художественной литературе существует множество ярких примеров такого стилистического приёма. Это произведения «Война и мир», «Преступление и наказание», «Живой труп», «Красное и белое»;

противопоставление ожидаемого действительному, истинному. На подобном примере строятся все антиутопии. В подобных произведениях картина идеального мира в реальности оказывается далёкой от идеала. Так, в книге О. Хаксли «О, дивный новый мир» достижение «общества всеобщего счастья» оказывается невозможным;

контраст символов. Порой образы-символы также противопоставляются друг другу. В книге «Война и мир» представлены два описания одного и того же дерева (образ дуба, который ещё не проснулся после зимнего «сна», и могучего дуба-великана, покрытого густой листвой).

Роль контраста в произведениях

Основные функции такого художественного приема, как контраст, – текстообразующая и стилеобразующая. Его использование может способствовать реализации разнообразных стилевых черт – образности, субъективности, динамизма.

В стихотворении

Антитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей.

Противопоставление в стихотворении С.А. Есенина зачастую строится на контрасте эмоциональных лексем. Яркие тому примеры – выражения «плачет и смеется», «грустная радость».

Идейно-тематическое содержание стихотворения «Среди миров» И. Анненского раскрывается через эмоциональный контраст тьмы и света:

Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.

Контраст и в стихотворении Н. Рубцова «На озере» играет большую боль. Противопоставление воплощено в фразе «Чёрного лебедя белым!»

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

В повести

Контраст – основной стилистический прием в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. В этом произведении противопоставляются житейское и романтическое, «маскарадный» аристократизм и очарование простых крестьянских девушек. Законодательницей моды в «Барышне-крестьянке» является старая гувернантка мисс Жаксон. Цвет лица носительницы черт английского аристократизма – очень важная для писателя деталь. Недаром А. С. Пушкин несколько раз заостряет на ней внимание читателя. Великий писатель не случайно столь безжалостно ироничен по отношению к героине. За неестественной, искусственной бледностью мисс Жаксон явственно угадывается стремление скрыть истинное лицо.

Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде.

Портреты всех героев «Повестей Белкина» отличаются глубоким психологизмом. Это справедливо и по отношению к «Барышне-крестьянке» с её «водевильной» фабулой (недоразумениями, переодеваниями, счастливой развязкой). Портреты главных героев художественного произведения характеризуются правдивостью и глубиной. Приведём один простой пример. При первой встрече с Алексеем Берестовым барышня-крестьянка «притворялась полуиспуганной, полузастенчивой». В этой фразе отражено сложное психологическое состояние Лизы, в котором угадываются сразу три оттенка:

Стеснение и испуг отразились на лице главной героини, оказались запечатлёнными в её жестах, позе. Но от взгляда читателя не скрылось и не замеченное Алексеем Берестовым лукавство, притаившееся в глубине красивых глаз притворщицы.

В романе

Произведение Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» давно успело стать одним из бестселлеров американской литературы. В этом романе повествуется о событиях, происходящих в южных штатах США в период гражданской войны. Характер эгоистичной Скарлетт О’Хара противопоставлен бескорыстному, добросердечному поведению Мелани Гамильтон Уилкс.

Главный герой произведения «Над пропастью во ржи», в свою очередь, оказывается в конфронтации со всем миром. Характер персонажа (Холдена Колфилда) противопоставлен мироустройству в целом.

Прием контраста в творчестве Л. Н. Толстого

Контраст в литературно-художественных произведениях Льва Николаевича Толстого заслуживает особого внимания. Этот стилистический приём активно использовался автором в тексте «Войны и мира», «Севастопольских рассказах».

Художественная литература Толстого – произведения, в которых контраст позволяет глубже понять творческий замысел автора. В своих литературных трудах знаменитый писатель широко использовал антитезу. Это выразительное средство (стилистическая фигура контраста в ораторской или художественной речи) предусматривает резкое противопоставление понятий, состояний или образов.

Обратите внимание! Антитеза, как правило, предусматривает сравнение двух противоположных явлений, присущих разным предметам.

Контраст – художественный прием, который был использован Л. Толстым и в произведении «После бала». Произведение не случайно называется именно так. Чудовищное событие, которое сильно повлияло на дальнейшую судьбу главного героя, произошло после роскошного, шумного бала.

При построении рассказа большая роль уделяется приему антитезы. В произведении дано контрастное описание сцен танцев на балу и истязания солдата (с большим количеством противопоставляющих деталей). Без эпизода наказания беглого татарина картина бала, преисполненная восторженных чувств и грациозности, утратила бы всякий смысл. В свою очередь, сцена избиения солдата не показалась бы главному герою такой отталкивающей и уродливой, если бы ей не предшествовал блистательный бал. Чем более радостным и праздничным юноша видел окружающий мир в начале повествования, тем более трагичным стало его прозрение. Литературный контраст – стилистический приём, при помощи которого Л. Толстой показал неприглядность поведения и жёстокость взглядов некоторых представителей высшего общества.

Хорошая книга начинается с грамотно продуманной аннотации

Конечно же, разительный контраст и другие стилистические приёмы сделают ваш авторский стиль уникальным и запоминающимся. Но не стоит забывать и о значении хорошей аннотации к книге. Текст, написанный специалистами ЛитРес: Самиздат, поможет привлечь внимание читателей к вашему произведению. На издательской платформе представлены и другие ценные для начинающего автора услуги (редактура и корректура текста, помощь «персонального помощника», верстка электронной книги).

Другие статьи в нашем блоге:

В статье рассматриваются особенности семантического контраста, при котором наблюдается соединение обычно не сочетаемых в обыденном сознании понятий, его эмоциональный потенциал, наиболее ярко проявляющийся в поэзии. На материале произведений русских поэтов-классиков анализируются разновидности семантического контраста: антитеза и оксюморон.

Определяется, что антонимия в художественном тексте приобретает необходимую экспрессивность и реализует авторские идеи, связанные с передачей эмоциональной тональности произведения. Эмоциональные лексемы, такие, как радость горе, грусть веселье, смеяться плакать и др., не только передают чувства героев, смену противоположных эмоций, контрастное мировосприятие героев, но и глубину их переживаний. Отмечается, что наряду с противопоставлением эмоциональных лексем (эмотивов-номинативов) в поэзии наблюдается и символический, образный контраст (эмотивы-коннотативы).

Одним из наиболее распространенных приемов выражения поэтической эмотивности является цветовой и световой контраст. Противопоставления свет /тьма, черное/белое – часто используемые контрасты, в силу своей выразительности и ярко обозначенной эмоциональности.

Поэтическое творчество представляет собой широкий и своеобразный спектр реализации эмоционального потенциала языковых средств. Эмотивность поэзии основывается не только на эмоциональной лексике, но и на других возможностях художественного текста. К ним можно отнести контрастность. В научной литературе термином «контраст», как правило, обозначают «все виды противоположных понятий, получивших отражение в художественном тексте» [1, 128]. Другое толкование: резкое различие, противоположность [2, 156]. По определению Т.В. Андреевой контраст один из важнейших принципов выдвижения значимой информации. Он фокусирует внимание читателей на определенных моментах сообщения, подчеркивая их противоречивость и несовместимость [3, 147].

В научной литературе выделяют различные типы контраста: 1) семантический контраст, при котором наблюдается соединение далеких, обычно не сочетаемых в обыденном сознании понятий; на лексическом уровне своеобразным его проявлением выступает оксюморон; 2) стилистический контраст, представляющий собою сочетание в тексте разностилевых элементов; служит приемом создания в речи образных, метафоричных выражений; 3) ритмико-синтаксический контраст, при котором наблюдается последовательно проведенное через текст резкое столкновение ритма и синтаксиса; 4) композиционный контраст, заключающийся в чередовании в тексте отрезков с разной метрической структурой, отрезков стиха и прозы [4, 13-14].

Наиболее выразительны и эмоциональны разновидности семантического контраста: антитеза и оксюморон.

Антонимия в художественном тексте приобретает необходимую экспрессивность и реализует авторские идеи, связанные с передачей эмоциональной тональности произведения.

Так, на контрастах с противоположным символическим и эмоциональным значением строится стихотворение М. Цветаевой «Белогвардейцы! Гордиев узел»:

Белогвардейцы! Гордиев узел Доблести русской!

Белогвардейцы! Белые грузди Песенки русской!

Белогвардейцы! Белые звезды! С неба не выскрести!

Белогвардейцы! Черные гвозди В ребра Антихристу!

Антонимия используется для создания образа белогвардейцев и выражения идеи и эмоциональной тональности произведения. Противопоставление в стихотворении Цветаевой отражают как историко-национально-культурное, так и личностное, авторское. Белое и черное символизируют добро и зло, честь и бесчестие.

Цветовой контраст является одним из наиболее распространенных приемов выражения поэтической эмотивности.

О, указанный выше светлый Покой-чародей!

Очарование смелым Сделай границ белых Своих лебедей

Черного лебедя белым! (Н. Рубцов).

Мало прошло по земле справедливых бата-лий:

В черной стада лишь несколько белых овец! (Н.

Матвеева)

Не плещи морей водами Своими черными крылами

При блеске розовой зари (А. Майков).

Черный вечер.

Белый снег (А. Блок).

В поэзии С. Есенина контраст строится, как правило, на противопоставлении эмоциональных лексем: грустная радость, плачет и смеется.

  1. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку. А теперь я милой ничего не значу.

Под чужую песню и смеюсь и плачу

  1. Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив?

  1. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен,кто радостью отметил Твою пастушескую грусть.
  2. Эмоциональность антитез и оксюморонов наблюдается в произведениях и других классиков русской литературы:
  1. Все очнется в памяти невольно. Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно.

Будто кто-то шепчет о любви (Н.Рубцов).

  1. Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).
  2. Без вас хочу сказать вам много, При вас я слушать вас хочу;

Но молча вы глядите строго, И я в смущении молчу.

Что ж делать?.. Речью неискусной Занять ваш ум мне не дано…

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно… (М. Лермонтов)

  1. Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной (А. Ахматова).

  1. Бывают дни: я ненавижу Свою отчизну мать свою. Бывают дни: ее нет ближе,

Всем существом ее пою (И.Северянин).

  1. Я выдумал ее — и всё ж она виденьеЯ не люблю ее — и мне она близка, Недоумелая, мое недоуменье,

Всегда веселая, она моя тоска (И. Анненский).

Оксюмороны и антитезы позволяют усилить эмоциональность художественной речи, раскрыть единство противоположностей, полнее и выразительнее передать сложность испытываемых автором чувств.

Антонимы, представляющие эмоциональную лексику, позволяют передать эмоциональное состояние героев. Так, А. Ахматова, используя антонимы радость горе, грусть веселье, смеяться плакать и др., не только передает чувства героев, смену противоположных эмоций, контрастное мировосприятие героев, но и глубину их переживаний.

  1. Как белый камень в глубине колодца, Лежит во мне одно воспоминанье.

Я не могу и не хочу бороться: Оно веселье и оно страданье.

  1. И сердце то уже не отзовется На голос мой, ликуя и скорбя.

Все кончено… И песнь моя несется В пустую ночь, где больше нет тебя.

Наряду с противопоставлением эмоциональных лексем (эмотивов-номинативов) в поэзии наблюдается и символический, образный контраст (эмотивы-коннотативы).

На подобном образно-эмоциональном противопоставлении строится стихотворение И. Северянина «Бывают дни: я ненавижу…»

Бывают дни: я ненавижу Свою отчизну мать свою. Бывают дни: ее нет ближе, Всем существом ее пою.

Все, все в ней противоречиво, Двулико, двоедушно в ней,

И дева, верящая в диво Надземное,всего земней.

Как снег миндаль. Миндальны зимы.

Гармошка и колокола.

Дни дымчаты. Прозрачны дымы. И вороны,и сокола.

Слом Иверской часовни. Китеж. И ругань мать, и ласка мать… А вы-то тщитесь, вы хотите Ширококрайную объять!

Я русский сам, и что я знаю? Я падаю. Я в небо рвусь.

Я сам себя не понимаю, А сам я вылитая Русь!

Любовь и ненависть – антиномия этих чувств звучит как рефрен и позволяет понять идейнотематическое содержание произведения.

Образный контраст представлен почти в каждой строфе, противопоставлены идейно и эмоционально следующие образы:

Гармошка и колокола; И вороны,и сокола;

И ругань мать, и ласка – мать;

Я падаю. Я в небо рвусь.

Суть же своеобразного образно-эмоционального противопоставления раскрывается в последних строках:

Я сам себя не понимаю, А сам я вылитая Русь!

Выразителен и эмоционален образный контраст и в стихотворении К. Бальмонта «Беатриче».

Я полюбил тебя, лишь увидал впервые.

Я помню, шел кругом ничтожный разговорМолчала только ты, и речи огневыеБезмолвные слова мне посылал твой взор.

За днями гасли дни. Уж год прошел с тех пор. И снова шлет весна лучи свои живые,

Цветы одели вновь причудливый убор.

А я? Я все люблю, как прежде, как впервые. И ты по-прежнему безмолвна и грустна, Лишь взор твой искрится и говорит порою. Не так ли иногда владычица-луна

Свой лучезарный лик скрывает за горою,Но и за гранью скал, склонив свое чело, Из тесной темноты она горит светло.

В данном произведении противопоставлены ничтожный разговор и говорящий взор (безмолвные слова, молчание, грусть и «речи огневые» взора):

Молчала только ты, и речи огневыеБезмолвные слова мне посылал твой взор.

И ты по-прежнему безмолвна и грустна, Лишь взор твой искрится и говорит порою.

Дополняется данное яркое противопоставление еще одним: тьма/ свет:

Не так ли иногда владычица-луна

Свой лучезарный лик скрывает за горою,Но и за гранью скал, склонив свое чело, Из тесной темноты она горит светло.

Таким образом, контраст пронизывает все произведение.

Именно свет (огонь) оказывается ключевым эмоциональным образом, который представлен следующими метафорами: речи огневые, взор искрится, луна, лучезарный лик, горит светло.

Эмоционально-образная лексика произведения Бальмонта определяется его сюжетно-тематическим содержанием и замыслом автора.

Через эмоциональный контраст света и тьмы раскрывается идейно-тематическое содержание стихотворения И. Анненского «Среди миров».

Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, что б я ее любил,

А потому, что мне темно с другими. И если мне сомненье тяжело,

Я у нее одной ищу ответа,

Не потому, что от нее светло,

А потому, что с ней не надо света.

Светило, звезда, свет символизируют и эмоционально ярко представляют мир прекрасного, мир добра, с которым контрастирует мир тьмы (темно).

Противопоставление свет /тьма – часто используемый контраст, в силу своей выразительности и ярко обозначенной эмоциональности:

О, черная гора,

Затмившая весь свет! (М. Цветаева)

В глазах темно,

И сердце как Кистень, Но все равно

Светлеет новый день (М. Дудин)

И часто тайное сомненье

Темнило светлые черты (М. Лермонтов)

Создать соответствующую эмоциональную тональность помогают не только антонимы, являющиеся эмотивами-номинативами или эмотивами-коннотативами (символическими, образными, контекстуальными), но и антонимы с другой семантикой. Взаимодействуя друг с другом и с контекстом, они способствуют созданию ярких лирических образов, например:

И все трепетало и пело вокруг, И я не узнала ты враг или друг,

Зима это или лето (А. Ахматова).

Таким образом, базой для создания контраста служат, в первую очередь, антонимы, которые обретают в художественном тексте необходимую экспрессивность и эмоциональность. Семантический контраст, основанный на противопоставлении эмотивов-номинативов и эмотивов-коннотативов, позволяет воздействовать на читателя, способствует реализации авторских идей, связанных с раскрытием чувств героев, их характера, и созданием соответствующей эмоционально-образной картины художественного произведения.

Литература

  1. Аврасин В.М. Контраст в тексте: сущность и основы типологии // Структура языкового сознания. – М., 1990. – С. 128-138.
  2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
  3. Андреева Г.В. Актуализация категории противоположности в художественном тексте // Языковая картина мира. –Кемерово, 1995.
  4. Ковтунова И.И. Некоторые направления эволюции поэтического языка в XX веке // Очерки истории языка русской поэзии. – М., 1990. – С. 10-15.
Автор статьи

Светлана Остапенко

Эксперт по предмету «Русский язык»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Противопоставление и контраст в лингвистике

Изучение противопоставления и его роли в организации языка и речи имеет давнюю историю. Это связано с особой ролью категории противопоставления в познании действительности. Лингвистика обращается к изучению противопоставлений в языке еще в античную эпоху. Особое значение придается противопоставлению в структурной лингвистике, где противопоставление различных языковых единиц понимается как способ организации языкового материала в области фонологии, лексики, грамматики. В настоящее время противопоставление понимается как универсальная структурно-семантическая категория, которая может реализовываться на разных уровнях языка: фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Противопоставление может функционировать на уровне текстовой организации, проявляясь как способ композиционной организации текста.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 1

В языке противопоставление представлено в системе бинарных оппозиций, членами которых являются единицы одного языкового уровня, различающиеся своими функциями.

Замечание 1

Противопоставление в тексте раскрывается через соположение лексических единиц, обладающих противоположной семантикой.

Контрастирующие единицы используются автором намеренно, с целью воздействовать на читателя, его эмоционально-чувственную сферу. На использовании контрастирующих единиц основан прием контраста, который является одним из средств изобразительности, участвующих в формировании авторского отношения к изображаемым явлениям.

В связи с тем, что контраст в тексте является многогранным по своим проявлениям и функциям, можно говорить о трех направлениях его реализации:

  1. Лексический контраст, проявляющийся в выявлении контрастирующих лексических единиц.
  2. Стилистический аспект контраста как приема изобразительности, который реализуется в антитезе и оксюмороне.
  3. Контраст как композиционный прием организации текста.

«Особенности употребления контрастирующих единиц в речи» 👇

Таким образом, говоря о соотношении понятий «противопоставление» и «контраст» можно отметить, что первое является более широким и используется не только в лингвистике, но и как универсальная смысловая категория. Контраст выступает как частный случай реализации противопоставления в речи с использованием различных средств и приемов.

Особенности употребления контрастирующих единиц в речи

Рассмотрим особенности употребления контрастирующих единиц в речи на примере разных аспектов реализации противопоставления в тексте.

На лексическом уровне контраст проявляется в наличии в высказывании антонимов – понятий с противоположной семантикой. Например, в строках «И днем и ночью кот ученый все бродит по цепи кругом» антонимы «день» и «ночь», соотнесенные в рамках узкого контекста, передают значение непрерывного, постоянного действия. Использование в данном фрагменте антонимов придает речи большую выразительность, чем употребление сочетания других единиц языка с временным значением: весь день, целый день, сутками и проч.

В качестве стилистического приема контраст предстает как антитеза и оксюморон.

Определение 2

Антитеза проявляется на синтаксическом уровне, предполагая обязательное противопоставление в строении предложения (контрастирующие единицы – части предложения).

Например: «Ему бы повременить, но он ничего не желал слышать о задержке». В данном случае противопоставление организовано синтаксическими и семантическими средствами. Средствами его грамматического выражения является сложносочиненное предложение с противительным союзом «но» и значением противопоставления частей. Другой способ выражения антитезы – использование бессоюзного сложного предложения с семантикой противопоставления: «Он надеялся на скорую встречу – она мечтала больше никогда его не видеть».

Оксюморон представляет собой явление, которое реализуется в контексте словосочетаний, но относится к лексико-семантическому уровню.

Определение 3

Оксюморон выступает как прием, основанный на образовании нового явления, понятия путем соположения в нем несоединимых с семантической (или логической) точки зрения компонентов.

Например: холодное пламя, живой труп, горячий снег, богатая бедность и проч.

И антитеза, и оксюморон выступают как средства создания образности текста, делая его эмоциональным, выразительным, привлекательным для читателя.

Как композиционный прием контраст выступает средством организации текстовой структуры. Контрастными могут быть разные элементы композиции (начало — конец произведения, отдельные эпизоды), а также образы или детали как элементы сюжета. Многие произведения русской и мировой литературы основаны на использовании контраста. К примеру, на основе этого приема построена композиция рассказов А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и М. Горького «Старуха Изергиль». Контрастные образы используются для подчеркивания замысла автора. Таковы, например, контрастные образы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире» Л. Н. Толстого.

Таким образом, контрастирующие единицы в речи проявляются на разных уровнях организации высказывания, выступая элементами организации их структуры и стиля.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  1. Сайт для писателей

  2. Теория

  3. Контраст как прием

Контраст как прием

16 Июля

12 минут на чтение

Контраст как прием

В теории литературы контраст – это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров. Контраст часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении.

Виды контраста (противопоставлений) в литературе:

  1. Противопоставление (контраст) характеров.Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Шерлоку Холмсу – профессор Мориарти, Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, преступнику Родиону Раскольникову противопоставлен следователь Порфирий Петрович, эгоистичной Скарлетт О’Хара – бескорыстная, добросердечная Мелани Гамильтон Уилкс, ленивому Обломову – деятельный Штольц. В произведениях, где центральное место отведено любовной коллизии, тоже можно встретить противопоставление характеров: в «Любовнике леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса характер главной героини Констанции Рейд противостоит характеру супруга. В романе «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Джерома Дэвида Сэлинджера главный герой Холден Колфилд находится в конфронтации со всем миром, его характер противопоставлен не характеру другого персонажа, а самому мироустройству.
  2. Противопоставление (контраст) формы и содержания, внешнего – внутреннему. Наиболее ёмко такая форма контраста проявляется в противопоставлении внешности героя его внутреннему содержанию – характеру, складу личности,  его желаниям и целям. Это довольно распространенный прием: прекрасное оказывается ужасным. Одним из самых ярких примеров противопоставления такого рода оказывается Дориан Грей –главный герой романа Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея», блестящий красавец, душу которого характеризует портрет, изображающий страшного старика. Так же красив и ужасен Жорж Дюруа – герой романа «Милый друг» Ги де Мопассана; и уже упомянутая Скарлетт О’Хара – героиня «Унесенных ветром» Марграет Митчелл, и Серсея Ланнистер – из «Песни льда и пламени» Джона Мартина. Однако бывает, что подобный тип контраста срабатывает наоборот: непривлекательный герой оказывается носителем истины, добродетели, нравственных ценностей и т.д. Например, в трилогии «Миллениум» Стига Ларсена («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки») Лисбет Саландр – барышня со всеми признаками асоциальной личности неожиданно становится супергероем. На этом же приеме создается образ Сирано де Бержерака – героя одноименной драмы Эдмона Ростана – это мужчина непривлекательной внешности, но смелый, бескорыстный, обладающий добрым сердцем и мощным поэтическим талантом.
  3. Противопоставление (контраст) в названиях произведений: Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями. Примеры использования: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.
  4. Противопоставление (контраст) мнимого, ожидаемого, декларируемого – истинному, действительному. На этом приеме построены все антиутопии: изображение идеального мира, в котором всё, вопреки ожиданиям, далеко от идеала и даже наоборот – несет угрозу обитателям. Так, в романе «О, дивный новый мир» Олдаса Хаксли «общество всеобщего счастья» так и не удается достичь, несмотря на повсеместное употребление сомы и другие прелести жизни без моральных запретов. Нарисованный очаг в каморке Папы Карло – создает эффект двойного контраста. Во-первых, читатель ожидает, что очаг должен быть настоящим, а он оказывается нарисованным. Во-вторых, картина с изображением очага оказывается ширмой, скрывающей дверь в новый счастливый мир.
  5. Противопоставление (контраст) символов. Образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана:

Л.Н.Толстой «Война и мир» Встреча князя Андрея Болконского с дубом

«… На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая…
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Вам могут быть интересны похожие материалы

+

Контраст как способ восприятия н художественного познания мира

Текст, представляющий собой смысловую целостную систему, как и любая система, проявляется в отношениях близости и противопоставленности. Исследователи общих проблем эстетики рассматривают оппозицию как — типологическую примету организации любого эстетического объекта, т. к. контраст — это одно из самых характерных проявлений природной склонности человеческого ума, а «действие разума существенно антиномично, и все его построения держатся лишь силою противоборствующих и взаимоисключающих начал» (Голякова, 1999: 55).

С древних времен многие мыслители и художники отмечали, что феномен контраста играет в искусстве важную роль. Это определяется тем, что в искусствоведении контраст трактуется как один из приемов, заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради повышения их художественной выразительности и выразительности произведения в целом, когда активное сравнение подчеркивает разные пространственные и временные качества («одновременный» и «последовательный» контраст) (Шинкаренко, 2005: 141). Соединение несоединимого, резкое столкновение полярностей, раскрытие взаимоисключающих сторон одной и той же сущности сопровождают художественное освоение мира.

Помимо сопоставления форм, связанного с психологией восприятия, контраст может использоваться для определения трактовки художественных образов. В словесном искусстве к эстетическим оппозициям относятся многообразные противопоставления. В основу многих художественных произведений мировой литературы легли такие универсальные древнейшие оппозиции, как жизнь — смерть, добро — зло, любовь — ненависть, земля — небо, вечное — земное, счастье — страдание и др.

Психофизиологическую основу оппозиции выявил  Л. С. Выготский, показав, что в художественном произведении всегда заложено некоторое противоречие, внутреннее напряжение между формой и содержанием (Выготский, 1987: 197). Оппозиции в художественном тексте, как отмечают Г. В. Андреева (1998), Е. В. Марченко (1995), Л. А. Матвиевская (1978), Л. А. Новиков (1998), В. В. Одинцов (1980), реализуются на основе принципа контраста. В работах этих ученых контраст (как литературно — композиционный прием) рассматривается как принцип организации художественного текста.

Термин «контраст» употребляется в стилистическом анализе очень широко, однако до сих пор он не получил последовательной и строгой дефиниции. Практически во всех использованных в исследовании словарях его определение либо совсем отсутствует (например, в ЛЭС, ФЭС, БЭСЯ), либо трактуется слишком широко. Так, согласно словарной статье «Стилистического энциклопедического словаря» контраст — это «одна из двух взаимосвязанных общих закономерностей употребления стилистически значимых единиц, заключающаяся в несовпадении (контрасте) стилистических окрасок слов (или большинства слов) в высказывании» (СЭС, 2003: 483). О. С. Ахманова дает следующую трактовку контраста: фигура речи, состоящая в антоминировании лексико-фразеологических, фонетических и грамматических единиц, воплощающих контрастное восприятие художником действительности (Ахманова, 2004: 207). Г. В. Андреева определяет контраст как «эстетически действенное отражение в тексте конфликтов и противоречий реальной действительности с помощью разноуровневых средств языка» (Андреева, 1984: 3).

Приведем еще несколько определений данного понятия. Контраст трактуется исследователями:

— как резко выраженная противоположность в каком-либо отношении (Андреева, 1998);

— как разновидность оппозиции (Трубецкой, 2000);

— как фигура речи, состоящая в антонимировании лексико — фразеологических, фонетических и грамматических единиц (Лее-Йуех, 1999);

— как чисто технический прием (Арутюнова, 1999);

— как семантическое противопоставление однотипных единиц в речи и тексте (Матвеева, 2003);

— как один из принципов выдвижения (Арнольд, 1999; Седых, 1997);

— как композиционной прием (Кузнецов, 1991).

Поскольку объектом нашего изучения служит контраст в аспекте концептуальной организации художественного текста, рассматриваемый на уровне целого текста как функционально-коммуникативного единства, то, исходя из выше приведенных определений, мы, вслед за Л. Л. Новиковым, будем трактовать данное понятие как «композиционно-речевой прием организации и развития структуры художественного текста, основанный на противопоставлении образов и планов описания» (Новиков, 1998: 200).

Контраст возникает в результате появления неожиданного элемента (стилистической фигуры, отличной грамматической формы) в нейтральном контексте, находя свое выражение в системе разноуровневых оппозиций (лексических, стилистических, синтаксических), и функционирует как один из видов семантико-стилистической организации текста. Продуктивным для нашего исследования является мнение о том, что система противопоставлений в большей степени определяет художественный текст, чем структура сюжета. Контраст может иметь место не только в области всех языковых уровней, но и в противопоставлении образов и планов описания художественных произведений, речевого поведения людей в конфликтных ситуациях (Матвеева, 2003: 115).

Контраст выполняет особую роль внутри определившегося личностного сознания писателя, художественное мышление которого исходит из реалистического, объективного восприятия жизни, контраст используется как средство создания образов героев и их противопоставления, речевой характеристики персонажей, воспроизведения разных типов жизни. Иными словами, контраст является одним из способов восприятия художником действительности, то есть способом художественного мышления автора. Кроме того, контраст может выступать «во-первых, как композиционно-стилистический принцип построения текста и, во-вторых, как смысловая доминанта текста» (Марченко, 1995: 89), что находит в нашей работе непосредственное отражение при анализе эмпирического материла.

Контраст, входя в композиционную структуру художественного текста как в виде отдельных антиномий, так и в виде комбинаций языковых средств и представляя собой «источник синтагматического напряжения, проявляется на всех уровнях языковой организации и композиционной структуры художественных текстов». По мнению И. И. Ковтуновой, на протяжении XX в. заметно нарастают быстро и скачкообразно различные типы контраста: 1) семантический контраст, при котором наблюдается соединение далеких, обычно не сочетаемых в обыденном сознании понятий; на лексическом уровне своеобразным его проявлением выступает оксюморон; 2) стилистический контраст, представляющий собой сочетание в тексте разностилевых элементов; стилистический контраст «служит приемом создания в речи образных, метафоричных выражений» (СЭС, 2003: 483); 3) ритмико — синтаксический контраст, при котором наблюдается последовательно проведенное через текст резкое столкновение ритма и синтаксиса; 4) композиционный контраст, заключающийся в чередовании в тексте отрезков с разной метрической структурой, отрезков стиха и прозы (Ковтунова, 1990: 13-14).

В качестве разновидностей семантического контраста в научной литературе рассматриваются антитеза и оксюморон. Они же характеризуются и как семантические фигуры; под фигурой речи (стилистической фигурой) понимаются «синтагматически образуемые средства выразительности» (Скребнев, 1998: 591). Структура контрастов, как правило, двучленна и представляет собой органическое диалектическое единство противоположностей, что и порождает необходимый смысловой и эстетический эффект (Белодед, 1971: 272). Базой для создания контраста служат, в первую очередь, антонимы, которые обретают в художественном тексте необходимую экспрессивность и реализуют авторские идеи, связанные с раскрытием образа героев и с наиболее рельефным изображением действительности. Наряду с антонимами, представляющими собой явление языка, в качестве лингвистической основы для контраста выступают антонимированная лексика разных частей речи, межчастеречные антонимы, контекстно противопоставляемые слова, подвергающиеся процессу антонимизации в условиях дайной речевой ситуации (Аврасин, 1990; Лее-Йуех, 1999).

Стилистические функции антонимов в художественном тексте тесно связаны с особенностями их семантики, сочетаемости, тематического, структурного, типологического многообразия. В этом аспекте выделяются следующие функции антонимов:

— стилистические функции, присущие всем выразительно — изобразительным средствам (описательная функция, функция эмоционального воздействия);

— стилистические функции, присущие антонимам как особому семантическому классу слов (функция контрастного изображения, создания юмористического эффекта);

— стилистические функции, определяющиеся принадлежностью их к той или иной типологической разновидности антонимии (функция конструктивной организации текста, характерная для антонимов, выражающих координационные понятия, функции контрастного сравнения, резкой противопоставленности, раскрытия внутренней противоречивости обозначаемого, характерные для качественных антонимов);

— стилистические функции, реализующиеся в определенных сочетаниях друг с другом, в составе стилистических фигур (Матвиевская, 1977: 68).

В отличие от перечисленных выше функций антонимов, основными функциями контраста являются стилеобразующая и текстообразующая. «Стилеобразующая функция — это, прежде всего создание экспрессии совершенно определенного направления, это интонирование какого-то фрагмента содержания через противопоставление» (Аврасин, 1990: 124). Наряду с созданием общей экспрессии, введение контраста может способствовать реализации таких стилевых черт, как субъективность, образность и иногда — динамизм. Контраст в тексте выступает и как текстообразующий структурный принцип, и как средство художественного отражения действительных или приписываемых изображаемому объекту противоречий, и как отдельно взятое выразительное средство для подчеркивания или выпячивания тех или иных сторон этого объекта.

Таким образом, контраст создает иерархию форм и смыслов при доминирующей роли контрастной семантики, выступает как принцип словесной организации прозаического текста, охватывает сквозные речевые образы, семантико-стилистическую систему, синтаксическое строение фразы, соотношение смысловых фрагментов, компоненты художественного сюжета и т. д. Кроме того, контраст позволяет с наибольшей убедительностью и экспрессивностью вербализовать концептуально значимые фрагменты действительности и может служить стиле- и текстообразующим элементом художественного текста.

Концептуальный смысл художественного произведения выражен зачастую имплицитно, в то время как такие его категории, как «человек», «пространство» и «время», являющиеся базовыми при выявлении смысловых доминант художественного текста, реализованы практически всегда эксплицитно.

АВТОР: Торосян М.С.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить глагол в past simple
  • Как найти мошенника по телефону
  • Как найти стиль своего дома
  • Как найти объем двух пересекающихся цилиндров
  • Как найти удаленную картинку на андроид