Как найти координату пересечения двух отрезков

Нахождение точки пересечения двух прямых (и отрезков)

Время на прочтение
3 мин

Количество просмотров 41K

Введение

Довольно часто при разработке игр возникает необходимость находить точку пересечения прямых, отрезков, лучей и т.д. О том, как реализовать это максимально простым способом, в этой статье.

image

Популярные способы и их критика

Возможно, многие вспомнят способ из школьной алгебры — составить уравнения двух прямых, приравнять их правые части, найти x, и подставить его в уравнение прямой, чтобы найти y (Подробнее здесь).

Однако данный способ становится достаточно громоздким при написании кода (возможно поэтому вы сейчас читаете эту статью), к тому же, он не является универсальным: если одна из прямых параллельна оси Y, мы получим ошибку деления на ноль при вычислении углового коэффициента, и нам придётся прописать код на этот случай; если две прямые перпендикулярны осям, требуется повозиться с обработкой и этого случая. Такой код становится длинным и некрасивым.

В поисках более элегантного решения данной проблемы я наткнулся на весьма интересные способы, основанные на векторном умножении ( habr.com/ru/post/267037 ) и ray castinging’е ( ru.wikipedia.org/wiki/Ray_casting#Концепция ). Но на мой взгляд, они неоправданно сложные в вычислительном плане. Поэтому представляю вашему вниманию (и критике) мой способ.

Мой способ

Задача

Даны координаты двух отрезков. Нужно узнать, пересекаются ли отрезки, и если да, в какой точке. Для этой цели напишем функцию.

Решение

image

Условные обозначения для исключения недопониманий: a — вектор a, a(y) — проекция вектора a на ось Y, a{x1,y1} — вектор a, заданный координатами x1,y1.

Представим наши отрезки в виде двух векторов: a{x2-x1; y2-y1} и b{x3-x4; y3-y4}. Обратите, внимание, что вектор b имеет противоположное от ожидаемого направление. Введём вектор c{x3-x1; y3-y1}. Заметим, что a*k+b*n=c, где k,n — некоторые коэффициенты. Таким образом, получаем систему уравнений:

a(x)*k+b(x)*n=c(x)
a(y)*k+b(y)*n=c(y)
Наша задача сводится к нахождению этих коэффициентов (правда сказать, достаточно найти лишь один из них).

Предлагаю домножить обе части нижнего уравнения на q= -a(x)/a(y). Так после сложения двух уравнений, мы сразу избавимся от k. Нахождение n сведётся к решению обыкновенного линейного уравнения. Важно обратить внимание, что у n может не быть решения.

Внимательный читатель заметит, что при a(y)=0, мы получим ошибку. Пропишем ветвление на этапе нахождения a(y). Этот случай ещё проще, ведь мы сразу получаем уравнение с одной неизвестной.

Рекомендую попробовать вывести n самостоятельно, так будет понятнее, что откуда берётся в коде ниже.

Зная n, можно найти точку пересечения, для этого мы отнимем от координаты точки (x3,y3) вектор b*n

Собираем воедино

float dot[2];  // точка пересечения

bool cross(float x1, float y1, float x2, float y2, float x3, float y3, float x4, float y4) {
    float n;
    if (y2 - y1 != 0) {  // a(y)
        float q = (x2 - x1) / (y1 - y2);   
        float sn = (x3 - x4) + (y3 - y4) * q; if (!sn) { return 0; }  // c(x) + c(y)*q
        float fn = (x3 - x1) + (y3 - y1) * q;   // b(x) + b(y)*q
        n = fn / sn;
    }
    else {
        if (!(y3 - y4)) { return 0; }  // b(y)
        n = (y3 - y1) / (y3 - y4);   // c(y)/b(y)
    }
    dot[0] = x3 + (x4 - x3) * n;  // x3 + (-b(x))*n
    dot[1] = y3 + (y4 - y3) * n;  // y3 +(-b(y))*n
    return 1;
}

Данная функция принимает координаты вершин и возвращает значение 1, если прямые отрезков (именно прямые) пересекаются, иначе 0. Если же вам нужны координаты вершин, вы сможете взять их из массива dot[].

Важно: при введении двух совпадающих прямых, алгоритм выводит отсутствие пересечения. Алгоритм находит точку пересечения прямых, на которых лежат отрезки, поэтому точка может оказаться за пределами отрезка (что вам придётся дополнительно проверить в уже своём коде).

Применим функцию:

int main() {
    if (cross(1,1,7,2, 7,3,5,6)) {
        std::cout << dot[0] << " " << dot[1] << std::endl;
    }
    else {
        std::cout<<"Not cross!"<<std::endl;
    }
    return 0;
}

Послесловие

Хоть я и не встретил этот способ в процессе гугления своей проблемы и вывел алгоритм самостоятельно, я не претендую на его полную оригинальность (и правильность). Поэтому добро пожаловать в комментарии!

Как найти точку пересечения отрезков

Простейшие геометрические примитивы, такие как точки, прямые, плоскости, фигурируют в большинстве научных и инженерных задач, связанных с проектированием, графическими построениями, визуализацией и машинной графикой. Подобные задачи, как правило, решаются путем применения принципа декомпозиции и сведения их к последовательностям элементарных действий с геометрическими примитивами. Так, сложные трехмерные объекты в машинной графике аппроксимируются полигонами, а те в свою очередь — треугольниками, треугольники задаются отрезками ребер, которые определяются их конечными точками. Именно поэтому понимание того, как решить простейшие геометрические задачи, например того, как найти точки пересечения отрезков, весьма важно для любого технического специалиста.

Как найти точку пересечения отрезков

Вам понадобится

  • Лист бумаги, ручка.

Инструкция

Подготовьте исходные данные. В качестве исходных данных удобно принять отрезки, заданные координатами точек их концов в декартовой системе координат. В данной системе координатные оси ортогональны и имеют одинаковый линейный масштаб. Допустим, имеются отрезки O1 и O2. Отрезок O1 задан точками с координатами P11(x11, y11) и P12(x12, y12), а отрезок O2 задан точками с координатами P21(x21, y21) и P22(x22, y22).

Составьте уравнения прямых, к которым принадлежат отрезки O1 и O2. Уравнение прямой отрезка O1 будет иметь вид: K1*x+d1-y=0. Уравнение прямой отрезка O2 будет иметь вид: K2*x+d2-y=0. Здесь K1=(y12-y11)/(x12-x11), d1=(x12*y11-x11*y12)/(x12-x11), K2=(y22-y21)/(x22-x21), d2=(x22*y21-x21*y22)/(x22-x21).

Решите систему уравнений, состоящую из уравнений прямых, составленных на предыдущем шаге. Вычтя из первого уравнения второе, можно получить: K1*x-K2*x+d1-d2=0. Откуда x=(d2-d1)/(K1-K2). Подставив x в первое уравнение, получим: y=K1*(d2-d1)/(K1-K2)+d1. Значения K1, K2, d1, d2 известны. Точка P(x, y) является пересечением прямых, на которых лежат исходные отрезки.

Проверьте, является ли точка с найденными координатами точкой пересечения именно отрезков, а не прямых, на которых они лежат. Для этого убедитесь, что координата точки x принадлежит одновременно диапазонам значений [x11,x12] и [x21,x22], а координата y принадлежит одновременно диапазонам [y11,y12] и [y21,y22].

Видео по теме

Источники:

  • как пересекаются два отрезка

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Оглавление

  1. Расположение отрезков на плоскости
  2. Параметрическое уравнение отрезка
  3. Найти точку пересечения двух отрезков
  4. Отрезки не пересекаются
  5. Метод SegmentSegment(…)
  6. Исходник приложения с классом Intersections

Расположение отрезков на плоскости

Варианты пересечения отрезков

Два отрезка могут иметь различные положения на плоскости относительно друг друга. Поскольку отрезок ограниченная с двух сторон линия, данная геометрическая фигура предлагает больше вариантов расположения в сравнении с прямой и лучом.

Из вариантов пересечения или непересечения можно выделить несколько особых случаев, например: начала и концы отрезков совпадают, отрезки параллельны и не лежат друг на друге, начало или конец одного отрезка лежит на другом отрезке, совпадают только начальные или конечные точки.

Параметрическое уравнение отрезка

Расположение отрезка в координатной системе и его геометрия, также как прямой и луча, может описываться параметрическими уравнениями. Параметрическое уравнение отрезка(прямой, луча) представляет из себя выражение включающее координату начала, вектор направления и параметр задающий множество точек отрезка(прямой, луча).

Параметр может иметь ограничения или не иметь их.

система из параметрических уравнений:
| x = x0 + vt
| y = y0 + wt

где v и w координаты (x, y) вектора направления
v =  x1 - x0
w = y1 + y0

при  0 ≤ t ≤ 1 - уравнения описывают отрезок,
при  0 ≤ t < +∞ - уравнения описывают луч,
при -∞ < t < +∞ - уравнения описывают прямую

Найти точку пересечения двух отрезков

Точка пересечения двух отрезков

Система из 4-х параметрических уравнений позволяет найти точку пересечения двух отрезков. Нахождение точки пересечения отрезков аналогично описанному для двух лучей.

Дано: отрезок AB с координатами начальной и конечной точек — A(2;2) и B(7;3), отрезок CD с координатами — C(4;1) и D(5;6). Найти возможную точку пересечения отрезков AB и CD.

Отрезки имеют точку пересечения если оба параметра отрезков больше или равно нулю и меньше или равно единице.

| x = 2 + (7 - 2)tab    | x = 2 + 5tab
| y = 2 + (3 - 2)tab => | y = 2 + tab
| x = 4 + (5 - 4)tcd    | x = 4 + tcd
| y = 1 + (6 - 1)tcd    | y = 1 + 5tcd

Чтобы узнать есть ли точка пересечения отрезков AB и CD вычислим их параметры:

найдём соотношение параметров через возможно общую координату x
2 + 5tab = 4 + tcd =>  
5tab = 2 + tcd =>
tab = (2 + tcd)/5 (у.1)

вычислим параметр tcd через возможно общую координату y
2 + tab = 1 + 5tcd =>
2 + (2 + tcd)/5 = 1 + 5tcd =>
10 + 2 + tcd = 5 + 25cd =>
tcd = 7/24 ≈ 0.292

вычислим параметр tab использую полученное соотношение (у.1)
tab = (2 + 0.292)/5 ≈ 0.458 

Оба параметра положительные и меньше единицы — отрезки пересекаются. Найдем точку пересечения используя уравнения из системы для двух отрезков:

x = 2 + 5tab =>
x = 2 + 5 * 0.458 = 4.29
y = 2 + tab =>
y = 2 + 0.458 = 2.458

Точка пересечения отрезков AB и CD имеет координаты (4.29; 2.458).

Отрезки не пересекаются

Отрезки не пересекаются

Отсутствие точки пересечения двух отрезков, безусловно, также подтверждается вычислением.

Дано: отрезок AB с координатами начальной и конечной точек — A(5;4) и B(10;5), отрезок CD с координатами — C(3;3) и D(7;6). Определить: отрезки пересекаются или не пересекаются. Если отрезки не пересекаются, найти мнимую точку пересечения.

Отрезки не пересекаются если хотя бы один из параметров отрицательный или больше единицы. Для вычисления используем систему из параметрических уравнений.

| x = 5 + (10 - 5)tab   | x = 5 + 5tab
| y = 4 + (5 - 4)tab => | y = 4 + tab
| x = 3 + (7 - 3)tcd    | x = 3 + 4tcd
| y = 3 + (6 - 3)tcd    | y = 3 + 3tcd

Чтобы узнать пересекаются отрезки или нет вычислим их параметры, вычисление будет происходит аналогично случаю пересечения описанному выше.

3 + 4tcd = 5 + 5tab =>
4tcd = 2 + 5tab =>
tcd = (2 + 5tab)/4

3 + 3tcd = 4 + tab =>
3 + 3(2 + 5tab)/4 = 4 + tab =>
3 + (6 + 15tab)/4 = 4 + tab =>
2 + 11tab = 0 =>
tab = -2/11 ≈ -0.182
параметр tab меньше нуля, значит отрезки не пересекаются

tcd = (2 + 5tab)/4 =>
tcd = (2 + 5*-0.182)/4 ≈ 0.273
параметр tcd положительный и меньше единицы, 
значит мнимая точка лежит на отрезке CD

Найдем мнимую точку, расположенную на отрезке CD:

x = 5 + 5 * -0.182 = 4.09
y = 4 - 0.182 = 3.818

Метод SegmentSegment(…)

Метод вычисления точки пересечения отрезков инкапсулирован в классе Intersections. Метод статический, для вычисления точки пересечения не требуется создание экземпляра класса. Методы вычисляющие точки пересечения прямых и лучей описаны на страницах точка пересечения двух прямых на плоскости, пересечение луча и прямой, пересечение двух лучей.

В исходнике приложения, прикрепленного к странице происходит вычисление точки пересечения и создание параметрических уравнений каждого отрезка.

class Intersections
{
    // Вычисление точки пересечения отрезков.
    public static bool SegmentSegment(Point r1, Point r2, Point p1, Point p2, out Point pCross, out Info info)
    {
        // Параметрическое уравнение отрезка
        // x = x0 + vt
        // y = y0 + wt
        // где v = x1 - x0
        //     w = y1 - y0
        // при 0 <= t <= 1
        

        // Оповещение о событиях пересечения или не пересечения.
        info = new Info();

        // Координаты направления вектора синего отрезка
        double v = r2.X - r1.X;
        double w = r2.Y - r1.Y;

        // Координаты направления вектора красного отрезка
        double v2 = p2.X - p1.X;
        double w2 = p2.Y - p1.Y;

        // ===== Частные случаи не пересечения =====

        // Отрезки должны быть определены
        if (v == 0 && w == 0 && v2 == 0 && w2 == 0)
        {
            info.Id = 10;
            info.Message = "Отрезки неопределённы";

            return false;
        }
        else if (v == 0 && w == 0)
        {
            info.Id = 11;
            info.Message = "Синий отрезка неопределён";

            return false;
        }
        else if (v2 == 0 && w2 == 0)
        {
            info.Id = 12;
            info.Message = "Красный отрезка неопределён";

            return false;
        }

        // Для вычисления параллельности отрезка 
        // необходимо сравнить направления их векторов.

        // Вычисляем длины векторов
        double lenBlue = Math.Sqrt(v * v + w * w);
        double lenRed = Math.Sqrt(v2 * v2 + w2 * w2);

        // Нормализация векторов - создание единичного вектора направления
        double x = v / lenBlue;
        double y = w / lenBlue;
        double x2 = v2 / lenRed;
        double y2 = w2 / lenRed;

        // Точность совпадения величин double
        double epsilon = 0.000001;

        // Проверка на совпадение
        if (r1.X == p1.X && r1.Y == p1.Y && r2.X == p2.X && r2.Y == p2.Y)
        {
            info.Id = 20;
            info.Message = "Отрезки совпадают";

            return false;
        }

        // Проверка на параллельность с определенной точностью.
        if (Math.Abs(x - x2) < epsilon && Math.Abs(y - y2) < epsilon)
        {
            info.Id = 21;
            info.Message = "Отрезки параллельны";
            return false;
        }

        // ===== /Частные случаи не пересечения =====


        // ===== Вычисление точки пересечения =====

        // Проверка факта пересечения
        // x = p1.X + v2t2
        // y = p1.Y + w2t2

        // r1.X + vt = p1.X + v2t2 => vt = p1.X - r1.X + v2t2 =>
        // t = (p1.X - r1.X + v2t2) / v - (у.1) соотношение t-параметров
        //
        // Вычисление одного параметра с заменой соотношением другого
        // r1.Y + wt = p1.Y + w2t2 => wt = p1.Y - r1.Y + w2t2 => t = (p1.Y - r1.Y + w2t2) / w
        // (p1.X - r1.X + v2t2) / v = (p1.Y - r1.Y + w2t2) / w =>
        // (p1.X - r1.X + v2t2) * w = (p1.Y - r1.Y + w2t2) * v =>
        // w * p1.X - w * r1.X + w * v2t2 = v * p1.Y - v * r1.Y + v * w2t2 =>
        // w * v2t2 - v * w2t2 = -w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y =>
        // (w * v2 - v * w2) * t2 = -w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y =>
        // t2 = (-w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y) / (w * v2 - v * w2) - (у.2)
        double t2 = (-w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y) / (w * v2 - v * w2);

        // t = (p1.X - r1.X + v2t2) / v - (у.1)
        double t = (p1.X - r1.X + v2 * t2) / v;

        // Если один из параметров меньше 0 и больше 1, значит пересечения нет.
        if (t < 0 || t > 1 || t2 < 0 || t2 > 1)
        {
            info.Id = 20;
            info.Message = "Пересечения нет";


            return false;
        }

        // Координаты точки пересечения
        pCross.X = p1.X + v2 * t2;
        pCross.Y = p1.Y + w2 * t2;


        info.Id = 0;
        info.Message = "Пересечение есть";

        return true;

        // ===== /Вычисление точки пересечения =====
    }
}

public class Info
{
    // Для визуального сообщения.
    public string Message;

    // Для автоматических действий.
    public int Id;
}

Исходник приложения с классом Intersections

К странице приложен исходник приложения на языке C#. Приложение демонстрирует вычисление точки пересечения двух отрезков. Графика приложения создает различные положения отрезков на плоскости окна. Управление начальными и конечными точками мышью и служебными клавишами.

Скачать исходник

  • WpfAppCrossSegmentSegment-vs17.zip
  • Размер: 205 Кбайт
  • Загрузки: 185

Пусть даны два отрезка. Первый задан точками P1(x1;y1) и P2(x2;y2). Второй задан точками P3(x3;y3) и P4(x4;y4).

Взаимное расположение отрезков можно проверить с помощью векторных произведений:

Рассмотрим отрезок P3P4 и точки P1 и P2.

Точка P1 лежит слева от прямой P3P4, для нее векторное произведение v1 > 0, так как векторы положительно ориентированы.
Точка P2 расположена справа от прямой, для нее векторное произведение v2 < 0, так как векторы отрицательно ориентированы.

Для того чтобы точки P1 и P2 лежали по разные стороны от прямой P3P4, достаточно, чтобы выполнялось условие v1v2 < 0 (векторные произведения имели противоположные знаки).

Аналогичные рассуждения можно провести для отрезка P1P2 и точек P3 и P4.

Итак, если v1v2 < 0 и v3v4 < 0, то отрезки пересекаются.

Векторное произведение двух векторов вычисляется по формуле:

где:
ax, ay — координаты первого вектора,
bx, by — координаты второго вектора.

Уравнение прямой, проходящей через две различные точки, заданные своими координатами.

Пусть на прямой заданы две не совпадающие точки:P1 с координатами (x1;y1) и P2 с координатами (x2; y2). Соответственно вектор с началом в точке P1 и концом в точке P2 имеет координаты (x2-x1, y2-y1). Если P(x, y) – произвольная точка на прямой, то координаты вектора P1P равны (x — x1, y – y1).

С помощью векторного произведения условие коллинеарности векторов P1P и P1P2 можно записать так:
|P1P,P1P2|=0, т.е. (x-x1)(y2-y1)-(y-y1)(x2-x1)=0
или
(y2-y1)x + (x1-x2)y + x1(y1-y2) + y1(x2-x1) = 0

Последнее уравнение переписывается следующим образом:
ax + by + c = 0,     (1)
где
a = (y2-y1),
b = (x1-x2),
c = x1(y1-y2) + y1(x2-x1)

Итак, прямую можно задать уравнением вида (1).

Как найти точку пересечения прямых?
Очевидное решение состоит в том, чтобы решить систему уравнений прямых:

ax1+by1=-c1
ax2+by2=-c2
    (2)

Ввести обозначения:

Здесь D – определитель системы, а Dx,Dy — определители, получающиеся в результате замены столбца коэффициентов при соответствующем неизвестном столбцом свободных членов. Если D ≠ 0, то система (2) является определенной, то есть имеет единственное решение. Это решение можно найти по следующим формулам: x1=Dx/D, y1=Dy/D, которые называются формулами Крамера. Небольшое напоминание, как вычисляется определитель второго порядка. В определителе различают две диагонали: главную и побочную. Главная диагональ состоит из элементов, взятых по направлению от верхнего левого угла определителя в нижний правый угол. Побочная диагональ – из правого верхнего в нижний левый. Определитель второго порядка равен произведению элементов главной диагонали минус произведение элементов побочной диагонали.

В статье покажем, как найти точку пересечения отрезков. Это совсем не тривиальная задача, хотя на первый взгляд она кажется именно такой. Поиск пересечения двух отрезков имеет множество полезных приложений. Например, с помощью него можно определить пересекаются ли фигуры на плоскости или нет.

Начальные условия

На протяжении всей статьи мы будем писать метод, который ищет пересечение двух отрезков на плоскости и даёт ответ: пересекаются они или нет.

Входными параметрами метода являются 4 точки — точки начала и конца двух отрезков.

Точка — это экземпляр класса Point. Она имеет два параметра: значение абсциссы (x) и значение ординаты (y). Класс Point:

public class Point {

    double x, y;

    public Point (double newX, double newY) {

        x = newX;

        y = newY;

    }

}

Поиск пересечения двух отрезков

Метод, который будет искать пересечение двух отрезков, назовём: checkIntersectionOfTwoLineSegments. Он возвращает true, если отрезки пересекаются и false в противном случае.

private boolean checkIntersectionOfTwoLineSegments(Point p1, Point p2,

        Point p3, Point p4) {

Его аргументы — это четыре точки. p1 и p2 — начало и конец первого отрезка, а p3 и p4 — соответственно начало и конец второго отрезка.

Мы подразумеваем, что начальная точка находится левее конечной относительно оси абсцисс (оси X). Также возможен вариант, когда точки имеют одинаковую абсциссу, то есть отрезок является вертикальным.

В общем случае должно выполняться условие: p1.x <= p2.x и p3.x <= p4.x.

Но если вдруг программист задал точки отрезка не по порядку, мы расставим их, как следует:

if (p2.x < p1.x) {

    Point tmp = p1;

    p1 = p2;

    p2 = tmp;

}

if (p4.x < p3.x) {

    Point tmp = p3;

    p3 = p4;

    p4 = tmp;

}

После того, как точки отрезков расставлены по порядку, мы можем сразу проверить наличие потенциального интервала, на котором отрезки могут пересекаться.

Наличие интервала для пересечения двух отрезков

Если конец первого отрезка находится левее начала правого отрезка (по оси X), то отрезки точно не имеют точки пересечения.

if (p2.x < p3.x) {

    return false;

}

Потенциальный интервал пересечения имеется. Идём далее.

Оба отрезка вертикальные (частный случай)

Мы отдельно от общего решения будем рассматривать вертикальные отрезки, поскольку тангенс 90 градусов не определён, и, тем самым, мы в общем решении избежим деления на ноль.

Сначала обсудим такой частный случай, когда оба отрезка являются вертикальными.

Вертикальные отрезки

Непересекающиеся (слева) и пересекающиеся (справа) вертикальные отрезки

Отрезок вертикальный, тогда и только тогда, когда абсциссы его обеих точек равны.

В случае проверки условия вертикальности обоих отрезков, выражение (p1.x — p2.x == 0) && (p3.x — p4.x == 0) должно быть истинным.

Два отрезка будут иметь точку пересечения в том случае, когда их абсцисса одинакова (для этого достаточно условия p1.x == p3.x) и они имеют общую часть по оси ординат (общий Y); в противном случае делаем вывод, что они не пересекаются.

Составить условие для проверки существования общего Y мысленно довольно сложно. Поэтому мы поступим проще: составим условие для проверки того, что отрезки не имеют общего Y и возьмём от него отрицание.

Напишем код на Java для всего вышесказанного:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

//если оба отрезка вертикальные

if((p1.x p2.x == 0) && (p3.x — p4.x == 0)) {

    //если они лежат на одном X

    if(p1.x == p3.x) {

        //проверим пересекаются ли они, т.е. есть ли у них общий Y

        //для этого возьмём отрицание от случая, когда они НЕ пересекаются

        if (!((Math.max(p1.y, p2.y) < Math.min(p3.y, p4.y)) ||

                (Math.min(p1.y, p2.y) > Math.max(p3.y, p4.y)))) {

            return true;

        }

    }

    return false;

}

Решаем систему уравнений и находим точку пересечения отрезков

Каждый отрезок — это часть прямой. Уравнение прямой в общем случае имеет всем нам знакомый вид:

A * x + b = y (1)

Для случая с двумя прямыми получаем систему уравнений (2):

A1 * x + b1 = y

A2 * x + b2 = y

Решив её, мы получим координаты точки (x, y) пересечения двух прямых. Но у нас нет значений параметров A1, A2, b1 и b2. Найдём их.

Параметр A — это тангенс угла между прямой и осью X. Вычислим его по определению: тангенс — это отношение противолежащего катета к прилежащему.

A1 = (p1.y — p2.y) / (p1.x — p2.x) (3)

A2 = (p3.y — p4.y) / (p3.x — p4.x) (4)

Параметр b найдём для каждой прямой, выразив его из уравнений (2):

b1 = p1.y — A1 * p1.x = p2.y — A1 * p2.x (5)

b2 = p3.y — A2 * p3.x = p4.y — A2 * p4.x (6)

Теперь, зная все параметры, решим систему уравнений (2). Найдём абсциссу точки пересечения прямых (обозначим её Xa):

Xa = (b2 — b1) / (A1 — A2) (7)

Как практически в любом решении и, к сожалению, здесь тоже есть частные случаи, о которых следует поговорить отдельно.

При нахождении параметров A1 и A2 (уравнения 3, 4) может возникнуть исключительная ситуация деления на ноль. Такое возможно, когда один из отрезков вертикальный.

Один из отрезков вертикальный (частный случай)

Сначала рассмотрим ситуацию, когда первый отрезок вертикальный.

Предположим, что x вертикального отрезка является абсциссой точки пересечения отрезков: Xa = p1.x. Параметры A2 и b2 найдём, как это было описано выше. Также вычислим ординату предполагаемой точки пересечения (используя формулу 1):

Ya = A2 * Xa + b2

Найденная точка (Xa, Ya) будет являться точкой пересечения двух отрезков только в том случае, если p3.x <= Xa <= p4.x и Ya входит в интервал вертикального отрезка по Y. В противном случае — отрезки не пересекаются.

Оформим всё вышесказанное в этом подпункте в виде кода:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

//если первый отрезок вертикальный

if (p1.x p2.x == 0) {

    //найдём Xa, Ya — точки пересечения двух прямых

    double Xa = p1.x;

    double A2 = (p3.y p4.y) / (p3.x p4.x);

    double b2 = p3.y A2 * p3.x;

    double Ya = A2 * Xa + b2;

    if (p3.x <= Xa && p4.x >= Xa && Math.min(p1.y, p2.y) <= Ya &&

            Math.max(p1.y, p2.y) >= Ya) {

        return true;

    }

    return false;

}

Когда второй отрезок является вертикальным — это тоже частный случай, который должен быть рассмотрен. Аналогично:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

//если второй отрезок вертикальный

if (p3.x p4.x == 0) {

    //найдём Xa, Ya — точки пересечения двух прямых

    double Xa = p3.x;

    double A1 = (p1.y p2.y) / (p1.x p2.x);

    double b1 = p1.y A1 * p1.x;

    double Ya = A1 * Xa + b1;

    if (p1.x <= Xa && p2.x >= Xa && Math.min(p3.y, p4.y) <= Ya &&

            Math.max(p3.y, p4.y) >= Ya) {

        return true;

    }

    return false;

}

Оба отрезка невертикальные (общий случай)

Сначала найдём параметры A1, A2, b1 и b2 по формулам 3, 4, 5, 6.

Затем проверим равенство A1 == A2. Если оно верно, то значит отрезки параллельны, а следовательно не пересекаются — возвращаем false. Кроме того, данная проверка позволяет избежать деления на ноль при нахождении Xa в выражении 7.

Далее вычисляем Xa (по формуле 7).

После необходимо проверить входит ли Xa в пересечение проекций обоих отрезков на ось X. Входит — возвращаем true, не входит — false.

Точка пересечения отрезков

Код на Java:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

//оба отрезка невертикальные

double A1 = (p1.y p2.y) / (p1.x p2.x);

double A2 = (p3.y p4.y) / (p3.x p4.x);

double b1 = p1.y A1 * p1.x;

double b2 = p3.y A2 * p3.x;

if (A1 == A2) {

    return false; //отрезки параллельны

}

//Xa — абсцисса точки пересечения двух прямых

double Xa = (b2 b1) / (A1 A2);

if ((Xa < Math.max(p1.x, p3.x)) || (Xa > Math.min( p2.x, p4.x))) {

    return false; //точка Xa находится вне пересечения проекций отрезков на ось X

}

else {

    return true;

}

Написание метода для нахождения точки пересечения двух отрезков завершено.

Скачать его полностью в текстовом файле:

Скачать код метода

Приложения

Написанный в статье метод можно использовать для определения пересечения плоских фигур. Фигуры должны состоять из замкнутой ломаной линии, то есть состоять из отрезков. Это могут быть треугольники, прямоугольники, либо другие произвольные фигуры.

Чтобы определить пересечение двух фигур, нужно проверить пересечение каждой стороны одной фигуры с каждой стороной другой фигуры. Если хотя бы одна сторона с чем-то пересекается — значит и фигуры пересекаются.

Например, если нужно определить пересекаются ли прямоугольники, то необходимо будет выполнить 16 проверок.

Спасибо за прочтение статьи!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти пуш уведомления на андроид редми
  • Как найти мой пароль на моем компьютере
  • Как найти ttl на андроиде
  • Как найти свой отзыв на яндекс маркете
  • Как найти канал для спутникового тв