Как найти корень квадратного уравнения с дробями

Решение дробных уравнений с преобразованием в квадратные уравнения

Дробным уравнением называется уравнение, в котором хотя бы одно из слагаемых — дробь, в знаменателе которой присутствует неизвестное. Например, дробным уравнением является уравнение .

Решать дробные уравнения удобно в следующем порядке:

  • найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение, если каждая дробь имеет смысл,
  • заменить данное уравнение целым, умножив обе его часть на общий знаменатель,
  • решить получившееся целое уравнение,
  • исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример 1. Решить дробное уравнение:

.

Решение. Воспользуемся основным свойством дроби с представим левую и правую части этого уравнения в виде дробей с одинаковым знаменателем:

.

Эти дроби равны при тех и только тех значениях, при которых равны их числители, а знаменатель отличен от нуля. Если знаменатель равен нулю, то дроби, а следовательно, и уравнение не имеет смысла.

Таким образом, чтобы найти корни данного уравнения, нужно решить уравнение

.

Упростив уравнение (раскрыв скобки и приведя подобные члены), получим квадратное уравнение

.

.

Найденные корни не обращают знаменатель в нуль, поэтому они являются корнями исходного дробного уравнения.

Пример 2. Решить дробное уравнение:

.

Решение. Найдём общий знаменатель дробей, входящих в данное дробное уравнение. Общий знаменатель —

.

Заменим исходное уравнение целым. Для этого умножим обе его части на общий знаменатель. Получим:

Выполним необходимые преобразования в полученном уравнении и придём к квадратному уравнению

.

.

Если x = -3 , то найденный на первом шаге знаменатель обращается в нуль:

,

то же самое, если x = 3 .

Следовательно, числа -3 и 3 не являются корнями исходного уравнения, а, поскольку никакие другие корни не найдены, данное уравнение не имеет решения.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

.

Решение. Найдём общий знаменатель дробей, входящих в данное уравнение. Для этого знаменатели дробей разложим на множители:

.

Общий знаменатель — выражение

Заменим исходное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель. Получим:

Выполнив преобразования, придём к квадратному уравнению

.

.

Ни один из корней не обращает общий знаменатель в нуль. Следовательно, числа -4 и 9 — корни данного уравнения.

Пример 4. Решить дробное уравнение:

.

Решение. Введём новую переменную, обозначив . Получим уравнение с переменной y :

.

Корни этого уравнения:

или .

Из уравнения находим, что

.

Из уравнения находим, что

.

Итак, данное уравнение имеет четыре корня:

, .

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 8

    Цели урока:

    • формирование понятия дробных рационального уравнения;
    • рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
    • рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
    • обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
    • проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.
    • развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
    • развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение и обобщение;
    • развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
    • развитие критического мышления;
    • развитие навыков исследовательской работы.
    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
    • воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Тип урока: урок – объяснение нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

    Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)
    2. Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
    3. Как называется уравнение №3? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)
    4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)
    5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)
    6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)

    3. Объяснение нового материала.

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

    х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6

    х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).

    Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.

    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-uravnenij-s-drobyami

    http://urok.1sept.ru/articles/559882

    Дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным.

    Дробно-рациональные уравнения, сводящиеся к квадратным.

    1. Решить уравнение:

                Выпишем условие (*)

    Разложим знаменатели на множители:

    Приведем все дроби к общему знаменателю

    Дробь равна , если ее числитель равен :

    Раскрыв скобки и приведя подобные слагаемые, получаем квадратное уравнение:

    Найдем корни квадратного уравнения:

    Х1=2, х2=3

    Корень не удовлетворяет условие (*)

    Ответ:

    2. Решить уравнение:

    Выпишем условие (*)

    Обратим внимание, что неизвестная присутствует в уравнении в похожих конструкциях

     они являются взимнообратными выражениями. В таком случае можно применить метод замены переменной:

    Тогда:

    Исходное уравнение будет иметь вид:

    Чтобы избавиться от дроби, умножим обе части уравнения на , при этом , поскольку :

    Получили квадратное уравнение, решениями которого являются:

    t = 1, t = 4

    Вернемся к замене:

    Решаем первое уравнение:

    Решаем второе уравнение:

    Полученные корни удовлетворяют удовлетворяют (*).  Ответ: .

    3. Решить уравнение:

    Решение.

    Выпишем условие (*)

    В подобных уравнениях стандартной является замена:

    Чтобы выразить через , произведем следующие действия:

    После замены исходное уравнение будет иметь вид:

    Преобразуя это выражение, получаем квадратное уравнение:

    Найдем корни уравнения:

    t = 2,5; t = 1

    Вернемся к замене:

    Поскольку , можем умножить обе части каждого из уравнений на и получить квадратные уравнения:

    Первое уравнение имеет решения:

    x = 2; x = 0,5

    Оба решения удовлетворяют условие (*).

    Второе уравнение не имеет корней.

    Ответ: .

    From Wikipedia, the free encyclopedia

    In mathematics, a quadratic equation is a polynomial equation of the second degree. The general form is

    ax^{2}+bx+c=0,

    where a ≠ 0.

    The quadratic equation on a number x can be solved using the well-known quadratic formula, which can be derived by completing the square. That formula always gives the roots of the quadratic equation, but the solutions are expressed in a form that often involves a quadratic irrational number, which is an algebraic fraction that can be evaluated as a decimal fraction only by applying an additional root extraction algorithm.

    If the roots are real, there is an alternative technique that obtains a rational approximation to one of the roots by manipulating the equation directly. The method works in many cases, and long ago it stimulated further development of the analytical theory of continued fractions.

    Simple example[edit]

    Here is a simple example to illustrate the solution of a quadratic equation using continued fractions. We begin with the equation

    {displaystyle x^{2}=2}

    and manipulate it directly. Subtracting one from both sides we obtain

    {displaystyle x^{2}-1=1.}

    This is easily factored into

    {displaystyle (x+1)(x-1)=1}

    from which we obtain

    {displaystyle (x-1)={frac {1}{1+x}}}

    and finally

    {displaystyle x=1+{frac {1}{1+x}}.}

    Now comes the crucial step. We substitute this expression for x back into itself, recursively, to obtain

    {displaystyle x=1+{cfrac {1}{1+left(1+{cfrac {1}{1+x}}right)}}=1+{cfrac {1}{2+{cfrac {1}{1+x}}}}.}

    But now we can make the same recursive substitution again, and again, and again, pushing the unknown quantity x as far down and to the right as we please, and obtaining in the limit the infinite continued fraction

    {displaystyle x=1+{cfrac {1}{2+{cfrac {1}{2+{cfrac {1}{2+{cfrac {1}{2+{cfrac {1}{2+ddots }}}}}}}}}}={sqrt {2}}.}

    By applying the fundamental recurrence formulas we may easily compute the successive convergents of this continued fraction to be 1, 3/2, 7/5, 17/12, 41/29, 99/70, 239/169, …, where each successive convergent is formed by taking the numerator plus the denominator of the preceding term as the denominator in the next term, then adding in the preceding denominator to form the new numerator. This sequence of denominators is a particular Lucas sequence known as the Pell numbers.

    Algebraic explanation[edit]

    We can gain further insight into this simple example by considering the successive powers of

    {displaystyle omega ={sqrt {2}}-1.}

    That sequence of successive powers is given by

    {begin{aligned}omega ^{2}&=3-2{sqrt  {2}},&omega ^{3}&=5{sqrt  {2}}-7,&omega ^{4}&=17-12{sqrt  {2}},\omega ^{5}&=29{sqrt  {2}}-41,&omega ^{6}&=99-70{sqrt  {2}},&omega ^{7}&=169{sqrt  {2}}-239,,end{aligned}}

    and so forth. Notice how the fractions derived as successive approximants to 2 appear in this geometric progression.

    Since 0 < ω < 1, the sequence {ωn} clearly tends toward zero, by well-known properties of the positive real numbers. This fact can be used to prove, rigorously, that the convergents discussed in the simple example above do in fact converge to 2, in the limit.

    We can also find these numerators and denominators appearing in the successive powers of

    {displaystyle omega ^{-1}={sqrt {2}}+1.}

    The sequence of successive powers {ωn} does not approach zero; it grows without limit instead. But it can still be used to obtain the convergents in our simple example.

    Notice also that the set obtained by forming all the combinations a + b2, where a and b are integers, is an example of an object known in abstract algebra as a ring, and more specifically as an integral domain. The number ω is a unit in that integral domain. See also algebraic number field.

    General quadratic equation[edit]

    Continued fractions are most conveniently applied to solve the general quadratic equation expressed in the form of a monic polynomial

    {displaystyle x^{2}+bx+c=0}

    which can always be obtained by dividing the original equation by its leading coefficient. Starting from this monic equation we see that

    {begin{aligned}x^{2}+bx&=-c\x+b&={frac  {-c}{x}}\x&=-b-{frac  {c}{x}},end{aligned}}

    But now we can apply the last equation to itself recursively to obtain

    x=-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-ddots ,}}}}}}}}

    If this infinite continued fraction converges at all, it must converge to one of the roots of the monic polynomial x2 + bx + c = 0. Unfortunately, this particular continued fraction does not converge to a finite number in every case. We can easily see that this is so by considering the quadratic formula and a monic polynomial with real coefficients. If the discriminant of such a polynomial is negative, then both roots of the quadratic equation have imaginary parts. In particular, if b and c are real numbers and b2 − 4c < 0, all the convergents of this continued fraction «solution» will be real numbers, and they cannot possibly converge to a root of the form u + iv (where v ≠ 0), which does not lie on the real number line.

    General theorem[edit]

    By applying a result obtained by Euler in 1748 it can be shown that the continued fraction solution to the general monic quadratic equation with real coefficients

    {displaystyle x^{2}+bx+c=0}

    given by

    x=-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-ddots ,}}}}}}}}

    either converges or diverges depending on both the coefficient b and the value of the discriminant, b2 − 4c.

    If b = 0 the general continued fraction solution is totally divergent; the convergents alternate between 0 and infty . If b ≠ 0 we distinguish three cases.

    1. If the discriminant is negative, the fraction diverges by oscillation, which means that its convergents wander around in a regular or even chaotic fashion, never approaching a finite limit.
    2. If the discriminant is zero the fraction converges to the single root of multiplicity two.
    3. If the discriminant is positive the equation has two real roots, and the continued fraction converges to the larger (in absolute value) of these. The rate of convergence depends on the absolute value of the ratio between the two roots: the farther that ratio is from unity, the more quickly the continued fraction converges.

    When the monic quadratic equation with real coefficients is of the form x2 = c, the general solution described above is useless because division by zero is not well defined. As long as c is positive, though, it is always possible to transform the equation by subtracting a perfect square from both sides and proceeding along the lines illustrated with 2 above. In symbols, if

    {displaystyle x^{2}=cqquad (c>0)}

    just choose some positive real number p such that

    {displaystyle p^{2}<c.}

    Then by direct manipulation we obtain

    {begin{aligned}x^{2}-p^{2}&=c-p^{2}\(x+p)(x-p)&=c-p^{2}\x-p&={frac  {c-p^{2}}{p+x}}\x&=p+{frac  {c-p^{2}}{p+x}}\&=p+{cfrac  {c-p^{2}}{p+left(p+{cfrac  {c-p^{2}}{p+x}}right)}}&=p+{cfrac  {c-p^{2}}{2p+{cfrac  {c-p^{2}}{2p+{cfrac  {c-p^{2}}{2p+ddots ,}}}}}},end{aligned}}

    and this transformed continued fraction must converge because all the partial numerators and partial denominators are positive real numbers.

    Complex coefficients[edit]

    By the fundamental theorem of algebra, if the monic polynomial equation x2 + bx + c = 0 has complex coefficients, it must have two (not necessarily distinct) complex roots. Unfortunately, the discriminant b2 − 4c is not as useful in this situation, because it may be a complex number. Still, a modified version of the general theorem can be proved.

    The continued fraction solution to the general monic quadratic equation with complex coefficients

    {displaystyle x^{2}+bx+c=0qquad (bneq 0)}

    given by

    x=-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-{cfrac  {c}{-b-ddots ,}}}}}}}}

    converges or not depending on the value of the discriminant, b2 − 4c, and on the relative magnitude of its two roots.

    Denoting the two roots by r1 and r2 we distinguish three cases.

    1. If the discriminant is zero the fraction converges to the single root of multiplicity two.
    2. If the discriminant is not zero, and |r1| ≠ |r2|, the continued fraction converges to the root of maximum modulus (i.e., to the root with the greater absolute value).
    3. If the discriminant is not zero, and |r1| = |r2|, the continued fraction diverges by oscillation.

    In case 2, the rate of convergence depends on the absolute value of the ratio between the two roots: the farther that ratio is from unity, the more quickly the continued fraction converges.

    This general solution of monic quadratic equations with complex coefficients is usually not very useful for obtaining rational approximations to the roots, because the criteria are circular (that is, the relative magnitudes of the two roots must be known before we can conclude that the fraction converges, in most cases). But this solution does find useful applications in the further analysis of the convergence problem for continued fractions with complex elements.

    See also[edit]

    • Lucas sequence
    • Methods of computing square roots
    • Pell’s equation

    References[edit]

    • H. S. Wall, Analytic Theory of Continued Fractions, D. Van Nostrand Company, Inc., 1948 ISBN 0-8284-0207-8

    Рациональное уравнение, в котором левая или правая части являются дробными выражениями, называется дробным.

    Для решения дробного уравнения, необходимо:

     1. найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

     2. умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

     3. решить получившееся целое уравнение;

     4. исключить из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель.

    Пример:

    реши дробное уравнение

    3x−1+2=4−xx−1

    .

    1. Находим значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл:

    3x−1+2=4−xx−1;x−1≠0, поэтомуx≠1

    .

    2. Находим общий знаменатель дробей и умножаем на него обе части уравнения:

    3x−1+2x−11=4−xx−1;3+2(x−1)x−1=4−xx−1|⋅x−1.

    3. Решаем полученное уравнение:

    3+2(x−1)=4−x;3+2x−2=4−x;3x=3;x=1.

    4. Исключаем те корни, при которых общий знаменатель равен нулю.

    В первом пункте получилось, что при (x = 1) уравнение не имеет смысла, поэтому число (1) не может являться корнем данного дробного уравнения. Следовательно, у данного уравнения вообще нет корней.

    При решении уравнения можно использовать основное свойство пропорции.

    Основное свойство пропорции:

     еслиab=mn, тоa⋅n=b⋅m

    .

    16x−12=19x+18;6x−12≠0;9x+18≠0;x≠2;x≠−2.16x−12=19x+18;1⋅9x+18=1⋅6x−12;9x+18=6x−12;3x=−30;x=−10;−10≠2;−10≠−2. Кореньx=−10. Проверка:16⋅−10−12=?19⋅−10+18;1−60−12=?1−90+18;1−72=?1−72.

            Итак, друзья, продолжаем осваивать решение основных типов алгебраических уравнений. Мы с вами уже хорошо (надеюсь) знаем, как именно надо решать линейные и квадратные уравнения. Осталось разобрать ещё одним основным типом уравнений — дробными уравнениями.

            Иногда их называют более научно и солидно — дробные рациональные уравнения. Или дробно-рациональные уравнения. Это сути не меняет.)

            Дробные уравнения — незаменимая вещь во многих других темах математики. Особенно — в текстовых задачах. Но для успешного их решения жизненно необходимо ориентироваться в трёх смежных темах:

            1. Дроби и действия с дробями и дробными выражениями.

            2. Тождественные преобразования уравнений.

            3. Решение линейных и квадратных уравнений.

            Без этих трёх китов браться за решение дробных уравнений слишком уж самонадеянно, я бы сказал. Почему? Да потому, что непонимание, как, скажем, работать с дробями (сокращать, приводить к общему знаменателю и т.д.) автоматически будет приводить к полному провалу и в дробных уравнениях. Намёк понятен?)

            Так что тем, у кого проблемы хотя бы по одной из вышеперечисленных тем — настоятельно рекомендую освежить их в памяти, да и по ссылочкам пройтись.

            Итак, вперёд!

    Что такое дробное уравнение? Примеры.

            Дробное уравнение, как следует непосредственно из названия, — это уравнение, в котором есть дроби. Обязательно. Причём (важно!) не просто дроби, а дроби, у которых есть икс в знаменателе. Хотя бы в одном.

            Например, вот такое уравнение:

            

            Или такое:

            

            Или вот такое:

            

            И так далее.) Напоминаю, что, если в знаменателях сидят только числа, то такие уравнения к дробным не относятся. Либо это линейные уравнения, либо квадратные.

            Например:

            

            Это линейное уравнение, хотя тут тоже есть дроби. Почему? Да потому, что знаменатели дробей — четвёрка и пятёрка. Т.е. просто числа. И ни один из знаменателей не содержит иксов.

            Или такое уравнение:

            

            Это обычное квадратное уравнение, несмотря на двойку в знаменателе. Опять же, по причине того, что двойка — не икс, и деления на неизвестное в дроби нету.

            В общем, вы поняли.

    Как решать дробные уравнения? Убираем дроби!

            Как это ни странно, дробные уравнения в большинстве своём решаются довольно просто. По чётким и несложным правилам. Каким же именно образом?

            Первым делом надо избавиться от дробей! Это ключевой шаг в решении любого дробного уравнения, который должен быть освоен идеально. Ибо после того, как все дроби исчезли, уравнение, чаще всего, превращается в линейное или квадратное. А дальше мы уже с вами знаем, что делать.)

            Но… Как же нам избавиться от дробей?! Легко! Применяя всё те же старые добрые тождественные преобразования! В чём же суть?

            Вникаем. Нам надо помножить обе части уравнения на одно и то же выражение. Но не на какое попало, а на такое, чтобы все знаменатели посокращались! Одним махом.) Ибо дальше, без знаменателей, жизнь становится гораздо проще и приятнее.)

            Это только на конкретном примере показать можно. Итак, решаем первое уравнение из нашего списка:

            Первое, что приходит на ум — перенести всё в одну сторону, привести всё к общему знаменателю и т.д. Забудьте, как кошмарный сон! Так делают только в одном случае — при решении дробно-рациональных неравенств методом интервалов. Это отдельная большая тема.

            А в уравнениях нам надо сразу умножить обе части на такое выражение, которое нам позволит сократить все знаменатели. И какое же это выражение?

            Давайте его конструировать.) Смотрим ещё раз на уравнение:

            

            Понятно, что в левой части для ликвидации знаменателя нам необходимо умножение на (х+3), а в правой — на 3. Но математика позволяет умножать обе части уравнения только на одно и то же выражение! На разные — не катит. Ничего не поделать, так уж она устроена…)

            Значит, нам надо скомбинировать такое выражение, которое одновременно делилось бы как на (х+3), так и на тройку. Причём очень важно — только с помощью умножения! И какое же это выражение? Очевидно, это 3(х+3). То есть, по сути, общий знаменатель обеих дробей.

            Итак, для ликвидации всех дробей наше уравнение надо умножать на выражение 3(х+3).

            Умножаем:

            

            Это самое обычное умножение дробных выражений, но, так уж и быть, расписываю детально:

            

            Прошу обратить внимание: скобки (х+3) я не раскрываю! Прямо так, целиком, их и пишу, как будто бы это одна буква. Ибо наша основная на данный момент задача — дроби убрать. Чего без произведения никак не сделаешь… И зачем же нам тогда париться с раскрытием скобок?!

            А вот теперь мы видим, что в левой части сокращается целиком (х+3), а в правой 3. Чего мы и добивались! И теперь с чувством глубокого удовлетворения производим сокращение:

            

            Вот и отлично. Дроби исчезли. После сокращения получилось безобидное линейное уравнение:

            2∙3 = х+3

            А его (надеюсь) уже решит каждый:

            х = 3

            Решаем следующий примерчик:

            

            И опять избавляемся от того, что нам не нравится. В данном примере это дробь 20/х. Одна единственная. Для её ликвидации правую часть надо домножить на знаменатель. То есть, просто на х. Но тогда и левую часть тоже надо домножить на х: так уж второе тождественное преобразование требует.

            Вот и домножаем! Всю левую часть и всю правую часть:

            

            Напоминаю, что эта вертикальная чёрточка с умножением всего лишь означает, что обе части нашего уравнения мы умножаем на «х».    

            Вперёд!

            

            А вот теперь — снова внимание! Очередные грабли. Заметьте, что при умножении левой части на икс, выражение (9 — х) я взял в скобки! Почему? Потому, что мы умножаем на икс всю левую часть целиком, а не отдельные её кусочки!

            Дело всё в том, что частенько после умножения народ записывает левую часть вот так:

            

            Это категорически неверно. Дальше можно уже не решать, да…)

            Но у нас всё хорошо, будем дорешивать.

            С чистой совестью сокращаем икс справа и получаем уравнение уже безо всяких дробей, в одну строчку.

            (9 — х)∙х = 20

            Вот и отлично. Все дроби исчезли напрочь, теперь можно и скобки раскрыть:

            9х — х2 = 20

            Переносим всё влево и приводим к стандартному виду:

            

            Получили классическое квадратное уравнение. Но минус перед квадратом икса — нехорош. Забыть его проще простого! От него всегда можно избавиться умножением (или делением) уравнения на (-1). Проще говоря, меняем в левой части все знаки на противоположные. А справа как был ноль, так ноль же и останется:

            

            Решаем через дискриминант (или подбираем по теореме Виета) и получаем два корня:

            х1 = 4

            х2 = 5

            И все дела.)

            Как вы видите, в первом случае уравнение после преобразований стало линейным, а здесь — квадратным.

            А бывает и так, что после ликвидации дробей вообще все иксы сокращаются и остаётся чистая правда. Что-нибудь типа 3=3.  Это означает, что икс может быть любым. Какой икс ни возьми — всё равно всё посокращается и останется железное равенство 3=3.

            Или наоборот, может получиться какая-нибудь белиберда, типа 3=4. А это будет означать, что корней нет. Какой икс ни возьми — всё сократится и останется бред…

            Надеюсь, такие сюрпризы вас уже нисколько не удивят.) Если всё же удивят, то прогуляйтесь по ссылочке: Линейные уравнения. Как решать линейные уравнения? А чуть конкретнее — особые случаи при решении линейных уравнений. Эти сюрпризы (полная пропажа иксов после преобразований) — они ко всем видам уравнений относятся. И дробные — не исключение.)

            Разумеется, при попытке ликвидации дробей встречаются и неожиданности. И одну из них мы рассмотрим прямо сейчас.

    Раскладываем на множители!

            Решаем третье уравнение по списку:

            

            А вот тут некоторые могут и зависнуть. На что же такое надо домножить всё уравнение, чтобы за один шаг сократились все знаменатели? Можно, конечно, взять и тупо перемножить все три знаменателя, получить

            x(x2+2x)(x+2)

            и домножить на эту конструкцию всё уравнение. Математика не возражает.) Но… Может быть, есть выражение попроще?

            Что ж, вскрою тайну: да, всё гораздо проще! Если в совершенстве владеть таким мощным приёмом, как разложение на множители. Привет седьмому классу!)

            А попробуем-ка разложить на множители каждый из знаменателей? Ну, с х и х+2 точно ничего не сделать, а вот х2+2х вполне себе раскладывается! Выносим один икс за скобку и получаем:

            х2+2х = х(х+2)

            Отлично. Вставим наше разложение в исходное уравнение:

            

            Вот теперь всё и прояснилось.) Теперь уже отчётливо видно, что гораздо проще будет умножать обе части уравнения на х(х+2). Это выражение гораздо короче и прекрасно делится на каждый из знаменателей: и на x, и на (х+2), и само на себя — на х(х+2).

            Вот на х(х+2) и умножаем:

            

            И снова расписываю подробно, дабы не запутаться. В левой части я буду использовать скобки: там сумма дробей. В правой части скобки не нужны: там одна дробь. Вот и пишем:

            

            А теперь производим умножение. В левой части большие скобки умножаем на наше выражение х(х+2). Разумеется, по правилу раскрытия скобок, сначала первую дробь, затем — вторую. Ну, а в правой части, по правилу умножения дробей, просто умножаем числитель:

            

            Я уж не стал здесь рисовать единички в знаменателях, несолидно… И, опять же, малые скобки в числителях я не раскрываю! Они нам сейчас для сокращения понадобятся! И да… Откуда появились скобки (х — 3) в числителе первой дроби — думаю, уже не стоит объяснять?)

            С удовольствием сокращаем все дроби:

            

            (x-3)(x+2) + 3 = x

            Раскрываем оставшиеся скобки, приводим подобные и собираем всё слева:

            x2 + 2x — 3x — 6 + 3 — х = 0

            x2 — 2x — 3 = 0

            И снова получили квадратное уравнение.) Решаем и получаем два корня:

            x1 = -1

            x2 = 3

            Вот и всё. Это и есть ответ.)

            Из этого примера можно сделать важный вывод:

            Если знаменатели дробей можно разложить на простые множители — обязательно делаем это! Пригодится при ликвидации дробей. Причём раскладываем всё до упора, используя все возможные способы из алгебры седьмого класса!

            Как вы видите, всё просто и логично. Мы меняем исходное уравнение так, чтобы после наших преобразований из примера исчезло всё то, что нам не нравится. Или мешает. В данном случае это — дроби. И точно так же мы будем поступать и со всякими логарифмами, синусами, показателями и прочей жестью.) Мы всегда будем от всего этого избавляться.)

            Ну что, порешаем?)

            Решить уравнения:

            

            Ответы (как обычно, вразброс):

            x = 3

            x1 = 0,5;    x2 = 3

            x = 2

            х = 6

            x = 2,6

            x1 = 2;    x2 = 5

            Последнее задание не решается? Что ж, формулы сокращённого умножения всяко помнить надо, да…)

            Всё решилось? Что ж, здорово! Значит, полпути в решении дробных уравнений мы с вами уже преодолели. Эта первая часть пути — избавление от дробей. Осталась вторая. Не менее важная!

            Всё просто, но… Пришло время открыть вам горькую правду. Успешное решение дробных уравнений этого урока вовсе не гарантирует успех в решении всех остальных примеров этой темы. Даже очень простых, подобных этим. К сожалению…

            Но об этом — дальше.)

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти концентрацию молекул водорода
  • Response 403 python requests как исправить
  • Как составить доклад на защиту проекта
  • Как быстро найти эпитет
  • Как в декларации по ндс исправить инн поставщика