Как найти корень слова упражнения

Упражнения и задания по теме: «Корень.
Однокоренные слова»

Задание
1.
Спишите.
Выделите корень.

1.     
Цвет,
цветной, цветут.

Лёд, ледяной, леденеет.

Грусть, грустный, грустить.

         2.Газетчик, лётчик, грузчик, ракетчик.

             Носик, дворик, домик, столик.

             Лесник, сапожник, маленький, осенний,
зимний.

2.     
Полёт,
побег, поход. Записал, зарисовал. Списал, сделал, сбежал. Вынес, отнёс.

— Какие слова называются однокоренными? Обозначьте, какой
частью речи является каждое слово.

Задание
2.
Выпишите
слова, состоящие только из корня.

1.     
Север,
утро, даль, мороз, урок, хлеб, карта, град.

2.       Радость, дуб, ум, окно,
овраги, спорт.

— Подберите к записанным словам
однокоренные прилагательные. Выделите корень.

Задание 3. Допишите к данным словам по образцу
однокоренные слова. Выделите корень.

1.     
Образец: ночь, ночной, ночует.

Крик, зелень, грозы.

Дело, вечер, боль.

Лень, треск, вред.

2.     
Образец:
синий- синенький

Белый, жёлтый, высокий, быстрый.

Тёплый, узкий, низкий, чистый.

 Задание 4.
Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень.

Козлик,
к_за,  к_зёл,  к_озлёнок.  

Мёд,
м_довый, м_док,  м_довик.

Задание
5
Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую
группу запишите с новой строки, выделите корень.

Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить,
зарплата, платьице.

Коса, косить, косыночка, перекос, косилка,
косынка, покосился, косяк, косарь
.

Задание
6.
Выпиши из текста однокоренные слова, корень выдели.
В курятнике живут куры. Там
лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.

Задание
7.
Подбери однокоренные слова по данным значениям:
Ягоды, сваренные в сахарном сиропе-
___________________________

Мастер по приготовлению пищи — _______________________________
Большая ложка для разливания супа —
____________________________

Задание
8.
Подчеркни однокоренные слова.

Водичка, мороз, медведь,
дом, морозный, столовая, заморозки, школьник, лист, заморозил
.

Задание
9.
Вычеркни из каждого ряда «лишнее» слово.

1.   
 Рябина, рябинка, рябой, рябиновый.

2.   
Белка,
беленький, белить, побелка.

3.   
Крылья,
крылатый, окрылить, крытый.

4.   
Лось,
лоскут, лосиный, лосёнок.

5.   
Горный,
горка, городок, гора

Задание
10.
Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит.    
(осина)

Задание 11. Запишите от
каких слов образованы данные слова. Выделите корень.

Сосняк — _____________________

грибник — ____________________

тракторист — __________________

моряк — ______________________

росинка — ________________

Задание 12. Вставить
пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

    Проплясали по сн_гам

    Снежные метели.

    Сн_гири  сн_говикам

    Песню просв_стели.

Задание 13.
Запиши текст. Подчеркни однокоренные слова.

    В лесу часто можно
услышать барабанную дробь дятла. Барабанит он свои собственным носом. А вместо
барабана у него —  сухое дерево

Задание 14. Выдели в
словах корень 
синим цветом, а окончания —красным.

 трава, траву, травой, траве

дождь,
дожди, дождём, дождя

лисичка,
лисичкой, лисичке, лисичку

Задание
15.
Составьте предложения из слов. Запишите. Найдите
однокоренные слова и выделите корень.

 Леса, около,
избушка, стоит, лесника. Часы, часовщик, старые, починил.

КОРЕНЬ СЛОВА

В ы у ч и т е  стихотворение.

Корень слова – главная,

значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

                                В. А. Синицын

В ы пи ш и т е  однокоренные слова.

Домашний, дом, домбра, домино, домовой.

Водить, водица, водяной, вода.

Говор, разговор, воришка, говорит.

П о д б е р и т е  однокоренные слова к каждому слову в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Дым – … , … , … .

Бег – … , … , … .

Холод – … , … , … .

Свет – … , … , … .

Боль – … , … , … .

Лень – … , … , … .

Сад – … , … , … .

П р о ч и т а й т е , найдите однокоренные слова.

Чай из листков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.

                                С. Мосияш

Шиповник шипы свои выставил колкие.

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

                                С. Мосияш

П р о ч и т а й т е .

Покос, коса, косыночка, покосился, перекос, накосить, косарь, косой, косьба, косяк, косынка, косилка.

– Сколько групп однокоренных слов вы видите? Каждую группу напишите с большой буквы. Выделите корень.

П р о ч и т а й т е .

Ежевика, ежовый, ежевичный, еж, ежиха, ежевичник, ежонок.

Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, платяной, зарплата.

– Сколько групп однокоренных слов вы видите? Каждую группу напишите с прописной буквы. Выделите корень.

П о д б е р и т е  и напишите однокоренные слова.

Слизать – … , … , … .

Слезать – … , … , … .

Спеши – … , … , … .

Спиши – … , … , … .

– Выделите корень.

С о   с л о в а м и  грибной, гриб, грибники составьте и запишите предложения. В предложениях должно быть имя мальчика и название деревни.

С о   с л о в а м и  утка, утята, утиная стая составьте и запишите предложения. В предложениях должно быть имя девочки и название речки.

П р о ч и т а й т е . Найдите однокоренные слова.

Весна, говор, зелень, белить, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, белила, зеленый, видеть, белый, весенний.

– Запишите однокоренные слова в строчку в следующем порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корни.

П о д у м а й т е  и запишите слова, состоящие только из корня.

В ы п и ш и т е  из текста однокоренные слова.

1) В реке теплая вода. 2) Мать видела много горя. 3) Учитель водил детей в музей. 4) Мы нарвали водяных цветов. 5) Наш дом стоит на горе. 6) Брат веселый, он редко горюет. 7) Отец мой – водитель автобуса. 8) Вдалеке видны горные вершины.

– Выделите корень в однокоренных словах.

П р о ч и т а й т е  ряд слов, выпишите только однокоренные слова, корень выделите.

Мед, сладкий, медовый, медок, улей.

Тепло, теплый, теплота, жаркий.

Роса, дождь, дождливый, капли, дождик.

В ы п и ш и т е  родственные слова, корень выделите.

В голубятне голубь и голубка. Там лежат голубиные яйца. Скоро будут голубята.

П р о ч и т а й т е . Спишите. В однокоренных словах выделите корень.

Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.

П р о ч и т а й т е  однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений.

Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.

… – ягоды, плоды, сваренные в сахаре.

… – горячее жидкое кушанье.

… – маленький вареный пирожок.

… – мастер по приготовлению пищи.

… – большая ложка для разливания жидкой пищи.

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.

… – проводить где-нибудь зиму.

… – место, где зимуют.

… – человек, который находится на зимовке.

… – дорога, которая проложена по снегу.

… – всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью под зиму.

Лесник, лесина, подлесок, перелесок.

… – срубленное дерево, идущее на постройку.

… – лесной сторож.

… – кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.

… – редкий лес.

– Какими однокоренными словами можно дополнить каждую группу?

П о д б е р и т е  и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах.

гриб

тот, кто любит собирать гриб

маленький гриб

часть гриба под землей

час

мастер по починке часов

солдат, стоящий на посту

вал 

дорога через горный хребет

остановка в пути

снежные глыбы, которые обрушиваются с гор

барабан

тот, кто играет на барабане

бить, стучать в барабан

маленький барабан

– Какими однокоренными словами можно дополнить каждую группу однокоренных слов.

П р о ч и т а й т е . Сколько групп однокоренных слов в этом тексте?

Чúстики – небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чúстики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.

– Каждую группу однокоренных слов напишите с новой строчки. Выделите корень.

С п и ш и т е  однокоренные слова. Обратите внимание, что согласные звуки в корнях могут чередоваться. Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки. Выделите корень.

Нога – ножка, орех – орешек, враг – вражеский, посадка – насаживать, дорога – подорожник, тишина – тихо, снег – снежинка.

В ы п и ш и т е  из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выделите в них корень. Что интересного заметили?

1) С ложью правда не дружит. 2) В дружном коллективе дела спорятся. 3) Прочел книжку – с другом встретился. 4) Умей дорожить дружбой.

З а п и ш и т е  однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем – с безударной.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, подлёдный (лов), наледь, заледенеть.

Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловой, белеть.

Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.

– Выделите корень.

С п и ш и т е . Рядом напишите слово, которым можно заменить приведенные словосочетания. В однокоренных словах выделите корень.

Образец:

Сделать подарок – … .        Одержать победу – … .

Быть гостем – … .                Сделать запись – … .

Найти решение – … .        Покрыть краской – …  .

Положить соль – … .        Оказать помощь – … .

– Обратите внимание на написание гласных в корне родственных слов.

П р о ч и т а й т е . Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.

Борьба, борец, бороться, воевать.

Весельчак, веселый, радостный, веселье.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

– Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

П р о ч и т а й т е . Сколько групп однокоренных слов под каждым номером.

Вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной.

Лепет, лепить, лепной, липучка, лепетун, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть.

Седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, проседь, засидеться.

– Напишите каждую группу однокоренных слов с новой строчки. Выделите корень. Объясните написание гласных в корне.

П р о ч и т а й т е .

Ребята сидели за партами и слушали учителя. Петя целый день просидел сложа руки.

В тяжелые военные годы приходилось сидеть на воде и хлебе. Утки сидели на чистой воде озера и отдыхали после дневного перелёта.

Бойцы конного отряда второй день сидели на плечах у врага. Командир сидел на вороном коне.

– Выпишите только те предложения, в которых подчёркнутые словосочетания имеют значения: «ничего не делать», «жить впроголодь», «преследовать».

К  д а н н ы м  словам припишите по три однокоренных слова: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

О б р а з е ц :

Зимовка – … ,        хитрец – … ,

Соринка – … ,        золотник – … ,

Ночёвка – … ,        строительство – … .

– Выделите корень. Обратите внимание на гласную в корне однокоренных слов.

С п и ш и т е , вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем снег.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Теплым одеялом укроет … землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить …, строить крепости.

– Обратите внимание на гласную в корне однокоренных слов. Подчеркните ее и выделите корень.

Г о в о р и т е  правильно!

Дождливый – богатый, обильный дождями. Дождливый день, дождливая осень, дождливое утро.

Дождевой – несущий дождь, предохраняющий от дождя. Дождевая вода, дождевое облако, дождевой плащ.

– Составьте и напишите словосочетания, подбирая нужное слово.

Дождевой,

дождливый

пыль, капля, ночь, погода, туча, время, год

П р о ч и т а й т е . Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.

Крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка.

Слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.

Медь, медяк, медный, медовый.

Осина, осинник, осиный, осиновый.

П р о ч и т а й т е .

У нас был самовар. Мы любили из него пить чай. И вдруг самовар прохудился. Мои внуки стали называть его «ничегоневар».

– Напишите ответы на вопросы:

1) Почему самовар так назвали?

2) Как бы вы назвали самовар, в котором появилась дыра?

П р о ч и т а й т е .

Сегодня на улице сильный мороз. Он заморозил речку. Зимой часто бывают морозные дни. После морозной ночи наступает морозное утро. Кончились морозы и пришла весна. Однако по утрам бывают заморозки.

– Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

1. Выписать столбиками однокоренные
слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок,
посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная,
болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать,
стареть, старик.

2. Побобрать к словам жар, свет
однокоренные слова, обозначающие признак
предмета и действие предмета. Записать их.

3. Со словами грибной, гриб, грибники
составить и записать предложения. В предложении
должно быть имя мальчика и название деревни.

4. Записать однокоренные слова в
строчку в следующем порядке: предмет, признак
предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор,
зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё,
видеть, морозный, весенний.

5. Выписать из текста однокоренные
слова.

6. Стихотворение “Родственные
(однокоренные) слова”

Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г…ре р…сла тр…ва?”.

7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка ,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник,
накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

Рыбка, рыбак, рыбачить.

8. Игра “Сделай гнездо слов”.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом:
соревноваться, у кого “гнездо” получится
больше.

Правила игры:

Слова от одного корня. “живущие” в одном
“гнезде”, могут принадлежать самым разным
частям речи. Например: сад, садовый, посадить,
садовник.

Надо собирать слова с самыми различными
приставками и суффиксами.

В “гнезде” могут оказаться слова , в которых
два корня (сложные слова).

9. Игра “Родственники”.

Участник игры раздаёт карточки. Затем
показывает любое слово. Участники игры по
очереди подставляют к нему родственные слова.
Тот кто первым освободится от своих карточек,
считается победителем.

СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:

Вода, водный, водянистый, наводнение, водник,
подводный.

Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.

Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.

Несу, носитель, переносить, переносной, поднос,
медоносный, носильщик.

Нож, ножевой, ножницы, ножны.

Нога, ножной, треножник, ножка, подножие,
сороконожка.

Даю, передать, передач, передатчик, задачник,
преподаватель.

Море, морской, моряк,

Память, запоминать, памятка, памятник,
запоминание.

Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.

10. Выдели корни в однокоренных словах.

Листопад, листопад, —

Листья жёлтые летят.

11. Являются ли выделенные слова
однокоренными?

Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.


12. Подбери 2-3 однокоренных слова.

голод — боль-
снег — свет-

13.Докажи, что данные слова являются
родственными.

а) билет вагон
билетёр вагонетка
обилетить вагонный
безбилетный вагончик
билетный вагоновожатый
б) бинт гриб
бинтовать грибник
забинтовать грибной
перебинтовать грибница
в) чай брат
чайник братишка
чайный братский
чаепитие братство
г) работа валенки
работник валеночки
рабочий валять
работать валяные
д) лист гитара
листок гитарист
листовой гитарный
листопад гитаристка

14. Образуй от данных слов однокоренные
слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

а) мир –

родина –

хлеб –

б) мука –

рожь –

холод –

15. Образуй от данных слов однокоренные
слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

а)руль –

пыль –

белый –

б) мороз –

воз –

смех –

16. Образуй от данных слов однокоренные
слова, отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

тихий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

скорый –

17. Найди родственные слова. Выпиши их.
Выдели корень.

1)  Нефтяники добывают нефть из нефтяной
скважины.

2) Кислый вкус имеет травка кислица.

3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.

4) Луковый суп варят из репчатого лука.

5) Медлительный человек всё делает медленно.

6) Крепость укреплена со всех сторон.

7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости
других.

8) Весной все девчонки из нашего класса учатся
играть в классики.

18. Выписать из текста родственные
слова. Выделить корень.

1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко
светило солнце. Над водой цвела водяная кашка.
Уточка нырнула в воду , а за ней вся семья.

2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые
ягодки малины быстро заполняли кузовок.
Послышался шум. Около кустов шла медведица с
медвежонком.

3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.

4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в
лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут
грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!

5) Снежинки родились в снежных облаках высоко
над землёй. Они медленно спускались на землю.
Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый
снежок?

19. Карточки для самостоятельных работ.

КАРТОЧКА №1

Зачеркни лишние слова.

дом ёлка птица
домик дерево утка
Изба ёлочки уточка

КАРТОЧКА №2

Зачеркни лишние слова.

дерево птица стол
яблоня птичка парта
деревце утка столик

КАРТОЧКА №3

Зачеркни лишние слова.

уши корм нос
ушки крошки носик
услышал кормить носатый
ушастый кормушка носит

КАРТОЧКА №4

Зачеркни лишние слова.

лес гриб рисунок
лесок грибок рис
лестница грибник рисовать
лесник груздь разрисовал
лесной грибной картинка

КАРТОЧКА №5

Зачеркни лишние слова.

сад мёд дом
садик мёдик домик
деревья медведь домашний
садовый медовый домино
садовник сладкий хижина

20. Соедини слова из левого столбика с
однокоренными из правого.

лес сад
вода больной
море лесной
садовый водичка
боль деревянный
дерево моряк

На чтение 13 мин. Опубликовано 05.06.2020 Обновлено 05.06.2020

Содержание

  1. Упражнения по теме «Однокоренные  слова»
  2. Тестовые задания по теме «Однокоренные слова»
  3. Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»

Упражнения по теме «Однокоренные  слова»

Упражнение 1.  Найди и запиши родственные слова по группам, выдели корень.

Ёж, вода, водный, лесной, ежиный, подводный, лесная, водичка, ёжик, перелесок, ежиха, лесник.

Упражнение 2. Найди в тексте однокоренные слова, выпиши их, разделяя на слоги, поставь ударение, выдели корни.

Наступило лето. Мы всей семьёй собрались на море. Купили билеты и отправились в путь. До моря нужно было добираться целых два дня. Поезд делал остановки в небольших приморских городках. Нам хотелось скорее увидеть море. Наконец через два дня мы прибыли. Море было прекрасно. Над водой кружили морские чайки, дул тёплый морской ветерок.

Упражнение 3. Запиши однокоренные слова.

Лесной
Боль
Солил
Зелень
Весна

Упражнение 4. Подчеркни однокоренные слова.

Водичка, мороз, медведь, дом, морозный, столовая, заморозки, школьник, лист, заморозил.

Упражнение 5. Подбери однокоренные слова.

Какой?                      Какая?                    Какое?

Сад- ________________ ______________ _________________
вода — ________________ ______________ _________________
лето — ________________ ______________ _________________

Упражнение 6. Напиши 6 однокоренных слов с корнем ход

Упражнение 7. Подбери проверочные слова. Выдели корень.

Р ____ ка — ______________________________________________________________,
гр ____за — ______________________________________________________________,
ств____лы — _____________________________________________________________,
цв ____ тной — ___________________________________________________________,
стр ____ на — ____________________________________________________________,
с _____ лить — ___________________________________________________________.

Упражнение 8. Прочитай текст. Выдели корни в однокоренных словах .

После дождя.
Дождь перестал. П __сок стал мокрым. Мальчики из п __ска строят мост. Юра и Петя прин___сли щепки, стали м__ стить м___стовую. Маленький Боря тоже построил мостик, который скоро рассыпался.

Упражнение 9. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.

Упражнение 10. Закончи предложения, употребив однокоренное слово. Спиши и выдели корень в однокоренных словах.

В столовой стоит большой круглый … .
В голубятню принесли нового … .
Садовник ухаживает за … .
Лесник бережёт … .
В солонку насыпали … .
В кормушке был … .
Из конюшни вышел … .
Дворняжка стережет … .
Чужого котёнка выкормила наша … .
В небе летал известный … .

Упражнение 11. Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Упражнение 12. Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень. Продолжи цепочку однокренных слов.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Упражнение 13. Прочитай. Вставь буквы . Найди однокоренные слова. Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .
Отпустил он ры…ку з…л…тую
И сказал ей ласковое слово…

Упражнение 14.Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

Упражнение 15. Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.

Лес сад
вода больной
море лесной
садовый водичка
боль деревянный
дерево моряк

Упражнение 16. В каждом ряду выдели корень только в родственных словах и запиши их.

1) белила, белый, белка, белить; 2) водяной, вода, водить, водичка; 3) краска, красочный, красить, украсть; 4) чайник, чай, чайка.

Упражнение 17. Прочитай текст. Выпиши только однокоренные слова, выдели в них корень.

Холодными зимними вечерами трудно приходится лесным жителям. Холод сковал снег, трудно достать добычу из-под снежной корки. Для зимовья звери готовят запасы, начиная с лета. Запасливой белке есть чем поживиться — грибы и ягоды хранятся в её кладовой. Бельчатам тоже не придётся голодать весной.

Упражнение 18. Докажи, что данные слова являются родственными.

а) билет вагон
билетёр вагонетка
обилетить вагонный
безбилетный вагончик
билетный вагоновожатый
б) бинт гриб
бинтовать грибник
забинтовать грибной
перебинтовать грибница
в) чай брат
чайник братишка
чайный братский
чаепитие братство
г) работа валенки
работник валеночки
рабочий валять
работать валяные
д) лист гитара
листок гитарист
листовой гитарный
листопад гитаристка

Упражнение 19. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

а) мир –
родина –
хлеб –

б) мука –
рожь –
холод –

Упражнение 20. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

а)руль –
пыль –
белый –

б) мороз –
воз –
смех –

Упражнение 21. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –
громкий –
тихий –
быстрый –

б) смелый –
короткий –
кривой –
скорый –

Упражнение 22. Прочитай пословицы и поговорки. Выпиши однокоренные слова. Выдели корни.

Голод не тётка. Голодной курице просо снится.
Летний день год кормит. Лето – припасиха, зима – подбериха.
Люди пахать, а ты руками махать. Людское счастье, что вода в бредне.
Мышь копны не боится. Отольются кошке мышкины слёзы.
Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Рыбак рыбака видит издалека.

Упражнение 23. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах –
Снежные палаты.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.

Упражнение 24. Выпиши из данной группы слов только однокоренные слова:

Домашний, дом, домино, домовой.
Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.
Вода, водитель, водный, водичка.

Упражнение 25. Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.


Холод — ______________________________
Боль — ________________________________
Сад — _________________________________

Упражнение 26. Прочитай. Сколько групп однокоренных слов вы нашли? Каждую группу запишите с новой строки, выделите корень.

Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, зарплата, платьице.
Коса, косить, косыночка, перекос, косилка, косынка, покосился, косяк, косарь

Упражнение 27.Прочитай слова, найди и выдели в них корень. Найди лишнее слово. Объясни значение слов.

Луна, луноход, лунный, прилуниться, лунка, лунатики.
Слеза, слезать, слезливый, прослезиться.

Упражнение 28. Замени данные словосочетания одним словом. В однокоренных словах выдели корень.

Положить соль- ___________________________________
Оказать помощь — __________________________________
Сделать запись — ___________________________________

Упражнение 29.Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, данные в скобках.

(Птица) — ___________________________________ перо.
(Волк) — ____________________________________ нора.
(Корова) — __________________________________ молоко.
(Медведь) — _________________________________ берлога.

Упражнение 30. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова.

Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …….. (лук)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …………… (картошка)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а вся дрожит. (осина)

Упражнение 31. Замени выражение одним словом. К этому слову подбери однокоренные слова.

Часть суток от вечера до утра — … (ночь)
У машины мотор, у человека — …… (сердце)
У конфеты фантик, у человека — ….. (одежда)

Упражнение 32.Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.

Осенью многие птицы ________________________ на юг. Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей. ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________ птицы гибнут в пути.

Упражнение 33.Запиши парами предложения, в которых употреблены однокоренные слова.

В реке теплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат – водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.

Выдели корень в однокоренных словах.

Тестовые задания по теме «Однокоренные слова»

Упражнения на однокоренные слова - 2 класс

Тест 1

Вариант 1

1.Прочитай группы слов. В какой группе не все слова являются родственными

А. мех, меховой, механик Б. пушинка, пушистый, пушок в. мороз, морозный. морозить

2.Укажи общую часть в словах цветочек, цветок, расцветать

А. цве Б. цвет В. цвето

3. Прочитай текст. Сколько в нём родственных слов?

Неожиданно хлынул дождь. На дорогах быстро образовались лужи. Постепенно всё стихло. Дождик тихо накрапывал весь день. В дождливую погоду не хочется идти на улицу.

А. 2 слова Б. 3 слова В. 4 слова

4. Какое слово не является однокоренным по отношению к другим?

А. рис
Б. рисовый
В. рисовать

5. Укажи , сколько среди данных слов однокоренных

Лиса, липкий, лисичка, линза, лисёнок, лисий, лисица, лист.

А. 5 слов
Б. 6 слов
В. 7 слов

6. Укажи пару, в которой слова не являются однокоренными

А. лето — летать
Б. смотр — смотреть
В. дело — делать

7. Укажи однокоренные антонимы

А. помогать — мешать
Б. начинать — заканчивать
В. входить — выходить

8. Второклассники записывали однокоренные слова в алфавитном порядке. Кто из ребят справился с заданием?

А. Петя: сад, садовник, садовый.
Б. Лиза: домик, домашний, домовой.
В. Серёжа: дверь, дверной, дверка.

9 . Какое из однокоренных слов является многозначным?

А. лиственница Б. лист В. листопад

Вариант 2

1. Прочитай группы слов. В какой группе не все слова являются родственными

А. сова, совиный, совет Б. зелень, зелёный, зеленеть в. окно, окошко,оконный

2.Укажи общую часть в словах светить, светильник, светлый

А. све Б. свет В. свети

3. Прочитай текст. Сколько в нём родственных слов?

У мамы в выходной день была большая стирка. Она постирала брюки, рубашки, кофты и постельное бельё. Затем всё это мама погладила. В понедельник я пошёл в школу в чистых вещах.

А. 2 слова Б. 3 слова В. 4 слова

4. Какое слово не является однокоренным по отношению к другим?

А. нос
Б. носовой
В. носить

5. Укажи , сколько среди данных слов однокоренных

Море, морозный, морской, морс¸ моряк, мореход, морж.

А. 4 слова
Б. 5 слов
В. 6 слов

6. Укажи пару, в которой слова не являются однокоренными

А. лиса — листать
Б. корм — кормить
В. плен — пленять

7. Укажи однокоренные антонимы

А. встречать — провожать
Б. подогревать — охлаждать
В. вносить — выносить

8. Второклассники записывали однокоренные слова в алфавитном порядке. Кто из ребят справился с заданием?

А. Толя: звонок, звонкий, звонить.
Б. Вера: книжечка, книжка, книжный.
В. Тимофей: ездить, езда, ездовая.

9 . Какое из однокоренных слов является многозначным?

А. лиса Б. лисий В. лисичка

Тест 2. 

Вариант 1
Часть 1

1) Гриб и грибник — это …
а) соседские слова
б) дружеские слова
в) приятельские слова
г) родственные слова

2) Корень слова – это…

а) общая часть слова и окончание
б) общая, главная часть родственных слов
в) общая часть глаголов
г) общая основа всех слов

3) Однокоренные слова – это

а) слова образованные от одного слова
б) слова, которые имеют общий корень
в) слова, которые имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл
г) Слова с одинаковыми гласными

4)Укажите слово с корнем дом

а) дворник
б) домашний
в) гром
г) сад

5) Что общего в родственных словах?

а) число
б) корень
в) вопрос
г) предлог
6) Как на письме выделяется корень?

а) черточками
б) палочками
в) дугой
г) галочкой

7) Найдите родственное слово слову лес

а) леска
б) лесник
в) лестница
г) залез

8) Укажите группу слов, где собраны не однокоренные слова.

а) трава, травяной, травушка
б) бег, бегун, бегать
в) дом, домишко, огород
г) рыбак, рыбный, рыбник

9) Найдите слово, родственное слову полёт

а) польёт
б)лётчик
в) пролить

10) Укажите группу слов, где собраны однокоренные слова.

а) дым, самолёт, трава
б) конюх, конский, конёк
в) ряд, окно, тигр
г) молоко, собака, лес

Часть 2

1) Выпишите из текста слова, родственные слову дом

У дороги стоял домик. Домовёнок Кузя гулял в лесу. На столе лежала домовая книга. У Саши в домашней библиотеке много книг.

2) Подумай, от какого корня образовано каждое слово.

Образец: лесной — лес
Глазастый — _______________ зубной — __________________________
Больница — ________________ лесник — __________________________
Дворовый — ________________ громыхать — _______________________

3) Подберите к словам лес, гриб, сад родственные слова и запишите их.

Лес ____________________________________________________________________________________
Гриб ___________________________________________________________________________________
Сад ___________________________________________________________________________________

4) Выпиши родственные слова группами

Образец: сад, садик, садовник.
Дом, зубной, глазунья, зубастый, глаза, домашний, домик, глазок, зубик.

Тест «Корень слова. Однокоренные слова»

Вариант 2
Часть 1

1) Двор и дворовый — это …

а) соседские слова
б) дружеские слова
в) приятельские слова
г) родственные слова

2) Корень слова – это…

а) общая часть слова и окончание
б) общая, главная часть родственных слов
в) общая часть глаголов
г) общая основа всех слов

3) Однокоренные слова – это

а) слова образованные от одного слова
б) слова, которые имеют общий корень
в) слова, которые имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл
г) Слова с одинаковыми гласными

4)Укажите слово с корнем соль

а) синий
б) солёный
в) сладкий
г) солнце

5) Что общего в родственных словах?

а) число
б) корень
в) вопрос

г) предлог
6) Как на письме выделяется корень?

а) черточками
б) палочками
в) дугой
г) галочкой

7) Найдите родственное слово слову рыбак

а) рысь
б) рычаг
в) рыбный
г) судак

8) Укажите группу слов, где собраны не однокоренные слова.

а) шум, шуметь, шумный
б) победа, победить, пообедать
в) чистота, чистый, чистить
г) сторож, сторожить, сторожевой

9) Найдите слово, родственное слову берёза

а) береста
б) берёзовый
в) брезент
г) бегун

10) Укажите группу слов, где собраны однокоренные слова.

а) танк, самолёт, ружьё
б) беседа, беседка, беседовать
в) води, водяной, вода
г) пир, мир, сыр

Часть 2

1) Выпишите из текста слова, родственные слову мыло

В магазине мама купила мыло. Красивая мыльница лежит около крана. Я намылил руки. Какой чудный мыльный пузырь!

2) Подумай, от какого корня образовано каждое слово.

Образец: хлебный — хлеб
Морской — _______________ морозный — __________________________
сырный — ________________ берёзовый — __________________________
гористая- ________________ лесистый- _______________________

3) Подберите к словам дождь, бег, трава родственные слова и запишите их.

Дождь _________________________________________________________________________________
бег ___________________________________________________________________________________
трава__________________________________________________________________________________

4) Выпиши родственные слова группами

Образец: лес, лесной, лесник.
Трава, дом, бег, домашний, травник, забег, травяной, домишко, бегать.

Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»

Упражнения на однокоренные слова - 2 класс

Вариант 1.
Учащийся____________________________________________

1. Закончи предложение.
Однокоренными называются слова, которые________________________________
______________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)
а) конь, конкурс, коньки;
б) лес, лесенка, лесник;
в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.
Соль — ________________________________________________________
Звон — ________________________________________________________
Цвет — ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
Лев, левша, левый, налево.
Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.
Сосняк — _____________________
грибник — ____________________
тракторист — __________________
моряк — ______________________
росинка — ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.
Проплясали по сн_гам
Снежные метели.
Сн_гири сн_говикам
Песню просв_стели

Вариант 2.
Учащийся____________________________________________

1. Закончи предложение.
Корень — это___________________________________________________________
______________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)
а) пол, половник, польза;
б) сад, садовод, садик;
в) ручка, ручей, ручник.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.
Лес — ________________________________________________________
Зима — ________________________________________________________
Море — ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.
Лётчик, летать, лето, летучий.
Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.
Горный, гора, гористый, горевать.
Аллея, алый, алеют, заалел.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.
Больница — _____________________
кормушка — ____________________
субботник — __________________
рядок — ______________________
братишка — ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.
У засн_женной р_ки,
В снежном переулке,
Звонко носятся сн_жки
Режут лёд сн_гурки.

Пояснительная записка.

Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы, как части слова. Словообразование изучает образование слов от других слов с помощью определенных операций.

Задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся. Ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков.

Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскр-тся только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале учащихся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.

Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.

Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.

2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учебебной задачи данного этапа:

— познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,

— приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,

— провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их признаков: семантической и структурной общности, т.е. развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.

Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокор-ных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).

Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Знания о единообразном написании корня в однокоренных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласных в корне. Поэтому при ознакомлении учащихся с написанием слов, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом, важно научить правильно писать не только то слово, которое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.

Усвоив, что корень — это «общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение», школьники учатся подбирать родственные слова, находить корень в составе основы; определять в группах родственных слов исходное слово.

Целесообразно познакомить учащихся и с корнями — омонимами, что предупредит появление ошибок в подборе родственных слов. Например: -вод — водить, вода; — кос -: коса — косой (взгляд); — вин-: винить, вино; — голуб-: голубь — голубой и т.п. Усвоению темы способствуют упражнения типа. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Обозначьте корни в записанных словах.

Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня; вода, безводный, водитель, водяной, водить; носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить; красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение.

Мною были подобраны дидактические материалы для одаренных детей и детей, которые испытывают трудности в обучении, по теме: «однокоренные слова».

Задания для одаренных детей

Задание 1.

Цель: формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень, вставлять пропущенные буквы.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Задание 2.

Цель: формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень, продолжать цепочку однокоренных слов.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень. Продолже цепочку однокренных слов.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3.

Цель: формировать умение в тексте находить однокореные слова, выделять корень.

Прочитай. Вставь буквы . Найди однокоренные слова. Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Задание 4.

Цель: формировать умение подбирать однокореные слова в определенном порядке.

Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Задание 5.

Цель: формировать умение подбирать однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действия предмета

Побобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.

Задание 6.

Цель: формировать умение составлять предложение с однокоренными словами.

Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

Для детей испытывающих трудности в обучении.

Задание 1.

Цель: формировать умение выделять корень у однокоренных слов.

Выделить в однокоренных словах корень.

Глаз, глазной, глазастый.

Зуб, зубик, зубная.

Лес, лесной, лесник.

Стол, столик, столовая.

Тигр, тигрята, тигрица, тигрёнок.

Задание 2.

Цель: формировать умение находить среди слов однокоренные слова, выделять у них корень.

Выпиши столбиками однокоренные слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.

Задание 3.

Цель: формирвоать умение выделять у однокоренных слов – корень.

Докажи, что данные слова являются родственными.

билет

вагон

билетёр

вагонетка

обилетить

вагонный

безбилетный

вагончик

билетный

вагоновожатый

Задание 4.

Цель: формировать умение находить среди слов — однокоренные слова.

 Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.

Лес сад

вода больной

море лесной

садовый водичка

боль деревянный

дерево моряк

Задание 5.

Цель: формировать умение среди предложенных слов, выбирать группы однокоренных слов, выделять у них корень.
Выписать группами однокоренные слова. Выдели корень.

Мир , ночной, беда, мириться, делец, ночевать, мирный, обеднеть, дела, делить, ночёвка, бедный, дельный.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Дидактический материал

по теме:

«Корень. Однокоренные слова»

Подготовила

студентка группы Ш-41

Торкай Галина

преподаватель: Голоскок Г.Н.

Ейск, 2018г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти твиты за определенную дату
  • Как найти семью для пожилого человека
  • Как найди друга в майле
  • Как исправить перекошенную деревянную дверь
  • Как найти двойные пробелы в ворде