Как найти корень уравнения с дробными коэффициентами

Линейные уравнения с дробями

Линейные уравнения с дробями не содержат переменной в знаменателе. Чтобы решить линейное уравнение с дробями, удобно избавиться от знаменателей.

Для этого нужно найти наименьший общий знаменатель всех входящих в уравнение дробей и обе части уравнения умножить на это число.

Наименьший общий знаменатель данных дробей равен 6. Дополнительный множитель к первой дроби равен 2, ко второй — 3, к 5 — 6. Умножаем обе части уравнения на наименьший общий знаменатель:

В результате наименьший общий знаменатель и знаменатель каждой дроби сокращаются, и получаем линейное уравнение, не содержащее дробей.

Раскроем скобки и приведём подобные слагаемые:

Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

Из полученной неправильной дроби выделяем целую часть

Наименьший общий знаменатель данных дробей равен 20. Найдем дополнительный множитель к каждой дроби и умножим обе части уравнения на 20:

Можно, конечно, сразу же умножить дополнительный множитель на числитель каждой дроби. Но, к сожалению, наибольшее количество ошибок при решении линейных уравнений с дробями допускается именно на этом шаге. Скобки — друзья ученика :). Поэтому лучше воспользоваться их помощью:

Особенно полезны скобки в случае, когда перед дробью стоит знак «минус».

После раскрытия скобок можно сразу же перенести неизвестные в одну сторону уравнения, известные — в другую (не забыв при переносе изменить их знаки), а можно сначала упростить каждую часть, приведя подобные слагаемые, а потом уже переносить.

Здесь наименьший общий знаменатель дробей равен 12. Находим дополнительный множитель к каждой дроби и умножаем обе части уравнения на 12:

Раскрываем скобки и упрощаем

Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:

Уравнения такого вида можно решить, использовать основное свойство пропорции (в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов):

при делении двух отрицательных чисел получается положительное число, поэтому минусы можно сразу же не писать.

Если это возможно, лучше ответ записать в виде десятичной дроби:

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Решение уравнений с дробными коэффициентами_7 класс

    Решение уравнений с дробными коэффициентами. Метод — умножаем обе части уравнения на одно и то же число, а именно на общий знаменатель (наименьшее общее кратное всех знаменателей).

    Просмотр содержимого документа
    «Решение уравнений с дробными коэффициентами_7 класс»

    Уравнение – это равенство, содержащее

    переменную, значение которой надо найти.

    Какое равенство называют уравнением?

    Значение переменной, при котором из

    уравнения получается верное числовое

    равенство, называют корнем уравнения .

    Какое число называют корнем уравнения?

    Решить уравнение – значит найти все его корни, или убедиться, что уравнение не имеет корней.

    Что значит решить уравнение?

    На одной чаше весов лежит 5 банок шоколадной пасты и гиря весом в 1 кг, на другой – 4 такие же банки и двухкилограммовая гиря. Весы находятся в равновесии. Какова масса одной банки шоколадной пасты?

    Составьте уравнение, если масса одной банки х кг.

    Какое наибольшее количество банок шоколадной пасты можно убрать с каждой чаши, не нарушая равновесия?

    Ответ: масса одной банки 1 кг.

    Тот же корень уравнения можно получить если перенести слагаемые и 1 из одной части уравнения в другую, при этом изменив их знак.

    Корни уравнения не изменяются , если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

    Корни уравнения не изменяются , если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю .

    С помощью умножения обеих частей уравнения на одно и то же число можно освободиться от дробных чисел.

    Чтобы решить уравнение, содержащее

    подобные слагаемые, нужно:

    1) слагаемые, содержащие переменную, перенести в левую часть уравнения, а числа – в его правую часть, при этом меняя знаки;

    2) привести подобные слагаемые в

    левой и правой частях уравнения;

    3) разделить число в правой части на

    коэффициент при переменной; или

    разделить или умножить обе части

    уравнения на одно и то же число,

    Уравнение, которое можно привести к такому

    виду с помощью переноса слагаемых и

    приведения подобных слагаемых, называют

    линейным уравнением с одним неизвестным.

    Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить

    или разделить на одно и то же число.

    Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое пере –

    нести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

    Чтобы решить уравнение, содержащее подобные слагаемые, нужно:

    1) слагаемые, содержащие переменную, перенести в левую часть

    уравнения, а числа – в его правую часть, не забывая при переносе

    менять знаки на противоположные;

    2) привести подобные слагаемые в левой и правой частях уравнения;

    3) разделить число в правой части на коэффициент при переменной,

    разделить или умножить обе части уравнения на одно и то же число,

    Уравнение вида , где называют линейным уравнением.

    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-uravnenij-s-drobyami

    http://demo.multiurok.ru/index.php/files/rieshieniie-uravnienii-s-drobnymi-koeffitsiientami.html

    Методы решения уравнений, содержащих дроби

    В этой статье я расскажу методики решения рациональных уравнений, содержащих дроби.

    Что такое рациональное уравнение? Это уравнение, которое содержит в себе такие действия как сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень с целым показателем. Извлечение корня — это недопустимое действие для рационального уравнения. Корень делает уравнение иррациональным, как, собственно, и дробный показатель степени.

    В свою очередь рациональные уравнения делятся на два вида: целые рациональные и дробные рациональные.

    К целым рациональным уравнениям относятся линейные и квадратные уравнения. Рассмотрим пример:

    Это уравнение является…попробуешь угадать?…линейным. Его можно запросто увидеть, если деление на 2 и на 6 заменить умножением на 1/2 и 1/6 соответственно. Но оно все-таки содержит в себе знаменатель, поэтому мы его и рассматриваем в данной статье.

    К дробным рациональным уравнениям относятся уравнения, которые содержат икс в знаменателе. Например, это уравнение дробное рациональное:

    Методика решения приведенных примеров, в принципе, одинакова. Разница состоит в том, что в дробных рациональных уравнениях знаменатель не должен равняться нулю, поэтому при их решении оговаривают ограничения для икса. По-научному говорят, что находят область допустимых значений (ОДЗ).

    Но давайте начнем с простого.

    Целое рациональное уравнение.

    Сначала решим целое рациональное уравнение.

    Если ты в уравнении видишь дроби, то надо от них избавится, ведь уравнение без дробей решается намного приятнее)

    В этом уравнении находим общий знаменатель. Он равен 6. Это значит, что обе части уравнения надо умножить на 6 (одинокий икс тоже).

    Обычно этот шаг пропускают и переходят к следующему, но я его все равно распишу:

    Числители и знаменатели сокращаются и получается элементарное уравнение:

    Приводим подобные слагаемые:

    Чтобы найди икс надо -10 разделить на 10 (произведение делим на известный множитель). Получаем ответ:

    Готово!

    Дробное рациональное уравнение.

    Теперь решим дробное рациональное уравнение.

    Я уже писала о том, что в дробных рациональных уравнениях знаменатели не должны равняться нулю. Знаменатель второй дроби нас устраивает, ведь 3 не равно 0) А вот знаменатель первой дроби требует от нас, чтобы мы нашли ОДЗ.

    А дальше по накатанной: надо обе части уравнения умножить на общий знаменатель. Общим знаменателем будет выражение 3(х + 9).

    Снова распишу подробно, но если ты шаришь, то следующую запись можешь не писать.

    В первой дроби сокращаем (х + 9), а во второй — тройки. Получаем такое уравнение:

    Здесь можно раскрыть скобки, потом перенести известные в одну сторону, а неизвестные — в другую… Но делать я этого не стану, а просто обе части уравнения разделю на -2. А еще поменяю местами левую и правую части уравнения, чтобы привести его к привычному виду.

    Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое, т.е. из -9 вычесть 9.

    Ответ таков:

    Сравниваем с ОДЗ… Всё отлично. Корень уравнения подходит.

    Альтернативный метод решения уравнения с дробями.

    Но нельзя пройти мимо другого метода решения данного уравнения: с помощью пропорции. Помнишь, как она раскрывается? Правильно, крест-накрест. И не надо искать общий знаменатель)

    Перемножаем….и о чудо! Получаем уравнение, которое мы уже решали!

    Дальнейшее решение расписывать не буду, оно есть выше.

    Такой способ решения уравнений хорош, когда в уравнении имеются две дроби.

    В завершении решу еще одно уравнение предложенными выше способами.

    Только ты решаешь какой способ выбрать.

    Твой персональный препод Васильева Анна)

    Целые рациональные уравнения

    Если в уравнении нет переменной (x) в знаменателе, то такое уравнение называется целым. Или, другими словами, нигде в уравнении нет деления на переменную.
    Метод решения целых рациональных уравнений сильно зависит от того, какой степени перед вами уравнения.

    Степень уравнения — это максимальная степень у переменной (x).

    Например, уравнение (x^2+5x-1=0) будет второй степени, так как есть (x^2).
    Пример уравнения первой степени: (5x-1=17);
    Уравнение третьей степени: (5x^3-3x^2=0);
    Уравнение четвертой степени: (7x^4-5x^2+x-5=0);
    И т.д.

    Основной алгоритм решения целых уравнений:

    • Если есть скобки, раскрываем их;
    • Перекидываем все слагаемые в левую часть так, чтобы в правой части остался только (0). Не забываем при этом менять знак этих слагаемых;
    • Приводим подобные слагаемые;
    • Если получилось уравнение первой степени (в уравнении есть только (x)), то решаем его так (линейные уравнения);
    • Если получилось уравнение второй степени (в уравнении есть (x^2)), то оно решается вот так (квадратные уравнения).
    • А вот если в преобразованном уравнении получились члены (x^3) или большей степени, то придется применять нестандартные методы решения. Например, замена переменной, группировка, схема Горнера и т.д.

    Чаще всего уравнения после преобразований будут сводиться к уравнениям первой (линейные уравнения) и второй (квадратные уравнения) степени.

    Разберем примеры целых рациональных уравнений:

    Пример 1
    $$-4(-7+6x)=-9x-5;$$
    Первым делом раскрываем скобки:
    $$28-24x=-9x-5;$$
    Перекидываем все слагаемые из правой части в левую:
    $$28-24x+9x+5=0;$$
    Поменяем слагаемые местами, чтобы удобнее было приводить подобные слагаемые:
    $$-24x+9x+5+28=0;$$
    $$-15x+33=0;$$
    Получили линейное уравнение. Чтобы его решить, перекидываем свободный член (тот, что без (x)) в правую часть:
    $$-15x=-33;$$
    И поделим уравнение слева и справа на (-15):
    $$x=frac{-33}{-15};$$
    $$x=frac{11}{5}=2,2;$$
    Ответ: (x=2,2.)

    Важно отметить, то, что уравнение линейное, стало видно сразу после раскрытия скобок: у нас же не было степени у (x)-ов. Поэтому разумно было сразу решать его как линейное: перенести все слагаемые с (x) в левую часть, а все числа в правую. Так бы получилось немного короче.

    Пример 2
    $$4*(x+1)^2-2(x+3)=(2x-5)^2;$$
    Тут сразу и не скажешь, какой степени уравнение. На первый взгляд кажется, что квадратное, но давайте раскроем скобки, воспользовавшись формулами сокращенного умножения:
    $$4*(x^2+2x+1)-2x-6=4x^2-20x+25;$$
    $$4*x^2+8x+4-2x-6=4x^2-20x+25;$$
    Перекинем все в левую часть, не забывая поменять знак:
    $$4*x^2+8x+4-2x-6-4x^2+20x-25=0;$$
    Поменяем местами слагаемые, чтобы было проще приводить подобные:
    $$4x^2-4x^2+8x-2x+20x+4-6-25=0;$$
    $$26x-27=0;$$
    Как видите, все квадраты сократились, и уравнение превратилось в линейное:
    $$26x=27;$$
    $$x=frac{27}{26};$$
    Ответ: (x=frac{27}{26}.)

    Пример 3
    $$frac{x}{6}+frac{x}{12}+x=-frac{35}{4};$$
    Домножим уравнение слева и справа на (12). Почему именно на (12)? Потому что в уравнении есть дроби с знаменателями (6), (12) и (4), на все эти числа (12) можно разделить:
    $$12*(frac{x}{6}+frac{x}{12}+x)=12*(-frac{35}{4});$$
    $$12*frac{x}{6}+12*frac{x}{12}+12*x=12*(-frac{35}{4});$$
    $$2x+x+12x=-3*35;$$
    $$15x=-105;$$
    $$x=frac{-105}{15}=-7;$$
    Ответ: (x=-7.)

    Подробнее про линейные уравнения можно почитать в отдельной статье.

    Пример 4
    $$(x-1)^2=2x^2-6x-31;$$
    Раскроем скобки:
    $$x^2-2x+1=2x^2-6x-31;$$
    $$x^2-2x+1-2x^2+6x+31=0;$$
    $$x^2-2x^2-2x+6x+1+31=0;$$
    $$-x^2+4x+32=0;$$
    После приведения подобных слагаемых в уравнении остался (x^2), а значит перед нами квадратное уравнение, которое можно решить через дискриминант:
    $$a=-1; quad b=4; quad c=32;$$
    $$D=b^2-4ac=4^2-4*(-1)*32=16+128=144=12^2;$$
    $$x_1=frac{-b+sqrt{D}}{2a}=frac{-4+12}{2*(-1)}=frac{8}{-2}=-4;$$
    $$x_1=frac{-b-sqrt{D}}{2a}=frac{-4-12}{2*(-1)}=frac{-16}{-2}=8;$$
    Ответ: (x=-4; qquad x=8.)

    Подробнее про квадратные уравнения можно почитать здесь.

    Методы решения уравнений третьей степени и старше

    Не существует универсального удобного метода решения уравнений третьей степени или выше, как, например, квадратные уравнения, которые легко решаются через дискриминант, даже думать не надо.

    Есть несколько методов, которые полезно знать: замена переменной, метод группировки, деление многочлена на многочлен, схема Горнера и т.д. Метод замены переменной заслуживает отдельного урока, поэтому про него мы подробно поговорим здесь. Сейчас мы обсудим метод группировки.

    Метод группировки

    Метод группировки слагаемых можно использовать и для решения квадратных уравнений, и, вообще говоря, для уравнений любой степени. Но проблема этого метода в том, что далеко не всегда удается его применить, и приходится использовать другие методы. Однако, если на экзамене вам не повезло, и попалось уравнение, которое сводится к уравнению 3й степени или старше, то в большинстве случаев оно будет решаться именно группировкой. Поэтому знать этот метод нужно обязательно.

    Разберем метод группировки на примере кубического уравнения:

    Пример 5
    $$2x^3+4x^2-8x-16=0;$$
    Посмотрите внимательно на уравнение, в нем 4 слагаемых, сгруппируем их попарно: первое слагаемое со вторым, а третье с четвертым:
    $$(2x^3+4x^2)+(-8x-16)=0;$$

    И вынесем общий множитель (2x^2) из первой пары, и (-8) из второй:

    $$2x^2(x+2)-8(x+2)=0;$$
    Теперь вместо 4-х слагаемых у нас всего два, но и у них есть общий множитель ((x+2)), который можно вынести за скобки:
    $$(x+2)(2x^2-8)=0;$$
    Произведение двух множителей (в нашем случае двух скобок) равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен (0):
    $$x+2-0 qquad Rightarrow qquad x_1=-2;$$
    $$2x^2-8=0 qquad Rightarrow qquad 2x^2=8 qquad Rightarrow qquad x^2=frac{8}{2} qquadRightarrow $$
    $$Rightarrow qquad x^2=4 qquad Rightarrow qquad x_{2,3}=pm 2;$$
    Получилось три значения (x), но корень (x=-2) дублируется, поэтому исходное кубическое уравнение будет иметь 2 решения:
    Ответ: (x=-2, quad x=2.)

    Общий алгоритм разложения на множители:

    1. Объединяем слагаемые в группы, как правило, в пары, но иногда это могут быть и тройки;
    2. В каждой группе (паре) выносим общий множитель за скобки;
    3. Если в скобках в каждой паре получилось одинаковое выражение, то опять выносим общий множитель в виде одинакового выражения внутри этих скобок за «большие» скобки.
    4. Если в результате шагов (1) и (2) в каждой паре получились разные выражения в скобках, то нужно вернуться на шаг (1), поменять местами слагаемые и сгруппировать их в группы другим способом.

    Попробуем решить уравнение четвертой степени:

    Пример 6
    $$4x^4+12x^3+6x^2+18x=0;$$
    Опять сгруппируем слагаемые по парам: первое со вторым, а третье с четвертым:
    $$(4x^4+12x^3)+(6x^2+18x)=0;$$
    Вынесем общий множитель в каждой паре:
    $$4x^3(x+3)+6x(x+3)=0;$$
    Ура, в скобках получились одинаковые выражения ((x+3)), вынесем их за скобки:
    $$(x+3)(4x^3+6x)=0;$$
    Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
    $$x+3=0 qquad qquad 4x^3+6x=0;$$
    Первое уравнение имеет корень (x_1=-3), а второе выпишем отдельно и решим:
    $$4x^3+6x=0;$$
    Здесь тоже есть общий множитель (x), но это уже не группировка, а обычное вынесение общего множителя за скобки:
    $$x(4x^2+6)=0;$$
    $$x_2=0 qquad 4x^2+6=0;$$
    Из уравнения (4x^2+6=0) выразим (x^2:)
    $$4x^2=-6;$$
    $$x^2=frac{-6}{4}=frac{-3}{2};$$
    Но (x^2) никогда не может равняться отрицательному числу! Что бы вы не возвели в квадрат, всегда получите неотрицательное число. Поэтому последнее уравнение не будет иметь корней.
    Осталось опять всего лишь два корня:
    Ответ: (x_1=-3; qquad x_2=0.)

    Дробно-рациональные уравнения

    Если в уравнении есть деление на выражение, зависящее от переменной (x), то такое уравнение будет называться дробно-рациональным. Например, уравнения:
    $$frac{1}{x}+3=x;$$
    $$x+frac{20}{x+6}=6;$$
    $$frac{x^2-3x-2}{x^2-3x+2}+frac{x^2-3x+16}{x^2-3x}=0;$$
    все будут дробно-рациональными.

    А уравнение
    $$frac{x^2-3x}{5}+frac{x-7}{2}=1;$$
    уже не будет дробно-рациональным, несмотря на то, что есть деление, но в знаменателе стоят обыкновенные числа, там нет переменной (x).

    С тем, что такое дробно-рациональные уравнения, надеюсь, разобрались, теперь поговорим про алгоритм решения таких уравнений.

    В общем виде дробно-рациональное уравнение выглядит так:
    $$frac{P(x)}{Q(x)}=0;$$
    где (P(x)) и (Q(x)) — целые рациональные выражения;

    Схему решения можно записать в виде:
    $$ begin{cases}
    P(x)=0, \
    Q(x) neq 0.
    end{cases}$$

    Простыми словами, решение дробно-рационального уравнения сводится к нахождению корней целого рационального уравнения (P(x)=0). И проверке того, чтобы найденные корни удовлетворяли неравенству (Q(x)neq0).

    Пример 7
    $$frac{x^2-5x+6}{x-3}=0;$$
    Согласно приведенной выше схеме (P(x)=x^2-5x+6=0), а (Q(x)=x-3neq 0).
    Или можно запомнить, что дробь равна нулю только тогда, когда числитель равен нулю. А делить на ноль в математике запрещено, поэтому еще и знаменатель не должен равняться нулю.
    Приравниваем числитель к нулю:
    $$x^2-5x+6=0;$$
    $$D=(-5)^2-4*1*6=25-24=1;$$
    $$x_1=frac{-(-5)+sqrt{1}}{2}=frac{5+1}{2}=3;$$
    $$x_2=frac{-(-5)-sqrt{1}}{2}=frac{5-1}{2}=2;$$
    И не забываем проверить, чтобы при найденных корнях знаменатель не был равен нулю:
    $$x-3 neq 0;$$
    При (x_1=3) знаменатель обращается в нуль, поэтому этот корень нам не подходит.
    Ответ: (x_1=2.)

    Рассмотрим более сложное уравнение:

    Пример 8
    $$frac{10}{x+6}=-frac{5}{3};$$
    Чтобы решить такое уравнение, необходимо привести его к стандартному виду:
    $$frac{P(x)}{Q(x)}=0;$$
    Для этого переносим (-frac{5}{3}) в левую часть уравнения, не забываем, что (-frac{5}{3}) превращается в (+frac{5}{3}):
    $$frac{10}{x+6}+frac{5}{3}=0;$$

    Приводим дроби к общему знаменателю. Общим знаменателем здесь будет: (3*(x+6)). Поэтому домножаем числитель и знаменатель первой дроби на (3), а вторую дробь на ((x+6)):
    $$frac{3*10}{3*(x+6)}+frac{5*(x+6)}{3*(x+6)}=0;$$
    $$frac{30}{3*(x+6)}+frac{5*x+30}{3*(x+6)}=0;$$
    Так как теперь знаменатели у дробей одинаковые, то можно сложить их числители и представить в виде одной большой дроби:
    $$frac{30+5x+30}{3(x+6)}=0;$$
    $$frac{60+5x}{3(x+6)}=0;$$
    Получили стандартный вид дробно-рационального уравнения.

    Дробь может быть равна нулю только в одном случае: если ее числитель равен нулю!

    Иногда нулю еще пытаются приравнять знаменатель, но знаменатель не может быть равен нулю. Знак дроби — это то же самое, что и знак деления, а делить на ноль в математике категорически запрещено. Именно поэтому знаменатель дроби никак не может быть равен нулю.

    Возвращаемся к нашему уравнению и приравниваем числитель к нулю:
    $$60+5x=0;$$
    $$5x=-60;$$
    $$x=-12;$$
    В качестве проверки подставим найденный корень в исходное уравнение:
    $$frac{10}{x+6}=-frac{5}{3} quad Rightarrow quad frac{10}{-12+6}=-frac{5}{3} quad Rightarrow $$
    $$Rightarrow quad frac{10}{-6}=-frac{5}{3} quad Rightarrow quad -frac{5}{3}=-frac{5}{3};$$
    Получилось верное равенство, значит (x=-12) действительно будет корнем нашего уравнения.
    Ответ: (x=-12.)

    Алгоритм решения

    • Переносим все слагаемые в левую часть, чтобы в правой части уравнения был 0, не забывая при этом менять знак;
    • Приводим к общему знаменателю;
    • Упрощаем получившееся выражение в числителе дроби: раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые;
    • Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю. Поэтому избавляемся от знаменателя и приравниваем числитель к нулю;
    • В результате вышеперечисленных действий дробно-рациональное уравнение сводится к целому рациональному уравнению;
    • Решаем целое рациональное уравнение и проверяем найденные корни, чтобы при подстановке их в знаменатель, не получался ноль.

    Посмотрим, как работает алгоритм на примерах:

    Пример 9
    $$frac{9}{x-11}+frac{11}{x-9}=2;$$
    Перекидываем двойку в левую часть уравнения и приводим дроби к общему знаменателю ((x-11)(x-9)). Для этого в первой дроби домножаем числитель и знаменатель на ((x-9)), вторую дробь на ((x-11)), а (2-ку) мы всегда можем представить в виде дроби: (frac{2}{1}), и тоже приводим к знаменателю ((x-11)(x-9)):
    $$frac{9*(x-9)}{(x-11)(x-9)}+frac{11*(x-11)}{(x-9)(x-11)}-frac{2(x-11)(x-9)}{(x-11)(x-9)}=0;$$
    Получилось немного страшновато, но ничего: складываем дроби, раскрываем в числителе все скобки и приводим подобные слагаемые. Знаменатель при этом не трогаем.
    $$frac{9(x-9)+11(x-11)-2(x-11)(x-9)}{(x-9)(x-11)}=0;$$
    $$frac{9x-81+11x-121-2(x^2-9x-11x+99)}{(x-9)(x-11)}=0;$$
    $$frac{9x-81+11x-121-2x^2+18x+22x-198}{(x-9)(x-11)}=0;$$
    $$frac{-2x^2+60x-400}{(x-9)(x-11)}=0;$$
    Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю:
    $$-2x^2+60x-400=0;$$
    $$D=60^2-4*(-2)*(-400)=3600-3200=400;$$
    $$x_1=frac{-60+sqrt{400}}{2*(-2)}=frac{-60+20}{-4}=10;$$
    $$x_2=frac{-60-sqrt{400}}{2*(-2)}=frac{-60-20}{-4}=20;$$
    Подставив оба корня в исходное уравнение, аналогично тому, как мы это делали в примере №7, можно убедиться в правильности найденных корней.
    Ответ: (x_1=10 quad x_2=20.)

    Пример 10
    $$frac{x}{3x+2}+frac{5}{3x-2}=frac{3x^2+6x}{4-9x^2};$$
    Когда вы видите в знаменателе формулы сокращенного умножения, общий множитель или группировку, то нужно обязательно ими воспользоваться, чтобы разложить многочлен в знаменателе на множители перед тем, как приводить к общему знаменателю.

    Замечаем у дроби справа в знаменателе формулу разности квадратов (a^2-b^2=(a-b)(a+b):)
    $$frac{x}{3x+2}+frac{5}{3x-2}=frac{3x^2+6x}{(2-3x)(2+3x)};$$
    Перекидываем в левую часть уравнения:
    $$frac{x}{3x+2}+frac{5}{3x-2}-frac{3x^2+6x}{(2-3x)(2+3x)}=0;$$
    Приведем все дроби к общему знаменателю ((2-3x)(2+3x)):

    • У первой дроби в знаменателе поменяем слагаемые местами (от перемены мест слагаемых сумма не меняется ((3x+2=2+3x)) и домножим ее числитель и знаменатель на ((2-3x)).
    • У второй дроби в знаменателе стоит ((3x-2)), а нам надо ((2-3x)). Поэтому домножим числитель и знаменатель на (-1) и на ((2+3x)).
    • С третьей дробью делать ничего не нужно. У нее и так нужный нам знаменатель.

    $$frac{x(2-3x)}{(2+3x)(2-3x)}+frac{5*(-1)*(2+3x)}{(3x-2)*(-1)*(2+3x)}-frac{3x^2+6x}{(2-3x)(2+3x)}=0;$$
    $$frac{x(2-3x)}{(2-3x)(2+3x)}+frac{-5*(2+3x)}{(2-3x)(2+3x)}-frac{3x^2+6x}{(2-3x)(2+3x)}=0;$$
    Складываем дроби и раскрываем скобки:
    $$frac{x(2-3x)-5*(2+3x)-(3x^2+6x)}{(2-3x)(2+3x)}=0;$$
    Обратите внимание, что я всегда беру числитель в скобки, когда складываю дроби. Тем самым я показываю, что минус перед дробью действует на каждое слагаемое в числителе.

    Это одна из самых распространенных ошибок. Будьте внимательны.
    $$frac{2x-3x^2—10-15x—3x^2-6x}{(2-3x)(2+3x)}=0;$$
    $$frac{-6x^2—19x-10}{(2-3x)(2+3x)}=0;$$
    Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю:
    $$-6x^2-19x-10=0;$$
    Для удобства умножим все уравнение на (-1):
    $$6x^2+19x+10=0;$$
    $$D=19^2-4*6*10=361-240=121;$$
    $$x_1=frac{-19+sqrt{121}}{2*6}=frac{-19+11}{12}=frac{-8}{12}=-frac{2}{3};$$
    $$x_2=frac{-19-sqrt{121}}{2*6}=frac{-19-11}{12}=frac{-30}{12}=-frac{5}{2};$$

    Подставим корень (x_1=-frac{2}{3}) в исходное уравнение:
    $$frac{x}{3x+2}+frac{5}{3x-2}=frac{3x^2+6x}{4-9x^2};$$
    $$frac{-frac{2}{3}}{3*left(-frac{2}{3}right)+2}+frac{5}{3*left(-frac{2}{3}right)-2}=frac{3left(-frac{2}{3}right)^2+6left(-frac{2}{3}right)}{4-9left(-frac{2}{3}right)^2};$$

    Оказывается, что мы не cможем это посчитать, так как в знаменателе получается ноль, а делить на ноль нельзя. В таком случае говорят, что найденный корень не подходит, и в ответ мы его не записываем. А если подставить (-frac{5}{2}), то все будет нормально.

    Ответ:(x=-frac{5}{2}.)

    Область допустимых значений. ОДЗ

    Примеры выше показали нам, что не всегда найденные значения (x) будут корнями исходного уравнения.

    Почему так происходит?

    Когда мы решаем уравнение, мы преобразовываем его: переносим слагаемые из одной части уравнения в другую, приводим к общему знаменателю, считаем подобные слагаемые, избавляемся от знаменателя и т.д. Эти преобразования меняют вид нашего уравнения. В новом измененном уравнении «исчезает» информация, например, о том, что в нем раньше был знаменатель.

    Поэтому мы подставляли найденные (x) в ИСХОДНОЕ уравнение, чтобы проверить, действительно ли они являются корнями, и не нарушаются ли правила математики, такие, как деление на ноль.

    Но решений в уравнении может быть много, да и само уравнение может быть большим и сложным. Подставлять туда каждый найденный корень и проверять, действительно ли он является корнем исходного уравнения, может быть проблематично.

    Чтобы не заниматься трудоемкой подстановкой, лучше всего находить область значений (x) (еще ее называют область определения), при которых не нарушаются правила математики для исходного уравнения. И уже на этой области (x) искать корни: если найденный корень лежит в разрешенной области, значит он может быть корнем, а если нет, то выкидываем его.

    Разрешенная область значений (x) называется «областью допустимых значений», сокращенно ОДЗ. Чтобы найти ОДЗ в дробно-рациональных уравнениях, нужно приравнять к нулю все знаменатели исходного уравнения и решить получившееся уравнения. Другими словами, ищем такие (x), при которых возникает запрещенное деление на ноль в исходном уравнении. Все (x), не являющиеся корнями этих уравнений, и будут нашей областью допустимых значений.

    Найдем ОДЗ уравнения из примера №9:
    $$frac{x}{3x+2}+frac{5}{3x-2}=frac{3x^2+6x}{4-9x^2};$$
    Выписываем все знаменатели и находим (x), при которых они не равны нулю:
    $$ begin{cases}
    3x+2 neq 0, \
    3x-2 neq 0, \
    (2-3x)(2+3x) neq 0.
    end{cases}$$

    Третье неравенство в системе сводится к первым двум, поэтому его можно исключить из рассмотрения.
    $$ begin{cases}
    x neq -frac{2}{3}, \
    x neq frac{2}{3}.
    end{cases}$$

    Решив неравенства, мы получили, что (x) может принимать любые значения, кроме (frac{2}{3}) и (-frac{2}{3}). Это и есть ОДЗ.

    Напомню, что в примере №9 у нас получились корни (x_1=-frac{2}{3}) и (x_2=-frac{5}{2}). Соотносим их с найденным ОДЗ и видим, что корень (x_1=-frac{2}{3}) не подходит. Для этого нам не понадобилось подставлять его в исходное уравнение, как мы делали при решении.

    Алгоритм решения дробно-рациональных уравнений с использованием ОДЗ

    • Находим ОДЗ. Для этого выписываем все знаменатели и приравниваем их к нулю;
    • Решаем дробно-рациональное уравнение: перекидываем все в левую часть, приводим к общему знаменателю, приводим подобные слагаемые, избавляемся от знаменателя и решаем получившееся целое рациональное уравнение;
    • Проверяем, чтобы найденные корни удовлетворяли ОДЗ. Если не удовлетворяют, то отбрасываем их.

    Пример 11
    $$frac{2x^2+7x+3}{x^2-9}=1;$$
    Начинаем решение с ОДЗ:
    $$x^2-9 neq 0;$$
    Разность квадратов:
    $$(x-3)(x+3) neq 0;$$
    Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
    $$x-3 neq 0 Rightarrow x neq 3;$$
    $$x+3 neq 0 Rightarrow x neq -3;$$
    ОДЗ нашли, приступаем к решению самого уравнения:
    $$frac{2x^2+7x+3}{x^2-9}-1=0;$$
    Приводим к общему знаменателю (x^2-9), для этого единицу представим в виде дроби ((1=frac{1}{1})) и домножим ее на (x^2-9):
    $$frac{2x^2+7x+3}{x^2-9}-frac{1*(x^2-9)}{1*(x^2-9)}=0;$$
    $$frac{2x^2+7x+3-(x^2-9)}{x^2-9}=0;$$
    $$frac{2x^2+7x+3-x^2+9}{x^2-9}=0;$$
    $$frac{x^2+7x+12}{x^2-9}=0;$$
    $$x^2+7x+12=0;$$
    $$D=7^2-4*1*12=49-48=1;$$
    $$x_1=frac{-7+1}{2}=frac{-6}{2}=-3;$$
    $$x_2=frac{-7-1}{2}=frac{-8}{2}=-4;$$

    Сверяем найденные корни с ОДЗ ((x neq pm 3)) и видим, что корень (x_1=-3) не удовлетворяет ОДЗ.
    Ответ: (x=-4.)

    Пример 12
    $$frac{x^2-6x+8}{x-1}-frac{x-4}{x^2-3x+2}=0;$$
    Всегда начинаем решать с ОДЗ:
    $$ begin{cases}
    x-1 neq 0, \
    x^2-3x+2 neq 0.
    end{cases}$$

    $$ begin{cases}
    x neq 1, \
    x neq 2.
    end{cases}$$

    Чтобы привести к общему знаменателю, разложим квадратный многочлен в знаменателе второй дроби на множители:
    $$frac{x^2-6x+8}{x-1}-frac{x-4}{(x-1)(x-2)}=0;$$
    Теперь видно, что общий знаменатель: ((x-1)(x-2)). Домножим первую дробь на ((x-2)):
    $$frac{(x^2-6x+8)*(x-2)}{(x-1)*(x-2)}-frac{x-4}{(x-1)(x-2)}=0;$$
    Если перемножить скобки в числителе, то получится многочлен третьей степени. Решать уравнение третьей степени не хочется, поэтому попробуем упростить нашу задачу: разложим на множители многочлен (x^2-6x+8=(x-2)(x-4)):
    $$frac{(x-2)(x-4)*(x-2)}{(x-1)*(x-2)}-frac{x-4}{(x-1)(x-2)}=0;$$
    $$frac{(x-2)^2(x-4)-(x-4)}{(x-1)(x-2)}=0;$$
    Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю:
    $$(x-2)^2(x-4)-(x-4)=0;$$
    Вынесем общий множитель: скобку ((x-4)):
    $$(x-4)((x-2)^2-1)=0;$$
    $$(x-4)(x^2-4x+4-1)=0;$$
    $$(x-4)(x^2-4x+3)=0;$$
    Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:
    $$x-4=0 Rightarrow x_1=4;$$
    $$x^2-4x+3=0;$$
    $$D=(-4)^2-4*1*3=16-12=4;$$
    $$x_2=frac{-(-4)+sqrt{4}}{2}=frac{4+2}{2}=3;$$
    $$x_3=frac{-(-4)-sqrt{4}}{2} =frac{4-2}{2}=1;$$
    Проверяем, чтобы найденные корни удовлетворяли ОДЗ ((x neq 1; quad x neq 2)) и видим, что корень (x_3=1) не подходит.
    Ответ: (x_1=4, qquad x_2=3.)

    Чтобы научиться решать большинство уравнений из школьной программы необходимо также знать метод замены переменной. Это очень важный метод, который используется для решения некоторых рациональных и дробно-рациональных уравнений, и не только, поэтому он заслуживает того, чтобы поговорить о нем в отдельной статье, очень рекомендую.

    Дробно-рациональные уравнения – уравнения, которые можно свести к виду (frac{P(x)}{Q(x)})(=0), где (P(x)) и (Q(x)) — выражения с иксом (или другой переменной).

    Проще говоря, это уравнения, в которых есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе. 

    Например:


    (frac{9x^2-1}{3x})
    (=0)
    (frac{1}{2x}+frac{x}{x+1}=frac{1}{2})
    (frac{6}{x+1}=frac{x^2-5x}{x+1})

    Пример не дробно-рациональных уравнений:

    (frac{9x^2-1}{3})(=0)
    (frac{x}{2})(+8x^2=6)

    Как решаются дробно-рациональные уравнения?

    Главное, что надо запомнить про дробно-рациональные уравнения – в них надо писать ОДЗ. И после нахождения корней – обязательно проверять их на допустимость. Иначе могут появиться посторонние корни, и все решение будет считаться неверным.

    Алгоритм решения дробно-рационального уравнения:

    1. Выпишите и «решите» ОДЗ.

    2. Найдите общий знаменатель дробей.

    3. Умножьте каждый член уравнения на общий знаменатель и сократите полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

    4. Запишите уравнение, не раскрывая скобок.

    5. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые.

    6. Решите полученное уравнение.

    7. Проверьте найденные корни с ОДЗ.

    8. Запишите в ответ корни, которые прошли проверку в п.7.

    Алгоритм не заучивайте, 3-5 решенных уравнений – и он запомнится сам.

    Пример. Решите дробно-рациональное уравнение (frac{x}{x-2} — frac{7}{x+2}=frac{8}{x^2-4})

    Решение:

    (frac{x}{x-2} — frac{7}{x+2}=frac{8}{x^2-4})

    ОДЗ:   (x-2≠0⇔x≠2)
    (x+2≠0 ⇔x≠-2)
    (x^2-4≠0⇔ x≠±2)

    Сначала записываем и «решаем» ОДЗ.

    (frac{x}{x-2} — frac{7}{x+2}=frac{8}{x^2-4})

     

    По формуле сокращенного умножения: (x^2-4=(x-2)(x+2)). Значит, общий знаменатель дробей будет ((x-2)(x+2)). Умножаем каждый член уравнения на ((x-2)(x+2)).

    (frac{x(x-2)(x+2)}{x-2} — frac{7(x-2)(x+2)}{x+2}=frac{8(x-2)(x+2)}{(x-2)(x+2)})

     

    Сокращаем то, что можно и записываем получившееся уравнение.

    (x(x+2)-7(x-2)=8)

     

    Раскрываем скобки

    (x^2+2x-7x+14=8)

    Приводим подобные слагаемые

    (x^2-5x+6=0)

    Решаем полученное квадратное уравнение.

    (x_1=2;)            (x_2=3)

    Согласуем корни с ОДЗ. Замечаем, что по ОДЗ (x≠2). Значит первый корень — посторонний. В ответ записываем только второй.

    Ответ: (3).

    Пример. Найдите корни дробно-рационального уравнения (frac{x}{x+2} + frac{x+1}{x+5}-frac{7-x}{x^2+7x+10})(=0)

    Решение:

    (frac{x}{x+2} + frac{x+1}{x+5}-frac{7-x}{x^2+7x+10})(=0)

    ОДЗ: (x+2≠0⇔x≠-2)
    (x+5≠0 ⇔x≠-5)
    (x^2+7x+10≠0)
    (D=49-4 cdot 10=9)
    (x_1≠frac{-7+3}{2}=-2)
    (x_2≠frac{-7-3}{2}=-5)

    Записываем и «решаем» ОДЗ.

    Раскладываем   квадратный трехчлен (x^2+7x+10) на  множители по формуле: (ax^2+bx+c=a(x-x_1)(x-x_2)).
    Благо (x_1) и (x_2) мы уже нашли.

    (frac{x}{x+2} + frac{x+1}{x+5}-frac{7-x}{(x+2)(x+5)})(=0)

     

    Очевидно, общий знаменатель дробей: ((x+2)(x+5)). Умножаем на него всё уравнение.

    (frac{x(x+2)(x+5)}{x+2} + frac{(x+1)(x+2)(x+5)}{x+5}-)
    (-frac{(7-x)(x+2)(x+5)}{(x+2)(x+5)})
    (=0)

     

    Сокращаем дроби

    (x(x+5)+(x+1)(x+2)-7+x=0)

     

    Раскрываем скобки

    (x^2+5x+x^2+3x+2-7+x=0)

    Приводим подобные слагаемые

    (2x^2+9x-5=0)

    Находим корни уравнения

    (x_1=-5;)        (x_2=frac{1}{2}.)

    Один из корней не подходи под ОДЗ, поэтому в ответ записываем только второй корень.

    Ответ: (frac{1}{2}).

    Смотрите также:
    Дробно-рациональные  неравенства

    Как решать уравнения с дробными коэффициентами.

    Как решать линейные уравнения, как решать уравнения с дробными коэффициентами, как решать уравнения с дробями, как избавиться от дробных коэффициентов в уравнении.

    Уравнения с дробными коэффициентами не пользуются любовью школьников. Хотя на самом деле нужно применить всего лишь один прием, позволяющий привести уравнение с дробями к обычному виду.

    Смотрите видеоурок.

    Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

    Хотите обучаться математике индивидуально?
    Запишитесь на консультацию.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти sin целого числа
  • Неполадки подключения или неверный код ммі на андроид как исправить
  • Как найти парня татарина
  • Как найти нужную строку в таблице значений
  • Найдите время отдыхать так как работа