Как найти корень уравнения с помощью графика

Решение уравнений с помощью графиков

Решение линейных уравнений

Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.

Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.

Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.

Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)

Как его решить?

Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:

( displaystyle 2x=2+10)

( displaystyle 2x=12)

Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.

Иными словами, у нас будет:

( displaystyle {{y}_{1}}=2x)

( displaystyle {{y}_{2}}=12)

А теперь строим. Что у тебя получилось?

Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:

Наш ответ: ( displaystyle x=6)

Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!

Вариант 1. Напрямую

Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)

Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:

( displaystyle x=-frac{b}{2a})

( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})

Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!

Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:

( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)

( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)

Точно такой же ответ? Молодец!

И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).

Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:

Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:

Возвращаемся к нашей параболе.

Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?

Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).

При ( displaystyle x=0):

( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)

При ( displaystyle x=2):

( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)

Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:

Как ты думаешь, что является решением уравнения?

Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).

И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).

Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!

Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.

Что у тебя получилось? То же самое?

Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!

Решение смешанных неравенств

Теперь перейдем к более сложным неравенствам!

Как тебе такое:

( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?

Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!

Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:

( displaystyle {{y}_{1}}=4x)

( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})

Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).

Расписал? Теперь строй два графика.

Сравним наши рисунки?

У тебя так же? Отлично!

Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).

Смотри, что получилось в итоге:

А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!

На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).

Это и есть ответ!

Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!

Графический способ решения уравнений в среде Microsoft Excel 2007

Тип урока: Обобщение, закрепление пройденного материала и объяснение нового.

Цели и задачи урока:

  • повторение изученных графиков функций;
  • повторение и закрепление графического способа решения уравнений;
  • закрепление навыков записи и копирования формул, построения графиков функций в электронных таблицах Excel 2007;
  • формирование и первичное закрепление знаний о решении уравнений с использованием возможностей электронных таблиц Excel 2007;
  • формирование мышления, направленного на выбор оптимального решения;
  • формирование информационной культуры школьников.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.

Материалы к уроку: презентация Power Point на компьютере учителя (Приложение 1).

Слайд 1 из Приложения1 ( далее ссылки на слайды идут без указания Приложения1).

Объявление темы урока.

1. Устная работа (актуализация знаний).

Слайд 2 — Соотнесите перечисленные ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):

у = 6 — х; у = 2х + 3; у = (х + 3) 2 ; у = -(х — 4) 2 ; .

Слайд 3 Графический способ решения уравнений вида f(x)=0.

Корнями уравнения f(x)=0 являются значения х1, х2, точек пересечения графика функции y=f(x) с осью абсцисс (Рис. 2).

Найдите корни уравнения х 2 -2х-3=0, используя графический способ решения уравнений (Рис.3).

Слайд 5 Графический способ решения уравнений вида f (x)=g (x).

Корнями уравнения f(x)=g(x) являются значения х1, х2, точек пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x). (Рис. 4):

Слайд 6 Найдите корни уравнения , используя графический способ решения уравнений (Рис. 5).

2. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Решение уравнений графическим способом требует больших временных затрат на построение графиков функций и в большинстве случаев дает грубо приближенные решения. При использовании электронных таблиц, в данном случае – Microsoft Excel 2007, существенно экономится время на построение графиков функций, и появляются дополнительные возможности нахождения корней уравнения с заданной точностью (метод Подбор параметра).

I. Графический способ решения уравнений вида f(x)=0 в Excel.

Дальнейшая работа выполняется учителем в Excel одновременно с учениками с подробными (при необходимости) инструкциями и выводом результатов на проекционный экран. Слайды Приложения 1 используются для формулировки задач и подведения промежуточных итогов.

Пример1: Используя средства построения диаграмм в Excel, решить графическим способом уравнение —х 2 +5х-4=0.

Для этого: построить график функции у=-х 2 +5х-4 на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения графика функции с осью абсцисс.

Выполнение задания можно разбить на этапы:

1 этап: Представление функции в табличной форме (рис. 6):

  • в ячейку А1 ввести текст Х, в ячейку A2Y;
  • в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1 – число 0,25;
  • выделить ячейки В1:С1, подвести указатель мыши к маркеру выделения, и в тот момент, когда указатель мыши примет форму черного крестика, протянуть маркер выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).

При вводе формулы можно вводить адрес ячейки с клавиатуры (не забыть переключиться на латиницу), а можно просто щелкнуть мышью на ячейке с нужным адресом.

После ввода формулы в ячейке окажется результат вычисления по формуле, а в поле ввода строки формул — сама формула (Рис. 8):

  • скопировать содержимое ячейки B2 в ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь ряд выделенных ячеек заполнится содержимым первой ячейки. При этом ссылки на ячейки в формулах изменятся относительно смещения самой формулы.

2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • выделить диапазон ячеек B2:V2;
  • на вкладке Вставка|Диаграммы|График выбрать вид График;
  • на вкладке Конструктор|Выбрать данные (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить в поле Подписи горизонтальной оси — откроется окно «Подписи оси». Выделить в таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения переменной х). В обоих окнах щелкнуть по кнопкам ОК;

  • на вкладке Макет|Оси|Основная горизонтальная ось|Дополнительные параметры основной горизонтальной оси выбрать:

Интервал между делениями: 4;

Интервал между подписями: Единица измерения интервала: 4;

Положение оси: по делениям;

Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки Тип линии и Цвет линии);

  • самостоятельно изменить ширину и цвет линии для вертикальной оси;
  • на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные линии сетки по основной оси выбрать Основные линии сетки.

Примерный результат работы приведен на рис. 10:

3 этап: Определение корней уравнения.

График функции у=-х 2 +5х-4 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня: х1=1; х2=4.

II. Графический способ решения уравнений вида f(x)=g(x) в Excel.

Пример 2: Решить графическим способом уравнение .

Для этого: в одной системе координат построить графики функций у1= и у2=1-х на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки пересечения графиков функций.

1 этап: Представление функций в табличной форме (рис. 1):

  • Перейти на Лист2.
  • Аналогично Примеру 1, применив приемы копирования, заполнить таблицу. При табулировании функции у1=воспользоваться встроенной функцией Корень (Рис. 11).
  • 2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • Выделить диапазон ячеек (А2:V3);
  • Аналогично Примеру 1 вставить и отформатировать диаграмму типа График, выбрав дополнительно в настройках горизонтальной оси: вертикальная ось пересекает в категории с номером 5.
  • Примерный результат работы приведен на Рис. 12:

    3 этап: Определение корней уравнения.

    Графики функций у1= и у2=1-х пересекаются в одной точке (0;1) и, следовательно, уравнение имеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.

    III. Метод Подбор параметра.

    Графический способ решения уравнений красив, но далеко не всегда точки пересечения могут быть такими «хорошими», как в специально подобранных примерах 1 и 2.

    Возможности электронных таблиц позволяют находить приближенные значения коней уравнения с заданной точностью. Для этого используется метод Подбор параметра.

    Пример 3: Разберем метод Подбор параметра на примере решения уравнения —х 2 +5х-3=0.

    1 этап: Построение диаграммы типа График для приближенного определения корней уравнения.

    Построить график функции у=х 2 +5х-3, отредактировав полученные в Примере 1 формулы.

    • выполнить двойной щелчок по ячейке B2, внести необходимые изменения;
    • с помощью маркера выделения скопировать формулу во все ячейки диапазона C2:V2.

    Все изменения сразу отобразятся на графике.

    Примерный результат работы приведен на Рис. 13:

    2 этап: Определение приближенных значений корней уравнения.

    График функции у=-х 2 +5х-3 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня.

    По графику приближенно можно определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.

    3 этап: Поиск приближенного решения уравнения с заданной точностью методом Подбор параметра.

    1) Начать с поиска более точного значения меньшего корня.

    По графику видно, что ближайший аргумент к точке пересечения графика с осью абсцисс равен 0,75. В таблице значений функции этот аргумент размещается в ячейке E1.

    • Выделить ячейку Е2;
    • перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор параметра…;


    В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра (Рис. 14) в поле Значение ввести требуемое значение функции: 0.

    В поле Изменяя значение ячейки: ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).

    Щелкнуть по кнопке ОК.

    • В окне Результат подбора (Рис. 15) выводится информация о величине подбираемого и подобранного значения функции:
    • В ячейке E1 выводится подобранное значение аргумента 0,6972 с требуемой точностью (0,0001).

    Установить точность можно путем установки в ячейках таблицы точности представления чисел – числа знаков после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).

    Итак, первый корень уравнения определен с заданной точностью: х1≈0,6972.

    2) Самостоятельно найти значение большего корня с той же точностью. 2≈4,3029).

    IV. Метод Подбор параметра для решения уравнений вида f(x)=g(x).

    При использовании метода Подбор параметров для решения уравнений вида f(x)=g(x) вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x) и находят с требуемой точностью значения х точек пересечения графика функции y(x) с осью абсцисс.

    3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

    Задание: Используя метода Подбор параметров, найти корни уравнения с точностью до 0,001.

    • ввести функцию у=и построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25 (Рис. 16):

    • найти приближенное значение х точки пересечения графика функции с осью абсцисс (х≈1,4);
    • найти приближенное решение уравнения с точностью до 0,001 методом Подбор параметра (х≈1,438).

    4. Итог урока.

    Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной работы.

    Слайд 13 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=0.

    Слайд 14 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=g(x).

    5. Домашнее задание.

    Используя средства построения диаграмм в Excel и метод Подбор параметра, определите корни уравнения х 2 -5х+2=0 с точностью до 0,01.

    Алгебра. 8 класс

    Тема: Решение уравнений графическим способом

    Содержание модуля (краткое изложение модуля):

    Решим графическим способом уравнение:

    Решить уравнение – значит найти такие значения x, при которых выполняется равенство x 2 = −3x
    Построим в одной системе координат два графика:
    график функции y = x 2 и график функции y = −3x.
    Для каждого графика составим таблицы значений
    y = x 2 – на рисунке синий график

    x 0 1 2 3 −1 −2 −3
    y 0 1 4 9 1 4 9

    y = −3x – на рисунке красный график

    x 0 1 2 3 −1 −2 −3
    y 0 −3 −6 −9 3 6 9

    Заметим, что графики пересекаются в двух точках: точке с координатами (0 ; 0) и в точке с координатами (–3 ; 9). Это значит, что при x = 0 и при x = –3 функции y = x 2 и y = −3x имеют одинаковые значения.
    Таким образом получаем, что при x = 0 и при x = –3 выполняется равенство x 2 = −3x.
    Значит значения x = 0 и x = –3 являются корнями уравнения x 2 = −3x.
    Корни, найденные графическим способом – приближённые. Чтобы доказать точность значений корней, надо каждый из них подставить в решаемое уравнение и проверить: выполняется ли полученное равенство.
    Подставим в уравнение x 2 = −3x значение x = 0.

    0 = 0 – верное равенство, значит x = 0 – точный корень уравнения x 2 = −3x.
    Подставим в уравнение x 2 = −3x значение x = –3.

    9 = 9 – верное равенство, значит x = −3 – точный корень уравнения x 2 = −3x.
    Подведём итог.
    Чтобы решить уравнение f1(x) = f2(x) графическим способом, необходимо:
    1) Построить в одной системе координат графики функций y = f1(x) и y = f2(x). Абсциссы точек пересечения – это приближённые корни уравнения f1(x) = f2(x).
    2) Необходимо подставить каждый приближённый корень в уравнение f1(x) = f2(x). Те корни, при которых получается верное равенство будут являться точными корнями уравнения f1(x) = f2(x).

    Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

    Применение производной для решения нелинейных уравнений и неравенств

    п.1. Количество корней кубического уравнения

    Кубическое уравнение $$ ax^3+bx^2+cx+d=0 $$ на множестве действительных чисел может иметь один, два или три корня.
    С помощью производной можно быстро ответить на вопрос, сколько корней имеет данное уравнение. begin f(x)=ax^3+bx^2+cx+d\ f'(x)=3ax^2+bx+c end Если в уравнении (f'(x)=0) дискриминант (D=4b^2-12ac=4(b^2-3ac)gt 0), кубическая парабола имеет две точки экстремума: (x_<1,2>=frac<-2bpmsqrt><6a>). Если при этом значения функции в точках экстремума (f(x_1)cdot f(x_2)lt 0), т.е. расположены по разные стороны от оси OX, парабола имеет три точки пересечения с этой осью. Исходное уравнение имеет три корня.
    Если две точки экстремума найдены, но (f(x_1)cdot f(x_2)=0), уравнение имеет два корня.
    Во всех остальных случаях – у исходного уравнения 1 корень.

    Пример 1. Сколько корней имеют уравнения:

    п.2. Количество корней произвольного уравнения

    Задачи на подсчет количества корней решаются с помощью построения графиков при полном или частичном исследовании функций.

    Пример 2. а) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac<1>+frac<1>)
    б) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac<1>+frac<1>=k)

    Построим график функции слева, а затем найдем для него количество точек пересечения с горизонталью (y=1). Это и будет ответом на вопрос задачи (а).
    Исследуем функцию: $$ f(x)=frac1x+frac<1>+frac<1> $$ Алгоритм исследования и построения графика – см. §49 данного справочника.
    1) ОДЗ: (xneleft<0;1;3right>)
    Все три точки – точки разрыва 2-го рода. begin lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=-infty-1-frac13=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=+infty-1-frac13=+infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=1-infty-frac12=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=1+infty-frac12=+infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=frac13+frac12-infty=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=frac13+frac12+infty=+infty end 2) Функция ни четная, ни нечетная.
    Функция непериодическая.
    3) Асимптоты
    1. Вертикальные (x=0, x=1, x=3) – точки разрыва 2-го рода
    2. Горизонтальные: begin lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=-0-0-0=-0\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=+0+0+0=+0\ end Горизонтальная асимптота (y=0)
    На минус бесконечности функция стремится к 0 снизу, на плюс бесконечности – сверху.
    3. Наклонные: (k=0), нет.
    4) Первая производная $$ f'(x)=-frac<1>-frac<1><(x-1)^2>-frac<1><(x-3)^2>lt 0 $$ Производная отрицательная на всей ОДЗ.
    Функция убывает.

    5) Вторую производную не исследуем, т.к. перегибы не влияют на количество точек пересечения с горизонталью.

    6) Точки пересечения с OY – нет, т.к. (x=0) – асимптота
    Точки пересечения с OX – две, (0lt x_1lt 1,1lt x_2lt 3)

    7) График

    Получаем ответ для задачи (а) 3 корня.

    Решаем более общую задачу (б). Передвигаем горизонталь (y=k) снизу вверх и считаем количество точек пересечения с графиком функции. Последовательно, получаем:
    При (klt 0) — три корня
    При (k=0) — два корня
    При (kgt 0) — три корня

    Ответ: а) 3 корня; б) при (k=0) два корня, при (kne 0) три корня.

    Пример 3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение $$ sqrt+sqrt<10-2x>=a $$ имеет по крайней мере одно решение.

    Исследуем функцию (f(x)=sqrt+sqrt<10-2x>)
    ОДЗ: ( begin x-1geq 0\ 10-2xgeq 0 end Rightarrow begin xgeq 1\ xleq 5 end Rightarrow 1leq xleq 5 )
    Функция определена на конечном интервале.
    Поэтому используем сокращенный алгоритм для построения графика.
    Значения функции на концах интервала: (f(1)=0+sqrt<8>=2sqrt<2>, f(5)=sqrt<4>+0=2)
    Первая производная: begin f'(x)=frac<1><2sqrt>+frac<-2><2sqrt<10-2x>>=frac<1><2sqrt>-frac<1><sqrt<10-2x>>\ f'(x)=0 text<при> 2sqrt=sqrt<10-2x>Rightarrow 4(x-1)=10-2xRightarrow 6x=14Rightarrow x=frac73\ fleft(frac73right)=sqrt<frac73-1>+sqrt<10-2cdot frac73>=sqrt<frac43>+sqrt<frac<16><3>>=frac<6><sqrt<3>>=2sqrt <3>end Промежутки монотонности:

    (x) 1 (1; 7/3) 7/3 (7/3; 5) 5
    (f'(x)) + 0
    (f(x)) (2sqrt<2>) (nearrow ) max
    (2sqrt<3>)
    (searrow ) 2

    Можем строить график:

    (y=a) — горизонтальная прямая.
    Количество точек пересечения (f(x)) и (y) равно количеству решений.
    Получаем:

    $$ alt 2 $$ нет решений
    $$ 2leq alt 2sqrt <2>$$ 1 решение
    $$ 2sqrt<2>leq alt 2sqrt <3>$$ 2 решения
    $$ a=2sqrt <3>$$ 1 решение
    $$ agt 2sqrt <3>$$ нет решений

    По крайней мере одно решение будет в интервале (2leq aleq 2sqrt<3>).

    п.3. Решение неравенств с построением графиков

    Пример 4. Решите неравенство (frac<2+log_3 x>gt frac<6><2x-1>)

    Разобьем неравенство на совокупность двух систем.
    Если (xgt 1), то (x-1gt 0), на него можно умножить слева и справа и не менять знак.
    Если (xlt 1), то (x-1lt 0), умножить также можно, только знак нужно поменять.
    Сразу учтем требование ОДЗ для логарифма: (xgt 0)

    Получаем совокупность: begin left[ begin begin xgt 1\ 2+log_3 xgtfrac<6(x-1)> <2x-1>end \ begin 0lt xlt 1\ 2+log_3 xltfrac<6(x-1)> <2x-1>end end right. \ 2+log_3 xgt frac<6(x-1)><2x-1>Rightarrow log_3 xgt frac<6(x-1)-2(2x-1)><2x-1>Rightarrow log_3 xgt frac<2x-4><2x-1>\ left[ begin begin xgt 1\ log_3 xgtfrac<2x-4> <2x-1>end \ begin 0lt xlt 1\ log_3 xltfrac<2x-4> <2x-1>end end right. end Исследуем функцию (f(x)=frac<2x-4><2x-1>=frac<2x-1-3><2x-1>=1-frac<3><2x-1>)
    Точка разрыва: (x=frac12) – вертикальная асимптота
    Односторонние пределы: begin lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><-0>=+infty\ lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><+0>=-infty end Второе слагаемое стремится к 0 на бесконечности, и это дает горизонтальную асимптоту: (y=1) begin lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><-infty>=1+0\ lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><+infty>=1-0 end На минус бесконечности кривая стремится к (y=1) сверху, а на плюс бесконечности – снизу.
    Первая производная: $$ f'(x)=left(1-frac<3><2x-1>right)’=frac<3><(2x-1)^2>gt 0 $$ Производная положительная на всей ОДЗ, функция возрастает.
    Вторая производная: $$ f»(x)=-frac<6> <(2x-1)^3>$$ Одна критическая точка 2-го порядка (x=frac12)

    источники:

    http://resh.edu.ru/subject/lesson/1548/main/

    http://reshator.com/sprav/algebra/10-11-klass/primenenie-proizvodnoj-dlya-resheniya-nelinejnyh-uravnenij-i-neravenstv/

    Тип урока: Обобщение, закрепление
    пройденного материала и объяснение нового.

    Цели и задачи урока:

    • повторение изученных графиков функций;
    • повторение и закрепление графического
      способа решения уравнений;
    • закрепление навыков записи и
      копирования формул, построения графиков
      функций в электронных таблицах Excel 2007;
    • формирование и первичное закрепление
      знаний о решении уравнений с
      использованием возможностей электронных
      таблиц Excel 2007;
    • формирование мышления, направленного на
      выбор оптимального решения;
    • формирование информационной культуры
      школьников.

    Оборудование: персональные
    компьютеры, мультимедиапроектор,
    проекционный экран.

    Материалы к уроку: презентация Power Point
    на компьютере учителя (Приложение 1).

    Ход урока

    Организационный момент.

    Слайд 1 из Приложения1 ( далее
    ссылки на слайды идут без указания
    Приложения1).

    Объявление темы урока.

    1. Устная работа (актуализация
    знаний).

    Слайд 2 — Соотнесите перечисленные
    ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):

    у = 6 — х; у = 2х + 3; у = (х + 3)2; у = -(х — 4)2;
    .

    Рис. 1.

    Слайд 3 Графический способ решения
    уравнений вида f(x)=0.

    Корнями уравнения f(x)=0 являются
    значения х1, х2,точек
    пересечения графика функции y=f(x) с осью
    абсцисс (Рис. 2).

    Рис. 2.

    Слайд 4

    Найдите корни уравнения х2-2х-3=0,
    используя графический способ решения
    уравнений (Рис.3).

    Ответ: -1; 3.

    Рис. 3.

    Слайд 5 Графический способ решения
    уравнений вида f (x)=g (x).

    Корнями уравнения f(x)=g(x) являются
    значения х1, х2,точек
    пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x).
    (Рис. 4):

    Рис. 4.

    Слайд 6 Найдите корни уравнения ,
    используя графический способ решения
    уравнений (Рис. 5).

    Ответ: 4.

    Рис. 5.

    2. Объяснение нового материала.
    Практическая работа.

    Решение уравнений графическим способом
    требует больших временных затрат на
    построение графиков функций и в
    большинстве случаев дает грубо
    приближенные решения. При использовании
    электронных таблиц, в данном случае – Microsoft
    Excel 2007, существенно экономится время на
    построение графиков функций, и появляются
    дополнительные возможности нахождения
    корней уравнения с заданной точностью (метод
    Подбор параметра).

    I. Графический способ решения
    уравнений вида f(x)=0 в Excel.


    Дальнейшая работа выполняется учителем в
    Excel одновременно с учениками с подробными (при
    необходимости) инструкциями и выводом
    результатов на проекционный экран. Слайды
    Приложения 1 используются для формулировки
    задач и подведения промежуточных итогов.

    Слайд 7


    Пример1: Используя средства построения
    диаграмм в Excel, решить графическим способом
    уравнение —х2+5х-4=0.

    Для этого: построить график функции у=-х2+5х-4
    на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения
    графика функции с осью абсцисс.

    Выполнение задания можно разбить на этапы:

    1 этап: Представление функции в
    табличной форме
    (рис. 6):

    Рис. 6.

    Для этого:

    • в ячейку А1 ввести текст Х, в
      ячейку A2Y;
    • в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1
      – число 0,25;
    • выделить ячейки В1:С1, подвести
      указатель мыши к маркеру выделения, и в
      тот момент, когда указатель мыши примет
      форму черного крестика, протянуть маркер
      выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).

    Рис. 7.

    • в ячейку B2 ввести формулу =-(B1^2)+5*B1-4;

    При вводе формулы можно
    вводить адрес ячейки с клавиатуры (не
    забыть переключиться на латиницу), а
    можно просто щелкнуть мышью на ячейке с
    нужным адресом.

    После ввода формулы в ячейке
    окажется результат вычисления по
    формуле, а в поле ввода строки формул —
    сама формула (Рис. 8):

    Рис. 8.

    • скопировать содержимое ячейки B2 в
      ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь
      ряд выделенных ячеек заполнится
      содержимым первой ячейки. При этом ссылки
      на ячейки в формулах изменятся
      относительно смещения самой формулы.

    2 этап: Построение диаграммы типа График.

    Для этого:

    • выделить диапазон ячеек B2:V2;
    • на вкладке Вставка|Диаграммы|График
      выбрать вид График;
    • на вкладке Конструктор|Выбрать данные
      (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор
      источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить
      в поле Подписи горизонтальной оси
      откроется окно «Подписи оси». Выделить в
      таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения
      переменной х). В обоих окнах щелкнуть
      по кнопкам ОК;

    Рис. 9.

    • на вкладке Макет|Оси|Основная
      горизонтальная ось|Дополнительные
      параметры основной горизонтальной оси
      выбрать:

    Интервал между делениями: 4;

    Интервал между подписями: Единица
    измерения интервала:
    4;

    Положение оси: по делениям;

    Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки
    Тип
    линии и Цвет линии)
    ;

    • самостоятельно изменить ширину и цвет
      линии для вертикальной оси;
    • на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные
      линии сетки по основной оси
      выбрать Основные
      линии сетки
      .

    Примерный результат работы приведен на
    рис. 10:

    Рис. 10.

    3 этап: Определение корней уравнения.

    График функции у=-х2+5х-4
    пересекает ось абсцисс в двух точках и,
    следовательно, уравнение 2+5х-4=0 имеет
    два корня: х1=1; х2=4.

    II. Графический способ решения уравнений
    вида f(x)=g(x) в Excel.

    Слайд 8


    Пример 2: Решить графическим способом
    уравнение .

    Для этого: в одной системе координат
    построить графики функций у1=
    и у2=1-х
    на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки
    пересечения графиков функций.

    1 этап: Представление функций в
    табличной форме (рис. 1):


    • Перейти на Лист2.
    • Аналогично Примеру 1, применив
      приемы копирования, заполнить таблицу.
      При табулировании функции у1=
      воспользоваться встроенной функцией Корень
      (Рис. 11).

    Рис. 11.

    2 этап: Построение диаграммы типа График.


    • Выделить диапазон ячеек (А2:V3);
    • Аналогично Примеру 1 вставить и
      отформатировать диаграмму типа График,
      выбрав дополнительно в настройках
      горизонтальной оси: вертикальная ось
      пересекает в категории с номером 5.

    Примерный результат работы приведен на
    Рис. 12:

    Рис. 12.

    3 этап: Определение корней уравнения.

    Графики функций у1=
    и у2=1-х пересекаются в одной
    точке (0;1) и, следовательно, уравнение
    имеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.

    III. Метод Подбор параметра.


    Слайд 9

    Графический способ решения уравнений
    красив, но далеко не всегда точки
    пересечения могут быть такими «хорошими»,
    как в специально подобранных примерах 1 и 2.

    Возможности электронных таблиц
    позволяют находить приближенные значения
    коней уравнения с заданной точностью. Для
    этого используется метод Подбор
    параметра
    .

    Слайд 10


    Пример 3: Разберем метод Подбор
    параметра
    на примере решения уравнения —х2+5х-3=0.

    1 этап: Построение диаграммы типа График
    для приближенного определения корней
    уравнения.

    Построить график функции у=х2+5х-3,
    отредактировав полученные в Примере 1
    формулы.

    Для этого:

    • выполнить двойной щелчок по ячейке B2,
      внести необходимые изменения;
    • с помощью маркера выделения
      скопировать формулу во все ячейки
      диапазона C2:V2.

    Все изменения сразу отобразятся на
    графике.

    Примерный результат работы приведен на
    Рис. 13:

    Рис. 13.

    2 этап: Определение приближенных
    значений корней уравнения.

    График функции у=-х2+5х-3
    пересекает ось абсцисс в двух точках и,
    следовательно, уравнение 2+5х-4=0 имеет
    два корня.

    По графику приближенно можно
    определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.

    3 этап: Поиск приближенного решения
    уравнения с заданной точностью методом Подбор
    параметра.

    1) Начать с поиска более точного
    значения меньшего корня.

    По графику видно, что ближайший
    аргумент к точке пересечения графика с
    осью абсцисс равен 0,75. В таблице
    значений функции этот аргумент
    размещается в ячейке E1.

    • Выделить ячейку Е2;
    • перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор
      параметра…;

    В открывшемся диалоговом окне Подбор
    параметра
    (Рис. 14) в поле Значение
    ввести требуемое значение функции: 0.

    В поле Изменяя значение ячейки:
    ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).

    Щелкнуть по кнопке ОК.

    Рис. 14.

    Рис. 15.

    • В окне Результат подбора (Рис. 15)
      выводится информация о величине
      подбираемого и подобранного значения
      функции:
    • В ячейке E1 выводится подобранное
      значение аргумента 0,6972 с требуемой
      точностью (0,0001).

    Установить точность можно путем
    установки в ячейках таблицы точности
    представления чисел – числа знаков
    после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).

    Итак, первый корень уравнения
    определен с заданной точностью: х1≈0,6972.

    2) Самостоятельно найти значение
    большего корня с той же точностью. 2≈4,3029).

    IV. Метод Подбор параметра для
    решения уравнений вида f(x)=g(x)
    .

    При использовании метода Подбор
    параметров
    для решения уравнений вида f(x)=g(x)
    вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x)
    и находят с требуемой точностью значения х
    точек пересечения графика функции y(x) с
    осью абсцисс.

    3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная
    работа.

    Слайд 11


    Задание: Используя метода Подбор
    параметров,
    найти корни уравнения
    с точностью до 0,001.

    Для этого:

    • ввести функцию у=
      и построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с
      шагом 0,25 (Рис. 16):

    Рис. 16.

    • найти приближенное значение х
      точки пересечения графика функции с
      осью абсцисс (х≈1,4);
    • найти приближенное решение уравнения с
      точностью до 0,001 методом Подбор
      параметра (х
      ≈1,438).

    4. Итог урока.

    Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной
    работы
    .

    Слайд 13 Повторение графического
    способа решения уравнения вида f(x)=0.

    Слайд 14 Повторение графического
    способа решения уравнения вида f(x)=g(x).

    Выставление оценок.

    5. Домашнее задание.

    Слайд 15 .

    Используя средства построения диаграмм
    в Excel и метод Подбор параметра, определите
    корни уравнения х2-5х+2=0 с
    точностью до 0,01.

    Подведём итоги наших знаний о графиках функций.

    Нами были изучены методы построения таких функций, как:

    (y =b) (график — прямая, параллельная оси (x));

    (y = kx) (график — прямая, которая проходит через начало координат);

    (y = kx + m) (график — прямая);

    y=x2

     (график — парабола).

    При необходимости мы сможем преобразовать аналитическую модель на графическую. Допустим, аналитическую модель 

    y=x2

    трансформировать в графическую модель в виде параболы, расположенной в прямоугольной системе координат.

    Этот приём полезен при решении уравнений. Продемонстрируем это на примерах.

    Пример:

    решить уравнение

    x2=2x+8

    .

    Рассмотрим две функции:

    y=x2

    , (y = 2x + 8) — выполним построение графиков этих функций в одной системе координат, чтобы найти их точки пересечения.

    график 2_1.png

    Парабола 

    y=x2

     и прямая (y = 2x + 8) пересекаются в точках (A (- 2; 4)) и (B (4; 16)).

    Корни уравнения

    x2=2x+8

     — значения (x), при которых выражения

    x2

     и (2x + 16) принимают одинаковые значения. Это первые координаты точек (A) и (B)  пересечения графиков:

    x1=−2;x2=4

    .

    Алгоритм графического решения уравнений

    1. Преобразовать уравнение так, чтобы в левой и правой части стояли известные функции.

    b.png   y.png 

    x.png

    2. В одной системе координат начертить графики этих функций.

    3. Определить точки пересечения полученных графиков.

    4. Взять из них значения абсцисс.

    001.png  002.png

    003.png

    Здравствуйте. В данной статье я попытаюсь показать вам возможные способы решения квадратных уравнений с помощью графиков.

    Допустим, надо решить уравнение х2 ‒ 2х ‒ 3 = 0. На этом примере мы рассмотрим варианты решения квадратного уравнения графически.

    1) Можно представить наше уравнение в виде х2 = 2х + 3. Далее построим в одной системе координат графики функций у = хи у = 2х + 3. График у = х2 представлен на рисунке 1, а оба графика на рисунке 2. 

    undefinedРисунок 1                                undefined Рисунок 2

    Графики пересекаются в двух точках, наше уравнение имеет решение х = – 1 и х = 3.

    2) А ведь можно представить уравнение и по — другому, например х2 ‒ 2х = 3 и построить в одной системе координат графики функций  у = х2 ‒ 2х и у =3. Вы их можете увидеть на рисунках 3 и 4. На рисунке 3 изображен график у = х2 ‒ 2х, а на рисунке 4 оба графика у = х2 ‒ 2х и у =3.

    undefinedРисунок 3                                         undefinedРисунок 4

    Как мы видим, эти два графика так же пересекаются в двух точках, где х = -1 и х = 3. Значит ответ: — 1; 3.

    3) Есть и другой вариант представления этого уравнения х2 ‒ 3 = 2х. И снова строим графики функций у = х2 ‒ 3 и у = 2х в одной системе координат. Первый у = х2 ‒ 3 на рисунке 5 и оба графика на рисунке 6.

    undefinedРисунок 5                                 undefinedРисунок 6

    Они также пересекаются в двух точках, в которых х = -1 , х = 3.

    Ответ: — 1; 3.

    4) Можно построить параболу у = х2 ‒ 2х ‒ 3.

    Вершина параболы  х0 = — b/2а = 2/2=1, у0 = 12 ‒ 2·1 ‒ 3 = 1 – 2 – 3 = ‒ 4. Это точка (1; ‒ 4). Тогда наша парабола симметрична относительно прямой х =1. Если взять две точки симметричные относительно прямой х = 1 например: х = — 2 и х = 4, то мы получим две точки через которые проходят ветви графика.

    Если х = -2, то у =(- 2)2 ‒ 2( -2) ‒ 3 = 4 + 4 – 3 = 5.

    Аналогично х =4, у = 42 ‒ 2 · 4 ‒ 3= 16 – 8 – 3 = 5. Полученные точки ( -2; 5); (1; 4) и (4; 5) отмечаем в на плоскости и проводим параболу рисунок 7.

    undefinedРисунок 7

    Парабола пересекает ось абсцисс в точках – 1 и 3. Это и есть корни уравнения х2 ‒ 2х ‒ 3 = 0.

    Ответ: – 1 и 3.

    5) А можно выделить квадрат двучлена:

    х2 ‒ 2х ‒ 3= 0

    2 ‒ 2х + 1) ‒1 ‒ 3= 0

    (х -1)2 — 4 = 0

    (х — 1)2 = 4

    Затем построить в одной системе координат графики функций у = (х — 1)2 и у = 4. Первый график у = (х — 1)2 на рисунке 8, а оба графика у = (х — 1)2 и у = 4 на рисунке 9.

    undefinedРисунок 8                                     undefinedРисунок 9

    Они также пересекаются в двух точках, в которых х = -1 , х = 3.

    Ответ: — 1; 3.

    6) Так как х = 0 не является корнем уравнения х2 ‒ 2х ‒ 3 = 0 (иначе выполнялось бы равенство 02 – 2· 0 –3 = 0), то можно все члены уравнения разделить на х. В результате мы получим уравнение х – 2 – 3/х = 0. Перенесем 3/х вправо и получаем уравнение х – 2 = 3/х Тогда можно построить в одной системе координат графики функций у = 3/х и у = х – 2.

    На рисунке 10 изображен график функции у = 3/х, а на рисунке 11 оба графика функций у = 3/х и у = х – 2.

    undefinedРисунок 10                           undefinedРисунок 11

    Они также пересекаются в двух точках, в которых х = -1 , х = 3.

    Ответ: — 1; 3.

    Если вы были внимательны, то обратили внимание, что каким бы образом вы не представили бы уравнение в виде двух функций, у вас всегда будет один и тот же ответ (разуметься, что вы не допустите ошибок при переносе выражений из одной части уравнения в другую и при построении графиков). Поэтому, решая графически уравнение, выбирайте способ представления функций графики которых вам легче построить. И еще одно замечание если корни уравнения не целые числа, то ответ получится не точным.

    Репетитор Валентина Галиневская.

    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Остались вопросы?

    Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой код оквэд по инн
  • Как составить договор на оплату работ с авансом
  • Как найти в интернете отправленное сообщение
  • Как найти правильный url
  • Как найти админа в чате телеграмм