Как найти корни уравнения на графике функции

Решение уравнений с помощью графиков

Решение линейных уравнений

Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.

Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.

Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.

Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)

Как его решить?

Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:

( displaystyle 2x=2+10)

( displaystyle 2x=12)

Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.

Иными словами, у нас будет:

( displaystyle {{y}_{1}}=2x)

( displaystyle {{y}_{2}}=12)

А теперь строим. Что у тебя получилось?

Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:

Наш ответ: ( displaystyle x=6)

Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!

Вариант 1. Напрямую

Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)

Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:

( displaystyle x=-frac{b}{2a})

( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})

Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!

Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:

( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)

( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)

Точно такой же ответ? Молодец!

И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).

Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:

Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:

Возвращаемся к нашей параболе.

Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?

Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).

При ( displaystyle x=0):

( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)

При ( displaystyle x=2):

( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)

Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:

Как ты думаешь, что является решением уравнения?

Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).

И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).

Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!

Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.

Что у тебя получилось? То же самое?

Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!

Решение смешанных неравенств

Теперь перейдем к более сложным неравенствам!

Как тебе такое:

( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?

Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!

Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:

( displaystyle {{y}_{1}}=4x)

( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})

Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).

Расписал? Теперь строй два графика.

Сравним наши рисунки?

У тебя так же? Отлично!

Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).

Смотри, что получилось в итоге:

А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!

На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).

Это и есть ответ!

Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!

Применение производной для решения нелинейных уравнений и неравенств

п.1. Количество корней кубического уравнения

Кубическое уравнение $$ ax^3+bx^2+cx+d=0 $$ на множестве действительных чисел может иметь один, два или три корня.
С помощью производной можно быстро ответить на вопрос, сколько корней имеет данное уравнение. begin f(x)=ax^3+bx^2+cx+d\ f'(x)=3ax^2+bx+c end Если в уравнении (f'(x)=0) дискриминант (D=4b^2-12ac=4(b^2-3ac)gt 0), кубическая парабола имеет две точки экстремума: (x_<1,2>=frac<-2bpmsqrt><6a>). Если при этом значения функции в точках экстремума (f(x_1)cdot f(x_2)lt 0), т.е. расположены по разные стороны от оси OX, парабола имеет три точки пересечения с этой осью. Исходное уравнение имеет три корня.
Если две точки экстремума найдены, но (f(x_1)cdot f(x_2)=0), уравнение имеет два корня.
Во всех остальных случаях – у исходного уравнения 1 корень.

Пример 1. Сколько корней имеют уравнения:

п.2. Количество корней произвольного уравнения

Задачи на подсчет количества корней решаются с помощью построения графиков при полном или частичном исследовании функций.

Пример 2. а) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac<1>+frac<1>)
б) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac<1>+frac<1>=k)

Построим график функции слева, а затем найдем для него количество точек пересечения с горизонталью (y=1). Это и будет ответом на вопрос задачи (а).
Исследуем функцию: $$ f(x)=frac1x+frac<1>+frac<1> $$ Алгоритм исследования и построения графика – см. §49 данного справочника.
1) ОДЗ: (xneleft<0;1;3right>)
Все три точки – точки разрыва 2-го рода. begin lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=-infty-1-frac13=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=+infty-1-frac13=+infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=1-infty-frac12=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=1+infty-frac12=+infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=frac13+frac12-infty=-infty\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=frac13+frac12+infty=+infty end 2) Функция ни четная, ни нечетная.
Функция непериодическая.
3) Асимптоты
1. Вертикальные (x=0, x=1, x=3) – точки разрыва 2-го рода
2. Горизонтальные: begin lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=-0-0-0=-0\ lim_left(frac1x+frac<1>+frac<1>right)=+0+0+0=+0\ end Горизонтальная асимптота (y=0)
На минус бесконечности функция стремится к 0 снизу, на плюс бесконечности – сверху.
3. Наклонные: (k=0), нет.
4) Первая производная $$ f'(x)=-frac<1>-frac<1><(x-1)^2>-frac<1><(x-3)^2>lt 0 $$ Производная отрицательная на всей ОДЗ.
Функция убывает.

5) Вторую производную не исследуем, т.к. перегибы не влияют на количество точек пересечения с горизонталью.

6) Точки пересечения с OY – нет, т.к. (x=0) – асимптота
Точки пересечения с OX – две, (0lt x_1lt 1,1lt x_2lt 3)

7) График

Получаем ответ для задачи (а) 3 корня.

Решаем более общую задачу (б). Передвигаем горизонталь (y=k) снизу вверх и считаем количество точек пересечения с графиком функции. Последовательно, получаем:
При (klt 0) — три корня
При (k=0) — два корня
При (kgt 0) — три корня

Ответ: а) 3 корня; б) при (k=0) два корня, при (kne 0) три корня.

Пример 3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение $$ sqrt+sqrt<10-2x>=a $$ имеет по крайней мере одно решение.

Исследуем функцию (f(x)=sqrt+sqrt<10-2x>)
ОДЗ: ( begin x-1geq 0\ 10-2xgeq 0 end Rightarrow begin xgeq 1\ xleq 5 end Rightarrow 1leq xleq 5 )
Функция определена на конечном интервале.
Поэтому используем сокращенный алгоритм для построения графика.
Значения функции на концах интервала: (f(1)=0+sqrt<8>=2sqrt<2>, f(5)=sqrt<4>+0=2)
Первая производная: begin f'(x)=frac<1><2sqrt>+frac<-2><2sqrt<10-2x>>=frac<1><2sqrt>-frac<1><sqrt<10-2x>>\ f'(x)=0 text<при> 2sqrt=sqrt<10-2x>Rightarrow 4(x-1)=10-2xRightarrow 6x=14Rightarrow x=frac73\ fleft(frac73right)=sqrt<frac73-1>+sqrt<10-2cdot frac73>=sqrt<frac43>+sqrt<frac<16><3>>=frac<6><sqrt<3>>=2sqrt <3>end Промежутки монотонности:

(x) 1 (1; 7/3) 7/3 (7/3; 5) 5
(f'(x)) + 0
(f(x)) (2sqrt<2>) (nearrow ) max
(2sqrt<3>)
(searrow ) 2

Можем строить график:

(y=a) — горизонтальная прямая.
Количество точек пересечения (f(x)) и (y) равно количеству решений.
Получаем:

$$ alt 2 $$ нет решений
$$ 2leq alt 2sqrt <2>$$ 1 решение
$$ 2sqrt<2>leq alt 2sqrt <3>$$ 2 решения
$$ a=2sqrt <3>$$ 1 решение
$$ agt 2sqrt <3>$$ нет решений

По крайней мере одно решение будет в интервале (2leq aleq 2sqrt<3>).

п.3. Решение неравенств с построением графиков

Пример 4. Решите неравенство (frac<2+log_3 x>gt frac<6><2x-1>)

Разобьем неравенство на совокупность двух систем.
Если (xgt 1), то (x-1gt 0), на него можно умножить слева и справа и не менять знак.
Если (xlt 1), то (x-1lt 0), умножить также можно, только знак нужно поменять.
Сразу учтем требование ОДЗ для логарифма: (xgt 0)

Получаем совокупность: begin left[ begin begin xgt 1\ 2+log_3 xgtfrac<6(x-1)> <2x-1>end \ begin 0lt xlt 1\ 2+log_3 xltfrac<6(x-1)> <2x-1>end end right. \ 2+log_3 xgt frac<6(x-1)><2x-1>Rightarrow log_3 xgt frac<6(x-1)-2(2x-1)><2x-1>Rightarrow log_3 xgt frac<2x-4><2x-1>\ left[ begin begin xgt 1\ log_3 xgtfrac<2x-4> <2x-1>end \ begin 0lt xlt 1\ log_3 xltfrac<2x-4> <2x-1>end end right. end Исследуем функцию (f(x)=frac<2x-4><2x-1>=frac<2x-1-3><2x-1>=1-frac<3><2x-1>)
Точка разрыва: (x=frac12) – вертикальная асимптота
Односторонние пределы: begin lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><-0>=+infty\ lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><+0>=-infty end Второе слагаемое стремится к 0 на бесконечности, и это дает горизонтальную асимптоту: (y=1) begin lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><-infty>=1+0\ lim_left(1-frac<3><2x-1>right)=1-frac<3><+infty>=1-0 end На минус бесконечности кривая стремится к (y=1) сверху, а на плюс бесконечности – снизу.
Первая производная: $$ f'(x)=left(1-frac<3><2x-1>right)’=frac<3><(2x-1)^2>gt 0 $$ Производная положительная на всей ОДЗ, функция возрастает.
Вторая производная: $$ f»(x)=-frac<6> <(2x-1)^3>$$ Одна критическая точка 2-го порядка (x=frac12)

Графический способ решения уравнений в среде Microsoft Excel 2007

Тип урока: Обобщение, закрепление пройденного материала и объяснение нового.

Цели и задачи урока:

  • повторение изученных графиков функций;
  • повторение и закрепление графического способа решения уравнений;
  • закрепление навыков записи и копирования формул, построения графиков функций в электронных таблицах Excel 2007;
  • формирование и первичное закрепление знаний о решении уравнений с использованием возможностей электронных таблиц Excel 2007;
  • формирование мышления, направленного на выбор оптимального решения;
  • формирование информационной культуры школьников.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.

Материалы к уроку: презентация Power Point на компьютере учителя (Приложение 1).

Слайд 1 из Приложения1 ( далее ссылки на слайды идут без указания Приложения1).

Объявление темы урока.

1. Устная работа (актуализация знаний).

Слайд 2 — Соотнесите перечисленные ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):

у = 6 — х; у = 2х + 3; у = (х + 3) 2 ; у = -(х — 4) 2 ; .

Слайд 3 Графический способ решения уравнений вида f(x)=0.

Корнями уравнения f(x)=0 являются значения х1, х2, точек пересечения графика функции y=f(x) с осью абсцисс (Рис. 2).

Найдите корни уравнения х 2 -2х-3=0, используя графический способ решения уравнений (Рис.3).

Слайд 5 Графический способ решения уравнений вида f (x)=g (x).

Корнями уравнения f(x)=g(x) являются значения х1, х2, точек пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x). (Рис. 4):

Слайд 6 Найдите корни уравнения , используя графический способ решения уравнений (Рис. 5).

2. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Решение уравнений графическим способом требует больших временных затрат на построение графиков функций и в большинстве случаев дает грубо приближенные решения. При использовании электронных таблиц, в данном случае – Microsoft Excel 2007, существенно экономится время на построение графиков функций, и появляются дополнительные возможности нахождения корней уравнения с заданной точностью (метод Подбор параметра).

I. Графический способ решения уравнений вида f(x)=0 в Excel.

Дальнейшая работа выполняется учителем в Excel одновременно с учениками с подробными (при необходимости) инструкциями и выводом результатов на проекционный экран. Слайды Приложения 1 используются для формулировки задач и подведения промежуточных итогов.

Пример1: Используя средства построения диаграмм в Excel, решить графическим способом уравнение —х 2 +5х-4=0.

Для этого: построить график функции у=-х 2 +5х-4 на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения графика функции с осью абсцисс.

Выполнение задания можно разбить на этапы:

1 этап: Представление функции в табличной форме (рис. 6):

  • в ячейку А1 ввести текст Х, в ячейку A2Y;
  • в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1 – число 0,25;
  • выделить ячейки В1:С1, подвести указатель мыши к маркеру выделения, и в тот момент, когда указатель мыши примет форму черного крестика, протянуть маркер выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).

При вводе формулы можно вводить адрес ячейки с клавиатуры (не забыть переключиться на латиницу), а можно просто щелкнуть мышью на ячейке с нужным адресом.

После ввода формулы в ячейке окажется результат вычисления по формуле, а в поле ввода строки формул — сама формула (Рис. 8):

  • скопировать содержимое ячейки B2 в ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь ряд выделенных ячеек заполнится содержимым первой ячейки. При этом ссылки на ячейки в формулах изменятся относительно смещения самой формулы.

2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • выделить диапазон ячеек B2:V2;
  • на вкладке Вставка|Диаграммы|График выбрать вид График;
  • на вкладке Конструктор|Выбрать данные (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить в поле Подписи горизонтальной оси — откроется окно «Подписи оси». Выделить в таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения переменной х). В обоих окнах щелкнуть по кнопкам ОК;

  • на вкладке Макет|Оси|Основная горизонтальная ось|Дополнительные параметры основной горизонтальной оси выбрать:

Интервал между делениями: 4;

Интервал между подписями: Единица измерения интервала: 4;

Положение оси: по делениям;

Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки Тип линии и Цвет линии);

  • самостоятельно изменить ширину и цвет линии для вертикальной оси;
  • на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные линии сетки по основной оси выбрать Основные линии сетки.

Примерный результат работы приведен на рис. 10:

3 этап: Определение корней уравнения.

График функции у=-х 2 +5х-4 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня: х1=1; х2=4.

II. Графический способ решения уравнений вида f(x)=g(x) в Excel.

Пример 2: Решить графическим способом уравнение .

Для этого: в одной системе координат построить графики функций у1= и у2=1-х на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки пересечения графиков функций.

1 этап: Представление функций в табличной форме (рис. 1):

  • Перейти на Лист2.
  • Аналогично Примеру 1, применив приемы копирования, заполнить таблицу. При табулировании функции у1=воспользоваться встроенной функцией Корень (Рис. 11).
  • 2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • Выделить диапазон ячеек (А2:V3);
  • Аналогично Примеру 1 вставить и отформатировать диаграмму типа График, выбрав дополнительно в настройках горизонтальной оси: вертикальная ось пересекает в категории с номером 5.
  • Примерный результат работы приведен на Рис. 12:

    3 этап: Определение корней уравнения.

    Графики функций у1= и у2=1-х пересекаются в одной точке (0;1) и, следовательно, уравнение имеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.

    III. Метод Подбор параметра.

    Графический способ решения уравнений красив, но далеко не всегда точки пересечения могут быть такими «хорошими», как в специально подобранных примерах 1 и 2.

    Возможности электронных таблиц позволяют находить приближенные значения коней уравнения с заданной точностью. Для этого используется метод Подбор параметра.

    Пример 3: Разберем метод Подбор параметра на примере решения уравнения —х 2 +5х-3=0.

    1 этап: Построение диаграммы типа График для приближенного определения корней уравнения.

    Построить график функции у=х 2 +5х-3, отредактировав полученные в Примере 1 формулы.

    • выполнить двойной щелчок по ячейке B2, внести необходимые изменения;
    • с помощью маркера выделения скопировать формулу во все ячейки диапазона C2:V2.

    Все изменения сразу отобразятся на графике.

    Примерный результат работы приведен на Рис. 13:

    2 этап: Определение приближенных значений корней уравнения.

    График функции у=-х 2 +5х-3 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня.

    По графику приближенно можно определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.

    3 этап: Поиск приближенного решения уравнения с заданной точностью методом Подбор параметра.

    1) Начать с поиска более точного значения меньшего корня.

    По графику видно, что ближайший аргумент к точке пересечения графика с осью абсцисс равен 0,75. В таблице значений функции этот аргумент размещается в ячейке E1.

    • Выделить ячейку Е2;
    • перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор параметра…;


    В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра (Рис. 14) в поле Значение ввести требуемое значение функции: 0.

    В поле Изменяя значение ячейки: ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).

    Щелкнуть по кнопке ОК.

    • В окне Результат подбора (Рис. 15) выводится информация о величине подбираемого и подобранного значения функции:
    • В ячейке E1 выводится подобранное значение аргумента 0,6972 с требуемой точностью (0,0001).

    Установить точность можно путем установки в ячейках таблицы точности представления чисел – числа знаков после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).

    Итак, первый корень уравнения определен с заданной точностью: х1≈0,6972.

    2) Самостоятельно найти значение большего корня с той же точностью. 2≈4,3029).

    IV. Метод Подбор параметра для решения уравнений вида f(x)=g(x).

    При использовании метода Подбор параметров для решения уравнений вида f(x)=g(x) вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x) и находят с требуемой точностью значения х точек пересечения графика функции y(x) с осью абсцисс.

    3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

    Задание: Используя метода Подбор параметров, найти корни уравнения с точностью до 0,001.

    • ввести функцию у=и построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25 (Рис. 16):

    • найти приближенное значение х точки пересечения графика функции с осью абсцисс (х≈1,4);
    • найти приближенное решение уравнения с точностью до 0,001 методом Подбор параметра (х≈1,438).

    4. Итог урока.

    Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной работы.

    Слайд 13 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=0.

    Слайд 14 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=g(x).

    5. Домашнее задание.

    Используя средства построения диаграмм в Excel и метод Подбор параметра, определите корни уравнения х 2 -5х+2=0 с точностью до 0,01.

    Построение графиков функций

    О чем эта статья:

    11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Понятие функции

    Функция — это зависимость y от x, где x является переменной или аргументом функции, а y — зависимой переменной или значением функции.

    Задать функцию значит определить правило, в соответствии с которым по значениям независимой переменной можно найти соответствующие ее значения. Вот, какими способами ее можно задать:

    • Табличный способ — помогает быстро определить конкретные значения без дополнительных измерений или вычислений.
    • Графический способ — наглядно.
    • Аналитический способ — через формулы. Компактно, и можно посчитать функцию при произвольном значении аргумента из области определения.
    • Словесный способ.

    Область определения — множество х, то есть область допустимых значений выражения, которое записано в формуле.

    Например, для функции вида область определения выглядит так

    • х ≠ 0, потому что на ноль делить нельзя. Записать можно так: D (y): х ≠ 0.

    Область значений — множество у, то есть это значения, которые может принимать функция.

    Например, естественная область значений функции y = x² — это все числа больше либо равные нулю. Можно записать вот так: Е (у): у ≥ 0.

    Понятие графика функции

    Графиком функции y = f(x) называется множество точек (x; y), координаты которых связаны соотношением y = f(x). Само равенство y = f(x) называется уравнением данного графика.

    График функции — это множество точек (x; y), где x — это аргумент, а y — значение функции, которое соответствует данному аргументу.

    Проще говоря, график функции показывает множество всех точек, координаты которых можно найти, просто подставив в функцию любые числа вместо x.

    Для примера возьмём самую простую функцию, в которой аргумент равен значению функции, то есть y = x.

    В этом случае нам не придётся вычислять для каждого аргумента значение функции, так как они равны, поэтому у всех точек нашего графика абсцисса будет равна ординате.

    Отметим любые три точки на координатной плоскости, например: L (-2; -2), M (0; 0) и N (1; 1).

    Если мы последовательно от наименьшего значения аргумента к большему соединим отмеченные точки, то у нас получится прямая линия. Значит графиком функции y = x является прямая. На графике это выглядит так:

    Надпись на чертеже y = x — это уравнение графика. Ставить надпись с уравнением на чертеже удобно, чтобы не запутаться в решении задач.

    Важно отметить, что прямая линия бесконечна в обе стороны. Хоть мы и называем часть прямой графиком функции, на самом деле на чертеже изображена только малая часть графика.

    Исследование функции

    Важные точки графика функции y = f(x):

    • стационарные и критические точки;
    • точки экстремума;
    • нули функции;
    • точки разрыва функции.

    Стационарные точки — точки, в которых производная функции f(x) равна нулю.

    Критические точки — точки, в которых производная функции f(x) равна нулю либо не существует. Стационарные точки являются подмножеством множества критических точек.

    Экстремум в математике — максимальное или минимальное значение функции на заданном множестве. Точка, в которой достигается экстремум, называется точкой экстремума. Соответственно, если достигается минимум — точка экстремума называется точкой минимума, а если максимум — точкой максимума.

    Нули функции — это значения аргумента, при которых функция равна нулю.

    Асимптота — прямая, которая обладает таким свойством, что расстояние от точки графика функции до этой прямой стремится к нулю при неограниченном удалении точки графика от начала координат. По способам их отыскания выделяют три вида асимптот: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

    Функция непрерывна в точке k, если предел функции в данной точке равен значению функции в этой точке:

    Если функция f(x) не является непрерывной в точке x = a, то говорят, что f(x) имеет разрыв в этой точке.

    Если нам нужно построить график незнакомой функции, когда заранее невозможно представить вид графика, полезно применять схему исследования свойств функции. Она поможет составить представление о графике и приступить к построению по точкам.

    Схема построения графика функции:

    1. Найти область определения функции.
    2. Найти область допустимых значений функции.
    3. Проверить не является ли функция четной или нечетной.
    4. Проверить не является ли функция периодической.
    5. Найти нули функции.
    6. Найти промежутки знакопостоянства функции, то есть промежутки, на которых она строго положительна или строго отрицательна.
    7. Найти асимптоты графика функции.
    8. Найти производную функции.
    9. Найти критические точки в промежутках возрастания и убывания функции.
    10. На основании проведенного исследования построить график функции.

    У нас есть отличные курсы по математике для учеников с 1 по 11 классы!

    Построение графика функции

    Чтобы понять, как строить графики функций, потренируемся на примерах.

    Задача 1. Построим график функции

    Упростим формулу функции:

    при х ≠ -1.

    График функции — прямая y = x — 1 с выколотой точкой M (-1; -2).

    Задача 2. Построим график функции

    Выделим в формуле функции целую часть:

    График функции — гипербола, сдвинутая на 3 вправо по x и на 2 вверх по y и растянутая в 10 раз по сравнению с графиком функции

    Выделение целой части — полезный прием, который применяется в решении неравенств, построении графиков и оценке целых величин.

    Задача 3. По виду графика определить знаки коэффициентов общего вида функции y = ax2 + bx + c.

    Вспомним, как параметры a, b и c определяют положение параболы.

    Ветви вниз, следовательно, a 0.

    Точка пересечения с осью Oy — c = 0.

    Координата вершины , т.к. неизвестное число при делении на положительное дает отрицательный результат, то это число отрицательное, следовательно, b > 0.

    Ветви вниз, следовательно, a 0.

    Координата вершины , т.к. неизвестное число при делении на отрицательное дает в результате положительное, то это число отрицательное, следовательно, b

    Как видим, k = 3 > 0 и угол наклона к оси Ox острый, b = -1 — смещение по оси Oy.

    k = -1 > 0 и b = 2 можно сделать аналогичные выводы, как и в первом пункте.

    k = 2 > 0 — угол наклона к оси Ox острый, B = 0 — график проходит через начало координат.

    k = 0 — константная функция, прямая проходит через точку b = -1 и параллельно оси Ox.

    Задача 5. Построить график функции

    Это дробно-рациональная функция. Область определения функции D(y): x ≠ 4; x ≠ 0.

    Нули функции: 3, 2, 6.

    Промежутки знакопостоянства функции определим с помощью метода интервалов.

    Вертикальные асимптоты: x = 0, x = 4.

    Если x стремится к бесконечности, то у стремится к 1. Значит, y = 1 — горизонтальная асимптота.

    Вот так выглядит график:

    Задача 6. Построить графики функций:

    б)

    г)

    д)

    Когда сложная функция получена из простейшей через несколько преобразований, то преобразования графиков можно выполнить в порядке арифметических действий с аргументом.

    а)

    Преобразование в одно действие типа f(x) + a.

    Сдвигаем график вверх на 1:

    б)

    Преобразование в одно действие типа f(x — a).

    Сдвигаем график вправо на 1:

    В этом примере два преобразования, выполним их в порядке действий: сначала действия в скобках f(x — a), затем сложение f(x) + a.

    Сдвигаем график вправо на 1:

    Сдвигаем график вверх на 2:

    г)

    Преобразование в одно действие типа

    Растягиваем график в 2 раза от оси ординат вдоль оси абсцисс:

    д)

    Мы видим три преобразования вида f(ax), f (x + a), -f(x).

    Чтобы выполнить преобразования, посмотрим на порядок действий: сначала умножаем, затем складываем, а уже потом меняем знак. Чтобы применить умножение ко всему аргументу модуля в целом, вынесем двойку за скобки в модуле.

    Сжимаем график в два раза вдоль оси абсцисс:

    Сдвигаем график влево на 1/2 вдоль оси абсцисс:

    Отражаем график симметрично относительно оси абсцисс:

    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/564361

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/postroenie-grafikov-funkcij

    Отбор корней с помощью графиков тригонометрических функций

    Данный метод отбора корней при решении тригонометрических уравнений позволяет наглядно определить подходящие углы без наложений друг на друга периодов (как это случается при работе с тригокругом), однако такой метод предполагает хорошие навыки работы с графиками тригофункций. Также при отборе корней этим методом нам не нужно разделять ответы на серии, достаточно посмотреть на этап решения уравнения, когда тригофункция равна числу, например (sin x = frac{sqrt{3}}{2}).

    АЛГОРИТМ ОТБОРА КОРНЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГРАФИКОВ ТРИГОФУНКЦИЙ

    1. Рисуем соответствующий график тригонометрической функции.

    2. Проводим прямые (y = a), параллельные оси Ox, где (a) – число, которому равна тригофункция.

    3. Отмечаем на графике промежуток, в котором нужно найти углы.

    4. Находим пересечение прямой (y = a) с графиком в точках, которые попадают в отмеченный промежуток. Записываем углы, которые им соответствуют – это будут значения из абсцисс.

    Пример №1:

    Найдите все корни уравнения

    (sin x = frac{sqrt{3}}{2})

    принадлежащих промежутку (leftlbrack — pi, frac{3pi}{2} rightrbrack).

    1. Нам дано уравнение (sin x = frac{sqrt{3}}{2}) , тогда построим график функции (y = sin x):

    1. Проведем прямую (y = frac{sqrt{3}}{2}:)

    1. Выделим часть графика, попадающий в промежуток (leftlbrack — pi, frac{3pi}{2} rightrbrack):

    1. Нужно отметить точки пересечения прямой с графиком, которые попадают в промежуток (leftlbrack — pi, frac{3pi}{2} rightrbrack).

    Таким образом видим две точки, абсциссы которых соответственно равны (frac{pi}{3}) и (frac{2pi}{3}). Запишем ответ.

    Ответ: (frac{pi}{3}), (frac{2pi}{3}).

    Пример №2:

    Найдите все корни уравнения

    (tg x = — 1)

    принадлежащих промежутку (leftlbrack — frac{pi}{2}, pi rightrbrack).

    1. Нам дано уравнение (tg x = — 1) , тогда построим график функции (y = text{tg x}):

    1. Проведем прямую (y = — 1):

    1. Выделим часть графика, попадающий в промежуток (leftlbrack — frac{pi}{2}, pi rightrbrack):

    1. Нужно отметить точки пересечения прямой с графиком, которые попадают в промежуток (leftlbrack — frac{pi}{2}, pi rightrbrack).

    Таким образом видим две точки, абсциссы которых соответственно равны (- frac{pi}{4}) и (frac{pi}{4}). Запишем ответ.

    Ответ: (frac{pi}{4};frac{pi}{4}).

    РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ
    УРАВНЕНИЙ

    Отделение корней
    уравнений

    1. Пусть дано уравнение

    .
    (1)

    Точным
    корнем уравнения (1) на конечном или
    бесконечном отрезке

    для непрерывной функции

    назовем такое значение
    ,
    при котором
    .
    Так как уравнение может быть достаточно
    сложным, редко удается найти его точные
    корни, и задача состоит в том, чтобы
    найти его приближенные корни и оценить
    степень их точности.

    Процесс
    решения трансцендентного уравнения
    общего вида f(x)
    = 0
    проводится
    в два этапа:

    1.
    Отделение корней, т.е. установление
    возможно малых промежутков
    ,
    в которых содержится один и только один
    корень уравнения(1);

    2.
    Уточнение приближенных корней, т.е.
    нахождение их с заданной точностью ε.

    Теорема
    1
    : Если
    непрерывная функция


    принимает значения противоположных
    знаков на концах

    ,
    т.е.

    ,
    то внутри этого отрезка содержится, по
    меньшей мере, один корень уравнения

    ,
    т.е. найдется хотя бы одно число ξ, такое,
    что

    .

    Корень

    [

    ]заведомо
    будет единственным, если производная


    существует и сохраняет постоянный знак
    внутри интервала
    ,
    т.е.
    (или

    )
    при
    .

    Аналитический
    метод отделения корней

    Процесс
    отделения корней начинается с установления
    знаков функции

    в граничных точках

    и

    области ее существования. Затем
    определяются знаки функции
    в
    ряде промежуточных точек
    ,
    выбор которых учитывает особенности
    функции
    .
    (Имеются в виду точки, где функция имеет
    экстремум или разрыв) Если окажется,
    что
    ,
    то в силу теоремы в интервале

    существует корень уравнения
    .
    Можно сузить полученные промежутки
    методом простой подстановки значений
    в уравнение.

    Пример1.
    Отделить корни уравнения

    Найдем корни
    производной

    ,

    x1=1
    x2=0.75
    x3=1

    Составим таблицу.
    В первой строке поместим в порядке
    возрастания концы интервала и точки
    экстремумов, во второй знаки функции в
    этих точках.

    х

    -∞

    -1

    0.75

    1

    Sign
    f(x)

    +

    +

    Уравнение
    имеет два корня.
    ,

    .
    Уменьшим промежутки, в которых находятся
    корни:

    х

    -∞

    -2

    -1

    0.75

    1

    2

    Sign
    f(x)

    +

    +

    +

    +

    Следовательно,

    ,

    .

      1. Графический метод отделения корней

    Действительные
    корни уравнения f(x)=0
    приближенно можно определить как
    абсциссы точек пересечения графика
    функции

    с осью Ох. Если уравнение

    не имеет близких между собой корней, то
    этим способом корни легко определяются.
    На практике часто удобно тождественно
    преобразовать уравнение к виду
    ,
    где

    и

    более простые функции, чем функция
    .
    Тогда, построив графики
    и

    ,
    искомые корни получаются как абсциссы
    точек пересечения этих графиков.

    Пример2.

    Отделить
    графически корни уравнения x·ln(x)-1=0.
    Преобразуем его к виду 1/x=ln(x)
    и построим графики.

    Подведём итоги наших знаний о графиках функций.

    Нами были изучены методы построения таких функций, как:

    (y =b) (график — прямая, параллельная оси (x));

    (y = kx) (график — прямая, которая проходит через начало координат);

    (y = kx + m) (график — прямая);

    y=x2

     (график — парабола).

    При необходимости мы сможем преобразовать аналитическую модель на графическую. Допустим, аналитическую модель 

    y=x2

    трансформировать в графическую модель в виде параболы, расположенной в прямоугольной системе координат.

    Этот приём полезен при решении уравнений. Продемонстрируем это на примерах.

    Пример:

    решить уравнение

    x2=2x+8

    .

    Рассмотрим две функции:

    y=x2

    , (y = 2x + 8) — выполним построение графиков этих функций в одной системе координат, чтобы найти их точки пересечения.

    график 2_1.png

    Парабола 

    y=x2

     и прямая (y = 2x + 8) пересекаются в точках (A (- 2; 4)) и (B (4; 16)).

    Корни уравнения

    x2=2x+8

     — значения (x), при которых выражения

    x2

     и (2x + 16) принимают одинаковые значения. Это первые координаты точек (A) и (B)  пересечения графиков:

    x1=−2;x2=4

    .

    Алгоритм графического решения уравнений

    1. Преобразовать уравнение так, чтобы в левой и правой части стояли известные функции.

    b.png   y.png 

    x.png

    2. В одной системе координат начертить графики этих функций.

    3. Определить точки пересечения полученных графиков.

    4. Взять из них значения абсцисс.

    001.png  002.png

    003.png

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить формулу веществ согласно валентности между атомами
  • Как найти плащ по нику
  • Как вконтакте найти людей по интересам
  • Решение как найти массу у азота
  • Как найти тамаду недорого