Как найти короля в шахматах

где стоит король в шахматах

  • 05 Май 2020
  • 125223

Где стоит король в шахматах

Освоение азов шахмат детьми или взрослыми начинается с изучения роли короля. Задача любого игрока — защита этой фигуры от посягательств соперника. Выясним, насколько важен король для обороны и нападения во время шахматной партии.

Расположение короля на картинке

Король остается главной фигурой в арсенале любого игрока — остальные 15 призваны защищать его. Цель партии заключается в том, чтобы поставить мат сопернику. Достигнуть этого можно посредством атаки на короля и создания ситуации, при которой оппонент не сможет защитить его.

Где стоит король в шахматах

Главные фигуры шахматистов располагается в центре первой и восьмой линий. Черный король размещается на клетке Е8, белый — на Е1. Их окружением становятся фигуры меньшего ранга, передний ряд составлен из восьми пешек. Король обладает способностью бить фигуры на всех клетках, которые примыкают к его текущему расположению. Этим он напоминает ферзя и пешку одновременно — свободой движения в любом направлении и способностью перемещаться лишь на одну клетку.

Правила передвижения короля

Король — важная, но ограниченная в перемещениях по доске фигура. Ход на одну клетку не позволяет шахматисту использовать его для стремительной атаки или построения глубокой обороны. Единственным вариантом для перемещения короля на значительное расстояние становится рокировка. Этот ход может применяться соперниками по одному разу в течение партии.

Рокировкой называется ход короля на две клетки в сторону одной из ладей. Ладья занимает второе поле, через которое прошел король. Различают два вида рокировки — короткую и длинную. Первая совершается на королевском фланге, вторая — не ферзевом. Данный манёвр допустим при соблюдении трех условий:

  • король и ладья не совершали ходов,
  • между ними нет других фигур,
  • король не находится под шахом и не попадает под него в результате рокировки.

Применение этого варианта перемещения фигур допустимо на разных стадиях игры, но часто он используется даже в миттельшпиле. Достоинством решения становится возможность использования участвовавшей в рокировке ладьи для дальнейшего развития позиции шахматиста.

Где должна стоять королева (ферзь)

Запомните, что в шахматах перед началом партии королева (точнее — ферзь) должна стоять рядом с королем. Проще запомнить так — ферзь любит свой цвет, поэтому белый ферзь перед началом игры ставится на белое поле D1, а черный — на черное поле D8.

Также мы советуем вам изучить все правила шахмат, ведь только после этого можно вести осмысленную игру. Даже если вы когда-то их изучали, то не лишним будет освежить свои знания.

Похожие материалы


При выборе начальной позиции короля на шахматной доске можно запутаться. Расставляете доску, чтобы начать игру и не знаете куда поставить короля? Его позиция будет зависеть от цвета, которым вы будете играть.

Правильная начальная позиция короля: e1 для белых и e8 для чёрных. Шахматные правила диктуют, что эти начальные позиции всегда одни и те же. Белый король ставится справа от ферзя, а чёрный король — слева от ферзя.

Ещё один способ запомнить положение — посмотреть на цвет поля. Белый король всегда будет стоять на чёрном поле (e1), а чёрный король всегда будет начинать с белого поля (e8):

Диаграмма 1:

На какую клетку поставить короля в шахматах?

Рассматривайте короля и ферзя как «команду». Размещение эти двух фигур на доске начинается с ферзя. Белый ферзь всегда ставится на белое поле, в то время как чёрный ферзь всегда ставится на чёрное поле.

Чтобы определить, куда поставить ферзя вам нужно запомните правило: «Ферзь любит свой цвет». Соответственно, когда берём ферзя в руки, если он чёрный, то ставим его на чёрное поле, если он белый, то ставим его на белое поле.

После размещения ферзя, оставшееся поле будет исходной позицией для короля. Поэтому просто поставьте короля рядом с ферзём. Белый король встанет на чёрное поле справа от ферзя, а чёрный король на белое поле слева от ферзя:

Цвет Шахматная фигура Цвет поля Обозначение
Белый Король Чёрное е1
Чёрный Король Белое e8
Белый Ферзь Белое d1
Чёрный Ферзь Чёрное d8

Теперь, если вы новичок в мире шахмат, то для вас может быть непонятны такие обозначения, как «e1» и «e8».

Это так называемая шахматная нотация в алгебраическом обозначении или просто шахматная нотация. С помощью этих координат профессиональные игроки записывают свои партии, чтобы можно было их позже посмотреть и проанализировать. Также с помощью этих записей можно указать своему сопернику, куда в начале игры поставить короля.

Но что вообще означают эти странные буквы и цифры? Позвольте мне дать вам краткое объяснение шахматной нотации, чтобы вам было понятно, что такое «e1» и «e8».

Понимание шахматной нотации

Если вышеупомянутые шахматные обозначения вас немного смущают, не волнуйтесь. Это такой способ объяснить другим, где фигура находится на доске.

Каждое поле на доске в шахматах имеет своё имя, и это имя формируется на основании пересечения горизонтали и вертикали:

Диаграмма 2:

Как видно на изображении выше, чёрный король всегда начинает с позиции e8. Следуйте по горизонтальному ряду до вертикали e, а затем по вертикальному столбцу до цифры 8.

Мы помещаем чёрного короля (K) на его начальное поле доски (e8). В шахматной нотации это будет записано как Ke8. Поэтому мы и говорим, что правильной стартовой позицией для короля будет поле е8.

Точно так же белый король (K) начинает игру на отведённом ему месте доски (e1). В шахматной нотации это будет записано как Ке1.

Шахматную нотацию и систему координат на шахматной доске действительно просто понять. Рекомендуем прочитать статью, посвящённой этой теме: «Шахматная нотация или Правила записи шахматной партии».

Шахматы появились полторы тысячи лет назад и до сих пор остаются одной из самых узнаваемых игр во всем мире.

Когда-то фигуры на клетчатой доске двигали восточные мудрецы, затем в Европе проводили престижные закрытые турниры, а сейчас дети из разных стран ходят в шахматные кружки, пока их родители смотрят фильмы об известных гроссмейстерах.

Я тоже узнала о шахматах еще в детстве — и очень увлеклась игрой. Настолько, что в 2015 году мне предложили работу в Федерации шахмат Центрального федерального округа, а чуть позже назначили исполнительным директором Федерации шахмат Москвы. За эти годы я не только убедилась, что шахматы — это самый настоящий спорт, но и разглядела в них другие, не менее важные стороны.

В этом тексте я расскажу, как разобраться в правилах и принципах игры, где можно оттачивать свое мастерство и для чего вообще стоит познакомиться с шахматами.

Что внутри

  • Зачем играть в шахматы
  • Главная цель игры
  • Какие есть фигуры и как они ходят
  • Правила расстановки на доске
  • Нестандартные ходы в шахматах
  • Сравнительная сила фигур
  • Шах, мат и ничья в шахматах
  • Контроль времени
  • Шахматный этикет
  • Шахматная нотация
  • Где играть в шахматы

Зачем играть в шахматы

Часть культуры и искусства. Классические шахматы существуют с 15 века, а первые версии были известны еще за тысячу лет до этого. За этот период игра не только стала, пожалуй, самой известной в мире, но и повлияла на культуру разных народов и поколений — от древних загадок о зернах на шахматной доске до аналогов игры в фантастических романах.

Краткая история шахмат от TED-Ed. В ролике доступны субтитры, в том числе на русском языке

Научный подход. Помимо искусства и спорта шахматы ценятся в науке. Некоторые аспекты игры используют в качестве школьных задачек, другие надолго занимают ученых по всему миру. Кроме того, шахматы фактически положили начало изучению искусственного интеллекта: с середины 20 века шла работа над созданием компьютера, способного обыграть человека.

Доступность. Несмотря на сложность и комплексность шахмат, начать играть может каждый. Шахматные кружки и сообщества для любых возрастов есть почти в каждом городе, а базовые правила не требуют долгого изучения.

Конечно, чтобы играть на профессиональном уровне, понадобятся годы тренировок и практики. В этом могут помочь многочисленные онлайн-сервисы, которые позволяют соревноваться с другими пользователями или компьютером в любое время и в любом месте.

Коммуникация. Шахматы — это универсальный язык, который объединяет игроков по всему миру вне зависимости от их пола, возраста и личных взглядов. Я узнала об игре в пять лет благодаря своей бабушке, преподавательнице математики и физики. Тогда я просто влюбилась в шахматы. Особенно меня впечатлило то, что, будучи ребенком, я могла не только взаимодействовать со взрослыми на равных, но и обыгрывать их.

Основные правила и цель игры в шахматы

В классические шахматы играют две стороны: черные и белые. Некоторые партии проводят в командах, принимая решения коллективно, но чаще всего соперники противостоят друг другу лично, один на один. Цель игры — поставить мат, то есть захватить вражеского короля.

Какие есть шахматные фигуры и как они ходят

Шахматные фигуры — главные «участники» игры. Соперники по очереди перемещают их на доске и могут «съедать» ими чужие фигуры: для этого нужно встать на уже занятую клетку. Кроме того, среди фигур каждой стороны есть по одному королю — его и придется защищать от соперника, одновременно стараясь поставить мат.

В начале партии у каждой стороны по восемь пешек и восемь особых фигур: король, ферзь, а также по два коня, слона и ладьи. Каждая фигура перемещается по доске по своим правилам.

Пешка. Ее легко узнать: на поле она самая маленькая, но их больше всего. А еще она самая слабая в игре. Пешка ходит только на одну клетку вперед, но бить фигуру перед собой при этом не может — только на одну клетку по диагонали вперед.

Ладья. Устаревшее название — тура. Внешне обычно напоминает башню с зубчатой верхушкой.

Ладья может ходить по прямым линиям — вертикалям и горизонталям — на любое количество клеток. Но только если на пути нет других фигур: «перепрыгивать» их ладья не может, только «съедать», вставая на их место.

Слон. В России эта фигура раньше называлась «офицер», а в других странах ее знают как «шута» или «епископа». Узнать слона можно по напоминающей купол верхушке.

Принципы хода похожи на правила для ладьи, но вместо прямых линий — диагонали. В начале игры два слона на одной стороне ставятся на клетки разных цветов, и из-за особенностей хода фигуры всю игру передвигаются по клеткам одного цвета. Поэтому слонов иногда называют «белопольный» и «чернопольный».

Конь. Самая узнаваемая фигура на шахматной доске, ее изображают в виде головы лошади. В английском языке называется «рыцарь», но выглядит так же.

В официальных правилах сказано, что конь может ходить на одну из ближайших клеток, но не на одной с ним вертикали, горизонтали и диагонали. Такая формулировка звучит сложно — достаточно запомнить, что конь ходит буквой Г: на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или на две по горизонтали и одну по вертикали.

При этом не имеет значения, стоит ли кто-то на пути: конь может «перепрыгивать» как свои, так и чужие фигуры. Бить можно только те фигуры, что занимают доступные для хода клетки.

Ферзь. В других странах фигуру ассоциируют с женским образом: в английском языке — queen, в испанском — dama. В России ее тоже иногда ошибочно называют «королева». Узнать ферзя можно по размеру — он уступает только королю — и подобию короны на верхушке фигуры.

Ферзь — самая сильная фигура в игре. Он соединяет возможности ладьи и слона: может перемещаться на любое количество клеток по прямым линиям по вертикали, горизонтали или диагонали. Вражеские фигуры он бьет так же, как и ходит.

Король. Почти везде называется одинаково, даже «шах» в названии игры появилось от титула восточного монарха. Узнать короля на доске легко: как правило, это самая высокая фигура с крестом на верхушке.

Король — главная фигура в игре, но при этом довольно слабая. Он может ходить в любую сторону, но всего на одну клетку. При этом короля нельзя переместить под удар чужой фигуры: это приведет к поражению. Чужие фигуры он бьет так же, как и ходит, но его редко используют для атаки: слишком высок риск проиграть партию.

Правила расстановки шахматных фигур на доске

Игра проходит на квадратной доске из 64 равных клеток, по восемь вдоль каждой стороны. Горизонтальные ряды обозначены цифрами от 1 до 8, вертикальные — латинскими буквами от a до h. Соответственно, у каждой клетки есть обозначение: a1, b5, f2 и так далее. Для удобства клетки также поочередно раскрашены в черный и белый цвета, но на правилах это не отражается.

Расположение доски. По правилам шахматная доска должна стоять так, чтобы для каждого игрока клетка в правом нижнем углу была белой. При этом белые фигуры всегда выставляются на первый и второй ряды, а черные — на седьмой и восьмой. Таким образом, ближайшим для играющего белыми фигурами будет ряд от a1 до h1, а для его соперника — от a8 до h8.

Выбор цвета. Первый ход в игре всегда делает игрок с белыми фигурами. Это дает небольшое преимущество, поэтому на крупных турнирах обычно играется несколько партий с чередованием сторон, а право открыть матч определяется регламентом. В любительских играх очередность можно определить жребием или по договоренности.

Расстановка фигур. Перед игрой фигуры на доске всегда расположены одним и тем же образом и занимают ближайшие к игрокам два ряда. Запомнить, как стоят фигуры, несложно:

  1. Второй и седьмой ряды целиком занимают пешки — белого и черного цветов соответственно.
  2. По углам доски всегда стоят ладьи, белые — на a1 и h1, черные — на a8 и h8.
  3. Следующие от ладей к центру — кони. На старте игры у каждого коня есть два варианта хода, один из них — прямо к краю доски.
  4. Еще чуть ближе к центру располагаются слоны. Эти фигуры намного увереннее чувствуют себя в середине доски.
  5. Две центральные клетки ряда занимают ферзь и король. При этом ферзь всегда стоит на клетке своего цвета — белый на белой, черный на черной.

Нестандартные ходы в шахматах

Помимо традиционных ходов для пешек и каждой фигуры в шахматах предусмотрено несколько особых правил. Сразу три из них связаны с пешками.

«Двойной прыжок». Со стартовой позиции пешку можно передвинуть либо на одну, либо сразу на две клетки вперед — на выбор игрока. Это единственный вариант, когда пешка может походить не как обычно.

Взятие на проходе. Если пешка продвинулась со стартовой позиции на две клетки и оказалась на соседней по горизонтали клетке от вражеской пешки, та может «съесть» чужую пешку. При этом она займет клетку не сбоку, а позади «съеденной» пешки, так как продвинется по диагонали вперед.

Реализовать взятие на проходе можно лишь на следующий ход после передвижения со стартовой позиции. Если игрок выбрал другой вариант хода, «съесть» пешку из той же позиции он уже не сможет.

Превращение пешки. Если пешка доходит до противоположного края доски, она превращается в коня, слона, ладью или ферзя — на выбор игрока. При этом количество фигур в игре не ограничивается, в теории на доске могут одновременно оказаться девять ферзей одного цвета.

Рокировка. Также особый ход предусмотрен для пары ладья — король, он называется рокировкой. Ее суть в том, что ладья перемещается вплотную к королю, а тот «перепрыгивает» через нее, оказываясь на клетке по другую сторону от ладьи.

Условия для выполнения рокировки:

  1. И король, и ладья находятся в исходном положении.
  2. Ни король, ни ладья до момента рокировки не делали ходов.
  3. Между королем и ладьей нет других фигур.
  4. В момент рокировки король не находится под шахом.
  5. При рокировке король не встает на клетку, которую на следующий ход может атаковать соперник, и не «прыгает» через такие клетки.

Сравнительная сила фигур в шахматах

Поскольку каждая фигура обладает определенными возможностями и особенностями, они имеют разную ценность. Это условный показатель, который не влияет на правила, но помогает лучше ориентироваться в игре. Сила фигур измеряется в пешках — самых слабых «участниках» игры.

Ценность коня. Сравнительный вес коня — три пешки. Это соизмеримо со слоном, однако у фигур есть свои особенности. Например, только конь может атаковать другую фигуру — кроме чужого коня — без угрозы ответного удара. Кроме того, ходы конем сложнее просчитывать наперед. Поэтому при цейтноте, то есть нехватке времени у соперника, наличие коней на доске ценится больше.

Ценность слона. Слон примерно равен коню или трем пешкам. Его сила ограничена тем, что перемещаться каждый слон может только по половине доски: чернопольный — по черным клеткам, белопольный — по белым. Однако в середине и концовке партии пара слонов обычно ценится больше, чем пара коней. Такой перевес даже назвали «преимуществом двух слонов».

Ценность ладьи. Ладья оценивается примерно в пять пешек. Она может атаковать поле целиком и участвовать в рокировке. По силе и универсальности ладья уступает только ферзю, при этом две ладьи ценятся выше одного ферзя.

Ценность ферзя. Самая сильная фигура на доске, оценивается примерно в девять пешек, три коня или слона, но немного уступает двум ладьям. Весь потенциал ферзя раскрывается в середине и концовке игры, когда поле становится свободнее, а ему уже не так сильно угрожают вражеские фигуры.

Ценность короля. Сравнительную силу короля оценить сложно: вокруг него строится игра, взятие фигуры означает проигрыш — в этом смысле король бесценен. С другой стороны, в концовке партии, когда угроз на доске меньше, королем можно перейти из защиты в атаку. Учитывая возможности фигуры, ее можно оценить в 3—4 пешки.

Размены. Шахматисты часто жертвуют ценной фигурой, чтобы на следующий ход «съесть» фигуру противника. Это и называется разменом. В зависимости от силы фигур размены могут быть хорошими, плохими или честными.

Если один игрок побил вражескую ладью слоном, поставив свою фигуру под удар, для него этот размен выгодный: относительная ценность ладьи — пять пешек, слона — три пешки. А вот для соперника этот же размен считается плохим, по условным очкам он ушел в минус.

Справедливым считается размен одинаковых по ценности фигур. Например, ладья на ладью или конь на слона. На самом деле такие размены тоже могут быть выгоднее для одного из игроков, но это менее очевидно и определяется этапом игры и в целом ситуацией на доске.

Шах, мат и ничья в шахматах

Перемещение фигур по доске служит главной цели шахмат: поставить королю соперника мат, то есть взять его в плен своими фигурами так, чтобы у него не осталось возможности выйти из-под атаки.

Шах. Первый шаг на пути к мату — шах, то есть нападение на короля. Для этого игрок должен расположить свои фигуры так, чтобы на следующий ход он мог атаковать чужого короля. Соперник в свой ход обязан защититься от шаха, чтобы не проиграть партию.

В шахматах выделяется несколько особых шахов, выполняемых при определенных условиях:

  1. Двойной шах. В этом случае королю одновременно угрожают две вражеские фигуры или пешки.
  2. Перекрестный шах. Объявляется в ответ на шах соперника, если игрок смог не только защититься, но и одновременно поставить под угрозу чужого короля.
  3. Вскрытый шах. В этом случае королю угрожает не та фигура, что двигалась в этот ход, а та, что раньше была закрыта.
  4. Вечный шах. Ситуация, в которой один игрок объявляет шах, второй уходит из-под угрозы, но первый тут же ставит еще один шах — и так может продолжаться бесконечно.

Выход из-под шаха. Игрок, которому поставили шах, должен защитить своего короля. По правилам нельзя оставлять короля на битой клетке или ставить на другую клетку, которая находится под ударом: это приведет к проигрышу. Есть три основных способа выйти из-под шаха:

  1. Уйти королем на соседнюю клетку, которая не находится под угрозой атаки в следующий ход. При этом можно атаковать вражеские фигуры или пешки, но нельзя идти на клетки, занятые своими же фигурами или пешками. Важно: из-под шаха запрещено выходить с использованием рокировки.
  2. Защитить короля другой фигурой или пешкой, расположив ее на пути чужой фигуры. Не сработает, если королю поставлен двойной шах или шах конем.
  3. Защитить короля другой фигурой или пешкой, атаковав угрожающую чужую фигуру. Тоже не сработает в ситуации с двойным шахом.

Мат. Бывают ситуации, когда от шаха нет защиты: король не может уйти из-под угрозы, а другие фигуры и пешки не могут ни прикрыть его, ни атаковать угрожающую фигуру. Это и есть мат — игрок, поставивший его, побеждает в партии.

У матов нет особой классификации, но есть конкретные ситуации на поле, которым дают свои названия: от «дурацкого мата», который по ошибке можно допустить уже на втором ходу, до именных матов, названных в честь известных шахматистов или исторических партий.

Ничья. В шахматах возможен и ничейный результат, причем на самом высоком уровне большая часть партий так и заканчивается. Опытные гроссмейстеры стараются не допускать ошибок и сводят игру к ситуации, когда мат поставить невозможно. Поэтому, например, матч за звание чемпиона мира длится 14 партий, а в случае равного счета проводятся дополнительные игры.

Ничья может быть зафиксирована в нескольких случаях:

  1. Соглашение. Игрок может предложить сопернику ничью, тот имеет право принять предложение или отказаться. Повторять предложение в той же партии не принято, хотя регламентом обычно не запрещено.
  2. Теоретически ничейная позиция. Ситуация, в которой ни один из соперников не может поставить мат. Например, когда на доске остаются два короля и конь или любое количество однопольных слонов.
  3. Троекратное повторение позиции. Если одна и та же расстановка фигур на поле повторяется три раза или более, игра заканчивается вничью — по просьбе одного из игроков или судьей, в зависимости от регламента. Самый распространенный пример этого правила — вечный шах.
  4. Пат. Ситуация, когда игрок не может сделать ход в рамках правил ни одной из своих фигур. Например, если у черных на доске остался один король, но любой ход приведет к атаке на него белыми фигурами. При этом шах черным не объявлен. В патовой ситуации фиксируется ничья.
  5. Правило 50 ходов. Если 50 ходов подряд прошли без взятий и движения пешек, фиксируется ничья — даже если у одного игрока было преимущество на доске. По нынешним правилам в этом случае игра завершается по требованию одного из игроков. Если так прошли 75 ходов, то ничья фиксируется автоматически.

Продолжительность шахматной партии

Любители часто играют в шахматы без временных рамок, но игра очень завязана на этом аспекте. На профессиональных турнирах действуют строгие правила контроля времени, а каждая секунда фиксируется специальными шахматными часами. При этом спрогнозировать продолжительность партии все равно сложно: игра может закончиться за несколько ходов, а может идти часами.

Существует четыре основных варианта контроля времени в шахматах:

  1. Классические шахматы. Ограничение по времени на первые 40 ходов — два часа. Дальнейший контроль регламентируется правилами турнира. Например, можно добавить еще час или 30 минут на следующие 20 ходов или добавлять по несколько минут к каждому следующему ходу.
  2. Рапид, или быстрые шахматы. Каждому игроку дается от 10 минут до часа на всю партию. Также в зависимости от регламента турнира игрокам могут начислять дополнительное время, например по 10 секунд на каждый ход.
  3. Блиц. Каждому игроку дается до 10 минут на всю партию, при этом бонусные секунды на каждый ход могут начисляться или нет. Распространенный вариант — три минуты на партию и две дополнительные секунды на каждый ход.
  4. «Пуля». Каждому игроку дается менее трех минут, а дополнительное время если и предусмотрено, то ограничивается 1—3 секундами на ход. Такой вариант шахмат требует максимальной скорости принятия решений и больше всего распространен в онлайне.

Шахматные часы. Контроль времени не дает опытным соперникам бесконечно затягивать партию, побуждает их принимать быстрые решения и чаще атаковать. За соблюдением правил следят при помощи особого прибора — шахматных часов. По сути, это два таймера, устроенных так, что одновременно идет только один из них.

В начале партии игрок с черными фигурами нажимает на кнопку, запуская таймер для оппонента. Когда тот заканчивает свой ход, он нажимает вторую кнопку, останавливая свой таймер и запуская отсчет для противника. И так далее: игроки нажимают кнопку после каждого хода, а на циферблате отсчитывается время, оставшееся у каждого.

Часы чаще встречаются на турнирах, но их можно использовать и в товарищеских матчах. Это не только поможет контролировать время партии, но и добавит азарта в игру. Часы бывают аналоговые и цифровые, а для любителей существуют сервисы, выполняющие функцию шахматного таймера, — например Chess Clock и Club Clock.

Цифровые шахматные часы. Источник: Anadolu Agency / Getty Images

Фазы игры. Шахматную партию обычно разделяют на три основные фазы:

  1. Дебют. Начало игры, когда соперники выполняют первые ходы и развивают заготовленную стратегию на доске. Дебют может иметь решающее значение в партии, у некоторых популярных вариантов даже есть названия.
  2. Миттельшпиль. Середина игры, когда происходят основные события партии — реализуются атака и защита, размены и комбинации, захватывается большая часть фигур.
  3. Эндшпиль. Концовка игры на уже заметно опустевшей доске. Игроки стараются провести оставшиеся пешки в фигуры, король начинает активнее двигаться по полю, а условная ценность каждой оставшейся фигуры возрастает.

Шахматный этикет

Шахматы — сложная интеллектуальная игра, в которой важна сосредоточенность, а цена ошибки может быть очень высокой. Поэтому среди шахматистов распространен ряд правил приличия в процессе игры. Часть из них — негласные, за нарушение других могут предупредить или даже наказать, это зависит от регламента турнира.

Взялся — ходи. Самое известное правило, распространенное даже в товарищеских партиях. Если игрок дотронулся до своей фигуры, то обязан сделать ею ход. Если он дотронулся до фигуры соперника, то обязан ее «съесть». Лучше сначала убедиться в правильности принятого решения и только после этого тянуться к доске.

Отпустил — ход сделан. Продолжение предыдущего правила: если игрок делает ход фигурой и отпускает ее, изменить этот ход уже нельзя. Если фигура остается в руке, то ее допускается переместить на другую доступную для хода клетку. Здесь тоже важно не торопиться: даже если решение принято, можно задержаться на несколько секунд и убедиться в правильности маневра.

Игра одной рукой. Любой ход в шахматах допускается делать только одной рукой — даже рокировку или взятие чужой фигуры. Играть двумя руками одновременно не разрешается. Нажимать на часы нужно той же рукой, которой осуществлялся ход.

Невозможный ход. За любой ход, сделанный не по правилам, судья выносит игроку предупреждение. Второе такое предупреждение заканчивает партию — нарушившему правила игроку присуждается поражение.

«Поправляю». Если игрок хочет поправить фигуру или пешку на доске, это разрешено делать только во время своего хода. Перед этим необходимо предупредить соперника, произнеся слово «поправляю».

Взаимоуважение. Во время игры нельзя отвлекать соперника ни жестами, ни устно, ни любым другим способом. В шахматы вообще принято играть молча. Также нельзя начинать делать ход, пока соперник не закончил свой и не нажал на часы.

Что такое шахматная нотация

Оттачивать мастерство в шахматах эффективнее всего в процессе игры, но полезным будет и чужой опыт, особенно если речь о профессиональных шахматистах. К тому же важно анализировать сыгранные партии, чтобы находить ошибки и учитывать их в дальнейшем. В этом игрокам помогает шахматная нотация — система записи партий комбинацией букв и цифр.

Сейчас общепринятой считается алгебраическая нотация. В ней ходы записываются при помощи стандартных обозначений клеток, а фигуры — с помощью заглавных букв. Чаще всего используют сокращения от английских названий фигур, но иногда в нотации могут встречаться русские буквы.

Обозначение шахматных фигур в нотации

Название фигуры Обозначение на английском языке Обозначение на русском языке
Король K Кр
Ферзь Q Ф
Ладья R Л
Конь N К
Слон B С
Пешка Не записывается Не записывается

Обозначение на английском языке

K

Обозначение на русском языке

Кр

Обозначение на английском языке

Q

Обозначение на русском языке

Ф

Обозначение на английском языке

R

Обозначение на русском языке

Л

Обозначение на английском языке

N

Обозначение на русском языке

К

Обозначение на английском языке

B

Обозначение на русском языке

С

Обозначение на английском языке

Не записывается

Обозначение на русском языке

Не записывается

Каждый пункт шахматной нотации — один ход партии, включающий действия обоих игроков. Стандартная запись состоит из порядкового номера хода, указания фигуры, которая его совершает, и двух клеток — откуда и куда она перемещается. Между клетками ставится тире, если это простой ход, и буква x, если ход с взятием фигуры.

В нотации есть также несколько дополнительных обозначений. Для шаха используют +, для мата — #. В случае предложения ничьей ставится =. Свои обозначения есть и у разных рокировок: 0-0 для короткой и 0-0-0 для длинной.

Несколько примеров для понимания:

1. e2—e4 b7—b5. На первом ходу белые походили пешкой с клетки e2 на клетку e4, а черные — с клетки b7 на клетку b5.

9. Nh4—f5 c7—c6. На девятом ходу белый конь переместился с h4 на f5, черная пешка — с c7 на c6.

22. Qf3—f6+ Ng8xf6. На 22-м ходу ферзь белых поставил шах королю, переместившись с клетки f3 на клетку f6. Черные вышли из-под шаха, взяв ферзя конем, который стоял на клетке g8.

Существует также сокращенный вариант записи. Его основное отличие в том, что указывается только клетка, на которую движется фигура, без исходного положения. Если ситуация на доске подразумевает, что на клетку могут пойти две одинаковые фигуры, для уточнения добавляется одна из координат, по возможности вертикаль. А для обозначения взятия пешкой часто указывают только вертикали: например, fe.

Примеры выше, но в сокращенной записи:

1. e4 b5.

9. Nf5 c6.

22. Qf6+ Nf6.

Где играть в шахматы

Практиковаться в шахматах в наше время очень просто, для этого необязательно идти в местные кружки или искать себе соперника среди знакомых. В интернете есть десятки сервисов, где можно не только сыграть партию практически без ожидания, но и посмотреть за чужими играми, изучить разные стратегии или порешать шахматные задачи.

Chess.com. Самый популярный шахматный сайт, насчитывающий уже более 100 млн пользователей. Там можно за секунду найти соперника для партии по любым правилам. Это не просто клиент для игры, а полноценное шахматное сообщество. Там можно прочитать актуальные новости и тематические авторские материалы или просто пообщаться с единомышленниками.

Базовые функции сайта доступны бесплатно, по подписке пользователи получают доступ к дополнительным возможностям для обучения, видеоматериалам, статистике игр и прочему контенту. Правда, для оплаты понадобится работающая за рубежом карта, а сам сайт доступен только через VPN.

Lichess. Бесплатный сервер для онлайн-игры, созданный шахматным энтузиастом и программистом Тибо Дюплесси. Особенность сайта — открытый исходный код. Это позволяет свободно использовать наработки автора для своих проектов или помогать развивать платформу Дюплесси. На Lichess есть разные режимы игры, функции для обучения — и никакой рекламы.

FIDE Online Arena. Официальная игровая платформа Международной шахматной федерации. Она отличается от других сервисов общей системой рейтинга FOA, признанной FIDE. Также пользователи могут участвовать в турнирах и получать виртуальные трофеи. Рейтинги и титулы доступны по подписке и отображаются в профиле игрока на сайте федерации — таким образом игроки становятся частью мирового сообщества шахматистов не выходя из дома.

Что в итоге

  1. Шахматы — настольная игра, в которой принимают участие две стороны: одна играет белыми фигурами, другая — черными. Основная цель — поставить мат сопернику, то есть захватить вражеского короля и защитить своего.
  2. Игра проходит на квадратной доске из 64 равных клеток. По этому полю игроки по очереди двигают свои фигуры и атакуют вражеские.
  3. В начале игры у каждой стороны по восемь пешек и восемь особых фигур: король, ферзь, по два слона, коня и ладьи. У каждой фигуры свои правила хода, также есть несколько особых ходов.
  4. В зависимости от возможностей каждой фигуры для нее определяется условная сила относительно других фигур. Слон и конь считаются легкими фигурами, ладья ценится выше. Самая сильная фигура на доске — ферзь, но две ладьи все равно сильнее. Параметры силы не влияют на процесс игры, но помогают выбрать более сильный ход и выгодный размен.
  5. Одна партия в шахматы может длиться от нескольких минут до нескольких часов. На профессиональном уровне игроки редко допускают явные ошибки, поэтому для ограничения продолжительности партии существует контроль времени. В классических матчах сторонам дают по несколько часов на партию, в рапиде — до часа, в блице — до десяти минут.
  6. Помимо правил самой игры в шахматах есть ряд ограничений во время партии. Например, если игрок взял фигуру, то уже не может ее отпустить и обязан сделать ход именно ею. Передвигать фигуры и нажимать на шахматные часы нужно одной и той же рукой.
  7. Лучший способ повысить уровень игры — практиковаться и анализировать свои и чужие партии. С первым помогут специальные сайты и сервисы, где можно бесплатно играть против компьютера и реальных людей по разным правилам. Для второго пригодится знание шахматной нотации — единой системы записи партий с указанием всех ходов и взятия фигур.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Шахматы — одна из древнейших игр, до сих пор пользующаяся большой популярностью. Несмотря на то, что правила игры относительно просты, шахматная партия может быть очень сложной. Тем не менее для начала игры в шахматы достаточно лишь освоить правильную начальную расстановку фигур и довольно простые правила; возможно, это станет вашим первым шагом на пути к участию в гроссмейстерских турнирах.

  1. Изображение с названием Set up a Chessboard Step 1

    1

    Расположите шахматную доску к себе так, чтобы в правом нижнем углу была клетка белого цвета. Это правило справедливо для обоих игроков, независимо от цвета, которым они играют. Белые и черные фигуры будут располагаться симметрично.

    • Следует расставить свои фигуры на двух горизонтальных линиях, ближайших к вам.
    • В отличие от игры в шашки, в шахматах используются все клетки доски.
  2. 2

    Поместите по ладье (иногда ладью называют турой) в ближние к вам угловые клетки доски. Начните с расстановки ладей — фигур, имеющих обычно вид крепостных башен и ходящих по прямым линиям (горизонтально и вертикально). Возьмите две ладьи и поставьте их в две угловые клетки.

    • В некоторых шахматных наборах фигуры имеют оригинальный вид, по которому практически невозможно определить их, не справившись в прилагаемом описании или не взглянув на дно фигуры. Ладья обозначается символом ♜.
  3. 3

    Поставьте коней на ближней к вам горизонтальной линии рядом с ладьями. Кони, имеющие обычно вид лошадиной головы, располагаются по бокам ладей. Кони ходят буквой «Г», то есть сначала на две клетки в одном направлении (по горизонтали либо по вертикали), затем на одну вбок, причем это единственная фигура, которая может перескакивать через другие фигуры и пешки.

    • Для обозначения коня служит символ ♞.
  4. 4

    Расставьте слонов по бокам коней. Поставьте слонов, имеющих обычно форму вытянутого овала с небольшой сферой наверху, по сторонам от коней, ближе к центру доски. Слоны ходят вдоль диагоналей.

    • Слон обозначается знаком ♝.
    • Слон, расположенный слева окажется на черной клетке, а стоящий справа — на белой.
  5. Изображение с названием Set up a Chessboard Step 5

    5

    Разместите ферзя на одной из двух оставшихся клеток, имеющей соответствующий цвет. Если вы играете белыми, поставьте ферзя на белую клетку посередине ближайшего к вам горизонтального ряда. Если же у вас черные фигуры, поместите ферзя на черную клетку. Как правило, ферзь является одной из двух самых высоких фигур и имеет вверху зубчатую корону. Ферзь может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали во всех направлениях и на любое количество клеток, что делает его очень сильной и ценной фигурой.

    • Ферзь обозначается символом ♛.
  6. Изображение с названием Set up a Chessboard Step 6

    6

    Поставьте короля на единственную оставшуюся свободной клетку на первой горизонтали. Как правило, король — самая высокая фигура, украшенная сверху округлой короной, часто увенчанной крестом. Поставив короля, вы заполните фигурами первый ряд (называемый в шахматах также первой «горизонталью»). Король может ходить по вертикали, горизонтали и диагонали, но лишь на одну клетку за один ход, и остальные фигуры должны защищать его.

    • Король обозначается символом ♚.
  7. 7

    Расставьте все свои пешки вдоль второго ряда. После размещения фигур расположите более мелкие пешки во втором горизонтальном ряду. Пешки, как правило, ходят вперед на одну клетку, но у них есть еще множество дополнительных свойств. Теперь все ваше войско расставлено и готово к сражению.

    • Для обозначения пешек служит символ ♟.
    • Когда все фигуры расставлены так, как описано выше, игру можно начинать.

    Реклама

Еще раз окиньте взглядом доску, убедившись в том, что все ваши фигуры занимают правильные места. Два ближайших к вам горизонтальных ряда должны выглядеть следующим образом (в случае черных фигур):

♟♟♟♟♟♟♟♟♜♞♝♚♛♝♞♜

  1. Изображение с названием Set up a Chessboard Step 9

    1

    Партия в шахматы выигрывается пленением вражеского короля, то есть объявлением ему «мата». Мат означает, что куда бы ни походил король, он все равно окажется под ударом, то есть после любого своего хода он будет стоять под «шахом» со стороны одной или нескольких фигур противника.[1]

    • На самом деле вы никогда не забираете короля противника, как и он не бьет вашего. Достаточно того, чтобы оба игрока удостоверились, что королю некуда походить, чтобы не оказаться под ударом (шахом).
    • Объявление королю противника шаха означает, что следующим своим ходом вы сможете побить его, однако у вашего соперника есть возможность увести короля из-под удара своим ближайшим ходом. Шах объявляют, то есть говорят «шах», нападая на короля противника.
    • Делая ход своим королем, нельзя ставить его на клетки, находящиеся под ударом фигур противника.[2]
  2. 2

    Вы можете уничтожать фигуры противника, удаляя их с доски. Переместив свою фигуру на клетку, занятую фигурой соперника, вы тем самым «бьете» его фигуру, и она выходит из игры. Ваша фигура при этом становится на клетку, которую перед этим занимала побитая фигура. Нельзя бить свои фигуры или ставить несколько фигур на одну клетку.

    • За исключением пешек, все остальные фигуры бьют фигуры противника, совершая свои стандартные ходы. Например, ладья ходит по вертикали и горизонтали, и она может побить чужую фигуру, походив таким и только таким образом.
    • Нельзя перескакивать через другие фигуры, чтобы побить стоящие за ними. Если ваша фигура при своем ходе «бьет» фигуру соперника, но при этом на ее пути оказывается другая чужая фигура, она забирает ближайшую и становится на ее место. Единственным исключением является конь, который может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.
  3. 3

    Игру начинают белые, после чего противники ходят поочередно, одной фигурой за один ход. По традиции игра открывается ходом белых, которые передвигают одну из своих фигур. После этого черные делают ответный ход, также передвигая одну из своих фигур, и далее соперники по очереди передвигают свои фигуры, пока игра не закончится.[3]

    • Игрок должен делать каждый свой ход, он не может пропустить его и передать свой ход противнику.
    • Единственным исключением из этого правила является «рокировка», когда игрок может передвинуть за один ход две своих фигуры, перемещая своего короля в более безопасное место.[4]
  4. Изображение с названием Set up a Chessboard Step 12

    4

    Игра может завершиться вничью. В шахматной партии не всегда есть победитель. К ничейному результату приводит «пат» — положение, при котором игрок, имеющий право хода, не может сделать ни одного хода, разрешенного правилами. Это означает, что его король не находится под ударом, но и не может переместиться куда-нибудь, чтобы не попасть под шах; остальные фигуры также не в состоянии походить куда-либо, поскольку заблокированы другими фигурами, или их ход откроет короля, поставив его под удар фигур соперника. Как правило, пат случается в конце партии, когда остается мало фигур: например, пешки не в состоянии сдвинуться с места, будучи заблокированными другими пешками, и король также не может походить, чтобы не попасть при этом под шах.

    • Помните о том, что нельзя поставить своего короля под шах. Таким образом, если ваша очередь ходить, и при всех возможных ходах ваш король попадает под удар, игра завершается патом.[5]
      В некоторых турнирах патовая ситуация считается проигрышем (что оговаривается заранее), но, как правило, пат означает ничейный результат.

      • Имейте в виду: это не означает, что король находится под шахом в настоящее время. Это значит, что он не может походить куда-либо, чтобы не попасть при этом под шах.

    Реклама

  1. 1

    Пешки ходят на одну клетку вперед, и бьют на одну соседнюю клетку по диагонали. Как правило, пешка может походить на соседнюю клетку перед ней. Из-за этого может показаться, что пешки приносят мало пользы, однако они обладают рядом других возможностей, значительно повышающими их ценность:

    • Если пешка преодолела всю доску и дошла до последней горизонтали (для вашего соперника эта горизонталь является первой), вы можете «превратить» ее в любую другую фигуру, например, ферзя или коня.
    • Совершая свой первый ход в игре, пешка может пойти как на одну, так и на две клетки вперед.
    • Пешка может бить на одну клетку по диагонали, расположенную справа или слева перед ней. Если какая-либо фигура стоит прямо перед пешкой, та не может сделать ход.
      • Анпассан, или «взятие на проходе» возможно в том случае, когда пешка противника ходит на две клетки вперед, пересекая при этом клетку, находящуюся под ударом вашей пешки. После этого вы можете взять чужую пешку, поставив свою пешку вперед по диагонали на клетку, пересеченную пешкой соперника, забрав ту анпассан, то есть на проходе.[6]
  2. 2

    Ладья ходит по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по прямой линии вперед, назад, влево и вправо. При этом ладья может пересечь любое количество клеток, пока не встретит на своем пути другую фигуру или не достигнет края доски.

    • Если на ее пути встретится другая фигура, ладье придется остановиться перед ней либо побить ее.[7]
  3. 3

    Конь ходит буквой «Г». Эта фигура ходит наиболее оригинальным образом: сначала она «прыгает» на две клетки, затем перемещается еще на одну клетку в сторону, в результате чего выходит буква «Г». Ход может быть сделан в любом направлении: две клетки назад и одна вправо, две клетки влево и одна влево, и так далее.[8]

    • Конь «перепрыгивает» через остальные фигуры; таким образом, он может побить лишь те фигуры, которые стоят на клетках, завершающих букву «Г». Конь всегда ходит буквой «Г», независимо от фигур, стоящих на его пути.
  4. 4

    Слоны ходят по диагонали. Эти фигуры могут перемещаться в четырех диагональных направлениях: вправо и влево, вперед или назад. Таким образом, каждый слон ходит лишь по клеткам своего цвета — если в начале игры слон стоял на белой клетке, он не сможет оказаться на черной до конца игры, и наоборот.

    • Как и ладья, слон не может перескакивать через фигуры. Если на его пути окажется какая-нибудь фигура, ему придется либо остановиться перед ней, либо побить ее.[9]
  5. 5

    Ферзь ходит по всем направлениям на любое количество клеток. Эта фигура может перемещаться по вертикали, горизонтали и диагонали на любое расстояние.

    • Ферзь не может ходить буквой «Г», как конь, он передвигается лишь по прямым линиям.
    • Ферзь не может перескакивать через другие фигуры. Встретив фигуру на своем пути, он должен остановиться перед ней или побить ее.
  6. 6

    Король может ходить в любом направлении, но лишь на одну клетку за один ход. Король перемещается на одну соседнюю клетку по вертикали, горизонтали и вертикали. Единственным исключением является рокировка, применяемая для укрытия короля, при которой король и ладья меняются местами. Для осуществления рокировки необходимо следующее:

    • Ни король, ни ладья не совершили ни одного хода до этого.
    • Между ладьей и королем не должно быть каких-либо фигур.
    • За один ход переместите короля на две клетки по направлению к ладье, после чего поставьте ладью на клетку за королем. Таким образом, они встанут рядом, оказавшись по противоположные стороны друг от друга.
    • Нельзя сделать рокировку, если под ударом находится хотя бы одна из двух клеток, через которые движется король.[10]

    Реклама

Советы

  • Помните, что при расстановке фигур ферзь всегда стоит на клетке того же цвета, что и он сам.
  • Не забывайте, что в ближнем правом углу доски должна располагаться белая клетка (для обоих игроков).
  • Освойте шахматную нотацию. С ее помощью вы сможете вести краткую запись ходов (как своих, так и соперника), что позволит позднее восстановить течение шахматной партии и провести ее анализ.
  • Изучите тактику игры в шахматы. Шахматы на удивление сложная игра — при всей простоте своих правил она полна неизведанных глубин. Игре в шахматы посвящена многочисленная литература, в которой рассмотрены вопросы тактики и стратегии этой популярной игры. Изучение этой литературы позволит вам повысить свое мастерство.
  • Учитывайте относительную ценность различных фигур. Каждая фигура имеет свою ценность, что облегчает расчеты игроков при оценке выгоды или ущерба от возможного обмена фигур.
  • Изучите популярные дебюты. Дебютом называется начальная стадия шахматной партии, в течение которой закладывается основа дальнейшей игры. Ошибка в дебюте может привести к проигрышу всей партии, а успешная игра на этом этапе дает хорошие шансы на выигрыш. Изучение шахматных дебютов — очень увлекательное занятие. Как правило, опытные игроки знакомы со множеством различных дебютных вариантов.

Реклама

Что вам понадобится

  • Шахматная доска
  • Шахматные фигуры

Об этой статье

Эту страницу просматривали 178 054 раза.

Была ли эта статья полезной?

Король в шахматах: в шахматах важно знать, в чем заключается роль каждой фигуры, представленной на доске. Благодаря этому вы сможете задействовать их наилучшим образом в соответствии с обстановкой. В этой статье мы изучим, как ест и ходит король в шахматах. Также, будут рассмотрены различные ситуации, опасные для фигуры и варианты выхода из них, когда возможно.

Этот персонаж на доске имеет невероятное влияние на всю игру. Вокруг него построены все стратегии, и именно он является конечной целью любого игрока. Знание того, как может ходить ваш монарх и какие у него особенности, может вас спасти. Поэтому рекомендуем внимательно изучить данный материал.

Как выглядит и где стоит король на шахматной доске

Перед тем как узнать, как рубит король в шахматах, ознакомимся с его внешним видом. Ведь его нужно уметь распознавать среди других фигур перед тем, как расставить их на доске.

Как выглядит и где стоит король на шахматной доске

Чаще всего эта фигура украшена крестом на самой вершине. Вдобавок, она может носить типичный королевский атрибут — корону. Кроме того, как правило, король — самый высокий в игровом наборе. Всего их на доске двое, по одному для каждой стороны. За исключением цвета, они выглядят абсолютно одинаково: один — белый, второй — черный. Теперь вам легко будет понять, где находится король на фото или любой картинке.

Что касается начальной позиции, фигура стартует с центральной клетки на ближайшей к игроку горизонтали. Таким образом, создается защита от врага с помощью строя пешек во втором ряду. Король ставится по соседству с ферзем на клетку противоположного ему самому цвета.

черный монарх стоит на белом поле, белый - наоборот, на черном

Чтобы проще было понять: черный монарх стоит на белом поле, белый — наоборот, на черном. Теперь, когда мы поняли расположение фигуры на доске, посмотрим, как бьет король в шахматах. И узнаем, что может ему помешать.

Как ходит и бьет король

Как ходит и бьет король

Самый главный вопрос: как ходит в шахматах король? Ему можно двигаться на одно поле в любом из направлений, если оно свободно. Это касается простых передвижений “в мирное время”.

Тогда как убивает король в шахматах? Точно так же. Но после его приземления на клетку вражеской фигуры, она удаляется с поля боя. Однако есть некоторые сдерживающие факторы, которые могут помешать государю произвести захват. Рассмотрим их внимательней.

Дополнительные правила шахмат и король

Кроме основных положений, наша королевская персона имеет добавочные ограничения. Они оправданы особым статусом фигуры и необходимостью в повышенной безопасности.

Если ход подвергает короля шаху, он недопустим. И это правило должно соблюдаться во всех ситуациях. Даже если угрожающая фигура сама в одном шаге от того, чтобы ее срубили.

Поэтому на вопрос “Может ли король есть фигуры в шахматах, если они защищены?”, ответ — нет.

Вы можете уничтожить опасность на следующем ходу, но сейчас это является ограничением для королевской фигуры. По этой причине перед тем как напасть, всегда стоит подумать о том, куда приземлится король. Опасно ли там? Ходы под шах запрещены.

Может ли король рубить короля в шахматах

Еще один момент касается встречи двух монархов на финальном этапе игры.

Может ли король рубить короля в шахматах? Согласно правилам, они не только не могут нападать друг на друга, но даже приближаться вплотную. Между ними всегда должно быть как минимум одно поле.

Теперь вы знаете, бьет ли король короля. Но как завершить матч, если это единственные оставшиеся фигуры? В таком случае признается ничья.

Шах

Это относится к состоянию, когда короля атакуют. Если у него есть способы уйти от нападения, то игра еще не закончена. Это называется быть под шахом. Варианты ухода от опасности изображены ниже.

Как мы видим, король белых получает шах от черной ладьи

Как мы видим, король белых получает шах от черной ладьи. Теперь у него есть несколько вариантов разрешения ситуации. Первый и самый простой из них — это переместить короля так, чтобы он вышел из-под шаха. Желтые стрелочки показывают все возможные для этого направления.

Другой способ спасти короля — это заблокировать атакующую фигуру своей. Как показывает синяя стрелка, конь может защитить государя и вывести его из-под шаха. И наконец, на ладью можно напасть и устранить с поля боя (красная стрелка).

Новички часто спрашивают: “Может ли король бить под шахом?”. Конечно, это возможно.

Рубить королем при шахе разрешается, если в итоге это устранит опасность, не создав новую. Будет ли король ходить назад или, например, в сторону, зависит от условий. Но он должен переместиться в безопасное место.

Мат

Можно ли бить короля в шахматах? Нет, ему можно только поставить мат, на этом игра заканчивается. И вот как к этому прийти.

На данной картинке изображен шахматный король и схема постановки мата

На данной картинке изображен шахматный король и схема постановки мата. Поля, обозначенные зелеными крестиками, недоступны для перемещения, так как находятся под контролем ферзя черных. Красные крестики также показывают, куда перейти нельзя, но уже по другой причине.

Напомним, ходы короля в шахматах не должны посягать на территорию рядом с другим королем.

Итак, монарх атакован, и ему некуда уйти — это мат.

А что, если ферзь угрожает монарху, но находиться на соседней клетке? Может ли король рубить ферзя? Да, и тогда это не является матом, а лишь временной угрозой — шахом, который рассмотрен выше. Причем ферзь не должен быть защищен другими фигурами.

Теперь у вас не возникнет вопроса о том, кто может убить короля в шахматах. Ведь вы знаете, что вместо захвата нужно просто поставить его в безвыходное положение.

Пат

Что такое пат в игре? Как обычно, посмотрим как стоит король в картинках с примером игровой ситуации.

Пат - Королю некуда ходить, все пути закрыты, хотя шаха при этом нет

Королю некуда ходить, все пути закрыты, хотя шаха при этом нет. Все возможные варианты перемещения курируются фигурами противника. Как же поступать в такой ситуации? Позиция на доске остается как есть и король в шахматах никуда не ходит. Матч завершается патом.

Это значит, что ни один из игроков не победил и не проиграл. Иногда шахматисты могут намеренно создавать такую ситуацию, чтобы избежать мата для своей королевской фигуры.

Видео-урок: шахматный король — шах королю, мат королю



Рокировка

Это еще одно особое правило с участием главной фигуры. В чем же оно состоит?

Обычно ход короля в шахматах ограничен одной клеткой. Однако во время рокировки делается исключение. Вот как это выглядит:

Рокировка - Король сдвигается на две клетки ближе к углу, пока ладья идет в противоположном направлении, шаг 1

Рокировка — шаг 1

Рокировка - Король сдвигается на две клетки ближе к углу, пока ладья идет в противоположном направлении, шаг 2

Рокировка — шаг 2

Для начала рассмотрим стандартную, короткую рокировку, которую производят белые фигуры. Король сдвигается на две клетки ближе к углу, пока ладья идет в противоположном направлении. Она проходит через поле, на котором приземлился король и становится прямо за ним. Конечная позиция обеих фигур способствует усилению королевской защиты.

Есть и другой вариант, если вы намерены использовать противоположный угол. Например, у вас осталась только одна ладья с дальнего края. Или вы считаете ту сторону доски стратегически лучшим местом для вашего монарха. В таком случае выбирайте длинную рокировку, она осуществляется похожим образом.

Как показано на картинке, черный король также делает два шага вбок. Но ладья шагает на одно поле дальше, ведь ей нужно приземлиться прямо за королем. Преимущество этой версии рокировки в том, что ладья оказывается ближе к центру. Таким образом, она получает высокий контроль над полем, ведь оттуда можно охватить больше территории.

Есть несколько обязательных условий для выполнения рокировки:

  • Во-первых, король не должен ходить до ее начала. То же самое касается и ладьи.
  • Кроме того, пространство между этими двумя фигурами должно быть свободно.
  • И наконец, король не должен попадать под шах во время или в результате рокировки. Ладья же может подставлять себя под удар, если это необходимо. Ее это не касается.

Этот особый ход возможен только один раз за всю игру. И его рекомендуется применять как можно раньше. Такое мгновенное укрепление королевской позиции — действительно мощный инструмент в шахматах. Не пренебрегайте этой возможностью.

Рокировка в длинную сторону и короткая рокировка



Также рекомендуем прочесть:

Фигуры в шахматах: названия с картинками

Все о правильной расстановке фигур на шахматной доске

Заключение

Король и правила, связанные с ним — важная часть обучения игре. С него все начинается и на нем завязаны все действия в шахматах.

Мы узнали, может ли король рубить в шахматах и как он это делает. Какие есть специальные условия для него, а также в какие ситуации монарх может попасть. Эта информация является исчерпывающим руководством к королевской фигуре. Теперь осталось закрепить знания на практике.

Вопросы и ответы о короле в шахматах

Король привносит смысл в игровой процесс. Он является ключевой фигурой и главной целью игрока. Все стратегии сводятся к тому, чтобы окружить его и заключить в ловушку.

Что касается передвижения, то король большую часть времени находится под защитой стоящих рядом фигур. В случае опасности он может провести контратаку, если угрожающая фигура не защищена.

Эта игровая единица начинает с центрального поля прямо рядом с ферзем. Начальная клетка должна быть противоположного цвета по отношению к самому королю.

Например, если он из команды белых, то стартует с черного поля и наоборот.

Король не считается сильной боевой единицей, его ходы ограничены короткой дистанцией. Кроме того, ему нельзя ходить под шах.

Тем не менее это крайне влиятельная фигура. Его расположение на доске направляет действия противника и формирует его стратегический подход.

Находясь под шахом, монарх может ходить, но только если его перемещение спасает от атаки. Финальная позиция должна быть свободна от угроз.

И помните, это не единственный способ избежать шаха. Вы также можете заблокировать атакующую фигуру своей или захватить ее.

Ферзь обладает большей силой, чем любая другая фигура. Он двигается во всех направлениях и на любое расстояние. Поэтому игроку следует его особенно беречь.

С другой стороны, существует известный тактический маневр, где ферзь приносится в жертву. Такой подход славится своей агрессивностью и высокими рисками. В то же время, он часто приводит к успеху.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Fallout 3 отсутствует xlive dll как исправить
  • Как правильно составить служебную записку на закупку
  • Как найти кпд мощность скорость сила
  • Как составить уравнение процессов при электролизе расплавов
  • Как найти абсолютную высоту уральских гор