Как найти коуча или ментора

Наставничество помогает расти в карьере, строить прочные отношения с окружающими и получать удовлетворение от жизни ментору и подопечному. Разбираемся, как работает менторинг, где найти наставника и как им стать

  • Кто это
  • Кому подойдет
  • Виды
  • Обязанности
  • Фазы
  • Как стать
  • Как найти

Кто такой ментор и зачем он нужен

Ментор (наставник) — это опытный профессионал, источник знаний и ответов в различных сферах. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Кто становится ментором

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Виды наставников

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

Коуч

Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.

Фото:Nik MacMillan / Unsplash

Тренер

Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.

Фасилитатор

Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.

Обязанности ментора и менти

Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:

Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.

Ментор:

  • предлагает свою экспертизу и время;
  • фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
  • поддерживает менти словами и действиями;
  • терпеливо и внимательно слушает;
  • дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
  • советует без конкретного алгоритма действий;
  • предлагает поддержку со стороны;
  • хранит договоренности и секреты;
  • уважает время подопечного;
  • открыт, честен, надежен и заботлив.

Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.

Менти:

  • формулирует цели обучения;
  • выделяет время и силы на свое развитие;
  • открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
  • готовится к каждой встрече;
  • задает вопросы;
  • запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
  • объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
  • уважает и благодарит ментора;
  • готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
  • не разглашает договоренности;
  • уважает время наставника.

Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:

«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.

Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.

1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.

Фото:Pexels

На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.

2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.

3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»

Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»

Запись встречи рэпера Diddy со своим наставником — миллиардером Реем Далио. Посмотрите, как ментор дает советы, а подопечный делится мыслями и страхами

На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.

4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».

Как стать ментором: необходимые навыки

Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.

1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.

Чтобы научиться активно слушать:

  • давайте развернутые ответы и комментарии;
  • не перебивайте наставника;
  • используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
  • интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
  • обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.

Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.

2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.

Чтобы стать надежным:

  • не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
  • выделяйте достаточно времени на встречи;
  • выполняйте свои обещания;
  • уважайте наставников, подопечных и их границы;
  • признавайте и исправляйте свои ошибки;
  • вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;

3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.

Чтобы научиться поощрению:

  • хвалите партнера наставничества за достижения и действия;
  • указывайте на положительные черты характера, например, настойчивость или целостность;
  • хвалите перед другими людьми;
  • благодарите;
  • пишите обнадеживающие письма или голосовые сообщения;
  • говорите, как собеседник вам помог.

Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.

Фото:You X Ventures / Unsplash

4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос. 

Фото:Jo Szczepanska / Unsplash


Фото: Jo Szczepanska / Unsplash

Чтобы использовать этот навык:

  • узнайте, что для вас важно;
  • определите свои сильные и слабые стороны;
  • выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
  • поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
  • точно опишите ваши способности в текущей ситуации. 

Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».

Как найти ментора

Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.

Фото:@miguel_photo / unsplash

Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.

  • Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
  • Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
  • Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
  • Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
  • Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.

Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.

Чтобы менторинг прошел успешно

  • Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
  • Открыто делитесь своими целями и страхами.
  • Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
  • Не ждите конкретного совета.
  • Делитесь своими ошибками и неудачами.
  • Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
  • Поощряйте своего наставника или подопечного.
  • Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.

Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги

  • «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли
  • «Наставничество 101: Что нужно знать каждому лидеру», Джон Максвелл
  • «Элементы стиля». Уильям Странк-младший и Элвин Брукс Уайт
  • «Как добраться до Да», Роджер Фишер и Уильям Ури
  • «Книга решений: 50 моделей стратегического мышления», Микаэль Крогерус и Роман Чеппелер

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Сейчас менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в IT и отличным способом развития soft & hard skills. На рынке уже тысячи менторов по различным тематикам. Но где же найти этого эксперта, который подскажет верный путь, поможет решить рабочую задачу, составить план развития или прокачать новый навык?

Кто такой ментор?

Ментор — это эксперт в своей области, который помогает другому человеку строить карьеру, развивать скиллы и избегать типичных ошибок. Другими словами, это наставник, который добился успеха и готов делиться свои опытом с другим человеком.

«Спа­си­бо, что по­ка­зал, как со­здан­ное нами мо­жет из­ме­нить мир!»

Марк Цу­кер­берг по­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка Сти­ва Дж­об­са.

Ментором может быть как ваш руководитель или старший товарищ на текущем месте работы, так и специалист из другой компании. Главное, чтобы у этого человека был большой опыт в вашей сфере:

  • Занимал такую же позицию (или выше на пару ступеней) в вашей или другой компании;
  • Работает в той компании, в которую вы хотите попасть;
  • Работал/запускал/развивал похожий продукт на ваш.

Ментор поможет достичь цели или решить проблему быстрее и с меньшими потерями. Ведь все это он проходил уже на своем опыте, сам много раз ошибался и теперь знает как сделать лучше и быстрее, набив как можно меньше шишек.

Площадки менторов

Разберем самые крупные в России площадки по менторству и наставничеству, в которых я менторю сам и могу их рекомендовать. На этих площадках можно найти ментора по тематике: программирование, продакт/проджект менеджмент, дизайн, аналитика, продажи, маркетинг, развитие бизнеса, карьера, поиск работы и т.д.

Getmentor – открытое сообщество IT-наставников

Некоммерческая площадка от Георгия Могелашвили, разработчик из Shopify, ex-Booking. За свою работу площадка не берет никакой комиссии, оплаты за участие и прочих обязательных взносов и вознаграждений ни от менторов, ни от менти. Но есть возможность задонатить на развитие площадки :)

  • Количество менторов: 400+;
  • Бесплатные менторы: есть, много;
  • Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
  • Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора, оставляете заявку на сайте и он с вами связывается;
  • Доп. плюшки: отсутствуют.

Telegram-бот для поиска менторов от Анны Булдиной, автора популярного telegram-канала No Flame No Game про продакт-менеджмент. Бот помогает менторам и менти находить друг друга.

  • Количество менторов: 800+, самое большое количество менторов на рынке РФ;
  • Бесплатные менторы: есть, много;
  • Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
  • Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора и связываетесь с ним в telegram;
  • Доп. плюшки: отсутствуют.

Solvery.io – обучение IT 1 на 1 с наставником

Коммерческая площадка от Антона Волкова и Маши Конопелько. Площадка активно развивается как в РФ, так и на зарубежном рынке, привлекает инвестиции и партнерства с крупными компаниями. Сейчас активно развивают свой youtube-канал и проводят там бесплатные трансляции с менторами.

  • Количество менторов: 800+;
  • Бесплатные менторы: нет, но есть менторы с низким прайсом (до 1000р за занятие);
  • Комиссия: площадка берет комиссию;
  • Помощь в подборе ментора: есть, менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
  • Доп. плюшки: telegram-бот напомнит о предстоящем занятии; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; скидки за покупку сразу нескольких занятий; можно купить подарочный сертификат на консультацию.

Эйч. Сервис развития карьеры

Коммерческая организация, которая в первую очередь ориентируется на помощи с трудоустройством, релокацией и ростом в карьере. Помимо менторских консультаций, также есть услуги по составлению резюме и сопроводительного письма для самых ленивых :) Параллельно ребята развивают сервис для поиска работы БУДУ.

  • Количество менторов: 200+;
  • Бесплатные менторы: нет;
  • Комиссия: площадка берет комиссию;
  • Помощь в подборе ментора: менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
  • Доп. плюшки: все занятия записываются и вы сможете их пересмотреть; менеджер напомнить о занятии и заранее вышлет ссылку на zoom; в стоимость одной консультации входит неделя общения с ментором; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; можно купить подарочный сертификат на консультацию.

Менторская площадка от Михаила Грекова (Product Manager, автор telegram-каналов Продуктовошная и Про удобство). Самая молодая площадка из перечисленных, но активно развивающаяся. Помимо менторства также есть онлайн-курсы.

  • Количество менторов: 80+;
  • Бесплатные менторы: есть, но за них придется разово заплатить 1000р площадке;
  • Комиссия: площадка берет комиссию;
  • Помощь в подборе ментора: есть возможность оставить заявку на подбор ментора или самостоятельно выбрать и оплатить консультацию;
  • Доп. плюшки: выдают сертификат после 5 занятий с ментором; возврат денег, если за первые 15 мин консультации поняли, что ментор не подходит.

Другие сервисы по подбору менторов

  • United Mentors – бизнес-менторство;
  • Клуб менторов – Развиваем бизнесы и их основателей;
  • Experum – менторы и эксперты для вас и вашего бизнеса;
  • Miranna – платформа индивидуального обучения для женщин;
  • Мен­тор­ская про­грам­ма МГУ;
  • Мен­тор­ская про­грам­ма РЭШ;
  • Мен­тор­ская про­грам­ма НИУ ВШЭ;
  • Айти менторы от Антона Назарова.

Помимо специализированных площадок, вы также можете искать ментора в социальных сетях (linkedin или facebook), на обучении в онлайн-школах (у нас в ProductStar.ru есть менторы по продакт менеджменту), на форумах или офлайн/онлайн конференциях для айтишников.

Делитесь в комментариях своим опытом о работе с менторами или наставниками. Прибегали к услугами менторов? Помог ли ментор в решении вашей задачи?

«Наставник – это секретное «оружие» самых успешных людей планеты».

Наставник, таргетолог, мессенджер-маркетолог. Профиль в Instagram

Сейчас многие эксперты, имеющие от 2–3 тыс. подписчиков в соцсетях, добавляют в свой прайс услугу «Наставничество». В статье попробуем разобраться, что это такое, к кому стоит идти за наставничеством и будет ли результат. 

Заглянем немного в прошлое. Наставничество (менторство) появилось еще в 80-х годах. Тогда наставниками были узнаваемые и богатые люди, как правило, они брали одного «подопечного» и за руку вели его к успеху. Так, Билл Гейтс, один из самых богатых людей в мире, приписывает часть своего успеха своему ментору, бизнесмену и инвестору Уоррену Баффету. Майя Анджелу была наставницей Опры Уинфри, а Стив Джобс – наставником Марка Цукерберга. Эти имена на слуху у каждого. Кто знает, каков был бы их путь без наставника? 

Что такое наставничество 

В наставничестве вы покупаете опыт более успешного человека. Прокладывать собственный путь к успеху гораздо тяжелее, дольше, возможны финансовые потери. Когда вы идете в наставничество, у вас есть конкретные шаги к действиям, совершая которые вы очень быстро получаете результат. 

Чем отличается наставник от коуча или ментора 

Коуч – это специалист, который не дает вам конкретных рекомендаций к действию, вы находите ответы внутри себя. 

Наставник, он же ментор, дает советы, делится знаниями на основе своего опыта, предлагает задачи, чтобы привести вас к результату. 

Как выбрать себе наставника 

При выборе наставника стоит ориентироваться на следующие критерии: 

  • вы должны быть уверены в экспертности человека; 
  • вы желаете оказаться в той точке Б, которую этот человек уже достиг (например, он зарабатывает 1 млн в месяц, и вы тоже так хотите);
  • общение с наставником должно быть комфортным для вас; 
  • вы должны доверять опыту человека и быть готовы применять на практике рекомендации, которые вам дадут. 

Где искать наставника 

К поиску наставника, как и к выбору коуча или психолога, нужно подходить внимательно. К первому встречному за услугами наставничества идти не стоит. 

Как искала наставника себе я? Когда поняла, что мне нужен наставник, стала искать среди экспертов в моей нише, тех, на кого я давно подписана и в ком уверена. Затем записалась на первую установочную сессию к трем экспертам и уже после этих встреч определилась, с кем мне более комфортно взаимодействовать и работать. Таким же образом на наставничество приходят и ко мне. Чаще всего, это люди, которые давно на меня подписаны или уже купили какой-то из моих продуктов. 

Если у вас на примете нет ни одного такого человека, советую поискать экспертов в соцсетях, подписаться и понаблюдать за ними. Как только будете готовы, вы можете обратиться к ним за услугой наставничества. 

Как проходит работа в наставничестве 

На первой встрече задача наставника сделать «скрининг» ситуации и предложить вектор решения. 

Наставник проверяет актуальность и реальность вашего запроса, вы определяете вместе желаемую, достижимую точку Б на время работы. 

Договариваетесь о периодичности ваших встреч. 

Часто бывает, что запрос, с которым приходят люди, не соответствует реальности, и если с ним работать, успех маловероятен. 

Например, недавно ко мне на наставничество пришла девушка, SMM-специалист. Запрос звучал так: «Я хочу создать свой курс и начать зарабатывать на этом». Когда мы разобрали реальную ситуацию, оказалось, что этот запрос, скорее, про иллюзию «быстрого» заработка. Девушка столкнулась с финансовым потолком в 40 тысяч рублей и не могла понять, как дальше расти, поэтому решила, что ей необходимо делать курс. На деле ей нужно было сформировать правильную продуктовую матрицу, поработать с ценообразованием и найти новых клиентов по новой цене, что мы и сделали. В течение двух месяцев ей удалось выйти на заветные 100+ тыс. 

В рамках наставничества вы получаете разные задания, которые и приводят к результату. Пример таких заданий:

  • проработка продуктовой матрицы; 
  • установление ценообразования в соответствии с компетентностью;
  • упаковка аккаунта и кейсов; 
  • поиск клиентов; 
  • внедрение инструментов масштабирования; 
  • работа с личным брендом; 
  • просчет финансовой модели; 
  • постановка целей и т.д. 

Задания выстраиваются индивидуально под ваш запрос. 

Сколько стоит наставничество 

Цена за работу с экспертом зависит от его компетенции и личного бренда. У небольших специалистов групповое наставничество может начинаться от 15 000 рублей, личное – от 30 000. 

Я сама была в наставничестве, которое обошлось мне в 100 000 рублей за 2 месяца работы, и смогла масштабировать свою онлайн-школу в 2 раза. Считаю, это было хорошей инвестицией. 

С каким запросом лучше идти к наставнику (ментору) 

Как правило, в наставнике нуждаются эксперты и предприниматели, которые сталкиваются с проблемой роста или масштабирования своего проекта. Я собрала ТОП запросов, с которыми чаще всего приходят люди. 

  • Прошла кучу курсов, а клиентов нет. Ни одно обучение не окупила. 
  • Работаю за 10 000 рублей за проект, боюсь поднимать цену. 
  • Упаковала профиль, а клиентов все равно нет.
  • Не могу выйти на 100+ тыс. уже очень долго. 
  • Не знаю, как себя позиционировать и как вести блог. 
  • Хочу запустить свой инфопродукт, но не знаю, как. 
  • Не могу масштабировать бизнес, финансовый потолок. 

Это типичные запросы, которые хорошо решаются в рамках работы в наставничестве. 

Есть ли гарантия результата 

Гарантий наставник не дает. Почему? Потому что ваш результат полностью зависит от приложенных вами усилий. Наставник не может нести ответственность за действия или бездействия другого человека. 

Мария Конопелько

Мария Конопелько


CEO Solvery

Менторство — один из способов неформального обучения. Опытный наставник занимается с менти, помогает ему восполнять пробелы в знаниях и прокачивает скиллы. Спустя несколько занятий сотрудник уже показывает результат: решает сложный рабочий кейс и проходит ассессмент. Согласно опросу CNBC, 79% сотрудников, у которых есть ментор, довольны зарплатой, а 89% считают, что их вклад в работу ценят коллеги.

Кстати, даже у Стива Джобса был ментор — американский предприниматель, «бизнес-ангел» и второй CEO компании Apple Майк Марккула. Но Джобс был не только менти, но и наставником. Его главным учеником называют Марка Цукерберга.

Разбираемся, чем ментор отличается от учителя, как выбрать хорошего наставника и почему не стоит ждать результат после первого созвона.

Разница между ментором, коучем, консультантом и учителем

Учитель

Чаще всего ментора путают с учителем. Действительно, между ними много общего: оба обладают знаниями и делятся ими с менти. Сейчас же между учителем и ментором есть разница, потому что со временем изменилось само понятие знания. Раньше знания передавались из уст в уста. В эру интернета практически у каждого есть доступ к любой информации. Учитель помогает освоить знания быстрее, нежели человек это сделает в одиночку. Для учителя важно уметь передавать знание.

Коуч

Коучинг и менторинг также часто путают. Действительно, это похожие направления. Коуч и ментор, как правило, работают со своими учениками индивидуально. Оба начинают с вопросов и помогают определить истинную цель. Результат работы и коуча, и ментора — решение, позволяющее достичь целей, которые ставит перед собой их ученик. Как пишет онлайн-платформа PUSHfar, одним из отличий также является поведение коуча и ментора на собраниях. Если второй будет больше говорить, то первый сделает упор на вопросы своему подопечному.

Консультант

Консультант — это человек, который решал задачу, максимально близкую к той, с которой столкнулся клиент. Обычно консультант работает по договору, где прописывается цель сотрудничества. Он предлагает клиенту готовые алгоритмы действий. Кроме того, консультант может общаться с клиентом несколько недель или даже дней, тогда как у ментора могут быть ученики, с которыми он работает годами.

Ментор

Ментор воплощает в себе черты всех вышеперечисленных типажей. Он делится с менти знаниями, задаёт вопросы, помогает понять истинную цель менти. При этом ментор уже прошёл путь, который лишь начинает его подопечный.

Подсказка: алгоритм выбора ментора

  1. Определите вашу цель.
  2. Обозначьте, что именно вы хотите получить после занятий с ментором.
  3. Найдите менторов, проходившие похожий путь, который вам предстоит.
  4. Составить план вопросов для ментора. Не стесняйтесь прояснить даже самые простые моменты.

Как ставить задачу ментору и определять цели

Задача менти — сформулировать свои цели, а ментора — помочь уточнить эти цели и превратить в достижимый план. Чем конкретнее цель, тем легче будет сотрудничать и добиваться её. С чем можно прийти к ментору? Например, получить новую работу или повышение, а также повысить качество своих знаний. Кроме того, наставник может помочь с разбором рабочего кейса. Также наставник сможет провести стратегическую сессию, где расскажет, как развить себя с учётом трендов и тенденции в отрасли.

Вполне естественно, что менти не всегда легко сформулировать цель конкретно. Если сейчас у вас есть только общее представление о том, что вы хотите изучить, обязательно скажите об этом ментору, он поможет вам разобраться.

Пример постановки задач ментору: «Хочу изучить UX» — цель неконкретная, а «Хочу разобраться, как проводить исследования, чтобы применить это на практике» — уже вполне понятная.

Как готовиться к созвонам с ментором

Чтобы встречи проходили с пользой, стоит подумать и записать:

  • что вы скажете ментору, когда он спросит о цели занятий?
  • как вы сформулируете критерий достижения цели?
  • в какой срок вы хотите достигнуть цели и что для этого готовы сделать?
  • есть ли у вас горящие вопросы, с которых вы хотели бы начать?

Важно заранее подготовить материалы для обсуждения с ментором (например, резюме, макеты дизайна, список должностных обязанностей, схема в Miro и так далее). В среднем длительность занятия с ментором составляет час. Чтобы потратить его эффективно, лучше предварительно договориться, какие темы будут обсуждаться. Если это разбор проекта или задания, также лучше прислать его заранее, чтобы ментор экономил ваше время и сразу перешёл к вопросам и проблемам.

Не бойтесь спрашивать и признаваться, что вам непонятно или что у вас что-то не получается. Преподаватель не кусается, он наоборот старается максимально сделать ваше занятие комфортным, а получение новых знаний — продуктивным.

Также расскажите о шагах, которые вы предпринимали для достижения цели. Если у вас возникали проблемы, не бойтесь в этом признаться. Так у наставника будет больше информации о вашем уровне. Он поймёт, на что сделать акцент и какой способ обучения для вас будет эффективнее.

План работы с ментором

Если вы пришли к ментору не за разовой консультацией, то не ждите глобальных результатов после ознакомительной встречи. Первое занятие — это знакомство и проверка химии: ментор и менти должны быть близки по взглядам и подходу к делу.

Обычно первое занятие заканчивается планом дальнейшей работы.

Долгосрочный план часто меняется, это нормально. В процессе занятий возникают новые вопросы, которые требуют более глубокого погружения. Не стоит воспринимать план как перечень обязательных пунктов, с которого нельзя сворачивать. Это, скорее, черновик. План может меняться в процессе в зависимости от вашего уровня знаний и поставленных целей. Также на план могут повлиять ваши вопросы по текущим задачам и скорость усвоения информации.

На первых занятиях бывает сложно понять, сколько необходимо работать. Не будет лишним, если вы попросите ментора оценить примерное количество занятий.

Как заниматься с ментором, чтобы устроиться на работу

Не стоит забегать вперёд и сразу метить в мидла, если вы только начали что-то изучать. Наберитесь терпения и начните с достижимых позиций. Изучите вакансии и  требования к должностям, а также составьте список тем, которые вам нужно изучить для устройства на работу.

На занятии расскажите ментору о своей цели устроиться на работу, покажите свой список, уточните, будет ли этого достаточно.

  • если это конкретная позиция в конкретной компании, дайте ментору ссылку на вакансию;
  • расскажите, что уже знаете из этого списка и с чего вы хотели бы начать;
  • ментор легко может в этом помочь, но нужно уточнять, готов ли он.

Также стоит попросить наставника провести тестовое собеседование, чтобы вы могли подготовиться к реальному. Прохождение собеседований — тоже навык, нельзя про него забывать. Особенно важно уметь презентовать себя и свои достижения – даже если вы джуниор. Ментор легко может в этом помочь, но нужно уточнять, готов ли он.

Необходимо понимать и формулировать свою цель, готовиться к созвонам, быть открытым и сообщать, когда что-то непонятно или вы с чем-то не согласны. Тогда от менторства будет наибольшая польза.

Вывод: почему полезно быть менти

  • Наставники могут дать ценную информацию о том, что нужно для достижения успеха. Они могут помочь в разрешении сложных кейсов, потому что сами когда-то это проходили.
  • Ментор помогает определить навыки, которые нужно развить менти. Он может научить вас тому, что вам нужно знать, или посоветовать, куда обратиться за необходимой информацией.
  • Прокачка коммуникативных навыков и связей. Наставник может расширить существующую сеть личных и профессиональных контактов.
  • Изучение новых перспектив. Опять же, вы можете научиться новым способам мышления у своего наставника.
  • Продвижение по карьерной лестнице. Наставник помогает оставаться сосредоточенным и уверенным в своей карьере с помощью советов, развития навыков и нетворкинга.

Был ли у вас ментор или, может быть, вы сами наставник? Расскажите о своём опыте.

Любой новичок в спортзале нуждается в совете тренера, спрашивает и о глобальных вещах, и о мелочах. В бизнесе, как и в спорте, наставник может дать полезный совет и научить тому, до чего самостоятельно пришлось бы идти очень долго. Деньги, вложенные в обучение, помогут сэкономить в будущем на своих ошибках.

Почему же в бизнесе многие полагаются только на книги или интуицию? Не каждое обучение может оказаться полезным: некоторая информация устаревает еще до того, как солидный университет включит ее в свою программу, а кто-то наоборот торопится выпустить свой курс и набрать учеников, не разбираясь в теме. Такие создатели курсов чаще всего оказываются инфоцыганами, которые наносят репутации бизнес-тренеров наиболее серьезный урон. Это люди, выпускающие информационные продукты, не несущие практической ценности. Агрессивная реклама в социальных сетях, рассылки, взаимный пиар – создается ощущение, что все бизнес-коучи – это просто шарлатаны, продающие воздух. Как же отличить профессионала? Для начала давайте разберемся, какие виды бизнес-тренеров бывают, чтобы понять, какой конкретно специалист нужен.

Виды наставников 

Ментор – это человек, который передает свои знания ученику, в его глазах наставник является экспертом и примером для подражания. Чем может быть полезен ментор:

  • делится своим опытом, что позволяет избежать типичных ошибок;
  • помогает строить бизнес, в том числе, дает рекомендации и знакомит с нужными людьми;
  • помогает достигать целей и развивать полезные навыки;
  • видит ситуацию со стороны, может объективно оценить ее и дать небанальный совет;
  • может помочь конкретными действиями, например, информацией по какому-то вопросу.

Как найти наставника? В крупных компаниях есть программы менторства, где более опытные сотрудники и руководители помогают новичкам.
Если вы нуждаетесь в наставнике и есть эксперт, который, по вашему мнению, подходит на эту роль, можно попросить его об услуге напрямую. Менторство станет новым опытом и поможет структурировать свои знания. Но не все готовы курировать других, поэтому нужно быть готовым к отказу.

Как сделать взаимодействие наиболее продуктивным?

  • Поставить цель, которую вы хотите достичь.
  • Обговорить условия сотрудничества: сколько времени нужно уделить общению, какой будет график встреч, что планируется обсудить.
  • Слушать, спрашивать, просить обратной связи – получить максимум от этого общения.

Юлия Пономаренко, руководитель отдела СМИ IT-стартапа SFERA:

«При выборе наставника, который поможет достичь цели, нужно обратить внимание на следующие критерии:
1. Навыки и опыт работы по обучению. Для оценки результатов его труда, можно ознакомиться с кейсами клиентов.
2. Обладание теми качествами, которые вы хотите развить в себе.
3. Компетентность в вашей сфере деятельности: без глубоких познаний он не сможет вам помочь.
4. Личная совместимость. Не пытайтесь построить отношения с наставником, у которого трудный характер, даже если он суперпрофессионал.
5. Искреннее желание помочь – учитель действительно должен быть заинтересован в успехе своего ученика.
6. Умение предоставлять качественную обратную связь. Только так вы сможете продвинуться вперед.
Проверить профессионализм наставника можно, к сожалению, только на личном опыте. Талантливые коучи и бизнес-тренеры производят впечатление уже при первом разговоре. Однако помните, что знания не работают без их практического применения»

бизнес-коуч - лабиринт

Коуч – психологический консультант, который не передает знания, а решает конкретную задачу, стимулирует самостоятельную деятельность клиента, меняет паттерны его поведения. Коуч не дает советов и оценок, он задает направление развития, помогает максимально эффективно достичь определенной цели. В общении он занимает «коуч-позицию». Она подразумевает веру в успех клиента, беспристрастность и безоценочность. Коуч не может показывать свое отношение, согласие или несогласие, манипулировать клиентом, навязывать мотивацию. Используя специальные техники, бизнес-коуч помогает клиенту увидеть ситуацию шире, найти разные варианты ее решения. Какие плюсы в использовании коучинга для руководителя или собственника бизнеса?

  • Руководитель лучше понимает, на чем сосредоточиться в работе, делегирует менее важные дела.
  • Ясная цель дает возможность четко ставить задачи, повышается эффективность работы, уменьшается количество конфликтов в коллективе.
  • Экономится время на пути к цели за счет проработки разных вариантов ее достижения.

Читайте также: Как с помощью ПланФакта автоматизировать учет и делегировать его финансовому менеджеру. Кейс «Меридиан»

Анна Чулкова, сертифицированный коуч, основатель «Карьерист SM»:

«Коучинг – способствующая развитию психологическая методика, которая только сейчас набирает популярность в России. За рубежом уже более 30 лет почти у каждого руководителя, команды или значимой персоны есть свой индивидуальный коуч.
Этот метод не похож ни на психотерапию, ни на консалтинг, ни на тренинг. Клиент в коучинговой беседе раскрывается и создает собственное уникальное решение, подходящее именно ему. Коуч не оценивает и не дает советов, лишь использует глубинное слушание, наблюдает и задает продвигающие «сильные» вопросы. Нарушение этих принципов сводит результат коучинга к нулю. Поэтому важно выбрать специалиста, соблюдающего профессиональную этику и следующего профессиональным компетенциям.
Искать коуча лучше через профессиональные организации, например, Федерацию коучинга. Это гарантирует высокий профессиональный уровень специалиста, который прошел сертификацию (он обучен и оценен согласно компетенциям и этике, регулярно отчитывается о своей работе, проходит супервизии, менторинги и повышает свою квалификацию). Выбрав 3-5 коучей на сайте сообщества, поговорите с каждым: задайте вопросы о том, как они пришли в профессию, что считают самым важным в своей работе. Обычно такая беседа-знакомство бесплатна, коуч «работает собой». Выбрать не только профессионала, но и личность, которая вас заинтересует, можно только на индивидуальной встрече»

Бизнес-тренер – преподаватель, который использует определенную систему обучения для освоения конкретных навыков, например, техники ведения переговоров. В процессе тренинга используются разные приемы: мозговые штурмы, отработка реальных ситуаций, командные игры и прочее. Что отличает профессионального бизнес-тренера?

  • Отличные коммуникативные способности: умение выступать публично, управлять беседой, работать с вопросами от аудитории, внятно доносить информацию, создавать дружескую и продуктивную атмосферу.
  • Умение построить программу обучения, выбрать оптимальные методы, снять ограничивающие установки участников.
  • Знание той области, в которой проводится обучение. Недостаточно уметь общаться с людьми и правильно строить программу тренинга, для бизнес-тренера важен практический опыт, глубокое понимание предмета.

бизнес-коуч - продажа воздуха

Бизнес-тренер или продавец воздуха – как отличить?

Польза от обучения бизнесмена или топ-менеджера бесценна, бизнес не может выйти на уровень выше, чем тот, на котором находится его руководитель. Руководитель – ориентир, на который равняются его сотрудники. Если вы хотите прокачать свое сознание и увеличить свой доход в десятки раз, записывайтесь на наш вебинар. Торопитесь, специальная цена действует всего час!

Почувствовали неладное? Именно такие объявления дают сомнительные тренеры: обещают золотые горы, только заплати. Никакой конкретики и гарантий. Как же отличить инфоцыгана от опытного учителя?

Для начала нужно внимательно проверить сайт наставника, посмотреть, что ваш потенциальный бизнес-тренер публикует в социальных сетях и блогах, поискать, есть ли у него свое дело или практический опыт. Какие сигналы должны насторожить при выборе тренера:

1. Обещание волшебной таблетки

Пройдите часовой вебинар и вы сразу узнаете секрет успеха! Всего пара тысяч рублей, и вот вы обладаете сакральным знанием, которое поможет заработать миллионы. Многие хотят разбогатеть быстро и без особых усилий. Эта наживка очень примитивна, но часто работает. В качестве доказательства такой «тренер» рассказывает свою историю: в начале пути – бедность и лишения, а потом внезапно свалившийся на голову успех. Да, иногда такие случаи бывают. Но может ли качественно научить работе человек, которому все досталось как будто по взмаху волшебной палочки?

Казалось бы, если ты знаешь, как быстро построить бизнес с огромным доходом, зачем тратить время на обучение своих будущих конкурентов? Все просто – доход от продажи курсов выше, да и сложным это дело не назовешь: привлекай аудиторию с помощью рекламы, показывай свой высокий статус (тут пригодятся фото с дорогими автомобилями и известными людьми) и продавай-продавай-продавай.

2. Сапожник без сапог

Отсутствие реальных навыков и подтвержденного успеха у инфобизнесмена – тревожный сигнал. С одной стороны, если человек хорошо преподает, то ему не нужно покупать свечной завод, чтобы доказать, что его советы работают. С другой, если у тренера из достижений только страничка в Instagram, которая повествует о его победах, и нет даже ИП, это плохой показатель. «Успешный успех», демонстрируемый в социальных сетях, может быть просто подделкой. Сегодня есть и фотостудии, имитирующие салон личного самолета, и фирмы, предлагающие прокат статусных аксессуаров для фотосессий. Опять же, красивые фотографии не характеризуют человека как непрофессионала, но такого контента не должно быть больше, чем экспертных материалов.

Отдельная категория инфоцыган – «сбитые летчики». Это практики, которые были успешны в прошлом. На их сайтах много информации о былых победах, но никаких новых достижений. Да, человек, построивший империю в 90-е, может рассказать что-то нужное, но этим знаниям уже больше 20 лет. Насколько они актуальны?

3. Универсальный солдат

Если эксперт предлагает много инфопродуктов на различные темы, скорее всего, он не эксперт. Мода на знания в интернете меняется быстро, и вот продавцы воздуха один за одним выпускают курсы: про маркетинг, тайм-менеджмент, медитации и гадании на таро. Может ли человек одинаково хорошо и глубоко разбираться в нескольких темах? Вряд ли. Невозможно бесконечно продавать одной и той же аудитории одинаковый курс. Да, можно изучить вопрос глубже и делать курсы для продвинутых, но так уменьшается количество потенциальных покупателей. Приходится изобретать все новые и новые инфопродукты.

4. Только положительные эмоции

«Думайте позитивно, и богатство придет к вам само. Мало зарабатываете? Это ограничивающие установки! Вам нужно срочно менять образ мыслей!»
Часто на таких тренингах людей, которые сомневаются и задают неудобные вопросы, называют «токсичными». Таких якобы не должно быть в окружении по-настоящему успешных людей. Этим манипуляторы достигают сразу двух целей: показывают слушателям, что они избранные, и убирают помехи в виде тех, кто может заставить сомневаться в нужности курса.

Успешный инфоцыган – талантливый оратор, говорит хорошо поставленным голосом, с паузами и нужной интонацией, активно жестикулирует. Он может «зажечь» аудиторию и замотивировать ее, но обычно его речь – это рассказ ни о чем и немного полезной информации, которую можно получить и бесплатно.

Читайте также: Как развалить компанию. 11 вредных советов

бизнес-коуч - цветок на голове

Итак, первичный фильтр пройден, наставник действительно разбирается в предмете, а не просто пускает пыль в глаза. Какие шаги предпринять дальше?

5. Изучите резюме

Внимательно прочитайте послужной список тренера: в каких организациях он работал, с кем сотрудничал, ознакомьтесь с отзывами других учеников. Важно посмотреть, добились ли они каких-то успехов или польза от обучения была лишь формальной. Самый лучший показатель качества – внедренные проекты, технологии и приемы работы. Плюсами являются повторные заказы от одного заказчика, продолжительное сотрудничество, большое количество клиентов, пришедших по рекомендации и успешные кейсы, которые легко проверить. Самый лучший вариант – отзывы со ссылками на компанию или на социальные сети участников обучения. Так потенциальному клиенту будет легко запросить рекомендации и оценить эффективность обучения.

Профессиональный бизнес-тренер или коуч должны иметь соответствующее образование. Проверьте данные из диплома – существует ли такое учебное заведение, какой у него рейтинг? Есть ли у эксперта сертификаты, подтверждающие его квалификацию?
Отлично, если у тренера есть публикации: блог, статьи или книги. Если человек легко и понятно пишет, то, скорее всего, сможет четко и внятно провести обучение.

6. Познакомьтесь лично

Только при встрече можно понять, подходит вам бизнес-коуч или нет. В личном общении вы сможете рассказать о своих задачах, узнать, какие пути решения предлагает консультант. Если он не задает уточняющих вопросов, а сразу начинает презентацию своего тренинга, это не очень хороший показатель. Профессионал постарается вникнуть во все тонкости поставленной задачи, чтобы решить ее максимально эффективно. Доверяйте своей интуиции, только вы сами можете понять, какой конкретно человек вам подходит.

7. Посмотрите программу тренинга

Она должна включать тему, цели и задачи, которые решает тренинг, тезисное содержание, описание конечного результата, график занятий, время на работу с вопросами и обратную связь. Профессионал не боится общения с аудиторией, поэтому отводит на это достаточно времени. Если вы хотите получить максимум от обучения, не бойтесь задавать вопросы. Хороший тренер может внести изменения в программу, адаптируя ее для каждого клиента, а также подробно расскажет о каждом этапе работы.

бизнес-коуч - девушка и паззл

Ольга Еремеева, Ex-CEO Pandora, основатель бизнес-школы SMITcoaching:

«При подборе коуча следует руководствоваться теми же принципами, что и при поиске профессионального специалиста:
1. Запросить диплом о получении квалификации и посмотреть, аккредитовано ли учреждение, выдавшее его, каким-либо крупным международным сообществом, например, Международной федерацией коучинга (ICF). Информацию об аккредитованных программах обучения можно узнать на сайте ICF.
2. Посмотреть на рейтинг университетов или иных учебных организаций, предлагающих услуги коучинга и сравнить с дипломом бизнес-тренера. Лучше всех на сегодняшний день зарекомендовали себя Международный Эриксоновский университет коучинга, Международный Университет Global Coaching, Европейский центр бизнес-коучинга.
3. Проверить наличие у коуча профессионального сертификата, подтверждающий его уровень. Так, ICF сертифицирует коучей по 3-м уровням:
— ассоциированный сертифицированный коуч (ACC), минимальное количество часов практики – 125 часов;
— профессиональный сертифицированный коуч (PCC), минимальное количество часов практики – 500 часов;
— мастер сертифицированный коуч (MCC), от 2500 часов практического опыта.
4. Обратить внимание на специализацию коуча. Посмотрите на наличие релевантного опыта работы. Такой коуч сможет помочь руководителю сфокусироваться на действительно важных задачах. Для работы с первыми лицами лучше выбирать executive и бизнес-коучей.
5. Запросить рекомендации.
6. Обязательно организовать встречу с руководителем. Первая встреча, как правило, ознакомительная и проводится бесплатно. На ней руководитель сможет понять, насколько специалист ему подходит. Уровень доверия должен быть высоким, поэтому важно, чтобы случилась «химия».
7. Поинтересоваться наличием драфта контракта на услуги коучинга, ознакомьтесь с условиями. У грамотного специалиста прописаны все детали, включая конфиденциальность»

Читайте также: Корпоративное обучение персонала: плюсы и минусы. Куда инвестировать – в себя или в сотрудников?

Резюмируем

Обучение у профессионального бизнес-тренера или коуча полезно для предпринимателя – опытный человек поможет избежать типичных ошибок и быстрее приведет к успеху. Существуют 3 основные формы взаимодействия: менторство (наставничество), коучинг (психологическое консультирование) и бизнес-тренинг (отработка конкретных навыков).

В сфере бизнес-обучения сейчас много преподавателей, которые, по сути, ничего не знают, но штампуют бесполезные курсы. Таких дутых специалистов можно отличить по следующим признакам:

  • обещание легкого успеха;
  • большое количество инфопродуктов в совершенно разных сферах;
  • агрессивная демонстрация успешности.

Хороший бизнес-тренер имеет опыт работы в той сфере, в которой преподает. Плюсами также являются внушительное резюме, положительные отзывы и рекомендации, публикации по теме. Всю эту информацию можно изучить в интернете, но понять, подходит ли этот тренер конкретно вам или вашей организации, можно только на личной встрече.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Application popup код 56 как исправить
  • Что значит ошибка при запуске приложения 0xc0000005 как исправить
  • Скайрим как найти лютика
  • Как исправить сини экран смерти
  • Как найти один угол через другой