Как найти кпд по циклу отто

  1. Цикл Отто.

Цикл
Отто
 —
термодинамический цикл, описывающий
рабочий процесс двигателя внутреннего
сгорания с воспламенением сжатой смеси
от постороннего источника энергии, цикл
бензинового двигателя. Назван в честь
немецкого инженера Николауса Отто.

Идеальный
цикл Отто состоит из четырёх процессов:

pV-
диаграмма цикла Отто

·
1—2 адиабатное сжатие рабочего тела;

·
2—3 изохорный подвод теплоты к рабочему
телу;

·
3—4 адиабатное расширение рабочего
тела;

·
4—1 изохорное охлаждение рабочего тела.

КПД
цикла Отто


где

— степень сжатия,


— показатель
адиабаты.

Идеальный
цикл лишь приблизительно описывает
процессы, происходящие в реальном
двигателе, но для технических расчётов
в большинстве случаев точность такого
приближения удовлетворительна.

  1. Цикл Дизеля.

Цикл
Дизеля
 —
это теоретический цикл двигателей с
пневматической подачей топлива в сжатый
воздух над поршнем и его самовоспламенением
от высокой температуры сжатого воздуха
(компрессорных дизелей). Схема двигателя
мало отличается от схемы двигателя
Отто, только вместо электрозапального
устройства устанавливается форсунка
для подачи топлива. Линия 0—1 соответствует
такту всасывания воздуха, линия 1—2 —
такту сжатия, линия 2—3 —
сгоранию поданного в конце процесса
сжатия топлива.

В
случае образования горючей смеси внутри
цилиндра требуется больше времени для
сгорания топлива, поскольку оно включает
в себя время впрыска и время испарения
топлива, образования смеси

Индикаторная
диаграмма ДВС с пневматической подачей
топлива

В
отличие от двигателя Отто это время
соизмеримо с временем перемещения
поршня от верхней мертвой точки к нижней,
поэтому сгорание топлива идет при
совершении поршнем рабочего хода.
Давление в процессе горения меняется
мало. После сгорания топлива происходит
расширение продуктов сгорания —
линия 3—4, выхлоп
— 4—5 и
выталкивание отработанных газов
— 5—1. Разграничивающие
процессы точки на диаграмме условны,
поскольку между процессами нет четкой
границы.

Процесс
сгорания топлива представляем изобарным
процессом с подводом теплоты 2—3; процессы
выхлопа и выталкивания отработанных
газов и всасывания воздуха представляем
изохорным процессом с отводом
теплоты 4—1. Процессы
сжатия воздуха и расширения продуктов
сгорания считаем адиабатными. Рабочее
тело — идеальный газ с постоянными
свойствами. Все процессы обратимые.

Термический
КПД цикла Дизеля:

Из
полученного выражения следует, что
термический КПД цикла возрастает с
увеличением степени сжатия 8 и уменьшается
с увеличением степени предварительного
расширения р.

  1. Цикл Тринклера

Цикл
Тринклера (или цикл Сабатэ) является
гибридом циклов Отто и Дизеля. В нём
осуществляется смешанное сгорание
(смешанный подвод теплоты). У двигателей
работающих по этому циклу имеется
форкамера, соединённая с рабочим
цилиндром.

Воздух
адиабатно сжимаемый в рабочем цилиндре
(процесс 1-2), сжимается в форкамере, в
которую подаётся топливо. Топливо
смешивается со сжатым воздухом,
воспламеняется, и часть его быстро
сгорает в небольшом объёме форкамеры
(процесс 2-3). Сгорание части топлива
приводит к повышению давления, и поэтому
смесь несгоревшего топлива, воздуха и
продуктов сгорания проталкивается в
рабочий цилиндр. Здесь происходит
догорание остатков топлива при
приблизительно постоянном давлении,
так как этот процесс приводит к перемещению
поршня (процесс 3-4).

Цикл
Тринклера: а) в рабочей диаграмме; б) в
тепловой

После
окончания сгорания топлива происходит
рабочий ход поршня – адиабатное
расширение (процесс 4-5) продуктов
сгорания. Затем в процессе 5-1 выполняется
выталкивание продуктов сгорания —
изохорный процесс отвода тепла q2.
Цикл со смешанным подводом теплоты
имеет две части процесса сгорания:
сначала теплота подводится в результате
быстрого изохорного сгорания части
топлива в форкамере, затем осуществляется
изобарный процесс медленного догорания
остатков топлива в рабочем цилиндре.

В
отличие от двигателя Дизеля двигатель
Тринклера не нуждается в компрессоре
высокого давления для распыла жидкого
топлива, которое распыляется струёй
сжатого воздуха. И при этом в этом цикле
сохраняется преимущество цикла Дизеля,
так как часть процесса сгорания –
изобарный процесс.

Термический
КПД цикла Тринклера:

Это
выражение при отсутствии изобарного
процесса (r = 1) превращается в уравнение
термического кпд цикла Отто, а при
отсутствии изохорного процесса (l = 1)
превращается в уравнение термического
кпд цикла Дизеля.

  1. Цикл
    ГТУ с подводом теплоты при P = const.

Газотурбинные
установки относятся к числу двигателей
внутреннего сгорания. Газ, получившийся
в результате сгорания топлива в камере
сгорания, направляется на турбину.
Продукты сгорания, расширяясь в сопловом
аппарате и на рабочих лопатках турбины,
производят на колесе турбины механическую
работу.

К
числе возможных идеальных циклов ГТУ
относят:

а)
цикл с подводом теплоты при постоянном
давлении (р =
const) — цикл Брайтона;

б)
цикл с подводом теплоты при постоянном
объеме (=
const);

в)
цикл с регенерацией теплоты.

Во
всех циклах ГТУ отвод теплоты при наличии
полного расширения в турбине происходит
при постоянном давлении.

Обратимый
цикл ГТУ при p=const называется циклом
Брайтона. Схема ГТУ представлена нижу.
Компрессор (ВК), приводимый в движение
газовой турбиной (ГТ), подает сжатый
воздух в камеру сгорания (КС), в которую
впрыскивается жидкое топливо, подаваемое
насосом (ТН), находящимся на валу турбины.
Продукты сгорания расширяются на рабочих
лопатках турбины и выбрасываются в
атмосферу.

Схема
ГТУ (ВК – воздушный компрессор, ТН –
топливный насос, КС – камера сгорания,
ГТ – газовая турбина, ЭГ – электрогенератор)

Цикл
Брайтона. Рабочая (p-v) и тепловая (T-s)
диаграммы.

1-2
– адиабатное сжатие в компрессоре,

2-3
– изобарный подвод теплоты в камере
сгорания,

3-4
– адиабатное расширение продуктов
сгорания на лопатках газовой турбины,

4-1
– изобарный отвод теплоты от продуктов
сгорания в атмосферу.

  1. Цикл
    ГТУ с подводом теплоты при P = const и
    регенерацией.

В
целях повышения термического КПД
газотурбинной установки
применяют регенеративные
устройства.
 На
рисунке показана принципиальная схема
такого рода газотурбинной установки с
изобарным подводом теплоты. Регенерация
заключается в том, что отработавшие
газы турбины используются на подогрев
воздуха, поступающего из компрессора
в камеру сгорания.

Цикл
ГТУ с регенерацией состоит из следующих
процессов: 1-2 — адиабатное сжатие воздуха
в компрессоре; 2-5 — нагревание воздуха
от продуктов сгорания в регенераторе
при p = const; 5-3 — подвод теплоты q1 в
камере сгорания при p = const; 3-4 — адиабатное
расширение в газовой турбине; 4-6 — отвод
теплоты от продуктов сгорания в
регенераторе при p = const; 6-1 — отвод теплоты
q2 от
рабочего тела при p = const.

На
рисунке в координатах рv и Тs
показан цикл газотурбинной установки
с полной регенерацией теплоты. Как
следует из диаграммы Ts,
удельная теплота, подводимая на
участке 2—4′ изобары р2, равна
удельной теплоте, отводимой на
участке 2’—4 изобары р1. Эти
количества теплоты (обозначенные qр) равны
друг другу, и, что особо важно, процессы
отвода и подвода теплоты происходят в
одинаковых температурных условиях (в
пределах температур от Т2 до Т4). Поэтому
возможно путем введения в цикл специального
теплообменника передать теплоту,
отводимую на участке 7—4 от
отработавших газов турбины, воздуху,
нагнетаемому в камеру сгорания.

Цикл
ГТУ с регенерацией теплоты

Термический
КПД рассматриваемого цикла:

Полнота
совершающейся регенерации оценивается
значением отношения

называемого степенью
регенерации.

Тема обсуждения: Цикл Отто

Что такое цикл Отто?

Идеальный цикл Отто | Цикл Отто в термодинамике

Определение цикла Отто

«Цикл Отто — это идеальный термодинамический цикл, который объясняет работу типичного поршневого двигателя с искровым зажиганием, и этот цикл конкретно объясняет, что происходит, если масса газа подвергается изменениям из-за давления, температуры, объема, подводимого тепла и выделения нагревать.»

Компания Двигатель цикла Отто | Временная диаграмма клапана

  1. Впускной клапан открывается на 5-100 перед верхней мертвой точкой. Это необходимо для обеспечения того, чтобы впускное отверстие полностью открывалось, когда поршень достигает ВМТ, и свежий заряд начинает поступать в цилиндр как можно раньше после ВМТ.
  2. Всасывающий клапан закрывается на 20-300 после нижней мертвой точки НМТ, чтобы воспользоваться импульсом движущихся газов.
  3. Искра имеет место 30-400 перед ВМТ. Это необходимо для обеспечения временной задержки между искрой и завершением сгорания.
  4. Давление в конце рабочего хода выше атмосферного, что увеличивает работу по удалению выхлопных газов. Таким образом, выпускной клапан открывается в 20-30.0 перед НМТ, так что при НМТ давление снижается до атмосферного, и полезная работа может быть сохранена.
  5. Выпускной клапан закрывается на 15-200 после ВМТ, так что инерция выхлопных газов имеет тенденцию к продувке цилиндра, что увеличивает объемный КПД.

Эффективность цикла Отто | тепловой КПД цикла Отто Формула

Эффективность цикла Отто определяется

η = 1- 1/rγ-1

Где r = степень сжатия.

Диаграмма цикла Отто

PV диаграмма цикла Отто | Диаграмма TS цикла Отто

PV диаграмма цикла Отто

Диаграмма PV
Диаграмма TS цикла Отто
Диаграмма TS

Отто, Дизель и Двойной цикл | Сравнение

Случай 1: Для аналогичной степени сжатия и аналогичной теплоты i / p это соотношение будет

[Qin]восемь = [Qin]Дизель.

[QR]восемь<[QR]Дизель.

В этом случае одинаковой степени сжатия и равной погонной энергии будет

ηD < ηдвойственный < ηo

Случай 2: В этом случае одинаковой степени сжатия и одинакового отвода тепла это соотношение будет

[Qin]восемь> [Qin]Дизель.

[QR]восемь= [QR]Дизель.

В этом случае та же степень сжатия и такой же отвод тепла.

ηD < ηдвойственный < ηo

Случай 3: В этом случае такая же максимальная температура и такой же отвод тепла.

[QR]восемь= [QR]Дизель

[Qin]Дизель> [Qin]восемь

Для той же максимальной температуры и одинакового отвода тепла

ηD > ηдвойной > ηо

Степень сжатия цикла Отто

Степень сжатия цикла Отто определяется как отношение объема до расширения к объему после расширения.

Где Vs = Рабочий объем цилиндра

Vc = Свободный объем цилиндра

В этом цикле степень сжатия обычно составляет 6-10. Она ограничена 10 из-за детонации в двигателе.

Формула среднего эффективного давления для цикла Отто

Обычно давление внутри цилиндра двигателя внутреннего сгорания постоянно меняется; Среднее эффективное давление — это воображаемое давление, которое предполагается постоянным на протяжении всего процесса.

Где rp = Степень давления = P3/P2 = P4/P1

Анализ цикла Отто | Расчеты цикла Отто | Вывод эффективности цикла Отто

 Рассмотрим стандартный цикл Отто для воздуха с начальным давлением, объемом и температурой как P1, V1T1 соответственно.

PV диаграмма цикла ОттоДиаграмма TS цикла Отто

Диаграмма TS

Процесс 1-2: Обратимое адиабатическое сжатие.

Где,

r — степень сжатия.

Процесс 2-3: добавление тепла при постоянном объеме рассчитывается как,

Qin = м Сv 3-T2].

Процесс 3-4: Обратимое адиабатическое расширение рассчитывается как

Процесс 4-1: Отвод тепла при постоянном объеме будет

QR = м Сv 4-T1]

Сделанная работа = Qin — QR.

Эффективность цикла Отто представлена ​​как.

η = 1-QR/Qin

Где r = степень сжатия.

Работа двухтактного двигателя

Двухтактные двигатели работают как по циклу Отто, так и по дизельному циклу.

Цикл Аткинсона против цикла Отто

Цикл Аткинсона Цикл Отто
В цикле Аткинсона используется немного другая диаграмма фаз газораспределения. Впускной клапан остается открытым до начала такта сжатия. Впускной клапан открывается на 5-100 перед верхней мертвой точкой. Это необходимо для обеспечения того, чтобы впускное отверстие полностью открывалось, когда поршень достигает ВМТ, и свежий заряд начинает поступать в цилиндр как можно раньше после ВМТ.
Обеспечивает более высокую экономию топлива по сравнению с циклом Отто. Обеспечивает меньшую экономию топлива по сравнению с циклом Аткинсона.
Обеспечивает более низкую пиковую мощность по сравнению с циклом Отто. Обеспечивает более высокую пиковую мощность по сравнению с циклом Аткинсона.
В основном используется в гибридных автомобилях, где электрический двигатель компенсирует дефицит мощности. В основном используется в 4-тактных и 2-тактных двигателях SI, где требуется более высокая мощность.

Двойной цикл Диаграмма PV

Цикл Брайтона против цикла Отто

Цикл Брайтона Цикл Отто
Постоянное давление Добавление тепла и отвод тепла происходит в цикле Брайтона. Постоянный объем Подвод тепла и отвод тепла происходит в цикле Отто.
Он способен обрабатывать большие объемы газа низкого давления. Не может работать с большими объемами газа низкого давления из-за ограничений в пространстве поршневого двигателя.
Высокая температура наблюдается на протяжении всего установившегося процесса потока. Высокая температура ощущается двигателем только во время рабочего хода.
Подходит для газовой турбины Подходит для двигателей IC и SI.

Преимущества и недостатки двигателя цикла Отто

Преимущества:

  • Этот цикл имеет более высокий тепловой КПД по сравнению с дизельным двигателем и двойным циклом при одинаковой степени сжатия, одинаковой скорости подводимого тепла и одинаковой степени сжатия и одинакового отвода тепла.
  • Этот тактный двигатель требует меньше обслуживания, отличается простотой и легкостью по конструкции.
  • При полном сгорании выбросы загрязняющих веществ в двигателях Otto низкие.

Минусы:

  • Имеет более низкую степень сжатия, поэтому плохо справляется с перемещением тяжелых грузов на низкой скорости.
  • Не выдерживает более высоких нагрузок и деформаций по сравнению с дизельным двигателем.

Пример цикла Отто | Проблемы цикла Отто

Q.1] Двигатель с искровым зажиганием, рассчитанный на степень сжатия 10. Он работает при низкой температуре и давлении при значении 200.0C и 200 килопаскалей соответственно. Если рабочее O / P составляет 1000 кДж / кг, вычислите максимально возможную эффективность и среднее эффективное давление.

Эффективность этого цикла определяется выражением

η = 1- 1/rγ-1

Где r = степень сжатия = 10

Для процесса сжатия

T2/T1 = гγ-1

T2/ 473 = 101.4-1

T2 = 1188 К

Для процесса расширения можно считать, что

T3/T4 = гγ-1

T3/T4 = 101.4-1

T3 = 2.512 Т4

Сделанная чистая работа может быть рассчитана по формуле

Вт = Сv[T3-T2]-Сv[T4-T1]

T3 = 2.512*1395=3505К

Согласно теории идеального газа, мы знаем

P1v1 = РТ1

v1= (RT1)/(П1) = (0.287 * 473) /200=0.6788 м3/ кг

Q.2] каков будет эффект на эффективность цикла Отто, имеющего степень сжатия 6, если Cv увеличивается на 20%. Для расчетов Предположим, что Cv составляет 0.718 кДж / кг. К.

Бревно с обеих сторон

Обе стороны

Т.е. если Cv увеличивается на 2%, затем η уменьшается на 1.36%.

Часто задаваемые вопросы

В чем разница между циклом Отто и Дизелем?

В цикле Отто добавление тепла происходит при постоянном объеме, в то время как в дизельном цикле добавление тепла происходит при постоянном давлении, и в цикле Отто степень сжатия ниже 12, в то время как в дизельном цикле степень сжатия выше до 22. В цикле Отто используется свеча зажигания. для зажигания, в то время как дизельный цикл не требует помощи для зажигания. Отто-цикл имеет более низкий КПД по сравнению с дизельным циклом.

Какое топливо используется в цикле Отто ? | Что такое 4-тактное топливо?

Обычно в двигателе Отто используется бензин или бензин, смешанный с 3-5% этанола. В стандартном воздушном цикле Отто в качестве топлива используется воздух.

Какой цикл Отто или Дизель эффективнее?

Нормальный диапазон степени сжатия для дизельного цикла составляет 16-20, в то время как степень сжатия в цикле Отто составляет 6-10, и из-за более высокой степени сжатия, используемой в дизельном цикле, эффективность дизельного цикла выше, чем в цикле Отто.

Как работает цикл Отто?

  1. Впускной клапан открывается на 5-100 перед верхней мертвой точкой. Это необходимо для обеспечения того, чтобы впускное отверстие полностью открывалось, когда поршень достигает ВМТ, и свежий заряд начинает поступать в цилиндр как можно раньше после ВМТ.
  2. Всасывающий клапан закрывается на 20-300 после нижней мертвой точки НМТ, чтобы воспользоваться импульсом движущихся газов.
  3. Искра имеет место 30-400 перед ВМТ. Это необходимо для обеспечения временной задержки между искрой и завершением сгорания.
  4. Давление в конце рабочего хода выше атмосферного, что увеличивает работу по удалению выхлопных газов. Таким образом, выпускной клапан открывается в 20-30.0 перед НМТ, так что при НМТ давление снижается до атмосферного, и полезная работа может быть сохранена.
  5. Выпускной клапан закрывается на 15-200 после ВМТ, так что инерция выхлопных газов имеет тенденцию очищать цилиндр, что увеличивает объемный КПД.

Процесс 1-2: Обратимое адиабатическое сжатие

Где r = степень сжатия

Процесс 2-3: добавление тепла при постоянном объеме

Qin = м Сv 3-T2]

Процесс 3-4: Обратимое адиабатическое расширение

Процесс 4-1: Отвод тепла при постоянном объеме будет

QR = м Сv 4-T1]

Сделанная работа = Qin — QR.

Эффективность Отто-цикла представлена ​​как.

η = 1-QR/Qin

Где r = степень сжатия.

Разница между дизельным циклом Отто и двойным циклом

Цикл Отто против двойного цикла

Цикл Отто против цикла Карно

Цикл КарноЦикл ОттоСостоит из двух обратимых изотермический процесс и два обратимых адиабатических процесса. Идеальный воздушный стандартный цикл Отто состоит из двух изохорных процессов и двух обратимых адиабатических процессов.
 Это гипотетический цикл, и его практически невозможно построить. Это реальный цикл и основа работы современного двигателя с искровым зажиганием.
Он служит критерием для измерения производительности других циклов двигателя. Он не служит критерием для измерения производительности других циклов двигателя.
Имеет 100% КПД. Его общий тепловой КПД находится в диапазоне от 50 до 70%.
Его можно обратить, чтобы получить охлаждение Карно / Тепловой насос с максимальным коэффициентом полезного действия. Это необратимый цикл.

Цикл Отто против цикла Аткинсона

Цикл Аткинсона Цикл Отто
В цикле Аткинсона используется немного другая диаграмма фаз газораспределения. Впускной клапан остается открытым до начала такта сжатия. Впускной клапан открывается на 5-100 перед верхней мертвой точкой. Это необходимо для обеспечения того, чтобы впускное отверстие полностью открывалось, когда поршень достигает ВМТ, и свежий заряд начинает поступать в цилиндр как можно раньше после ВМТ.
Обеспечивает более высокую экономию топлива по сравнению с циклом Отто. Обеспечивает меньшую экономию топлива по сравнению с циклом Аткинсона.
Обеспечивает более низкую пиковую мощность по сравнению с циклом Отто. Обеспечивает более высокую пиковую мощность по сравнению с циклом Аткинсона.
В основном используется в гибридных транспортных средствах, где электродвигатель компенсирует дефицит мощности. В основном используется в 4-тактных и 2-тактных двигателях SI, где требуется более высокая мощность.

Формула цикла Отто

Эффективность цикла Отто определяется уравнением

η = 1-1/rγ-1

Где r = степень сжатия = 10

Цикл Отто с примером политропного процесса

Двигатель SI имеет степень сжатия 8 при низких температурах 3000C и низкое давление 250 кПа. Если Work o / p составляет 1000 кДж / кг, вычислите максимальную эффективность. Сжатие и расширение происходит политропно с показателем политропы (n = 1.33).

Решение: КПД цикла Отто определяется уравнением

η = 1-1/rγ-1

Здесь γ = n

Почему цикл Отто известен как цикл постоянного объема?

Для этого цикла добавление и отвод тепла происходит при фиксированном объеме, а объем проделанной работы пропорционален добавлению тепла и скорости отвода тепла, по этой причине цикл Отто называется циклом постоянного объема.

Каковы ограничения цикла Отто?

  • У него более низкая степень сжатия, поэтому он плохо переносит тяжелые грузы на низкой скорости.
  • Не выдерживает более высоких нагрузок и деформаций по сравнению с дизельным двигателем.
  • Общая топливная экономичность ниже, чем дизельный цикл.

Считаются ли двухтактные двигатели двигателями цикла Отто?

Двухтактные двигатели работают как по циклу Отто, так и по дизельному циклу. Ниже представлена ​​работа двухтактного двигателя:

  1. Поршень опускается и достигается полезная мощность. Движение поршня вниз сжимает свежий заряд, хранящийся в картере.
  2. Ближе к концу такта расширения поршень сначала откроет выпускной канал. Затем давление в цилиндре упадет до атмосферного, так как за это время из цилиндра будет выходить горючий материал.
  3. Дальнейшее движение поршня открывает передаточный канал, через который слегка сжатый заряд в картере двигателя попадает в цилиндр двигателя.
  4. Выступ в поршне предотвращает прохождение свежего заряда непосредственно в выхлопное отверстие и удаление продуктов сгорания.
  5. Когда поршень перемещается из нижней мертвой точки в верхнюю мертвую точку и сначала закрывается передаточный канал, затем закрывается выпускной канал и происходит сжатие. При этом в картере создается разрежение, и свежий заряд поступает в картер для следующего цикла.

Почему цикл Аткинсона более эффективен, хотя он производит меньшее сжатие и давление, чем цикл Отто?

В цикле Аткинсона для процесса изоэнтропического расширения в цикле Отто дополнительно разрешается продолжаться и расширяться до более низкого давления цикла, чтобы увеличить производительность работы, и мы знаем, что эффективность увеличивается с увеличением производимой работы. Вот почему цикл Аткинсона более эффективен, хотя он производит меньшее сжатие и давление, чем цикл Отто.

Какая степень сжатия у цикла Отто

Степень сжатия этого цикла разработана как

г = Вs+Vc/Vs V =1/V2

Где,

Vs = Рабочий объем цилиндра.

Vc = Свободный объем цилиндра.

Обычно в цикле Отто степень сжатия составляет 6-10. Она ограничена 10 из-за детонации в двигателе.

Цикл Отто против эффективности дизельного цикла

Нормальный диапазон степени сжатия для дизельного цикла составляет 16-20, в то время как в цикле Отто степень сжатия составляет 6-10, а для большей степени сжатия, используемой в дизельном цикле, эффективность дизельного цикла выше, чем цикла Отто.

Случай 1: Для одинаковой степени сжатия и абсолютно идентичного тепловложения соотношение будет

[Qin]восемь = [Qin]Дизель.

[QR]восемь<[QR]Дизель.

В этом случае одинаковой степени сжатия и равной погонной энергии будет

ηDдвойнойO

Случай 2: В этом случае одинаковой степени сжатия и одинакового отвода тепла это соотношение будет

[Qin]восемь> [Qin]Дизель.

[QR]восемь= [QR]Дизель.

В этом случае та же степень сжатия и такой же отвод тепла.

ηDдвойнойO

Случай 3: В этом случае такая же максимальная температура и такой же отвод тепла.

[QR]восемь= [QR]Дизель

[Qin]Дизель> [Qin]восемь

Для той же максимальной температуры и одинакового отвода тепла

ηDдвойнойO

При этом условии эффективность цикла Брайтона и цикла Отто будет равной.

Эффективность цикла Отто определяется уравнением

Решение: КПД цикла Отто определяется уравнением

ηo = 1-1/рγ-1

r = степень сжатия = V1/V2

Эффективность цикла Брайтона определяется уравнением

ηB = 1-1/рγ-1

r = степень сжатия = V1/V2

При одинаковой степени сжатия цикла Брайтона и Отто их КПД будет одинаковым.

Знать о политропном процессе (нажмите здесь.)и число Прандтля (Кликните сюда)

Всем привет. Чем цикл Карно отличается от цикла Отто? Какие процессы там постоянны, если таковые есть? Как вычислить КПД в обоих случаях?

Ответ эксперта

Цикл Карно и цикл Отто это два разные термодинамические циклы, каждый из которых состоит из четырех процессов.

В цикле Карно термодинамическая система выполняет работу за счёт теплообмена с нагревателем и холодильником, которые поддерживаются при постоянных но разных температурах. Этот цикл состоит из таких процессов:

  1. Изотермическое расширение;
  2. Адиабатическое расширение;
  3. Изотермическое сжатие;
  4. Адиабатическое сжатие.

Возможен также и обратный цикл Карно, в котором эти процессы чередуются в обратном порядке.

Коэффициент полезного действия (КПД) цикла Карно можно найти по формуле:

η=TH−TXTHeta=frac{T_H-T_X}{T_H},

где

THT_H — температура нагревателя;
TXT_X — температура холодильника;

Цикл Отто это процесс, который происходит в двигателях внутреннего сгорания, в которых воспламеняется бензин. Он состоит тоже из четырех процессов:

  1. Адиабатическое сжатие;
  2. Изохорное нагревание;
  3. Адиабатическое расширение;
  4. Изохорное охлаждение.

КПД цикла Отто представляется формулой:

η=1−1nk−1eta=1-frac{1}{n^{k-1}},

где

nn — степень сжатия;
kk — показатель адиабаты.

В обеих случаях механическую работу выполняет рабочее тело цикла. В изохорном процессе постоянным остается объем, в изотермическом — температура, в адиабатном процессе термодинамическая система не обменивается теплотой с окружающей средой.

Тест по теме «Чем цикл Карно отличается от цикла Отто?»

За каждый прямой цикл система совершает работу, которую можно назвать полезной и которую можно найти как алгебраическую сумму всех работ на каждом такте:

$$ {A}_{mathrm{полезн}}^{text{‘}}={A}_{1}^{text{‘}}+{A}_{2}^{text{‘}}+{A}_{3}^{text{‘}}+{A}_{4}^{text{‘}}={Q}_{2}-{displaystyle frac{i}{2}}nu R({T}_{1}-{T}_{2})-{Q}_{1}-{displaystyle frac{i}{2}}nu R({T}_{2}-{T}_{1})=$$

$$ ={Q}_{2}-{Q}_{1}$$.

Тратится же энергия (подводится к рабочему телу) только на первом такте в количестве $$ {Q}_{2}$$ (затраты на четвёртом такте полностью скомпенсированы положительной работой второго такта).

Теперь имеем в наличии все данные для нахождения КПД тепловой машины, работающей по циклу Карно:

$$ eta ={displaystyle frac{{Q}_{mathrm{полезн}}}{{Q}_{mathrm{затр}}}}={displaystyle frac{{A}_{mathrm{полезн}}^{text{‘}}}{{Q}_{mathrm{затр}}}}={displaystyle frac{{Q}_{2}-{Q}_{1}}{{Q}_{2}}}=1-{displaystyle frac{{Q}_{1}}{{Q}_{2}}}$$,   или   $$ eta =1-{displaystyle frac{{T}_{1}}{{T}_{2}}}$$.

КПД идеальных тепловых машин, состоящих из обратимых процессов, с данными температурами нагревателя и холодильника, находится по формулам:

$$ eta =1-{displaystyle frac{{Q}_{1}}{{Q}_{2}}}$$ — максимальный КПД тепловых машин.

Можно доказать, что КПД может быть найден и по другой формуле:

$$ eta =1-{displaystyle frac{{T}_{1}}{{T}_{2}}}$$ — максимальный КПД тепловых машин с циклом Карно.

Сади Карно доказал, что тепловая машина с таким циклом имеет максимально возможный КПД.

Цикл Отто

Мы уже говорили о том, что цикл Карно позволяет получить максимальный из всех возможных КПД. В практической деятельности часто создаются машины, работа которых не нацелена на получение максимального КПД. Одним из таких примеров может служить цикл Отто, по которому работает бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС). На схеме показаны основные элементы двигателя и характерные точки положений поршня (рис. 19).

Теперь рассмотрим более подробно работу ДВС по циклу Отто. В идеале он должен выглядеть так: 

А) Участок $$ АВ$$ (см. рис. 20) соответствует второй части такта выпуска, где поршень поднимается от нижней до верхней мёртвой точки и выталкивает через открытый выпускной клапан остатки отработанных газов в атмосферу при атмосферном же давлении (см. рис. 19).

Б) На участке $$ ВС$$ (см. рис. 20) (такт впуск) поршень совершает обратное движение к нижней мёртвой точке, но при этом клапан выпускной закрывается, впускной клапан открывается, и рабочая смесь воздуха и бензина поступает (втягивается при атмосферном давлении) в камеру сгорания.

В) На участке $$ CD$$ поршень вновь поднимается к верхней мёртвой точке и, при закрытых клапанах, сжимает рабочую смесь (такт сжатие). Сжатие идёт так быстро, что теплообмен практически не происходит, и процесс можно принять как адиабатный.

Г) В точке $$ D$$ на свечу зажигания подают высокое напряжение, рабочая смесь практически мгновенно сгорает, и давление возрастает в несколько раз при постоянном объёме.

Д) Далее на участке $$ EF$$ газ (отработанная смесь) совершает работу (такт рабочий ход). Процесс опять в первом приближении можно считать адиабатным, а клапаны на протяжении такта закрыты.

Е) Последним процессом будет расширение газа при открытии выпускного клапана (первая часть такта выпуска). Газ выходит лишь частично, давление падает до атмосферного. В действительности процесс сжатия и последующего возрастания давления после сгорания идёт сложнее, да и такт выпуска тоже идёт сложнее (показано пунктирной линией, и соответствует индикаторной диаграмме). Затем повторяются все выше перечисленные процессы.

Эксплуатация тепловых машин сопряжена с рядом факторов:

1. КПД реальных тепловых машин меньше, чем КПД машин, работающих по циклу Карно, но достигает `40%` и более (для дизельных двигателей). Этот коэффициент можно повышать разными способами: добавлением присадок в топливо для более полного сгорания, уменьшением трения в узлах машины, совершенствованием систем охлаждения и зажигания.

2. Тепловые машины являются источниками загрязнения окружающей среды: выхлопные газы (отработанная рабочая смесь) содержат много ядовитых (канцерогенных) веществ и веществ, из которых образуются канцерогены.

3. Однако в значительно большей степени вредоносными для экологии являются не сами тепловые машины, а сопутствующие (обслуживающие) производства: топливная промышленность (добыча, транспортировка, переработка и вновь транспортировка топлива), производство и утилизация ГСМ, сеть Станций Технического Обслуживания, автодорожное строительство и содержании дорог. Каждая из названных категорий представляет собой сложную структуру, агрессивно воздействующую на природную среду.

Далеко не каждый человек осознал значение его простых действий (или бездействий) в развитии биосферы, техносферы и ноосферы.

In 1876, a German engineer, Nikolaus August Otto, advanced the study of heat engines by building the first working four-stroke engine. A stationary engine using a coal gas-air mixture for fuel. Wilhelm Maybach (1846-1929), one of the most important German engineers, perfected the construction, which was produced in large quantities already at the end of the year 1876. These inventions quickly reshaped the world in which they lived.

The cycle of the Otto engine is called the Otto cycle. It is one of the most common thermodynamic cycles found in automobile engines and describes the functioning of a typical spark ignition piston engine. In contrast to the Carnot cycle, the Otto cycle does not execute isothermal processes because these must be performed very slowly. In an ideal Otto cycle, the system executing the cycle undergoes a series of four internally reversible processes: two isentropic (reversible adiabatic) processes alternated with two isochoric processes.

Since Carnot’s principle states that no engine can be more efficient than a reversible engine (a Carnot heat engine) operating between the same high temperature and low-temperature reservoirs, the Otto engine must have lower efficiency than the Carnot efficiency. A typical gasoline automotive engine operates at around 25% to 30% of thermal efficiency. About 70-75% is rejected as waste heat without being converted into useful work, i.e., work delivered to wheels.

Four stroke engine - Otto engine
Four-stroke engine – Otto engine
Source: wikipedia.org, Own work of Zephyris, CC BY-SA 3.0

Otto Cycle – Four Stroke Engine

The Otto cycle is a set of spark-ignition internal combustion engines (two-stroke or four-stroke cycles). Nikolaus August Otto first designed what is known as the four-stroke engine. A stroke refers to the full travel of the piston along with the cylinder in either direction. Therefore each does not correspond to a single thermodynamic process given in chapter Otto Cycle – Processes.

The four-stroke engine comprises:

  • the intake stroke – The piston moves from the top dead center (TDC) to the bottom dead center (BDC), and the cycle passes 0 → 1. In this stroke, the intake valve is open while the piston pulls an air-fuel mixture into the cylinder by producing vacuum pressure into the cylinder through its downward motion.
  • the compression stroke – The piston moves from the bottom dead center (BDC) to the top dead center (TDC), and the cycle passes points 1 → 2 . In this stroke, both the intake and exhaust valves are closed. Therefore the fuel-air mixture is compressed. At the end of this stroke, the fuel-air mixture is ignited by a spark, which causes a further increase in pressure and temperature in the chamber. At the end of this stroke, the crankshaft has completed a full 360-degree revolution.
  • the power stroke – The piston moves from the top dead center (TDC) to the bottom dead center (BDC), and the cycle passes points 2 → 3 → 4. In this stroke, both the intake and exhaust valves are closed. At the beginning of the power stroke, a spark ignites the fuel-air mixture in the combustion chamber, which causes very rapid combustion of the fuel. In this stroke, the piston is driven towards the crankshaft, the volume increases, and the pressure falls as work is done by the gas on the piston.
  • the exhaust stroke. The piston moves from the bottom dead center (BDC) to the top dead center (TDC), and the cycle passes 4 → 1 → 0. The exhaust valve is open in this stroke while the piston pulls exhaust gases out of the chamber. At the end of this stroke, the crankshaft has completed a second full 360-degree revolution.

Comparison of Actual and Ideal Otto Cycles

Otto engine vs. Otto cycleThis section shows an ideal Otto cycle in which there are a lot of assumptions that differ from the actual Otto cycle. The main differences between the actual and ideal Otto engine appear in the figure. In reality, the ideal cycle does not occur, and there are many losses associated with each process. For an actual cycle, the shape of the pV diagram is similar to the ideal, but the area (work) enclosed by the pV diagram is always less than the ideal value. The ideal Otto cycle is based on the following assumptions:

  • Closed cycle. The largest difference between the two diagrams is the simplification of the intake and exhaust strokes in the ideal cycle. In the exhaust stroke, heat Qout is ejected into the environment. In a real engine, the gas leaves the engine and is replaced by a new mixture of air and fuel.
  • Instantaneous heat addition (isochoric heat addition). In real engines, the heat addition is not instantaneous. Therefore the peak pressure is not at TDC but just after TDC.
  • No heat transfer (adiabatic)
    • Compression – The gas (fuel-air mixture) is compressed adiabatically from state 1 to state 2. In real engines, there are always some inefficiencies that reduce the thermal efficiency.
    • Expansion. The gas (fuel-air mixture) expands adiabatically from state 3 to state 4.
  • Complete combustion of the fuel-air mixture.
  • No pumping work. Pumping work is the difference between the work done during the exhaust stroke and the intake stroke. In real cycles, there is a pressure difference between exhaust and inlet pressures.
  • No blowdown loss. The early opening of exhaust valves causes blowdown loss. This results in a loss of work output during the expansion stroke.
  • No blow-by loss. The blow-by loss is caused by the leakage of compressed gases through piston rings and other crevices.
  • No frictional losses.

These simplifying assumptions and losses lead to the fact that the enclosed area (work) of the pV diagram for an actual engine is significantly smaller than the area (work) enclosed by the pV diagram of the ideal cycle. In other words, the ideal engine cycle will overestimate the network and, if the engines run at the same speed, greater power is produced by the actual engine by around 20%.

Compression Ratio – Otto Engine

The compression ratio, CR, is defined as the ratio of the volume at the bottom dead center and the volume at the top dead center.  It is a key characteristic of many internal combustion engines. In the following section, it will be shown that the compression ratio determines the thermal efficiency of the used thermodynamic cycle of the combustion engine. It is desired to have a high compression ratio because it allows an engine to reach higher thermal efficiency.

For example, let assume an Otto cycle with compression ratio of CR = 10 : 1. The volume of the chamber is 500 cm³ = 500×10-6 m3 (0.5l) prior to the compression stroke. For this engine all required volumes are known:

  • V1 = V4 = Vmax = 500×10-6 m3 (0.5l)
  • V2 = V3 = Vmin = Vmax / CR = 55.56 ×10-6 m3

Note that (Vmax – Vmin) x number of cylinders = total engine displacement.

Examples of Compression Ratios – Gasoline vs. Diesel

  • The compression ratio in a gasoline-powered engine will usually not be much higher than 10:1 due to potential engine knocking (autoignition) and not lower than 6:1.
  • A turbocharged Subaru Impreza WRX has a compression ratio of 8.0:1. In general, turbocharged or supercharged engines already have compressed air at the air intake. Therefore they are usually built with a lower compression ratio.
  • A stock Honda S2000 engine (F22C1) has a compression ratio of 11.1:1.
  • Some atmospheric sportscar engines can have a ratio of 12.5 : 1 (e.g.,, Ferrari 458 Italia).
  • In 2012, Mazda released new petrol engines under the brand name SkyActiv with a 14:1 compression ratio. Residual gas is reduced by using 4-2-1 engine exhaust systems, implementing a piston cavity, and optimizing fuel injection to reduce the risk of engine knocking.
  • The Diesel engines have a compression ratio that normally exceeds 14:1, and ratios over 22:1 are also common.

Thermal Efficiency for Otto Cycle

The air-standard Otto cycle thermal efficiency is a function of compression ratio and κ = cp/cv.

thermal efficiency - Otto Cycle - Compression ratio

thermal efficiency - Otto Cycle - Engine

Thermal efficiency for Otto cycle – κ = 1.4

It is a very useful conclusion because it is desirable to achieve a high compression ratio to extract more mechanical energy from a given mass of the air-fuel mixture. A higher compression ratio permits the same combustion temperature to be reached with less fuel while giving a longer expansion cycle. This creates more mechanical power output and lowers the exhaust temperature. Lowering the exhaust temperature causes the lowering of the energy rejected to the atmosphere. This relationship is shown in the figure for κ = 1.4, representing ambient air.

Efficiency of Engines in Transportation

  • In the middle of the twentieth century, a typical steam locomotive had a thermal efficiency of about 6%. That means for every 100 MJ of coal burned, 6 MJ of mechanical power were produced.
  • A typical gasoline automotive engine operates at around 25% to 30% of thermal efficiency. About 70-75% is rejected as waste heat without being converted into useful work, i.e., work delivered to wheels.
  • A typical diesel automotive engine operates at around 30% to 35%. In general, engines using the Diesel cycle are usually more efficient.
  • In 2014, new regulations were introduced for Formula 1 cars. These motorsport regulations have pushed teams to develop highly efficient power units. According to Mercedes, their power unit is now achieving more than 45% and close to 50% thermal efficiency, i.e., 45 – 50% of the potential energy in the fuel is delivered to wheels.
  • The diesel engine has the highest thermal efficiency of any practical combustion engine. Low-speed diesel engines (as used in ships) can have a thermal efficiency that exceeds 50%. The largest diesel engine in the world peaks at 51.7%.

Autoignition – Limit for Compression Ratio

In ordinary gasoline engines, the compression ratio has its limits. The compression ratio in a gasoline-powered engine will usually not be much higher than 10:1 due to potential engine knocking (autoignition) and not lower than 6:1. Higher compression ratios will make gasoline engines subject to engine knocking, caused by the autoignition of an unburned mixture if lower octane-rated fuel is used. The unburned mixture may auto-ignite by detonating from pressure and heat alone rather than igniting the spark plug at exactly the right time. The engine knocking can be reduced by using high-octane fuel, which increases the gasoline’s resistance to autoignition. The higher the octane number, the more compression the fuel can withstand before detonating (igniting). Since the temperature attained by the fuel-air mixture during the compression increases as the compression ratio increases, the likelihood of autoignition increases with the compression ratio. The autoignition can reduce efficiency or damage the engine if knock sensors are not present to modify the ignition timing.

Higher compression ratios can be achieved in diesel engines (also called compression-ignition engines) because they do not compress the fuel but rather compress only air and then inject fuel into the air, which was heated by compression. Compression ratios in the range of 12 to 20 are typical for diesel engines. The greater expansion in diesel engines means they reject less heat in their cooler exhaust. The higher compression ratio (greater expansion) and the higher peak temperature causes that diesel engines reach higher thermal efficiency.

Mean Effective Pressure – MEP

MEP is a very useful measure of an engine's capacity to do work that is independent of engine displacement.

MEP is a useful measure of an engine’s capacity to do work independent of engine displacement.

A parameter used by engineers to describe the performance of reciprocating piston engines is known as the mean effective pressure, or MEP. MEP is a useful measure of an engine’s capacity to do work independent of engine displacement. There are several types of MEP. These MEPs are defined by the location measurement and calculation method (e.g.,, BMEP or IMEP).

In general, the mean effective pressure is the theoretical constant pressure. If it acted on the piston during the power stroke, it would produce the same network developed in one complete cycle. The MEP can be defined as:

mean effective pressure - definition

For example, the net indicated mean effective pressure, known as IMEPn, equals the mean effective pressure calculated from in-cylinder pressure (there must be this measurement) over the complete engine cycle. Note that it is 720° for a four-stroke engine and 360° for a two-stroke engine.

Some examples:

  • MEP of an atmospheric gasoline engine can range from 8 to 11 bar in the region of maximum torque.
  • MEP of a turbocharged gasoline engine can range from 12 to 17 bar.
  • MEP of an atmospheric diesel engine can range from 7 to 9 bar.
  • MEP of a turbocharged diesel engine can range from 14 to 18 bar

For example, a four-stroke gasoline engine producing 200 N·m from 2 litres of displacement has a MEP of (4π)(200 N·m)/(0.002 m³) = 1256000 Pa = 12 bar. As can be seen, the MEP is useful characteristics of an engine. For two engines of equal displacement volume, the one with a higher MEP would produce the greater net work and, if the engines run at the same speed, greater power.

Otto Cycle – Problem with Solution

Let assume the Otto cycle, which is one of the most common thermodynamic cycles that can be found in automobile engines. One of the key parameters of such engines is the change in volumes between the top dead center (TDC) to bottom dead center (BDC). The ratio of these volumes (V1 / V2) is known as the compression ratio.

The compression ratio in a gasoline-powered engine will usually not be much higher than 10:1 due to potential engine knocking (autoignition) and not lower than 6:1. For example, some sportscar engines can have a compression ratio up to 12.5 : 1 (e.g.,, Ferrari 458 Italia).

Otto Cycle - PV Diagram

pV diagram of Otto Cycle. The area bounded by the complete cycle path represents the total work done during one cycle.

In this example, let assume an Otto cycle with a compression ratio of CR = 9 : 1. The intake air is at 100 kPa = 1 bar, 20 °C, and the chamber volume is 500 cm³ before the compression stroke. The temperature at the end of an adiabatic expansion is T4 = 800 K.

  • Specific heat capacity at constant air pressure and room temperature at atmospheric pressure: cp = 1.01 kJ/kgK.
  • Specific heat capacity at constant air volume at atmospheric pressure and room temperature: cv = 0.718 kJ/kgK.
  • κ = cp/cv = 1.4

Calculate:

  1. the mass of intake air
  2. the temperature T3
  3. the pressure p3
  4. the amount of heat added by burning of fuel-air mixture
  5. the thermal efficiency of this cycle
  6. the MEP

Solution:

1) the mass of intake air

At the beginning of calculations, we must determine the amount of gas in the cylinder before the compression stroke. Using the ideal gas law, we can find the mass:

pV = mRspecificT

where:

  • p is the absolute pressure of the gas
  • m is the mass of the substance
  • T is the absolute temperature
  • V is the volume
  • Rspecific is the specific gas constant, equal to the universal gas constant divided by the gas or mixture’s molar mass (M). For dry air Rspecific = 287.1 J.kg-1.K-1.

therefore

m = p1V1/RspecificT1 = (100000 × 500×10-6 )/(287.1 × 293) = 5.95×10-4 kg

In this problem all volumes are known:

  • V1 = V4 = Vmax = 500×10-6 m3 (0.5l)
  • V2 = V3 = Vmin = Vmax / CR = 55.56 ×10-6 m3

Note that (Vmax – Vmin) x number of cylinders = total engine displacement.

2) the temperature T3

Since the process is adiabatic, we can use the following p, V, T relation for adiabatic processes:

adiabatic formula - example

thus

T3 = T4 . CRκ – 1 = 800 . 90.4 = 1926 K

3) the pressure p3

Again, we can use the ideal gas law to find the pressure at the beginning of the power stroke as:

p3 = mRspecificT3 / V3 = 5.95×10-4 x 287.1 x 1926 / 55.56 ×10-6 = 5920000 Pa = 59.2 bar

4) the amount of heat added

To calculate the amount of heat added by burning of fuel-air mixture, Qadd, we have to use the first law of thermodynamics for isochoric process, which states the Qadd = ∆U, therefore:

Qadd = mcv (T3 – T2)

The temperature at the end of the compression stroke can be determined using the p, V, T relation for adiabatic processes between points 1 → 2.

adiabatic process - formula

T2 = T1 . CRκ – 1 = 293 . 90.4 = 706 K

then

Qadd = mcv (T3 – T2) = 5.95×10-4 x 718 x 1220 = 521.2 J

5) the thermal efficiency

Thermal efficiency for an Otto cycle:

As was derived in the previous section, the thermal efficiency of an Otto cycle is a function of compression ratio and κ:

Otto cycle - efficiency - example

6) the mean effective pressure

The MEP was defined as:

mean effective pressure - definition

In this equation, the displacement volume is equal to Vmax – Vmin. The network for one cycle can be calculated using the heat added and the thermal efficiency:

Wnet = Qadd . ηOtto = 521.2 x 0.5847 = 304.7 J
MEP = 304.7 / (500×10-6 – 55.56 ×10-6) = 685.6 kPa = 6.856 bar

References:

Nuclear and Reactor Physics:

  1. J. R. Lamarsh, Introduction to Nuclear Reactor Theory, 2nd ed., Addison-Wesley, Reading, MA (1983).
  2. J. R. Lamarsh, A. J. Baratta, Introduction to Nuclear Engineering, 3d ed., Prentice-Hall, 2001, ISBN: 0-201-82498-1.
  3. W. M. Stacey, Nuclear Reactor Physics, John Wiley & Sons, 2001, ISBN: 0- 471-39127-1.
  4. Glasstone, Sesonske. Nuclear Reactor Engineering: Reactor Systems Engineering, Springer; 4th edition, 1994, ISBN: 978-0412985317
  5. W.S.C. Williams. Nuclear and Particle Physics. Clarendon Press; 1 edition, 1991, ISBN: 978-0198520467
  6. Kenneth S. Krane. Introductory Nuclear Physics, 3rd Edition, Wiley, 1987, ISBN: 978-0471805533
  7. G.R.Keepin. Physics of Nuclear Kinetics. Addison-Wesley Pub. Co; 1st edition, 1965
  8. Robert Reed Burn, Introduction to Nuclear Reactor Operation, 1988.
  9. U.S. Department of Energy, Nuclear Physics and Reactor Theory. DOE Fundamentals Handbook, Volume 1 and 2. January 1993.

Advanced Reactor Physics:

  1. K. O. Ott, W. A. Bezella, Introductory Nuclear Reactor Statics, American Nuclear Society, Revised edition (1989), 1989, ISBN: 0-894-48033-2.
  2. K. O. Ott, R. J. Neuhold, Introductory Nuclear Reactor Dynamics, American Nuclear Society, 1985, ISBN: 0-894-48029-4.
  3. D. L. Hetrick, Dynamics of Nuclear Reactors, American Nuclear Society, 1993, ISBN: 0-894-48453-2. 
  4. E. E. Lewis, W. F. Miller, Computational Methods of Neutron Transport, American Nuclear Society, 1993, ISBN: 0-894-48452-4.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как по своей фотографии найти похожего человека
  • Как найти сипи фонд
  • Как найти точку пересечения диагоналей треугольника
  • Плоский сосок как исправить
  • Как найти аменокулы геншин