Как найти краски в стихотворении

«Семантика
цветообозначений в произведениях русских поэтов и писателей
XIX и XX веков»

ВВЕДЕНИЕ

«Первый вопрос,
возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, что
взывает к человеку?»                              Хазрат
Иннайят Хан. «Мистицизм звука»

      «Рисуя» словом, поэт, как художник, думает о
расположении предметов, фоне, освещениии т. д. Большое значение в словесной
«живописи» имеет цвет, при этом эстетические переживания,  вызываемые у
читателя восприятием цвета, весьма субъективны и неравнозначны по силе.

Цель нашей научно- исследовательской работы —   провести
экспериментальное исследование и семантический анализ цветообозначений  на
материале  поэтических произведений русских поэтов
XIX и XX веков.

Гипотеза —  языковые обозначения цвета располагают очень большими изобразительными
возможностями. Слова, называющие цвет, специально отбираются и распределяются в
тексте так, чтобы средствами языка воссоздать ощутимую зрительную цветовую
картину мира. Ц
ветообозначения выполняют
композиционную роль и углубляют смысл поэтических произведений, отражая
культурную атмосферу своего времени.

Для достижения
целей, поставленных в работе, необходимым представляется решение следующих задач:

 выявление и
фиксация цветообозначений в исследуемых произведениях;

определение
критериев использования  и частотности употребления того или иного цвета,
зафиксированных в  поэтических произведениях русских поэтов;

выявить эстетические возмож­ности цветовых
слов в поэзии
XIX и XX веков.

Глава I

1.1 МЕТОДИКА 
ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе решения
поставленных целей и задач, были использованы следующие методы: 

Практические:1)
Сплошная выборка текстов; 2)
анкетирование.

3

Аналитические:
1)
Анализ лексических единиц
(лексико-семантический, стилистический);

систематизация и
классификация исследуемого материала; 3) описание.

Материалом для
анализа
послужили стихотворения А.
С. Пушкина, А. А. Фета,

Ф. Тютчева, А.
Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Иванова.

Тема работы
является, безусловно, актуальной и малоисследованной, так как
 цветообозначения в поэтических произведениях 
являются одним из элементов  мировосприятия  поэта и, следовательно, раскрывают
авторское цветовое видение мира.

Цветообозначения
отражают культурную атмосферу своего времени.

Практическое
значение работы:  исследование может быть использовано учащимися, студентами,
преподавателями при изучении литературы,  так как цветообозначения  имеют
сюжетообразующую роль, их анализ позволяет лучше разобраться в композиции
произведения.

В перспективе
автор рассчитывает провести работу над анализом роли цветообозначения в
современном русском языке. Возможна работа по сопоставлению семантики
цветообозначений в русском и английском языках.

1.2. РЕЗУЛЬТАТЫ 
ИССЛЕДОВАНИЯ

Что такое семантика

Семантика— 1. То же что и семасиология; 2. Языкознание,
значение, смысл отдельного слова или оборота речи.

Цветообозначение — это слово, которое обозначает тот или иной цвет. Цветообозначением
может быть слово любой части речи, но в своей работе я буду рассматривать
цветообозначения,

выраженные прилагательными.

 Цветообозначением может быть
словосочетание или отдельное предложение. Например: «Лебеди белые кличут и
плещутся».
Всякий цвет может быть прочтён, как слово, или

4

истолкован, как сигнал, знак, или символ.
«Прочтение» цвета может быть субъективным, а может быть коллективным, общим для
социальных групп и культурно-исторических регионов, в нашем случае эта работа
индивидуальная.

Поиском ответа на вопрос « Что такое
цвет?» одним из первых занялся Ньютон. Он установил, что цвет – это
электромагнитные волны с определённым набором характеристик (интенсивность,
спектральный состав и т.д.).

В
мире около миллиона различных цветов и каждый имеет сложную и разнообразную
систему смыслов, толкований, которые становятся воплощением культурных
ценностей.

Например,
красный цвет – напряжение сил, концентрация энергии, тяжелый труд, борьба,
война, конфликты, драмы, цвет тревоги, беспокойства.

Различные
примеры использования красного цвета в литературе были как в серебряном, так и
в золотом веках русской литературы. Например:

Полыхают
зори, курятся туманы

Над
резным окошком занавес багряный. С. Есенин

Для
каждого народа цвета имеют определённого значение: в России на свадьбу принято
надевать белое платье, а вот в Китае белый цвет  означает смерть
или трагедию.

В
мире около миллиона цветов, а в литературном их ещё больше, поскольку поэты
смешивают краски восторга, переживания, гнева и сострадания. Появляются
неизвестные науке краски чувств.

Статистика
цветообозначений в поэзии
XIX и XX века

Символике цвета большое внимание уделяли
русские литераторы
XIX и XX веков. В
ходе написания работы были  проанализированы  цветообозначения  42
произведений поэтов
XIX века. В результате  проведённого
исследования   были выявлены четыре самых популярных цвета в поэзии « золотого
века». Это  синий, черный, золотой и белый. В большинстве текстов синий
цвет заменяется голубым, а чувство, связанное с этим цветом, словно размыто.
Также были  проанализированы 45 стихотворений поэтов
XX
века  на предмет  выявления самых частотных цветов. Ими стали – золотой,
красный и белый. Чаще всего употребляется золотой, потому что у него есть одна   интересная
особенность, он имеет символическое значение (на пике жизни и смерти). Но в то же
время он имеет яркую сторону своего символа – это пожар (пожар в крови, пожар в
душе и т. д.).  ( Приложение А) Заметим, что  цветовые предпочтения поэтов
разных веков разнятся.

5

 Восприятие
цвета людьми.

Общеизвестно, что цвет представляет
собой физическое явление. Но в данной работе цвет рассматривается в качестве
лингвистического объекта. Для определения функции цветообозначения я опиралась
на символику цвета, собственное цветовое восприятие, ассоциативные связи моих
сверстников. Для этого было проведено анкетирование, в результате которого было
определено, какие  же наиболее популярные ассоциации связаны с определенными
цветообозначениями. Респондентам был предложен вопрос, что связывают они в
воображении с белым, красным, синим и черными цветами. По результатам анкетирования
была составлена ассоциативная таблица,  в которой раздельно учитывались ответы
мальчиков и девочек, так как было установлено, что у них разное восприятие
цветов.

Вывод:  Цвет воспринимается человеком индивидуально, зависит от возраста,
воспитания, мироощущения, настроения. Каждый человек имеет свое мнение о
значении цвета. Цвет может быть истолкован по-разному, в зависимости  от чувств
и мыслей людей.

Частотные
цветообозначения в поэзии
XIX века

Давайте рассмотрим такие цвета,  как золотой
и белый. Белый в поэзии ассоциируется с невинностью или печалью –

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют
Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной
груди. А. С. Пушкин

Белый цвет имеет много различных функций. Одна
из функций белого цвета –  передача настроения. Белый цвет проявляет
настроение по-разному, он может обозначать грусть, а может и радость. Так же белый
цвет рисует природные явления, такие как снег, небо, тени и т. п.

И белые в тени деревьев кумиры,

6

И в ликах их печаль недвижных дум. А. С. Пушкин

У белого
есть особенность, в поэзии белый иногда играет роль таинственности, а точнее он
играет роль нечистой силы.

Вижу: духи
собрались

Средь белеющих
равнин. А. С. Пушкин

Как видите, белый цвет придает
стихотворению некую таинственность, мрак, затишье. Поэт с помощью белого цвета
предает своему стихотворению изюминку, тем самым предавая особенность сюжету.

Другой цвет золотой, который
на равных с белым вышел на третью позицию. Имел немного лирическую сторону для
поэтов «Золотого века». В творчестве поэтов – основная функция –
обозначение волшебного, сказочного, нереального.

У меня плоды блестят

Наливные, золотые;

У меня бегут, шумят

Воды чистые живые. А. С. Пушкин

Черный играет
не менее важную роль в поэзии
XIX века. Он по подсчетам
цветообозначений занял вторую позицию. Черный цвет – это как раз один из
тех цветов, который при любых обстоятельствах имеет один и тот же смысл –
траур, печаль, одиночество, разрушение.

Гляжу, как безумный на черную
шаль,

И хладную душу терзает печаль. Или
же-

Художник – варвар кистью сонной

7

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит. А. С.
Пушкин

Синий и голубой
в стихотворениях играют немаловажную роль. Они могут использоваться для
описания явлений природы (озера, дали, воздух, дым), состояний человека
(грусть, слезы), при описании цвета глаз (очи прекрасной дамы). В синем
цвете предстает мечта, зыбкость видения, недостижимость желаемого – все это с синей
птицей
– символом мечты, стремления.

Но далеко еще до первых бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле. Ф. Тютчев

Вывод из главы:

Поэты «Золотого века»  не
уделяли цвету особое внимание, они описывали чувства, прибегая к
цветообозначениям в роли украшения. Цвета в поэзии использовались мягкие,
теплые, гармоничные. В поэзии
XIX века очень редки
окказиональные цветообозначения.

2. 3. Частотные цветообозначения в XX веке.

Составив статистическую таблицу
цветообозначений, я выявила, что третье место в поэзии «Серебряного века» занял
белый цвет. Белый в те века был словно неуместен: голод, боль,
страх перед властью. И в тоже время, белый цвет выражает стремление
человека к светлому, чистому, непорочному, в какой-то степени недостижимому.
Символическое значение белого – полный покой, мир, чистота, тишина,
безмятежность, девственность, целомудрие, сосредоточенность.

8

Белая Ты,
в глубинах несмутима,

В жизни строга и гневна,

Тайно тревожна и тайно любима –

Дева, Заря, Купина… А. Блок

У большинства авторов белый
цвет связан со счастьем, это наиболее проявлено в стихотворении В. Иванова
«Золотое счастье». Герой его произведения ходил и размышлял, кто или что это
«счастье», все-таки оказалось, что счастье каждый понимает по-своему: для
кого-то оно выражено «небесной лазурью», а для кого-то счастье – это «белизна
стройных лилий».
Но для самого автора счастье было выражено золотыми
оттенками.

Второе, по популярности, место
занимает синий и красный. Главный символ синего
божественность. Но каждый писатель синий цвет понимает по-своему. К
примеру, у  А. Блока синий – цвет сумерек, тайны, холода и печали. Синий
с золотым
– цвет прекрасной дамы.

Ты в синий плащ печально
завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла. А. Блок

Обратимся к поэзии Гумилева. Образ
моря чаще всего связан, с синим и его оттенками:

Голубой
Голубые моря нескончаемых встреч… Синий – А море синей
пеленой легло вокруг, как мощь и слава… (Ода Данунцио); Бирюзовый – Но
весел в море бирюзовом с латинским парусом челнок…(На море).

При описании неба поэт чаще всего использует
синий и его оттенки: Голубой – Когда безрадостные бури царили в
небе голубом…(Дева Солнца); И ты вплетаешь яркий грех в гирлянды неба голубого…(Рощи
пальм и заросли алоэ); Синий – Небес далеких синева… (Осенняя
песня); Небосклон безоблачен и синь… (Открытие Америки)

На первом месте  в стихотворениях XX
века занимает золотой цвет. Он

9

присутствует в произведениях – В.
Иванова «Золотое счастье» и « Весенняя оттепель», Н. Гумилева «В небесах» и
«Сады души» и во многих других произведениях писателей «Серебряного века».
Символическое значение золотого цвета – итог жизни и смерти. Символика золотого
определяется двумя плюсами его оттенков. С одной стороны – это красно-золотой
цвет жизни. А с другой – это холодный и резкий, или же блеклый и грязный цвет болезни
и смерти. И эти две стороны каждый писатель описывает по-своему необыкновенно.
Николай Гумилев писал об этом цвете, так:

Сады моей души всегда узорны,

В них ветры так свежи и тиховейны,

В них золотой песок и мрамор
черный,

Глубокие, прозрачные бассейны.

Символика золотого цвета –
пожар в крови, когда душа загорается словом творчества.

Рассмотрим золотой цвет на
примере поэзии Гумилева. Особенностью поэзии Гумилева является использование золотого
при описании характеристики неба: Небо, золотое от лучей… (Рощи пальм и
заросли алоэ); Ах мне снилась равнина без края и совсем золотой небосклон…
(Отравленный).

Солнце в фольклоре обычно красное,
реже золотое. У Гумилева используется сложное словосочетание: золотисто-огненное
солнце… (Пещера сна).

Тучи в русском языке обычно
описываются при создании плохой погоды. Это черные, сизые тучи. Но золотые
и розовые тучи – особенность поэзии Гумилева: И о Данае, туче золотой
(Канцоны); Грозовой иль золотистою будь же тучей среди туч…(Сказка о
королях).

Золото в
обозначении морского берега (песок, камни): В нем золотой песок… (Сады
души). Горизонт в русской поэзии, как и у Гумилева, часто бывает золотым:
Снова полюбим влекущую даль мы и золотой от луны горизонт… (Возвращение
Одиссея).

Стихотворения
А. Блока как бы раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в поэзии Блока
обусловлен, с одной стороны реальным миром, с другой – миром символов. 10

Наиболее богата символика красного
цвета в творчестве А. Блока. Красный цвет выполняет самые различные
функции, например, является смысловым стержнем:

«Ночью красное поет…»;

«Красный с козел спрыгнул – и
на светлой черте распахнул каретную дверцу…»

Есть у Блока стихотворения, где красный
цвет пронизывает весь сюжет, организует его, например: «Распушилась, раскачнулась…»,
«Я бежал и спотыкался…», «Пожар», «Обман», «Невидимка», «Город в красные
пределы…» и др.

Красный у
Блока – цвет трагический, больной, горячечный.

Вывод из главы: Поэты, руководствуясь своими мыслями и чувствами, выбрали самый
популярный цвет, золотой. Цвет не однотонный, своеобразный, независимый
и необычный.

Обилие цвета в поэзии «Серебряного
века» связано с символизмом. Поэты этого времени словно раскрасили поэзию, но
цвет у них не столько украшение, сколько символ действия, условие начала
действия, участник сюжета. Угасание цвета- залог рождения и развития
поэтического образа.

2.4.
Окказиональная лексика.

Анализируя поэзию XIXXX вв., я обратила внимание на нечастотные
цветообозначения
. Я составила отдельную схему и сравнила их с частотными. В
эту группу вошли такие цвета, как пурпурный, сиреневый, бирюзовый,
темно-зеленый, алый, багровый, светло-синий, мутно-лунный, цвет неспелого
авокадо
и т. д. Эти прилагательные выступают эквивалентами основных цветов,
подчеркивая и усиливая символику цвета.

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны. И.
А. Анненский

Бредовое состояние подчеркивается
размытием основного цвета.

И густо плющ темно-зеленый

Завил широкое окно. А. Ахматова

А. Ахматова в стихотворении создает
такой цвет, которой можно только представить. Поэтому я и назвала эти цвета красками
чувств
, поэты фантазируют, представляют себе новые цвета и именно их
описывают в стихотворениях.

А вот в другом стихотворении, где не
употреблены краски чувств, цвет вполне  возможно увидеть –

Среда зеленой воли, лобзающей
Тавриду,

На утренней заре я видел Нереиду. А.
С. Пушкин

В этом же стихотворении все ясно.
Трава зеленая кругом, природа, утро, Александр Сергеевич увидел девушку
неземной красоты. Среда нечастотных я выделила те цвета, которые, какое бы ни
было стихотворение, обозначают одно и то же. Например, такой цвет как кровавый,
он в любом стихотворении имеет один и тот же смысл – смерть, война,
жесткость
.

С Капитолийской высоты

Во всем величье видишь ты

Закат звезды ее кровавый. Ф.
Тютчев

Существует такой термин, как
окказиональная лексика, обозначающий слова и выражения, созданные авторами,
своего рода неологизмы. Окказиональная лексика – это такие цветообозначения, в
которых встречаются краски ранее не знаемые человеком. В окказиональную лексику
входят следующие цвета: жемчужный, пиджак цвета спелого авокадо, снежный
мутно-лунный и многие другие.

Вывод из главы: Нечастотные цветообозначения, по моему мнению, это и есть так
называемые краски чувств. Не находя нужного слова, цвета или эмоции
поэты прибегают к краскам чувств получается совсем иной мир поэта не
знакомый людям, внутренний мир писателя.

Заключение.

Как компонент культуры цвет
приобретает сложную и разнообразную систему смыслов, толкований, становится
воплощением культурных ценностей. Цветовая среда, цветовое видение мира в
каждую эпоху осмысливается в соответствии с «цветокультурными» установками.

Поэты XIX века
используют цветные прилагательные в роли украшения, учитывая традиции своей
эпохи.

ХХ век привнес в русскую поэзию
обилие красок, цветообозначения участвуют в композиционном строении
стихотворений, являются символом действия, усиливают передачу чувств и
ощущений. Использование поэтами красок чувств позволяет создать свой
мир, мир поэзии.

Цветообозначения способны отразить
культурную атмосферу своего времени, являются ярким свидетельством современной
эпохи.

Глава III

 3.1.
Роль цвета в прозе.

Цвет –
удивительная вещь, с помощью него поэт писатель, да и обычный человек сможет
рассказать нам обо всех своих заветных желаниях, чувствах и мыслях, раскрыться
полностью. Многие люди, читая какое-либо произведение, зачастую не
задумываются, а какую же роль играет тот или иной цвет. Ведь не зря писатель
использует в произведении именно эти цвет, возможно, он хочет нам о чем-то
сказать, таким образом, что-то донести до нашего сознания. Но мы не обращаем на
это внимание, а ведь если задуматься то цвет несет большое, я бы даже сказала
грандиозное значения, в каком-либо произведении. Если мы почаще будем заострять
свое внимание на подобных мелочах, то нам значительно легче будет понять
сюжет.  Знаете я в своей работе обратила внимание на то как в некоторых
произведениях автор полагается именно на цвет, в некоторых случаях, как бы
парадоксально это не звучало, цвет является действующим лицом. К примеру, в
рассказе И. Бунин «Красные лапти», красный цвет лежит в основе написания самого
произведения.

Вы никогда не задавались вопрос,
почему при описании зимы у нас в голове всплывают белые цвета, а при описании
осени оранжевые и желтые? Все очень просто! Дело в том, что у каждого из нас с
детства закладываются определенные ассоциации, связанные с тем или иным
явлением, и чаще всего эти ассоциации связаны именно с цветом поскольку только
цвет, яркие краски или же блеклые, оставляют в нашей памяти самые яркие
впечатления. У писателя все абсолютно тоже самое он имеет, так же как и мы свои
представления и взгляды на определенную ситуацию. Но как ее поместить на
бумагу, так чтобы у непосредственной аудитории писателя  в момент чтения
возникала правильная картинка, именно так, которую представлял себе автор во
время написания произведения? В этом писателю очень сильно помогает цвет. Цвет
как бы является эмоциональным фоном при описании ситуации, когда мы читаем
произведение в голове у нас сначала появляется фон, основа, и лишь потом пред
нами предстает действие.

Я хотела бы так же заметить такую
особенность, иногда в своем произведении нет и малейшего упоминания о цвете, но
по каким-то непонятным причинам при воспоминании об этом рассказе в нашем
подсознании возникают какие-то определенные цвета. К примеру, повесть Н. В.
Гоголя «Вечера на Хуторе близ Диканьки» на протяжении всего произведения нет и
малейшего упоминания о каком-то определенном цвете, но все же когда мы
вспоминает о нем в нашей голове всплывает такой темный, невзрачный, ничем не
привлекательный фон, на котором и происходит собственно основные действия
повести. Хотя я хочу заметить, что Гоголь описывал нам действия, происходящие
исключительно только ночью много многое происходили и днем, но дело все в том,
что данная повесть напрямую связанная с нечистыми силами, а олицетворением
нечистых сил являются черный и оттенки серого.

Вывод из главы: Цветообозначения в прозе помогают нам понять основную мысль и сюжет
произведения. Многие писатели в своих произведениях передают свои эмоции 
чувства через цветовую гамму. Писатель – это частный вид художника, который с
помощью цветообозначений рисует в нашем воображении яркие, объемные картинки.

3.
2.Роль цвета в фольклоре.

Вы никогда не задумывались, какую
роль цвет играет в русских народных сказках? Лично меня этот вопрос сильно
заинтересовал. В ходе своей работы я выявила много нового, необычного и
интересного.

К примеру, всеми нами известная баба
Яга является ярким представителем темного мира, то есть злодеев. Во всех
сказках она играет ведущую роль злодейки, и, казалось бы, ее образ должен
предстать пред нами в темных тонах, но нет, это не так. Дело в том, что баба
Яга, как  один из многих мифических персонажей является обитателем леса и
большинство из ее одеяний зеленых тонов. Ну, вам покажется это весьма обычным,
почему бы и нет, одежда переполнена зелеными оттенками, а я над этим задумалась
и прочла в одной интересной статье об этимологии зеленого цвета, как
выяснилось, зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует
юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное
совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но
может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют
«зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости). Вы видите, насколько тонко и
глубоко народ связывает характер героя с его внешним видом. В самом деле, то в
какие цвета народ одевает того или иного героя играет немаловажную роль и
накладывает определенный отпечаток на характер персонажа.

Возьмем в пример еще одного важного
персонажа из народных сказок. Это красна девица. Вы никогда не задавались
вопросом, почему именно «красна»? И опять же ответ на данных вопрос нам
приходится искать в этимологии красного цвета. Его символические значения очень
многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту,
любовь и полноту жизни, но с другой стороны красный – это цвет вражды, мести,
войны. Я так полагаю при описании такого персонажа, как красна девица, использовалось
скорее первое значение красного, нежели второе. Красна девица – символ
девственности, невинности, мудрости и красоты в сказках. А красный цвет в
фольклорном толковании цветов имеет именно то значение полностью подходящее под
описание данного сказочного персонажа.

Так же я заметила, что при описании
внешности положительного персонажа сказки народ почему то наделяют его очень
яркой чертой – это голубыми, бездонными глазами. И в этом есть некий смысл.
Голубой являет собой символ   доброты, верности, постоянства, расположения. В
самом деле, положительной герой в сказке располагает к себе, вызывая у нас
положительные и праведные эмоции.

Вывод из главы: На основе моих рассуждений и полученной мною информации по роли цвета в
том или ином произведении, можно сделать вывод, что цвет играет очень важную
роль при описании того или иного персонажа, явления. Даже маленький,
незначительный элемент в описании внешности персонажа скрывает много
интересного и нового. При написании данной главы я обратила свое внимание на
то, что порой цвет может как подчеркнуть ту или иную черту в характере героя,
так и изменить его (характер) вовсе.

Статистическая
таблица цветообозначений поэтов
XIX и XX вв.

Место

XIX
век

XX
век

I место

голубой, синий

золотой

II
место

черный

синий,
красный

III место

золотой, белый

белый

Таблица
опроса мальчиков:

Синий

Черный

Белый

Красный

Небо

50%

Страх

38,9%

Радость

50%

Кровь

55,6%

Таблица
опроса девочек:

Синий

Черный

Белый

Красный

Небо

66,7%

Темнота 41,7%

Пустота 33,3%

Пожар 58,3%

Библиография

1. Н. В. Банникова. Серебряный век русской
поэзии // «Просвещение» 1993г.

2. Е. Железнова. Стихотворения А. С. Пушкина
// «ООО Московский рабочий» 1985г.

3. С. М. Магидсон. Гимн любви. Том 1 //
«Молодая гвардия» 1991г.

4. С. Ожегов. Толковый словарь // «ООО Палас»
2003г.

5. Н. Сидорина. Хрестоматия школьника. Из
русской поэзии
XIX века // «Издательство Астрель» 2000г.

6. Н. Сидорина. Хрестоматия школьника. С.
Есенин стихотворения и поэмы // «ООО Издательство АСТ» 2002г.

7. Т. М. Тумурова. Поэты серебряного века //
«ООО Детская литература» 2000г.

8. С. Р. Федякина. А. А. Блок стихотворения и
поэмы // «Москва» 2003г.

9. Интернет. Сайт LoveRead.ru – онлайн библиотека.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                               
                Таблица  А

Вот  так выглядит  статистическая
таблица цветообозначений

Место

XIX век

XX век

I место

Голубой, синий

Золотой

II место

Чёрный

Красный, синий

III место

Золотой, белый

Белый

Соколова Дарья Александровна1, Ильина Светлана Константиновна1
1Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
В статье исследуется фрагмент художественно-речевой системы личности, выявляется специфика индивидуального мировосприятия, реализованного в языке художника слова. Изучение лексико-семантической системы языка проводится через анализ цветовой лексики. Цветопись является искусством создания образа, выражает идейно-художественную мысль произведения и отражает его поэтико-философское своеобразие.

Sokolova Darya Alexandrovna1, Ilina Svetlana Konstantinovna1
1Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
The article explores a fragment of art-speech system of personality, revealed the specifics of the individual perception of the world, implemented in the language of the artist’s words. Study of the lexical-semantic system of language is carried out by analyzing the color vocabulary. Tsvetopis is the art of creating an image, expresses the ideological and artistic idea of the work and reflects his poetic and philosophical identity.

Библиографическая ссылка на статью:
Соколова Д.А., Ильина С.К. Цветопись в художественно-речевой системе поэта // Филология и литературоведение. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/09/1698 (дата обращения: 24.02.2023).

В художественном мире поэта (писателя) всегда есть определенная лексико-семантическая группа слов, обозначающих цветосветовые представления личности. В результате семантического развития и обработки такие лексемы наполняются переносными и символическими значениями [1].

Лексико-семантические группы (поля), передающие цвет, краски окружающего мира [2], в творчестве писателя выполняют особые функции, создают не только неповторимый образ, но и несут идейно-художественную нагрузку [3]. Искусство работы с цветом в художественном произведении называют цветописью.

Цветопись – это способ передачи цвета языком художественного произведения.  Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету, в нашем сознании складываются различные образы окружающего мира.

«Цветные строки» русских поэтов создают неповторимый мир человеческого и природного бытия, в котором богатство красок свидетельствует о полноте жизни. Существует множество словесно-изобразительных приемов, используемых поэтами для передачи своих чувств к окружающему миру, но важнейшую роль в творчестве поэтов играет цветопись. Писатели научились придавать слову многозначность, дополняя оттенками смысла.

Прием цветописи широко использовал С. Есенин [4]. Как и большинство поэтов, он привлек своих первых читателей свежестью восприятия, не поддельной, наивной яркоцветностью.  Все образы, изображенные им в стихотворениях живописны, словно акварелью нарисованные. «Цветная Русь» С. Есенина разнообразна, она включает природный и деревенский мир. Цвет в произведениях Есенина отражает внутренний мир поэта, его душевное состояние.

«Цветные строки» писателя во многом обусловлены мифологическим восприятием мира его лирическим героем. Так, розовый-символ восхода, расцвета жизни, вызывает в сознании человека соответствующие образы, например, в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» юность олицетворяет розовый конь. Белый цвет обычно сопрягается душой. Россия, «страна березового ситца», ассоциируется с небесно-голубым.

Символика деревенской избы, ее значение жизни крестьянина подчеркивается золотым цветом, например, «золоченая хата». Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.

Сфера мечты и сказки окрашивается в яркие оттенки, например, «красноигривый жеребенок». Вот цветовое решение стихотворения «О красном вечере задумалась дорога…»: красный, розовый, желтый, золотой, зеленый, белый оттенки расцвечивают картину крестьянской жизни, создавая многогранный, жизнеутверждающий образ. Главные оттенки есенинской поэзии производны от палитры русской иконописи с преобладанием в ней золотого, красного, голубого тонов. С. Есенин обладал даром видения в обычных картинах природы необычного. Оба поэта описывали природу как живую, одухотворяли ее. Они точно передавали многоцветность природы и всю ее красоту.

Когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода».

Не менее разнообразна и цветовая палитра А. Блока. Творчество поэта – одно из наиболее значительных явлений русской поэзии [5]. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века. Их отличает философская глубина содержания, лиризм и гражданственность. Стихотворения А. Блока как будто раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в поэзии обусловлен, с одной стороны, реальным миром, а с другой – миром символов.

В цветовой палитре поэт использует такие цвета, как розовый, белый и лиловый, которые символизируют чистоту, ясность, небесное начало, а, например, синий обозначает измену, определяя принадлежность явлений к темному миру. Синева – как символ «родимой стороны», типична для стихотворений Блока. Но синий может быть и спутником печали, тревоги, томительных, болезненных ощущений.  Синий цвет – один из самых любимых цветов А. Блока. Поэт применяет синий, голубой цвет практически во всех своих произведениях, что характерно и для поэзии Есенина.

Нередко и обращение к красному цвету, символика которого в поэзии Блока наиболее богата. У поэта есть стихотворения, где красный цвет пронизывает весь сюжет, например, в стихотворениях «Стихи о Прекрасной Даме», «Город в красные пределы», «Светлый сон, ты не обманешь…». Цветовые прилагательные  в поэзии Блока – живое движение красок, ими создается атмосфера красочности.

Поэзия В. Маяковского тоже своего рода живописный этюд. Яркая пластика стихов поэта говорит о том, что на мир смотрит художник по-особому, он видит его в красках. В. Маяковский щедро насыщает поэзию красками природы, видениями города. В отличие от других, символика цвета у поэта играет огромную функциональную роль. Дерзкие, развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы. Например, в стихотворении «Ночь» поэт использует белый цвет, который символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. С помощью цвета автор создает емкую метафору, запоминающийся образ – «черными ладонями сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты». Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет. С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живет.

В своей поэзии В. Маяковский использовал красный цвет, как символ войны и революции. Красный обретает двойственное толкование: с одной стороны это порыв, эмоция, страсть, а с другой – патриотизм. Даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями присутствует красный цвет. В произведении «Письмо Татьяне Яковлевой» поэт с первых же строчек не отделяет себя  и свои чувства от Родины: в поцелуе «должен пламенеть» красный цвет «моих республик». Таким образом, рождается удивительная метафора, когда любовь к конкретному человеку не отделяется от любви к Родине.

Своеобразны и цветовые символы Анны Ахматовой [9]. Поэтесса творила в сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Для ее художественного мира характерно многообразие цветовых элементов. Каждый из цветов в цветовой гамме имеет свое значение, отражает различные состояния человека и восприятия мира. Часто встречаются у А.Ахматовой желтый, серый, белый, красный, зеленый, голубой и синий, серебристый и серебряный, а так же черный цвета. Они влияют на наше мышление  и чувства, становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют и печалят.

Цветопись является одним из любимых важных художественных приемов в литературе. С помощью цвета писатель создает образ-символ, уникальный, неповторимый. Каждый поэт точно подбирает слова-краски для своих произведений, что позволяет заглянуть в мысли и чувства писателя, понять смысл произведения, позволяет прикоснуться к наследию русских традиций. Цветовой мир авторского видения помогает читателю глубже понять идейное содержание художественного произведения.

Цветообразы позволяют по-новому интерпретировать особенности мировоззрения поэтов, обнаружить смысл возникновения и усложнения образных ассоциаций, углубить представления о поэтической индивидуальности писателей. Через цветопись, таким образом, выявляется не только характеристика образных рядов, но и поэтико-философское своеобразие творчества поэтов.

Библиографический список

  1. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. Л., 1982.
  2. Москович В.А. Семантическое поле цветообозначений (опыт типологического исследования семантического поля): автореф.дис…канд. филол. наук. М., 1964.
  3. Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 51-54.
  4. Перелыгин П.В. Цветообразная поэтика в творчестве С.Есенина и Н.Рубцова: автореф.дис…канд.филол.наук. Тамбов, 2008. 24 с.
  5. Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета, синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока // Известия Крымского пед. ин-та, 1930. Т.З.
  6. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015.№ 3-1 (45).С.115-117.
  7. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа А. П. Чехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-2 (45). С.117-120.
  8. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структуры и лексико-семантической группы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 176 с.
  9. Жирмунский В.М. Анна Ахматова и А.Блок // Русская литература, 1970, №3. С.57-82.
  10. Кожевникова H.A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986. 252 с.
  11. Брагина A.A. “Цветовые” определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. М.:Наука, 1972. С.73-105.


Все статьи автора «Соколова Дарья Александровна»

Яркие краски и символизм в стихотворении

В поэзии яркие краски и выразительный символизм играют важную роль в создании образов и атмосферы произведения. Одним из ярких примеров такого стихотворения является «Осень» А.С. Пушкина.

Структура стихотворения

«Осень» А.С. Пушкина включает в себя 14 строк и написано в стихе хайку. Стихотворение описывает осеннюю природу и подчеркивает ее красоту и мощь.

Яркие краски в стихотворении

В стихотворении «Осень» цвета играют важную роль в создании ярких образов. Пушкин использует красные оттенки, чтобы передать глубину красоты осени и его невероятную мощь. Например, «Кто охладела кровь – он в поле не живет!», — описание красных листьев и их яркости передает силу осенней природы и необузданную энергию необходимую к выживанию.

Символы в стихотворении

Символы, используемые в стихотворении «Осень», помогают передать восторг и уважение к силе природы. Например, «Туманному вечеру влажному, / Падать листам, желтым и легким…» описать переходную фазу смены времен года, где все старое взлетает в небо и новое рождается на земле.

Заключение

В стихотворении «Осень» А.С. Пушкина использование красок и символов создает образ, который передает красоту и мощь осенней природы. Этот стихотворение — свидетельство того, что яркий символизм и цвет могут быть скрыты в самых коротких и простых формах стихотворения.

Цветовая гамма и литература

Великий живописец Природа одарила художников (живописцев, музыкантов, писателей, поэтов) богатейшей палитрой красок и их оттенков. Не все возможно передать обычными словами. Поэтому писатели, поэты прибегают к языку символов. Поэт Валерий Брюсов по этому поводу писал: «В истинно художественном создании за внешним конкретным содержанием должно скрываться иное, более глубокое. На место художественного образа, определенно выражающего одно явление, художественный символ, таящий в себе целый ряд значений».

Цвет в литературе

Цвет в литературе используется очень широко. Цвет как таковой – колер (окраска) – белый шарф, голубые глаза, вороной конь. Цвет как отличительная черта, сущность героя, явления, состояния мира, человека – щенок Белолобый («Белолобый» А.П. Чехова), полуволк, полусобака Белый клык («Белый клык» Д. Лондона), белый окрас и черное ухо у Бима («Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского). Благодаря семантическому богатству и разнообразию прилагательные, обозначающие цвет, выполняют роль эпитетов как средства художественной выразительности, особенно в поэзии. Например, в стихотворениях Сергея Есенина «Белая береза», «В багровом зареве закат шипуч и пенен», «Вечером синим, вечером лунным», «Выткался на озере алый свет зари» и т.д.

Цвет как символ

На этом остановимся подробнее. Начнем необычно. Отдав дань французскому поэту Артюру Рембо, «Шекспиру-дитя», как назвал его Виктор Гюго.

Виртуозное использование символики цвета предстает в стихотворении «Гласные», написанное 16-летним А. Рембо:

«А – черный, белый – Е, И – красный, У – зеленый,

О – синий… Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я … А – черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;

И – пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный,

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У – цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

О – первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

— Омега, синий луч и свет Ее Очей.

(перев. М. Кудинова)

Структура стихотворения, как видим, проста. В нем представлены гласные. С ними ассоциируются различные цвета. Они, в свою очередь, разворачиваются в целые живописные миниатюры, где цвет символизирует определенные картины, явления, даже космос, первородство мира.

Так, сопоставив звуки с палитрой, шестнадцатилетний поэт с удивительной художественной силой воплотил юношеское стремление объять мир и познать его во всей полноте, не страшась ни его безобразия, ни его красоты, ни глубины бездны, отделяющей от Бога и Ангелов.

Сам же А. Рембо в «Алхимии слова» («Одно лето в аду», гл. «Бред ІІ») писал: «Я придумал цвет гласных! А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я избрал такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств».

Цвет и литературный псевдоним

Многообразие, многоликость символики цвета подтверждают и литературные псевдонимы:

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаёв) и Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг).

Начнем с последнего. Эссе Марины Цветаевой «Пленный дух», посвященное А. Белому, начинается так: « — Спаси, Господи, и помилуй папу, маму, няню, Алю, Андрюшу, Наташу, Марину и Андрея Белого…

— Ну, помолилась за Андрея Белого, теперь за Сашу Чёрного помолись!

Самое забавное, что нянька и не подозревала о существовании Саши Чёрного, что она его в противовес, в противоцвет Андрею Белому – сама сочинила, по женскому деревенскому добросердечию смягчив полное имя на уменьшительное …» Саша Чёрный – сатирик, но он же и тонкий лирический детский поэт, милый, трогательный. Мог бы сказать о себе словами любимого поэта Г. Гейне:

«Геральдом моим будет юмор

С смеющейся слезкой в щите».

Почему такой псевдоним Саша Чёрный (имя сохранил)?

Может, потому что был настоящим брюнетом с блестящими чёрными непослушными волосами, чёрными печальными глазами? Как знать. Может, «чёрный» совпал со всем тем, (тёмным, пошлым, никчемным, подлым, обывательской самодовольной тупостью) что его сатире пришлось высмеивать? Здесь мы можем только, увы, предполагать. Но, несомненно, одно – «чёрный», кроме всего перечисленного выше, символизирует и неизреченную горечь, трагедию судьбы поэта, чей лирический голос вынужден смеяться и высмеивать, не щадя собственной души.

Намного сложнее с псевдонимом Андрея Белого. По собственному признанию Б.Н. Бугаёва, придумал псевдоним отец друга Михаил Сергеевич Соловьев, сын знаменитого автора «Истории России с древнейших времён» Сергея Соловьева. Идейным же учителем был старший брат Владимир Соловьев, поэт, религиозный философ.

В. Соловьев развивал учение о мировой душе, превосходстве интуиции над разумом, значении слов как символов, дающих возможность доступа за грань сущего. И, возможно, псевдоним имеет теолого-символистический смысл: белый цвет – цвет «Богопознания».

Попытаемся и мы понять или приблизиться к пониманию. Обратимся к толковому Словарю русского языка Ожегова С.И. и Полному церковно-славянскому словарю протоирея Дьяченко Г.

Белый – цвет снега, молока: светлый, чистый, незамаранный, свободный, бледный, в первые годы советской власти – контрреволюционный.

Эпитет «белый» был взят неспроста. Он символизирует душевную чистоту, высоту помыслов, непорочность, святость, к чему стремился в жизни, творчестве, поиске истины Б.Н. Бугаёв.

А ещё, может, отражает главное – его сущность – поэтический дух воображения, дух, устремленный к Небу, Богу, к совершенству.

В подтверждение в стихотворении «Я» читаем:

«В себе, — собой объятый

(Как мглой небытия), —

В себе самим разъятый,

Светлею светом «Я»…»…………………….

«Я» — это Ты. Грядущий

Из дней во мне – ко мне –

В раскинутые кущи

Над «Ты Еси на не-бе-си».

Марина Цветаева, как всегда, глубоко чувствовавшая, любила в Борисе Николаевиче Бугаёве (Андрее Белом), в этом странном человеке, чудаке, гении Дух Поэта, представший в его земной оболочке. Одинокий дух Поэта, смятенный и мятущийся, обречённый чуждой ему земной жизни. Дух, не способный ни слиться с окружающим, ни вырваться из него. Таким именно предстает Андрей Белый в эссе М. Цветаевой «Пленный Дух», посвященное ему, поэту А. Белому.

Что же касается имени Андрей, то ближе всего оно ассоциируется, на наш взгляд, с Андреем Первозванным (призванным прежде других к апостольскому служению; само же слово «апостол» (с греч. посланник) первоначально — проповедник христианства, последователь какого-либо учения, идеи). Что органично подходит Андрею Белому, своеобразному «проповеднику» потустороннего, тайного в душе человека, религиозного мировоззрения, веры, «духовной жизни», потребности совершенствовать свою душу. Все было не просто, трагично, со множеством заблуждений и разочарований. Если кратко – «Андрей Белый» — проповедник духовной жизни, божественного начала в человеке, стремления к совершенству.

Таким образом, использование писателем символики, символики на всех уровнях, — это различные формы иносказательной выразительности. Встречается символика везде: в названиях, в сюжете, в композиции, в образной системе. Символика является неотъемлемой частью, становясь неким орудием в руках автора, помогает ему подчеркнуть свои мысли и вместе с тем создать своё особое, отличное от других писателей, настроение в произведении. Я считаю, что такой приём помогает писателю передать свою мысль неравнодушному читателю.

Но ничто не может более доказать такое утверждение, как конкретный пример со страниц литературных произведений.

Литература:

1. Андрей Белый. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с.

3. Рембо Артюр. В Зеленом Кабаре. – М.: Из-во Эксмо, 2005.

4. Цветаева М. И Сочинения. В 2 т. Т.2 Проза. – Мн. : Нар. Асвета, 1988

Цветная музыка стиха

Семь вкусов
спектра пробует язык.

Б. Ахмадуллина

Какого цвета звук а?

Как-то попался нам
на глаза сонет французского поэта Артюра
Рембо «Гласные». Привожу его в
переводе А. Кублицкой-Пиоттух:

А — черный; белый
— Е; И — красный; У -зеленый.

О — синий: тайну
их скажу я в свой черед,

А — бархатный
корсет на теле насекомых,

Которые жужжат
над смрадом нечистот.

Е — белизна
холстов, палаток и тумана.

Блеск горных
родников и хрупких опахал!

И — пурпурная
кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста
средь гнева и похвал.

У — трепетная
рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга,
покой морщин глубоких

На трудовом челе
алхимиков седых.

О — звонкий рев
трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов
в тиши небес пространной —

О — дивных глаз
ее лиловые лучи.

Что это — странная
фантазия поэта? Или какая-то особенность
восприятия звуков тонко организованной
поэтической душой? А может, гласные
действительно «окрашены» в восприятии
всех носителей языка?

Решили провести
немудреный пробный эксперимент. На
доске в строчку пишутся шесть гласных
Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик — названия
шести цветов: красный, черный, синий,
желтый, зеленый, белый. Задание информантам:
напишите, в какой из шести цветов, по
вашему мнению, окрашен каждый из гласных;
если не можете решить, — пишите наугад.

Экспериментатор
не должен ничего объяснять и, конечно,
ни в коем случае не приводить никаких
примеров, доказательств или собственных
соображений в пользу тех или иных
решений. Информанты работают самостоятельно
и безымянно.

Уже первые результаты
нас просто ошеломили: против А почти
все написали «красный», И для
большинства «синий», О — «желтый»
или «белый», Ы — «черный».

Стоит ли говорить,
что вся наша группа немедленно
переключилась на звуко-цветовые
эксперименты. Мы проводили их во
множестве, применяя разные методики,
опрашивая все новых и новых информантов.
Проверяли и перепроверяли результаты.
Пока наконец окончательно не убедились
в том, что гласные звуки речи в нашем
восприятии вполне определенно и в
основном для всех одинаково окрашены,
хотя мы этого не осознаем.

Если учесть еще и
результаты измерения значимости гласных
по «световым» шкалам («светлый
— темный» и «яркий — тусклый»), то
для гласных звуко-цветовые соответствия
можно охарактеризовать так:

А — ярко-красный,

О — яркий светло-белый
или белый,

И — светло-синий,

Е — светлый
желто-зеленый,

У — темный
сине-зеленый,

Ы — тусклый
темно-коричневый или черный.

Цвета гласных
получились, правда, совсем не такими,
как у Рембо, но мы забыли пока про сонет
— ведь нам открылось новое и невероятно
интересное свойство гласных.

С согласными дело
обстоит сложнее — много звуков, и работа
очень усложняется. Пока можно только
вполне определенно сказать, что Р четко
воспринимается как «темно-красный».

Трудно сказать,
от чего зависят эти «цветные»
свойства звуков. Возможно, что А и Р
ассоциируются с красным цветом потому,
что входят в слово красный.
Причем звук А в этом слове ударный, так
же как И в слове синий,
а О в слове желтый.
Но почему тогда У — «сине-зеленый»,
а Ы — «коричневый»? Может быть потому,
что У и Ы — самые «темные» из гласных,
и для них выбираются цвета потемнее?

А возможно, и
наоборот — слово красный
стало обозначать цвет, потому что в нем
был ударный «красный» А? Ведь
когда-то это слово не имело никакого
отношения к цвету, а означало «красивый».
Тогда соответствующий цвет назывался
«червонный», и в этом слове нет ни
одного А. Слово синий
тоже когда-то не обозначало «небесный
цвет», его значением было — «блестящий».
Не «синий» ли И придал этому слову
цветовое значение?

Но тогда откуда
взялись первоначально цвета звуков?
Может, А потому «красный», что это
самый громкий, самый сильный, а
следовательно, и самый «яркий»
звук? Он и ассоциируется с самым броским,
самым ярким цветом.

Заметьте еще, что
особенно четко, в чистые цвета окрашены
только три звука — А, И, О. Но ведь и все
богатство цветов и их оттенков можно
получить смешением в разных пропорциях
трех цветов — красного, синего и желтого.
Нет ли здесь удивительного соответствия
между природой цвета и звуковым
устройством языка?

Вопросы, вопросы…
И пока нет ответов. Но одно ясно:
звуко-цветовые соответствия существуют.
А раз существуют, значит, должны где-то
использоваться, проявляться. И конечно,
прежде всего, эта интересная особенность
звуков должна проявиться в поэзии.

Например, поэт
пишет о синем небе. Поэтический талант,
чувство языка помогают ему отобрать
наиболее выразительные языковые
средства, чтобы картина получилась
яркой, зримой. Тут бы и заставить речь
самим звучанием своим вызывать в глубинах
сознания (или подсознания?) читателя
синий цвет. Для этого в стихотворении
должны быть подобраны такие слова, в
которых много звуков соответствующего
цвета, т.е. звуков И. Поэт, конечно, может
не осознавать этих звуко-цветовых
соответствий, но тонкое чутье художника
подскажет ему, что подбор именно таких
гласных усиливает нужное эмоционально-образное
впечатление.

Как проверить эти
предположения, мы уже знаем. Нужно
подсчитать частотность звуков в
интересующем нас стихотворении и
посмотреть, каких гласных будет больше
нормы, а каких меньше.

Первым анализировалось
стихотворение Есенина из цикла «Персидские
мотивы». Вот его начальные строки:

Воздух прозрачный
и синий,

Выйду в цветочные
чащи.

Путник, в лазурь
уходящий,

Ты не дойдешь до
пустыни.

Воздух прозрачный
и синий.

Три раза здесь
назван синий цвет (считая «лазурь»).
Значит, по нашей гипотезе в этом
стихотворении должен доминировать
«синий» И. Так и оказалось: И
доминирует, превышая норму почти в два
раза!

Интересно, что
вторым по частотности, тоже несколько
превышая норму, идет У («темный»,
«сине-зеленый», «печальный»).
Канава его роль? Тот, кто любит поэзию,
наверное, заметит, что синева в этом
стихотворении Есенина не яркого,
радостного тона, это скорее синяя дымка,
а само это произведение, как и весь цикл
«Персидские мотивы», овеяно светлой
грустью. Приходится только поражаться
поэтическому чутью художника, который
в подборе звуков сумел установить
пропорции, подчеркивающие и «цветовую»,
и общую эмоциональную окраску стиха.
Действительно, подбери художник только
И — звуки способствовали бы изображению
яркого, праздничного синего цвета, нажим
на У дал бы цвет штормового моря или
грозовой тучи; и поэт, оставляя доминирующим
светлый сине-голубой, приглушает его,
заставляет звучать в светлом, но минорном
тоне.

Может быть, эти
странные соответствия звука и цвета не
что иное, как случайное совпадение?
Возьмем другое стихотворение Есенина:

Выткался на озере
алый цвет зари.

На бору со звонами
плачут глухари.

Здесь заметно
увеличена по сравнению с нормой
частотность У и несколько больше нормы
А. И снова подбор гласных точно
соответствует цветовой картине,
нарисованной в этом стихотворении
словами: темно-синее вечернее небо,
подсвеченное угасающим красным — это и
есть вечерняя заря. А общий эмоциональный
тон?

И пускай со
звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая
в алостях зари.

И здесь все точно:
«грустный» У и «радостный» А
— «тоска веселая». Нет, это не
случайность. Это рука мастера, это
творение таланта!

«Цветные»
стихи есть, конечно, не только у Есенина.
Очень выразительно окрашена звуковая
мелодия многих произведений Блока. Есть
у него стихотворение, написанное под
впечатлением от картины В. Васнецова
«Гамаюн, птица вещая». Картина
выдержана художником в темных
фиолетово-синих и багрово-красных тонах.
В той же гамме написано стихотворение:

На гладях
бесконечных вод,

Закатом в пурпур
облеченных,

Она вещает и
поет,

Не в силах крыл
поднять смятенных…

Вещает иго злых
татар,

Вещает казней
ряд кровавых,

И трус, и голод,
и пожар,

Злодеев силу,
гибель правых…

Предвечным ужасом
объят,

Прекрасный лик
горит любовью,

Но вещей правдою
звучат

Уста, запекшиеся
кровью!..

И ту же цветовую
картину создают доминирующие гласные:
самый «темный» из них Ы (превышение
нормальной частотности в 2 раза), «красный»
А (в 1,5 раза) и «темный сине-зеленый»
У (в 1,5 раза).

Вдумайтесь в это
взаимопроникновение разных видов
творчества — музыки звуков, поэзии слов
и красок живописи, почувствуйте гармонию
их слияния, и вы постигнете единый смысл
искусства!

Поэты нашего
времени тоже широко используют цветовую
выразительность звуков речи. Стихотворение
А. Твардовского «Матери» начинается
строчками:

И первый шум
листвы еще неполной,

И след зеленый
по росе зернистой…

Подсчет гласных
показывает, что стихотворение
ииструментовано по звуко-цветовому
принципу: доминирует «светло-зеленый»
Е, частотность которого превышает норму
в 1,5 раза.

Исследование
«стихоцвета» — область настолько
новая и необычная, что реакции каждого,
кто знакомится с результатами анализа
звуко-цветовых соответствий в поэзии,
почти всегда одинаковы:

— Этого не может
быть, — говорят обычно. — А все ваши
подсчеты — не более чем парадоксы
статистики.

Конечно, не всегда
упоминание какого-либо цвета в
стихотворении ведет к повышению частоты
соответствующего гласного. Так и должно
быть — ведь не обязательно в любом
«цветном» произведении поэт должен
использовать именно эффект «звукоцвета».
Но совершенно невероятно, чтобы
соответствия, «вычисленные» для
всех приведенных здесь стихотворений,
были бы лишь результатом удачного
совпадения цифр.

Однажды студенты
принесли на занятие для анализа
стихотворение А. Тарковского «Перед
листопадом»:

Все разошлись.
На прощанье осталась

Оторопь желтой
листвы за окном.

Вот и осталась
мне самая малость

Шороха осени в
доме моем.

Выпало лето
холодной иголкой

Из онемелой руки
тишины

И запропало в
потемках за полкой,

За штукатуркой
мышиной стены.

Если считаться
начнем, я не вправе

Даже на этот
пожар за окном.

Верно, еще
рассыпается гравий

Под осторожным
ее каблуком.

Там, в заоконном
тревожном покое,

Вне моего бытия
и жилья,

В желтом, и синем,
и красном — на что ей

Память моя? Что
ей память моя?

Предполагалось,
что в этом печальном стихотворении об
осени в природе и в душе человека звуки
должны гореть осенними красками.
Полученные же результаты звуко-цветового
анализа весьма поразительны.

В звуковой ткани
стихотворения доминирует прежде всего
О, затем Ы и дальше А. Да ведь это и есть
желто-коричнево-красная осенняя гамма
цветов! Однако в какой-то мере это было
предсказуемо. Именно такого результата
мы и ожидали. Не так ли?

Но что это за строка
в последней строфе: «В желтом, и синем,
и красном…»? Неужели поэт подсказывает
нам цвета картин, изображенных в первых
трех строфах? Посмотрим внимательно.
Действительно, в первой строфе прямо
назван желтый цвет. Вторая строфа
«темная» (в
потемках за полкой
),
«серая» (мышиная
стена
), может
быть, со стальным синеватым отблеском
«холодной иголки». В третьей строфе
пожар за
окном
, значит,
красный. Точнее, красно-желтый пожар
листвы за окном. Но если это так, то не
сопровождаются ли эти цветные картины
соответствующим звуко-цветовым
аккомпанементом гласных? Правда, это
было бы уж слишком. Не стремился же, в
самом деле, Тарковский изготовить
наглядное пособие по изучению
звуко-цветовых соответствий в стихе. И
все-таки, без особой надежды на успех,
я предложил студентам «просчитать»
первые три строфы.

Считаем первую.
Да, «желтый» О на первом месте. Норма
превышена в 2 раза! Пока все подтверждается.

Считаем вторую
строфу. Еще одно подтверждение. Доминирует
«темный» Ы и «синий» И. Больше
ни в одной строфе стихотворения
частотности этих букв не превышают
нормы. А здесь Ы — в 3 с лишним, а И — почти
в два раза. Правда, О тоже больше нормы,
но не нужно забывать, что этот звук
создает основной цветовой фон для всего
стихотворения. И его частотность
превышает норму во всех строфах.

Ну что ж, решающее
слово за третьей строфой. Кто-то из
студентов посчитал первым и крикнул:
«Красный!» Мы сидели потрясенные.
Все точно: «В желтом, и синем, и
красном…». Как поразительно выполнена
звуковая ткань этого стихотворения!
Как глубоко содержательна игра звуков
и красок в нем! Как точно его звуковая
форма соответствует содержанию!

А как же все-таки
быть с сонетом Рембо? Почему он «окрасил»
звуки так странно? Этот вопрос сидел
как заноза, покоя не давал. Конечно,
заниматься выяснением звуко-цветовых
соответствий во французском языке было
для нас слишком сложной задачей, но ведь
перевод-то русский. Навязал ли Рембо
переводчице свои цвета гласных? Это
нетрудно проверить.

Будем рассуждать
так. Цвета гласных в сонете названы
дважды — один раз прямо, а второй раз
косвенно — в «расшифровках» цветовой
содержательности каждого звука. Если
на подсознание переводчицы оказали
давление прямые названия цветов гласных,
то в строчках-расшифровках она должна
нагнетать именно те гласные, которые
расшифровывает.

Например, в строчках

А — бархатный
корсет на теле насекомых,

Которые жужжат
над смрадом нечистот…

должен доминировать
по частотности звук А. Тогда мы поверим,
что для переводчицы А — черный.

Считаем. И что же?
Доминирует вовсе не А. Резко доминирует
Ы, превышая нормальную частотность
почти в 2,5 раза! Невероятно! Сознательно
переводчица пишет: А — черный, а
подсознательно — нагнетает в строчках
действительно «черный» Ы.

Значит, А должен
быть и у нее «нормального» — красного
— цвета? Проверим «красную»
расшифровку:

И — пурпурная
кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста
средь гнева и похвал.

Пожалуй, и считать
нечего. Здесь почти нет И, зато строчки
явно перенасыщены А: чего стоит хотя бы
сочащаяся
рана
. Но все
же посчитаем. Так и есть — доминирует,
конечно, А. Его частотность превышает
норму в 2,3 раза, тогда как И гораздо
меньше нормы. Все правильно: А — «красный».

Что же касается
И, то его частотность, как и «положено»,
выше всего именно в «синей»
расшифровке:

О — звонкий рев
трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов
в тиши небес пространной —

О — дивных глаз
ее лиловые лучи.

Поразительно
прочно закреплены у нас в подсознании
звуко-цветовые соответствия! Переводчицу
не сбили «неправильные» подсказки
оригинала, она организовала звучание
«цветных» строк в точном соответствии
с действительной «окраской» звуков.

Кстати сказать,
по наблюдениям французских психологов,
А и для французов «красный». Так
что Рембо в сонете или продемонстрировал
свои сугубо индивидуальные ассоциации,
или просто соригинальничал. Говорят,
что поэт сам смеялся над теми, кто всерьез
принимал эти стихи.

Но мы решили не
поддаваться на его розыгрыш, и студент
из нашей группы В. Шапиро в пику Рембо
написал на тему его сонета собственную
вариацию с «правильными» цветовыми
расшифровками гласных!

Я вижу яркий
свет, когда кричат,

Я слышу крик,
свет яркий созерцая.

Все звуки светятся,
и все цвета звучат,

И ныне я их тайны
раскрываю.

А — красная рубаха
палача,

А — ахает толпа,
на казнь взирая.

Ы — черный бык,
мычащий по ночам.

О — осень: крона
клена золотая.

Е — это свежесть
молодого лета,

Зеленый переплет
Есенина и Фета.

И — птичий свист
над синею рекой.

У — это грустный
свет зелено-синих

Очей ее, глубоких,
как пучина.

У — это гулкий
цвет волны морской.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти все уведомления в контакте
  • Как не просто нам сейчас найти слова
  • Как найти объем земельного участка
  • Как найти фильтр в инстаграм по названию
  • Как найти свой айпи адрес на компе