Как найти кратность в статистике

Разделы:

Математика

Класс:

9


В школьный курс математики включена новая
содержательная линия – элементы статистики,
комбинаторики и теории вероятностей. Включение в
курс алгебры элементарных сведений из
статистики имеет важное общеобразовательное
значение, так как без этих знаний невозможно
разобраться в разнообразной информации.
Простейшие методы обработки и анализа
статистических данных являются главной целью
урока по теме “Варианты и их кратности”.

Использование информационных технологий на
данном уроке позволило отразить поэтапность
проведения урока, сконцентрировать внимание на
основных моментах и объективно оценить знания
учащихся за более короткий срок.

Цель:

  1. Ввести понятие варианта, показать примеры
    обработки статистических данных, используя
    введенные понятия.
  2. Закрепить навыки решения комбинаторных задач
    простейшего типа;
  3. Повторить понятия и определения комбинаторики.

Девиз урока:

Не нужно нам владеть клинком.
Не ищем славы громкой
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким.

1. Оргмомент.

Сегодня по всей стране проходит “День
здоровья”, поэтому на уроке нам предстоит
выяснить насколько мы выносливы.

2. Разминка.


  1. Исход эксперимента или наблюдения которого при
    реализации данного комплекса условий может
    произойти, а может и не произойти? (случайное
    событие)
  2. Событие, которое при реализации данного
    комплекса условий непременно произойдет?
    (достоверное событие)
  3. Событие, которое заведомо не может произойти
    при реализации данного комплекса условий.
    (невозможное)
  4. Размещения, отличающиеся друг от друга только
    порядком расположения элементов. (перестановки)
  5. Выборки, составляемые из элементов, не
    отличающиеся по своему объему, но отличающиеся
    по составу хотя бы одним элементом. (сочетания с
    повторениями)

3. Проверка домашнего задания.

А) 1 ряд “Ловкачи”: выполняет тест по
вариантам, затем взаимопроверка по готовым
ответам.

Б) 3 ряда “Прыжки в длину”: 2 человека с
работают у доски с домашними задачами,

2 человека работают по карточкам. (задачи), 1
человек на интердоске выполняет задание

Сколькими способами в игре
“Спортлото” можно выбрать шесть номеров из 49?

649=
(49!)/6! (49 – 6)!) = (49!) / (6!43!) = (49 • 48 • 47 • 46 • 45 • 44) / (1 •
2 • 3 • 4 • 5 • 6) = 13 983 816) – сочетания без
повторений

У Робина – Бобина Барабека 40
соседей. Он решил пригласить двоих из них на обед.
Сколько у него способов это сделать

240
= (40!) / (2! (40 – 2) ! ) = (40!) / (2!38!) = (40 • 3) / (1 • 2) = 780) –
сочетания без повторений

В) 2 ряд соревнуются в эстафете 1 вариант и 2
вариант.
(Выбрать капитанов)

1 этап эстафеты: “Бег с препятствиями”

Какие из следующих событий
достоверные:

А – “два попадания при трёх
выстрелах”,

В – “появление не более 18 очков при бросании
трёх игральных костей”,

С – “наугад выбранное трёхзначное число не
больше 1000”,

Д – “наугад выбранное число, составленное из
цифр 1, 2, 3 без повторений, меньше 400”?

(В, С и Д)

Какие из следующих событий
невозможные:

А – “опаздывание ленинградского
экспресса в субботние дни”,

В – “появление 17 очков при бросании 3 игральных
костей”,

С – “появление слова “мама” при случайном
наборе букв а, а, м, м”,

Д – “появление составленного из цифр 1, 2, 3, 7, 8 и
кратного 9 числа при случайном однократном
наборе цифр”

(Д)

2 этап эстафеты: “Состязание капитанов”

О каком событии идёт речь?

1) Измерены длины сторон
треугольника. Оказалось, что длина каждой
стороны меньше суммы длин двух других сторон. (Достоверное
событие)

2) В полночь выпадет снег, а через 24 часа
будет светить солнце (невозможное, т.к. ч/з 24 часа
будет ночь)

1) Произведено три выстрела по
мишени. Произошло пять попаданий. (Невозможное
событие)

2) Завтра будет контрольная по
математике (Случайное, если тема закончилась)

3 этап эстафеты: “Кто быстрее?” (Решить
задачи.)

1) В урне 15 белых и 25 чёрных
шаров. Из урны наугад вынимается один шар. Какова
вероятность того, что он будет белым?

(15/40 = 3/8 = 0,
375)

2) Из слова СОБЫТИЕ случайным образом
выбирается одна буква. Какова вероятность того,
что она окажется гласной?

(4/7 = 0, 571)

3) Одновременно бросают 3 монеты. Сколько
равновозможных исходов у этого эксперимента?

(8)

1) Из русского алфавита
случайным образом выбирается одна буква. Какова
вероятность того, что она окажется гласной?

(10/ 33
= 0, 303)

2) Абонент забыл последнюю цифру телефонного
номера и набрал её на удачу, помня только, что эта
цифра нечётная. Найти вероятность того, что номер
набран правильно.

(5/10 = 1/2 = 0, 5)

3) Одновременно бросают 3 монеты. С какой
вероятностью все монеты выпадут на одну сторону?

(2/8 = 1/4 = 0, 25)

Если выполнили задание 1 ряд, то дополнительно
решить задачи

(Решить задачу.)

Имеется шесть перчаток
различных размеров. Сколькими способами можно
выбрать из них одну перчатку на левую руку и одну
на правую руку так, чтобы эти перчатки были
различных размеров?

(Решается по правилу
произведения 6 • 5 = 30 способов)

Гера, Афина и Афродит попросили
Париса не только назвать самую красивую из них,
но и указать, кто на “втором и третьем месте”.
Сколько есть вариантов ответа?

(Решается по
правилу произведения 3 • 2 • 1 = 6 способов)

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Изучение нового материала.

Как только человеку в его деятельности
потребовались количественные характеристики, то
есть числа, тут же появилась статистика.

“Статистика знает все”, утверждал Ильф и
Петров в романе “двенадцать стульев”.

Для изучения, обработки и анализа
количественных данных различных массовых
социально-экономических процессов и явлений
проводят статистические исследования.

“Независимо от того, в какой отрасли знания
получены числовые данные, они обладают
определенными свойствами, для выявления которых
может потребоваться особого рода научный метод
обработки. Последний известен как
статистический метод или, короче, статистика.”

Дж.Юз. М. Кендалл. “Теория статистики”.

Каждое статистическое исследование состоит из
сбора и обработки информации. На основе
полученных данных проводятся выработка
различных прогнозов, оценка их достоверности.
Важной задачей, без которой статистические
данные теряют всякий смысл, является обработка
полученных данных.

Предложить учащимся выполнить задание №1.

№1. Посчитайте длины слов (количество букв) в
приведенном ниже отрывке.

Если хочешь быть здоров, закаляйся 4, 6, 4, 6, 9.

Позабудь про докторов 8, 3, 8.

Водой холодной умывайся. 5, 8, 8.

После его выполнения учащимся задаются
вопросы:

– Что вы сейчас делали? (собирали информацию)

– Какие выводы можно сделать? (можно вычислить
самое длинное слово, самую длинную строку, самую
распространенную букву и т. д.)

Займемся статистическим методами обработки
информации. Для этого нужны новые термины,
принятые в статистике.

Учащимся предлагается раздаточный материал.

1) Все понятно 2) Почти понятно 3) Ничего не понятно

Новый термин

Простое описание

Более научный
термин

Определение

Общий ряд данных То, откуда выбирают Генеральная
совокупность
Множество всех в
принципе возможных данных измерения
Выборка То, что выбрали Статистическая выборка,
статистический ряд
Множество данных, реально
полученных в данном измерении.
Варианта Значение одного из
результатов измерения
Варианта Одно из значений
элементов выборки
Ряд данных Значение всех результатов
измерения, перечисленных по порядку
Вариационный ряд Упорядоченное множество всех
вариант
Кратность варианты     Это сколько раз
каждая варианта из ряда данных наблюдается в
выборке.

Объем выборки

Если сложить все кратности   Количество всех произведенных
при выборке измерений
Частота варианты     Отношение кратности
варианты к объему выборки

№2.

30 абитуриентов на четырех
вступительных экзаменах набрали в сумме такое
количество баллов (оценки на экзаменах
выставлялись по 5 бальной системе):

20; 19; 12; 13; 16; 17; 15; 14; 16; 20; 15; 19; 20; 20;15; 13; 19; 14;
18; 17; 12; 14; 12; 17; 18; 17; 20; 17; 16; 17.

Составить общий ряд данных выборки.
Выборку из результатов, стоящих на четных местах
и соответствующий ряд данных.

Решение:

После получения 2 дальнейшие экзамены не
сдаются, поэтому сумма баллов не может быть
меньше 12(12 – это 4”тройки”)

Общий ряд данных – все реальные данные
измерения, выписанные в определенном порядке без
повторений. Значит, общий ряд данных состоит из
чисел.

Общий ряд данных: 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20.

Выборка из результатов, стоящих на
четных местах состоит из 15 результатов; 19; 13; 17; 14;
20; 19; 20; 13; 14; 17; 14; 17; 17; 17; 17.

Ряд данных – это конечная возрастающая
последовательность: 13; 14; 17; 19; 20.

Перейдём к дальнейшей обработке информации.

Составим таблицу из двух строк. В первой из
которых будет ряд данных.

Каждая варианта из этого ряда какое – то
количество раз наблюдалось в выборке. Это
количество называется кратностью варианты.

Кратность варианты – это сколько
раз каждая варианта из ряда данных наблюдается в
выборке.

Вот и поставим во вторую строку
кратности соответствующих вариант.

Получим таблицу распределения
выборки. Вот как она выглядит.

Варианта 13 14 17 19 20 Всего 5 вариант
Кратность варианты 2 3 6 2 2 Сумма = 15 (объем выборки)

Если сложить все кратности, то
получится количество всех произведенных при
выборке измерений – объем выборки.


В данном случае объем выборки равен 15.

Далее, при общей оценке данных выборки
не очень важно, что, например, варианта 14 имеет
кратность 3 из общего объема в 15 данных. Удобнее
сказать, что эта варианта составляет или 20% числа
всех измерений. Так и поступают, т.е. делят
кратности вариант на объем выборки и получаем частоты
вариант
.

Частотность варианты = КРАТНОСТЬ И
ВАРИАНТЫ

Частоты всех вариант удобно приписывать
третьей строкой уже составленной таблице. Новую
трехстрочную таблицу называют таблицей
распределения частот выборки.

Таблица распределения частот выборки:

Варианта 13 14 17 19 20 Всего: 5 вариант
Кратность варианты 2 3 6 2 2 Сумма = 15 (объем выборки)
Частота варианты           Сумма = 1
  13,33% 20% 40% 13,33% 13,33%  

Обратите внимание, что сумма частот равна 1, и
так бывает всегда.

Иногда частоты удобно измерять в
процентах от общего объема выборки. Тогда
таблицу распределения дополняют еще частотой
частот в процентах. Она получается из предыдущей
строки умножением на 100%.

6. Закрепление

Решить задачу.

№1

После группировки данных эксперимента
получилась такая таблица их распределения:

Варианта -3 0 4 5 9 11 12 15 20
Кратность варианты 12 9 1 64 34 56 7 8 9

а) Определите объем выборки.

б) Найдите наиболее часто встретившуюся
варианту.

в) Допишите к таблице третью и четвертую строки
из частот и процентных частот вариант.

г) Найдите сумму чисел в третьей и четвертой
строках.

Решение:

Варианта

-3

0

4

5

9

11

12

15

20

Всего 9 вариант
Кратность варианты

12

9

1

64

34

56

7

8

9

200

Частота варианты

Сумма 1

Частота варианты в %

6

4,5

0,5

32

17

28

3,5

4

4,5

100

а) Объем выборки 200; б) 5.

Работа в парах.

Задача № 2

1 ряд. Для выборочной переписи
населения в 20 квартирах были получены следующие
сведения о годах рождения их жильцов (первые две
цифры 1 и 9 не пишутся):

30

56

98

77

93

31

61

80

87

52

56

32

87

73

93

81

57

52

61

89

90

92

85

87

70

61

93

87

52

53

40

56

48

51

61

87

88

90

52

60

22

34

48

52

88

87

91

62

63

87

39

40

52

87

99

91

87

65

61

55

а) Составьте ряд данных.

б) Найдите кратность и частоту вариант 61 и 87.

в) Составьте таблицу кратностей, разбив данные
на интервалы по годам:

№1-от 22 до 30; №2 –от 31 до40;

№3-от 41 до 50; № 4 –от 51 до 60;

№5-от 61 до 70; № 6 – от 71 до 80;

№7 – от 81 до 90; №8 -от 91 до 99.
Решение:


а) 30, 31, 32, 34, 40, 48, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 60, 61, 62, 63, 65, 70, 73, 77, 80,
81, 85, 87, 88, 90, 91, 92, 93, 98, 99.

б)

Варианта

61

87

Кратность варианты

5

9

Частота варианты

в)

Варианта 22– 30 31-40 41 -50 51-60 61-70 71-80 81-90 91-99  
Кратность варианты

2

6

2

14

9

3

16

8

Сумма 60

Частота варианты                 1
Частота варианты в % 3,3% 10% 3,3% 23,3% 15% 5% 26.6 % 13,3% 100%

Самостоятельно определить частоту варианты и
частоту варианты в %

3 ряд. Предлагает задачу Морева С.

Проводя исследование
“Использование статистических методов при
изучении отношения школьников к математике.”

С этой целью был составлен тест,
содержащий 9 заданий. Работу выполняли учащиеся 9
А класса (23 человек). При проверке каждой работы
учитель математики отмечала число верно
выполненных заданий. Я приняла участие в анализе
данных по ее просьбе.

В результате был составлен такой ряд
чисел:

6, 5, 5, 7, 9, 6, 8, 7, 9, 8, 6, 7, 5, 7, 6, 4, 5, 8, 6, 7, 9, 9, 6.

а) Составьте ряд данных.

б) Найдите кратность и частоту вариант 5 и 9.

в) Составьте таблицу кратностей;

г) найдите частоту варианты и частоту варианты
в процентах.

Для того чтобы удобно было
анализировать полученные данные, упорядочим
этот ряд:

4

5, 5, 5, 5

6, 6, 6, 6, 6, 6

7, 7, 7, 7, 7

8, 8, 8

9, 9, 9, 9.

Представим полученные данные в виде
таблицы, в которой для каждого числа верно
выполненных заданий, записанного в верхней
строке, укажем в нижней строке количество
появлений этого ила в ряду, т.е. частоту:

Число верно
выполненных заданий

4

5

6

7

8

9

Кратность варианты

1

4

6

5

3

4

Частота варианты

Частота варианты в %

4,3

17,4

26,1

21,7

13,1

17,4

В рассмотренном примере сумма частот
равна общему числу проверяемых работ, т.е. 23.

2 ряду предлагает задачу Ланцова
Татьяна

“Подтверждение статистических характеристик
на примере 7А класса МСОШ №1”

Мне стало интересно, какой средний
рост моих одноклассников. Я провела среди них
опрос, и в результате моего исследования
выяснилось следующее:

143, 157, 165,148, 168,161,159, 157, 164, 167,153, 170,159,158,167,166, 168,168, 173,
169,169,170, 168,

а) Составьте ряд данных.

б) Найдите кратность и частоту вариант 171 и 167.

в) Составьте таблицу кратностей, разбив данные
на интервалы по росту:

№1-от 143 до 149; №2 –от 150 до 155; №3-от 156 до 160; № 4
–от 161 до 165;

№5-от 166 до 170, №6 – от 171 до 175.

Рост, см

Частота,
чел.

Середина
интервала, см

143-149

2

144,5

150-155

1

153,5

156-160

5

157,5

161-165

3

163,5

166-170

11

167,5

171-175

1

173,5

7. Домашнее задание:

Решить задачи: № 1; 2.

Задача № 1

В вашем классе соберите данные о месяцах
рождения учеников. Месяца удобнее перечислять по
порядковому номеру.

а) Выпишите ряд данных полученной вами выборки;
б) составьте таблицу распределения из четырех
строк: варианты, кратности, частоты, частоты в
процентах;
в) укажите наиболее и наименее часто
встретившуюся варианту.

Задача № 2

Выборка состоит из всех букв, входящих в
двустишье

“… Это дерево – сосна,
И судьба сосны ясна…”

а) выпишите ряд данных выборки;
б) найдите объем выборки;
в) определите кратность и частоту варианты “о”;
г) какова “наибольшая процентная частота
вариант выборки”.

Конспект.

8. Стадия рефлексии. Подводя итог урока,
необходимо добиться понимания учащимися
следующих важных положений:

На этапе рефлексии учащимся предлагается
составить синквейн и в поэтической форме
выразить свое отношение к изученном материалу.

Справка: СИНКВЕЙН – приём технологии
развития критического мышления, на стадии
рефлексии.

Это короткое литературное произведение,
характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти
строк, которое пишется по определённому плану.
Слово “синквейн” происходит от французского
слова “пять”.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – одно слово – название
стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или
причастия). Описание темы, слова можно соединять
союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия,
относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение.
Фраза, которая показывает отношение автора к
теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация,
синоним, который повторяет суть темы в 1-ой
строчке, обычно существительное.

Пример синквейна:

Статистика
Ускользающая, непознанная.
Осознать, изучить, понять
Статистика есть дизайн информации.
Реальность.

9. Завершение урока

Завершить урок хочется такой историей.

– Доктор, – спрашивает пациент – пойдут ли у
меня дела на поправку?

– Несомненно, – отвечает врач, – потому что
статистика говорит, что один из ста
выздоравливает при этой болезни.

– Но почему же при этом именно я должен
выздороветь?

– Потому что вы как раз и есть мой сотый
пациент.

Презентация

Приложение

18.02.2010

Дата публикации: 09 апреля 2017.

Урок и презентация на тему: «Математическая статистика, элементы статистики»

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.


Скачать:
Математическая статистика, элементы статистики (PPTX)


Статистика, введение

Темой сегодняшнего урока будет математическая статистика.
Этот предмет занимается статистикой, используя различные математические методы. Математическая статистика — это самостоятельно развивающийся раздел математики, в котором существуют и свои уникальные способы решения различных задач.

Так чем же занимается и для чего нужна математическая статистика?
Предположим, что у учеников девятых классов измерили рост. Как представить полученные данные? Можно записать их в строчку друг за другом, можно разделить данные по классам, можно попробовать создать таблицу. Все эти способы довольно громоздки и неудобны. Будет сложно извлечь информацию из такого набора чисел. А теперь представьте, что измерили рост учеников девятых классов всех школ в городе. Количество измерений может перевалить за тысячу.
Математическая статистика занимается обработкой данных и представлением их в виде удобном для восприятия. Это только одна из задач статистики. Построение прогнозов и оценок; применение различных методов исследования; достоверность проведенных испытаний и многое другое — вот чем занимается статистика.

Как же обрабатывает информацию статистика?

  • Данные измерений упорядочивают и группируют.
  • Составляют таблицы распределений данных.
  • По таблицам строят графики распределений.
  • В итоге создается паспорт измерений, в котором собраны числовые характеристики полученной информации.

Давайте рассмотрим эти пункты.

Упорядочивание и группировка данных

Первое, что необходимо сделать при анализе данных, определить рамки, в которых находится исследователь. Выбираются наименьшее и наибольшее допустимые значения, которые могут не совпадать с полученными данными. Например, при измерении роста учеников, шансов, что кто-то будет ниже 140 сантиметров и выше 200 сантиметров очень мало. Если найдется такой вариант, то данные статистики можно подкорректировать.
При измерении роста могут получиться числа: 140,150,160,170,180,190,200 – это общий ряд данных, которые принято располагать в порядке возрастания. Общий ряд данных может быть и другим, например: 140,145,150,155,160,…,190,195,200. Как представить общий ряд данных зависит от конкретной задачи.

Пример. Составить общий ряд данных, включающих:
а) месяцы рождения одноклассников,
б) годов рождения родственников и друзей,
в) буквы, с которых начинается слово.
Решение.
а) Всего месяцев 12, если их перечислить по цифрам, то получим общий ряд: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.
б) Шанс, что кто-то из родственников старше 100 лет — мал, а что, кто-то родился в этом году — есть. Тогда общий ряд годов рождения можно составить так: 1910,1911,1912,…, 2009,2010,2011,2012,2013,2014.
в) Слово может начинаться с любой буквы алфавита, кроме ь, ы, ъ. Тогда возможны 30 вариантов, если их представить численным рядом, то получим: 1,2,3,4,…,28,29,30.

Понятие «общий ряд» не является строгим, в примере б) мы могли начать ряд с 1900 года, ряд так же назывался «общим».

При проведении эксперимента данные из общего ряда могут не встретиться. Вернемся к нашему примеру б) и рассмотрим конкретный случай.
Вова назвал года рождения родственников: 1935,1937,1960,1965,1980,1981,1997,2005.
Общий ряд представлял собой последовательность: 1910,1911,1912,…,2009,2010,2011,2012,2013,2014.
У Вовы встретились конкретные измерения, которые называются «вариантой измерения».
Варианта измерения – это возможный вариант проведенного измерения.
Если все варианты измерений перечислить по порядку, то получится ряд данных измерения.
Для нашего примера составим таблицу:
Статистика

Пример. Выписать ряд, состоящий из букв, которые встречаются в словах: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.
Решение. Ряд будет выглядеть так: а, б, д, е, к, м, п, р, с, т, у, ш, я. Встретились 13 букв из 33.
Некоторые буквы встречаются несколько раз, например, буква а – девять раз, другие – реже.

Определение. Если среди всех данных конкретного измерения одна из вариант встретилась ровно к раз, то число к называют кратностью измерения.
В этом примере буква а имеет кратность — 9.
Запишем кратности для каждой из букв:
Статистика

Далее варианты нужно сгруппировать. Создадим сгруппированный ряд данных:
а,а,а,а,а,а,а,а,а,б,б,б,д,д,д,д,е,е,е,к,к,м,м,п,п,р,р,с,с,т,т,т,т,у,у,ш,шя,я,я.
Число повторений каждой варианты равно кратности варианты.

Составление таблицы распределения данных

Таблица

Если сложить все кратности, получится количество всех данных измерения или объем измерения. Объем измерения равен количеству букв встречающихся в наших словах. Для проверки всегда складывают кратности, сумма должна равняться количеству элементов измерения.
Далее вычисляют частоту варианты.

Частота варианты=Кратность варианты/Объем измерения.

Составим таблицу частот измерений:
Частота изменений

Сумма всех частот всегда равна единице, так как это сумма всех дробей с одинаковым знаменателем, а сумма всех числителей как раз и равна знаменателю. Для удобства, часто переводят частоты в проценты от объема измерения. Составим таблицу еще одну таблицу, каждую частоту в новой строке помножим на 100.
Статистика

Графическое представление данных

Давайте построим графики функций распределения по таблицам. Договоримся, что вместо букв будем использовать цифры 1,2,3,…,13.
Тогда наша таблица примет вид:
Статистика

По оси абсцисс отложим цифры, соответствующие буквам, а по оси ординат – значения частот появления варианта. Графическое изображение имеющейся информации – график распределения частот.
Таблица значений:
Статистика
График распределения частот:
Статистика

График распределения частот также называют полигоном распределения.
Давайте построим график распределения частот процентов. Его тоже называют полигоном распределения процентов.
Таблица значений.
Статистика

Полигон распределения процентов:
Статистика

Даже не большая по объему данных задача, представляет собой довольно таки утомительную процедуру подсчета и составления таблиц и графиков распределений.

Числовые характеристики данных измерения

Наши данные обладают уникальными числовыми характеристиками. Давайте определим некоторые из них.

Разность между максимальной и минимальной вариантой называют размахом измерения.

На наших графиках — это область определения (разность крайнего правого значения и крайнего левого значения на оси абсцисс). В нашем примере размах равен $13-1=12$.
Варианта, которая встречается чаще других, называется модой. В нашем примере это буква а или число 1, в зависимости от обозначения.
Если у нас есть таблица распределения частот, то в строчке частот ищем наибольшее число, и смотрим, какому варианту оно соответствует. На графике, это точка в которой достигается максимальное значение.
Наиболее важная характеристика – среднее значение (среднее арифметическое или просто среднее).
Чтобы найти среднее значение нужно:
а) Просуммировать все данные измерения.
б) Полученную сумму разделить на количество вариантов.

Для нашего примера найдем среднее значение:

$frac{1*9+2*3+3*4+4*3+5*2+6*2+7*2+8*2+9*2+10*4+11*2+12*2+13*3}{40}=5,775$.

Среднее значение можно найти другим способом:
а) Каждую варианту умножить на ее частоту.
б) Сложить получившиеся значения.

Подсчитаем этим способом:
Статистика

1*0,225+2*0,075+3*0,1+4*0,075+5*0,05+6*0,05+7*0,05+8*0,05+9*0,05+10*0,1+11*0,05+12*0,05+13*0,075=5,775.

Давайте рассмотрим еще один пример.
На экзамене по математике 25 учеников 9 класса получили такие оценки:
5,4,3,3,5,4,3,3,4,4,5,5,2,2,5,5,5,3,3,4,5,5,4,3,2.
а) Составить общий ряд данных. Упорядочить и сгруппировать.
б) Составить таблицы распределения и распределения частот.
в) Построить графики распределения и распределения частот.
г) Найти среднее, моду, размах.
Решение.
Возможны такие оценки: 1,2,3,4,5 – общий ряд данных.
В нашем примере встречаются оценки: 2,3,4,5 – ряд данных, все числа в ряде – варианты измерений.
Составим сгруппированный ряд: 2,2,2,3,3,3,3,3,3,3,4,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5,5,5,5,5.
б) Объем измерения равен 25, так как 25 оценок выставлено.
Составим таблицу:
Статистика

в) Нарисуем графики:
Полигон распределения данных:
Статистика

Полигон распределения частот:
Статистика

Полигон распределения частот процентов:
Статистика

Все графики похожи между собой, различия только в масштабе оси ординат.
г)Найдем среднее значение:
$2*0,12+3*0,28+4*0,24+5*0,36=0,24+0,84+0,96+1,8=3,81$.
Мода: чаще всего встречается оценка пять, она и будет модой.
Размах: $5-2=3$.

Задачи статистики для самостоятельного решения

1.На экзамене по математике 50 учеников 9 класса получили такие оценки:
5,3,4,4,5,4,3,2,4,3,5,1,2,3,5,4,5,3,3,4,5,5,4,3,1,3,4,5,4,3,2,2,1,4,4,5,5,4,4,5,3,3,3,2,1,5,4,3,2,5.
а) Составить общий ряд данных. Упорядочить и сгруппировать.
б) Составить таблицы распределения и распределения частот.
в) Построить графики распределения и распределения частот.
г) Найти среднее, моду, размах.

summa2.png


3. Графическое представление информации.
Распределение данных измерения рационально задавать в табличном виде. Однако нам известно, что и для функций есть табличный способ их задания. Таблицы являются связующим звеном. С их помощью осуществляется переход от распределения данных к функциям и графикам.

График распределения выборки является графическим представлением информации. Согласно табличным сведениям из примеров выше отметим точки, у которых абсциссы — это номер варианта, а ординаты — кратность. Соединяем отрезками полученные точки:

Пример:

polygon1.png

Получили многоугольник или полигон распределения данных. Собственно, polygon  и переводится как «многоугольник».

Чтобы представить большой объём информации в графическом виде, можно использовать гистограммы или столбчатые диаграммы.

Пример:

diagr_1.png 

gistogramma.png

4. Числовые характеристики данных измерения.

У любого из нас имеются не только данные о рождении, но и ряд иных свойств и качеств.

Такие измерения имеют свои числовые характеристики.

Размах измерения — это разность между максимальной и минимальной вариантами.

Мода измерения — вариант, который в измерении встречался чаще других.

Медиана — число, стоящее в середине сгруппированного ряда.

Среднее значение  — среднее арифметическое, или просто среднее.  Для нахождения среднего значения нужно:

1) вычислить сумму всех данных измерения;

2) полученную сумму разделить на количество данных.

Рядом данных называют результаты измерения, перечисленные в порядке их получения. Каждый из результатов называется вариантой измерения.
Например, результаты написания контрольной работы по математике для класса из 20 человек можно представить в виде следующего ряда данных: 3, 4, 4, 5, 3, 4, 3, 3, 3, 5, 5, 4, 5, 4, 5, 3, 3, 3, 4, 3. Эту же информацию можно представить в
виде таблицы:
text_zad_014
Кратность варианты — количество её повторений в ряду данных. В нашем ряду оценка «3» появилась 9 раз, поэтому её кратность равна 9.
Понятно, что таблица распределения отображает данные более наглядно и компактно.
Числовые характеристики данных
Объём измерения — количество всех данных этого измерения. Одна из наиболее важных характеристик варианты — это её частота. Частота варианты показывает долю этой
варианты в ряду распределения. Она вычисляется по формуле:

частота =кратность варианты/объём измерения

В нашем примере частота варианты «4» равна displaystyle frac{6}{20}=0,3.
Это означает, что оценка 4 составляет 0,3 всех полученных оценок.
Размах измерения — разность между максимальной и минимальной вариантами этого измерения. В нашем примере максимальная варианта равна 5, минимальная — 3, значит, размах равен 5-3=2.
Мода измерения — варианта, которая в измерении встретилась чаще других. В приведённом выше примере чаще всех встретилась оценка 3, значит, она и будет модой этого распределения.
Медиана распределения — это центральное число в упорядоченном ряду данных, если в ряду нечётное количество чисел, или полусумма двух центральных, если в ряду чётное количество чисел.
Например, для ряда распределения 1, 2, 3, 6, 9, объём измерения которого равен 5, медианой распределения будет третье число этого ряда, то есть 3.
Для ряда распределения 7, 3, 2, 1 с объёмом измерения, равным 4, медианой будет полусумма двух центральных чисел данного ряда, то есть число, равное displaystyle frac{2+3}{2}=2,5.
Для нахождения медианы распределения необходимо
1. Упорядочить ряд распределения по возрастанию или по убыванию: a_{1},a_{2},... .
2. Если объём измерения нечётный, то есть 2n+1, то получим следующую ситуацию:
text_zad_016
В этом случае медианой является число a_{n+1}.
3. Если объём измерения чётный, то есть 2n, то имеем
text_zad_018
В этом случае медианой является число — displaystyle frac{a_{n}+a_{n+1}}{2}.
Среднее ряда (среднее арифметическое) — сумма всех чисел ряда, делённая на их количество. Если имеется таблица распределения, то можно
1) умножить каждую варианту на её кратность;
2) просуммировать полученные значения;
3) разделить результат на объём измерения. Например, для ряда распределения 2, 4, б, 8, у которого объём измерения равен 4, среднее значение равно displaystyle frac{2+4+6+8}{4}=frac{20}{4}=5.
Задача 1. Даны результаты измерения веса школьников 9 класса: 55, 53, 56, 48, 45, 56, 49, 52, 53, 49, 50, 56, 45, 52, 56, 45, 45, 48, 55, 52, 43, 48, 52, 49, 50, 45, 48, 45, 50, 53.
а) Постройте таблицу распределения данных.
б) Найдите объём измерения.
в) Найдите размах ряда.
г) Найдите частоту появления каждого веса в указанном ряду.
д) Найдите медиану, моду и среднее указанного ряда.
Решение.
а) Наименьшее число в ряду — 43, оно встречается в ряду один раз, значит, его кратность равна 1. Следующее по величине — число 45, оно встречается шесть раз, значит, его кратность равна 6. Далее 48, оно встречалось 4 раза, значит, его кратность равна 4.
Продолжая аналогично, заполним таблицу:
text_zad_020
б) Найти объём измерения можем несколькими способами.
1- й способ.
Посчитаем количество чисел в ряду, получим 30.
2- й способ.
Сложим кратности всех вариант: 1+6+4+3+3+4+3+2+4=30.
Ответ: 30.
в) Наибольшее значение в ряду 56, наименьшее — 43, значит, размах равен 56-43=13.
Ответ: 13.
г) Для каждой варианты делим её кратность на объём измерения (на 30), результаты пишем в таблицу.
text_zad_022
д) В данном ряду 30 чисел, значит, медиана равна полусумме 15-го и 16-го чисел в упорядоченном ряду.
text_zad_024
Как видно из такой записи чисел, от 43 до 49 — 14 чисел, значит, 15-ое и 16-ое числа равны 50, и значит, медиана равна displaystyle frac{50+50}{2}=50.
Мода — то значение, которое встречается чаще всех, то есть то, у которого больше кратность. Из таблицы распределения находим, что наибольшую кратность имеет число 45, значит, мода равна 45.
Для нахождения среднего необходимо найти сумму всех чисел ряда и разделить ее на количество этих чисел. Сумму можно найти просто складывая подряд все числа ряда. А можно поступить иначе: каждую варианту умножить на её кратность и сложить полученные результаты. Имеем:
3cdot 1+45cdot 6+48cdot 4+49cdot 3+50cdot 3+52cdot 4+53cdot 3+55cdot 2+56cdot 4=1503.
Осталось разделить полученную сумму на количество всех чисел: displaystyle frac{1503}{30}=50,1.
Ответ: медиана: 50; мода: 45; среднее: 50,1.
Задача 2. Пятерых учеников попросили подсчитать, сколько времени (в минутах) они тратят на дорогу от дома до школы. Получили следующие результаты: 5,15,10,15,20.
1) На сколько среднее значение этого ряда меньше его размаха?
2) На сколько мода этого ряда больше медианы?
3) Найдите процентную частоту значения 10.
Решение.
1) Среднее ряда: displaystyle frac{5+15+10+15+20}{5}=13, размах: 20-5=15. Искомое значение равно 15-13=2.
Ответ: 2.
2) Найдём медиану. Расположим числа в порядке возрастания: 5, 10, 15, 15, 20. Медианой этого набора будет третье число в упорядоченном ряду, то есть 15.
В данном ряду число 15 встретилось 2 раза, остальные — по одному разу. Мода ряда равна 15. Мода и медиана этого ряда равны, значит, ответ 0.
Ответ: 0.
3) Кратность значения 10 равна 1, объём измерения равен 5 (всего 5 чисел). Частота значения 10 равна displaystyle frac{1}{5}=0,2, процентная частота равна displaystyle 0,2cdot 100%=20%.
Ответ: 20.
Задача 3. Имеется 4 группы породистых котов. Для некоторого соревнования отбирают котов с длиной шерсти не менее 8 см.
Известно следующее:
1) в первой группе наибольшая длина шерсти равна 10 см;
2) во второй группе средняя длина шерсти равна 8 см;
3) в третьей группе мода длины шерсти равна 8 см;
4) в четвёртой группе медиана длины шерсти равна 9 см.
В какой из групп хотя бы половина котов гарантированно подходит по длине шерсти?
Решение.
1) Из того, что наибольшая длина шерсти равна 10 см, не следует никакой другой информации, то есть ничего не можем сказать про остальных котов этой группы.
2) Рассмотрим для примера группу котов с длиной шерсти 7 см, 7 см и 10 см. Среднее равно displaystyle frac{7+7+10}{3}=8, но в этой группе нет половины котов, удовлетворяющих требованиям.
3) Рассмотрим для примера группу котов с шерстью длиной 8 см, 8 см, 7 см, б см, 5 см. Мода равна 8, но опять же нет половины котов, удовлетворяющих требованиям.
4) Если медиана равна 9 см, то есть половина котов с шерстью меньшей или равной длины и половина — с большей или равной длины. Значит, в этой группе найдётся половина котов с шерстью длиной не менее 8 см.
Ответ: 4.
Задача 4. По статистике автозавода из 1000 машин в среднем 20 бракованных. Сколько бракованных машин следует ожидать, если завод собирается выпустить 300 500 машин?
Решение.
Если из 1000 машин 20 бракованных, то частота появления бракованной машины равна displaystyle frac{20}{1000}=0,02. То есть доля бракованных машин будет равна 0,02, тогда из 300 500 машин будет displaystyle 300500cdot 0,02=6010 бракованных.
Ответ: 6010.

Ознакомление со статистикой и ее необходимостью

Статистика имеет дело с огромными массивами исходной информации. Как, например, определить среднюю продолжительность жизни мужчин или женщин по стране? Нужны миллионы первоначальных замеров. Но большие размеры исходных данных не наглядны и не удобны для анализа. Их нужно предварительно обработать, представить в удобном виде, для дальнейшего анализа и дальнейшей обработки.

Ознакомление с представлением данных в табличном виде

Пусть первоначальные замеры – это время на дорогу от дома до спецшколы у пятидесяти ее учеников. Данные опросов округлили до десяти минут и получили исходную таблицу данных: 50 чисел.

20

100

20

30

40

50

30

80

90

40

30

50

20

50

30

30

50

60

60

50

30

40

60

50

100

60

90

10

20

50

90

80

20

40

50

10

50

40

30

40

60

120

30

40

60

20

60

10

50

60

И что видно из этой таблицы? Много учеников живет далеко от школы? Даже на такой вопрос ответ неясен. Действительно, необходима предварительная обработка информации, ее дизайн. Обработка начинается с группировки информации. Информация группируется в пределах 10–180 минут, так как менее 10 минут никто из учеников не заявил, более 3 часов в один конец никто не ездит. Вывод: при измерении могли получиться следующие числа в минутах.

Измерение

Общий ряд данных

Время проезда (мин)

10, 20, 30, …, 170, 180

Получили так называемый общий ряд данных – это возможные результаты измерений. Среди общего числа, в нашем примере встретились числа: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80, 90, 100, 120. Не встретились числа: 70, 110, 170.

Определение: варианта измерения – это один из результатов этого измерения. Фактически, числа, встретившиеся в нашем примере, и есть варианта измерений.

Если варианты перечислить по порядку и без повторений, то получим ряд данных измерения.

Измерение

Общий ряд данных

Ряд данных измерения

Время проезда (мин)

10, 20, 30, …, 170, 180

10, 20, 30, 40, 50, 60, 80, 90, 100, 120

Если варианта встретилась в измерении  раз, то число  называется кратностью этой варианты. Например: кратность варианты 60 минут равна восьми, а варианты 120 равна единице.

В таблице представлены варианты для всех десятков минут из нашего примера.

Варианта, дес. мин

Сумма

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

Кратность

3

6

8

7

10

8

2

3

2

1

50

Варианта и ее кратность – основа табличного представления информации.

В данной таблице представлены в верхнем ряду все варианты – все измерения, которые случились, и их кратности, в нижнем ряду. Для краткости измерения представлены в десятках минут.

Теперь становится ясно, что одна пятая всех учеников, а именно 10 учеников из 50, едет в школу 50 минут. Сумма кратностей – это объем измерений. Через объем кратность варианты переводится в частоту варианты: .

Кратность варианты может быть представлена через частоту варианты или в процентах: .

На основании этих формул получим следующую таблицу измерений.

 

Варианта, дес. мин

Сумма

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

Кратность

3

6

8

7

10

8

2

3

2

1

50

Частота

0,06

0,12

0,16

0,14

0,2

0,16

0,04

0,06

0,04

0,02

1

Частота,%

6

12

16

14

20

16

4

6

4

2

100

Верхний ряд данной таблицы содержит все варианты, далее идет ряд с кратностями каждой варианты, после этого – частота и в завершении – частота в процентах. Заметим, что сумма всех частот равна единице, а сумма частот в процентах равна сотне. Из таблицы предельно ясно, что 20% учеников добираются до школы 50 минут.

На данном этапе информация сгруппирована и составлена таблица распределения данных – теперь информация приобрела наглядность. Теперь разберемся с графическим представлением информации.

Построение графиков по основным данным

Отдельные точки графика сведены в таблицу, по оси абсцисс будут располагаться варианты, а по оси ординат – кратность.

Варианты

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

Кратность

3

6

8

7

10

8

2

3

2

1

Соединим отдельные точки и получим многоугольник, или полигон распределения данных ( – варианты,  – кратность) (рис. 1).

Полигон распределения вариант по кратности

Рис. 1. Полигон распределения вариант по кратности

Также информацию можно выкладывать и в других измерениях: например, частота в процентах (рис. 2).

Варианты

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

Частота,%

6

12

16

14

20

16

4

6

4

2

График распределения вариант по частоте, выраженной в процентах

Рис. 2. График распределения вариант по частоте, выраженной в процентах

Группировка данных

На данном этапе исходная информация была сгруппирована, были составлены таблицы распределения данных, а затем переведены в графики распределения данных. Характер информации прояснился, стал более наглядным и удобным, но подобные действия с информацией даже при небольшом объеме данных очень трудоемки. Поэтому на практике используются методы приближенной группировки данных, в частности, варианты измерения заменяются промежутком.

Приведем пример группировки информации с теми же данными:

Все 50 человек разделили на три группы:

1) Живут близко (10 – 30 минут).

2) Живут недалеко (40 – 60 минут).

3) Живут далеко (более 60 минут).

Получается, вместо десяти стало три варианты:

1) Близко (10 – 30 минут).

2) Недалеко (40 – 60 минут).

3) Далеко (80 – 120 минут).

Теперь проще получить таблицу распределенных новых, укрупненных данных.

Варианта

Сумма

близко

недалеко

далеко

Кратность

17

25

8

50

Частота,%

34

50

16

100

При укрупнении неизбежно теряются некоторые детали. Например: теперь неизвестно, сколько человек тратит на дорогу ровно 60 минут. Однако получено более ясное и удобное представление информации. Например, всю информацию теперь легко представить на следующей диаграмме (рис. 3).

Диаграмма распределения сгруппированных данных

Рис. 3. Диаграмма распределения сгруппированных данных

На диаграмме ясно изображено, что 50% живут недалеко, 16% – далеко и 34% – близко. Это паспорт измерений: здесь выявлены основные характеристики исходной информации.

В результате неудобная объемная информация из начальной таблицы была преобразована в более удобный, табличный и графический вид. Изначально трудозатраты были весьма велики, так как вариантой здесь выступало конкретное число. Чтобы снизить трудозатраты, исходную информацию укрупнили, после этого вариантой стало не число, а числовой промежуток. Всю информацию теперь удобно было представить в виде круговой диаграммы, которую легко анализировать.

Напомним формулу успешного управления академика Трапезникова: «Знают – могут – хотят – успевают». Знают – важное звено. Откуда знают? Из предварительного сбора и обработки информации.

Теперь приведем ответ для нашего примера: администрация школы, проанализировав эту информацию, может принять решения по следующим вопросам:

  • Вводить или не вводить занятия в субботу, ведь 16% учеников живут далеко?
  • Целесообразно ли организовать ночлег для учеников, которые живут далеко?
  • Кому и в каких объемах возместить затраты на дорогу до школы и обратно?

Числовые характеристики исходных данных

На этом простом примере видна огромная роль информации и ее предварительной обработки. Была произведена предварительная обработка информации в удобный вид, на очереди выявление числовых характеристик массива исходных данных.

1) Размах измерения – важнейшая из характеристик, разность между максимальной и минимальной вариантами. В нашем примере: 120 – 10 = 110 минут.

2) Мода измерения – варианта измерения, которая в измерении встретилась чаще других, то есть у которой наибольшая кратность. Моду легко получить из таблиц или графика распределения. В нашем примере: 50 минут, так как ее кратность (10) наибольшая.

3) Среднее (среднее арифметическое числового ряда). Средним арифметическим массива из  чисел  называют число . Отсюда ясно, что для нахождения среднего значения следует просуммировать все данные измерения и полученное число разделить на количество измерений. В нашем примере: варианта 1 встречалась 3 раза, 2 – 6 раз, 3 – 8 раз, 4 – 7 раз, 5 – 10 раз, 6 – 8 раз, 8 – 2 раза, 9 – 3 раза, 10 – 2 раза, 12 – 1 раз, значит, среднее значение вычисляется следующим образом:  (десятков минут)  (минут). Получается, в среднем, каждый ученик тратит на дорогу 48 минут.

Мы рассмотрели три числовые характеристики: размах, мода, среднее. В целом они все же дают некоторое представление о массиве исходных данных, это упрощенный паспорт исходных данных.

Итак, было выяснено:

1) Необходима предварительная обработка исходных данных – группировка, представление в виде таблиц, представление в виде графиков распределений.

2) Необходимо нахождение основных числовых характеристик исходного массива данных – размах измерений, мода, среднее.

Решение задач

Задача на понятие «общий ряд данных».

Выписать общий ряд данных следующего измерения: месяц рождения учеников данного класса.

Решение

Присвоим каждому месяцу порядковые номера, начиная с единицы: январь – 1, февраль – 2, март – 3, апрель – 4, май – 5, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10, ноябрь – 11, декабрь – 12.

Тогда получим ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Примечание: этот ряд содержит все возможные результаты измерения, но возможно нет родившихся в некоторых месяцах.

Задача на понятие «варианта измерения».

Назовите варианты измерения, если не оказалось родившихся в январе, феврале, мае, ноябре, декабре.

Решение

Присвоив каждому месяцу те же порядковые номера, получим: март – 3, апрель – 4, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10.

Ответ: 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.

Задача на понятие «ряд данных измерения».

Определить ряд данных измерения: март, апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь.

Решение

Присвоив каждому месяцу те же порядковые номера, получим: март – 3, апрель – 4, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10.

Ответ: 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.

Задача на понятия «кратность варианты», «табличное представление информации».

Составьте таблицу распределения данных, если в июне и июле родилось по пять человек, а в марте, апреле, августе, сентябре, октябре родилось по два человека.

Решение

Присвоив каждому месяцу те же порядковые номера, получим: март – 3, апрель – 4, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10.

Ответом является таблица, где вариантами выступают номера месяцев.

Варианта

Сумма

3

4

6

7

8

9

10

Кратность

2

2

5

5

2

2

2

20

Частота

0,1

0,1

0,25

0,25

0,1

0,1

0,1

1

Частота,%

10

10

25

25

10

10

10

100

Рассмотрим типовую задачу.

Даны оценки (от 0 до 10 баллов) 40 учеников на олимпиаде.

6

7

7

8

9

2

10

6

5

6

7

3

7

9

9

2

3

2

6

6

6

7

8

8

2

6

7

9

7

5

9

8

2

6

6

3

7

7

6

6

Выполнить предварительную обработку данных – выявить варианты измерения, составить ряд данных, составить таблицу и график распределения данных. Найти числовые характеристики исходных данных.

Решение

Ряд данных: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Объем данных: 40.

Соберем все варианты и их кратности в таблицу распределения данных, где вариантами выступают баллы учеников. 

Варианта

Сумма

2

3

5

6

7

8

9

10

Кратность

5

3

2

11

9

4

5

1

40

Частота

0,125

0,075

0,05

0,275

0,225

0,1

0,125

0,025

1

Частота,%

12,5

7,5

5

27,5

22,5

10

12,5

2,5

100

Приведем пример получения табличных данных на примере варианты 2 балла.

Кратность равна 5, частота равна , частота в процентах равна .

Построим график распределения данных ( – варианты,  – частота) (рис. 4).

График распределения вариант по частоте для типовой задачи

Рис. 4. График распределения вариант по частоте для типовой задачи

Вычисляем числовые характеристики:

1) Размах измерения: .

2) Мода: 6, так как оценка встретилась 11 раз, что является максимумом.

3) Средняя оценка на экзамене: .

Выводы

На данном уроке мы ознакомились с основными понятиями математической статистики и научились решать простые задачи по математической статистике.

Список рекомендованной литературы

  1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. М.: Просвещение. 2004 г.
  2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
  3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2006 г.

Рекомендованное домашнее задание

  1. Зачем нужна математическая статистика?
  2. Что такое табличный вид данных?
  3. Зачем нужны графики и диаграммы в статистике?
  4. Выпишите общий ряд данных следующего измерения: годы проведения олимпиад XXI века (по текущий год).
  5. Какой будет размах измерения (в годах) для олимпиад XXI века (по текущий год), если олимпиады проводились каждый год?

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Yaklass.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Mathematics-tests.com (Источник).
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека кто может написать
  • Как найти фьолу на туманной заставе
  • Инстаграм обрезает фото в карусели как исправить
  • Как найти гормон роста
  • Как найти канал индия тв