Как найти кульминацию в стихотворении

Без внутренней драматургии не будет художественного произведения. У каждого литературного творения есть своя структура, позволяющая удержать внимание публики и направить его в необходимое русло. Самая яркая точка действия — кульминация. Именно тогда происходит тот решающий рывок, который подводит к логическому завершению все назревшие конфликты. Его характеризует наивысшее напряжение читательского внимания.

Что такое кульминация?

В каждом литературном произведении есть стадии развития действия: 

  • Экспозиция — время, место и быт героя перед началом действия, описание его жизни; 
  • Завязка — событие, которое послужило началом возникновением конфликта; определяет все последующее развитие действия; 
  • Кульминация — вершина всей истории, момент предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий может быть не одна, а несколько кульминаций. 
  • Развязка — заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или возможные пути его разрешения (трагические или благополучные развязки). 
  • Эпилог — рассказ о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей. 

В основе сюжета лежит конфликт. Это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, пружина развития любой истории. Пожалуй, это один из основных элементов драматургии. Не будет конфликта — не будет развития истории. Конфликтные ситуации возникают не только в отношениях между героями. Противоречия могут быть между героем и обществом, а также и во внутренней борьбе героя с самим с собой. От определения конфликтной ситуации зависит и развитие всего дальнейшего действия. 

Можно выделить следующие виды конфликтов: разрешимый (“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский); неразрешимый (“Гроза”, А. Н. Островский); явный (“Отцы и дети” И. С. Тургенев) ; скрытый (“Господин из Сан-Франциско” И. Бунин); внешний (столкновения двух героев, добра и зла), (“Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков) внутренний (герой борется со своими демонами) ( “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов).

Вот определение кульминации — наивысшая точка напряжения, обострение конфликта между героями, без нее ничего не получится. Сначала автор произведения знакомит нас с героями, потом мы постепенно погружаемся в жизнь героев, их переживания, проблемы, как внутренние, так и внешние, их быт, взаимоотношения друг с другом. Действие развивается, мы все больше переживаем за героев, следим за поворотами судьбы и их душевным миром. И когда наступает вершина конфликта, мы хотим, чтобы у героев все получилось, они добились успеха, победили зло, выжили. 

Иногда в произведении, например в романе, несколько сюжетных линий, несколько конфликтных ситуаций, значит, не одна кульминация. Поэтому определять кульминацию можно, рассматривая определенную сюжетную линию в произведении. 

Главные черты

Как определить кульминацию? В какой-то момент развитие действия достигает такой точки, где все сюжетные линии объединяются, когда конфликт достигает пика. Есть характерные особенности, которые помогают найти кульминацию: 

  • основные сюжетные линии объединяются в одной точке; 
  • ускоряется ритм развития события; 
  • эмоциональное напряжение достигает своего предела; 
  • интересы всех персонажей сводятся к общему событию. 

Читатель чувствует, когда идет нарастание конфликта, действия. Например, в пьесе Островского “Гроза” кульминационный момент — это признание Катерины в содеянном, а именно в измене мужу, и в это же самое время раздается удар грома. А потом действие идет на спад, приближая нас к развязке и разрешению конфликта. 

Примеры

Можно привести и другие примеры кульминации из произведении художественной литературы. 

Кульминация в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” происходит во время дуэли Онегина и Ленского. Онегин мог все исправить, но выстрелил первым и убил друга. Ленский так и не смог сделать своего первого выстрела. 

«Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Сложный с несколькими сюжетными линиями роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” имеет несколько кульминаций. Например, бал сатаны. Это тот самый момент, где Маргарита ради Мастера продает душу сатане. 

Рассматривая сюжетную линию Иешуа и Пилата, можно определить кульминацию — это распятие проповедника. А вот Мастер заканчивает свои отношения с героями романа тогда, когда отпускает Пилата на волю.

Наивысшая точка напряжения в романе Сомерсета Моэма «Театр» — это момент, когда Джулия Ламберт растоптала бездарную актрису Эвис Крайтон. Джулия отомстила ей и как актрисе, и как женщине. Роджер обвиняет мать в притворстве, а Джулия, наоборот, приходит к выводу, что только актеры реальны в этом мире, “все люди — наше сырье”. 

Кульминацией романа П. Зюскинда “Парфюмер” можно считать момент создания долгожданного, божественного запаха духов. Герой шел к этому всю свою жизнь, способ достижения цели страшный — запахи он собирал с убитых им же девушек. Кульминационный момент в конце повествования, а за ним следует развязка — герой наказан: за восхитительный запах созданных им духов его растерзали каннибалы. 

Таким образом, кульминационные моменты, определяющие наивысшую точку развития сюжета, необходимы в любом произведении. Именно в этот момент действие достигает наивысшего напряжения, разрешение конфликта далее развивается в определенном, заданном автором направлении. Теперь Вы знаете, как найти кульминацию в произведении?

Автор: Екатерина Грушевская

ФМ

Фаина Маткина

КУЛЬМИНАЦИЯ это-момент наивысшего напряжения в развитии действия,
максимально обостряющий конфликт художественный.
В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий
развязку. (Например, сцена «мышеловки» в «Гамлете» У. Шекспира;
Бородинское сражение в «Войне и мире»).
Для того, чтобы определить момент кульминации в стихотворении
нужно определить построение целого (композицию) , где расположение и
взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием.

Кульминация в литературе – это наивысшая точка напряжения в развитии сюжета произведения. Термин произошел от из латыни, где слова «cul­men, cul­min­is» в переводе означают «вершина». Это слово часто можно встретить в литературоведении, в театральной среде, в отношении кинематографа.

Кульминация в литературе

Кульминация маркирует самый значительный момент сюжетного конфликта, когда требуется незамедлительное решение. Впервые кульминация прослеживается в древних эпических сагах и поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея».

Однако за счет плотности повествования и многослойности сюжетов выделить одну кульминацию здесь сложно. Скорее, их несколько по ходу развития событий и при изобилии героев. В классической и современной литературе можно наблюдать чаще всего одну центрообразующую кульминацию.

Содержание

  1. Кульминация – часть композиции
  2. Конфликт и кульминация
  3. Виды кульминаций
  4. Зачем нужна кульминация?
  5. Как определить кульминационный момент?
  6. Цитаты со словом «кульминация»

Кульминация – часть композиции

В литературе кульминация — это обязательная часть композиции произведения. Обычно она располагается после основного действия. Когда читатели уже познакомились с главными героями, их взаимоотношениями и проблемами, конфликт устремлений или характеров достигает критической точки.

Этот момент удерживает внимание, так как интересно, чем противостояние разрешится. За кульминацией обычно происходит развязка.

В рассказах и пьесах чаще всего есть только одна кульминация. Например, в комедии Николая Гоголя «Ревизор» она происходит в момент, когда герои узнают, что Хлестаков вовсе не тот, за кого себя выдавал.

А развязкой становится новость о том, что в город едет настоящий ревизор. В более масштабных произведениях — повестях, романах — подобных острых моментов может быть несколько.

В музыке кульминацией становится самый эмоциональный момент мелодии, когда ее образы и партии раскрываются наиболее ярко. Во время кульминации играют все инструменты оркестра, увеличивается темп, звучат более высокие ноты.

Так, в пьесе «Рост елки» из балета «Щелкунчик» Петр Чайковский включил в кульминацию «противоположное» движение музыки. Нежный мотив у струнных растет выше и выше, а бас, наоборот, погружается ниже.

Когда эти два мотива достигают апогея, и происходит кульминация. А в симфониях, операх и мюзиклах кульминаций может быть несколько: одна основная и несколько дополнительных.

Конфликт и кульминация

Нас с вами интересует в первую очередь художественная литература. В рассказе, повести, романе, поэме или пьесе события последовательно сменяют друг друга. Образуется соединение характеров, интересов, поступков героев, вступающих в противоречие друг с другом. Зарождается художественный конфликт.

Конфликт – это не обязательно открытая борьба: дуэль, как в «Евгении Онегине» или рукопашный бой, как в поэме М.Ю.Лермонтова о купце Калашникове.

Конфликт – это прежде всего внутреннее напряжение, столкновение противоречащих друг другу точек зрения.

Кульминация – это вершина конфликта, предел напряжения. Благодаря ей становится понятно, что прежний ход событий больше невозможен, назревает потребность в чём-то новом – ещё немного, и что-то случится.

Например, в «Обломове» И.А.Гончарова назревает конфликт между философией «творцов жизни», активных деятелей и пассивным отрицанием внешней деятельности.

Ярче всего эти две крайности демонстрируют Обломов и Штольц, а кульминационным моментом романа становится любовь Ильи Ильича к Ольге, которая как бы перекидывает мостик от одного полюса к другому.

Таким образом, конфликт можно сравнить с образованием напряжения внутри грозового облака. Более тяжёлые частицы сталкиваются с более лёгкими, в результате чего возникает напряжение. А кульминация – это разряд молнии, после которого следует гром (развязка сюжета) и собственно гроза с ливнем и ветром (разрешение конфликта).

Виды кульминаций

Принято считать, что кульминация – это своеобразный пик, вершина повествования, да и происходит термин от латинского слова «вершина». Однако в произведении может быть не одна подобная вершина.

  • Центральная кульминация – это наиболее распространённый вид, присущий произведению с линейным или циклическим сюжетом. Располагается такая кульминация ближе к финалу и хорошо заметна, как пик конфликта, приводящий к его разрешению.
  • Множественная – присуща сложным, многоплановым произведениям с разными сюжетными линиями. Так в романе А. Толстого «Анна Каренина» разные литературоведы насчитывают как минимум три кульминации. Среди них, например, сцена на скачках, когда Анна под влиянием страха за любимого мужчину выдаёт себя и признаётся мужу в измене; тяжёлые роды Анны, когда муж её прощает, но тем конфликт не исчерпывается.

В сравнительно небольшой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже две кульминации: первая — захват крепости мятежниками и казнь капитана Миронова, вторая — спасение Маши Гриневым.

  • Поворотная или промежуточная. Это напряжённая, эмоционально насыщенная ситуация, пик конфликта, но приводит он не к развязке, а к повороту сюжета и новому конфликту. Об этом подробнее можно прочитать в других статьях, пройдя по ссылкам внизу.

Таким образом, разрабатывая план своей книги, всегда нужно помнить о кульминации и подводить к ней читателя постепенно, наращивая напряжение. Тогда читатель испытает яркую смесь эмоций и не забудет вашу книгу.

Зачем нужна кульминация?

Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации. Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки.

Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.

Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.

Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.

Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.

Не требуется кульминация и в эссе, очерках, зарисовках, стихах, а вот в рассказе и, особенно в новелле, она нужна. Ещё был в XIX веке популярный эпистолярный жанр (письма), там тоже может не быть кульминации.

Однако необходимость в таком элементе сюжета есть, и это связано не только с тем, что с ним книга становится ярче и лучше запоминается. Кульминация – это не просто экшен на потребу публике.

Такой напряжённый момент позволяет читателю пережить сильные эмоции и состояние катарсиса, который в наше, довольно бездушное время может стать прекрасной формой психологической разрядки.

Как определить кульминационный момент?

Обнаружить кульминацию не всегда легко, тем более, когда она встречается в произведении несколько раз. Однако есть ряд признаков, которые помогут сделать это безошибочно:

  • интересы всех персонажей сводятся к некоему общему событию, происходящему в определённом времени и пространстве;
  • основные сюжетные линии соединяются, пересекаясь в одной точке;
  • ритм развития событий ускоряется;
  • эмоциональное напряжение достигает предела;
  • за моментом кульминации следует развязка, разрешение конфликта с высвобождением внутренней энергии и последующим спадом напряжения.

Хорошо написанный рассказ или роман даёт читателю интуитивно почувствовать приближение кульминации, заставляя сердце биться чаще.

Кульминация

Как правило, кульминация совпадает с каким-либо выдающимся событием: преступлением, битвой, любовной сценой, сценой разоблачения или гибели героев.

Иронические произведения умело обыгрывают ожидание катастрофы: долго нагнетают ощущение конца, а затем рассказывают о чём-то мелком и незначительном. Пример – известное стихотворение Вадима Левина о мистере и миссис Бокли, которые кололи орехи биноклями.

Цитаты со словом «кульминация»

Цитаты с рассматриваемым в данной статье словом из различных произведений помогут вам лучше понять значение данного термина в контексте:

Целесообразно в таких играх акцентировать момент кульминации, чтобы ребёнок ждал, а затем и самостоятельно инициировал его.

Сборник, Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации, 2020

Когда большое пламя гаснет и остаются лишь раскалённые угли, наступает кульминация.

Группа авторов, Греция, 2009

Я тотчас установил ртутный горизонт, взял высоту светила во время его кульминации и определил истинный полдень.

Арсеньев В. К., Рассказы, 1921

Она вспыхнула в 1980‑е гг. и достигла кульминации 11 сентября 2001 г.

Карен Армстронг, Поля крови. Религия и история насилия, 2014

Шаляпин впервые ярко воплотил образ Алеко, правильно почувствовал кульминацию оперы [«Алеко» Рахманинова] в каватине.

А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов

Разве вы забыли, что человек — это кульминация трёх миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, инферно, завесу над которым впервые приподнял Дарвин.

Иван Ефремов, Час быка, 1968—1969 г.

Эта книга стала кульминацией и завершением первого этапа развития австрийской экономической школы.

Людвиг фон Мизес, Теория денег и кредита, 1912

Так, в новелле само столкновение лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета.

Морган Робертсон, Тщетность, или Гибель «Титана», 1898

И, видимо, подходящим счёл кульминацию переговорного процесса.

Руслан Мельников, Рыцари рейха

Во время разговора сигналы тревоги срабатывали один за другим, а кульминацией вечера стала история о том, как её бросил парень, потому что она не была готова завести детей.

Карен Бут, Сердцеедка со стажем, 2016

Таким образом, кульминация – это максимально эмоциональный момент, в котором целый букет эмоций: от трагедии до восторга, от отчаяния до надежды. Хорошая кульминация написана так, что читатель буквально вылетает из реальности и потом долго приходит в себя, многократно вспоминая и переживая этот момент наивысшего напряжения.

И потом, в каждой новой книге человек подсознательно ждёт такого же сильного и яркого момента, и разочаровывается, если его в романе нет.

Источники:

  • Словарь иностранных слов. — Москва: «Русский язык», 1989. — 624 с. — ISBN 5–200-00408–8;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста в стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Обоснуйте своё мнение…?

бонус за лучший ответ (выдан): 25 кредитов

верлаш,

этот вопрос сложен для понимания школьников, в их возрасте смерть — нечто столь далёкое, что

кажется почти нереальным, если никто из близких родственников у них не умирал.

А что касается Александра Сергеича, то общеизвестна его история посещения в молодости

гадалки-немки Александры Кирхгоф, которая устроила ему с приятелем сеанс ясновидения и выложила ему его будущее,

перечислив события как ближайшие, так и дальнейшие.

Эти ближайшие события подтвердились как по расписанию, и Пушкину пришлось со всей серьёзностью отнестись

к предсказаниям Кирхгоф. Она пророчила ему смерть от белого человека в белой одежде или

от белой головы или от белой лошади. Поэтому он отказался от идеи ехать в Польшу и остался в Москве, узнав,

что один из польских повстанцев — Вейскопф (белая голова).

По той же причине он расстался с масонами, тк. к их конторе имел отношение некто тоже с именем, значившим «белая голова».

Теперь можно перечитать стишок повнимательнее и ощутить, что за текстом стоит реальная опасность.

В элегии 1829 года уже есть отпечаток вышеозначенного.

И поэтому кульминация отчётливо видна :

система выбрала этот ответ лучшим

Xleby­wek
[19.7K]

8 месяцев назад 

А вот нет здесь кульминации.

Что такое кульминация? В астрономии К момент — момент прохождения небесного святила через солнечный диск, то есть типа затмения при наблюдении с Земли. Соответвенно, есть только 2 планеты которые это делают — Меркурий(раз в 13 лет) и Венера(раз в 100 лет). у остальных планет К момента нет.

То есть К момент — это событие неординарное, из ряда вон.

Что пишет Пушкин:

«День каждый, каждую годину

Привык я думой провожать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать…»

То есть в стихотворении речь идет о попытках «угадать», постичь момент смерти. Но может ли живой Пушкин познать смерть? Нет, он может о ней лишь размышлять — «провожать думой». Пытаться встретить старушку, но не встречать. Поэт пытается перешагнуть границу мира мертвых, но в каждой строфе остается в мире живых, видит лишь солнце — а не тьму, жизнь — а не смерть. Жив он, всё еще жив старый дуб, младенец — жив, живы и движимы «бой, странствие, волны» и жива «равнодушная природа». Его смерть — не смерть, а сон, он прилёг «почивать» и «у гробового входа играет младая жизнь».

Koria­ndr 17
[283K]

8 месяцев назад 

-И равнодушная природа красою вечною сиять — Это кульминация перечисленного, сказанного так как через весь стих красной нитью протест — Нет, нет, нет — И завершение — Да, сияние вечной красы природы. Пушкин не зря любил осень, именно эта пора располагает и думать и вспоминать, написать и смяв, кинуть в горящий камин. Горят листья, огонь сожжет слова, но дождиком прольется — Все вернется. Шуршанием листвы под ногами и новой жизнью, которая начнется с приходом весны.. Пушкин чувствовал природу, впрочем как и жизнь, впрочем как истинный творец, причастный ко всему живому. Так что кульминация это — Вечная краса..

Долин­н
[133K]

8 месяцев назад 

Собственно текст стихотворения:

В моем восприятии самый эмоциональный вот тот момент, который про младенца.

Потому что здесь самый яркий контраст между маленьким ребенком и взрослым, зрелым человеком, чье жизнь клонится к закату. По крайней мере, он так ощущает. Так-то стихотворение 1829 года, Пушкину тут 30 лет. Но тогда люди такого возраста однозначно воспринимались как взрослые и зрелые, у Тургенева в романе «Отцы и дети» старику-отцу 44 года.

Следующий драматический момент — это о том, что, пусть телу все равно, где «истлевать», духу поэта хотелось бы, чтобы его похоронили на родине. «Ближе к милому пределу».

Эмоциональная кульминация — во втором из этих двух мест. Раньше к смерти относились проще, чаще с нею сталкивались — и мысли о смерти были вещью в целом тривиальной. Контраст ребенок, у которого все впереди — взрослый, чья жизнь катится к финалу был не настолько эмоционален. А вот строки о том, что умереть хотелось бы на родине, тут не только ощущение скоротечности жизни — но и любовь к родной земле.

znato­k54
[11.7K]

8 месяцев назад 

Эмоциональная кульминация. В начале нужно уяснить,что же это такое. Эмоциональная это скорее всего вызванная эмоциями (душевное переживание, чувство), насыщенная ими и выражающая их, но не рассудочная и легко возбуждаемая реакция на раздражитель.

Кульминация это как точка высшего напряжения и подъёма и , по-моему, эта высшая точка у Пушкина сокрыта в финале стиха

«И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть, и равнодушная природа красою вечною сиять». И мне кажется, что она сопряжена со словами француза антуана де Сент-Экзюпери — «Умирают только за то, ради чего стоит жить».

Знаете ответ?

Кульминация (литература)

  • Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами. В кульминации раскрывается острота конфликта, описанного в сюжете произведения. Кульминация лучше всего обнаруживается в произведениях эпических.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Экспозиция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также…

Ломтик жизни (фр. tranche de vie) — термин, который относится к натуралистическому театру и обозначает натуралистичное описание реальной жизни героев. Возник в 1890—1895 годах. Впервые, предположительно, был использован французским драматургом и литературным критиком Жаном Жюльеном (фр. Jean Jullien; 1854—1919).

Перипети́я (греч. περιπέτεια) — в античной мифологии внезапное исчезновение удачи в делах, возникающая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя. В дальнейшем приводит к божественному возмездию — немезису (др.-греч. Νέμεσις).

Эпило́г (греч. έπίλογος — послесловие ← ἐπι — на, сверх + λόγος — слово) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Упоминания в литературе

Танатологические мотивы могут располагаться и в середине текста. Как правило, в данном случае они обозначают концептуальную границу текста, связаны с кульминацией повествования: внутренний мир и поведение персонажей меняется в связи с убийством или гибелью близкого человека (смерть Андрия и Остапа в «Тарасе Бульбе» Н. Гоголя). Нарратив при этом не завершается, а, наоборот, получает сильный толчок к развитию, новому с семантической точки зрения.

Очевидно, что понятие катарсиса Аристотель выводил не из трилогий Эсхила, а из одноактных трагедий Софокла и Еврипида, следовательно, и трактовка им этого понятия специфична. Уже у Софокла трагедия начинает утрачивать свой мистериальный смысл, а у Еврипида она окончательно превращается в простое зрелище. Кульминация страдания обычно приходится в их трагедиях на финальную часть. Такая структура предполагает, что зритель сам должен достичь очищения страстей, испытав положенные страх и сострадание, каковой механизм и описал Аристотель в своем определении катарсиса. Можно назвать такой катарсис «интеллектуальным», так как здесь велика роль зрительского умения домыслить историю, разгадать «очистительную» идею автора. Эсхил же проводил зрителя от страдания и страха к радости и очищению внутри своей трилогии. За сюжетами мистерий Эсхила таились страдание, смерть и возрождение бога. Потому зритель у него переживал страдание и смерть героев в начале и в середине, но не в конце трилогии. Конец – не просто счастливая развязка (как в некоторых трагедиях Еврипида[17]), но гармонизация, умиротворение, обретение нового качества мира. В этом, как уже говорилось, изначально и заключалась катарсическая задача трагедии. Повторю эту схему: сначала побеждает одна правда, потом противоположная, а затем вторая торжествует над первой (новая над старой), но не насилием, а на основе примирения[18]. Теза – антитеза – синтез. В самой троичности этой структуры сказывается ее религиозная природа. Разрушение мистерии в трагедиях Софокла и Еврипида начинается именно с утраты третьей составляющей, которая была смыслом и целью всего действия.

Шопен (наряду с Шуманом, Берлиозом, Листом и Вагнером) был одним из тех композиторов, творчество которых составило кульминацию музыкального романтизма. Он был одним из тех, кто определил дальнейшие пути развития романтической музыки второй половины XIX в. И если «сферой влияния» Шумана стали Германия и Россия, то шопеновские традиции развивались прежде всего в России, как и вообще в славянском мире, и Франции, правда, несколько позже, чем шумановские.

«Блестящий рассказ о финансовых скандалах, достигших кульминации в 1990 году… Вступительная часть и повествование об основном действии сочетаются настолько гармонично, что понять хитросплетения финансовых операций и финансового права не составляет труда».

Начав разговор с художественного образа «оплакивания», я вовсе не настаиваю на силе исключительно трагического опыта в постижении человеком своего духовного начала. Нет, искусство, конечно, живет и многомерной красочностью импровизационной радости игры, во внутренней атмосфере конфликтной современности, к сожалению, все чаще возбуждающей вопрос: «Куда исчезла пульчинелла?». Просто чувство утраты, в отличие от многих других переживаний, сублимировать невозможно. Одной из самых сильно действующих и неотстранимых форм сближения «человека физического» с платонической реальностью души и является «оплакивание» – человекосодержательная пауза, вспышка света самосознания, контрапункт, в размышлениях человека о своем образе и подобии, такой же насыщенный и кардинальный, каким является «человек» в контексте смыслообразования и развития искусства. Смерть дает жизни «странное озарение», сосредотачивая и сердце, и ум на мысли о сущностных основах человека. Выдающиеся образы искусства, длительнее всего помнящиеся, ранящие своим потенциальным намеком на что-то в этой реальности недопонятое, всегда рождаются «из кульминации» чувства. По крайней мере, это присуще образам индивидуальным, творчески неповторимым, преломляющим видимый природный мир через субстанцию собственной художественной жизни. Проступающий в искусстве характер переживания мысли о «теле смерти» (Ап. Павел. Римл. 7: 24) обусловливается отношением человека к космогоническому устройству вселенной, его тяготением к тому или иному образному началу: «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в бога, или в зверя»5. Если проанализировать искусство в пределах последних двух столетий (начиная романтизмом и кончая нашими днями), то можно увидеть, как настойчиво и жестоко развивалась борьба художественного мировоззрения личности с эмбриональным самоощущением организма за «человека душевного».

Связанные понятия (продолжение)

Клише́ (от фр. cliché), также речевой штамп (литературный штамп, киноштамп и т. д.) — в искусстве установленная традицией застывшая форма (мотив, тема). Клише применяется в традиционных сюжетах произведений искусства, в научной литературе, в разговорной речи.

Расска́зчик (также нарра́тор от фр. narrateur — рассказчик) — 1) тот, кто рассказывает что-нибудь, человек, умеющий интересно рассказывать; 2) некая личность (напр., персонаж), от лица которой ведётся повествование в документальном и художественном, в частности, в литературном или телевизионном произведении.

Ненадёжный рассказчик — художественный приём, заключающийся в том, что рассказчик сообщает неполную или недостоверную информацию. Таким образом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться такими, какие они есть.

Литерату́рный геро́й — это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Дева в беде (англ. Damsel in distress), или преследуемая дева — архетипичный образ, вымышленная героиня литературного произведения, картины или фильма. Дева в беде обычно является молодой и привлекательной женщиной, терзаемой ужасным злодеем или монстром и ожидающей героя, который её спасёт. Дева в беде стала одним из распространённых стереотипных персонажей художественной литературы, особенно мелодраматических произведений.

Любо́вный треуго́льник — вид романтических взаимоотношений между тремя людьми. Данный термин применим как к случаям, когда два человека испытывают эмоциональную привязанность к третьему независимо друг от друга, когда первый влеком ко второму (которому он безразличен), но второй увлечён третьим (которому безразличны первые два), так и к тем, в которых всех троих связывают взаимоотношения. Как правило, в моногамном обществе любовный треугольник синонимичен с понятием конфликта в силу того, что такое…

Проло́г (др.-греч. πρό-λογος «предисловие» от πρό «впереди, перед» + λόγος «слово, речь») — вводная часть, введение, предисловие.

Романтика может быть охарактеризована душевным подъёмом, присутствием в суждениях и поступках лирических и драматических мотивов. Романтика или романтичные отношения возникают, как правило, лишь в некоторых ситуациях, когда влияние внешнего мира в сознании людей нивелируется, а на первый план выходят их отношения между собой, возникает влечение друг к другу.

Метапроза, иногда также метаповествование и метафикшн (англ. metafiction) — литературное произведение, важнейшим предметом которого является сам процесс его разворачивания, исследование природы литературного текста.

Пентало́гия — литературное, музыкальное или кинематографическое произведение, состоящее из пяти самостоятельных частей, но объединённых действующими героями, общей идеей и преемственностью сюжета. В английском языке часто заменяется словом «квинтет».

Японский киберпанк — это жанр андеграундных фильмов выпускаемых в Японии начиная с конца 1980-х годов. Жанр не очень близок к киберпанку в традиционном западном его понимании — основной акцент здесь делается на индустриальности и сюрреалистичности, а не на высоких технологиях и научности. Компьютеры в японском киберпанке отсутствуют. Основы жанра сформированы фильмом «Тэцуо — железный человек».

Гаре́м (яп. ハーレム ха:рэму) — жанр отношений в аниме и манге, в котором главный персонаж оказывается окружён большим количеством персонажей другого пола. Более никаких жёстких рамок не задано, и в разновидностях гарема герой совсем не обязательно должен завязывать хотя бы с кем-то романтические отношения, однако чаще всего так происходит. Женские персонажи могут соперничать между собой за внимание со стороны главного героя. Многие сериалы, не принадлежащие в полной мере к «гаремным», используют наработки…

Фансервис (яп. ファンサービス фан са:бису, англ. fan service — бесплатные услуги, бесплатное дополнение), также service cut (яп. サービスカット са:бису катто) или просто «сервис» (яп. サービス са:бису) — приём в современном изобразительном искусстве с такой ключевой особенностью: включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определённый отклик у основной целевой аудитории с целью повышения заинтересованности и/или привлечения потенциальных зрителей…

Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Материалом при формулировке аналогии или намёка, образующего аллюзию, часто служит общеизвестное историческое высказывание, какая-либо крылатая фраза или цитата из классической поэзии.

Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

Паро́дия (от др.-греч. παρά «возле, кроме, против» и др.-греч. ᾠδή «песня») — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии…

Городское фэнтези (англ. Urban fantasy) — литературный жанр, основанный на использовании городской мифологии. События протекают в настоящем мире в соединении с элементами фэнтези (прибытие инопланетян или неких мифологических тварей, сосуществование или противостояние человека и паранормальных существ, прочие изменения в городском порядке).

Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению литературоведа А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.

Обрамление — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку. Используется также в кинематографе (например, в киноальманахе «Глубокой ночью»).

Рассказ от первого лица — это способ повествования, где история излагается персонажем, т.е. повествователем, являющимся либо главным, либо второстепенным участником сюжетного действия. Рассказ от первого лица может излагаться в единственном числе, множественном числе или же в собирательном числе, также может быть авторитарным, доверительным или обманным «голосом» автора и представлять точку зрения в письменном виде.

Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.

Эпопе́я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») — обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.В переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Загла́вный геро́й (также заглавный персонаж, реже — заглавный образ) — герой (персонаж, образ) в художественном произведении (литературном произведении, театральной постановке, кинофильме и так далее), именем которого названо это произведение. Исполнение роли заглавного героя называют заглавной ролью. Не следует путать главного и заглавного героев. Главный герой может быть заглавным, а может им и не быть. И наоборот, заглавный герой может вовсе не являться главным героем. Данная ошибка употребления…

Режимы (или типы) повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте. Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица, от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора (англ. narrative voice) — техники подачи…

Хэ́ппи-энд, хеппи-энд (англ. happy ending «счастливый конец») — англицизм, означающий счастливую развязку сюжета пьесы, фильма, романа и т. д., состоящую в том, что все перипетии заканчиваются удачно для положительных, но не отрицательных героев. Хэппи-энд в сказках может выражаться словами: «И жили они долго и счастливо».

Фантасти́ческий детекти́в — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая) и двойная роль героев (следователей и учёных).

Сплаттерпанк (англ. Splatterpunk, от splatter — «брызги» и punk) — литературно-кинематографический жанр, появившийся в середине 1980-х. Родоначальником жанра является Клайв Баркер. Сплаттерпанк — вид литературы ужасов, где подчеркнуто гротескная фантазия соседствует с натуралистическими сценами кровавого насилия.

Филлер (от англ. filler, заполнитель) в сериалах со сквозным сюжетом — дополнительный материал, не связанный с основным сюжетом, добавляемый для увеличения длительности показа. В большинстве случаев филлеры существенно слабее серий, связанных с развитием сюжета, и не нужны для его понимания.

Жанровая литература — термин, употребляемый в отношении произведений художественной литературы, в которых главенствующую позицию занимает сюжет. Сюжет, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру, в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей.

Художественный вымысел — плод творческого воображения автора художественной литературы или сценариста художественного фильма.

Коми́ческое (от др.-греч. κωμῳδία, лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического.

Тямбара (яп. チャンバラ) — «бой на мечах», специфический для Японии жанр историко-приключенческого кино, повествующий о самураях и сражениях на мечах, своего рода аналог американских вестернов и европейских фильмов плаща и шпаги. Слово «тямбара» происходит от «тянтян-барабара» звукоподражания, описывающего звук мечей в бою.

Развязка (литературоведение) — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении. По Аристотелю, развязка начинается с точки происхождения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой либо поражением героя произведения.

Криптоисто́рия (греч. κρυπτός — «тайный», «укрытый» + история), тайная история — жанр фантастики, основанный на фантастическом допущении, что реальная история человечества отличалась от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована и т. п. Близка к жанру альтернативной истории. Криптоистория изображает реальность, внешне не отличающуюся от обычной истории, но показывающую участие неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными…

Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — «тёмное, мрачное фэнтези») — поджанр художественных произведений, включающий в себя элементы ужасов и готики, действие в котором происходит в антураже традиционного фэнтези.

Фа́була — фактическая сторона повествования, т.е. события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Фольклорно-мифологический мотив (по Ю. Е. Берёзкину) — образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба.

Фантастическая драматургия (англ. speculative drama) — разновидность фантастической литературы (научной фантастики, фэнтези и хоррора), использующая драматургическую форму.

Безумный учёный (Сумасшедший учёный) — популярное клише и архетип персонажей в фантастических произведениях.

Фантасмагория — поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.

Байронический герой — тип романтического героя, который покорил воображение европейской публики после выхода поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812—1818), насыщенной автобиографическими мотивами. На рубеже 1820-х гг. получил дальнейшее развитие в повести Полидори «Вампир», романе Матюрина «Мельмот Скиталец», байроновских поэмах вроде «Корсара». Автор «Евгения Онегина» иронизировал по поводу популярности таких сочинений…

Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив»), в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Совершенства во вплетении в канву музыкального произведения лейтмотивов и создании благодаря ним беспрерывного драматургического развития…

Флешфо́рвард (от англ. flash — вспышка, озарение; forward — вперёд) — частный случай пролепсиса: повествовательная техника, состоящая в отклонении от реальности и повествования в будущее. Противоположный приём (обращение к прошлым событиям) — флешбэк.

Эскапи́зм, эскепизм, эскейпизм (англ. escape — убежать, спастись) — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие; бегство от действительности.

Антиутопия, также дистопия (Dystopia букв. «плохое место» от греч. δυσ «отрицание» + греч. τόπος «место») и какотопия (Kakotopia от греч. κακό «плохой») — сообщество или общество, представляющееся нежелательным, отталкивающим или пугающим. Является противоположностью утопии.

Упоминания в литературе (продолжение)

После революции советская нация формировалась вокруг Октябрьского мифа, ставшего для нее центральным легитимирующим событием[7]. Однако со временем деформации прокламированных ею целей стали настолько очевидными, люди, ее сделавшие, настолько дискредитированными и неподходящими к новой политической реальности, культура, ею порожденная, настолько отличной, новый идеологический вектор настолько зримым, а «Большой возврат» настолько явным, что чем дальше, тем больше в своих прежних политических коннотациях Революция становилась скорее обузой, чем основанием для «полезной истории». Только в Победе в войне советская нация обрела наконец миф основания. Поскольку сталинская революция кардинально изменила политико-идеологические и социально-культурные вехи Октября 1917 года, он превратился из главного «учредительного события» довоенной Советской России в центральное событие предыстории советской нации. Последняя, будучи продуктом сталинизма, приобретала теперь адекватную фокальную точку: миф основания соединился с основным легитимирующим событием сталинизма и кульминацией его торжества – Победой в войне.

Повествование складывается из обстоятельно представленных привычных эпизодов жизни рыбачьей семьи: выход в море, береговая рыбалка, сбор земли для огорода и водорослей для удобрений, дробление камней для создания площадки огорода и – кульминация – охота на большую рыбу, которая заканчивается трудным сражением с разбушевавшейся стихией. Мера достоверности воспроизведения «технологии» бытовых занятий героев безусловна. Именно в наблюдении за обыденностью трудовых усилий жителей острова режиссёр создаёт базисную основу зрительского доверия экранной истории. Вместе с тем, сохраняя скрупулёзную жизненную точность внутрикадрового поведения персонажей, режиссёр не считает нужным ограничиться воспроизведением только видимости их бытия.

Выбор «Белых ночей», которые Достоевский снабдил подзаголовком «Сентиментальный роман», был для Висконти в этом смысле далеко не случаен. Отсюда, от жанра – многие решения. И декор, и таинственный персонаж Маре, объект мечтаний Наталии (первоначально Висконти вообще не хотел выводить его на экран), и туманы, и дождь, и качающийся свет фонаря, отбрасывающий странные тени в момент объяснения героев…И снег, экзотически-неожиданно засыпающий город в единственный момент единения Натальи и Марио. Снег как кульминация и развязка. Снег ночью как радость, восторг. И снег утром. Побеливший город и рифмующийся с бездомной белой собакой, пробежавшей в начале фильма и появившейся в финале – на светлом солнечном общем плане рядом с одиноко бредущей тёмной фигурой Марио.

Чувство между героями зарождается на корабле, а может и раньше, в столовой? «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу…» Использование метафоры «горячо освещенной столовой» создает ощущение естественности «электрического света». Эта естественность возникает вместе с зарождающимся чувством героев. Дальше идет постепенное нарастание «обоюдного желания», разгорается костер любви, и мы уже чувствуем «запах дыма». Герой тоже это ощущает: «Поручик взял ее за руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром». Своей кульминации развитие любовного чувства, страсти между героями достигает уже на берегу. Вернее в гостинице: «Вошли в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер…» И снова метафорический образ огня, костра, пожара, на котором так быстро сгорит возникнувшее чувство! Дальнейшее существование героя без «возлюбленной» лишено присутствия солнца. Вместе с героиней уходит любовь и свет из жизни героя, хотя он продолжает душевно мучиться. Финал рассказа знаменует о «финале» внезапно возникшего чувства: «Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке».

Два истребителя, выйдя в расчетную точку, резко пошли на снижение. Пробив облачный слой, они оказались над горной равниной. Система спутниковой навигации и телекамеры автопилотов уверенно вели самолеты на бешеной скорости почти над самой землей, заставляя тяжелые боевые машины буквально обтекать рельеф, не позволяя им подниматься выше ста метров. Горы надежно скрывали «Сушки» от вражеских радаров. Четверка перехватчиков барражировала у пакистанской границы, прикрывая фронт в четыреста километров. В то же время два полка «Грачей» усердно перепахивали базы талибов в районе Кандагара, отвлекая внимание противника на себя. Любой сторонний наблюдатель должен был решить, что «МиГи» подняты только для прикрытия «Грачей» от неожиданной атаки пакистанской авиации, в Союзе помнили, как был сбит штурмовик генерала Руцкого. А далеко на севере в боевой полумесяц разворачивались стратегические ракетоносцы «Ту-95». Операция «Солнечный проблеск» приближалась к кульминации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти айфон если он был утерян
  • Как найти в роблоксе донатерский сервер
  • Как найти динамики на ноутбуке виндовс 10
  • Как найти канал на ютубе по описанию
  • Как найти серьезную работу