Как найти культурный слой

Как можно себе представить такую жизнедеятельность человека, в результате которой образуется «культурный слой» в 35 метров за пару веков?!

На это «историки» нам бодро ответят, этот слой может образоваться в результате того, что население, по каким-то причинам оставило поселение и оно было занесено ветрами, дождями, наводнениями.

(Определение —  «Культурный слой — слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей».)

Рассмотрим несколько примеров, которые покажут, что «культурный слой» это не жизнедеятельность человека, а всегда результат катастрофы.

Ссылаться на то, что центр Москвы, Кремль люди покинули и его замело не решится даже самый упоротый «историк».
Археологические раскопки в Кремле

Те самые срубы, не покрыты «Культурным слоем»

Из Альбома Мейерберга (1622—1688). Т.е., что мы видим? На предыдущем снимке откопали домик Петра I? — это его времена, никаких «культурных слоев» не наблюдается.

Ну и стены, вокруг этих срубов окружала другая стена, на которой сейчас стоит новый Кремль [www.clumba.su/dopotopnye-texnologii], построенный в конце следующего, 18-го века:

Когда люди покинули Кремль, что его занесло с верхом и новые стены пришлось строить, опираясь на старые, как на фундамент?

Попутно обратим внимание на байку о том, что Царь-Колокол вынули из ямы при Николае I. Интересно: эта яма была выкопана во времена срубов? Какой глубины была, если ее копали от уровня, на котором стояли срубы и почему ничего не известно о раскопках Колокола?

В самом центре Москвы, у стен Кремля открыт музей археологии города. Допотопные камни старой Москвы не оставляют камня на камне от той мифологической версии истории, которую нам рассказывали в школе.

Вот такие мосты, подобно тем срубам, оказались укрыты «культурным слоем».

На Дворцовой площади С-Петербурга, к юбилею города вели земляные работы, перед царским дворцом тоже оказался солидный «культурный слой»:

Красной стрелкой обозначен, якобы, екатерининский уровень мостовой. Да про это уже только ленивый не говоирил: первый этаж Зимнего наполовину засыпан «культурным слоем».

Подземный музей, подобный московскому открыт в польском Кракове. Вот разрезы напластований:

Как могли умудриться горожане замусорить город таким образом: несколько поколений мусорили глиной, другие поколения — песком. Как это объяснить?

В природе такое встречается:

Меня не интересует, как этого добивается природа, очевидно что она может это сделать, но вот как люди могут сотворить подобное посреди живого города — это могут объяснить только «историки»:

Даже расписана хронология образования слоев. Высосанная из пальца, как и вся их хронология «древнего мира» и прочих потемкинских деревень.

А вот это из города, который, якобы. даже не был достроен — бросили строительство, т.к. умер царь. То есть в заброшенном городе накопилось «культурного слоя» выше крыши в буквальном смысле:

Ассирия, Хорсабад, дворец Саргона Дур-Шаррукин, 721-705 до н.э., Культурный слой таков, что уже в ворота и не пройти.

Ну ладно Сфинкс — отмазка, что там песка надуло, хотя бы выглядит правдоподобно, но как могло надуть столько глины — молчит наука, такая штука.

Но то что Большой Сфинкс был занесен за тысячелетия, если копнуть, тоже трещит такая версия по всем швам. Вот Сфинкс, песком засыпан по уши:

А вот всего через несколько лет:

Оказывается «культурный слой» убрать не проблема, даже в пустыне, и вот объясните мне — как этот слой копился в Кракове, в Кремле и перед царским дворцом в Петербурге!

Нет, вы понимаете, что вся эта история с Петром Первым, и Екатериной Великой, которая дворников не могла нанять для уборки у себя под носом — это сплошная туфта, наглое вранье!

Так вот вернемся к Сфинксу. Стало быть, ветром песку надуло?

Вот карта петровских времен (Картограф Guillaume Delisle. Carte d’Afrique. Paris: 1722 год):

Вот север Африки с этой карты:

Реки, озера, города. Откуда песку-то надуло менее чем за сто лет? Откуда взялся этот «культурный слой»?

Лет через пятьдесят — шестьдесят сюда отправят Наполеона. Зачем? Воевать? С кем — с этой страной? Прибыли, пушки на макушке, а тут такое? Да ведь в самой Европе было не лучше — посмотрите на музеи Москвы и Кракова.
Так что мотались суворовы, князи италийские, принцы сардинские, по Евразии вовсе не по тем причинам, что нам впаривают.

Вы этим картам не верите? А чему тогда верить-то? Лубочным «летописям» — «земля наша обильна, идите и володейте»?

Все что мы здесь видим — это артефакты, которые можно «пощупать руками», с «летописями» пусть разбираются наивные чукотские юноши — Фоменко с Носовским и их последователи.

Обрабатывать методами математической статистики совершенно сомнительные материалы — бессмысленно. Учитывая такое понятие как «войны» или «сражения» мы не можем определить а относятся ли к ним наполеоновские или суворовские походы — это, скорей всего, были экспедиции по инвентаризации того, что сохранилось после катастроф.

В 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз на острове Ява обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны.

Начали расчистку (опять война, и годы те же, что Наполеон ходил сначала в Египет, потом на Москву) — во время войны, оно, понятное дело, заняться больше нечем, чем счищать «культурный слой» — во время мира этот слой растет даже перед царскими дворцами, а вот как война — заняться-то больше и нечем.

Гораздо раньше, чем в Москве или Кракове археологический музей «Брестье» был открыт в Белоруссии, недалеко от Брестской крепости, где раскопки велись с 1968 года.

Под многометровым «культурным слоем» нашли вот это:

Неплохая сохранность для столетий, не правда ли?

А вот подобными предметами пользовались мои дед с бабкой, найдено там же, в Брестье:

Ножницы, подобные тем что по краям — сам видел — при мне ими стригли овец.

Так что, раскопки доминирующую версию истории закапывают в могилу.

Оригинал взят у ladstas в Кто нас засыпал?

Если пройти по ссылочке на оригинальный пост, то в комментариях можно увидеть печальную картину. Увы, но семена, посеянные фон Деникеном, Н. Фоменко и Ю. Скляровым взросли буйно :(
Но, сперва ознакомьтесь:

Что такое культурный слойСлайд29.JPG

Недавно меня в очередной раз попросили рассказать, что такое «культурный слой» и как образуется. Многим кажется невероятным факт, что культурный слой в городе может иметь несколько метров. В итоге я написал вот этот пост, в котором постарался просто, но подробно рассказать о культурном слое и закономерностях его образования (тем более что об этом мы каждый год рассказываем на занятиях археологического кружка и материалов накоплено довольно много). Пост получился довольно длинный, но, надеюсь, интересный.

Начнём с определения. Звучит оно просто:

Культурный слой — это слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека. Его мощность может быть от нескольких см до нескольких десятков метров.

Или можно сказать короче.

Культурный слой — это слой земли, содержащий остатки деятельности человека: древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу и т. д.

Для того чтобы понять что такое культурный слой, надо ответить на два основных вопроса.

1.Из чего состоит культурный слой?
2.Как он откладывается?

Разберём всё по порядку.

Из чего состоит культурный слой?

Собственно говоря, культурный слой состоит из четырёх компонентов:

1. Артефакты
2. Сооружения
3. Биологические остатки
4. Неорганические остатки

Артефакты — это объекты, созданные или подвергнутые обработке людьми.
К ним относится огромное множество предметов — орудия труда, украшения, сосуды, наконечники стрел, предметы одежды и т.д. и т. п.

Вот, скажем, фрагмент средневекового стеклянного браслета в культурном слое Пятницкого раскопа-

(404).jpgDSCN0748.JPG
Деревянный гребень в культурном слое00006.jpg
Обрывок кожаного пояса с металлическими накладкамиDSC_5165.JPG
Остатки бревен, которые неудачно пытались расколоть на плахи при ремонте деревянной средневековой мостовой

К числу артефактов относятся также предметы, случайно или преднамеренно образовавшиеся в процессе изготовления определенных изделий, – такие как обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и различные побочные продукты производственных химических процессов

Варница 001.jpg
Производственный комплекс, состоящий из сруба, остатков печи и напластований шлака.
Кроме того, на переднем плане можно увидеть заготовку деревянной лопаты

Сооружения.
Это археологические объекты, представляющие собой созданные человеком крупные объекты и нарушения грунтового слоя. Простейшим и наиболее распространенным сооружением является выкопанная в земле яма. Её можно обнаружить по отличию ее заполнения от окружающей почвы, часто более темному и мягкому, с более высоким содержанием органических материалов.

DSCN1179.JPG
Пятно ямы, выделявшееся на зачищенной поверхности пласта суглинкаDSCN1269.JPG
Выбранные ямы

Также к сооружениям относят жилища, очаги, стены, насыпи, фундаменты, тоннели, гробницы, могилы и множество других сооружений.

DSCN2830.JPG
Остатки частокола. Старая Русса, Курортный раскопDSCN0221.jpg
Остатки деревянного срубаDSC06732.JPG
Деревянная конструкция

Биологические остатки – любые материалы, некогда принадлежавшие к живой природе: необработанные кости, раковины улиток, пыльца растений, листва, навоз, зерна, уголь и древесина (и т. д. и т. п.). Из них исключаются предметы, ставшие в процессе обработки артефактами, например, льняная или шерстяная ткань, деревянная ложка или костяная игла.

00109.jpg

Сами биологические остатки, в свою очередь можно разделить на четыре вида.

1. Пищевые остатки.
Представляют собой либо кусочки, выброшенные в ходе приготовления и употребления пищи, либо остатки еды. В эту категорию входят, например, кости, скорлупа орехов, предполагающие, что сам моллюск, мясо или орех были съедены.

x_0c1aacb604.jpg
Палеолитическая стоянка Борщево-5.
Охотники на мамонтов, обитавшие на стоянке 22 тыс. лет назад, оставили целые груды костей этого животного

2. Технические отходы.
Материалы животного или растительного происхождения, образовавшиеся при изготовления артефактов. Так, техническими отходами являются осколки кости, из которой сделали упоминавшуюся выше иглу, деревянные щепки. Сюда же будут относиться побочные продукты и отходы, возникшие в результате технических процессов, при строительстве (щепки), обработке сельхозпродукции (солома), животноводстве и т.д. Кроме того, к таким отходам следует причислить и навоз.

(208).jpg
Обрубки дерева и строительные отходы
(219).jpg
Лошадиные черепа и части скелетов в средневековом слое Старой Руссы.
Конина довольно редко шла в пищу и эти части скелетов представляют собой остатки разрубленных на части туш

3. Экофакты.
Остатки (биологического происхождения), которые попали в культурный слой без прямого участия человека. Примерами ископаемых биологических экофактов могут служить: древняя пыльца или листья, принесённые ветром, раковины улиток, панцири насекомых, остатки растений, кости неодомашненных животных, обитавших на поселении или по соседству (например, домовые и полевые мыши, различные насекомые т.д.).
Экофакты важны тем, что дают возможность реконструировать природную среду эпохи существования археологического памятника.

4. Ещё один вид биологических остатков — это остатки, напрямую связанные с человеком. Непосредственно в слоях поселений (в отличии от культурного слоя могильников) кости человека встречаются нечасто и их наличие обычно свидетельствует о довольно экстремальных и катастрофических событиях. Но кроме них в слой попадает немало другого.
Человек оставляет после себя экскременты, волосы, ногти, постоянно отжелушивающиеся чешуйки кожи и т.п. В итоге они и продукты их разложения могут составить существенную часть культурного слоя.

DSCN4270.JPG
Останки младенца, умершего от истощения и захороненного территории жилой усадьбы. Пятницкий раскоп.

Неорганические остатки.
Четвертую категорию составляют почвенные, галечные, песчаные и прочие отложения природных неорганических материалов и веществ, скопившиеся на площади памятника.
Они подразделяются на:
•Антропогенные — принесённые человеком.

DSC02171
Прослойки песка, видимые в стенке курортного раскопа, представляют собой подсыпку, выполненную в 1970-ее годы при строительстве поликлиники

•Неантропогенные — попавшие на территорию памятника в ходе природных процессов. Например, принесённые ветром песок, глина, принесённая водными потоками, вулканический пепел и т.п.

x_9b05697358.jpg
Палеолитическая стоянка Борщево-5. В стенке раскопа видна серая прослойка с разводами.
Это вулканический пепел — свидетельство крупнейшего за последние 100 тыс лет извержения в Европе — он прилетел из Италии(!). Ниже видны чёрные разводы — прослойка пожара.

x_72576cf645.jpg
Палеолитическая стоянка Борщева-5.
В разрезе — геологическая история: светлые холодные суглинки (принесённых ледником) разделены прослойками палеопочв (эпизодами потеплений).
Следы поселений разных первобытных племен 45-22 тыс. л.н. залегают друг над другом

Каждый из компонентов культурного слоя несёт свою часть информации о прошлом и требует специального подхода.
Следует также помнить о том, что на памятнике могут присутствовать не все компоненты слоя. Или присутствовать в незначительном количестве. Например — яма, в которой нет артефактов.


Как откладывается культурный слой?

Прежде чем перейти непосредственно к описанию процесса отложения культурного слоя, надо рассмотреть ещё одно важное понятие — Археологический комплекс.

Дело в том, что все вышеописанные объекты и компоненты культурного слоя на памятнике находятся в определенной связи друг с другом — составляют комплексы. Которые могут быть закрытыми и открытыми .

Закрытый комплекс

Главная черта закрытых комплексов — это одновременность и неизменяемость.
Вещи, составляющие закрытые комплексы, могли быть сделаны в разное время, но попали в землю в один и тот же момент. Такой комплекс существует объективно. Из него нельзя ничего изъять и нельзя ничего добавить. К закрытым комплексам относятся: клад (монетный или вещевой); инвентарь погребения и вещи, найденные на полу сгоревшего жилища.

Закрытый комплекс отражает лишь один момент времени и тем важен для датировок.


Погребение

Если в могилу (являющуюся закрытым комплексом), впущено второе погребение, оно может нарушить комплекс, который перестает быть закрытым. Если удается доказать, что такого нарушения не произошло, то в одной могиле будут находиться уже два закрытых комплекса; причем второй будет отражать другой, более поздний момент времени.

Открытый комплекс

Случайная яма, достигшая пола сгоревшего жилища, нарушает закрытый комплекс. Изъятый из земли клад, если в него добавлен новый предмет или изъят из него, также теряет качество закрытого комплекса.
Открытый комплекс может быть расширен, так как часто его границы зависят от археолога. Такой комплекс создается искусственно, в то время как закрытый комплекс независим от нас. Открытый комплекс отражает не момент, а отрезок времени. Таков снимаемый на раскопе пласт культурного слоя. Напластования и вещи накапливались в пласте на протяжении определенного времени, а не мгновенно. Археолог вправе расширить этот комплекс, если это ему нужно, рассматривая несколько пластов вместе (например, при построении стратиграфического яруса).

Культурный слой складывается из множества закрытых и открытых комплексов.


Процесс формирования памятника

Для того чтобы объяснить, как происходит накопление слоя, покажу всё по этапам.

1.jpg

1. Поверхность земли до появления поселения. На месте будущего археологического памятника находится слой почвы, под которым залегают материковые напластования глины или песка (именно их археологи называют «материком»).

2.jpg

2. После начала строительства поселения начинает откладываться слой. В него попадают щепки от брёвен, остатки трапез строителей, случайно разбитый горшок, камни и глина, оставшиеся после строительства печи, сломанный топор, отвалы из ям и т. д.
Так формируется слой строительства.

3.jpg

3. Поселение живёт своей жизнью и в культурный слой откладываются пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи, битая керамика, навоз домашних животных, щепки, опилки, солома, отходы, образовавшиеся в ходе ремонта жилища и построек и т. д. В общем, все те компоненты культурного слоя, о которых я говорил выше. Постепенно уровень поверхности поднимается, и нижняя часть построек скрывается под напластованиями слоя жизнедеятельности, а некоторые объекты (например, настилы) оказываются полностью погребены. Этот эффект хорошо виден на примере старых зданий, которые кажутся вросшими в земля (иногда по самые окна).

4.jpg

4. Но вот наступает следующий этап — постройки разрушаются. Они могут погибнуть в огне, а могут быть разобраны за ветхостью. Но в итоге, так или иначе, образуется новая прослойка — слой разрушения.

5.jpg

5. Но жизнь не стоит на месте. Возводятся новые постройки и образуются новые слой строительства и жизнедеятельности.

6.jpg

6. Но и они со временем разрушаются, и начинается новая фаза строительства.

Этот процесс идёт непрерывно в течении всего времени существования поселения.
В итоге мощность слоя может составить несколько метров, а в особых случаях больше 30 м. Это кажется многим невероятным.

Но это удивительно только на первый взгляд. Просто мы привыкли к тому, что сейчас мусор и различные отходы вывозят за пределы поселений, а в древности всё это в большинстве случаев оставалось на месте. Легко можно вообразить современный способ накопления культурного слоя, просто представьте, что мусор перестали вывозить вообще, канализацию отключили, при сносе старых построек все отходы оставляют на месте. Слой будет расти довольно быстро.

На это можно возразить, что в древности не было такого количества мусора, как сейчас (не было пакетов, бутылок и т.п.). Но следует помнить, что в средневековом городе было много таких отходов, каких нет у нас. Щепки, солома, остатки корма и подстилки домашних животных, огромное количество навоза, немало отходов ремесленного производства (шлаки, обрезки кожи и т.д.). Поэтому и накапливаются метры слоя.
Хороший пример нарастания мощного слоя это телли [= тепе] — «рукотворные» холмы высотой до 30-40 м, образовавшиеся на месте древних городов на Ближнем востоке и в Средней Азии. Причиной их появления было то, что для строительства использовался преимущественно сырцовый кирпич. После разрушения построек глина откладывалась слоями, которые за тысячи лет складывались в десятки метров..


Телль-Хазна I (северо-восток Сирии). источник фото — Археологическая миссия выполнима

Но условия для отложения слоя не всегда благоприятны.
Если слой состоит преимущественно из органических материалов, то он подвержен разрушению. Органика практически сразу начинает разлагаться.

Слайд34.JPG

И после её разложения остаются преимущественно неорганические материалы, и вместо нескольких метров остаются 40-50 см. А если вступают в действие другие факторы разрушения (например, активная распашка), то и меньше.

Вообще, культурный слой формируется в результате ОДНОВРЕМЕННЫХ процессов накопления и разложения органических остатков. Если процессы накопления более интенсивны, то слой откладывается; если же процессы накопления замедляются или прекращаются, то происходит преобразование органического культурного слоя в органо-минеральный и слаборазвитые почвы.

При этом для разных географическо-почвенных условий схема будет различной (за формулировку спасибо mic2007x).

В тех случаях, когда гидрогеологические и прочие условия благоприятны для сохранения органических материалов, накопление слоя идёт быстро и он в итоге может достигать нескольких метров.
Например, в Старой Руссе зафиксирован слой, мощностью превышающий 6 м.

Вот для наглядности подборка фотографий Пятницкого раскопа сделанная на протяжении 10 лет — Пятницкий раскоп 2002-2012. На них можно увидеть как меняется застройка и заполнение культурного слоя.

Несколько по другому формируется культурный слой могильника. Подробнее об этом — Культурный слой могильника
.

Стратиграфические принципы

Порядок чередования напластований культурного слоя по отношению друг к другу, а также к подстилающим и перекрывающим его горным породам и отложениям называется в археологии стратиграфией. Анализ стратиграфии играет крайне важную роль в археологии, потому что только он может рассказать историю формирования слоя (и, соответственно, историю поселения).
Все прослойки в раскопе тщательно фиксируются, фотографируются и зарисовываются.

Вот, например, фотография зачищенной стенки раскопа —

И её чертёж —

На них можно увидеть разрез срубной жилой постройки, наполовину попавшей в раскоп.

Для интерпретации стратиграфических данных в археологии существуют четыре основных принципа:

1)

Принцип перекрывающих напластований состоит в том, что каждый слой отложений старше того, который лежит непосредственно над ним. Иными словами, делая раскопки, мы последовательно попадаем во все более ранние слои.
Принцип перекрывания применим лишь к каждому месту по отдельности.
Это означает, что глубина залегания предмета не является признаком его древности, потому что слой, находящийся в каком-то месте на глубине в 1,2 м от поверхности может быть старше того, который в другом месте лежит на 2,4 м ниже поверхности (и наоборот).

2)

Принцип прорезания гласит, что каждое скопление, впущенное в другое, является более поздним.
К примеру, яма, прорезавшая слой глины, появилась позже, чем это прослойка глины; в противном случае она не могла бы его прорезать.

3)

Принцип terminus post quem (лат. «время, после которого») гласит, что некий комплекс (в том числе слой) сложился после изготовления самого позднего из содержащихся в нем предметов. Это естественно, поскольку предмет не может попасть в комплекс до того, как он был сделан.

4)

Принцип ассоциации гласит — дата образования закрытого комплекса приблизительно совпадает со временем бытования входящих в него предметов.
Классическим примером закрытого комплекса является могила, которую обычно выкапывают и засыпают всего за несколько дней. Поэтому можно полагать, что могила датируется тем же периодом, что и найденные в ней артефакты. Конечно, возможно, что в состав её инвентаря вошли какие-то семейные реликвии, и в таком случае могила будет относиться к более позднему времени, чем эта реликвия.
Принцип ассоциации представляет собой частный случай принципа terminus post quem.

В совокупности эти четыре принципа позволяют разобраться в самой сложной стратиграфии.

Вот пара простых стратиграфических задачек для примера —


Определите последовательность образования прослоек и ям, начиная от самой древней.

А это немного другая задача, на которой схематически изображены пятна ям на поверхности.


Определите последовательность образования ям, начиная от самой древней

Вот так и образуется культурный слой.

Если остались вопросы, то с удовольствием отвечу на них.

(с) Павел Колосницын

Использованные источники (они же рекомендованная литература):
Д.А. Авдусин — Полевая археология СССР
Статья — «Археология» в Энциклопедии Кругосвет
Отдельная благодарность Сергею Лисицыну за предоставленные фотографии стоянки Борщёво-5 и комментарии к ним.

  • #1

Самым главным в поиске древностей после сбора необходимой информации является пожалуй ориентирование на местности, один из видов которого — это забор и шурфование грунта с целью определения т.н. культурного слоя. Но тут как раз и возникают вопросы: как определить культурный слой и каков его прирост в зависимости от времени и места? К примеру вот есть же и в лесу поверхностный пласт земли, и он вроде образуется со временем от пыли, как отличить — было там поселение или нет и как сравнивать эти, на первый взгляд одинаковые, культурные слои?

  • #2

Интересную тему поднял Hunter777
В свою очередь хочу спросить.
что могут представлять собой ямы , глубиной от 0.5-2.0 м. (может ингода побольше) в лесу….?
просто когда искал одно домонгольское урочище (которое так и не удалось локализовать), то на предполагаемом месте , или около него, в лесу вдоль (как я понял по большой глубине метра 3-4 ) старого ручья на его берегах имелись такие вот непонятные ямы…
проверил их МД , никаких сигналов не обнаружил…
Военных действий, там не проводилось…

  • #3

Интересную тему поднял Hunter777
В свою очередь хочу спросить.
что могут представлять собой ямы , глубиной от 0.5-2.0 м. (может ингода побольше) в лесу….?
просто когда искал одно домонгольское урочище (которое так и не удалось локализовать), то на предполагаемом месте , или около него, в лесу вдоль (как я понял по большой глубине метра 3-4 ) старого ручья на его берегах имелись такие вот непонятные ямы…
проверил их МД , никаких сигналов не обнаружил…
Военных действий, там не проводилось…

Я видел в лесу ямы, спросил местных, они ответили, что раньше картошку в лесу закапывали, до весны

Samurai Jack


  • #5

культурный слой и каков его прирост в зависимости от времени и места

у меня такая инфа: в зависмости от плотности населения прирост конечно разный. на селище примерно 10 см за 100 лет, в городе конечно больше.
А вот просто почва в чистом поле нарастает медленней на порядок — в зависимости от местности от 0,5 до 2 см. за 100 лет. В среднем можно считать на 1 см за 100 лет.

Samurai Jack


  • #6

В основном ямы в лесу — это места смолокурен. Здесь http://www.solovki.info/?action=archive&id=268 можно почитать, на одном из форумов уже был такой вопрос.

Часто встречал ямы на высоком обрывистом берегу реки или ручья рядом с поселением, думаю — это погреба были. А место выбрано — чтоб 100% не затопило по весне.

  • #7

Часто встречал ямы на высоком обрывистом берегу реки или ручья рядом с поселением, думаю — это погреба были. А место выбрано — чтоб 100% не затопило по весне.

Если ямы в лесу, где не было военных действий и не бывшее кладбище, то вероятность добычи там смолы приближается к 100 %. Можно в яме копнуть и найти остатки горелого дерева или угля. Погреба это тоже как вариант, но они все-таки скорее всего должны были располагаться вблизи населенного пункта.
Насчет культурного слоя. Можно принять приведенные данные увеличения толщины культурного слоя от времени, но пока этому доказательств я не нашел. Все зависит конечно от условий и от происходящих событий.
Вообще получается, что верхний слой земли это и есть культурный слой? Как он может изменяться в лесной местности, ведь там когда-то могло быть и поселение? И вообще, если принять существование на свете планеты Земля, то за это время толщина слоя должна быть очень приличной, однако это далеко не везде так :) И еще: в каких местах населенного пункта имеет место наибольший прирост — на дорогах, огородах и т.п.?

Samurai Jack


  • #8

Вообще получается, что верхний слой земли это и есть культурный слой?

Верхний слой земли называется плодородный слой :) Культурным он называется только в местах поселений.

  • #9

Есть еще т.н. «межевые ямы». Существовала целая система межевания — просеки, канавы, ямы различной формы. Тов. В.С.Кусов «Земли Московской губернии в 17 веке» в введении немного описывает работу землемеров … При проверке на местности по ПГМ границы меж часто еще имеют место быть . Особенно часто много ям разных размеров встречается в углах стыков нескольких земель. Иногда встречаются реперы (две «разнокалиберные» ямы расположенные на местности с учетом сторон света).

  • #10

Верхний слой земли называется плодородный слой :) Культурным он называется только в местах поселений.

Хорошо, тогда как увидеть разницу между плодородным и культурными слоями?:)

  • #11

Есть еще т.н. «межевые ямы». Существовала целая система межевания — просеки, канавы, ямы различной формы. Тов. В.С.Кусов «Земли Московской губернии в 17 веке» в введении немного описывает работу землемеров … При проверке на местности по ПГМ границы меж часто еще имеют место быть . Особенно часто много ям разных размеров встречается в углах стыков нескольких земель. Иногда встречаются реперы (две «разнокалиберные» ямы расположенные на местности с учетом сторон света).

Спасибо, это очень интересная информация, обязательно пригодится :)

Samurai Jack


  • #12

Спасибо, это очень интересная информация, обязательно пригодится

ОФФ: для того, чтобы сказать кому-либо «спасибо» существует специальная кнопочка — плюсик на зеленом кружочке, под репутацией автора понравившегося поста. Просьба говорить спасибо туда! Представляете, если 100 человек прочитают этот пост и тоже также скажут спасибо на форуме отдельным постом — удобно будет читать такую тему, когда до следующего полезного поста нужно будет пролистать 10 страниц спасиб? ;)))

Samurai Jack


  • #13

Хорошо, тогда как увидеть разницу между плодородным и культурными слоями?

В наших краях — это в первую очередь цвет почвы. Культурный слой темнее — в нем большое количество включений угля, золы. Если черноземный регион — тогда уже сложнее — можно по керамике, но ее например на свежевспаханом тяжело увидеть.

  • #14

Ямы в лесу — это однозначно межевые знаки. Впервые в наших источниках их начинают фиксировать на рубеже XV-XVI вв., когда плотность населения достигла максимума и владения отдельных землевладельцев вышли к границам друг-друга. Если раньше (в XIV-XV вв.) границы вотчины указывались довольно абстрактно (куда, плуг, соха, коса и топор ходили по старине (т.е. указывалось, что к селу или деревне прилагался полноценный хозяйственный комплекс с землей и угодьями). То в конце XV — начале XVI вв. пришлось начинать проводить настощее межевание между владениями (как отдельными вотчинами, так и волостями или даже уездами). В целом процедура в кратце описана у Кусова, поскольку не очень изменилась с конца XV до конца XVIII в. Межевщики (судья, землевладельцы и местные крестьяне) шли по границе владений от одного приметного места до другого. Например:
«розъехали полюбовно с устья Чюдиновки реки от речки от Куробоя по старому огороду, а по ямам по новым на ель, а у ели две ямы, а от толе прямо по ямам на березовой пень, а у пни две ямы, да от толе по ямам прямо на вымло, да с вымла по ямам прямо по отгороду на ель, да по огороду же и по елям на березу да на ель, да от толе прямо по ямам и по огороду на сосну з гранми, а у сосны две ямы, да от толе по ямам и по огороду на ель с коленом да над ручью ель с коленом же…»

«а от ели на пень на еловый, а на нем грани, а оттоле на березу з граньми, от березы на три волхи на одном корени з граньми, а от волхи на ель з граньми, а от ели на три ели с ряду с граньми, а у них яма, а в яме камень. С трех елеи на ель на виловатую з гранми, а от виловатые ели на кривую березу з граньми, а у нее яма, а в яме каменья…»
Деревья с гранями (т.е. со специально сделанными зарубками на стволе) конечно уже погибли, но ямы с камнями или углем на дне должны встречаться в изобилии. Их в принципе очень часто и археологи находят случайно.

  • #15

Часто встречал ямы на высоком обрывистом берегу реки или ручья рядом с поселением, думаю — это погреба были. А место выбрано — чтоб 100% не затопило по весне.

я тоже так думаю, недавно видел такие, даже читаемые, ямы на высоком лесном берегу реки Воря.

  • #16

В наших краях — это в первую очередь цвет почвы. Культурный слой темнее — в нем большое количество включений угля, золы. Если черноземный регион — тогда уже сложнее — можно по керамике, но ее например на свежевспаханом тяжело увидеть.

А возможно тогда привести цветную иллюстрацию, на которой можно показать где культурный слой, а где плодородный?
Еще интересно знать, насколько по отношению ко времени увеличивается плодородный слой, и в каких местах населенного пункта (либо бывшего) культурный слой имеет наибольшую толщину, а в каких наименьшую?

  • #17

в каких местах населенного пункта (либо бывшего) культурный слой имеет наибольшую толщину, а в каких наименьшую?

В самой старой части НП культурный слой максимален. Т. к. там больше мусорят и строят как правило. Если не ошибаюсь в центре Рима от до 11 метров !!! В Москве до 7 метров. Устанешь копать

  • #18

В самой старой части НП культурный слой максимален. Т. к. там больше мусорят и строят как правило. Если не ошибаюсь в центре Рима от до 11 метров !!! В Москве до 7 метров. Устанешь копать

Я имел в виду не крупные города с многовековой историей, а к примеру небольшую деревню, возможно бывшую. Где там может быть максимальный культурный слой: на месте домов, в огородах, палисадниках, дорогах…?

  • #19

Я имел в виду не крупные города с многовековой историей, а к примеру небольшую деревню, возможно бывшую. Где там может быть максимальный культурный слой: на месте домов, в огородах, палисадниках, дорогах…?

Выгребная яма, я думаю:), дорога

  • #20

Выгребная яма, я думаю:), дорога

Выгребная яма — это само собой, там за сто лет можно и 10 метров наворотить, извиняюсь за выражение :D
В добавление к моим вопросам, которые еще остались без ответа, хочу еще узнать, можно ли и каким образом провести анализ грунта, соответствие его культурному слою? К примеру из мелководья озера, берег которого раньше не был затоплен водой.

Мы говорим «культурка»…
Что такое культурный слой?

Хотя наш брат копарь не имеет к археологии никакого отношения, в отчётах с копа довольно часто употребляется термин — «культурка», обозначающий культурный слой. Да и в различных средствах массовой информации, когда речь идёт об археологических раскопках, нередко мы слышим словосочетание — культурный слой.

Что же это за слой такой

Определение культурного слоя.
Культурный слой – это слой почвы (земли, грунта), с явными включениями материальных следов жизнедеятельности человека. Чаще всего возникает в местах более-менее оседлого проживания людей (поселения, городища). Может, как выходить на поверхность, так и, если поселение исчезло очень давно, находиться под толстым слоем пустого грунта. Культурный слой включает в себя:

  • — фрагменты предметов быта,
  • — керамики,
  • — остатки костей домашних животных,
  • — остатки кострищ и хозяйственных ям,
  • — руины строений,
  • — жилищ или крепостей.

Культурный слой почвы

Хотя, строго говоря, культурный слой образуется не только в местах оседлого проживания человека. Скажем, если на каком-то месте в XVIII веке располагался придорожный кабак, то, что от него осталось в земле, сегодня тоже будет именоваться «культурным слоем»

Культурный слой растёт со временем под воздействием многих факторов. Его толщина может быть разной от нескольких сантиметров, до десяти и более метров.

Культурный слой почвы
Культурный слой почвы

На толщину культурного слоя влияет:

  • — насколько бурно протекает жизнедеятельность человека,
  • — какой материал использует человек в строениях,
  • — насколько окружающая почва подвержена эрозии (пустынная или имеет хороший травостой),
  • — характер растительности (лесистая местность или нет),
  • — расположение относительно реки или иного водоёма.

Что такое культурный слой по сути – это строительный и хозяйственный мусор вперемешку с землёй и песком. А главной его ценностью являются находящиеся в нём предметы быта, возможно вооружения, в нашем же случае чаще всего это монеты и металлопластика.

Культурный слой почвы
Культурный слой почвы

На древнем поселении может быть несколько слоёв с включениями остатков разных материальных культур или одной культуры разных периодов разделённых между собой слоями пустого грунта. В таком случае поселение называют многослойным. Датировав некоторые находки в определённом слое, можно определить относительно точное время существования древнего, а иногда и не очень, поселения или городища.

Многослойное поселение.

Бывает, что культурные слои древнего поселения перекрыты между собой слоем земли или песка. Это говорит о том, что в определённое время поселение было заброшено и в этом месте царили полное запустение и разруха. Соответственно и человек там не жил. А затем люди возвращались, строили новые жилища, обрабатывали почву.

Культурный слой почвы

Сплошной слой, но имеющий в себе предметы быта разных эпох говорит о непрерывном проживании человека. При этом, например, в случае завоевания, может меняться культура, соответственно другими могут быть религия, навыки мастерства и т.д.

Культурный слой почвы

Ну и влияние прогресса само собой, куда ж без него.

Вообще говоря, мы не занимаемся целенаправленным поиском древних поселений и их полномасштабными раскопками, а наши металлоискатели не особенно глубоко «видят» артефакты, находящиеся в земле. Потому с примерами многослойных поселений нам приходится сталкиваться не так часто.

На моей практике это происходило при шурфлении распашки (чешуи) и при поднятии фундаментов.

В основании культурного слоя находится почва именуемая материком. То есть в ней отсутствуют остатки жизнедеятельности человека, разве что единичные фрагменты (очень малое количество) смешавшиеся с материковым слоем. Между прочим, имеются примеры довольно странных ошибок или «ошибок» археологов. Когда при проведении раскопок, то ли по невнимательности и неопытности, то ли умышленно объявляли материком такую вот пустую прослойку между насыщенными арх. материалом слоями. Ну и прекращали раскопки. Что тут скажешь? Внимательнее надо быть, товарищи!

Конечно, данная тема значительно обширнее, но думается, прочитав эту статью, начинающие поисковики будут иметь некоторое представление о том, что такое культурный слой.

Д. Нукратец.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти выплаты по налогам
  • Как найти звук иголки
  • Missing operating system как исправить на ноутбуке
  • Как составить договор с рестораном
  • Как найти автора картины по рисунку