Как найти куратора для выставки

T

Инструкция для молодых художников

У старейшей питерской галереи Anna Nova стартовал 8-й конкурс проектов молодых художников Nova Art. По этому поводу The Blueprint попросил Анастасию Скворцову, исполнительного директора конкурса, составить инструкцию: стоит ли участвовать в конкурсах, как попасть в резиденцию, познакомиться с куратором и в целом преуспеть.

Кажется, я все-таки художник – и у меня скопилось много работ, которые никто не видел. Что с ними делать?

Если коротко: выставлять и продавать

Первым делом нужно отснять в хорошем качестве все работы, составить портфолио, CV, artist statement. Можно еще добавить краткую биографию — очень короткий рассказ о главных событиях вашей карьеры. В этот общий pdf-документ можно добавить к подписям работ еще и цены, а затем отправить вашим знакомым кураторам и галеристам. Если вы еще с ними не знакомы, смотрите пункт 7. Кураторы и галеристы будут приглашать вас участовать в выставках. Если нет — придется заманивать их на выставки, организованные самостоятельно. Хороший пример: группа «Север-7»: художники сами курировали свои выставки и даже ярмарки. А теперь их работы находятся в коллекции MHKA в Антверпене и, конечно, продаются в галереях и на аукционах.

Я все-таки участвую в выставке. Как общаться с кураторами — они ведь такие сложные? А с журналистами — они же ничего не понимают?

Если коротко: будьте добры. И открыты.

Если вы знакомы с деятельностью куратора и вам эта деятельность нравится — не стесняйтесь об этом сообщить. Ведь не только художники ценят комплименты своей работе. С журналистами — не робейте. Корреспондент или редактор, пришедший на вашу выставку, не ждет от вас искусствоведческой оценки собственных работ, тем более что кураторский текст он наверняка уже прочитал. Лучше расскажите о себе, о своем настроении, о том, как вы сами сегодня увидели свою выставку.

Я на классной ярмарке современного искусства. Все работы здесь не похожи на мои — сплошная керамика. Может ею и надо заниматься?

Если коротко: кому надо?

Та же керамика может быть очень актуальным трендом, но бросать свои наработки и исследования ради того, чтобы всем понравиться, — провальная стратегия для художника. Куда более перспективный путь — прислушиваться к своим интересам, наблюдать за миром и находить подходящую форму высказывания, пробовать себя в разных медиа, но сохранять свой стиль. Главный товар на рынке — не глина или холсты, а уникальность художественного языка и высказывания.

Нужно ли мне участвовать в конкурсах, ведь с ними столько возни?

Если коротко: это часть работы художника

Вы и так знакомы с половиной кураторов и галеристов, а с остальными вот-вот познакомитесь? Поздравляем, можно забыть о написании заявок. Если нет — попробуйте отнестись к подаче заявок на конкурсы, резиденции, гранты и все возможные опен-коллы как к своей ежедневной работе. Писать письма точно не сложнее, чем писать картины. А чем больше заявок вы отправите — тем больше вероятность, что какая-то из них будет принята.

Учиться на современного художника довольно дорого. Плюс, чтобы поступить, нужно пройти серьезный отбор. Стоит ли это того?

Если коротко: системные знания дорогого стоят, а среда бесценна

В сфере искусства образование — это прежде всего погружение в среду. Все образовательные программы формируют свое сообщество студентов и выпускников, и сила нетворкинга поможет вам и после обучения. Кроме того, образование дает также системный подход и дисциплинирует, поэтому, несмотря на мощный поток доступной информации в интернете, лучше пойти поучиться. Школа Родченко, институт «База», Moscow School of Contemporary Art, Школа дизайна НИУ ВШЭ, ИПСИ, программа Art & Sience ИТМО, Лаборатория новых медиа, школа вовлеченного искусства «Что делать?» — вариантов много. Как правило, на всех платных программах есть конкурс на стипендию/бесплатные места/скидки.

Очень хочется, чтобы работы показали в какой-нибудь западной галерее. С чего начать?

Если коротко: с переезда

Выставка в западной галерее — как оазис в пустыне: манит многих, но может оказаться миражом. Чтобы не разочароваться, сразу определите цели, зачем выставляться в западной галерее? Чтобы лучше продаваться? Или чтобы попасть в музейные коллекции и на биеннале? Но в обоих случаях, если вы еще не стали суперзвездой на родине, вам будет необходимо погрузиться в местную среду, потому что искусство укоренено в локальных процессах. Имеет смысл начать с поездки в художественную резиденцию. Вот, например, сайт, где вы найдете актуальную информацию о текущих опен-коллах. Некоторые арт-резиденции создали условия для онлайн-программ во время всеобщего локдауна, и присоединиться к ним можно даже удаленно. Да, конечно, впечатлений меньше, чем от поездки, но все так же можно познакомиться с новыми людьми. Кстати, российские арт-резиденции уже объединились в ассоциацию, и теперь информацию об их программах тоже можно найти в одном месте.

{«width»:1200,»column_width»:90,»columns_n»:12,»gutter»:10,»line»:40}
false
767
1300
false
true
true
{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}
{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией — MOVE-ON на Look At Me

MOVE-ON

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией

Что нужно, чтобы попасть в музей — советы кураторам и художникам

  • 16902
  • 3 июля 2013
   
Спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON.
   

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 1.

 

Современное искусство создается кураторами, потому что именно они решают, что сегодня попадет в музеи, а завтра — в книги по истории искусств. Они помогают зрителям понять художников, помещая их работы в наглядный контекст. Куратор Центра современной культуры «Гараж» Юлия Аксенова рассказала, как связать свою жизнь с искусством, из чего создается выставка и где учатся талантливые художники.

О себе

Современным искусством я стала заниматься совершенно неожиданно. Я из интеллигентной семьи: папа рисовал, мама собирала книги, но мое первое высшее образование — экономическое. Однажды на книжной ярмарке я увидела «Художественный журнал», прочла несколько статей и абсолютно ничего не поняла. Меня так заинтриговало, что существует зона культуры, о которой я не знаю, что мне сразу захотелось в ней разобраться. Я вслепую стала покупать книги по современному искусству, узнавала новые имена и набиралась знаний. У меня не было знакомых, которые могли бы ввести меня в область современного искусства — а в то время это была очень герметичная тусовка. В ней было всего 50 человек, все они друг друга знали, и, чтобы попасть в этот круг, надо было приложить большие усилия.

Был конец 1990-х, время кризиса, найти работу было очень трудно — я решила, что чем сидеть без дела, лучше пойти учиться. Я выбрала специальность «история искусств» в РГГУ, хотя с самого начала знала, что буду заниматься только современным искусством.

Современное искусство
для меня — как вера.
Либо ты веришь, либо нет.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 2.

О себе

Уже в РГГУ у меня появились знакомые художники, критики. После окончания университета я поступила в школу Сороса (сейчас ИПСИ), и там мой круг знакомств расширился еще больше.

В 2003 году мне повезло — Андрей Ерофеев, руководитель отдела новейших течений Третьяковской галереи, взял меня на должность научного сотрудника. В ГТГ был замечательный коллектив, там мы познакомились и стали коллегами с Таней Волковой. Мы обе — воспитанницы Андрея, помогали ему делать огромные выставки: «Русский поп-арт», «Соц-арт: политическое искусство в России». Это были очень мощные проекты, хотя и не международные.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 3.

О себе

Первая, очень важная для меня выставка, которую я курировала самостоятельно — «No Comment?» на открытии Первой московской биеннале в 2005 году. Это был очень интересный проект, мы сделали его в пространстве проекта «Фабрика» вместе с Леной Зайцевой за две тысячи долларов, хотя участников было около 30-ти. Именно в тот момент, в 2005 году, все вдруг узнали, что есть современное искусство. Круг разомкнулся, и за один год в российском современном искусстве появилось очень много новых имен.

В том же году я стала куратором Московского центра искусств на Неглинной. Целый год мы творили там все что хотели. Было несколько очень любопытных экспериментов с молодыми художниками — российскими и украинскими.

О себе

Очень важным моментом в моем становлении было обучение в международной школе кураторов De Appel в Амстердаме. Туда принимают всего шесть человек в год, из этой школы вышло очень много известных кураторов. Вместе с остальными студентами мы сделали большой выпускной проект Master Humphrey’s Clock. Трудно работать в соавторстве с кураторами, которых ты недавно узнал. Но это был колоссальный опыт — и в плане общения, и в плане попадания в интернациональный контекст. Там у меня появились связи с интернациональными художниками — я была очень горда, когда пригласила посотрудничать Саймона Старлинга.

О себе

В 2010 году я начала работать в Центре современного искусства «Гараж». Мой первый проект «Русские утопии» был очень масштабным, но по прошествии времени я не могу сказать, что он мне нравится. 21 июня в «Гараже» открылись выставки двух международных звезд — Натали Юрберг, которая получила «Серебряного льва» Венецианской биеннале в 2009 году, и Яна Шванкмайера, известного чешского кинорежиссера и художника. Это очень разные художники, она — молодая, ядовитая, провокационная, он, наоборот, аскетичный, концептуальный. Для меня подготовка этих выставок ознаменовала новый этап в работе, потому что я впервые получила в распоряжение такие площади и такой бюджет. Приходите посмотреть.

Путь куратора начинается
не с менеджмента,
а с искусства

Начало

Для начала можно выбрать один из вузов, где учат истории искусств:

Российские школы кураторов — пока не частое явление. В прошлом году Виктор Мизиано и фонд «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) сделали замечательную летнюю школу для кураторов. 10–15 приглашенных экспертов с мировыми именами в области кураторства и теории искусства прочли курс тематических лекций. Набор в летнюю школу будет проводиться и в этом году. Проблема с подобными инициативами в том, что у них пока нет конечного результата. Ни у одной российской школы нет амбиций каждый год выпускать молодых кураторов и делать выставки. Другое дело — мировые кураторские школы. Например, Bard College в Нью-Йорке или Goldsmiths University в Лондоне.

Начало

После обучения можно попробовать сделать что-то свое — молодые кураторы часто объединяются с художниками, создают некоммерческие институции, устраивают выставочные проекты с минимальным бюджетом.

Но лучше всего пойти в ученики к известному куратору — чтобы набраться опыта и познакомиться с большими художниками. Можно искать мастера в России, как сделала я, но если вы хотите построить карьеру в арт-бизнесе, лучше сразу целиться на Запад. Моя приятельница, Елена Филипович училась у Ханса-Ульриха Обриста и участвовала в создании его выставки «Станция Утопия» для Венецианской биеннале. После этого, в 2008 году, ее пригласили — уже самостоятельно — провести Берлинскую биеннале.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 10.

Рабочий процесс

1. Исследование

Это самый интересный и самый творческий этап в работе куратора. Бывает, мне очень нравится какой-то художник, я влюбляюсь в его работы, и мне хочется показать их другим людям. Даже одна работа и заключенная в ней мысль могут определить концепцию целой выставки. Иногда я обнаруживаю какую-то тенденцию или очень интересное направление в искусстве, и из этого рождаются коллективные проекты.

После того как появилось первичное представление о выставке, нужно изучить тему, прочитать много литературы, чтобы развить идею в полноценную концепцию. Я очень люблю этот период поиска, возбуждения и творческой ненасытности.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 11.

Рабочий процесс

2. Переговоры с галереей

Когда в голове сложилась цельная картина того, что ты хочешь показать зрителям, можно договариваться с площадкой. Если куратор постоянно работает в одной галерее, это решается в устной беседе. Независимые кураторы, не привязанные к одной институции, составляют письмо с предложением и рассылают его в разные галереи. В презентации из пяти-десяти слайдов с картинками описывается концепция выставки, ставятся задачи, определяются художники, публика и бюджет. Хорошее предложение должно быть кратким, но умным — чтобы человек, прочитав его, понял все о выставке, которую вы хотите сделать. Любой контекст, социальный, политический, культурный, имеет очень большое значение. Надо четко понимать, почему выставка должна случиться именно сейчас и именно здесь — в России, в Москве, в конкретной галерее.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 12.

Лучшая кураторская
стратегия — быть адекватным
тому, что ты выставляешь,
где ты находишься и кто твой
зритель.

Рабочий процесс

3. Переговоры с художниками

Говорят, что кураторы делятся на две категории: одни работают с художниками, другие — с произведениями. Мне очень нравится составлять выставки из уже готовых работ. Для меня главное — это тело экспозиции. Я воспринимаю выставку как тотальную инсталляцию, в которой зритель проживает искусство физически, с помощью пространственного восприятия. Может быть, такой подход сейчас не в моде. Современные кураторы стараются войти в близкий контакт с художниками, чтобы те создавали работы под конкретные выставки. Западным художникам можно писать напрямую или через галереи, где они выставляются. Когда я приехала из De Appel, я готовила проект с большими международными звездами — Аллорой и Кальсадильей, Харуном Фароки и многими другими известными авторами (к сожалению, выставка так и не состоялась из-за кризиса 2008 года). Я сама со всеми списывалась по почте, и 90% художников согласились дать свои работы, притом что никто из них не знал ни меня, ни площадку, которую я тогда представляла — «АртХаус».

Рабочий процесс

4. Производство

После того как куратор договорился с художниками, он подсчитывает бюджет проекта — для этого нужно знать все стадии производства и примерную стоимость каждой из них. Этап оценки очень важен, потому что в этот момент простраивается вся логика экспозиции. Потом эту логику нужно перенести в дизайн-проект выставки, который создает архитектор.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 13.

Рабочий процесс

5. Выставка

Личные качества куратора

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 17.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 18.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 19.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 20.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 21.

Советы кураторам

Читать на английском, интересоваться искусством. Есть масса интересных сайтов:

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 22.

Советы кураторам

Смотреть больше выставок. Ходить в галереи и музеи в каждом городе, куда вы приезжаете. Оказавшись в этой обстановке, невозможно остаться равнодушным.

Обращать внимание на мелочи — как выставлены
работы, почему используется такая конструкция.
В архитектуре выставки есть очень много
интересных тонкостей, которые открываются
с опытом.

Забыть про деньги — по крайней мере, на первых
порах. Заниматься кураторством просто ради
удовольствия.

Куратор «Гаража»: Как сделать искусство своей профессией. Изображение № 23.

Тенденции

Есть искусство, которое служит для развлечения, и искусство, которое решает более важные задачи — учит людей новому или сближает их, создает общности. Это второе, гуманитарное искусство сейчас развивается в двух направлениях. Одно из них, конструктивистское, восходит к авангарду. Его цель — приносить пользу. Второе направление, наоборот, ставит задачу провоцировать, бросать вызов этическим принципам. Мне очень интересны художники, которые нарушают табу. И в связи с этим любопытна реакция общества на то, что происходит в искусстве.
Провокационное искусство выходит за рамки галерей, современные художники стремятся нащупать новые каналы коммуникации с окружающим миром.

Тенденции

Сантьяго Серра

Художник вовлекает в свои акции людей, нуждающихся
в деньгах, и заставляет их делать унизительные вещи
за небольшую плату. Тем самым он показывает, как
обесценилось понятие личности в современной
цивилизации капитализма. Парадокс в том, что в ходе
художественных акций люди, отвергнутые обществом,
оказываются в сердце буржуазной культуры — галереях
и авторитетных художественных институциях.

Ветераны войн в Афганистане, Иракеи Вьетнаме поставлены в угол, 2013.
. Изображение № 24.Ветераны войн в Афганистане, Ираке
и Вьетнаме поставлены в угол, 2013.

Тенденции

Проекция слова «нет» на сцену во времявыступления Папы Римского в Мадриде, 2001.. Изображение № 25.Проекция слова «нет» на сцену во время
выступления Папы Римского в Мадриде, 2001.

133 человека, которые обесцветили волосы за деньги, 2001.. Изображение № 26.133 человека, которые обесцветили волосы за деньги, 2001.

Линия длиной в 30 см, вытатуированнаяна спине человека за вознаграждение, 2008.. Изображение № 27.Линия длиной в 30 см, вытатуированная
на спине человека за вознаграждение, 2008.

Тенденции

Франсис Алюс

Бельгийский эмигрант в Мексике иронизирует над
политическими реформами в стране, фиксируя
и создавая абсурдные ситуации на улицах Мехико.

На протяжении десятка лет Франсис Алюс использовал
в своих акциях автомобиль Volkswagen Beetle как
метафору нового курса мексиканской политики.
Последняя из цикла работ показывает, к чему привели
эти преобразования.

Rehearsal 1, 1999.. Изображение № 28.Rehearsal 1, 1999.

Game Over, 2011.. Изображение № 29.Game Over, 2011.

Тенденции

Zocalo, 1998. Жители Мехико используют государственный символ как укрытие от жары.. Изображение № 30.Zocalo, 1998. Жители Мехико используют государственный символ как укрытие от жары.

Reenactment, 2000. Художник прошел по центральномурайону Мехико с пистолетом в руках, намекая на то,что вокруг центра города все совсем не такблагополучно.. Изображение № 31.Reenactment, 2000. Художник прошел по центральному
району Мехико с пистолетом в руках, намекая на то,
что вокруг центра города все совсем не так
благополучно.

Тенденции

Что касается тенденций в профессии, сейчас многие стали совмещать занятия искусством и кураторством. Типичный пример — Арсений Жиляев. Даже критики теперь устраивают выставки. Это общемировая тенденция, которая особенно ярко проявляется в России, потому что у нас отсутствует четкая система кураторства. А чтобы она выстроилась, нужно прививать людям уважение к культуре. Современное искусство в массовом сознании воспринимается как анекдот — многие приходят на выставки посмеяться. Радует, что образованная прослойка расширяется с каждым годом. В 2009 году, когда я пришла в «Гараж», на наши лекции приходило 20–25 человек, а сейчас бывает больше 300 слушателей.

Где искать художников?

В России всего две институции — ИПСИ и Школа Родченко. Они каждый год устраивают просмотры дипломных работ, и обычно среди них можно найти что-то любопытное. Иногда я спрашиваю своих знакомых преподавателей, кого из студентов они могут порекомендовать.

Работы молодых зарубежных художников можно посмотреть на сайтах прошедших биеннале, например берлинской или стамбульской. Если я вижу, что работа подходит мне визуально или тематически, я обычно просто пишу автору с предложением о сотрудничестве. На Западе у половины художников точно есть персональные сайты с контактами и необходимой информацией. Проблема только в том, что никогда не знаешь заранее, удастся ли построить взаимопонимание с автором.

Интернет никогда
не заменит личного
общения, которое очень важно в работе куратора.

Советы
художникам

Прежде всего, нужно выставляться и обновлять информацию о том, что вы делаете, хотя бы в Facebook, а лучше — создать персональный сайт. Не стесняйте лично приходить к куратору, знакомиться и обсуждать свои амбиции. На мой взгляд, большая проблема российских художников в том, что только единицы имеют амбиции — большинство занимается творчеством, просто чтобы заниматься. Если вы будете ставить себе высокие планки и говорить куратору: «Я хочу попасть вот на эту выставку вот в этом месте» —, к вам сразу будет другое отношение и вы добьетесь своей цели.

Вдохновение

Вдохновение

Citizens and Subjects, 2009. Арно Мик. Изображение № 35.Citizens and Subjects, 2009. Арно Мик

Вдохновение

Виктория БУТАКОВА, 21 Июль 2015

Если вы – начинающий художник и хотите видеть свои работы на стенах галереи, но не знаете, с чего начинать. Если вы, наоборот, хотите попасть в галерейный бизнес и выставлять чужие работы, стать куратором. Если вы – просто любитель искусства и интересуетесь тем, что происходит «за кадром» той выставки, которую вы видите. Это для вас: об этапах подготовки экспозиции и совместной работе куратора и художника корреспонденту «Первой линии» рассказала искусствовед Art Gallery Adventures Алёна Щепанская.

Untitled

Первый этап. Знакомство куратора и художника.

Все начинается с того, что художник находит галерею. Или куратор находит художника. В первом случае все гораздо проще. Художник пишет на галерейную почту либо приходит в галерею, заявляет о себе и предлагает выставить свои работы. Они оцениваются по некоторым критериям: актуально это или нет, как это воспринимается визуально – и принимается решение: будет ли эта выставка интересна аудитории, имеет ли право на существование. Второй путь сложнее, когда куратор находит художника, чье творчество ему понравилось, знакомится с ним и предлагает художнику сделать выставку. Тогда и решение зависит от художника. Но чаще всего обе стороны настроены дружественно и хотят сотрудничать, потому что художникам интересно выставляться. Первый этап для куратора – это знакомство с художником и понимание того, с кем ты будешь работать.

Второй этап. Разработка концепции выставки.

Дальше куратор общается с художником. Понимает, какие у него творческие принципы, и, если это современный и актуальный художник, то искусствовед разрабатывает концепцию. Идею, которая заложена в основу выставки – и часто современное искусство строится именно вокруг концепта, то есть часто художники отталкиваются от идеи. Но есть и обратный путь, когда у куратора есть материал, наработки художника, и под это они создают концепцию в сотрудничестве. Если есть готовый материал, куратор пишет так называемую «телегу» — это концепция, которую искусствовед подгоняет под какую-то базу, серию готовых работ. Бывает наоборот: он встречаются с художником, говорит: «Давай сделаем выставку. Давай придумаем идею – как это будет» – и художник пишет работы в рамках этой идеи.

– Так у нас происходит со следующей выставкой Саватюгина – он предложил идею когнитивного диссонанса, и дальше мы с ним будет разрабатывать эту концепцию, под которую он сделает серию фотографий, – рассказывает Алёна.

Untitled

Третий и четыертый этапы. Написание кураторской статьи и установление прав и обязанностей галереи и художника.

Искусствовед собирает данные о художнике, пишет кураторскую статью. Она состоит из описания принципиальных моментов творчества художника, концепции выставки и собственного мнения куратора. Затем он оповещает художника об условиях галереи – грубо говоря, обговаривает права и обязанности: что может предложить галерея и что она хочет получить от художника. Это обсуждение как технических, так и идеологических моментов: например, галерея осуществляет монтаж выставки, но не выставляет работы, которые несут негатив, деструкцию и прочее.

Пятый этап. Работа над выставочным материалом.

Идет работа над тем, что будет выставляться. Искусствовед посещает мастерскую художника, выбирает работы для выставки по собственным представлениям об актуальности или состоятельности того или иного произведения искусства, договаривается о сроках их предоставления. Если же работы пишутся специально к выставке, идет процесс создания или завершения произведений. Алёна рассказывет об одном случае, связанном с этим этапом:

— Однажды художник нас подвел. Он предоставил в последний день недописанные работы. Это было очень плохо, и на открытии выставки многие это видели, но была парочка ребят, которые встали, задумались и объявили это шедевром. То есть они всерьез рассуждали о том, насколько гениальны эти работы! В этом что-то есть – всегда интересно смотреть, как люди интерпретируют искусство. Ведь суть всей деятельности и художника, и куратора сводится к тому, чтобы зрители пришли и оценили их работу, потому что, когда произведение искусства выходит из мастерской и его переносят в галерею или в музей, оно приобретает новое качество. Во-первых, оно меняет среду, в которой находится, а во-вторых, оно претерпевает изменения в плане того, что его пытаются каким-то особенным образом показать. И это уже задача куратора. Бытует мнение, что можно простить любое неудачное наполнение выставки ради гениальной концепции. Этот вопрос о кураторах и художниках и значимости деятельности того и другого, вопрос о том, чья деятельность превалирует – этот вопрос открытый. Куратор может любое произведение возвести в ранг искусства. Но не каждый художник обладает этой функцией.

Untitled

Шестой этап. Обсуждение деталей выставки.

Куратор и художник обсуждают, утверждают афишу. Обычно это делает дизайнер, но галерея предоставляет возможность делать ее и художнику, если у него есть такая жгучая инициатива. Журналист пишет пресс-релиз. Идет обсуждение биографии, которая будет висеть в выставочном зале, альбома для пожеланий. То есть это уже начало такой выставочной кухни, «бытовухи», которая остается за пределами видимости зрителя.

Седьмой этап. Оформление работ в багетной мастерской.

Художник готовит свои работы в багетной мастерской, оформляет их в рамы, под стекло. То, каким образом он это делает – зависит от основной идеи. Вся начинка выставки пляшет от концепции, от идеи, заканчивая кнопочками, бумажками и листочками, которые будут на выставке. Если это выставка живописи – нужно в багетную мастерскую, если это фотография – нужно найти, где все напечатать, если это молодой фотограф, то все упирается в деньги.

Восьмой этап. Развеска.

Следующий этап после багетной мастерской – художник привозит работы в галерю на развеску. Часто развеской занимается искусствовед, бывает и такое, что вместе с художником, бывают и исключения.

— У нас была выставка Стаса Светоченкова, который принципиально развешивает работы только сам, но в основном это задача куратора, и хорошо, когда это происходит в сотрудничестве с художником, потому что он – творец, и это его детище, и он по-своему это видит, его пожелания стоит учитывать.

Девятый, последний этап. Вернисаж.

А дальше самое интересное – открытие выставки, вернисаж, когда собираются гости, приходит художник, приходит куратор, куратор открывает выставку, произносит речь.

— Иногда пламенную, иногда не очень, все зависит от личности искусствоведа, желания, интереса. Все очень такое индивидуально-личностное.

Куратор дает слово художнику, он приветствует зрителей, говорит свою речь. Или не говорит – бывают художники, которые категорически против собственных речей, оставляют их на совесть искусствоведа. Приходят гости – бывает, просто с улицы, не имеющие отношения к искусству, которым просто интересно посмотреть, бывает, приходят именитые гости, известные люди Петербурга и не только, произносят дружественные речи.

Дальше – фуршет. Гости пьют шампанское, начинают болтать «о высоком».

— И здесь тоже много всего интересного, ведь часто на выставки приходят люди, которые любят делать вид, что они понимают искусство. Таких полно, и мне не кажется, что это очень плохо, – считает Алёна. — Лучше так, чем никак, очень хорошо, что пришли, посмотрели, полюбопытствовали, сказали свое мнение. Ведь все делается для того, чтобы пообщаться. Искусство – это способ общения. Если художник говорит вам, что ему не важен зритель – это все вранье. Если нет зрителя, нет искусства. Художники – очень тонкие личности, и им всегда нужно, чтобы их оценивали. Некоторые никогда в этом не признаются, но на самом деле они очень трепетно переживают каждое слово, сказанное в их сторону.

Untitled

ФОТО автора

Наши постоянные читатели часто встречаются с упоминанием имени куратора галереи Марии Горбуновой — на сайте есть ее статьи в разделе “Слово искусствоведа”, о совместной работе пишет в соцсетях директор Наталья Хацела, каждая новая картина сопровождается ее кратким комментарием. Сегодня мы решили рассказать больше о работе Марии — о том, что она делает, как и, главное, зачем.

Горбунова Мария - куратор галереи SMART

Мария Горбунова, куратор галереи SMART

Художественный куратор

Латинское слово curator происходит от глагола curāre, которое означает “заботиться; ухаживать; лечить”. По сути заботится можно о чем и о ком угодно. И это отражается в том, что сейчас должность куратора можно встретить в любой далекой от искусства сфере. Можно зайти на любой сайт интернет-рекрутмента и проверить. К примеру, мы нашли медицинского куратора, куратора образовательных программ, воспитателя-куратора в начальную школу, куратора выездного ремонта.

пейзаж Николя де Сталя Menebres

“Menebres”, Николя де Сталь 

Примечательно, что в Советском Союзе кураторами называли сотрудников Комитета государственной безопасности (КГБ), которые должны были следить за закрепленными за ними институтами, культурными и другими заведениями. Такой куратор был и у Московского горкома художников-графиков, в который после нелегальной “Бульдозерной выставки” 1974 стали входить не желающие писать в духе соцреализма художники-нонконформисты. Понятно, каким было отношение свободных художников к такого рода кураторам. Сейчас об этом уже редко вспоминают и чаще встречаются с кураторами в других контекстах.

Наши читатели, которые бывают на художественных выставках в музеях или галереях, наверняка встречались с кураторскими текстами или, возможно, участвовали в кураторских экскурсиях. В зарубежных медиа встречается термин exhibition-maker (создатель выставок), который маркирует как-раз тех кураторов, которые создают выставки. В художественной сфере также можно встретить музейного куратора, который отвечает за музейную коллекцию — ее сохранность, ведение архива.

Роль Марии Горбуновой в нашей галерее можно определить, скорее, как художественный куратор или арт-куратор. Ее основные обязанности  — это поиск новых художников и картин, а также отбор авторов и работ для галереи.

Абстрактная работа Борисова Леонида

“Композиция”, Борисов Леонид

Количество картин в нашем каталоге колеблется на уровне 350 — 400 штук. Каждую из этих работ Мария тщательно отбирала. Учитывая количество работ, которые не попали в подборку, и постоянные продажи, наш куратор непрерывно ищет новых художников и картины.

10 лет исследовательской работы, чтобы быть куратором

Что необходимо, чтобы быть куратором в галерее? Если отвечать кратко, то ответ — насмотренность. Если развернуто, то в идеальный куратор знает:

  • историю искусства,
  • историю современного искусства,
  • следит за общекультурным контекстом.

Все это следует из визуального опыта, но отрефлексированного, обработанного, систематизированного. Цитируем Марию:

Примерно с 2008 года я вела регулярную самостоятельную исследовательскую работу. Я просматривала разные сайты, школы искусства, социальные сети, в огромном количестве посещала музеи. До того, как я начала работать куратором в галерее, я почти 10 лет готовила информационную базу. После переезда в Москву я специально пошла в школу «Свободные Мастерские» при Московском музее современного искусства, чтобы добрать нехватающую базу по современному искусству. Личные встречи с художниками, лекции Юрия Шабельникова, Ольги Турчиной и других сильных практиков и теоретиков искусства помогли соединить знания в единую систему, с которой я уже могла работать.

Еще у меня есть личные архивы. Я собираю книги, папки с интересными мне изображениями, все это я систематизирую, использую как визуальный словарь, архив. Переехав в Бельгию, я побывала во всех музеях, до которых могла дотянуться. И у меня нет ограничений, мне одинаково интересно и средневековое искусство, и фламандское, и классическое, и современное. Я считаю, что насмотренность дает возможность составить собственное мнение и анализировать то, что ты видишь. (Мария Горбунова)

Абстрактная работа Пьера Сулажа Brou de noix sur

Brou de noix, Пьер Сулаж 

Кроме насмотренности куратор не чужд философии. Современное, не миметическое (не подражающее природе искусство) часто работает, опирается на философские идеи. При Московском музее современного искусства Мария прошла курс «Философия искусства» А. Г. Великанова.

Когда нужен куратор? История галереи SMART

На этот вопрос никто не ответит лучше директора галереи Натальи Хацела.

В январе 2017 года я создала галерею. Но как и где набирать картины? Я смотрела художников на крупных сайтах, полагая, что таким образом отфильтрую тех, с которыми можно работать, и работы которых прилично продавать. Выбирала интуитивно, опираясь на собственное ощущение эстетики. Хотя и понимала, что так легко впасть во вкусовщину. Я проработала так пару месяцев и поняла, что дальше так работать нельзя. Нужен человек, который будет тщательно отбирать художников и картины. На этой волне мы и встретились с Марией.

….

Когда Маша согласилась стать куратором, я вздохнула спокойно. Я поняла, что за мной надежный тыл, что есть человек, который понимает, что выбирать и почему. Она может рассказать о любом течении в искусстве, любой стилистике, даже если это находится вне ее личных интересов. Маша может говорить и про реалистичное искусство, и про абстрактное. Я поняла, что у нее в голове все разложено по полочкам. В ней нет заносчивости, Маша никогда не считала, что то искусство, которое интересует ее лично — единственно верное. Я ценю такое уважительное и объективное отношение человека к чужому труду и чужой философии. После трех часов беседы я  предложила Маше быть куратором моей галереи (Наталья Хацела).

Работа Роберта Раушенберга Orrey (Borealis)

Orrey (Borealis), Роберт Раушенберг

В январе галерее исполнится 5 лет. За этот срок пройден огромный путь. Практически полностью обновился список художников, с которыми мы начинали работать. За это время мы выросли профессионально. И несмотря на то, что сейчас авторы сами находят нас и присылают портфолио, работы у куратора меньше не стало. Наоборот. Отбор еще более тщательный. Вместе с нами растет и осведомленность об искусстве наших покупателей. И мы искренне рады, что стали надежным мостиком между художественным миром и зрительским.

В статье использованы фотографии картин любимых художников куратора галереи SMART Марии Горбуновой.

Вы достигли той стадии в творчестве, когда у вас много работ. Всерьез думаете, чтобы их продавать, и следующий шаг видите в выставке. С чего начать, если хочется быть представленным в галерее? Важно знать, что подразумевает собой работа с галереями и как к ним подступиться. Как только вы поймете суть процесса, проблем не возникнет.

Оригинал статьи опубликован на сайте  www.thoughtco.com. Перевод: Liza Pchelinceva

Комментарии, отмеченные курсивом, даны представителями российских галерей.

Как галереи работают с художниками?

Прежде чем связаться с галереей, поймите, как они работают. Разумеется, организации будут немного отличаться друг от друга и у многих собственная внутренняя политика, но в целом они работают одинаково.

“Сотрудничество с галереей, как и любое другое сотрудничество, начинается с идеи. Если есть интересная идея выставки, можно начинать переговоры. Мы открыты для переговоров об организации выставки как с художниками, так и с кураторами.

Для нашей галереи важна актуальность проекта и четкое представление о идее, которую мы совместно с куратором и художником хотим донести до зрителя. И конечно, бюджет проекта” (Регина Дрозд, куратор галереи “Формограмма”)

“Работы отбирает, как правило, искусствовед или куратор галереи. Иногда, при организации большой сборной, например, молодежной или республиканской выставки, конкурса собирается выставком или жюри с участием именитых мастеров.

Художник должен показать свои работы, биографию (когда начал рисовать, какое учебное заведение закончил, есть ли образование по специальности или нет… хотя образование решающего значения не имеет), список участия в выставках, награды (если есть)” (Ирина Зиновьева, искусствовед Центра современного искусства «Облака»)

“Художников мы выбираем сами на молодежных выставках, либо рассмотрев представляемые художником работы. Рекомендации не имеют для нас значения. По знакомству мы никого не принимаем. В наших проектах участвуют и известные художники, со многими мы сотрудничаем с момента основания галереи” (Ирина Филатова, галерист, куратор современного искусства, галерея “Файн Арт”)

Комиссионные или прямая продажа?

Есть два способа продавать работы через галерею — либо на основе комиссии, либо галерея выкупает работу авансом. Большинство договоров между галереей и художником бывают на основе комиссии.

Это значит, что ваша работа находится в галерее определенное время. Ни вы, ни галерея не получаете деньги, пока работу не купят. Затем вы разделите полученное в соответствии с договором.

Средняя комиссия с продажи?

Обычно галереи берут 30-40 процентов. Где-то больше, где-то меньше, зависит от галереи и состояния местного арт-рынка.

Художникам бывает сложно принять тот факт, что галереям тоже нужно зарабатывать. Больно видеть, как 40 процентов уходят кому-то еще, но нужно помнить, что ваши партнеры тоже несут издержки. Галереям надо оплачивать коммунальные услуги, аренду, сотрудников, а также налоги и маркетинг. Они занимаются маркетингом в ваших интересах, чтобы вашу работу увидели. И если сделают его хорошо, вы получите выгоду.

Кто определяет цену?

Опять же, в каждой галерее по-разному, но в общем галеристы работают с художниками, стремясь достичь цены, которая устраивала бы всех. Вы можете сказать, сколько хотели бы получить после комиссии, аони поделятся мнением, чего стоит работа на арт-рынке.

Назначение цены редко бывает сильной стороной художника и может быть одним из самых щекотливых разговоров (почитайте статью в помощь).

Не стоит забывать, что владельцы галерей знают состояние местного арт-рынка, благодаря годам опыта.

“Если художник ранее не имел продаж, то цены на его работы устанавливает галерея. Если же художник уже был представлен на рынке, стоимость мы устанавливаем совместно. С каждым из наших художников мы заключаем индивидуальное соглашение” (Александр Шаров, основатель 11.12 GALLERY)

“Стоимость определяет художник, галерея берет комиссию с продажи. Конечно, начинающим художникам мы можем оказать помощь в формировании стоимости работы” (Регина Дрозд, куратор галереи “Формограмма”)

“Цена согласовывается с художником, учитываются все нюансы. Обязательно составляется договор и акт о приеме работ с указанием цен.

Желательно, чтобы художник объективно оценивал себя и свое творчество. С такими людьми легче работать и общаться” (Ирина Зиновьева, искусствовед Центра современного искусства “Облака”)

“Галерея занимается продажей работ, цена зависит от творческой биографии художника и устанавливается совместно с автором. Продажа работ в первую очередь зависит от ситуации в стране, от известности художника, от того где находятся его работы, от активности, частоты выставок и т.д.” (Ирина Филатова, галерист, куратор современного искусства, галерея “Файн Арт”)

Есть много прекрасных галеристов и не очень прекрасных тоже. Ваша работа — отсеять плохих и ненадежных. Оставайтесь бдительны, не соглашайтесь на что-либо, если чувствуете, что нужен совет со стороны.

Продадут ли мои работы?

Никогда нет гарантии, что работы продадут. Многое зависит от того, каких покупателей галерея привлекает, от маркетинга и от того, скольким людям понравятся ваши работы так сильно, что они захотят забрать их домой.

“Предсказать продажи не в наших силах. Думаю, что это зависит от эффективной совместной работы галереи и куратора выставки” (Регина Дрозд, куратор галереи “Формограмма”)

“Предугадать, насколько быстро продастся, непросто. Это зависит и от вкуса потенциального покупателя, и от цели приобретения им работы. Кто-то покупает картину для себя, кто-то для подарка, есть коллекционеры, но это особая категория покупателя” (Ирина Зиновьева, искусствовед Центра современного искусства «Облака»)

Одни художники хорошо продаются в галереях. Они тщательно выбирали галереи, соответствующие стилю их работ, назначили подходящие цены и предлагают конечную презентацию работы, обрамление, которое нравится покупателям.

Другие не имеют большого успеха в галереях и находят, что личное взаимодействие, например, на арт-ярмарках, для них лучше (почитать статью о ярмарках искусства)

Сколько нужно работ?

В некоторых галереях есть ограничения, и они требуют определенное количество работ за определенный период. В других галереях более свободные условия и вас попросят работы в зависимости от имеющегося пространства или каких-либо еще факторов.

Лучше всего иметь разнообразную подборку работ, когда вы связываетесь с галереей. Это позволит им выбрать наиболее подходящие для своей базы покупателей, а вам даст больше возможностей продать. Одной-двух работ — если только они не внушительного формата — будет недостаточно.

“Как правило, художник присылает нам портфолио, которое содержит все, что он наработал за много лет, как в магазин. Или же, наоборот, всего одну-две работы. И в том и в другом варианте в подборке нет системности, а потому она заведомо проигрышная” (Александр Шаров, основатель 11.12 GALLERY)

“По моему мнению, для начинающих свой путь художников, не обязательно сразу делать «Solo Exhibition». Лучше принять участие в совместных выставках с другими художниками разного уровня известности. Это сразу придает статус работам, а художнику дает неоценимый опыт для движения вперед” (Регина Дрозд, куратор галереи “Формограмма”)

Как мне связаться с галереей?

Когда вы готовы работать с галереей, есть несколько способов это организовать. Вам может быть неловко просить принять ваши работы, но не стесняйтесь. Галеристы ищут новых художников и новые работы для экспозиции. Худшее, что может случиться: вам скажут «нет», но, как говорится, пока не спросите, не узнаете.

Два наиболее распространенных способа — прийти лично с фотографиями работ или написать / позвонить заранее и назначить встречу.

Если пишете, к письму прикрепите несколько фотографий ваших работ или добавьте ссылку на свой сайт (хотя, чтобы получатель просмотрел сайт, письмо должно быть достаточно заманчивым).

“С нашей галереей для начала лучше связаться по электронной почте или через сообщения в соц.сетях. Обязательных требований у нас нет. Все индивидуально. Нужно прислать краткую информацию о себе, описание идеи проекта и фотографии экспонатов” (Регина Дрозд, куратор галереи “Формограмма”)

“Связываться с галереей лучше в наше рабочее время (11.12 GALLERY работает со вторника по воскресенье с 12 до 20.00). Лучше всего писать нам на электронную почту. Художнику следует сделать интернет-рассылку своего портфолио. Так же большую роль играют рекомендации. Художник должен предоставить СV, BIO и фото своих работ. По сути это и есть его портфолио” (Александр Шаров, основатель 11.12 GALLERY)

“Как правило, художник звонит, заходит в галерею или присылает на электронную почту письмо и фотографии своих работ – это первоначальный контакт. Мы учитываем рекомендации и рассматриваем работы художника, и, если они соответствуют нашему формату, принимаем их. Часто ищем таланты сами. Если художник обращается к нам со стороны, обязательно общаемся с ним, смотрим работы и принимаем, если они выполнены на хорошем профессиональном уровне. Бывают случаи, когда принимаем работы, не вполне отвечающие профессиональному уровню, но в которых есть самобытность, «изюминка», просматривается будущее художника” (Ирина Зиновьева, искусствовед Центра современного искусства «Облака»)

“Художник может всегда связаться с галереей – либо по электронной почте, либо лично. Он должен представить свои работы в электронной форме, описать свои проекты (желательно), представить биографию. Обязательные требования – яркая художественная индивидуальность, интересные идеи, принадлежность к современному искусству” (Ирина Филатова, галерист, куратор современного искусства, галерея “Файн Арт”)

Многие художники находят «старомодный» способ — просто прийти в галерею — лучшим методом. Так вы познакомитесь с владельцем галереи или менеджером и получите шанс расположить их к себе и своим работам.

Если у вас оригинальные, хорошо исполненные работы, скорее всего, они уделят вам время.

— Не появляйтесь на выходных или вечером. Выберете не такое занятое время, например, в будни днем.

— Не приносите с собой оригиналы работ. Может, неплохо оставить пару небольших картин в машине, но будет выглядеть не очень, если вы появитесь в дверях с холстами. Лучше принесите портфолио или несколько копий работ.

— Внешний вид и первое впечатление играют большую роль в мире искусства, и вы продаете себя в той же степени, что свое искусство. Одевайтесь опрятно, но не бойтесь быть эксцентричным.

— С крупными галереями разумнее созвониться и договориться о встрече загодя. Иначе тот, кто должен вас принять, может оказаться занятым. Лучше не полагаться на то, что у них будет время поговорить.

Также неплохо было бы разведать обстановку заранее. Просто прийти в галерею и посмотреть представленные работы. Еще лучше — перекинуться парой слов с галеристами и посетителями. Это даст вам понимание общей клиентуры и совпадают ли представленные работы с тем, что вы делаете (пейзаж не подойдет для галереи, которая сосредоточена на абстрактном искусстве).

Что стоит знать о контрактах с галереями

Галереи подписывают соглашения с художниками, чтобы защитить обе стороны и чтобы все знали, что от них ожидается. В больших галереях обычно очень официальные контракты, а в маленьких, по типу сувенирных лавок, могут быть более простые. В любом случае важно, чтобы вы поняли все в соглашении, прежде чем подписывать его.

Несколько вопросов, на которые у вас должны быть ответы:

— Сколько времени работа будет представлена в галерее?

— Когда нужно будет забрать работы?

— Ваша работа будет находиться в постоянной или временной экспозиции?

— Кто ответственен за повреждения, пока работа в экспозиции?

— Сколько составляет комиссия?

— Сколько займет времени получить деньги после продажи?

— Что будет с непроданными работами?

— Предоставляет ли галерея скидки и как это отразится на вашем проценте?

— Можете ли вы выставляться одновременно в других галереях или ваш контракт эксклюзивен?

— Что, если покупатель захочет заказать картину у вас лично?

— Как галерея будет продвигать вас?

— Что вы должны сделать для маркетинга?

— Получите ли вы отчет с описью работ? (не покидайте галерею без списка работ, которые вы там оставили и цен продажи/суммы после комиссии).

Если контракт кажется слишком сложным, проконсультируйтесь с юристом. Прочитайте все очень внимательно, так как условия, написанные мелким шрифтом, могут сильно подпортить впечатление от работы с галереями.

“Самое важное, что надо знать художнику, это то, что следует соблюдать условия договора с галереей. Следует продавать работы через галерею, согласовывать свою деятельность с галереей. Не следует сбивать ценовую политику галереи, продавая свои работы самостоятельно по заниженным ценам”(Ирина Филатова, галерист, куратор современного искусства, галерея “Файн Арт”)

Отслеживайте, что происходит с вашими работами

Что будет, если галерея закроется? Как вы об этом узнаете и что будет с вашими работами? Арт-бизнес довольно нестабилен и даже самые надежные галереи могут внезапно выйти из игры.

К сожалению, иногда они просто оставят ваши картины на произвол судьбы. Сомнительная практика, но такое случается. Каждому художнику важно знать, где их работы и поддерживать контакт с галереями на всякий случай.

“Галерейный мир связан. Думаю, что художнику порекомендуют куда обратиться, и помогут если будет такая возможность у галереи. Ведь всех нас объединяет любовь к искусству” (Регина Дрозд, куратор галереи “Формограмма”)

“Мы очень доброжелательно и уважительно относимся к другим галереям и, конечно же, к художникам. Если по каким-то причинам работы нам не подходят, и мы не можем их принять, то обязательно рекомендуем художнику, в какую галерею ему можно обратиться” (Ирина Зиновьева, искусствовед Центра современного искусства «Облака»)

Почитать еще:

— «12 шагов к тому, чтобы ваши работы заметили в галереях»:  https://goo.gl/ynmuzz

— «Как добиться ПЕРВОЙ ВЫСТАВКИ в галерее:  http://bit.ly/gallery3post

— «Как галереи выбирают художников» (одна из великих тайн арт-бизнеса): https://goo.gl/NacfX6 

Продажа своих работ в галереях: все, что необходимо знать

Оригинал: jennamartinphotoblog.com. Перевод: Александра Архипчук

Необходимо узнать многое, если вы надеетесь продавать свои работы в галереях. Как установить контакт с галереей, и в случае, когда вы уже добились собеседования, что говорить? Что они ищут? И если спросят портфолио, как оно должно выглядеть? Кто должен назначать цену за работу? Вы или галерея? Какой размер комиссии допустим? И так далее, и так далее…

Где мне взять всю эту информацию?

За свою карьеру я выставлялась в нескольких галереях, но большую часть полезной информации я почерпнула на биеннале «Фотофест». Попытаюсь ответить на подобные вопросы и не только. Все в одной статье. Пожелайте мне удачи.

Ищите правильные галереи

Если вы попадете в галерею, но она не подходит вам, вы потеряете время и деньги. Приведу несколько вещей, которые нужно сделать прежде, чем начинать переговоры с галереей по поводу выставки:

Проверьте их сайт. Обновляется ли он? Есть ли у них фото и описания текущих выставок/художников?

Любая галерея, с которой вы собираетесь сотрудничать, должна иметь сильное присутствие в интернете. Это означает, что у них должен быть календарь мероприятий, обновленная биография артистов и их портфолио, фотографии нынешнего интерьера, а также добавлены кнопки социальных сетей и подписка на рассылку.

Вы должны видеть, что с ними легко связаться. Чем меньше шагов вынужден сделать покупатель, чтобы купить произведение искусства, тем лучше.

Также посмотрите, как выглядит галерея. Она светлая или темная и тусклая? Чистая и просторная или выглядит загроможденной и неряшливой? Заставлены ли их столы и столешницы миллионами безделушек, задрапированы ли какие-нибудь работы (боже, только не это)? Есть ли свободное пространство между объектами?

Вам необходимо, чтобы посетители меньше отвлекались. Люди приходят, чтобы увидеть ваши работы, а не копаться среди дешевых вещей, как на блошином рынке.

Продают ли они что-то еще, кроме предметов искусства? (вот примеры: кофейня, мебельный магазин, ресторан)

Значит, их основной бизнес – не продажа предметов искусства, а продажа чего-то другого. Если ваши работы выставлены, например, в мебельном магазине/мебельной галерее, вы понимаете, что большая часть людей приходит сюда, чтобы купить диван и комод, не картину. Ничего плохого в том, чтобы выставлять работы в таких комбинированных галереях/в других видах бизнеса, но это так же может влиять на размер комиссии, которую с вас будут брать после каждой продажи (к этой теме вернемся чуть позже).

Посетите галерею лично. Как персонал встретит вас?

Если вы вошли в галерею и владелец, сидя где-то вдалеке, между разговором со своим другом махнул вам рукой, а после, вы, очертив полный круг по галерее, на выходе слышите дежурное: “Спасибо, что зашли”, – это не то место, где вы захотите представлять свои работы.

Наверняка вы хотите, чтобы кто-то встретил вас, спросил, как прошел ваш день и предложил помощь. А представьте, вы просматриваете чью-то экспозицию, и вам говорят: “Правда, у него невероятные работы? Вы должны увидеть его следующую выставку “Уровни памяти”, она будет открыта в следующем месяце 21-го числа. У него есть несколько образцов на его сайте (вам вежливо протягивают визитку с адресом сайта). Я был бы рад показать вам что-то еще, если вам интересно”.

Важно знать, как они будут работать, когда ваши картины висят в галерее. Вы действительно хотите выставляться в пространстве, где кто-то просто сидит в уголке и треплется со своими приятелями? Нет. Вы хотите работать с теми, кто общается с каждым посетителем, который зашел в эти двери, как с потенциальным покупателем, потому что каждый посетитель — потенциальный покупатель.

Какие именно работы они продают?

Если вы специализируетесь, скажем, в сюрреалистическом портрете, то галерею, выставляющую исключительно фотографии цветов, не заинтересует ваше портфолио. Даже не пытайтесь уговаривать их. Они знают, что им нравится, и это не вы.

Какая у них ценовая категория?

Если стоимость работ, выставленных в галерее, превышает 30.000 долларов, а вы до этого ничего не продавали, поищите еще. Эти работы продаются по такой цене, потому что они созданы известными художниками. А вы определенно неизвестный художник… или зачем тогда вы читаете эту статью?. Найдите галерею, которая продает произведения искусства по близкой вам цене.

Переговоры с галереей

Они кажутся чем-то страшным, но на деле… страшны лишь настолько, насколько вы воображаете..

Владельцы галерей такие же люди, и они охотнее возьмут инициативного воодушевленного художника, чем неуверенного в себе, который понятия не имеет, чем они занимаются.

Так что соберитесь и сделайте следующее:

Личный подход

Если надеетесь назначить встречу с владельцем галереи, идите лично. Все что вам необходимо сделать – спросить проводят ли они собеседования с художниками или портфолио-ревю. Не приносите портфолио в галерею. По сути это говорит: «Я так невероятно талантлив, что захочется бросить все дела и взглянуть». Высокомерно и самонадеянно. Возьмите визитку в заднем кармане, а портфолио оставьте в машине.

Вам ответят что-то из этого:

  1. Нет, в настоящее время мы не ищем новых художников.

  2. Нет, мы не назначаем личных встреч, но можно подать заявку онлайн.

  3. Да, мы проводим портфолио-ревю, которые стоят столько-то и пройдут в такой-то день и время.

Если вы спрашиваете о портфолио-ревю, знайте, что необходимо будет заплатить за него. Их время так же ценно, как и ваше, и они не делают обзоры в благотворительных целях. Портфолио-ревю – отличный способ показать свои работы. Вам либо дадут полезные советы либо, если им понравится, заведут речь о будущей выставке.

Онлайн-заявка

Вероятнее всего, вас попросят выслать заявку онлайн. Обычно она расположена на сайте галереи и имеет особые требования к заполнению.Выполняйте инструкции. Они не случайно здесь, и есть вероятность, что если вы не будете точно им следовать, ваша заявка будет отклонена. Нет времени валять дурака.

Обычно просят предоставить резюме, ваш список работ (названия, материал [тип бумаги для фотографий], размер, тираж, цена), контактную информацию, ссылки на ваши работы и, возможно, несколько работ для примера в небольшом разрешении.

Ваше художественное резюме, по сути, не будет отличаться от любого другого резюме. Разместите в нем контактную информацию, сайт, короткую биографию и описание вашей деятельности. Затем добавьте все, что уместно: образование, связанное с искусством/фотографией; награды; публикации, в которых вы участвовали; опыт преподавания; ваши последние выставки. Поищите «резюме художника» в интернете, и вы увидите большое количество примеров.

Размер, тираж и цена

Размер

Каждый вид искусства тяготеет к определенным размерам, но есть одно общее правило. Каждый владелец галереи говорил мне: делать работы не более чем в трех размерах. Причина проста: это позволит избежать ненужных хлопот с другими галереями.

Давайте представим гипотетическую ситуацию. Скажем, вы используете квадратный формат для фотографий, который представлен в 5 размерах: 10 x 10, 20 x 20, 30 x 30, 40 x 40 и 50 x 50 (в дюймах). Отлично.

Предположим, вы подаете заявку в 20 разных галерей, двум из них вы нравитесь, и они хотят сотрудничать с вами. Одна хочет экспонировать ваши работы в январе-марте, вторая – в апреле-июне. Первая галерея предпочитает размер 30 x 30, вторая – 20 x 20. Это означает, вы должны заплатить за печать, оформление и доставку всех работ (что может стоить больше, чем 3.000 долларов). Ограничение в размерах не приведет к тому, что галерея откажется работать с вами. Если вы понравились второй галерее, но можете предложить только работы 30 x 30 вместо 20 x 20, они возьмут, что есть. Это поможет сэкономить вам целое состояние на подготовке двух разных выставок в двух разных размерах.

Размеры должны быть разнообразны. Это может быть один маленький размер (10 x 10), который удобно держать в руках. «Маленькая жемчужина» – объяснили мне кураторы.

Затем у вас может быть основной размер (30 x 30). Он достаточно большой, чтобы выигрышно смотреться в любом доме. Его же вы можете предоставлять в галереи. Большой размер (50 x 50) специально предназначен для коллекционеров и сдачи работ в аренду. Обычно это наибольший размер, который вы можете распечатать без потери качества. Возможно, ваши работы в большом размере будут выглядеть несколько комично, но в этом и суть – броский необычный вариант.

Ограниченный тираж

Вам не обязательно тиражировать свои произведения, но, стоит сказать, я еще ни разу не встречала кого-то, кто был бы против. А ограниченный тираж увеличивает стоимость ваших работ: покупатели платят не только за произведение искусства, но и за эксклюзивность. Тираж может варьироваться от 3 до 500 экземпляров, зависит от вида искусства, в котором вы работаете. Например, фотограф, печатающийся в одном размере, может делать 25 копий. Это означает, что он может продать только 25 экземпляров одной фотографии, на этом все. После того, как тираж закончится, больше нельзя продавать отпечатки этой фотографии (правда, возможно переиздание тиража, например, если вы невероятно знамениты или…. если вы умерли).

Звучит сложно? Возможно, да.

На самом деле, вы не всегда будете распродавать свои тиражи, но они создают ощущение эксклюзивности и побуждают к покупке. Тираж так же должен уменьшаться при увеличении размера, что придает больший вес вашим работам.

Для своих работ я использую следующую схему:

Размер (в дюймах):

  • 10 x 10, тираж: 15 экземпляров

  • 30 x 30, тираж: 7 экземпляров

  • 50 x 50, тираж: 3 экземпляра

Цена

Ценообразование может быть сложным вопросом. В качестве отправной точки пригодится формула: затраты на чужой труд + затраты на производство + расходы на печать и доставку + прибыль = цена.

Важно также исследовать местный рынок, чтобы понять, за сколько продают похожие работы. Пусть можно продать что угодно по любой цене, я считаю, разумно знать, что делают конкуренты.

Например, рынок искусства в Монтане [штат на границе с Канадой] очень отличается от Нью-Йорка. Если бы я продавала свои работы в Монтане по ценам Нью-Йорка, ко мне едва ли бы относились серьезно.

Я так же принимаю во внимание мнение галереи по поводу стоимости. Они знают рынок лучше, чем кто-либо, и знают, какую сумму готовы потратить постоянные клиенты.

Галереям необходимо, чтобы ваши цены были достаточно высокими, чтобы показать значимость работ, но и достаточно низкими, чтобы они были сопоставимы с картинами других художников, которые выставлялись ранее.

Если вы оцениваете себя так же, как знаменитый художник, чьи работы были показаны в этой галерее недавно, но у вас нет и близко такого послужного списка, это затруднит продажу. Галереи должны защищать свой авторитет и репутацию. Продавать работы, исходя только из их возможного потенциала, они не могут, поэтому оценивайте стоимость соответственно.

Издержки и комиссия

Издержки

Как правило, художник оплачивает все расходы на организацию выставки. Сюда относится печать, транспортировка и оформление.

Поскольку вы продаете свои фотографии как произведение искусства, они должны быть напечатаны на сертифицированной архивной бумаге. Обычно галереи сами развешивают работы. Важно участвовать в этом процессе.

Для своих работ я, как правило, использую паспарту, багет и они могут быть закреплены на стене или подвешены. Так, часть моих подводных фотографий была закреплена, а часть подвешена на леске, и их легкое покачивание и колебание имитировало течение воды.

Комиссия

У каждой галереи комиссия отличается. Иногда комиссия 40% и очень редко бывает больше 50%.

Некоторые галереи устанавливают маленький процент взамен ежемесячного платежа. Скажем, вы платите 300 долларов в месяц за размещение в выставочном зале и в случае продажи всего 30%. Если у вас есть возможность, не стоит связываться с таким типом галерей.

Лучше выставляться в галерее, которая зарабатывает деньги только при продаже ваших работ. А начисление ежемесячной платы, по сути, покрывает все расходы выставочного зала. Галерея не обеспокоена продажей произведений искусства, у них отсутствует стимул для продвижения ваших работ. Если вы ничего не продаете, их это не сильно волнует, они уже покрыли все свои издержки с помощью ежемесячного платежа, понимаете?

Рассмотрим идею комбинированных галерей – пространств, где есть совершенно другой отдельный бизнес, и при этом там демонстрируют предметы искусства для продажи.

Такие места должны взимать не более 30% комиссии. Вот почему: комиссия галереи – это плата за все, что они делают. Сюда входит привлечение новых покупателей, контакты постоянных клиентов, которые могут быть заинтересованы вашей работой, мероприятия и другое. Вся рекламная кампания направлена на продажу ваших работ, и это стоит 50% комиссии.

У магазинов, которые выставляют предметы искусства, на привлечение потенциальных покупателей может отводиться лишь небольшая часть бюджета. Например, если это кофейня, то их маркетинг и промоушен ориентирован на то, чтобы стимулировать людей покупать кофе. Если кто-то случайно придет и купит арт-объект – классно, но они не преследуют эту цель. Поскольку только 20% их дохода идет на продвижение предметов искусств в их магазине, то они и должны получать только 20% комиссии.

Контракты (могут быть довольно сложными)

Существует много моментов, которые стоит обсудить с юристом. По крайней мере, обратите внимание на следующие вещи:

  • Сколько вы должны будете платить и когда. Обычно это процент комиссии и дата, когда эту комиссию необходимо заплатить, как правило, конец месяца.

  • Срок действия контракта. Часто контракты заключают на 3 месяца. Если контракт можно пролонгировать, то большинство галерей в этом случае требуют новые работы для экспозиции в новом периоде.

  • Какое количество работ будет показано. Идеально, если будет экспонироваться вся ваша серия целиком или хотя бы половина. Некоторые галереи показывают только часть серии, но затем меняют работы на протяжении всего периода действия контракта. В этом случае вам нужно знать, какое количество ваших работ будет одновременно показываться в выставочном зале.

  • Как быстро вас известят о продаже. Меня необходимо уведомлять в течение 24 часов после продажи. Это чрезвычайно важно, чтобы вы не продали больше, чем это возможно, и чтобы клиент получил то, что ему пообещали.

  • Кто отвечает за ущерб, пока работы в галерее. Если в галерее произойдет пожар и ваши работы будут уничтожены, галерея должна покрыть ваши убытки. Некоторые выставочные залы требуют, чтобы у вас была собственная страховка, способная покрыть все риски, пока ваши работы находятся на экспозиции. Но, честно говоря, сложно подавать страховое требование на произведения искусства, которые вы не видели 2 месяца. Если они находятся в галерее – это ответственность галереи.

  • Как расторгнуть договор. На случай если произойдет что-то непредвиденное, необходимо знать, какой будет штраф за расторжение контракта с обеих сторон. Вы можете быть привлечены к ответственности, если заберете свои работы до окончания контракта, так же как и галерея, если она не демонстрирует ваши работы весь контрактный период.

  • Кто может продать ваши произведения. Разрешено ли еще кому-то продавать ваши произведения искусства, включая вас самих? Например, если это персональная выставка, вам могут запретить публиковать какие-либо изображения в интернете или выставлять свои работы где-то еще. Если вы продадите свои картины самостоятельно, без договоренностей с галереей, они могут прекратить с вами сотрудничество… что будет справедливо.

Подумайте о том, что они тратят свои силы на раздачу визиток, отправляют потенциальных покупателей на ваш сайт, а затем покупатель связывается с вами, и вы проводите продажу вне галереи. Получается все, что они сделали со своей стороны, было напрасно.
На этот случай стоит иметь дополнительное соглашение. Если покупатели приходят к вам после того, как познакомились с вашими работами в галерее, вам следует вернуть их обратно, чтобы галерея могла получить свою комиссию. Это может показаться сложным (особенно, когда ваша прибыль от продажи сокращается вдвое), но это правильное решение, простое и честное. Чем лояльнее вы относитесь к галерее, тем лучше галерея будет работать над вашим продвижением, они будут знать, что вам можно доверять и отправлять к вам потенциальных покупателей.

Спросите отзывы у художников. Я выставлялась в галерее, чьи принципы противоречили моим (не хочу называть имен или что-то еще). Если бы я поговорила с предыдущими художниками о том, как там ведут бизнес, вероятно, я бы не выставляла там свои работы. Урок был усвоен.

Продажа работ на открытии

Один из самых стрессовых моментов для любого художника – продажа работ на открытии. Предстоит убедить большое количество людей купить ваши произведения, в противном случае у вас будет хороший шанс стать к концу месяца бездомным.

Для тех, кто боится даже допустить мысль о том, что придется говорить о себе целых 4 часа с абсолютно незнакомыми людьми, вот небольшой сценарий:

  • Шаг 1: Представитесь, благодарите всех за то, что они пришли, скажите, что вы готовы ответить на любые вопросы.

  • Шаг 2: Ответьте на любой вопрос, который вам зададут, развернуто и подробно.

  • Шаг 3: Приводите в качестве примера свои работы.

  • Шаг 4: Ответьте на следующий вопрос, который вам зададут, развернуто и подробно.

Это все. Серьезно.

Вам стоит отвечать на каждый вопрос подробно, потому что чем больше знают посетители о ваших работах, тем больше они хотят купить их. Они не хотят вещь, которую можно просто повесить в прихожей, они хотят вещь, которую можно показать гостям и рассказать, насколько она необычна.

Ваш диалог с клиентом может выглядеть примерно так:

Я: «Здравствуйте! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, не стесняйтесь спрашивать, я с удовольствием отвечу!»

Клиент: «Большое спасибо! Вы тоже художник?»

Я: «Да! Эта картина моя, она называется «Бессонница».

Клиент: «О, я вижу! Я смотрел здесь на корни деревьев, выглядит очень интересно!»

Я: «Спасибо! На самом деле мне пришлось взять их из другой фотографии. На то, чтобы добиться такого эффекта, ушло около 100 часов на редактирование».

Клиент: «Ого, это не укладывается в голове. Эй, дорогая, ты знаешь, что это заняло более 100 часов работы?»

Супруга клиента: «Да ты шутишь!».

Я: «Серьезно! А эта работа, она называется «Хранитель весны», заняла около 80 часов. Это комбинация из 46 отдельных фотографий».

Клиент: «С ума сойти! Как вы это делаете?»

Я: «Сначала я устанавливаю штатив и делаю первую фотографию, затем…»

Видите? Вместо того, чтобы просто смотреть на интересную работу, посетители думают обо всех элементах, которые входят в нее. Они чувствуют волнение и хотят, чтобы кто-то еще почувствовал его, когда они перескажут вашу историю.

Заключение

Работа с галеристами пугает, но важно сделать первый шаг и понять, что они тоже люди. Они попали в этот бизнес, потому что любят искусство, и в любом случае хотят помочь вам.

Не будьте напористы, думая, что это будет преимуществом. Пусть ваши работы говорят сами за себя. Я получила первую выставку, просто придя в галерею и показав фотографии на мобильном телефоне. Это реальная история.

Если вы знаете кого-то, кому мог бы пригодиться этот пост, не стесняйтесь поделиться им! 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Корзина очищена как найти файлы
  • Как найти работу молодой пенсионерке
  • Как найти объект по фото на телефоне
  • Как найти метро в тока бока
  • Кошка линяет как исправить