Как найти квадрат суммы одночленов

Квадрат суммы




Квадрат суммы двух чисел можно искать как произведение двух множителей. Но удобнее один раз вывести формулу и в дальнейшем сумму возводить в квадрат уже с помощью этой формулы.

Формула квадрата суммы двух чисел — одна из формул сокращенного умножения, которые называются так потому, что позволяют сократить вычисления.

Квадрат суммы двух одночленов называют квадратом двучлена.

    [{(a + b)^2} = (a + b)(a + b) = ]

    [ = {a^2} + ab + ab + {b^2} = {a^2} + 2ab + {b^2}]

Таким образом, формула квадрата суммы двух чисел —

    [{(a + b)^2} = {a^2} + 2ab + {b^2}]

Найти квадрат суммы выражений:

    [1){(x + 5)^2};]

    [2){(3x + 7y)^2};]

    [3){(2{x^3} + 5{x^7})^2};]

    [4){(10a + b{c^5})^2}.]

Решение:

    [1){(x + 5)^2} = ]

Первое слагаемое — x, второе — 5. Значит, a=x, b=5. Применяем формулу квадрата суммы:

    [ = {x^2} + 2 cdot x cdot 5 + {5^2} = {x^2} + 10x + 25.]

    [2){(3x + 7y)^2} = ]

Все, что стоит до знака «+» — это a, все после «+» — b. В данном случае a=3x, b=7y.

На начальном этапе обучения может помочь работе с формулой квадрата двучлена рисунок.

Если выражение, стоящее до знака «+», заключить в квадрат, а выражение после «+» — в круг, то схематически формулу квадрата суммы можно представить так:

kvadrat summyi

Рисунок позволяет наглядно показать, что стоит на месте a и b в каждом конкретном случае.

Применив эту схему к нашему примеру, получим

a v v kvadrate

В традиционной записи возведение в квадрат суммы записывают так:

    [{(3x + 7y)^2} = {(3x)^2} + 2 cdot 3x cdot 7y + {(7y)^2} = ]

    [ = 9{x^2} + 42xy + 49{y^2};]

Важно помнить — при возведении в квадрат произведения или степени их обязательно записывать в скобках!

При возведении в квадрат используем свойства степеней.

    [3){(2{x^3} + 5{x^7})^2} = ]

    [ = {(2{x^3})^2} + 2 cdot 2{x^3} cdot 5{x^7} + {(5{x^7})^2} = ]

    [ = 4{x^6} + 20{x^{10}} + 25{x^{14}};]

    [4){(10a + b{c^5})^2} = {(10a)^2} + 2 cdot 10a cdot b{c^5} + {(b{c^5})^2} = ]

    [ = 100{a^2} + 20ab{c^5} + {b^2}{c^{10}}.]

Алгебра

7 класс

Урок № 26

Квадрат суммы

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Алгебраические выражения.
  • Многочлен.
  • Формула квадрата суммы.
  • Разложение многочлена на множители.

Тезаурус:

Формула квадрата суммы:

(а + b)2 = а2 + 2аb + b2

Квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа, плюс удвоенное произведение первого числа на второе, плюс квадрат второго числа.

Основная литература:

1. Никольский С. М. Алгебра: 7 класс. // Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Чулков П. В. Алгебра: тематические тесты 7 класс. // Чулков П. В. – М.: Просвещение, 2014 – 95 с.

2. Потапов М. К. Алгебра: дидактические материалы 7 класс. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.

3. Потапов М. К. Рабочая тетрадь по алгебре 7 класс: к учебнику С. М. Никольского и др. «Алгебра: 7 класс». 1, 2 ч. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Формула квадрата суммы:

(а + b)2 = а2 + 2аb + b2.

Квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа, плюс удвоенное произведение первого числа на второе, плюс квадрат второго числа, т. к. а и b можно считать произвольными числами.

Исходя из определения степени, левая часть формулы квадрата суммы – это произведение двух одинаковых многочленов. Применим правило умножения многочлена на многочлен и получим выражение, которое будет совпадать с правой частью формулы квадрата суммы.

(a + b)2 = (a + b)(a + b) = a2 + ab + ab + b2 = a2 + 2ab + b2.

Будем применять формулу квадрата суммы, при выполнении различных заданий.

Например, преобразуем выражение в многочлен стандартного вида.

(2а + 3с)2 = (2а)2 + 2·2а·3с + (3с)2 = 4а2 + 12ас + 9с2.

Эту формулу можно применить для упрощения вычислений.

Например, вычислим 422 = (40 + 2)2 = 402+2·40·2 + 22 = 1600 +160 + 4 = 1764.

Ответ:1764.

Стоит отметить, что если формулу квадрата суммы читать справа налево, то говорят, что представленный многочлен можно разложить на множители, притом на два одинаковых.

а2 + 2аb + b2 = (а + b)2 – разложение на множители.

Представим многочлен в виде квадрата суммы:

25а2 + 10ас + с2.

Решение:

25а2 + 10ас + с2 = (5а)2 + 2 · 5ас + (с)2 = (5а + с) 2.

Докажем, что при любом значении с, многочлен 9с2 +30с + 25 принимает положительные значения.

Доказательство.

Для доказательства воспользуемся формулой квадрата суммы. Представим многочлен 9с2 + 30с + 25 в виде квадрата суммы.

2 + 30с + 25 = (3с + 5)2

Квадрат любого числа всегда принимает положительное значение, поэтому при любом значении с, многочлен 9с2 +30с + 25 принимает положительные значения.

Что и требовалось доказать.

Разбор заданий тренировочного модуля.

1. Преобразуйте трёхчлен в квадрат двучлена:

6ас + а2 + 9с2.

Решение.

Для начала, переставим первое и второе слагаемое местами. Далее обратим внимание на первое и последнее слагаемое многочлена. Первое слагаемое это квадрат а, третье слагаемое ‑ квадрат выражения 3с. Так как второе слагаемое равно удвоенному произведению выражения 3с и а, то этот трёхчлен можно представить в виде квадрата суммы 3с и а.

6ас + а2 + 9с2 = а2 + 6ас + 9с2 = а2 + 2 · 3ас + (3с)2 = (а + 3с)2

Ответ: (а + 3с)2.

2. Представьте выражение в виде многочлена:

с(с + 8х)2.

Решение.

Воспользуемся формулой квадрата суммы и правилом умножения одночлена на многочлен.

с(с + 8х)2 = с(с2 + 2 · 8хс + (8х)2) = с(с2 + 16хс + 64х)2 = с3 + 16с2х + 6 4х2.

Ответ: с3 + 16с2х + 64х2.

  1. Формула квадрата суммы
  2. Формула квадрата разности
  3. Примеры

Формула квадрата суммы

Возведем в квадрат сумму (a+b):

$$ (a+b)^2 = (a+b)(a+b) = a(a+b)+b(a+b) = a^2+ab+ab+b^2 = a^2+2ab+b^2 $$

Мы получили формулу квадрата суммы двух выражений:

$$(a+b)^2 = a^2+2ab+b^2$$

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения.

Формула помогает нам избавиться от лишней работы: не перемножать скобки каждый раз и не приводить постоянно подобные, получая из четырёх слагаемых три.

Вместо a и b в формуле могут быть любые одночлены (и даже многочлены), которые нужно подставить. Поэтому в правиле и говорится о «выражениях», а не просто о «переменных». Например:

$$ (5x^2+7y)^2 = (5x^2 )^2+2cdot5x^2cdot7y+(7y)^2 = 25x^2+70x^2 y+49y^2 $$

Геометрическое объяснение

Формула квадрата суммы

Рассмотрим квадрат со стороной (a+b). Он состоит из двух квадратов и двух прямоугольников. Для площади можем записать: $$ S = (a+b)^2 = a^2+b^2+2ab $$
Откуда $$ (a+b)^2 = a^2+2ab+b^2 $$
И формула квадрата суммы замечательно подтверждается геометрическими соображениями.

Формула квадрата разности

Теперь возведём в квадрат разность:

$$ (a-b)^2 = (a-b)(a-b) = a(a-b)-b(a-b) = a^2-ab-ab+b^2 = a^2-2ab+b^2 $$

Мы получили формулу квадрата разности двух выражений:

$$ (a-b)^2 = a^2-2ab+b^2$$

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения.

Геометрическое объяснение

Формула квадрата разности

Рассмотрим квадрат со стороной a, в один из углов которого вписан квадрат поменьше со стороной $b lt a$.
Для его площади можем записать: $$a^2 = (a-b)^2+b^2+2(a-b)b$$ Откуда $$(a-b)^2 = a^2-b^2-2(a-b)b = $$ $$a^2-b^2-2ab+2b^2 = a^2-2ab+b^2 $$
И формула квадрата разности также подтверждается геометрией.

Внимание!

Не забывайте о втором слагаемом в формулах квадрата двучленов!

Не путайте знаки «+» и «-» перед слагаемыми!

Неправильно: $(a+b)^2$ $a^2+b^2 или (a-b)^2 $$ a^2-b^2$

Правильно: $(a+b)^2 = a^2+$ 2ab $+b^2 и (a-b)^2 = a^2$ -2ab+$ b^2$

Примеры

Пример 1. Найдите квадрат суммы:

а) $(x+y)^2 = x^2+2xy+y^2$

б) $(3+t)^2 = 3^2+2cdot3t+t^2 = 9+6t+t^2$

в) $(3a+4b)^2 = (3a)^2+2cdot3acdot4b+(4b)^2 = 9a^2+24ab+16b^2$

г) $(4k^2 m+5n)^2 = (4k^2 m)^2+2cdot4k^2 mcdot5n+(5n)^2 = 16k^4 m^2+40k^2 mn+25n^2$

Пример 2. Найдите квадрат разности:

а) $(m-n)^2 = m^2-2mn+n^2$

б) $(x-5)^2 = x^2-2xcdot5+5^2 = x^2-10x+25$

в) $(7y-9z)^2 = (7y)^2-2cdot7ycdot9z+(9z)^2 = 49y^2-126yz+81z^2$

г) $(3km^2-8n^2 )^2 = (3km^2 )^2-2cdot3km^2cdot8n^2+(8n^2 )^2 = 9k^2 m^4-48km^2 n^2+64n^4$

Пример 3. Выполните действия:

а) $(10m-1)^2+20m = (10m)^2-2cdot10mcdot1+1+20m =$

$= 100m^2-20m+1+20m = 100m^2+1 $

б) $36k^2-(1-6k)^2 = 36k^2-(1-2cdot6k+(6k)^2 ) = 36k^2-1+12k-36k^2 = 12k-1 $

в) $4(x-1)-(2x+1)^2 = 4x-4-((2x)^2+2cdot2x+1) = 4x-4-4x^2-4x-1 = -4x^2-5$

г) $ frac{1}{3} (3y+4)^2-8y = frac{1}{3} ((3y)^2+2cdot3ycdot4+4^2 )-8y = frac{1}{3} (9y^2+24y+16)-8y =$

$=3y^2+8y+frac{16}{3}-8y=3y^2+5 frac{1}{3}$

Пример 4. Решите уравнение:

а) $(7-x)^2-(x+8)^2 = 45$

$49-14x+x^2-(x^2+16x+64) = 45 $

49-14x-16x-64 = 45

-30x = 45-49+64

-30x = 60

x = -2

б) $(2x-15)^2-x(4x+3) = 153$

$(2x)^2-2cdot2xcdot15+15^2-4x^2-12x = 153 $

-60x+225-12x = 153

-72x = 153-225

-72x = -72

x = 1

Автор статьи

Ирина Алексеевна Антоненко

Эксперт по предмету «Математика»

Задать вопрос автору статьи

Бином Ньютона

Одними из основных формул сокращенного умножения является формулы квадрата суммы и квадрата разности двух одночленов.

Данные формулы можно вывести с помощью Бинома Ньютона.

Формула бинома Ньютона для натуральных чисел имеет следующий вид:

Здесь $C^0_n, C^1_n,dots ,C^{n-1}_n,C^n_n$ — коэффициенты Бинома Ньютона.

Коэффициенты разложения Бинома Ньютона можно находить с помощью треугольника Паскаля.

Треугольник Паскаля имеет следующую структуру (рис. 1).

Структура треугольника Паскаля

Рисунок 1. Структура треугольника Паскаля

Значения коэффициентов треугольника паскаля приведены в следующей таблице (рис. 2):

Коэффициенты треугольника Паскаля

Рисунок 2. Коэффициенты треугольника Паскаля

Формула квадрата суммы

Выведем с использованием формулы Бинома Ньютона формулу квадрата суммы ${(a+b)}^2$. Из формулы Бинома Ньютона получаем:

Используя таблицу 2, получим:

Таким образом, квадрат суммы двух выражений равен сумме квадрата первого выражения с удвоенным произведением первого выражения на второе и квадратом второго выражения:

Пример 1: возвести в квадрат $(2x+3y)$

Используя формулу квадрата суммы, получим:

Замечание

!!! Здесь стоит обратить особое внимание, что формулу надо применяя к одночленам, входящим в сумму, целиком. Типичной ошибкой в данном случае бывает то, что зачастую в квадрат возводят только часть одночлена (к примеру, возводят не $2x$ целиком, а только $x$, что является ошибкой!!!)

«Квадрат суммы и квадрат разности» 👇

Формула квадрата разности

Найдем теперь формулу разности суммы. Для этого вначале представим выражение в следующем виде:

Воспользуемся формулой Бинома Ньютона:

Используя таблицу 2, получим:

Таким образом, квадрат разности двух выражений равен сумме квадрата первого выражения с квадратом второго выражения без удвоенного произведения первого выражения на второе:

Примеры задач на использование формул квадрата суммы и разности

Пример 1

Выполнить возведение в квадрат:

а) ${(-9a+4b)}^2$

б) ${(-8a-5b)}^2$

в) ${(x^2-7)}^2$

Решение:

а) ${(-9a+4b)}^2$

Поменяем одночлены, стоящие в скобке, местами:

[{(-9a+4b)}^2={(4b-9a)}^2]

Воспользуемся формулой квадрата разности:

[{(4b-9a)}^2={(4b)}^2-2cdot 4bcdot 9a+{(9a)}^2={16b}^2-72ab+{81a}^2]

б) ${(-8a-5b)}^2$

Так как квадрат всегда положительное число, то получим:

[{(-8a-5b)}^2={(8a+5b)}^2]

Воспользуемся формулой квадрата суммы:

[{(8a+5b)}^2={(8a)}^2+2cdot 5bcdot 8a+{(5b)}^2={64a}^2+80ab+{25b}^2]

в) ${(x^2-7)}^2$

Воспользуемся формулой квадрата разности:

[{(x^2-7)}^2={(x^2)}^2-2cdot x^2cdot 7+7^2=x^4-14x^2+49]

Пример 2

Представить в виде квадрата:

а) $4a^2+12a+9$

б) $x^2-20xy^2+100y^4$

Решение:

а) $4a^2+12a+9$

Воспользуемся формулой квадрата суммы:

[4a^2+12a+9={(2a)}^2+2cdot 2acdot 3+3^2=(2a+3)^2]

б) $x^2-20xy^2+100y^4$

Воспользуемся формулой квадрата разности:

[x^2-20xy^2+100y^4=x^2-2cdot xcdot 10y^2+{(10y)}^2=(x-10y)^2]

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Цели: формирование знаний о формулах
сокращённого умножения и их применении; развитие
умений сравнивать, сопоставлять, обобщать,
выявлять закономерности; показ тесной связи
математики с другими науками.

ХОД УРОКА

1. Беседа – подготовка к восприятию
нового материала

Вступительное слово учителя. На
протяжении нескольких последующих уроков мы с
вами будем говорить о формулах сокращённого
умножения. Как вы понимаете, что такое формулы,
для чего они нужны и где вы с ними уже
встречались. Приведите примеры формул и докажите
вышесказанное вами.
Подводя итоги сказанного вами, можно
сформулировать следующее определение.
Формула – это равенство, содержащее некоторое
утверждение, записанное с помощью
математических символов.  
Чтобы работать с формулой, что нужно о ней знать,
уметь делать?

Гимн формуле

Формулы всюду – в космосе, в небе,
К Северу, в Африку с ними плыви.
Даже в кино есть такое названье,
Как в алгебре, помните?
«Формула любви».

В физике, химии-формулы,
Нам их не сосчитать.
Алгебра нам поможет
Формулы изучать!

Надо уметь составить!
Надо уметь доказать!
Надо её использовать,
Ну а короче, – знать!

И.Кушнир, Л.Финкельштейн [1, с.30]

– А как вы думаете, что такое формулы
сокращённого умножения и для чего они нужны?
– Попробуйте сами сформулировать цели и задачи
сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться?

2. Устная работа

Как прочитать выражение

Выражение чтоб прочитать,
Надо действия в нём сосчитать.
Ты последнее нам называй,
А потом выраженье читай!

В.Чучуков [1, с.29]

А как прочитать выражение? Скажите прозой,
своими словами как вы понимаете, что написано в
этом стихотворении.

Задание 1.(Приложение
1
, слайд 2) Прочитайте выражение:

ab, 2ab, a2 + b2, (x + y)2, x2 – y2,
(m – k)2, 3cd.

Выражения можно читать, а можно и …записывать.
Выполняя оба эти действия, мы занимаемся
переводом с математического языка на русский и
наоборот. То есть, играем в переводчиков.
Поиграем ещё.

Задание 2. Запишите в виде выражения
(два ученика пишут на обороте доски, остальные в
своих тетрадях):

а) сумму 3n и a
б) квадрат а
в) квадрат 3n
г) удвоенную разность 3n и а
д) удвоенное произведение 3n и а
е) квадрат суммы а и 3n
ж) сумму квадратов а и 3n
з) квадрат разности а и 3n
и) разность квадратов а и 3n.

Проверяем ваши записи. (Приложение
1
, слайд 3) Если есть ошибки,
постарайтесь сами объяснить их причину и больше
не допускать их. Кто справился без ошибок? Значит,
вы молодцы. На слайде №3 по щелчку мыши
появляется слово «Молодцы!».

3. Переход к изучению нового материала

Задание 3.(Приложение
1
, слайд 4) Выполните последовательно
указанные задания. (Задания, записанные слева,
предлагается выполнить ученику на доске,
объясняя правило умножения одночленов. Задания,
записанные справа, учащиеся выполняют
самостоятельно.)

1) Запишите на математическом языке:

Квадрат суммы чисел m и
n.                                     
Квадрат суммы чисел p и q.

2) Преобразуйте полученное выражение, используя
определение степени. Выполните умножение и
приведите подобные слагаемые.

3) Запишите итог предыдущего задания:

(m + n)2
=                                                                        
(p + q)2 =

Не выполняя промежуточных действий,
представьте выражение (a + b)2 в виде
многочлена стандартного вида. Один ученик
записывает её на доске: (a + b)2 = a2 + 2ab + b2.

Задание 4.(Приложение
1
, слайд 5) Выполните последовательно
указанные задания. (Задание может быть выполнено
самостоятельно, либо по аналогии с заданием 3).

1) Запишите на математическом языке:

Квадрат разности чисел m и
n.                                     
Квадрат разности чисел p и q.

2) Преобразуйте полученное выражение, используя
определение степени. Выполните умножение и
приведите подобные слагаемые.

3) Запишите итог предыдущего задания:

(m – n)2
=                                                                        
(p – q)2 =

Не выполняя промежуточных действий,
представьте выражение (a – b)2 в виде
многочлена стандартного вида.

После короткой паузы на слайде №6
демонстрируются обе формулы.

(a + b)2 = a2 + 2ab + b2
(a – b)2 = a2 – 2ab + b2

Найдите общее и отличие в этих формулах. Обе эти
формула можно объединить в одну. По щелчку мыши
появляется на том же слайде общая формула: (a ± b)2
= a2 ± 2ab + b2.

4. Объяснение нового материала

– Прочитайте левую часть полученного
равенства. Прочитайте правую часть полученного
равенства. (Приложение 1,
слайд 7, а затем 8).
– Можно ли назвать это равенство формулой? А
формулой сокращённого умножения и почему? Как бы
вы назвали эту формулу? По щелчку мыши на том же
слайде появляется её верное название.
Попробуйте её прочитать. Сравните свою
формулировку с текстом в учебнике. Читаем вслух,
а на слайде №7  и №8 последовательно
появляется текст по щелчку мыши.

Задание 5. Соедините стрелками
предложения с соответствующими слагаемыми по
образцу (Приложение 1,
слайды №№9-11).

Проиллюстрируем полученные формулы, используя
геометрию. Найдём площади квадратов со сторонами
(a + b) и (a – b).
Появляется слайд №12, а за ним и №13. Правая часть
формул на них появляется по щелчку мыши.

5. Первичное осмысление нового материала

Следующее задание учащиеся выполняют на
листочках.

Задание 6. Заполните пропуски:

а) (а – ____)2 =______… _______ + 81;
б) (_____+8)2 = с2 + _____…_______;
в) (______…_______)2 = 25m2 – ________ + 16p2;
г) (______…5х)2 = 4р2 + _______…_______.

Дополнительные задания для тех, кто
справился быстрее других:

1) Придумайте свой аналогичный пример.
2) Придумайте  такой пример, чтобы пропущенные
символы невозможно было вставить. Как называются
такие задания? (Некорректные).

Задание 7. Преобразуйте квадрат
двучлена в многочлен стандартного вида:

(a – b)2 =
(b – a)2 =
(a + b)2 =
(– a + b)2 =
(– a + b)2 =

Запишите, квадраты каких двучленов равны и
объясните почему?

6. Закрепление изученного материала

Задания из задачника [2]: №6аб, №7аб, №14а, №15а,
№18аб, №19аб.

Задание 8. (Задание исследовательского
характера для самостоятельной работы). Вычислите
по вариантам: 352 и  652; 552 и 752. Поменяйтесь
тетрадями с соседом. Что вы заметили? Попробуйте
сформулировать правило возведения в квадрат
числа, оканчивающегося цифрой 5. Чтобы…, надо
число его десятков умножить на число, большее его
на 1 и к полученному произведению приписать 25.

7. Итог урока

1. Каким общим названием объединены
формулы, с которыми вы сегодня познакомились?
2. Запишите по памяти и сформулируйте формулы
квадрата суммы и квадрата разности.
3. Учитель читает стихотворение с помощью
учащихся, которые заканчивают строку подходящей
рифмой. В это время на слайде №14 постепенно
появляется формула (a + b)2 = a2 + 2ab + b2

О формуле (а + b)2

Думаем, что очень будет кстати
Нам поговорить об a плюс b в квадрате.
Потому что, скажем вам открыто,
Эта формула особо знаменита.

Её учили столько лет назад,
Что знал её ещё наш петикантроп-брат.
Итак, начнём учить, ребята.
Всё начинается с квадрата.

Чтоб дело быстро шло –
В квадрат возводим первое число,
И здесь, конечно, будет кстати,
Сказать, что записали а в квадрате. Щелчок
мыши.

Не только чтоб продлить стихотворенье,
Прибавим к а произведенье
Трёх чисел: 2 и букв а,b, Щелчок мыши.
Да, тех, которые сидели на трубе.

А эти в алгебре, ни на какой трубе.
Зовут удвоенным произведением аb.
И лишь тогда получим результат,
Когда прибавится ещё один квадрат.

И третий раз всё будет кстати –
Прибавим просто bв квадрате. Щелчок мыши.
И в заключении три слова:
Наша формула готова!
(а + b)2 = а2 + 2аb + b2.

И.Кушнир, Л.Финкельштейн [1, с.33]

8. Домашнее задание на слайде №14
появляется по щелчку мыши:

§28, выучить формулы [3]
№13, №14б, №15б, №18вг. [2]

Список литературы:

1. Математика в стихах. Задачи, сказки,
рифмованные правила. 5-11 классы.
Автор-составитель О.В.Панишева.– Волгоград:
Учитель, 2009. с.29, 30,33.
2. Алгебра, 7. Часть 2. Задачник. Под редакцией
А.Г.Мордковича. – Москва: Мнемозина, 2014. с.127.
3. Алгебра, 7. Часть 2. Учебник. Под редакцией
А.Г.Мордковича. – Москва: Мнемозина, 2014. с.113-115.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти характеристики химических элементов
  • В квашеной капусте мало рассола как исправить
  • Как составить рабочую гипотезу
  • Expected package found eof как исправить go
  • Как можно найти лошадь в рдр