Как найти лад в музыке

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

в музыке есть устойчивые и неустойчивые звуки

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

виды лада - мажор и минор

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

мажор и минор в картинках

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

название тональности складывается из обозначения ее тоника и лада

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

соль мажор начинается с ноты соль

ми минор начинается с ноты ми

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

строение мажорной гаммы

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

строение гаммы до мажор

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

полутона на клавиатуре пианино

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

тона и полутона на белых клавишах

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

черно-белые тона

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

целые тона на черных клавишах фортепиано

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

ре мажор начинается и заканчивается нотой ре

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

в ре мажоре два диеза

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

в фа мажоре 1 бемоль

в си мажоре 5 диезов

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме CИ-ДИЕЗА).

в ми-бемоль мажоре 3 бемоля

в фа-диез мажоре 6 диезов

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с мажорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

строение минорной гаммы

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

гамма соль минор начинается и заканчивается звуком соль

Далее смотрим, какие расстояния между звуками:

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

в соль миноре два бемоля

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

гамма фа диез минор

гамма ля минор

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

до мажор и до минор в сравнении

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

соль мажор и соль минор в сравнении

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

устойчивые ступени - это первая, третья и пятая, остальные - неустойчивые

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

тоническое трезвучие - аккорд построенный на тонике, то есть на первой ступени

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

в мажоре тоническое трезвучие мажорное, а в миноре оно минорное

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

устойчивые и неустойчивые звуки в ре мажоре

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

устойчивые и неустойчивые звуки в до миноре


Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Содержание

  • 1 Мажорный и минорный лады на фортепиано
    • 1.1 Мажорный лад от ноты «ля»
  • 2 Родство ладов и тональностей
    • 2.1 Ключевые знаки для обозначения тональностей
  • 3 Как определить лад мелодии
    • 3.1 2 способа узнать лад
    • 3.2 Строение ладов из тетрахордов
  • 4 Типы мажорного и минорного ладов
    • 4.1 3 типа мажора
    • 4.2 3 типа минора
  • 5 Смешивание разных ладов в одной мелодии
  • 6 Виды звукорядов
    • 6.1 Хроматика
    • 6.2 Диатоника
    • 6.3 Виды ноты и интервалов

Здравствуйте! Это 6-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка какие виды ладов есть, чем они отличаются и как звучат, а именно натуральный, гармонический и мелодичесеий мажорные и минорные лады. Описано понимание ладов через тетрахорды и поясненые 2 важных понятия в музыке — диатоника и хроматика.

Главная ценность урока — примеры мелодий в разных ладах и определение ладов у известных мелодий, в том числе, когда они смешаны друг с другом. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 7 — Виды ладов | Нотная грамота | Easy Music Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!

Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим виды ладов и их звучания, а также 2 важных понятия из теории ладов – хроматика и диатоника. Приступим.

Мажорный и минорный лады на фортепиано

90% всей музыки основано на 2-ух видах лада — мажорном и минорном.

А тональность до-мажор без знаков при ключе — самая распространённая. Она основа клавиатуры фортепиано.

Если проиграть белые клавиши подряд в пределах одной октавы, то прозвучит мажорная гамма от ноты до.

Звучание светлое, потому что соблюдена формула мажорного лада — Т-Т-П-Т-Т-Т-П. Тон – между белыми есть чёрная клавиша, а полутон – её нет.

Заметьте: узор из чёрных клавиш явно её показывает. 2 чёрных — нет чёрной — 3 чёрных — нет чёрной. Это как в формуле: 2 тона — полутон — 3 тона — полутон.  

Совет — чтобы запомнить формулу мажора, нужно представить октаву на фортепиано.

Мажорный лад от ноты «ля»

А чтобы построить мажорную гамму от любой ноты, нужно нажимать клавиши подряд именно по формуле: Т-Т-П-Т-Т-Т-П.

Начнём с ноты ля и шагаем:

  • Тон — от ля через черную на белую си.
  • Тон — от си через белую на чёрную до-диез.
  • Полутон — от до-диез на соседнюю белую — ре.
  • Тон — от ре через чёрную на белую ми.
  • Тон — от ми через белую на чёрную фа-диез.
  • Тон — от фа-диеза через белую на соль-диез.
  • Полутон — от соль-диеза на соседнюю белую — ля.

Итак, у мажорной гаммы от ноты «ля» 3 диеза — у нот до, фа и соль – они повышены.  

Заметьте: от ноты «ля» это 3-ья, 6-ая и 7-ая ступени. Из урока 6 мы знаем: если их понизить у мажора, то он превратится в минор: получится его формула — Т-П-Т-Т-П-Т-Т.  

И она будет соблюдена, если сыграть белые клавиши подряд начиная не от ноты «до», а от ноты «ля».

Это видно по узору из чёрных клавиш: 1 чёрная – нет её – 2 чёрных – нет их – 2 чёрных.  Вывод: от ноты «до» по белым клавишам строится мажорный лад, а от «ля» – минорный.  

В итоге из до-мажора можно получить 2 минора:

  1. 1-ый — до-минор, если понизить ступени 3, 6 и 7 в до-мажоре.  
  2. 2-ой – ля-минор, если на нотоносце ноты до-мажора опустить на уровень ноты ля.

Заметьте: если это сделать в раскладке пианино, то получится ля-мажор – формула мажора сохранится.  Но на нотоносце без знаков при ключе ноты перемещаются только по белым клавишам.

Родство ладов и тональностей

Вывод: у до-мажора 3 родственника – до-минор, ля-мажор и ля-минор.

Чтобы назвать признак их родства, вспомним, что название тональности состоит из 2-х частей – тоники и вида лада. Это как у личности человека имя и фамилия. То есть тоника – имя, а вид лада – фамилия.

Так тональности до-мажор и до-минор – тёзки. У них одинаковое имя или тоника, поэтому они называются одноимёнными. Но состав нот у них разный: у до-мажора все белые клавиши, а у до-минора – 3 чёрных.  

До-мажор и ля-мажор – однофамильцы. У них наоборот: вид лада один и тот же – мажор – одинаковая формула, но тоники или имена разные – до и ля. То есть они лады одного наклонения — мажорного.  

У до-мажора и ля-минора вроде ничего не совпадает – ни имя или тоника – до и ля, ни фамилия или вид лада – ма-жор и минор. Но они при этом самые родные – как муж и жена: у них полностью одинаковый состав нот – все белые клавиши.

Если их построить одновременно рядом друг с другом, то вместе они будут звучать согласованно.  Они как 2 параллельные линии и называются параллельными.         

Ключевые знаки для обозначения тональностей

Заметьте: тональности до-мажор и ля-минор – единственные без знаков при ключе.

У всех остальных есть знаки альтерации перед отдельными нотами, чтобы соблюсти формулы мажора и минора.

Так у фа-мажора есть бемоль у ноты си. И все ноты си как в мелодии про ёлочку будут опущены.

Чтобы не писать каждый раз диезы или бемоли перед нотами, есть ключевые знаки альтерации, знакомые из урока 3. Добавить их можно через меню Insert – вставка –> Meter/Key Change – смена размера и ключа и в поле Key Signature – знаки при ключе выбираем 1 flat.

Это значит 1 бемоль и тональность фа-мажор — буква F обозначение ноты фа.

У мажора, построенного от ноты соль, есть 1 диез у ноты фа.  Ищем в списке знаков при ключе 1 Sharp  — 1 знак диез и тональность соль-мажор.

Далее в списке видно сколько диезов у мажорных тональностей от разных нот: у ре-мажора 2 знака диеза – у нот фа и до.  У ля-мажора – 3 диеза, у ми-мажора – 4, у си-мажора – 5. Перенесём мажорный лад на ноту си и убедимся в этом.

У до-минора 3 бемоля перед нотами ми, ля и си. Ищем 3 бемоля в списке – 3 flats.  E-flat – тональность ми-бемоль мажор, параллельная до-минору, поэтому у них одинаковое число бемолей. О порядке появления знаков альтерации и видах тональностей поговорим в уроке 8.

Как определить лад мелодии

Любая мелодия написана в рамках определённого лада. Послушаем пример.

2 способа узнать лад

Узнать лад можно 2-мя способами:

  1. 1-ый способ – выписать все ноты мелодии в виде гаммы, начиная от самой нижней и посмотреть на формулу лада.  
  2. 2-ой спосб – послушать настроение мелодии и посмотреть на её последнюю ноту – тонику.  Видно, что она нота фа, а опорные ноты мелодии – ля и до – устойчивые 3-ья и 5-ая ступени лада.

Итак, тональность мелодии фа-мажор – с бемолем у ноты си.

Если всю мелодию выделить на нотоносце и опустить на терцию вниз, то она будет звучать в параллельной тональности – ре-минор.

Заметьте: набор нот тот же – сменилась только тоника. То есть сотрудники те же, только начальник другой – вместо ноты «фа» теперь «ре». С ней как тоникой мелодия зазвучит грустнее.

Вот кусочек мелодии. От ноты фа он звучит светло, а от ноты ре – грустно.        

Строение ладов из тетрахордов

Лад из 8-ми нот можно разбить на 2 отрезка по 4 ноты — тетрахорды.

Тетра – от лат. 4 – как в слове тетрадь – 4 стороны, а хорд – струна. Раз струна извлекает ноту или ступень лада, заменим её на слово «ступень».

И в каждом ладу есть 2 тетрахорда:

  • нижний – это 1-ая, 2-ая, 3-ья и 4-ая ступени;
  • верхний – 5-ая, 6-ая, 7-ая и 8-ая – повторение 1-ой ступени или тоники.

От их видов зависит строение и вид всего лада.

В мажоре оба тетрахорда – одинаковые: со схожей формулой — Т-Т-П. Они соединены 1 тоном.

Нижний тетрахорд не меняется, и он отвечает за качество лада. Если его формула Т-Т-П, то это мажорный лад, а если Т-П-Т – минорный.

Верхний тетрахорд может меняться и определяет тип лада.

Типы мажорного и минорного ладов

3 типа мажора

До этого мы говорили про 1-ый тип мажора – натуральный.

В уроке 6 мы поняли, что в нём все интервалы от тоники до других ступеней большие и чистые и построен он на белых клавишах фортепиано.

Но есть ещё 2 типа мажора: 2-ой типгармонический. Он получится, если в натуральном мажоре опустить 6-ую ступень.

При этом верхний тетрахорд станет таким – П-1,5Т-П.  У него восточный оттенок звучания из-за увеличенной секунды – между ля-бемоль и си.

Заметьте: мы изменили 1 ноту, а это привело к появлению новых интервалов:

  • 1-ое — большая секста до-ля превратилась в малую – до-ля-бемоль,  
  • 2-ое – между 2-ой ступенью – нотой ре и ля-бемоль интервал зловещего тритона,  
  • 3-ье – между 4-ой – нотой фа и ля-бемолем малая терция.  

Вывод: формула лада похоже на химическую формулу. Например, CO – 1 атом углерода и 1 атом кислорода — угарный газ, а CO2 – уже 2 атома кислорода – углекислый газ.

То есть 1 атом меняет всё вещество – его название и свойства. Так же и в ладу понижение или повышение любой 1-ой ступени меняет название и окраску звучания лада.

Название гармонический означает, что лад используется как основа гармонии – об этом будет в уроке 9.

Если в нём понизить на полутон ещё и 7-ую ступень, то получится 3-ий тип мажорамелодический – для создания мелодии и встречается гораздо реже, чем прошлые 2 типа.

Верхний тетрахорд станет таким – П-Т-Т и теперь он зеркальное отражение нижнего тетрахорда – Т-Т-П. Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах мажора.

В натуральном мажоре она звучит радостно, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – тревожней. Причина: он почти минор – нужно только понизить 3-ью ступень.  

3 типа минора

При понижении 3-ей ступени нижний тетрахорд изменился на Т-П-Т и получился 1-ый тип минора — натуральный с 3-мя пониженными ступенями – 3, 6 и 7.

Если у натурального мажора тетрахорды одинаковые, то у минора – разные.

Вывод: главное отличие мажора от минора в терции – III-ей ступени.

Минорный лад применяется часто и звучит мягко, не напряжённо, в отличие от мажора.

Причина – в миноре нет сильного полутонового тяготения 7-ой ступени в 1-ую как в мажоре, потому что она понижена и между ними целый тон. То же самое с нотами фа и ми – 4-ой и 3-ей ступенями.  В мажоре между ними полутон, а в миноре – тон. Сравним.

У минора тоже есть те же 3 типа, что и у мажора.

Если в натуральном миноре позаимствовать острое тяготение 7-1 из мажора, то есть поднять на полутон 7-ую ступень, то получится 2-ой тип минорагармонический.

Заметьте: верхний тетрахорд у гармонического мажора и минора одинаковый – оба с восточным звучанием из-за увеличенной секунды в 1,5Т.

Если её убрать, подняв 6-ую ступень, то тетрахорд будет как у натурального мажора – Т-Т-П, а минор при этом будет 3-его типамелодический.

Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах минора.  В натуральном миноре она грустная, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – светлее.

Смешивание разных ладов в одной мелодии

В уроке 6 мы узнали, что у мелодии про ёлочку лад мажорный от ноты фа – на ней она заканчивается и звучит весело.

Мелодия из кинофильма «Терминатор» звучит грустно и её начало и окончание на ноте ре. Значит это ре-минор – параллельный фа-мажору.  Единственно, в ней есть все ноты лада кроме си-бемоль – 6-ой ступени.

А вот с мелодией «В пещере горного короля» композитора Эдварда Грига не всё так однозначно. Начало у неё грустное, середина загадочная, а окончание светлое.  

1-ый такт:  мелодия начинается с ноты соль и зависает на ноте ре, что звучит не очень устойчиво. Это явно слышно, если проиграть ноты в обратном порядке.  Соль звучит очень устойчиво, значит она тоника. И от неё 3-ья ступень, нота си, понижена.  Это малая терция, значит лад минорный.

2-ой такт:  раз звучит таинственно, то, скорее всего, это гармонический лад. Если добавить фа в конце, то фраза мелодии звучит завершённо. Значит фа – тоника. Напишем гамму фа-мажора.

Ноты си-бемоль – 4-ой ступени нет в мелодии, а вот нота ля – 3-ья ступень и ре – 6-ая ступень — опущены на полутон.  7-ая ступень в мелодии тоже пропущена, но с ней это полная гамма фа-минора гармонического.  Помним, что в нём в отличие от натурального 7-ая ступень повышена.

3-ий такт:  мелодия как в 1-ом такте, только с соль 2-ой октавы в конце – опять соль-минор.

4-ый такт:  точка в мелодии на ноте фа и окончание звучит светло. Значит это фа-мажор.

Итого мелодия в звучании гуляет между 3-мя ладами – натуральным и гармоническим минорами, и натуральным мажором.

Вывод: лады разных видов можно смешивать друг с другом при создании мелодии. Это придаст ей разные оттенки настроения и сделает более яркой и необычной.

Краски здесь – пониженные ноты. Если их все заменить на белые клавиши фортепиано, то звучание будет более обычным и скучным. Теперь это близкие к мажору лады от нот соль и фа.

Виды звукорядов

Помним из урока 2, что полный звукоряд одной октавы состоит из 12 нот – 7-и белых и 5-и чёрных клавиш фортепиано.  И от того как по ним шагать образуются разные лады. Каждый шаг может быть 2-ух размеров — тоном и полутоном.

Хроматика

Если шагать только по полутонам или идти подряд по всем соседним клавишам – и по чёрным, и по белым, то мы не пропустим ни одной ноты.  И в этом звукоряде будет все 12 ступеней – и основных, и производных нот. Этот 1-ый вид звукоряда, как и его гамма, называются хроматическими.

Хроматика – с греч. «хромос» – цвет – это ходьба по полутонам как по оттенкам цветов на палитре художника. Звучит, будто стакан наполняется водой.

Так как шаги между нотами мелкие, ими в виде 16-ых нот можно изобразить бег маленького животного.

При игре его участка в пределах терции вверх и вниз по кругу его звучание тревожное – будто опасность рядом: оса летает и норовит укусить.

Причина – мы сыграли вперемешку большие и малые секунды и терции — светлые и мрачные.  

Диатоника

Если же шагать по тонам или через одну клавишу, как-то только по белым, перешагивая через чёрные, то получится ряд из 7 основных ступеней.

Как видно, это смесь 5 тонов – больших секунд и как исключений 2-х полутонов – малых секунд.

Этот 2-ой вид звукоряда называется диатоническим – с греч. диа – «через», а тонос – «тон, звук». То есть мы шагаем через ноту по ступеням как по отдельным цветам, а не плавно по оттенкам одного и того же цвета как в хроматике.

Приставка «диа-» есть в словах диаметр — у круга, диагональ — у квадрата, когда линия проходит «через» их центр.

У диатонических ладов 2 особенности:

  • 1-ая — все их звуки можно расположить по чистым квинтами – до, соль, ре, ля, ми, си, фа.  
  • 2-ая — игра по белым клавишам, начиная от разных нот даёт разное настроение.

Светлое – игра от «до» — натуральный до-мажор , грустное – игра от «ля» — натуральный ля-ми-нор , тревожное – игра от «си».

Вот кусочек мелодии из песни группы ABBA – Dancing Queen – Танцующая королева. Выпишем всё её ноты и узнаем лад.

По звучанию нижнего тетрахорда и его формуле Т-П-Т понятно, что это минорный лад.
А вот верхний тетрахорд неоднозначный.

Совет – чтобы легче определить лад, можно перенести его на высоту ноты до – более привычный вид.

Выделяем ноты и нажимаем команду Process – обработка -> Transpose – перенос и оставляем 1 полутон – он как раз между текущей тоникой в виде ноты си и желаемой — нотой до.

Если бы 6-ая ступень была понижена вместо 7-ой, это был бы гармонический минор. Но это не он.

Заметьте: нижний и верхний тетрахорды одинаковые – Т-П-Т. Поднимем лад ещё на 2 полутона на высоту ноты ре.  Бемоли исчезли и это лад от ноты ре – ни мажорный, ни минорный. Его и лады от других белых нот мы рассмотрим в следующем уроке.

Виды ноты и интервалов

Понятия диатоника и хроматика часто применимы в музыке при разговоре о нотах и интервалах.

Если у нот одинаковые слова в названии, например, до и до-диез, то они хроматические – отстоят друг от друга на 1 полутон.

Если же у нот названия разные, например, до и ре, то они диатонические – отстоят друг от друга на 1 целый тон.

Полутон также есть 2-ух видов:

  • 1-ый — диатонический — между основными нотами — ми-фа и си-до,
  • 2-ой — хроматический — между основной и производной нотами – до-до-диез, ре-ми-бемоль.  

Любые интервалы из основных нот, то есть которые можно построить только на белых клавишах фортепиано – диатонические. Это большие, малые и чистые – применяются часто.

Ещё это тритон – между нотами си и фа – тоже на белых.

Если же одна из нот в интервале производная или чёрные клавиша фортепиано – со знаком диез или бемоль, то интервалы – хроматические. Это увеличенные и уменьшенные — применяются редко.

Интервалы в рамках лада, например, большая секунда до-ре в до-мажоре – диатонические.  А интервалы не из лада – малая секунда до-ре-бемоль в до-мажоре — хроматические.

Именно хроматизмы придают ладу таинственное или восточное звучание. Они как специи в блюдах, что влияют на вкус и придают им изюминку. Благодаря им мелодия про горного короля звучит интересно. Их отличительный признак – случайные знаки альтерации на нотоносце. 

Заключение. В этом уроке Вы познакомились со разновидностями мажорного и минорного ладов. Поняли, что в мелодии могут смешиваться разные лады, а звукоряды, ноты и интервалы могут быть хроматическими и диатоническими.

В следующем уроке мы поговорим про диатонические или средневековые лады и их звучания.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Разобрались с ладами. Их очень много (возможно, бесконечное количество). И если ухо не слышит где-то мажора или минора, либо мажор/минор «какой-то странный», тогда возможно, музыка принадлежит фольклорной традиции или была написана, например, в 15 веке в одном из ладов, плохо знакомых нашему слуху. А что тогда такое — тональность?

🥇 Мы говорили, что ладовая организация подразумевает субординацию. В любой иерархии есть кто-то главный. Почему, называя звуки всем известной гаммы — «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», мы начинаем именно с «до»? Потому что в этой структуре нота «до» — главная. Функции всех остальных звуков тут определяются относительно «до»; она — точка отсчета, начало начал.

🌀 Как только есть центр, появляется и периферия — включается целая система гравитационных связей между звуками. Неслучайно слово «тональность» происходит от τόνος — греч. «напряжение, натяжение». Главная, наиболее устойчиво звучащая нота называется тоникой. При наличии тоники наш слух моментально опознает звуки вокруг нее как умеренно устойчивые (этакие «замы» тоники) и совсем неустойчивые, которые в тонику обязаны перейти.

И лад, и тональность — это иерархически организованные звуковые структуры. В чем же разница? Действительно, это очень близкие понятия. Но понятие лада чуть шире: оно фокусируется на том, по каким правилам звуки объединяются вместе. Если у них одна система отношений — мы слышим мажор, другая — слышим минор. Тональность — понятие чуть более узкое: этим словом могут обозначать лад, выстроенный от конкретной ноты. Например, мажор, где главная нота «до» — это тональность до мажор. Минор, где тоникой является «ми» — это тональность ми минор.

👑 Можно провести такую параллель: лад — это форма устройства государства (конституционная монархия, республика, деспотия). Тональность — реализация ее в конкретном месте: конституционная монархия на Британских островах = Великобритания; мажор, выстроенный от «до» = до мажор.

🎨 Иногда слово «тональность» используют в широком смысле и говорят, например, о «…тональности у импрессионистов». Что в этом случае имеют в виду? Конечно, не конкретную тональность до мажор, как в примере выше, но систему отношений между тоникой и остальными звуками в целом, типичную для музыки, например, импрессионистов.

Давайте вспомним, как звучат наличие тональности и ее отсутствие:

Тональность есть
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/hQl2zwwnt6nToQ
Время прослушивания: достаточно первых 30 секунд

Тональности нет

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/HOCDAOI-jKgDHg
Время прослушивания: достаточно первых 30 секунд


🎶 Но наличие тональности может выражаться не только ясным, приятным во всех отношениях до-диез минором, как в серенаде Дворжака (первый пример). Между двумя полюсами, которые мы привели выше, — бездна случаев. Постоянно бывает такое, что есть упорядоченная иерархия — главный маркер тональности, но иерархия эта далеко не такая ясная, как у Дворжака, более запутанная и хитрая. В этом случае мы говорим о расширенной или осложненной тональности, но все равно констатируем ее наличие. Послушайте:

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/rBUdcOKrcX3JpA
Время прослушивания: достаточно двух минут

Как вам кажется, есть ли тут тональность? Слышим ли мы, что звуки разной высоты находятся тут в каких-то отношениях подчинения?

Лады в музыке

Вы когда-нибудь задумывались – почему мы всегда лёгко отличаем русскую музыку от цыганской, еврейскую от арабской? Казалось, бы – нот всего семь. За счёт чего создаётся тот или иной колорит? Ответ находится в вопросе: лады в музыке.

Европейское ухо привыкло к мажору и минору. На их контрасте строится значительная часть всей западной музыки. Но не все знают, что мажор и минор – не единственные возможные лады. В мировой музыке существуют десятки других.

Авторский онлайн курс от Яны Ли по сольфеджио для поступающих в музыкальный колледж. Подготовим к сольфеджио с любого уровня
на необходимый балл для поступления в музыкальный колледж

Что такое лад в музыке?

Для начала разберёмся с понятием. Лад – сложный термин и даже в кругу музыковедов для него нет однозначного определения. Мы не будем усложнять и рассмотрим только одну из граней этого понятия.

Слово лад – русское и всем понятное. «Дело пошло на лад», «Ум с сердцем не в ладу», «Настроиться на позитивный лад». В общем – некий порядок.

лады в музыке

Лад в музыке: определение

В нашем случае лад – это порядок организации звуков.

Например, порядок организации мажорного звукоряда все мы знаем: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Используя этот порядок мы можем спеть или записать какую-нибудь известную песню: гимн России или «В лесу родилась ёлочка».

Но для того, чтобы записать цыганскую песню, нам уже не хватит звуков обычного мажора. Цыганская гамма будет выглядеть так: полутон, малая терция, полутон, тон, полутон, малая терция, полутон. Теперь у нас есть другой лад, другой порядок звуков, из которого мы можем создавать что-то совсем непохожее на обычный мажор.

В каждой национальной музыке свои ладовые особенности – и зачастую в пределах одной музыкальной культуры используется сразу несколько ладов. Так было в Древней Греции.

В каждой национальной музыке свои ладовые особенности – и зачастую в пределах одной музыкальной культуры используется сразу несколько ладов. Так было в Древней Греции.

Там Ионийский и Эолийский лад соответствовал знакомым нам мажору и минору. При этом существовало ещё несколько ладов, к которым греки были очень восприимчивы.

 За каждым ладом закреплялось определённое чувственное и этическое значение. Какие-то вдохновляли на битву, другие утоньшали чувства, третьи создавали атмосферу для философствования.

Царство мажора и минора наступило сравнительно недавно и только на определённой территории.

лады в музыке

Какой лад бывает в музыке?

Если задача – написать обычный снежный пейзаж, скорей всего, мы не будем использовать зелёный, красный или жёлтый цвет. Точно также композиторы, создавая то или иное настроение или состояние смешивают в своей музыкальной палитре не все звуки.

Музыка будет авторской, но при этом легко узнаваться как «китайская».

Все лады называются по-гречески:

Ионийский («от до»), Дорийский (от ре»), Фригийский («от ми»), Лидийский («от фа»), Миксолидийский лад («от соль»), Эолийский лад («от ля»), Локрийский лад («от си»).

У каждого лада есть свой неповторимый оттенок звучания. (Разумеется, таким образом лады можно получать не только через до мажорную гамму, но от любого мажора). Все эти лады очень пригодятся, если мы хотим научиться джазу. Джазовая импровизация строится на чередовании и комбинировании разных ладов. Всем знакомая блюзовая гамма – это тоже в каком-то смысле лад.

Когда вы уже хорошо освоили мажор-минор, гармонический-мелодический, имеет смысл начать выходить за их пределы. На первых порах анализировать и запоминать строение ладов достаточно трудно.

Мы можем начать с развития нашего ладового чувства. Слушайте индийские раги, еврейские клезмер-ансамбли, турецкую, иранскую, арабскую традиционную музыку.

В чём их отличия? В каждой музыке есть свои характерные звуки. Слушайте их и замечайте. Пробуйте играть на инструменте фрагменты в разных национальных стилях.

В конце концов границы музыкальных языков будут становиться всё более и более иллюзорными и окажется, что существует один большой язык, с помощью которого все музыканты отлично друг друга понимают.

Лады народной музыки

Каждый из нас знает о существовании мажора и минора. И с лёгкостью отличает одно от другого. (Мажор – более светлый и радостный, а минор звучит темнее и меланхоличней). Но далеко не все знают об огромном множестве других ладов, каждый из которых обладает индивидуальным звучанием, сильно отличающимся от мажора и минора.

В русских учебниках теории музыки эти другие лады называются «Лады народной музыки». Это название корректно только отчасти. Как мы с вами убедимся дальше, область их применения не ограничивается только лишь народной музыкой.

Что такое лад в народной музыке?

Словарное определение может только усложнить понимание этого термина.
Проще всего объяснить лад через метафору с красками.

Представьте, что вы пишете картину и у вас есть палитра, в которой несколько цветов. Можно смешать эти цвета, можно использовать каждый из них в отдельности, но то, что окажется на холсте, в любом случае будет ограниченно теми цветами, которые были в вашей палитре.

Лад – это палитра. Каждый цвет в ней – это определенный звук.
(К примеру, палитра До Мажора состоит из семи звуков До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си).

При создании произведения композитор оперирует множеством таких палитр. Он играет красками, следуя определенным ограничениям и правилам. Так и получается музыка.

Разнообразие ладов

Как слышно из названий, все эти лады родом из Древней Греции.
К сожалению, мы не имеем представления о том, как звучала древнегреческая музыка. Но дошедшие до нас теоретические разработки древних греков свидетельствует об очень глубоком анализе влияния ладов на состояние слушателя. Каждому ладу соответствовал определенный эффект воздействия на публику.

Как слышно из названий, все эти лады родом из Древней Греции.
К сожалению, мы не имеем представления о том, как звучала древнегреческая музыка. Но дошедшие до нас теоретические разработки древних греков свидетельствует об очень глубоком анализе влияния ладов на состояние слушателя. Каждому ладу соответствовал определенный эффект воздействия на публику.

Некоторые лады могли действовать разрушительно, другие вдохновлять воина на битвы, третьи настраивали на любовный лад. Впрочем, не будем слишком удивляться: все мы и так хорошо знаем о способности музыки изменять наше сознание. Даже простой контраст мажора и минора может разбудить заснувшего на концерте зрителя.

Ионийский лад

Ионийский лад

Соответствует нашему привычному Мажору. В качестве примера – Вариации Моцарта на тему французской народной песни.

Дорийский лад

Дорийский лад

Почти полностью совпадает с минором. Но в дорийском ладу повышена шестая ступень. Английская народная песня Scarborough Fair – яркий пример использования дорийского лада.

Фригийский лад

Фригийский лад

Тоже похож на минор. Но вторая ступень понижена. Часто используется в музыке фламенко.

Лидийский лад

лидийский лад

Миксолидийский лад

лад

От мажора отличается седьмой пониженной ступенью. Иногда называется «доминантовый лад», так как содержит в себе доминантовую септиму.
Попробуйте расслышать Миксолидийский лад в этой волшебной музыке Клода Дебюсси.

Эолийский лад

Эолийский лад

Этот лад полностью соответствует минору. Пример.

Локрийский лад

лад

Этот лад встречается реже остальных. В основном используется в джазовой музыке.

Как построить лады народной музыки?

Найти их на клавиатуре пианино очень просто. На примере до мажора мы в этом убедимся. По семь шагов по гамме от каждой ступени мажорного лада – это и есть семь ладов, о которых мы сегодня говорим.

все лады

Использование ладов

Использование народных ладов в классической музыке всё-таки нечастое явление. Девяносто процентов музыки 18-19 веков написаны в мажоре, в миноре и в их видах (мелодический, гармонический).

Гораздо чаще «народные» лады можно услышать в архаической музыке. Например, в музыке неевропейских культур (Иран, Индия, Турция). Или в церковной музыке. В греческом богослужебном пении, на которое оказали сильное влияние восточные музыкальные традиции, мы всё время слышим звучание миксолидийского лада. А в песне муэдзина, призывающего мусульман на молитву – уменьшенную вторую ступень (признак фригийского лада).

Лады в джазовой музыке

Искусство применения ладов– один самых важных элементов джазового языка. Любая джазовая импровизация опирается на знание связи аккорда и лада, который аккорду соответствует.

В качестве примера – блюзовый лад, с которым многие из вас уже знакомы.

блюзовая гамма

На самом деле, ладов гораздо больше, чем семь. Их буквально десятки и изучать их очень интересно. По мере постижения этой темы становится ясен реальный масштаб богатства мировой музыкальной культуры.
А пока просто запомним, что мажором и минором мир не ограничен.

Как выучить лады?

Если вы хотите выучить лады, то приглашаю вас на свои авторские курсы по сольфеджио. Обучение ладам можно пройти самостоятельно, либо с помощью профессиональных курсов.

Курс сольфеджио с нуля — на нем я обучаю в системной и структурной методике сольфеджио. Несколько модулей и тем посвящены теме ладов. На курсе также много практических заданий по теме ладов в музыке.

Заставка в Симпсонах

Всем известная заставка к «Симпсонам» написана не в обычном мажоре. Если подобрать её на инструменте, окажется, что четвертая ступень мажора здесь повышена на полтона. Такой лад называется лидийским (тоже – греческое название).

На клавишах фортепиано мы можем сходу найти сразу семь греческих ладов. Для этого представим себе гамму до мажор. Затем по этим же звукам сыграем от ре до ре (всё по белым клавишам). Теперь от ми до ми. И так далее. Каждая гамма, которая будет появляться в результате этого нехитрого трюка – это один из широко используемых в музыкальной практике ладов.

лады в музыке

лады в музыке

FAQ

Часто задаваемые вопросы и ответы по теме ладов в музыке

какие лады в музыке

Ионийский («от до»), Дорийский (от ре»), Фригийский («от ми»), Лидийский («от фа»), Миксолидийский («от соль»), Эолийский («от ля»), Локрийский («от си»).

музыкальный диктант

Музыкальный диктант

Музыкальные диктанты Содержание Онлайн курсы по сольфеджио: сольфеджио для поступающих сольфеджио с нуля экспресс лекции пробный вступительный экзамен Что такое музыкальный диктант? Музыкальный диктант — это базовое упражнение для развития нашего музыкального слуха. Как любое базовое упражнение, оно задействует сразу несколько наших музыкальных «мышц». Кроме тренировки слуха, мы развиваем нашу способность воспринимать и записывать ритм,

Прочитать

сольфеджио

Сольфеджио

Сольфеджио Содержание статьи «Сольфеджио» Онлайн курсы по сольфеджио: сольфеджио для поступающих сольфеджио с нуля экспресс лекции пробный вступительный экзамен В первоначальном значении сольфеджио – это пение по нотам (в самом слове угадываются названия двух нот). Сейчас эта дисциплина включает в себя ещё несколько практик. На каждом уроке мы пишем диктант. Мы слушаем одну и ту

Прочитать

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А. П. БОРОДИНА

Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж

Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж имени А.П. Бородина Авторский онлайн курс от Яны Ли по сольфеджио для поступающих во Владимирский областной музыкальный колледж. Подготовим к сольфеджио с любого уровня на необходимый балл для поступления в музыкальный колледж Онлайн курс по сольфеджио для поступающих Содержание статьи «Правила приема во Владимирский областной музыкальный колледж »

Прочитать

лады народной музыки

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Лады народной музыки. Общая информация
  • 3 История ладов народной музыки
  • 4 Отличия от обычной гаммы
  • 5 Группы ладов
  • 6 Список ладов народной музыки
    • 6.1 Ионийский
    • 6.2 Фригийский
    • 6.3 Лидийский
    • 6.4 Дорийский
    • 6.5 Миксолидийский
    • 6.6 Эолийский
    • 6.7 Локрийский
  • 7 Таблица ладов народной музыки

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыкиВ первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре.

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре, вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

  • Ионийский
  • Лидийский
  • Миксолидийский

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

  • Эолийский
  • Дорийский
  • Фригийский
  • Локрийский

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Таблица ладов народной музыки

Название лада Параллельный лад Измененные ступени От какой ноты проще всего строить
Ионийский Эолийский Нет C
Лидийский Дорийский IV повышается F
Фригийский Миксолидийский II понижается E
Эолийский Ионийский Нет A
Миксолидийской Фригийский VII понижается G
Дорийский Лидийский VI повышается D
Локрийский II, V низкие B

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти производную функции кубический корень
  • Как найти расписание в дневнике ру
  • Как найти богатую женщину по интернету
  • Как найти массу атома аем
  • Как найти тебя в приложении яндекс