Как найти лады на скрипке


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Чтение нотной музыки – это очень ценный навык, который позволяет играть на множестве различных инструментов с учетом таких базовых понятий как секвенция, темп и так далее. Но при этом большинство инструментов имеют свою специфику игры, для отображения которой в нотном письме используются дополнительные обозначения. Скрипка относится к одному из таких инструментов. Чтение нот для скрипки требует знаний того, как должны быть расположены руки и пальцы, как должен двигаться смычек, и другие приемы, с помощью которых создается красивый, характерный скрипичный звук.

  1. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 1

    1

    Найдите нотный стан и ключ. Нотный стан – это 5 параллельных линий, на которых пишутся ноты. Ключ – это знак в самой левой части нотного стана.[1]
    Он обозначает регистр, в котором вы играете.

    • Скрипки играют только в скрипичном ключе. Этот ключ чем-то напоминает амперсанд (&).
  2. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 2

    2

    Выучите ноты. Каждая нота записана в виде овала на линии нотного стана, или между ними. Если читать снизу-вверх, то ноты в промежутках будут такие: фа, ля, до и ми; а на линиях такие: ми, моль, си, ре и фа.[2]

    • Ноты за пределами нотного стана обозначаются такими же овалами, но уже на добавочных линиях.
    • Перед нотой может стоят знак диез (#) или бемоль (b). Также эти знаки могут стоять сразу после скрипичного ключа. Например, диез, стоящий сразу после скрипичного ключа на линии фа, подразумевает, что все ноты фа должны играться, как фа#.
  3. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 3

    3

    Выучите ноты, которые находятся на открытых струнах. Понятие «открытая струна» обозначает, что она играется в не зажатом пальцем виде. Струнам скрипки соответствуют ноты соль, ре, ли и ми. Порядок указан от самой толстой до самой тонкой струны, или слева-направо, если держать скрипку в игровой позиции.[3]

    • В табулатуре такие ноты обычно отмечаются цифрой «0».
  4. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 4

    4

    Пронумеруйте ваши пальцы. Чтобы иметь возможность играть больше нот, а не просто соль, ре, ля и ми, вам придется зажимать струны при помощи пальцев. Пальцам вашей левой руки соответствуют номера от 1 до 4. Ваш указательный палец – это 1, средний палец – это 2, безымянный палец – это 3, а мизинец – это 4.

    • В нотной литературе для начинающих скрипачей ноты сопровождаются числами от 0 до 4. 0 значит, что струна играется открытой, остальные числа говорят, каким пальцем она должна быть зажата.[4]
  5. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 5

    5

    Выучите аппликатуру для струн. Нота, издаваемая струной, будет повышаться с каждым последующим пальцем.

    • Начните со взятия смычком открытой струны ре. Прозвучит нота ре.
    • Поместите указательный палец на струну ре и сыграйте ее. Прозвучит нота из тональности ре-мажор или до-диез-мажор.
    • Сыграйте последующие три ноты ре-мажора, зажимая струну средним, безымянным пальцами и мизинцем.[5]
    • После того, как вы поместили мизинец на струне ре и сыграли эту ноту, перейдите на струну ля и сыграйте следующую ноты этой гаммы. Начните с игры открытой струны ля (палец не зажимает струну). Последующие ноты гаммы будут сыграны путем зажатия струны указательным пальцем, средним, и так далее.
    • Пока вы учитесь правильно зажимать струны, запоминайте пальцы, которыми зажимается та или иная нота. Например, когда вы видите ре, то сразу должны знать, что она играется на открытой струне ре. Когда вы видите фа#, вы должны знать, что для зажатия струны должен использоваться средний палец.
  6. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 6

    6

    Перемещайте вашу руку вверх и вниз по грифу скрипки, когда указаны римские цифры. Играя на скрипке, одна из ваших рук работает с грифом, зажимая на нем струны пальцами. Когда струны играются близко к верхнему порожку, то это называется 1-я позиция; дальше по мере удаления по направлению к подставке идут 2-я, 3-я, 4-я и 5-я позиции. Эти позиции обозначаются в скрипичных нотах римскими цифрами, которые располагаются под нотами.[6]
    Переместите вашу руку в ту позицию на грифе, которая соответствует указанному римскому числу. 1-я позиция, или I, значит, что ваша рука находится в самом верху грифа, около колков.[7]

    • Эти позиции также могут быть обозначены как «1-я позиция» или «3-я позиция», вместо римских цифр.
    • Большая часть музыки для начинающих скрипачей написана в первой позиции.[8]
  7. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 7

    7

    Играйте двойные ноты, когда изображены две ноты вертикально. Двойные ноты означают, что вам необходимо сыграть две ноты одновременно.[9]
    Двойные ноты записываются на нотном стане в виде двух нот, соединенных одним штилем.

    • Двойные ноты не могут быть расположены слишком близко. Скорее всего, между ними есть пространство и одна из нот расположена выше другой.
    • В профессиональной музыке для скрипки можно встретить тройные или даже четверные ноты, которые подразумевают, что нужно играть одновременно 3 или 4 ноты соответственно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 8

    1

    Играйте смычком движением вверх, когда в нотации указанно обозначение V. Существует целый ряд знаков, которые говорят, как именно необходимо играть смычком в данном случае. Значок V под нотой означает, что она играется смычком движением вверх.[10]

  2. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 9

    2

    Играйте смычком движением вниз, когда изображен знак, напоминающий стол. Напоминающий стол знак (прямоугольник с двумя направленными вниз ножками) указывает на необходимость игры нисходящим движением.

  3. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 10

    3

    Играйте ноту с акцентом, если использован знак в виде наклоненной галочки. Знак акцента изображается в виде наклоненной влево галочки (>), и может располагаться как под нотой, так и над ней. Акцент обозначает, что вам необходимо сыграть ноту сильнее.[11]

  4. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 11

    4

    Играйте с учетом знака возврата смычка в исходное положение. Знак в виде жирной запятой говорит о необходимости переместить смычок. Если этот символ расположен над нотой, то вам необходимо поднять смычок и вернуть его в исходное положение.[12]

  5. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 12

    5

    Смотрите на аббревиатуры, чтобы понять, какую часть смычка необходимо использовать. Иногда скрипичные ноты сопровождаются аббревиатурами, которые указывают музыканту, какую именно часть смычка необходимо использовать для игры данного музыкального фрагмента.[13]
    Ниже приведены типичные аббревиатуры, указывающие на часть смычка, которой необходимо играть:

    • ПС: полный смычок
    • НП: нижняя половина смычка
    • ВП: верхняя половина смычка
    • СС: середина смычка
  6. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 13

    6

    Расшифруйте другие обозначения. Существует еще множество различных обозначений, используемых в продвинутой скрипичной нотной музыке или в нотах более ранней эпохи.[14]
    Эти обозначения указывают на тип игровой техники, необходимый для достижения определенного звука, например:

    • Col legno: дословно переводится как «с деревом». Это значит, что необходимо использовать для игры по струнам древко смычка вместо волос. Это может привести к повреждениям смычка, потому многие музыканты предпочитают подобный музыкальный момент играть другим смычком.
    • Sul ponticello: размещение смычка на подставке скрипки (находится на верхней деке) для получения очень тихого звука.
    • Au talon: это обозначение указывает на необходимость сыграть данным музыкальный фрагмент смычком между грифом и колками, на верхнем порожке.
    • Martelé: переводится как «отчеканенный», и означает, что вам необходимо сыграть с особым натиском смычка на струны. Почти сразу после взятия такой ноты освободите все струны от давления.[15]

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 14

    1

    Играйте «Vibr» как вибрато. Вибрато – это эффект быстрого периодического колебания динамики текущей ноты. Вибрато достигается прижимом и отпусканием пальца играющей струны.[16]
    Этот вид динамики отображается в нотном письме как «Vibr», под нотой, которая должна быть сыграна таким образом.[17]

  2. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 15

    2

    Играйте «pizz» как пиццикато. Пиццикато – это вид игровой техники, который обычно отображается в нотном письме как «pizz» или целиком «pizzicato», и обозначает, что эту ноту необходимо играть пальцем, а не смычком.

    • Если нет никаких очевидных указателей в виде «pizz» или «pizzicato», то подразумевается, что пьеса должна играться как «arco» (обычная игра со смычком).[18]
  3. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 16

    3

    Играйте пиццикато Бартока. Пиццикато также может быть обозначено символом пиццикато Бартока, также известным, как «щелчковое пиццикато». Знак данного пиццикато выглядит, как окружность с чертой, пересекающей ее ровно сверху; располагают этот знак над нотой, которая должна быть сыграна таким образом. Этот вид пиццикато имеет характерный звук щелчка, который получается путем зажатия, оттягивания вверх и отпускания струны, после чего она ударяется о поверхность грифа.[19]

  4. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 17

    4

    Играйте тремоло. Тремоло – это быстрая игра двух близстоящих звуков, короткими движениями смычка вперед и назад. Тремоло изображается в виде наклоненных по диагонали параллельных рисок, пересекающих штиль ноты.[20]
    Тремоло могут быть предустановленные или не предустановленные.

    • Одна диагональная риска означает тремоло размером в 1/8 от текущей ноты (предустановленный тип).
    • Две диагональных риски означают тремоло размером в 1/16 от текущей ноты (предустановленный тип).
    • Три диагональные риски означают произвольное тремоло (не предустановленный тип).
  5. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 18

    5

    Изучите характеры исполнения. Данные обозначения говорят о том, в каком именно характере должна играться музыка. Обычно они пишутся на итальянском.[21]
    Одни из самых используемых обозначений:

    • Con: с
    • Poco a poco: по чуть-чуть
    • Meno mosso: меньше движения
    • Dolce: очень нежно
    • Allegro: быстро и оживленно
  6. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 19

    6

    Уделите внимание динамике. В нотной музыке динамика указывает на то, как громко или тихо должна играться музыка. Как правило, обозначения динамики указываются под нотным станом и меняются по ходу композиции. Пишутся на итальянском, и меняются от «очень тихо» (pianissimo), через среднюю динамику (mezzo), и к «очень громко» (fortissimo).[22]

    • Динамика обычно выписывается буквами в нижнем регистре, например, «p» (piano), «mf» (mezzo forte), «f» (forte), «ff» (fortissimo) и так далее.
    • Также используются крещендо и диминуэндо, чтобы указать переход динамики из одного состояния в другое. Они, как правило, обозначаются с помощью длинного знака «больше» или «меньше» или посредством словесного указателя.

    Реклама

  1. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 20

    1

    Поймите, о чем говорит вам табулатура. Табулатура, или «табы» – это самый простой способ указания того, какую именно нужно играть струну и каким пальцем. Минусом данного вида записи является то, что в нем нет возможности указать длительность нот, а только их порядок. Табулатура состоит из 4-х линий, каждая из которых соответствует одной из струн скрипки.[23]

    • Если читать сверху-вниз, то линии будут соответствовать струнам соль, ре, ля и ми.
  2. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 21

    2

    Отметьте лады на скрипке. Табулатура говорит о том, каким пальцем должна зажиматься струна и на каком ладу; если вы сами пометите себе лады, то читать табулатуры будет проще. Отметки ладов можно сделать с помощью ленты, краски или другим способом прямо на грифе скрипки. Нижеописанные измерения производятся от верхнего порожка, от места соединения грифа и колков.[24]

    • 1-й лад: 2,54 см от верхнего порожка
    • 2-й лад: 5,08 см от верхнего порожка
    • 3-й лад: 8,255 см от верхнего порожка
    • 4-й лад: 10,795 см от верхнего порожка
  3. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 22

    3

    Сопоставьте пальцы левой руки и лады. Каждый палец левой руки (кроме большого) соответствует ладу с определенным номером. Указательный палец соответствует 1-му ладу, средний – 2-му, безымянный – 3-му, а мизинец – 4-му. Цифра 0 означает, что струна играется открытой (без зажатия каким-либо пальцем).

  4. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 23

    4

    Чтение нот в табулатуре. Каждая нота помечена конкретной цифрой на конкретной линии. Например, 0 на верхней линии означает, что необходимо сыграть открытую струну ми (без зажатия пальцем). Если бы там была цифра 1, это значило бы, что необходимо зажать струну ми указательным пальцем на первом ладу. Если было бы 3 на 3-й линии, это значило бы, что необходимо зажать струну ля на третьем ладу безымянным пальцем.[25]

  5. Изображение с названием Read Music for the Violin Step 24

    5

    Скачайте скрипичные табулатуры для занятий. Существует огромное количество песен, записанных в виде скрипичных табулатур. Введите «табы для скрипки» в поисковую строку, чтобы найти песни различной сложности.

    Реклама

Похожие статьи

Об этой статье

Эту страницу просматривали 135 401 раз.

Была ли эта статья полезной?

Музыкальные инструменты каждый в своей манере имеют свойства и особенности звукоизвлечения. Один из самых древних и популярных музыкальных инструментов — скрипка, которая восхищает своим глубоким и мелодичным звучанием. Но почему на скрипке нет ладов, как на гитаре? В этой статье мы попытаемся понять, как работает скрипка и почему на этом инструменте нет ладов.

Знание основных свойств скрипки позволяет понять, почему на этом инструменте нет ладов. Скрипка — это струнный инструмент, на котором для получения звука используется высокочастотные колебания струн. Звук производится путем вибрации струн и далее резонансного корпуса инструмента. Звук на скрипке формируется путем нажима на струны ладами, которые создают различные музыкальные звуки и гармоники.

Тем не менее, скрипка отличается от большинства музыкальных инструментов тем, что у нее нет ладов. Лады — это металлические вставки на грифе, которые указывают, где находятся определенные ноты, и помогают игрокам на этих инструментах настраивать их в соответствии с правильным звучанием.

Строение скрипки и гитары

Скрипка — это струнный музыкальный инструмент, имеющий форму выпуклого корпуса, оснащенный четырьмя струнами и грифом с ладами. Корпус скрипки делится на верхнюю и нижнюю деку, которые соединены ребрами. Гриф обычно изготавливается из клена и наклеивается на верхнюю деку. На грифе размечаются лады для перебора струн пальцами.

Гитара — это струнный инструмент с корпусом в форме 8 и шестью струнами. Корпус гитары делится на верхнюю деку, нижнюю деку и резонатор. Гриф гитары имеет 21 лад и обычно изготавливается из клена или бука. Лады разметчаются на грифе в соответствии с музыкальными нотами.

Причина того, что на скрипке нет ладов, как на гитаре, связана с тем, что они имеют разное строение. Скрипка и гитара сильно отличаются по форме и конструкции, что влияет на способ игры и настройки. Чтобы произвести нужный звук на скрипке, игрок должен определить место на грифе, где нужно поставить палец, и получать правильную ноту из каждой струны. На гитаре же игрок использует лады для прямого производства нот.

Таким образом, различия в строении музыкальных инструментов являются основной причиной отсутствия ладов на скрипке и их наличия на гитаре.

Различия в оформлении инструментов

Оформление скрипки и гитары является одним из главных различий между этими инструментами. Скрипка включает в себя четыре струны, которые настраиваются с помощью ключей, расположенных на головке скрипки. Гриф скрипки является гладким и без ладов, что требует от музыканта большего мастерства и точности игры.

Гитара, с другой стороны, обычно имеет шесть струн и лады, что делает игру на гитаре более доступной для новичков. Гриф гитары имеет лады, которые помогают музыканту играть в нужном положении, образуя объекты, которые он может чувствовать пальцами. Кроме того, гитары могут иметь механизмы на грифе для изменения звука, такие как смещаемые лады, которые дополнительно расширяют возможности музыканта.

Таким образом, различия в оформлении скрипки и гитары имеют существенное влияние на технику игры и доступность для музыкантов различных уровней.

Интонация на скрипке и гитаре

Сходства и различия

Интонация — это правильность звукопроизношения, точность звучания нот. На скрипке и гитаре интонация имеет много общего, однако есть и различия.

Сходство заключается в использовании ладов, которые помогают определить точное место на грифе для нажатия струны и получения нужной ноты. При игре на гитаре лады указывают на место, где нужно нажать струну пальцем на гриф. На скрипке лады нет, вместо этого музыкант определяет нужное место на грифе слухом и чувством.

Интонация на скрипке

На скрипке интонация достигается за счет многолетней практики и умения играть на скрипке «в слух». Музыкант должен научиться услышать нужную высоту звука, чтобы играть мелодию правильно. Общепризнанной нотой на свиреле скрипки является ля. Другие ноты определяются относительно этой ноты. Настройка скрипки производится, если необходимо, при помощи крючков внизу узла или повышением высоты струн.

Интонация на гитаре

На гитаре интонация достигается благодаря наличию ладов и умению правильно нажимать струны на месте, указанном на грифе. Лады на грифе гитары расположены таким образом, чтобы нажатие струны на определенном месте давало нужную ноту. Чтобы сохранить правильную интонацию, существует техника настройки грифа гитары и настройки струн по высоте.

Заключение

Таким образом, на скрипке и гитаре интонация достигается исключительно за счет умения и практики музыканта. На скрипке важно научиться слушать и определять нужную высоту звука, а на гитаре — строго держатьесь указанного места на грифе. Обсуждение интонации на разных музыкальных инструментах позволяет понять, что каждый инструмент имеет свои особенности в звучании.

Различия в технике игры на скрипке и гитаре

Игра на скрипке

Скрипка — это струнный музыкальный инструмент, который играют с помощью смычка. Для игры на скрипке нужна тщательная настройка каждой струны. Единственный лад на скрипке — первый, но из-за особенностей техники игры, музыканты могут производить различные звуки и нюансы, используя тонкую чувствительность своих пальцев и руки.

Игра на гитаре

Гитара — это также струнный инструмент, который играют пальцами. В отличие от скрипки, гитару можно перенастраивать во время игры. На гитаре существует множество ладов и позиций для игры, что позволяет музыканту производить разнообразные аккорды и мелодии. Игра на гитаре требует от музыканта быстрой и точной работы пальцев и большого опыта.

Различия в технике игры

Техника игры на скрипке и гитаре существенно отличаются. Игра на скрипке требует от музыканта точности, чувствительности и глубокого понимания нюансов музыкальной композиции. В то время как игра на гитаре требует быстрой работы пальцев, аккуратности и точности в выборе ладов и позиций. Кроме того, у гитаристов есть возможность использовать главным образом аккорды, тогда как музыканты на скрипке играют более сложные мелодии и фразы.

Вывод

Игра на скрипке и гитаре — это разные музыкальные дисциплины, каждая из которых требует своей техники и опыта. Благодаря высокой чувствительности и точности, скрипка создает красивые и эмоциональные мелодии. Гитара же, благодаря большому количеству доступных ладов и позиций, позволяет музыканту создавать сложные и глубокие композиции.

Аудиторные особенности звука на скрипке и гитаре

Скрипка

Скрипка является струнным инструментом, имеющим 4 струны, настроенных в квинты. В отличие от гитары, на скрипке нет ладов, что делает ее игру более сложной для начинающих музыкантов. Однако этот факт позволяет исполнителю производить более разнообразные музыкальные эффекты, такие как пиццикато, арпеджио или тремоло.

Кроме того, скрипка обладает более высокими звуками, что создает более яркий и пронзительный тембр в верхней части музыкальной гаммы. Из-за особенностей исполнения и звучания, скрипка часто используется в классической музыке и джазе.

Гитара

Гитара также является струнным инструментом, имеющим 6 струн, настроенных в квинты. В отличие от скрипки на гитаре есть лады, что позволяет музыканту легче производить аккорды и мелодии.

Звук на гитаре более низкий, чем на скрипке, что создает более глубокий и насыщенный тембр в нижней части музыкальной гаммы. Благодаря этому гитара часто используется в рок-музыке, поп-музыке и фолке.

Одним из самых интересных аспектов игры на гитаре является использование формовки звука с помощью различных эффектов, таких как дисторшн, дилэй или вау-педаль, что добавляет глубину и насыщенность в звучание инструмента.

Исторические причины отсутствия ладов на скрипке

Скрипка — один из самых старинных музыкальных инструментов, который появился еще в Средние века. Однако близость к гитаре у него отсутствует. Одной из исторических причин является характерное звучание скрипки, которое должно быть чистым и ясным. Установление ладов бы привело к искажению этого звучания.

Еще одной причиной является техническое устройство скрипки. Скрипка имеет 4 строки и 4 струны. Чтобы изменять высоту звука, музыкант перебирает струну пальцами. Это возможно благодаря тому, что скрипка имеет высокую грифовую накладку. Использование ладов не позволило бы музыканту свободно перебирать струны.

Таким образом, исторически скрипка была сконструирована без ладов, потому что это бы помешало ее характерному звучанию и музыканту перебирать струны на высокой грифовой накладке.

Музыкальные возможности скрипки без ладов

Скрипка является одним из самых популярных музыкальных инструментов, который используются в различных музыкальных жанрах. Однако, практически все музыканты замечают, что на скрипке нет ладов, как на гитаре. Это означает, что играть на скрипке сложнее, чем на гитаре, но этот инструмент также имеет свои музыкальные возможности.

В отличие от гитары, скрипка не имеет ладов, что дает музыкантам большую свободу в исполнении. Скрипка может производить невероятно высокие и чистые звуки, а также мелодичные басы. Благодаря этим возможностям, скрипка становится не только основным инструментом классической музыки, но и используется в роке, джазе и многих других жанрах.

Музыкальные возможности скрипки без ладов также позволяют музыкантам более точно и выразительно передавать эмоции и настроение музыки. Скрипка может играть плавные и сочувственные мелодии, а также насыщенный и энергичный саунд.

Кроме того, на скрипке можно играть разнообразные техники, такие как портативы, легато, арпеджио и другие. Эти техники позволяют создавать различные звуковые эффекты и вариацию в исполнении музыки на скрипке.

Скрипка, в отличие от гитары, не имеет ладов, потому что расположение пальцев на грифе имеет решающее значение для получения различных тонов. Лады, которые представляют собой небольшие металлические или пластиковые стержни, проходящие перпендикулярно струнам на гитаре, используются для того, чтобы помочь игроку правильно расположить пальцы для воспроизведения нот в гармонии. Играя на скрипке, игрок должен полагаться на свой слух и знание инструмента, чтобы правильно расположить пальцы на грифе и играть в гармонии.

Отсутствие ладов на скрипке обеспечивает большую степень тонального контроля для игрока. Игрок может сыграть ноту слегка острой или плоской для достижения желаемого эффекта, а также может использовать вибрацию, которое представляет собой технику, которая производит колеблющийся или пульсирующий звук, слегка смещая положение пальца на струне. Это было бы невозможно с ладами.

Лады ограничивают диапазон нот, которые могут быть получены на гитаре. На скрипке гриф намного длиннее, чем на гитаре, что позволяет воспроизводить больший диапазон нот. Гриф на скрипке также имеет уникальную форму, которая позволяет игроку воспроизводить ноты в различных положениях, что было бы невозможно на инструменте с резьбой.

Таким образом, отсутствие ладов на скрипке позволяет добиться большей выразительности, тонального контроля и большего диапазона воспроизводимых нот.

Скрипка — инструмент, для игры на котором необходим развитый музыкальный слух. В детских музыкальных школах, прежде чем взять ребенка в класс скрипки, педагоги проводят прослушивание и среди ребят с музыкальным слухом выбирают лучших. Строгий подход к набору учеников связан со строением инструмента. У скрипки нет ладов, а это означает, что звук определенной высоты музыкант извлекает на слух.

Как играть на скрипке без ладов

Отсутствием ладов скрипка отличается от гитары или фортепиано. Начинающий гитарист знает, что, зажав первую струну на первом ладу, он услышит ноту Фа; а для извлечения ноты соль необходимо зажать третий лад первой струны. Фортепиано устроено так, что определенная клавиша соответствует определенной ноте. В струнных смычковых инструментах ладов нет, и клавиш тоже — только четыре струны, которые нужно зажимать и получать звуки разной высоты.

Музыкант, играющий на скрипке, слышит ноты, и положение пальцев корректирует, полагаясь на музыкальный слух. Человеку с неразвитой способностью запоминать и воспроизводить высоту звука будет тяжело сыграть произведение чисто, т.к. он не услышит «промахов» и не сможет себя корректировать.

Некоторые педагоги помогают ученикам и делают наклейки вместо ладов, чтобы маленькому музыканту было проще играть. И снимают их, когда слух достаточно развит.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Ладов нет не только в скрипке — альт, виолончель, контрабас тоже без ладов. Совместно со скрипкой они составляют группу струнных смычковых инструментов. Обходятся без четкого соотношения положения рук и звука на цимбалах и арфе. Для музыкантов-профессионалов выпускают безладовые акустические и бас-гитары, их звучание популярно и экспериментальной музыки, а характеристики звука существенно отличаются от привычных нам инструментов.

Звучание скрипки завораживает людей с 16 века (именно тогда она приобрела современный вид), а полный курс скрипки в музыкальной школе длится 7 лет. Скрипка — сложный инструмент, но это не означает, что взрослому человеку не научиться играть на скрипке. Потребуется упорство, регулярные (ежедневные) тренировки дома и еженедельные уроки скрипки и изучение теории, чтобы сыграть что-то интересное на инструменте. Не возраст, а желание и готовность упорно работать — решающий фактор в этом вопросе.

Скрипка — инструмент требовательный и капризный. Новичкам тяжело учиться играть на скрипке: нет ладов и звуки извлекаются на слух, а при неверном движении звучит не чарующая музыка, а скрип. Скрип — проблема девяноста пяти процентов новичков, но справиться с ней не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Как играть на скрипке без скрипа

Когда играет профессиональный скрипач, зритель видит красивую картинку и слышит удивительную музыку. Глядя на музыканта, думается, что играть на скрипке — легко, и не требует особых усилий. В этом и секрет! Первая проблема — это зажатость рук, плечей, кисти. Присмотритесь к скрипачам — движения правой руки плавные, волнообразные, а музыкант выглядит спокойным и расслабленным.

Вторая проблема — направление игры и «тяжелая» рука. Скрип получается, когда начинающий музыкант переносит вес правой руки на смычок. Тогда смычок не скользит по струнам, создавая музыку, а дребезжит, как телега, которую тащат без колёс.

Чтобы скрипа не было, направляйте правую руку вверх, выписывая локтем полукруг. Этим способом снимается лишний вес, и смычок движется плавно и легко. Распространённая ошибка — двигать локоть строго вниз, перенося тяжесть руки на инструмент.

Как избежать напряжения при игре на скрипке

Не стойте «солдатиком». Игра на скрипке — это творчество, и всё музыканты во время концертов двигаются в такт музыки. Равномерно распределяйте вес на обе ноги и во время игры балансируйте в ритм.

Игра на скрипке требует расслабленной шеи, спины и плечей. Поэтому подготовьтесь и расслабьте плечи до установки инструмента. На ключицу положите скрипку и придержите её скулой. Плечо не должно напрягаться и двигаться.

Дышите ровно, избегайте сопения во время игры. Неровное дыхание мешает чистому исполнению.

Ваша цель играть свободно, но не разболтано, без ощущения небрежности. Вы должны быть сосредоточены, но избежать зажатости. Внимательно следите за движениями педагога, старательно выполняйте упражнения на уроках скрипки и дома. Чтобы быстрее освоить инструмент, смотрите выступления скрипачей и учитесь подсознательно: даже без скрипки в руках вы получите опыт, глядя на профессионального музыканта.

Не забывайте о домашних тренировках – на первых порах занимайтесь ежедневно по 20-30 минут – такой подход эффективнее редких и продолжительных занятий.

Скрипичная интонация*

Часто задают вопрос – как скрипачи находят правильные ноты на скрипке без ладов?

Действительно, вопрос скрипичной интонации или «чистых нот» на скрипке стоит достаточно остро не только для начинающих скрипачей. Малейшее изменение угла подушечки пальца приводит к повышению или понижению звука, и это часто бывает проблемой чистой игры на скрипке.

В интернете можно увидеть наклейки на скрипичный гриф, которые помогают найти ноты, такие наклейки использует методика Сузуки для совсем маленьких учеников, которые начинают играть на скрипке в 2-4 года.

С профессиональной точки зрения такие наклейки – зло, это костыль, ходунки, которые поддерживают начинающего скрипача, имитируют его способность находить ноты вместо того, чтобы действительно научить его делать это правильно.

Начальный этап обучения на скрипке не прост, можно сказать, что скрипка – один из самых сложных музыкальных инструментов для начинающих.

Но сложно – это не значит невозможно! Это значит, что учиться нужно последовательно и терпеливо, тогда скрипичное развитие будет качественным и принесет радость и удовлетворение и музыканту, и его слушателям.

Итак, что же предлагает классическая скрипичная школа относительно чистой скрипичной интонации?

Есть две важнейшие составляющие:

  • развитие слуха, которое достигается через чистое пение нотами, сольфеджирование
  • правильная свободная постановка рук

В мозгу музыканта заранее формируется звуковысотный сигнал, который через свободную цепочку мышц и суставов руки передается в подушечку пальца, играющую ноту. Это называется предслышанием.

Зажатости в разных частях руки отрицательно влияют на чистоту интонирования, они блокируют сигналы мозга о правильном звучании, особенно это проявляется в быстрых темпах.

Параллельно с предслышанием музыкант мысленно представляет правильное расположение всех 4 играющих пальцев левой руки, схему постановки пальцев.

Да, «табы для скрипки» существуют, но они находятся только в голове скрипача. В скрипичных нотах, за исключением учебников для самых начинающих, вроде «Юного скрипача», не обозначается расположение пальцев, пишутся только их номера, что часто путает неопытных музыкантов, приводя к фальшивой игре.

Вот три первые главные аппликатуры (табулатуры) для скрипки, которые применяются от всех нот, во всех позициях и на всех струнах.

Пальцы левой руки:

1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец

Like this post? Please share to your friends:
  • Как понять что ты нашел золото
  • Как составить план работы ресторана
  • Как найти угол откоса грунта
  • Вопросы священнику как найти
  • Как найти елку настоящую