Как найти лексическое значение глагола

Значение слова «глагол»

1. Высок. устар. Слово, речь. Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк. Когда поэзия есть живой глагол действительности, — она великая вещь на земле. Белинский, Русская литература в 1844 г.

2. Грамм. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и родам (в прошедшем времени).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, / озаряема полной луной… (М. Ю. Лермонтов); Так думал мо­лодой повеса, / летя в пыли на почтовых… (А. С. Пушкин)

Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

ГЛАГО’Л, а, м. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк.-книжн., поэт. устар.). Но лишь божественный г. до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

глаго́л

1. грам. лингв. часть речи, выражающая действие или состояние ◆ Глагол, говорит русская грамматика, выражает действие: таково значение его во всех языках. Н. П. Некрасов, «О значении форм русского глагола», 1865 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше, — закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол «тушу» на французский лад. Пушкин, «Дубровский», 1833 г.

2. устар. высок. слово, речь ◆ Это имя прозвучало для моего слуха каким-то страшным глаголом и мучительно отозвалось в моем сердце: я хотел броситься на Христю. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тело Самого Владыки лежит теперь закланное на олтаре, и совершилось заклание глаголом наместо меча. Гоголь, «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если увидите, что я один со слугою появлюсь на двор, то можете свободно плакать, не о том, что я не сделал всех вас счастливыми, но о том, что есть сердца, подобно камню неразмягчимые, есть души, коим и глагол божий невнятен! В. Т. Нарежный, «Два Ивана, или Страсть к тяжбам», 1825 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: стафилококк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое значение глагола»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лексическое значение глагола Учитель русского языка и литературы Абдулова Румина Сергеевна

Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова Полюбуйся: весна …. Журавли караваном …., В ярком золоте день …., И ручьи по оврагам ….. И.С.Никитин К. Ф. Юон «Мартовское солнце» И. Левитан. Весна. Журавли летят

Определяем проблему урока Прочитайте слова. Что их объединяет? тает светит поют сверкает улыбается мечтает краснеет просыпается Что называют слова в 1-м столбике? А во 2-м? Сформулируйте основной вопрос урока. Какое значение могут иметь глаголы? действие состояние

Открываем новые знания Поработайте в парах. Прочитайте текст на стр. 211. Что обозначают глаголы? приближается поехал объехал шла прибавил разгонялся тормозил останавливался Каково их общее значение? Как бы вы назвали эту группу глаголов. группа со значением – «движение»

Прочитайте группы глаголов. Попробуйте дать название каждой группе. прыгать бегать плыть идти говорить рассказывать произносить ответить Радоваться терпеть удивляться краснеть Проверьте себя Глаголы движения Глаголы речи и мысли Глаголы состояния

Солнце спит, небо спит, — Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало – Вдруг повеял ветерок – Небо тучей заволок — Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше — Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик —

Фразеологизмы Засыпать Замолчать Сплетничать Обманывать

Держать язык за губами – молчать Надуть губы – обидеться Вылетело из головы – забыть Набрать в рот воды – молчать Покраснеть до ушей – смутиться

Ответы 1.б 2.б 3.в 4.г 5.б

Домашнее задание Напишите сочинение «Весна наступает»

Тема: Лексическое значение глагола

Цели урока: формирование у учащихся знаний о лексическом значении глагола.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы , воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение

Тип урока: открытие новых знаний

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II . Мотивация к учебной деятельности

Звучит мелодия (Ф.Шопен «Весна»)

— Ребята, вы слышите? Что это?

-Правильно, капель. Это наступает весна.

— Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

— Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

Прослушивают запись. Отвечают на вопросы.

(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III .Языковая разминка

Ребята, докончите стихотворение И.С.Никитина о весне слайд 3

В ярком золоте день ….,

И ручьи по оврагам …..

Слова для справок: шумят, угасает, летят, наступает

Работают в парах. У каждой пары задание на листочках.

Вписывают слова: наступает, летят, угасает, шумят

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Работа в паре (К)

IV . Целеполагание. Актуализация опорных знаний

Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в группах

Записать тему урока.

— Что вы знаете о глаголе?

-На какие вопросы может отвечать глагол?

— Что обозначает глагол как часть речи?

Какое значение могут иметь глаголы? слайд 4

Определяют тему урока и задачу

Записывают тему урока.

Отвечают на вопросы

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)
Самоопределение (Л)

V . Формирование новых знаний

Ставит задачу: прочитать учебный материал и отметить. что учащиеся узнали и что для них было новым слайд 5

— О каких ещё значениях узнали? (Звучания, процесса, мысли.) Приведите свои примеры.

Выполнить задание: прочитайте группы глаголов. Попробуйте дать название каждой группе. слайд 6

Изучают учебный материл и выявляют новую информацию

Обобщают значения глаголов: Глаголы

Определение основной и второстепенной информации

Анализ и обобщение

VI .Первичное закрепление

1. Работа с поэтическим текстом. Перед учащимися поэтические тексты. Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», А.Плещеев «Весна»

Выписать глаголы и определить их значение

Найти в тексте олицетворения, для чего автор использует их в стихотворении

2. упр. 593 записать существительные каждому глаголу

Работа в группах. Выписывают глаголы, определяют их значение

Олицетворения делают картину ярче, выразительнее, природа оживает

Работа в группах (К)

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

VII .Физкульт-минутка слайд 7

Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало — ( встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок — ( взмахи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок — ( круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).

VIII .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Заменить фразеологизмы глаголами слайд 8, 9,10

Держать язык за губами –

Вылетело из головы —

Набрать в рот воды –

Покраснеть до ушей –

2. Тестирование по теме «Глагол»

1. Глагол – часть речи, которая обозначает

б) действие предмета

в) признак предмета

г) признак признака

2. Глагол в предложении чаще всего бывает

3. Найдите глагол состояния

4. Определите значение фразеологизма «Набрать в рот воды»

5. Какое слово не является синонимом глаголу говорить

Ответы 1.б 2.б 3.в 4.г 5.б

Задание на листочках у каждого.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод.

Выполнение действий по алгоритму (П)

Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Как вы оцениваете свою работу?

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

X . Домашнее задание

Объясняет домашнее задание: написать сочинение, используя глаголы «Весна наступает»

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Построение речевого высказывания в письменной форме;

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 790 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 338 человек из 67 регионов

«Описание материала:

Урок разработан по учебнику «Русский язык для 5 класса«под редакцией М.М.Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию.

  • Абдулова Румина СергеевнаНаписать 4821 10.03.2014

Номер материала: 33906031016

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.03.2014 4228
    09.03.2014 1633
    09.03.2014 1356
    09.03.2014 1240
    09.03.2014 911
    09.03.2014 3074
    09.03.2014 1009

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Общее лексическое значение глаголов

Значение слова «глагол»

1. Высок. устар. Слово, речь. Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк. Когда поэзия есть живой глагол действительности, — она великая вещь на земле. Белинский, Русская литература в 1844 г.

2. Грамм. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и родам (в прошедшем времени).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, / озаряема полной луной… (М. Ю. Лермонтов); Так думал мо­лодой повеса, / летя в пыли на почтовых… (А. С. Пушкин)

ГЛАГО’Л, а, м. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк.-книжн., поэт. устар.). Но лишь божественный г. до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

глаго́л

1. грам. лингв. часть речи, выражающая действие или состояние ◆ Глагол, говорит русская грамматика, выражает действие: таково значение его во всех языках. Н. П. Некрасов, «О значении форм русского глагола», 1865 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше, — закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол «тушу» на французский лад. Пушкин, «Дубровский», 1833 г.

2. устар. высок. слово, речь ◆ Это имя прозвучало для моего слуха каким-то страшным глаголом и мучительно отозвалось в моем сердце: я хотел броситься на Христю. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тело Самого Владыки лежит теперь закланное на олтаре, и совершилось заклание глаголом наместо меча. Гоголь, «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если увидите, что я один со слугою появлюсь на двор, то можете свободно плакать, не о том, что я не сделал всех вас счастливыми, но о том, что есть сердца, подобно камню неразмягчимые, есть души, коим и глагол божий невнятен! В. Т. Нарежный, «Два Ивана, или Страсть к тяжбам», 1825 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: велотренажёр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Глагол: морфологические признаки и синтаксическая роль

Большинство предложений, в которые мы оформляем высказываемые мысли, строятся с помощью глаголов (Гл.). Хотим ли мы высказать желание, необходимость, подчеркнуть свойства описываемого предмета, сообщить о произошедшем событии, используем модальные Гл., формы в различных наклонениях или просто связку быть.

Гл. называет действие или состояние. Если говорить о синтаксических свойствах, то лично-временные формы выступают в качестве сказуемого, начальная может быть всеми членами предложения. Неопределенная форма глагола не зря называется особой: передавая только саму идею действия, обладает только постоянными грамматическими признаками.

Грамматическое значение глагола

Обобщенное значение, свойственное глаголу, — передача информации о действии субъекта. Принято выделять основные группы действий, обозначаемых глаголом:

  • речевая деятельность объекта, звукоизвлечение (кричать, говорить, шептать, декламировать, шипеть, мяукать);
  • трудовые и активные действия, производимые предметом речи (стрелять, лепить, шить, дергать);
  • умственная работа (анализировать, доказывать, сопоставлять, констатировать);
  • изменение положения объекта в пространстве (бежать, прыгать, ползти, плыть, распространяться);
  • активное проявление эмоций (обожать, злить, веселить, скучать);
  • описание окружающей среды или состояния человека (темнеет, рассветает, туманится, холодает, лихорадит, нездоровится).

Постоянные признаки

При спряжении Гл. меняют аффиксы в зависимости от требований контекста. Но в любом времени, лице, роде и числе они сохраняют набор свойств. Неизменяемые грамматические (морфологические) свойства глаголов можно определить у всех форм конкретной речевой единицы, вне зависимости от коммуникативной ситуации.

Вид глагола

По критерию законченности/протяженности процесса Гл. делятся на виды – совершенный (СВ) и несовершенный (НВ). Вопрос к глаголам СВ – “Что сделать?” Обобщенное значение — завершенность, законченность: увидеть, приехать, высказать.

Глаголы НВ передают значение длящегося, незавершенного действия: вглядываться, говорить, стирать, идти. Если глагол отвечает на “Что делать?” “Что делал?” “Что будет делать?”, значит, он несовершенного вида.

Возвратность и невозвратность

Категория невозвратности характеризует действие по направленности на объект (стучать, кидать, умывать, менять). При морфемном анализе слова возвратные глаголы легко отличить по постфиксу -сь или -ся в конце слова (целоваться, открываться). Они передают значение замкнутости действия, направленного на субъект или ограниченности небольшим кругом лиц (кидаться, умываться, меняться).

Грамматическая категория переходности

Особенность переходного глагола – потребность в управляемом слове, раскрывающем смысл, которое стоит в беспредложном Вин. или Род. падеже: сдвинуть (стол, книгу), включить (телевизор, люстру), копать (землю, яму). Переходность в грамматическом смысле — неопосредованная направленность действия на предмет.

Непереходность глагола позволяет ему сочетаться с существительным или местоимением в любом непрямом падеже, кроме беспредложных родительного и винительного: ходить (по земле), смотреть (в зеркало), верить (в примету).

Глагольное спряжение

В зависимости от окончаний, приобретаемых при изменении формы, выделяют два спряжения, они также являются постоянным признаком глагола. Небольшая группа слов (дать, есть и их словоформы) изменяются по особой системе. Глаголы бежать и хотеть относятся к разноспрягаемым: их формы имеют окончания обоих спряжений.

Непостоянные признаки

Изменяемые грамматические свойства характерны спрягаемым формам глагола. Словоформу анализируют в контексте, в зависимости от особенностей словоупотребления.

Глагольное наклонение

По признаку реальности описываемой ситуации в лингвистике принято выделять следующие глагольные наклонения:

  1. Изъявительное. Передает значения действия, которое длится сейчас, случится или состоялось: покупаю, буду покупать, покупал.
  2. Условное. Означает действие, возможное при соблюдении указанных в контексте условий (знал бы, где упаду – соломки б подстелил) или же просто является желаемым (я бы чаю выпил). Образуется присоединением частицы бы (б) к глаголу в прошедшем времени: увидел бы, написала бы, посадили бы.
  3. Повелительное. Передает приказ или просьбу выполнить что-то: найди, принесите, бегите.

Изменение по временам

Глаголы только одного из трех перечисленных наклонений, изъявительного, могут меняться по временам. В русском языке система довольно простая, состоит из трех уровней:

  1. Настоящее время передает значение одновременности с моментом сообщения о событии: пишу, плавают, решаешь.
  2. Прошедшее указывает на действие, происходившее в прошлом, завершившееся определенным результатом или же важное самим своим наличием: бегала, прибежали, стоял, отстоял, покупал, купил, брал, взял.
  3. Будущее время глагола сообщает о том, что только произойдет. Выражается простой формой (купят, найдет) или составной (будет покупать, будут находить).

Лицо глагола

Означает отнесенность действия к объекту, предмету. Изучается в рамках программы 6 класса, наряду с иными характеристиками глагола. Изменение по лицам свойственно глаголам всех наклонений и в, кроме простого прошлого:

  • я стираю, я буду стирать;
  • ты лежишь, вы будете лежать, лежи, лежите;
  • он ходит, они ходят.

Глаголы,обозначающие состояние природы или человека, не подразумевают отнесения к конкретному действующему лицу или предмету: моросит, мерещится. Такие глаголы называют безличными.

Род у глагола

Род определяется у словоформ прошедшего времени единственного числа: нашел, увидел, сказал — нашла, увидела, сказала.

Единственное и множественное число

Число можно определить у изменяемых форм глагола: крашу — красят, красил — красили, покрасит — покрасят.

Школьники, обучающиеся в 7 классе, должны уверенно определять основные морфологические характеристики глагола при морфологическом анализе слова.

Синтаксические признаки глагола

Синтаксические и морфологические признаки глагола тесно связаны между собой.

В предложении изменяемые формы глагола выступают в роли простого сказуемого: открылась дверь на лестницу; на лес опустился туман.

Часто встречаются примеры употребления глагола в составном сказуемом: все может случиться, начну бегать по утрам. В этом случае глаголы (может случиться, начну бегать) передают общее значение и выступают в предложении как неделимая конструкция. Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов: личная глагольная форма, которая несет в себе модальное или иное дополнительное значение (могу, начну) и начальная форма, передающая смысл высказывания (бегать, случиться).

Инфинитив — самая разнообразная по синтаксическим признакам, присущим глаголу, словоформа. Может выполнять в предложении любую синтаксическую функцию:

источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=33906

http://cooksy.ru/articles/obschee-leksicheskoe-znachenie-glagolov/

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся на -ть, -ти и -чь:

Неопределенная форма глагола

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство , выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

  • фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га (защи­титьРодину);
  • фор­мой роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го, либо при отри­ца­нии (попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия).

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

  • сто­ять на пороге;
  • подой­ти к нему;
  • сомне­вать ся .

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

  • улы­ба­ет­ся, умы­ва­ет­ся, построиться;
  • нестись, прой­тись.

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Возвратные глаголы

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

глаголы совершенного и несовершенного вида

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Спряжение глаголов

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

  1. изъ­яви­тель­но­го
  2. пове­ли­тель­но­го
  3. услов­но­го

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

  • сте­лет (наст.);
  • сте­лил (прош.);
  • будет сте­лить (буд.)

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

  • спро­сил (прош.);
  • спро­сит (буд.)

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — полз ут — полз и , полз и те ;
  • сидеть — сид ят — сядь, сядь те .

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жил а бы;
  • обна­дё­жил о бы;
  • обна­дё­жил и бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Наклонения глагола

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писа­ла, писали;
  • будет писать.

Времена глаголов в русском языке

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

  • маль­чик рисует;
  • сереб­ро плавится;
  • Земля вра­ща­ет­ся.

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­си ть — кра­си л ;
  • ука­за ть — ука­за л а ;
  • соста­ви ть — соста­ви л о ;
  • реши ть — реши л и .

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буд у готовиться;
  • буд ешь стараться;
  • буд ет улы­бать­ся и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

II . вре­мя (если есть);

III . лицо (если есть);

Морфологический разбор глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь .

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-glagol.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

Конспект урока

Тема: Лексическое значение глагола

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: Открытия нового знания

Цели урока: формирование у учащихся знаний о лексическом значении глагола. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

предметные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, различать глаголы среди других частей речи.

метапредметные – понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдения и сравнения, вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод, учитывать разные мнения в совместной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы.

личностные – проявлять интерес к изучаемому предмету, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь проводить самооценку.

Ресурсы урока: учебник, компьютер, доска, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, текст).

1. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Ксения Владимировна!

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд.

t1667575759aa.jpg

-Скажите, сколько лиц вы видите на слайде? (4) Покажите их.

-Обратите внимание, что на дереве распустились цветы.

— В какое время года обычно это происходит? (весной)

— Что происходит весной в природе? (Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.

-А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин)

На слайде написаны слова в два столбика.

Прочитайте их.

Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти слова? (это глаголы, отвечают на вопрос что делает)

Сидит Просыпается

Играет Любит

Летают Мечтает

Цветёт Грустит

— Что обозначают глаголы в 1-м столбике? (конкретные действия)

-Что обозначают глаголы во 2-м столбике? (состояние человека или окружающей среды)

— Какие значения имеет глагол? (глагол обозначает действие или состояние)

— Как вы думаете, какова тема урока?

(Слова со значением «действие или состояние предмета». Лексическое значение глагола)

-Запишите тему урока. (тема заранее записана на доске, учитель открывает ).

— Какова цель нашего урока? (т.е. что мы должны будем знать и уметь к концу урока?) (знать и уметь различать глаголы с разным лексическим значением, правильно употреблять в речи).

3. Изучение нового материала.

— Откройте учебник на странице 119. Прочитайте правило и заполните схему.

(схема лежит у каждого ребенка на столе) — индивидуальная работа.

ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА

ДВИЖЕНИЯ

ЗВУЧАНИЯ

СОСТОЯНИЯ

ПРОЦЕССА

СУЩЕСТВОВАНИЯ

РЕЧИ

МЫСЛИ

— Какие еще лексические значения глагола вы узнали? (есть глаголы движения, звучания, состояния, процесса, существования, речи, мысли)

5. Работа по теме урока.

— Посмотрите, на доске изображено дерево, но наше дерево не цветет.

На уроке мы будем выполнять задания. За правильно выполненное задание получите вот такой листочек (показываю). В конце урока наше дерево должно зацвести.

(5 мин)- Поможем дереву? (да)

Игра «Заставьте предметы действовать!» (8-10 листиков)

— Я называю существительное, а вы к нему подбираете и записываете несколько подходящих по смыслу глаголов движения.

Лягушка – прыгает

Воробей – летит, прыгает

Рыба – плывет

Ручей – бегут, текут

Черепаха – ползет, передвигается

Мяч – кидать, забросить

Дождь – идет

Собака – бежит, сидит

— Молодцы, ребята!

(3 мин)- Для того чтобы образней передать движения человека, их сравнивают с движениями животных, птиц, насекомых и даже растений.

Предлагаю дополнить такие сравнения глаголами движения.

(на доске написано) (6 листиков)

Учащиеся по одному выходят к доске и записывают пропущенный глагол.

Они топают, как слоны, идущие на водопой.

Они ………….., как дельфины в море. (плавают)

Она ……………, как деревце на ветру. (гнется)

Он ……………., как кузнечик в траве. (сидит)

Она ……………,как цапля на болоте. (ходит)

Она ……………,как черепаха по песку. (тащится)

Он ……………..,как орёл над добычей. (кружит)

(2 мин)Динамическая пауза.

Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения:

Из-за парты я встаю,
Головою
поверчу,
Ногами
потопаю,
Руками
похлопаю
До облака
дотянусь
И на место
опущусь.

— Назовите глаголы движения в этом стихотворении. (Кто ответит, тот получит листочек)

Вывод.

Ребята, о чем нам рассказывают глаголы движения? (о движении предмета или живого существа)

-Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями.

(7 мин)- Предлагаю поиграть в лото. Работать будем в парах.

— Передайте таблицы по одной на парту.

(учитель дает таблицы по рядам, дети раздают по 1 таблице на парту)

Задание: определить по картинке глагол звучания и найти его в таблице.

Один называет глагол, другой озвучивает. Какая пара больше соберет картинок – занимает 1 место, 2 место, 3 место.

(28 человек – 1 таблиц)

(тем, кто занял 1,2,3 места выдаю 6 листиков).

хрюкать

чирикать

мычать

Тикать

кукарекать

ржать

куковать

Мяукать

каркать

скрипеть

квакать

Чихать

жужжать

пищать

крякать

шипеть

скрипеть – дверь муха — жужжать

ворона – каркать мышь — пищать

кукушка – куковать утки — крякать

Лошадь – ржать змея — шипеть

лягушка — квакать человек – чихать

Часы – тикать

Свинья – хрюкать

воробей – чирикать

Петух – кукарекать

Котенок – мяукать

Корова – мычать

— Молодцы, ребята! О чем нам рассказывают глаголы звучания? (рассказывают о звуках, которые издает предмет, человек или животное)

(2 мин)-Ребята, на слайде написаны слова.

— Найдите «третье лишнее», объясните почему.

Мычать

Говорить

Квакать

(«третье лишнее – слово «говорить», так как слово обозначает звук человека, остальные звуки животных).

— Молодец! (ученик получает листик)

— Глагол «говорить» — обозначает процесс речи человека.

(3 мин)Проведем игру «Аукцион»!

Предлагаю за определённое время записать как можно больше глаголов речи и мысли. (Говорить, рассказывать, произносить, ответить, думать, размышлять, сказать, молвить, спрашивать)

-Определим 1,2,3 места. Кто записал 5 глаголов? (у кого больше – тот и зачитывает глаголы, получает листочек — 1,2,3 места.) – 3 листика

-О чем нам расскажут глаголы речи и мысли? (о процессе речи и мысли)

(3 мин)- Задание следующее. На слайде имена существительных. Образуйте от них однокоренные глаголы и запишите их.

Радость — радоваться

Смех — смеяться

Любовь — любить

Улыбка – улыбаться

(4 учащиеся называют однокоренные глаголы) 4 листика

— О чем нам рассказали эти глаголы? (рассказали о состоянии человека или предмета)

— К какой группе они относятся? (глаголы состояния)

Молодцы, ребята.

6. (6 мин)Самостоятельная работа. Включить соловья (приглушить звук)

(Учитель раздал каждому карточку)

-Ребята, найдите на столах карточку с заданием: вставить в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок.

Приступайте к заданию.

Весна голосов…. Громко …………….. на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной……………..жаворонок. В светлых березняках ………………..синица.

Под снегом в лощине ……………………….,………………….вода. Сорока ………………над лесом и ……………….в клюве тяжелый прутик. Я ………….на пенек, ……………….звуки весны и …………….ее приходу.

Слова для справок: кричит, течет, булькает, летит, присел, заливается, тенькает, слушаю, держит, радуюсь.

Учащийся зачитывает получившийся текст.

(Включаю текст на слайде, сверяют по эталону)

-Поднимите руки, у кого получился такой текст.

(У кого без ошибок составлен текст даю по 1 листику). 28 листиков

Весна голосов…. Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной

проталиной заливается жаворонок. В светлых березняках тенькает синица.

Под снегом в лощине течет, булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу.

Рефлексия. (5 мин)

— Ребята, давайте приклеим наши листики на дерево.

-С первого ряда по одному выходите, называя, сколько у вас листиков.

-Молодцы ребята!

Если у вас 15-20 листиков – оценка «5»

11-15 листиков – оценка «4»

7-10 листиков – оценка «3»

(пока выходят, я отслежу самый высокий балл)

Объяснение Д/з (1 мин)

Упр. 531 (Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпиши глаголы движения, подбери к ним однокоренные глаголы).

​​​​​​​

  • глаго́л

    1. грам. лингв. часть речи, выражающая действие или состояние Глагол, говорит русская грамматика, выражает действие: таково значение его во всех языках. Н. П. Некрасов, «О значении форм русского глагола», 1865 г. (цитата из НКРЯ) — Пуркуа ву туше, пуркуа ву туше, — закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол «тушу» на французский лад. Пушкин, «Дубровский», 1833 г.

    2. устар. высок. слово, речь Это имя прозвучало для моего слуха каким-то страшным глаголом и мучительно отозвалось в моем сердце: я хотел броситься на Христю. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из НКРЯ) Тело Самого Владыки лежит теперь закланное на олтаре, и совершилось заклание глаголом наместо меча. Гоголь, «Размышления о Божественной Литургии», 1847 г. (цитата из НКРЯ) Если увидите, что я один со слугою появлюсь на двор, то можете свободно плакать, не о том, что я не сделал всех вас счастливыми, но о том, что есть сердца, подобно камню неразмягчимые, есть души, коим и глагол божий невнятен! В. Т. Нарежный, «Два Ивана, или Страсть к тяжбам», 1825 г. (цитата из НКРЯ)

  • Тема:     Формирование представлений (знаний), что глаголы могут обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета»

    Конспект урока русского языка в 3 классе.  УМК « Школа России».

    Тема: « Понятие о глаголе.  Лексическое значение глагола».

    Цель:  «Формирование представлений ( знаний), что глагол может обозначать не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака».

    Задачи:

    1.   Научить находить в предложениях и среди других слов глаголы, называющие различные состояния, чувства и изменение признака предмета.

    2.  Формировать умение работать со знаково – символическими средствами .

    3.  Воспитывать интерес  к русскому языку.

    4.  Научить различать глаголы и существительные, называющие действие.

    УУД

    Познавательные:  уметь выделять признаки глагола как части речи и определять его лексическое значение, делать выводы, выделять главное, развивать умения работать со знаково – символические средствами.

    Личностные:  самооценка на основе критериев успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.

    Коммуникативные:  высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

    Регулятивные:  планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности.

    Оборудование: учебник, слайдовая презентация, оценочный лист.

                                  Ход  урока:

    I.   Организационный  момент.

    — Вот звонок нам дал сигнал

       Поработать час настал.

       Так что время не теряем

        И работать начинаем.

    Учитель:   Скажите, о чём вы должны помнить, работая на уроке.

    Ученики:  Мы уже многое знаем. В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. У нас у каждого своё мнение и мы имеем право на ошибку.

    Учитель:  Прочитайте девиз урока: — « Учись, смекай, активным будь

    И к знаниям откроешь путь!»    ( Запись на интерактивной доске).               Слайд № 2

    II.   Актуализация знаний.

    Учитель:  Начинаем работу. Откройте тетради. Запишите число.  

    — Однажды  одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

    — Что вы больше всего любите?

    -Люблю действовать.

    — Что вы больше всего не любите?

    — Не люблю предлоги и известную всем частицу Не.

    — Что бы вы пожелали ребятам?

    — Чтобы русский все ребята

       на » десятку» знали.

       На письме и в разговоре

       нас употребляли.

    — Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? Почему? ( Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ)

    Учитель: Вспомните, какое место по частоте употребления занимает глагол в нашей речи.

    Ученики:  По частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

    Учитель:   Соберём уже известную информацию о глаголе.

    . Проверка в виде теста » Крестики — нолики»

    1. Глагол — это служебная часть речи.

    2. Глагол обозначает предмет.

    3.  Глагол изменяется по временам.

    4.  Глагол отвечает на вопрос какой.

    5.  Глагол в прошедшем времени изменяется по родам.

    6.  Глагол изменяется по числам.

    7.  Глагол изменяется по падежам.

    8.  Глагол в предложении являются подлежащим

    Взаимопроверка.   ( — — + — + + — -)

    Учитель:  Мы начинаем большую тему в русском языке. Возьмите лист самооценки и заполните таблицу:

    Работа в группах.

    Учитель:  Сейчас вы должны  заполнить  кластер: «Глагол».

    -А кто из вас знает, что такое «кластер».  ( На слайдах показываются разные виды кластеров) Слайды № 3 — 5

    Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди ( кластера). Правила просты. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

    Работа в парах.

    Такая же запись на интерактивной доске. Дети работают в парах, а затем заполняют кластер на доске.

    — Трудно ли вам было заполнять кластер?  В чём была ваша трудность?

    Ученики:  Не всё знаем о глаголе.

    Учитель:  А хотели бы вы узнать о глаголе больше, чтобы до конца заполнить схему?

    Ученики:  Да.

    Учитель:  Тогда начнём работать.

    — Возьмите  карточку № 2, найдите  и прочитайте глаголы в этом стихотворении..

     Интересная часть речи

      В русском языке живёт.

      Кто что делает расскажет.

      Чертит, пишет иль поёт,

      Вышивает, или пашет,

      Или забивает гол,

      Варит, жарит, моет, чистит-

      Всё расскажет нам…

        ( Глагол).

    — Чем является глагол в русском языке?

    — Что обозначают глаголы?

    Учитель:  Одинаковые ли эти глаголы по способу выполнения действия?

    Ученики:  Нет.

    Учитель:  Определите вид действий этих глаголов.  Затрудняетесь?

    — Как же сформулировать тему  нашего  урока?

    Ученики:  Формирование представлений, что глаголы обозначают не только действия, но и состояния, чувства и изменение признаков предмета.                    ( Слайд №   6 ).

    Учитель:  Узнаем, что же такое лексическое значение глагола.

    -Новые  знания  мы будем оформлять графически.

    III.  Изучение  нового  материала.

    Работа в группах.

    Учитель:   Я предлагаю вам распределить эти глаголы на 3 группы по способу действия предметов.  ( Слайд № 7  )   физическое    умственное    речевое

    — Но прежде, чем работать в группах, повторим правила, которые необходимо соблюдать при групповой работе.

    Дети проговаривают правила работы в группах.

    -1 гр. – живёт, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит ( действие физическое)

    — 2гр. – чертит, пишет, вышивает  ( действие умственное)

    — 3гр. – расскажет, поёт – ( действие речевое)

    Учитель:  Пожалуйста  заполните 1 блок.

       Физминутка.

    Учитель:  Прочитайте следующий блок глаголов.

    — Попробуйте определить лексическое значение глаголов:  Слышать, смотреть, нюхать, мёрзнуть.   ( Слайд №   8 )

    Ученики:  Это чувства.  ( Заполняют кластер)

    Слайд из презентации № 9 ( Картинка больного мальчика)

    Учитель:  Что делает мальчик?

    Ученики:  Болеет.

    Учитель:  Можно ли сказать, что он совершает какое – то действие или проявляет чувства?

    Ученики:   Нет, он не совершает действие ни физическое, ни умственное, ни речевое, не проявляет чувства.

    Учитель:  Значит, слово болеет – это не глагол?

    Ученики:  Глагол.

    Учитель:  Подумайте, какое  его  лексическое значение?

    Ученики:   Состояние  

      Заполняют кластер.

    Учитель: 

    Учитель:  Прочитайте группу слов  ( Слайд № 10)

    « Чёрствый хлеб – хлеб черствеет»

    — Какое слово называет признак хлеба? Какой частью речи оно является?

    — Какое слово показывает, что признак хлеба меняется? На какой вопрос отвечает слово черствеет?  Какой частью речи является это слово ?

    Обратите внимание: глагол  черствеет называет изменение признака предмета.

    — Запишите группу слов, укажите, какой частью речи являются однокоренные слова.

    — Какие слова называют изменение признака предмета?

    Обратите внимание:  слова светлеет, ржавеет называют изменение признака предмета. 

      Заполняют кластер.

    Учитель:   Откройте учебник на с 54 упр. 1 Слайд № 11

    Учитель:  Распределите однокоренные слова в 2 столбика. 1 столбик -существительные, 2 — глаголы. Какие слова вызвали затруднения?

    — Как отличить глагол от существительного, называющего действие.

    — Можно ли только по значению определить, какой частью речи является каждое слово?

    IV.  Первичное  закрепление с комментированием.

    Диктант с комментированием.

    Учитель диктует глаголы, а дети записывают и определяют лексическое значение глаголов.

    « Сидит ( физ. действ.),зеленеет (изм. призн),шумит (физ. действ), радуется (чувств), болеет (сост), краснеет (изм. призн), думает(умств. действ), выздоравливает (сост), желтеет (изм. призн), говорит ( речев. действ), спит (сост), плывёт (физ. действ).

    V.   Самостоятельная работа.

    Учитель:   У каждого из вас  на  столах  лежат тесты. Сейчас мы проверим,  как вы поняли, что глаголы обозначают не только действия, но и состояния, чувства и изменение признака предмета.

    Тест «Глагол»

    1.  Глагол – это    ____________________    __________

    2.  Глагол обозначает           _________________________________

    3.  Глагол отвечает на вопросы:    ____________________________

    4.   Копает, плавает —      ________________ действие

    5.  Читает, шепчет —     _________________   действие

    6.  Думает, программирует —        ________________ действие

    7.  Бледнеет, серебрится – изменение        ____________                                                                    

    8.  Грустит, веселится —      __________________

    9.  Нюхает, работает — _______________________

    Взаимопроверка.  Дети обмениваются тестами и сравнивают с правильными ответами.  ( Карточка № 3)

    Vi.  Итог урока.

    Учитель:   — Какую тему мы сформулировали в начале урока?

    Ученики:   Формирование представлений (знаний), что глаголы обозначают не только действия предметов, но и состояния, чувства и изменение признака  предмета.

    Учитель:   Удалось ли нам решить её?   Какие возникали трудности, вопросы?  Что получилось удачно?  

    Учитель:   — Какое лексическое значение имеет глагол?

    Ученики:   Действие  ( физическое, умственное, речевое), чувства, состояние, изменение признака.

    VII.  Рефлексия.

    Учитель:   Что вы узнали нового о глаголе?  

    — Изменились ли ваши знания?   Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о глаголе?  Возьмите лист самооценки и допишите, что нового вы узнали.

     —  А теперь попробуйте до конца заполнить кластер   « Глагол».

    ( Дети на интерактивной доске заполняют кластер)

    VIII.  Домашнее задание.

    —  Выучить таблицу – кластер с примерами и дописать ещё по 2 примера в каждый блок.

    Список  литературы:

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка е26 в котле бакси экофор как исправить ошибку
  • Как найти координаты точки метод координат
  • У вас есть текстовый слой вы заметили опечатку в тексте как исправить
  • Как найти товар на вайлдберриз по цене
  • Как найти пятую часть площади прямоугольника