Как найти лексическое значение прилагательного

3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

1. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Основные признаки имени прилагательного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака предмета:
  • цвет;
  • Синий, голубой, сиреневый.
  • вкус, запах;
  • Сладкий, пахучий, пряный.
  • оценка;
  • Хороший, плохой.
  • характер;
  • Добрый, скромный, смешливый.
  • умственная и речевая деятельность.
  • Умный, глупый, говорливый.
    Б) Морфологические признаки Примеры
    Те же, что и у имени существительного – род, число, падеж.
    Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, причём родовые различия наблюдаются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные обслуживают, поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
    Ср.: голубой ковёр, голубая лента, голубое блюдце – голубые ковры, голубые ленты, голубые блюдца.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении прилагательные обычно бывают определениями или именной частью сказуемого. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Клоун был весёлым .
    Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.
    Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания. Ср.: слабый от болезни, очень слабый.

    2. По характеру лексического значения прилагательные делятся на три разряда:

    А) качественные;
    Б) относительные;
    В) притяжательные.

    А) Качественные прилагательные

    Качественные прилагательные обозначают раз­личные качества предмета:

    величина: большой, крупный, маленький;

    возраст: старый, молодой;

    цвет: красный, синий;

    вес: лёгкий, тяжёлый;

    внешний вид: красивый, стройный;

    внутренние качества: умный, строгий, ленивый.

    Характерными грамматическими и словообразователь­ными особенностями качественных прилагательных являются:

    наличие степеней сравнения;

    Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший.

    наличие полной и краткой формы;

    Строгий – строг, старый – стар.

    способность сочетаться с наречиями степени;

    Очень строгий, очень большой, очень умный.

    образуют наречия с суффиксами -о, -е, -и .

    Умный → умно, блестящий → блестяще, зверский → зверски.

    Наиболее важными морфологическими признаками качественных прилагательных являются следующие:
    наличие степеней сравнения и двух (полной и краткой) форм.

    Однако не все качественные прилагательные обладают этими признаками:

    нет степеней сравнения у прилагательных типа босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый, потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);

    нет краткой формы у прилагательных типа деловой, дружеский, комический, поскольку по происхождению они являются относительными;

    нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении.

    Ср.: золотой браслет (относительное прилагательное) – золотой характер (качественное значение); лисий хвост (притяжательное прилагательное) – у этого человека лисий характер / лисья улыбка (качественное значение).

    Б) Относительные прилагательные

    Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:

    материалу: железный, деревянный, бумажный;

    месту: деревенский, городской, здешний;

    времени: вчерашний, осенний;

    действию: стиральный, подготовительный;

    понятию: научный, философский;

    числу: двойной, тройной;

    Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени.

    В отличие от качественных прилагательных относительные прилагательные не изменяются по степеням сравнения и не имеют краткой формы.

    Относительным прилагательным синонимичны падежные или предложно-падежные формы существительных.

    Ср.: железный обруч – обруч из железа; волжский берег – берег Волги; спортивная обувь – обувь для занятий спортом.

    В) Притяжательные прилагательные

    Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.

    Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.

    Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени.

    В отличие от качественных прилагательных притяжательные прилагательные, как и относительные, не изменяются по степеням сравнения.

    Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:

    -ин/-ын : мамин, курицын, сестрицын;

    -ий/-j- : медвежий – медвеж[ j ]ьего.

    Ср.: медвежий, медвежь я , медвежь е .

    2) При употреблении прилагательных их значение может меняться. Так, относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных.

    Ср.: сиреневая ветка – относительное прилагательное; сиреневое платье – качественное прилагательное.

    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных.

    Упражнение к теме «3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Разряды имен прилагательных

    О чем эта статья:

    Определение разряда прилагательного

    В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.

    Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.

    Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

    Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.

    В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.

    Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.

    Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.

    Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».

    Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.

    Разряды Признаки Примеры
    Притяжательные Указывают на принадлежность некому человеку или животному. Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий.
    Относительные Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д.
    Образованы от существительных, глаголов и наречий.
    Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер).
    Качественные Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. Краткий, легкий, высокий.
    Имеют степени сравнения. Кратчайший, легчайший, высочайший.
    Образуют краткую форму. Краток, легок, высок.
    Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий.

    Качественные прилагательные

    Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:

    • размеры (большой, маленький, крупный);
    • вес (легкий, тяжелый, увесистый);
    • цвет (черный, зеленый, красный);
    • вкус (сладкий, соленый, горький);
    • форма (квадратный, овальный, треугольный);
    • температура (холодный, горячий, теплый);
    • физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
    • черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).

    У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:

    • большой — наибольший, самый большой;
    • сладкий — сладчайший, очень сладкий;
    • тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
    • краткий — кратчайший, слишком краткий.

    Для усиления эффекта также используется повторение:

    Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.

    • Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
    • Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
    • Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
    • Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.

    Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:

    • робкий — робок,
    • хрупкий — хрупок,
    • тесный — тесен.

    Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:

    Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.

    Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.

    Относительные прилагательные

    Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:

    • место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
    • фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
    • материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
    • действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
    • назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
    • количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
    • отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).

    В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).

    Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.

    Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.

    • старый дуб (старейший) — качественное;
    • столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
    • короткий путь (кратчайший) — качественное;
    • стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.

    Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:

    • от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
    • от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).

    Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.

    Притяжательные прилагательные

    Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.

    Вопросы Примеры
    Чей? Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник.
    Чья? Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет.
    Чье? Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло.
    Чьи? Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы.

    Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.

    У этого разряда есть свои особенности правописания:

    • с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
    • если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
    • если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.

    Как определить разряд прилагательного?

    Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:

    Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.

    Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.

    Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.

    Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:

    На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.

    У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:

    Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:

    • бабушкин — притяжательное прилагательное.

    От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:

    • самый яблочный — звучит не очень гармонично,
    • самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.

    Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).

    • ароматный — качественное прилагательное.

    О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:

    • яблочный — относительное прилагательное.

    Переход прилагательных из одного разряда в другой

    Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.

    • золотое колье — сделанное из золота,
    • золотой человек — очень хороший, доброжелательный.

    Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.

    • Медвежья берлога — чья?
    • Медвежья услуга — какая?
    • Лисья нора — чья?
    • Лисья хитрость — какая?

    В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.

    Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:

    В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.

    Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

    Записаться на марафон

      0 0 0 0 0 0

    Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

    Значение слова «прилагательное»

    прилага́тельное

    1. грам. в ряде языков — часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и в зависимости от языка могущая изменяться по падежам, числам и родам ◆ Изменяемость по падежам является признаком существительных и прилагательных в русском языке, однако в латинском и глагол может склоняться. Л. В. Щерба, «О частях речи в русском языке», 1924 г. (цитата из НКРЯ)

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: общежительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Ассоциации к слову «прилагательное&raquo

    Синонимы к слову «прилагательное&raquo

    Предложения со словом «прилагательное&raquo

    • Будучи по значению относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа строй, граница, учреждение.

    Цитаты из русской классики со словом «прилагательное»

    • Знаешь, я хотел высчитать, сколько каждый автор употребил имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, затем, сколько у него главных предложений и придаточных, многоточий, знаков восклицаний и т. д.

    Сочетаемость слова «прилагательное&raquo

    Понятия со словом «прилагательное»

    Афоризмы русских писателей со словом «прилагательное&raquo

    • Язык г. Надеждина гладок и правилен, но слишком тяжел для повести; невыносимо длинные периоды, перепутанные причастиями, деепричастиями и прилагательными, в повести г. Надеждина просто мучат читателя…

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Предложения со словом «прилагательное&raquo

    Будучи по значению относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа строй, граница, учреждение.

    Впрочем, характеризуя то или иное общественное лицо, современники иногда использовали прилагательное либеральный,имея в виду всего лишь отличие этого деятеля от большинства, стоявшего на консервативных позициях.

    Мы считаем, что не имеет значения, назовёте ли вы, слово whose детерминативом или притяжательным прилагательным.

    источники:

    http://skysmart.ru/articles/russian/razryady-imen-prilagatelnyh

    http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5

    План урока:

    Лексическое значение

    Связь имени прилагательного с существительным

    Формы рода, числа, падежа прилагательного

    Лексическое значение

    Прилагательное выполняет важную функцию в нашей речи. Без него мир был бы неинтересным. Почему? Рассудите сами. Перед вами парные картинки. Скажите, что на них изображено? Чем отличаются эти картинки? Слева нераскрашенные изображения, справа – цветные. Какие картинки приятнее рассматривать? Конечно, цветные. Подпишите картинки. Слова: жёлтый, зелёный, красный описывают предметы, обозначают признаки цвета.

    1 imya prilagatelnoe 2

    2 imya prilagatelnoe 2

    Посмотрим на следующие изображения. Чем отличаются медведи? Правильно, один из них большого размера, другой – маленького. Слова: большой, маленький – это признаки размера предметов.Впишите эти определения в клеточки под картинками.

    3 imya prilagatelnoe 2

    Теперь подумайте, какими отличительными признаками обладают вот эти люди?

    4 imya prilagatelnoe 2

    Правильно, разница в возрасте: дедушка старый, а мальчик – молодой. Слова: молодой, старый – признаки возраста. Напишите эти слова в клетках.

    Какие выводы можно сделать из наших рассуждений? Каждый предмет, явление, человек обладает определёнными признаками. Они обозначаются словами, которые представляют часть речи под именем прилагательное.Рассмотрите таблицу и выучите правило.

    5 imya prilagatelnoe 2

    Ребята, список признаков предметов можно перечислять долго. Все они будут отличаться по значению. Вы уже знаете о признаках размера, цвета, возраста. К ним можно добавить признаки:

    • температуры: тёплый чай, холодный душ, жаркий климат;
    • свойства материала: жёсткий стул, мягкая кофта, железный гвоздь, деревянные качели;
    • веса: тяжёлый стол, лёгкий портфель;
    • вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький;
    • места: лесной, городской, сельский, московский;
    • формы: круглая, овальный, треугольные, квадратный.

    Прилагательные не только дают описания предметов, но и украшают нашу речь, обогащают язык.

    Предлагаю потренироваться определять имена прилагательные в тексте.

    ВНИМАНИЕ:правильные ответы на эти и другие задания вы найдёте в конце урока.

    Задание 1.

    Найдите и подчеркните в предложениях прилагательные.

    Солнечным утром я проснулся рано. Мама оставила на плите вкусный завтрак. Это были румяные оладьи с деревенской сметаной. После завтрака я прочитал интересную книгу. В 11 часов я пошёл на футбольное поле. У нас хороший тренер.

    Связь имени прилагательного с существительным

    Ребята, подумайте, можно по указанным признакам догадаться, какой предмет имеется в виду? Давайте попробуем.

    Тоненькая, стальная, острая. Что это? Игла.

    Круглый, резиновый, для игры. Мяч.

    Оранжевая, длинная, с зелёным хвостиком. Морковь.

    Прилагательные настолько точно и подробно описывают предметы, что нетрудно догадаться, что было загадано.

    Выполним упражнение.

    Задание 2.

    Прочитайте текст. Что вы о нём думаете?

    На полянке росла ягода. Она …формы и … цвета. Листья …, …, цветочки … На вкус … Из неё делают … варенье.

    Из такого текста, в котором отсутствуют признаки предмета, трудно понять, о какой ягоде идёт речь. Текст скучный, безликий.

    А теперь вставьте слова, подходящие по смыслу, вместо точек: овальная, красная, зелёные, резные, белые, кисло-сладкая, ароматное.

    А теперь можете дать ответ? Конечно же, это земляника. Прочитаем получившийся результат:

    На полянке росла ягода. Она овальной формы и красного цвета. Листья резные, зелёные, цветочки белые. На вкус кисло-сладкая. Из неё делают ароматное варенье.

    Вы заметили, ребята, какая тесная взаимосвязь установлена между существительным и прилагательным? Можно сказать, что они дружат между собой. При этом прилагательное принимает ту же форму, что и существительное.

    Категории рода, числа, падежа прилагательного

    Перед вами иллюстрация из известной сказки. Опишите героев, объекты, изображённые на ней, используя прилагательные.

    6 imya prilagatelnoe 2
     

    Прочитайте словосочетания, составленные к картинке: синее море, золотая рыбка, песчаный берег, белые чайки.

    Определим род существительных: море, окончание – е, средний род; рыбка, оканчивается на – а, женский род; берег, окончание нулевое, мужской род.

    А в каком числе эти предметы нам представлены? Верно, в единственном.

    Мы уже говорили о том, что прилагательное тесно связано с существительным. Порассуждаем: если предмет один, то и конкретный признак у него тоже в единственном числе. Соответственно, синее, золотая рыбка, песчаный – это прилагательные единственного числа. В словосочетании белые чайки прилагательное, как и существительное, находится во множественном числе.

    Аналогичная взаимосвязь отмечается в отношении категории рода и падежа прилагательного.

    Предмет женского рода может иметь признак только женского рода: рыбка золотая. Объект мужского рода – признак мужского рода: берег песчаный, предмет среднего рода – признак среднего рода: море синее.

    В таблице вы видите, какими бывают окончания прилагательных в форме различных родов и чисел.

    7 imya prilagatelnoe 2

    ВНИМАНИЕ: если прилагательное находится во множественном числе, род у него не определяется!

    Существительные, перечисленные в начале раздела к сказочной иллюстрации, как и прилагательные к ним, имеют форму именительного падежа. Смена формы падежа существительного ведёт к аналогичной смене падежа у прилагательного.

    Старик поймал золотую (В.п.) рыбку (В.п.). Жили у самого синего (Р.п.) моря (Р.п.). Стоял на песчаном (П.п.) берегу (П.п.).

    Следовательно, выявляют падеж имени прилагательного в тексте по относящемуся к нему существительному.

    У хитрой лисички глаз всё подмечает.

    Чтобы определить падежную форму прилагательного хитрой, находим существительное, к которому этот признак относится: лисички. Выясняем в каком падеже находится существительное, задав вопрос: У кого? Это вопросительная форма родительного падежа. Значит, и прилагательное хитрой имеет форму родительного падежа.

    Закрепите изученный материал, выполнив задания.

    Упражнение 1.

    Проведите стрелки от прилагательных к существительным, подходящим по смыслу:

    8 imya prilagatelnoe 2

    Упражнение 2.

    Прочитайте предложения, раскрывая скобки. Поставьте прилагательные в правильную падежную форму:

    В парке развлечений гуляло много (маленький) детей. Дядя Вася был (удачливый) рыбаком. В машине (удобный) сиденья.Бабушка получила (поздравительный) телеграмму.За горы закатилось (оранжевое) солнце.

    Упражнение 3.

    Распределите прилагательные по трём столбикам.

    9 imya prilagatelnoe 2

    Слова:серебристый, заграничные, железная, доброе, нижний, знойное, ответственный, речная, грязная, хрустальное, пушистые.

    Какие слова не удалось поместить ни в один столбик? Почему?

    Ответы на задания

    Задание 1.

    Солнечным, вкусный, румяные, с деревенской, интересную,футбольное, хороший.

    Упражнение 1.

    10 imya prilagatelnoe 2

    Упражнение 2.

    В парке развлечений гуляло много маленьких детей. Дядя Вася был удачливым рыбаком. В машине удобные сиденья. Бабушка получила поздравительную телеграмму.За горы закатилось оранжевое солнце.

    Упражнение 3.

    11 imya prilagatelnoe 2

    Не распределены слова в форме мн.ч. заграничные, пушистые, так как род у них невозможно определить.

    Ребята, наш урок закончился. Мы познакомились с частью речи, без которой наш язык был бы лишён яркости и красок. Разобрались в способе определения рода, числа, падежа у слов-прилагательных. Переходим к тестированию.

    Разряды прилагательных — это лексико-грамматические группы слов, которые обозначают свойства и качества предметов, признак через отношение к другому предмету или принадлежность одушевленному или неодушевленному существительному.

    Узнаем, какие разряды прилагательных существуют в русском языке. В соответствии с лексическим значением и морфологическими признаками слова этой самостоятельной части речи делят на три разряда:

    • качественные прилагательные;
    • относительные прилагательные;
    • притяжательные прилагательные.

    Разряды прилагательных

    КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
    Оценка: плохой, добрый… Материал: кожаный, деревянный… Принадлежность человеку
    или животному
    (вопрос Чей?):
    медвежья, мамин…
    Размер: высокий, глубокий… Назначение: спортивный, военный…
    Вес: тяжелый, невесомый… Время: утренний, ночной…
    Запах: ароматный, душистый… Место: городской, лесной…
    Температура: холодный, теплый… Количество: двухлетний, столетний…
    Действие: пугливый, смелый…

    Рассмотрим разряды прилагательных и укажем их характерные признаки и отличительные особенности.

    Качественные прилагательные

    Определение

    Качественные прилагательные — это слова, обозначающие непосредственный признак предмета, его свойство или качество, которое может проявляться с разной интенсивностью.

    Например:

    • у реки мы ощущаем слабый ветер, а к вечеру он станет слабее или вовсе утихнет;
    • слышится громкое гудение, автомобиль приближается, и гудение мотора стало громче.

    Качественные прилагательные

    Способность качественных прилагательных обозначать признак в большей или меньшей степени является его главным отличительным свойством среди слов этой части речи, принадлежащих к относительным и притяжательным прилагательным.

    По значению разряд качественных прилагательных объединяет слова, обозначающие

    • цвет и масти животных (жёлтый, синий, вороной, пегий);
    • форму (квадратный, овальный);
    • размер (высокий, длинный, большой);
    • вес (тяжелый, легкий);
    • вкус (горький, кислый, слабосоленый);
    • возраст и физические особенности (старый, молодой, юный, хромой);
    • внутренние качества и свойства характера (грустный, скромный, умный, счастливый).

    Для качественных прилагательных характерны морфологические признаки:

    1. образование степеней сравнения

    • сравнительная степень

    грубый -грубее, более/менее грубый;

    • превосходная степень

    грубый — грубейший, самый грубый.

    2. Наличие кратких форм, которые изменяются по родам и числам, но не склоняются

    • тонкий — голос (каков?) тонок  , ткань (какова?) тонка, плетение (каково?) тонко, волосы (каковы?) тонки;
    • молодой — человек молод  , женщина молода, племя молодо, ребята молоды.

    3. Способность сочетаться с наречиями «очень», «совершенно», «крайне», «чрезвычайно», «совсем» и пр.

    • очень тяжелый рюкзак;
    • совершенно обидное замечание;
    • совсем грустное настроение.

    4. Качественные прилагательные имеют синонимы и антонимы и сами образуют антонимичные пары с помощью приставки не-:

    • веселый — радостный,  смешной, смешливый, ликующий, счастливый;
    • веселый — грустный;
    • веселый — невеселый (грустный).

    5. Образуют однокоренные наречия с суффиксом -о, -е:

    • слабый — слабо;
    • певучий — певуче.

    6. Образуют слова со значением субъективной оценки:

    • хитрый — хитренький;
    • длинный — длиннющий;
    • любопытный — прелюбопытный;
    • удалой — разудалый.

    7. Путем повтора могут образовать сложные слова:

    • черный-черный;
    • забавный-презабавный.

    Не все качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы. Не имеют степеней сравнения прилагательные, обозначающие постоянный статичный признак предмета.

    Например, слова, обозначающие цвет, форму, качество предмета:

    • зеленый лист;
    • квадратный стол;
    • каурая лошадь;
    • больной, хромой, слепой, женатый, здоровый.

    Эти прилагательные не меняют интенсивности своего качества в сторону усиления признака.

    Относительные прилагательные

    Определение

    Относительные прилагательные — это слова, которые обозначают признак предмета через отношение к другому предмету или явлению.

    Например:

    • городская улица — улица в городе (местоположение);
    • медный таз — таз из меди (материал);
    • шестилетний мальчик — мальчик шести лет (возраст);
    • прошлогодний джем — джем прошлого года (время);
    • двухметровый обрыв — обрыв высотой в два метра (размер);
    • стограммовая банка — банка в сто граммов (вес);
    • стиральная машина — машина для стирки (назначение):
    • беговая дорожка — дорожка, по которой бегут (действие)

    и пр.

    Как видим, относительные прилагательные можно заменить сочетанием существительного с предлогом.

    Относительные прилагательные

    Относительные прилагательные не имеют грамматических признаков, которыми обладают качественные прилагательные. Они не могут менять интенсивность признака, то есть

    • не имеют степеней сравнения;
    • не сочетаются с наречиями меры и степени;
    • не образуют краткой формы;
    • не имеют синонимов и антонимов;
    • не образуют однокоренных наречий с суффиксом -о, -е.

    Относительные прилагательные образуются от существительных суффиксальным способом:

    • зима → зимний;
    • золото → золотистый;
    • село → сельский.

    Притяжательные прилагательные

    Определение

    Притяжательные прилагательные — это слова, обозначающие принадлежность предмета лицу или животному.

    Эти слова отвечают на вопросы:

    • шарф (чей?) дедушкин;
    • сумка (чья?) тётина;
    • пение (чьё) соловьиное;
    • зубы (чьи?) волчьи.

    притяжательные прилагательные

    Притяжательные прилагательные образуются от имен существительных с помощью суффиксов -ий, -ин/-ын, -ов-/-ев и др.

    • птица → птичий базар;
    • папа → папин совет;
    • синица → синицыно гнездо;
    • брат → братов нож;
    • жасмин → жасминовый запах;
    • ландыш → ландышевый аромат.

    Переход прилагательных из одного разряда в другой

    Некоторые прилагательные, если их употребить в переносном смысле, меняют свой лексико-грамматический разряд. Чаще всего приобретают значение качества относительные прилагательные:

    • каменный дом (дом из камня) — каменное лицо (неподвижное, жесткое);
    • золотое кольцо (кольцо из золота) — золотой характер (покладистый);
    • мирный период (период без войны) — мирный характер (спокойный, уступчивый);
    • железный ключжелезное здоровье (отличное);
    • бронзовый подсвечник — бронзовый загар (смуглый).

    Реже качественные прилагательные переходят в разряд относительных. Таким способом образуются слова-термины:

    • легкий бег — лёгкая промышленность;
    • тяжелая сумка — тяжелая атлетика;
    • звонкая песня — звонкий согласный;
    • левый башмак — левые взгляды.

    Притяжательные прилагательные могут обозначать качества или свойства предмета:

    • ослиный хвост — ослиное упрямство;
    • волчий вой — волчий взгляд (злой);
    • заячий след — заячья душа (робкая).

    В зависимости от смысла контекста одно и то же прилагательное может быть качественным, относительным или притяжательным:

    • лисий (чей?) хвостлисий воротник (воротник из лисьего меха) — лисья речь (хитрая, неискренняя);
    • медвежий (чей?) детенышмедвежья шуба (шуба из меха) — медвежья походка (неуклюжая, вразвалку).

    Переход прилагательных из одного разряда в другой

    Как определить разряд прилагательного?

    Чтобы правильно определить разряды прилагательных, сначала задаем к слову вопрос какой? или чей? А далее анализируем, какой признак или принадлежность обозначает прилагательное, имеет ли краткую форму и степени сравнения, может ли сочетаться с наречиями, имеет ли синонимы и антонимы и т. д.

    Примеры

    1. Лесной орех

    Орех (какой?) лесной.

    Слово «лесной» обозначает признак ореха, который вырос в лесу. Это прилагательное обозначает признак предмета через отношение, то есть по смыслу связано с местоположением предмета. Это слово не образует степеней сравнения и не имеет краткой формы.

    Значит, это относительное прилагательное.


    2. Волчий аппетит

    Аппетит (какой?) волчий.

    Хотя это слово не образует краткой формы и степеней сравнения, по значению оно обозначает свойство. Это притяжательное прилагательное употреблено в переносном смысле и значит, что аппетит неуёмный, очень сильный. Это слово имеет синонимы.

    Следовательно, это качественное прилагательное.


    3. Козлиное копытце

    Копытце (чьё?) козлиное. Прилагательное обозначает принадлежность. Это притяжательное имя прилагательное.


    4. Бодрый голос

    Голос (какой?) бодрый.

    Это слово образует степени сравнения (бодрее, бодрейший) и краткую формы (голос бодр). Оно сочетается с наречием (очень бодрый) и образует наречие с суффиксом -о (бодро шагать). Этих признаков достаточно, чтобы определить, что слово «бодрый» — это качественное прилагательное.

    Видеоурок «Разряды прилагательных по значению (6 класс)»

    Презентация

    Скачать презентацию

    Тест

    Предмет: Русский язык

    Класс 3  

    Технологическая карта.

    Тема урока

    Лексическое значение имён прилагательных

    Цель

    Создать условия для формирования представления у учащихся о лексической роли имен прилагательных.

    Задачи.

    учить  распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять лексическое значение имен прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

    -развивать письменную и устную речь и мышление, орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма

    -воспитывать интерес к родному языку, вежливое обращение друг с другом, аккуратность, дисциплинированность

    Планируемые образовательные результаты

    (предметные)

    Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

    Личностные результаты

    Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной
    деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения

    Универсальные учебные действия

    (метапредметные)

    Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.

    Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

    Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Основное содержание темы, понятия, термины

    Имя прилагательное. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Лексическое значение имен прилагательных.
    Роль имени прилагательного в тексте. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синонимы.

    Методы и формы обучения

    Частично-поисковый, наглядный.

    Наглядно-демонстрационный материал

    Карточки с заданиями.

    Образовательные ресурсы

    Учебник «Русский язык» , 3 класс, 2 часть, автор Горецкий В.Г., М, 2013

    Сценарий урока.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Организация

    учащихся.

    Мотивация

    учебной

    деятельности.

    Здравствуйте, ребята, меня зовут…, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

    Если хочешь много знать,

    Многого добиться,

    Значит, грамотно писать

    Должен научиться!

    — Давайте проверим свои рабочие места, все ли необходимое лежит у вас на партах, учебник, тетрадь, дневник и ручка.

    Приветствуют учителя.

    Проверяют рабочие места.

    2. Актуализация знаний.

    Минутка чистописания:

    Откройте свои тетради, запишите дату (25 февраля), классная работа. Сейчас мы проведём минутку чистописания.

    Написание какой буквы повторим вы узнаете из загадки:

    Дельфин, весёлый наш дельфин,

    Играет в море не один,

    Там два дельфина на воде,

    Играя, учат букву …

    -Верно, это буква Д

    — На первой строке запишите соединения заглавных и строчных букв Дд до конца строки: (Образец показываю на доске).

     — На следующей строчке запишите слова: дер..во, дер..кий, (Д,д)енис

    — Какое правило вы использовали, чтобы написать эти слова?

    -На третьей строчке запишем предложение под диктовку:

    «Могучие дубы спят под снежной шапкой».

    -Подчеркните главные члены предложения

    -Назовите главные члены предложения

    -Назовите словосочетания из этого предложения

    -Назовите слова из предложения, которые относятся к имени прилагательному.

    Словарная работа: (словарь пишу на доске)

    С красной строки напишите слово

    Словарь:

    1) Запишите под диктовку слова:

    Самолёт, здравствуйте, коллектив, чувство, коллекция, до свидания.

    2)Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

    3.Самопроверка.

    -Теперь я предлагаю вам проверить свою работу по эталону.

     — Посмотрите на доску и проверьте, все ли правильно вы написали.

    — А я возьму две тетради на проверку.

    (Задать по дополнительному вопросу

    -Сколько падежей в русском языке?

    — Что значит просклонять имя существительное?

    -Если у вас ни одной ошибки-5

    1 или 2 ошибки-4

    3 ошибки -3

    -Поднимите руку, кто получил 5? Молодцы

    — Работают в тетрадях

    — Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.(деревья)

    — Денис пишется с большой буквы, т.к. это имя мальчика

     Дубы спят

    — Словосочетания: могучие дубы, дубы спят, спят под снежной шапкой.

    — Могучие, снежной

    — В русском языке 6 падежей.

    — Просклонять имя сущ., это значит определить его падеж.

    3. Постановка учебной

    задачи.

    Создание проблемной

    ситуации;

    — Посмотрите предложение на доске:

    «Весенним утром ярко светило солнце».

    — Спишите предложение, найдите существительные и определите их падежи.

    (спросить, какие слова являются существительными и их падеж)

    — Какие слова помогли нам понять, что речь идет о весне?

    — На какой вопрос отвечает это слово?

    — Какой частью речи является это слово?

    — Вы догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня?  

    — Какую цель поставим на уроке?

    Смотрят, а затем переписывают его

    — С помощью слова «весенним»

    — Каким?

    — Прилагательным

    — Да, имя прилагательное

    -Познакомиться с именем прилагательным

    4.Построение выхода

    из затруднения

    -Верно, сегодня мы выясним, с какой частью речи связано имя прилагательное и, какую роль имя прилагательное играет в предложении и в речи.

    — Откройте учебник на стр. 63. прочитайте, чему научимся в этом разделе.

    — Вернемся к предложению. Назовите имя прилагательное и то существительное, к которому оно относится.

    — Как же определить имя прилагательное?  

    — Давайте проверим, откройте страницу 64 учебника и прочитаем правило в рамке.

    Работа над правилом

    — Что означают имена прилагательные?

    — На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

    — С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

    — Что означает стрелочка к прилагательному?

    — Приведите примеры сочетаний прилагательных и существительных.

    — Проверим, как вы поняли правило и как запомнили его. Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вам нужно определить, о ком или о чем я говорю.

    1)        Холодная, стремительная, чистая…

    2)        Радостная, искренняя, мамина…

    3)        Рыжая, ловкая, хитрая…

    4)        Косой, слабый, трусливый…

    5)        Большой, пушистый, косолапый…

    — Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о чем или о ком идет речь?

    — Какой частью речи они являются?

    — С какой целью употребляются в речи прилагательные?

    Читают

    — Весенним утром

    -По вопросам к имени сущ.

    — признаки предметов

    — какой? какая? и т.д.

    — с существительным

    -Зависимость имени прилагательного и имени существительного

    -вода

    -улыбка

    -лиса

    -заяц

    -медведь

    — Эти слова обозначают признаки предметов

    — Являются именем прилагательным

    — Чтобы описать предмет или явление

    5.Физкультминутка

    — Ребята, давайте немного отдохнем и выполним упражнения

    Мы вдохнули глубоко,

    Дышим мы легко-легко.

    Плавно руки вверх подняли,

    И кистями помахали.

    Руки мы к плечам прижали,

    И локтями повращали.

    Сделали по пять прыжков.

    И к работе класс готов!

    Повторяют за учителем.

    6. Реализация проекта

    выхода из затруднения.

    — Ребята, найдите упражнение 109.

    — Послушайте это стихотворение

    — Прочитайте стихотворение.

    — Как и в какое время года вам представилась березка?

    — Благодаря чему вы ее так видите?

    — Есть ли в этих строках имена прилагательные? Назовите их.

    — Как вы их определили?

    — Спишите стихотворение, подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

    — Выполните самопроверку. Назовите прилагательные, которые вы подчеркнули.

    — Ребята, найдите упражнение 111

    — Послушайте задание

    Прочитайте слова.

    — К какой части речи относятся слова?

    Докажите.

    — Какая часть слова выделена жирным шрифтом?

    — Сейчас читаем слова по цепочке и подбираем подходящее существительное к имени прилагательному.

    — Теперь запишите полученные словосочетания и выделите окончания прилагательных.

    — Назовите прил., обозначающее (запах, цвет, величина, температура, звук, размер, вес, оценка предмета).

    — К какому выводу мы можем прийти после написания словосочетаний?

    — В летнее, она была представлена красочной и сонной.

    — Благодаря прилагательным

    — Сонные, шелковые, зеленые, серебряные

    — Задали вопросы

    — Сонные, шелковые, зеленые, серебряные

    — Прилагательное

    — Окончание

    -Имена прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним

    7. Итог урока. Рефлексия

    — С какой частью речи познакомились?

    — Ребята, а зачем в нашей речи существуют имена прилагательные?

    Перед вами лестница успеха, оцените свою работу на уроке.

    Поднимите руку, кто отметил на верхней ступеньке

    А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

     — Ребята, урок окончен, встаньте. До свидания!

    — Познакомились с именем прилагательным.

    — Чтобы описывать предметы или явления.

    Весенним утром ярко светило солнце.

    Разряды имен прилагательных

    В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.

    Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.

    Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

    Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.

    • легкий (вес),
    • деревянный (материал),
    • мамин (принадлежность).

    В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.

    Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.

    Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.

    Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».

    Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.

    Разряды Признаки Примеры
    Притяжательные Указывают на принадлежность некому человеку или животному. Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий.
    Относительные Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д.
    Образованы от существительных, глаголов и наречий.
    Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер).
    Качественные Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. Краткий, легкий, высокий.
    Имеют степени сравнения. Кратчайший, легчайший, высочайший.
    Образуют краткую форму. Краток, легок, высок.
    Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий.

    Качественные прилагательные

    Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:

    • размеры (большой, маленький, крупный);
    • вес (легкий, тяжелый, увесистый);
    • цвет (черный, зеленый, красный);
    • вкус (сладкий, соленый, горький);
    • форма (квадратный, овальный, треугольный);
    • температура (холодный, горячий, теплый);
    • физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
    • черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).

    У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:

    • большой — наибольший, самый большой;
    • сладкий — сладчайший, очень сладкий;
    • тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
    • краткий — кратчайший, слишком краткий.

    Для усиления эффекта также используется повторение:

    • большой-пребольшой,
    • сильный-пресильный,
    • громкий-прегромкий.

    Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.

    • Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
    • Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
    • Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
    • Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.

    Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:

    • робкий — робок,
    • хрупкий — хрупок,
    • тесный — тесен.

    Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:

    • веселый — невеселый,
    • яркий — неяркий,
    • вкусный — невкусный.

    Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.

    Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.

    • пегая лошадь,
    • красное знамя,
    • квадратная коробка,
    • слепой старик.

    Относительные прилагательные

    Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:

    • место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
    • фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
    • материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
    • действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
    • назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
    • количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
    • отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).

    В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).

    Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.

    Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.

    • старый дуб (старейший) — качественное;
    • столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
    • короткий путь (кратчайший) — качественное;
    • стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.

    Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:

    • от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
    • от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).

    Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.

    Притяжательные прилагательные

    Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.

    Вопросы Примеры
    Чей? Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник.
    Чья? Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет.
    Чье? Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло.
    Чьи? Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы.

    Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.

    У этого разряда есть свои особенности правописания:

    • с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
    • если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
    • если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.

    Как определить разряд прилагательного?

    Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:

    Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.

    Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.

    Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.

    Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:

    На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.

    У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:

    • Бабушкин — чей?
    • Яблочный — какой?
    • Ароматный — какой?

    Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:

    • бабушкин — притяжательное прилагательное.

    От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:

    • самый яблочный — звучит не очень гармонично,
    • самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.

    Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).

    • ароматный — качественное прилагательное.

    О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:

    • яблочный — относительное прилагательное.

    Переход прилагательных из одного разряда в другой

    Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.

    • золотое колье — сделанное из золота,
    • золотой человек — очень хороший, доброжелательный.

    Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.

    • Медвежья берлога — чья?
    • Медвежья услуга — какая?
    • Лисья нора — чья?
    • Лисья хитрость — какая?

    В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.

    Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:

    • Беличья кладовая — чья?
    • Беличья шуба — какая?

    В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.

    Лексическое значение слова – примеры, определение типов (6 класс, русский язык)

    Каждое слово имеет некий смысл, который оно передает. Это то понятие, которое существует в нашем сознании и о котором мы стремимся сообщить в речи. В статье мы поговорим о том, что же это за смысл и как его понять.

    Лексическое значение слова – примеры, определение типов (6 класс, русский язык)

    Какие значения имеет слово?

    Слово в языке выполняет двоякую функцию: оно и передает собственный смысл, и связывается с другими словами в предложения. Поэтому принято говорить, что оно имеет лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это информация о слове как части речи. Например, «лексика» – имя существительное, женский род и т.д.

    Лексическое значение слова – это его смысл, то, что оно обозначает (например, «Лексика – Совокупность слов какого-л. языка, диалекта или речи отдельного человека; словарный состав чего-л., кого-л.» (Толковый словарь)

    Узнать лексическое значение слова можно в толковом словаре, где в так называемой словарной статье дается определение, что это слово обозначает.

    В нашем примере лексическое значение слова одно. Но бывает и так, что их несколько.

    Многозначные слова

    Если слово имеет не одно, а несколько значений, то его называют многозначным. В толковом словаре такие слова объясняются одной статьей, в которой по нумерованным пунктам толкуются все значения слова. Первым приводится обычно прямое значение, то есть самое явное из них, первичное.

    Слово может иметь множество значений (даже, например, десять); но все они будут приведены в больших, многотомных, словарях. В обычном школьном словаре, чтобы он не был слишком объемным и неудобным, приводят обычно лишь несколько значений.

    Переносное значение слова

    Одно из значений слова обычно прямое, остальные могут быть переносными. То есть слово переносится на другое понятие и обозначает его тоже.

    Существует несколько типов переноса значения. Приведем примеры.

    • Метафора – это перенос по принципу сходства (внешнего вида, функций и т.п.) В словосочетании «железные нервы» слово «железный» является как раз метафорой (железный – очень прочный).
    • Метонимия – перенос по принципу смежности («Я три тарелки съел» – скорее всего, тарелка осталась несъеденной, съедено содержимое).
    • Синекдоха – перенос наименования части на целое или целого на часть («Чтоб ноги твоей тут не было!» – имеется в виду «не приходи», а не «приходи, но ногу оставляй за дверью»).

    Типы лексического значения

    Тему «Лексика» проходят в 6 классе, поэтому многие трудные для понимания вопросы, требующие большого опыта, остаются неосвещенными. Например, типы лексических значений. Сообщается лишь о прямых и непрямых (переносных) значениях.

    Однако полезно помнить, что слова классифицируют и другими способами.

    Например, одни из слов выполняют только номинативную функцию (называют понятия: глаза, улыбаться), другие берут на себя еще и экспрессивную функцию (выражают отношение: очи, лыбиться).

    Среди слов имеются свободные (их большинство) и несвободные; свободные сочетаются с любыми подходящими по смыслу словами (все, что видно, можно «увидеть»), несвободные же сочетаются с одними словами и «не принимают» другие (можно «одержать» победу, но не поражение).

    Что мы узнали?

    Лексическое значение слова – это смысл, который передает слово. Значений может быть несколько (тогда слово называют многозначным); бывают прямые и непрямые (переносные) значения слов. Узнать лексическое значение слова можно в толковом словаре.

    источники:

    https://skysmart.ru/articles/russian/razryady-imen-prilagatelnyh

    https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/8290-leksicheskoe-znachenie-slova-primery-opredelenie-tipov-6-klass-rysskii-iazyk.html

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Составить предложение со словом не кто иной как
  • Если знаю тангенс как найти угол
  • Как найти на компьютере play market
  • У меня украли iphone как его найти
  • Как найти блютуз на айпаде